Open
Close

Свято климентовский пещерный монастырь инкерман. Инкерманский пещерный монастырь в Крыму – фото, как добраться

Инкерман - знаменитый пригород Севастополя, здесь добывают инкерманский камень - плотный белый известняк, который используют для облицовки зданий. Добывали этот камень с незапамятных времен, поэтому в скалах образовалось множество катакомб и пещер.

Именно здесь в Монастырской и загайтанской скалах в средние века возник пещерный монастырь. Он хорошо виден со стороны трассы Севастополь - Симферополь.

Церковное предание связывает основание монастыря с именем святого Климента - римского епископа с 92 по 101 год, сосланного за проповедь христианства императором Траяном в каменоломни в окрестностях Херсонеса (ныне - Севастополь) и претерпевшего здесь в 101 году мученическую кончину. Мощи святого Климента, обретенные чудесным образом через год после его кончины находились в Херсонесе до X века, и хранились сначала в подводном гроте (место обретения), доступ куда открывался раз в год, в день смерти праведника, когда море отступало, потом на маленьком островке (ныне - остров Казачий) посредине бухты, где, как гласит предание руками ангелов, была построена церковь.

Рядом с этой Святыней, под защитой возникшей здесь в VI веке грозной крепости, и возник в VIII - IX веках пещерный монастырь. Однако, после захвата в 1475 году крепости турками, монастырь постепенно пришел в упадок.

Возрождение обители произошло после присоединения Крыма к России. Инкерманская киновия была открыта вновь в 1850 году, и просуществовала здесь до 1926 года, когда была закрыта советской властью.

Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 году благодаря неусыпным заботам архимандрита Августина (в миру Александра Половецкого). Этот удивительный человек целью своей жизни видел востановление православных святынь Крыма и много трудов положил на это.

Итак, как уже говорилось выше, Инкерманский монастырь ведет свою историю, примерно, с VIII - IX веков. Пещеры служили первым монахам и жильем и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Находясь рядом с крупным торговым портом монастырь жил безбедно.

После захвата крепости турками (именно они, перестроив ее, дали ей название Инкерман, - "пещерная крепость") монастырь постепенно пришел в запустение. Некоторые ученые предполагают, что монахи ушли на мыс Фиолент и основали там Георгиевский монастырь. Возможно, в последующие века обитель на короткое время возрождалась. Так в некоторых документах упоминается церковь святого Георгия, а в 1773 году штурман русского фрегата И. Батарин обозначил на карте у подножия крепости Инкерман именно "собор святого Георгия Победоносца".

В 1634 году в составе русского посольства монастырь посетил священник Иаков описавший пещерный храм святого Георгия. Священник Иаков и его спутники увидели в храме нетленные мощи, достали их из гробницы и омыли теплой водой, при этом кожа покраснела, как у живого человека. Послы узнали, что татары несколько раз выносили их из церкви, но наутро они снова оказывались на прежнем месте. Священник Иаков решил увезти мощи неизвестного святого на Русь, но ночью ему приснился сам святой и сказал: "… с великим запрещением: мните мя, о друзи, взяти мощи моя на Русь, а аз убо хощу по-прежнему зде ученити Русь, а имя ми и память моя бывает в Симеонов день".

В 1778 году после исхода христиан из Крыма монастырь опустел окончательно. Упоминание о нем осталось только в название горы - Монастырская.

Возрождение древней обители началось после присоединения Крыма к России. Архиептскоп Иннокентий не мого обойти стороной место, связанное с именем папы римского Климента. Благодаря его стараниям Инкерманская обитель была открыта в 1850 году. Сразу началась реконструкция трех пещерных храмов. Однако, из-за отсутствия денег, порходила она без дорогостоящих работ. Храмы очистили от мусора и камней, обновили росписи.

15 октября 1852 года былда освящена церковь во имя священномученника Климента (бывший Георгиевский храм). Предание утверждает, что сам Климент вырубил этот храм в скале. Церковь имела форму базилики, два ряда колонн (частично сохранились) делили храм на три нефа. К церкви ведет коридор в котором вырубленны каменные скамьи. В апсиде сохранился двухступенчатый ситрон, в центре которого остатки горнего места. Над ним в стене - ниша для запрестольногообраза. Здесь же вырезан большой процветший крест, концы его расширены и к ним примыкают маленькие кресты в круге. От фресок, о которых упоминал священник Иаков, в XIX веке можно было рассмотреть только изображение Спасителя сидящего на престоле. С правой стороны храма находился древний предел в честь апостола Андрей Первозванного - небольшой, с низким потолком.

В 1857 году была открыта еще одна пещерная церковь, посвященная римскому епископу святому Мартиниану.

Восстановлением древних храмов занимался московский историк, археолог и художник Д. М. Струков (1827 - 1899). Занимаясь восстановлением храма святого Климента он покрыл потолок серебрянной краской, создал новые настенные росписи, настелил доски на пол. Им также были написаны иконы для храма. Правда современные археологи сожалеют, что в результате древний храм утратил свой первоначальный вид.

Через два года после открытия монастыря началась Крымская война. Недалеко от монастыря шли тяжелые бои. 24 октября 1854 года союзная армия обстреляла крепость Каламиту, где расположились русские войска. Серьезно пострадал и монастырь. Серьезных разрушений небыло, но англичане разграбили все имущество. После окончания войны монашеская жизнь в киновии возобновилась.

В 1867 году построили дом настоятеля и домовую церковь во имя Святой Троицы, отреставрировали источник святого Климента. В 1895 году в обители построили новый храм в византийском стиле, алтарную часть которого вырубили в скале. Он был освящен в честь великомученника и целителя Пантелеимона.

В 1896 году в монастыре появилась гостиница для паломников.

В 1905 году в обители появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого Евграфия и освятили во имя священномученника Димитрия Солунского. На верхнем плато в то же время закончили строительство храма во имя святого Николая Чудотворца. Церковь, крестообразная в плане, имела два придела.

27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов Крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы "Всех скорбящих Радосте". Храм устроили на месте древней Софий ской церкви. Внутри него хранились образа войсковых частей принявших участие в боях близ монастыря.

К 1910 году архитектурный облик обители сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из которых устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу.

Древней монастырь в разное время посещали члены царской семьи: Екатерина II, великий князь Алексей Александрович, Александр III, великая княжна Мария Александровна, великий князь Алексей Михайлович.

Постепенно повышалось благосостояние обители. Монахи поддерживали в порядке исторический памятник, находившийся на территории монастыря - крепость Каламиту.

В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 паослушника.

В годы гражданской войны монастырь поддержал белую армию барона Врангеля. После установления советской власти в Крыму земли монастыря были национализированы и переданы трудовой артели деревни Инкерман, куда вошли и монахи. С 1920 года все монастырские храмы становятся приходскими. В 1922 году для борьбы с голодом из них изъяли 68 серебрянных предметов и передали религиозной общине, которую возглавил архимандрит Венгедикт (Чеботарев). Но денег у общины не хватало, чтобы поддерживать все храмы.

В 1925 году Инкерманская община отказалась от пяти церквей, оставив себе пещерный храм во имя святого Климента и домовую Троицкую церковь, но и они просуществовали недолго. В 1926 году Севастопольским райисполкомом было принято решение о закрытии Георгиевского и Инкерманского монастырей. Храмы и церковное имущество перешли в ведение Севастопольского музейного объединения. В 1927 году сильное землетрясение повредило здания собора святого Николая и Благовещенской церкви. В том же году разобрали часовню на могиле войнов, погибших в Инкерманском сражении. В 1928 году закрыли храм иконы "Всех скорбящих Радосте". В 1932 году уничтожили собор святого Николая.

В монастыре после его закрытия остались жить настоятель архимандрит Венедикт (Чеботарев), отец Прокопий (Кочан) и два 85-летних старца отец Герман (Андреевский) и отец Митрофан (Бороздин).

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря разместился штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. Во время Второй обороны Севастополя в июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах старались сдержать врага, рвавшегося к городу. После войны погибшим войнам поставили памятник.

