Open
Close

Сретенский монастырь воскресения христова и новомучеников. Московская сретенская духовная семинария

На территории сегодня освятили новый храм - Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Этого события верующие ждали более трех лет, что шло строительство.

Сегодня день особенный - торжества совпадают с одним из главных церковных праздников, Вознесением. Церемонию освещения собора провел патриарх Кирилл. Во многом благодаря ему собор и появился в столице. Его возвели в память о православных христианах, которые пострадали за веру

Новый соборный храм Сретенского монастыря хорошо виден с разных точек в Москве. Высота храма - 61 метр. По словам, архитекторов, он стал архитектурной доминантой старой части города.

Верующие стали собираться у храма еще ранним утром. На монастырской площади собралось несколько сотен человек. Все происходящее в храме транслировалось на больших экранах.

Торжественный чин освящения нового храма провел патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Все священники были в белом праздничном облачении. В новый храм торжественно были перенесены мощи священномученика епископа Иллариона, который в 20-х годах был настоятелем Сретенского монастыря, но был арестован и скончался в тюрьме, и сейчас считается небесным покровителем обители. Ковчег с мощами установлен на камни, привезенные с Соловецких островов, где епископ находился в заключении.

Новый соборный храм и построен в честь новомучеников и исповедников российских - тех, кто не предал веру, тех, кто остался верен себе и своим идеалам в годы богоборчества.

Место выбрано не случайно. В 20-х годах прошлого века Сретенский монастырь был закрыт, и на его территории находилась тюрьма, где содержались священнослужители. Людей расстреливали и хоронили в безымянных могилах, так что новый собор можно назвать храмом на крови. Портреты российских новомучеников люди держали сегодня и во время освящения храма.

«Это событие всей моей жизни, потому что столько знаем убиенных невинно, замученных. И вот наступил момент собирания и воссоздания таких замечательных памятных мест, куда просто душа просит прийти и поклониться», - сказал женщина.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил в храме божественную литургию. Звучал и знаменитый хор Сретенского монастыря. А первыми на службу в новый храм вошли его создатели: архитекторы, рабочие, иконописцы, мастера резьбы по камню и по дереву. Такова традиция.

Храм строился более трех лет. Сейчас это один из самых больших и красивейших соборов в Москве. Он украшен каменной резьбой снаружи и внутри, и построен по подобию древних белокаменных соборов Суздаля и Владимира. Специально для храма были написаны 47 икон, а общая площадь фресок составляет шесть с половиной тысяч квадратных метров. Среди них выделяется фреска «Тайная вечеря», расположенная над алтарем. На ней, помимо апостолов, изображены также причисленные к лику святых и российские новомученики.

И, конечно, нельзя не вспомнить сегодня еще одно памятное событие, которое отмечается в эти дни - десятилетие воссоединения Русской православной церкви и православной церкви за рубежом. По этому случаю в Москву прибыла делегация зарубежных иерархов, которая также участвует в торжествах в Сретенском монастыре.

25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Кирилл в присутствии Президента России Владимира Путина совершил чин великого освящения храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре в Москве и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.Ru .

Строительство этого грандиозного собора и реконструкция всей территории монастыря начались в 2014 году и заняли более двух лет. Высота храма составила 61 метр. Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного же камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы.

Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм ― в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Нижний храм нового собора посвящён святому Иоанну Предтече и двенадцати Апостолам. В его центре баптистерий ― купель для крещения, украшенная уникальными по исполнению мозаиками по образцу древних византийских храмов. Вокруг купели будут проходить занятия по основам православной веры для готовящихся к крещению. На двух этажах в нижней, стилобатной части откроются аудитории просветительского и молодежного центров. При храме будут созданы два музея: Новомучеников и Туринской плащаницы.

Значимость завершения строительства этого уникального храма в центре нашей столицы было подчеркнуто присутствием на чине освящения президента России Владимира Путина. В храме также присутствовали министр культуры Владимир Мединский, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Беглов, мэр Москвы Сергей Собянин, строители и благоукрасители новоосвященного храма.

