Open
Close

Священная обязанность? Значение слова «священный.

Недавнее предложение членов Общественной палаты о необходимости замены в тексте военной присяги слова «клянусь» на «обещаю» дало повод для продолжения разговора о наболевших проблемах «доведенной до нового облика» армии. В одном из важных вопросов – повышении престижа ВС – автор апеллирует в большей степени к историческим традициям, а не к достижению эпохи модерна – приоритету закона.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная 12 мая 2009-го, и Военная доктрина Российской Федерации от 5 февраля 2010 года содержат положения, недвусмысленно указывающие в основных задачах на повышение престижа военной службы. Последняя имеет высокий статус как особый вид государственной. Но если ставится такая задача, значит, защита своего Отечества стала профессией менее уважаемой в обществе, чем другие, а выполнение воинской обязанности – обременительным. Об этом, в частности, свидетельствует наличие большого числа граждан, получивших повестки, но уклонившихся от призыва.

Сомнительные результаты

Стало распространенным такое явление, как изменение места жительства без снятия с воинского учета и уклонение от получения повестки. В 2011 году более 235 тысяч мужчин призывного возраста (примерно одна пятая от численности нашей современной армии) без особых затруднений нашли путь, как избежать военной службы. Эффективных мер противодействия пока не наблюдается. За годы реформирования Вооруженных Сил сокращено большое число высокоподготовленных и опытных офицеров, научных кадров. Что касается профильных учебных заведений, в них прекращен или ничтожен набор для подготовки офицеров. В обществе зреет отношение к военной службе как к делу только определенной группы людей, связавших свою жизнь с военной профессией на основе контракта.

Такое положение свидетельствует об изменении общественного сознания, которое получило свое закрепление в Конституции Российской Федерации. От тезисов «Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР» и «Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР – почетная обязанность советских граждан», изложенных в Конституции СССР 1977 года, современная Россия перешла просто к долгу и обязанности – сродни уплате налогов или охране природы. Они, конечно, тоже безусловны, но вряд ли сопоставимы по степени важности. В настоящее время актуальность проблемы заключается не столько в недостатке мер социальной защищенности военнослужащих, сколько в утрате мировоззренческих основ сознательного служения Родине.

Истоки мужества

Еще в далеком 1054 году князь Ярослав Владимирович Мудрый в завещании своим детям дал ясное понимание сущности Отечества как наследия предков: «Если же будете в ненависти жить, в ссорах и распрях, то и сами погибните, и землю отцов своих и дедов, с такими трудами добытую, погубите». Военный публицист и историк А. А. Керсновский отмечает, что «в основу русской воинской системы испокон веков положен был принцип ее обязательности – принцип долга каждого защищать Русскую землю». Это отличало ее от западноевропейской системы, где «царил принцип найма, вербовки», а военное дело считалось «доходной профессией».

Авторитет армии в России традиционно был высоким, потому что само существование государства зависело в основном от состояния ее боевой готовности, а статус военного человека в обществе поддерживался определенными льготами, что выделяло военную службу из других сфер деятельности государства. В своем развитии воинская система России прошла путь от стези избранных к всеобщему и исключительно важному для всех граждан страны делу.

Военная реформа, проведенная царем Иоанном IV Васильевичем, позволила создать постоянное стрелецкое войско и земское ополчение, которое созывалось по принципу обязательной повинности в военное время. Последнее формировалось из дворян, избранных царем из лучших людей, состоящих на службе государства. В целях материального стимулирования им дали землю, а награждение осуществлялось исключительно за верную и полезную службу. Требование нравственного порядка к воинству, дающее четкий и ясный ориентир в поведении каждого служивого человека, было сформулировано в принятом в 1556 году уложении о службе: «И служба бы царская безо лжи была и без греха вправду».

Удивительный пример заботы о пленниках находим уже во времена царя Алексея Михайловича: «Царем и всем православным християном не токмо пленных окупати, но и душу свою за них полагати достойно». В отдельной главе Соборного уложения 1649 года по этому вопросу было установлено собирать деньги «з городов всего Московского государства». При этом «со всяких служилых людей» брали в два с половиной раза меньше, чем с остальных социальных групп общества.

К этому периоду относится зарождение системы социальной защиты отставных военных, которых стали посылать в монастыри, где давали содержание до смерти. С течением времени система постепенно совершенствовалась. В 1663 году, к примеру, был издан указ о назначении раненым денежного и кормового жалованья. В нем впервые было установлено деление на тяжело и легкораненых.

В целях укрепления воинской дисциплины и привития норм, определяющих поведение «ратных людей», Соборным уложением устанавливались ограничения: не чинить насилия и убытка гражданским, не отнимать у них продовольствие и корм для коней, не допускать потрав сенных покосов. За допущенные нарушения, выявленные судом, устанавливались соответствующие наказания и возмещение убытков. Строгое наказание было за самовольный «побег з государевой службы» – от битья кнутом и уменьшения денежного содержания до конфискации поместья. За воровство ружья полагалось бить кнутом «нещадно», а лошади – «руку отсечь». За убийство мирного населения и насилие над женщиной – «казнити смертию».