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь:

В детстве я очень любила ездить на поезде. Особенно нравился участок железной дороги Севастополь-Мекензевы Горы, где шесть туннелей по очереди проглатывают вагоны, где горы, изрезанные пещерами, похожи на пчелиные соты, а в районе Инкермана прямо над путями нависает скала с окошками и балкончиками. Это место всегда излучало какую-то тайну. Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь.

За свою многовековую историю монастырь неоднократно возрождался. Последнее его восстановление началось в 1991 году.

Монастырь находится в окрестностях , в городе Инкермане, на правом берегу реки Черной. Наземные постройки монастыря приютились у подножья Монастырской скалы, пещерные помещения вырублены в самой скале, а наверху – на плато сохранились развалины древней крепости Каламиты.

Добраться до Инкерманского монастыря из разных районов Севастополя можно несколькими способами: рейсовым катером с Графской пристани, электричкой с железнодорожного вокзала, маршрутным автобусом из центра или 5 км Балаклавского шоссе, рейсовым междугородним автобусом с автовокзала, а также авто- или велотранспортом.

Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Среди ученых существует мнение, что монастырь появился в VIII-IX вв. при массовом переселении христиан-иконопочитателей, бежавших из Византии от преследований иконоборцев. Хотя некоторые ученые полагают, что монастырь возник значительно позже в XIV-XV вв.

Исследования показали, что пещеры храмов и келий отшельников вырублены в скале в разное время. Наиболее древней является, возможно, пещера, высеченная самим Святым Климентом – Римским папой, который был сослан в 98 году императором Траяном на задворки Римской империи, в каменоломни вблизи Херсонеса за проповедь христианской веры. Здесь он продолжал проповедовать, и в 101 году по приказу Траяна был утоплен в море.

Рукотворных пещер в инкерманских скалах огромное количество. Они служили здешним обитателям и жильем, и подсобными помещениями. Особенно много пещер, расположенных в несколько ярусов, в соседней с Монастырской Загайтанской скале. Возможно, там находилось средневековое поселение.

Историки считают, что в средневековье в районе Инкермана было сосредоточение монашеской жизни. Здесь обнаружено около 30 пещерных храмов и 9 монастырских комплексов. Один из таких храмов находится в некотором отдалении от основных построек Инкерманского монастыря, слева от туннеля, ведущего в святую обитель. Этот храм, освященный в 1905 году во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Храм перестал действовать вскоре после установления в Крыму советской власти, и до настоящего времени службы в нем не ведутся.

Походив по лестнице, знавшей еще ступни средневековых монахов, мы подошли к входу на основную территорию монастыря. Инкерманский Свято-Климентовский монастырь уникален во многом. Даже вход у него необычный – это туннель под железной дорогой. Подобно порталу переносит путника из промзоны Инкермана на территорию покоя и божественной благодати.

Туннель под железной дорогой — вход на территорию монастыря

В монастыре находится пять действующих храмов: три пещерных – в честь священномученика Климента, святителя Мартина Исповедника, святого апостола Андрея Первозванного и два наземных – Святой Троицы и великомученика Пантелеймона Целителя; братский корпус, разные хозяйственные и подсобные помещения, монастырское кладбище, святой источник, который в настоящее время не действует. По преданию этот источник был обнаружен Святым Климентом. Источник был поврежден при разработке соседнего карьера по добыче известняка в последние десятилетия ХХ века. В результате вода стала поступать в карьер, образовав озеро.

С момента основания монастырь просуществовал до захвата турками Крыма в 1475 году. Спустя несколько веков забвения снова возродился после присоединения Крыма к России. Инкерманская киновия (монашеская коммуна) во имя святого священномученика Климента была основана в 1850 году. В 1852 году был освящен главный храм монастыря – пещерный храм в честь Святого Климента. В средневековье он был посвящен Георгию Победоносцу. Второй из действующих пещерных храмов был освящен в честь святителя Мартина Исповедника в 1867 году. Святой Мартин – еще один Римский папа, сосланный в 655 году в Херсонес и нашедший здесь последнее пристанище. Третий храм освящен в честь святого апостола Андрея Первозванного в 1900 году. Считается самым древним из пещерных храмов монастыря. Апостол Андрей также имеет отношение к Древнему Херсонесу. По преданию в 60-х годах I века он прошел всю Таврию с проповедью Евангелия и обратил в христианскую веру много язычников, в том числе херсонеситов.

