Open
Close

Стояние зои реальные фотографии 1956г. Каменная гостья

Здравствуйте. Верить или не верить в это чудо, но о том, что была девушка, танцующая с иконой Николая Чудотворца передавалась из уст в уста всеми верующими людьми.

Предание или правда?

Статья в газете «Дикий случай».

Еще в 1956 году в одной из газет города Куйбышева «Волжская коммуна», был напечатан фельетон, который назывался «Дикий случай».

Автор фельетона старался опровергнуть слухи, которые быстро разлетелись по городу о девушке, решившейся танцевать в Рождественский пост с иконой Николая Угодника. Говорили, что она окаменела. По преданию, это случилось в доме №84 по улице Чкалова, где проживала Зоя Карнаухова.


А случилось это в Новый год на вечеринке, которую устроила сама Зоя. Ее мать была верующим человеком, поэтому запретила дочери веселиться в пост, но дочка не послушалась и созвала гостей.

Все девушки пришли с женихами, а ее избранник, по имени Николай, опаздывал. Девушка сильно рассердилась, но нашла, по ее мнению, отличный выход: схватила икону Николая Чудотворца и начала с ней танцевать.

Опешившие подруги принялись ее уговаривать вернуть образ на свое место. Но Зоя словно ошалела. Она отвечала подругам, что если Бог есть, то он ее накажет. Девушка все кружилась и кружилась по комнате, пока в комнате не поднялся вихрь, не сверкнула молния. В этот миг грешница застыла там, где остановилась: а ее тело стало твердым, как камень.

Подоспевшие подруги пытались сдвинуть Зою с места, или хотя бы взять икону из окаменевших рук – ничего у них не получалось. Грешница так крепко застыла, что не подавала признаков жизни, только был слышен стук ее сердца. Все, кто присутствовал при этом происшествии, пришли в ужас.

Оказанная помощь была безрезультатной

Присутствующие вызвали Скорую помощь, пришли представители милиции, никто ничего не смог поделать. Врачи пытались сделать укол, но иголки ломались, словно они натыкались на мрамор. В доме отслужили молебен, но и это не помогло.

С этого дня девушка не могла ни есть, ни пить, но жизнь теплилась в ее теле. Зато среди ночи все могли слышать ее выкрики и мольбы, в которых звучала ее просьба - молиться за грехи людей. Икона все еще была в ее руках.


Однажды, на праздник Благовещения, к дому подошел старец, который попросил милиционеров, охранявших дом, пропустить его к девушке. Это был иеромонах Серафим Тяпочкин, служивший в местной церкви. Ему удалось убрать образ из рук грешницы.

После этого он сказал, что ей предстоит простоять в таком виде до самой Пасхи. Его слова сбылись: девушка стояла совершенно без движения целых 128 дней. Только на Пасху к ней вернулась жизнь, но ее тело стало слишком мягким.


Перед самой Пасхой она особенно громко кричала: Молитесь за свои грехи!» Когда спросили, чем она питалась все эти дни, Зоя ответила, что к ней прилетали голуби и кормили ее.

Через три дня она скончалась. Значит Бог простил ее, если к ней прилетали голуби, чтобы ее покормить.

Говорят, что многие люди, никогда не верящие в Бога, стали молиться, ходить в церковь, поститься, проходить обряд Покаяния и Причастия. Многие некрещеные люди покрестились и стали глубоко верующими людьми. В церкви так разбирали крестики, что всем не хватило.

Есть еще одна версия, что рассказ об окаменевшей девушке – выдумка, что в этом доме жила женщина с сыном, а звали ее Клавдия Болонкина. Действительно, в этом доме была вечеринка, на которой веселились Зоя Карнаухова с Николаем - молодым практикантом.

Николай действительно опоздал на вечеринку, тогда кто-то из девушек, а может быть это была Зоя, принялась кружиться в танце с образом Николая Чудотворца.

Мимо дома проходили монашки, которые и увидели этот греховный танец. Одна из них в гневе произнесла: «За такой грех обернешься ты соляным столбом!» Говорят, что хозяйка дома сама это рассказала.

А была ли девушка Зоя?

По утверждению настоятеля храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области отца Романа Державина, факт «Зоиного стояния» - был. Об этом настоятелю рассказал его отец. Говорят, что к этому дому постоянно шел народ, поэтому здесь поставили милицейскую охрану.

Слухи о Зое возобновились в 2000 году, после выхода в свет документального фильма «Стояние Зои». Через 9 лет, то есть в 2009 году был снят художественный фильм «Чудо», режиссера Александра Прошкина.

А совсем недавно, в 2015 году, люди увидели телевизионный фильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева, прочитали повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние».

