Open
Close

Сознание и самосознание своими словами коротко. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Эмоциональные процессы и управление эмоциями

Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам. Сознание является частью психики, так как в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Внешними детерминаторами сознания являются природа и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного -- природа; для человека -- природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о природе и обществе (а также о людях как природных и общественных существах).

Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной жизни. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека с его сознанием. Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы имеем в виду органический и неразрывный комплекс двоякого рода факторов, определивших и определяющих развитие психики человека, факторов, действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы психологические, подвластные двум указанным детерминаторам.

Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию. При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной, материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация -- воздействие на сознание объективного мира, природы и общества -- является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обусловленность -- вторичной.

Человек имеет определенное отношение к самому себе: принимает себя (удовлетворен, доволен собой) или отвергает себя (неудовлетворен, недоволен собой). Человек не только знает о своем существовании, знает о себе как носителе психической реальности, но и определенным образом относится к самому себе. Человек не только идентифицирует себя в многообразии своих проявлений, идентифицирует себя с себе подобными, не только дифференцирует себя от с собой схожих, но и постоянно оценивает себя. Мне может нравиться или не нравиться моя внешность, я могу оценивать свои способности как достаточные или недостаточные для решения той или другой задачи, я могу положительно или отрицательно оценивать свои поступки. Все это так или иначе входит в Я-образ. Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием. философия материальный истина самосознание

Самосознание это определенная форма реального явления - сознания.

Самосознание предполагает выделение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это -- сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания. Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте включает в себя также и аспект социологический. Наибольшую гносеологическую трудность представляет собой индивидуальное самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми (этим занимается психологическая наука). В обоих случаях мы не выходим из рамок обычного соотношения общего и отдельного, соотношения между объектом (обществом) и субъектом (человеком, отдельными людьми). В индивидуальном же самосознании перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на объект и субъект.

Идеалистическая философия и психология рассматривает это раздвоение как наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа», «души»), делающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е. совокупность всех текучих явлений сознания. Материалистическая философия, психология, физиология и психопатология накопили уже большой материал для научного объяснения явления самосознания, его генезиса и психологического механизма. Материалисты, отвергая мистическую трактовку самосознания, считают самосознание одной из форм сознания, имеющей те же гносеологические корни, что и сознание в целом. Они различают две формы сознания: предметное сознание и самосознание.

Имеются и социальные предпосылки самосознания. Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на основе его деятельности, в которой человек выступает творцом созданных им предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта.

Проблема внутреннего тождества «я», единства самосознания была предметом размышлений многих философов, в том числе И. Канта, выдвинувшего учение о трансцендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве познавательного опыта.

Что возникает раньше -- предметное сознание или самосознание? Самосознание--это процесс, проходящий различные ступени развития. Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит далеко в область органической эволюции и предшествует человеческому сознанию, является одной из его предпосылок. Если же рассматривать самосознание в его наиболее развитых формах как один из признаков класса или личности и разуметь под ним понимание классом или личностью своей роли в общественной жизни, призвания, смысла жизни и пр., то, конечно, такое самосознание стоит ваше сознания в общем смысле этого слова, является формой общественного сознания.

Структура сознания в значительной мере весьма условна. Дело в том, что элементы сознания тесно взаимосвязаны. Однако при всей условности в сознании можно выделить такие элементы: Первым элементом является знание . Это главный компонент, ядро сознания, средство его существования. Знание -- это понимание человеком действительности, отражение ее в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Благодаря знаниям человек может «охватить», осмыслить все то, что его окружает и составляет предмет познания. Знание предопределяет такие свойства сознания, как возможность предметной деятельностью целеустремленно «создавать мир», предусматривать ход событий, проявлять творческую активность. Иными словами, сознание -- это отношение к действительности в форме знаний с учетом потребностей человека.

Вторым важным элементом структуры сознания являются эмоции . Человек познает окружающий мир не с холодным равнодушием автомата, а с чувством удовлетворения, ненависти или сочувствия, увлеченности или негодования. Он переживает то, что отражает Эмоции или стимулируют, или тормозят осознание индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, более легко запоминается. Но иногда «радужное» восприятие мира может ослепить, породить иллюзии, выдать желаемое за действительное. Некоторые, особенно отрицательные, эмоции негативно сказываются на ясности ума. Чувство страха, например, становится препятствием на пути осознания человеком происходящего. Высшим уровнем эмоций являются духовные чувства (например, чувство любви), которые формируются вследствие осознания связей личности с наиболее существенными социальными и экзистенциальными ценностями. Чувства характеризуются предметным содержанием, постоянностью, независимостью от реальной ситуации. Эмоциональная сфера существенно влияет на все проявления сознания человека, выполняет функцию основы его деятельности.

Третьим структурным элементом сознания является воля -- осознанное, целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизовать и направить свои психические и физические силы на решение задач, которые возникают в его деятельности и требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и препятствий. Изготовление орудий человеком -- это первая и наиболее главная школа формирования воли. Воля и цель взаимно дополняют друг друга. Без воли нельзя достичь цели; без целесообразной деятельности нет воли. Воля -- это осознанное стремление и побуждение к действию. Однако для человека характерны и неосознанные побуждения. Иногда бывает так, что человек куда-то стремится, а куда и зачем -- сам не знает. Такая подсознательная регуляция осталась у человека от животных.

В структуре сознания следует упомянуть и такой элемент, как мышление . Мышление -- это процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей на основе известного, ощутимого, услышанного и т. п. Благодаря мыслительной деятельности мы проникаем в невидимое, в то, что не воспринимается путем прикосновения и что нельзя почувствовать. Мышление дает нам знание о существенных свойствах, связях и отношениях. С помощью мышления мы осуществляем переход от внешнего к внутреннему, от явления к сущности вещей, процессов.

К структуре сознания относятся также внимание и память . Внимание -- это форма психической деятельности человека, которая проявляется в направленности и сосредоточенности на определенных объектах. Память -- это психический процесс, который заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении в мозге индивида его прошлого опыта. Основными элементами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Физиологической основой запоминания являются образование и закрепление временных нервных связей в коре головного мозга. Последующее оживление нервных связей дает воспроизведение запомненного материала, а торможение этих связей ведет к забыванию.

В субъективной реальности человека имеет место такая важная подструктура, как самосознание . Это осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в сознательные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Иными словами, это целостная оценка самого себя, своего морального облика, собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий и т. п. С помощью самосознания человек реализует отношение к самому себе, осуществляет свою самооценку как мыслящего существа, способного ощущать. В этом случае объектом познания субъект делает самого себя и свое сознание. Итак, человек -- самооценивающее существо, которое без этого характерного действия не смогло бы определиться и найти свое место в жизни. Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира началось от Сократа, с его максимы «Познай самого себя». В процессе становления философии как специфического знания о мире и человеке сложился взгляд на деятельный, неспокойный характер души, диалогичность и критичность разума относительно самого себя. По Платону, деятельность души -- это внутренняя работа, которая имеет характер беседы с самим собой. Размышляя, душа постоянно разговаривает с собой, спрашивает, отвечает, утверждает и возражает.

Таким образом, самосознание -- важное условие постоянного самосовершенствования человека. В структуре самосознания можно выделить такие элементы; самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль. Самосознание в целом тесно связано с рефлексией. В философской литературе рефлексию определяют как принцип мышления, с помощью которого она осуществляет анализ и осознание собственных форм (категорий мышления) деятельности. Вот почему, на наш взгляд, рефлексию можно рас­ сматривать как деятельность самосознания, раскрывающую внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Понимание человеком своего внутреннего состояния, способность к самоконтролю приходят не сразу. Самосознание наряду с такими духовными элементами личности, как мировоззрение, способности, характер, интересы, формируется под влиянием социальной среды. Среда требует от личности контроля над своими действиями и ответственности за их результаты. Уровень сознания в значительной мере зависит от того, какие требования ставятся перед личностью и какие социальные ценности культивируются в данной среде. Основным требованием здесь выступает то, что человек сам должен контролировать свои действия и отвечать за их последствия.

Структурные элементы сознания находятся во взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивают сознанию ряд жизненно важных для человека функций.

Первой функцией сознания является познавательная , или отражательная функция, т. е. получение знаний о действительности, окружающей человека, и о нем самом. Эта функция является всеохватывающей, из нее происходят все другие. Познавательная функция носит не пассивный, а активный, эвристический характер, т. е. сознание имеет свойство опережающего отражения действительности.

