Open
Close

Удивительные факты о жизни рабби шимона бар йохая. Религиозные идеалы рабби шимона бар йохая

Описание и свойства перидота

Перидот еще называют оливином. Наименование появилось от греческого слова peridona – дающий изобилие. У него еще есть и иные названия минерала и его видов: форстерит, камшмир-перидот, . Различается несколько типов камня по цветам: оливково-зеленый, желто-зеленый, коричневато-зеленый, но наибольшую ценность имеет оттенок зеленого лайма. Некоторые желтые минералы приписывают к хризолитам, но относительно химического состава они идентичны. Используется он уже на протяжении многих лет, да и сейчас не утратил свою популярность.

Перидот является чистым камнем. Из-за этого его называют вирго перидот . Он обладает насыщенным зеленым цветом. Если он имеет светло-зеленый оттенок, то такие изделия из него менее ценны. Камень подвергается огранке, из-за чего получается огненный его блеск. В Древнем Египте его именуют «вечерним изумрудом», поскольку он не менял даже при заходе солнца, что могло происходить с некоторыми другими минералами.

Для облагораживания минерала в его обработке используют масло, , натуральную или синтетическую смолу. Трещины в нем устраняются с помощью бесцветного вещества. При правильной обработке камень имеет надежную прочность.

Камень период – декоративное изделие, которое обычно применяется для дополнения украшений. Часто его комбинируют с дорогостоящими минералами. Он используются в современной народной медицине, поскольку благоприятно действует на многие органы человека. Также он имеет сильные магические свойства, так как защищает от всего плохого.

Минерал имеет несколько разновидностей, среди которых:

    Звездчатый перидот – редкая находка, имеющая действие кошачьего глаза. Он обладает полированной непрозрачной поверхностью.

    Перидот Меса . Этот минерал до сих пор добывается ручным способом и имеют на это право только индейцы.

Применение перидота

Этот роскошный камень применяется в изготовлении ювелирных изделий, среди которых кольца, , ожерелья и браслеты. Если посмотреть на перидот, фото его отличается необыкновенной красотой. Изделия из него имеют приятный зеленый цвет. Его активное использование известно в вышивке икон. Поскольку из минерала создают прекрасные сувениры, поэтому применяется и в фен-шуй. Считается, что в виде украшения его лучше носить как подвеску на шее.

Раньше камень входил в состав украшений для царей и знатных людей. Также он использовался для создания шикарных изделий, которые могли позволить себе только богатые люди. В период Крестовых походов мужчины часто дарили изделия из минерала своим женам. Но большую популярность он приобрел в 19 веке, когда стало известно о его свойстве улучшения мужского здоровья.

Месторождения перидота

Этот минерал еще похож на хризолит, перидот из-за этого обладает такими же свойствами. Первый камень был найден в Александрии (Египет), а его рудники находились на острове Зебаргад, недалеко от Красного моря. Большие запасы минерала присутствуют в стволовых горах в Аризоне, острове Зебиргет (Исландия), Красном море, Норвегии и Эйфеле. Один из крупных видов был добыт в Могоке (Бирма), а лучший – в Пакистане.

По происхождению минерал считается силикатом железа и магния. Он относится к семейству кварцевых и имеет прямое отношение к вулканическим породам. В Сан-Карлосе есть месторождения богатых залежей перидота . В настоящее время его добыча происходит в Норвегии, Бразилии, Австралии, Гавайях и Конго. Минерал обнаружен и на метеоритах.

Цена перидота

Если посетить магазины с украшениями, то можно увидеть различную стоимость камня. Это зависит от , формы и размера минерала. Но цена перидота невысока по сравнению с другими камнями, и поэтому изделия доступны многим женщинам.

Перидот входит в состав многих роскошных украшений и поэтому цена изделия значительно увеличивается. Также зависит, с каким металлом используется минерал. Но украшения из него настолько красивы, что могут применяться как в повседневности, так и для праздничных случаев. Поэтому для своей коллекции стоит и перидот купить .

Магические и лечебные свойства перидота

Перидот камень, свойства которого положительно действуют на человека, обладает лечебным действием. Его используют для устранения нервных расстройств. Также он применяется для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, бессонницы, невралгии и стрессов.

По мнению литотерапевтов, камень эффективно помогает вылечить заболевания глаз, в частности, это касается близорукости и дальнозоркости. Поскольку после операций для зрения требуется восстановление, то и в этом деле минерал поможет справиться.

Камень способен устранить недуги желудка и почек. Он отлично помогает, если его прикладывать к телу при болезнях позвоночника, заболеваниях сосудов, простуде и гриппе. Камень помогает вылечиться от таких заболеваний как заикание и картавость. Для перидота характерны те лечебные свойства, которыми богаты другие зеленые минералы.

Помимо лечебных, свойства перидота бывают магическими. Они тоже действуют на жизнь человека. Обладатель камня будет защищен от плохих поступков, резких действий и негативных снов. С его помощью укрепляется воля и сила, а также человек может предугадывать будущее. Раньше он использовался как оберег, так как наделен свойством защиты дома от пожаров.

Благодаря магическим свойствам владельцу камня не страшны опасности, встречающиеся каждый день в жизни (аварии, переломы, нападения и т.д.). Он наделен свойством укрепления брака, поскольку вносит мир и счастье в дом.

По нынешней магии, перидот привлекает внимание противоположного пола. И поэтому его можно смело носить женщинам любого возраста. Перидот, знак зодиака которого являются Рыбы, будет приносить удачу этим людям. Также он подходит для и Львов. Если рассматривать все знаки по отдельности, то для каждого он имеет свое действие.

Лев привык всегда быть первым, но ему иногда мешает нерешительность и неуверенность. Если человека под этим знаком будет постоянно носить украшение с минералом, то у него будут успешно продвигаться все дела.

Девы во всех делах практичны, и поэтому перидот нужен им для терпения и внимательности. Рыбы всегда застенчивы, поскольку сами не знают четких целей своих дел. Для прибавления решительности, повышения самооценки и чувства полноценности им необходимо носить изделия из этого камня. Минерал – покровитель спортсменов и активных людей.