Пропаганда сделала свое дело, к знаменитому дому на улице Чкалова, стекались православные паломники, что привело к установлению памятника Николаю Чудотворцу. А 12 мая 2014 года пожар уничтожил «Зоин» дом. Но многие люди говорят, что дом стоит до сих пор.

Уважаемые друзья, верить и ли не верить - право каждого человека. Но после этого случая ни одна девушка не отважилась повторить, так называемый «подвиг» Зои, а вот истинно верующих людей стало намного больше.

В нашей обыденной реальности порой случаются чудеса, а некоторые из них становятся известными всему миру. Так, в прошлом веке большой резонанс получило событие, случившееся в Куйбышеве. В народе ему дали название «Зоино стояние». Попробуем теперь разобраться и ответить на волнующий многих вопрос: эта всего лишь красивая и одновременно страшная легенда, про которую вспоминают до сих пор, или же реальный факт, который имел место быть? Тема нашей статьи: "Каменная Зоя - правда или миф?"

Как все начиналось?

По историческим меркам это чудесное событие случилось не так давно. Дело было в середине прошлого века в Куйбышеве, ныне этот город называется Самарой.

В 1956 году январским днем в одном из домов, а именно по улице Чкаловской, дом № 84, произошло необъяснимое явление. Вокруг жилища собралась толпа зевак, желающих лицезреть сие знамение. Новость быстро разлеталась среди людей: девушка по каким-то причинам превратилась в подобие статуи. Словно изваяние она застыла посреди комнаты, но была жива. Все жаждали хоть краем глаза увидеть это, и для пресечения беспорядков в течение недели здесь дежурил отряд конной полиции.

Разногласий в этой истории с самого начала уже немало. Так, по одной версии, в доме жила простая семья: мать и ее дочь Зоя. В тот день вечером ее верующая родительница ушла в церковь, а дочь устроила вечеринку, на которую она ждала своего жениха по имени Николай. Когда мать вернулась домой, она увидела свою дочь в окаменевшем состоянии и потеряла сознание. Сперва ее увезли в больницу, а после того, как женщина пришла в себя, она вернулась домой и начала усердно молиться.

По другой версии, там жила Клавдия Болонкина и ее сын Николай. Именно он был парнем Зои и пригласил ее в гости. Она все ждала его в тот вечер, но он так и не приходил. Дальше рассказ шел по тому же сценарию.

Расследование журналистов

Несмотря на прошедшие десятилетия, разговоры об этом событии не утихают. В ходе проведенного журналистского расследования были сделаны выводы, что никакого чуда не было. Но что же случилось в то время на самом деле? Тот факт, что возле дома в те январские дни собиралась огромная толпа, привлеченная сюда стремительно разносящимися слухами, никем и не опровергался. Но имело ли тогда место настоящее чудо?

Причиной же этого столпотворения, по мнению специалистов, явился так называемый массовый психоз, подпитанный определенными социальными условиями, которые были тогда в стране. В тот период сменилась власть, культ Сталина уходил в прошлое, а сильные мира сего делали послабления в отношении церкви и верующих.

Об этом инциденте даже говорилось на партконференции, прошедшей в городе в конце января. Сохранилась стенограмма, в которой были высказывания секретаря обкома КПСС. В ней он опровергал реальность произошедшего.

Одна старушка сказала, что в доме том окаменела девушка, которая таким образом была наказана за богохульство. Слухи начали быстро распространяться. Кроме этого, органы милиции, приставленные тогда для соблюдения порядка, еще сильнее привлекали внимание народа, вызывая ажиотаж. Когда же правоохранительные органы оттуда ушли, вместе с ними и рассеялась толпа зевак, стремившихся посмотреть на «чудо». По словам очевидцев, в том доме жила только старуха, и ни о какой девушке и речи быть не может.

Исходя из проведенного расследования выходит, что это была выдумка той самой Болонкиной, которая и пустила ложную информацию. Пролить свет на достоверность фактов попытался документальный фильм «Каменная Зоя».

Опровергающая статья в газете

После этого события в одном издании был напечатан фельетон под названием «Дикий случай». Он обличал пропагандистских работников горкома, которые забыли о своих обязанностях по просвещению населения и внедрению научных знаний в умы людей. А о чудесах и религии в этой газете было написано как о пережитках прошлого.

Свидетели и слухи

Спустя три десятилетия начали появляться свидетели этой истории, но они не имели прямого отношения к произошедшему. Это были те, кто просто много слышал об этом от других людей, но конкретно своими глазами ничего не видел. Легенда, таким образом, начала обрастать все большими слухами и домыслами. По мнению некоторых, она уже не имела ничего общего с реальными событиями.

