Open
Close

Собор палермо. Палермо, кафедральный собор

Стихотворение С.Есенина «Письмо матери» – одно из программных произведений поэта, изучаемых школьниками в 11 классе. Это своеобразная исповедь поэта. В нём отражаются чувства и настроение, которые он испытывал в последние годы жизни. В нём он обращается к самому дорогому для него человеку, жалеет и успокаивает мать, говорит, как он её любит. Стихотворение «Письмо матери» – обращение к матери и самоанализ поэта. В нём он говорит о себе, своих ошибках, критикует и жалеет себя.

Читать стих «Письмо матери» (Есенин) можно в онлайн режиме или скачать и распечатать. Произведение написано в 1924 году, входит в число произведений, созданных Есениным на Кавказе. Вся лирика этого времени автобиографична. Поэт пишет стихи, в которых обнажается его душа, создаёт образы, без которых нельзя представить его творчество.

Текст стихотворения Сергея Есенина «Письмо матери» интересен тем, что в нём раскрывается истинный талант поэта, его неповторимая манера. В 1924 году он обращает внимание на «лирическое чувствование и образность», которую он «первым развил и положил камнем в своих стихах». По своей простоте и искренности стихотворение схоже с пушкинской лирикой. Это то, к чему стремился Есенин.

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

Кафедральный собор столицы Сицилии, как и другие значимые памятники архитектуры острова, является совместным творением восточных и западных мастеров. Собор с разнообразными стилевыми элементами, характерными для разных столетий (арабо-норманнский, готика, классицизм), выглядит причудливо, но при этом очень органично и монументально. Здесь происходила коронация королей Сицилии, здесь же покоятся их останки в саркофагах из мрамора и порфира с резьбой и инкрустацией из жемчуга, драгоценных камней, золота.

В соборе можно увидеть саркофаги Роджера II, Констанции Норманнской, Генриха VI, Фридриха II, Констанции Арагонской, Педро II. Большой интерес для туристов представляет сокровищница с церковной утварью, ценными церковными и королевскими экспонатами. Собор украшен многочисленными росписями, мозаикой, фресками, великолепными скульптурами. Особая ценность главного столичного собора для прихожан – это мощи святой Розалии, перенесенные в храм в 1624 г. Святая Розалия, жившая в 12 столетии, известна как покровительница Палермо. Ее скульптурный силуэт венчает фонтан на соборной площади. Палермцы верят, что мощи святой спасли город от надвигающейся эпидемии чумы.

История собора уходит корнями далеко в прошлое. Еще в 4 веке жители Палермо построили раннехристианскую базилику. Место для церкви было выбрано не случайно именно там, где проводились первые службы епископом Мамилианом. На том месте, где сам епископ и множество христиан приняли мученическую смерть. Строительство церкви стало возможным после прекращения гонений на христиан согласно положениям Миланского эдикта в 313 году. Благодаря этому документу императора Константина все религии уравнивались, и предоставлялась свобода вероисповедания. Как это часто бывает, первоначальное здание было разрушено. Над церковью надругались вандалы.

Позднее, в 6 веке, уже при византийцах была построена новая церковь в честь Девы Марии. На сегодняшний день сохранилась только часть так называемой «нижней» церкви – крипта, по форме базилики. В 831 году сарацины, захватившие Палермо, переделали храм в мечеть. Но наибольшую известность и главенствующую роль храм получил при норманнах, которые в первый же день празднования своей победы (6 января 1072) освятили арабскую мечеть, вернув ей статус христианского собора.

На протяжении следующего столетия были проведены все работы по перестройке собора, фактически возводимого заново. От мечети осталась лишь колонна южного портика. На колонне можно увидеть цитаты из Корана. По завершении работ храм освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы (1185). Примечательно, что восточная часть собора и сегодня сохранила свой арабо-норманнский облик. Узнаваемые элементы которого – ложные арки, стрельчатые, узкие окна, инкрустации из лавового камня, растительные орнаменты.

Но и на этом не закончились архитектурные изменения. Храм достраивали и дополняли новыми помещениями и элементами на протяжении всех последующих эпох:

· ризницы (13 в);

· западный портал, дополненный башнями, все в готическом стиле (14-15 вв.);

· колоннада южного входа;

· деревянные хоры и купол (15 в);

· мраморное ретабло – заалтарный образ, достигающий потолка со скульптурами (16 в);

· колоннада северного входа и новая ризница (16 в).

Испанские мастера также установили часы на одной из башен, окружили соборную площадь мраморной балюстрадой и украсили фонтаном и статуями святых.

Значительные изменения внешности собора произошли в 18-19 вв. – реконструкция флорентийского архитектора Фердинандо Фуга. Внутренние помещения были переделаны в неоклассическом стиле, боковые нефы расширили и построили 14 капелл, куда перенесли королевские захоронения. Капеллы значительно изменили размеры собора, здание перестало напоминать классический вид базилики. Над капеллами возвели маленькие купола и один большой над центральным нефом, что значительно изменило характерный норманнский стиль.

Переделки коснулись и двух входов в храм, северный вход убрали, а южный перенесли, что придало собору классический, более сдержанный вид. Деревянный резной потолок заменили каменным низким сводом. Нельзя посмотреть сегодня и мраморное ретаболо Гаджини, его полностью разобрали, остались только статуи, которые разместили перед пилонами. Последний штрих в архитектурно-стилевое решение храма внес Эммануэле Палаццотто. Его проект – главная колокольня собора. Некоторые исследователи назвали такую реконструкцию «разрушительной». В середине 20 века колокольную башню украсила скульптура Мадонны, пол храма облицевали мрамором.

Посмотреть все великолепие собора можно с 8:30 до 18:00 в будние дни, с 11:00 до 18:00 в выходные. В 7:30 и 18:00 в соборе проходит месса, в это время доступ туристам в храм запрещен. Вход в крипты, сокровищницу, гробницу платный – 3 евро.

Собор расположен в 20 минут пешей прогулки от вокзала на Corso Vittorio Emanuele. Необходимо следовать по улице Via Maqueda, далее по Via Vittorio. От Палатинской капеллы можно пройти по ул. Via del Bastione, свернуть налево на Via Bonanno, далее направо по улице Via Vittorio Emanuele.

Кафедральный собор Палермо (итал. Cattedrale di Palermo) является одной из основных достопримечательностей столицы Сицилии, - из тех, которые принято называть "визитными карточками" города. Прилагательное кафедральный указывает на главенствующий статус этого храма в ряду других многочисленных приходов старинной, выросшей еще при нормандских королях архиепархии Палермо. Официальная дата основания - 1179 г., хотя до того на месте нынешнего собора Успения Девы Марии стоял собор построенный еще на заре Византийской империи и который позже - при арабах-мусульманах - функционировал как мечеть. Заказчиком нового храма был выходец из туманного Альбиона, могущественный архиепископ Уолтер Милль. От той постройки, выдержанной в узнаваемом арабо-нормандском стиле до нас дошло не так уж и мало, хотя в целом собор производит впечатление грандиозного конструктора, в который каждая эпоха добавляла что-то свое.

ФОТО 1. Своеобразную точку, с которой завершился многовековой процесс строительства и перестроек, поставил в 1801 г. архитектор Фердинандо Фуга. Я говорю о классическом куполе, который лишь по цвету своего "барабана" совпадает с арабо-нормандским фасадом южной части храма, но во всем остальном выглядит "пришельцем". Зато с изначальной постройкой времен Уолтера Милля вполне согласуются по стилю готические башни-колокольни, возведенные в начале XIV столетия.

ФОТО 2. Старинные часы под башней-колокольней. "Operibus credite" - "Верьте делам" (Иоан., 10, 38).

ФОТО 3. Великолепно смотрится на фоне главного купола собора статуя святой Розалии - главной святой-покровительницы Палермо. Этот "барочный" по духу памятник, созданный скульптором Винченцо Виталиано, был установлен еще в 1744 г. Мощи святой Розалии покоятся внутри храма.

ФОТО 4. Иосиф с младенцем Иисусом на руках. Скульптура стоит на пьедестале у западного фасада собора.

ФОТО 5. Это - т.н. южный портик, в настоящее время служащий главным входом в собор. Строился в 1426-1430 гг. архитектором Антонио Гамбара. Можно сказать, что в общий "конструктор" кафедрального собора Палермо был добавлен элемент каталонской готики. Портик интересен неожиданным наличием в его композиции некоторых элементов из прото-собора: мозаичной иконы Богородицы на троне и колонны с стихом из Корана. Каким-то чудом и то, и другое сохранились в соборе, построенном при Уолтере Милле, а спустя два с лишним столетия они "всплыли" в этом самом южном портике.

ФОТО 6. Внутри храма - царство барокко и нет в нем уже давно никаких следов арабо-норманского архитектурного стиля.

ФОТО 7. Капелла святой Розалии. По преданию, в 1624 г. Палермо охватила эпидемия чумы, и только вмешательство святой Розалии, которая жила еще во времена нормандских королей, но которую до того времени никто толком не почитал, спасло ситуацию: было обнаружено ее захоронение на Монте-Пеллегрино, откуда ее мощи были немедленно доставлены сюда, в кафедральный собор Палермо, - и чума отступила...

ФОТО 8. Santa Lucia. Раннехристианская мученица Лючия Сиракузская - еще одна (наряду со св. Розалией из Палермо и св. Агатой из Катании) дева-покровительница Сицилии.

ФОТО 9. Грехопадение. Одна из многочисленных скульптур кафедрального собора Палермо.

ФОТО 10. Барельеф на тему Крещения.

ФОТО 11. Пол храма тоже заслуживает особого внимания. Его пространство пересекает линия с изображенными на ней знаками зодиака. Автором концепции был выдающийся итальянский астроном, профессор математики Палермского университета Джузеппе Пиацци (1746-1826).

ФОТО 12. Дева, Телец...

Кафедральный собор Палермо известен как место погребения первых королей Сицилии. В частности, здесь есть гробницы первого короля Сицилии Рожера II (1095-1154); Генриха VI Штауфена (1165-1197) - одновременно императора Священной Римской империи; Фридриха II Штауфена (1194-1250) - сына Генриха VI и внука Рожера II, который тоже совмещал королевский трон Сицилии с императорским Священной Римской империи; Педро II (1304-1342) - короля Сицилии из Арагонской династии. Все они когда-то короновались на трон в стенах этого храма.

ФОТО 13. Порфировая гробница Фридриха II Штауфена заслуживает особого внимания.

ФОТО 14. Искусная проработка деталей, образная символика которых находится в русле нормандской художественной традиции, восходящей к прикладному искусству викингов.

ФОТО 15. Вид гробницы спереди.

ФОТО 16. Царственный лев с ложным кольцом для транспортировки саркофага.

ФОТО 17. Вид гробницы сзади.

ФОТО 18. Более скромная, но также выполненная из благородного порфира гробница принадлежит Рожеру II. Нужно сказать, что основатель Сицилийского королевства завещал похоронить себя не здесь, а в кафедральном соборе Чефалу; однако его наследник - Вильгельм I Злой (1126-1166) - распорядился по-другому. Кстати сказать, нынешняя гробница Фридриха II изначально была изготовлена именно для Рожера II, но после перемены решения о захоронении со стороны его сына, она простояла в Чефалу вплоть до того момента, пока ее не присвоил себе Фридрих II Штауфен.

ФОТО 19. Украшением этой гробницы служит основание саркофага. Здесь мы видим искусную резьбу по белому мрамору, выполненную опять-таки в нормандских традициях.

ФОТО 20. При выходе из собора полюбуемся постройками в западной части храма. Две башни кажутся относящимися к одной эпохе, однако это не так. Справа - готическая башня-колокольня, сооруженная в начале XIV в. Слева - большая неоготическая колокольня эпохи романтизма (начало XIX в.).

P.S.
ФОТО 1-3 и 5-19 сделаны 04.10.2017, ФОТО 4 и ФОТО 20 сделаны 06.10.2017.

Собор Успения Пресвятой Богородицы представляет собой кафедральный собор архиепархии Палермо. Сегодня здесь хранятся мощи Святой Розалии – покровительницы города. Также собор является центром сицилийского культа святой. В XII – XVIII веках собор неоднократно перестраивался. В настоящее время в архитектуре собора прослеживается сразу несколько стилей – арабо-норманнский, классический и готический. Собор получил известность благодаря гробницам королей Сицилии и германских императоров, в период правления которых Сицилия достигла своего расцвета.

Еще в IV веке на месте собора находилась церковь, освященная в честь мученика Мамилиана, которая впоследствии была разрушена вандалами. В 604 году при византийцах на месте старой церкви был возведен храм в честь Пресвятой Богородицы. В 831 году город захватили арабы, превратившие храм в пятничную мечеть.В 1072 году городом завладели норманны, которые освятили мечеть в честь Богородицы. В 1154 году Роджер Второй был погребен в соборе.От изначального здания собора сохранились лишь крипта и левая колонна южного портика.Во второй половине XII века на месте старого собора был построен новый кафедральный собор. Внутреннее убранство здания представляло собой трехнефную церковь с тремя апсидами. В середине XIII века углы здания были увенчаны башнями, а 10 лет спустя к юго-восточной части была пристроена ризница.Свое последнее пристанище в соборе нашли сицилийские короли и императоры из дома Гогенштауфенов – Фридрих Второй и Генрих Шестой, и их супруги – Констанция Арагонская и Констанция Норманнская. Из старого собора сюда же были перенесены остатки Роджера Второго.В XII – XIII столетиях собор стал местом коронации всех сицилийских королей – Танкреда, Генриха Шестого, Фредериго Первого, Манфреда, Педро Третьего Арагонского и Фредериго Второго.В XIV – XVI веках постройка собора продолжилась. В 1342 году завершилось строительство четырех угловых башен здания, в 1352 году был сооружен западный готический портал. В 1426-1430 годах был создан южный портик со стрельчатыми арками, выполненными в стиле каталанской готики. В XV веке на площади, примыкающей к южному фасаду, был разбит прекрасный сад.В начале XVI века алтарная часть была украшена ретабло со статуями, которые, к сожалению, были утрачены. В 1575 году соборная площадь была ограждена балюстрадой, украшенной статуями святых.Проведенная в 1801 году реконструкция значительно изменила облик собора. Интерьер собора также претерпел немало изменений – деревянный резной потолок заменили низким сводом. Императорские и королевские саркофаги создали в здании особую «мемориальную» зону.Ссылка на

Известен уникальными гробницами сицилийских королей и германских императоров, в правление которых Сицилийское королевство достигло своего расцвета.

Собор выстроен в 1179 — 1186 годах на месте старого собора. В течение XII-XVIII веков неоднократно перестраивался. Собор соединяет в себе черты арабо-норманнской архитектуры, готического стиля и классицизма.

Святыни и достопримечательности Собора

Королевские гробницы

Гробницы находятся в первых двух капеллах справа от основных западных ворот собора. Здесь покоятся:

Рожер II (1095-1154) — первый король Сицилийского королевства (1130-1154 годы)

Констанция Норманнская (1154-1198) — младшая посмертная дочь Рожера II, королева Сицилии с 1194 года, императрица Священной Римской империи, королева Германии и Италии по браку с Генрихом VI

Генрих VI (1165-1197) — император Священной Римской империи (с 1191 года), король Германии (с 1190 года), Италии (с 1186 года), Сицилийского королевства (с 1194 года)

Фридрих II (1194-1250) — император Священной Римской империи (с 1220 года), король Сицилийского королевства (с 1197 года) и Иерусалима (с 1225 года)

Констанция Арагонская (1179-1222) — дочь арагонского короля Альфонса II, первая жена Фридриха II, по браку с ним императрица Священной Римской империи и королева Сицилии.

Madonna Libera Inferni

Статуя Богородицы с Младенцем, называемая Madonna Libera Inferni (буквально, «избавляющая из ада»), находится в одной из боковых капелл северного (левого) нефа. Эта статуя принадлежит резцу Франческо Лаурана (1469 год) и предназначалась изначально для церкви Монте-Сан-Джулиано в Трапани, но была помещена в этом соборе. В 1576 году папа Григорий XIII постановил, что заупокойная месса, совершённая на алтаре, освящённом в честь этого образа, может служить одним из условий получения индульгенции. Благодаря этому, статуя приобрела своё нынешнее название.

Капелла Реликвий

После реконструкции Фердинандо Фуга большая часть реликвий собора была собрана в особой боковой капелле в южном (правом) нефе собора. В числе реликвий находятся мощи или частицы мощей мучениц Агаты, Кристины, Нинфы и Оливы, до XVII века почитавшихся в качестве покровительниц города, а также часть мощей равноапостольной Марии Магдалины. Доступ в капеллу закрыт массивной решёткой, реликвии выносятся для поклонения верующим в определённые местным обычаем дни.

Капелла святой Розалии

Здесь находятся мощи святой Розалии (жившей в XII веке) - покровительницы Палермо и всей Сицилии. Розалия - была представительницей знатного норманнского рода.

Изображения

Кафедральный собор Кафедральный собор Кафедральный собор Надвратная икона
Гробница Роджера II Гробница Генриха IV Гробница Фридриха II