Open
Close

Святых петра и февронии муромских. Святые Петр и Феврония: история любви

Святые Петр и Феврония Муромские являются покровителями счастливого супружества. В память благоверной четы был установлен праздник — День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля. Эти святые – одни из самых популярных личностей, в честь которых открывают храмы и устанавливают памятники по всей стране. Скульптуры святых супругов уже установлены в 60 городах России и это число растет.

Поклонение народа княжеская чета заслужила тем, что сохранила любовь и верность друг другу в условиях испытаний, бытовых проблем и злых языков. Супруги пронесли свою любовь через всю жизнь и своим примером учат нас как сохранить брак сегодня.

Житие святых Петра и Февронии Муромских

Эти люди – реальные исторические персонажи. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — житие святых, сохранившееся до наших дней. Петр – сын Муромского князя Юрия Владимировича, — подвергся действию яда и весь был покрыт струпьями и язвами. Когда стало очевидно, что врачи не помогут, как последнюю надежду, отправили гонца в Рязанскую землю, где было много врачевателей. Так и нашлась Феврония, дочь бортника, которая вылечила его, но при условии: князь должен был жениться на ней. Но, исцелившись, Петр соврал – он тайком сбежал из ее дома, оставив дорогие подарки. Феврония же простолюдинкой была только по происхождению. Поступила она как настоящая княжна: не приняла подарки и стала терпеливо ждать князя. Так и случилось: вскоре болезнь Петра вернулась к нему и вся история повторилась. Обещание было сдержано.

Бояре отнеслись враждебно к простой девушке: они поставили условие – либо оставишь жену, либо оставишь город. Князь вынужден был оставить управление Муромом и поселился с женой в изгнании.

Но как это обычно бывает на Руси: бояре не поделили власть и чуть друг друга не переубивали. Единственным вариантом для них осталось молить князя вернуться на пост и уладить все распри.

Святые Петр и Феврония прожили долгую и счастливую жизнь и под конец приняли постриг. Святые завещали похоронить их в одном гробе, но законы тогда были строгие и монахов положили отдельно. Тогда свершилось чудо: тела оказались в одном гробу неведомым способом. Дважды их тела разъединяли и, когда на третий раз обрели лежащими в одном гробу, – больше не посмели разлучить.

Почему Петр и Феврония стали святыми?

Почему эта бездетная пара, «неравный брак», как бы сейчас сказали, является образцом для подражания семейной идиллии? Почему Господь прославил их как идеал семейной жизни?

Нам иногда сложно принять, что мир не идеален. Как часто мы приходим в церковь, чтобы выполнить механический ритуал и успокоиться: ну, теперь все исполнится? Но Церковь – это не бюро услуг. Это живое общение с Богом, со святыми. Когда-то Петр с Февронией тоже были простыми людьми, самыми обычными. Со своими чаяниями и немощами, надеждами. Так, девушка Феврония «не упустила своего», как бы заметили сегодня. Так и князь Петр пытался убежать от ответственности. Цели были земными, люди не святы. Святость приходит, когда человек правильно понимает свой долг и место в этом мире.

Наверное, не сладко было молодым в компании зажиточных бояр – ни князю, ни бедной крестьянке. Ведь не всегда бывает так, как ожидаешь и Февронию, в отличие от ее девических грез, не приняли радушно. Кто знает, какие мысли посещали наивную девушку, которая, возможно, просто просила у Бога послать ей хорошего мужа и расценила приезд больного князя как послание свыше.

А князь. Мечтал ли он жениться на простушке? Был ли он готов к этому браку и достаточно благодарен за исцеление, чтобы не уклониться в упреки? Сохранил ли достаточный такт в первую пору «притираний»? Этого мы не узнаем. Но Господь Своих угодников прославил именно потому, что они смогли пройти эти трудности с высоко поднятой головой, с осознанием ответственности за выбранный путь. Сохранили верность себе и преданность друг другу.