К вымыслам можно отнести те сведения, которые указывали на врачей скорой помощи, которые якобы приезжали к Зое, пытались с помощью уколов оживить ее и избавить от этого состояния. Также существует история о милиционерах, которые увидели застывшую девушку и вмиг от этого зрелища поседели. Говорили еще о некоем святом старце, который тогда приезжал в город и общался с окаменевшей отроковицей. В отношении этой информации нет никаких достоверных данных, и, по мнению некоторых, все они построены исключительно на сплетнях. Но так ли это на самом деле? При этом появилось не сразу, а спустя несколько десятилетий, позже девушке причислили фамилию Карнаухова.

Фильмы по мотивам легенды

В 2015 году сняли документальный фильм, показанный на канале ТВЦ, - «Линия защиты. Каменная Зоя». Также на основе этих событий в 2009 году режиссером Александром Прошкиным была снята картина «Чудо». Только действие этого фильма происходит в Гречанске - вымышленном городе. В этой картине были задействованы личности, которые на самом деле тогда не присутствовали там. Так, здесь фигурировал Никита Хрущев, который в те времена был руководителем страны.

В фильме «Чудо», снятом по сценарию Юрия Арабова, который проявлял интерес к православной тематике, снимались такие известные актеры, как Полина Кутепова и Сергей Маковецкий. Многие зрители, посмотревшие эту картину, воспринимают ее как документальную, но на самом деле в основе лежит только легенда, до сих пор не подтвержденная и обросшая множеством выдуманных обстоятельств.

Кроме этого, на НТВ был показан в 2011 году исторический детектив под названием «Дело темное. Каменная Зоя: правда или миф?»

Увековечивание истории

В 2010 году, по велению было принято решение об установлении памятного знака в честь легендарной Каменной Зои. Он находится на той самой известной улице. Скульптурное изображение Святителя Николая Чудотворца является своего рода напоминанием о давно минувшем событии, но при этом образ самой Зои здесь не присутствует. Однако ее имя упомянуто на табличке, которая есть на этом памятнике. В храме, расположенном на окраине Самары, люди молятся о чуде перед иконой Святого Николая Чудотворца. По краям расположены миниатюры, запечатлевшие кадры, связанные с тем давним событием.

Об этом упоминалось в фильме «Линия защиты. Каменная Зоя». В те времена люди нуждались в чуде, ибо старый порядок рухнул, а на смену ему должно было придти что-то новое. Религия начинала возрождаться, стало необходимым подтверждением ее силы. Случившееся поразило многих людей, и они стали стремительно обращаться к вере. В то время даже крестов не хватало для просящих.

О чем гласит эта легенда

Некая девушка по имени Зоя, она же работница трубного завода, гуляла со своими друзьями дома. Они танцевали и веселились. Хотя в Рождественский пост этого делать было не положено. Против этой затеи была и мать нашей героини. У девушки был жених Николай, но он по какой-то причине задерживался, а она все продолжала ждать его. Не выдержав, в порыве злости Зоя схватила икону Николая Чудотворца и начала вместе с ней кружиться в танце. Девушка произнесла следующие слова: «Если нет моего Николая, я тогда потанцую со святым Николаем». Тогда присутствовавшие на вечеринке подруги начали уговаривать ее, чтобы она так не делала, ведь Но в ответ им она лишь только сказала: «Если Бог есть, пусть он меня накажет!»

После этого случилось нечто необъяснимое. В комнате поднялся вихрь, засверкала молния, поднялся страшный шум, и … Зоя в тот же миг застыла, словно статуя. Она была вся ледяная и прижимала к груди икону. Ее ноги словно срослись с полом, и девушку невозможно было сдвинуть с места. Несмотря на отсутствие внешних признаков жизни, ее сердце билось. С тех пор не ела и не пила, но продолжала жить Каменная Зоя.

Фильм об этом событии неоднократно был поставлен режиссерами, однако эти картины так и не дали точного объяснения. В них рассказывается, как дежурившие на посту люди слышали, как девушка по ночам кричала: «Мама, молись! В грехах погибаем!» Весть об этом разнеслась по всему городу, и явление получило название «Зоино стояние». Приглашали священников для того, чтобы они читали молитвы. Но святые мужи не могли взять икону из рук Зои. В праздник Рождества в дом пришел отец Серафим и произнес такие слова: «Нужно ждать знамения в Великий день».

Существует даже предание, что к Зое являлся сам Николай Чудотворец. В день Благовещения пришел некий старец, уже в третий раз пытавшийся попасть в дом. Дежурные лишь услышали, что старик тот спрашивал у Зои, не устала ли она так стоять. Затем его и след простыл, он незаметно исчез. Тогда и пошли слухи, что сам святой был тогда в той комнате.

