Open
Close

Усадьба воронцовых дашковых в быково адрес. Существует романтическая легенда, что один из Воронцовых Дашковых в отсутствие жены устроил во дворце товарищеский ужин, на котором присутствовала и его возлюбленная, которой он якобы пообещал подарить этот двор

November 18th, 2015

Село Быково находится примерно в 15 км от Москвы рядом с городом Жуковский. Здесь в полузаброшенном состоянии располагается уникальная усадьба, настоящий кусок Европы в Подмосковье.



Раньше это место носило название Марьино, а одним из первых его владельцев был князь Дмитрий Донской. Именно его перед Куликовской битвой он завещал своим сыновьям.

Село неоднократно меняло владельцев, было частной и государственной собственностью. В середине 18-го века село перешло во владение Михаила Измайлова, который был представителем старого дворянского рода, а также был камергером при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Кроме этого Измайлов был председателем Кремлёвской экспедиции дворцовых строений, где под его наблюдением возводились здания Судебной палаты и Окружного суда в Москве. Среди его подчиненных был знаменитый архитектор Баженов.

В 1775 году императрица Екатерины II, заехав в гости к Измайлову, она отметила, что его имение выглядит как-то бледновато и мало чем отличается от посещенных ей ранее подмосковных усадеб. Такое замечание сильно задело Измайлова, и он задумал превратить село Быково в роскошную усадьбу. Тут-то помогло его давнее знакомство с Баженовым, который создал уникальный архитектурно-парковый ансамбль.

План усадьбы Быково на основе чертежа 1983 г:

1. Главные ворота и кордегардия, 2. Людские, 3. Кузница, 4. Хозяйственный корпус, 5. Верховые конюшни, 6. Гостевой дом, 7. Кухня, 8. Ледник, 9. Дворец, 10. Пристань, 11. Устройства гимнастические, 12. Пристань, 13. Пристань, 14. Эрмитаж, 15. Большая оранжерея, 16. Обелиск, 17. Грот, 18. Пристань, 19. Беседка «Трех философов», 20. Мраморная колонна, 21. Водослив, 22. Оранжерея ананасов, 23. Устройство для вишен, 24. Русские бани, 25. Дом доктора, 26. Госпиталь, 27. Владимирская церковь и дом причта, 28. Мост, 29. Святой колодец, 30. Источники, 31. Мост, 32. Пристань, 33. Грот (погреб), 34. Швейцарская ферма, 35. Людская, 36. Плотина, 37. Роща

Главный дом представляет собой величественный двухэтажный дворец на искусственном холме:

Старые фотографии:

В начале 19-го века Быкова переходит во владение к Воронцовым. В 1855 году граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков приглашает в усадьбу архитектора Бернара де Симона, который частично переделывает дворец и делает величественные интерьеры, который дожили и до нашего времени (об интерьерах можно почитать у deadokey , которому удалось посетить главный дом, и ).

Панорама усадьбы Быково, сделана сразу после реконструкции, произведенной Воронцовыми-Дашковыми по проекту Бернара Симона. Художник Д.Э. Хаген, 1853. Раменский историко-художественный музей.

Тогда же на аттике дворца появляется герб Воронцовых-Дашковых с девизом по-латыни: «Верность всегда непоколебима».

Последним владельцем Быкова был Николай Ильин — инженер-путеец. В 1860-е гг. строительство железных дорог в России только налаживалось. Предвидя открывающиеся с развитием нового вида транспорта перспективы, группа единомышленников (в числе которых и был Н.И. Ильин) во главе с К.Ф. фон Мекком (про усадьбу фон Мекка я ) создали в 1863 г. первую частную железнодорожную компанию. В 1874 г. Ильин приобрел у Воронцовых его усадьбу.

Ильины были владельцами усадьбы в Быково до революции 1917 года. Затем усадьба была передана детскому дому для сирот красноармейцев. В годы Великой Отечественной войны в усадьбе находилась школа подрывников:

Позже в усадьбе расположился туберкулезный санаторий, вывеска которого и встречает нас сейчас:

От входа идет аллея в сторону дворца:

По бокам полуразрушенные вазоны:

Санаторий построил на территории усадьбы несколько зданий для своих нужд:

На них до сих пор вист аншлаги с нумерацией корпусов:

Объявлений нет:

Здание дворца вырастает из зарослей:

Настоящая махина с трехуровневой башней с одной стороны:

Немного ближе:

К главному входу тянутся симметричные пандусы:

С другой стороны:

Над главным входом сооружена крыша:

Лечебный корпус "Дворец":

Чуть в стороне другая табличка:

Еще один общий вид на дворец:

Старая фотография с похожим ракурсом:

В зарослях попадаются вазоны:

Вид на главный дом со стороны прудов:

На башню ведет лестница и установлена какая-то антенна:

Здесь когда-то были балюстрады по всей террасе:

Сейчас это все, что осталось:

Хотя всего 20 лет назад их еще можно было наблюдать:

С торцевой стороны ситуация немного лучше, если тут уместно это слово:

Когда-то лестницы были украшены статуями:

Со временем все это утеряно и продолжает разрушаться:

Удивительно, что да наших дней дожили кариатиды:

Они здесь все разные:

Освещение на фасаде:

Обломки декора возле здания:

Теперь прогуляемся немного по территории. Спуск от дома к прудам:

В парке множество разнообразных деревьев:

Один из прудов облюбовали рыбаки:

Ротонда на острове в одном из прудов, которая была построена в 18 веке Баженовым.

Раньше к ней шел мост, который не сохранился, и попасть туда можно только с наступлением зимы.

Она же на старой фотографии:

Кроме этого возле одного из прудов раньше находился Эрмитаж, который до нас не дошел:

Также здесь был грот:

На территории усадьбы находится святой источник, возле которого раньше существовала часовня:

Зато до наших дней сохранилось еще одно уникальное, с точки зрения архитектуры, строение, выполнено в псевдоготическом стиле - церковь Владимирской иконы Божией Матери:

Но о ней подробнее в

От усадьбы Быково в наши дни остались только полуразрушенный дворец, запущенный парк с прудами и очень необычная церковь.

Находится усадьба недалеко от Москвы — в селе Быково Раменского района Подмосковья.

На грандиозную Владимирскую церковь, безусловно, нужно посмотреть, а вот Главный дом с несомненно выдающимися архитектурными достоинствами вызывает противоречивые чувства. Очень жаль, что такое прекрасное здание не реставрируется и постепенно приходит в упадок.

Погода в тот день совсем не радовала и фотографии получились не очень хорошими. Думаю, что стоит съездить туда в солнечный день еще раз.

Владимирская церковь в Быково производит неизгладимое впечатление. Спроектировал ее известный архитектор Баженов в конце 18 века в модном тогда псевдоготическом стиле. Эта церковь считается одним из его лучших творений и больше похожа на сказочный замок, чем на храм.

Церковь двухэтажная, на втором этаже находится летние помещения, а на первом — зимние.

Верхняя часть.

Здание очень большое. Нижняя часть с входной группой:

Главный вход:

Колокольня, построенная отдельно в 1830-х годах:

Изящные готические шпили.

Боковой вход.

Главный дом находится в глубине старого заросшего парка. Клумба перед центральным входом.

Вход с обратной стороны — видны следы разрушения. В здании ранее находился туберкулезный санаторий для пациентов с внелегочными формами заболеваний.

UPD: Санатория сейчас тут нет — читайте комментарии к статье.

Прекрасные кариатиды — статуи-колонны, поддерживающие балкон.

Остатки былой роскоши. Полуразрушенная балюстрада.

Усадьба Быково (ранее она называлась Марьино) была основана во второй половине 17 века тогдашним генерал-губернатором Москвы М.М. Измайловым. Будучи фаворитом Екатерины Второй, Измайлов для постройки Главного дома пригласил лучших архитекторов того времени — Баженова и Казакова, известных проектировщиков .

К сожалению, их творение не уцелело и в середине 19 века было построено новое не менее прекрасное здание из красного кирпича, украшенное башнями, балкончиками, и грандиозными въездными пандусами для карет. Последними владельцами этих мест были Воронцовы-Дашковы.

В наши дни все здесь находится в упадке. Если вам по душе более ухоженные места — съездите в подмосковное имение князя Юсупова .

Как добраться до усадьбы Быково

На общественном транспорте: от Казанского вокзала нужно доехать до станции Удельная. Далее автобусами 23 или 39 до остановки «Храм». Либо от м. Выхино автобусом 424 до остановки «Храм». Здесь вы увидите Владимирскую церковь, а до главного дома нужно идти пешком среди заборов частной застройки и далее через парк.

На автомобиле: от Москвы двигайтесь по дороге А102. Не доезжая до Жуковского, на светофоре нужно повернуть направо и еще раз направо. Дорога пойдет вдоль частных домов. Ехать не очень далеко — вскоре должны показаться величественные шпили храма. До главного дома усадьбы — пешком через парк.

(Россия, Московская область, Раменский район, Быково)

Как добраться? На автомобиле в бывшую усадьбу Быково можно попасть по шоссе [М5] или [А102]. Последнее нам показалось предпочтительнее. Свернув с трассы, двигайтесь в сторону Жуковского, не доезжая города, сверните в частный сектор. Там, среди малоэтажной застройки, высится грандиозный храм, украшенный острыми шпилями

На возвышенном участке рельефа, среди легких обнаженных крон деревьев рисуется силуэт нарядного дворца с башней, напоминающей феодальные замки; чуть в стороне от него – еще более примечательное сооружение: прекрасная псевдоготическая церковь, поставленная в 1789 г.
Усадьба Быково, Марьино тож, основана во второй половине XVIII в. бывшим генерал-губернатором Москвы и фаворитом Екатерины II М.М. Измайловым. В начале XIX в. имением владел граф И.И. Воронцов-Дашков, далее его сын. С 1880-х гг. Быково принадлежало Н.И. Ильину, до 1917 г. – его наследникам.

Двухэтажная церковь Владимирской иконы Божией Матери, несмотря на небольшие размеры, кажется грандиозной, впечатляя острыми, как иглы, пинаклями и шпилями, пронзающими небо. Храм, беседка, английский парк с прудами, утраченный «Эрмитаж» и перестроенный главный дом усадьбы, по мнению искусствоведов, спроектированы В.И. Баженовым. Отдельно стоящая колокольня 1830-х гг., составляющая с храмом гармоничный ансамбль, принадлежит замыслу зодчего И.Т. Таманского.
Двухэтажный кирпичный дом (архитектор Б. де Симон) с богатым белокаменным декором, сооруженный во второй половине XIX в. по заказу Воронцовых-Дашковых, отнесен в глубь обширного парка. Объем постройки заключает в себе подвальный этаж и часть стен своего предшественника.
Роскошный по архитектуре дом-дворец в духе Ренессанса поставлен на вершине высокого холма. От его главного входа расходятся боковые пандусы въездов с плавно очерченными линиями балюстрад; в парк, разбитый уступами, спускается парадная лестница. С окружающим ландшафтом постройку объединяют балконы и террасы, среди которых главенствующая роль отведена большой каменной террасе ломаного абриса со стороны парка. Она обрывается к реке долгим и пологим скатом, по сторонам которого расступается запущенный лесопарк.
Прямоугольный в принципе план здания усложнен боковыми ризалитами и торцевыми выступами, один из которых надстроен эффектной башней с курантами. Центр дома выделен граненым эркером со стороны двора и портиком кариатид на противоположном фасаде. В эркер вписан двусветный овальный вестибюль, охваченный по периметру парадной лестницей на арочных пролетах. Великолепный плафон с тонкой орнаментальной лепкой украшает потолок. Сохранились и другие помещения, отделанные дубовыми панелями и украшенные настенными росписями.







