Open
Close

Собор в пицунде. Абхазия

Расположен вблизи городища Пицунды. Его купол и гладкие стены бело жёлтого цвета, хорошо просматриваются между зелеными пирамидальными кипарисами. Храм является крупнейшим ранне-средневековым храмом Абхазии и относится к типу трехапсидных, крестовокупольных, трехнефных.

В плане имеет размеры: 43,3 метра на 22,7 метров. Стены имеют толщину в 1.5 метра, а высота его вместе с куполом 29 м. Храм возведен из двух материалов - кирпича и камня, распределение которых имеют свой определенный порядок

Вниз стены Пицундского храма - цоколь, выложен каменными блоками, выше в кладке присутствуют оба материала - кладка приобретает смешанный характер: присутствуют как ряды камня так и кирпича. Чем выше стена, тем прослойки из камня становятся тоньше, кирпичные же наоборот толще.

Барабан и лежащий на нем купол, а также верхняя часть стен, внутренние столбы - полностью сложены из кирпича разного размера. В арках он тоньше. В устоях стены и в несущих частях - он гораздо толще.

В верхних частях западной и южной стены можно видеть декоративные вставки из кирпичей выложенных поперёк, причём в одних рядах - одиночных, в других рядах - парных.
Толстым кирпичём выложены кресты. Их можно видеть между окнами, снаружи на центральной алтарной апсиде. А вот северная стена, снаружи вовсе не имеет декоративных элементов.

На западной стене видны следы заложенной в древности двери, на уровне хор, через неё женщины, допускавшиеся к богослужению и входили только через такие хоры. Позднее ведущая на хоры наружная лестница была разобрана, а внутри возведена другая. Пицундский храм просто наполнен воздухом и светом, его стены гладко оштукатуренные и некогда украшенные фресками, теперь сохранили лишь пояс медальонов в алтаре. Каждый вошедший сюда ощущает, что храм создан для праздничных, торжественных богослужений.

В XVI веке внутри собора в западном помещении была возведена усыпальница, в которой находится гробница. Гробница устроена для Андрея Первозванного и Симона Кананита, на это указывают расположенные под куполом фресковые изображения апостолов. Их насчитывается в количестве десяти. Потолок и стены храма, были богато расписаны, предположительно, мастерами из Старого Афона. Среди сюжетов росписи более значимы сцены "Несения креста", "Распятия" и "Плача".

Пицундский собор во второй половине XVI века был обновлен, вокруг него были возведены оборонительные сооружения.
Об этом говорит сохранившаяся греческая надпись: "Помяни, Господи, раба своего Пароскева Зографа (живописца), который создал это святилище и сей турлеон (башню) во время владычества тирана и католикоса Евдемона. Ты, господи, ведаешь все и исполни их милостью своею".

В результате угрозы нападения со стороны турок и междоусобиц, резиденция абхазских католикосов в XVII веке, размещавшаяся до этого в Пицунде, переместилась в Гелати. Собор оказался заброшенным, но продолжал привлекать к себе как местное население, так и чужеземцев. Они приходили к его стенам - давать клятвы.

Упадок времен Османской империи. Возрождение Пицундского храма.

Пицундский храм построенный в честь апостола Андрея Первозванного был известен далеко за пределами Кавказа. В храм приезжал монах-театинец Кастелли Кристофоро, который в своих рисунках отразил всю его красоту.

После появления Османской империи на Кавказском побережье, Пицунда стала постепенно приходить в упадок. Могущественный Пицундский храм запустел, его разграбили и частично разрушили. Стены храма поросли кустарником и травой.

В 40-х годах XIX века под руководством академика Норова В. С. приступили к восстановлению Пицундского храма. Реставрацию завершили только к 1869 году, Ещё через один год в Пицундском соборе был учрежден мужской монастырь

Чем еще привлекает храм в Пицунде, так это своей контрастностью. Внешне сооружение отличается некоторой массивностью, характерной для многих религиозных строений средневековья. Но если Вы зайдете внутрь Пицундского храма, то будете просто поражены его «воздушностью».

Непроизвольно создается ощущение, будто храм состоит исключительно из света и воздуха. От давящей массивности не остается и следа! Назвать храм скромным вряд ли получится, поскольку сохранившиеся настенные фрески и надписи придают ему скорее торжественный и роскошный вид.

К сожалению, сегодня в Пицундском музее туристы могут наблюдать лишь копии орнаментов мозаики и некоторые уцелевшие памятники, связанные с историей этого города. Почему? Все дело в том, что советские годы негативно отразились на культурном наследии Абхазии, оригиналы которого были вывезены в Грузию и на сегодняшний день представлены в тбилисском музее.

В настоящее время попав в Пицундский храм, можно полюбоваться фресками и послушать божественные звуки органа, выступления хоровых капелл и оперных певцов.

Органная музыка в Пицундском храме.

Акустические свойства Пицундскского храма - удивительны. Благодаря им несколько голосов звучат как будто поёт целый хор. После реставрационных работ, в 1975 году, храм используется как концертный зал и основной достопримечательность его является орган. Он был изготовлен потсдамской органной фирмой «Александр Шуке». В соборе ежегодно проходят фестивали и конкурсы органной и фортепианной музыки, концерты оперных певцов Абхазии и России, выступления хоровой капеллы Абхазии.

Величественный Пицундский храм Святого апостола Андрея Первозванного, сохранивший свои царственные архитектурные формы тысячелетней давности, - один из наиболее важных памятников Абхазии. Он имеет огромнейшую историческую, художественную и религиозную ценность для всего Кавказа и мировой культуры.

Не важно, в каком местечке Абхазии останавливаться. В любом курортном уголке можно услышать о «Великом Питиунте». Это историко-архитектурный комплекс, частью которого является , или, как его еще называют, Храм Пицундской Божьей Матери .

Исторически сложилось так, что Пицунда стала духовным центром Абхазии. Этот статус подтверждается огромным количеством свидетельств и артефактов.

Что касается самого храма, то он относится к Новоафонскому подворью, известному и за территорией Российской Федерации.

Что же представляет собой Пицундский храм?

Это не просто религиозная святыня, это место, пропитанное духом и культурой средневековья.

Как правило, храм не рассматривают отдельно от музейного комплекса, в который, помимо него, входят небольшое монастырское здание, в котором представлена музейная экспозиция, часовня, алтарные развалины, датированные примерно II — VI веком, дольмен и развалины колодца.

Здание пережило множество реконструкций, многие из которых не пошли на пользу, уничтожив бесценные фрески древних мастеров. Но никакие переделки не смогли отнять монументального величия одной из старинных построек города.

В первую очередь, Пицундский храм может привлечь непривычной для христианских церквей архитектурой. Часть сохраненных фресок также представляет историческую ценность.

Внутри купола сохранился удачно отреставрированный образ Спасителя. Многие изображения удалось сохранить только частично.

Пицундский храм заинтересует не только любителей истории, но и поклонников камерной классической музыки.

С 1975 года в стенах собора обустроен концертный зал. Великолепная акустика вдохновила немецких мастеров, установивших здесь великолепный орган.

Примечателен тот факт, что здешний инструмент второй по величине на территории бывшего СССР.

Еженедельно здесь можно услышать великие произведения Баха, Листа и других великих музыкальных классиков. В стенах комплекса часто проходят всевозможные музыкальные фестивали с участием мировых звезд классической музыки.

Нынешнее подворье Новоафонского монастыря — Пицундский храм, сооружение с богатой историей. Начать стоит с упоминания о древнем городе Пифиут или Питиус, основанном еще до рождества Христова греками.

Именно это селение можно смело считать прародителем современной Пицунды. Также связан город с именем такого великого святителя, как Иоанн Златоуст, известного не только православным, но и католическим христианам. Именно святой смог добиться расцвета обители в диких землях.

Известно, что к моменту набегов татаро-монгольской орды, храмовые земли были достаточно богаты, чтобы привлечь внимание кочевых народов. Не трудно догадаться, что итогом стало разграбление, ни первое и не последнее в череде исторических фактов.

Храм, как истинный мученик, долго держался множество столетий, оставаясь заброшенным в заросших, бывших некогда цветущими, краях.

Несколько русских императоров планировали возродить некогда великую обитель, но удалось это сделать только императору Александру приблизительно в 1869 году.

И только в 1870, по инициативе властей, был организован еще и мужской монастырь. Любопытно знать, что изначально весь монастырский штат составлял всего 5 человек.

Но злоключения обители на этом не закончились. В 1876 году из-за политических смут на Балканском полуострове монахи принимают решение оставить обитель, мощи и ценную утварь передают на хранение епархиальному начальству.

Но эта мера не спасает стены храма и монастыря от очередного разорения в период русско-турецкой войны. Еще 8 лет разграбленное, но сохранившееся здание стойко сражалось за право существования.

И лишь по окончании военного конфликта, в 1885 г. государь Император распорядился отдать земли Пицундского храма в качестве подворья Новоафонскому мужскому монастырю.

В годы революции и последовавший за ними отрезок времени коммунисты так и не решились использовать помещение собора для каких-либо нужд.

Только в 1975 году мастерами из ГДР в святых стенах был установлен уникальный орган. Великолепная акустика позволила устроить в некогда святых стенах концертный зал.

В годы грузино-абхазского конфликта многие ценности храма были вывезены на территорию Грузии. По настоящее время идут горячие споры о возвращении многих музейных экспонатов.

В 2010 году разгорелся спор по поводу Пицундского органа. Абхазская епархия утверждала, что инструменту не место в святой обители. Вопрос разрешило общественное мнение. Уже в 2011 году на реконструкцию органа в бюджете была заложена серьезная сумма.

Слышали ли Вы об историческом районе города Минск? еще именуется Троицкой горой. Ее можно заметить, если взглянуть на левый берег реки Свислочь. В прошлом она являлась местом торговых отношений.

Любопытство или интересные факты про Пицундский храм

  • Храм по праву считается крупнейшим средневековым крестово-купольным храмом, ставшим в древности религиозным центром Абхазии.
  • Самый ощутимый ущерб обители, как ни странно, нанесли не многочисленные набеги и разграбления, а руки неумелых реконструкторов, занимавшихся восстановлением фресок в стенах Пицундского храма.
  • Есть документальные подтверждения того факта, что еще в XIX веке храм был известен далеко за пределами Российской империи.
  • Даже в годы запустения местное население предпочитало давать клятвы и обещания у стен заброшенной обители.
  • Во время спора о переносе Пицундского органа в защиту уникального музыкального инструмента выступали многие деятели культуры.
  • Весь комплекс находится за массивной каменной стеной, высотой в 9 метров и толщиной в 1,5 метра, в некоторых местах она почти разрушена, но лицевая часть кладки восстановлена.

А вы знаете, где находится самая крупная сокровищница мира? хранит бесценные с исторической и художественной точки зрения артефакты. Только здесь вы увидите средневековые священные регалии, достояния австрийской империи, знаки Ордена Золотого Руна и многое другое.

Как добраться до Пицундского храма и условия его посещения

Собор расположится на пересечении двух улиц, ведущих к морю — Кипарисовой аллеи и ул. им. Т.И. Гицба. Вообще, трудно не заметить массивный забор, окружающий музейный комплекс.

У самых ворот расположены две кассы — концертная и музейная. В большинстве курортных зон обязательно предложат посетить Пицундский храм и прилегающие к нему территории.

Патриарший собор в Пицунде ბიჭვინთის საკათედრო ტაძარი

Со времен распространения христианства город Пицунда считается духовным центром Абхазии и сохраняет на территории немало религиозных памятников архитектуры. Наиболее древний из них – это блистательный Патриарший собор (Пицундский храм), который на протяжении столетий остается национальной гордостью и ярким представителем материальной культуры грузинского народа.

История Патриаршего собора (Пицундский храм)

Пицундский храм, он же – собор Андрея Первозванного, возвышается в пределах государственного заповедника «Великий Питиунт», основанного в 1991 году для сохранения культурного наследия Абхазии. История религиозного сооружения уходит корнями в IV столетие, когда на месте римского поселения Питиунт была построена первая древнехристианская базилика. В конце V века полы старинного здания были украшены богатой мозаикой, остатки которой сегодня хранятся в Гелатском монастыре и относятся к числу самых древних мозаичных полов на Кавказе.

К VI столетию базилика значительно обветшала, потому правивший в те времена византийский император Юстиниан I отдал приказ заменить ее новым сооружением. Изначальный Пицундский храм был разрушен, а на его месте возвели масштабный собор, где проводилось первое крещение абхазцев. Но и он просуществовал не более трех столетий. В период процветания Абхазского царства (в IX–X веках) его сменил сегодняшний купольный собор из кирпича, где размещалась кафедра Абхазских Католикосов и совершались епископские рукоположения.

В последующие годы храм не раз обновлялся и подвергался многочисленным реконструкциям, поэтому до наших дней дошел в измененном виде. В 1975 году он претерпел последний ремонт, после которого в его стенах открылся концертный зал. Сегодня гости Пицунды приходят в собор не только для осмотра его интерьеров, но и ради посещения концертов органной музыки и знакомства со знаменитым Пицундским органом, изготовленным одним из выдающихся органных мастеров современности – Гансом Йоахимом Шуке.

Архитектура храма

Патриарший собор скрывается за крепостными стенами древнего византийского городища, частично разрушенными при выборке строительных материалов для возведения современного храма. В архитектурном плане он представляет собой трехнефное сооружение с тремя апсидами, увенчанными куполами. Главная особенность визуального облика здания заключается в необычной кладке: нижняя часть фасада состоит из камня, а далее идут перемежающиеся полосы камня и кирпича, причем по мере подъема каменные полосы становятся тоньше, кирпичные – напротив, шире и массивнее.

Высота сооружения вместе с центральным куполом составляет 29 метров. По ширине и длине он имеет размеры 25 и 37 метров, а толщина его наружных стен достигает полутора метров. В связи со смешением двух материалов экстерьер храма лишен украшений, которые были популярны в годы его строительства, однако в некоторых местах между окнами размещаются большие каменные кресты.

Помимо собора, в пределах заповедника «Великий Питиунт» находятся еще несколько сохранившихся архитектурных строений, которые окружают храм особой атмосферой и аурой:

  • руины древней колокольни, находящейся возле входа в археологический комплекс (от некогда блистательного сооружения сохранились только фундамент и вертикальные каменные столбы);
  • развалины раннего храма постройки II столетия (от него остались лишь боковые стенки).

Внутреннее убранство храма в Пицунде

Согласно летописям, когда-то храм хранил в своих стенах несметные сокровища – церковные богатства и христианские реликвии. В XVII столетии, когда кафедру Абхазских Католикосов перенесли в Гелати из-за угрозы нападения турок, вместе с ней переехали и ценности Пицундского храма, поэтому сегодня в нем осталось мало что интересного.

Тем не менее, туристы, посещающие собор, спешат осмотреть его удивительной красоты фрески XII–XIV столетий, изображающие шестикрылых херувимов, десять апостолов и погрудный портрет Христа Пантократора. К сожалению, большая часть настенной живописи была сбита со стен или заштукатурена во время предыдущих реставраций, но и то, что осталось, позволяет в полной мере оценить былое величие религиозного сооружения.

В центральной части собора возвышается сцена, на которой регулярно проводятся концерты международных и отечественных музыкантов. Некоторые посетители специально приходят в храм, чтобы послушать чарующее звучание немецкого органа, установленного в сооружении в 1975 году. Музыкальный инструмент состоит из 4500 трубок и весит около 20 тонн. Хотя любой орган обладает своей яркой индивидуальностью, пицундский выделяется мягким серебристым тембром, который в сочетании с хорошей акустикой храма и окружающими фрагментами многовековых фресок располагает слушателей к более глубокому восприятию звуков.

Полезная информация для посетителей

Патриарший собор возвышается в центре Пицунды по адресу: ул. Гисба, 8, на пересечении с Кипарисовой аллеей. Осмотреть его интерьеры можно в любой день недели с 10:00 до 19:00, а побывать на концертах – только в теплое время года (с июня по ноябрь) в 17:00 и 20:00. Прямо на входе в заповедник «Великий Питиунт» находятся две кассы – музейная и концертная, в которых предлагают два типа билетов:

  • на экскурсию – по цене 50 рублей с человека;
  • на концерт – 200 рублей для детей и 600 рублей для взрослых.

Посещение храма оставляет у туристов незабываемые впечатления, ведь сохраняя свои древние архитектурные формы, он выступает немым свидетелем многовековой истории Абхазии и представляет величающую историческую и культурную ценность не только для Грузии, но и для всего мира.

Материал из Азбука паломники

Абха́зия (абх. Аҧсны [Апсны́], груз. აფხაზეთი [Апхазети]) - спорная территория и частично признанное государство в северо-западной части южного склона Главного Кавказского хребта, на северо-восточном побережье Чёрного моря. Столица - город Сухум .

Населённые пункты Абхазии

Православие в Абхазии

Православие в Абхазии - история и современное положение православия в Абхазии.

По преданию, православие в Абхазии имеет апостольское происхождение. С начала IV века здесь существовала Абазгийской епархии Константинопольского Патриархата. В VIII веке был учреждён Абхазский католикосат, объединявший ряд епархий, который просуществовавший до 1819 года, когда он был присоединён к Грузинскому экзархату Русской православной церкви. После одностороннего отделения Грузинской православной церкви от Русской в 1917 году в Абхазии существовали как приходы Грузинского Патриархата, так и Московского. С урегулированием канонического положения Грузинской церкви в 1943 году все православные приходы в Абхазии вошли в состав Сухумской и Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви. В настоящее время Абхазия является частью канонической территории Грузинской православной церкви, в составе которой де-юре действует Пицундская и Сухумо-Абхазская епархия, однако, ввиду политической ситуации, Грузинская православная церковь не имеет возможности управлять церковной жизнью на территории Абхазии. Большинство действующих приходов в Абхазии находятся в ведении провозглашённой в 2009 году Абхазской православной церкви, не признанная ни одной Поместной Церковью. В 2011 году трое ушедших из Абхазской православной церкви клириков, поддержанные рядом мирян, образовали неканоническую «Священную Митрополию Абхазии».

История

История христианства в Абхазии восходит к I веку нашей эры. Считается, что здесь проповедовали апостолы Андрей и Симон Кананит, который в середине I века был обезглавлен римскими легионерами в Анакопии. Есть сведения о том, что апостол Матфий также вел свою проповедь в Абхазии и был погребен в городе Себастополисе.

В послеапостольское время христианство проникало в Абхазию через церковных деятелей, воинов-христиан, государственных чиновников-христиан. Среди них были воины-мученики Орентий и его шесть братьев (IV век), двое из них - Орентий и Лонгин были погребены в Пицунде, один - в Зиганисе); мученик Василиск Команский (IV век), святитель Иоанн Златоуст (скончался в Команах в 407 году и был изначально погребён в церкви Команского монастыря).

IV-VI век

В начале IV века в Питиунте (современная Пицунда) возникает епископская кафедра, юрисдикционно подчинённая Константинопольскому Патриархату и возглавляемая епископом Сафронием. Это был первое церковно-административное образование на территории Абхазии. В 325 году уже другой епископ Питиунта - Стратофил участвовал в заседаниях I Вселенского Собора. Питиунская епископия в административном отношении была в подчинении архиепископа Кесарии Каппадокийской. С IV по VII века в Пицунде были построены семь храмов, в том числе и кафедральная базилика со знаменитой Пицундской мозаикой.

В VI веке император Юстиниан Великий завершает процесс христианизации древнеабхазских племен, устраивая специальную школу для абхазских детей в Константинополе. При участии императора была создана автокефальная Абазсгская епархия с кафедрой в город Себастополис. Вместо единственных в то время в Абхазии Питиунтской и Себастопольской епископий появляется целый ряд епископских кафедр, объединённых в одну Абазсгскую архиепископию.

VI-VIII век

В VI-VII веках в ведении Абазгской архиепископии были следующие епископские кафедры: Цандрипшская, Пицундская, Анакопийская, Себастопольская, Цебельдинская, Гюэносская (Очамчира).

Самыми знаменитыми кафедральными соборами периода VI-VII веков, дошедшими до нашего времени являются - Цандрипшская базилика (VI века) и Драндский собор (VI века). История сохранила нам имена только двух епископов того периода - Константина, епископа Цибилиума (пер. пол. VI в.) и Феодора, епископа Питиунтского (VII в.).

На юго-востоке Абазгская архиепископи граничила с Лазской епархией, на северо-западе с Зихской (Адыгской) епархией.

VIII-X век

Данный период характеризуется широким распространением христианства в Абхазии. В конце VIII века образуется средневековое Абхазское царство. Немного раньше возникает и самостоятельная Абхазская Церковь - в середине VIII века власти Абхазии посылают большую церковную делегацию в Антиохию с целью поставления в Абхазию своего абхазского католикоса. На Соборе Антиохийской Церкви, возглавляемой патриархом Феофилактом, было решено рукоположить во епископа и возвести в сан католикоса одного из них, по имени Иоанн, а другого поставить в сан епископа. По возвращении в Абхазию, католикос Иоанн, местом своей епископской кафедры избирает город Пицунду.

X-XVIII век

В 1390 году, на Пицундский престол был возведён католикос Арсений. Католикос Арсений был уроженцем Западной Грузии и оказался на престоле абхазских католикосов благодаря военному походу мегрельского владетеля Вамеха Дадиани на Джигетию (Адыгею) и Абхазию в 1390 году.

После него Абхазский Каталикосат возглавляли: Даниил (кон. XIV - нач. XV), Иоаким (1470-1474), Стефан (1490-1516), Малахия I (Абашидзе) (1519-1533), Иосиф I (Мачутадзе) (1533-1543), Евдемон I (Чхеидзе) (1543-1578).

Во второй половине XVI века произошло перенесение кафедры абхазских католикосов из Пицунды в Гелатский монастырь в Западной Грузии. С этого времени католикосы стали именоваться «католикосами Абхазскими и Имеретинскими», с XVII века «Имеретинскими и Абхазскими». В этот период Абхазский Каталикосат возглавляли: Евфимий (Сакварелидзе) (1578-1605), Малахия II (Гуриели) (1605-1629), Григорий I (Лордкипанидзе) (1629-1639), Максим I (Мачутадзе) (1639-1657), Виссарион I, Захария I (Квариани) (1657-1659), Симеон (Чхетитдзе) (1659-1666), Евдемон II (Сакварелидзе) (1666-1669), Евфимий II (Сакварелидзе) (1669-1673), Давид (Немсадзе) (1673-1696), Григорий II (Лордкипанидзе) (1696-1742), Герман (Цулукидзе) (1742-1751), Виссарион (Эристави-Рачинский) (1751-1769), Иосиф (Багратиони) (1769-1776).

Последний Абхазский католикос Максим II, из княжеской фамилии Абашидзе, из-за политических разногласий с имеретинским царём Давидом, был вынужден уехать на жительство в Россию. Царь Давид напротив думал о политической самостоятельности своего государства, используя поддержку Турции. По дороге в Палестину католикос Максим II в 1795 году скончался в Киево-Печерской Лавре. После смерти смерти этого католикоса прекратил своё существование Абхазский католикосат. Местоблюстители кафедры абхазских католикосов: митрополит Досифей (Церетели) и митрополит Евфимий (Шервашидзе), в 1819 году были удалены из Имеретии.

XIX век - нач. XX века

В 1851 году на территории Абхазии была учреждена епархия, получившая наименования «Абхазской» . Епархия была включена в состав Грузинского экзархата Русской православной церкви и просуществовала до 1885 года.

Управляющие Абхазской епархией: Герман (Гоголашвили) (1851-1856), архимандрит Александр (Окропиридзе) (1856-1857) в/у, Геронтий (Папиташвили) (1857-1859), Александр (Окропиридзе) (1862-1869). Епископу Гавриилу (Кикодзе), возглавлявшему Имеретинскую кафедру в 1869 году было поручено одновременно управлять и Абхазской епархией. В период правления епископа Гавриила шёл процесс массового крещения абхазов, открывались новые приходы. Появились первые представители абхазского духовенства. Особо стоит выделить настоятеля Лыхненского храма, священномученика Иоанна Гегиа. Уроженец села Лыхны, отец Иоанн один из ярких церковных деятелей Абхазии во второй половине XIX века. Он участвует в переводе на абхазский язык первой религиозно-церковной книги под названием «Краткая Священная история», вышедшая в 1866 году. Отец Иоанн стоял у истоков возрождения абхазского богослужебного языка. Во время русско-турецкой войны 1876-1877 годов, отец Иоанн активно призывал своих односельчан и соотечественников не переселяться в Турцию. 5 августа 1877 года он был задушен в Лыхненском храме своими же соотечественниками-мусульманами. Сегодня имя этого человека чтится как имя святого Абхазской Церкви.

В 1885 году произошла реорганизация Абхазской епархии. С этого времени она получает наименование «Сухумской» . В её состав вошла часть территории расформированной Кавказской епархии. С 1885 до 1919 года территория Сухумской епархии включала в себя населённые пунты от реки Ингури до Анапы.

Епископы Сухумской епархии: Геннадий (Павлинский) (1886-1889), Александр (Хованский) (1889-1891), Агафодор (Преображенский) (1891-1893), Петр (Другов) (1893-1895), Арсений (Изотов) (1895-1905), Серафим (Чичагов) (1905-1906), - Кирион (Садзагелов) (1906-1907), Димитрий (Сперовский) (1907-1911), Андрей (Ухтомский) (1911-1913), Сергий (Петров) (1913-1919).

К 1917 году Сухумская епархия имела 125 приходских храмов: 61 абхазских, 36 русских, 16 греческих, 4 мингрело-грузинских и 8 смешанных, то есть русско-греческих и русско-мингрельских. Епархия имела два крупных мужских монастыря: Ново-Афонский Симона-Кананитский (основан в 1875 году) и Успенский Драндский.

После февральской революции 1917 года была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви. 11-14 мая 1917 года в Сухуме был организован «Съезд духовенства и выборных мирян абхазского православного населения Сухумского округа». Съезд вынес решение объявить Абхазскую церковь автокефальной и считать епископом автокефальной Абхазской Церкви Сергия (Петрова), епископа Сухумского. Съезд обратился также с приветствием по поводу восстановления автокефалии Грузинской Церкви (данное решение, поддержанное Временным правительством России, было принято 12 марта 1917 г.): «Святая Грузинская Церковь в муках родила эту независимость и, по историческому праву, она достойна автокефалии. Судьба одинаково была безжалостна как для Церкви Грузинской, так и для Абхазской». В мае 1917 года грузинская делегация прибыла в Абхазию, чтобы провести переговоры о присоединении абхазских приходских храмов к Грузинской Церкви. Абхазское духовенство и общественность отказались от предложений грузинской делегации и обратились к епископату Русской церкви, в связи с чем 21 июля от имени Святейшего Синода за подписью российского экзарха Грузии митрополита Платона (Рождественского) была послана телеграмма: «Сухум. Князю Александру Шервашидзе. Объявите абхазскому народу, что Св. Синод считает необходимым вопрос о церковных правах абхазцев передать на решение назначенного 15 августа Поместного Собора. До решения Собора должно сохраняться существующее епархиальное управление».

8-10 августа 1917 года вновь состоялся Всеабхазский съезд мирян и духовенства, который обратился с просьбой о самоуправлении к предстоящему Всероссийскому Поместному Собору. Восемнадцатый отдел этого собора должен был рассматривать вопрос устройства Православной Церкви в Закавказье, в том числе и решение абхазского церковного вопроса. От Сухумской епархии на соборе принимало участие 4 человека, во главе с епископом Сухумским Сергием (Петровым).

Протоиерей Георгий Голубцов предлагал на заседаниях XVIII отдела Собора и лично вновь избранному патриарху Тихону, с которым он встречался дважды, решить абхазский церковный вопрос следующим образом: переименовать Сухумскую епархию в «Абхазскую», выделить её из состава Грузинского Экзархата Русской Церкви, и сделать её самостоятельной епархией в составе Русской Церкви, с сохранением за ней территории от Ингура до Анапы. Подобное предложение было согласовано с абхазским духовенством и представителями общественности Абхазии. Предложение было одобрено святейшим патриархом Тихоном.

Летом 1918 года Абхазия оказалось оккупирована грузинскими меньшевиками. Вслед за этим Грузинская Церковь открыла на канонической территории продолжающей действовать Сухумской епархии свою параллельную Цхумо-Абхазскую епархию. Возглавил эту епархию епископ Амвросий (Хелая).

В 1920 году с отступающей Белой армией покинул Россию епископ Сергий (Петров). С этого времени прекратила свое существование Сухумская епархия, хотя ещё до конца 1930-х годов назначались епископы, которые окормляли небольшое количество «тихоновских» приходов. В 1924-1927 годы «тихоновскими» приходами в Абхазии управлял епископ Ереванский Антоний (Романовский); в дальнейшем ими управляли епископы Бакинские.

К 1924 году были закрыты все монастыри Сухумской епархии и большинство приходов. Почти все духовенство и монашество было расстреляно или заключено в лагеря. Среди репрессированного духовенства особо следует выделить имя настоятеля Сухумского кафедрального собора священника Елизбара Ачба, новомученика Абхазской Церкви.

В 1943 году Русская православная церковь признала независимость Грузинской церкви и возобновилось молитвенно-каноническое общение с нею, при этом последние приходские храмы на территории Абхазии, не подчинявшиеся до этого грузинским автокефалистам и именовавшие себя «тихоновцами», были переданы Русской церковью в юрисдикцию Грузинской. Таким образом, акт открытия Сухумо-Абхазской епархии Грузинской церкви через 25 лет был узаконен.

После Второй мировой войны, Сухумо-Абхазскую епархию возглавляли: Антоний (Гигинейшвили) (1952-1956), Леонид (Жвания) (1957-1964), Роман (Петриашвили) (1964-1967), Илия (Гудушаури-Шиолашвили) (1967-1977), Николай (Махарадзе) (1977-1983), Давид (Чкадуа) (1983-1992), Даниил (Датуашвили) (1992-1993, бежал, числился правящим архиереем до 2010 года).

Современность

В период правления митрополита Давида (Чкадуа), были открыты несколько храмов, в том числе и храм св. Иоанна Златоуста в Команах. После смерти митрополита Давида в Сухум был прислан архиепископ Даниил (Датуашвили), который в 1993 году вместе с грузинским духовенством покинул Абхазию и переселился в Грузию, где до 2010 года номинально носит титул епископа Сухумо-Абхазской епархии.

После бегства грузинского духовенства в Абхазии осталось четыре священника: священник Виссарион Аплиаа, служивший во время войны в Гудаутской церкви; протоиерей Петр (Самсонов), настоятель Лыхненского храма; священник Павел (Харченко), служащий священник Гагрского храма; игумен Виталий (Голубь), служащий священник Сухумского кафедрального собора. В отсутствие непосредственного иерархического руководства упомянутые священники в конце 1993 года избрали из своей среды священника Виссариона Аплиаа настоятелем Кафедрального собора города Сухума и представителем Сухумо-Абхазской епархии во взаимоотношениях с государством и Русской Православной Церковью. В 1998 году духовенством Абхазии был создан Епархиальный Совет Сухумо-Абхазской епархии. На первом заседании Совета в 1998 году был принят Устав Епархии и избран управляющий Епархиальным Советом Сухумо-Абхазской епархии - священник Виссарион Аплиаа. В 2004 году проведший ряд неофициальных встреч и переговоров с представителями Грузинской церкви, в том числе и с католикосом Илией II.

В послевоенный период на территории Сухумо-Абхазской епархии было открыто несколько храмов и монастырей: в 1994 году открыт Новоафонский монастырь, в 2001 году Команский монастырь. С 2002 года действует Новоафонское духовное училище. Возобновлено богослужение на абхазском языке.

Отношения между грузинами и абхазами ещё сильнее обострились после военного нападения Грузии на Южную Осетию в августе 2008 года.

В связи с обретением Абхазией государственной независимости, 15 сентября 2009 года на Собрании с участием всего абхазского духовенства с целью восстановления Абхазской православной церкви, имевшей самостоятельную поместную значимость вселенского характера, но утраченную в 1795 году, приняты следующие решения:

  • Объявить о прекращении деятельности Сухумо-Абхазской Епархии Грузинской Православной Церкви на территории Республики Абхазия.
  • Объявить о создании Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской православной церкви .
  • Внести соответствующие изменения в Устав Епархии.
  • Подготовить соответствующие обращения ко всем православным Поместным Церквям, наипаче же к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Священному синоду Русской православной церкви - с молитвенной просьбой в восстановлении Абхазской Православной Церкви, прекратившей свое существование в 1795 году.
  • 15 сентября 2009 года отметить как памятную дату Православной Церкви в Абхазии.

Во исполнение Постановления Епархиального Собрания Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви, 4 ноября 2009 года клирики и миряне Абхазии обратились к предстоятелям Поместных Православных Церквей с «просьбой о помощи в Богоугодном и благочестивом деянии, каноническом восстановлении и возрождении Абхазской Православной Церкви». Первое послание было адресовано предстоятелю Грузинской Православной Церкви Илии II, второе - патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

В связи с неоднократными обращениями главы Абхазской Православной Церкви, управляющего Сухумской и Пицундской епархиями, иерея Виссариона Аплиаа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне в Абхазии нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова).

Назначение нового настоятеля вызвало протест части абхазских клириков и мирян. На церковно-народном сходе в Новом Афоне 4 апреля были приняты следующие решения: 1. Созвать 15 мая 2011 года Церковно-народное собрание в монастыре св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне, с привлечением представителей всех структур нынешней Абхазской Православной Церкви, а также представителей всех ветвей государственной власти и широкого круга общественных организаций, с тем, чтобы открыто обсудить и принять соответствующие решения в отношении будущего развития Абхазской Православной Церкви. 2. Пригласить на это Церковно-народное собрание - абхазское духовенство, находящееся за границей, а именно: иеромонаха Дорофея (Дбар), иеродиакона Давида (Сарсания) и послушника Леона (Аджинджал). 3. Поручить подготовку проведения Церковно-народного собрания иеромонаху Андрею (Ампар), вместе с монашествующими и сотрудниками монастыря св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне.

Несмотря на заверения митрополита Волоколамского Илариона, данными католикосу Илие II, о неправильно понятой цели визита игумена Ефрема в Абхазию, сегодня сам игумен Ефрем в сонме абхазского духовенства подтвердил факт благословения патриархом Кириллом его направления в Новоафонский монастырь настоятелем, по просьбе иерея Виссариона. Иеромонаха Андрея (Ампар) за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла.

Ряд прихожан Абхазской церкви в открытом письме от 11 апреля 2011 года попросили патриарха Кирилла отозвать игумена Ефрема (Виноградова), «дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к осложнению российско-абхазских отношений».

Святыни

Икона Божией Матери «Избавительница» со святыми апостолом Симоном Кананитом и великомучеником и целителем Пантелеимоном

  • Оригинал «Бичвинтской» («Пицундской») иконы Божией Матери.

Монастыри

Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь - мужской монастырь, расположенный у подножия Афонской горы в Абхазии.

Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона (Греция) при участии российского императора Александра III.

С 15 мая 2011 года монастырь фактически является кафедрой неканонической «Священной Митрополии Абхазии».

Адрес: Абхазия, 354000, Гудаутский р-н, г. Новый Афон, монастырь

Телефон: (+7-840 442) 2-40-23, 2-40-26

Каманский мужской монастырь святителя Иоанна Златоуста

Кама́нский монасты́рь святи́теля Иоа́нна Златоу́стого - православный мужской монастырь непризнанной Абхазской православной церкви, расположенный в селе Коман в Абхазии.

На территории монастыря был похоронен святитель Иоанн Златоуст.

В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь.

Адрес: Республика Абхазия, Сухумский район, село Каманы (Команы).

Телефон: (+7-840 442) 7-25-04.

Храмы

Патриарший собор апостола Андрея Первозванного (Пицундский храм)

Пицундский храм, он же – Патриарший собор Андрея Первозванного, возвышается в пределах государственного заповедника «Великий Питиунт», основанного в 1991 году для сохранения культурного наследия Абхазии.

История храма уходит корнями в IV столетие, когда на месте римского поселения Питиунт была построена первая древнехристианская базилика.

Собор расположился на пересечении двух улиц, ведущих к морю - Кипарисовой аллеи и ул. им. Т.И. Гицба. Вообще, трудно не заметить массивный забор, окружающий музейный комплекс.

Адрес: ул. Гицба 8, Пицунда, Гагрский район, Абхазия.

Свято-Успенский собор (Дранда)

Драндский собор был построен предположительно в VI-VII веках. В Средние века он служил резиденцией епископов. Во время турецкого ига храму был нанесён большой урон, однако он был восстановлен.

Российский и грузинский историк, археолог и этнограф Дмитрий Бакрадзе, посетив Драндский собор в 1860 году, сообщал, что храм был расписан фресками. Однако со временем они полностью разрушились, и во время реставраций храма восстановлены не были.

В 1880 году при соборе был учрежден мужской монастырь, закрытый в 1928 году.

Адрес: Республика Абхазия, Гульрипшский район, село Дранда.

Телефон: +7 940 772-69-42

Проезд:

  • Личным автотранспортом из Сухума в сторону Грузии по посёлка Дранда. На Центральной площади повернуть налево (висит указатель), далее около 800 метров и справа будет виден Драндский собор.
  • На рейсовом автобусе до Ткуарчала, Очамчыры, Гала до остановки "Дранда" (лучше заранее скажите водителю, куда Вы направляетесь), далее 800 метров в гору (есть указатель). 3. С экскурсией, которую можно заказать в любом курортном населенном пункте Абхазии.
  • В 1909 году на средства греческой православной общины города Сухума в центре города начал возводиться крестово-купольный, трёхнефный храм в неовизантийском стиле, строительство которого было завершено в 1915 году. Первоначально храм был освящён в честь святителя Николая Чудотворца и до 1940-х годов именовался как «греческий Никольский храм».

    После Второй мировой войны храм стал кафедральным собором Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви. В 1980-х годах при митрополите Давиде (Чкадуа) в соборе прошли значительные работы по реконструкции в связи с чем появился придел в честь святителя Николая и ряд боковых пристроек.

    В марте 2010 года в соборе прошли восстановительные работы и установлен позолоченный купол, изготовленный челябинской фирмой ООО «Марион» - «Златосфера».

    До 1990 года в соборе хранилась гробница Иоанна Златоуста (позднее была перенесена на место его кончины - в село Коман, в храм Команского монастыря). В соборе также находится икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей.

    10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало Благовещенский собор Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.

    Адрес: Абхазия, г. Сухум, ул. Абазинская, д. 75

    Главные достопримечательности

    Анакопийская крепость

    Анакопи́йская кре́пость - оборонительное сооружение, расположенное в городе Новый Афон на Анакопийской горе, наиболее полно сохранившееся древнее укрепление на территории Абхазии.

    Для тех, кто планирует добраться до Анакопийской крепости самостоятельно, главным ориентиром станет остановка, выполненная в виде огромной ракушки и украшенная мозаикой, она так и называется - «Ракушка». Около остановки поворачиваем в сторону Иверской горы и едем по асфальтированному серпантину мимо Новоафонской пещеры, далее поворачиваем на улицу Чанба и продолжаем движение в гору. Вскоре на вашем пути встретится смотровая площадка с автомобильной парковкой и зоной отдыха. Здесь оставляем машину, в кассе покупаем билеты и, если вам повезёт и наберется не менее десятка туристов, присоединяемся к экскурсионной группе и под командованием гида отправляемся на полуторачасовую экскурсию.

    Фото

      Транспортная доступность

      Самолетом или поездом можно добраться до Адлера, далее доехать до пограничного поста Псоу на автобусе или маршрутном такси (полчаса в пути), пешком преодолеть пропускной пункт и добраться опять же на маршрутном такси до нужного места (регулярного расписания нет, но с 10:00 до 20:00 маршрутки отходят каждые 10-30 минут). В среднем, дорога от границы до Гагры занимает 20-30 минут, до Пицунды - 40 минут, до Афона - 1 час, а до Сухума - 1 час 40 минут.

      В 2003 г. начала курсировать электричка Сочи - Сухуми, проходящая через все крупные курорты (Гагра, Пицунда, Новый Афон) .

Храм в городе Пицунде известен не только благодаря своей интереснейшей истории, но и органу, послушать который приезжают как туристы, так и местные жители со всей округи. В этой публикации мы расскажем о достопримечательностях этого города, которые удивят каждого путешественника.

История города

История города Питиунта, который ранее стоял там, где сейчас находится современная Пицунда, начинается с основания купцами греческого происхождения. Еще во II столетии нашей эры римлянами здесь было построено оборонительное сооружение с помощью наиболее современных в тот период технологий. Уже в IV столетии территория была дополнена древнехристианским храмом - базиликой.

Пицундский храм

В конце V - начале VI столетия храм-базилику украшали с помощью великолепной расписной мозаики, которая состояла из узоров и рисунков с различными замысловатыми сюжетами. Юстиниану Первому, который властвовал в то время над Пицундой (VI век), хотелось придать Питиусу статус важной со стратегической точки зрения крепости кавказского черноморского побережья. В VI столетии на территории сооружения там, где стоял уже в тот период обветшалый храм, согласно его приказам возвели здание нового еще более величественного храма. 541 год был отмечен первым в истории крещением абхазов, и именно на этом месте была расположена епископская кафедра. Остатки некоторых средневековых церквей в Пицундском комплексе обнаружили археологи в середине прошлого столетия. Когда уже Абхазское царство достигло эпохи своего расцвета, в IX-X вв. соорудили новую церковь, которая была построена с использованием кирпичей.

В XVI столетии Пицундский храм был обновлен, а на территории западного крыла возвели усыпальницу с богато расписанными стенами и узорчатым потолком. Уже в XVII веке во время угрозы турецкой атаки, абхазские католикосы перенесли свою кафедру в грузинский город Гелати. Здание собора оказалось заброшенным, однако, как и прежде, местные и иностранцы приходили давать клятвенные обеты в Пицундский храм. История его на этом не закончилась. На его территории останавливалось запорожское войско на пути к турецким землям. В XIX веке храм снова освятили и реконструировали. Здание часовни, которое находилось неподалеку от него, было построено новоафонскими монахами с помощью остатков, которые хорошо сохранились. На сегодняшний день уже 25 лет на ее территории проходят службы. Новоафонские священнослужители проводят литургию, а также крестят местных.

Орган в Пицундском храме

В 1975 году в церкви установили орган, который создала фирма Щуке в Потсдаме. Кроме того, тогда же было отстроено помещение концертного зала. И до сих пор в древнем здании собора можно услышать произведения, который написал И. С. Бах и другие великие композиторы. Здесь проводятся концерты абхазских и российских артистов, которые собирают тех, кто любит академическую музыку. Церковная сцена и территория древней постройки каждый год приглашает на фестиваль «Хибла Герзмаву» членов Московского камерного оркестра Мьюзика Вива, которым управляет Александр Рудин, а также Камерного оркестра при московской консерватории под управлением дирижера Феликса Коробова. Здесь звучат произведения в исполнении Елены Образцовой, знаменитого пианиста Дениса Мацуева, оркестра «Виртуозы Москвы» с во главе и других известных артистов, исполняющих классическую музыку. Святослав Бэлз - несменный ведущий фестивальных выступлений вот уже который год. Кроме того, он является известным российский музыковедом.

Спорный вопрос

Шесть лет назад, в 2010 году, абхазское общество обсуждало спорные моменты насчет органа в Пицундском храме. Члены епархии заверяли властей, что собор является резиденцией старого епископата, а потому инструмент следует перенести. Однако из-за влияния мнения общества вопрос Пицундского храма отложили. В бюджете предусмотрели больше ста тысяч евро для капитального ремонта органа. Этот момент свидетельствовал о том, что вопрос переноса инструмента в какую-то другую будущую постройку откладывается. Собственно, как и возвращение епископату древнего Пицундского храма. Орган является уникальным на территории На его защиту встало большое количество известных музыкантов, включая всех лучших органистов, а также таких знаменитых представителей искусства, как Елена Образцова, В. Спиваков и Х. Герзмава.

В Государственный концертный зал в Пицундской церкви пришли специалисты, чтобы отремонтировать орган. Это происходило в 2011 году под руководством той самой фирмы из Потсдама. Инструмент создал один из наиболее известных мастеров в немецком классическом органостроении - Ганс Иохаим Щуке.

Знаменитые музыканты, дававшие концерты в органном зале

Концерты в Пицундском храме с тех пор, как был открыт зал, давали члены абхазской Государственной капеллы, которой руководила Народная артистка республики Адыгеи Нора Аджинджал, а также присутствовали ведущие солисты Государственной Филармонии Абхазии. Выступления проводились при участии следующих музыкантов: Г. Татевосяна, А. Отрбы, Г. Авидзбы; кроме того, представителей Государственного симфонического оркестра под управлением А. Хагбы и В. Айбы, и многих других. В зале Пицундского храма абхазские артисты могут продемонстрировать свой талант. Также это делают и российские музыканты. На концерты приходит большое количество отдыхающих, которые съезжаются сюда послушать произведения классических композиторов, а также местные жители.

Расписание концертов

На сегодняшний день в соборе играют как приглашенные артисты, дающие концерты, которые можно увидеть на афишах, так и постоянные музыканты. Одним из них является Лука Гаделия, который играет в церкви как один из участников камерного оркестра каждый четверг. Также музыку в его исполнении можно услышать сольно в воскресенье, если прийти в Пицундский храм (расписание воскресных концертов постоянное - начало выступления в 17 часов).