Так девушка простояла 128 дней, до самой Пасхи. В канун праздника она вновь стала взывать к тому, чтобы люди молились, ибо весь мир гибнет в грехах. С этого времени Зоя начала оживать и продолжала всех просить молиться о мире. После того как она очнулась, ей стали задавать вопросы и спрашивать, как она выжила на протяжении стольких дней. Ведь она не могла ни пить, ни есть в то время, когда находилась в окаменевшем состоянии. На это она отвечала, что ее кормили голуби. Ночные охранники были в ужасе, когда Зоя кричала о том, чтобы все молились, так как земля горит, и весь мир гибнет в грехах. Как говорит предание, на третий день Пасхи девушка умерла, прощенная Господом.

Есть версия, что после того, как Зоя ожила, ее забрали в больницу, где она и пробыла до конца дней. Имеет место быть и предположение о том, что она жила потом в монастыре. По прошествии времени до сих пор живет в памяти народа Каменная Зоя. Самара теперь ассоциируется у многих с тем давним событием и образом Святого Николая Чудотворца.

Показания очевидцев

После этого события тому самому священнику Серафиму задавали вопросы о его встрече с тем явлением. На них он отвечал уклончиво, но все же стало понятно, что именно он тогда смог взять икону у девушки, коей и была каменная Зоя в Самаре.

Но есть еще и показания свидетеля - пенсионерки Анны Федотовны. Она, как и многие тогда, хотела увидеть чудо своими глазами, но милиция, охранявшая дом, не пропускала никого. Тогда старушка решилась спросить у одного парнишки, так ли все на самом деле, как говорят. Но он ответил уклончиво, сказав, что им не велено сообщать ничего. Красноречивее слов были его седые волосы, которые он продемонстрировал женщине.

Была еще свидетельница, которая работала на «скорой помощи». Тогда она прибыла в дом, чтобы помочь девушке. Попытавшись сделать ей укол, она поняла, что это все бесполезно, ибо иголки гнулись и ломались о затвердевшую кожу. Эту женщину звали Анной Павловной Калашниковой, и она была родственницей священника Виталия Калашникова, который и поведал с ее слов об этой истории. Она, как и многие тогда очевидцы, дала расписку о неразглашении. Несмотря на это, женщина поведала о чуде многим людям.

Однажды из Куйбышева приехала верующая в тот храм, где служил Серафим. Она его увидела и тотчас же узнала в нем священника, который присутствовал при том событии. В большинстве случаев на вопросы о «Зоином стоянии» он отвечал уклончиво и не давал прямых ответов. Из повествования Александры Ивановны следует, что она встречалась с батюшкой Серафимом и спрашивала о местонахождении той иконы, которая тогда была в руках девушки. На это он лишь строго посмотрел на нее и промолчал. Но есть сведения, что икона находится в Ракитненском храме. Об этом говорила матушка Екатерина Лучина, но тогда это хранилось в секрете, ибо все опасались повторного ареста Серафима.

Дядя Светланы Чекулаевой был тогда участником застолья. Он и поведал своим близким о произошедшем, и с тех пор эта история стала их семейной легендой. Как рассказывает его племянница, он видел, что девушка застыла, перестала говорить и стояла, обняв икону. Дядя ее, как и те, кто с ним тогда был на той вечеринке, были осуждены на разные сроки. Эти факты были приведены в документальном фильме "Каменная Зоя" (ТВЦ).

Арест главного свидетеля

На отца Димитрия (Серафима) тогда сфабриковали дело, а власти приказали не разглашать о чуде всем, кто видел его. Священнику назначили несколько лет лишения свободы. После отбытия срока его направили служить в отдаленное село. В Покровском монастыре спустя долгие годы архимандрит Серафим поведал о том, что после того, как он взял икону, его арестовали на несколько лет, но Господь его вывел через 40 дней.

Таким образом, в Самаре теперь увековечены давно минувшие события, в которых фигурировал батюшка Серафим и та самая каменная Зоя. Фото памятника в Самаре наглядно нам демонстрирует это.

Научная версия

С этой точки зрения подобное окаменение объясняют Именно при нем наблюдается такое состояние, когда человек не может двигаться, разговаривать и совершать какие-либо движения. Было подтверждение одного ученого, который не опровергал приключившееся с девушкой, но объяснял это столбняком. Однако при этой болезни симптомы не могут быть выражены так сильно. Больного можно переносить с места на место, в этом же случае этого сделать было невозможно.

Заключение

Как и у этой, так и у каждой нашумевшей истории зачастую имеется много версий и разногласий. Особенно это касается чудес, о которых становится известно всему миру. В этом случае, как правило, рождается версия, которая всячески подтверждает случившееся явление, и есть в противовес ей объяснение скептиков, рассматривающих инцидент с научной точки зрения, а то и вовсе опровергающих его.

