Open
Close

Святой василий житие. Василий кесарийский - биография, информация, личная жизнь

Святитель Василий Великий.
14 (1) января - память святителя Василия Великого

Год рождения: около 330 года. Место рождения: Кесария Каппадокийская, административный центр Каппадокии. Происхождение: известный род, славившийся как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклитиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия - Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.

В семье было десять человек детей - пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий; Макрина (память 19 июля) - образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого; Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января); Петр, епископ Севастийский (память 9 января); и праведная Феофила-диакониса (память 10 января). Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии - Григории Чудотворце (память 17 ноября).

Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины - центр классического просвещения. После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: «Он так изучил всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому».

Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине,- «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: «Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном - в учении... Нам известны были две дороги: одна - к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая - к наставникам наук внешних».

Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни. После смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вели подвижническую жизнь. Василий же, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диапия, был поставлен чтецом. Как истолкователь Священных Книг, он сначала читал их народу. Затем, «желая снискать руководителя к познанию истины», святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие.

Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только срачицу и мантию, власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник - Филокалия (Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни.

В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник - Филокалия (Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта, многие устремились к нему. Образовывались мужские и женские монастыри, в которых Василий стремился соединить жизнь киновиальную с отшельническою. В царствование Констанция (337-361) распространилось лжеучение Ария, и Церковь призвала к служению обоих святителей. Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году он был рукоположен Мелентием епископом Антиохийским в диакона, а затем, епископом Евсевием Кесарийским, в 361 году, посвящен в сан пресвитера.

«Но видя, - как повествует Григорий Богослов, - что все чрезвычайно почитают и хвалят Василия за мудрость и святость, Евсевий, по человеческой немощи, увлекся ревностью к нему и начал выказывать нерасположение к нему». Монахи встали на защиту святого Василия. Чтобы не вызвать церковного разделения, он удалился в свою пустыню и занялся устройством монастырей. С приходом к власти императора Валепта (364-378), решительного сторонника ариан, для Православия наступают тяжелые времена - «предстояла великая борьба».

Тогда святой Василий спешно возвратился в Кесарию по вызову епископа Евсевия. По словам Григория Богослова, для епископа Евсевия он был «добрым советником, праведным предстателем, истолкователем Божия Слова, жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних». С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место. Проповеди говорил он ежедневно, и часто дважды - утром и вечером. В это время святой Василий составил чин Литургии, им написаны также Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исайи, на псалмы, второе собрание монашеских правил.

Против учителя ариан Евномия, который с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике научно-философскую форму, превращая христианское учение в логическую схему отвлеченных понятий, Василий написал три книги. Святитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в тот период, указывает на «пропитание нищих, странноприимство, попечение о девах, писанные и пописанные уставы для монашествующих, чиноположения молитв (Литургия), благоукрашения алтарей и иное». По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий. Как епископу Кесарийскому, святому Василию Великому были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций. Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (память 2 мая), с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии такого епископа, как Василий, прославившегося святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. В империи Валента внешнее господство принадлежало арианам, которые, по-разному решая вопрос о Божестве Сына Божия, были разбиты на несколько партий. К прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе.

В книгах против Евномия Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Сейчас же для полного выяснения Православного учения по этому вопросу, по просьбе святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель написал книгу о Святом Духе. Общее печальное положение усугублялось для епископа Кесарийского еще и такими обстоятельствами, как разделение Каппадокин на две части при распределении правительством провинциальных округов; антиохийский раскол, вызванный поспешным поставленном второго епископа; отрицательное и высокомерное отношение западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с арианством и переход на сторону ариан Евстафия Севастийского, с которым Василия связывала тесная дружба. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Святым епископом написаны многочисленные письма к Церквам, епископам, клиру, частным лицам. Низлагая еретиков «оружием уст и стрелами письмен», святой Василий, как неутомимый защитник Православия, всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.

Император Валент, беспощадно отправлявший в изгнание неугодных ему епископов, насадив арианство в других малоазийских провинциях, явился н Каппадокию с той же целью. Он послал к святому Василию префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью. «Все это,-ответил Василий,-для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне?- Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь».

Правитель был изумлен таким ответом. «Может быть,- продолжал святитель,-ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, все прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат». Доложив Валепту о непреклонности святого Василия. Модест сказал: «Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви».

Ту же твердость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого императора и своим поведением произвел на Валента такое впечатление, что он не поддержал ариан, требующих ссылки Василия. «В день Богоявления, при многочисленном стечении народа, Валепт вошел в храм и смешался с толпой, чтобы показать видимость единения с Церковью. Когда же в храме началось псалмопение, слух его поражен был как громом. Царь увидел море народа, и в алтаре и близ него благолепие; впереди же всех Василия, не воскланяющегося ни телом, ни взором, как будто в храме не произошло ничего нового, по обращенного только к Богу и престолу, а клир его в страхе и благоговении». Святой Василий почти ежедневно совершал Богослужение. Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные. Неутомимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие. В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи. По примеру иноков, клирики митрополии святителя, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную.

