Open
Close

Сообщение о патриархе тихоне. Постриг и новые назначения

9 октября Православная Церковь чтит память Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси (прославление 1989).

18 ноября Православная Церковь чтит память Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси.

Cвятитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея Руси

Дни памяти: 5 февраля (Собор новомученников и исповедников Российских), 22 февраля, 7 апреля, 9 октября, 18октября (Московских святителей), 18 ноября

Василий Иванович Бела­вин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии в семье свя­щенника.

Окончив курс Торопецкого Ду­ховного училища, он продолжил образование в Псковской семинарии. Учился Василий с удовольствием – в нем с детства была тяга к познанию Божиего мира. Семинаристам будущий Патриарх запомнился добродушием, спокойствием, рассудительностью, готовностью помочь, нисколько не проявляя при этом высокомерия, умением пошутить и еще прозвищем «архиерей». За­кончив семинарию одним из лучших учеников, в 1884 году Василий стал студентом Петербургской Духовной академии, где к нему также относились с глубокой симпатией, наградив именованием «Патриарх».

В 1888 году, окончив академию кандидатом богословия, он три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, 14 декабря 1891 года он прини­мает постриг с именем Ти­хон, в честь святителя Тихо­на Задонского, на следую­щий день его рукополагают в иеродиакона и вскоре - в иеромонаха.

С 1892 году отец Тихон - инспектор Холмской Духовной семи­нарии, затем - ректор в сане архи­мандрита, а через три года уже епископ Люб­линский с назначением его викарием Холмско-Варшавской епархии. Православие, католичество и униатство взаимное недоверие и нередко враждебность русских и поляков - все это Холмская земля на рубеже ХIХ-ХХ столетий. Только год про­был Владыка Тихон на сво­ей первой кафедре, но, ког­да пришел указ о его пере­воде в Америку, жители Холма легли на рельсы, не отпуская поезд святителя. Потребовались увещания пастыря отпустить его с миром.

Где бы ни проходил служение святитель Тихон, он всюду согревал всех своим смирением и любовью. С Божией помощью ему удавались самые сложные дела. В Америке, куда он был назначен епископом Алеутским и Аляскинским, он в течение семи лет мудро руководил па­ствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодос­тупные и отдаленные прихо­ды, помогал обустраивать их духовную жизнь, возво­дил новые храмы, среди ко­торых - величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четы­рехсот тысяч: русские и сер­бы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители - креолы, индейцы, алеуты и эскимосы. В Аме­рике его и поныне именуют апостолом православия.

По слову самого святителя: «Кому не известно, что центр тяжести всякого нравственного влияния и воспитания заключается в силе любви? Разве не бывает, что часто даже порочный человек скорее готов послушать одного слова того, кто его любит, чем целые речи и убеждения тех, которые к нему равнодушны? Воля влияет на волю лишь тогда, когда выходит из себялюбивой самозамкнутости и любовно сливается с волей другого.»

Шли годы, менялись места служения святителя Тихона. Кровавый и разрушительный 1917-й застал его на московской кафедре. В эту страшную пору, когда Россия скатывалась в пропасть братоубийственной смуты, по­ставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон.

При получении известия о Божием избрании, святитель Тихон сказал: «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «Плач и стон и горе» и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (см.: Иез. 2,10; 3,1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжелую годину! Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них, во вся дни». И понес патриарший крест достойно и смиренно, подвигом своим и беспрестанной молитвой сохранив Русское Православие.

В годы церковной разрухи, гонений, обновленческого раскола он сохранял Церковь в чистоте православия. Он призывал паству «уклоняться от участия в политических партиях и выступлениях». Причину бедствий он выдел в грехе («Грех растлил нашу землю») и призывал: «Очистим сердца наши покаянием и молитвой».

«К тебе же, обольщенный, несчастный русский народ, сердце мое горит жалостию до смерти. «Оскудеша очи мои в слезах, смутися сердце мое» (Плач.2:11) , при виде твоих тяжких страданий, в предчувствии еще бо́льших скорбей.… Пред лицем страшного, свершающегося над страной нашею суда Божия, соберемся все вокруг Христа и Святой Его Церкви. Будем молить Господа, чтобы смягчил Он сердца наша братолюбием и укрепил их мужеством, чтобы Сам Он даровал нам мужей разума и совета, верных велениям Божиим, которые исправили бы содеянное злое дело, возвратили отторгнутых и собрали расточенныя. …Взываю ко всем вам, архипастыри, пастыри, сыны мои и дщери о Христе: спешите с проповедью покаяния, с призывом к прекращению братоубийственных распрей и раздоров, с призывом к миру, тишине, к труду, любви и единению».

Но непримиримо и грозно звучали его обличения новых хозяев страны: «Вы разделили весь народ на враждующие между собою страны и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью, и, вместо мира, искусно разожгли классовую вражду. ...Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. …Великое благо – свобода, если она правильно понимается, как свобода от зла не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. …Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя».

«Опомнитесь, безумцы! Прекратите ваши кровавые расправы! - писал св. Патриарх Тихон. - Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей, загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей, земной».

В январе 1919 г. Патриарх благословил Верховного Правителя России адмирала А.В. Колчака на борьбу с богоборцами-большевиками, послав к нему священника с личным письмом и фотографией образа св. Николая Чудотворца с Никольских ворот Московского Кремля.

Однако после победы большевиков в гражданской войне над Белыми армиями и крестьянскими восстаниями надежды на продолжение вооруженной борьбы уже не было. В то же время репрессии большевиков на внутреннем фронте против Церкви усилились.

Патриарх был вынужден пойти на уступки и отказаться от политического противоборства с властью, сделав об этом публичное заявление. Однако, как говорил сам Патриарх: «Я написал там, что я отныне - не враг Советской власти, но я не писал, что я друг Советской власти».

Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доко­ле можно уступить безбож­ной власти?» Где грань, ког­да благо Церкви он обязан поставить выше благополу­чия своего народа, выше че­ловеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад. О своей жизни, о своем буду­щем он уже совсем не ду­мал. Он сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза». «Если мне суждено прожить мало дней и умереть или от ножа, или от расстрела, или иною наглою смертью, и не будут знать места моего погребения – да будет воля Божия. Желал бы только, чтобы такая смерть послужила в очищение многих грехов моих и была принята Господом как жертва благовонная за людей».

Постоянной заботой Святейшего Патриарха было выхлопотать для Русской Православной Церкви регистрацию, а вместе с нею и возможность легального существования в пределах СССР.