С одной стороны, было выдвинуто множество опровержений относительно правдоподобности истории. При этом есть свидетели, которые якобы указывают, что были в то время в доме на Чкаловской и ничего не видели. Но, с другой стороны, зачем властям в то время нужно было организовывать оцепление и заколачивать окна? Зачем они арестовали архимандрита Серафима, как это сделали и с другими свидетелями чуда? Да, можно это объяснить тем, что они таким образом боролись с религией и провокациями, но, может, за этим и кроется факт чудесного события, имевшего место быть на самом деле.

Как бы то ни было, стояние каменной Зои, будь оно скомпрометированным или же настоящим чудом, в свое время обратило в веру многих людей, придало сил и надежды в то непростое время. Именно в тот период народ особо остро нуждался в чуде, и оно, так или иначе, случилось.

ВИДЕО: «Стояние Зои» - что это было?

В 1956 году в Куйбышеве девушка Зоя окаменела с иконой Николая Чудотворца в руках и стояла так много дней. Необычная история получила название «Стояние Зои». Спустя 60 лет очевидцы рассказали подробности произошедшего.

Тамаре Ивановне Ефремовой в 1956 году было 28 лет. Она стала очевидцем произошедшего чуда в Куйбышеве.

В студии программы "Прямой эфир" она рассказала подробности произошедшего 60 лет назад.

"Я очень хорошо помню 1956 год, когда случилось в Самаре (тогда еще Куйбышев был) чудо. Вышла я на улицу из дома, там народ уже собирается, уже друг другу говорят, что чудо случилось на улице Чкалова", - вспоминает Тамара Ивановна.

По городу быстро разлетелась информация о произошедшем.

Дом на Чкалова, 84, где произошло Стояние Зои

"Девушка взяла в руки икону Николая Угодника и как ей подружка сказала, что "тебя Бог накажет, что нельзя этого делать", через некоторое время так и случилось. Она остолбенела", - продолжает рассказ Тамара Ефремова.

Икону девушка взяла при таких обстоятельствах. В новогоднюю ночь с 1955-го на 1956-й год в доме Клавдии Болонкиной на улице Чкалова, 84 собралась компания молодых людей. Среди них была 18-летняя Зоя.

"Был праздник, встречали Новый год. Была компания молодежи. У каждой девушки был парень, танцевать пошли. А ее парень не пришел почему-то и тоже он был Николаем. И вот она взяла икону Николая Угодника и пошла с ней танцевать", - сообщила Тамара Ивановна.

И с этой иконой Зоя остолбенела. Когда пытались ее сдвинуть с места - ничего не помогало.

Стояние Зои

Вызвали врача, другие службы, но никто ничем не мог помочь Зое, которая продолжала стоять.

Окна сразу занавесили, а дом оцепила милиция.

Окаменелая комсомолка. Чудеса под грифом «секретно» - Прямой эфир (18.02.2016)

«Стояние Зои» тогда стало всесоюзным скандалом. Толпы народа от дома Зои приходилось разгонять с помощью конной милиции.

Партийные чиновники делали все, чтобы скрыть это загадочное происшествие. Им удалось замести следы.

Однако споры продолжаются до сих пор - что это было?

Утром того дня мама приехала домой и тут же нас всех перебудила. Вот вы все спите, - говорит, - а город уже на ушах весь! На улице Чкалова девушка окаменела! Прямо с иконой в руках стоит - и ни с места, сама видела! И далее мать говорила нам, как пыталась сделать ей укол, но только все иголки поломала, - рассказала «Русскому репортеру» Нина Михайловна, дочь врача Калашниковой.

Анна Павловна Калашникова в 1956 году была врачом Скорой помощи в Куйбышеве (ныне Самара) и именно она пыталась оказать первую помощь девушке, окаменевшей с иконой в руках. Той девушке, которой позже присвоили имя Зои Карнауховой.

В этом году известной всем православным в нашей стране истории, получившей имя "Зоино стояние", 60 лет.
Попробуем в честь этого немалого юбилея спокойно и без передёргивания разобраться, что же тогда произошло в тихой Самаре.

Итак, мы уже упомянули свидетеля, который чётко говорил о том, что девушка была и что её состояние не позволяло сделать ей инъекцию.

Об Анне Павловне и её словах говорит и ещё один человек.

Это очень уважаемый в Самаре настоятель Софийской церкви священник Виталий Калашников:

"Анна Павловна Калашникова - тетка моей матери - в 1956 году работала в Куйбышеве врачом "скорой помощи". В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: "Вы тут спите, а город уже давно на ногах!" И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось. Все были потрясены ее рассказом. Анна Павловна Калашникова проработала на "скорой" врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году. Я успел пособоровать ее незадолго до смерти. Сейчас еще живы многие из тех, кому она в тот самый первый день нового года рассказала о случившемся".

Что же произошло в конце декабря 1956 года? Почему это событие взволновало весь город и заставило партийные власти поднять этот вопрос даже на 13-ой областной партконференции (20 января 1957 года), когда первый секретарь обкома Михаил Ефремов заявил:"“В Куйбышеве распространены слухи о произошедшем якобы чуде на Чкаловской улице. Записок по этому поводу штук 20. Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов… Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь - и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела... И пошло, начал собираться народ... Тут же выставили милицейский пост. Где милиция, туда и глаза. Выставили конную милицию, а народ, раз так, - все туда. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живет там старуха”.

Так рассказал о случившемся секретарь обкома. А вот так народ:

Город Куйбышев (ныне Самара), улица Чкалова, январь 1956 года, новогодние праздники.

В доме была вечеринка: собрались люди отметить праздник. Среди прочих за столом находилась Зоя Карнаухова. Всеобщего веселья она не разделяла, и на то у нее были причины. Накануне на трубном заводе, где она работала, Зоя познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, и он обещал прийти на праздник. Но время шло, а Николая все не было. Друзья и подруги уже давно танцевали, некоторые из них начали Зою подкалывать: «А ты чего не танцуешь? Да забудь ты про него, не придет он, иди к нам!» - «Не придет?! - вспыхнула Карнаухова. - Ну, раз нет моего Николая, то я буду танцевать с Николаем Чудотворцем!». Она схватила икону и стала кружиться в танце.

За такое святотатство девушку тут же постигла страшная кара: она окаменела и стояла без признаков жизни 128 дней, до Пасхи.

Слух о "каменной девке" всколыхнул весь город. Народ ломился к дому, снесли железные ворота, вокруг дома было поставлено двойное оцепление, никого не подпускали.

Паника разрасталась, слухи множились, народ массово бежал в церковь, несли и вели туда маленьких детей, раскупали все крестики, растаскивали по домам святую воду. И это во время хрущевских гонений на церковь! Страх Божьего гнева оказался сильнее страха перед партийным начальством. Да и само начальство пребывало в испуге: что теперь делать?

Сначала было решено привлечь священников, чтобы с их помощью погасить народное волнение - священникам-то народ поверит!

Вот что в 1989 году рассказал игумен Герман, насельник Оптиной пустыни (в 50-е годы он прислуживал в кафедральном соборе Куйбышева): "Чего не видел, о том говорить не буду, а что знаю, то скажу. Улицу оцепили, взяли подписку о неразглашении. Настоятелю собора позвонил уполномоченный и попросил объявить с амвона в ближайшее воскресенье, что никакого чуда нет.
Отец настоятель ответил: "Разрешите я поеду посмотрю и расскажу людям то, что видел". Уполномоченный задумался на минуту и пообещал вскоре перезвонить. Повторный звонок раздался через час и о. настоятелю сказали, что ничего объявлять не надо".

Другие свидетели утверждают, что некоторых священников все же пускали в дом, где стояла несчастная.

Клавдия Георгиевна Петруненкова из Санкт-Петербурга - духовная дочь митрополита Николая (Ярушевича): «Когда произошло “Зоино стояние”, я спросила Владыку, был ли он в Куйбышеве и видел ли он Зою. Владыка ответил: “Я был там, молился, но икону у Зои не взял,- не время еще было. А взял икону отец Серафим (тогда еще отец Димитрий)”.

Свидетельство об отце Серафиме (Тяпочкине) - одно из самых противоречивых. С одной стороны, многие утверждают, что старец косвенно подтверждал то, что именно он смог взять из окаменевших рук икону. С другой - нет все же прямых слов священника о том, что все так и было.


Отец Серафим

Из воспоминаний Александры Ивановны А.: "На пятой неделе Великого поста 1982 года я приехала в Ракитное. Я дерзнула спросить: "Батюшка, а где икона святителя Николая, которую вы взяли у Зои?" Он строго на меня посмотрел. Наступило молчание. Почему я вспомнила именно об иконе? В Куйбышеве жили мои родственники - на той самой улице, что и Зоя. Когда все это произошло, мне было четырнадцать лет. Чтобы народ не собирался возле дома, по вечерам отключали освещение. Крики Зои приводили всех в ужас. Молодой милиционер, стоявший на посту, от всего этого поседел. Мои родственники, будучи очевидцами происходящего, стали верующими и начали посещать храм. Чудо "Зоиного стояния" и все, случившееся с ней, глубоко запечатлелось в моем сознании.

После строгого взгляда отца Серафима меня пронзила мысль: "Ой, горе мне, горе!" Вдруг батюшка сказал: "Икона лежала в храме на аналое, а сейчас она находится в алтаре. Были такие времена, когда ее велели убрать".

Вот что рассказала Клавдия Георгиевна Петруненкова из Санкт-Петербурга:

"Незадолго до кончины отца Серафима я была в Ракитном. В храме, на горнем месте, справа от престола я видела икону святителя Николая в окладе. Во время беседы с отцом Серафимом в его келье я спросила: "Батюшка, у вас в алтаре икона святителя Николая - та, которая была у Зои?" "Да", - ответил он. О Зое мы больше не говорили".

Как мы видим, в рассказах женщин речь идёт явно об одной иконе.

О куйбышевских событиях рассказывает и протоиерей Андрей Андреевич Савин, бывший в то время секретарем Самарского епархиального управления:

"При епископе Иерониме это было. Утром я увидел группу людей, стоящую возле того дома. А уже к вечеру толпа доходила до тысячи человек. Были выставлены патрули. Но людей сначала не трогали - видимо, сказывалось первое замешательство. Это уже позднее начали всех разгонять. Предлог обычный: "Нарушаете покой жителей, движение автотранспорта". Но толпа все равно росла как на дрожжах. Многие приезжали даже из окрестных сел.
Дом 86 на улице Чкаловской в Самаре, где в 1956 году стояла с иконой Николая Чудотворца окаменевшая Зоя.
Те дни были очень напряженными. Народ, естественно, ждал от нас разъяснений, но ни один священник и близко к тому дому не подходил. Боялись. Тогда мы все ходили по "тонкой жердочке". Священники были "на регистрации" - их утверждал и смещал уполномоченный по делам религий - от исполкома. В любой момент каждый мог остаться без работы и средств к существованию. А тут такой прекрасный повод свести с нами счеты!

Вскоре среди верующих прошел шепоток, что Зоя прощена и в день Святой Пасхи воскреснет. Люди ждали, надеялись. А по городу уже вовсю расхаживали отряды комсомольцев. Бойко "разоблачали", уверяя, что были в доме и ничего не видели. Это все только подлило масла в огонь, так что и те, кто действительно не верил в чудо, под конец усомнились: "Наверное, все же народная молва права, хоть и не во всем; и в доме на Чкаловской улице все-таки произошло нечто удивительное - не сомневаюсь!"

После взятия иконы у Зои отца Димитрия (позже Серафима) оклеветали и сфабриковали на него уголовное дело, а Владыку Иеронима освободили от управления Куйбышевской епархией.
Поскольку в народе было много разговоров, даже местные советские газеты не смогли обойти молчанием это чудо и попытались выставить его как "обман попов".

Дом же остался стоять, и в нем постоянно жили люди. Вот относительно недавнее интервью с жильцами того дома, где все произошло, это молодая пара с детьми:

"Два года живем - абсолютно ничего. Не сказать, чтобы мы сильно верующие, но вся эта история все равно на нас потихоньку воздействует. Мы когда здесь поселились, еще в гражданском браке жили, а теперь вот поженились и даже обвенчались. Сын недавно родился - тоже Николаем назвали, в честь святого. Ну вот и на эту тему все чаще задумываемся, - Николай нагнулся и похлопал ладонью по полу.
В самом центре комнаты в ширину человеческих ног половые доски более свежие и узкие, остальные - ветхие и раза в два толще.
- Кошка почему-то здесь очень любит сидеть, - улыбается Наталья. - Пробовали сгонять, все равно возвращается".

Теперь вернёмся к имени героини. Зоя Карнаухова. Имя "Зоя" не фигурирует ни в одном из документов. Впервые оно прозвучало в прессе аж через четыре года после нашумевших событий.

Зоя Карнаухова? - переспросил 60-летний Александр Павлович Карнаухов. - Да, это тетушка моя была, сестра отца. Раньше она жила в Самаре. Я был ребенком, когда это все произошло, и не особо верил в легенду. Но тетушка Зоя как человек религиозный столько говорила о чуде, что прямо на нем помешалась. И уже сама начала отождествлять себя с той грешницей. И соседи над ней посмеиваться стали - “каменной Зоей” называть. Но все видели при этом, что с головой у тетки не все в порядке, хотя на учете в психиатрической клинике она не состояла. С тех пор и “прославилась” наша фамилия незаслуженно на весь город. А тетушка под старость переехала в поселок Самарск и скончалась там от сердца. Фотографий ее у меня не сохранилось, да и не надо об этом писать… - это выдержка из журналистского расследования МК.

Теперь понятно, откуда взялось имя и понятно, что к окаменевшей девушке оно не имело никакого отношения. Получается, это было не Зоино стояние, а чьё?!

Или девушки вовсе не было, и мы имеем дело с массовым психозом? Но почему тогда власти ничего не сделали, чтобы прекратить истерику?! Ведь это было проще простого: пустить в дом людей, показать, что ничего нет и не было. Зачем многодневное оцепление, запугивание?!

