Open
Close

Святые старцы о пользе молчания. Святые отцы о празднословии и молчании

Богом дан человеку великий дар - дар слова. Слово служит выражением мыслей, чувств, желаний человека. Оно же (слово) порождает мысль, чувство, желание, придает им силу, закрепляет их в сердце. Поэтому язык является непосредственным участником образования нашего нрава.

Слово есть образ мысли и выражение наших чувств. Следовательно, из слов может распознаваться внутреннее душевное состояние и устроение говорящего человека.

Господь до тех пор хранит нашу душу, пока мы храним язык свой. Всякое умножение слов, многословие удаляет от Бога.

«Подлинно блажен, кто действительно приобрел воздержание» (преп. Ефрем Сирин).

«Ничем так не грешит человек, - говорит свят. Тихон Задонский, - как языком, когда не управляет им по-надлежащему. От невоздержания языка происходило много зла: осуждение, злословие, пересуды, празднословие, ложь, обман, клевета, божба и т.д.»

Уменье воздержаться в слове - есть признак разумности «Кто не согрешит в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2).

Апостол Иаков называет язык «неудержимым злом, исполненным яда смертоносного» (Иак. 3:8). Именно через язык происходит повреждение и падение души. .
Человеку бывает достаточно и двух-трёх лет, чтобы научиться разговаривать, но для того, чтобы научиться молчать не хватает и всей жизни.

Поистине, язык - это один из величайших даров Господа человеку, пусть маленький по размерам, но с огромным значением.

Многие не считают пороком празднословие. Но Христос говорит: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36).

«Я видел многих, - говорит св. Амвросий Медиоланский, -впадавших в согрешение чрез свои слова, но почти никого чрез молчание».

«От молчания никто никогда но раскаивался», - не раз говорил в своих наставлениях преп. Серафим Саровский.

«Слово в устах одних - дух и жизнь, а в устах других - мертвая буква»

«При многословии не миновать греха» (Притч. 10, 19).

«Сквернословие, - говорит св. Климент Александрийский, - обнаруживает в говорящем человеке пошлого, грубого, необразованного и наглого, но отнюдь не показывает человека скромного, честного и целомудренного».

Св. Исаак Сирин называет молчание таинством будущего века, «слова же суть орудие этого мира»

«Не старайся вслушиваться, что говорят другие... чтобы и самому не быть осмеянным и не сделать их злоречивыми.» (Святитель Василий Великий)

Склонность к спорам и распрям развращает человека, лишает его добродетелей,

Расположенность к спорам и распрям рождается о от пустословия, многословия, о лицемерного слова, от дерзости, от двуличия, от желания настоять на своем.

"Если при разговоре с братиями ты желаешь, чтобы твое слово взяло верх над словами других - нет в тебе страха Божия.«(Преподобный авва Исаия). Недаром говориться, что поучать приличествует наставнику, молчать же и выслушивать надлежит ученику.

Польза молчания - сохранность человека от многочисленных грехов языка: лжи, хулы, клеветы, сплетни, показухи, лицемерия, непристойности, сомнения, самовосхваления, спора, любопытства, искажения, и многого другого. «Слышать, что надо, так же драгоценно, как и говорить нужное.» (Святитель Григорий Богослов).

Молчание - это признак мудрости, сохранение себя от зла людей на этом свете и от наказаний Творца на Том свете. Ибо сказано: «при многословии не миновать греха», и еще: «смерть и жизнь - во власти языка».

«Муж мудрый не спешит говорить, но рассуждает, о чем следует сказать и что выслушать. Напротив, не воспитанный в истине не останавливается и перед разглашением доверенных ему тайн» (. Преподобный Антоний Великий) .

Особенно страшно богохульство. «Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам» (Мф. 12.31).

Грехи богохульника на этой земле не отпускают ни Господь, ни Крещение Его, ни даже милосердие Божие. «Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.1232).

Необходимо в жизни поступать по словам пророка [Псал. 38, 2-3]: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои; я был нем и безгласен и молчал даже о добром». Если же иногда добрых речей не следует говорить ради молчания, то тем более надлежит отказаться от дурных слов ради страха греха.