Во время великого освящения мощи священномученика Илариона, архиепископа Верейского, - духовного покровителя Сретенского монастыря, бывшего его настоятелем в двадцатые годы прошлого века, - были перенесены из собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери в новый храм обители и установлены справа от алтаря. Крестный ход и перенесение мощей возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви.

По окончании Литургии епископ Егорьевский Тихон приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству панагию. После чего Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Я с особым чувством совершил сегодня освящение этого храма. Он построен недалеко от Лубянки, где совершался неправедный суд над многими людьми, в том числе над нашими иерархами, священниками, верующим народом. Нередко здесь и смертные приговоры приводились в исполнение, это был некий символ страданий наших людей. Но именно на этом месте воздвигается храм, посвященный не мученичеству, не смерти, а Воскресению Христову - как символ того, что пали демоны, и никакой диавольской силы, предопределяющей человеческую судьбу, не существует, потому что сила Божия сильнее силы диавольской. И, прославляя новомучеников и исповедников Российских, мы молимся, чтобы по их молитвам Господь хранил нашу страну от наветов вражиих, чтобы греховное понимание человеческого достоинства не стирало из нашей памяти подлинное достоинство нашей природы и Божественный образ, вложенный в эту природу, которые явил нам Господь, возносясь плотью Своею на небо».

Затем к собравшимся в храме обратился Владимир Путин. «Глубоко символично, что новый храм открывается в год 100-летия Февральской и Октябрьской революций, ставших отправной точкой для очень многих из тех тяжелейших испытаний, через которые пришлось пройти нашей стране в XX веке», ― сказал глава государства. «Мы должны помнить и светлые, и трагические страницы истории, учиться воспринимать её целиком, объективно, ничего не замалчивая. Только так возможно в полной мере понять и осмыслить уроки, которые нам преподносит прошлое, ― продолжил Путин. ― Мы знаем, как хрупок гражданский мир, ― теперь мы это знаем, ― мы никогда не должны забывать об этом. Не должны забывать о том, как тяжело затягиваются раны расколов. Именно поэтому наша общая обязанность ― делать всё от нас зависящее для сохранения единства российской нации», ― заявил Президент России. По его словам, осознание общности целей, «главная из которых ― благополучие каждого нашего человека и нашей Родины в целом, и есть тот ключ, который помогает преодолевать разногласия». «Ярчайшим подтверждением тому служит и восстановление единства Русской Православной Церкви, десятилетие которого мы отмечаем в эти дни», - напомнил Владимир Путин.

«Русская Православная Церковь здесь, в России, страдая, неся огромные потери, всегда была рядом с народом. А Русская Православная Церковь Заграницей всегда помогала нашим соотечественникам, оказавшимся вдали от Родины, не только сохранять веру, но и ощущать свою тесную связь с Родиной, с Россией, с её традициями, языком, с нашей культурой. И восстановление единства укрепило эту связь. Оно стало и остаётся событием огромного нравственного звучания, символом и примером того, что история нашей страны, её прошлое могут и должны не разъединять, а объединять всех нас», - заключил президент.

В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Со своей стороны также хотел бы сердечно поздравить всех нас с десятой годовщиной воссоединения Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата в надежде на то, что результаты этого соединения станут ещё более явственными и значительными для всей нашей Церкви. У нас есть время для того, чтобы углублять это единство, делать его ещё более прочным, и чтобы оно во всей полноте служило восстановлению благочестия и веры в нашем народе. Ещё раз всех вас поздравляю с праздником!».

В Сретенском монастыре Москвы, что на Лубянке, освятили храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

Сретенский монастырь был возрожден в 1993 г. Тогда на территории обители братия еще находила останки убиенных – их собрали и захоронили на месте еще недавних (до 1949 г. точно, но, возможно, и позднее) расстрелов, справа при входе в нынешний монастырь. Над останками страдальцев в 1995 г. по благословению и при участии Святейшего Патриарха Алексия II установили Поклонный крест. Иеромонах Клеопа (Данелян), насельник обители, рассказывает, что святыню уже в наше время даже пытались осквернить, начертав какую-то брань черной краской, точно мученики мало приняли здесь издевательств и кому-то не терпится поглумиться еще.