При Петре I обязательная воинская повинность была объявлена пожизненной и постоянной, только тяжелые раны, неизлечимые болезни и глубокая старость освобождали дворянина от военной службы. Были повышены требования к образованию молодых людей, которые должны были приходить на службу грамотными, а без этого они записывались навсегда в рядовые. Рекруты набирались из сельских и мещанских общин, которые собирали ему 150–200 рублей, что по тем временам представляло крупную сумму. При этом воинская служба избавляла от крепостной зависимости. Территориальная система комплектования, при которой земляки попадали в один полк, позволяла легче переносить тяжелый быт и обучение, способствовала укреплению войскового товарищества.

В то же время пожизненная служба влекла за собой утрату рекрутами связи со своим прежним окружением и породила особую социальную группу российского общества – военное сословие с наследственной обязанностью, освобождавшей его от всех государственных податей и казенных повинностей. Жизнь и деятельность войск строго регламентировались. Артикул 1716 года определял правовые рамки поведения военнослужащих в различных обстоятельствах и формировал у них чувство ответственности за надлежащее исполнение воинского долга и соблюдение норм поведения.

Смертная казнь была предусмотрена за убийство или обиду женщин, младенцев, священников, старых людей в захваченных штурмом городах и крепостях. Запрещалось также «церкви, школы или иные духовные домы, шпитали без позволения и указу грабить или розбивать. Разве что гарнизон или граждане в оном здачею медлить и великой вред чинить будут». Так укреплялась русская армия, которая после Отечественной войны 1812 года стала сильнейшей в Европе. Многие гражданские служащие считали за честь сменить цивильное платье или вицмундир на военную форму, даже с переходом на нижестоящую должность.

Ломая историю

В эпоху преобразований Александра II, когда была введена всесословная воинская повинность, завершился переход к всенародному участию в военном деле. Новая организация ликвидировала несправедливость по отношению к податному сословию, поставляющему в армию рекрутов. Защита Отечества в соответствии с Уставом о воинской повинности от 1 января 1874 года стала считаться «священной обязанностью каждого русского подданного». К этому времени мир переходил к ведению войн не только регулярными армиями. Для решения задач войны требовалась мобилизация всех материальных и духовных сил общества.

Перелом в отношении к военной службе произошел в результате Февральской и Октябрьской революций 1917 года. Был подорван основной принцип функционирования Вооруженных Сил – единоначалие, отменены воинские звания, погоны и сделано многое другое, что привело к развалу прежней армии. Отрицая накопленный опыт строительства ВС, была сделана попытка сформировать новую армию на принципе добровольного комплектования из числа наиболее сознательных трудящихся. Однако таковых оказалось недостаточно, а революционное сознание остальных еще не доросло до понимания добровольной защиты завоеваний революции, поэтому уже 29 мая 1918 года Всероссийский центральный исполнительный комитет своим декретом объявляет принудительный набор в Рабоче-крестьянскую Красную армию.

10 июля 1918 года Конституция РСФСР стала признавать защиту Отечества всего лишь «обязанностью всех граждан республики». Если еще в обращении Верховного главнокомандующего Крыленко от 29 декабря 1917 года о создании Революционной народно-социалистической армии говорится о «священной революционной войне против российской, немецкой, англо-французской буржуазии», то Конституция 1918 года слово «священный» не приемлет. Последующая Конституция СССР 1924 года не упоминала вообще об обязанности защиты Отечества и только через 12 лет в основном законе страны 1936 года признается значение этого эпитета. Впоследствии наш народ пришел к победе в священной Великой Отечественной войне. О важности рассмотренного понятия свидетельствует прежде всего его отрицание в переломные времена истории России – 1917 и 1991 годы, когда надо было прервать связь с прошлым, чтобы на новом основании строить сначала молодую советскую республику, а затем новую Россию. Однако с течением времени большая часть отвергнутого из исторического наследия возвращается, ошибки и заблуждения исправляются, а прерванная традиция восстанавливается.

Торжественная клятва

Одной из исторических традиций русской армии было и остается сегодня в Вооруженных Силах Российской Федерации приведение к военной присяге. Ее содержание и порядок ритуала менялись, но значение в целях воспитания у военнослужащих верности долгу, чести и доблести оставалось вне зависимости от текущего общественно-политического строя. Главными в тексте военной присяги всех времен являются высшие государственные ценности, которые должен знать и защищать каждый военнослужащий.

В Российской империи военная присяга носила сакральный смысл, каждый будущий воин начинал ее словами «обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред святым его Евангелием» и заканчивал «в чем да поможет мне Господь Всемогущий». Затем наступило время десакрализации военной присяги, а высшие государственные ценности до сего времени не один раз изменялись. Боец только что созданной Рабоче-крестьянской Красной армии брал обязательства «пред лицом трудящихся классов России и всего мира», обращаясь к идеологии и ценностям социального характера. Гражданин СССР в военной присяге апеллировал уже в большей степени к политической нации и государству «быть преданным своему народу, своей советской Родине и советскому правительству». Современная военная присяга утратила не только сакральный смысл, но и идеологическое значение. В ней присутствуют слова «народ и Отечество», но приоритет явно отдается закону. Гражданин Российской Федерации клянется «свято соблюдать Конституцию». Из современной присяги исчезло слово «враг», имевшееся во всех предыдущих торжественных клятвах, кроме присяги Временному правительству, при котором дезертирство в армии приняло массовый характер. В настоящее время девальвация основных государственных ценностей ведет к формированию общественного мнения о переходе к контрактной армии, в которой дух наемника не может не преобладать над патриотическим чувством.

Обоснование нововведений

Во времена Петра I, присягая, говорили – «обещаюсь». При Николае II – «обещаюсь и клянусь», при Временном правительстве – «клянусь… и обещаюсь», во время советской власти в 1918 году – «обязуюсь», далее – «торжественно клянусь», в Российской Федерации – «клянусь». Степень воздействия на сознание военнослужащих слов военной присяги можно оценить по свидетельствам о нарушении данных обещаний или клятв, которых в разные времена было немало.

Михаил Оськин в книге «Неизвестные страницы Первой мировой. Пленные. Дезертиры. Беженцы» пишет, что за годы этой войны до Февральской революции, когда еще в армии сохранялась воинская дисциплина, число дезертиров было 200 тысяч, а в Великой Отечественной войне – 265 104 человека. Относительно общего числа мобилизованных в Первую мировую (15,378 миллиона) это составляет 1,3 процента, в Великую Отечественную (29,5749) – 0,9 процента. Разница небольшая, но если учесть случаи коллаборационизма (по разным оценкам, это до миллиона человек), то процент нарушений военной присяги в Великой Отечественной войне значительно выше. В связи с этим можно утверждать, что слово «клянусь» в тексте военной присяги не сильнее по своему воздействию на сознание и поступки военнослужащих, поэтому ничто не мешает учитывать мнение тех, кто желает, присягая на верность Отечеству, произносить слово «обещаю».

Сегодня нельзя сказать, что Вооруженные Силы обделены заботой государства, наряду с их перевооружением совершенствуется и социальная защищенность военнослужащих. Свидетельством об изменении отношения к военной службе должно стать закрепление в Конституции Российской Федерации положения о защите Отечества как священной обязанности граждан. Им станет более понятным, если высшей государственной ценностью, которую они призваны защищать, в тексте военной присяги будут названы Отечество как земля «отцов своих и дедов», народные традиции, а не принимаемые законы. Все это должно способствовать поднятию авторитета военной службы.

Словарь Ушакова

Священный

свяще нный , священная, священное; священ, священна, священно (книж. ).

1. Обладающий святостью, признаваемый божественным (церк. ). Священное писание.

2. Связанный с религиозным культом, относящийся к богослужению (церк. ). Священные гимны. Священная утварь.

3. Оправдываемый религией, соответствующий религиозно-нравственному идеалу (церк. , ритор. ). Священные войны (напр. мусульман против христиан).

4. перен. Необычайный, возвышенный, как бы мистический (поэт. , устар. , иногда ирон. ). «Будь Вестой этого священного огня, который горит в моей груди.» Гончаров . «В священном сумраке дубравы задумчиво брожу.» Батюшков . «И при тебе душа полна священной тишиной.» Баратынский . «Прежде всего меня объял священный ужас.» Салтыков-Щедрин . Священный трепет.

5. перен. Дорогой, заветный (книж. ритор. ). «Я никому не мог сказать священных слов "отец" и "мать".» Лермонтов . «Ее уж нет, но рай воспоминаний священных мне оставила она.» Языков . «Все отдать для отчизны священной.» Некрасов . «Имя его (Пушкина) - священный авторитет для каждого русского читателя.» Чернышевский . «Коммунизм - наше красное знамя и священный наш лозунг - борьба.» Революционная песня . Социалистическая собственность священна и неприкосновенна.

6. перен. Чрезвычайно почетный, высокий, исключительный по важности. Неукоснительный (книж. торж. ). «Обязанность для меня - дело священное.» Гоголь. Священная обязанность. «Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР Конституция СССР .

Священный союз (ист. ) - политической соглашение между Россией, Австрией и Пруссией в 1815 г. после победы над Наполеоном, имевшее целью борьбу с революционными и национальными освободительными движениями и защиту монархического строя в Европе.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Священный

Священный

♦ Sacre

Имеющий абсолютную ценность. Всякое поползновение против священного, не сопровождаемое особыми предосторожностями, приравнивается к святотатству. Мир священного – особый мир, своего рода представитель иного мира в мире здешнем. Он существует, или должен существовать, отдельно от повседневного, светского, да и просто человеческого мира. Поэтому слово «священный» исполнено более глубокого смысла, чем слово «достопочтенный». Действительно, священное заслуживает больше чем уважения; оно требует поклонения и «трепетного страха», некоего сочетания ужаса и зачарованности. В этом, строгом, смысле слово «священный» принадлежит религиозному словарю и противостоит понятию «профанация» – точно так же, как божественное противостоит человеческому, а сверхъестественное – природному. Если допустить, что ни богов, ни сверхъестественного не существует, в чем лично я убежден, то окажется, что «священный» – не более чем слово, которым мы обозначаем архаические или иллюзорные чувства.

В более общем и более размытом значении под «священным» иногда понимают нечто, якобы имеющее абсолютную ценность и в силу этого заслуживающее безусловного уважения. Так, можно говорить о священном характере человеческой личности и даже «священном и нерушимом» праве на частную собственность (что отражено в декларации прав человека от 1789 года). Трактуемое в этом более широком смысле, священное может быть осквернено, хотя это считается недопустимым. При этом предполагается, что ради защиты священных вещей можно и нужно идти на священные жертвы. Именно это имеет в виду мой друг Люк Ферри, когда говорит, что всякое человеческое существо священно, – да и мне самому приходилось, хоть и нечасто, высказываться в этом же духе. Остается выяснить, в каком смысле мы употребляем слово «священный» – строгом (и в этом случае гуманизм есть религия; см. «Человек-Бог, или Чувство жизни» Люка Ферри) или более широком (в этом случае гуманизм есть всего лишь мораль). Что касается меня, то я с полной решимостью склоняюсь ко второму толкованию, дабы избежать чрезмерных оценок понятия в приложении к человеку. В моем понимании священное есть не столько концепт, сколько метафора. И хотя порой она позволяет высветить многие вещи, это еще не причина, чтобы безоглядно уверовать в нее. Простого уважения вполне достаточно, и лучше им и ограничиться.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Священный

1. Обладающий святостью; божественный.

* Священное писание (книги Ветхого и Нового Заветов). *

2. Относящийся к религиозному культу.

* Священный обряд. *

3. Чрезвычайно почётный, исключительно важный.

* Священная обязанность. *

Словарь Ожегова

СВЯЩЕ ННЫЙ, ая, ое; ен и енен, енна.

1. В религии: обладающий святостью, божественный; соответствующий религиозному идеалу. С. сан.

2. Относящийся к религиозному культу. С. обряд. Священная утварь.

3. Чрезвычайно почётный и исключительный по важности, (в 3 знач.) (высок.). Священная обязанность. С. долг.

4. Исполненный благоговения. С. трепет. С. восторг.

Священное писание религиозные книги. Христианское Священное писание (признанные Православной Церковью как канонические 27 книг Нового Завета и 38 книг Ветхого Завета). Иудейское Священное писание (Ветхий Завет). Священное писание ислама (Коран).

| сущ. священность, и, ж. (к 1, 3 и 4 знач.).

Словарь Ефремовой

Священный

  1. прил.
    1. :
      1. Обладающий святостью; освященный.
      2. Связанный с религиозным культом.
    2. Ведущийся в интересах религии.
    3. :
      1. перен. Особенно дорогой, глубоко чтимый, заветный.
      2. Такой, на который нельзя посягнуть; неприкосновенный.
      3. Нерушимый, незыблемый.
    4. :
      1. перен. Возвышенный, благородный.
      2. Высокий, почетный.
      3. Предпринятый, ведущийся с освободительной целью, за справедливое дело (о войне, сражении, бое).
    5. перен. Почтительный, благоговейный.