Три пещерных храма объединены общим входом с лестницей, ведущей в общий коридор. Несмотря на то, что это все-таки пещерные помещения, в храмах светло благодаря нескольким окнам и балконным дверям, вырубленным в правой стене коридора. Поднявшись по лестнице, слева мы увидели костницу. Это небольшой склеп с несколькими рядами черепов за стеклом, на котором написано: «Мы были такими как вы, вы будете такими как мы». Очень впечатляет, представляю, какие ощущения испытывают посетители Костницы в чешской Кутной Горе.

Два наземных храма монастыря расположены за пределами внутреннего дворика. Церковь во имя Святой Троицы была освящена в 1867 году. В храме находится главная святыня монастыря – частица мощей Святого Климента.

Второй храм частично наземный, т.к. его алтарная часть вырублена в скале. Современное здание было построено несколько лет назад и воссоздает возведенный в 1895 году храм в память спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе возле станции Борки осенью 1888 года. Храм был разрушен во время Великой Отечественной войны.

Был в монастыре еще один наземный храм – в честь Святого Николая Чудотворца, построенный в 1905 году на плато в окружении развалин древней крепости Каламиты. Здание храма очень пострадало при землетрясении 1927 года и от боевых действий, и после войны было разобрано. На плато остались только , куда мы и направились.

До новых встреч на страницах блога www.сайт

Инкерманский Свято-Климентьевский мужской монастырь, о котором я узнала случайно, оставил во мне особые впечатления. Мы посетили его раньше, чем более известный Свято-Успенский монастырь под Бахчисараем и это было первое подобное строение (в скале), которое я видела. Но дело не в архитектуре, а в атмосфере этого места. Возможно, из-за того, что в январе было не так много туристов, здесь было достаточно малолюдно и очень-очень спокойно. Настолько, что хотелось присесть на лавочку и вообще никуда не уходить: смотреть на небо, на проезжающие мимо поезда и на карпиков в пруду.

Истоки зарождения Инкерманского монастыря неразрывно связаны с именем святого и проповедника Климента. По некоторым сведениям Климент был возведен в сан в Риме апостолом Петром и являлся его учеником. Климента, как активного проповедника христианства сослали в Херсонес, где уже образовалась христианская колония из ссыльных за веру. И в этом месте, на каменоломнях Монастырской горы, Клемент крестил каторжников и нес свою веру свободным людям Херсонеса.

Как добраться до Инкерманского пещерного монастыря?

Мы ехали сюда на машине по навигатору. Координаты места: 44.604192, 33.607621 Монастырь находится практически в черте города, вдоль ж\д путей, здесь есть большая парковка. Под путями построен проход-арка.


Вход в Монастырь

Адрес монастыря: г. Севастополь, Инкерман, Симферопольское шоссе, д.17. По информации с официального сайта, сюда можно добраться любым автобусом, направляющимся в Симферополь, а также маршрутом №103.

Вход в монастырь условно бесплатный, но на входе можно внести пожертвования, насколько помню, рекомендованная сумма 150 руб , здесь же можно заказать экскурсию с подобным рассказом.

Авиабилеты в Крым можно посмотреть тут:

Мы покупали билеты за 2 дня до вылета, через Aviasales. Летели через Москву из Казани. Билет в Москву обошелся в 1700 руб, билет до крым около 2300 — была скидка 50%! Поэтому следите за акциями!

Место на карте

Фотографии и история

Фотографии сделаны 2 января. Как видите, здесь очень зелено, солнечно и даже рыбки в пруду не мерзнут. Поэтому, если вы не фанат пляжного отдыха и просто хотите покататься по красивым местам Крыма, можно спокойно ехать сюда зимой.

По приданиям, благодаря усердным молитвам Св. Климентия, среди скал стал бить источник с водой, принесший большое облегчение каторжникам. Ключ со святой водой пересох только в 70-х годах ХХ века, выйдя на поверхность и образовав небольшое озеро. Миссионерская деятельность святого отца вызвала большую обеспокоенность у правителей города и в 101 г. он был казнен в близлежащей Казачьей бухте.

