Open
Close

Субъективно идеалистическая философия. Субъективный и объективный идеализм

Идеализм (от греческого idea – мыслимый образ) – совокупность философских концепций утверждающих действительное существование реальности имматериальной природы: психики, души, духа, идеи, мысли, разума и подобного. В зависимости от направления идеализма помимо его деления на объективный и субъективный, о которых позже, выдвигаются различные утверждения, как например, прямую зависимость материи от имматериального, происхождение материи из идеального, то есть первичность имматериального в разных формах от неких космогонических имматериальных сущностей до разумного начала в виде волевой созидающей разумной сущности (творца). Но так как космогонические воззрения материализма и идеализма я затрону в части книги специально для этого отведённой, то здесь речь пойдёт только о двух основных направлениях идеализма – объективном и субъективном. На самом деле идеализм многоранен и точно его определить не представляется возможным уже в силу предметов его изучения – имматериальных, которые не поддаются на прямую чувственному опыту и не редко знания о них распространяются не далее теоретических моделей, но это детали. Верно определять как идеализм соответствующие его признакам персональные или определённые философские концепции, например, сатанистский идеализм верное понятие отражающее часть комплекса философских концепций сатанизма. Также все религии и религиозные комплексы относятся к идеализму утверждая о чём-то имматериальном по содержанию независимо от его формы: духа предка, божеств или чего-то метафизического и прочего подобного.

Субъективный идеализм по заявляемой им модели мироустройства выбивается из научного знания, скажем так своей оригинальностью, а именно тем, что в широком смысловом значении это направление идеализма отрицает действительное существование какой-либо реальности вне сознания субъекта. То есть реально существует только то, что мыслится субъектом сознания, а прочее либо неявные продукты этого сознания, либо не является реальностью. Одной из разновидностей такого идеализма является, например, солипсизм (от латинского solus – один и ipse – сам (solus ipse sum)), который развивает утверждение о действительно существующей реальности только в сознании субъекта до суждения о действительной реальности только самого субъекта сознания. То есть солипсизм к нереальному или сомнительному относит и других индивидов – носителей разума и предметы, которые существуют только в рамках сознания мыслящего субъекта. В субъективном идеализме понятие восприятие нивелируется и смешивается с мышлением и воображением – воспринимается только то, что мыслится субъектом сознания, а прочее не существует реально в действительности. Теоретические проблемы и проблемные следствия субъективного идеализма и, например, солипсизма лежат на поверхности и очевидны, но как критика не беспокоят сторонников этих направлений, так как исходя из концепции субъективного идеализма проблемами или следствиями не являются, а только мыслятся как реально несуществующие в рамках других философских концепций и теорий. Более сказанного выше могу конечно же добавить как критики, так и деталей о субъективном идеализме, но доказать его проблематично, а исходя из своей же модели мироздания он устойчив к критике и она не является для него ни вредной, ни продуктивной. То есть здесь остаётся только та самая вера, о которой я писал ранее, которая либо побуждает принять модель субъективного идеализма как верную и таким образом устранить для субъекта исследования проблемы с достоверностью и аргументацией. Либо не принимать эту модель и отринуть её как противоречащую любой модели или теории базирующейся на объективной реальности.

Объективный идеализм утверждает действительное существование объективной реальности имматериальной природы вне сознания субъекта. Далее говоря идеализм я буду подразумевать только объективный идеализм, а если речь пойдёт о субъективном идеализме, то я уточню это. Соотношение идеализма и материализма в зависимости от направления различно, от полного устранения материи как продукта уже имматериального, до признания тесных связей материи и имматериального и их взаимовлияния. Проблему первичности материи или имматериального я затрону в другой части книги, а здесь сосредоточусь на проблематике и следствиях идеализма. И употребляя понятие метафизика я буду подразумевать теорию и практику исследования и познания мироустройства лежащего вне компетенции физики и естественных наук, то есть имматериальной природы, а не разнообразные трактовки понятия метафизика, существующие в философии. То есть метафизическая природа в данном случае это схожее с имматериальной природой, но с известными допущениями и оговорками.

