Open
Close

София киевская новгородская. История основания софийского собора в новгороде

На русском обширном просторе, занимающем пол континента, располагается множество церквей и монастырей.

Одним из самых древних и прекрасных является Храм Святой Софии в Новгороде (Софиевский).

Он является одной из самых знаменитых и посещаемых архитектурных построек в мире.

Его пятиглавые купола украшают собой святую землю великого города.

Описание

Эта крестово-купольная постройка относится к старым временам. Но даже тогда такие строения были редкостью, особенно на Русской земле. Пятинефное сооружение представляет собой уникальное архитектурное решение. Подобные строения создавались только в одиннадцатом веке. Кроме него существует всего несколько сооружений подобного типа. Например, одно из знаменитых сооружений находится в Киеве, это церковь Ирины и Георгия. Некоторые строения есть и в Полоцке, к ним относится Софийский собор, и такой же на Украине в Киеве.

Землёй тысячи церквей зовётся Новгородчина. Много в этом краю храмов больших и малых: от пышных соборов до часовенок, затерянных в самой глуши. Но только один всегда был и будет символом и сердцем Новгорода — Софийский собор

Собор занимает обширную территорию. В ширину он почти сорок метров. А в длину почти тридцать пять. Стены храма вложены из разных пород известняка, их толщина огромна — 1,2 метра.

Интерьер храма представляет собой типичный для тех времен Киевский стиль, который в свою очередь был создан на Византийских мотивах. Таким образом, храм представлен некоторым смешением традиционного киевского русского и византийского направлений.

Географическое положение и место на карте

Находится собор в самом центре города. На территории Новгородского Кремля, в строении под номером одиннадцать. Такое расположение строение получило не случайно. Храм должен был олицетворять душу Новгородской земли, стать ее настоящим живым сердцем.

Собор Святой Софии в Новгороде — древнейший памятник каменной архитектуры на севере Руси

Примите во внимание: Софийский собор предназначался не только для Богослужений. В нем длительное время проводили различные государственные собрания и самые важные церемонии и торжества.

История строительства

В 1946 году князь Ярослав Мудрый посетил Великий Новгород, в котором правил его сын Владимир. Тогда же он приказал заложить Храм на месте сгоревшего деревянного в 989 году. Заложить новую постройку было решено немного севернее места нахождения старой. Строительство длилось пять лет до 1951 года. Тогда же собор был освещен и признан действующим. Изначально Храм не отличался кристально белыми стенами. Под действием Византийского направления при украшениях подобных построек, было решено стены храма не белить. Интерьер храма украшал известняк разных пород и множество фресок. Побелили стены только в 1154 году.

Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой

В восемнадцатом веке к двум фасадам были пристроены несколько контрфорсов. Это было сделано для укрепления стен с южной и северной стороны здания. Однако уже при реставрации в 1895 году стены были укреплены и пристройки убраны. Таким образом, сооружению вернули первоначальный вид. Работа проходила под руководством архитектора Н. С. Кудюкова.

Следующие изменения произошли после революции в 1922 году. Тогда, под действием специальной программы советской власти, все церковные предметы, имеющие ценность, были изъяты из Храма. В 1929 году его закрыли. Вместо него в здании был открыт антирелигиозный музей.

Нелегко зданию пришлось и во время Великой Отечественной войны. В 1941 году он подвергся массовой бомбардировке. После попадания снарядов выстоял, но был сильно поврежден.

После войны в 1950 году здание было восстановлено. В нем открыли Новгородский музей-заповедник.

Важно знать: только после того как Советский Союз прекратил существование, в 1991 году, строению было возвращен титул Храма. Великий патриарх всея Руси Алексей второй освятил его лично.

В 2005 году была создана программа по реконструкции древних сооружений. В Новгородском соборе была произведена реконструкция, в ходе которой заново отстроились купольные строения.

Живопись и архитектурные особенности

Внутри собора можно увидеть пять столпов, на которых держаться своды.

Южная паперть служила для погребения владык, членов княжеской фамилии и самых знатных государственных деятелей. Сейчас там же располагается основной вход.

Обширные полати служили местом пребывания великого князя и его семьи во время богослужений. В настоящее время тут находится церковный хор во время церемоний.

Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня. Пять куполов храма высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него. Массивные стены лишены выступов, изредка прорезаются узкими окнами

Интересный факт: для отличной акустики в стены собора были помещены так называемые горшки голосники.

Архитекторы сооружали это с двояким значением. В первую очередь это облегчение конструкций в верхней части здания. Вторым предназначением архитекторского решения являлось поглощение сильного эхо, без потери громкости звука. Это было крайне важно для церковных песнопений и проведения богослужения.

Долгое время после открытия собор практически не украшали изобразительными произведениями искусства. Одним из самых первых, появившихся на стенах собора, стало изображение святых Константина и Елены. Оно сохранилось до наших дней.

Одним из самых знаменитых художественных произведений являлось изображение Христа Вседержителя, которое располагалось под центральным куполом. К сожалению, во время войны оно было уничтожено.

Знаете ли Вы, что: по приданию изображение Христа было решено писать с разжатой рукой. Но каждый раз приходилось переделывать работу, так как поутру писари обнаруживали сжатую десницу Христа. На четвёртый день художник услышал голос, сказавший ему «Пиши меня с жатым перстом, ибо, когда моя рука разожмется, Новгород падет». Пророчество сбылось во время Великой Отечественной войны, когда прямое попадание снаряда уничтожило мозайку под куполом. Десница разжалась, Новгород пал.

Древнейшие граффити на стенах

В конце девятнадцатого века на стенах собора были впервые обнаружены древнейшие надписи. Самые старые были созданы в конце одиннадцатого в начале двенадцатого века. Некоторые из них называются глаголическими и принадлежат к редчайшим произведениям письменности. В 2012 году собрание таких редчайших рукотворных произведений древности в храме достигло двенадцати эскапад. Всего же к 2014 году вместе с кириллическими надписями количество надписей в соборе насчитывало более 800. Одними из самых известных стали прорицание жрецов и выписки из «Слова о полку Игореве». К примеру, на одной из стен исследователи обнаружили сообщение, содержащее информацию о том, что умер Ярослав Мудрый, Великий Киевский князь.

Надпись-граффити в Софийском соборе в Новгороде (XII-XIII вв.)

Полезно знать: древние граффити представляли собой различные по характеру надписи, их нацарапывали специальным инструментом с острым наконечником, которое называлось «писалом».

Чудотворные иконы Софийского собора

Иконы всегда играли особую роль в жизни православных людей. Издавна их почитали верующие. Изображения святых имели сакральный смысл и считались посредником между простыми смертными и Божественной силой.

Большинство росписи относится к XIX веку, но сохранилось несколько древних фрагментов, в том числе фреска со святыми равноапостольными Константином и Еленой

В храме располагаются три иконостаса. Присутствуют здесь и чудотворные иконы. Одной из самых знаменитых является икона Знамение Пресвятой Богородицы. Имеет средние размеры 59 на 53 сантиметра. На ней изображена Пресвятая Богородица вместе с младенцем на груди, который вписан в круг. Писание произведения относят к 12 веку, иконографическому типу Оранта. В него включают изображения Божией Матери с поднятыми руками в молитве. Празднование в честь нее проводится до сих пор дату 27 ноября.

Главная святыня Новгородской земли — икона Божией Матери Знамение

Еще одной прославленной чудесами иконой в этом Храме является София Премудрость Божия. Она была написана в 15 веке. В центре изображен огненный ангел, справа Иоанн креститель с пергаментом, слева Богоматерь с младенцем. Наверху золотой трон и раскрытая книга – символ Божьего присутствия и благословляющий Спаситель с коленопреклонными ангелами. По древнему приданию эта икона обладает силой чудодейственного исцеления. Каждый год в день празднования восхваления этой иконы, 15 августа, тысячи людей стекаются в Храм, чтобы отдать дань уважения и попросить о помощи.

Тихвинская икона Богородицы, не менее знаменита по всему миру, чем остальные. Её создание относят примерно к 1383 году, именно тогда она была обнаружена. Относится к иконографическому типу Одигитрия. По приданию это канон изображения Богородицы задал еще сам святой Лука. На ней Сын Христос находится на руках Богородицы. Левая рука находится у Него в благословляющем жесте, а в правой Он держит свиток со святым писанием.

Возьмите на заметку: по легенде, во время Великой Отечественной Войны, в Тихвинскую икону Богородицы стреляли почти в упор и все пули от нее отскочили, оставив лишь едва заметные следы.

Также икона была с Новгородцами, помогая им заключить Столбовский мир. Когда Шведы, выигрывая по численности, вдруг испугались невидимой мощи и сбежали, город был спасен. Сейчас эта святыня находится в Рождественском иконостасе Новгородского Храма.

Святые мощи

В православии особую роль имеют особые останки людей, которые называют мощами. Обычно они нетленны. Им причисляют многочисленные чудеса спасения и исцеления, почитают так же, как и чудотворные иконы. Почитать мощи начали еще в 787 году по решению Седьмого Вселенского Собора.

Мартириева паперть Софийского собора

Одними из самых известных мощей в Софийском соборе являются останки пресвятого Саввы. Он относится к лику преподобных. Его память почитают 5 декабря, в день смерти. Его останки относят к нетленным.

Также в соборе находятся мощи членов княжеской фамилии, которых причислили к святым. А именно княгини Ирины, её мощи передали в собор только в 1991 году. И ее сына Владимира, почитается в день смерти 4 октября. А также двух князей Федора (почитается 5 июня) и Мстислава Храброго. Епископа Никиты (почитается 31 декабря) и Архиепископа Иоанна, мощи которого извлекли только в 1919 году.

Примите к сведению: мощи святого князя Владимира, что хранятся в Храме, попали туда почти сразу после его возведения. Царь умер в 32 года, прожив после освящения строения всего 20 дней.

Магдебурские врата

Были созданы в 1153 году, также именовались Корсунскими. Имеют западноевропейский стиль, потому как создавались на заказ зарубежными мастерами. Бронзовые двери, которые ведут в предел Рождества Богоматери. Через некоторое время эти врата были перенесены в западный портал собора. Много веков подряд эти великолепные врата служили главным входом в Храм для особых торжеств и церемоний, именно через них проходили князья и княжны. Сейчас их открывают только по особым случаям. Это делает лично архиепископ митрополит Новгородский Лев.

Фрагмент Магдебургских (Сигтунских) врат собора Святой Софии в Великом Новгороде. Литейная мастерская епископа Вихмана, Магдебург, Германия, вторая половина 12-го века

Стоит отметить: по одной из легенд Магдебурские врата были вывезены как трофей из Шведской столицы Сигтуну. Произошло это во время Русских морских военных походов в 1187 году.

История креста главного купола

Крест этого храма отличается от остальных одной особенностью: на его вершине располагается голубь. Он символизирует Святой Дух. Сама церковная реликвия имеет богатую историю.

Святой Дух - с незапамятных времен изображается в виде голубя. В Ветхом Завете голубь, выпущенный из Ноева ковчега и возвратившийся с масличной ветвью, возвестил людям мир. В виде голубя древние христиане изображали человеческую душу, упокоенную в мире

В 1942 году купол собора был разрушен во время бомбардировки города немецкими войсками. Множество предметов изобразительного искусства, архитектурных памятников и культурных ценностей было вывезено из великого города чужеземными захватчиками. В том числе и золотой крест с купола Храма. Подразделением «Голубой дивизии» он был отправлен в Испанию, как военный трофей. На Родину он был возвращен только в 2004 году усилиями Российского Патриархального сообщества в совместительстве с правительством Российской Федерации. Были назначены переговоры Испанского и Российского правительства, в ходе которых Король Испании согласился передать реликвию на Родину. Обратно в музей Испании отправили точную копию архитектурного памятника, а вторую копию разместили на куполе Собора в 2007 году. Оригинал же креста, возвращенный на Родину с большим трудом, хранится в недрах Храма, как ценная реликвия.

Легенда о каменном голубе

Вокруг древнего собора собрано множество сказаний и былин. Некоторые из них имеют под собой документально зарегистрированные сведения. К одному из таких относится легенда о каменном голубе.

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя - символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса

По легенде Иван Грозный изуверски и незаслуженно поступил с новгородским народом. Тогда на крест собора опустился обычный живой голубок. Он посмотрел вниз и, узрев безобразное зрелище, обратился в камень. Потом одному из священнослужителей пришло видение о том, что птица прилетела в город как утешение, и, пока она располагается на кресте, город оберегают ангелы с небес.

Заключение

В Новгороде этот великий храм относится к древнейшим памятникам архитектурного зодчества. Выступает он в роли уникальной постройки с точки зрения не только ансамбля архитектурного, но и духовного богатства.

Собор Святой Софии - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах, кафедральный собор Новгородской митрополии. На протяжении столетий - духовный центр Новгородской республики. Это древнейшая церковь на территории России, построенная славянами

Многие туристы приезжают в город с целью посещения великого собора. Его история настолько богата и разнообразна, что можно было бы этому посвятить целую книгу. Но, несмотря на все трудности и невзгоды, которые пришлись на Новгородскую землю за всю ее богатую историю, собор выстоял и до сих пор хранит жителей этого прекрасного края. Не это ли является признаком высшего благословения и присутствия Святого Духа в стенах храма.

Смотрите видео, в котором историк рассказывает о самой древней сохранившейся каменной постройке в России — Соборе Святой Софии в Новгороде:

Я уже писала про Новгородский кремль, но захотелось еще раз вернуться в те места. центре Новгородского Детинца возвышается древнейший храм России — Софийский собор. Возведенный, согласно летописи, в 1045-1050 годах «повелением князя Ярослава и сына его Владимира и епископа Луки» во славу божественной премудрости — Святой Софии, этот грандиозный собор воплотил в себе идею торжества христианства на Новгородской земле, ознаменовав вхождение ее народов в Церковь Христову.

История строительства Святой Софии

Софийский собор был построен на одном из самых возвышенных участков города. По преданию, каменному храму предшествовал деревянный (дубовый) «о тринадцати верхах», основанный первым новгородским владыкой — епископом Иоакимом Корсунянином в 989 году вскоре после крещения новгородцев. Место, где стоял этот храм, сгоревший, по одним источникам, в год, когда был заложен новый собор, по другим — в год его завершения, не установлено.

В продолжение традиции, сложившейся в Киеве, главный престол собора был освящен в 1052 году во имя Святой Софии Премудрости Божией,предположительно к празднованию Воздвижения Креста (14/27 сентября), а точнее — накануне этого дня, когда вспоминается Обновление храма Гроба Господня в Иерусалиме. С этого времени собор становится кафедральным храмом Новгородской епархии, и его судьба теснейшим образом переплетается с историей Новгорода. При Софийском кафедре велось летописание, на хорах собора существовала библиотека, основанная еще Ярославом Мудрым, работали мастерские иконописцев и златокузнецов, переписывались рукописи.

Возле стен Софии собиралось городское вече, на котором решали вопросы республиканского самоуправления, выбирали нового архиепископа. Отсюда уходили на ратные подвиги княжеские дружины, здесь коленопреклоненно молился о Божией помощи и получал благословение на битву с врагами Земли русской Александр Невский. На протяжении веков имя Софии Новгородской гордо звучало как синоним незыблемости и богохранимости самого города:»Умрем за Святую Софию!», «Где Святая София — тут и Новгород».

Возведение собора огромных размеров велось со скоростью, удивительной дл+—я города еще не знавшего каменного строительства. Несомненно, ведущие мастера были приезжими. Вероятнее всего они прибыли из Киева, где незадолго до этого завершилось сооружение одноименного храма. Однако вкусы новгородцев придали собору настолько очевидную оригинальность, что его архитектура стала краеугольным камнем новгородского зодчества, послужив для него бесконечным источником форм в последующие столетия.

Монолитное пятиглавие сразу стало архитектурной доминантой города.

Архитектура и убранство собора

Внутри собор членят на пять продольных нефов мощные в продольном сечении столбы, поддерживающие своды и обширные княжеские полати. С трех сторон к храму примыкают паперти, которые изначально были задуманы как открытые галереи между четырьмя приделами, которые должны были располагаться по углам его основного объема. Однако в процессе строительства замысел был изменен: из приделов выстроили лишь три — Апостола Иоанна Богослова,Рождества Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи, галереи же были преобразованы в закрытые боковые «крылья» собора. От устройства четвертого придела отказались, чтобы увеличить пространство южной паперти, которая служила основным входом в храм и вскоре стала местом погребения владык, членов княжеской семьи и видных горожан.

Высокое общественное положение новгородского князя предполагало для него особое место в храме во время богослужения. Таким местом стали обширные полати (хоры), откуда князь мог видеть священнодействие, происходящее в алтаре. Сейчас здесь располагается церковный хор.

Древние строители Софии владели тонким искусством акустики: ее совершенству и сегодня поражаются мастера этого дела. Система вмонтированных в стены и своды полых глиняных горшков-голосников имела двойное назначение: они облегчали верхние части архитектурных конструкций и, одновременно, поглощали эхо, не позволяя при этом угаснуть силе звука на большом расстоянии.

