Open
Close

Старый Новый год, Дни Мелании и Василия: традиции праздников. Праздник Святого Василия: история, традиции и приметы

Сегодня 14 января (1 января по старому стилю) - Церковный, Православный праздник сегодня:

*** Обрезание Господне. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379).
Мученика Василия Анкирского (ок. 362). Святителя Григория Назианзина, отца свт. Григория Богослова (374). Святой Емилии, матери святителя Василия Великого (IV). Мученика Феодота. Преподобного Феодосия, игумена Триглийского (VIII). Мученика Петра Пелопонесского (1776). Преподобномученика Иеремии (1918); священномучеников Платона, епископа Ревельского, и с ним Михаила (Блейве) и Николая (Бежаницкого) пресвитеров, Юрьевских (1919); священномучеников Александра, архиепископа Самарского, и с ним Иоанна (Смирнова), Иоанна (Сульдина), Александра (Иванова), Александра (Органова), Трофима (Мячина), Василия (Витевского), Вячеслава (Инфантова) и Иакова (Алферова) пресвитеров, Самарских (1938).

Новый год . Праздник Нового года перешел в христианскую Церковь из ветхозаветной. Он вместе с другими праздниками был учрежден Моисеем по повелению Самого Бога. В ветхозаветной Церкви было два празднования Нового года. Одним из них начинался Новый год гражданский, другим - церковный. Гражданский праздновался осенью, в месяце тисри (сентябре) - в месяце собирания плодов, а церковный - весной, в месяце авиве или нисане (марте), - в месяце освобождения евреев от рабства египетского. В праздник Новолетия у иудеев были священные собрания, приносились жертвы в большом количестве, в храме и синагогах слушали чтение Свящ. Писания и вспоминали благодеяния Божий к Своему народу. Также и в нашей православной христианской Церкви есть Новый год гражданский, 1 января (прежде был 1 марта), и церковный - 1 сентября. Сам Господь Иисус Христос освятил новолетие сентября, когда однажды в этот праздник вошел в синагогу и прочитал слова прор. Исайи о новом благоприятном лете с Его пришествием на землю (Лк. 4:17-19). Месяц же март знаменателен для христиан событием воплощения Христа Спасителя от Пресвятой Девы в 25 день этого месяца. В нашем Отечестве январь принят был началом гражданского года с 1 января 1700 г., при императоре Петре Великом. Церковная служба Новолетию отправляется у нас 1 сентября, а в январе совершается только молебен по случаю Нового года.

Обрезание Господне

Церковное Предание нам свидетельствует, что на восьмой день после Своего Рождества Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии. По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник обрезания с «обрезанием сердца», когда отсекаются страсти и похотные расположения: «Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чем прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё».

День святителя Василия Великого

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять, в том числе и мать святителя праведная Емилия, причислены Церковью к лику святых.
Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки - риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. В Антиохии, в 362 году он был посвящен в сан диакона епископом Мелетием, а в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием.
Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и любовь. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение. Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подвизался в аскетических подвигах вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.
После смерти императора Константина Великого, при сыне его Констанции (337-361), арианское лжеучение, осужденное на 1-м Вселенском Соборе в 325 году, стало вновь распространяться и особенно усилилось при императоре Валенте (364-378), стороннике ариан. Для святых Василия Великого и Григория Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уединения в мир для борьбы с ересью. Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий - в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним. Епископ Евсевий Кесарииский (автор знаменитой «Церковной истории») умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником.
Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру (370 г.). В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. За свою короткую жизнь († 379) святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.
В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Интересный факт. Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины. Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.
Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его - в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

В народе издавна почитается праздник, название которого звучит немного нелепо: «Старый Новый год». Но все мы давно привыкли к этому каламбуру, потому как понимаем: связано сие с существованием старого и нового календарных стилей. Старый Новый год отмечают ежегодно 14 января, что соответствует 1 января уже упомянутого нового стиля. Эта дата считается одной из удачнейших для святочных гаданий и носит имя «Васильего дня». Почему Васильева? Потому что согласно православной традиции день 14 января посвящен памяти святителя Василия Великого.


Значение имени Василий

Прежде чем познакомиться с жизнеописанием известного праведника святителя Василия Великого, небезынтересно немного углубиться в историю его имени. Имя Василий греческого происхождения. Смысл его весьма положителен: в переводе слово «базилиус» означает «царь», «царственный», «царский». Впрочем, на этот счет имеются и другие мнения. Некоторые исследователи связывают происхождение имени «Василий» с ведической мифологией, в которой существовало собирательное имя богов Васу – «добрый».