Люди давно используют в качестве этот камень. Он характеризует смелость, интеллект и развитость. Больше всего он подходит для людей, обладающих новаторскими и изобретательскими свойствами. Это лучший амулет от негативной энергии. Например, его вешали около входа, чтобы защитить дом от воров.

По мнению астрологов, лучше всего носить украшения из перидота в октябре. Благоприятнее всего они действуют на людей, которые родились в 3, 12, 21 и 30 числах. Поэтому если его использовать в соответствии со знаком зодиака или с датой рождения, то он обязательно станет оберегом и будет приносить удачу в любых жизненных ситуациях.

Перидот обращает на себя внимание ярким зелёным цветом, однако в нём всегда присутствует золотой оттенок. За это свойство ему было дано древнегреческое название хризолит , состоящее из слов «золото» и «камень. А синонимичное ему название «перидот» является французским заимствованием, которое в переводе означает «драгоценный камень».

Это ценное для ювелиров открытие было сделано за несколько тысячелетий до нашей эры. О древности этого самоцвета говорит и само название, в котором отмечается только его цвет: других способов различать обнаруженные драгоценные камни у людей не было. Название «хризолит» можно встретить даже в Библии, при прочтении Откровения Иоанна Богослова. Поэтому его относят к плеяде «Библейских камней». И далее этот камень все чаще встречается в религиозных областях. Например, им украшен оклад иконы Андрея Рублёва, Крестоносцы часто, возвращаясь с походов, дарили перидот своим спутницам.

Но в XIX веке перидот резко перестает ассоциироваться с христианством, и получает славу камня, который помогает избавиться от проблем в любви. В этот период он и становится по-настоящему популярным самоцветом.

Перидот не раскрывает всю свою красоту при дневном свете. Наоборот, при тусклом вечернем освещении можно заметить, как зеленый цвет самоцвета становится более насыщенным, за что его и прозвали «вечерним изумрудом». Если же говорить языком химиков, то перидот представляет собой ортосиликат железа-магния.


Он обладает средней плотностью, которая равна 6-7 по шкале Мооса. Это схоже с плотностью кварца . В целом, физические свойства этих камней во многом дублируют друг друга. Тем не менее, перидот из-за его высокой цены никто не станет использовать в промышленных целях, как кварц.

Первым открытым месторождением считается Египет, земля, располагающаяся в 50 милях от Красного моря. Затем перидот стали находить в США (штат Аризона), на Гавайях и даже в некоторых странах Европы, например, Германии, Норвегии и Италии. Однако самые крупные разновидности этого самоцвета можно встретить в Аргентине и Бирме. Известно, что даже некоторые метеориты, попадающие к нам на Землю, в своём составе содержат этот полудрагоценный камень.


Перидот может быть полезен не только человеку, желающему пополнить свою коллекцию декоративных драгоценных камней. Он также рекомендуется литотерапевтами при лечении некоторых болезней и, прежде всего, при простудах. Носить браслеты с перидотом будет полезно тем, кто чувствует, что его зрение ухудшается. А бусы предписываются тем, у кого проблемы с лёгкими, в том числе астматикам. Его главное свойство – облегчать протекание болезненных приступов. Поэтому камень рекомендуют и тем людям, которые вынуждены терпеть боли в позвоночнике. К его лечебным свойствам относились внимательно еще в XI веке. В «Изборнике Святослава» отмечалось, что перидот способен исцелять больных.

Перидот отвечает за чакру солнечного сплетения. Его магическое воздействие проявится еще сильнее, если сочетать этот самоцвет с золотом. Его главными поклонниками раньше были адвокаты, которые верили, что этот талисман поможет им выиграть дело в суде. Но и представители других ремёсел с древности носят этот минерал, как оберег, а иногда для этого помещали его в доме.

Еще больше этот камень понравится тем, кто проходит через проблемы в личной жизни. Современные маги утверждают, что такой амулет принесет благополучие в отношения не только супружеские, но и дружеские. Кроме того, перидот необходим при некоторых магических обрядах. Колдуны носят перидот его в золотом перстне.

«В ту ночь, когда Йохай твердо решил развестись со своей женой Сарой, ему привиделся сон: "Он находится в саду. Его окружают цветущие деревья, а прямо перед ним стоит сухой изогнутый ствол, без единого листика. Каким-то образом в руке у Йохая оказывается кувшин с водой. Йохаю нестерпимо захотелось полить этот сухой ствол. И вот, что это? – На дереве висит прекрасный, огромный, неизвестный ему плод.

Йохай вместе с Сарой обратились к рабби Акиве, чтобы тот растолковал им его сон. И сказал рабби Акива Саре: "В этом году родишь ты сына, который осветит Израиль мудростью и делами". И возликовали Йохай и жена его Сара от речей рабби Акивы, и с миром вернулись домой».

Рабби Шимон, сын Йохая, родился, как утверждают источники, «через сорок лет после падения Второго Храма», то есть в 110 году.

В дом учения он поступил в 122-м году, то есть двенадцатилетним подростком, по нашим понятиям – почти мальчишкой. Предположительно, на этот момент он уже был женат и женат на девушке родовитой. Его тестем стал известный законоучитель Пинхас Бен Яир, тот самый, который в будущем станет его учеником.

Интересно, чем обусловлен такой ранний брак? Может быть, бедность? Ничуть не бывало. Пишут, что отец Шимона был человек влиятельный, при деньгах. Тогда почему такая спешка?

Ответ напрашивается очень простой. Рабби Акива не принимал неженатых учеников, а именно к нему, в его школу, должен был поступить сын Йохая. И это дело не терпело отлагательств, ибо то, что этот подросток одарен невероятно, было известно всем, включая его самого.

«Если Израиль забудет Тору, я напишу ее снова», – говорил он о себе в юности.

«Я и Творец знаем твою силу», – подтверждал это рабби Акива.