В 1999 г. монастырь обрел своего ныне уже святого настоятеля, до революции возглавлявшего монастырь священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. Тогда его мощи были перевезены из Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга, на кладбище которого святой был упокоен. Он умер в ленинградской тюрьме «Кресты» при пересылке из Соловецкого лагеря в Казахстан.

Заключенных, гонимых по этапу от одной пересыльной тюрьмы к другой, содержали в таких условиях, что вспыхнула эпидемия сыпного тифа. Владыку по дороге обокрали, он остался в одном рубище, кишащем насекомыми. (Те, кто это пережил, оставшись в живых, рассказывали, что одежда от такого количества вшей могла становиться просто тяжелой.) В горячке его бросили в камеру «Крестов». Через день тяжелобольного архипастыря-арестанта отправили в больницу, куда он вынужден был, подталкиваемый конвоирами, идти пешком.

Через несколько дней там он скончался. В бреду владыка говорил: «Вот теперь-то я совсем свободен…» Врач, находящийся рядом, чтобы констатировать смерть, потом свидетельствовал, что, умирая, владыка благодарил Бога, радуясь скорой встрече с Ним.

Когда ленинградский митрополит Серафим (Чичагов), сам будущий священномученик, добился того, чтобы выдали тело архиерея для захоронения, пришедшие за телом владыку Илариона не узнали. Ему было всего 43 года, но из крепкого, полного сил, утонченно красивого человека, он превратился в изможденного старика, накануне смерти его обрили. Одна из родственниц покойного, увидев его в гробу, упала в обморок.

Прославленный Русской Православной Церковью Заграницей в лике новомучеников еще в 1981 г., при перенесении мощей в Сретенский монастырь Москвы священномученик Иларион был прославлен как местночтимый святой, и уже в 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе в праздник Преображения Господня сопричислен к сонму святых новомучеников и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания.

На праздник Вознесения Христова в этом году мощи священномученика Илариона торжественным крестным ходом вдоль многих сотен хоругвей с ликами таких же страдальцев, увенчанных ныне у Господа вечной славой, перенесли в новый собор Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

«На этом месте страданий, – сказал при освящении Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл, – воздвигается храм, посвященный не мученичеству, не смерти, а Воскресению Христову, – как символ того, что пали демоны, и никакой диавольской силы, предопределяющей человеческую судьбу, не существует, потому что сила Божия сильнее силы диавольской».
Которая, безусловно, и сейчас встает на дыбы, изощряясь помешать, перессорить, натравить…

Как же надо было молиться силе Христовой: «Да воскреснет Бог…»

Ныне уже всем просто очевидно, что это место точно ждало, чтобы подъять храм. Как несомненна и воля Божия на это белокаменное торжество, с такой откровенностью являющая свои улики… В квартале ФСБ, в самом центре Москвы, где нет и клочка земли, не напичканного коммуникациями, вдруг находится пятачок, свободный от их засилья, – можно рыть котлован… Но до этого – масса согласований. Без Промысла Божия здесь такой храм за три года, что требовало максимальной концентрации сил и работающих, было бы не возвести.

Когда еще только приступали к стройке, предполагалось, что это будет храм Новомучеников и Исповедников на крови, что на Лубянке. Но пасхальная радость – пересилила боль! И собор получился под стать: светлым и умиротворяющим.

В цветовом решении убранства внезапно преобладает зеленый – это самый посюсторонний цвет! Новомученики точно возвращаются в этот мир, из которого их так надменно и, как казалось палачам, навсегда изгнали. Это тот самый зеленый, ставший для Сретенского монастыря после выпуска бестселлера «Несвятые святые» и последовавшей «зеленой серии» книг своего рода фирменным цветом.

Работа над храмом вообще увенчала перспективу ряда проектов, начатых с создания в самом конце 2010 г. Патриаршего Совета по культуре, председателем которого ныне является епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). Это и выпуск в 2011 г. уже упомянутой книги «Несвятые святые», все средства от реализации миллионных тиражей которой пошли на строительство храма, и запуск цикла выставок «Россия. Моя история», пролегоменами которой стало в том же 2011 г. подведение итогов 20-летия возрождения Русской Православной Церкви с устроенным коридором памяти Новомучеников и Исповедников. Тогда это был темный с красными отсветами и кадрами подчас зловещей кинохроники туннель…

Теперь огромные окна по всему периметру стен высочайшего в белой облицовке резного владимирского известняка храма оркеструют игру света внутри, трепетно бликующего на фактурных фресках новомучеников, сопричтенных отрисованным тут же сюжетам евангельской истории. А в закатный час собравшиеся на вечернее богослужение с замиранием ждут, когда последний луч солнца блеснет, высвечивая средоточие храма – крест над одноярусным, по византийской традиции, иконостасом.

В этом величественном соборе есть множество реплик из Святой Софии Константинопольской – в частности, ступенька, возвышающая заступ к Престолу над уровнем пола всего алтаря и центрирующая нижний храм святителя Иоанна Предтечи и 12 апостолов крестильня, воспроизводящая древний тип баптистерия с тремя спусками: для священника, совершающего таинство, крещаемого и его крестных родителей.

Это одна из загадок этого впечатляющего пространства, отстроенного аккурат к 100-летию русской катастрофы.

Кстати, первая литургия была отслужена на крыльце храма под открытым небом в день 100-летия вынужденного отречения царя Николая II от престола и явления Державной иконы Божией Матери 15 марта.

В чем же состоит этот Русский урок? Скоро зрителей ждет премьера одноименной серии «Гибель империи… урок» – по мотивам недавней истории России.

Хотя сам храм уже прообразует Воскресение.

Что это значит – принять Крещение там, где новомученики держали страшный экзамен на силу и стойкость веры, – и выдержали его? Как они здесь читали Символ веры? Наверняка кого-то из оглашающих эти своды своим исповеданием это сопоставление изведет на узкий и крестный путь, каковым является жизнь каждого христианина в любые времена. Какая ответственность принять здесь Таинство Крещения, но и какой залог упования!

Сможем ли мы так прощать и любить, как это во образ Христов нам напомнили новомученики и исповедники Церкви Русской, молящиеся за своих мучителей, перед казнью благословляющие палачей…

Безусловно, здесь будут креститься потомки и тех, кто страдал, и тех, кто над убиваемыми изгалялся, – так как вся страна у нас наследует либо тем, либо другим, а зачастую и тем и другим вместе. Этот храм называют храмом примирения.

«Глубоко символично, что новый храм освящается в год 100-летия февральской и октябрьской революций, ставших отправной точкой для очень многих из тех тяжелейших испытаний, через которые пришлось пройти нашей стране в XX веке, – сказал глава государства Владимир Владимирович Путин на освящении храма. – Мы знаем, как хрупок гражданский мир… Поэтому наша общая обязанность – делать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации».

Освящением храма в праздник Вознесения Господня 25 мая этого года отметили также 10-летие воссоединения Русской Православной Церкви Заграницей и Московского Патриархата. «Восстановление единства, – отметил президент, – стало и остается событием огромного нравственного звучания, символом и примером того, что история нашей страны, ее прошлое могут и должны не разъединять, а объединять всех нас».

«Храм Новомучеников, построенный на Лубянке, знаменует не вечную скорбь и укор советскому прошлому, а торжество Христа и Его учеников над силами зла и смерти», – комментирует итог работы наместник Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон.

Это та ликующая сила Света, в которую призваны войти все. Много званых (Мф. 22:14).

Здесь в новом храме трудно не покаяться: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды ни имам да вниду в онь…»

Среди новомучеников и исповедников, чьи одежды убелены (Откр. 7:14), нечистота своей души особенно откровенна…

Именно этот примиряющий ресурс покаяния, преподанный нам в опыте новомучеников, как неоднократно отмечали представители зарубежной делегации, прибывшей на празднование и освящение собора во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, сделал в свое время это объединение возможным.