Неясно, что стало с "Зоей" в дальнейшем. Последняя надежда отыскать ключ к этой истории сгорела в 1997 году вместе с документами во время пожара в Куйбышевском милицейском архиве.

Или ещё живы другие свидетели и очевидцы? Одно понятно: в этой истории рано ставить точку.

К сожалению у меня не сохранились фотографии дома 84 по ул. Чкалова в Самаре до пожара. Я решил запечатлеть хотя бы то, что осталось, ведь пройдёт совсем немного времени и дом сравняют с землёй при строительстве новых небоскрёбов.

Шестьдесят лет назад под Новый год в Самаре произошло "Стояние Зои".
Город Куйбышев (ныне Самара), улица Чкалова, январь 1956 года, новогодние праздники. Работница трубного завода Зоя Карнаухова, красавица и атеистка, за новогодним столом попыталась совершить богохульство, за что ее тут же постигла страшная кара: девушка окаменела и стояла без признаков жизни 128 дней. Слух об этом поставил на уши весь город - от рядовых граждан до руководителей обкома.
В деталях народная версия «Зоиного стояния» выглядит так. В новогоднюю ночь в доме Болонкиной Клавдии Петровны по адресу улица Чкалова, дом 84, по приглашению ее сына собралась компания молодежи. Сама Клавдия Петровна, работавшая продавцом в ларьке «Пиво - Воды», была человеком набожным, шумного веселья в рождественский пост не одобряла, поэтому ушла к подруге. Проводив старый год, встретив новый и основательно нагрузившись спиртным, молодежь решила потанцевать. Среди прочих за столом находилась Зоя Карнаухова. Всеобщего веселья она не разделяла, и на то у нее были причины. Накануне на трубном заводе она познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, и он обещал прийти на праздник. Но время шло, а Николая все не было. Друзья и подруги уже давно танцевали, некоторые из них начали Зою подкалывать: «А ты чего не танцуешь? Да забудь ты про него, не придет он, иди к нам!» - «Не придет?! - вспыхнула Карнаухова. - Ну, раз нет моего Николая, то я буду танцевать с Николаем Чудотворцем!»
Зоя приставила к красному углу стул, встала на него и сняла с полки образ. Даже далеким от церкви и сильно подвыпившим гостям стало не по себе: «Слышь, лучше поставь на место. С этим делом шутить не обязательно!» Но образумить девушку не удалось: «Если Бог есть, то пусть он меня покарает!» - ответила Зоя и пошла с иконой по кругу. Через несколько минут этого страшного танца в доме вдруг раздался какой-то шум, поднялся ветер и сверкнула молния. Когда окружающие пришли в себя, богохульница уже стояла посреди комнаты белая, как мрамор. Ноги ее приросли к полу, руки сжали икону так крепко, что вырвать ее не было никакой возможности. Но сердце билось.
Зоя пробыла в полумертвом обличии 128 дней - до самой Пасхи. Время от времени она издавала душераздирающие вопли: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель!..» С первых дней дом на улице Чкалова был взят под усиленную охрану, внутрь никого без специального разрешения не пускали. Вызвали из Москвы какого-то «профессора медицины», имя которого в житии не упоминается. А на праздник Рождества Христова в дом допустили некоего «иеромонаха Серафима». Отслужив водосвятный молебен, он извлек икону из рук Зои и вернул ее на место. Возможно, речь идет о тогдашнем настоятеле Петропавловской церкви города Куйбышева Серафиме Полозе.
Зоины мучения закончились после явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел благообразный старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом. Ему сказали: «Отойди, дедушка». На другой день старец снова приходит и снова получает отказ. На третий день, в праздник Благовещения, «промыслом Божиим» стража пропустила старца к Зое. И слышали милиционеры, как он ласково спросил девицу: «Ну что, устала стоять?» Сколько он там пробыл, неизвестно, а только когда хватились его искать, то найти не смогли. Позже, когда Зоя ожила, то на вопрос, что стало с таинственным посетителем, она указала на икону: «В передний угол ушел». Вскоре после этого явления, накануне Пасхи, в мускулах Зои Карнауховой стала появляться жизнь, и она смогла сойти с места. По другой версии, ее еще задолго до праздника увезли в психиатрическую больницу вместе с половыми досками, к которым она приросла, причем когда рубили пол, то из дерева брызнула кровь. «Как же ты жила? Кто тебя кормил?» - спрашивали Зою, когда она пришла в себя. «Голуби! - был ответ. - Голуби меня кормили!»
О дальнейшей судьбе Зои Карнауховой рассказывают по-разному. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

При использовании фотографий этого поста ссылка на мой ЖЖ обязательна.