Особенно много послужил Русской Православной Церкви Святейший Тихон в мучительную для Церкви пору так называемого «обновленческого раскола». Святейший проявил себя верным служителем и исповедником неповрежденных и неискаженных заветов истинной Православной Церкви. «Прошу верить, что я не пойду на соглашения и уступки, которые поведут к потере чистоты и крепости Православия», - твердо и авторитетно сказал Патриарх.

Для подъема в народе рели­гиозного чувства по его бла­гословению устраивались грандиозные Крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святей­ший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Пет­рограда, Ярославля и дру­гих городов, укрепляя ду­ховную паству. Когда под предлогом помощи голода­ющим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благосло­вив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В ре­зультате он был арестован и с мая 1922 года по июнь 1923 года находился в зато­чении. Власти не сломили святителя и были вынужде­ны выпустить его, однако следили за каждым его шагом, были предприняты и попытки убийства. Несмотря на гоне­ния, святитель Тихон про­должал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст.

Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и празднич­ным дням. 23 марта 1925 года он совершил после­днюю Божественную ли­тургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Госпо­де с молитвой на устах.

В день похорон Патриарха Тихона, несмотря на опасность преследований, люди нескончаемым потоком шли проститься со Святейшим: «В Донском монастыре, где тело патриарха было выставлено в течение четырех дней, днем и ночью толпился народ. Живая очередь запрудила всю Донскую улицу. В день похорон к монастырю лился людской поток почитателей покойного, и были в толпе люди всех классов и возрастов. Самый монастырь был черен от людей: был занят весь двор, лестницы, приступки, ниши стен».

В советской печати была представлена совершенно обратная картина: «В газетах о смерти патриарха была напечатана маленькая заметка среди остальной хроники. Было сказано, что похороны патриарха привлекли мало публики, причем бросилось в глаза „полное отсутствие среди этой публики рабочих и крестьян“».

Слова Патриарха Тихо­на к русскому народу: «Чада мои! Все право­славные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая сла­ва и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет святое имя ее, чисто­та подвига ее чад и служи­телей, Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не под­давайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте по­беждены злом. Побеждайте зло добром!» «Главное – это возрождение души нашей, об этом надо заботиться прежде всего. Была бы только крепка вера Православная, только бы ее не утратил русский народ».

9 октября 1989г. Святейший Патриарх Московский и Всея России Тихон, исповедник Христов, был причислен к лику святых.

Обретение мощей святителя произошло в феврале 1992 года. Сейчас рака с его мощами постоянно пребывает в Большом соборе Донского монастыря Москвы.

Патриарх Тихон – первый Патриарх Русской Церкви после нескольких сотен лет. Он взошел на церковный престол одновременно с началом гонений на Церковь. Он принял на себя первый удар.

1917

Патриарха Тихона жребием выбирают на Поместном Соборе. 7 ноября он отбывает в Лавру, проводит несколько дней в безмолвии. 21 ноября состоялась его интронизация.

1918

Власть

Идут расстрелы священников. Сорок священников заживо закопаны на Смоленском кладбище. Расстрелы крестного хода в Шацке и Туле. Ежедневно происходят аресты духовенства.

Принят закон об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Церковные общества лишились права собственности и права юридического лица.

Патриарх

обращается с воззванием:

Ежедневно доходят до Нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чём не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполнили свой долг перед Родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному.

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы.

Властью, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной.

Принимается ряд положений о том, как действовать священникам в новых условиях, в частность есть пункты о насилиях над духовенством, о захвате церковного имущества.

«Крепко стоять на страже Святой Церкви в тяжкую годину гонений, ободрять, укреплять и объединять верующих… и усилить молитвы о вразумлении заблудших» – призывает Патриарх.

«Не теряйте же времени, собирайте вокруг себя стадо свое, наставляйте его благовременно и безвременно не унывайте от временного неуспеха или даже гонения».


Власть

3 марта 1918 года власти заключают страшный для России Брестский мир, отделяются исконные территории.

Патриарх

Выступил с решительным осуждением Брестского мира.

«Заключенный ныне мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чуждого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры; мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего Крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской; мир, отдающий наш народ и Русскую землю в тяжкую кабалу , такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые потери. А между тем у нас продолжается все та же распря, губящая наше Отечество

Мы призываем совестью своею возвысить голос свой в эти ужасные дни и громко объявить перед всем миром, что Церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир . Этот мир, принужденно подписанный от имени русского народа, не приведет к братскому сожительству народов. В нем нет залогов успокоения и примирения, в нем посеяны семена злобы и человеконенавистничества… И Православная Церковь, которая не могла бы не радоваться и не возносить благодарственного моления Господу Богу за прекращение кровопролития, не может теперь иначе, как с глубочайшей скорбью, взирать на эту видимость мира, который не лучше войны».

Встреча Патриарха у Исаакиевского Собора

Страна

Началась Гражданская война

Патриарх

Не благословлял воевать ни красных ни белых, отпевал и красных, и белых.

«Плачьте же, дорогие братья и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах нашего Отечества, пока оно не погибло до конца… Умоляйте милосердие Божие о спасении и помиловании России».

Власть

В Екатеринбурге расстреляна Царская семья.

19 июля газета «Известия ЦИК» публикует информацию о заседании ЦИК, на котором был одобрен расстрел Николая Романова.

Патриарх

Благословляет епископов и священников служить панихиды по убиенным.

«Наша христианская совесть, руководствуясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего Государя: беспристрастный суд над ним принадлежит истории, а он теперь предстоит перед нелицеприятным судом Божиим, но мы знаем, что он отрекаясь от Престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. .. Наша совесть примириться с этим не может, и мы должны во всеуслышание заявить об этом как христиане, как сыны Церкви. Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заключают в тюрьмы, пусть нас расстреливают»

Депутация Поместного Собора уговаривает Патриарха бежать, он решительно отвергает это предложение.

Патриарх служит ежедневно в храмах Москвы.

Власть

Признает нежелательным появление Патриарха на церковных службах. Патриарха Тихона заключают под домашний арест. Ежедневно ему устраивают допросы. На него наложена контрибуция размером в сто тысяч рублей. Лишен продовольственного пайка как «буржуй».

Патриарх

Продолжает выступать с посланиям и обличать жестокость властей.

Целый год держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину Октябрьской революции. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды.

Отказавшись защитить Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска.

Против кого вы их ведёте?