Для клира святой Василий добивался освобождения от податей. Все свои личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии-гостиницу и странноприимный дом. Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.

По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский(+ 394), в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: «Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством».

Настольная книга священнослужителя. Т2,стр 447. Москва 1978.

У каждого народа – свой Дед Мороз. В Греции это Айос Василис, прообразом которого стал греческий святой Василий Великий. Все свои личные средства этот человек тратил на бедных. Он первым в истории предложил строить больницы и богадельни, странноприимные дома, устраивал для бедных целые города милосердия.

Святое семейство

Василий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской (ныне это город Кайсери в Турции). Его семья, где кроме Василия воспитывались еще девять детей, была очень знатной и боголюбивой. Христа здесь любили так, что каждый второй член семьи был причислен к лику святых, включая и самого Василия. Это сестры – преподобная Макрина и праведная Феозва, и два брата: Григорий (будущий епископ Нисский) и Петр (епископ Севастийский). Мать Василия, Емилия, любовь к которой он пронес через всю свою жизнь, после смерти мужа приняла монашеский постриг и была прославлена в лике преподобных. Дедушка будущего святителя по материнской линии был мучеником, другой дед и бабка по отцовской линии семь лет скитались в лесах, спасаясь от преследования императора Диоклетиана, устроившего гонения на христиан.

Путь

Начальное образование Василий получил от отца, известного адвоката, потом осваивал науки у лучших учителей родного города. В это время он познакомился с Григорием Богословом, дружбу с которым пронес через всю свою жизнь. Потом были школы Константинополя и, наконец, Афины. Здесь он провел около пяти лет, за которые сумел освоить в совершенстве все доступные знания. Он был философом, юристом, астрономом, математиком, врачом, филологом, оратором, имел глубокие познания в естественных науках. Ему не было равных. Василий учился не только наукам, все это время он и его друг Григорий посещали храмы. Григорий Богослов вспоминает об этом времени так: «Нам известны были две дороги: одна – к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая – к наставникам наук внешних».

В 357 году Василий вернулся на родину и посвятил себя аскетике, приняв крещение от епископа Кесарийского Диания. В поисках духовного отца он отправился в Египет, Сирию и Палестину, затем вернулся в Кесарию и, раздав свое имущество бедным, поселился на берегу реки Ирис, где в строгом воздержании изучал творения древнейших толкователей Священного Писания. Постепенно вокруг него стали собираться последователи, сюда Василий позвал и своего друга Григория. Вместе они составили сборник «Добротолюбие». По просьбе иноков Василий написал сборник правил нравственной жизни. Друзья подвизались в строгом воздержании: жили без кровли и очага, питались самой скудной пищей. Сами обтесывали камни, выращивали деревья. Из одежды у Василия Великого была только рубашка и мантия. Ночью он носил власяницу, чтобы ее никто не видел.

«Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви»

При императоре Констанции очень сильно распространилось лжеучение Ария, и Василию Великому пришлось вернуться в Кесарию. Здесь он был рукоположен в сан диакона, а спустя два года в сан пресвитера. С приходом к власти императора Валента, ярого сторонника ариан, наступили тяжелые времена для Православия. Василий Великий оказался на переднем плане борьбы – к нему переходит управление церковными делами. В это время он составляет чин Литургии, пишет Беседы на Шестоднев, на 16 глав Книги Пророка Исаии, на псалмы, создает второе собрание монашеских правил. Против учителя ариан Евномия Василий Великий пишет три книги. В 370 году его возводят епископом на Кесарийскую кафедру. С этого момента Василию подчиняются 50 епископов одиннадцати провинций.

Молитва святителю Василию Великому
О, великий и преславный святителю Христов, всея вселенския Церкве учителю богомудрый, православия твердый исповедниче и поборниче, всеблаженне отче Василие! Призри от высот небесных на нас, смиренно к тебе припадающих, и умоли Господа Вседержителя, Егоже верный на земли служитель был еси, да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение, Церкви святей послушание, жития нашего исправление, и во всех нуждах, скорбех и искушениих скорое поможение, терпение же и укрепление. Подаждь нам твое святое благословение, да оным осеняемии, сие новое лето и во вся дни богоугодно в мире и покаянии поживем и во Царствии Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальную Троицу воспевати и славити, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Все это крайне не нравится арианам и самому императору Валенту, который беспощадно расправлялся с неугодными ему епископами. И на этот раз он отправляет к Василию префекта Модеста, который угрожает епископу разорением, изгнанием, пытками и смертной казнью. Что же Василий? Он отвечает, что все это для него ничего не значит. «Тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается все мое богатство, – говорит он. – Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем. А мучения что могут сделать мне? – Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь».

Модест не ожидал такого ответа и был крайне удивлен. Тогда святитель Василий продолжил: «Может быть, ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, все прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат».

Вернувшись к императору, Модест сказал: «Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви». Твердость владыки произвела на Валента такое впечатление, что он отказал арианам, которые требовали ссылки епископа.

Город милосердия

Святителя Василия можно по праву назвать основателем института социальной помощи. При нем были построены первые больницы, которых до этого времени просто не существовало – отдельные врачи лечили отдельных людей. При Василии ситуация в корне изменилась. Этот немощный, обремененный многими недугами человек, который прожил всего 49 лет, не мог видеть, как страдают другие люди. Когда в 367 году разразился голод, Василий Великий начал создавать общественные бесплатные столовые и больницы для пострадавших от голода. Ему пришлось убеждать богатых людей, чтобы они открыли свои запасы продовольствия и поделились с голодающими. После той страшной голодной зимы Василий Великий принял решение о создании целого комплекса помощи страждущим. Он убеждает богатых людей вложить свои средства в это дело и строит знаменитую «Василиаду», в центре которой помещает великолепный храм, а вокруг гостиницы, школы, дома для сирот, дома для неимущих и больницу. Это было ноу-хау, говоря современным языком, – нигде ничего подобного еще не было. Когда строительство этого города милосердия завершилось, Василий Великий взял на себя руководство одним из подразделений больницы, ведь среди прочих у него был диплом о медицинском образовании. Он выбрал отделение для прокаженных – людей, отвергнутых всеми. Он сам перевязывал их и мыл, обнимал, утешал, общался. Без всяких масок и других защитных средств.

Когда Василий Великий умер, его оплакивала вся Кесария. Григорий Богослов после отпевания своего лучшего друга говорил со слезами: «Выйдите, братья, из своего города и посмотрите на этот новый город, где царит благочестие, где деньги богатых граждан по просьбе Василия обращены туда, где уже не будут украдены никем, и время не властно над ними. Здесь на болезнь смотрят философски, здесь несчастье превращается в счастье. Если сравнить больницу святителя Василия Великого с богатейшими городами, такими как Фивы в Беотии, Вавилон, с пирамидами Египта и древними храмами, то увидим, что от всего их былого величия не осталось ничего. Да и самих людей уже нет. А в больнице «Василиада» мы видим людей, которых все отвергали и ненавидели за их болезнь. И Василий Великий сумел убедить нас в том, что, если мы считаем себя людьми, то не должны пренебрегать себе подобными, ибо своим бессердечием и злобой мы обижаем Самого Христа, Который начальник всем».

Мощи святителя Василия Великого

Десница находится в Венеции, в православном греческом кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца.

Собор воздвигнут в XVI веке, долгое время оставался единственным православным храмом в Венеции. Десница святителя Василия Великого, которой написана Божественная литургия, была преподнесена в дар греческой церкви одним из членов императорской семьи Палеологов, проживавшей в Венеции. Святыня привезена в этот город митрополитом Филадельским Гавриилом (Севиром) в ХVI веке из Константинополя, захваченного турками.

Собор вмч. Георгия Победоносца

Адрес: Венеция, Castello, 3412

Открыт: понедельник–пятница с 9.00 до 12.00 и с 14.30 до 17.00, суббота с 10.00 до 12.00 и с 17.00 до 18.00.

Выходной: вторник.

Богослужения: суббота в 17.00 – великая вечерня, воскресенье в 9.30 – утреня и Божественная литургия.

Телефон: (+39) 338-475-3739;

E-mail: [email protected] – настоятель прихода, протоиерей Алексий Ястребов.

Часть десницы святителя Василия хранится в большом Метеорском монастыре Преображения Господня в Греции.

Преображенский монастырь (Великий метеор)

Адрес: Греция, г. Каламбака, Метеоры

Телефон: 2432-022278

Монастырь открыт летом с 9.00 до 17.00, зимой с 9.00 до 13.00 и с 15.00 до 17.00. Монастырь закрыт по вторникам зимой и летом и по средам зимой.

Честная глава

Хранится на Афоне в Великой лавре. Была подарена византийским императором Никифором II Фокой, о чем говорится в императорской грамоте (хрисовуле) 964 года.

Великая лавра

Адрес: Греция. Святая Гора Афон

Телефон: (30-377) 22586, 23760

Факс: (30-377) 23761-2

Части мощей

Неожиданные сведения о существовании так называемой баварской части мощей святителя удалось получить в конце декабря 2011 года в архиве католического архиепископства Мюнхена и Фрайзинга.

Согласно информации, размещенной на сайте Богослов.ru, значительная часть мощей находится в иезуитской церкви св. Михаила в Мюнхене, в уникальном реликварии над алтарем.

Адрес: Maxburgstraße 1, 80333, München, Германия

Телефон: +49 89 231706

Сайт: st-michael-muenchen.de

Галина Дигтяренко

Имя: Василий Великий (Василий Кесарийский)

Дата рождения: 330 г.

Возраст: 49 лет

Дата смерти: 379 г.

Деятельность: святитель, архиепископ, церковный писатель, богослов

Семейное положение: не был женат

Василий Великий: биография

Василий Великий – проповедник, церковный писатель и архиепископ в турецкой Кесарии, живший в 4 веке. Мужчина яростно боролся с еретиками, не боясь наказания от правителей. Учитель церкви отличился россыпью добрых дел, которые щедро посвящал простому народу.

Детство и юность

Великий угодник родился в городе Кесария, который был административным центром турецкого региона Каппадокия, в очень религиозной, знатной и богатой семье. Год рождения церковникам так и не удалось установить – примерно 330-й. Василий назван в честь отца, законоведа и оратора.


Мальчик с детства рос в атмосфере почитания Господа. Бабушка в юности училась у святого Георгия Чудотворца, а в молодости вместе с мужем пострадала от масштабной опалы на христиан, вошедшей в историю как Диоклетиановые гонения. Родной дядька служил епископом, как и два брата Григорий Нисский и Петр Севастийский. Сестра Макрина в будущем стала игуменьей монастыря.

Маленького Васю отец тоже готовил к стезе священника. Будущий учитель Церкви получил прекрасное образование – сидел за партами школ Кесарии, Константинополя и Афин. В 14 лет родитель Василия умер, и юноша три года жил в загородном доме бабушки, который позднее превратили в монастырь. А в 17-летнем возрасте молодой человек лишился и старшей родственницы, пришлось переезжать к матери в Кесарию.


В столице эллинских премудростей Афинах Василий прилежно учился и посещал церковь – в жизнеописаниях сделан акцент на чистоту жизни юноши. Его настолько увлекали науки, процесс получения знаний, что, сидя днями и ночами за книгами, забывал даже поесть. Здесь произошла знаковая встреча: Василий познакомился, а позднее крепко подружился с . Его однокашником был также Юлиан Отступник, будущий император и гонитель христиан.

Пять лет Василий провел в Афинах, а после окончания учебы решил, что багаж знаний достаточно наполнен светскими науками. Молодому человеку не хватало религиозной опоры, поэтому отправился на поиски христианских подвижников.

Христианское служение

Дорога привела Василия в Египет, где процветало христианство. Мужчина погрузился в чтение богословских книг, которые предоставил новый знакомый - архимандрит Порфирий. Параллельно пробовал себя в постах. В стране пустынь открылась великолепная возможность поучиться у славных современников – рядом жили подвижники Пахомий, Марий Александрийский, Фиваид.


Спустя год Василий уехал в Палестину, оттуда в Сирию и Месопотамию, посещал святые места, упивался знакомством с местными подвижниками, вступал в религиозные споры с философами. Дойдя до Иерусалима, будущий святой пожелал креститься, и во время таинства, по преданию, герой впервые увидел знамение. Когда святитель подошел к мужчине, чтобы окрестить, с неба рухнула огненная молния, а из нее выпорхнул голубь и исчез в Иордане.

Вернувшись в родные пенаты, Василий сначала хотел заняться светскими делами, однако родственники убедили начать аскетичную жизнь. Мужчина с кучкой друзей и единомышленников отправился в семейные владения на острове Понте, где основал монашескую общину. Но в 357 году его биография вновь обогатилась путешествиями – теперь уже по коптским монастырям.


В 360 году на родине Василия посвятили в сан пресвитера, он стал советником у своего друга Евсевия, который служил епископом. Забота о верующих, доступное проповедование Божьего слова подарили уважение и любовь народа, да такого масштаба, что Евсевий начал завидовать служителю. Его не устраивала также слишком аскетичная жизнь пресвитера. Чтобы снизить градус напряжения в отношениях, Василий решил вернуться в монашескую обитель в пустыне, тем более такая перспектива его всегда прельщала.

В пустыне великий угодник наслаждался покоем и тишиной, при этом ужесточил условия жизни: никогда не мылся, не зажигал огня, сидел на хлебе и воде, а из одежды носил только срачицу и мантию. Строгое воздержание вымотало организм – Василий похудел, а сил почти не осталось.


Чуть позднее к монаху присоединился друг Григорий Богослов. Товарищи вместе посвящали дни молитвам, забросив некогда любимые мирские книги, взялись за изучение Священного Писания и создание уставов иноческого общежития, которые до сих пор в ходу у представителей Восточной церкви. Григорий так же, как и Василий, не щадил себя, работая до седьмого пота, деля с другом жилище без кровли и ворот.

Тем временем на римский престол взошел император Валент, с началом его правления православных стали сильно притеснять. Для укрепления сил Евсевий призвал усердного и умного Василия, и пустынный монах с радостью пришел на помощь. Возвратившись в 365 году в Кесарию, мужчина взял управление епархией в свои руки.

Из-под пера Василия вышли три книги с нападками на арианских еретиков, к тому же мужчина избрал лозунг для трудов – «три ипостаси в единой сущности», который объединял разные направления веры.


По-настоящему Василий развернул деятельность после кончины Евсевия в 370 году. Церковник принял должность митрополита Каппадокийского и начал яростно уничтожать арианство в Малой Азии. Конечно, римский правитель не стерпел такой наглости и пошел на крайние меры, разделив Каппадокию на две автономные территории.

Василий остался без львиной доли учеников и последователей, а его авторитет в церкви снизился. Однако поборник истинной веры все же поставил епископами на главные города регионов единомышленников – Григория Богослова, Григория Нисского и брата Петра. А затем судьба преподнесла Василию подарок: в бою при Адрианополе пал император Валент, что сулило изменение баланса сил в церкви и государстве в целом. Но для Василия было слишком поздно.

Чудеса и добрые дела

Жизнь Василия Великого обросла легендами. Православные верят, что мужчина был свидетелем и исполнителем нескольких чудес. Однажды к святому обратилась женщина, которую притеснял начальник. Но на письмо, написанное Василием, обидчик ответил грубо. Тогда великий угодник напророчил ему, что вскоре сам будет спасаться от гнева вышестоящих лиц. И действительно, спустя время начальник попал в опалу к царю.


Во время Персидской войны Василий самозабвенно молился перед иконой Пресвятой Богородицы, у ног которой изображался великомученик Меркурий – воин с копьем. Мужчина просил, чтобы святые не допустили возвращения живым с войны Юлиана Отступника. Вдруг Меркурий исчез, а когда появился, с копья его капала кровь. Позже гонцы принесли весть, что Юлиана на войне серьезно ранили.

Василий обладал необычным даром: во время литургии золотой голубь, висевший над святым престолом, три раза сотрясался, свидетельствуя о появлении Святого Духа. Но как-то раз птица не подала знака, а Василий задумался и понял, что причина в диаконе, который посмел на службе смотреть в строну красивой женщины.


Священник посадил диакона на жесткую епитимию, а перед алтарем повелел соорудить перегородку, чтобы женщины не могли смотреть на него во время богослужения. С тех пор голубь не переставал возвещать о сошествии Святого Духа.

Еще одно предание гласит, что Василию удалось избежать изгнания по божественному провидению. В день Богоявления Господня в церковь, где он служил, явился царь Валент. Увидев красоту убранства и порядок в храме, настолько восхитился, что проникся расположением к святому угоднику.

Однако, уехав домой, враги Василия склонили правителя изгнать борца с арианами. Во время подписания соответствующего указа под Валентом закачался стул и сломалась трость, которой ставят подпись. После того как треснула третья трость, император испугался и уничтожил приговор.


Василий снискал славу доброго человека, готового прийти на помощь нуждающимся, даже если его самого ждет при этом наказание. Известна история о спасении юной и богатой вдовы Вестианы, которую епарх Евсевий пытался насильно выдать замуж за одного сановника. Девушка не желала терять вдовью чистоту и бросилась с мольбами о помощи к Василию.

Архиерей успел отправить беднягу в девичий монастырь, как тут же прилетели гонцы Евсевия с требованиям выдать непокорную беглянку. Тогда Василия уличили в прелюбодеянии и обыскали опочивальню. Рассерженный епарх обещал святителя отправить на великие мучения. Прознав о том, что Василия хотят наказать, народ с оружием кинулся к дворцу Евсевия. В итоге святой вернулся в собственную обитель живым и невредимым.

Смерть

К тому времени, когда появилась возможность воспользоваться политическими изменениями в государстве, аскетичный образ жизни вконец истощил организм Василия. Мужчина умер в первый день 379 года, отдав служению в храме 8,5 лет.


По легенде перед смертью Василий Великий сначала крестил новичка-еврея, затем обратился к ученикам и пастве с назидательными словами не покидать церковь до 9 часов вчера. Помолился Богу, воздав хвалы за столь насыщенную и праведную жизнь, и испустил дух. На похоронах были замечены представители разных конфессий – и христиане, и иудеи, и даже язычники. Василия канонизировали вскоре после смерти.

Память

День памяти Василия Великого в Русской православной Церкви – 14 января. Хвалы святому возносят также 30 января, в этот день установлен праздник Собор трех святителей – Василия, Григория Богослова и .

Святой имеет несколько икон. Стал покровителем монахов, музыкантов и садоводов. К образу обращаются за помощью в учении, просветительстве, начале нового дела и въезде в новый дом.


10 раз в году в церквях проводят литургию Василия Великого. Это чинопоследование составил сам архиепископ Кесарии.

В 1999 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II на ВДНХ в Москве заложили первый камень Приписного храма святителя Василия Великого. Осенью 2001 года готовую часовню освятили.

14 января — день памяти учителя Церкви святителя Василия Великого.
В этот же день, 14 января: Великий Церковный Праздник — .
12 февраля — Собор Вселенских учителей: святитель Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ ВАСИЛИЮ ВЕЛИКОМУ

Святой учитель Василий Великий , в первую очередь, оказывает помощь в просьбах об избавлении от страхов и укреплении веры, он помогает избавиться от гонений или несправедливого отношения от начальства.
Милосердие и благотворительность Василия Великого до сих пор помогают людям в исцелении от болезней. Святого можно просить о помощи в учебе, в научных исследованиях – святитель сам был очень образованным человеком и изучил множество наук.
Отличный оратор, Василий Великий обладал даром убеждать людей, поэтому он покровительствует тем людям, кто связан с просвещением.
Также вселенский учитель Василий Великий может помочь в обретении жилья или улучшение жилищных условий, о даровании хорошего урожая и во многих других областях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

Родился Василий около 330 года (во время правления Константина Великого) в Кесарии, административном центре Каппадокии. Его семья была знатного рода, все дети воспитывались в сильном почитании христианской веры. Итогом такого воспитания явился то, что пять (из десяти) детей были причислены к лику святых.

Василий получил на своей родине в Кесарии хорошее образование, потом продолжил обучение в Константинополе, затем он поехал в Афины, где судьба свела Василия с другим очень мудрым человеком – Григорием Богословом. Оба Вселенских учителя были похожи друг на друга смиренномудрием, кротостью и благонравием, они так и остались друзьями до конца своих дней.

Святой Василий очень кропотливо изучал все науки, до нас дошли отзывы его современников: «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, – это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».

Веррнувшись из Афин, Василий сначала стал заниматься, по предложению отца, риторикой и законоведением, но вскоре решил, что его путь на земле – служение Богу и решил покреститься.

Святое Крещение Василий принял только в возрасте около 25 лет – в те времена это было очень важное событие в жизни человека, иногда случалось, что люди откладывали это чуть ли не до самой своей смерти.
Чтобы совершенствовать свою христианскую веру, новообращенный Василий решил предаться аскетизму и отправился в Египет, где было очень развито монашеское подвижничество. Тут он также надеялся найти «руководителя к познанию истины». Два года Василий провел вдали от родины. Он побывал в Египте, Сирии, Палестине, Месопотамии, где познакомился с некоторыми знаменитыми подвижниками тех времен, изучал их труды и сам предавался христианским подвигам.

После возвращения в Каппадокию, святой Василий раздал имущество бедным. Вместе со своим другом Григорием Богословом и еще несколькими иноками, они создали христианскую общину, где вместе молились, работали и изучали труды святых отцов. Их жизнь была нелегкой, они питались тем, что выращивали, всю тяжелую работу делали сами своими руками. При этом святые Василий и Григорий тщательно изучали Священное Писание и толкование к нему. Тогда же Василий составил христианский сборник правил нравственной жизни, который взяли за основу многие мужские и женские монастыри.

В те годы большую опасность приобрело учение Ария, который опровергал единство Бога Отца, Сына и Святого Духа, он утверждал, что Бог-Отец занимает главенствующее положение, а Бог-Сын и Святой Дух подчиняются Отцу, что в приципе было гораздо понятнее обычным людям.

Отец Григория Богослова, который служил епископом в Назианзе, был уже старым человеком и физически не имел сил бороться с еретиками, поэтому он вызвал своего сына к себе в помощь. Так святитель Григорий вынужден был оставить друга, а после его ухода святой Василий вернулся в Кесарию, где был рукоположен в диаконы, а в 364 году стал пресвитером.
Новые заботы были по душе святому Василию, он с увлечением занимался попечениями об иноках и проповедовал слово Божье. Своими трудами он снискал себе такое уважение среди людей, какого не было даже у самого епископа Кесарийского Евсевия. До самой смерти Евсевия (370 г.) Василий фактически управлял кесарийской церковью, хотя по иерархии он был вторым.

Святитель Василий, ревностный сторонник Никейского исповедания, всеми средствами противостоял арианской угрозе и, можно сказать, возглавил в Кесарии защитников православия. В это время Василий Великий составил чин литургии, беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил, а также написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности».
В 370 году, после смерти Евсевия, святой Василий был избран архиепископом Кесарии Каппадокийской, святитель занимается благотворительностью, заступается за невинных и гонимых людей, люди очень полюбили своего пастыря за честность и милосердие.
В эти годы им была написана книга о Святом Духе, в которой сказано о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Василий Великий разъяснял и поддерживал православных в борьбе с арианством, сохранилось множество писем к разным епископам, священникам и простым людям.

Пришедший к власти император Валент был сторонником арианства. Он очень негативно относился к архиепископу Василию и даже угрожал ему, на что получил от святителя ответ:

«Все это для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь».

После такого твердого ответа император скрыто посетил храм, где служил святой Василий, послушал его проповедь и признал его ум и твердость в вере. После этого нападки на святителя Василия прекратились, хотя император и не принял общения с Василием.

С юности преследовавшие болезни святого, неустанное подвижничество, скорби пастырского служения подорвали силы Василия. 1 января (14 января по новому стилю) 379 года окончилась земная жизнь святителя и Вселенского учителя Василия Великого. Всего два года он не дожил до Второго Вселенского собора (381 г.) в Константинополе, где были приняты его богословские идеи.