Познавательная функция сознания обусловливает аккумулятивную (накопительную) функцию. Суть ее в том, что в памяти человека «оседают», накапливаются знания, полученные не только из непосредственного, личного опыта, но и от современников или предшествующих поколений людей. Эти знания по мере необходимости актуализируются, воссоздаются и служат средством реализации других функций сознания.

Следующая функция -- аксиологическая (оценочная). Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения своих потребностей и интересов.

Оценочная функция непосредственно переходит в функцию целенаправленности (формирования цели). Целеустремленность -- это сугубо человеческая способность, которая является кардинальной характеристикой сознания. Цель -- это идеализированная потребность человека, нашедшего свой предмет; это такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предполагается результат деятельности человека. Цели формируются на базе всего совокупного опыта человечества и восходят к высшим формам проявления в виде социальных, этических, эстетических и других идеалов.

Высшие возможности сознания обнаруживаются в творческой (конструктивной ) функции. Человек создает то, чего природа до него не порождала. Он создает принципиально новое, строит новый мир.

Еще одна функция -- коммуникативная (связи). Она обусловлена тем, что люди принимают участие в общем труде и нуждаются в постоянном общении.

Завершает логический цикл сознания личности регулятивная (управленческая ) функция. На основании оценки факторов и в соответствии с поставленной целью сознание регулирует, приводит в порядок действия человека, а затем и действия коллективов. Регулятивная функция сознания зависит от взаимодействия человека с окружающей средой и выступает в двух формах: побудительной и исполнительной регуляции.

Таковы главные функции сознания. Лишь гармоничное их развитие дает в конечном итоге поистине целостную в интеллектуальном и духовном плане личность.

Сознание и самосознание

Самосознание - способность человека одновременно отображать явления и события внешнего мира и иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях. Впервые в философии проблема самосознания была сформулирована Сократом, который называл самосознание смыслом философии. Но в античной философии проблема самосознания не получила развернутого толкования.

Впервые вопрос о самосознании стал проблемой в средневековой философии. Средневековое религиозное мировоззрение предполагало и требовало от человека определенного усилия, направленного на преобразование телесной природы, связанной с грехом. Понятно, что прежде чем человек будет способен осознать себя образом и подобием Бога, он должен просто осознать себя.

В философии Нового времени проблема самосознания оказалась связанной с проблемой познания и возможностью человека знать о своих собственных способностях. Философия XVII - XVIII веков утверждает, что нет сознания без самосознания, а сознание в свою очередь сводится к мышлению

Современная философия отказалась от отождествления сознания, мышления и самосознания. В современной философии интерпретируется уже не столько вопрос о сознании или самосознании, сколько проблема принципиальной возможности рефлексии по поводу любых проявлений человека: сознательных и бессознательных, интеллектуальных, эмоциональных или волевых. Самосознание рассматривается не только в форме знания о самом себе, но и переживания по поводу содержания субъективной реальности, понимается как любое возможное самоотображение, равноценное отображению внешнего мира.

В вопросе о соотношении сознания и самосознания среди философов нет единства, а отсутствие единства часто порождает путаницу в терминах и интерпретациях. Одна сторона в этом споре утверждает, что самосознание это высшая форма сознания, которая проявляется только у взрослой развитой личности. Сторонники этой точки зрения связывают самосознание с мышлением, интеллектуальным самоотображением, и определяют его как рефлексию по поводу собственных мыслительных актов. Результаты такого интеллектуального самоотображения фиксируются в строгих понятиях и суждениях. Очевидно, что в этом случае необходимо предположить существование таких видов и проявлений сознания, которые не сопровождаются самосознанием.

Теоретически более корректной и эмпирически подтвержденной является другая точка зрения на природу и содержание самосознания. Согласно этой позиции самосознание - это аспект любого сознательного акта, независимо от степени его ясности или зрелости. В этом случае самосознание понимается как любое возможное самоотображение, которое осуществляется на уровне мышления, эмоций, ощущений и т.п. Если сознание это контролируемое и управляемое личностью отображение действительности, то разумно предположить, что частью этой действительности является и сама сознательная личность. Именно поэтому, самосознание - неотъемлемый фрагмент любого сознательного акта.

При таком подходе сознание рассматривается как единство самосознания - активности сознания, направленной на самое себя, и иносознания - сознательной активности, направленной на внешний мир. Самосознание и иносознание образуют единую структуру.

Степень ясности самосознания может быть различной у разных людей и у одного и того же человека в разные моменты его жизни. Смутное отображение телесных ощущений или интенсивные размышлений о самом себе, смысле жизни и собственной душевной деятельности - все это проявления самосознания. Основа самосознания - чувство "я", исчезающее только в исключительных случаях: обморок, кома и т.п. На чувство "я" наслаиваются другие, более развернутые и высокие уровни сознания и самосознания. Поскольку самосознание - неотъемлемый компонент любого сознательного акта, постольку в структуре самосознания можно выделить те же элементы, что и в структуре сознания: отображение процесса мышления, отображение собственных эмоций, отображение телесных ощущений и т.п. Как и иносознание, самосознание это не только знание, но и переживание, и отношение к себе. сознание самосознание социальный идеалистический

Осознание внешнего мира, не сопровождающееся осознанием самого себя, ущербно. Эта мысль не является достижением только современной философии, поскольку была сформулирована еще Сократом. Идея о том, что сознание не существует без самосознания, одна из центральных в немецкой классической философии. Современная экзистенциальная и феноменологическая философия также предполагают неразрывное единство сознания и самосознания. В плане дальнейшего прояснения проблемы сознания утверждение единства сознания и самосознания означает, что сознание, каким бы сложным явлением оно ни было, открыто для самого себя, т.е. может быть предметом философского или научного изучения.

Сознание и познание

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком - все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание.

Сознание есть форма ориентации индивида в мире культуры, в окружающей среде. Эта среда формировалась в течение тысячелетий истории человечества, она создана трудом множества поколений людей. Каждый предмет в культуре имеет какое-либо идеальное общественное значение. Сознание позволяет человеку ориентироваться в этой идеальной среде, в мире значений.

Функционально сознание понимают как мышление, т.е. операциональную систему. Весьма приблизительно сознание объясняется и через функцию мозга. Такой взгляд, распространенный в естествознании (биологии, медицине), не способен охватить ценностно-смысловую деятельность сознания, которая выходит за рамки физиологического описания и понимания явления.

Для человека сознание представлено в познавательной деятельности. Человеческое познание начинается с усвоения значений простейших предметов культуры. Оперируя этими предметами, ребенок перенимает и заключенные в них значения, и учится оперировать этими значениями как таковыми (главным образом, в плане словесно-речевом), не трогая реальных предметов. Эта деятельность с чистыми значениями вещей и есть сознание.

Наиболее часто самосознание определяют как осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, переживаний, интересов, своего положения в обществе.

Вначале человек отличает себя от объекта, затем самосознание проявляется как родовое, коллективное. С появлением цивилизации и обособлением индивида возникает собственно самосознание личности. Исторически первоначально человек осознает предметы и свои действия, а на более высоком уровне - и свои мысли о предметах и действиях (рефлексия), осознает свое тело и свой дух.



Самосознание включено в сознание, существует в его пределах, немыслимо без него, оно субъекта делает объектом это­го субъекта - его мысли, чувства, волю, цели, действия и т.п. Именно в процессе самосознания человек становится личностью. «Познай самого себя!» - говорил Сократ. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через со­зданную ими культуру. Познавая себя, человек изменяется, никогда не остается таким, каким был прежде, ибо он осуществляет самоконтроль, самооценку и, следовательно, саморегулирование.

Самосознание, как и сознание, в целом развивается, что проявляется в самонаблюдении и контроле над собой; критическом и самокритичном отношении к самому себе (не «впадая» ни в возвеличивание, ни в самобичевание); самообладании; ответственности за свои поступки.

Подчеркнем еще раз важную роль рефлексии в формировании самосознания. Ориентируя сознание человека на осмысление собственных чувств, мыслей и действий, рефлексия может иметь разные уровни. Диапазон ее довольно широк - от элементарного состояния до глубоких раздумий над глубинными смыслами своего бытия, нравственными, религиозны­ми и иными коллизиями своего внутреннего мира. В процессе рефлексии происходит не просто осознание того, что есть в опеке, но всегда одновременно и переделка самого человека, его сознания и духовного мира. Правда, представления человека о самом себе часто расходятся с тем, что он есть на самом деле.

Таким образом, самосознание - оценка человеком своих знаний, умений, нравственного облика, интересов, идеалов, целей, мотивов поведения и т.п. - это целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего субъекта.

Самосознание свойственно не только индивиду, но и социальным группам, различного рода общностям людей, когда они поднимаются до понимания своего положения в той или иной социальной системе, своих общих интересов и идеалов. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

Ядро сознания:

– ощущения;

– восприятия;

– представления;

– понятия;

– мышление.

Компоненты структуры сознания – чувства и эмоции.

Сознание выступает как результат познания, а способом его существования является знание. Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека.

Сознательность – нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на оценке и сознании себя, своих возможностей, намерений и целей.

Самосознание – это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.

Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня».

Человек осознает себя:

– через созданную им материальную и духовную культуру;

– ощущения своего собственного тела, движений, действий;

– общение и взаимодействие с другими людьми. Формирование самосознания заключается:

– в непосредственном общении людей друг с другом;

– в их оценочных отношениях;

– в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку;

– в осознании самих правил взаимоотношений. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру.

Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде. Самосознание появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле.

Рефлексия – размышление человека о самом себе, когда он вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.

Во время рефлексии человек осознает:

– что происходит в его душе;

– что происходит в его внутреннем духовном мире. Рефлексия принадлежит природе человека, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными – от обычного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своей жизни, ее нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира.

Структура сознания. Основные характеристики сознания. Развитие сознания в онтогенезе. Понятие самосознания. Развитие самосознания и «Я-концепция».
Сознание и самосознание

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обоб­щенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В созна­ние человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания:


  • построение отношений,

  • познание

  • переживание.
Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира , а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям . В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания , образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Сознание развивается у человека только в социальных кон­тактах и возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко):

1. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:


  • биодинамические свойства движений, опыт действий;

  • чувственные образы.
2. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

  • значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия;

  • смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации.

Основные характеристики сознания:


  1. Активность – избирательность психического отражения, дифференциация психических образов по степени значимости для субъекта.

  2. Интенциональность – направленность сознания на объект, предмет, образ.

  3. Рефлексивность – способность к критическому самонаблюдению за своим состоянием.

  4. Мотивационно – ценностный характер сознания.

Сознание

Бессознательное

Актуальное сознание

Рефлексивное сознание


Самосознание

Самосознание – высший вид сознания, возникший как результат развития самосознания (С. Л. Рубинштейн) Эпицентром сознания является сознание собственного «Я» (самосознание).

Самосознание - это осознание индивидом своей физиче­ской, интеллектуальной, личностной специфики, националь­ной и профессиональной принадлежности, места в системе общественных отношений.

Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не воз­никает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяже­нии его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по B.C. Мерлину):

1. Сознание отличия себя от остального мира.

2. Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельно­сти.

3. Сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки.

4. Социально-нравственная самооценка, самоуважение, ко­торое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В структуре самосознания можно выделить:

1. Осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»).

2. Осознание своих реальных и желаемых качеств («Реаль­ное Я» и «Идеальное Я»).

3. Познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»).

4. Эмоциональное, чувственное представление о себе.

Кроме самопознания (интеллектуальный аспект познания се­бя), самоотношения (эмоциональное отношение к самому себе), самооценки (оценку самого себя) самосознание включает в себя:

* отношение к другим людям;

* ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).


Отношение к другим людям, осознание этого отношения включают в себя:

1. Эгоцентрический уровень отношений: отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Ес­ли мне помогают, то - хорошие люди»).

2. Группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он - хороший»).

3. Просоциальный уровень («Другой человек - это само­ценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть. Поступай с другим так, как бы ты хотел, чтобы поступи­ли с тобой»).

4. Эстохолический уровень - уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с Богом. Милосердие, совесть, духовность - главное в отношении к другому человеку»).
Структура сознания человека:

Структура сознания - это единство элементов целого и их связей. Для структурного анализа сознания поэтому необходимо выявить все его элементы, их взаимообусловленность между собой и связь с целым, которым и является сознание.