На протяжении более полувека собор оставался практически нерасписанным. Лишь золоченные карнизы шиферных плит и основания арок и сводовперерезали его гладко обмазанные розоватой цемянкой стены. Одна их немногочисленных живописных композиций, появившихся, вероятно, вскоре после окончания строительства, — образ святых равноапостольных Константина и Елены — сохранилась на лопатке одного из столбов южной Мартириевской паперти, почти на против входа в собор с центральной площади Детинца.

Украшая Софию фресками, художники написали в зените купола огромное погрудное изображение Христа Вседержителя с Евангелием и благословляющей десницей. Предание, включенное в одну из новгородских летописей, говорит о том, что наутро после завершения росписи епископ увидел, что рука Спасителя сжата, и приказал переписать образ. Дважды пытались живописцы исполнить приказ владыки, а на третий услышали глас:» Писари, о писари! Не пишите меня с благословляющей рукой, а пишите с рукой сжатою, потому что в этой руке я держу великий Новгород, а когда эта рука моя распрострется, тогда Новгороду будет окончание». Во время войны снаряд пробил главу храма и уничтожил древнее изображение и одновременно с этим древний город был разрушен почти до основания.

Древний собор включает целый ряд замечательных произведений декоративно-прикладного искусства. Среди них — бронзовые Корсунские врата византийской работы, привезенные в собор сразу после завершения строительства.

Пережив длительный период реставрации, Софийский собор, превращенный в музей, возродил свое древнее убранство. В 1991 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.

Нынешняя жизнь Софии, кафедрального собора Новгорода — это возрождение старых традиций. И как в давние времена, когда появление этого грандиозного храма — праматери новгородских церквей, подобно чуду, переменило жизнь древнего города, так преображающее человеческие души воздействие Софии Новгородской являет свою силу в наши дни.

Читайте о моей предыдущей поездке в .

Достопримечательности под стать городу: кремль красно-кирпичный башенный, стены с бойницами вдвое старше Московского Кремля. Музей Витославлицы под открытым небом, где собраны деревянные избы и дома из прошлых столетий, Ярославово дворище на другом берегу реки Волхва, Церковь Спасо-Преображения с бессмертными фресками иконописца Феофана Грека - в этих достопримечательностях сосредоточено искусство Великого Новгорода.

Главная достопримечательность - это в Новгороде, белокаменный шедевр церковного зодчества. Стоит храм в середине Новгородского Кремля с 1050 года, без малого тысячу лет, с тех пор, как построен был мастерами киевскими по приказу Новгородского князя Владимира, сына История создания Софийского собора связана со сгоревшим в огне деревянным храмом о 13 куполах, выстроенным из дуба в 989 году. Позвал Владимир отца и княгиню Ирину сразу после пожара, дождался их приезда и с родительского благословения заложил будущий храм, Софийский собор в Великом Новгороде.

Строили собор пять долгих лет и освятили храм сразу, не откладывая, хоть и не было внутреннего убранства - ни икон, ни иконостаса. Росписи были сделаны в 1109 году, а иконы собирались в разное время. В основном это были иконы XIV-XVI веков. В настоящее время в Софийском соборе три полноценных иконостаса, главная икона - «Знамение Божьей Матери». Затем три иконы праздничного ряда: Великий Антоний, Освященный Савва и Великий Евфимий. Особое место занимают София - Божья Премудрость, датируемая XV веком, и Ти

хвинская XVI века.

Софийский собор в Новгороде - пятикупольный с одной башней лестничной, которая также несет купол. Центральный купол золоченный, остальные свинцованные. Их форма традиционна для русских церквей: она точно повторяет контур богатырского шлема. Собор окружают галереи со всех сторон, кроме восточной, алтарной стороны. На восточной стороне расположены три апсиды: пятигранная по центру и две боковые полукруглые. Галереи несут в себе приделы: южный - Рождества Богородицы, северный - Иоанна Богослова. В западном крыле северной галереи находится еще один придел - Усекновения головы Иоанна Предтечи.

Верняя часть собора комбинированная, кровля делится на полукруглые навершия - закомары и двускатные, так называемые «щипцы». Что касается церковного интерьера, то из-за массивных столбов внутри довольно тесно, хотя теснота в храме - понятие относительное. Собор производит впечатление монолитного сооружения, и это вполне понятно, поскольку все стены Софии имеют толщину 1,3 метра, чего не встретишь ни в одном русском храме. Софийский собор в Новгороде уникален по многим показателям, но главное - он самый древний из сохранившихся церквей, построенных славянами.

На самой высокой точке храма находится голубь, отлитый из свинца. Он «сидит» на верхушке центрального креста, на высоте 38 метров, и символизирует собой хранителя Софийского собора. По преданию, голубь не должен покидать креста, ибо тогда закончится благополучие города. Софийский собор в Новгороде является самым высоким из всех подобных храмов.

В соборе нет звонницы. Все колокола расположены в колокольне, которая стоит чуть поодаль. Главный колокол весит двести пудов, а набатный - вдвое меньше, сто пудов. Кроме больших колоколов, в звоннице находятся несколько малых колоколов, задача которых - звонить по праздникам.

Софийский Собор Новгорода - известный памятник древнерусского зодчества. Значение этого Собора в жизни древнего Новгорода было велико. Самостоятельность новгородской Софии была символикой вольного города Новгорода.

В 1045 году происходит закладка храма Софии Премудрости Божией, где присутствует прибывший из Киева в Новгород Ярослав Мудрый с княгиней. Строили Собор до 1050 года. Его освятил епископ Лука, при этом данные разных летописей свидетельствуют, что событие это случилось в 1050 - 1052 гг.

Храм увенчивают пять куполов, которые в древности покрыли свинцовыми листами. Центральный купол был обит позлащенной медью в ХV веке. Маковицы выполнены в виде древнерусских шлемов. Стены были не беленые, за исключением апсид и барабанов, и покрыты цемянкой (природной краской). Внутри стены не расписаны, своды покрыты фресками. Оформление определилось воздействием архитектуры Константинополя. Настенный мрамор сочетался с мозаичными орнаментами сводов. Позже, в 1151 году, мрамор заменил известняк, а мозаику - фрески. Собор впервые расписали в 1109 году. От фресок средневековья остались фрагменты в центральном куполе и роспись в Мартирьевской паперти «Константин и Елена». Есть версия, что это изображение могло стать основой мозаики, поскольку фрески выполнены достаточно разбавленными красками. Фреска главного купола «Пантократор» уничтожена в годы войны. Основная роспись датируется XIX веком. В южной галерее известны захоронения выдающиеся новгородцев – епископов, князей, посадников.

В храм можно войти через Северные двери. Во время службы архиепископа открывают главные - Западные врата. В западный портал вмонтированы бронзовые врата, выполненные в романском стиле, с множеством скульптур и горельефов. Они были сделаны в Магдебурге в XII веке, и в этом же веке попали в Новгород из Швеции, как военный трофей.

С возведением храма новгородцы прониклись к нему особым отношением. «Где София, там Новгород», - говорили жители. Эта мысль получила развитие в XV веке, когда центральный купол пятиглавия вызолотили, а на его кресте поместили свинцового голубя, символизировавший Духа Святого. В легенде рассказывается, что Иван Грозный в 1570 году обошелся жестоко с новгородцами. В это время на крест Софии присел голубь. Он окаменел от ужаса, когда увидел с высоты страшное побоище. После Богоматерь открыла одному монаху, что Бог послал в утешение городу голубя, и до тех пор, пока не слетит с креста голубь - помощью свыше защищает город.

В древности в Соборе была алтарная преграда. В неё входили дошедшие до нас образа: «Апостолы Петр и Павел» и «Спас на престоле» XI - XII веков. В Соборе в XIV-XVI веках установили высокий иконостас. Серебристые отблески окладов, красочная яркость икон Рождественского и Успенского иконостасов привлекают взгляд, вознося его к высотам купола и сводам.

Архитектурное сооружение Новгородского Софийского Собора совершенно. Киевские и византийские зодчие, возведшие его, передали в XI веке через главную постройку сущность характера города Новгорода: грандиозность церковной мысли и её духовной мощи. Святая София Новгорода отличается от предшественника – Собора в Киеве - строгостью форм и компактностью объемов. Собор длиной 27 м, шириной 24,8 м; с галереями длина 34,5 м, ширина 39,3 м. Общая высота от древнего пола, до центрального креста главы - 38 м. Стены толщиной 1,2 м выполнены из известняка разного цвета. Камни не отесаны и скреплены раствором извести с примесями толчёного кирпича. Арки, их перемычки и своды выложены кирпичом.

Собор хранит икону Матери Божией «Знамение» 1170 года. Икона защитила Новгород от нападения cуздальского князя Андрея. Для новгородцев это событие было очень значительно, установлено было даже празднование по особому чину.

В 1929 году собор закрыли и открыли в нем музей. В нём представлены сокровища ризницы. При оккупации храм разграбили и повредили. После войны его восстановили и сделали отделом музея Новгорода. В 1991 собор передан РПЦ. Патриарх Алексий II совершил его освящение 16 августа 1991 года. В 2005-2007 реставрированы купола Собора.

«Там, где Святая София, там и Новгород»

Так говорят на Руси уже тысячу лет. С тех самых пор, когда в XI веке был построен грандиозный собор Софии Премудрости Божьей . Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром . Задумывался собор как центральный городской храм. По прошествии многих веков в храме Софии продолжаются богослужения, и каждый желающий может прикоснуться к этой древнейшей православной святыне. Собор открыт ежедневно с 8 утра до 8 вечера. Богослужения проводятся в 10:00 и в 18:00. Собор служит и городским некрополем. В его южной галерее похоронены знаменитые граждане этого города. Епископы, князья и посадники.

Храм строился с 1045 по 1050 год и является самой древней из сохранившихся каменных построек Руси . Сами новгородцы во все времена относились к собору с величайшим благоговением. Например, они считали, что именно благодаря заступничеству Софии их город никогда не подвергался набегам татар. Известно, что 1238 году их отряды повернули назад, не дойдя совсем немного до города. Горожане увидели в этом Божье знамение. В 1391 году город был спасен от страшного мора. И снова новгородцы соотнесли это с заступничеством Святой Софии. Нужно заметить, что во время своей постройки храм был единственным каменным зданием в Новгороде. Строили его киевские и византийские мастера , без сомнения, очень талантливые, которые смогли передать в камне черты новгородского северного характера. Сдержанность, суровость, грандиозность помыслов, мощь.

Существует легенда о том, как во время росписи купола, на котором должен был быть изображен Спаситель с простертой десницей , рука Иисуса Христа оказалась сжатой в кулак. Фреску переписывали несколько раз, пока художнику не приснился сон, в котором Христос говорил, что он специально сжал ладонь, чтобы держать там Новгород .

Собор имеет пять куполов. В XV веке центральный из них был покрыт позолотой, что придало храму еще более величественный вид. Одновременно с позолотой купола на кресте был укреплен свинцовый голубь , символизирующий Святой Дух . На Руси того времени была еще одна такая же постройка - Киевский храм, не сохранившийся до наших дней. От Киевского собора, Новгородский отличался меньшими размерами и более строгими формами.

Телепроект «Новгородинки» телеканала « Триада »: Экскурсия по Софийскому собору с Сергеем Горминым .

Время не пощадило внутреннее убранство собора. Но, все же, кое-что сохранилось. Например, в Мартирьвской паперти сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены. Изображения датируются XI веком. Необычность этой фрески заключается в том, что она была написана не по сырой штукатурке, как обычно, а по сухой. Такая необычная техника, примененная древним художником, придет изображению своеобразный «парящий» вид. Исследователи считают, что именно в такой технике были расписаны древние деревянные церкви Руси. К сожалению, время не сохранило ни одну из них.

Окончательное оформления внутреннего убранства Софийского собора было завершено в XII веке. По сохранившимся фрагментам мы можем видеть, что центральный барабан украшали фигуры пророков трехметровой высоты. Алтарная часть была декорирована мозаикой и фигурами святых. В южной галерее находилось изображение Деисуса, то есть канонические иконы с изображением Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя.

От алтаря XI века сохранились две иконы. Это:

  • «Спас на престоле»
  • «Апостолы Петр и Павел»

Новый иконостас, более высокий, был установлен в Софийском соборе гораздо позже, в XIV-XVI веках.

Магдебургские врата

Сегодня посетители могут войти в собор через северные двери. Главными же считаются западные ворота, и они открываются во время торжественных богослужений. Ворота эти тоже необычны. Они попали в Новгород как военный трофей из Швеции в XII веке. Изготовлены ворота были в Германии, в городе Магдебурге. В XV веке ворота были реконструированы русским мастером Авраамом, чье изображение сегодня можно увидеть на воротах рядом с изображением немецких литейных дел мастеров Вейсмута и Риквина.