Ему привязали на шею якорь и утопили. Легенды гласят, что спустя год морское дно обнажилось в месте гибели епископа, и открылся подводный грот, где находились останки святого. На протяжении многих веков, раз в год, в день смерти Климента море отступало, давая возможность верующим поклониться мощам святого.

Большое количество катакомб и искусственных пещер наряду со скальным, укрепленным поселением на берегу реки Черной, возникшем предположительно уже в 5-6 веке, заложили основу для будущей обители. К 5 веку эти земли перешли под влияние Византии, и поселение получило дальнейшее развитие как защитное сооружение. Начинается строительство крепостных стен, башен и внешнего рва крепости Каламита. По имеющимся предположениям к этому периоду относится строительство келий и храмов в пещерах скалы.

Монахи приспособили бывшие каменоломни и каменные туннели под свои нужны. Обитель постепенно разрасталась, появлялись лестницы, пещерные туннели, соединяющие скальные помещения. Предположительно, здесь обосновались бежавшие из Византии иконопочитатели. Некоторые историки предполагают, что именно они являются основателями монастыря.

С закатом Византийской империи значимость крепости постепенно угасала. Вторую жизнь данная местность получила с завоеванием этой территории княжеством Феодоро, когда крепостные стены Каламиты стали заново отстраиваться для защиты морского порта Авлита. А с приходом турков крепость получила новое название – Инкерман («пещерная крепость»). Крепостные стены утолщались, башни перестраивались под огнестрельные орудия. А монахи были вынуждены покинуть намоленные места под крепостью, предположительно они ушли на мыс Фиолент.

На этом фото одна из полуразрушенных башен крепости Каламита-Инкерман. Она находится на Монастырской скале, въезд сюда осуществляется чуть дальше, чем в сам монастырь.

Становление Инкерманского пещерного монастыря, как важного православного и культурного центра на полуострове, неразрывно связано с присоединением Крымского полуострова к Российской империи. В период своего правления Инкерманскую обитель посетила императрица Екатерина II.

Но сражения Крымской войны на время приостановили возрождение монастырского комплекса. Пещерный комплекс в период битв был жестоко разграблен англичанами, а крепость над ним была серьезно разрушена.

Но после окончания войны происходит реставрация фресок, частичное восстановление храмов и церквей, строительство Троицкой церкви и храма Святого Пантелеймона, возведенного в благодарность за спасение семьи императора Александра III в железнодорожной катастрофе. Храм был частично высечен в скале и построен с соблюдением византийского стиля.

В начале XX века было возведено еще несколько храмов и церквей. Также были построены дом настоятеля, церковноприходская школа, гостиница для паломников. Одним из первых был отреставрирован пещерный храм св. Климента, имеющий форму базилики, ранее носивший название Георгиевского. По приданию этот храм был вырублен святым Клементом. Затем подвергся восстановлению храм св. Мартинина, покрытый полукруглым куполом. Было обнаружено множество пещерных помещений и церквей, заваленных камнями. Также, стоит сказать о соборе святой Софии, возведенном в 1905 году в том месте, где в период Средневековья находился монастырь, высеченный в отвесной скале на берегу реки Черная.

Этот величественное сооружение является самым большим пещерным храмом на территории Крымского полуострова. Собор был открыт на добровольные пожертвования в присутствии Великого князя Алексея Михайловича и героев Крымской войны. Там хранятся знамена воинских частей, участвовавших в защите и обороне земель близ Инкерманского пещерного монастыря. На территории комплекса расположена братская могила героев той войны.

В период Гражданской войны Инкерманский монастырь поддержал белогвардейцев. По мере укрепления советской власти обитель постепенно опустела, храмы и церкви закрылись и частично подверглись уничтоженению. Также землетрясение, случившееся в 1927 году, нанесло огромный урон пещерному комплексу, разрушив значительное количество построек.

В период Великой Отечественной войны на территории пещерного комплекса располагался штаб Приморской дивизии. Ее бойцы участвовали в сражениях по обороне Севастополя. С распадом советского союза Инкерманский пещерный монастырский комплекс стал возрождаться. Он является объектом культурного наследия федерального значения.


Инкерманский пещерный монастырь — это уникальный комплекс, состоящий из вырубленных в известняке горы Монастырской искусственных пещер, соединенных между собой лестницами, ходами и туннелями. На плато над монастырем располагаются остатки старинной крепости Каламита.

В самой же скале насчитывается около 200 пещер. А по старинным манускриптам в период средневековья на этой территории располагалось около 9 монастырских комплексов и более 30 вырубленных в скале храмов.

В самом храме фотографировать запрещено. Это на входе.

Несколько фотографий окрестностей монастыря:



Говорят в Крыму много котов — так и есть. Кошек здесь очень много. В Инкерманском монастыре мы встретили шестерых, скорее всего их тут больше)

На этой приятной ноте закончим наше небольшое путешествие в Инкерманский Свято-Климентьевский пещерный монастырь. Место просто замечательное, если вы никогда не видели пещерных городов, увиденное точно вас удивит, не говоря уже о вдохновляюще-спокойной атмосфере этого места. Возможно, у вас будет больше времени и вам удастся погулять еще и по крепости Каламита.

Если вы нашли неточности в описании — обязательно пишите в комментариях под статьей.

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь – главная достопримечательность Крыма (западной части). Это удивительное место поражает не только своим расположением, но и увлекательной историей, длившейся много веков. Многие мои знакомые спрашивали, как добраться до монастыря и стоит ли «игра свеч». Однозначно скажу – стоит.

Где находится монастырь

Расположен мужской монастырь в окрестностях Севастополя, в городе Инкерман, точнее в его пещерах. С правой стороны реки Черной. Увидеть его вблизи есть возможность уже в пути, если вы отправились в Крым поездом. По дороге увидите удивительную картину, прямо в скалах, совсем рядом с железнодорожным полотном, множество окон, балкончиков. Такое впечатление, что дотянуться можно рукой. Координаты и карта находятся внизу страницы.

История возникновения и развития

О дате возникновения Инкерманского монастыря спорит огромное количество ученых. Многие из них уверенны, что он был образован еще в восьмом веке, но некоторые утверждают – основан мужской монастырь не ранее 14 – 15 века. В то же время точно известно – жизнь в этом месте возникла еще в шестом веке.

В то время тут находилось поселение рабской силы, участвовавшей в добыче камни для строительства еще одной достопримечательности – « » . В шестьдесят третьем году до нашей эры, когда южная сторона Крыма была в составе Римской империи, на горе Монастырской была возведена крепость Каламита.


Уже в пятом веке до нашей эры, земля стала собственностью византийцев, именно они обосновали тут город. Возвели одиннадцати километровую крепостную стену, выкопали ров. Считается, что именно в это время тут появилось огромное количество различных сооружений. И не только на самой скале, но и в ее стенах. Считается, что уже тогда появились пещерные храмы и кельи.

Когда Византийская империя утратила свою мощь (8 век), Каламита опустела. В девятом веке крепость восстановили, а в 1475 году городок получил название Инкерман. По сути монастырь не создавался специально. Монахи просто оборудовали большие каменоломни для своих целей. Хоть со временем тут было сооружено несколько храмов.

Главный храм освятили в тысяча восемьсот пятьдесят втором году, в то же время весь комплекс и получил сегодняшнее название – Инкерманский пещерный монастырь. В 1867, после перестройки, открыли храм Святого Мартина, в 1895 – Пантелеймона. В 1905 открыта церковь Николая Мирликийского.


С 1924 года церкви и храмы начали массово закрывать, не обошла эта участь и пещерный монастырь в Инкермане. И только после знаменательного 1991 года жизнь в монастыре стала возрождаться. По сути это было второе открытие святыни и основной достопримечательности полуострова.

Все храмы Крыма здесь .

Что интересного в пещерном монастыре, особенности

Благодаря архимандриту Августину на протяжении двадцати лет огромное количество храмов, келий в пещерах и корпусов восстановили. Причем восстанавливать в прямом смысле слова надо было из пепла. Сегодня комплекс включает в себя пять храмов, корпус братства, различных хозпостроек и огромного количества пещер.

Мое внимание сразу привлекли две церкви, сооруженные на земле, прямо под отвесом скалы Монастырской. Именно это и придает строениям, особенной неповторимости. Главной из них считается церковь Святой Троицы, это в ней храниться рака с остатками святого Климента. А вот Пантелеймоновская церковь славиться своим стилем Византии и алтарем, расположенным прямо в скале.

Конечно меня, впрочем, как и большинство других туристов, поразили именно храмы в пещере: Свято-Климентовская базилика, Мартина Исповедника и Андрея Первозванного. Попасть к ним можно только через один вход, с запада Монастырской скалы. Путь не из легких по крутой лестнице в длинном коридоре с множеством разветвлений.


Внутри много простора и света, благодаря оборудованным оконным и дверным проемам на балконы. Именно балконы поражают больше всего. Когда смотришь на них с улицы, создается впечатление, что видишь необыкновенные гнезда птиц, устроенные на склонах скалы.

Если хотите повидать больше и относитесь к храбрым людям, можете посетить заброшенные храмовые сооружения и неизведанные пещеры. Зрелище потрясающее, но опасное. Большинство из них аварийны. При необузданном желании есть возможность подняться на плато Монастырской скалы и познакомиться с руинами древней крепости. Именно отсюда открывается завораживающий вид на горы и долины, а также озеро, появившееся на карьере и, конечно же, море. Пещерные храмы имеют общий вход с общими лестницей и коридорами.

Чтобы описать все прелести мужского монастыря в скале, мне не хватит одного поста. Но надеюсь, что предоставленной информации вполне достаточно для принятия решения о посещении этого удивительного места. А доехать до него не так и сложно, как может показаться на первый взгляд.

Как добраться (доехать)

Если вы остановились в Севастополе, отправляйтесь на Графскую пристань, садитесь на катер, который и доставит вас к месту. Можно доехать до станции «Инкерман» на электропоезде. Если решите ехать автобусом – садитесь на маршрут «Севастополь – Инкерман» и выходите на остановке «Втормед». Путешественники автолюбители на своем или арендованном авто следуют согласно координатам и карте (смотрите ниже) . В любом случае путь не сложный, даже интересный. Кроме того, по дороге есть возможность увидеть и другие .

Цены и официальный сайт

Получить больше информации о монастыре и узнать цены можно на официальном сайте Инкерманского мужского монастыря в пещерах – kliment-monastery.ru Если есть желание, можно заказать экскурсию, тогда вам не надо будет думать, как добраться до места и что посмотреть в первую очередь.

Фото

В детстве я очень любила ездить на поезде. Особенно нравился участок железной дороги Севастополь-Мекензевы Горы, где шесть туннелей по очереди проглатывают вагоны, где горы, изрезанные пещерами, похожи на пчелиные соты, а в районе Инкермана прямо над путями нависает скала с окошками и балкончиками. Это место всегда излучало какую-то тайну. Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь.

За свою многовековую историю монастырь неоднократно возрождался. Последнее его восстановление началось в 1991 году.

Монастырь находится в окрестностях Севастополя , в городе Инкермане, на правом берегу реки Черной. Наземные постройки монастыря приютились у подножья Монастырской скалы, пещерные помещения вырублены в самой скале, а наверху - на плато сохранились развалины древней крепости Каламиты.

Добраться до Инкерманского монастыря из разных районов Севастополя можно несколькими способами: рейсовым катером с Графской пристани, электричкой с железнодорожного вокзала, маршрутным автобусом из центра или 5 км Балаклавского шоссе, рейсовым междугородним автобусом с автовокзала, а также авто- или велотранспортом.

Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Среди ученых существует мнение, что монастырь появился в VIII-IX вв. при массовом переселении христиан-иконопочитателей, бежавших из Византии от преследований иконоборцев. Хотя некоторые ученые полагают, что монастырь возник значительно позже в XIV-XV вв.

Исследования показали, что пещеры храмов и келий отшельников вырублены в скале в разное время. Наиболее древней является, возможно, пещера, высеченная самим Святым Климентом - Римским папой, который был сослан в 98 году императором Траяном на задворки Римской империи, в каменоломни вблизи Херсонеса за проповедь христианской веры. Здесь он продолжал проповедовать, и в 101 году по приказу Траяна был утоплен в море.