Таким образом, вскоре после свадьбы молодого супруга собрали в путь. Путь предстоял дальний. Сначала четыре или пять дней нужно было спускаться с холмов на севере, где он вырос, в равнинный городок Бней Брак. А потом вверх, неуклонно вверх, по лестнице постижений, начало которой, как известно, стоит на земле, а вершина там, куда поднимется он.

(Из учебника каббалы)

Уровни духовного постижения имеют свою иерархию, которая называется «сулам» – «лестница». При этом, сами эти уровни принято называть «ступенями». Число этих ступеней известно – 125.

_______________________________________________________________________

Дом учения, куда поступил Шимон, как любой другой, именовался по традиции «виноградник». Предполагают, что одна из причин – его форма. Ученики сидели в несколько рядов полукругом, похожим на виноградник, висящий на склоне. Каждый видел каждого, и все вместе – учителя. Самый маленький из «виноградников» насчитывал четыреста человек.

Обучение было демократичным и бесплатным, но от этого ничуть не более доступным, ибо требовало полной самоотдачи.

Нам трудно представить себе эту жизнь в доме учения 20 веков назад. Наш современный опыт не знает примеров настолько полного, ничем не разбавленного погружения в предмет. Что, кроме книг? Простая еда и минимум сна в каменной тесной комнате… А чуть забрезжил свет: «Давайте рано вставать, виноградники, – как призывала песня. – Хвала тому, кто первым пришел в дом учения и последним его покинул».

И при всем этом в Иудее не было для юноши карьеры более почетной и поприща более желанного. И не было дома учения более авторитетного, чем «виноградник» рабби Акивы в Бней Браке.

А как же обязательные семья и дом? Увы, тот, чей взор всегда устремлен к небесам, обречен порой спотыкаться о землю. Характерную историю приводит Талмуд. Речь идет об однокашнике Шимона, некоем Ханании.

«Рабби Ханания, сын Хакиная, сидел двенадцать лет и учил Тору в доме рабби Акивы. Когда настало время его дочери выходить замуж, его жена прислала ему письмо и известила об этом. Вернулся рабби Ханания в свой город и не нашел своего дома. Что сделал? Пошел и сидел возле колодца, пока не пришли женщины. И он услышал, как сказала одна: "Набирай воду, дочь Ханании". И он узнал, что это его дочь. Он последовал за ней и так вошел в свой дом». Пишут, что завидев его, жена от удивления лишилась чувств.

О РАШБИ, в период его учения, известно немного, например, то, что однажды он умудрился перессорить двух членов Санедрина, дотошно задавая им один и тот же вопрос. Конфликт разгорелся из-за одной молитвы. Не нужно думать, что юношу волновали детали религиозной церемонии. Религия – то, как мы понимаем ее сегодня, – зародилась немного позднее.

Вопрос, которым школяр Шимон поднял бурю среди мудрецов, относился к внутренней духовной работе – самой сути каббалы. Мидраш не разъясняет подробностей того, что именно волновало юношу, однако упоминает его редкостное пытливое упорство и добавляет, что самому главе Санедрина, раббану Гамлиэлю, пришлось вмешаться, чтобы утихомирить спорящих.

_______________________________________________________________________

(Из учебника каббалы)

Молитва – это просьба, обращенная от низшего к высшему, реплика в диалоге с Творцом. Она должна быть полной и исходить из глубины сердца. Словесная «упаковка» при этом не играет никакой роли.

_______________________________________________________________________

В этом, возможно, вся суть его характера – всегда, во всяком деле, добираться до сути и при этом не считаться с ценой.

Это все, что мы знаем о личности РАШБИ, все, что возможно вычленить из почти 2300 упоминаний о нем в Талмуде (даже больше, чем о рабби Акиве). Законы Пути, которые он перенял у своего учителя, стали законами его жизни. В этом – и в юности, и в зрелые годы – он был не дипломатичен, не толерантен, не гибок, безжалостен и, вероятно, невыносим, одинаково беспощаден к себе и другим.

Прежде всего – к себе. Когда, годы спустя после смерти рабби Акивы, он отозвался о нем недостаточно уважительно, то – как свидетельствует Талмуд – он истязал себя постами, пока даже зубы его не почернели.

Именно эти два его качества – прямота и поиск во всем глубинной причины – обрушат на него в будущем гнев римских властей.

136, 137 и 138 годы – последние годы правления императора Адриана. Для Иудеи – это время тотального отчаянья. Восстание Бар Кохбы раздавлено. Погибших – десятки тысяч. Сотни тысяч проданы в рабство. Рабби Акива зверски казнен в Кесарийском амфитеатре при полном аншлаге. Поля, виноградники, сады, маслобойни, мастерские и промыслы – все разорено, все в упадке.

А самое главное: наложен полный запрет на главную национальную ценность иудеев – изучение Торы, и, заодно, на многовековую традицию рукоположения в рабби – «смиху».

Талмуд приводит распоряжение римских властей:

«…Каждый, возлагающий смиху, будет убит. Каждый, получающий смиху, будет убит. Город, где возлагают смиху, будет разрушен. Место, где возлагали смиху, будет перепахано…»

Император Адриан мстил Иудее за невосприимчивость к римской культуре. Мудрость каббалы, полтора тысячелетия передаваемая от учителя к ученику, из широкой дороги превратилась в узкую, грозящую оборваться тропу.

Это не только метафора. Нам в точности известно местоположение этой тропы. Она разделяла два города – Ушу и Шфарам. Именно сюда, на нейтральную полосу, дабы не навредить никому, старый рабби Иуда бен Бава привел пять молодых мудрецов, чтобы возложить на них «смиху». В этой пятерке была вся надежда Израиля. Это были ученики рабби Акивы – все, кто уцелел в эпидемии, – будущие члены Санедрина, учителя, составители Мишны. Среди них – будущий автор книги «Зоар» Шимон сын Йохая.

Только чудом не прервалась тогда цепь посвящений.

Теперь на месте этой тропы возведен перекресток Самхут – многоуровневая транспортная развязка во всех направлениях…

Случай, из-за которого у рабби Шимона произошел конфликт с властями, начался с безобидной беседы. Трое, из числа учеников рабби Акивы, и некий Иуда бен Герим рассуждали о римлянах.