Как я упоминал ранее в это главе связь разума с нематериальным, и собственно его возможную метафизическую природу, разумные существа заметили раньше появления классического материализма. Произошло это, скорее всего в связи с тем, что они воспринимали некоторую тождественность сна и смерти, стараясь найти доказательства или аргументацию теоретических конструкций на основании это связи. Такое обстоятельство породило надежду в человеке на иную жизнь или существование за гранью материального, особенно такая перспектива была популярна в «низших» слоях населения среди маргиналов и люмпенов, так пример представления о реинкарнации («Кто был никем, тот станет всем»). На почве этих представлений предприимчивые индивиды, которых вернее называть мошенниками, создали сначала представление о таланте избранных личностей, естественно их самих же, видеть, понимать и управлять метафизическими сущностями и возможностями. Впоследствии появилось понятие о духах, оно культивировалось из мыслей о том, что умершие предки осуществляют протекцию своего потомства. И так далее вплоть до первых религий и жрецов. Это вкратце один из путей развития донаучного и дофилософского идеализма.

Фантазия человечества соперничает лишь
с разумом определённых индивидов.

Итак, различные представления о душе и духах породили сонм религий и культов, но всех их роднит одна интересная особенность. Ввиду своей ограниченности никто из приверженцев этих учений так и не смог эффективно отделить имматериальное от материального. Например, представление романо-католической церкви и её адептов, хоть они утверждают о бестелесности души, прослеживают ряд спорных моментов. Ряд примеров: в-первых, описание Иеговы, который создал человека по своему образу и подобию, следовательно, хотя он и представляется номинально в одной из своих форм как дух, но имеет чисто материальные органы и системы (глаза, руки, ноги и так далее). Значит, Иегова ощущает материю через органы чувств, воспринимая вещественный мир как живой организм; а также испытывает влияние гравитации, передвигается по средствам своего тела, совершает манипулятивные функции руками и тому подобное, особенно вспоминая как он искал Адама в Эдеме. Назревает вопрос: что в нём от духа? В-вторых, греко-католическая церковь нисколько не отделяет душу от тела, это видно из их представлений о Рае как о пространственно протяжённом месте с другими признаками материи (кстати, то же самое в исламе), в-третьих, поклонение трупам (мощам), то есть вещественному. И это лишь малая часть примеров. Вот на таком представлении души и духа неотрывном от материи построен «мост» с классическим материализмом и «стена» ограничивающая совершенствование до «чистого идеализма» причём не только в религии.

И, разумеется, классический идеализм считает, что разум первичнее материи, из этого мнения происходит теория креационизма, то есть материю создал разум, а именно это бог каждой религии соответственно. В исламе это Аллах, в христианстве это Иегова и так далее. Теория биотической эволюции не признаётся, всё прослеживается из концепции креационизма и управления всеми процессами богом-демиургом. Такие взгляды обусловлены историческим активным совершенствованием материализма и идеализма в философии сопряжённым с поиском космогонической первопричины. В любом случае идеализм и материализм искусственно противопоставляют и с этой точки зрения – первопричины сущего: имматериальной или материальной. Но идеализм и материализм вполне могут дополнять друг друга, конечно же если речь идёт не о условно крайних направлениях этих концепций, которые исключают природу один другого. Ранее в философии господствовал метод умозрительного исследования, когда изыскания заключались в субъективной рефлексии мыслителя. Проблема этого метода в том, что субъективное мнение философа не гарантирует совпадения с реальной действительностью. Таким образом, защищая субъективный идеализм и общую субъектность исследования в сатанизме мотивами неких персональных переживаний или личным восприятием сомнительно, что такие апологеты получат данные и знания близкие или соответствующие действительности, они получат субъективные мнения. Сатанизму следует либо уменьшить влияние субъективного идеализма в себе, либо вовсе его исключить если это возможно, собственно так и поступила философия в частности и наука в общем совершенствуя свою методологию. А если исследовательский аппарат сатанизма в данный момент находится на уровне, когда субъективные мнения и рефлексия составляют большую долю того, что понимается как знание, то следует с двойными усилиями совершенствовать аппарат, а не выступать с защитой субъективизма в сатанизме.

Объективный идеализм

Объективный идеализм - совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности .

Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений a priori . При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).

Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений (авраамические религии , Буддизм), философии античных философов (Пифагор , Платон).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Объективный идеализм" в других словарях:

    Одна из осн. разновидностей идеализма; в отличие от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.). см. Идеализм. Философский… … Философская энциклопедия

    См. ИДЕАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    См. Идеализм … Большой Энциклопедический словарь

    См. Идеализм. * * * ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ, см. Идеализм (см. ИДЕАЛИЗМ) … Энциклопедический словарь

    Одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от субъективного идеализма (См. Субъективный идеализм), считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т.п.). См. Идеализм …

    Объективный идеализм в философии истории - идеологическая методология исторического процесса, в котором ведущая роль в историческом процессе отводилась действию надчеловеческих сил: Божественной воле, Абсолютной идее, Мировой воле, Провидению и т.д … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    - (от греч. idea образ, идея) филос. система или доктрина, фундаментальным интерпретативным принципом которой является идея, в частности идеал. Обычно И. истолковывается как альтернатива материализму. Если материализм подчеркивает пространственное … Философская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Идеализм (значения). Идеализм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др. греч. ἰδέα идея) термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в… … Википедия

    - (франц. idéalisme, от греч. idéa идея) общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.… … Большая советская энциклопедия

    ИДЕАЛИЗМ - 1) Установка живущего ради идеала; 2) Философская доктрина, отрицающая существование внешнего мира, сводящая его к имеющимся у нас о нем представлениям. Принцип абсолютного идеализма выражает фраза Беркли: «Быть – значит быть воспринимаемым».… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Книги

  • Введение в науку философии. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания , Семенов Ю.И.. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философии` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего…
  • Введение в науку философии. Книга 1. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания , Ю. И. Семенов. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философии` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего…

Объективный идеализм и субъективный идеализм основные формы идеалистического мировоззрения, рассматривающего духовное начало в качестве первичного, определяющего начала мира, а материальное в качестве вторичного, производного от духа. Различие между объективным и субъективным идеализмом в том, что О.и. признает существование материи, хотя и считает ее порождением духовного начала, а С.и. либо вообще отрицает существование материи, либо ставит это существование под сомнение. С позиций С.и. «мир – это комплекс ощущений субъекта», «существовать значит быть в восприятии». Т.е. единственная реальность, которую признает С.и. – это ощущения субъекта. К О.и. относятся учения Платона, Шеллинга, Гегеля, представления о мире в христианстве, исламе и др.; к С.и. – учения Беркли, Юма, Канта и др.

Структурно-логические схемы:

Понятие движения

Движение - есть способ существования материи. В общем плане движения определяется как изменения вообще. Под "Движением" понимают широкий круг изменений: количестве и качестве; перемещение тел в пространстве. Смена ощущений и.т.д. Различные изменения обладают специфичностью один отличается от другого.
Главным в проблеме движения является вопрос о его источнике.
В мифологии происходит одушевление природы, космоса. Говорится о творении происхождения мира (природы, людей, животных) повествуется о деяниях богов; причина всех изменений первобытные люди видели в следующем:
1. В душе объектов явлений. Понятие душа отражало духовный, психологический мир человека, душа рассматривалась причиной движения тела, в силу того что природа одушевлялась причиной движения всех объектов рассматривалась их душа.
2. Сила, понятие сила появилось для описания активности самих людей, их способности создавать движения, передавать их. Со временем сила освободилась от антропоморфных элементов, и превратилось в научное понятие (классическая механика)
3. Противоречия в мифах. Повествуется о полезных и вредных, добрых и злых силах и.т.д Говорится о богах соперниках, небо и Тартар, выступают противоположностями, взаимодействие, которых является изменения. Представления людей о единстве противоположности - это изобретение первобытного человека.

Формы и виды

Движение существует в разнообразных формах. Разнообразие форм движения как атрибута материи определяет многообразие форм организации материи.

Фридрих Энгельс на разных уровнях системной организации материи выделил несколько основных форм движения:

· механическая

· физическая (тепловая, электромагнитная, гравитационная, атомная и ядерная);

· химическая

· биологическая

· социальная

· географическая

Энгельс также указывает на преемственную связь между всеми формами движения материи: высшие формы не сводимы к низшим, но обязательно их подразумевают.