Находятся и такие, что утверждают: родоначальником популярного некогда в нашей стране имени является шумерское прозвище Васитта – «самый высокий». Кто прав, неизвестно, но в любом случае имя «Василий» несет в себе сплошной позитив, коим способно наделить своего владельца.

Василиями детей мужского пола часто называли в Византии, когда эта держава еще процветала и являлась одной из сильнейших в мире. Там же, в колыбели христианства, было множество подвижников, носивших данное имя, впоследствии канонизированных. 96 раз в году христианская церковь чествует память святых с именем Василий.

На Руси, как уже упоминалось выше, это имя тоже находилось продолжительное время, а именно в течение нескольких веков, на пике популярности, уступая пальму первенства лишь имени «Иван». Это, можно сказать, княжеское имя, ведь его носили многочисленные представители рода Рюриковичей.


Начиная с XIV столетия имя Василий позиционируется как великокняжеское. Иными словами, Василиями стали нарекать князей великого Княжества Московского. Пример тому – Василий I. Однако на этом распространение красивого «царского» имени не прекратилось. Много Василиев постепенно появлялось и среди обычных людей, крестьян. Лишь в начале прошлого столетия имя стало сдавать свои позиции. В 60-е гг. и после оно приобрело статус деревенского, простонародного, что длилось буквально до 2000-х.

В последнее десятилетие у граждан нашей страны резко возрос интерес к старинным именам, к имени Василий в том числе. Таким образом, сегодня младенцев не так уж и редко называют Василиями.

В отличие от россиян греки всегда уважали «царское» имя, наверное, потому что более проникнуты духом христианства. Большую роль в установлении такого положения вещей сыграло почитание именно святителя Василия Великого. Он стал прообразом греческого Деда Мороза.

Детство и юность

Святитель Василий Великий украсил земной мир своим появлением на свет в 330 г. или примерно в этот период. Родиной подвижника считается Малая Азия, а точнее район Каппадокия, город Кесария.

Семья, в которой появился Василий Великий, была многодетной: в ней воспитывалось вместе с праведником 10 ребятишек. Впоследствии пятеро из них оказались причислены к лику святых. Помимо самого святителя, это праведная Феозва, преподобная Макрина, два брата – Петр и Григорий, оба епископы.

Родители Василия Великого Василий и Емилия слыли благочестивыми христианами. Кроме того, отец святителя был еще и умнейшим, образованным человеком: работал адвокатом и одновременно преподавал риторику. Семья Василия Великого ко всему прочему являлась состоятельной, в виду чего подвижник вместе со своими братьями получил блестящее образование.

Первоначально грамоте детей обучали сами родители. Когда Василию было всего 14 лет, он потерял отца и мать, и воспитанием ребенка занялась образованная бабушка Микрина, тоже христианка. Ценность ее знаний, частности, обуславливалась свидетельством гонений на христиан в годы правления жесткого императора Диоклектиана и наставлений святого Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского. С бабушкой будущий подвижник прожил в пригороде Кесарии вплоть до ее кончины.


Когда же она умерла, будущий святитель, 17-тилетний Василий принял решение заняться углублением собственных имеющихся знаний. С этой целью он отправился в Кесарию, после в византийскую столицу Константинополь. Завершающим пунктом данного пути стали Афины, являвшиеся в те времена центром просвещения. Учеба Василия проходила в одной из Афинских школ. Будущий святой не чувствовал здесь себя одиноким, ведь рядом с ним был его лучший друг Григорий Богослов. Обучение доставляло юному Василию Великому ни с чем ни сравнимое удовольствие - науки давались юноше легко.

В 20-летнием возрасте будущий святитель Василий Великий покинул Афины, завершив образование и, вернувшись в Кесарию, получил профессию адвоката. В дополнении к этому, он принял крещение и стал церковным чтецом.

Духовная жизнь и смерть святителя

Существование, требовавшее совмещения адвокатской практики и служения Богу, будущий подвижник благочестия не мог вести долго. В результате святой Василий отошел полностью от светских дел, посвятив себя развитию духовному. Вместе с несколькими приятелями-единомышленниками он поселился в Понте, образовал монашескую общину. После Василий отправился странствовать для того, чтобы набраться соответствующего опыта. Он посетил монашеские обители Сирии, Египта, Палестины, приобретая бесценные знания, которые впоследствии благополучно применил в формировании собственного монашеского устава.

Святитель Василий Великий видел и общался со многими подвижниками благочестия: архимандритом Порфирием, преподобными Павлом, Пахомией, Макарием Старшим и прочими. В завершении своего духовного поиска он поклонился святыням Иерусалима. Возвращаясь обратно, в Кесарию, подвижник был посвящен в сан диакона. Случилось сие в 362 г., в Антиохии. Но этим духовный рост Василия Великого не ограничился: спустя 2 года он стал пресвитером. В сан подвижника посвятил епископ Кесарийский Евсевий. Впоследствии последний воспылал завистью черной к праведнику, и тот, во избежание смуты, вынужден был поселиться на какое-то время в Понтийской пустыни. Он вел здесь аскетический образ жизни вместе с Григорием Богословом.


