Open
Close

Уровень атеизма в странах. Самый высокий процент атеистов в мире зафиксирован в китае

Святитель Василий Великий

Учение о Духе Святом

Очень важное значение имеет небольшая книга святого Василия «О Святом Духе», адресованная Амфилохию, епископу иконийскому. В этой книге Василий полемизирует с еретиками, отрицавшими личную природу Святого Духа, которых он почему-то называет «топиками». Топики определяли Духа как богоприсут-ствие, как дар благодати Божией, но не как субъекта, не как личность, Лицо Святой Троицы, Которому Церковь молится и воссылает славу. Помимо очевидного расхождения с литургической традицией эта ересь была еще одной формой субординационизма, ибо утверждала неравенство Лиц Троицы. В книге «О Святом Духе» замечательна та форма, в которую святой Василий облекает свое опровержение; хотя из всего им сказанного ясно следует, что Дух Святой есть Бог, что по своей сущности Он не ниже Отца и Сына, Дух не назван прямо «Богом». Это яркий пример икономии, церковного домостроительства, согласно принципам которого Василий прежде всего заботился о мире в Церкви. Будучи тонким дипломатом и благоразумным пастырем, Василий был тверд в существенных вопросах, но соблюдал большую осторожность в формулировках, не желая никого шокировать или вводить в соблазн. За это его критиковал святой Григорий Богослов. Тут нужно заметить, что святой Василий сыграл большую роль в разработке Никео-Царьградского Символа веры и, возможно, что именно благодаря ему в этом Символе веры Дух Святой тоже прямо не назван «Богом»: «...и в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, почитаемого и славимого вместе с Отцом и Сыном; Который говорил через пророков».


В целом подход святого Василия к проблеме личного бытия Духа очень свеж, реалистичен и проникнут библейской духовностью. Все, что мы говорим о Духе, прямо касается нашей веры, а вера неразрывно связана со спасением, которое мы получаем через крещение. Все три - вера, крещение и божественные Имена - не магические формулы и обряды, но живая реальность, приносящая нам спасение:


Если отлучение Духа от Отца и Сына в крещении опасно крещающему и неполезно приемлющему крещение, то как же мы безнаказанно можем отторгать Духа от Отца и Сына? Вера и Крещение суть два способа спасения, между собою сродные и нераздельные. Ибо вера совершается крещением, а крещение основополагается верою, а та и другое исполняются одними и теми же Именами. Как веруем в Отца и Сына и Святого Духа, так и крестимся во имя Отца и Сына и Святого Духа. И как предшествует исповедание, вводящее во спасение, так последует крещение, запечатлевающее собою наше согласие на исповедание.


Связь между водою и Духом в крещении объясняется следующим образом: в воде топится и умирает ветхий человек, вода крещальной купели - орудие смерти для всего греховного. Но мы поднимаемся из воды, воскресая к новой жизни, и это воскресение осуществляется действенным присутствием Духа. Утверждая власть Духа воскрешать нас к новой жизни, Василий косвенным образом доказывает Его божественную природу:


А таким образом делается ясным... почему вместе с Духом и вода. Поскольку в крещении предположены две цели, истребить тело греховное, чтобы оно не приносило уже плодов смерти, ожить же Духом и иметь плод в святыне, то вода изображает собою смерть, принимая тело как бы во гроб, а Дух сообщает животворящую силу, обновляя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь. Сие-то значит «родиться свыше водою и Духом» (Ин. 3, 3, 5), потому что умерщвление наше производится водою, а жизнь творится в нас Духом... Поэтому, ежели есть какая благодать в воде, то она не из естества воды, но от присутствия Духа... Духом Святым - восстановление наше в рай, вступление в Небесное Царство, возвращение в сыноположение, дерзновение именовать Отцом своим Бога, соделываться общниками благодати Христовой, именоваться чадами света, приобщиться вечной славы, одним словом, приобрести всю полноту благословения и в сем и в будущем веке, когда в себе, как в зеркале, отражаем благодать тех благ, какие предназначены нам по обетованиям и которыми через веру наслаждаемся как уже настоящими. Ибо, если таков залог, то каково совершенное? если таков начаток, то какова полнота целого?


Святитель Афанасий Великий говорил, что если Христос не Бог, то мы не спасены (то есть не обоже-ны). Святой Василий рассуждает таким же образом в отношении Духа Святого. Будучи «жизни Подателем», Дух не может не быть Богом, и более того - именно через Него мы и получаем обожение:


Через Духа - восхождение сердец, руковождение немощных, усовершение преуспевающих. Дух, воссияв очищенным от всякой скверны, через общение с Собою делает их духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися и отбрасывают от себя новый луч, так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными и на других изливают благодать. Отсюда предведение будущего, разумение таинств, постижение сокровенного, раз-даяние дарований, небесное жительство, ликостояние с ангелами, нескончаемое веселие, пребывание в Боге, уподобление Богу и крайний предел желаемого - обожение.


Дух Святой во всем совершенно неотлучен и неотделим от Отца и Сына... Во-первых, Дух соприсущ самой плоти Господней, став ее помазанием и неразлучно со-пребывая с нею no-написанному: На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, тот есть... Сын... Мой возлюбленный (Ин. 1, 33; Мф. 3, 17) и Как Бог Духом Святым и стою помазал Иисуса из Назарета (Деян. 10, 38). Потом всякое действие совершалось в присутствии Духа. Дух был соприсущ и искушаемому от диавола. Ибо сказано: Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола (Мф. 4, 1). Дух не оставил и воскресшего из мертвых. Ибо, обновляя человека и опять возвращая ему ту благодать, которую вдохнул в него Бог и которую человек погубил, Господь дунул в лицо ученикам и что говорит при сем: Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23). А управление Церкви не явно ли и не непререкаемо ли производится Духом? Ибо сказано: ...Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцеления, вспоможения, управления, разные языки (1 Кор. 12, 28). Ибо сей чин установлен с разделением даров Духа.


Итак, Дух совершенно неотделим от личности Христа, Его жизни, Его поступков. Дух явственно сопутствует Христу в основных событиях Его жизни: крещении, искушении, смерти на Кресте, в совершении чудес, в учреждении Церкви и управлении ею. Из этого следует, что основное «дело» Духа - знаменовать присутствие Христа, являть Христа в людях, в природе, в Церкви. Третье Лицо Святой Троицы само не воплощается, не делается человеком, как второе. Поэтому Дух остается как бы в тени, но всюду и везде являет воплощенного Сына.

Названия первой и последней букв греческого алфавита. Подобный способ выражения обусловлен образом мышления древних евреев - для обозначения предмета или явления во всей его целостности они называли его составляющие части или исходную и конечную точки. В значении "первая и последняя буквы алфавита" это выражение существует и у раввинов: "Адам преступил весь закон от Алефа до Тава" (от первой до последней буквы еврейского алфавита). Другое изречение раввинов гласит: "Авраам держался закона от Алефа до Тава".
Выражением "Альфа и Омега" в Откровении обозначены как Бог (1:8), так и превознесенный Христос (Откр.22:13). Оба Они называют Себя Альфа и Омега, при этом Христос подразумевает Свое единство с Богом (Иоан.10:30). Выражение "Альфа и Омега" подчеркивает, что Христос есть истинный Бог. Близко по смыслу к Альфа и Омега выражение "первый и последний" (Откр.1:17), а также "начало и конец" (Откр.21:6). В Откр.22:13, следуя одно за другим, присутствуют все три словосочетания. Торжественное обозначение Бога и Христа словосочетанием "Альфа и Омега" равнозначно клятве; в этих словах Бог во Христе Своей вечной, неизменной сущностью подтверждает, что Его Слово истинно и что Он непременно исполнит все, что Он сказал.

ПАТМОС

Иоанн на острове Патмос

Название небольшого скалистого острова, лежащего к юго-западу от Самоса, от которого он находился в недалеком расстоянии. По свидетельству Плиния, он имел 30 миль в окружности. По предположению англичанина Бохарта, название острова семитического происхождения и обозначает теревинфовое дерево. Патмос упоминается в книге Откровения (1:9).
"Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа".
Из связи, в которой заключается это сказание, видно, что боговдохновенный писатель получил таинственное изображение будущности Церкви Христовой и всего мира на означенном острове. Это важное обстоятельство придало Патмосу исключительный интерес, и он в продолжении многих веков не только был колониею для монашествующих, но и много раз посещался путешественниками. Остров не так велик, как говорит Плиний, и состоит из скалистого горного хребта, возвышающегося над морем; несколько клочков земли могут быть обрабатываемы и там разводят виноградники, грецкие орехи, маис и прочее. Здесь существует хорошая гавань, близ которой находится небольшой город с огромным монастырем святого Иоанна и со скромною церковью, выстроенною на том месте, где Иоанн по преданию имел чудное видение и откровение. По очень древнему преданию, апостол Иоанн был изгнан сюда Домицианом в 95 году.

ВАЛААМ

(Не принадлежащий к народу моему) - сын Веоров или Восоров, и уроженец г. Пефора, что в Месопотамии. Известия о нем содержатся в книге Чисел (22-25 гл.). Он жил в то время, когда Израильтяне странствовали из Египта в землю Обетованную. Численность Евреев была так велика, что цари стран, через которые они проходили, не знавшие об их чудесном питании манною в пустыне, не без основания опасались, как бы не случился голод, вследствие их вторжения в их владения, и как бы они не сделали покушения на завоевание их областей. В числе означенных царей находился и Валак, царь Моавитский, из страха вступивший в союз с Мадианитянами. Он знал, что не мог противостоять такому страшному врагу, и предполагая, что Бог Израилев, подобно божествам языческим, может благословлять или проклинать, смотря по своему расположению, или смотря по ценности даров жертвователей, послал за Валаамом, пользовавшимся славою великого провидца и предсказателя, и просил его придти и проклясть полчища Израиля, обещая ему за то великие дары и награду. О Валааме ходила также молва, что кого он благословит, тот и будет благословен, а кого проклянет, тот будет проклят (Числ.22:6). Валаам принял заманчивое предложение, но сам Бог воспрепятствовал ему произнести проклятие. Трижды назначал Валак место ему для сего на разных высотах, и трижды, чудесно вдохновенный Богом, Валаам вместо проклятий произносил благословения и заключил их возвышенным пророчеством о Мессии:
Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! -восклицал он, - как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах... Преклонился, лежит, как лев и как львица, кто поднимет его?.. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Числ.24).
Но зараженный страстью любостяжания и обольщенный дарами и ласкательством Валака, Валаам впоследствии дал ему пагубный совет привлечь постепенно Израильтян к идолослужению, через что, со временем, распространились между ними нечестие и разврат с дочерьми Моава (Числ.31:16). Для пресечения этого зла и наказания Мадианитян, Бог возбудил ревность Финееса; во время поражения Мадианитян был убит и Валаам (Числ.31:8). О Валааме упоминает апостол Петр и апостол Иуда в своих посланиях.

ВАВИЛОН

(Смешение). Был столицею Халдеи и одним из древнейших и богатейших городов в мире. Построен Нимвродом, сыном Хуша или Куша, потомком Хамовым, сделавшим означенный город столицею своего царства. По Геродоту, Вавилон, расположенный по обоим берегам реки Евфрата, своею формою представлял совершенное подобие четырехугольника, или квадрата, построенного на огромной равнине; окружность города была в 60 англ. миль, по 15-ти миль в каждой стороне. Толщина стен была 86 футов, так что по поверхности их можно было проехать шести колесницам в ряд, а высота их простиралась до 334 футов. На стенах высились 250 башен, с сотнею ворот, изваянных из меди. Стены были сложены из больших кирпичей на смоляном цементе. Вне городских стен, город был окружен со всех сторон глубоким рвом. В нем находилось 676 квадратных площадей, окруженных домами и садами. Если не весь Евфрат, то часть его протекала через город с севера на юг, разделяя его на две части. По обеим сторонам реки находилась набережная и высокая стена. Среди города, пересекая реку, тянулся громадный мост, по восточную сторону которого возвышался царский дворец и языческий храм Бела, богатства которого, по свидетельству Геродота, доходили до 28 миллионов фунтов стерлингов. Висячие сады Вавилона считались, некогда, в числе семи чудес света. Впрочем, слава Вавилона гремела не долго, и под наплывом нападений различных завоевателей он подвергся крайнему запустению. Кир овладел им; после того Дарий расхитил его; Ксеркс ограбил его храмы, и Александр Македонский умер в то самое время, когда мечтал и делал попытки восстановить его величие. Да, этот город чудес, многолюднейший из всех, - золотой город, слава царств, красота Халдеи, согласно с пророческими предсказаниями, сделался грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, - городом без жителей. "Как львы зарыкают все они, - говорит пророк Иеремия, - и заревут как щенки львиные" (Иер.51:38). Что сильнее всего поражает ужасом современных путешественников, при обозрении развалин Вавилона (ныне бедная Арабская деревня Гиллах), что это громадные массы мусора на месте славного некогда во всем мире города. "Как сделался Вавилон ужасом между народами!" - восклицал некогда пророк Иеремия (51:41). В Священном Писании слово Вавилон иногда употребляется в иносказательном смысле и означает царство антихриста, противника Христу и церкви Христовой (Откр.14:18,19). Апостол Петр в 1-ом послании (5:13) говорит об избранной церкви в Вавилоне. По мнению некоторых, это был другой Вавилон в Египте, находившийся вблизи настоящего Каира, при одном из притоков реки Нила; другие под означенным названием разумеют Рим, и на сем основании предполагают, будто бы апостол Петр был епископом Рима. Но относительно этого последнего трудно допустить, чтобы апостол употребил иносказательное выражение в простом приветствии, заканчивающем его послание:
"Приветствует вас избранная, подобно вам (церковь) в Вавилоне" (1Пет.5:13).

Материал для справочного листа был взят из следующих источников:
1. Никифор, Библейская энциклопедия, (Москва: Типография А. И. Снегиревой), 1891г.
2. Нюстрем, Э., Библейский словарь, 1989 г.
3. Ринекерд, Ф., Библейская энциклопедия Брокгауза, (Кременчуг: Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn), 1999 г.

Относится к «Роль религии в современном обществе»

Статистика верующих демонстрирует неоднозначное отношение людей к религиозным канонам, исполнение которых требует конкретная конфессия.



Как показывает статистика верующих, большая часть населения планеты является приверженцами определенной религии . Однако не всегда люди, причисляющие себя к тому или иному верованию, стремятся исполнять предписанные ритуалы.

Верующие в России

По заявлению РПЦ в России 80% православных верующих. Сегодня вера в Бога вошла в моду и активно продвигается на высшем уровне. При этом понимание, что подразумевает под собой причисление себя к церкви, есть далеко не у каждого. Скорее это установка знака равенства между понятием русский и православный.

В СССР политика государства была направлена на искоренение «пережитков прошлого». В школах активно насаждался атеизм, школьники пытались донести до своих верующих бабушек основы материализма. Искоренение православных традиций не могло пройти бесследно. Когда народ получил не только позволение, но и рекомендации на веру в Бога, выяснилось, что мало кто представляет, как это делать.

Статистика верующих в России показывает, что из 80% людей объявивших себя православными, только 18–20% от 1 до 2 раз в год исповедуются и причащаются. Остальные приходят на Пасху святить куличи и иногда забегают в церковь по личным надобностям. Определить сколько верующих в России можно не по опросам на причастность к вере, а по количеству людей, соблюдающих пост, отмечающих церковные праздники, читающих Библию, знающих молитвы. Количество людей по годам посетивших церковь на Пасху:

Признаки верующих:

  • регулярное посещение храма (несколько раз в неделю);
  • выполнение церковных правил (посты, молитвы);
  • общение со священнослужителями.

Официальная статистика таких людей не ведется, но по примерным подсчетам их не больше 1%. Учитывая, сколько верующих в России, статистика не может обойти представителей ислама. Россию в наше время населяют примерно 18–21 млн. мусульман (14%). По переписи населения в 2010 году их было 15 млн. человек.

Как и в православии, далеко не каждый мусульманин выполняет предписания религии, начиная от халяльной пищи до ежедневного пятикратного чтения молитвы. Религиозные праздники позволяют людям, идентифи цирующим себя со своей верой, проявить свое отношение к религии. 25 июня 2017 года на намаз по случаю Уразы-байрама в Москве пришло 250 тыс. мусульман.

Верующие и атеисты

Религиозность населения во многом связана с традициями государства. Если страна прошла период гонения на верующих, то атеизм имел подпитку в виде уничижительных оценок умственных способностей верующих людей. В Советском Союзе религиозных людей считали отсталыми, «темными», малообразованными. Сейчас эта позиция изменилась, хотя некоторые ученые приравнивают религиозность к недостатку образования.

Однако существует разница между принадлежностью к религии и верой в Бога. Некоторые религии, например, буддизм, вообще не рассматривают наличие высшего существа. Люди могут верить в потусторонние силы, ведьм и колдунов, сказочных персонажей, энергетические потоки и при этом не считать себя верующими. С другой стороны, православные христиане нередко обращаются к языческим обрядам и ритуалам (гадание).

Распределение религий в мире

По данным Википедии на 2010 год распределение верующих по конфессиям следующее:

  • христиане составляют около 33% от всех верующих. К ним относятся католики, верующие протестанты (баптисты, лютеране, пятидесятники), православные (15 автокефальных (поместных церквей)), верующие дохалкидонских церквей (древние восточные церкви). Дополнительно учитываются представители неканонических церквей, а также мормоны и свидетели Иеговы;
  • мусульмане – 23% (сунниты, шииты, исламские схизматики);
  • индуисты – 14–15%;
  • буддисты – 7%;
  • иудаисты и представители этнических религий – около 22%.

Численность верующих по религиям ставит христианство, ислам и индуизм в число самых распространенных направлений в мире. Однако не все верующие в Иисуса Христа знают, что по Библии выстроена система вероисповедания, как христиан, так и иудеев. Разница в том, что иудаизм за основу берет Ветхий завет (Тору), а христиане – Новый завет (Евангелие). На диаграмме видно распределение верующих по религиям и сколько в мире атеистов:

Сегодня политические деятели в России активно ведут косвенную пропаганду православия в массах. Участие высших лиц государства в церковных праздниках, беседы главы государства с Патриархом и многое другое демонстрирует не просто лояльное отношение к церкви, но и взаимное сотрудничество.

Объяснить, откуда появились верующие» политики можно тем, что в современной России трудно сформулировать национальную идею, которая является отправной точкой для создания эталонного поведения гражданина страны.

С другой стороны, христианские заповеди, которые формируют качества верующего (« не убий », « не укради »), способны заложить каркас личности молодого человека. В отсутствии комсомольских и пионерских уставов, религия способна донести нравственные нормы до умов и сердец граждан.

Религия и заключенные

Служители церкви, работающие в тюрьмах, знают о преступниках больше, чем следователи, но тайна исповеди накладывает на них ограничения. Исповедь верующих в тюрьмах и духовная беседа разряжают тяжелую атмосферу в местах заключения. По данным переписи осужденных за 2009–2010 год количество верующих (православных) в местах лишения свободы составляет 67%.

Как показывает статистика верующих людей в 2017 году, церкви на Пасху посетили 4,3 млн. жителей России. Распределение по некоторым областям:

Религия и страны Евросоюза

Определить сколько верующих в мире – достаточно трудно. Данные разнятся в зависимости от способов опроса. Можно отследить некоторые тенденции, происходящие в Европе. Сведения, которые предоставила католическая и протестантская церковь по верующим в Германии в 2011 году, говорят об уменьшении общего количества приверженцев религии с 64,5 до 61,5% за предшествующие пять лет. Опрос журнала New Humanist в 2010 году показал, что число верующих в Англии уменьшилось за 30 лет на 20%. Сегодня половина британцев не относят себя ни к одной из конфессий.

Религия и армия

Отношение к службе в армии у христиан неоднозначное. Есть молодые люди, предпочитающие альтернативные способы прохождения воинской службы. Другие считают, что сильная армия способна предотвратить разгорающиеся конфликты. Все верующие в армии считают войну злом, а брать или не брать в руки оружие, решает каждый для себя сам.


Чтобы говорить о таком показателе как «религиозность» страны, мало одного лишь количества верующих и атеистов. Именно поэтому Институт общественного мнения Гэллапа в 2015 году провёл опрос, в рамках которого спрашивал людей: «Занимает ли религия важную часть в вашей повседневной жизни?». В нашем списке 10 стран, в которых наибольшее число человек ответили «нет» на этот вопрос. Как выясняется многие просто считают себя верующими лишь для галочки.