Один из собеседников заметил: «Это хорошо, что римляне возводят города и мосты».

Второй был не согласен с ним, но смолчал.

А рабби Шимон бар Йохай, чьим желанием было всегда докопаться до корней, возразил. «Все объясняет эгоизм римлян, – сказал он. – В городах они строят себе дома терпимости, а за пользование мостами взимают плату».

По тем временам это была крамола, которая тянула на смертный приговор.

Иуда бен Герим, четвертый участник этой беседы, донес или, может быть, рассказал тому, кто потом донес обо всем властям.

Как это ни парадоксально, он оказал человечеству услугу ничуть не меньше, чем героический рабби Бава, потому что РАШБИ, скрываясь от римлян, вынужден был бежать в горы, жить в пещере и, таким образом, помимо воли оказался в тех идеальных обстоятельствах, когда практические заботы уже не ограничивали его духовный взлет.

Все те 13 лет, которые рабби Шимон и его сын, рабби Эльазар, провели в пещере в горах Галилеи, они «беседовали» с пророком Элиягу.

Возможно, слово «беседы» здесь не совсем уместно. Согласно каббале, «пророк Элиягу» – это духовное состояние, ступень. И, тем не менее, как пишет Талмуд, благодаря этим «беседам», рабби Шимон сумел подняться на самый верх по лестнице постижения, сравняться с Творцом.

Беглецы жили в пещере, возле деревни Пкиин. Питались керобами – плодами рожкового дерева, по вкусу напоминающими какао, и запивали водой из ручья. В дневное время, чтобы не страдать от зноя, они зарывались в песок. Они не говорили ни с кем посторонним. Ни один человек в мире не знал о месте их укрытия.

Одинокие, гонимые, долгие годы не имеющие ни человеческого общения, ни быта, они должны были бы одичать, превратиться в полузверей. Однако всего этого не произошло. Напротив, «беседы с пророком», эта привычка к духовной работе невероятной интенсивности, породила другую странность – странность, конечно, на наш взгляд. Все земное, все практическое, все, что не имело целью связь с Высшим миром, стало вызывать в них резкую неприязнь.

Через двенадцать лет жизни в пещере им стало известно о смерти императора Адриана. Их больше не искали. Можно было покинуть убежище.

Как пишет мидраш, первым человеком, которого увидели бывшие затворники, оказался пахарь. Вид человека, занятого таким «низменным» делом, поверг рабби Эльазара в шок. Об этом сказано: «Все, что рабби Эльазар уничтожал, рабби Шимон исцелял». Нам не известно, что в точности «уничтожал» один и «исцелял» другой, однако мы знаем, что мудрецы тотчас вернулись в своею пещеру и провели в ней еще один, тринадцатый, год, чтобы подняться на ту ступень духовного постижения, где уже нет ничего низменного и всему видна причина.

Иудея конца 140-х годов отличалась от той, которую когда-то оставили рабби Шимон и его сын, и отличалась в лучшую сторону. В Риме правил император Антонин. В отличие от Адриана, он не считал себя поэтом, был не кровожаден и носил прозвище Пий, что означало «Благочестивый». Этот Благочестивый отменил гонения на иудеев – открылись школы, вернулись традиции, был избран Санедрин.

В эту «новую» Иудею из галилейской пещеры спустились два заросших бородами мудреца.

Первое время они жили в Тверии, где, судя по всему, рабби Шимон был центром внимания. Во всяком случае, грязевые источники, где он лечил свои кожные язвы, следы от «песчаных ванн», стали популярны. И, кстати, такими остаются по сей день.

Однако в Тверии рабби Шимон, похоже, оставался недолго. Он переехал обратно в горы, открыл в городке Ткуа свою школу и приступил к труду, который не имеет аналогов в человеческой истории ни до, ни после него.

«Зоар»

«Изгнание», как учит нас каббала, означает, что человек лишается осознания Высшего, духовного, мира. В результате, люди изгоняются в чужбину себялюбия, где и пребывает с тех пор и до наших дней народ Израиля. «Изгнание» – это не вынужденное бегство из земли Израиля под тяжелым давлением обстоятельств. Изгнание, прежде всего, происходит внутри.

Рабби Шимон, заставший начальный период изгнания, еще находился на высоте Храма. Речь идет не о Храме, как таковом, – это всего лишь строение. Речь идет о духовном уровне, называемом «Храм». Он жил в двух мирах, которые уже обрели черты взаимной противоположности, и обладал очень редким и важным свойством – умением выразить ощущение Высшего мира.

Со своего уровня, с высоты всех 125-ти духовных ступеней, он мог спуститься на уровень падения народа Израиля, и потому ему дано было раскрыть методику, при помощи которой можно проделать обратный путь – из изгнания к избавлению.

Рабби Шимон осуществил это раскрытие не в одиночку. Являясь очень высокой душой, он не мог писать сам, ведь книга предназначалась для людей, находящихся на ступени изгнания. Книга была им задумана, как расширенный каббалистический комментарий на ТАНАХ.

Кроме самого рабби Шимона и его сына рабби Эльазара, в эту группу вошли рабби Йоси, рабби Хизкия, рабби Йоси, сын Якова, рабби Йегуда, рабби Аба, рабби Ицхак, рабби Хия и рабби Иса. Каждый был каббалистом очень высокой ступени.

Они собирались в пещере Идра раба, возле горы Мерон.

Дело происходило так: рабби Шимон говорил, его сын Эльазар истолковывал сказанное, а другой его ученик, рабби Аба, облекал это в такие формы, в такие внешние облачения, чтобы книга была понятной для людей, осознающих свое изгнание – не для тех, кто опустился тогда с духовной высоты на материальный уровень, а для нас. Достигнув конца изгнания, мы почувствуем, что эгоистически развиваться больше некуда, что мы обязаны выйти из изгнания и прийти к избавлению. Вот тогда книга эта и будет поджидать нас.

Итак, книга «Зоар» была сокрыта. И действительно, насколько мы понимаем, рабби Шимон считал, что она останется в сокрытии до начала избавления.

До нас дошла только небольшая часть оригинального текста – как считается, в районе пяти процентов. Существует предание, что «книга эта была столь велика в своем объеме, что, собрав ее вместе, можно было целиком нагрузить верблюда».

Вообразите себе этот труд. Сколько потребовалось дней, ночей, часов? Сколько коровьих шкур ушло на выделку пергамента? Сколько горшков чернил?

Написанный на арамейском, герметично закрытый, абсолютно не постигаемый для непосвященных текст «Зоара», где соседствуют ангелы, животные, «случайные» персонажи и даже сами авторы книги – это и есть то скрытие, которое сделал рабби Аба на рабби Шимона. И это то, что помогает нам приблизиться к его тайне.

Тайна – это тоже необходимое условие. «Зоар» был предназначен не для современников и не для их ближайших потомков. Этот текст, обрывочный, темный, должен был оставаться не понятым около двух тысячелетий. Только избранные, отдельные носители передавали из поколения в поколение его свет, чтобы доставить его к предсказанному РАШБИ рубежу – через 2000 лет, в наши дни. «По мере приближения к окончательному исправлению даже новорожденные познают тайны мудрости и средство освобождения. В те времена это раскроется каждому» – говорит рабби Шимон.

«Силой этой книги выйдут сыны Израиля из изгнания» – тоже его слова.

_______________________________________________________________________

(Из учебника каббалы)

ИСТОРИЯ КНИГИ «ЗОАР»

По поручению рабби Шимона бар Йохая пергаментные листы с текстом книги были спрятаны в пещере, в окрестностях горы Мерон.

Книга появилась только через 800 лет. Нашел ее арабский мальчик. Нашел и тут же продал на рынке, как оберточный материал. Часть разрозненных листов попала в руки человека, который сумел оценить написанное. Бросившись на поиски, он обнаружил много страниц в мусорных ящиках, а часть перекупил у торговцев, продававших пряности. Из найденных страниц и была собрана та книга, которая известна нам сегодня.

Ее дальнейший путь прослеживается нечетко, как пунктир.

В XIIIвеке она возникает в Испании. Каббалист Моше из Лиона держит ее, вероятно, в виде копии, в своей библиотеке. Разумеется, запрет на публикацию этой книги был ему известен. Ему, но не его жене. Овдовев, она оказывается в затруднительном материальном положении и публикует фрагменты книги. Кстати, это обстоятельство породило слух, что автором «Зоар» является сам Моше де Лион.

Как бы то ни было, книга получила известность. Ей приписывались всевозможные мистические свойства, ее толковали, искажали, вокруг нее строили философские и теологические теории. За ней укрепилась репутация главной книге в каббале.

До наших дней, как уже упоминалось, дошла лишь ее мизерная часть, да и то собранная по кусочкам в течение прошедших двух тысячелетий. Возможно, найдутся и другие части. Кто знает…

В 1953 году рав Иуда Лейб Алеви Ашлаг заканчивает свой комментарий к книге. Свой труд он называет «Сулам» – «Лестница». Он содержит полный перевод «Зоар» с арамейского языка на иврит. Это научное современное толкование «Зоар», изданное в 22 томах, является той лестницей, которая позволяет совершить восхождение к вершинам книги. Оно специально предназначено для нашего поколения.

«Зоар», с комментариями «Сулам», сегодня изучают на всех пяти континентах.

_______________________________________________________________________

После «Зоар»

Школа РАШБИ в Ткуа располагалась по соседству с фабрикой по обработке оливок. Это говорит о том, что труд ради пропитания уже не вызывал у мудреца прежнего гнева.

Он прожил длинную жизнь, пользуясь огромным уважением. Но не был избран в Санедрин.

Школу, где он учил каббале, или «искусству», как было принято говорить, знали повсюду. Однако мало кто следовал его мет о де. Как видно, слишком высоки были ступени.

Все признавали, что его суждения всегда отличала рациональная логика, трактовки просты, решения понятны, но при этом слава мистика, чудотворца никогда не оставляла его. Рассказывали, что однажды по молитве РАШБИ целая долина наполнилась золотыми монетами. Еще говорили, что он вымолил у неба ребенка для бездетной пары из Цидона, а в другой раз вылечил от безумия римскую принцессу.

Рабби Шимон бар Йохай умер, как и родился, во время праздника Лаг ба Омер. Он похоронен неподалеку от места, где жил – на горе Мерон.

Существует традиция: в ночь на Лаг ба Омер на гору Мерон съезжаются тысячи израильтян – жечь костры.

Почему так сложилось? Почему изо всех мудрецов Израиля традиция выбрала самого таинственного из них? И что общего между костром из разломанных ящиков и подъемом по ступеням духовного исправления, которые прочертил нам РАШБИ?

Может быть, мы заранее празднуем день, когда наши негодные качества сгорят в этих кострах, и мы сумеем прочесть все ответы?

Мы знаем из каббалы, что Лаг ба Омер – это имя ступени, после которой уже невозможно вернуться назад. После нее лестница ведет только вверх – до сиянья, до «Зоар».

Это было во втором столетии новой эры, в то великое и трагическое для Иудеи время, когда она почти полностью находилась под властью Рима.

Чуждые законы, чуждая культура, чуждые ценности проникли в страну и пытались подорвать ее основы. Но, несмотря ни на что, страна держалась: мудрость все еще ценилась выше меркантильности, и честью считалось быть учеником мудреца, а не торговца.

Именно в то время, когда над народом нависла угроза изгнания, на небосводе мировой истории засияла звезда человека, предсказавшего будущее не только народа, но и всего мира. Этим человеком был рабби Шимон Бар Йохай – РАШБИ. Родившись через 40 лет после разрушения Второго Храма, он был учеником выдающегося каббалиста рабби Акивы и автором знаменитой книги «Зоар».

Да не скажет не понимающий: «Как я могу понять сказанное в книгах каббалы?» Хотя он и не понимает этого, но язык книги «Зоар» исправляет душу и доступен всем, как малым, так и большим, каждому в соответствии с его разумением и душой.

Рав Цви Гирш, «Анагот Яширот»

Имя его упоминается в Талмуде 2300 раз, оно окружено множеством легенд, его жизнь соткана из тайн, но неоспоримо одно – его имя не исчезло в тумане истории, а, наоборот, упоминается сегодня все чаще и чаще. И на это есть веская причина.

Уже в детстве РАШБИ волновали вопросы, которые никогда не задавали его сверстники. «Кто я? Для чего живу? Как устроен мир?», – постоянно теребил он взрослых этими вопросами, и было ясно, что мальчик растет особый – он не успокоится, пока не найдет ответы. В дальнейшем это и произошло.

РАШБИ углубился в изучение каббалы. Дни и ночи просиживал он над каббалистическими книгами, проникая в их глубины, пока за библейскими историями ему не открылась сила, управляющая миром. Так, слой за слоем снимая внешние покровы с тайных знаний, он постигал смысл жизни . Его дух замирал от раскрывающейся перед ним Бесконечности , и пришло понимание, что без учителя дальше не продвинуться. Так в его жизни появился рабби Акива, и начался новый этап постижения Творца .

Ученик рабби Акивы

РАШБИ был наиболее требовательным, а потому и самым любимым, и лучшим учеником рабби Акивы. Отдыхать он себе почти не позволял – спал по три часа в сутки. Над столом, сбитым из двух необструганных досок, за которым РАШБИ изучал каббалу, ночи напролет горела свеча .

Через два года учебы РАШБИ женился, и на свет появился сын Эльазар, ставший впоследствии гордостью отца. Учеба у рабби Акивы продолжалась более тринадцати лет. Он был настолько связан со своим учителем, что когда римляне посадили того в тюрьму, рабби Шимон тайно с опасностью пробрался туда, чтобы продолжать заниматься. Всё время пока рабби Шимон учился у своего учителя, он находился в тени и никто не замечал его величия и мудрости из-за большой скромности присущей ему. Однажды рабби Акива сказал ему: «Достаточно тебе, что Всевышний и я знаем о твоих силах!».

В те времена жизнь евреев была невыносимо тяжелой. В еврейском народе император Адриан видел реальную угрозу своей власти и держал в Иудее два легиона. И все равно, народ ему не покорялся. Тогда Адриан понял: для того чтобы его победить, нужно искоренить веру . Поэтому все ограничения, вводимые им в Иудее, были направлены на то, чтобы народ забыл Единого Творца и навсегда прекратил изучение каббалы – внутренней части Торы.

Согласиться с этим означало подписать себе смертный приговор. В стране вспыхнуло восстание Бар Кохбы. Оно охватило всю Иудею, став судьбоносным для государства и, особенно, для учеников рабби Акивы. Двадцать четыре тысячи его учеников погибли в кровопролитных битвах и вспыхнувших эпидемиях. Выжило только пятеро, и одним из них был РАШБИ.

Император Адриан мстил непокорным с особой жестокостью. По его приказу выжигались поля, тысячи людей были казнены, сотни тысяч уведены в рабство. Решив сломить дух народа, римляне публично казнили рабби Акиву.

Дошла очередь и до РАШБИ. Адриану постоянно доносили, что он дерзок, не признает власть римлян, но самое страшное – его слушают, уважают и любят.

Адриан приказал схватить РАШБИ и казнить его так же, как и рабби Акиву – на площади, перед всеми, чтобы боялись и знали: есть только одна власть, и это власть Рима. Искали РАШБИ по всем дорогам Иудеи, но поймать не смогли. Обойдя все римские посты, он вместе со своим сыном Эльазаром ушел от преследователей на север страны.

Пещера в деревне Пкиин

РАШБИ и его сын нашли убежище в Галилее, в маленькой, пропахшей сыростью пещере возле деревни Пкиин. Они прожили там 13 лет, посвятив все свое время углубленному изучению тайной науки. Не возвращаясь на землю даже на мгновение, их мысли рвались вверх, к истине, скрытой за пятью духовными мирами .

Для пищи отцу и сыну хватало плодов рожкового дерева и родниковой воды из близлежащего источника. Ощущения голода не было – было ощущение счастья от близости цели, от постоянного постижения все новых и новых духовных ступеней.

В пещере прошли 13 трудных и счастливых лет. Умер император Адриан, и РАШБИ с сыном получили известие об отмене вынесенного им смертного приговора. Они вышли из пещеры другими – готовыми указать миру путь к Свету . Книга уже ощущалась ими, осталось ее только написать. Вместе с девятью учениками РАШБИ уединился в пещере на горе Мерон и с их помощью написал книгу «Зоар» – главную книгу каббалы.

Кабалистическая группа РАШБИ

Сегодня у входа в пешеру «Идра Раба» установлена мраморная доска с именами РАШБИ и его 9 ти великих учеников. На доске написано:

Идра (название места), Рабби Шимон Бар Йохай и рабби Йоси, и рабби Хизкия сын Рава, и рабби Йоси сын Якова, и рабби Йегуда, и рабби Аба, и рабби Элазар, и рабби Ицхак, и рабби Хия, и рабби Иса.

Книга «Зоар »

Инструкцию постижения духовного мира рабби Шимон должен был изложить в таком виде, чтобы она могла раскрыться лишь тому, кто страстно этого желает , в ком уже не осталось корыстных помыслов использования этих знаний во вред другим. Из десяти учеников только рабби Аба мог записывать духовные знания в скрытом виде, облекая их в форму простых рассказов. Поэтому РАШБИ и избрал его для написания книги: «И таким образом организую я нашу работу: рабби Аба будет писать, рабби Эльазар, мой сын, будет проговаривать слова, а остальные товарищи будут говорить в сердцах своих» (книга «Зоар», гл. «Аазину»).