В связи с распространением в Кесарии арианского лжеучения святитель Василий Великий вернулся в мир и занял пост епископа по благословению самого умирающего Евсевия. В данной должности подвижник пробыл целых 10 лет до самой своей смерти. Все это время он защищал православную веру, наставлял людей на путь истинный. Свои деньги святитель раздал бедным, пожертвовал на строительство больниц. По молитвам подвижника совершалось много чудес.

Умер святитель Василий Великий в 379 году. На погребении его присутствовали как христиане, так и язычники. Святитель оставил после себя множество богословских трудов, продолжающих и сегодня служить источником бескрайней мудрости.

14 января в Украине тройной праздник. Христиане восточного обряда празднуют Василия Великого, Обрезание Господне и первый день нового года по старому стилю.

Об истории праздника и традициях в этот день – читайте дальше.

14 января – Василия

Василий Великий – архиепископ Кесарии Кападокийской, вселенский учитель церкви (IV век нашей эры). 14 января чествуют его память. Церковные источники характеризуют Василия Великого как аскета, богослова и ученого, автора кодекса монашеской жизни. Именно ему принадлежит высказывание: "Сколько отнимешь от тела, столько добавишь силы души".

Также Василия Великого считали покровителем земледелия, и именно поэтому в этот день основным обрядом было зерном. Первый посевальщик на Новый год, как правило, приносит в дом счастье. Считается, что девушки счастья не приносят, так что и засевать им не годится.

Особенность богослужения в этот день заключается в том, что совершается литургия, написанная самим святителем. Она – первая из десяти божественных литургий, служение которых установлено в определенные дни года. Порядок, содержание и чин литургии Василия Великого отличаются от литургии Иоанна Златоуста более объемными молитвами и протяженной мелодикой песнопений.

Обрезание Господне

14 января по новому стилю православная Церковь празднует Обрезание Иисуса Христа. На восьмой день после рождения Иисуса, по еврейскому обычаю, состоялся обряд обрезания Христа, после которого ребенку и дали имя, что было предсказано еще архангелом Гавриилом в день передачи благой вести Деве Марии, – Иисус.

Первый день нового года

В этот день совершается молебен на новолетие. По старому летоисчислению 14 января выпадал первый день нового года. Дело в том, что православная церковь живет по юлианскому календарю, потому что жизнь и деяния Господа нашего Иисуса Христа происходили во времена, когда действовал именно юлианский календарь. В его основе так называемый "литургический" год. Его расхождение с новым, григорианским календарем составляет 13 дней, поэтому и Новый год православные христиане празднуют не с 31 декабря на 1 января, а с 13 на 14 января.

Пока многие отходят от празднования Рождества, на носу Старый Новый год 2018. В этот период идут Святки - время гаданий, которые стараются не пропустить многие девушки.

Но все же 14 января - важная дата церковного календаря на январь, поэтому многие вещи под запретом. Что нельзя делать на Старый Новый год и Василия.

Праздники 14 января - вторые по значению зимние праздники после Рождества Христова. По древним обычаям эти дни проходят в обрядовых вертепах с посевалками и щедровками. Украинские обычаи 14 января охватывают самые красивые особенности менталитета и культурных традиций.

Поэтому мы решили отдельно рассмотреть все праздники в этот удивительный день 14 января 2018 года, а также то, что нельзя делать.

Старый Новый год 2018

Старый Новый год считается неофициальным праздником, который отмечают в странах, где Рождество празднуется по юлианскому календарю 7 января. То есть, дата наступления Старого Нового года соответствует Новому году по юлианскому календарю. Возникновение праздника связано с тем, что Рождество, по календарной традиции, должно предшествовать Новому году, а также с тем, что в православной церкви на григорианский Новый год приходится Рождественский пост, исключающий пышные застолья и увеселения. В нашей традиции Старый Новый год отмечается с большим размахом: снова готовят богатую кутью, блюда из свинины, много щедруют и посевают, а кое-кто даже гадает в эту волшебную ночь. В целом это любимый всеми праздник на протяжении многих лет.

День Святого Василия 2018

Праздник Василия также отмечается 14 января. Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием среди славян. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Он известен тем, что творил чудеса исцелений, а также своими молитвами спасал многих грешников. Святитель Василий Великий почитается славянами как раз 14 января.