Принявший участие в освящении собора архиепископ Берлинский и Западно-Германский Марк, строитель уже более 35 лет назад первого в мире храма, освященного в память Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, – кафедрального собора в Мюнхене, не устает повторять, что почитание новомучеников – самое драгоценное, что есть и может быть в жизни каждого из нас.

Отсюда великолепие – изводящего душу в трепет – храма. Кажущегося громадой, возвышающей над серым кварталом золотые, сверкающие на солнце апокалиптической вязью купола и кресты, а внутри… «Опять маленький храм построили!» – удивился некто тому, что внутри, как и в старом малом соборе, не протолкнуться, и, запрокинув голову на фрески Господа Иисуса Христа и Его учеников-новомучеников под куполом, ахнул: «Мы думали они умерли, а они смотрят на нас! Они молятся о нас!»

Ольга Орлова
Фото С. Власова, О. Варова (Patriarchia.ru), А. Горяинова (Pravoslavie.ru)

На фотографии — московский храм в честь новомучеников и исповедников Российских, далее называемый новый храм.

Его освящение совершил 25 мая 2017 года, в праздник Вознесения, патриарх Кирилл. На церемонии присутствовал Путин, а значит, и президентский пул журналистов. Поэтому выйдя утром 28 мая из липецкой гостиницы, в которой я провел ночь в рамках блог-тура нашего сообщества, я взял с собой в автобус до города Чаплыгин, свежий «Коммерсантъ», в котором Андрей Колесников с присущим ему сарказмом рассказывал о том событии. Потом смаковал его статью в долгой дороге, надеясь увидеть это сооружение и своими глазами. И это, наконец, получилось.

Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, далее называемый старым храмом, построен в 1679-м.

В церковной архитектуре, если кто не знает, пятиглавый храм символизирует Христа и четырех евангелистов.

Ни один из колоколов старого храма не находился здесь до революционного разорения. А единственный сохранившийся прежний монастырский колокол отдан новому храму. Ну и сама колокольня — также новодел.

К старой (ныне пустой) раке Илариона Троицкого продолжают прикладываться. И кто посмеет насмехаться над этим? Хотя эту фотографию я сделал без вспышки и оставлю маленькой.

Владимирская икона Божией Матери — келейная икона архимандрита Иоанна Крестьянкина, перенесенная епископом Тихоном (Шевкуновым) из Псково-Печерского монастыря.

Уникальная икона «Снятие печати», написанная в 90-е годы, когда царская семья еще не была причислена к лику святых, а иметь в храме ее изображение очень хотелось. Нашли выход из положения в том, что нарисовали икону по событиям книги «Апокалипсис», где во время снятия печатей присутствуют праведники разных веков.

Фотографируя, думал, что это стасидия. Но, возможно, что просто почетное место.

Фотография, сделанная в крипте храма. Теперь, когда из медиа часто слышатся разговоры про криптовалюты, уже по названию можно догадаться, что «крипта» — это буквально «тайное место». Ну, а по сути — символический аналог пещеры, в которой был захоронен распятый Христос.
В таком контексте ангел, изображенный на стене крипты, обозначает ангела, который отвалил огромный камень от входа в эту пещеру — так что при виде его поставленная римлянами стража разбежалась.
В целом же убранство крипты (с приделом Воскресения Христова) напоминает о древнехристианских катакомбных храмах.

В крипте собора находится точная копия Туринской плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив, причем, контактный доступ есть лишь к негативу). Она освящена патриархом Алексием II как Нерукотворный образ Спасителя. А раз это святыня, то я к ней приложился, правда, не губами, а лбом.

Сретенская духовная семинария находится фактически на территории монастыря, однако вход в нее охраняет отдельный вахтер в будке на улице.

В фойе имеется огромная роспись.

Нижний новый храм видел, как сквозь тусклое стекло, гадательно.

Верхний посмотрел тоже лишь с края, но уже не через окно, хотя бы.

Новая рака и мощи Илариона Троицкого. В вики-статье о нем есть и мой вклад-абзац. В 20-е годы священномученик Иларион заново освятил храм Сретенского монастыря, изгнав из него обновленцев. А вообще на память столь радостного святого претендуют и в Бутырке , где тот сидел всего несколько месяцев, и на Соловках , где он сидел долго.

Вообще же экскурсия была важна для меня как логическое завершение Липецкой поездки, о которой я упомянул в первых строках. Суть изложу в телеграфном стиле, но за этим стоит чудо спасения Москвы от татаро-монгольских полчищ. Когда мы были в Ельце , нам издали показали гору (холм), где в 1395 году Богородица посетила Тамерлана, вторгшегося в пределы Руси. Простояв две недели у Ельца, Тамерлан неожиданно повернул обратно. Он устрашился явившейся к нему во сне Божьей Матери, взявшей Русь под свою защиту. Но это был уже финал всей истории. А началась она с того, что Тамерлан и хан Золотой Орды Тохтамыш сцепились за власть над территориями Евразии. И Тамерлан (кстати, более известный у нас как Тимур) решил ударить по спонсорам Тохтамыша — по Московии, которая именно ему платила дань. Противостоять Тимуру военным путем Москва была не в состоянии. И перспектива разрушения страны до основания весьма пугала (картина Верещагина «Апофеоз волны» как раз — про Тимура). И тогда из Владимира в Москву отправился в Москву крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери. В самой же Москве народ принял на это время поголовный пост, включая отроков и скотов.
Ход дошел за десять дней. Встретили икону москвичи примерно в том месте, где теперь находится старый храм (а «встреча» по-старославянски — «сретение»). И вскоре случилась изложенная выше елецкая часть этой истории. Причем наш экскурсовод Мария где-то узнала, что именно Мария Пречистая сказала Тимуру во сне. Откуда уж она такое взяла, даже предполагать не берусь. Но по ее словам, Тимуру было заявлено, что Москву ты может быть и займешь, но живым оттуда точно не выйдешь.
На месте встречи иконы были выстроены Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери и Сретенский монастырь.

Я побывал на экскурсии по Сретенскому монастырю, проведенной

В праздник Вознесения Господня, отмечавшийся в 2017 году 25 мая, духовные центры столицы пополнились новым храмом Сретенского монастыря (адрес: Москва, ул. Большая, 19, корпус 1). Возведён он был в честь служителей Божьих, ставших жертвами гонения на Церковь, осуществлявшегося долгие годы большевистской властью. Это отразилось в его названии ─ храм Новомучеников и Исповедников российских.

Конкурс на создание храма-памятника

В течение двух месяцев (с октября по ноябрь 2012 года) продолжался объявленный Московской патриархией конкурс на создание проекта нового храма Сретенского монастыря на Лубянке. По замыслу создателей, он должен был явиться памятником всем новомученикам российским, ставшим жертвами террора в отношении служителей церкви, развязанного большевиками после их прихода к власти в результате вооружённого переворота 1917 года, а также в течение всего последующего исторического периода. Именно потому изначально предполагалось назвать его храмом Новомучеников и Исповедников российских.

Необходимость расширения пространства для богослужений

Кроме духовной потребности увековечить память этих людей, одной из причин, побудивших братию монастыря обратиться к предстоятелю РПЦ за благословением в столь благочестивом начинании, были причины чисто практического характера.

Дело в том, что после десятилетий коммунистического правления единственным действующим храмом на территории обители оставался собор Сретения иконы Божьей Матери, не вмещавший всех желающих присутствовать на богослужениях. В результате многие прихожане были вынуждены, оставаясь снаружи, слушать трансляцию службы, звучавшую в репродукторах. Эту проблему в полной мере должно было решить создание в Сретенском монастыре нового храма.

Основное требования к проектам

После получения патриаршего благословения был определён состав жюри предстоящего конкурса, в который вошли, кроме представителей монастыря, многие известные столичные искусствоведы и архитекторы. Заранее было объявлено, что принимаемые к их рассмотрению проекты должны отвечать целому ряду строго определённых требований.

Прежде всего, его облик должен соответствовать идеи Дома Божьего, являющейся тем фундаментом, на котором зиждется вся православная храмовая архитектура. Кроме того, он обязан отражать духовное величие подвига, свершённого российскими новомучениками во имя торжества веры.

Возможные стили постройки будущего храма

Участникам конкурса предлагалось спроектировать здание Сретенского монастыря в традициях русского церковного зодчества. Возможными стилями в данном случае являлись: московский, новгородский, владимиро-суздальский, псковский и ново-византийский. Однако допускалось и включение в проект некоторых современных элементов.

Именно эти пункты были заложены в основу предъявляемых требований, но перечень задач, поставленных перед участниками конкурса, этим не ограничился, поскольку в их число входило решение ряда чисто технических вопросов. Одним из главных среди них являлось требование о том, что проектная вместительность будущего собора должна быть не менее 2 тыс. человек.

Дополнительные требования

Ещё одним требованием являлось обеспечение возможности в летнее время проводить богослужения под открытым небом, как это принято делать, например, в Псково-Печерском монастыре, и устраивать вокруг собора крестный ходы. Учитывая стеснённость монастырской территории, решение этих задач представляло собой определённую сложность.

И наконец, в проекте нового храма Сретенского монастыря должно быть предусмотрено максимально большее количество различных подсобных помещений, таких как ризницы, технические службы, аудитории катехизического образовательного центра, воскресной школы и созданного в обители православного издательства. В подземном же этаже должна была размещаться стоянка машин, составляющих многочисленный монастырский автопарк.

Такая плотность подсобных помещений была вызвана тем, что при своей весьма небольшой площади, является самым населённым в столице. Кроме 45 иноков, его постоянными насельниками являются около 200 учащихся духовной семинарии. Однако в задании особо подчёркивалось, что выполнение всех технических требований не должно идти в ущерб общему облику собора.

Начало творческого состязания

Для участия в конкурсе по созданию нового храма Сретенского монастыря на Лубянке было подано 48 работ, многие из которых можно было по праву назвать талантливыми и самобытными. При их рассмотрении члены комиссии приложили максимум усилий для наиболее объективного определения победителя.

Ещё задолго до оглашения его имени наместник монастыря ─ епископ Тихон (Шевкунов) - разослал всем архитекторам, приславшим свои работы, письма с выражением благодарности за их участие в этом творческом состязании. Согласно условиям конкурса, несмотря на то, что в жизнь должен был воплотиться лишь один проект, признанный лучшим, награды ожидали первых трёх лауреатов.

Объявление победителя конкурса

После внимательного рассмотрения и всестороннего обсуждения поступивших работ был определён победитель конкурса. Им стал проект, разработанный архитектурной мастерской, руководимой Д. Смирновым. Определились также имена и двух остальных лауреатов. После этого решение комиссии было утверждено Патриархом Кириллом.

Что же заставило членов жюри отдать предпочтение именно этой работе? Отвечая на вопросы журналистов, епископ Тихон, в частности, подчеркнул, что архитектор Д. Смирнов и его коллеги наиболее полно сумели воплотить в своём проекте черты собора, являющегося памятником торжеству победы Христа и его верных последователей, коими являются святые новомученики российские. Предложенный ими образ храма необычайно величественен и светел. В то же время его установка на постаменте-стилобате придаёт ему черты памятника.

Дискуссии и споры

Особенно удачным, по мнению членов жюри, стало оформление главного фасада здания с расположенными над входом живописными изображениями Спасителя и Его святых угодников. Это в полной мере можно назвать эсхатологическим (вероучительным) выражением победы Церкви, в котором посреди Небесного Града Иерусалима представлен образ Агнца Божьего ─ Иисуса Христа. Тем не менее среди посетителей выставки работ, представленных для участия в конкурсе, именно эта архитектурная находка вызвала наиболее жаркие дискуссии.

Нашлось немало скептиков, усмотревших в ней некое уклонение в сторону модернизма. Едва ли подобная точка зрения имеет под собой серьёзные основания, поскольку подобным же образом оформлен фасад главного храма знаменитой Псково-Печерской обители, и никогда его не подвергалась критике. В то же время художественная параллель между новым храмом и тем, что расположен в городе Печоры, подчёркивает духовную связь, давно установленную между этими обителями. В данном случае немаловажную роль сыграл тот факт, что сам епископ Тихон начинал свой иноческий путь именно в Псково-Печерском монастыре.

При всей оригинальности конструкции облик нового храма достаточно традиционен. Если внешнее архитектурное убранство в полной мере соответствует русскому стилю, что становится очевидным даже при беглом взгляде, то для внутреннего оформления помещений использованы элементы византийского искусства.

Решение технических проблем

Существенная заслуга архитекторов состоит также в том, что новый храм Сретенского монастыря обладает и рядом конструктивных достоинств. Прежде всего, его вместимость составляет 2 тыс. человек, что в полной мере соответствует техническому заданию. Кроме того, проектировщики расположили его таким образом, что при весьма плотной застройке окружающего его района здание собора хорошо просматривается с весьма значительного расстояния. Это достигнуто за счёт того, что оно расположено на одной линии с уличными домами и не выходит на Рождественский бульвар. Кстати, этим проект Д. Смирнова и его коллег выгодно отличается от работ большинства конкурсантов.

Неожиданные проблемы

Однако возведение храма не обошлось без серьёзных конфликтов с защитниками архитектурного наследия Москвы и жителями близлежащих районов. Дело в том, что для реализации проекта необходимо было снести шесть монастырских строений, являющихся историческими памятниками, входящими в городскую охранную зону. Кроме того, вызывало опасение, что здание собора, высота которого 61 метр, став высотной доминантой всего района, исказит облик Рождественского бульвара. Тем не менее министерство культуры изменило границы охранной зоны и одобрило снос намеченных зданий.

В связи с этим пять архитектурных и градозащитных организаций направили обращение к президенту страны с просьбой не допустить уничтожения исторических построек и инициировать создание комиссии для проведения полноценной экспертизы по данному вопросу. Однако их труды оказались бесплодны, и в декабре 2013 года все намеченные монастырские постройки были снесены.

Открытие собора

Вскоре после этого началось строительство, а уже в сентябре 2016 года был установлен главный купол нового храма Сретенского монастыря. Открытие его и торжественное освящение состоялось годом позже. В праздник Вознесения Господня, который отмечался 25 мая, святейший Патриарх Кирилл освятил новый собор, и тогда же в нём была совершена первая литургия.

После того, как богослужения в новом храме Сретенского монастыря вошли в соответствие с порядком, установленным Церковным уставом, в него были торжественно перенесены мощи святого новомученика российского Иллариона Троицкого ─ выдающегося церковного деятеля, ставшего жертвой красного террора. Кроме того, придя в храм, верующие могут поклониться частицам мощей многих угодников Божьих, хранящихся там и являющихся его святынями.

Расписание богослужений в новом храме Сретенского монастыря

Несмотря на то, что собор возведён на территории обители и является монастырским храмом, деятельность клира направлена в равной степени и на духовное окормление прихожан, для которых его двери всегда открыты. Более того, как было сказано выше, при составлении проекта собора была учтена возможность проведения богослужений не только внутри помещений, но и при большом скоплении народа, под открытым небом возле нового храма Сретенского монастыря.

Расписание богослужений при этом составлено таким образом, чтобы удовлетворить духовные запросы как братии, так и мирян. В будние дни специально для насельников обители в 6:45 проводится братский молебен, а затем в 8:00 Божественная литургия, на которую собираются все желающие. Вечерняя служба также общая и начинается в 18:00. В праздничные же дни график несколько меняется. Проводятся две литургии ─ ранняя в 7:00 и поздняя в 10:00. Вечерняя служба начинается так же, как и обычно - в 18:00.