1919

Власть

Начинается кампания по вскрытию мощей. За полгода вскрыто около 38 гробниц. Мощи подвергались поруганию. Когда один православный воспротивился тому, что на мощи плюют, он престал перед трибуналом, был вынесен смертный приговор, заменен на концлагерь «впредь до победы мирового пролетариата над мировым империализмом».

Патриарх

Обращается к В. Ленину:

«Вскрытие мощей нас обязывает стать на защиту поругаемой святыни и отчески вещать народ: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам»

Обращается к народу с призывом не мстить гонителям:

«Умоляем вас не отходить от единственно спасительной настроенности христианина, не сходить с пути крестного, ниспосланного нам Богом, на путь восхищения мирской силы или мщения…»


1920

Власть

Лишает священников гражданских прав: «как имеющие нетрудовой заработок и занимающиеся непроизводительным трудом»

Патриарха вызывают на многочисленные допросы.

Патриарх

Обращается к властям в связи с увозом мощей преподобного Сергия из Лавры.

Страна

Идет гражданская война, нет сообщения между епархией и Центром.

Патриарх

Дает епархиальным архиереям полную самостоятельность принятия решений в случае невозможности связаться с Москвой.

Страна

Начинается страшный голод. Люди едят трупы, много зарегистрированных случаев людоедства.

Патриарх

Создает церковный комитет помощи голодающим. Обращается с воззванием к народам мира и православным людям с просьбой помочь голодающему русскому народу и другим народам России.

По просьбе Патриарха в Россию поступает:

  • 25 000 транспортов продовольствия из США и продовольствие из Европы
  • 50 000 франков из Цюриха
  • 10 000 лир из Вероны
  • 100 000 франков из Люксембурга
  • 794 400 гульденов из Голландии
  • Югославия принимает к себе 40 000 голодающих
  • 200 000 кормят ежедневно на кухнях немецкие и шведские делегаты

И еще много помощи.

Власти

Невыгодно решение проблемы голода.

Церковный комитет помощи голодающим запрещен, деньги собранные Патриархом изъяты.

Начинается кампания по изъятию церковных ценностей, чтобы навязать мысль, что Церковь вдали от народного горя.

1922

Власти

В Шуе при изъятии церковных ценностей убито 4 человека.

Патриарх

Призывает жертвовать храмовые ценности в помощь голодающим, кроме богослужебных предметов.

Власти

Правительство продолжает экспортировать хлеб (!).

Ленин пишет членам Политбюро:

«Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления.

Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности, и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности, совершенно немыслимо…

… Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его.

Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше . Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать»

Началась массовая кровавая кампания по изъятию ценностей из храмов и монастырей.

Патриарх

Передает полномочия митрополиту Агафангелу на случай ареста.

1923

Власти

Патриарха Тихона арестовывают.

Церковь

Обновленцы проводят «лжесобор», лишают Патриарха Тихона монашеского достоинства и Первосвятительского сана.

Половина архиереев принимает обновленчество.

Патриарх

«Пусть погибнет мое имя в истории, только бы Церкви была польза».

Обращается в верховный суд, раскаивается в проступках против государственного строя и просит изменить ему меру пресечения и освободить.

Власти

Обращение Патриарха было очень своевременным. Шли массовые протесты против ареста Патриарха, осложнились международные отношения.

Патриарх

Принимает множество людей – от архиереев до самых простых мирян. Установлен регламент:

10 минут для архиерея

5 минут для всех остальных.

Выступает с посланием, объявляет обновленческий собор незаконным.

«Я советской власти не враг», говорит Патриарх, и на следующий день в проповеди призывает Церковь решительно отмежеваться от политики.

1924

Патриарх

Подчеркивает, что Церковь не солидарна с контрреволюцией и снимает архиерея, горячо поддержавшего контрреволюцию.

Власть

Ближайший помощник Патриарха Иларион (Троицкий) арестован и сослан на Соловки.

1925

Патриарх

Обостряется болезнь почек и сердца. Поступает на лечение в частную клинику Бакуниных.

Пишет завещание.

Хочет выписываться из клиники, но в связи с зубоврачебной операцией его самочувствие ухудшается. Через час после консультации врачей Патриарх умирает.

«Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная, темная, темная». После краткого забыться Патриарх спросил

– Который час?

– Без четверти двенадцать.

– Ну, слава Богу, – сказал Святейший, точно только этого часа и ждал, и стал креститься.

– Слава Тебе, Господи! – повторил он и снова перекрестился.

– Слава Тебе, Господи! – сказал он и перекрестился.

– Слава Тебе, Господи! – сказал он и занес руку для третьего крестного знамения.

Настоятель Ильинского храма в Обыденном прот. Александр Толгский позднее говорил:

«После признаний, сделанных мне во время исповеди одного из врачей больницы Бакунина, у меня нет ни малейших сомнений в том, что Патриарх Тихон был отравлен».

Публикация подготовлена по монографии игумена (ныне архиепископа) Георгия (Данилова) “Житие и служения святителя Тихона, Патриарха Московского”. Иллюстрации – из монографии игумена Георгия (Данилова) и из открытых источников.

Заступник – Патриарх Тихон (ВИДЕО)

Художественно-публицистический фильм, посвященный святителю Тихону (в миру Василий Иванович Белавин), патриарху Московскому и Всея Руси.
Он был избран на Патриаршество 18 ноября 1917г. На Патриаршем престоле находился семь лет, до своей кончины в 1925г. Именно в этот период молодая власть большевиков обрушила чудовищные репрессии на Православную церковь. Фильм рассказывает о малоизвестных страницах современной российской истории.
Режиссер Вячеслав Хотулев
Сценарий Николай Державин, Вячеслав Хотулев
Оператор Вадим Арапов

Хранители памяти. От 7 апреля. Обретение мощей Святейшего Патриарха Тихона

Патриарх Тихон (2015)

Он стал одним из самых ярких православных религиозных деятелей-богословов, живших в XVIII веке и канонизированных в лике святителей и чудотворцев Русской Церкви. Епископ Воронежский и Елецкий, Святитель Тихон Задонский прожил сложную и в то же время замечательную, полную духовных плодов жизнь, за что не уставал благодарить Господа. Святой жил очень скромно, употреблял скудную пищу и не боялся тяжелого физического труда, однако совсем не этим он прославился. Его любовь к Господу была настолько велика, что практически всю свою жизнь он посвятил служению Божьей Церкви на земле.

Святитель Тихон Задонский: житие

Будущий епископ, а пока в миру Соколов Тимофей Савельевич, появился на свет в 1724 году в селе Короцко Новгородской губернии. Семья была очень бедной, отец Савелий Кириллов был дьячком. Новую фамилию Тимофею дали в Новгородской семинарии. Своего отца он не помнил, так как тот очень рано умер. На руках матери осталось шестеро детей - четыре сына и две дочки. Старший брат тоже, как и отец, стал дьячком, среднего взяли в армию. Средств никаких не было, и поэтому вся семья жила практически впроголодь. Бывало, когда в доме совсем нечего было есть, Тимка за кусок хлеба целый день боронил пашню у богатого мужика.

Ямщик

Однако к ним часто стал заезжать бездетный, но богатый ямщик. Он полюбил Тимку как родного и упросил его матушку отдать его, чтобы воспитать как сына и в конце своей жизни отписать ему свое имущество. Матушке было очень жаль Тимофея, но крайняя нищета и голод заставили ее согласиться. В один из дней она взяла сына за руку и отправилась к ямщику. В это время старшего брата дома не было, но когда он вернулся, узнав от сестры, что матушка с Тимкой пошли к ямщику, он бросился, что есть сил догонять их. А потом, настигнув их, встал перед матушкою на колени и начал умолять ее не отдавать Тимку ямщику. Он сказал, что лучше сам пойдет по миру, но постарается выучить его грамоте, и тогда можно будет пристроить его в пономари или дьячки. Матушка согласилась, и все они вернулись домой.

Обучение

В 1738 году Тимку матушка привезла для поступления в Новгородское духовное училище. В этом же году родительница умерла, и Тимофей остался сиротой. По просьбе его брата - причетника в Новгороде - его зачислили в Новгородскую духовную школу, действующую при архиерейском доме, которую в 1740 году переименовали в духовную семинарию. Мальчика Соколова как одного из лучших учеников сразу же зачислили и перевели на казенное содержание. И тогда он стал получать бесплатный хлеб и кипяток. Половину хлеба он съедал, а другую продавал и покупал свечи, чтобы читать духовные книги. Дети богатых купцов часто смеялись над ним, например, найдут оттопки его лаптей и машут ими над ним вместо кадила со словами: «Величаем тя, святителю!»

Учился он в семинарии целых 14 лет и закончил ее в 1754 году. Все дело в том, что в семинарии не хватало учителей. Проучившись по четыре года риторике, богословию и философии и два года грамматике, будущий святитель Тихон Задонский стал учителем греческого языка и богословия.

Постриг и новые назначения

Весной 10 апреля 1758 года Тимофея постригают в монахи с именем Тихон архимандрит Антониева монастыря Парфений (Сопковский). Иноку было тогда 34 года. А затем он становится учителем философии Новгородской семинарии.

18 января 1759 года его назначают архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря, и в этом же году он получает должность ректора Тверской духовной семинарии и преподает богословие. И ко всему этому его определяют присутствующим в духовную консисторию.

Святитель Тихон Воронежский Задонский: епископство

Достаточно интересное событие произошло перед тем, как он был хиротонисан 13 мая 1761 года в епископа Кексгольмского и Ладожского. Когда потребовался викарий в Новгородскую епархию, на это место было выбрано семь кандидатов, в него вошел и архимандрит Тихон.

Наступил день Великой Пасхи, в который должен был и определен кандидат на должность. Примерно в это же время архимандрит Тихон с преосвященным владыкой Афанасием служил Пасхальную Литургию в Тверском соборе. Во время Херувимской песни архиерей находился у жертвенника и изымал частицы, архимандрит Тихон, как и другие священолужащие, подошел к нему с привычным прошением: «Помяни меня, владыко святый». И вдруг он услышал ответ владыки Афанасия: «Твое епископство да помянет Господь Бог во Царствии Своем», а потом тут же осекся, добавив с улыбкой: «Дай Бог вам быть епископом».

В Санкт-Петербурге в это время трижды бросали жребий, и каждый раз он выпадал с именем Тихона. Однако на этой должности он пробыл недолго, до 1762 года, а дальше его перевели председательствовать в Синодальную контору. Потом возглавил Воронежскую кафедру святитель Тихон Задонский. Епископ Воронежский и Елецкий Ионникий (Павлуцкий) к этому времени уже скончался.

Воронежская кафедра

На владыку Тихона было возложено управление Воронежской епархией, куда кроме входили Курская, Орловская, Тамбовская и на тот момент все это нуждалось в серьезном преобразовании. А так как вольные степи Дона в конце XVII века стали местом укрытия от правительственных преследований сектантов и старообрядцев, святителю было очень нелегко бороться с настроениями тогдашней церковной жизни. Препятствия его добрым намерениям устраивали отдельные лица как светской власти, так и самого духовенства.

Но епископу Тихону важно было подготовить достойное наследие умных и образованных пастырей, поэтому он ввел строгое уставное богослужение и требоисполнение. Под его руководством были образованы школы для бедных детей священнослужителей и для самих священнослужителей. На духовные должности он искал достойных, заботился не только о своей пастве, но и о благоустройстве и благолепии храмов.

Руководства и инструкции

В первый же год служения в Воронежской епархии он пишет краткое поучение для священников под названием «О седми Святых Тайнах», где описывает истинные понятия о совершаемых таинствах. Еще через год им создается руководство о том, как поступать духовным отцам на исповеди и как пробуждать в них чувства искреннего раскаяния, а других, кто в настоящем исповедании сокрушается о своих грехах, учил утешаться Божьей милостью. В своей епархии святитель Тихон первым запретил телесные наказания для священнослужителей, которые тогда были привычным делом, он также защищал своих перед властями.

Как настоящий священник, он заботился о воспитании пастырей, поэтому были открыты два духовных училища в Ельце и Острогожске, а в 1765 году он переделал Воронежскую славянскую духовную школу в духовную семинарию и пригласил преподавателей из Киева и Харькова. Для нравственного воспитания учеников семинарии им опять же была создана специальная инструкция.

Благочестие и забота

Святитель Тихон Задонский был удручен негодным состоянием воронежских монастырей и поэтому написал 15 статей увещания к монахам. Он также писал особые послания для народа, чтобы они читались священниками перед своею паствою. Таким образом, святитель боролся против языческих отголосков празднования Ярилы и сумасбродного пьянства в день Масленицы.

Епископ Тихон всегда стремился к уединенной монашеской жизни, однако нескончаемые епархиальные дела не давали никакой возможности исполниться этому. Он постоянно ополчался против безнравственных увеселений, скупости, сребролюбия, роскоши, хищений и недостатка любви к ближнему своему и почти никогда не отдыхал. Частые неприятности и затруднения подкосили его здоровье, у него проявились нервные и сердечные расстройства и частые простуды с осложнениями.

Быт и лишения

Владыка жил в очень простой и бедной обстановке, спал на соломе и укрывался овчинным тулупом. Из-за такого смирения над ним нередко смеялись служители церквей. Но у него была поговорка: «Прощение всегда лучше мщения». Как-то раз юродивый Каменев дал ему пощечину со словами: «Не высокоумь!», и тот воспринял такой неожиданный выпад с благодарностью Богу и даже стал ежедневно кормить Вообще, все обиды и скорби он терпел с радостью и благодарил Бога за все, что он ему посылает.

Святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец всегда был снисходителен к другим, однако очень строг к себе. Как-то раз во время Великого поста он зашел в келью к своему другу схимонаху Митрофану, который сидел за столом с жителем Елецка Козмою Игнатьевичем, а на столе у них была рыба. Они сразу смутились, но святитель сказал, что любовь к ближнему выше поста и поэтому, чтобы они не волновались, сам отведал с ними ухи. Он любил простой люд, утешал его и отдавал нищим всю свои денежные средства и приношения.

Достижение святости

Такая его любовь и подвиги самоотречения возвысили святого до созерцания Небесного и видения будущего. В 1778 году он увидел в тонком сне как Богородица стояла на облаках в окружении апостолов Петра и Павла, а сам святитель Тихон встал перед ней на колени и начал просить милости миру. Но апостол Павел произнес такие речи, что сразу было понятно, что мир ждут тяжелые испытания. Святитель тогда проснулся весь в слезах.

На следующий год опять святой Тихон видел Богородицу со святыми отцами в белом одеянии. И опять упал перед Ней на колени, стал просить за кого-то из своих близких, и Святая Матерь Божья сказала, что будет ему по просьбе его.

Святителю Тихону Воронежскому Задонскому Чудотворцу было открыто много судьбоносных событий для России. В частности, он предрек победу России в войне с Наполеоном в 1812 году.

Предсказание

К концу жизни он стал молиться, чтобы Господь подсказал ему время кончины. И был ему голос на утренней заре: «В день недельный». В этом же году он видел светящийся луч, и на нем стояли великолепные палаты, он хотел было войти в дверь, но ему сказали, что он сможет это сделать только через три года, однако ему надо потрудиться. После такого видения святой Тихон уединился у себя в келье и редко принимал у себя своих друзей. Ему были заготовлены одежды и гроб, который стоял в чулане, отец Тихон часто приходил к нему, чтобы поплакать.

Перед смертью в тонком сне святитель Тихон Задонский увидел, как знакомый священник через Царские двери алтаря вынес младенца, которого святитель поцеловал в правую щеку, и тогда тот ударил его в левую. Утром святой Тихон почувствовал, себя очень плохо, щека и левая нога онемели, рука стала трястись. Но он принял свою болезнь с радостью. А потом уже перед самой смертью он видел сон, как представилась перед ним лестница до небес, по которой он пытается вскарабкаться, и у него ничего не получается из-за слабости, тогда народ стал помогать, поддерживать и подсаживать его все ближе к облакам. Свой сон он рассказал другу, монаху Козьме, и вместе они поняли, что близка кончина святителя.

Мирная кончина

Святой Тихон удалился на покой 17 декабря 1767 года. Ему было дозволено жить там, где он пожелает, и поэтому сначала он поселился в Толшевском Преображенском монастыре (40 км от Воронежа). Однако там была болотистая местность, климат этот не пошел во благо здоровью святителю, тогда он перебрался в и там жил до конца жизни.

Во время своих немощей он постоянно причащался Святых Тайн, вскоре ему было возвещено свыше, что он представится перед Господом в воскресенье 13 августа 1783 года. В это время ему было 59 лет.

В Задонском Рождество-Богородицком монастыре нашел свой вечный покой святитель Тихон Задонский, мощи его святые и сегодня находятся во Владимирском соборе.

Его канонизация состоялась 13 августа 1861 года при правлении Александра II. На могиле святого почти сразу же стали совершаться чудеса.

Стоит тут же отметить, что храм святителя Тихона Задонского и Игнатия Богоносца входят в целый церковный городок Рождество-Богородицкого монастыря города Задонска Воронежской области.

По рассказам старожилов, иеродиакон Богородичного монастыря отец Виктор в 1943 году снимал квартиру у одной местной жительницы - Е. В. Семеновой, у которой более десяти лет на чердаке сохранялась древняя икона святителя Тихона Задонского, и она стала единственной спасенной иконой из Владимирского собора во времена правления атеистической советской власти. Ее еще называют «гробовым» образом святого Тихона, она изображает его во весь рост и со времен прославления его имени стояла за ракой мощей святого. Там она и теперь пребывает.

Заключение

Молитвы и Акафист святителю Тихону Задонскому особо читаются для того, чтобы он уврачевал от душевных недугов - помешательства, депрессии, беснования и алкоголизма.

Интересный факт заключается в том, что святитель Тихон в произведении «Бесы» Ф. М. Достоевского стал прототипом литературного героя - старца Тихона - на что сам писатель и указывал, а монастырь явился реальной основой художественного простора романа.

Торжественные праздничные службы в память святителя Тихона Задонского проходят 19 июля и 13 августа.

Дата рождения: 19 января 1865 г. Страна: Россия Биография:

В 1917 г. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. Совершилось важнейшее событие в истории Русской Церкви: после двухвекового вынужденного безглавия она вновь обрела своего Предстоятеля и Первосвятителя.

На Патриарший Престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон, который стал провозвестником того пути, по которому была призвана идти Русская Церковь в новых сложных условиях.

Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января 1865 г. в городе Торопце Псковской губернии в семье священника. Окончив курс торопецкого духовного училища, он поступил в Псковскую духовную семинарию, а по ее окончании ― в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1888 г. Примечательно, что товарищи по семинарии шутливо называли скромного, благодушного и готового всегда помочь друзьям Василия Белавина «Архиереем», а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его «Патриархом» за серьезность и степенность нрава.

После академии он три с половиной года преподавал догматику, нравственное богословие и французский язык в Псковской духовной семинарии. В 1891 г. молодой учитель принял постриг с именем святителя Тихона Задонского. Рукоположенный в сан иеромонаха, он через год был назначен инспектором, а впоследствии и ректором Холмской семинарии с возведением в сан архимандрита. Через три года (8 с половиной лет по выпуске из Петербургской академии) ― уже епископ, сначала Люблинский, а затем Алеутский и Североамериканский. В этот период своей жизни, охватывающии почти десятилетие, он упорядочил жизнь православных приходов в Соединенных Штатах и на Аляске, воздвигнул новые храмы, и среди них ― кафедральный собор во имя святителя и чудотворца Николая в Нью-Йорке, куда и перенес из Сан-Франциско кафедру Американской епархии, организовал Миннеаполисскую духовную семинарию для будущих пастырей, приходские школы и приюты для детей. В Соединенных Штатах за Преосвященным Тихоном закрепилась слава подлинного апостола Православия.

Роль его в утверждении Православной Церкви в Америке действительно огромна. И она не ограничивается спокойным отеческим руководством и даже воссоединением с Русской Православной Церковью многочисленной новой паствы, составившейся из переселенцев из районов Восточной Европы. При нем впервые в Америке начинают знакомиться и сближаться с Православием христиане других конфессий. Перед Святейшим Синодом Русской Православной Церкви епископ Тихон отстаивал необходимость идти навстречу инославным братьям. Множество пасторов обращалось к нему по ряду проблем: от вопроса о возможности евхаристического общения до воссоединения разобщенных Церквей. Епископ Тихон принял деятельное участие в переводе богослужебных книг на английский язык. В Канаде по его ходатайству была открыта викарная кафедра. В 1905 г. епископ Тихон был возведен в сан архиепископа.

После успешного, но трудного делания в Америке архиепископ Тихон в 1907 г. был назначен на древнюю Ярославскую кафедру. За годы своего архиерейства в Ярославле он привел епархию в состояние духовной сплоченности. Руководство его было терпеливым и гуманным, и все полюбили доступного, разумного, ласкового архипастыря, охотно откликавшегося на все приглашения служить в многочисленных храмах Ярославской епархии. Ярославцам казалось, что они получили идеального архипастыря, с которым никогда не хотелось бы расставаться. Но в 1914 г. высшее церковное начальство назначило его архиепископом Виленским и Литовским, а 23 июня 1917 г. архиепископ Тихон избирается на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита.

15 августа 1917 г. в праздник Успения Пресвятой Богородицы открылся Всероссийский Поместный Собор, восстановивший Патриаршество. После четырех туров голосования Собор избрал кандидатами на Первосвятительский Престол apхиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) И митрополита Московского Тихона, ― как говорили в народе, «самого умного, самого строгого и самого доброго». Патриарха предстояло избрать жребием. Божественным Промыслом жребий пал на митрополита Тихона. Интронизация нового Патриарха была совершена в Кремлевском Успенском соборе 21 ноября в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы.

На церковном пути нового Патриарха сразу же возникли трудности. Прежде всего, ему первому пришлось решать вопрос об отношениях с новым гocyдapственным строем, враждебно относящимся к Церкви, а также предстояло сделать все возможное чтобы сохранить Православие в тяжелый период лихолетья в условиях захлестнувших Россию революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.

В первом обращении к всероссийской пастве Патриарх Тихон характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия»; в послании от 19 января (1 февраля) 1918 г. им выражены архипастырская озабоченность положением Церкви и осуждение кровавых беспорядков. Патриарх безбоязненно обличал безбожную власть, воздвигшую гонения на Церковь, и даже произнес анафему тем, кто от лица власти творил кровавые расправы. Он призывал всех верующих к защите оскорбляемой Церкви: « ... а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою... ».

Когда летом 1921 г. после ужасов гражданской войны наступил голод, Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим и издал исключительное по силе мысли и чувства воззвание о помощи голодающим, обращенное к право славной России и ко всем народам вселенной. Он призывал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. Комитет, возглавляемый Патриархом, собрал большие средства и во многом облегчил положение голодающих.

Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри.

Святейший Патриарх Тихон предпринял важнейшие шаги к нормализации отношений с государством. В посланиях Патриарха Тихона провозглашается: «Российская Православная Церковь... должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены» (из Воззвания от 1 июля 1923 г.)

Новым важным шагом к установлению позитивного диалога между Церковью и победившим общественным строем стал документ, известный как завещание Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925 г.: «В годы гражданской разрухи, по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, ― писал Святейший Патриарх Тихон, ― во главе Русского государства стала Советская власть. Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем... Вместе с этим мы выражаем уверенность, что установка чистых, искренних отношении побудит нашу власть относиться к нам с полным доверием».

Так твердо и ясно Святейший Патриарх Тихон определил чисто каноническую позицию Русской Православной Церкви по отношению к Советскому государству, тем самым помогая православному русскому народу уяснить себе смысл революционных перемен. Изменение в политической позиции Патриарха Тихона и большей части православного епископата обусловлено было не только тактическим расчетом, но и соображениями принципиального характера: гражданская война закончилась, государственная власть перестала быть предметом кровавой междоусобной брани, в стране существовало одно законное правительство ― Советское, что создавало возможность для построения правового государства, в котором Православная Церковь могла занять принадлежащее ей место.

Личной проповедью и твердым исповеданием христианской Правды, неустанной борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре. Жизнь его Святейшества все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами. Все Патриаршество Святейшего Тихона было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Патриарх Тихон сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби. Облекаемый в эту пору высшими полномочиями, он избранием Церкви и жребием Божиим был жертвой, обреченной на страдания за всю Русскую Церковь.

Святейший Патриарх Тихон скончался 25 марта 1925 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в московском Донском монастыре.

Заслуги Патриарха Тихона перед Российской Церковью неисчислимы. Замечательные слова сказал о нем митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх: «Он один безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живем, движемся и существуем, как православные люди».

В 1981 г. Архиерейский Собор прославил в соборе новых мучеников и исповедников Российской Церкви, Патриарха Тихона. А в 1989 г., в год юбилея установления Патриаршества в Pocсии, Святейший Патриарх Тихон был прославлен Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Его память совершается 25 марта/7 апреля и 26 сентября/9 октября.

ПлохоОтлично

Святитель Тихон родился 19 января 1865 года в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии Иоанна Беллавина.

В миру он носил имя Василий. Детские и юношеские годы его прошли в деревне, в непосредственном соприкосновении с крестьянством и близости к сельскому труду. С юных лет он отличался особой религиозной настроенностью, любовью к Церкви и редкой кротостью и смирением.

Когда Василий был еще малолетним, его отцу было откровение о каждом из его детей. Однажды он с тремя сыновьями спал на сеновале. Ночью он вдруг проснулся и разбудил их. «Знаете, – заговорил он, – я сейчас видел свою покойную мать, которая предсказала мне скорую кончину, а затем, указывая на вас, прибавила: этот будет горюном всю жизнь, этот умрет в молодости, а этот, Василий, будет великим». Пророчество явившейся покойной матери отца со всей точностью исполнилось на всех трех братьях.

Учился Василий в Псковской Духовной Семинарии в 1878-1883 годах. Скромный семинарист отличался ласковым и привлекательным характером. Он был довольно высокого роста, белокурый. Товарищи любили его. К этой любви всегда присоединялось и чувство уважения, объяснявшееся его религиозностью, блестящими успехами в науках и всегдашнею готовностью помочь товарищам, неизменно обращавшимся к нему за разъяснениями уроков, особенно за помощью в составлении и исправлении многочисленных в Семинарии сочинений.

В 1888 году Василий Беллавин, 23 лет от роду, окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и в светском звании получил назначение в родную Псковскую Духовную Семинарию преподавателем. И здесь он был любимцем не только всей Семинарии, но и города Пскова.

Стремясь своей чистой душой к Богу, он вел строгую, целомудренную жизнь и на 26-м году жизни, в 1891 году, принял монашество. На его постриг собрался почти весь город. Постригаемый сознательно и обдуманно вступал в новую жизнь, желая посвятить себя исключительно служению Церкви. Ему, с молодости отличавшемуся кротостью и смирением, было дано имя Тихон в честь святителя Тихона Задонского.

Из Псковской Семинарии иеромонаха Тихона перевели инспектором в Холмскую Духовную Семинарию, где он вскоре стал ее ректором в сане архимандрита. На 34-м году жизни, в 1898 году, архимандрит Тихон был возведен в сан епископа Люблинского с назначением его викарием Холмской епархии.

Епископ Тихон ревностно отдавался работе по устройству нового викариатства, а обаянием своего нравственного облика он приобрел всеобщую любовь не только русского населения, но и литовцев и поляков.

14 сентября 1898 года владыка Тихон был направлен для несения ответственного служения за океан, в далекую американскую епархию в сане епископа Алеутского, с 1905 года – архиепископа. Возглавляя Православную Церковь в Америке, архиепископ Тихон много сделал в великом деле распространения Православия, в благоустройстве своей огромной епархии, в которой он учредил два викариатства, и в постройке храмов для православных русских людей. А любовным ко всем отношением, в частности, в устройстве дома для безвозмездного приюта и питания бедняков-переселенцев из России, он завоевал всеобщее уважение. Американцы избрали его почетным гражданином Соединенных Штатов.

Тихон, епископ Алеутский и Аляскинский

В 1907 году он вернулся в Россию и был назначен на Ярославскую кафедру. Одним из первых распоряжений по епархии скромного и простого архипастыря было категорическое запрещение духовенству при личных к нему обращениях класть вошедшие в обычай земные поклоны. И в Ярославле он быстро приобрел любовь своей паствы, оценившей его светлую душу, что выразилось, например, в избрании его почетным гражданином города.

В 1914 году он - архиепископ Виленский и Литовский. После перевода в Вильно он сделал особенно много пожертвований в различные благотворительные учреждения. Здесь также выявилась его натура, богатая духом любви к людям. Он напрягал все свои силы к тому, чтобы помочь несчастным обитателям Виленщины, лишившимся благодаря войне с немцами своего крова и средств к существованию и толпами шедшим к своему архипастырю.

После Февральской революции и сформирования нового Синода владыка Тихон стал его членом. 21 июня 1917 года Московский епархиальный съезд духовенства и мирян избрал его своим правящим архиереем, как ревностного и просвещенного архипастыря, широко известного даже за пределами своей страны.

Восстановление патриаршества

15 августа 1917 года в Москве открылся Поместный Собор, и Тихон, архиепископ Московский, став его участником, был удостоен сана митрополита, а затем был избран и председателем Собора.

Собор ставил своей целью восстановить жизнь Русской Православной Церкви на строго канонических началах, и первой большой и важной задачей, остро вставшей перед Собором, было восстановление Патриаршества. При избрании Патриарха решено было голосованием всех членов Собора избрать трех кандидатов, а затем предоставить воле Божией посредством жребия указать избранника. Свободным голосованием членов Собора на Патриарший престол были избраны три кандидата: архиепископ Харьковский Антоний, архиепископ Новгородский Арсений и митрополит Московский Тихон.

Перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского собора в храм Христа Спасителя, после торжественной литургии и молебна 5 ноября схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий, член Собора, благоговейно вынул из ковчежца один из трех жребиев с именем кандидата, и митрополит Киевский Владимир провозгласил имя избранника – митрополита Тихона.

Поместный собор

Став во главе русских иерархов, Патриарх Тихон не изменился, он остался таким же доступным, простым, ласковым человеком. Все, соприкасавшиеся со Святейшим Тихоном, поражались его удивительной доступностью, простотой и скромностью. Широкую доступность Святейшего нисколько не ограничивал его высокий сан. Двери его дома всегда были для всех открыты, как открыто было каждому его сердце – ласковое, отзывчивое, любвеобильное. Будучи необыкновенно простым и скромным как в личной жизни, так и в своем первосвятительском служении, Святейший Патриарх не терпел и не делал ничего внешнего, показного. Но мягкость в обращении Святейшего Тихона не мешала ему быть непреклонно твердым в делах церковных, где было нужно, особенно в защите Церкви от ее врагов.

Смутное время

Неизмеримо тяжел был его крест. Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управления, в обстановке внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными «живоцерковниками», «обновленцами», «автокефалистами». Ситуация осложнялась и внешними обстоятельствами: сменой политического строя и приходом к власти богоборческих сил, голодом, гражданской войной. Это было время, когда отбиралось церковное имущество, когда духовенство подвергалось преследованиям и гонениям, массовые репрессии захлестнули Церковь Христову. Со всех концов России приходили к Патриарху известия об этом.

Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом Патриарх смог собрать воедино распыленные и обескровленные церковные силы. В период церковного безвременья его незапятнанное имя было светлым маяком, указывающим путь к истине Православия. Своими посланиями он звал народ к исполнению заповедей Христовой веры, к духовному возрождению через покаяние. А его безукоризненная жизнь была примером для всех.