Заслуги святого Василия проявились не только в решении арианского кризиса и «успокоения» Церкви. Он также приложил много сил к упорядочиванию монашества. Личный опыт Василия говорил ему, что увлекшись монашеством, можно даже “сгореть”, оторвать себя от Церкви чрезмерным рвением. Будучи уже епископом, святитель опубликовал монашеские правила в двух редакциях, пространной и краткой. Стараниями Василия в монастырский распорядок были введены восьмикратные общие молитвы в течение дня: утреня, вечерня, повечерие, полунощница и молитвы первого, третьего, шестого и девятого часов.

Святитель Григорий Богослов писал про своего друга Василия Великого так:

«Он был опора веры, правило истины, образец в Церкви, обитель Духа, муж, превзошедший меру и жизни человеческой, и добродетелей, муж многообъемлющий, великий и святой; душа его была Божественна, он был мужественный подвижник истины, который не иным чем дышал, как благочестивым и спасительным для всего мира учением; для всех был он образцом веры и добродетели, слово его было высокомудренно, глубоко и совершенно».

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, святителю отче Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ — ВИДЕОФИЛЬМ ПРО СВЯТИТЕЛЕЙ ВСЕЛЕНСКИХ

(329/30–379)

Рождение, детство, юношеские и молодые годы святителя

Святитель Василий Великий родился в Каппадокии около 330 года. Он происходил из знатной, богатой и очень благочестивой семьи. Его родная бабушка по линии отца, Макрина Старшая, в свое время была ученицей Григория Чудотворца. Её муж, дед Василия Великого, тоже был ревностным христианином. Оба они прославились исповеданием Господа. Во времена гонений им приходилось скрываться, терпеть много лишений и вынужденную скорбь.

Их сын, Василий Старший, отец Василия Великого, был признанным адвокатом и вместе учителем риторики. Он имел владения в Каппадокии, Понте, Малой Армении. От его брака с редкой красавицей Емелией, сиротой, дочерью мученика, почитавшей целомудрие и девство, но вышедшей замуж во избежание навязчивых домогательств со стороны нечестивых людей, родилось пять дочерей и четверо сыновей: Василий, Навкратий, Григорий и Пётр.

Навкратий умер достаточно молодым, Григорий со временем стал известным святителем Нисским, а Пётр — епископом Севастийским. Мать Емелия, по смерти любимого мужа, посвятила жизнь монашескому подвигу. Её дочь, Макрина Младшая, сестра Василия Великого, тоже избрала монашеский путь.

Детство Василия прошло в имении его отца, в Понте. Будучи младенцем, он перенес тяжелую болезнь, от которой исцелился не иначе как чудом. Ранние взгляды и образ поведения Василия формировались при участии его матери. Но особую роль в воспитании играла его бабка, Макрина. Когда ребёнок подрос, его обучением занялся отец. В частности он преподавал сыну греческую грамматику и литературу.

Дальнейшее образование Василий получил в Кесарии Каппадокийской. Вероятно, там он впервые встретился с будущим святителем Григорием Богословом. После этого Василий учился в Константинополе, где, как считается, познакомился с известным софистом Ливанием.

Наконец, Василий отправился в «центр просвещения», Афины. Там он восполнял познания в литературе и философии, оттачивал мастерство красноречия и ораторского искусства. Утверждают, что кроме этого Василий освоил астрономию и медицину. В Афинах Промысл Божий вновь свёл его с Григорием Богословом, который прибыл туда несколько раньше. Совместное пребывание взрастило и укрепило их дружество. Здесь же Василий познакомился с будущим императором Юлианом, гонителем и разорителем Церкви.

Первые шаги Василия Великого на христианском поприще

Около 358 года, почти через пять лет пребывания в Афинах, Василий возвратился в Кесарию. Некоторое время, по просьбе сограждан, он занимался преподаванием риторики. В этот период он принял Крещение, возможно, от чтимого им Кесарийского епископа Диания. Несмотря на то, что сам Василий крестился в столь зрелом возрасте, впоследствии он указывал на неуместность оттягивания этого события.

Вскоре, движимый любознательностью и стремлением ознакомиться с аскетической жизнью, Василий отправился в странствие по землям Сирии, Палестины, Египта. Здесь он самым ближайшим образом приобщился к идеалам подвижников.

Вернувшись, он раздал всё имущество нуждавшимся, оставив при себе только необходимую одежду, и вместе с немногими единомышленниками удалился в пустынное место Понта. Пребывая в уединении он занимался физическим трудом, предавался молитвам, чтению Писаний и сочинений отцов, аскетическим подвигам. Обычной пищей Василия были хлеб и вода. Спал он на земле. Вскоре к нему присоединился верный товарищ Григорий Богослов. В этот период друзья составили сборник на основе выдержек из трудов Оригена — Филокалию.

Суровые подвиги и высоконравственная жизнь христианских отшельников привлекали к ним множество подражателей и сторонников, которые, приходя, селились поблизости. Василий принимал деятельное участие в организации религиозно-нравственной жизни приумножавшихся общин.

Нужно сказать, что представления Василия Великого о монашестве разнились с убеждениями, господствовавшими тогда среди подвижников Египта. Как известно, он отдавал предпочтение общежительному устройству монастырей, полагая, что такая форма монашества предоставляет больше возможностей для реализации братской христианской любви. По просьбе отшельников Василий составил необходимый для них свод нравственных правил.