Все формы психического отражения являются частями целого, которое входит в структуру сознания человека. Значит, три категории психических явлений (психические процессы, состояния и свойства личности) также входят в структуру индивидуального сознания. Этот факт и обуславливает общие качества сознания, которые называют его динамичностью и константностью , взаимодействие которых и определяет диалектику сознания личности.

Константность сознания - это относительная его неизменчивость, устойчивость и, главное, преемственность, определенная памятью. Как правило, «мое сознание» сегодня - это во многом то же сознание, что и вчера. Константность сознания обусловливается психическими состояниями и особенно свойствами личности. Динамичность же сознания - это его изменяемость, развиваемость, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состояниях и в изменении свойств личности.

Следует, однако, отметить, что каждый акт сознания как целостный, константный и ограниченный в течение этого длительного и динамичного потока сознания всегда содержит в себе три компонента: познание, переживание и отношение . Каждый из этих элементов в различных актах сознания может играть определенную роль. Однако сущность сознания в том и заключается, что все эти три момента всегда сплавлены в любом психическом акте в их неразрывном единстве . Так, познание - это процесс приобретения в ходе общественно-практической деятельности истинных знаний об объективном мире. Познание есть отражение человеком природы. Элементарной формой познания является ощущение , высшей - творческое мышление .

Знания - это целостная и систематизированная совокупность понятий, усвоенных человеком. Психологически в основе знаний лежат мышление и память . Но знания человека включают в себя и первосигнальные ощущения, свойственные и животным. Последние лежат в основе процесса узнавания, свойственного и человеку, хотя и приобретающего у него более сложную форму и тесную связь с усвоением.

Отметим, что усвоение - это психическое явление, в структуру которого входят понимание, запоминание и возможность активного использования определенных сведений, включаемых в систему понятий. Переживание - это одна из форм, один из компонентов сознания, не содержащий образа отражаемого или мыслей о нем, а отражающий реальный мир в форме удовольствия или неудовольствия (сострадания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения. Эти три пары переживаний обычно рассматривают как простейшие эмоции, которые входят в более сложные эмоции и чувства.

Отношение - (последний) компонент акта сознания; в нем проявляется активность последнего и его обратная связь с отражаемым миром. Сознание - это не только отражение, но и отношение человека к окружающему; при этом отражение и отношение не внеположны. Само отражение включает отношение к отражаемым явлениям. Теснее всего отношения связаны с эмоциями и чувствами; наиболее отчетливо они проявляются в волевых актах.

Сознательные, личностные отношения представляют высшую форму психических отношений и начинаются с противопоставления «Я» и не-«Я», то есть с появления сознания и личности. Для человека личностные и психические отражения совпадают, поскольку субъективный компонент человеческой психики - это и есть сознание, а личность - человек как носитель сознания. Поскольку сознание может быть разной степени ясности и различного уровня, постольку по этим же критериям многообразны и личностные отношения.

Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Процесс усвоения личностью социального опыта осуществляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что совершается с ним. Активность личности проявляется в характерных для нее мотивах поведения, установках, отношениях, способах действия, то есть в многообразной деятельности , направленной на преобразование объективной реальности. Она находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает. Все внешние воздействия на человека в свою очередь оказываются преломленными социально обусловленной системой или совокупностью внутренних условий деятельности, которые в целом образуют то, что мы называем личностью. Личностные отношения - это отражение тех объективных отношений, в которых предметы и явления реального мира находятся в определенной связи с данной личностью - субъектом познания.

Основной путь исследования межличностных отношений внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей, входящих в состав данной группы. Задача изучения межличностных отношений возникает при работе с каждым коллективом, в том числе и коллективом работников юридического труда, где повседневно совершаются «социальные факты» (явления взаимопомощи, дружбы и т.д.). В каждой группе, коллективе существуют личности с отчетливо выраженными личностными отношениями; нередко ряд личностей выявляют более или менее одинаковые отношения. Они-то и определяют отношения группы в целом. Правильное понимание и использование личностных и межличностных отношений важно как для психологической теории, так и для юридической деятельности.

Уровень ясности сознания - еще одна сторона структуры сознания. Одним из низших уровней ясности сознания является спутанное сознание . Отметим, что его каждый может наблюдать у себя и других лиц в просоночном состоянии, в период перехода от сна к бодрствованию.. Во время обморока сознание совсем отсутствует. Высшим уровнем сознания является самосознание.

Самосознание - это осознание человеком своего «Я», роли в обществе и активное их регулирование. Высшей формой самосознания является коллективизм как самосознание личности, осознавшей себя членом коллектива. Иногда личность связывают не с сознанием в целом, а только с самосознанием. Такая точка зрения сужает понятие личности. Однако чем выше и яснее самосознание личности, тем больше ее ценность для общества.

Такова структура сознания, которая определяет и ряд его общих качеств: активность, константность, целостность, преемственность и ясность.

Сознание всегда проявляется в деятельности, и его структура в каждый определенный отрезок времени соответствует психологической структуре деятельности, совершаемой человеком в этот отрезок времени. Однако эти структуры только соответствуют друг другу, но не тождественны, как едины, но не равнозначны сознание и деятельность.
Структура самосознания:


  1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);

  2. осознание своих реальных и желаемых качеств («реальное Я» и «идеальное Я»);

  3. познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

  4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

Самосознание включает в себя

Самопознание – интеллектуальный аспект познания себя

Самоотношение – эмоциональное отношение к самому себе



  • отражательная;

  • регулятивно – оценочная

  • рефлексивная

  • порождающая (творчески - креативная)

основные функции сознания

Сознание

рождается в
отражает бытие

творит бытие

Развитие самосознания на различных этапах развития ребенка


Возрастной период

Ведущий тип деятельности

Особенности самосознания

1-3 года

раннее детство



Предметная деятельность

Становление элементарного самосознания «Я – сам».

Начало развития способности к саморегуляции.



3-6 лет

дошкольное

детство


Игровая деятельность

Самоутверждение (3-4 непослушание, упрямство «Я – сам смогу», «Я – сам знаю»,

развитие автономии, освоение норм поведения взрослых, 5-6 гармонизация отношений

со взрослыми); складывается самооценка, самокритичность;

осознание себя во времени.



6-11

младший школьный

возраст


Учебная деятельность

Развитие рефлексии (умения осознавать то, что делает и аргументировать,

обосновывать свою деятельность); развитие саморегуляции, произвольности

поведения; формирование внутреннего плана действий; становление самооценки


11-14

подростковый

возраст


Общение со сверстниками

Формирование самосознания своего «Я – идентичности» (чувство взрослости,

самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности)



14-18

ранняя юность



Учебно –

профессиональная деятельность



Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»,

формирование мировоззрения, социальная ориентация личности, поиск смысла жизни.


Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, для развития детской психики характерны семь качественно различающихся периодов.


  1. Период новорожденного (до 2 мес) характеризуется простейшими ориентировочными реакциями, формированием процессов ощущений (как первых признаков восприятия) и «реакцией оживления» (улыбка) в ответ на приближение говорящего человека..

  2. Период раннего младенчества (2-6 мес) : развитие предметного восприятия, оперирование игрушками, развитие простых двигательных актов руками.

  3. Период позднего младенчества (6-12 мес ): первоначальные навыки совместных действий со взрослыми (через предметы, игрушки), осмысленные реакции на некоторые слова, признаки речи, подражание взрослым.

  4. Ранний предшкольный период (1~3 года): появление основных функций мышления через манипу-лятивные игры с предметами, формирование отношений к внешнему миру, попытки самостоятельных действий («Я сам»).

  5. Дошкольный период (3~7 лет): несоответствие между возможностями и желаниями преодолевается через сюжетные, насыщенные содержанием ролевые игры, формирование воображения. Активное усвоение норм и правил поведения, начало формирования характерологических черт личности.

  6. Период младшего школьного возраста (7-12 лет): интенсивное развитие всех познавательных психических процессов (мышления, памяти и др.) и свойств личности. Важнейшие факторы развития -школьный коллектив, общие цели и задачи ведущей деятельности (учебы). Более глубокое осознание половой дифференциации.

  7. Подростковый и ранний юношеский период (13¬18 лет): устремленность к самореализации, ориеитация на будущую жизнь, стереотипы полового поведения, определенность психологического портрета личности.

  8. В последующие годы психика не представляет собой нечто застывшее и неизменное. Эти годы сегодня называют акмеологическим периодом развития психики человека. Это период наивысшего развития личностных и профессионально-деловых характеристик человека. По мнению Б. Г. Ананьева (1907-1972), онтогенез взрослого человека включает две характерные фазы:
- от юности до начала среднего возраста (примерно 35 лет) наблюдается качественный рост ряда психических функций (внимания, памяти, общего интеллекта), а затем начинается медленный спад;

От «раннего» среднего возраста и примерно до 60 лет наибольшее развитие получают лишь те характеристики индивида, которые мотивированы его профессиональной деятельностью, значимыми занятиями и увлечениями.


Поздние периоды жизни человека также имеют различные условные классификации (пожилые люди, старческий возраст, долгожители). Здесь наблюдается общее снижение возможностей психических функций. Вместе с тем эти процессы глубоко индивидуальны. На скорость их протекания оказывают влияние степень активности индивида, его творческая устремленность, структура мотивов и целей.

Понятие Я-концепции

Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.

В психологии под самосознанием, или "Я", понимается либо процесс накопления представлений о себя, либо результат этого процесса.

В первом случае исследователя интересуют динамические аспекты самосознания: появление и формирование самосознания, его развитие на протяжении жизни человека, появление и развитие самосознания человека и истории человечества и т.д.

Во втором случае рассматриваются в большей степени: форма этого опыта, его структура и организация, его функции в жизнедеятельности человека .

В вопросе классификации различных сторон самосознания, или "Я"-феномена, важными являются два критерия: Самосознание личности отражает позиции человека в различных социальных группах :


  • "Я" как представитель определенной профессиональной группы;

  • "Я" как член семьи;

  • "Я" как член определенных общественных организаций и т.д.
Существенным критерием классификации "Я"-феномена является точка зрения, с которой осуществляется анализ и оценка себя. Временная точка зрения на себя: "прошлое Я" - каким я был раньше; "настоящее Я" - какой я сейчас; "будущее Я" - каким я вижу себя в будущем.

С точки зрения различных ценностей: каким я хотел бы быть сам - личные ценности;

каким меня хотели бы видеть друзья - ценности рефферентной группы. Принятие точки зрения других из своего социального окружения - мое представление, например, о том, как меня оценивают мои коллеги по работе ("рефлексивное Я") и т.д.

Все эти различные аспекты "Я"-феномена интегрированы в личности в единое целое, в некоторую систему, состоящую из различных, иногда даже противоречивых элементов.


Различают следующие функции самосознания в жизнедеятельности человека:

1. "Я" является той точкой, той перспективой, из которой человек воспринимает и постигает мир. Причем всякое индивидуальное знание и опыт имеют субъективную окраску в том смысле, что человек соотносит это знание с собственной личностью, с собственным "Я", т.е. это мое знание, мой опыт.

2. Самосознание, "Я", выполняет регулирующую роль в жизнедеятельности человека. Поведение человека, в отличие от поведения животного, обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает.

Психическим механизмом формирования самосознания является рефлексия, т.е. способность человека мысленно выходить из субъективной точки зрения и подходить к себе с точки зрения других людей. Накапливая опыт восприятия себя с различных точек зрения, в различных ситуациях и интегрируя его, человек формирует свое самосознание.

Самосознание личности представляет собой сложное психическое образование. Эта сложность обусловлена: многообразием тех ситуаций, в которые попадает человек и в которых формируется его самосознание (профессиональные, бытовые ситуации и т.п.); многогранностью самого объекта самосознания, т.е. тех сторон, уровней и граней личности, которые становятся опытом самосознания (внешность, характер, профессиональные способности, манера поведения и т.п.).

Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Профессиональная Я-концепция личности может быть реальной и идеальной.

Понятие "реальная" отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь - представление личности о себе, о том, "какой я есть". Идеальная же Я-концепция (идеальное "Я") - это представление личности о себе в соответствии с желаниями ("каким бы я хотел быть").

Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать: в большинстве случаев они обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным как к негативным, так и к позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным "Я" может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной профессиональной Я-концепции является источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к ее развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией (Пряжников Н.С., 1996).