Словари русского языка

Хорхе Луису Борхесу,
который ничего подобного и представить не мог,
посвящается…

Далеко на севере лежит Республика Плодородных Равнин, сокращенно РПР. Почему она так называется - вопрос отдельный. Достаточно сказать, что по части плодородия тамошнее сельское хозяйство далеко от идеала (мягко говоря), хотя плодородных земель в той стране, вроде бы, более чем достаточно. А зерно республика все равно закупает в развитых странах. В общем, если честно, не республика, а смех один.
Впрочем, не о сельском хозяйстве Республики Плодородных Равнин пойдет речь, а о ее вооруженных силах. Дело в том, что РПР - одна из немногих стран мира, где до сих пор не отменена так называемая пенитенциарная повинность.
Согласно ихней Конституции, пенитенциарная повинность есть почетный долг и священная обязанность каждого гражданина республики мужского пола и в возрасте от восемнадцати до двадцати восьми лет. Порядок и сроки призыва на отбывание срока, как и само его отбывание, регулируются “Законом о пенитенциарной повинности”, принятым еще восемьдесят лет назад (то есть во времена, когда еще правили общественники), и, с незначительными изменениями и поправками действующим до сих пор. Повинность заключается в отбывании тюремного заключения в колонии общего или строгого режима - сроком либо в два года (срочный срок), либо один год (сверхсрочный срок). Призыв в места не столь отдаленные осуществляется через пенитенцкоматы (пенитенциарные комиссариаты). Призывные кампании случаются два раза в год: весенний призыв осуществляется с 1 января по 1 июля, осенний призыв - с 1 июля по 1 января. Также существует возможность отбывать срок по контракту. Цель отбывания срока - научить человека и гражданина любить и защищать свою родину.
Колонии для отбывания священного долга понатыканы буквально везде. Начальная пенитенциарная подготовка преподается во многих общеобразовательных средних школах; в вузах имеются кафедры пенитенциарной подготовки. Именно в школах дети получают все необходимые сведения о призыве и тюремных буднях, учатся ходить строем, изучают основы конвоирования и этапирования, стреляют из автомата, играют в химическую атаку в противогазах, а также в футбол под надзором военрука-вертухая. Кроме того, на уроках истории школьники узнают о славных победах и ратных подвигах, совершенных много лет назад плодородноравнинскими заключенными, обученными защищать свою родину.
В колонии же призывник имеет уникальную возможность приобрести множество полезных знаний и навыков. Заключенные первого года отбывания срока являются собственно заключенными, или духами. На втором году срока заключенные становятся вертухаями и сами отыгрываются на молодняке, как только могут и насколько хватит фантазии, порядком поврежденной в течение первого года. Впрочем, вертухаи не только издеваются над духами, но и даже учат их многим полезным вещам: усиленной строевой подготовке и стрельбе из автомата (если кого не научили в школе), рытью окопов полного профиля, вождению бронетехники, а также чистке сортиров. Более того, не по желанию, но по принуждению заключенный может получить дополнительную специальность: несуна-торгаша (на складе или на кухне), строителя (при возведении дачи какого-нибудь старшего вертухая или даже начальника колонии), алкаша класса “профи” (практически везде), или собственно конвоира-вертухая (если очень расстараться на втором году службы).
Впрочем, согласно все тому же “Закону о пенитенциарной повинности”, целый ряд категорий граждан имеет право на отсрочку от призыва. Перечислять все - не хватит места. Самым популярным законным способом на время откосить от заключения является трудоустройство электромонтером в вуз, научно-исследовательский институт или промышленное предприятие оборонного значения. Такие молодые люди получают отсрочку на время работы, потому что поддержание бесперебойного электропитания вуза, НИИ, или оборонного завода есть обязанность не менее почетная, чем рытье блиндажей за колючей проволокой. По истечении пятилетнего срока и при условии окончания кафедры пенитенциарной подготовки они сразу же получают звание лейтенанта-вертухая электромонтажных войск и направляются на сверхсрочный срок по окрестным колониям наводить там нойе орднунг.
Совсем не подлежат призыву граждане с различными заболеваниями (благословенный перечень недугов уточняется и корректируется каждый год), а также те, кто уже находится за колючей проволокой, но не по призыву, а за, так сказать, особые заслуги перед законом.
Надо сказать, что мало кто из тамошних молодых людей горит энтузиазмом по поводу перспективы отбывания срока без всяких на то причин, поэтому косят они от священного долга всеми правдами и неправдами.
Правители Республики Плодородных Равнин вот уже двенадцать лет (то бишь, с тех самых пор, как народовластники сменили у власти общественников) бьются над реформированием морально устаревшее системы отбывания срока, но покамест безрезультатно. Было решено, что переход к профессиональном вольнонаемным местам лишения свободы состоится не раньше, чем пройдут следующие выборы президента и не раньше, чем будет построена последняя вертухайтская или министерская дача.
А пока Палата Депутатов той долбанутой республики всерьез намерена протащить закон, по которому отбывание почетной обязанности может быть заменено денежной выплатой в пользу пенитенцкомата. А еще во всех пенитенцкоматах отныне действует горячая телефонная линия - звоните, задавайте интересующие вас вопросы. Если, конечно, сумеете дозвониться - линия работает один день в неделю сорок минут.

Cтраница 1


Священная обязанность каждой союзной республики, каждого края и области, всех нас, коммунистов, всех трудящихся нашей страны - внести свой вклад в это великое историческое дело.  

Киргизский народ считает своей священной обязанностью неустанно укреплять и расширять нерушимую дружбу, экономические и культурные связи с братскими народами, обогащать социалистическое содержание своей культуры, постоянно обращаясь к такому могучему источнику, как культура великого русского народа и других братских народов нашей страны.  

Для создания счастья их этика вменяла в священную обязанность всякому человеку бороться за свободное, всестороннее и гармо-нич.  

Мы хорошо понимаем, что наш интернациональный долг и священная обязанность состоят в том, чтобы вместе с братскими армиями стран Варшавского Договора быть всегда готовыми выступить на защиту великих завоеваний социализма и дать сокрушительный отпор любому агрессору. Каждого из нас вдохновляет сознание того, что, бдительно оберегая мирный труд своего народа, Советские Вооруженные Силы тем самым вносят и впредь будут вносить свой весомый вклад в дело упрочения мира и международной безопасности, способствовать осуществлению величественных планов, начертанных XXV съездом партии.  

Всесторонняя братская и товарищеская помощь молодой Башкирской Советской Республике является священной обязанностью не только каждого коммуниста, но и каждого сознательного гражданина РСФСР.  

Мы считаем, что решительная, непримиримая борьба с оппортунизмом в коммунистическом движении является священной обязанностью всех марксистско-ленинских партий, всех подлинных коммунистов.  

Ленинский комсомол, как это было подчеркнуто недавно в решениях пленума ЦК ВЛКСМ, считает своим долгом и священной обязанностью активно участвовать в дальнейшем развитии советской школы.  

Главной задачей советской школы является воспитание нового человека, всесторонне развитого, высокоидейного, нравственно чистого, для которого творческий труд - священная обязанность. Эта задача очень важна, и выполнить ее можно только в том случае, если школьное обучение будет пронизано глубокой идейностью.  

Всякий труд на фабрике или в колхозе, на промышленном предприятии, в совхозе, на ремонтно-технической станции или в учреждении - честный, полезный труд для общества является священной обязанностью каждого человека, который живет социалистическом обществе и пользуется его благами. В связи с этим признано необходимым уже с первых лет обучения готовить детей к тому, что они должны в дальнейшем принимать участие в общественно полезном труде. С 15 - 16 лет вся молодежь должна включаться в посильный общественно полезный труд и все ее дальнейшее обучение необходимо связывать с производительным трудам в народном хозяйстве.  

Дальнейшее совершенствование стиля и методов работы райкомов, горкомов, обкома, повышение боеспособности партийных организаций, воспитание кадров, всех коммунистов в духе высокой ответственности за порученное дело, преодоления трудностей, развитие инициативы, критики и самокритики является нашей священной обязанностью, необходимым условием успешного выполнения больших задач, выдвигаемых в новой пятилетке.  

Задача состоит в том, чтобы еще шире развернуть воспитание трудящихся в духе пролетарского интернационализма и советского патриотизма. Коммунистическая партия видит свою священную обязанность в том, чтобы неустанно крепить дружбу народов - основу могущества и непобедимой силы Советского Союза.  

В центр воспитательной работы партия ставит развитие коммунистического отношения к труду у всех членов общества. Труд на благо общества - священная обязанность каждого человека. Всякий труд на пользу общества, как физический, так и умственный, уважаем и почетен. Необходимо воспитывать всех трудящихся на лучших образцах труда, на лучших примерах ведения общественного хозяйства.  

В центр воспитательной работы партия ставит развитие коммунистического отношения к труду у всех членов общества. Труд па благо общества - священная обязанность каждого человека. Всякий труд на пользу общества, как физический, так и умственный, уважаем и почетен. Необходимо воспитывать всех трудящихся на лучших образцах труда, на лучших примерах ведения общественного хозяйства.  

Можно не сомневаться, что каждый советский человек будет считать своей священной обязанностью достойно встретить славный юбилей, встретить его новыми победами на трудовом фронте.  

Если весна в вашем городе или в отдельно взятой вашей душе всё никак не может наступить – оглянитесь по сторонам. Быть может, рядом находится тот человек, от которого всё зависит. А вдруг этот человек – вы? В этой истории сотрудникам «Тринадцатой редакции», помимо их основной священной обязанности – исполнять чужие желания, придётся избавить Санкт-Петербург от холодов.

Остальные персонажи – и шемоборы, и носители желаний, и даже строгое верховное начальство – будут изо всех сил путаться у них под ногами, чтобы сделать процесс ещё более непредсказуемым и интересным.

Святой Иерусалим

Ирина Николаевна Ордынская Религия: прочее Отсутствует Нет данных

На Руси с древности повелось путешествовать в Святую Землю, каждый русский человек считал своей священной обязанностью помолиться у гроба Господня, пройти по тем местам, где ступал Сам Спаситель. Книга «Святой Иерусалим» помогает посетившим Святую Землю паломникам вспомнить благоговейные переживания, которые испытали они во время путешествия.

Людей, которые не сподобились посещения Иерусалима, книга знакомит с тем, что ожидает их во время посещения Святынь вечного города.

Либретто

Андрей Геласимов Рассказы 100-летию Октябрьской революции посвящаем

«Около полуночи швейцар отеля „Лотти“ заметил на противоположном тротуаре дохлую крысу. Согласно его убеждениям ветерана и скромного человека, всю жизнь прожившего в квартале Менильмонтан, площадь Вандом и рю де Кастильон были совсем не тем местом, где парижские крысы могли позволить себе вот так бесцеремонно валяться, неважно – в дохлом или живом виде.

Возмущенный швейцар покинул свой пост, где он любил топтаться на мраморном изображении льва, пересек улицу и склонился над тем, что он принял за несчастную мертвую тварь. Однако толком рассмотреть он ничего не успел. Дверь гостиницы хлопнула, швейцар выпрямился, но посетитель, которому он, вопреки своим священным обязанностям, не открыл дверь, уже поднимался по лестнице…».

Грёбаный саксаул

Сергей Герман Книги о войне Отсутствует Нет данных

Что такое служба в армии? Это священный долг и почетная обязанность или утомительная повинность и бесцельно потерянные годы? Для того, чтобы ответить на этот вопрос автор делится своим собственным опытом. Повесть "Грёбаный сакасаул" посвящена как раз армейским будням и проблемам, которые из советской армии перекочевали в российскую армию.

Это рассказ о вчерашних мальчишках- школьниках, хулиганствующих подростках , превратившихся в солдат, об их казарменных буднях, о том, как нормальная мужская дружба легко может уживаться здесь с жестокостью и подлостью. О том, как любая случайность или бездушие легко могли сломать человеческую судьбу.

Эта повесть порой философски глубока, а иногда наполнена тонкой иронией и тонким юмором. Читателям предстоит самим ответить на вопрос, что же это всё -таки такое, армия?

Волк и фея

Серж Брюссоло Детская фантастика Пегги Сью и призраки

Пегги Сью вернулась домой. Нет, не в волшебную лавку к любимой бабушке Кэти, а в пышный дворец на планете Анкарта, откуда ее увезли в раннем детстве. Оказалось, что она самая настоящая принцесса и зовут ее вовсе не Пегги, а Анна-София и у нее, как у особы королевской крови, при дворе куча обязанностей.

Например, выгуливать священных псов астролога, загрызших уже не одну наследницу, дружить с глупыми и надменными вельможами , быть тихой и незаметной и, наконец, выйти замуж за красавца Тибо де Шато-Юрлан, мечтающего сжить ее со свету! А еще она должна спасти королевство… Пегги узнала, что на границе страны спят столетним сном каменные огры, но скоро они проснутся, и тогда всех жителей ждет гибель.

Единственный выход – усыпить великанов, но для этого надо проникнуть во владения фей и выкрасть у них сонную колючку. Задача не из легких, но Пегги помогут новые друзья и синий пес!

Готовь завещание летом

Дарья Калинина Современные детективы Отсутствует

Совсем скоро сбудется мечта мужа Алены Василия Петровича – его конь по кличке Жеребчик собирается участвовать в скачках и обязательно их выиграет. Именно Жеребчик прославит новую породу скаковых лошадей, выведенных самим Василием Петровичем. Во всяком случае, так думает он сам.

Но незадолго до скачек Жеребчик исчезает из конюшни, а конюх, который должен был присматривать за вороным красавцем, утверждает, что его отвлекла от обязанностей обаятельная женщина с бюстом пятого размера. Вскоре эту красотку с аппетитными формами находят мертвой.

Алена вместе с подругой Ингой сбились с ног в поисках Жеребчика и убийц коварной Марго, ведь мечта мужа для Алены священна…

Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна

Феофилакт Болгарский Религиозные тексты Нет данных

Феофилакт, архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (вторая пол. XI – нач. XII в.) – крупный византийский богослов. Родом с о. Эвбеи, он долгое время служил диаконом при храме Святой Софии в Константинополе и ритором. Его обязанностью было объяснять Священное Писание и составлять поучительные слова от имени патриарха.

Став архиепископом Болгарской Церкви, блаженный Феофилакт показал себя мудрым и твердым пастырем. Блаженный Феофилакт не относится к числу святых, память которых празднуется Православной Церковью, но он пользовался с древних времен славой святого отца и учителя Церкви.

Большую часть творений блаженного Феофилакта составляют толкования Священного Писания, в которых он следует традиции отцов антиохийской школы, особенно святителя Иоанна Златоуста. Труд блаженного Феофилакта Болгарского, посвященный истолкованию Четвероевангелия, доступен пониманию всякого и прост, и вместе с тем с древних времен почитается Русской Церковью творением истинно отеческим и православным, верно передающим смысл Евангельских изречений.

Издается по: Благовестник, толкование на Святые Евангелия блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. СПб. , 1911. По благословению митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира.

Публичные чтения о Петре Великом

Сергей Михайлович Соловьев История Отсутствует

«…Проходит 200 лет с того дня, как родился великий человек. Отовсюду слышатся слова: надобно праздновать двухсотлетний юбилей великого человека; это наша обязанность, священная, патриотическая обязанность, потому что этот великий человек наш, русский человек.

Наука, ученое общество при университете хлопочет о воздвигнутии памятника небывалого, достойного деятельности великого человека. Священная патриотическая обязанность! Сильные слова, способные возбудить сильное чувство; но чем сильнее чувство, чем священнее предмет, на который оно направлено, тем более предосторожности должно быть употреблено для его разумного направления.

Что праздновать и как – первый вопрос, который здесь задает человек, способный разумно относиться к каждому явлению, способный допрашивать это явление о его смысле, а не подчиняться ему безотчетно. Таким образом, первая обязанность общества образованного разъяснить для себя значение деятельности великого человека; сознать свое отношение к этой деятельности, к ее результатам, узнать, во сколько эти результаты вошли в нашу жизнь, что они произвели в ней, какое их значение для настоящего, для будущего, иначе праздник будет праздным.

И мы собрались здесь накануне праздника, чтоб приготовиться к нему; накануне праздника усиливается работа для человека, который хочет светло, достойно праздновать; во имя величайшего из тружеников русской земли приглашаю вас, господа, к труду – обозреть труд его, подумать над ним…».

Толкования на Евангелия от Матфея и от Марка

Феофилакт Болгарский Религиозные тексты Толкование на Святое Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского Нет данных

Феофилакт, архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (вторая пол. XI-нач. XII в.) – крупный византийский богослов. Родом с о. Эвбеи, он долгое время служил диаконом при храме Святой Софии в Константинополе и ритором. Его обязанностью было объяснять Священное Писание и составлять поучительные слова от имени патриарха.

Став архиепископом Болгарской Церкви, блаженный Феофилакт показал себя мудрым и твердым пастырем. Блаженный Феофилакт не относится к числу святых, память которых празднуется Православной Церковью, но он пользовался с древних времен славой святого отца и учителя Церкви.

Большую часть творений блаженного Феофилакта составляют толкования Священного Писания, в которых он следует традиции отцов антиохийской школы, особенно святителя Иоанна Златоуста. Труд блаженного Феофилакта Болгарского, посвященный истолкованию Четвероевангелия, доступен пониманию всякого и прост, и вместе с тем с древних времен почитается Русской Церковью творением истинно отеческим и православным, верно передающим смысл Евангельских изречений.

По благословению митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира.

Стать христианином (основы Веры и жизни православной)

протоиерей Серафим Слободский Религиозные тексты Отсутствует

Как стяжать веру Христову и жить по этой вере сегодня? С чего начинается настоящая христианская жизнь? Это те вопросы, которые задают многие начинающие веровать люди. И это закономерно. Ведь, чтобы называться православными христианами, недостаточно одних добрых чувств и желаний.

Необходимо уметь не только правильно исповедовать веру Христову, ходить перед Богом, молиться Ему, но и совершать те добрые дела, которые Господь требует от нас. Эта аудиокнига, как азбука, учит воцерковляющегося слушателя основам веры и жизни христианской.

1. О христианской жизни 2. Почему мы называемся православными христианами 3. Обязанности по отношению к ближним 4. О Боге 5. Триединая сущность Божия 6. О свойствах Божиих 7. Творение Божие 8. Промысл Божий 9. О священной истории Ветхого и Нового завета 10.

Источники познания Бога 11. О христианской вере. Заповеди Божии 12. Первая заповедь Закона Божия 13. Вторая заповедь Закона Божия 14. Третья заповедь Закона Божия 15. Четвертая заповедь Закона Божия 16. Пятая заповедь Закона Божия 17. Шестая заповедь Закона Божия 18.

Седьмая заповедь Закона Божия 19. Восьмая заповедь Закона Божия 20. Девятая заповедь Закона Божия 21. Десятая заповедь Закона Божия 22. Заповеди блаженства 23. Первая заповедь блаженства 24. Вторая заповедь блаженства 25. Третья заповедь блаженства 26.

Четвертая заповедь блаженства 27. Пятая заповедь блаженства 28. Шестая заповедь блаженства 29. Седьмая заповедь блаженства 30. Восьмая заповедь блаженства 31. Девятая заповедь блаженства 32. Соборы Церкви Христовой 33. Символ веры 34. Первый член Символа веры 35.

Второй член Символа веры 36. Третий член Символа веры 37. Четвертый член Символа веры 38. Пятый член Символа веры 39. Шестой член Символа веры 40. Седьмой член Символа веры 41. Восьмой член Символа веры 42. Девятый член Символа веры 43. Десятый член Символа веры 44.