Работа над книгой не прерывалась ни на минуту. Однако вскоре после ее написания она исчезла, словно ее никогда и не было. Мир еще не был готов принять этот дар, поскольку не достиг ступени развития, позволяющей правильно понять книгу.

Появилась она только через долгие 800 лет. Нашел ее арабский мальчик в окрестностях Мерона. Нашел и тут же продал случайным прохожим, как оберточный материал. Часть разрозненных листов попала в руки одного мудреца, который смог оценить написанное. Бросившись на поиски, много страниц он обнаружил в мусорных ящиках, а часть перекупил у торговцев, продававших пряности. Из найденных страниц и была собрана та книга, которая известна нам сегодня.

Мудрость книги

Около двух тысяч лет назад РАШБИ предсказывал: «В будущем народ Израиля вкусит от «Древа жизни», которым является книга «Зоар», и силой этой книги выйдет из духовного изгнания милостью Творца» (книга «Зоар», гл. «Насо»). И это не единственное пророчество.

В книге «Зоар» предсказано, что в конце двухтысячелетнего периода, отведенного для исправления человечества, все постигнут тайны этой книги, потому что без нее мир развиваться не сможет: «По мере приближения к окончательному исправлению даже новорожденные познают тайны мудрости и средство освобождения. В те времена это раскроется каждому» (книга «Зоар», гл. «Ваера»).

Изучение книги «Зоар» исправляет тело и душу и в состоянии быстро приблизить освобождение в дни «последнего поколения»

- «Матэ Эфраим», гл. «Катан»

Вне всякого сомнения, книга «Зоар» – одна из самых выдающихся каббалистических книг. В истории человечества нет другой такой книги, которая так притягивала бы к себе, вызывая бесконечные споры. О ней сложено тысячи легенд, она таинственна, непонятна, поэтична, по ней предсказывают настоящее и будущее, миллионы читают ее, несмотря на полное непонимание, учителя-самозванцы трактуют ее, как хотят, а между тем она – врата в Вечность, и понимают это только каббалисты.

Уход РАШБИ

РАШБИ умер в день праздника Лаг ба Омер в 190 году н.э. и похоронен на горе Мерон. Великий каббалист выполнил свое предназначение, и его душа вернулась к Творцу. Место его захоронения на горе Мерон из года в год посещают сотни тысяч людей. Они безуспешно пытаются ощутить в этом мире свет, раскрывшийся рабби Шимону, а заключен он в книге «Зоар». Недаром все каббалисты не устают повторять, что благодаря этой книге сыны Израиля выйдут из изгнания.

Мы называемся последним поколением. Последним, потому что именно нашему поколению предстоит завершить долгий путь в темноте и выйти к Свету – раскрыть духовный мир, раскрыть книгу «Зоар», написанную великим каббалистом рабби Шимоном Бар Йохаем.

Ссылки

  • Главы из Книги Зоар в переводе и с комментариями

В Лаг ба-Омер мы отмечаем годовщину смерти рабби Шимона Бар Йохая, более известного как Рашби, одного из великих знатоков и основного автора священной книги Зоар. Нам трудно оценить значимость такой возвышенной и величайшей личности. Даже во времена его жизни мало кому это удавалось. Тем не менее несколько историй о нем, зафиксированных в и , и многие из его собственных изречений позволяют представить себе величие и масштаб его личности. Давайте попытаемся бросить беглый взгляд на историю его жизни.

Ранняя жизнь раввина

Рабби Шимон бар Йохай

О происхождении и ранней жизни рабби Шимона нам мало известно, кроме того факта, что он был одним из главных учеников . После смерти 24 000 учеников рабби Акивы, во времена, которые Талмуд описывает как “пустынные и заброшенные”, Рабби Акива избрал пять учеников для посвящения и с целью замены прежних. Среди них был и Рашби. Вместе они предприняли попытку преодолеть колоссальные пробелы в изучении Торы, которые были на тот момент в результате смерти учеников (Талмуд Йевамот 62b). Из истории нам также известно, что р. Шимон и другие ученики были посвящены в раввины мудрецом рабби Йеудой бен Бавой вопреки римскому указу и под угрозой собственной смерти. Рабби Йеуда бен Бава был казнен за свое преступление, но ученикам удалось сбежать в безопасное место (Талмуд Санхедрин 13b-14a).

Становление великим мудрецом

Р. Шимон и другие мудрецы обсуждали влияние римского владычества на Святую Землю. Р. Иеуда похвалил римлян за отличную инфраструктуру, которую они создали - рынки, мосты и бани. Рашби ответил: «Все, что они создали, они создали для себя. Рынки они построили для безнравственных целей, бани - чтобы украсить себя, и мосты для сбора пошлин. Хоть и следствия поступков римлян могут быть полезными, не стоит их рассматривать вне связи с их скрытыми мотивами».

Известия об этих обсуждениях дошли до римлян и р. Шимону был вынесен смертный приговор (р. Иегуда, напротив, получил высокую должность). Рабби Шимон вместе со своим сыном Элазаром, который, несомненно, тоже находился в опасности, скрылся. Они сбежали в пещеру (которая, как принято считать, находится в Пекиине, сегодня это друзская деревня в Северной Галилее). Благодаря чудесной Б-жественной помощи у пещеры выросло рожковое дерево и пробился источник, что обеспечило их основными двумя источниками средств для существования. И они стали изучать Тору без остановки. Чтобы их одежда не изнашивалась в течение дня, они снимали с себя одежду и закапывали себя в песок по горло, и в таком положении изучали целый день, за исключением коротких пауз, когда они выходили, чтобы помолиться. В таких сложнейших сюрреалистических условиях Рашби и его сын осваивали самые глубокие тайны Торы - мистическое учение .

Выход из пещеры

Затем история принимает любопытный оборот. Через 12 лет пророк Илиягу подошел и встал у входа в пещеру, говоря: “Кто скажет-бар Йохаю, что Цезарь умер и его указы были отменены?” Рабби Шимон и его сын поняли, что для них наступило время отправиться в путь. Они вышли из пещеры и начали свое путешествие обратно в цивилизацию.