Рукотворных пещер в инкерманских скалах огромное количество. Они служили здешним обитателям и жильем, и подсобными помещениями. Особенно много пещер, расположенных в несколько ярусов, в соседней с Монастырской Загайтанской скале. Возможно, там находилось средневековое поселение.

Историки считают, что в средневековье в районе Инкермана было сосредоточение монашеской жизни. Здесь обнаружено около 30 пещерных храмов и 9 монастырских комплексов. Один из таких храмов находится в некотором отдалении от основных построек Инкерманского монастыря, слева от туннеля, ведущего в святую обитель. Этот храм, освященный в 1905 году во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Храм перестал действовать вскоре после установления в Крыму советской власти, и до настоящего времени службы в нем не ведутся.

Походив по лестнице, знавшей еще ступни средневековых монахов, мы подошли к входу на основную территорию монастыря. Инкерманский Свято-Климентовский монастырь уникален во многом. Даже вход у него необычный - это туннель под железной дорогой. Подобно порталу переносит путника из промзоны Инкермана на территорию покоя и божественной благодати.

Туннель под железной дорогой — вход на территорию монастыря

В монастыре находится пять действующих храмов: три пещерных - в честь священномученика Климента, святителя Мартина Исповедника, святого апостола Андрея Первозванного и два наземных - Святой Троицы и великомученика Пантелеймона Целителя; братский корпус, разные хозяйственные и подсобные помещения, монастырское кладбище, святой источник, который в настоящее время не действует. По преданию этот источник был обнаружен Святым Климентом. Источник был поврежден при разработке соседнего карьера по добыче известняка в последние десятилетия ХХ века. В результате вода стала поступать в карьер, образовав озеро.

С момента основания монастырь просуществовал до захвата турками Крыма в 1475 году. Спустя несколько веков забвения снова возродился после присоединения Крыма к России. Инкерманская киновия (монашеская коммуна) во имя святого священномученика Климента была основана в 1850 году. В 1852 году был освящен главный храм монастыря - пещерный храм в честь Святого Климента. В средневековье он был посвящен Георгию Победоносцу. Второй из действующих пещерных храмов был освящен в честь святителя Мартина Исповедника в 1867 году. Святой Мартин - еще один Римский папа, сосланный в 655 году в Херсонес и нашедший здесь последнее пристанище. Третий храм освящен в честь святого апостола Андрея Первозванного в 1900 году. Считается самым древним из пещерных храмов монастыря. Апостол Андрей также имеет отношение к Древнему Херсонесу. По преданию в 60-х годах I века он прошел всю Таврию с проповедью Евангелия и обратил в христианскую веру много язычников, в том числе херсонеситов.

Три пещерных храма объединены общим входом с лестницей, ведущей в общий коридор. Несмотря на то, что это все-таки пещерные помещения, в храмах светло благодаря нескольким окнам и балконным дверям, вырубленным в правой стене коридора. Поднявшись по лестнице, слева мы увидели костницу. Это небольшой склеп с несколькими рядами черепов за стеклом, на котором написано: «Мы были такими как вы, вы будете такими как мы». Очень впечатляет, представляю, какие ощущения испытывают посетители Костницы в чешской Кутной Горе.

Два наземных храма монастыря расположены за пределами внутреннего дворика. Церковь во имя Святой Троицы была освящена в 1867 году. В храме находится главная святыня монастыря - частица мощей Святого Климента.

Второй храм частично наземный, т.к. его алтарная часть вырублена в скале. Современное здание было построено несколько лет назад и воссоздает возведенный в 1895 году храм в память спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе возле станции Борки осенью 1888 года. Храм был разрушен во время Великой Отечественной войны.

Был в монастыре еще один наземный храм - в честь Святого Николая Чудотворца, построенный в 1905 году на плато в окружении развалин древней крепости Каламиты. Здание храма очень пострадало при землетрясении 1927 года и от боевых действий, и после войны было разобрано. На плато остались только , куда мы и направились.