Одна из знаменательных икон, написанная в 1170 году , считается чудотворной . Икона эта и сегодня хранится в Софийском соборе. Речь идет об иконе Божьей Матери «Знамение» , которая защитила город от нашествия Суздальцев. Событие это сыграло такую большую роль в жизни города, что по сей день празднуется как почитаемый церковный праздник. Событие это легло в основу сюжета другой известной иконы, которая так и называется «Битва новгородцев с суздальцами».

Софийский собор является действующим храмом, открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов.

На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII века, но и древние граффити. Древние граффити - так называют надписи на стенах русских средневековых зданий, нацарапанные «писалом» - инструментом для письма на бересте, - весьма распространенное явление на Руси до XV века (впоследствии бересту сменяет бумага - писалом больше не пользуются - граффити не появляются), несмотря на то, что еще в X веке князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нас эти надписи. Кроме Софийского собора, их можно встретить в церкви Спаса на Нередице, церкви Федора Стратилата на Ручью и др. храмах Новгорода. Как и берестяные грамоты, новгородские граффити донесли до нас живые голоса жителей средневекового Новгорода. Но в отличие от берестяных грамот, привязанных к конкретной жизненной ситуации, большинство граффити обращено к Богу или святым, выражает мысли и чувства их писавшего («царапавшего»). Некоторые отрывки содержат отголоски язычества, или просто представляют собой надписи бытового характера.

Программа Новгородского областного телевидения: «По святым местам Новгородской земли. Софийский собор»

Граффити

Археологи, которые исследовали когда-то место гибели древнеримского города Помпеи, смогли извлечь много информации из надписей на стенах домов, которые делали простые люди. То же самое произошло в Новгороде. Именно на стенах Софийского собора сохранились так называемые граффити - надписи, сделанные при помощи «писала» - приспособления для письма не бересте.

На бересте писали на Руси вплоть до XV века. И до этого времени можно прочесть многочисленные надписи. Любопытно будет узнать, что еще в X веке киевский князь Владимир запретил специальным указом царапать надписи на стенах храмов. Но видимо народ не слишком-то спешил слушаться княжеских указов, поэтому в Новгороде, который не был разрушен татарами, на стенах древнейшего русского каменного здания можно прочесть обращения простых людей. Обилие надписей свидетельствует о том, что большинство новгородцев были грамотны. Надписи носят характер обращения к христианскому Богу, но попадаются и такие, которые несут на себе отголосок языческих верований. Впрочем, попадаются и надписи чисто бытовой направленности.

Именно благодаря граффити нам известны имена некоторых мастеров, которые работали когда-то при постройке и украшении этого шедевра древнерусского зодчества. Это Георгий, Стефан и Сежир.

Живопись XI века

Известно, что после постройки храм был расписан лишь частично, отдельными фрагментами. Настоящие работы по росписи собора начались только в 1108 году. Эти работы частично скрыли более ранние фрески, но они были обнаружены во время реставрации собора, которая проводилась в конце XIX века. Именно тогда и были обнаружены изображения императора Константина и императрицы Елена . Фигуры стоят по обе стороны огромного креста.

По всей видимости, жители Новгорода проводили параллели, между византийскими владыками и местными князьями. Так, глядя на Константина и Елену горожане вполне могли видеть своего князя Владимира Киевского, крестившего Русь и княгиню Ольгу. Также навевалась ассоциация с князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого и княгиней Анной. Именно эти люди принимали непосредственное участие в строительстве Софийского собора. И по сей день отмечают дни памяти этих исторических личностей, сыгравших такую большую роль в судьбе города.

Чудотворные иконы Софийского собора

В Софийском соборе сегодня имеется два иконостаса. Это главный, Успенский и Рождественский. Перед Успенским иконостасом можно увидеть чудотворную икону «Божья Матерь Знамение».

На Рождественском иконостасе можно видеть сразу две иконы, которые считаются чудодейственными. Это:

  • «Тихвинская Богоматерь»
  • «Спас на престоле»

Подробнее об иконах

Богоматерь Тихвинская наиболее почитаемая икона. Она является точной копией с другой такой же иконы. Считается, что такая копия, «список», полностью перенимает все свойства оригинала. Считается, что эта икона написана в конце XV или начале XVI века.

Икона, называемая «Спас на престоле» была написана в XVI веке. Икона была написана поверх более древнего изображения, которое тоже сохранилось и которое можно посмотреть через специально сделанные небольшие окошечки.

Статья написана на основе книги «Где святая София, там и Новгород», СПб, 1997 г.