Совсем ничего не говорить мы, естественно, не можем, но воздерживаться от пустословия можем и должны, а когда по немощи забываемся и пустословим, то можем и должны укорять себя, а не оправдываться. Преподобный Пимен говорил, что если бы мы помнили изречение Писания «От слов свих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (МФ.12.37) , то решелись бы лучше молчать. Именно смирение было источником молчания святых, а не высокие фантазии. У святых всегда все было просто, они искренне думали, что сказать им нечего, что всякое их слово нечисто, и потому молчали. А уж когда Бог как бы понуждал их говорить, когда они обязаны были сказать, тогда они говорили. Молчание лучше всего, но если мы такие, какие есть, начнем геройствовать в молчании, тогда впадем в крайнюю гордость, а через это дойдем и до великих грхов. Молчание полезно смиренным, а нам нужно избегать хотя бы пустословия и злословия.Нашей немощью Бог ограждает нас от непосильных искушений.

У христианина слово и дело должны неразлучны между собою, как душа и тело неразлучны в своем бытии. За всякое обронённое слово человек будет держать ответ, вот почему так важно это произнесённое слово.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994) завещал нам: «Что пользы будет от поста, когда мы, строго воздерживаясь от пищи телесной, своим гневом и строптивостью съедаем души и сердца своих ближних; когда, боясь осквернить уста какою-нибудь запрещенной снедью, не боимся, однако, того, что из этих же уст продолжают исходить, как смрадный дым из печи, слова осуждения, клеветы и злословия, насмешки язвительные, полные заразы и соблазна душевного. Если хотите поститься постом истинным, прежде всего воздержите язык ваш от всякого слова праздного, тем паче гнилого и неподобного. Начните пост духовный с этого малого члена телесного, который вместе с тем есть и великий враг ваш. Победив его, вы сможете обуздать и все тело свое. В противном случае, язык ваш, как дикий конь, будет влачить вас вместе с постом вашим по дебрям лжи, клеветы, осуждения, злобы и лукавства.»

А.Соколовский

18.03.2014

«…пребывал в безмолвии и молитве» − эту фразу можно увидеть в житиях многих подвижников, но, вроде бы, к нам, живущим посреди шумных городов или селений, находящимся в общении с людьми, бомбардируемым отовсюду новостями и мнениями, это не имеет отношения. Да и как вообще можно не то что соблюдать молчание, но хотя бы удерживаться от многоречия, ведь, кажется, еще чуть-чуть, еще несколько слов, комментов, заявлений - и удастся убедить всех в своей правоте, победить разногласия, победить в споре?

И все-таки, о чем напоминает нам Церковь, ставя в пример столь многих святых, понесших подвиг безмолвия? Вспомним их жития.

Могущество царя состоит в богатстве и во множестве подданных:
могущество же безмолвника − в преизобилии молитвы.
Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Саламан Молчальник был родом из города Каперсана, при реке Евфрате. Найдя на берегу реки уединенную пещеру, он затворился в ней и проводил безмолвную жизнь в молитвенных подвигах. Узнав о его высокой жизни, епископ Каперсана хотел посвятить его в пресвитера, но молчальник не ответил ему ни одного слова. Подвижник и в других случаях жизни не прерывал своего подвига безмолвия, беседуя только с Единым Господом. Православная Церковь чтит его как первого святого, принявшего на себя подвиг молчальничества, который он нес до самой кончины († ок. 400).

Преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской, после многих лет непрестанных подвигов, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...»

Преподобный Пимен Великий родился около 340 года в Египте. С двумя своими братьями Анувием и Паисием он ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг. Слава о подвигах и добродетелях преподобного Пимена распространилась по всей стране. Однажды правитель области пожелал видеть его. Преподобный Пимен, избегая славы, рассудил: «Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией». И передал он с посланным отказ. Для многих иноков преподобный Пимен был духовным наставником и руководителем. Они записывали его ответы для назидания себя и других.

Преподобный Онуфрий Молчаливый , Печерский, подвизался в ближних Антониевых пещерах в ХII веке.

Преподобный Феодор Молчаливый, Печерский, избрал подвиг молчания, чтобы постоянно пребывать в богомыслии и удержать себя от прегрешений даже в слове. Прославился от Господа даром чудотворений.

Безмолвие тела есть благочиние и благоустройство нравов и чувств телесных; безмолвие же души есть благочиние помыслов и неокрадываемая мысль
(Преподобный Иоанн Лествичник).

Преподобный Нил Столобенский родился в семье крестьянина в небольшом селении Новгородской епархии. В 1505 году он принял постриг в обители преподобного Саввы Крыпецкого близ Пскова. После 10 лет подвижнической жизни в киновии удалился на реку Серемлю, в сторону города Осташкова, где 13 лет вел строгую аскетическую жизнь в непрерывной брани с кознями диавола, которые выражались в явлениях призраков – гадов и диких зверей. Многие жители из окрестных мест стали приходить к преподобному за наставлениями, но он стал этим тяготиться и молил Бога указать ему место для подвига безмолвия. Однажды после долгой молитвы он услышал голос: «Нил! Иди на озеро Селигер. Там на острове Столобенском ты можешь спастись!» От приходивших к нему людей преподобный Нил узнал, где находится озеро, и, придя туда, был поражен его красотой. В середине озера – покрытый густым лесом остров; на нем преподобный нашел небольшую гору и выкопал пещеру, а спустя некоторое время построил хижину, в которой и прожил 26 лет. Подвиги строгого постничества и безмолвия сопровождал еще и другим, особенным подвигом – никогда не ложился спать, а позволял себе лишь легкую дремоту, опираясь на крюки, вделанные в стену келлии.

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский , преподобный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятовании суда Божия. Преподобный Савва для всех людей был образом простоты и смирения, он приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще «в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным». В 1392 году братия Сергиевой Лавры, по удалении игумена Никона на безмолвие, умолила преподобного Савву принять игуменство в обители. Здесь он «добре пасяше порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему». Предание относит ко времени его игуменства изведение водного источника за стенами Лавры.

С большой любовью и почтением относился к преподобному Савве князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия. Он избрал преподобного Савву духовником и упросил прийти дать благословение его дому. Преподобный надеялся вернуться в свою обитель, но князь умолил его остаться и заложить «в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место зовомо Сторожи», новую обитель. Стремясь к жизни уединенной и безмолвной, преподобный принял предложение звенигородского князя Юрия Димитриевича и перед иконой Божией Матери со слезами испросил Ее покрова пустынному месту. На горе Сторожевской, где некогда располагалась стража, охранявшая Москву от врагов, основал он небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (1377), а недалеко от него поставил малую келию для себя.

Преподобный Герасим родился в селении Трикала, находящемся в Пелопонесе. По достижении совершеннолетия он удалился на остров Закин для иноческой жизни. На Святой Горе принял схиму и учился у Афонских подвижников. Получив благословение у старцев, преподобный отправился в Иерусалим поклониться Живоносному Гробу Спасителя. Обойдя святые места и посетив Синайскую гору, Антиохию, Дамаск, Александрию, Египет, он возвратился в Иерусалим, где стал кандиловжигателем у Гроба Господня. Преподобный был рукоположен блаженным патриархом Иерусалимским Германом II (1534–1579) во диакона, а потом во пресвитера. Преподобный Герасим не ослабил своих молитвенных подвигов. Для безмолвия он удалялся на Иордан, где непрерывно постился 40 дней. Получив у патриарха благословение к безмолвной жизни, преподобный Герасим удалился в Закинф. Там он пробыл в уединении 5 лет, питаясь растениями. По внушению свыше преподобный Герасим перешел на остров Кефалонийский и в Омале, при восстановленной им церкви, устроил женский монастырь, в котором прожил 30 лет в постоянных трудах, бдении, молитве, коленопреклоненном простирании на земле.

Безмолвие есть до времени отложение мыслей небожественных и не от Духа
с целью не утратить большего при внимании к ним.
Преподобный Григорий Синаит

Преподобный Сергий Обнорский , Нуромский, Вологодский чудотворец, начал иноческие подвиги на Святой Горе Афон. Затем приехал в Россию и поселился в обители Живоначальной Троицы под руководством преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября). Через несколько лет, по благословению Преподобного игумена, пошел преподобный Сергий в Вологодские леса и остановился на берегу реки Нурмы. Там он водрузил крест и построил часовню с келлией, в которой подвизался в глубоком безмолвии, «равноангельскую жизнь проводя», и терпеливо перенося искушения от бесов и недобрых людей.

Господу было угодно призвать святого из его уединения, чтобы он, исполненный премудрости и духовного опыта, послужил другим во спасение. К нему из разных мест собралось 40 человек, жаждущих благочестивой жизни. Общими усилиями братия построила большой храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Вокруг храма были сооружены келлии.

Преподобный Никола Святоша (Святослав), князь Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних пещерах († 1143), был правнуком великого князя Ярослава Мудрого и сыном князя

Преподобный Никола был первым из русских князей, принявших иночество. Пройдя разные послушания, преподобный Никола наложил на себя обет безмолвия. Когда святой получал деньги, то употреблял их на украшение храма, на покупку книг (ибо любил книжное чтение) или раздавал нищим.

Преподобные Андроник и жена его Афанасия жили в Антиохии в V веке. Святой Андроник был ремесленником. Свой заработок он делил на три части, одну часть отдавал в церковь, другую бедным, а третью оставлял для своей семьи. Когда Господь взял у Андроника и Афанасии сына и дочь, благочестивые супруги решили полностью посвятить себя служению Богу, помогая бедным и больным. Вскоре святые супруги отправились в Александрию, и Андроник поступил в скит, а Афанасия – в женский Тавеннисиотский монастырь.

Через 12 лет подвижнической жизни преподобный Андроник пошел в Иерусалим на поклонение святым местам. Ему встретился попутчик – инок Афанасий. Это была Афанасия, которая, предугадывая опасности путешествия, переоделась мужчиной. Они не узнали друг друга, ибо долгие подвиги изменили их облик. Вернувшись из Иерусалима, оба инока поселились в одной келлии и много лет подвизались в безмолвии. После кончины преподобной Афанасии осталась записка, раскрывавшая ее тайну. Вскоре преставился и преподобный Андроник.

Не думайте, что праведники, пребывая среди людей,
достигали праведности [в мирской суете]. Нет, но подвизаясь прежде во многом безмолвии,
они обретали Божественную Силу, вселяющуюся в них,
и [лишь тогда] Бог посылал их, [уже] обретших добродетели, в среду людей
для назидания человеков и исцеления болезней их…
В силу такой нужды были они разлучены с безмолвием и посланы к людям.
Преподобный Аммон Нитрийский

К безмолвию стремились многие святые, о которых нам более известны другие их подвиги…

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский , один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии, он учился у лучших философов и риторов, но, пренебрегая суетными знаниями язычников, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию.

Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вскоре Иоанна и его друга Василия (речь идет о святителе Василии Великом – прим.) сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пустыню, избегая назначения. Однако святой Иоанн, сам уклонившись из смирения от архиерейского сана, тайно содействовал посвящению Василия. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию, здесь он был посвящен во диакона, а потом во пресвитера, на него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодухновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда – каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.

Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру.

Святые отцы о молчании. «Молчание - есть таинство будущего века» «Многословие ведет к злословию» Прп. Макарий «Многословие бывает причиною уныния и раздражительности» Авва Исаия «Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как она благотворно действует на душу!» Прп. Никон Исповедник Оптинский « Первый шаг к молчанию: - не начинай первым разговора; - молчи, пока не спросят». «Молчание полезно для души. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения. Но есть молчание плохое, когда кто злится и потому молчит» Прп. Никон Оптинский «Если положить на одну чашу весов все свои дела, а на другую – молчание, то молчание перевесит…» «Память Иисусовой молитвы да соединится с дыханием твоим, и тогда познаешь пользу безмолвия» Прп. Иоанн Лествичник «Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, ты произнес слово и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобою на страшном суде и будет за тебя или против тебя; от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф.12;37). Значит, с каким страхом, как осторожно надо произносить каждое слово!» Свт. Григорий Нисский «Молчание – есть блюстительница священной молитвы и дивная помощница при упражнении в добродетелях, а вместе и признак духовной мудрости» Прп. Никодим Святогорец " Пусть язык твой молчит, но молись умом, углубись внутрь себя и благоговейно размышляй о молчании Иисуса Христа перед Пилатом. Пречистой Девы Марии – пред нечестивыми согражданами. Давида – пред его сопротивниками. Достойнейший ли человек злословит тебя – молчи. Трудно это делать и скорбно, но спасительно и полезно. Обратись к Богу и молись за своих противников. Поступая так, своим молчанием укротишь их, а молитвой умилостивишь Бога ". " Поэтому молчи и всецело предай себя воле Божией.» «От уединения и молчания рождаются умиление и кротость; действие сей последней в сердце человеческом можно уподобить тихой воде силоамской, которая течет без шума и звука» Прп. Серафим Саровский " Молчание сохранишь, если будешь говорить сам в себе: что хорошего имею сказать я, столь малосмысленный и дурной, что и говорить-то недостоин, недостоин даже и к людям причисляться? " Прп. Симеон Новый Богослов " Всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный ". " От словес своих оправдишися, и от словес своих осудишися " Евангелие от Матфея, гл. 12, зач. 47 " Приучай себя как можно больше молчать и все тверди в мыслях: « Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Гсподь с Тобою»,- всю до конца, и тем самым избегать будешь многих грехов. Св. отцы учат так: кто тебя не слушает, тому не говори. Лучше молись о сестре, чем ее учить. Считай себя негожею и хуже всех на свете, никого никогда и ни в чем не осуждай и всех прощай, и без труда спасешься тогда". " Но осуждатели, и злопамятники, и горделивые, хоть они молись, хоть постись, хоть раздавай деньги, если они не исправятся, то им нет и не будет места на Небе, но пойдут они во ад к бесам на веки мучиться без конца". Прп. Иосиф Оптинский «Любящий молчание - пребывает близ Бога и Ангелов Его, и в вышних место его. Господь говорит, что Он тогда сохранит пути твои,- когда ты сам будешь хранить уста свои (см. Притч. 13,3)» Прп. Антоний Великий " Паче всего должно украшать себя молчанием; ибо Амвросий Медиоланский говорит: молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же – ни одного. И паки некто из отцов говорит: молчание есть таинство будущего века, словеса же орудие суть мира сего (Добротолюбие, ч. II, гл.16). Ты только сиди в келье своей во внимании и молчании и всеми мерами старайся приблизить себя ко Господу, и Господь готов сделать тебя из человека ангелом: на кого бо, говорит Он, воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес моих " (Исаии 66,2). " Когда мы в молчании пребываем, тогда враг –диавол ничего не успевает относительно к потаенному сердца человеку: сие же должно разуметь о молчании в разуме ". " Ежели не всегда можно пребывать в уединении и молчании, живя в монастыре и занимаясь возложенными от настоятеля послушаниями; то хотя некоторое время, остающееся от послушания, должно посвящать на уединение и молчание, и за сие малое не оставит Господь Бог ниспослать на тебя богатую Свою милость". " От уединения и молчания раждается умиление и кротость". Монах, по словам Ефрема Сирина, не останется долго на одном месте, если не возлюбит прежде молчания и воздержания. Ибо молчание учит безмолвию и постоянной молитве, а воздержание делает помысл неразвлекаемым. Наконец приобретшего сие ожидает мирное состояние (т.II). Преп. Варсонофий учит: доколе корабль на море, терпит беды и приражения ветров, а когда достигнет пристанища тихого и мирного, уже не боится бед и скорбей и приражения ветров, но остается в тиши. Так и ты, монах, доколе остаешься с людьми, ожидай скорбей и бед и приражения мысленных ветров; а когда вступишь в безмолвие, бояться тебе нечего (Варс. Отв. 8,9). " Совершенное безмолвие есть крест, на котором должен человек распять себя со всеми страстьми и похотьми. Но подумай, Владыка наш Христос сколько наперед претерпел поношений и оскорблений, и потом уже восшел на крест. Так и нам нельзя прийти в совершенное безмолвие и надеяться святого совершенства, если не постраждем со Христом. Ибо говорит Апостол: аще с Ним страждем, с Ним и прославимся. Другого пути нет ". (Варс. Отв. 342) Из поучений прп. Серафима Саровского " Нет чувствительнейшего удара для прямой христианской души, как наглое оскорбление порицанием и клеветой прямых ее намерений и действий, которые она предпринимает и совершает ради славы Божией и спасения, вразумления и пользы своих ближних. Но и такие жестокие удары истинный Христов последователь переносит молча, взирая всегда умственным оком с благоговением на многотерпеливого Иисуса, молчавшего среди бесчисленных поношений и мучений во время беззаконного суда над Ним. Собрались в суд над Иисусом Христом еврейские первосвященники, старейшины и книжники, усильно обвиняя Его: Иисус же молчал; многие ложные свидетельства и преступления возводили на Него; Иисус же молчал; настаивали с великим криком, требуя Его распятия; Иисус же молчал; уже распятого и ко кресту пригвожденного они уязвляли безчисленными укоризнами и насмешками; Иисус же молчал ". " Подобно Господу Иисусу преблагословенная Дева Мария, Богоматерь, находясь в величайших стеснениях и скорбях, была мужественно-терпеливой, кроткой и молчаливой. Она поступала при этом не иначе, как и Сын ее поступал, то есть Мария же молчала и все это предоставляла воле Божией и Его Божественному Промыслу о Ней; слышала Она, как человека совершенно невинного, возлюбленного Ее Сына, ложно поносили, досаждали Ему многочисленными укоризнами, Мария же молчала. Видела Она Его под тяжестью Своего креста изнемогающим и падающим, пригвожденным ко кресту, в страшных мучениях взывающим к Богу Отцу Своему: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил!» и затем в безчисленных язвах и тяжких муках умирающим. Мария молчала. Этому Сыну и этой Матери преимущественно многие благочестивые люди подражали, когда были поносимы клеветой в величайших беззакониях,- они же молчали. Этим отличался в свое время кроткий пророк и царь израильский Давид, славившийся дивной силой смиренного молчания при нанесении ему личных оскорблений; в таких случаях говорил он в сердце своем самому себе: «Я буду осторожен на путях моих (В своих поступках), чтоб не согрешить языком моим, стану обуздывать уста мои, доколе нечестивый (оскорбитель) предо мной; я был нем и безгласен даже о добром (т.е. о добром ответе оскорбителю)»; немного далее повторяет он тоже: «Я нем, не открою уст моих, ибо ты нанес мне удар» (Пс.38, 2-3.10). Причиной же своего молчания считает он не иное что, как только то, что Ты (Господь) нанес мне сей удар: умолчал я потому, что без Твоей воли, без Твоего допущения никто не мог бы оскорбить меня; Твоя, Господи, воля наложила на меня молчание…"

Ради того, чтобы достигнуть внутренней тишины и молчания, монахи отказывались от общения с людьми, с окружающим их миром. Для этого они уходили в пустыни, скрывались в горах, потому что молчание - это таинство будущего века, слова же, наоборот, - суть орудия этого мира. Эти монахи желали обрести молчание - родителя всех добродетелей. Находясь в уединении, они только и занимались тем, что трудились и творили молитву. Там, в горах или пустыни, они могли избежать празднословия, от которого происходит всякое злое слово, которое впоследствии отягощающее душу.

Нам же следует уподобиться тем великим людям и пытаться, как можно меньше разговаривать, а молчать и молиться. Даже при работе следует избегать пустых разговоров - следует говорить только два-три слова, да и то в случае необходимости. Следует возлюбить молчание, которое рождает все добродетели и ограждает наши души, от дьявольского зла, которое язык причиняет людям.

Молчание следует сохранять как устами, так и в отношении ума. Нельзя позволять дурным помыслам беседовать с нами, следует моментально прогонять их молитвой Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» Так следует повторять, призывая Господа в помощь, пока злые помыслы не оставят наш ум. Вот что говорит об этом преподобный Иоанн Лествичник: «Любитель молчания приближается к Богу и, тайно с Ним беседуя, просвещается от него. … Кто возымел попечение об исходе из сей жизни, то пресек многословие, и кто приобрел плач души, тот отвращается многоглаголания, как огня».В то же время авва подчеркивает, что молчание должно быть благоразумным. С одной стороны нужно стараться всячески «удерживать уста невоздерженные», однако он же предостерегает и от горделивого, самолюбивого молчания: «Не будь безрассудно молчалив, чтобы не причинять другим смущения и огорчения… Будь ревностен, но в душе своей, нисколько не высказывай сего во внешнем общении ни видом, ни словом каким-либо…., чтобы не уничижить своим самомнением ближнего»

Молчание святые отцы называли безгрешием. Невозможно получить спасение, если мы постоянно празднословим, тогда мы собирае в своей душе множество нечистот.

Следует всегда помнить, что произнесенное слово, по свидетельствам святых Отцев, никогда не умрет, оно будет жить до Страшного Суда. И когда мы предстанем на Суде пред Господом, каждое наше слово станет рядом с нами и будет свидетельствовать за нас или против. Поэтому, нельзя без внимания и осторожности произносить ни одного слова. Вот что о молчании говор святые отцы:

Святитель Григорий Нисский: «Каждое слово Священного Писания, каждое слово Божественной Литургии, утрени и вечерни, каждое слово священ-но-таинственнных молитв и молитвословий имеет в себе соответствующую ему и в нем заключающуюся силу, подобно знамению Честного и Животворящего Креста. Такая благодать присуща каждому церковному слову, ради обитающего в Церкви Ипостасного, Вочеловечевшагося Божия Слова, Которое есть Глава Церкви. Да и всякое истинное доброе слово имеет соответствующую ему силу, ради всенаполняющего Божия Слова. С каким же вниманием и благоговением надо произносить каждое слово, с какою верою! Ибо Слово есть Сам Зиждитель Бог и Словом от небытия в бытие все приведено».Тит Колиандер: «Все происходит в безмолвии, в глубине нашего сердца. Еще очень важно и чему учат святые отцы: держи твои уста сомкнутыми, никому не говори о своей тайне. Если открыть в бане дверь, то тепло испарится. Следовательно, никому ничего не говори о твоем решении. Не упоминай ни одним словом о начатой тобой новой жизни, о твоих переживаниях, о том опыте, который, как ты думаешь, ты приобретаешь. Это касается лишь Господа и тебя, и только вас обоих. Единственным исключением будет твой духовник».

Преподобный Иоанн Карпафский: «Бывает иногда, что во время собрания братии прорывается тщеславный помысл сказать что-либо не вовремя. Ангельские же помыслы внушают себе прогнать этот болтливый безвременный помысл. Итак, если ты не прогонишь его добрым молчанием, а позволишь ему пройти наружу, напыщен быв кичением, то должен будешь понести худые от того последствия, праведно предан будучи или большему еще греху, или внешним каким прискорбностям, или тяжелым неприятностям со стороны братии, или мучению в будущем веке, ибо и о праздном и тщеславном слове, произнесенном по необузданности языка, отдадим мы отчет. Посему тщательно должны мы блюсти язык свой. Одно доброе слово сделало некогда непотребного оного разбойника чистым и святым и в рай того ввело. И одно недоброе слово заградило Моисею вход в землю обетованную. Не будем же почитать языкоболие малою болезнью, злоречивые и суесловные заключают для себя Царство Небесное».

Наша речь нуждается в огромной затрате психической энергии, так как мы ежеминутно обрабатываем огромное количества информации, которая у нас содержится в памяти, после этого нам нужно этой информации предать форму мыслей, которые мы выражаем посредством слов. При этом процессе у нас обязательно присутствуют эмоции и наше воображение. При пустословии, лжи, наше воображение рисует нам красочные картины, иллюзорно созданного нами мира либо же неправдивые образы. Мы можем даже на себе заметить, как устаем после длительного разговора с кем-либо, а особенно, если этот разговор был бесполезным и пустословным. Также есть еще один неприятный момент для болтунов: мышление у человека, который много говорит, становится поверхностным и, честно говоря, пошлым.

«Молчание сохраняет огромные душевные силы. Эта энергия, которую расточали попусту, вливается в слова молитвы, она водворяется в человеческой душе, как вернувшийся издалека странник под кровлей отеческого дома», - учит нас архимандрит Рафаил

Любящий молчание пребывает близ Бога и Ангелов Его, и в вышних место его. Господь говорит, что Он тогда сохранит пути твои, – когда ты сам будешь хранить уста свои (см.: ) (прп. Антоний Великий , 89, 59–60).

* * *

Преславное дело хранить молчание, подражая Господу, Который хранил молчание, несмотря на сан Ирода (прп. Антоний Великий , 89, 105).

* * *

Храни уста свои, да честным будет пред тобою ближний твой... (прп. авва Исаия , 89, 327).

* * *

Хранение уст восторгает ум к Богу, если молчать с разумом... (прп. авва Исаия , 89, 350).

* * *

Если возлюбишь молчание, то будешь любим многими (прп. Ефрем Сирин , 30, 161).

* * *

Молчание юному то же, что узда коню, а необузданный впадет в беды (прп. Ефрем Сирин , 30, 203).

* * *

За трапезою должно молчать. Люби молчание, возлюбленный, чтобы пребывало в тебе благоговение (прп. Ефрем Сирин , 31, 294).

* * *

Будем молчать, когда должно, чтобы узнать пользу безмолвия (прп. Ефрем Сирин , 31, 626).

* * *

Люби молчание, чтобы совесть была в тебе, как учитель (прп. Ефрем Сирин , 31, 631).

* * *

Не знаете, какой дар Божий – молчание! Как хорошо не иметь необходимости во всяком слове, но пользоваться свободою, иное избирать, а другого избегать и быть для себя сокровище-хранителем и слова и молчания! Ибо всякое слово по природе своей гнило и удобоколеблемо и по причине сопротивного ему слова не имеет свободы: а слово о Боге – тем паче, чем выше предает, тем сильнее ревность и тяжелее опасность. Но что же мы, устрашенные, на что можем положиться, на ум ли, на слово ли, на слух ли, когда от всех трех предстоит опасность? Ибо постигать умом трудно, изобразить словами невозможно, а найти очищенный слух всего труднее (свт. Григорий Богослов , 14, 196).

* * *

Блаженна та жизнь, в которой уста беззакония, как некий источник грязи, навсегда заградятся и человеческой жизни не будут уже осквернять зловонием! (свт. Григорий Нисский , 19, 54).

* * *

Иногда молчание полезнее слов, иногда слово полезнее молчания (свт. Иоанн Златоуст , 48, 485).

* * *

Молчание... благотворно, будучи матерью премудрых помышлений (блж. Диадох , 91, 47).

* * *

Молчаливый языком во всей наружности своей приобретает смиренномудрую чинность, и он без труда возобладает над страстями (прп. Исаак Сирин , 58, 45).

* * *

Паче всего возлюби молчание, потому что приближает тебя к плоду, язык же немощен изобразить оное (прп. Исаак Сирин , 58, 176).

* * *

Велик тот человек, который терпением членов своих приобрел внутренне в душе своей чудный сей навык <молчание> (прп. Исаак Сирин , 58, 176).

* * *

От упражнения в сем делании <молчании> со временем рождается какое-то удовольствие и насильно ведет тело к тому, чтобы пребывать в безмолвии (прп. Исаак Сирин , 58, 176).

* * *

Молчание есть тайна будущего века; а слова суть орудие этого мира (прп. Исаак Сирин , 58, 185).

* * *

Другой хранит молчание, но неразумно, ибо он думает, что совершает добродетель, между тем как вовсе не совершает ее. А разумно молчащий думает, что он недостоин говорить, как сказали отцы, и это есть разумное молчание (прп. авва Дорофей , 29, 160–161).

* * *

Не будь безрассудно молчалив, чтобы не причинить другим смущения и огорчения... (прп. Иоанн Лествичник , 57,48).

* * *

Благоразумное молчание есть матерь молитвы, воззвание из мысленного пленения, хранилище Божественного огня, страж помыслов, соглядатай врагов, училище плача, друг слез, делатель памяти о смерен, живописатель вечного мучения, любоиспытатель грядущего суда, споспешник спасительной печали, враг дерзости, безмолвия супруг, противник любоучительства, причащение разума, творец видений, неприметное предуспеяние, сокровенное восхождение (прп. Иоанн Лествичник , 57, 99).

* * *

Молчание Иисусово постыдило Пилата; и безмолвие уст благочестивого мужа упраздняет тщеславие (прп. Иоанн Лествичник , 57, 100).

* * *

Любитель молчания приближается к Богу, и тайно с Ним беседуя, просвещается от Него (прп. Иоанн Лествичник , 57, 100).

* * *

С молчанием сплетается кичливость учительства... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 185).

* * *

Молчание и безмолвие – враги тщеславия; но если ты находишься в общежитии, то переноси бесчестия (прп. Иоанн Лествичник , 57, 211).

* * *

Наисильнейшие оружия для безмолвствующего с терпением суть воздержание, любовь, и чтение (авва Фалассий, 91, 297).

* * *

...<Молчание> душу молчащего исполняет радованием паче всякой радости, ибо таковой имеет собеседником Духа Святаго (прп. Феодор Студит , 92, 120).

* * *

Храни молчание и от всех устраняйся, что и есть истинное странничество (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 211).

* * *

Молчание сохранишь, если будешь говорить сам в себе: что хорошего имею сказать я, столь малосмысленный и дурной, что и говорить-то недостоин, недостоин даже и к людям причисляться? (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 212).

* * *

Оно <молчание> есть блюстительница священной молитвы и дивная помощница при упражнении в добродетелях, а вместе и признак духовной мудрости (прп. Никодим Святогорец , 70, 107).

* * *

К тому, чтоб навыкнуть молчанию, укажу тебе одно самое прямое и простое средство: берись за дело сие, – и само дело будет и научать тебя, как его делать, и помогать в этом. Для поддержания же усердия к такому труду почаще размышляй о пагубных следствиях безразборной говорливости и спасительных следствиях благоразумного молчания. Когда же дойдешь до вкушения спасительных плодов молчания, тогда не потребуется более для тебя никаких в этом отношении уроков (прп. Никодим Святогорец , 70, 108).

* * *

Сказывали об авве Агафоне, что он в течение трех лет влагал камень в уста свои, доколе не научился молчанию (98, 13).

* * *

В другой раз, во время собрания в Скиту, отцы хотели испытать авву Моисея. С презрением к нему говорили они между собою: «Для чего этот эфиоп ходит в наше собрание?» Моисей, услышав это, молчал. Когда братия разошлись, отцы спросили его: «Ужели ты нимало не смутился, авва?» Он отвечал им: смятохся и не глаголах () (97, 157).

* * *

Когда авву Памво просили сказать назидание посетившему Скит архиепископу, он ответил: «Если молчание мое не принесет ему пользы, то не принесет пользы и слово мое» (106, 347).