Однако такой переход не был для них легким. Когда они шли, отец с сыном наблюдали безобидную сцену еврейских фермеров, которые вспахивали и сажали семена в поле. Раввины были в недоумении: «Они оставляют вечную жизнь во имя бренной жизни! Как люди могли относиться к этому миру так серьезно? Это всего лишь мираж, фасад перед Б-жественным Присутствием! Как они могли тратить свою энергию на такие пустые, мирские занятия?» Мудрецы просто не могли смириться с приземленностью таких действий. И все, на что они смотрели, сразу возгоралось.

Раввины были в недоумении: «Они оставляют вечную жизнь во имя бренной жизни!»

Переломный момент

В конце года Голос раздался с Небес, который сказал, что наступило время им двинуться в путь. Раввины предприняли очередную попытку выхода из своего мира. На этот раз р. Шимон находился в состоянии покоя, а его сын, который был более вспыльчивым, нет. Все, на что бы сын раввина не смотрел, возгоралось. Затем отец бросал взгляд на тот же самый предмет и тушил пламя. Тогда отец обратился к сыну со словами: «Сын мой, нас с тобой хватит для этого мира. Пусть остальная часть человечества существует. Наша миссия для избранных».

В первую пятницу после выхода из пещеры они встретили старика, который нес с собой два пучка мирты. Они его спросили, для чего нужны эти специи. Он ответил, в честь приближающегося . Они спросили: «Разве не достаточно одного?» Он ответил: «Первый пучок соответствует «Захору», а второй – «Шамору» (Первый термин впервые появляется в первой версии десяти заповедей, а второй - в повторении во Второзаконии). Тогда Р. Шимон повернулся к сыну и сказал: «Смотри, как любимы заповеди Израилю!» И это их успокоило.

Великий и любимый

После долгих лет затворничества р. Шимон был признан одним из величайших и святых ученых Талмуда. Некоторые из основных работ того периода Талмуд приписывает именно ему.



Место захоронения рабби Шимон бар Йохая в Мероне

Его имя повсеместно встречается в Мишне в связи с установленным в Талмуде принципом, что мнение р. Шимона превалирует над мнением другого мудреца, но не над другими мудрецами (если мнение большинства не совпадет с его мнением; Эрувин 466). В Талмуде также говорится о случае, когда его отправили ходатайствовать к римским чиновникам, поскольку «он привык к чудесам» (Меилах 17). Наконец, в Мидраше написано, что в его поколении радуга ни разу не появилась (Берешит Рабба 35:2). , означающий что мир должен быть затоплен и сохраняется только благодаря Его обету. Пока жил Рашби, не было необходимости полагаться на такое Б-жественное обещание.

И все же, несмотря на его величие, или, возможно, именно по этой причине одной из самых заметных черт рабби Шимона было его восхищение и огромная любовь к каждому еврею, от мала до велика. Фраза его учителя - «Люби своего ближнего, как самого себя», несомненно, вошла в его собственное мировоззрение и приняла еще большие размеры.

Гармония Творения

Как могло так случиться, что столь возвышенная душа, которая едва ли могла смотреть, как евреи пашут свои поля, стала испытывать благоговение перед ними?

Возможно, разгадка заключается в том случае, который произошел, когда р. Шимон вышел из пещеры и увидел мужчину, несущего два пучка специй. На их вопрос - «Почему два пучка?», мужчина ответил, что один пучок относится к заповеди «Помни день Субботний», а второй – «Соблюдай день Субботний». (Первая фраза учит нас соблюдать Шабат в позитивном смысле – как, например, сделать киддуш в пятницу вечером, тогда как вторая фраза учит нас соблюдать негативное требование - воздержаться от творческого труда в Субботу). И, как мы видим, это для них было поворотным моментом, когда они увидели насколько дороги и любимы заповеди Израилю.

Что было важным в данном эпизоде? Рабби Шимон и его сын поняли, что у всех евреев есть своя уникальная связь с Б-гом, у каждого свой особенный метод служения Ему.

Талмуд учит нас, что, когда Всевышний дал Израилю , Он произнес: «Шамор (соблюдай) и Захор (помни)» одновременно - такого люди не могут ни сделать, ни услышать (в повседневной жизни). Для чего Б-гу надо было совершать такой трюк? Потому что на очень глубоком, мистическом уровне оба составляющих Шабата – негативная и позитивная, являются единым. Если мы полностью понимаем глубинный смысл Шабата, тогда мы поймем и метафизическую связь между обоими его аспектами.

Вне всякого сомнения, что р. Шимон и р. Элазар – люди, основательно разбирающиеся в каббалистической мудрости, полностью понимали, что оба требования «помни» и «соблюдай» являются единой концепцией. Если бы они приготовили специи для Шабата, они бы взяли, конечно, один пучок. Однако, что произошло? Они встретили простого еврея, который, как и все мы, обратил внимание на два различных аспекта соблюдения Шабата. И что он сделал вследствие этого? Он еще больше стал почитать Шабат!

Возможно в этом и заключается значимость истории из Талмуда. И, в результате, р. Шимон и его сын познали красоту Израиля – что все евреи имеют свою уникальную связь с Б-гом и свой особенный метод служения Ему. Так, с каббалистической точки зрения, у каждого человека, каждой молекулы есть свое место в Б-жественной схеме. Все совершенно и смоделировано Б-гом, и у всего, и каждого есть своя миссия для выполнения. Любовь и преданность Б-гу не являются только уделом ученых и мистиков. У каждого есть свое место в Б-жественной схеме мироздания.

Возможно, именно поэтому является заветным днем для всех. Сотни тысяч евреев приезжают к могиле р. Шимона в Мероне в день его кончины, и костры поминают его память по всему Израилю, и всему миру. Рабби Шимон учил нас величию скрытой мудрости Торы. В то же время он учил нас величию каждого еврея и каждой части Б-жьего творения - как каждый из нас может стремиться к соединению с Б-гом более особенным и глубоким образом, чем мы можем себе это представить. Пусть память о нем будет благословенна!