Понятие сознания

При рассмотрении стороны сознания необходимо обращать внимание на 2 момента:
1) Сознание есть свойство высокоорганизованной материи мозга. Мозг составляет материальную основу психологических явлений. Данные естествознаний говорят о том, что сознание есть функция человеческого мозга. Мозг дифференциал на различные участки обладающих функциональным многообразием.
2) Сознание есть отражение человеком внешнего мира. Этот тезис разделяли многие мыслители. С точки зрения материального сознания это воск, который способен принимать различные формы под воздействие из вне.
Основной деятели материализма полагали, что отражение внешнего мира происходит в материальной деятельности людей. Более того материальная деятельность определяет структуру сознания.
В отражении внешнего мира человеком и животным существует как общее так и различное.
Различие - сознание человека возникает на базе развитой первой системы - головного мозга, но этого не достаточно. Для возникновения сознания требуется факторы социального порядка - трудовая коллективная деятельность людей. Сознание формируется благодаря труду и общению в первую очередь языковому. Если этих факторов не будет, то у ребенка не возникает сознание.
Различие в отражении состоит в том, что животные не выделяют себя из внешнего мира, не отличают себя от своей жизнедеятельности. Человек же изменяет природу своими действиями. Отличительной чертой является самосознание, осознание своего личного Я. Выделить себя из природы человеку позволяет наличие второй сигнальной системы.
Общее связано с чувственным отражением действительности. Кроме того, животные обладают сознательным планомерными действиями. Им присущ - индивидуализм и дедукция, анализ и синтез и.т.д. Кроме того, животные эмоционально отражают мир.
Рассмотрение сознания на отражения внешнего мира не позволяет отождествлять сознание с физиологическими материальными процессами. Сознание идеально. Идеально сознание постольку, поскольку в голове человека образуются снимки, по ним объекты материальной действительности. Необходимо различать сознание и психику. Психика - внутренний духовный мир человека. Сознание - является одной из составляющих психики.

Структура психики (сознание)

1) чувственное. Отражение действительности.
2) Абстрактное - логическое отражение с помощью понятий, суждений.
3) Эмоции - это субъективные реакции человека и животного на воздействие внутреннего и внешнего раздражителей. Эмоции отражают не сами объекты, а лишь объективные отношения к человеку.
4) Воля - способность человека к выбору цели и ее реализации
5) Бессознательное - совокупность психологических процессов не представленных в сознание человека.
- сновидение
- интуиция
- случай мгновенного решения задачи
Бессознательное представлено широким кругом явлений. В первые научному анализу явлений бессознательного были подвергнуты З.Фрейдом (1856-1939) Фрейд показал, что поведения человека не определяется полностью его разумом как думали на протяжении многих столетий. По мнению Фрейда позади разума и логики стоят некие скрытые, но подданные властелины: инстинкт, эгоизм и.т.д
Основополагающим в жизни по мнению Фрейда является половой инстинкт. Все перечисленные пять элементов являются структурой человеческой психики. Первые 4 элемента выражают структуру сознания. Человеческая психика представляет собой единство сознательного и бессознательного.
Все элементы человеческой психик органически связаны между собой.
Особый интерес представляет проблема взаимодействия сознательного и бессознательного.
Структуру психики необходимо учитывать при рассмотрении моделирования психики.

Понятие бытие

Бытие́ - в самом широком значении - существование.

Понятие бытия - центральное философское понятие. Бытие - предмет изучения онтологии. В более узком [прояснить ] значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть ?». Понятие бытия в русский философский язык вводит Григорий Теплов в 1751 году как перевод латинского термина

Диалектический материализм уравнивает понятие реальности, бытия и природы [источник не указан 443 дня ] . Марксизм также вводит понятие общественного бытия как оппозицию общественного сознания. Диалектический материализм в целом не отрицает, что сознание, мышление имеют бытие, но придерживается мнения, что бытие сознания, мышления порождено и обозначено [ прояснить ] через бытие материи, природы. В материалистической гносеологии бытие противопоставлено сознанию как объективная реальность, которая существует вне сознания. Диалектический материализм считает объективно-реальное бытие (материю) независимым от сознания, чувств, опыта; что бытие есть объективная реальность, а сознание есть отображение бытия


Похожая информация.


Представители разных школ объективного идеализма указывали на различные причины возникновения и развития действительности. Религиозные философы ставили в центр мира Бога или божественное начало. Другие мыслители назвали первопричиной всего мировую волю. Немецкий философ Гегель, наиболее последовательно и полно разработавший свою теорию идеализма, считал, что первооснова действительности – абсолютный дух.

Начало объективному идеализму было положено греческими философами Пифагором и Платоном. Они и их прямые последователи не отрицали существования материального мира, но полагали, что он подчиняется принципам и законам мира идеального. Материальная, предметная действительность объявлялась отражением процессов, которые происходили во всеобъемлющем царстве идеального. Все многообразие вещей порождено идеальным началом, считал Платон. Предметы и телесные формы преходящи, они возникают и гибнут. Неизменной остается только идея, вечная и неизменная.

Представлен объективный идеализм и в религиозно-философских воззрениях древних индийцев. Восточные философы считали материю лишь покрывалом, под которым спрятано божественное первоначало. Эти взгляды в яркой и образной форме нашли отражение в религиозных книгах индийцев, в частности в «Упанишадах».

Дальнейшее развитие объективного идеализма

Значительно позже концепции объективного идеализма разрабатывали европейские философы Лейбниц, Шеллинг и Гегель. В частности, Шеллинг в своих работах уже опирался на данные естественных наук, рассматривая происходящие в мире процессы в динамике. Но, будучи приверженцем объективного идеализма, философ стремился одухотворять всю материю.

Великий немецкий философ Гегель внес наиболее весомый вклад не только в развитие идеализма, но и в становление диалектического метода. Гегель признавал, что абсолютный дух, который философ поставил на место Бога, первичен по отношению . Материи мыслитель второстепенную роль, подчиняя ее идеальным формам бытия.

Наиболее ярко позиция объективного идеализма отразилась в трудах Гегеля «Философия природы» и «Наука логики». Абсолютный дух мыслитель наделяет всеми атрибутами божественного начала, придавая ему также свойство бесконечного развития. Описывая законы развития духа, Гегель опирался на понятие противоречия, которое в его концепции принимало вид движущей силы развития идеального первоначала.

Теоретико-познавательная основа субъективного идеализма

Субъективный идеализм - это одно из направлений философии, в котором основываются на отношении субъекта к внешней реальности, отрицая ее независимость от сознания и воли субъекта. Совокупность переживаний, ощущений, настроений и действий индивида считаются его миром или все это является неотъемлемой его частью.

Субъективный идеализм, ряд идей которого развивали Беркли, Фихте, Юнг, Кант, имеет множество разновидностей, в частности, различные школы позитивизма, операционализма, махизма и пр. У сторонников данного философского направления отмечается тенденция к устранению ярко выраженного психологизма, субъективизма и релятивизма. Наблюдаются попытки обозначить критерии важных истин. В этом стремлении грань между субъективным и объективным идеализмом видна не так отчетливо, как ранее.

Современный субъективный идеализм

В философии экзистенциализма основой субъективного идеализма является абсолютизация активности субъекта в практической деятельности и познании. Такая активность, как показывает диалектический материализм, не является произволом, поскольку такая форма познания не исключает его объективного источника и содержания. Кроме того, эти формы отображают общие свойства объективного мира и практической деятельности в нем. По этой причине противопоставлять субъективное и объективное возможно лишь в пределах основного вопроса философии.

Английский философ Джордж Беркли критиковал такое понятие, как материальная основа тел, теорию «О пространстве как вместилище всех природных тел» Ньютона и учение « О происхождении понятий материй и пространства» Дж. Локка. Беркли считал, что понятие материи основано на допущении того, что мы можем создавать абстрактную идею общего вещества, не обращая внимания на частные характеристики вещей. Но при этом Беркли утверждал, что это невыполнимо, так как мы не можем воспринимать материю чувствами. Наше восприятие каждой вещи базируется на отдельных ощущениях или на «идее». В таком случае от материи действительно ничего не остается - она становится неопределенной. Субъективный идеализм по Беркли определяется следующим афористическим постулатом: «Быть - значит быть в восприятии».

Агностицизм Юма

Позиции последователей агностицизма основываются на противоречии, согласно которому знания должны быть обязательно логическими. То есть все исследования должны проходить опытным путем, который не поддается анализу с точки зрения логики. Субъективный идеализм Беркли и Юма базируется на том, что опыт - это поток впечатлений, основания которых невозможно постичь. Ведь человек не может понять что-либо вне пределов собственных ощущений. Мы можем только наблюдать, как во времени вслед за причиной появляется следствие, но это лишь психологический фактор. Юм выражал сомнение, что можно доказать причинную связь. Действительность по Юму - это поток впечатлений, которые мы получаем непосредственно, когда видим, слышим, чувствуем или желаем.