Прогулка по парку Быково доставляет истинное удовольствие. Его планировочная структура с паутиной дорожек и троп, с серебристой гладью прудов и лентой близко протекающей реки – необыкновенно живописна. Тропинки огибают водоемы, пересекаются будто невзначай, идут берегом реки с укромными затонами и островами, временами сходятся в одной точке, образуя шестилучевые звездочки, и вновь расходятся по парку, уводя к потаенным его уголкам. в одном из водоемов мерцало отражение изящного французского павильона «Эрмитаж» с белокаменной лестницей-пристанью у самой воды. Были и другие «затеи», исчезнувшие без следа. Из малых архитектурных форм сегодня сохранилась только совершенная по форме и пропорциям беседка-ротонда на острове. Проглядывая сквозь кружево листвы или обнаженные ветви, она являет бесконечно притягательное зрелище.
Между двумя прудами огромный солитер – дуб в три обхвата, слегка накренившийся в сторону своей современницы-беседки. Его ствол ближе к земле густо порос мхами, древесина покрылась сетью глубоких трещин. Этот дуб пережил садовника, с любовью взрастившего его, и не одно поколение владельцев усадьбы. Под ним прятались в палящий летний день и во время весеннего дождя, назначали встречи и свидания, бродили с томиком стихов…

Зимой усадебные парки обычно скучны и унылы, но палитра пейзажного сада Быково дополнена сочными зелеными и охристыми вкраплениями пушистых елей и лиственниц. Эти деревья, по большей части высаженные рядом с домом, заметно оживляют общую картину светлыми и радостными тонами.
Долгие годы в бывшем поместье Измайловых, Воронцовых-Дашковых находится туберкулезный санаторий № 5. Храм, восстановленный из руин, предстал в своем былом величии. Усадебный парк, утративший часть пленительных пейзажей-панорам (в заречной части), все же неплохо сохранился. В нем присутствует очарование милой старины, несмотря на подбирающиеся вплотную безликие жилые постройки поселка.

Наталья Бондарева для книжного проекта «Русская усадьба. Из истории культурного наследия Подмосковья» М., 2007

P.S. Приехав в Быково весной 2010 года мы были поражены представшей перед нами картиной вандализма. Балюстрады боковых входов и парковой террасы, существовавшие до недавнего времени с частичными разрушениями, теперь разбиты вдребезги, и это при том, что на входе круглосуточно дежурит охрана.
2014 г. По последней информации тубдиспансер выведен с территории, усадьба брошена разрушаться. 2015 г. Быково планируется выставить на торги.

План усадьбы Быково на основе ПАМО т. II, 1975 г.


План усадьбы Быково на основе чертежа 1983 г.

1. Главные ворота и кордегардия 2. Людские 3. Кузница 4. Хозяйственный корпус 5. Верховые конюшни 6. Гостевой дом 7. Кухня 8. Ледник 9. Дворец 10. Пристань 11. Устройства гимнастические 12. Пристань 13. Пристань 14. Эрмитаж 15. Большая оранжерея 16. Обелиск 17. Грот 18. Пристань 19. Беседка «Трех философов» 20. Мраморная колонна 21. Водослив 22. Оранжерея ананасов 23. Устройство для вишен 24. Русские бани 25. Дом доктора 26. Госпиталь 27. Владимирская церковь и дом причта 28. Мост 29. Святой колодец 30. Источники 31. Мост 32. Пристань 33. Грот (погреб) 34. Швейцарская ферма 35. Людская 36. Плотина 37. Роща

Персоналии: граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков


Фамилия Воронцовых — Дашковых ведет свое начало с 1807 г. В этом году умер последний из рода князей Дашковых — Павел Михайлович (сын кн. Михаила Дашкова и Екатерины Романовны Дашковой, рожденной Воронцовой) и его двоюродный брат — Иван Илларионович Воронцов — получил право называться графом Воронцовым — Дашковым. Граф Илларион Иванович Воронцов — Дашков в 1855 г. поступил в Московский университет, но уже в следующем году перешел на военную службу. В 1859 г. он был назначен на кавказский фронт, где участвовал в военных действиях против горцев. В 1865 г. Воронцов — Дашков служил в действующей армии в Туркестане, а в 1866 г. был назначен помощником губернатора Туркестанской области. Затем, с 1867 г. он был командиром лейб-гв. Гусарского полка, с 1873 г. — командиром 2-й бригады гвардейской кавалерийской дивизии, а с 1874 г.- начальником штаба Гвардейского корпуса. Во время русско — турецкой войны Воронцов — Дашков командовал кавалерией Рущукского отряда. После воцарения Александра III в 1881 г. Воронцов — Дашков был сначала начальником царской охраны, затем с июня того же года – главным управляющим Государственным конным заводом, а в августе 1881 г. он был назначен министром императорского двора и уделов и канцлером российских орденов. С 1904 г. и до августа 1915 г. был наместником на Кавказе. Одновременно, с 1897 г.- член Государственного совета.






А.Н. Греч «Венок усадьбам» УСАДЬБА БЫКОВО

Постройками в Царицыне ведал Измайлов; находясь в тесных деловых отношениях с приглашенными для возведения царской усадьбы архитекторами, он, естественно, обратился к ним, отстраивая одновременно для себя уютную, с большим вкусом украшенную отчасти еще уцелевшую до наших дней усадьбу села Быкова, в нескольких верстах ниже по Москве-реке. Снова не прямыми свидетельствами, а лишь характером архитектурного почерка узнается здесь авторство двух первейших московских зодчих, Баженова и Казакова.

Быково с его заснувшими, поросшими ряской прудами хранило еще недавно остатки прелестного парка XVIII века, украшенного беседками и павильонами. За немногие годы искалечены деревья, разбита архитектура. Крапива, бурьян и лопух вытеснили траву газонов, груда кирпича и щебня лежит на месте прелестного Эрмитажа, еще так недавно засматривавшегося в равнодушное зеркало воды, теперь отражающее также беспристрастно печальную картину разрушения.

Эрмитаж — небольшая двухэтажная постройка со стенами, расчлененными пилястрами, с изящными наличниками окон и фризом со скульптурными гирляндами — являлся типом тех, довольно редких в усадьбах сооружений, которые восходят к французскому академизму XVIII века в его изящном и грациозном варианте, известном под названием стиля Louis XVI. Дома в Вязёмах Голицыных, Богородицке Бобринских, Мерчике Шидловских, Яропольце Чернышевых образуют эту группу сооружений в ряду памятников загородного зодчества; кое-где в провинциальных городах — в Угличе, Плёсе и Коломне, в особенности же в Твери — сохранилось также довольно значительное количество сооружений этого «пилястрового» стиля. Его лучшими же воплощениями являются, конечно, знаменитый Пашков дом, бывший Румянцевский музей, и дом Прозоровских в Москве у Чугунного моста. Именно стилистическая близость к этим постройкам Баженова позволяет отнести Эрмитажный павильон в Быкове к группе памятников, связанных со все еще неясным, далеко не до конца выясненным творчеством Баженова. Правда, за исключением сходства архитектурной манеры, строительного почерка, авторство знаменитого русского зодчего здесь ничем более не подтверждается. И только косвенно, благодаря наличию в Быкове еще одной постройки, указывающей на архитектурную манеру Баженова, предположение это обретает большую вескость и очевидность. Круглая беседка на островке, с ее коринфскими колоннами, держащими широкий карниз и купол, стройная и исключительно хорошо спропорционированная, относится к типу того баженовского ротон дальнего павильона, с которым пришлось встретиться уже в Михалкове, а затем в Царицыне, в «Храме Цереры» («Золотой сноп»).

Другой архитектурно значительный памятник Быкова — еще уцелевшая церковь, восходящая, по-видимому, к Казакову и повторяющая здесь псевдоготическую декорацию крайне типичного, сложнофигурного в плане сооружения. Барочная сущность псевдоготики совершенно очевидно сказывается здесь и в плане, и в решении внутреннего пространства, и в композиции масс — круглящихся, изломанных, особенно с западной стороны, где расходящиеся марши крутой лестницы, приводящие на высоту храма, поднятого на высоком цокольном этаже, вносят в архитектуру типичнейшие черты беспокойной живописности. Внутри в декорировке стен, в формах иконостаса продолжают звучать элементы псевдоготики, как бы варьирующие здесь черты классицизма; верно, именно в таком типе следует представить себе неосуществленные отделки внутренних помещений Царицынского дворца и его павильонов.

Все три постройки, несомненно, относящиеся ко временам Измайлова, необходимо рассматривать в связи со строительной деятельностью в Царицыне; и возможно, здесь снова выступает Баженов в своем тройном аспекте мастера барокко, псевдоготицизма и классики.

Старый дом в Быкове давно не существует. На его месте в 30-х годах появился новый двухэтажный, с башней в типе английских неотюдоровских замков, сочетавших свои ретроспективные искания с некоторыми чертами итальянской ренессансной архитектуры, в особенности с широкими окнами. Эти черты свойственны, например, дворцу в Алупке, построенному англичанами Блором и Гентом, а также к тому времени перешедшему в руки Воронцовых-Дашковых дому в Быкове. Верно, казался он интересной новинкой в свое время, будучи запечатлен на литографии дилетантом-любителем графом Апраксиным. Отделки внутри соответствовали тому же английскому типу; еще сохранились обшитые дубом стены двухсветной столовой с любопытным фризом из "портретов рода Воронцовых под потолком. Остальное все выворочено, разбито, уничтожено находящейся в доме детской колонией. Старые вещи, чудесная воронцовская библиотека XVIII века — все это ушло безвозвратно. За границу увезен находившийся в Быкове и тщетно разыскивавшийся портрет знаменитой княгини Дашковой, нигде не опубликованный оригинал Левицкого. Точно в новое, посмертное путешествие отправилась эта знаменитая соподвижница Екатерины, в своем открытом платье, отделанном газом, с лентой ордена Екатерины через плечо, со взбитыми высоко волосами прически и любезной улыбкой на сжатых губах...

Из научных источников: парк усадьбы Быково

Быково. Бывшая усадьба XVIII в. Первым владельцем ее был известный Екатерининский вельможа М. М. Измайлов. В устройстве усадьбы принимали участие великие русские зодчие В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Существующий ныне усадебный дом, эффектно расположенный на вершине холма, построен на месте прежнего в 1856 г. по проекту архитектора Симона. От первоначального усадебного комплекса утрачено также большинство парковых сооружений, в том числе здание «Эрмитажа» и белокаменная пристань у пруда. Уцелел лишь обширный парк с прудами и беседка-ротонда на одном из островов круглого пруда, принадлежащая к лучшим образцам архитектуры конца XVIII в. По дороге к селу сохранилась Владимирская церковь, сооруженная Баженовым в 1789 г. в стиле ложной готики. По мнению исследователей, эта оригинальная двухэтажная овальной формы церковь единственная в русской архитектуре.
В настоящее время парк, созданный в основной своей части в ландшафтном стиле, занимает площадь около 60 га. Отмечено 13 видов древесных растений местной флоры и 26 экзотов. Из местных видов сохранились старые аллейные посадки дуба (высота до 25 м, диаметр ствола 145 см), липы и клена. В рядовой
посадке и в группах встречается вяз гладкий (высота до 23 м, диаметр ствола 57 см), нередко ветла, достигающая здесь высоты 30 м при диаметре ствола 70 см, береза плакучая и др. Из местных хвойных пород довольно много старых деревьев сосны (высота 24 м, диаметр ствола 67 см), гораздо реже - ель обыкновенная, представленная молодыми посадками (высота до 5 м).
В составе насаждений парка пять видов хвойных растений иноземного происхождения. Из старых посадок это группы лиственниц европейской и сибирской, последняя достигает высоты 26 м при диаметре ствола 101 см, а также несколько деревьев туи западной в аллейной посадке (высота до 9 м, диаметр ствола 23 см). Молодые экземпляры пихты сибирской и ели колючей голубой также используются в аллейной посадке.
Из лиственных экзотов интересны довольно редко встречающиеся в Московской обл. тополь душистый (несколько экземпляров старого возраста до 21 м высоты при диаметре ствола 53 см), черемуха пенсильванская (высота 13 м, диаметр ствола 12 см) и рябина гибридная, привитая на рябину обыкновенную, также старой посадки (высота 9 м, диаметр ствола 14 см). Очень декоративны группы многоствольных деревьев клена татарского (высота 6 м, диаметр ствола 14 см).
В лесистой части парка, в подлеске, имеются сильно разросшиеся группы растений разных видов: сирень мохнатая (высота 5 м, диаметр куста 400 см), желтая акация (высота 5 м, диаметр куста 500 см), единично карагана кустарник (высота 1,4 м, диаметр куста 150 см), настоящие заросли из рябинника рябинолистного (высота до 2 м) и другие виды.
Насаждения в парке находятся в удовлетворительном состоянии, хотя лесистая парковая часть сильно заросла и очень нуждается в расчистке и уходе. Необходимо также осушить территорию низменной части парка в районе прудов. Хороший уход за растениями осуществляется в партерной части парка. В стриженых изгородях здесь большое разнообразие видов боярышника, очевидно, гибридного происхождения.

Эта статья – новый взгляд на усадьбу Быково-Марьино.

Вадим Разумов: «Усадьба Быково».

Усадьба Быково – это дворец в стиле английских замков, прекрасный парк, ротонда Баженова и церковь. Кто из владельцев усадьбы покровительствовал М.В.Ломоносову; кому писал стихи А.С. Пушкин; о черных розах в парке; о гербе; об утерянном Эрмитаже и о романтической легенде, связанной с этим местом, читаем ниже…

Cело Быково возникло в XIV веке и впервые было упомянуто в духовной грамоте князя Дмитрия Донского, завещавшего его перед Куликовской битвой своим младшим сыновьям Василию и Ивану.

Позже о селе Быково говорилось в окладных книгах казенного приказа как о «великого государя дворцовом селе у озера». Известно, что на лугах, располагавшихся в междуречье южнее Быково, находился скотопрогонный пункт, где скот откармливали, а затем отправляли в Москву. Возможно, именно этот факт и дал название нынешнему населенному пункту.

В 1704 году Петр I пожаловал это село ростовскому воеводе Иллариону Воронцову «за заслуги перед Отечеством». Воронцов был небогат, владел всего двумястами душ крестьян. Илларион Гаврилович в браке с Анною Григорьевною Масловой прижил трех сыновей и трех дочерей. О самом Илларионе Воронцове теперь почти никто и не вспоминает, куда больше прославились его потомки.

Возвышению и обогащению семьи помогли заслуги второго его сына - Михаила Илларионовича, способствовавшего восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны. Михаил стал при царице Анне Иоанновне вице-канцлером, а при Елизавете Петровне – канцлером. Женившись на Анне Скавронской (двоюродной сестре императрицы), породнился с царским домом.

Михаил Илларионович покровительствовал М.В. Ломоносову. А вот его старший брат – губернатор Роман Илларионович, к сожалению, не прославился ничем, кроме того, что брал взятки. Был и третий сын - Иван Илларионович, он стал генерал­-губернатором Владимирского наместничества.

Правнук воеводы князь Михаил Семенович закрепился в истории не только тем, что блестяще себя проявил, будучи наместником царя, но и тем, что именно о нём молодой А.С. Пушкин, испытывавший нежные чувства к его красавице жене, написал достаточно злую и несправедливую эпиграмму:

«Полумилорд, полукупец.
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным, наконец».

Во второй половине XVIII века, в 1762 году происходит государственный переворот, и на престол возводят Екатерину II, которая жалует земельные угодья одному из участников переворота – Михаилу Михайловичу Измайлову, чтобы отметить его заслуги перед российской короной.

В 1775 году Екатерина II прибыла в столицу на празднества, посвящённые заключению мира с Турцией. Императрица объездила большинство подмосковных усадеб, в том числе и усадьбу в Быково. Поместье выглядело крайне скромным и не произвело на императрицу никакого впечатления. Стерпеть такого позора граф не мог. Он тут же пригласил главного архитектора России Василия Баженова, чтобы тот осуществил перепланировку имения и парка.

Баженов охотно принялся за работу. Он поставил себе цель: кардинально сменить облик барской усадьбы. Новый дворец Баженов решил построить в западной части усадьбы на дубовых сваях. Холм, на котором теперь красуется дворец, был создан искусственно. Землю для холма крестьяне таскали на себе в плетеных корзинах с мест, где были выкопаны три пруда. Но до наших времен главное здание усадьбы в своём первозданном виде не сохранилось. Зато сохранился прекрасный парк, деревья в котором насчитывают более 60-ти пород; они расположены группами на спускающихся склонах речной долины (Быково находится близ поймы Москвы-реки и впадающей в нее Пехорки).

Из усадьбы отличный вид на парк.

Здесь можно встретить пихту, китайскую ель, клен, орех, акацию, каштан, лиственницу и обыкновенную ель.


Въездные пандусы с белокаменной балюстрадой.

Существующий на сегодняшний день дворец был построен для следующего владельца села - графа И.И. Воронцова-Дашкова - в 1856 году. Строителем был архитектор Бернар де Симон, швейцарец по происхождению, закончивший Петербуржскую академию художеств. Им же были возведены все служебные постройки: оранжерея, скотный двор, въезд в усадьбу (в настоящее время утрачены). А от баженовской постройки сохранились лишь подвалы и въездные пандусы с белокаменной балюстрадой.


Герб Воронцовых-Дашковых

Герб Воронцовых-Дашковых представляет собой объединение графского герба Воронцовых и дворянского Дашковых. Щит герба разделен на две неравные части, верхняя ­- это герб князей Дашковых («Гербовник», ч. I, № 10). Он представляет щит, рассеченный на четыре части. Из них в первой и четвертой части, в лазуревом поле, повторяется одна эмблема (герб киевский): ангел в серебряной одежде, с таким же мечом в правой руке и золотым щитом на левой руке. Во второй же и третьей частях, в червленом поле, эмблема смоленского герба: черная пушка на золотом лафете, и на пушке райская птичка. На пересечении полей гербового щита помещен малый щиток, заключающий в серебряном поле золотой крест, под ним золотой же полумесяц, рогами вниз, и золотую звезду о шести лучах под полумесяцем. От герба Воронцовых взята его нижняя часть. Она разделена диагонально полосою от правого верхнего угла к нижнему левому на два поля: правое - красное, а левое - серебряное. На этой диагональной линии положены две розы, а между ними - лилия, и, таким образом, половина каждой розы и лилии находится в красном поле, а другая половина - в серебряном.В красном поле розы и лилия имеют цвет серебряный, а в серебряном поле - красный. Общий вид герба также взят от графского герба Воронцовых. На щите покоится графская корона, а на ней - три дворянских серебряных шлема с золотыми обручами и цепями. На правом шлеме корона дворянская, из коей выходит шесть знамен: два красных, два белых и два золотых с российскими на них орлами. На среднем шлеме - графская корона, и на ней российский двуглавый орел с короною, клювом и когтями золотыми. На левом шлеме - лейб-компанская шапка и с каждой ее стороны по одному орлиному черному крылу с тремя серебряными на нем звездами. Намет с правой стороны черный и золотой, а с левой - красный и серебряный. Щит держат передними ногами два белых коня с красными градскими коронами на шее. Девиз: «Semper immota fides», в переводе с латыни «Вечно непоколебимая верность».

Настоящей жемчужиной дворца была голубая гостиная, стены которой были как бы покрыты шелковым штофом. В действительности, они очень искусно были расписаны темперной краской. Украшал гостиную большой камин с вырезанными в мраморе весенними цветами - тюльпанами, нарциссами, анемонами и гиацинтами.

В самом большом двусветном зале дворца, предназначенном для концертов, танцев и приемов, было два камина и стоял большой орган из серебряных труб. Однако камины во дворце играли роль декоративных украшений залов, так как их отопление осуществлялось теплым воздухом, поступающим через калориферы от печей, установленных в подвале.

В восточной части флигеля находились апартаменты графини. Здесь на стенах можно увидеть аллегории утра, дня, вечера и ночи в виде прекрасных фигур девушек. А в будуаре - люнет, изображающий “триумф Афродиты”, которой амуры подают поднос с фруктами и богиня Славы встречает ее цветами.

Дворец

Парк был разбит на английский манер и украшен аллеей из черных роз, которые владельцы усадьбы приобретали во Франции за золото. Дворец выполнен в стиле английских замков. Четыре фасада дворца не повторяются. Южный фасад построен в классическом стиле, украшением его является портик с кариатидами – колоннами в виде прекрасных женских фигур. На эти колонны опирается балкон.

Гульбище, расположенное перед портиком, обрамлено балюстрадой: перилами из фигурных столбиков. Слева от дворца возведена высокая башня, на которой были установлены телескоп и солнечные часы. Северный фасад – центральный, архитектор украсил арочным входом, выше которого расположен герб Воронцовых-Дашковых. Внутри дом тоже был отделан в английском стиле.

Под потолком размещался фриз из портретов рода Воронцовых-Дашковых. Вестибюль украшает винтообразная лестница, отделка зала выполнена в стиле барокко. В самом большом зале дворца, где проходили приемы, располагались два камина и орган из серебряных труб. Надо заметить, что камины во дворцах того времени играли лишь декоративную роль, так как отопление осуществлялось с помощью печей, установленных в подвале.

Существует романтическая легенда о том, что один из Воронцовых-Дашковых в отсутствие жены устроил во дворце товарищеский ужин. На него была приглашена его возлюбленная, которой он якобы пообещал подарить дворец. Узнав об этом от слуг, жена потребовала продать усадьбу. А старожилы вспоминали о том, как однажды видели идущую с небольшой котомкой несостоявшуюся владелицу усадьбы, которая прожила в Москве до самой войны..


Граф с графиней поставили тарелку НТВ-Плюс? 🙂

В 1890-х годах усадьба Быково была продана инженеру и одному из совладельцев Казанской железной дороги Н.И. Ильину. Его потомок, профессор Михаил Андреевич Ильин был известным искусствоведом, автором путеводителя по Подмосковью, который неоднократно переиздавался с 1968 года. Усадьба Быково принадлежала Ильиным до революции.

Затем усадьба была передана детскому дому для сирот красноармейцев. Из дворца начали исчезать дорогие картины, мебель, ковры. Орган сломали, его серебряные трубы долго валялись в заброшенном парке. Розовая аллея исчезла, оранжерея и конюшня были разрушены.

А когда арендатором дворца стал санаторий для лечения больных туберкулезом внелегочных локализаций, то восточная часть парка была застроена домами и гаражами. На территории усадьбы разместили жилые корпуса. В главном здании теперь ведутся лечебные процедуры.


Вход в туберкулезный санаторий. Охранник посоветовал налево не ходить.


Схема тренировочных маршрутов для туберкулезников. Я выбрал 4-ый и 6-ой маршруты.

Реставрация усадьбы как архитектурного памятника возможна. Известно, что потомок Ильиных – Михаил Андреевич – искусствовед, вел большую научно-исследовательскую работу в институте по написанию многотомной «Истории русского искусства». Произвел обмер многих строений усадьбы, благодаря чему их можно было бы восстановить.

19 августа 1910 года в жизни села Быково произошло знаменательное событие: проездом из деревни Колонец в Москву в селе на короткое время остановился Председатель Совета Министров Петр Столыпин. Поводом пребывания премьер-министра в селе Быково послужило то, что здесь был открыт первый в Московской губернии приют для сирот из крестьянских семей.

П.А. Столыпин интересовался всеми подробностями жизни крестьян, службой волостных старшин, урожаем, местной школой, количеством грамотных на селе. Как известно, земельная реформа после убийства П.А. Столыпина в Киеве осенью 1911 года далее не пошла, что не могло не отразиться на судьбе крестьян села Быково.

Сейчас вход в главный дом усадьбы, который является одним из корпусов санатория, закрыт. Но походить по парку и полюбоваться красотой архитектуры никому не возбраняется.


Статуя девушки №1 (отсчет слева направо).

Статуя девушки №2.


Статуя девушки №3.


Статуя девушки №4.


Дворец. Вид глазами, скатившегося с горки.

В парк, сделанный когда-то на английский манер, уходит аллея, восточнее дворца она пролегает до ближайшего пруда. Достопримечательностью этого парка была аллея из черных роз, которые владельцы усадьбы покупали во Франции за золото. Там же, у пруда, находилось двухэтажное здание Эрмитажа, предназначенное для музицирования и бесед хозяев с гостями. Кроме музыкального салона в Эрмитаже имелись фисташковая, оливковая, лиловая комнаты и комната-аквариум, у которой одна из стен была выполнена из стекла и выходила прямо на пруд, что позволяло наблюдать за поведением рыб. Именно возможность любоваться красотами подводного мира из этой комнаты и заставила говорить всю Москву о павильоне, как о чуде. Говорят, что помимо этого, павильон Эрмитаж служил местом уединения хозяина с его возлюбленными.

Стены Эрмитажа были украшены пилястрами, фризом со скульптурными гирляндами, изящными наличниками окон. Эрмитаж в усадьбе Быково был из довольно редких сооружений, которые восходят к французскому академизму XVIII века в его изящном и грациозном варианте, известным под названием стиля Луи XVI. К сожалению, это здание после революции было разрушено. По одной из версий, оно было разобрано на кирпичи для постройки столовой санатория, который расположился в усадьбе.

С именем В.И.Баженова связывают и сохранившуюся на одном из островов пруда в парке павильон-беседку. Белоснежная беседка действительно наредкость пропорциональна и гармонична. Три расположенных по кругу пилона и коринфские колонны поддерживают широкий карниз и купол. Беседка стоит и сейчас, расписанная современными зодчими – неудачниками, которым бутылка пива дороже вековой истории. В честь приезда императрицы в углу парка был установлен памятный обелиск. Его уже нет и в помине.

Ротонда на пруду “Аквариум”.

Деревья парка окаймляют два пруда, и на одном из них сохранилась баженовская беседка - Храм Цереры, принадлежавшая к лучшим образцам парковой архитектуры конца XVIII века. Беседка поражает своей гармоничностью и классической красотой. Три пилона, расположенных по кругу, и коринфские колонны поддерживают широкий карниз и купол. К сожалению, изящного мостика на остров уже не существует, и добраться до беседки летом теперь можно лишь на лодке. А вот в холодное время года пройти по льду можно свободно, но, судя по всему, бывающие там «посетители» понятия не имеют о ценности беседки: она исписана граффити и повсюду валяется мусор.


Зимой можно попасть на остров пешком.


Лепнина в ротонде.

Баженовская беседка.


Коринфские колонны. Пилон.

Жемчужиной всей усадьбы, несомненно, была двухэтажная церковь, построенная по проекту В. И. Баженова в 1789 году в честь Владимирской Божьей Матери на месте, где исстари находилась деревянная церковь Рождества Христова. Специалисты утверждают, что это единственный у нас храм овальной формы. На его нижнем этаже был храм Рождества Христова, а на втором этаже - церковь Владимирской Божьей Матери.

Спрятанная от взоров праздношатающихся в квартале дачных строений, эта удивительная церковь поражает взор. Лестница будто обнимает крыльями. Лестница вела в верхнюю летнюю церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери. Под лестницей – портал входа в зимнюю церковь Рождества Христова (ныне действующую).Очень аккуратная и без единого признака помпезности и аляповатости, она притягивает своей необычностью и западной красотой в русском варианте.


Владимирская церковь и черный катафалк.

Ранее здесь находилась деревянная церковь клетского типа в дворцовом селе Быково, и была известна с начала XVII века. По архитектурно-конструктивному построению церкви клетского типа предельно просты. Из всех видов деревянных церквей они наиболее близки к жилым домам. Владимирская церковь была возведена как усадебный храм в 1789 году, предположительно, по проекту Василия Ивановича Баженова.

В ее облике нет ни малейшей вычурности, никакого налета “московского стиля”: Владимирская церковь могла бы совершенно органично смотреться в любом городе Европы: Вильнюсе, Праге, Париже. Несмотря на внушительные размеры, церковь отличает легкость, а ее силуэту присуще определенное настроение, столь характерное для готических церквей.

Большинство архитектурных приемов Владимирской церкви не имеют аналогов в русской церковной архитектуре: это и парные колокольни со шпилями по бокам от фасада церкви, и изогнутая лестница, ведущая к верхнему храму (церковь двухэтажная, в верхнем храме сохранилась отделка в стиле классицизма), и апсида, украшенная “лесом шпилей”. Владимирскую церковь можно отнести к красивейшим храмам России. Рядом с церковью в 1883 году была возведена колокольня, близкая к самой церкви по стилю (предположительно, архитектор Иван Трофимович Таманский).Церковь была задумана и построена как память об умершей супруге князя Измайлова, Марии Александровне. Об этом говорят уникальные барельефы, размещенные по периметру церкви, которые в аллегорической форме рассказывают о жизни супругов.

Сейчас все барельефы заделаны красным кирпичом, и только один из них сохранился в первозданном виде. Внутри храм отделан в классицистическом стиле искусственным мрамором и деревянной резьбой. Над кровлей храма возвышаются две башенки: на одной были установлены часы, а на второй было водружено семь колоколов.

К овальному храму примыкает прямоугольная трапезная, выстроенная в начале XIX века архитектором Ф.Н. Малиновским. Стоящая рядом с храмом колокольня построена в том же стиле и также из белого камня, однако в ее архитектуре можно заметить ряд отличий от церкви. Обнаружен договор 1838 года на постройку церковных зданий в селе Быково по проекту архитектора Таманского. Видимо, это и есть договор на постройку колокольни.


Барельефы, рассказывающие о жизни супругов Измайловых.

Внутри храм отделан в классицистическом стиле. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой. Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937г. церковь была закрыта и разорена.

Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании храма разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации. В 1989г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.

В.И. Баженов любил необычные планировочные и объемные композиции. Быковский храм – овальный в плане. По некоторым сведениям, прямоугольная трапезная была пристроена в начале XIX века архитектором Малиновским.


Владимирская церковь.

Роспись стен храма поздняя, была выполнена по просьбе прихожан в 1912 году, но не завершена. Храмовая икона Владимирской Божьей Матери появилась здесь после М. М. Измайлова, а до этого там находилась фамильная икона Измайловых - Казанской Божьей Матери.


Двухмаршевая белокаменная лестница с балюстрадой.

Следует упомянуть об иконе Николая-чудотворца, которая была подарена Николаем 1 одному из графов Воронцовых-Дашковых и находилась в верхнем храме.

К центральной части храма примыкает трапезная, увенчанная ротондой и крестом. Вход на второй этаж храма возможен через дивную двухмаршевую белокаменную лестницу с балюстрадой.


Реклама порша-каена? 🙂

Над кровлей храма возвышаются две башенки, одна из которых предназначалась для установки часов, а на другой было водружено семь колоколов, самый большой из которых весил 117 пудов, а самый маленький - всего 70 фунтов. В 1989 году церковь отремонтировали и открыли для прихожан.

Электронное СМИ «Интересный мир». 09.03.2014

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Владимирская церковь и усадьба в Быково January 8th, 2013

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789г. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В.И.Баженову, по другим - М.Ф.Казакову или А.Н.Бокареву. Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М.Измайлова, которому и было в 1762г. пожаловано подмосковное село.


Церковь в дворцовом селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа. В 1704г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быкове новую церковь, и в 1789г. осуществил это намерение.


Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще. В здании два храма - верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете - Христорождественский. Основной объем храма - овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам. Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей. По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Высокие окна с островерхим завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века.

Очень эффектно смотрится храм с запада, со стороны колоколен. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня-колокольня строилась как собственно колокольня, с площадкой для звона, вторая - для часов. Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой.

Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях. В 1884г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А.Гущина, другие - И.Т.Таманского.


Внутри храм отделан в классицистическом стиле. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой. Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937г. церковь была закрыта и разорена. Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании храма разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации. В 1989г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.

В стороне от улицы, на которой стоит церковь, в глубине старинного парка, расположена сама усадьба Быково, вернее, то, что от нее сохранилось. Из огромного количества построек уцелел лишь главный дом, перестроенный в XIX веке и поставленный на цоколь от старого дома, выстроенного по проекту Баженова, и небольшая круглая беседка на острове.



В XVIII веке усадьба принадлежала Михаилу Измайлову, турку по происхождению, перешедшему в одном из сражений на сторону русских, принявшему православие и ставшему руководителем Московской комиссии отстроений. Для строительства дворца в модном тогда стиле неоготики Измайлов выписал одного из самых модных архитекторов того времени — Василия Баженова.

Одновременно с дворцом Баженов создал весь архитектурно-парковый ансамбль, включающий церковь, парк, пруды, зимний сад, грот и Эрмитаж. От дворца Баженова остались лишь фундамент и пандусы у главного входа: в середине XIX века, когда Быково перешло во владение графа Иллариона Воронцова-Дашкова, дом перестроил швейцарский архитектор Бернар Симон. Получился пышный двухэтажный дворец из красного кирпича с башней в стиле английских замков. В доме сохранилась отделка в английском стиле, и вообще он неплохо сохранился, по-видимому, во многом благодаря тому, что с советских времен здесь размещался туберкулезный санаторий.

Не меньшее впечатление оставляет огромный немноголюдный парк с прудами, запахом прелой листвы, вековыми деревьями и стаями ворон. В центре одного из прудов сохранилась беседка, построенная архитектором Баженовым.

Как добраться до усадьбы Быково:
На общественном транспорте: от Казанского вокзала нужно доехать до станции Удельная. Далее автобусами 23 или 39 до остановки «Храм». Либо от м. Выхино автобусом 424 до остановки «Храм». Здесь вы увидите Владимирскую церковь, а до главного дома нужно идти пешком среди заборов частной застройки и далее через парк.