Волновавшие Церковь догматические споры тоже не оставались без его внимания. Утверждается, что в целях содействия Церкви Василий мог позволить себе оставить дорогое сердцу убежище. Так, в 360 году он отправился вместе с епископом Дианием, который, к тому времени, посвятил его в чтеца, в Константинополь, на церковный Собор.

Служение Василия Великого в сане пресвитера

В 363 или 364 году Евсевий Кесарийский, преемник Диания, пригласил Василия в Кесарию и рукоположил его во священника. Поначалу Василий возражал, считая себя недостойным и печалясь необходимостью лишиться возможности полюбившегося ему монашеского уединения.

Состояние Церкви в то время было смятенным, если не сказать: удручающим. Алчность священников, симония, торжество еретических заблуждений, интриги, вражда — вот лишь немногие трудности, с какими столкнулся Василий по роду своего пастырского делания.

Будучи незаурядною личностью, отныне он стал помощником архиерею как в административных делах, так и в борьбе за чистоту веры и нравов среди христиан. Впоследствии это вызвало у епископа, значительно уступавшего Василию в красноречии и образованности, нездоровую ревность, и между ними произошёл раздор. Не желая усугублять и без того осложнившуюся ситуацию, Василий проявил благоразумие и вновь удалился в уединение. Между тем, с усилением влияния арианства Василий счёл своим долгом вернуться. Раздор был сглажен и преодолен.

Святительская деятельность Василия Великого

В 370 году, после смерти Евсевия, вопреки несогласию и противодействию со стороны некоторых мирян и епископов, кафедру занял Василий Великий. Император Валент, заявивший себя строгим поборником арианства, приложил много усилий, чтобы сломить стойкость противников, в том числе святителя Василия, верного Православию. Православные люди сталкивались с гонениями, лишениями и изгнаниями.

В это время Каппадокия была разделена на две провинции, что привело к уменьшению территории, канонически управляемой православными пастырями: одну из её частей возглавил, в религиозном отношении, нечестивый Тианский епископ Анфим. В свою очередь твёрдый в убеждениях Василий не переставал сражаться за чистоту веры на территории всей Каппадокии, продолжал ставить достойных епископов. В этой связи, например, брат святителя Василия, Григорий, был поставлен епископом в Ниссу.

Помимо аскетического и пастырского благочестия деятельность Василия Великого ознаменовалась организацией помощи бедным, при том, что сам он по собственной воле был одним из беднейших людей. Помимо прочего святитель организовывал богадельни. Например, в Кесарии он устроил больницу и странноприимницу.

Умер Василий Великий 1 января 379 года, не дожив пару лет до Второго Вселенского Собора. Его оплакивало едва ли не всё население Кесарии. За заслуги и высочайшую святость жизни Василий причтен Церковью к лику святых и почитается именем «Великий».

Труд святителя Василия как церковного писателя

На протяжении литературного пути Василий Великий проявил себя как писатель широкого кругозора и множества богословских направлений. Среди его произведений выделяются сочинения аскетического и духовно-нравственного, полемического и догматического характера. Значительную часть творческих трудов составляют беседы и письма. Кроме того авторству Великого каппадокийца принадлежит множество правил.

К сожалению, не все произведения святителя дошли до наших дней. В то же время незначительный ряд традиционно приписываемых ему сочинений вызывает сомнения в подлинности.

В своих аскетических писаниях Василий Великий рассматривал и вскрывал такие темы как любовь к Богу и ближним; вопросы о вере, грехе, покаянии; об истине и лжи; о соблазняемых и соблазняющих, о твердости в соблазнах; о нищете и богатстве; о злопамятстве; скорби при виде грешащего брата; о дарованиях Божьих; Божьем суде; радости от страданий за Христа; о скорби об умирающих; человеческой славе; о детях и родителях, девах и вдовах, воинах, государях и пр.

В области Православной догматики важнейшее значение имело и продолжает иметь чётко сформулированное им определение и разграничение понятий «сущность» и «ипостась», необходимых для верного осмысления догмата о Пресвятой Троице. Учение об Отце, и Сыне, и Святом Духе он разобрал в , в сочинении « ».

Много внимания святитель уделил Таинствам Церкви — Крещению и Евхаристии, — вопросу о священнослужении. Одной из важнейших заслуг архипастыря является составление чина Божественной Литургии (см. подробнее: ).

Среди экзегетических творений Василия Великого выделяют , и .

Тропарь святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской, глас 1

Во всю землю изыде вещание твое, / яко приемшую слово твое, / имже боголепно научил еси, / естество сущих уяснил еси, / человеческия обычаи украсил еси, / царское священие, отче преподобне, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской, глас 4

Явился еси основание непоколебимое Церкве, / подая всем некрадомое господьство человеком, / запечатлея твоими веленьми, / небоявленне Василие преподобне.