Для спасения тысяч жизней и улучшения общего положения Церкви Патриарх принял меры к ограждению священнослужителей от чисто политических выступлений. 25 сентября 1919 года, уже в самый разгар гражданской войны, он издал Послание с требованием к духовенству не вступать в политическую борьбу.

Летом 1921 года разразился голод в Поволжье. В августе Патриарх Тихон обратился с Посланием о помощи голодающим , направленным ко всем русским людям и народам Вселенной, и благословил добровольное пожертвование церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления.

Изъятие церковных ценностей. Гравер вынимает
драгоценные камни из церковной утвари

Но новой власти этого было мало. Уже в феврале 1922 года был издан декрет, согласно которому изъятию подлежали все драгоценные предметы. Согласно 73-му апостольскому правилу, это такие действия являлись святотатством, и Патриарх не мог одобрить такого изъятия, выразив свое негативное отношение к происходящему произволу в послании, тем более, что у многих возникли сомнения в том, что все ценности пойдут на борьбу с голодом. На местах насильственное изъятие вызвало повсеместное народное возмущение. По России прошло до двух тысяч процессов и расстреляно было более десяти тысяч верующих. Послание Патриарха было расценено как саботаж, в связи с чем он находился в заключении с апреля 1922 года по июнь 1923 года.

Особенно много послужил Русской Православной Церкви Святейший Тихон в мучительную для Церкви пору так называемого «обновленческого раскола». Святейший проявил себя верным служителем и исповедником неповрежденных и неискаженных заветов истинной Православной Церкви. Он был живым олицетворением Православия, что бессознательно подчеркивали даже враги Церкви, называя ее членов «тихоновцами».

«Прошу верить, что я не пойду на соглашения и уступки, которые поведут к потере чистоты и крепости Православия», – твердо и авторитетно говорил Патриарх. Будучи добрым пастырем, отдавшим всего себя делу Церкви, он к тому же призывал и духовенство: «Посвящайте все свои силы на проповедь слова Божия, истины Христовой, особенно в наши дни, когда неверие и безбожие дерзновенно ополчились на Церковь Христову. И Бог мира и любви будет со всеми вами!»

Арест патриарха Тихона. Филипп Москвитин

Крайне больно было переживать все церковные беды любящему, отзывчивому сердцу Патриарха. Внешние и внутренние церковные потрясения, «обновленческий раскол», непрестанные первосвятительские труды и заботы по устроению и умиротворению церковной жизни, бессонные ночи и тяжелые думы, более чем годичное заключение, злобная, гнусная травля со стороны врагов, глухое непонимание и неуемная критика со стороны подчас и православной среды подточили его когда-то крепкий организм. Начиная с 1924 года Святейший Патриарх стал сильно недомогать.

В воскресенье, 5 апреля 1925 года он служил последнюю литургию. Через два дня Святейший Патриарх Тихон умер. В свои последние мгновения своей жизни он обратился к Богу и с тихой молитвой благодарности и славословия, крестясь, произнес: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе…» – в третий раз перекреститься он не успел.

Проститься с Патриархом пришло около миллиона человек , хотя всех прощавшихся в продолжение каких-нибудь ста часов не мог вместить Большой собор Донского монастыря Москвы, где до погребения находилось тело усопшего Патриарха.

На ответственном посту Первосвятителя Русской Церкви Святейший Тихон пробыл семь с половиной лет. Трудно представить Русскую Православную Церковь без Патриарха Тихона в эти годы. Так неизмеримо много сделал он и для Церкви, и для укрепления самой веры в тяжелые годы испытаний, выпавших на долю верующих.

Тропарь святителя Тихона, глас 1

Апостольских преданий ревнителя, и Христовы Церкве пастыря добраго, душу свою за овцы положившаго, жребием Божиим избраннаго Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим, к нему с верою и упованием возопиим: предстательством святительским ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди, рсточенная чада ея во едино стадо собери, оступившия от правыя веры к покаяния обрати, страну нашу от междоусобныя брани сохраниа, и мир Божий людем испроси.

Кондак, глас 2

Тихостию нрава украшен, кротость и милосердие кающимся являй, во исповедании Православныя веры и любве ко Господу тверд и непреклонен пребыл еси, свяителю Христов Тихоне. Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем.

Молитва святителю Тихону

О пастырю наш добрый, святый великий патриарше Тихоне, яко град горний ты явился еси - добрая дела твоя и доныне светятся пред человеки. Вемы, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах пред Господем. Воззри и ныне на нас, грешных и недостойных чад твоих, к тебе бо, яко имущему велие дерзновение пред Творцем всяческих, ныне припадаем и усердно молимся: умоли Господа, да подаст нам решимость стяжать благочестие отцев наших, его же ты стяжал еси от юности твоея.

Ты в житии своем ревностный защититель и хранитель истинныя веры был еси, помози и нам незыблемо соблюсти веру православную. Тихая бо душа твоя зело преуспела в Божественном смиренномудрии, научи и нас разум наш питати не многомятежной мудростию человеческой, но смиренным познанием воли Божией.
Ты пред лицом лютых врагов Христовых Ис­тинного Бога дерзновенно исповедал еси, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и льсти.

Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, ибо не токмо от бед и скорбей избавление просим, но силы и твердости, великодушия и любви просим, дабы переносить оные напасти, восстающия на ны. Испроси нам неослабное терпение даже до конца жития нашего, мир с Господом и грехов отпущение.

Отче святый! Укроти в стране нашей ветры неверия и смуты, да водворит Господь на земле Российстей тишину и благочестие и любовь нелицемерную. Молитвами твоими да сохранит ю от междуусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Право­славную, да не оскудеет она истинными пастырями, добрыми делателями, право правящими слово евангельской Истины. Упаси и за­блуд­шие овцы стада Христова.

Наипаче же моли Господа сил, да возродится Русская земля святым покаянием и единым сердцем и едиными усты прославит Дивнаго во святых Своих Бога, в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.


Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками.

В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха.

В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем — плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину — православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители — креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.

Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру, по возвращении из Америки, святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности. С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.

Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом. В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

Время было такое, когда все и всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад. О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

Как слезно плачет новый Патриарх пред Господом за свой народ, Церковь Божию: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих...» Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков". Для подъема в народе религиозного чувства, по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов. Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! — говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно».

В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»

Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря.