Open
Close

Сознание как предмет философского исследования. различные подходы к решению проблемы природы сознания

  • 6. Становление и развитие философской мысли на Востоке: буддизм, конфуцианство, даосизм.
  • 7. Средневековая философия: период патристики. Философия Августина.
  • 8. Средневековая философия: период схоластики. Номинализм и реализм. Философия ф.Аквинского.
  • 9. Рационализм как философское направление эпохи Нового времени. Р.Декарт, г.Лейбниц.
  • 10. Эмпиризм как философское направление эпохи Нового времени. Ф.Бэкон, Дж.Беркли.
  • 12. Основные черты философии Гегеля.
  • 13. Особенности развития русской философии 19-20 веков.
  • 14. Позитивизм и его разновидности.
  • 15.Философия жизни: Шопенгауэр, Ницше. Экзистенциализм: ж.-п.Сартр, а. Камю
  • 16.Понятие материи как субстанции. Современные представления о сущности и структуре материального мира.
  • 17.Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития(прогресс,регресс).Движение и покой. Основные формы движения материального мира.
  • 18.Понятие пространства и времени, их хар-ка. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Современная наука о пространстве и времени.
  • 19.Сознание как предмет филос-го исследования, различные подходы к решению проблемы природы сознания. Сознание и самосознание
  • 20.Бессознательное как предмет философского исследования: з.Фрейд, к.Юнг
  • 21.Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Понятие «знание» и «понимание».
  • 22. Чувственное и рациональное познание, их специфика и взаимосвязь. Философские учения сенсуализма и рационализма. Роль интуиции в познании.
  • 23.Понятие истины. Основные концепции: корреспондентская, когерентная, прагматистская.
  • 24.Характерные черты истинного знания: соотношение объективного и субъективного, абсолютного и относительного, конкретность. Критерии истинного знания.
  • 25. Понятие и специфика науки. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
  • 26. Общенаучные методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.
  • 27.Эмпиричкские методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Виды экспериментов.
  • 29. Диалектика как метод познания. Основные принципы диалектики. Диалектика объективная и субъективная.
  • 30. Универсальные связи бытия: Единичное и общее, сущность и явление.
  • Сущность и явление
  • 31. Связи детерминации: Необходимость и случайность, причина и следствиие, возможность и действительность.
  • 32. Структурные связи: содержание и формы, целое и часть, элемент, структура, система.
  • 33.Общество как предмет философского анализа. Философия как методологическая основа обществознания
  • 34. Общество как целостная, саморазвивающаяся система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
  • 35. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производство.
  • 36. Понятие способа производства. Диалектика развития производительных сил и производственных отношений.
  • 37. Социальная структура Общества и ее развитие. Массы, социальные группы и слои. Понятие социальной стратификации. Социальные отношения и их развитие.
  • 38. Исторические формы общности людей: семья, род, племя, народность, нация.
  • 40. Государство, его сущность, происхождение, основные признаки, функции, формы.
  • 41.Политический режим. Понятие гражданского общества и правового государства
  • 42.Духовная жизнь общества: происхождение, сущность и функции морали.
  • 43.Основные этические категории: добро, зло, долг, справедливость. Классические и современные проблемы этики.
  • 44. Происхождение, сущность и функции религии. Место и роль религии в обществе
  • 45.Виды религиозного отношения к действительности: политеизм, монотеизм, пантеизм, деизм. Сущность атеистического мировоззрения. Что такое монотеизм?
  • Что такое политеизм?
  • Какие еще существуют «-теизмы» и чем они характеризуются?
  • 46.Наука, ее сущность, функции, закономерности развития.
  • 47. Эстетическое сознание, его сущность, структура и функции.
  • 48. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке. Проблема человека и его свобода в философии.
  • 49. Личность, ее формирование и развитие. Проблема свободы и ответственности личности. Личность в различных типах общества
  • 50.Проблема свободы человека и ее различные решения в философии. Фатализм, волюнтаризм.
  • 51. Формационный подход к анализу исторического развития. Общественно-экономическая формация и ее структура, роль в познании общественных явлений
  • 52.Цивилизационный подход к анализу исторического развития. Теории локальных культур и цивилизаций о.Шпенглера и Тойнби.
  • Теория локальных цивилизаций а. Тойнби
  • 53.Этапы развития мировой цивилизации в теориях технологического детерминизма: д.Белл, о.Тоффлер
  • 54. Общественный прогресс и его критерии. Человечество перед лицом глобальных проблем. Социальный прогресс и его критерий.
  • 4) Ограниченное кол-во ресурсов.
  • 19.Сознание как предмет филос-го исследования, различные подходы к решению проблемы природы сознания. Сознание и самосознание

    Философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего основного вопроса. при подобном подходе к сознанию сталкиваются две альтернативных позиции - материалистическая и идеалистическая. Идеалистический подход рассматривает сознание в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Такой взгляд был у античных философов: Платон – разумная часть души я-я главной,формулировка идеального в противовес материальному (душа, опыт, познание, бессмертие души). Платин- не все в душе осознанно, чел-й разум – функция души. Материализм, исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности не является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым. Значительный материал о физиологических основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности, поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

    Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания "Я" как такого образования, которая хотя и похоже на "Я" других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое "Я", анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

    Ф-ии сознан: 1-познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. 2- творчески-конструктивная, проявляющаяся в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании предметов не существующих в природе. 3- регулятивно-управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. 4- прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их

    Попытки объяснить феномен сознания предпринимались в глубокой древности. Древние люди связывали сознание не с деятельностью тела, а существованием души, то есть бестелесного начала, которое способно на время или навсегда покидать тело человека.

    Основатель идеализма Платон утверждал, что душа бессмертна, а смертное тело является ее рабом. Вне тела душа находится в небесном мире идей.

    В средние века на первый план выдвигалась идея мирового духовного начала, а человеческий разум рассматривался как искра божественного разума. Философы-материалисты рассматривали сознание как функцию человеческого тела. В своих крайних проявлениях метафизический материализм утверждал, что мозг вырабатывает мысли подобно тому, как печень вырабатывает желчь.

    Таким образом, идеалисты утверждали абсолютную независимость мышления человеческого тела, а материалисты - полную зависимость духовного от телесного.

    Происхождение сознания, его сущность и структура

    Материалистическая диалектика, решая вопрос о происхождении сознания, опирается на теорию отражения.

    Отражение - это свойство материальных систем в процессе их взаимодействия воспроизводить особенности друг друга. В неживой природе существует пассивное отражение, которое проявляется в форме механических и физико-химических изменений. С возникновением жизни и появлением простейших организмов и растений возникает раздражимость - способность живого избирательно реагировать на воздействия внешней среды.

    У животных, благодаря наличию психики и нервной системы, существуют более сложные формы отражения, связанные с деятельностью органов чувств.

    1. Ощущение - способность отражать отдельные свойства предметов (цвет, форма, запах и т.д.), в результате их воздействия на органы чувств.

    2. Восприятие - способность к целостному охвату объекта во всей его полноте.

    3. Представление - способность к воспроизведению объекта, который непосредственно не воздействует на органы чувств.

    Как показали исследования физиологов, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга, то есть реакции на внешние воздействия, первые из которых передаются по наследству, а вторые формируются в процессе жизни.

    Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов, то есть поведенческих реакций. Наличие у животных ощущений, восприятий и представлений является основой возникновения человеческого сознания. Эта основа имеет биологический, природный характер. В то же время, формирование сознания не возможно без участия социальных факторов. Эти факторы выделил Энгельс в своей статье "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". Решающим социальным фактором возникновения сознания он назвал труд. Труд начинается с использования предметов природы в качестве орудий деятельности. Следующий этап - создание орудий труда из природных форм. Простейшие трудовые навыки способствуют расширению кругозора и совершенствованию мозга. Потребность передачи опыта стала предпосылкой видоизменения гортани и формирования членораздельной речи. Язык стал важнейшим фактором познания мира, средством передачи и хранения информации, основой существования абстрактного мышления.

    Биологической предпосылкой сознания человека является его головной мозг. Он представляет собой сложную физиологическую систему, которая функционирует в другой целостной системе - человеческом организме. Между физиологическими и психологическими процессами, происходящими в мозгу человека, существует принципиальная разница. Физиологические процессы - материальны, психические - идеальны. Сознание не сводится ни к отражаемому миру, ни к физиологическим процессам головного мозга.

    Сознание - это высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, которая заключается в активном отражении действительности и ее конструктивно-творческом преобразовании. Структуру сознания можно представить как единство четырех основных сфер.

    I - сфера телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. Она включает в себя ощущения, восприятия, конкретные представления, которые дают информацию об окружающем мире, собственном теле, его взаимоотношениях с другими телами. Назначение этой сферы - выработка целесообразного и полезного поведения.

    II - сфера логико-понятийная включает в себя общие понятия, аналитико-синтетические мыслительные операции, жесткие логические доказательства. Назначение этой сферы - достижение истины.

    III - эмоциональная сфера состоит из эмоций, чувств, настроений, стрессов, аффектов. Ее назначение - реализация принципа удовольствия, то есть стремление к позитивно-эмоциональным состояниям и блокирование негативных.

    IV - ценностно-мотивационная включает в себя духовные идеалы личности и высшие мотивы деятельности. Ее назначение - выработка поведения, соответствующего представлением человека о справедливости, правде, красоте.

    Эту схему необходимо дополнить такими компонентами сознания, как воля, воображение, память.

    Если эту схему соотнести с межполушарной асимметрией головного мозга, то функционирование I и II сферы будет соответствовать деятельности левого полушария головного мозга, а III и IV - правого полушария головного мозга. Такая "специализация" характерна для "правшей", у "левшей" она обратная.

    Сознание способно не только отражать окружающий мир, но и обращаться к самому себе, то есть выступать как самосознание. Самосознание обеспечивает отделение человека от окружающего мира и соотнесение себя с другими любыми. Это происходит в результате самоанализа, который приводит к самооценке. Выделение себя из мира не означает полного разрыва с ним. Мир по отношению к человеку выступает как своеобразное зеркало, в которое он видит свое отражение.

    Сознание можно определить как субъективный образ объективного мира. Это означает, что сознание принадлежит не окружающему миру, а человеку, субъекту. В то же время содержанием сознания является объективный мир, его различные стороны, свойства. Кроме того, субъективность сознания означает, что оно способно несколько отступать от действительности и образ, созданный сознанием, отличается от оригинала.

    Наряду с сознанием в психике человека присутствуют и элементы бессознательного, которые исследуются с помощью психоанализа. К бессознательным видам деятельности человеческого мозга относят творческое озарение, интуицию, способность к формированию парадоксальных задач, вопросов, решений. Феномен сознания исследуется различными естественными и гуманитарными науками. Философский анализ сознания предполагает определение природных и социальных факторов его формирования, характер их взаимодействия, источник творческой способности личности, переделы возможностей человеческого интеллекта.

    Тема 8. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

    План

    1. Сознание как предмет философского анализа.

    2. Научная картина эволюции сознания.

    3. Структура и функции сознания.

    Основные понятия: сознание, отражение, опережающее отражение, раздражимость, возбудимость, чувствительность, психика, инстинкт, мышление, понятие, суждение, умозаключение, язык, знак .

    Сознание как предмет философского анализа

    Сознание, как важнейшее свойство человека, является специфической формой регуляции взаимодействия субъекта с окружающей действительностью. Посредством сознания человек выделяет себя из окружающего мира, регулирует свои связи с миром и управляет собой и миром.

    Сознание изучают многие науки: логика, психология, социология, физиология высшей нервной деятельности, антропология, эргономика, педагогика, семиотика, кибернетика. Каждая из них формулирует свой предмет анализа. Современная наука в целом успешно отвечает на многие вопросы, связанные с сознанием человека. Вместе с тем конкретные науки мало интересуются ценностными аспектами сознательной деятельности людей, истинностью сознательных состояний и актов. Философию же интересует именно этот аспект, а конкретно-научные вопросы, например специфика мозговых нейродинамических процессов, являются для нее второстепенными.

    Свои варианты ответов на вопросы о сознании дает и религия. Но в религии сознание мистифицируется, выводы о нем делаются на уровне эмоционально-чувственного переживания. В отличие от религии, философия стремится рационально-логически обосновать свои представления о сознании, подкрепить их научными доказательствами.

    Исследуя сознание, философия сочетает рационально-логический и аксиологический, ценностный подходы. Она анализирует сознание в единстве того, что человек осознает и как он это делает. Этим философия сознания отличается от конкретных научных выводов и религиозно-художественных интерпретаций сознания.

    В целом можно сделать вывод, что философия, конкретные науки и религия учитывают достижения друг друга в решении проблемы сознания, но имеют свои цели и основания.

    Основные проблемы философии сознания:

    – проблема природы сознания (материальная или идеальная), его источника и носителя;

    – проблема времени, условий и факторов возникновения сознания;

    – проблема структуры сознания, его элементов, уровней и форм;

    – проблема функций сознания, его роли в жизни отдельного человека, общества, культуры, Вселенной.

    Традиционно философия изучает сознание в контексте проблемы взаимодействия идеального и материального начал бытия.

    Представления об идеальной природе сознания возникли раньше, чем были обоснованы материальные, физические предпосылки его возникновения. Это не случайно. Древние греки, а именно они начали анализировать проблему сознания, отводили интеллектуальной деятельности гораздо более высокую роль, чем физической. Самые ранние представления о сознании выразились в понятиях «дух», «душа», «логос». Гераклит основой сознания считал логос. Пифагорейцы полагали, что душа – это бессмертный демон, странствующий по телам. Демокрит понимал душу как совокупность шарообразных атомов огня. Платон разработал учение о мировой душе как первоначале мира. Душа отдельного человека состоит из трех частей:

    – рациональная, ее добродетель – мудрость, она преобладает у философов;

    – эмоциональная, ее добродетель – достоинство и воля, она преобладает у воинов;

    – чувственная (похотливая), ее добродетель – воздержанность и благоразумие, она преобладает у ремесленников и земледельцев.

    В философии Платона был очерчен определенный круг явлений, имеющих противоречивые свойства. С одной стороны, эти феномены, очевидно, являлись результатом мышления, воли, фантазии человека, а с другой – они совершенно не зависели от мышления, воли, психического состояния каждого конкретного индивида и даже руководили его поступками. Например, законы государства, культурные и языковые нормы, логические категории и математические истины. Человек усваивает такие явления в процессе воспитания и обучения, а затем руководствуется ими в повседневной жизни. В некоторых ситуациях человек отдает им предпочтение по сравнению со своими материальными, физическими потребностями. Эти всеобщие нормы культуры Платон и назвал идеями, а философия обозначила проблему исследования сознания как проблему идеального вообще.

    Аристотель спорил с Платоном, утверждая, что душа присуща не всему Космосу, а только живым телам: душа – спутница жизни. Поэтому он выделял три вида души: растительную, животную и человеческую (разумную). Первые два вида связаны с телом, а ум, мышление от тела не зависят. Ум вечен, его задача – постигать сущность вещей, скрытых за внешней видимостью явлений.

    Дальнейшее исследование сознания связано с творчеством Плотина, Августина Блаженного, Р. Декарта, И. Канта, К. Маркса, З. Фрейда, Э. Гуссерля.

    Делая вывод о том, что сознание имеет идеальную природу, т.е. является выражением способности человека отражать мир в образах, философия должна была ответить на следующий вопрос: как существует идеальное? Существуют ли те образы, которые творит человек, в природе самой по себе или в биологической природе человека? Очевидно, что нет. Так, например, форма кувшина, который делает гончар, не заключалась заранее ни в куске глины, ни в анатомической организации тела самого гончара.

    Наибольший вклад в разработку этой проблемы внесли представители марксизма и психоанализа, которые создали психосоциальную, материалистическую по своей основе концепцию сознания. Опираясь на данные естествознания, они сделали вывод о том, что идеальное – это форма жизнедеятельности человека. Результатом совокупной деятельности многих поколений людей, воплощением их сознания, творчества, духовных дерзаний и душевных переживаний становится культура. Культура – это особый мир, отличный от мира первой природы тем, что его создает человек, способный творить образы. Поэтому мы можем утверждать, что идеальное обладает реальным бытием.

    Таким образом, в онтологическом плане сознание – это свойство материи, а в гносеологическом – чувственный образ внешнего мира. Именно на этих методологических основаниях осуществляется исследование конкретных проблем философии сознания.

    Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агенство по образованию ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт Учётно-статистический факультет

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по философии на тему №27:

    Сознание как предмет философского анализа

    Челябинск - 2007


    Введение. 3

    1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества

    сознания и предпосылки его возникновения и развития. 4

    2. Структура сознания. Сознание и язык. 4

    3. Что такое бессознательное как феномен психики? Объясните

    соотношение понятий: психика – сознание – бессознательное. 4

    Заключение. 4

    Список литературы.. 4


    Введение

    Проблема сознания всегда привлекала при­стальное внимание философов, ибо определе­ние места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его дей­ствительностью предполагает выяснение при­роды человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагива­ют исходные мировоззренческие и методоло­гические установки любого философского на­правления. Естественно, что подходы эти бы­вают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой фор­мы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма ха­рактеризуется прежде всего выделением чело­века как своеобразной реальности, как носи­теля особых способов взаимодействия с окру­жающим миром, включая и управление им.

    Тема «Сознание как предмет философского анализа» является актуальной, так как сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и ду­шевной жизни человека в их единстве и цело­стности, а также способов контроля и регуля­ции его взаимоотношений с действительнос­тью, управления этими взаимоотношениями.

    Цель: Рассмотреть сознание как предмет философского анализа

    1. Рассмотреть материальное и идеальное. Основные характеристики и

    качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

    2. Раскрыть структуру сознания. Сознание и язык

    3. Выяснить Что такое бессознательное как феномен психики?

    4.Объяснить соотношение понятий: психика – сознание – бессознательное


    1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

    В науке долгое время широкое распространение имело дуалисти­ческое представление о сознании и мозге. Сознание рассматри­валось как нечто надфизическое, лежащее поверх мозга или в его «порах».

    Сознание мыслилось как некое активное существо, пользующееся мозгом как орудием для реализации своих целей. Оно как бы пер­сонифицировалось и мыслилось как человек в человеке. Счита­лось, что между духовно-идеальным и материальным лежит про­пасть, для преодоления которой у нас нет ни моста, ни крыльев.

    Со­знание - субъективный образ объективного мира. Субъек­тивность образа - не произвольное привнесение чего-то от субъ­екта. Будучи отражением действительности, образ не существует и не может существовать вне конкретно-исторической личности со всеми ее индивидуальными особенностями. Он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от бо­гатства или бедности практического опыта людей, от уровня исто­рического развития знаний человечества.

    Субъективность обра­за, за исключением случаев патологии, обмана и заблуждений, не является свидетельством слабости человеческого сознания. Имен­но это обеспечивает возможность познания человеком объектив­ного мира. Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным отражением, то никакое познание не было бы возможным.

    Идеальность образа состоит лишь в том, что он несводим ни к определенным внешним объектам, ни к материальным физиоло­гическим процессам в мозгу. Последние строят образ, но не явля­ются им. Физиологические процессы головного мозга выступают как носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотносится человеком с объектом отражения. Именно отнесенность мозговых процессов к объективному миру и делает эти процессы психическими, идеальными. Идеальное - это данность объекта субъекту. И подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютно не подозревая, что творится в самом мозгу. И это потому, что человеку (да и жи­вотному) даны не физиологические состояния его мозга, а внешний мир - объект.

    Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физичес­ких, химических и физиологических процессов, которые происходят в это время и в этой связи в мозгу и которые составляют матери­альную основу сознания. Далее, одни и те же физиологические ме­ханизмы осуществляют не только разные, но и прямо противопо­ложные мысли.

    В пределах теории познания мысль, сознание, идеальное про­тивоположны материальному, а за этими пределами их нельзя про­тивопоставлять как абсолютные противоположности.

    Сознание существует не только как нечто принадлежащее дан­ному субъекту, но и в виде форм общественного сознания, зафик­сированных средствами языка. Нельзя отрицать реальности сознания: душа - это особая форма бытия сущего. Такой реальностью является и вся духовная куль­тура общества и внутренний духовный мир каждого человека. Мысль действительна. Но ее действительность идеальна. Для вся­кого другого человека мое сознание существует как реальность, ко­торую он воспринимает через чувственные формы ее обнаружения: поступки, слова, жесты, мимику.

    Для понимания души важным является следующее определение идеальности: идеальное есть нечто противоположное материальному, но такое, которое в то же время сохраняет свое совечное единство с ним. Когда мы говорим, что душа имматери­альна, т.е. нечто идеальное, мы имеем в виду ее смысловую сущ­ность во всем составе ее компонентов - сознании, самосознании, чувствах, воли, разума, памяти и т.п., но для понимания сути дела мы допускаем условную аналогию между душой и словом. Можно ли слово мыслить лишь в чистом виде смысла? Смысл слова немыслим вне своей материальной оболочки знака - в виде потоков членораздельных звуков или различного рода начертаний в письменной речи. Нам представляется, что и душа, будучи связанной с деятельностью человеческого мозга, имеет вместе с тем и свое специфическое материальное облачение в тончайшую «ткань» биопо­ля, ауры, что придает ей относительно самостоятельное бытие, на чем издревле строится допущение бессмертия души. Можно, види­мо, мыслить ауру как некое подобие эфира - этого тончайшего вида материи. Идея эфира, возникнув в древние времена, сохраня­ет свой неистребимый характер по сию пору.

    Сознание - одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания.

    Сознание - это выс­шая, свойственная только людям и связанная с речью функ­ция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мыслен­ном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

    Сознание - результат длительного развития человеческого общества. Элементы психической и сознательной деятельности имеются уже у высших, особенно стадных, животных, использую­щих звуковую сигнализацию и жесты для обмена информацией, но настоящее человеческое сознание появляется не как простое продолжение и усложнение психической деятельности этих животных, а вследствие глубоких принципиальных изменений. Основой этих изменений явился труд.

    Многообразие информации, которую должны были переда­вать друг другу наши предки, требовало таких знаков, каждый из которых сообщал бы не об одном-единственном предмете или действии, а об объектах различных, но обладающих общими чер­тами и потому требующих одинаковой реакции со стороны чело­века. Знак должен был быть общим для определенного класса объектов и общим для всех участников трудового процесса. Представить себе наглядно то общее, что имеется во всех случаях, когда подбегают, прячутся, ударяют и т. п., совершенно отвлекаясь от многочисленных разли­чий между этими актами, можно лишь очень туманно или вовсе невозможно. Вполне наглядными при таком отражении остаются лишь знаки, посредством которых участники общения передают их друг другу.

    Отражение того общего, что есть в целом классе явлений (бег вообще, удар вообще, скала вообще), при отвлечении от различий между явлениями данного класса, отражение зависимостей, свя­зей между явлениями дается в мышлении. Мышление - важ­нейшая особенность человеческого сознания. Звуковая же систе­ма знаков, посредством которой создаются такие отражения и при помощи которой осуществляется общение, называется язы­ком. Таким образом, коллективный труд требовал образования мышления и языка, возникновение и развитие которых неотде­лимы друг от друга.

    Всякий раз, когда люди неправильно отражали существующие в объективной дей­ствительности связи, их попытки овладеть ими терпели неудачу. Миллиарды раз повторялись такие попытки, то удачные, то бес­плодные, пока не сформировалось умение отражать события и их взаимосвязи так, как они имеют место в действительности. Наши предки стали овладевать обычными, на каждом шагу встречаю­щимися, повторяющимися связями. Так возникли умозаключения, т. е. выведение из некоторых известных исход­ных посылок определенного нового знания на основе связей, ко­торые называются логическими. С течением времени способность логично умозаключать укоренилась, так как многие поколения на практике убедились, что логические связи соответствуют отно­шениям и взаимодействиям между самими событиями, действия­ми или вещами. Возникла присущая человеческому мышлению логика.

    Таким образом, сознание со всеми его атрибутами (ощу­щениями, мышлением, логикой и т. д.), возникшее в процессе чрезвычайно длительного превращения стада животных в челове­ческое общество и порожденное, как и язык, общественной трудовой деятельностью, представляет собой (как и язык) явле­ние специфически общественное.


    Эпистемологии (К. Лоренц, Д. Кэмпбелл и др.), возникшей благодаря успехам биологии, генетики человека, когнитивной психологии, теории информации и компьютерной науки, утверждается, что познание как необходимый атрибут человеческого бытия детерминировано механизмами органической эволюции. Конечно, следует учитывать еще и социальную сторону человеческого познания, определяемого различными...

    Значений термина "природа", которые появились на достаточно позднем этапе развития культуры и имеют свои конкретно-исторические и философские основания. Выпишем теперь эти отмеченные ранее два значения в общем перечне и в более точной формулировке: 4) Природа как совокупность естественных условий существования человека, человеческого общества и человеческой культуры и как источник необходимых...

    Предвидение Эспинаса оказалось исторически оправданным: в 60-е годы XX столетия польский философ Тадеуш Катарбинский (1886–1981) сделал понятие праксиология популярным и общеупотребимым. У истоков философского осмысления техники Для того, чтобы методически уяснить происхождение философии техники, воспользуемся разрабатываемой А.Н. Чанышевым гносеогенно-мифогенной моделью генезиса общей...

    Все это представляет собой познавательный образ, отражающий факты исторической действительности. Для чего нужно исследование исторических фактов? Изучая историю, человек выясняет закономерности её развития. Анализ исторических фактов и событий позволяет представить мировую историю как единый процесс и понять движущие причины этого процесса. При установлении исторического факта выявляется...

    Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных, так как сознание - сложнейший комплекс мыслей и чувств, находящийся внутри нас. Оно невидимо, оно не существует как отдельный предмет или процесс, и поэтому познать и описать его с помощью научных приборов невозможно. Носителем сознания является человеческий мозг - самый сложнорганизованный материальный объект.

    Сознание - это высшая функция человеческого мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и их результатов, в регулировании и самоконтроле поведения человека.

    В философии сознание рассматривается через целый ряд взаимосвязанных проблем:

    1) как существует сознание;

    2) каковы его основные свойства;

    3) как возникло сознание;

    4) какова структура (устройство) сознания.

    Решение первой из этих проблем связано с основным вопросом философии об отношения сознания к бытию, с определением места и роли сознания в мире.

    Философия дала ряд вариантов ответа:

    Субстанциализм (объективные идеалисты и дуалисты, представлявшие сознание в виде вечной самостоятельной субстанции - Бога, мирового разума, космической души; человеческое сознание - бессмертная частица или продукт этого мирового разума);

    Функционализм (во-первых, материалисты XVIII-XIX вв., считавшие сознание особым веществом, автоматически выделяемым человеческим мозгом, во-вторых, диалектические материалисты XIX- XX вв., считавшие сознание не веществом, а функцией мозга, то есть сложной связью его нервных клеток, образующей формы мышления на основе чувственного отражения нашего опыта);

    Субъективизм (феноменологи и экзистенциалисты, считавшие, что поскольку индивидуальное сознание человека всегда проявляется во внутренних образах, то мы только предполагаем, что вокруг нас есть внешний предметный мир; достоверно мы знаем только мир, созданный нашим собственным сознанием);

    Психоаналитическая традиция (3. Фрейд , К. Юнг , Э. Фромм , по-ставившая перед философией проблему бессознательного, т. е. существования психических явлений, влияющих на сознание, но не контролируемых им.)

    Каждая из этих тради-ций делает акцент на определенных свойствах сознания. Так, субстанциализм подчеркивает идеальную природу сознания. Функционализм, напротив, отмечает зависимость сознания от природных, материальных струк-тур (от мозга и чувственного опы-та человека). Психоаналитический подход открыл феномен бессознательного, а субъективистский обра-тил внимание на особую значимость самосознания. Современное представление о сознании должно синтезировать эти различные аспекты анализа проблемы сознания.


    Основные свойства сознания.

    Диалектико-материалистический функционализм к основным свойствам сознания относит:

    Общественно-исторический характер формирования сознания (пример Маугли доказывает, что у ребенка, выросшего среди животных, сознание не возникает);

    Его интенциональность, т.е. направленность на объект;

    Внутренняя активность, опережающий характер мысленного отражения ситуации, способность к творчеству и фантазии;

    Его несубстанциональность, т.е. сознание не может существовать вне своего материального носителя - мозга, и не может действовать на мир само по себе, без речи и поступков людей (отсюда невозможны бессмертие души, телепатия , телекинез , экстрасенсорное воздействие, ясновидение, привидения и другие мистические явления);

    Его идеальность - внутренние образы сознания не сводятся к группам возбужденных клеток мозга или группировкам молекул (непосредственно рассмотреть мысль или распознать какое-то чувство невозможно).

    Функции сознания. К числу основных функций сознания относятся: познавательная, целеполагающая, регулятивная, ценностная, творческая. Сознание человека позво-ляет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности, осу-ществлять акты самопознания, ставить цели и разрабатывать планы деятельности, ре-гулировать и контролировать отношения с действитель-ностью, давать оценки различным явлениям и формировать жизненные ценности, творчески изменять условия своей жизни.

    Проблема генезиса (возникновения) сознания. Сознание и эволюция форм отражения. В процессе развития филосо-фии и науки было доказано, что вся материя обладает общим свойством - оставлять следы взаимодействия материальных тел. В материалистической философской традиции, начиная с французских материалистов XVIII в., это свойство получило название «отражение». Вне и независимо от взаимо-действия отражение не существует. Основой возникновения сознания стала эволюция различных форм отражения в неживой и живой природе.

    Сейчас различают: 1) отражение в широком смысле , как всеобщее свойство (атрибут) материи, связанное с взаимодействием материальных тел, и 2) информационные взаимодействия в живой природе и в обществе (отражение в более узком смысле, предполагающее активное использование информации). В неживой природе след от воздействия одного объекта на другой не становится для последнего источником его собственной активности. Например, когда солнце нагревает камень, это не вызывает какой-то внутренней активности камня. При информационном взаимодействии внешнее воздействие приводит в активность внутреннюю программу самодвижения объекта (перегревшийся на солнце человек в отличие от камня может уйти в тень).

    В живой природе выделяют следующие формы эволюции информационного взаимодействия:

    Раздражимость - ответная реакция организма на воздействие окружающей среды (появляется у растений и одноклеточных живых организмов);

    Чувствительность - способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства воздействующих на него предметов и явлений (появляется у низших беспозвоночных животных);

    Нейрофизиологическое отражение - соединение ощущений в чувственный образ объекта, или представление (появляется у позвоночных животных, имеющих нервную систему и головной мозг);

    Высшая психическая деятельность - развитие комплексов сложных услов-ных рефлексов, игровой и орудийной деятельности, памяти и эмоций (у млекопитающих с развитым головным мозгом);

    Человеческое сознание.

    Отличие сознания от психики живот-ных.

    Основными отличительными признаками сознания являются:

    Абстрактно-логическое мышление, связанное с умением вос-производить сущностные характеристики и связи действительно-сти, не данные непосредственно в восприятии;

    Целеполагание как способность идеально конструировать жела-емый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;

    Самосознание, определяющее возможность выделения себя извнешней среды;

    Язык как вторая сигнальная система, позволяющая нам ори-ентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знакам и символам.

    Сознание и язык. Сознание человека связано с языком как способом своего существования. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. У человека формируется речевое мышление - внутреннее проговаривание ситуации или текста, который он читает. Внутренняя речь имеет сокращенный вид по сравнению с внешней. В ней упускаются неосновные слова, восстанавливаемые по контексту, проговариваются лишь главные слова и темы. Таким образом, чтобы осознать собственные мысли, мы переводим их в слова. Тем самым идеальные образы сознания передаются нам посредством материального носителя - звуков речи и знаков письма. Развитие сознания и языка идут одновременно. Совершенствуя свой язык, человек одновременно совершенствует собственное сознание.

    Структура сознания. Анализ структуры сознания первоначально строился на дан-ных психологии, которая вы-деляла следующие элементы сознания: мышление, эмоции, воля, память, внимание. Мышление включает целый комплекс разных способностей: понятийное отражение свойств и взаимосвязей вещей и явлений, ориентация в мире, управление орудийной деятельностью (операции с предметами), операции с числами (идеальными заместителями предметов в сознании), рассчет конкретных ситуаций и проектирование будущего (планы и мечты), творческое воображение, нравственная оценка и самооценка, рефлексия (размышление) и т.д.

    Философия чаще всего рассматривает структуру сознания и психики человека как трехуровневую, состоящую из сфер бессознательного (к нему примыкает подсознание), сознания и сверхсознания. Бессознательное - это врожденные инстинкты, а также неосознаваемые нами, глубоко спрятанные в памяти мысли и чувства. Подсознание - это автоматическое выведение ранее заученной информации (например, таблицы умножения, стихов, навыков плавания или езды на велосипеде). Сверхсознание понимается как высший этап творческого процесса отражения мира - интуиция (догадка, озарение). В отличие от подсознания деятельность сверхсознания не осознается ни при каких условиях, осознаются лишь ее результаты. Интуиция представляет собой эмоционально-рациональный процесс догадки или «прямого усмотрения» истины, не требующий специального логического обоснования.

    Психоаналитическая философия выделяет три сферы человеческой психики: «Сверх-Я» (традиции, идеалы, цен-ности и нормы культуры); «Я» (сознание); «Оно» (совокупность бессознательных инстинк-тов, комплексов, вытесненных переживаний и т. д.). «Я», будучи связанным со «Сверх-Я» и «Оно», как бы балансирует между ними. З. Фрейд считал, что нужно помочь людям осознать бессознательное и тем самым расширить сферу их свободы, избавить от власти «Оно». Он полагал, что следует расширять в нашей психике культурное «Сверх-Я».