Open
Close

Традиционное индустриальное постиндустриальное общество таблица. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное и информационное общество

типология общество постиндустриальный

Эту стадию также принято называть традиционной или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности -- земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Главной задачей аграрного общества было производство пищевых продуктов, чтобы просто прокормить население. Это наиболее продолжительная из трёх стадий, и её история насчитывает тысячи лет. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа. Для этой стадии также характерна жёстко авторитарная власть и собственность на землю как основа экономики.

Индустриальное общество

В индустриальном обществе все силы направлены на промышленное производство, чтобы произвести необходимые обществу товары. Промышленный переворот принёс свои плоды -- теперь главная задача аграрного и индустриального общества, состоящая в том, чтобы просто прокормить население и обеспечить его элементарными средствами к существованию, ушла на второй план. Всего лишь 5-10 % населения, занятых в сельском хозяйстве, производили достаточно продовольствия, чтобы прокормить всё общество.

Постиндустриальное общество

Переход к новому типу общества -- постиндустриальному происходит в последней трети XX века. Общество уже обеспечено продовольствием и товарами, и на первый план выдвигаются различные услуги, в основном связанные с накоплением и распространением знаний. А в результате научно-технической революции произошло превращение науки в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором и развития общества, и его самосохранения.

Вместе с этим у человека появляется больше свободного времени, а, следовательно, и возможностей для творчества, самореализации. В это время технические разработки становятся все более наукоёмкими, теоретические знания приобретают наибольшее значение. Распространение этого знания обеспечивает сверхразвитая сеть коммуникаций.

Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare -- преобразовывать). Революция (от лат. revolutio -- поворот, переворот). Общественное развитие: - это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры); - это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Виды: 1) Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России -- Великие реформы Александра II); 2) Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х -- начала 90-х гг. XIX в. в России -- «Контрреформы» Александра III); 3) Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России); 4) Долговременные (например, неолитическая революция -- 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.). Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни: -- экономические реформы -- преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.); -- социальные реформы -- преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми); -- политические реформы -- изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.). Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в. В современных условиях два пути общественного развития -- реформа и революция -- противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа -- революция» на «реформа -- инновация».

Под инновацией (от англ. innovation -- нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации. Модернизация (от фр. moderniser -- современный) -- это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западно¬европейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения.

По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

  • 1) дописьменные и письменные;
  • 2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
  • 3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);
  • 4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);
  • 5) сравним следующие виды общества (традиционное (доиндустриальное) - а, индустриальное - б, постиндустриальное (информационное) - в) по следующим линиям сравнения: - основной фактор производства - а) земля; б) капитал; в) знания; - основной продукт производства - а) пища; б) промышленные изделия; в) услуги; - характерные черты производства - а) ручной труд; б) широкое применение механизмов, технологий; в) автоматизация производства, компьютеризация общества; - характер труда - а) индивидуальный труд; б) преимущественная стандартная деятельность; в) резкое повышение творческого начала в труде; - занятость населения - а) сельское хозяйство - около 75%; б) сельское хозяйство - около 10%, промышленность - 85%; в) сельское хозяйство - до 3%, промышленность - около 33%, услуги - около 66%; - основной вид экспорта - а) сырьё; б) продукты производства; в) услуги; - социальная структура - а) сословия, классы, включённость всех в коллектив, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность; б) классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур; в) сохранение социальной дифференциации, рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации; - продолжительность жизни - а) 40-50 лет; б) свыше 70 лет; в) свыше 70 лет; - воздействие человека на природу - а) локальное, неконтролируемое; б) глобальное, неконтролируемое; в) глобальное, контролируемое; - взаимодействие с другими странами - а) несущественное; б) тесная взаимосвязь; в) открытость общества; - политическая жизнь - а) преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй; б) провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство; в) политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии -- «демократии консенсуса»; - духовная жизнь - а) господствуют традиционные религиозные ценности; однородный харак¬тер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью; б) утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов; в) особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818--1883) и Ф. Энгельс (1820--1895). Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».

  • 5.Становление социологии как науки. Функции социологии.
  • 6.Особенности формирования отечественной социологии.
  • 7.Интегральная социология п.Сорокина.
  • 8.Развитие социологической мысли в современной России.
  • 9.Концепция социального реализма(э.Дюркгейм)
  • 10.Понимающая социология (м.Вебер)
  • 11.Структорно-функциональный анализ(Парсонс,Мертон)
  • 12.Конфликтологическое направление в социологии (Дарендорф)
  • 13.Символический интеракционизм (Мид, Хоманс)
  • 14.Наблюдение,виды наблюдений, анализ документов, научный эксперимент в прикладной социологии.
  • 15.Интервью,фокус-группа,анкетный опрос, виды анкетных опросов.
  • 16.Выборка, типы и методы формирования выборки.
  • 17.Признаки социального действия. Структура социального действия: актор, мотив, цель действия, результат.
  • 18.Социальные взаимодействия. Виды социальных взаимодействий по Веберу.
  • 19.Кооперация,конкуренция, конфликт.
  • 20.Понятие и функции социального контроля. Основные элементы социального контроля.
  • 21.Формальный и неформальный контроль. Понятие агентов социального контроля. Конформность.
  • 22.Понятие и социальные признаки девиации. Теории девиации. Формы девиации.
  • 23.Массовое сознание. Массовые действия, формы массового поведения(бунт, истерия, слухи, паника); особенности поведения в толпе.
  • 24.Понятие и признаки общества. Общества как система. Подсистемы общества, их функции и взаимосвязь.
  • 25.Основные типы обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.
  • 28.Понятие семьи, ее основные характеристики. Функции семьи. Классификация семьи по: составу, распределению власти, месту проживания.
  • 30.Международное разделение труда, транснациональные корпорации.
  • 31.Понятие глобализация. Факторы процесса глобализации, электронные средства коммуникации, развитие технологий, формирование глобальных идеологий.
  • 32.Социальные последствия глобализации. Глобальные проблемы современности: «Север-Юг», «Война-Мир», экологические, демографические.
  • 33.Место России в современном мире. Роль России в процессах глобализации.
  • 34.Социальная группа и ее разновидности(первичные, вторичные, внутренние, внешние, референтные).
  • 35.Понятие и признаки малой группы. Диада и триада. Структура малой социальной группы и отношения лидерства. Коллектив.
  • 36.Понятие социальной общности. Демографические, территориальные, этнические общности.
  • 37.Понятие и виды социальных норм. Понятие и виды санкций. Типы санкций.
  • 38.Социальная стратификация, социальное неравенство и социальная дифференциация.
  • 39.Исторические типы стратификации. Рабство, кастовая система, сословная система, классовая система.
  • 40.Критерии стратификации в современном обществе: доход и собственность, власть, престиж, образование.
  • 41.Система стратификации современного западного общества: высший, средний и низшие классы.
  • 42. Система стратификации современного российского общества. Особенности формирования высшего, среднего и низшего классов. Базовый социальный слой.
  • 43.Понятие социальный статус, виды статусов (предписанный, достигаемый, смешанный). Статусный набор личности. Статусная несовместимость.
  • 44. Понятие мобильности. Виды мобильности: индивидуальная, групповая, межпоколенная, внутрипоколенная, вертикальная, горизонтальная. Каналы мобильности: доход, образование, брак, армия, церковь.
  • 45.Прогресс, регресс, эволюция, революция, реформа: понятие, сущность.
  • 46.Определение культуры. Компоненты культуры: нормы, ценности, символы, язык. Определения и признаки народной, элитарной и массовой культуры.
  • 47.Субкультура и контркультура. Функции культуры: познавательная, коммуникативная, идентификационная, адаптационная, регулирующая.
  • 48.Человек, индивид, личность, индивидуальность. Нормативная личность, модальная личность, идеальная личность.
  • 49. Теории личности з.Фрейда, Дж. Мида.
  • 51.Потребность, мотив, интерес. Социальная роль, ролевое поведение, ролевой конфликт.
  • 52.Общественное мнение и гражданское общество. Структурные элементы общественного мнения и факторы, влияющие на его формирование. Роли общественного мнения в формировании гражданского общества.
  • 25.Основные типы обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.

    Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

    Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) - это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

    Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

    Современные общества отличаются следующими чертами: ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).

    К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества.

    Индустриальное общество - это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

    В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

    Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

    Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

    Отличительные черты постиндустриального общества:

    переход от производства товаров к экономике услуг;

    возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;

    главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;

    контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;

    принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

    Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества. Становление такого явления отнюдь не случайно. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют не традиционные материальные ресурсы, которые к тому же во многом исчерпаны, а информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.

    Концепция постиндустриализма сегодня детально разработана, имеет массу сторонников и все возрастающее число противников. В мире сформировались два основных направления оценки будущего развития человеческого общества: экопессимизм и технооптимизм. Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли. Технооптимизм рисует более радужную картину, предполагая что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.

    Сегодня индустриальное общество - понятие, знакомое во всех развитых и даже многих развивающихся государствах мира. Процесс перехода на механическое производство, падение прибыльности сельского хозяйства, рост городов и четкое разделение труда - все это основные черты процесса, меняющего социально-экономическую структуру государства.

    Что такое индустриальное общество?

    Кроме производственных характеристик, это общество отличается высоким уровнем жизни, становлением гражданских прав и свобод, появлением сервисной деятельности, доступной информации и гуманных экономических отношений. Предшествующие традиционные социально-экономические модели отличались сравнительно низким средним уровнем жизни населения.

    Индустриальное общество считается современным, в нем очень быстро развиваются как технические, так и социальные составляющие, влияющие на повышение качества жизни в целом.

    Основные отличия

    Главное отличие традиционного аграрного общества от современного заключается в росте промышленности, потребности в модернизированном, ускоренном и эффективном производстве и в разделении труда.

    Основными причинами разделения труда и поточного производства можно считать как экономические - финансовая выгода механизации, так и социальные - рост населения и повышение спроса на товары.

    Индустриальное общество характеризуется не только ростом промышленного производства, но и систематизацией и поточностью сельскохозяйственной деятельности. Кроме того, в любой стране и в любом обществе процесс промышленной реконструкции сопровождается развитием науки, технологий, средств массовой информации и гражданской ответственности.

    Изменение структуры социума

    Сегодня для многих развивающихся стран характерен особенно ускоренный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Немалую роль в изменении социально-экономических структур играет процесс глобализации и свободное информационное пространство. Новые технологии и научные достижения позволяют совершенствовать процессы производства, что делает ряд отраслей особенно эффективными.

    Процессы глобализации и международного сотрудничества и регулирования также влияют на изменение социальных уставов. Индустриальное общество характеризуется уже совсем другим мировоззрением, когда расширение прав и свобод воспринимается не как уступка, а как нечто должное. В сочетании такие изменения позволяют государству стать частью мирового рынка как с экономической точки зрения, так и с социально-политической.

    Основные черты и признаки индустриального общества

    Основные характеристики можно условно разделить на три группы: производственные, экономические и социальные.

    Основные производственные черты и признаки индустриального общества заключаются в следующем:

    • механизация производства;
    • реорганизация труда;
    • разделение труда;
    • повышение производительности.

    Среди экономических характеристик необходимо выделить:

    • рост влияния частного производства;
    • появление рынка конкурентных товаров;
    • расширение рынков сбыта.

    Основная экономическая черта индустриального общества - неравномерное экономическое развитие. Кризис, инфляция, спад производства - все это частые явления в экономике индустриального государства. Промышленная революция отнюдь не дает гарантии стабильности.

    Главная черта индустриального общества в плане его социального развития - изменение ценностей и мировоззрения, на что влияет:

    • развитие и доступность образования;
    • повышение качества жизни;
    • популяризация культуры и искусства;
    • урбанизация;
    • расширение прав и свобод человека.

    Стоит отметить, что индустриальное общество характеризуется также безоглядной эксплуатацией природных ресурсов, в том числе и невосполнимых, и практически полным пренебрежением к окружающей среде.

    Исторические предпосылки

    Кроме экономической выгоды и роста населения, индустриальное развитие общества было обусловлено рядом других причин. В традиционных государствах большинство людей было способно обеспечить себе средства к существованию, и только. Комфорт, образование и удовольствия могли позволить себе лишь немногие. Аграрное общество было вынуждено перейти к аграрно-индустриальному. Этот переход позволил увеличить производство. Однако аграрно-индустриальное общество характеризовалось негуманным отношением хозяев к рабочим и низким уровнем механизации производства.

    Доиндустриальные социально-экономические модели держались на тех или иных формах рабовладельческого строя, что говорило об отсутствии универсальных свобод и низком среднем уровне жизни населения.

    Промышленная революция

    Переход к индустриальному обществу начался в период промышленной революции. Именно этот период, XVIII-XIX века, ответствен за переход от ручного труда к механизированному. Начало и середина XIX века стали апогеем индустриализации в ряде ведущих мировых держав.

    В период промышленной революции оформились основные черты современного государства, такие как рост производства, урбанизация, экономический рост и капиталистическая модель общественного развития.

    Обычно индустриальную революцию связывают с ростом машинного производства и интенсивным технологическим развитием, однако именно в этот период произошли основные социально-политические изменения, повлиявшие на становление нового общества.

    Индустриализация

    В составе как мировой, так и государственной экономики выделяются три основных сектора:

    • Первичный - добыча ресурсов и земледелие.
    • Вторичный - переработка ресурсов и создание продуктов питания.
    • Третичный - сфера услуг.

    Традиционные общественные структуры основывались на превосходстве первичного сектора. Впоследствии, в переходный период, вторичный сектор стал догонять первичный, стала расти и сфера услуг. Индустриализация заключается в расширении вторичного сектора экономики.

    Этот процесс проходил в мировой истории в два этапа: техническая революция, включающая в себя создание механизированных фабрик и отказ от мануфактуры, и модернизация устройств - изобретение конвейера, электроприборов и двигателей.

    Урбанизация

    В современном понимании урбанизация представляет собой прирост населения больших городов за счет миграции из сельских районов. Однако переход к индустриальному обществу характеризовался более широкой трактовкой понятия.

    Города становились не только местами работы и миграции населения, но и культурно-экономическими центрами. Именно города стали границей истинного разделения труда - территориального.

    Будущее индустриального общества

    Сегодня в развитых странах наблюдается переход от современного индустриального общества к постиндустриальному. Наблюдается изменение ценностей и критериев человеческого капитала.

    Двигателем постиндустриального общества и его экономики должна стать индустрия знаний. Поэтому научные открытия и технологические разработки нового поколения играют большую роль во многих государствах. Ценным рабочим капиталом считаются профессионалы с высоким уровнем образования, хорошей обучаемостью, и творческим мышлением. Доминирующим сектором традиционной экономики станет третичный, то есть сфера услуг.

    Традиционное общество (до индустриальное) - это самый продолжительный из трех стадий, ее история насчитывает тысячи лет. Большинство истории человечество провело именно в традиционном обществе. Это общество с аграрным укладом, мало динамическими социальными структурами и с основанным на традиции способом социокультурной регуляции. В традиционном обществе главным производителем является не человек, а природа. Преобладает натуральное хозяйство - абсолютное большинство населения (более 90%) занята в сельском хозяйстве; применяются простые технологии, а следовательно - разделение труда является несложным. Этому обществу присуща инерционность, низкое восприятие нововведений. Если пользоваться марксистской терминологией, традиционное общество - это первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный общество.

    Индустриальному обществу

    Индустриальному обществу свойственно машинное производство, национальная система хозяйствования, свободный рынок. Этот тип общества возник сравнительно недавно - начиная с ХVIII в., В результате промышленной революции, охватившей сначала Англию и Голландию, а затем и остальные страны мира. В Украине промышленная революция началась примерно в середине XIX в. Суть промышленной революции заключается в переходе от ручного способа производства к машинному, от мануфактуры к фабрике. Осваиваются новые источники энергии: если раньше человечество использовало в основном энергию мышц, реже - воды и ветра, то с началом промышленной революции начинают использовать энергию пара, а позже - дизельные двигатели, двигатели внутреннего сгорания, электроэнергию. В индустриальном обществе на задний план отошло задача, которая была главным для традиционного общества - накормить людей и обеспечить их необходимыми для жизни вещами. Теперь всего-навсего 5-10% людей, занятых в сельском хозяйстве, производят продуктов достаточно для всего общества.

    Индустриализация приводит к усиленному росту городов, укрепляется национальная либерально-демократическое государство, развивается промышленность, образование, сфера обслуживания. Появляются новые специализированные общественные статусы ("рабочий", "инженер", "железнодорожник" и др.), Исчезают сословные перегородки - уже не благородное происхождение или семейные связи являются основанием для определения человека в общественной иерархии, а ее личные действия. В традиционном обществе дворянин, обеднел, оставался дворянином, а богатый купец все равно был лицом "неблагородной". В индустриальном же обществе каждый завоевывает свой статус личными заслугами - капиталист, обанкротился, капиталистом уже не является, а вчерашний чистильщик ботинок может стать владельцем крупной фирмы и занять высокое положение в обществе. Растет социальная мобильность, происходит выравнивание человеческих возможностей, вследствие всеобщей доступности образования.

    В индустриальном обществе усложнение системы социальных связей приводит к формализации человеческих отношений, которые в большинстве случаев становятся деперсонализированы. Современный горожанин за неделю общается с большим количеством людей, чем его далекий сельский предок за всю свою жизнь. Поэтому люди общаются через свои ролевые и статусные «маски»: не как конкретный индивид с конкретным индивидом каждый из которых наделен определенными индивидуальными человеческими качествами, а как Преподаватель и студент или Милиционер и Пешеход, или Директор и Работник ("Говорю вам как специалист.. . "," у нас так не принято... "," профессор сказал... »).

    Постиндустриальное общество

    Постиндустриальное общество (термин предложен Дениеллом. Беллом в 1962 году.). В свое время Д. Белл возглавлял "Комиссию 2000 года", созданную решением Конгресса США. Задачей этой комиссии была наработка прогнозов социально-экономического развития США в третьем тысячелетии. На основе проведенных комиссией исследований, Дениелл Белл вместе с другими авторами написал книгу "Америка в 2000г.». В этой книге, в частности, приходилось, что за индустриальным обществом наступает новый этап человеческой истории, который будет базироваться на достижениях научно-технического прогресса. Этот этап Дениелл Белл и назвал "постиндустриальным".

    Во второй половине XX в. в самых развитых странах мира, таких, как США, страны Западной Европы, Япония резко возрастает значение знания и информации. Динамика обновления информации стала такой высокой, что уже в 70-х гг. XX в. ученые-социологи сделали вывод (как показало время - правильный), что в XXI в. неграмотными можно считать не те, кто не умеет читать и писать, а те, которые не умеют учиться, забывать ненужное, и учиться снова.

    В связи с ростом веса знаний и информации, наука превращается в непосредственную производительную силу общества - все возрастающую часть доходов передовые страны получают не от продажи промышленной продукции, а от торговли новыми технологиями и наукоемкой и информационной продукцией (например: кино, телепрограммы, компьютерные программы и т.д.). В постиндустриальном обществе вся духовная надстройка интегрируется в систему производства и - тем самым - преодолевается дуализм материального и идеального. Если индустриальное общество было экономико центричным, то постиндустриальное общество характеризуется культуро центричность: растет роль "человеческого фактора" и всей направленной на него системы социогуманитарного знания. Это, конечно, не означает, что постиндустриальное общество отрицает базовые компоненты индустриального (высокоразвитая промышленность, трудовая дисциплина, высококвалифицированные кадры). Как заметил Дениелл Белл, "постиндустриальное общество не замещает индустриальное, так же как индустриальное общество не ликвидирует аграрный сектор экономики". Но человек в постиндустриальном обществе уже перестает быть "человеком экономической". Доминантными для нее становятся новые, "пост материалистические« ценности (табл. 4.1).

    Первым «выходом на общественную арену" человека, для которого приоритетными являются "пост материалистические ценности", считают (Г. Маркузе, С. Айерман) молодежный бунт в конце 60-х гг. XX вот., Который задекларировал смерть протестантской трудовой этики как нравственного основания западной индустриальной цивилизации.

    Таблица 4.1. Сравнение индустриального и постиндустриального общества

    Над разработкой концепции постиндустриального общества плодотворно работали ученые: Збигнев Бжезинский, Элвин Тоффлер, Арон, Кеннепг Боулдинга, Уолт Ростоу и др. Правда, некоторые из них употребляли собственные сроки для названия нового типа общества, который приходит на смену индустриальному. Кеннет Боулдинга называет его "постцивилизации". Збигнев Бжезинский отдает предпочтение термину "технотронное общество", подчеркивая тем самым решающее значение в новом обществе электроники и средств коммуникации. Элвин Тоффлер называет его "супериндустриальной обществом", обозначая им сложное мобильное общество, основанное на высоко передовой технологии и пост материалистической системе ценностей.

    Элвин Тоффлер в 1970г. Писал: "Жители Земли разделены не только по расовому, идеологической или религиозному признакам, но также, в определенном смысле, и во времени. Изучая современное население планеты, мы обнаруживаем незначительную группу людей, которые все еще живут охотой и рыболовством. Другие, их большинство, полагаются на сельское хозяйство. Они живут примерно так же, как жили их предки сотни лет назад. Эти две группы вместе составляют около 70% населения Земли. Это люди прошлого.

    Более 25% населения земного шара живут в промышленно развитых странах. Они живут современной жизнью. Они продукт первой половины XX в. сформированы механизацией и массовой образованием, воспитанные на воспоминаниях о аграрно-промышленное прошлое своей страны. Они - люди современного.

    Остальные 2-3% населения планеты нельзя назвать ни людьми прошлого, ни людьми современного. Поскольку в главных центрах технологических и культурных изменений, в Нью-Йорке, Лондоне, Токио о миллионах людей можно сказать, что они живут в будущем. Эти первопроходцы сами того не осознавая, живут так, как другие будут жить завтра. Они разведчики человечества, первые граждане супериндустриального общества ".

    Можем дополнить Тоффлера только в одном: сегодня, почти через 40 лет, в обществе, которое он называл супериндустриальной, проживает уже более 40% человечества.

    Переход от индустриального к постиндустриальному обществу определяется следующими факторами:

    изменением в сфере экономики: переход от экономики, ориентированной на товаропроизводство к экономике, ориентируется на сферу услуг и информации. Причем, речь идет прежде всего о высококвалифицированные услуги, такие как развитие и общая доступность банковских услуг, развитие средств массовой коммуникации и общая доступность информации, здравоохранение, образование, социальная опека и только во вторую очередь - услуги, предоставляемые отдельным клиентам. В середине 90-х гг. XX в. в сфере производства и в сфере обслуживания и предоставления информационных услуг было, соответственно, занято: в США - 25% и 70% работающего населения; в Германии - 40% и 55%; в Японии - 36% и 60%); что больше - даже в производственной сфере в странах с постиндустриальной экономикой представители интеллектуального труда, организаторы производства, техническая интеллигенция и административные кадры составляют около 60% всех занятых;

    изменением в социальной структуре общества (разделение по профессиональному признаку приходит на смену классовому делению). Например, Дениелл Белл считает, что в постиндустриальном обществе исчезает класс капиталистов, а его место занимает новая правящая элита, которая обладает высоким уровнем образования и знаний;

    центральным местом теоретического знания в определении основных векторов развития общества. Основной конфликт, таким образом, в этом обществе пролегает не между трудом и капиталом, а между знанием и некомпетентностью. Возрастает значение высших учебных заведений: университет вступил промышленное предприятие, главную институт индустриальной эпохи. Высшая школа имеет в новых условиях не менее двух главных задачи: создавать теории, знания, которые становятся главным фактором социальных изменений, а также воспитывать советников и экспертов;

    созданием новых интеллектуальных технологий (среди прочего, например, генная инженерия, клонирование, новые агротехнологии и др.).

    Контрольные вопросы и задачи

    1. Дайте определение термина "общество" и охарактеризуйте его основные признаки.

    2. Почему общество считают само воспроизводимой системой?

    3. Чем системно-механический подход к пониманию общества отличается от системно-органического?

    4. Охарактеризуйте суть синтетического подхода к пониманию общества.

    5. Чем отличается традиционная сообщество и современное общество (сроки Ф. Тьонниса)?

    6. Охарактеризуйте основные теории происхождения общества.

    7. Что такое "аномия"? Охарактеризуйте основные признаки этого состояния общества.

    8. Чем теория аномии Р. Мертона отличается от теории аномии Э. Дюркгейма?

    9. Объясните разницу между понятиями "социальный прогресс" и "социальная эволюция".

    10. В чем состоит различие между социальной реформой и революцией? Виды социальных революций вам известны?

    11. Назовите известные Вам критерии типологии обществ.

    12. Охарактеризуйте марксистскую концепцию типологии обществ.

    13. Сравните традиционное и индустриальное общества.

    14. Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

    15. Сравните постиндустриальное и индустриальное общества.

    Типология общества

    Современные общества различаются по многим признакам, но есть в них и одинаковые параметры, по которым их можно типологизировать.

    Одним из основных направлений в типологии общества служит выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. Например, у Платона и Аристотеля общества различаются по типу государственного устройства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия. В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ.

    В основу типологизации общества положено марксизмом различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно-экономических формациях: первобытно-общинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений).

    Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

    Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

    Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) - это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

    Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

    Современные общества отличаются следующими чертами: ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т.п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).

    К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества.

    Индустриальное общество - это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

    В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

    Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

    Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

    Отличительные черты постиндустриального общества:

    • - переход от производства товаров к экономике услуг;
    • - возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
    • - главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
    • - контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
    • - принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

    Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества. Становление такого явления отнюдь не случайно. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют не традиционные материальные ресурсы, которые к тому же во многом исчерпаны, а информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.

    Концепция постиндустриализма сегодня детально разработана, имеет массу сторонников и все возрастающее число противников. В мире сформировались два основных направления оценки будущего развития человеческого общества: экопессимизм и технооптимизм. Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли. Технооптимизм рисует более радужную картину, предполагая что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.