Дети не являются целью в христианском браке. Они — великое благо и утешение. Но не цель. Говорят, без детей сохранить брак сложнее. Но у благоверных супругов получилось. Семья называется малой церковью – это значит, что в браке христианин учится любви. Истинной, которая не умирает. И именно на этом пути – на пути познания любви и овладения ею в совершенстве Муромские супруги достигли святости. И призывают к этому нас – вы только начните, только попробуйте. Уступать. Прикрывать немощи друг друга. Отмалчиваться. Быть друг с другом заодно перед всем остальным миром. Быть вместе вопреки обстоятельствам, «характерам», окружению.

В чем помогают святые Петр и Феврония?

Святые Петр и Феврония помогают, когда кажется не хватает сил, когда недостатки кажутся такими огромными, что кроме них ничего и не видно больше. Как в притче про муху на носу: муха-то маленькая, а, сев на нос, закрывает весь мир. Прогоните «муху» своего раздражения, нетерпеливости и обид и вам откроется мир добра и любви. Мир, который всегда начинается только с нас. С нашего первого шага.

Сегодня в среде молодых верующих принято собираться для чтения перед иконой благоверным супругам акафистов и молебнов. Молодые люди просят помощи в создании семьи. Случается, что половинки находят друг друга прямо на общей молитве. Такие случаи не единичны.

Святые мощи Петра и Февронии хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Они и по смерти неразлучны: по преданию, перед смертью оба приняли иночество и умерли в один день и час. Когда Петр (в иночестве Давид) уже чувствовал скорую кончину, он сообщил об этом Февронии (в иночестве Евфросинья) через посыльного. Но Феврония вышивала плат для усопших и не успевала окончить это последнее украшение. Тогда она передала Петру, чтоб тот подождал еще час. После завершения работы оба предали свою душу Богу и на том свете, верим, также неразлучны.

Молитва Святым Петру и Февронии

Текст молитвы Святым Петру и Февронии о любви и благополучии :

О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва Святым Петру и Февронии о замужестве:

О угодницы Божии, благовернии княже Петре и княгине Февроние, к вам прибегаем и к вам со упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных (имена), святыя молитвы ваши ко Господу Богу и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние. И ходатайствуйте нам у Царя Небеснаго житие благополучное и добрую христианскую кончину. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога во веки веков.

Молитва Святым Петру и Февронии о возвращении любимого:

Обращаюсь к великим чудотворцам, угодникам, святым Петру и Февронии! Склоняюсь в покаянии перед Вами, вымаливаю любовь раба Божьего (имя). Уповаю на милость и помощь. О Великие Муромские Чудотворцы, упросите Господа Бога одарить благословением. Прошу помочь сердцу моему успокоиться, ниспослать мне любовь раба Божьего (имя). Верую в правду и силу Вашу.

Петр и Феврония Муромские – это пример наисложнейшего брака, тяжелейших отношений притирания и победы Любви над всеми обстоятельствами. Прославленные Богом, наши покровители счастливого супружества помогают в семейных делах и в выборе спутника жизни. Все желающие сохранить свои отношения, а также ищущие верного спутника, молятся супругам об этом и получают поддержку и помощь.

Доклад о Петре и Февронии Муромских кратко расскажет о жизни святой супружеской пары. Сообщение о Петре и Февронии можно использовать во время подготовки к занятию.

Сообщение о Петре и Февронии Муромских

Впервые повесть о влюбленных Петре и Февронии была описана в XVI веке монахом Ермолаем Прегрешным. История гласит, что однажды Муромский князь Петр заболел проказой. Придворный врачи не могли одолеть недуг. Князь уже было отчаялся выздороветь, как ему приснился сон о девушке по имени Феврония, которая может его исцелить.

Феврония была же простой крестьянской девушкой и жила вдеревне Ласково (Рязань) с отцом-пчеловодом. С детства изучала свойства всех растений и могла исцелять людей. Даже дикие звери около нее становились робкие и послушные. Феврония обладала удивительной красотой и добротой, чем влюбила в себя Петра. Он пообещал жениться на ней после выздоровления. Однако, после того как Феврония исцелила Петра, тот испугался неравенства между ними и нарушил свое обещание. Проказа с новой силой обрушилась на князя. Тогда гонцы вновь явились ко двору девушки. Феврония не отказала в помощи Петру и вновь его исцелила. На этот раз он жениться на своей спасительнице.

После вступления князя Петра на престол, бояре, хоть и всячески поддерживали молодого правителя, но смирились с тем, что его женой стала девушка из нижнего сословия. Боярские жены завидовали ее красоте и уму, пытаясь оклеветать и опозорить Февронию перед мужем.

Однажды бояре представили князя перед выбором: или любимая жена или власть. Петр решил отказаться от престола и вместе с Февронией они навсегда покидают Муром. Жизнь в изгнании была сложной. Княгиня всячески поддерживала мужа, не давая ему пасть в отчаяние. Но очень скоро муромские бояре осознали, что сами они не могут поддерживать в городе порядок, и послали гонцов к княжеской паре, чтобы те вернулись домой. Посоветовавшись с Февронией, Петр принимает решение вернуться домой. Вместе они прожили счастливую жизнь до самой старости. Когда их волос торкнулась седина, супружеская чета, приняла монашество и поселилась в разных монастырях под именами Евфросиния и Давид. Они вели постоянную переписку друг и другом. Князь и княгиня просили у Бога, чтобы он даровал им смерть в один день, и даже подготовили для себя двухместный гроб с тонкой перегородкой. Их не стало 8 июля (25 июня) 1228 года.

Когда пришло время их хоронить, люди решили, раз усопшие приняли монашество, то их следует упокоить в разных монастырях: Февронию в женском монастыре за пределами города, а Петра в Муроме. Для них изготовили два гроба и оставили для отпевания в разных храмах. Однако на утро произошло чудо: тела влюбленных оказались в гробе, который они подготовили сами. Так продолжалось еще две ночи. Наконец, их больше не пытались разлучить и похоронили вместе возле храма святой Богородицы.

Святые благоверные
князь ПЁТР и княгиня ФЕВРОНИЯ,
Муромские чудотворцы (†1227)

Святой благоверный князь Петр (в иночестве Давид) и святая благоверная княгиня Феврония (в иночество Евфросиния) - русские православные святые, Муромские чудотворцы.

История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.

История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии» . Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 - начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой - тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: "Ну как это можно - князю дочь древолаза взять себе в жены!" . Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.

Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.


Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети - устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом - смысл и назначение его.


Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу — умереть одновременно.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года , каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.


Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре . День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.

В Москве находится чтимая икона святых князей Петра и Февронии с частицей мощей в храме Вознесения Господня на Большой Никитской ("Малое Вознесение"), где каждое воскресенье в 17.00 им служится акафист.

В 2008 году при поддержке супруги российского президента Светланы Медведевой был учрежден новый праздник - День семьи, любви и верности , приходящийся на 8 июля - день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Праздник этот является частью забытой традиции нашего народа. Раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви. Символом праздника стала простая и близкая каждому ромашка - как символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 8
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, / добре во благочестии пожив, блаженне Петре, / тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, / в мире Богу угодивше / и преподобных житию сподобистеся. / С нимиже молитеся Господеви / сохранити без вреда отечество ваше, / да вас непрестанно почитаем.

Кондак, глас 8
Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.

Молитва святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским
О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. А минь.

В связи с прошедшим праздником святого благоверного князя Петра, в иночестве Давида, и святой благоверной княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, размещаю эту заметку, которую давно уже подготовил как православный генеалог.

Святые Петр и Феврония являются образцом настоящего христианского супружества, и своими молитвами они низводят небесное благословение на вступающих в брак. Очень отрадно, что в Земле Российской воссияли эти святые супруги, канонизированные и ставшие примером для всех людей, создающих или уже создавших семь – что особенно важно в нынешних условиях, когда реальная жизнь показывает так мало правильных благочестивых примеров.

Житие святых супругов приведено на сайте Православие.ру.
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1393.htm
http://days.pravoslavie.ru/Life/life6797.htm

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой Рязанской губернии. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.
Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Князь Петр и жена его княгиня Феврония являются историческими личностями. Муромские княжество, находящееся на окраине Русских земель, является одним из древнейших княжеств Руси. В нем правили потомки кн. Ярослава Святославича, внука Ярослава Мудрого из ветви черниговских князей. В отличие от многих других княжеств – прежде всего от соседнего Черниговского княжества – в Муромском княжении был мир и спокойствие, правление переходило от отца к сыну, а если у князя не было сыновей – к младшему брату; в частности, кн. Петр получил княжеский стол от своего старшего брата, кн. Владимира Юрьевича. Муромские князья были верными сторонниками великих князей Владимиро-Суздальских – Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо – участвовали во многих их военных походах.
Есть, правда, и другое следствие умиротворенной жизни Муромского княжества – в отличие от других княжеств его история мало изучена, потому что мало отражена в летописях, поскольку там отражались войны, распри, сражения и борьба князей – то есть то, что запоминалось современникам и считалось обязательным к отражению в летописях, а в Муроме всего этого не было. Соответственно, история муромского княжеского дома имеет немало «белых пятен».

И тем не менее есть сведения о потомках кн. Петра и Февронии Муромских. О них собрал сведения Владимир Соловьев, автор сайта «Генеалогия русской знати».
http://rusgenealog.ru/index.php?id=gen_table&table_id=gen_rk_9

У князя Петра и княгини Февронии было трое детей – сыновья Юрий и Святослав и дочь Евдокия.
Старший сын Юрий в 1228 году унаследовал от отца муромское княжество и правил им до 1237 года.
Этот год был страшным для Руси – это год первого нашествия Батыя на Русские земли. Так получилось, что Муромское и Рязанское княжества первыми оказались под ударом батыевой орды. Князья Юрий Игоревич Рязанский и Юрий Петрович Муромский вместе с сыновьями погибли в первые же дни нашествия, защищая свои княжества – вместе с князем Юрием Петровичем погиб его сын Олег.
Другой сын князя Юрия Петровича, Ярослав , выжил в битвах, вернулся на пепелище сожжённого Мурома и стал восстанавливать княжество предков. Он правил несколько лет, упоминается в 1248 году. Это был внук Петра и Февронии. На его долю выпало правление в тяжелейший период истории. Мало что известно о жизни княжества и княжеского семейства в то время. Известно лишь, что у князя Ярослава Юрьевича была дочь Мария, выданная в 1248 году замуж за князя Бориса Васильковича Ростовского. Этот князь вместе с братом Глебом Васильковичем были старшими правнуками Всеволода Большое Гнездо, Борис справил Ростовом, Глеб – Белоозером. По матери, княгине Марии Михайловне, братья были внуками св. князя Михаила Всеволодовича Черниговского, канонизированного как мученика, так как он отказался поклониться языческим идолам монголов в Орде и был убит. Время было тяжелейшее, каждый князь думал о том, как спасти свое княжество, своих подданных от ордынских набегов – так и князь Борис Василькович заботился о своем Ростовском княжестве. И тут интересно упомянуть такие исторические параллели: братьев назвали именами святых князей Бориса и Глеба, одних из первых русских святых, из которых Борис был первым Ростовским князем, а Глеб – первым муромским князем.
Потомки князя Бориса Васильковича правили Ростовским княжеством, заботясь о нем и его жителях, вплоть до присоединения Ростова к Москве. Некоторые роды ростовских князей сохраняются до сих пор (например, князья Лобановы-Ростовские).
Другие дети князя Ярослава Юрьевича неизвестны, есть только предположение, что и далее Муромским княжеством правили его потомки.
Второй сын, Святослав, умер в 1228 году, почти одновременно с родителями, и иных сведений о нем в летописях не сохранилось.
Дочь, Евдокия , была выдана замуж за князя Святослава Всеволодовича, одного из младших сыновей Всеволода Большое Гнездо, который недолго правил великим княжеством Владимирским, а затем уступил его племянникам – Андрею Ярославичу и его брату Александру Невскому. После этого он вернулся в город Юрьев-Польской, который был его уделом, и правил им до своей смерти; ему наследовали в этом уделе сын Дмитрий и внук Ярослав.
В своем удельном городе князь Святослав Всеволодович основал мужской княжеский монастырь в честь Архангела Михаила. Последние дни своей жизни святой князь прожил богоугодно, в посте и молитве, чистоте и покаянии. Скончался 3 февраля 1252 года. Тело его было положено в построенном им соборе святого великомученика Георгия. Мощи святого благоверного великого князя Святослава были вновь обретены в 1991 году и положены в Свято-Покровском храме города Юрьева-Польского «идеже и до ныне лежат Богом блюдомы и исцеления дар с верою приходящи подают».
Свою жену Евдокию – дочь благоверных князей Петра и Февронии Муромских – князь Святослав отпустил еще в 1228 году в Муромский Борисоглебский монастырь, где она была пострижена в монашество 24 июля в праздник Бориса и Глеба. В монастыре княгиня прожила до самой смерти и в нём же была похоронена, останки находятся там и сейчас.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Святослав_Всеволодович_(князь_владимирский)
Из летописи видно, что «Святослав отпусти княгиню свою по свету, всхотевше ей в монастырь, и даст ей наделок мног». Княгиня ушла «к братии» в Муром и там постриглась».
http://www.saints.ru/s/svztoslav.html
Таким образом, княгиня Евдокия в год смерти родителей вернулась в родной город и, приняв там постриг, оставалась там до конца своих дней.
Вот так вот семья святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, оказалась неразрывно связана с историей нашего Отечества. И их потомство продолжается до сих пор, как минимум - в лице потомком Ростовского княжеского Дома.

Святые Петр и Феврония – супруги, достигшие святости не монашеским подвигом или мученичеством, а соблюдением в семейной жизни. Их пример стал идеалом православной семьи.

Петр был сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Согласно «Повести о Петре и Февронии», написанной в XVI веке, во время схватки с бесом в облике змея на Петра попали капли змеиной крови, и он покрылся струпьями. Долго никто не мог его вылечить, пока однажды Петр не узнал, что вылечить его сможет крестьянка Феврония, дочь рязанского пчеловода. Петр разыскал Февронию, и она действительно смогла его исцелить. Феврония взяла с Петра слово, что он женится на ней, если исцелится, и он выполнил обещание, несмотря на то, что муромская знать осудила брак княжича с простой крестьянкой.

Когда Петр стал Муромским князем, бояре потребовали от него развестись с Февронией и взять себе в жены боярскую дочь, не желая, чтобы муромская княгиня была из крестьянского рода. Петр отказался, и бояре изгнали его с Февронией из города. Но после их изгнания в Муроме началась кровавая борьба за власть, и муромцы упросили князя Петра с супругой вернуться. Петр и Феврония вернулись.

Они жили и правили долго, в любви и согласии. В старости они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния. Супруги молили Бога о том, чтобы умереть в один день. Так и произошло. Даже похоронить себя они завещали в одном гробу.

Канонизированы святые Петр и Феврония были в 1547 году при Московском митрополите Макарии, но почитались в народе как чудотворцы и угодники Божии уже задолго до этого. Многие верующие свидетельствуют, что чудотворная благодать исходит от любой иконы Петра и Февронии, если обращаться к святым супругам с искренней молитвой и чистыми помыслами.

Интересные факты о Петре и Февронии Муромских

    После канонизации святой пары в середине XVI века митрополит Макарий поручил Ермолаю (Еразму) Прегрешному, известному в то время русскому писателю, литературно оформить устное народное предание о Петре в Февронии. Так появилась "Повесть о Петре и Февронии Муромских" - единственный письменный источник сведений о жизни святых супругов. Автор "Повести..." особенно восхищался умом и прозорливостью Февронии.

    День памяти святых Петра и Февронии со времени их канонизации отмечается 8 июля (25 июня по старому стилю). В 2008 году этот день официально объявлен всероссийским государственным праздником - Днем семьи, любви и верности . Икона Петра и Февронии есть практически в каждом храме.

    Мощи святых до революции находились в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме. В советское время они были выставлены в муромском музее в целях антирелигиозной пропаганды, а потом хранились в запасниках. С 1992 года мощи святых князя и княгини пребывают в муромском Свято-Троицком монастыре , а день памяти Петра и Февронии отмечается вместе с Днем города Мурома.

    Еще в XV веке, до канонизации святых супругов, у их мощей молился Иван III. Иван IV Грозный за несколько лет до канонизации Петра и Февронии молился у их мощей перед походом на Казань, а после победы сделал пожертвование на строительство нового храма над гробницей святых.

    До Февронии единственной русской официально канонизированной женщиной была .

    В России с начала XXI века существует орден Святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских за значительный вклад в укрепление института семьи.