Уругвай - 59%


Более 60% населения страны считают себя христианами. Большая часть из них принадлежит римско-католической церкви. Атеистов или агностиков в Уругвае около 17%. Ещё 23% населения относятся к категории верующих без какого-либо религиозного подтекста. В общей сложности, по результатом опросов института Гэллапа, 59% населения страны не считают религию важной частью своей жизни.

Россия - 60%


Россия, согласно Конституции, является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться государственной или обязательной. Те мне менее, по мнению многих экспертов, в последнее время прослеживается явная клерикализация страны. Религия проникает практически во все сферы общественной жизни, в том числе и в те области, которые согласно Конституции отделены от религии: государственные органы, школа, армия, наука и образование. Тем не менее, согласно исследованиям, около 60% населения заявляют о том, что религия не является важной частью их повседневной жизни.

Вьетнам - 69%


С религиозной статистикой во Вьетнаме всё не так уж просто как кажется на первый взгляд. В 2004 году была проведена перепись согласно которой 81% населения назвали себя атеистами. Но у специалистов эта цифра вызывает очень большие сомнения. Считается, что эти результаты могли быть сфальсифицированы под влиянием государства. Не забывайте, что официальное название страны - Социалистическая республика Вьетнам. В реальности же, среди людей, которые указали, что не имеют религии, большинство могут оказаться приверженцами традиционных верований, например, культа предков. И тем не менее, 69% населения утверждают, что религия не является важной частью их повседневной жизни.

Франция - 69%


В принципе, законодательство Франции запрещает проводить опрос религиозной принадлежности. Приоритетом остается защита свободы религии в контексте светского республиканского государства. Однако такая оценка может быть выполнена институтом CSA, а также на основе данных из религиозных объединений. Большинство опросов говорит о том, что Франция входит в число наименее религиозных стран мира. Убеждённых атеистов здесь не менее 29%.

Великобритания - 73%


71% населения Великобритании считают себя христианами, ещё 15% говорят, что не верят ни в одну из религий и являются атеистами. При этом важную часть повседневной жизни религию занимает лишь у 27% населения страны.

Гонконг - 74%


Свобода вероисповедания гарантирована основным законом Гонконга. Здесь проживают представители различных религий, в том числе буддизма, даосизма, христианства, ислама, индуизма, сикхизма. Впрочем, большинство этих людей не слишком религиозны. Согласно исследованию Института Гэллапа лишь 24% населения сказали, что религия занимает важную часть их повседневной жизни.

Япония - 75%


Две основные религии в Японии - это буддизм и синтоизм. Представители этих конфессий по некоторым оценкам составляют до 84-96% населения страны. Однако эти цифры в большинстве своём основаны на ассоциации японцев с тем или иным храмом, а не на количестве действительно верующих. Профессор Роберт Кисала предполагает, что всего 30% населения Японии идентифицируют себя как верующие. Остальные не считают религию достаточно важной частью своей жизни.

Дания - 80%


В целом датчане не очень религиозны, по данным исследования 2005 года. Дания третья по количеству атеистов и агностиков страна в мире, их доля в населении от 43% до 80%. Исследование Евробарометра 2005 года показало, что 31% датских граждан считают, что верят в Бога, 49% верят в некий дух или жизненную силу и 19% не верят ни во что из вышеперечисленного.

Швеция - 82%


Большая часть населения страны относится к Евангелическо-лютеранской церкви Швеции. Однако эта принадлежность лишь формальна. Вероисповедание жителя Швеции определяется по тому, в какую конфессию платится церковный налог с данного жителя. Но многие жители Швеции не знают про этот выбор или не делают его, тем самым по умолчанию относятся к Церкви Швеции. На деле же согласно многим исследованиям до 85% шведов являются атеистами.

Эстония - 84%


Согласно результатам опроса Eurobarometer в 2005 году, 16 % жителей страны ответили, что «они верят в существование Бога», в то время как 54 % ответили, что «верят в то, что существуют некие высшие силы», и 26 % - что «они не верят в Бога или иные высшие силы». Это, если верить исследованию, делает эстонцев самой нерелигиозной нацией из 25 членов Европейского союза. Исследование, проведенное в 2006-2008 годах Институтом Гэллапа, показало, что 14 % эстонцев ответили положительно на вопрос: «Является ли религия важной частью Вашей ежедневной жизни?», что стало наименьшим показателем среди 143 стран, принявших участие в опросе.