ЧТОБЫ ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ, ПЕРЕЙДИТЕ НА СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ, КЛИКНУВ НИЖЕ

Читай продолжение на следующей странице

Персона просмотры: 1 129

61-летняя модель завоевала мир моды и покорила пользователей Сети

Астрология просмотры: 301

Совет на ноябрь каждому знаку зодиака в одном предложении!

Практично просмотры: 347

В народе этот день зовется «старый Новый год». Продолжаются святки, поста нет.

Сегодня великий праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (IV век).

Также мы совершаем память: св. Емилии, матери свт. Василия Великого и мч. Василия Анкирского, живших также в IV веке.

Святых XX века: сщмчч. Платона (Кульбуша), епископа Ревельского, и с ним Михаила Блейве и Николая Бежаницкого, пресвитеров. Сщмчч. Александра (Трапицына), архиепископа Самарского, и с ним Иоанна Смирнова, Александра Иванова, Иоанна Сульдина, Александра Органова, Вячеслава Инфантова, Василия Витевского и Иакова Алферова, пресвитеров. Прмч. монаха Иеремии (Леонова).

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

Братья и сестры, конечно же, мы сегодня уделим все свое внимание памяти великого святителя, потому что даже богослужебный устав предписывает нам сегодня совершать литургию святого Василия. Василий, будущий Великий, родился около 330 года в Кесарии. Стоит сразу отметить, что в семье святителя Василия к лику святых причислены и мать Эмилия, и сестра Макрина, и брат святитель Григорий Нисский, память которого совершается 23 января по новому стилю. Отец святого был адвокатом, под его руководством Василий получил первоначальное образование, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя. Для завершения обучения святой Василий отправился в Афины - центр классического образования.

В Афинах будущий святитель приобрел все доступные знания. По характеристике святителя Григория Богослова, «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». Философ и медик, юрист и естествовед, имеющий глубокие познания в астрономии и математике, Василий Великий «так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучал до такого совершенства, как будто не учился ничему другому». Обширность его познаний поражала современников. Святитель Амфилохий, епископ Иконийский, современник Василия Великого, говорил о нем: «Изучив вполне всю мудрость мирскую и все науки человеческие, он все сие поверг к ногам учеников Иисусовых».

В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Около 357 г. святой Василий возвратился в Кесарию, где вскоре вступил на путь аскетической жизни. Василий лишь теперь принял Крещение от епископа Кесарийского Диания и был поставлен чтецом. Желая найти духовного руководителя, он посетил Египет, Сирию, Палестину. Подражая наставникам, вернулся в Кесарию и поселился на берегу реки Ирис. Вокруг него собрались иноки. Сюда же Василий привлек своего друга Григория Богослова. Они подвизались в строгом воздержании; при тяжелых физических трудах изучали творения древнейших толкователей Священного Писания.

В царствование Констанция Второго с 337 по 361 годы распространилось лжеучение Ария. Церковь призвала к служению святых Василия и Григория. Василий вернулся в Кесарию, где в 362 году был рукоположен в сан диакона, а затем в 364 году - в сан пресвитера. При императоре Валенте, правившем почти сразу после Констанция, тоже стороннике ариан, к Василию перешло управление церковными делами. Это было тяжелое время для православия, но и продуктивное в творческом смысле для святителя. Он реформирует чин литургии, пишет «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан и многие другие. В 370 году святой Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению. Все это вызывало ненависть к нему ариан. Все свои личные средства он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, устроил два монастыря - мужской и женский.

Ариане всюду преследовали его. Святому Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: «А смерть для меня - благодеяние: она скорее пошлет меня к Богу, для Которого живу и действую, для Которого я по большей части уже умер и к Которому издавна стремлюсь». Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 года он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Церковь тотчас стала праздновать его память.

Братья и сестры, хотелось бы еще отдельно отметить роль святителя Василия в полемике с ересью арианства и рядом других ересей. Святой Василий, можно сказать, поразил корень раздора: он поставил вопрос о терминах. Вместо того чтобы вести бессмысленные споры словами, значение которых каждый понимал по-своему, мудрый святитель акцентировал внимание на том, что нужно сперва-наперво четко определить понятия. И вот проходят века, а мы наступаем на те же самые грабли первых христиан. Мы начинаем диалог с миром и вступаем в конфронтацию. Мы говорим: «Бог - это любовь», мир говорит: «Верно, значит Он за однополые браки». Мы говорим: «Смирение - высшая добродетель», мир говорит: «Поэтому христианство религия слабых». Мы уже давно говорим с миром на разных языках, а надо было бы уже определиться с понятиями. Брак не может быть однополым, так как это противоречит самому значению слова. А смирение - признак силы, идеал самообладания и способность нести мир. И так далее. Да поможет нам в этой работе святитель Василий Великий.

Святителю отче Василие, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев