Open
Close

Снять проклятие бедности Заговоры и Привороты. Битва при Куль Древне и добровольное изгнание

Вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

родился в области современного ирландского графства Донегол в 521 году. Он принадлежал к королевскому роду. Его образование было доверено святому епископу Финдбарру, который впоследствии рукоположил его в диакона. По преданию, святой Колумба дополнил образование в монастыре Клонард, особенно прилежно изучая Священное Писание. При этом он не оставлял и поэтического искусства, которым овладел в совершенстве. Именно в этом монастыре Колумба подружился с другими святыми своего времени - Комгаллом († 601) и Каннехом († 600) .

Во время Собора в Тальтиу святой Колумба едва не был отлучен от Церкви из-за разногласий с королем Диармадом . Святого оправдали благодаря вмешательству св ятого Брендана Биррского , который засвидетельствовал, что святому Колумбе споспешествовала милость Божия. Однако по пророческому совету святого Брендана он все же решил покинуть родину и отправиться в путь с проповедью о Христе, как и многие другие ирландские святые того времени.

В 563 году святой Колумба вместе с 12 монахами, его соотечественниками, достиг острова Иона, расположенного у западного берега Шотландии. Открытый суровым ветрам и бушующим волнам, маленький остров представлял собой ровное плато, каменистое и покрытое песком, с невозделанной почвой. Он находился между землями пиктов и скоттов, и именно ему было предначертано стать одним из наиболее прославленных мест ирландского христианства благодаря деятельности святого Колумбы.

Организовав монашескую жизнь на острове Иона, миссионер отправился просвещать северных пиктов, убежденных язычников. Святой Колумба проповедовал с помощью переводчика. Силой чудес он посмеялся над пиктскими жрецами.

Подойдя к крепости короля Бруде, святой открыл ворота крестным знамением. Правитель принял Колумбу с уважением и, подтвердив его права на владение Ионой, выразил ему свое восхищение.

Святой Колумба, неутомимый и в подвижнических, и в миссионерских трудах, основал множество монастырей как в Шотландии, так и в Ирландии. Настоятелями он поставил своих учеников, но дары прозорливости и пророчества позволяли ему самому управлять всеми этими обителями.

Когда святой не был в пути, он пребывал в монастыре, куда множество посетителей, простых и знатных, приходили, чтобы почтить его добродетели и получить совет. Святой Колумба, стоя на коленях, омывал им ноги и с любовью целовал. Он сочувствовал страданиям всех, кто к нему приходил, так сильно, будто являлся каждому отцом. Святой исцелял больных, боролся с эпидемиями, раздавая благословленный хлеб, изгонял бесов, вымаливал для моряков благоприятный ветер, приходил на помощь земледельцам, примирял распавшиеся семьи. Он призывал грешников к покаянию и оплакивал тех, кто сам не сожалел о своих грехах, потому что из всех добродетелей слезы были его самой красноречивой проповедью.

Жизнеописатель святого Колумбы Адамнан заключает свой труд следующими словами: «Пусть всякий внимательный читатель увидит, насколько достойным перед очами Божиими был наш святой настоятель, сколь часто посещали его сияющие ангелы, сколь велика была в нем благодать пророчества и сила чудес, сколь ясен был божественный свет, сиявший над его главою, пока он еще был жив во плоти».

Прекрасно овладев искусством духовного рассуждения, он был непримирим к нераскаявшимся грешникам, но снисходителен к тем, кто покаялся. Однажды святой приказал, чтобы грабителя, занимавшегося браконьерством в монастырских владениях, снабдили всем необходимым для жизни и отпустили.

Святой Колумба проповедовал не только среди пиктов, он не оставлял без внимания и своих соотечественников скоттов, поселившихся на западе Шотландии. Он короновал их правителя Аэдана на острове Иона, положив начало Шотландскому королевству, и выступил посредником между скоттами и верховным королем Ирландии, чтобы добиться их независимости. Пребывая в келье, он споспешествовал им в битвах, которые подробно описывал своим монахам. Говорили, что князья того времени ничего не делали без совета человека Божия.

34 года святой Колумба нес апостольские труды в Шотландии. Достигнув 77 лет, он был извещен ангелом о своей скорой кончине (597). Колумба пошел освящать монастырские кладовые, а на обратном пути старый белый конь, плача, положил голову ему на грудь. Святой завещал ученикам хранить между собой искреннюю любовь и мир и начал переписывать Псалтирь. Дойдя до стиха «Взыскающие Господа не лишатся всякого блага» (Пс. 33: 11), он прервался и указал на того, кто должен будет закончить этот труд. Около полуночи преподобный поспешно направился в церковь и там упал перед престолом. Пока ученики его поднимали, он сделал едва заметный благословляющий жест и отошел ко Господу.


Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

На территории нынешней Шотландии и был там настоятелем .

Его проповедь сыграла особую роль «в распространении христианства среди британских пиктов и скоттов , а затем и англосаксов » .

Ещё живя в Ирландии, святой основал несколько монастырей, в том числе Дайре Калгах (Дерри), и, возможно, Келлское аббатство .

Святой Колумба и святой Патрик

Святой Колумба был праправнуком Ниалла (Нейла) Девяти Заложников , предводителя ирландских разбойников, похитивших в начале V века бритского юношу, которому предстояло стать святым Патриком . Так удивительным образом переплелись судьбы двух величайших британских проповедников .

Битва при Куль Древне

Согласно же преданиям, сохранившимся в житиях святых, поводом для конфликта стал спор между Колумбой и другим святым, Финнианом Мовильским , о том, кому должна была принадлежать книга псалмов - частично сохранившийся до наших дней «Катах » («Боец») .

По преданию, Финниан в качестве аббата монастыря Клонарда владел копией Псалтыря, переведённого Иеронимом Стридонтским на латынь. Святой Колумба тайно от хозяина книги скопировал её текст. Когда Финниан узнал об этом, он потребовал от Колумбы отдать ему копию, однако тот отказался, считая, что текст книги принадлежит «всем глазам, которые его читают». В итоге, владелец оригинала обратился к королю Диармайту мак Кербайллу, который объявил, что «как телёнок принадлежит хозяину коровы, так и копия - хозяину книги» , встав таким образом на сторону Финниана. Это решение Диармайта рассматривается современными исследователями как один из наиболее ранних случаев законодательной защиты авторских прав в Средние века . В свою очередь, Колумба попросил защиты у своих родственников из числа Северных Уи Нейллов. В результате возникла направленная против Диармайта коалиция, в которую вошли двоюродные братья Колумбы Айнмере мак Сетнай и Ниннид мак Дуах из септа Кенел Конайлл, совместно правившие Айлехом братья Форггус мак Муйрхертайг и Домналл Илхелгах из Кенел Эогайн , а также король Коннахта Аэд мак Эхах Тирмхарна. Возможно, для правителей Северных Уи Нейллов обращение Колумбы за помощью было лишь предлогом к началу мятежа против верховного короля. Истинными же их намерениями, вероятно, было устранение Диармайта с последующим возведением кого-либо из участников мятежа в верховные короли Ирландии .

В 562 или 563 году ирландские клирики собрали синод, на котором действия Колумбы были подвергнуты формальному осуждению (правда, биограф святого Адомнан сообщает, что впоследствии он был реабилитирован). Святой решил покинуть Ирландию и отправиться в добровольное изгнание.

Монастырь на острове Айона

Учеником святого Колумба был святой Кормак Уа Лиатан , которого Колумба поставил настоятелем в Дарроу .

Напишите отзыв о статье "Колумба"

Примечания

Ссылки

  • // Православие.Ru

Отрывок, характеризующий Колумба

Он пожал ее руку.
– Не спала ты?
– Нет, я не спала, – сказала княжна Марья, отрицательно покачав головой. Невольно подчиняясь отцу, она теперь так же, как он говорил, старалась говорить больше знаками и как будто тоже с трудом ворочая язык.
– Душенька… – или – дружок… – Княжна Марья не могла разобрать; но, наверное, по выражению его взгляда, сказано было нежное, ласкающее слово, которого он никогда не говорил. – Зачем не пришла?
«А я желала, желала его смерти! – думала княжна Марья. Он помолчал.
– Спасибо тебе… дочь, дружок… за все, за все… прости… спасибо… прости… спасибо!.. – И слезы текли из его глаз. – Позовите Андрюшу, – вдруг сказал он, и что то детски робкое и недоверчивое выразилось в его лице при этом спросе. Он как будто сам знал, что спрос его не имеет смысла. Так, по крайней мере, показалось княжне Марье.
– Я от него получила письмо, – отвечала княжна Марья.
Он с удивлением и робостью смотрел на нее.
– Где же он?
– Он в армии, mon pere, в Смоленске.
Он долго молчал, закрыв глаза; потом утвердительно, как бы в ответ на свои сомнения и в подтверждение того, что он теперь все понял и вспомнил, кивнул головой и открыл глаза.
– Да, – сказал он явственно и тихо. – Погибла Россия! Погубили! – И он опять зарыдал, и слезы потекли у него из глаз. Княжна Марья не могла более удерживаться и плакала тоже, глядя на его лицо.
Он опять закрыл глаза. Рыдания его прекратились. Он сделал знак рукой к глазам; и Тихон, поняв его, отер ему слезы.
Потом он открыл глаза и сказал что то, чего долго никто не мог понять и, наконец, понял и передал один Тихон. Княжна Марья отыскивала смысл его слов в том настроении, в котором он говорил за минуту перед этим. То она думала, что он говорит о России, то о князе Андрее, то о ней, о внуке, то о своей смерти. И от этого она не могла угадать его слов.
– Надень твое белое платье, я люблю его, – говорил он.
Поняв эти слова, княжна Марья зарыдала еще громче, и доктор, взяв ее под руку, вывел ее из комнаты на террасу, уговаривая ее успокоиться и заняться приготовлениями к отъезду. После того как княжна Марья вышла от князя, он опять заговорил о сыне, о войне, о государе, задергал сердито бровями, стал возвышать хриплый голос, и с ним сделался второй и последний удар.
Княжна Марья остановилась на террасе. День разгулялся, было солнечно и жарко. Она не могла ничего понимать, ни о чем думать и ничего чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу, любви, которой, ей казалось, она не знала до этой минуты. Она выбежала в сад и, рыдая, побежала вниз к пруду по молодым, засаженным князем Андреем, липовым дорожкам.
– Да… я… я… я. Я желала его смерти. Да, я желала, чтобы скорее кончилось… Я хотела успокоиться… А что ж будет со мной? На что мне спокойствие, когда его не будет, – бормотала вслух княжна Марья, быстрыми шагами ходя по саду и руками давя грудь, из которой судорожно вырывались рыдания. Обойдя по саду круг, который привел ее опять к дому, она увидала идущих к ней навстречу m lle Bourienne (которая оставалась в Богучарове и не хотела оттуда уехать) и незнакомого мужчину. Это был предводитель уезда, сам приехавший к княжне с тем, чтобы представить ей всю необходимость скорого отъезда. Княжна Марья слушала и не понимала его; она ввела его в дом, предложила ему завтракать и села с ним. Потом, извинившись перед предводителем, она подошла к двери старого князя. Доктор с встревоженным лицом вышел к ней и сказал, что нельзя.
– Идите, княжна, идите, идите!
Княжна Марья пошла опять в сад и под горой у пруда, в том месте, где никто не мог видеть, села на траву. Она не знала, как долго она пробыла там. Чьи то бегущие женские шаги по дорожке заставили ее очнуться. Она поднялась и увидала, что Дуняша, ее горничная, очевидно, бежавшая за нею, вдруг, как бы испугавшись вида своей барышни, остановилась.
– Пожалуйте, княжна… князь… – сказала Дуняша сорвавшимся голосом.
– Сейчас, иду, иду, – поспешно заговорила княжна, не давая времени Дуняше договорить ей то, что она имела сказать, и, стараясь не видеть Дуняши, побежала к дому.
– Княжна, воля божья совершается, вы должны быть на все готовы, – сказал предводитель, встречая ее у входной двери.
– Оставьте меня. Это неправда! – злобно крикнула она на него. Доктор хотел остановить ее. Она оттолкнула его и подбежала к двери. «И к чему эти люди с испуганными лицами останавливают меня? Мне никого не нужно! И что они тут делают? – Она отворила дверь, и яркий дневной свет в этой прежде полутемной комнате ужаснул ее. В комнате были женщины и няня. Они все отстранились от кровати, давая ей дорогу. Он лежал все так же на кровати; но строгий вид его спокойного лица остановил княжну Марью на пороге комнаты.
«Нет, он не умер, это не может быть! – сказала себе княжна Марья, подошла к нему и, преодолевая ужас, охвативший ее, прижала к щеке его свои губы. Но она тотчас же отстранилась от него. Мгновенно вся сила нежности к нему, которую она чувствовала в себе, исчезла и заменилась чувством ужаса к тому, что было перед нею. «Нет, нет его больше! Его нет, а есть тут же, на том же месте, где был он, что то чуждое и враждебное, какая то страшная, ужасающая и отталкивающая тайна… – И, закрыв лицо руками, княжна Марья упала на руки доктора, поддержавшего ее.
В присутствии Тихона и доктора женщины обмыли то, что был он, повязали платком голову, чтобы не закостенел открытый рот, и связали другим платком расходившиеся ноги. Потом они одели в мундир с орденами и положили на стол маленькое ссохшееся тело. Бог знает, кто и когда позаботился об этом, но все сделалось как бы само собой. К ночи кругом гроба горели свечи, на гробу был покров, на полу был посыпан можжевельник, под мертвую ссохшуюся голову была положена печатная молитва, а в углу сидел дьячок, читая псалтырь.
Как лошади шарахаются, толпятся и фыркают над мертвой лошадью, так в гостиной вокруг гроба толпился народ чужой и свой – предводитель, и староста, и бабы, и все с остановившимися испуганными глазами, крестились и кланялись, и целовали холодную и закоченевшую руку старого князя.

Богучарово было всегда, до поселения в нем князя Андрея, заглазное именье, и мужики богучаровские имели совсем другой характер от лысогорских. Они отличались от них и говором, и одеждой, и нравами. Они назывались степными. Старый князь хвалил их за их сносливость в работе, когда они приезжали подсоблять уборке в Лысых Горах или копать пруды и канавы, но не любил их за их дикость.
Последнее пребывание в Богучарове князя Андрея, с его нововведениями – больницами, школами и облегчением оброка, – не смягчило их нравов, а, напротив, усилило в них те черты характера, которые старый князь называл дикостью. Между ними всегда ходили какие нибудь неясные толки, то о перечислении их всех в казаки, то о новой вере, в которую их обратят, то о царских листах каких то, то о присяге Павлу Петровичу в 1797 году (про которую говорили, что тогда еще воля выходила, да господа отняли), то об имеющем через семь лет воцариться Петре Феодоровиче, при котором все будет вольно и так будет просто, что ничего не будет. Слухи о войне в Бонапарте и его нашествии соединились для них с такими же неясными представлениями об антихристе, конце света и чистой воле.
В окрестности Богучарова были всё большие села, казенные и оброчные помещичьи. Живущих в этой местности помещиков было очень мало; очень мало было также дворовых и грамотных, и в жизни крестьян этой местности были заметнее и сильнее, чем в других, те таинственные струи народной русской жизни, причины и значение которых бывают необъяснимы для современников. Одно из таких явлений было проявившееся лет двадцать тому назад движение между крестьянами этой местности к переселению на какие то теплые реки. Сотни крестьян, в том числе и богучаровские, стали вдруг распродавать свой скот и уезжать с семействами куда то на юго восток. Как птицы летят куда то за моря, стремились эти люди с женами и детьми туда, на юго восток, где никто из них не был. Они поднимались караванами, поодиночке выкупались, бежали, и ехали, и шли туда, на теплые реки. Многие были наказаны, сосланы в Сибирь, многие с холода и голода умерли по дороге, многие вернулись сами, и движение затихло само собой так же, как оно и началось без очевидной причины. Но подводные струи не переставали течь в этом народе и собирались для какой то новой силы, имеющей проявиться так же странно, неожиданно и вместе с тем просто, естественно и сильно. Теперь, в 1812 м году, для человека, близко жившего с народом, заметно было, что эти подводные струи производили сильную работу и были близки к проявлению.

Ирландия. История страны Невилл Питер

Святой Колумба, 521-597 годы

Святой Колумба, 521-597 годы

Одной из величайших фигур этого периода был Колумба (Колума Килле на гэльском). Он родился в графстве Донегал в провинции Ольстер в начале VI века. Хронисты писали, будто он родился на «земле скоттов». (В раннем Средневековье Ирландию часто называли латинским именем Скоттия. Учитывая смешение ольстерцев, ирландцев и шотландцев, это неудивительно.) Учился он в школе Финиана Мовильского, а затем у Финиана Клонардского и после посвящения в сан помогал созданию многих церквей и монастырей. Ирландию он оставил в 563 году, пожелав «совершить паломничество ради Христа».

Нельзя сказать точно, почему Колумба уехал с острова. Кажется, вышел спор из-за рукописи, которую он скопировал, и этот спор привел к войне между кланом Колумбы и верховным королем Диармайдом. В связи с тем что он оказался причиной войны, Колумба решил сам себя наказать и отправился с миссией в другие земли. Во всяком случае, он сел на корабль и поплыл на остров Айона, к западному побережью Шотландии. С ним были двенадцать товарищей.

При столь малообещающем начале Колумбе удалось обратить в христианство своих соотечественников-ирландцев и пиктов, поселившихся в Шотландии (Далриада). Сначала он поборол влияние язычников-друидов, затем проник в круги знати. Самым большим его успехом стало обращение короля пиктов Бруда. Монахи Колумбы добрались и до Оркнейских островов и основали монастыри Мелроуз и Данкелд.

Колумба начал христианизацию Шотландии и северной Англии, но смерть помешала ему завершить дело: он умер в 597 году. Его дело продолжили другие великие святые - Эйдан, Хильда и Кутберт. Успеха они добились после того, как после падения великой империи связи Ирландии с Римом были прерваны. Ирландское христианство обрело самостоятельность.

Из книги Приключения одной теории автора Хейердал Тур

МАРШРУТ КОЛУМБА Маршрут Колумба намного длиннее, зато здесь мягкий климат, чрезвычайно благоприятные океанские течения и господствуют попутные ветры. Маршрут начинается у северо-западного побережья Африки, откуда с Канарским течением идет прямо к Вест-Индии и

автора Хворостухина Светлана Александровна

Из книги История России в рассказах для детей автора

Святой Александр Невский 1243–1263 годы Когда княжества русские почти исчезали под жестокими ударами татар, когда все князья их, не исключая и неустрашимого Даниила Галицкого – зятя Мстислава Храброго, клялись перед троном Батыя быть его верными подданными, когда счастье,

Из книги Куликовская битва и рождение Московской Руси автора Широкорад Александр Борисович

Глава 15 СВЯТОЙ ДМИТРИЙ, СВЯТОЙ ОЛЕГ И БЕЗБОЖНЫЙ МАМАЙ Как уже говорилось, краткие сведения о Куликовской битве вошли в летописи ряда удельных княжеств, а также Новгородской и Псковской республик. Списки погибших в бою князей, воевод и бояр зафиксировали поминальные

автора Ишимова Александра Осиповна

Святой Александр Невский 1243-1263 годы Когда княжества русские почти исчезали под жестокими ударами татар, когда все князья их, не исключая и неустрашимого Даниила Галицкого - зятя Мстислава Храброго, клялись перед троном Батыя быть его верными подданными, когда счастье,

Из книги История России в рассказах для детей (том 1) автора Ишимова Александра Осиповна

Святой митрополит Алексий 1340-1359 годы Бог, посылая несчастья на предков наших, посылал им также и утешителей, которые облегчали страдания их, а иногда даже спасали от новых бедствий. Этими утешителями были по большей части святые служители его - митрополиты, епископы,

Из книги Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв. автора Демурже Ален

Святой Бенедикт или святой Августин? При вступлении в монашеский орден дают обет и обязуются соблюдать устав. В начале XII в. в Западной Европе устав святого Бенедикта был рассчитан на монахов, живущих в удалении от мира, в стенах монастыря, тогда как устав святого

Из книги Географические открытия автора Згурская Мария Павловна

Загадки Колумба В 1492 году Христофор Колумб открыл Америку. И сделал это под испанским флагом. Однако Колумб сначала предложил проект западного плавания в Азию португальскому королю. Почему он получил отказ? (А именно туда направился мореплаватель.)Кем был по

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Владимир Святой (980-1014 годы) Дальнейшую братоубийственную войну, случившуюся между детьми Святослава, Соловьев объясняет их крайней юностью, если не малолетством: старшему в роду Ярополку было всего одиннадцать лет. Олег и Владимир были и того меньше. Последний, особенно

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи автора Кандель Феликс Соломонович

Очерк тринадцатый Рабби Исраэль Баал Шем Тов. Детство. Годы уединения и созерцания. Баал Шем Тов – исцелитель‚ праведник‚ святой человек. Основы его учения «Умирая, знал ли этот человек, какое великое будущее готовилось его вероучению, предвидел ли он, что спустя всего

Из книги Пикты [Таинственные воины древней Шотландии] автора Хендерсон Изабель

КОЛУМБА Колумба родился в Донеголе примерно в 521 году. Он принадлежал к знатному семейству и как правнук короля по ирландским законам считался наследником трона Тары. Согласно «Житию», написанному Адамнаном, родители с самого начала хотели, чтобы он стал священником.

Из книги Орден госпитальеров автора Захаров Владимир Александрович

Глава 12 Последние годы пребывания духовно-рыцарских орденов на Святой Земле Татаро-монголы в ПалестинеВ XIII веке в жизни народов Европы и Азии произошли важнейшие события и потрясения, которые на многие годы вперед определили дальнейшее развитие двух огромных

Из книги Атлантиды моря Тетис автора Кондратов Александр Михайлович

От Аристотеля до Колумба На этом текст «Крития» обрывается: Платон скоропостижно скончался, не завершив диалог. Никаких более древних источников об Атлантиде, кроме «Тимея» и «Крития», не осталось. Ни в городе Саисе, ни в других городах Египта также не удалось обнаружить

Из книги Александр Гумбольдт автора Скурла Герберт

По следам Колумба У входа в порт Ла-Корунья стояли два английских фрегата и один линкор. Сможет ли выйти в море испанское почтовое судно и если да, то когда, сказать было трудно. Фрегату «Писарро» предстояло пойти на риск и попытаться проскользнуть незамеченным, как только

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Великий князь Киевский Владимир Святой - Креститель Руси Годы жизни? - 1015 Годы правления 980–1015 Междоусобные войны Ярополка, Олега и Владимира - сыновей Святослава, еще при жизни раздавшего им свои земли, окончились гибелью Ярополка и Олега и торжеством

Библиотека “Халкидон”

___________________

К 1400-летию преставления
святого Колумбы Ирландского,
называемого также Колум Килле

Т. А. Михайлова

Святой Колумба Ирландский

Зародившись и оформившись как новое вероучение на развалинах многонациональной Римской Империи, христианство по самой своей сути не имело специфических национальных корней. В этом, возможно, состояла его сила: комплекс этических законов христианства был направлен в первую очередь на человека как на духовную личность, и это способствовало его быстрому распространению в Европе раннего средневековья, столь многоликой и пестрой. Но, попадая в новую этническую среду, христианство каждый раз неизменно окрашивалось, если можно так выразиться, в специфические “национальные цвета”, что дало нам все разнообразие существующих и в наши дни форм местной святости.

Одну из наиболее интересных и сложных форм конкретного воплощения христианского учения представляет собой кельтская Церковь, особенно - в период раннего средневековья, когда она была еще относительно свободна от влияния Рима . Наиболее яркое свое воплощение кельтская Церковь нашла, безусловно, в Ирландии, христианизированной уже в V в. (миссия святого Патрика традиционно датируется 432 г.) и оставившей в своей истории множество имен местных святых, зачастую официально так и не признанных Римом. Но кто именно объявлялся святым в Ирландии в период раннего христианства? Ответ на этот вопрос, как мы полагаем, необычайно важен, так как облик святого может служить своего рода индикатором того, как именно понималась идея святости данной этнической культурой.

Как известно, святым покровителем Ирландии считается , принесший на остров это новое вероучение и основавший первый в Ирландии монастырь (Армаг). Непосредственно рядом с ним принято ставить фигуру , святой девственницы, также основательницы монастыря (Килдар). Ориентация на монастырь и монастырскую культуру отличала ирландское христианство с самых первых десятилетий его существования.

Однако ни святой Патрик, бритт по происхождению, попавший в Ирландию во время одного из пиратских рейдов, ни Бригита, дочь рабыни, не могут быть названы в полной мере воплощениями ирландской Церкви или символами ирландской святости во всей сложности этого понятия. Самым “ирландским” из ирландских святых по праву считается третий “столп” ирландской ранней церкви - Колумба (или Колум Килле), сыгравший очень большую роль не только в распространении христианства в стране, но и в ее культурной и политической жизни в целом.

Святой Колумба родился в 521 г. в Гартане, на севере Ирландии, и принадлежал к роду так называемых Уи Нейллов, потомков знаменитого мифического короля по имени Ниалл-девять-заложников, что уже по рождению давало ему право претендовать на верховную власть в стране. Как известно, святой Колумба избрал для себя иной путь и еще в ранней молодости добровольно отказался от политической карьеры, однако знатность его происхождения во многом обусловила тот авторитет, которым он обладал на протяжении всей жизни, и то влияние, которое он мог оказывать на местных правителей.

При рождении святой Колумба получил другое имя, но во время обучения в латинской школе святого Финниана в Мовилле был прозван товарищами за его преданность христианской вере Колумом Килле, буквально - “Голубем Церкви”. Однако приверженность христианскому вероучению сочеталась в нем с интересом к национальной древней духовной культуре: он прошел курс обучения в школе поэтического мастерства у филида Геммана и на протяжении всей жизни сохранил не только любовь к поэзии (он сам писал латинские и ирландские духовные гимны и ему приписывается также множество стихов светского содержания), но и особое уважение к филидам как сословию. Совершенно не склонный видеть в их поэзии лишь реликты языческой доктрины, он считал их в первую очередь носителями культуры, причем - не только культуры прошлого.

Его миссионерская деятельность началась очень рано, причем, как и у его предшественников, осуществлялась она в первую очередь в основании монастырей. Свой первый монастырь святой Колумба основал в 546 г. на севере Ирландии возле живописной дубовой рощи, по которой монастырь и получил свое имя - Дерри (ирл. Doire), букв. “дубовый”. Кроме этого, им было основано еще несколько монастырей, среди которых в первую очередь следует назвать монастыри Дурроу и Келлс, прославившиеся потом своими скрипториями (так наз. “Книга из Келлса” - богато орнаментированное Евангелие - считается одним из шедевров средневековой книжной миниатюры). Но, пожалуй, именно Дерри осталось для Колумбы самым любимым местом во всей Ирландии, именно о нем тосковал он более всего, находясь в изгнании и именно эта тема, тема “разлуки с милым Дерри”, где все “дышит покоем, уединением и свежей прохладой”, постоянно звучит в приписываемых ему стихах.

В свое знаменитое добровольное изгнание на остров Иону у западного побережья Шотландии святой Колумба отправился в возрасте сорока двух лет, то есть - в 563 г. Причины его отъезда полностью не ясны и до сих пор. Среди многочисленных легенд, которыми со временем обросла эта фигура, существует красивый рассказ о том, что якобы святой Колумба побудил своих знатных родичей вступиться за него после “неправого приговора” верховного короля: тот повелел отнять у святого тайно переписанную им копию Вульгаты, принадлежавшую святому Финниану, и расценил сам факт тайного переписывания рукописи как кражу. В результате между сторонниками святого Колумбы и сторонниками короля вспыхнула битва при Кул Древне, в ходе которой погибло много людей. Потрясенный этим кровавым побоищем, Колумба решил покинуть пределы Ирландии и искупить свой грех, обратив в лоно Церкви столько человек, сколько погибло по его вине. Неправый приговор короля “Каждой корове должен принадлежать ее теленок” вошел в список “исторических фраз” Ирландии, однако сама легенда о “битве из-за книги” скорее всего не имеет под собой никаких оснований и вряд ли могла возникнуть раньше XII в. Королем, который, видимо, имелся при этом в виду, был Диармайд мак Кербалл из так называемых “южных” Уи Нейллов, которые постоянно враждовали с “северной” ветвью за призрачную “верховную” власть, сводившуюся по сути лишь к контролю за северными и, отчасти, северо-западными районами страны. Битва при Кул Древне, в которой Диармайд был разбит объединенными войсками северных Уи Нейллов и Коннахта, действительно имела место, но произошла она в 561 г. и была одним из многочисленных междоусобных столкновений. Связь святого Колумбы с этим событием не поддерживается никакими историческими источниками, толчком же к возникновению данной романтической легенды, как полагает один из современных исследователей, мог послужить тот факт, что битва при Кул Древне упоминается в первом Житии святого, написанном около 685 г. девятым аббатом Ионы святым Адамнаном (Vita Columbae), который пишет, что Колумба отправился на Иону “через два года после того сражения”.

Ответить на вопрос, почему святой Колумба покинул Ирландию и удалился в добровольное изгнание на Иону, довольно трудно. Несомненно, какие-то конфликты со светской властью действительно могли в данном случае сыграть свою роль, однако противником святого Колумбы при этом, скорее всего, был не король Диармайд, а кто-либо из северных же Уи Нейллов; скорее всего им был Айнмире, сын Сетны, с которым, в отличие от Диармайда, у Колумбы всегда были сложные отношения (как и потом с его сыном Аодом).

Однако возможный конфликт такого рода, видимо, мог бы стать скорее поводом, толчком к его отъезду, истинная причина которого была гораздо глубже. Еще более прозаическим поводом могла бы быть названа волна чумных эпидемий, захлестнувших остров как раз в середине VI в., однако, как мы понимаем, вряд ли простое желание спасти жизнь могло заставить святого, видящего свою основную задачу в распространении Божиего слова и новой веры, покинуть навеки собственную родину. С другой стороны, видеть в его отъезде на Иону одни лишь миссионерские задачи - он стремился обратить в христианство местное пиктское население - тоже было бы известным упрощением проблемы. Следует помнить и о том, что Иона с древних времен была культовым друидическим островом.

Миссионерская деятельность для святого Колумбы всегда была действительно очень важна, но тут, как мы думаем, не она сыграла решающую роль. Более глубокой причиной его отъезда из Ирландии скорее всего послужил некий внутренний конфликт, возможно - отмеченные им в самом себе проявления гордыни, поскольку популярность его в Ирландии к сорока годам неимоверно возросла, и он постепенно превратился не только в духовного лидера страны, но и в крупную фигуру на политической арене, несмотря на то, что никогда не имел епископского сана, а предпочитал оставаться обычным аввой.

Отъезд за море всегда осмыслялся в ирландской, еще дохристианской культуре как посещение иного мира или как смерть. И очень часто это именно так и было. Интересно, что в раннесредневековой Ирландии существовало особое наказание, которое официально смертной казнью не считалось, но по сути, конечно, ею и было: осужденного завозили на маленькой лодочке далеко в море и оставляли там одного без весел и паруса и почти без запасов съестного. Параллельно с этим в повествовательной традиции бытовали чудесные рассказы о плаваниях в далекие земли, о прекрасных островах, лежащих за морем. Этот жанр был единственным, который переняла и христианская традиция (ср. “Плавание святого Брендана”), равно как переняла она и идею плавания за море как своего рода очищения. Таким образом, отъезд на Иону был для Колумбы и его спутников своего рода актом самоуничижения и одновременно - обретения земного рая.

Судя по данным устной традиции, просуществовавшей почти до середины XVI в., при жизни святого Колумбы основанная им обитель не напоминала суровый монастырь: там не соблюдались посты, допускалось пиво, рядом с членами общины жили их жены. Но неизменным при этом было для всех и, конечно, в первую очередь для самого святого исполнение высшего урока: молитвы и созерцания.

Несмотря на данный им зарок не видеть “мужей и жен” Ирландии, святой Колумба все же вынужден был в 590 г. приехать на собор в Друим Кете. О его поездке в Ирландию подробно рассказывается в тексте “Приложения” к основному его Житию, составленному уже в XVI в., причем не клириком, а поэтом Манасом О’Данналом, который стремился увидеть в святом в первую очередь личность.

Среди многочисленных легенд о святом Колумбе, наверное, наибольшей популярностью пользуется рассказ о том, как он встал на защиту поэтов-филидов, которых король Аод хотел вовсе изгнать из Ирландии. Согласно легенде, в благодарность за это поэт Даллан Форгалл обещал написать ему хвалебную песнь. Песнь эта, “Чудо святого Колума Килле” дошла до нас и, более того, действительно датируется концом VI в. Так что, как мы видим, эта часть рассказов о святом истинна.

О святом Колумбе, одном из самых любимых в Ирландии святых, существует очень много легенд, в которых реальность так тесно сплетается с вымыслом, что отделить одно от другого становится уже почти невозможно. Святой Колумба - это символ ирландской Церкви, почерпнувшей в дохристианской культуре установку на Слово. Он был поэтом, он был миссионером и проповедовал Слово Господне, он проводил ночи в молитве. И пусть рассказ о “битве из-за книги” и оказывается поздним вымыслом, - его любовь к рукописи, к Книге вполне исторична; недаром среди реликвий ирландской Церкви хранится Псалтирь, написанная, как считается, его собственной рукой.

Он был, по многочисленным свидетельствам, худым и высоким и отличался необычайно ясным и светлым лицом, от которого исходило удивительное сияние. И действительно - святой Колумба Ирландский может быть назван одной из самых светлых фигур в истории этой страны.

Преставился святой Колумба в ночь на 9 июня 597 года на острове Иона; там, согласно его завету, он и похоронен. Его слова Пусть тут настанет час моего воскресения тоже входят в число “исторических фраз” Ирландии.

Примечания:

См. об ирландской Церкви: Святитель Патрик Ирландский . Исповедь // Альфа и Омега. 1995. № 4(7); Милкова Е . // Там же.

© Т. А. Михайлова, 1997

Филиды - древнеирландские поэты, занимавшие в обществе особо почетное место. Творчеству филидов приписывалась особая магическая сила; считалось, что их песни могут приносить как добро, так и зло. - Ред .

Тихо, как тихо… Повтори хоть сто раз «тихо» - тише не станет. Подумай о тишине, сожми ее плечи, задержи дыхание во имя тишины.

Вот летит Голубь Христов - святой Колумба. Кольм Килле приходит за хлебными крошками, что обронили люди впопыхах.

Свете тихий, светло просвети душу мою.

Христов воин - Колумба Айонский летит над Ирландией и дальше, через море, к острову Айона.

А там уже туман и древние ставни, молочные ставни, за которыми - сияние, и голубь Колумба говорит на языке любви с травами и людьми.

9 июня — день памяти Колумба Килле, святого Колумбы Ирландского (Saint Columba, 7 декабря 521 — 9 июня 597). Его также называют Кольмом Килле (Colum Cille) — Голубем церкви.

Колумба (собственно Кримтан (Crimthann), прозванный современниками Колумба, Колум Килле, Кольм Килле, что означает «Голубь Церкви», 521, Гартан, Донегол, Ирландия — 9 июня 597) — ирландский святой монах, проповедник христианства в Шотландии. Святой Колумба считается одним из «двенадцати апостолов Ирландии». В 563 году святой Колумба основал первый монастырь на территории нынешней Шотландии и был там настоятелем.

Его дядя и племянник также почитаются как святые.

Ирландия

Как известно, святым покровителем Ирландии считается святой Патрик, принесший на остров это новое вероучение и основавший первый в Ирландии монастырь (Армаг). Непосредственно рядом с ним принято ставить фигуру Бригиты, святой девственницы, также основательницы монастыря (Килдар). Ориентация на монастырь и монастырскую культуру отличала ирландское христианство с самых первых десятилетий его существования.

Однако ни святой Патрик, бритт по происхождению, ни Бригита не могут быть названы в полной мере воплощениями ирландской Церкви или символами ирландской святости во всей сложности этого понятия. Самым “ирландским” из ирландских святых по праву считается третий “столп” ирландской ранней церкви — Колумба (или Колум Килле), сыгравший очень большую роль не только в распространении христианства в стране, но и в ее культурной и политической жизни в целом.

Святой Колумба и святой Патрик

Святой Колумба был праправнуком Ниалла (Нейла) Девяти Заложников, предводителя ирландских разбойников, похитивших в начале V века бритского юношу, которому предстояло стать святым Патриком. Так удивительным образом связались судьбы двух величайших британских проповедников (Мак-Кензи А. Кельтская Шотландия. - М.: Вече, 2008).

Рождение

Святой Колумба происходил из королевского рода Уи Нейллов, а значит, был потомком великого короля Ирландии Ниалла-девять-заложников, он был сыном Федлимида. Его мать Этне была из королевской семьи Лейнстера. родился в 521 (523?) году в Донеголе, поселении Гартан. По праву высокородного рождения мог претендовать на высшую власть в Ирландии, но благородство крови, думаю, утратило для него духовную ценность, когда он крестился от Духа Святого. Святой Колумба избрал для себя иной путь и еще в ранней молодости добровольно отказался от политической карьеры, однако знатность его происхождения во многом обусловила тот авторитет, которым он обладал на протяжении всей жизни, и то влияние, которое он мог оказывать на местных правителей.

В детстве он воспитывался у пресвитера по имени Круйтнехан, потом обучался у старца Геммана. Затем он поступил в монастырь святого Финтана, где жили и учились многие святые Ирландии. Был рукоположен во священники святым Экианом.

Кольм Килле - что значит «Голубь Церкви», - так называли его за его преданность христианской вере товарищи по латинской школе святого Финниана.

По преданию, святой Колумба дополнил образование в монастыре Клонард, особенно прилежно изучая Священное Писание. При этом он не оставлял и поэтического искусства, которым овладел в совершенстве. Именно в этом монастыре Колумба подружился с другими святыми своего времени - Комгаллом († 601) (память 11 мая в Западной Церкви) и Каннехом († 600) (память 11 октября в Западной Церкви).

Однако приверженность христианскому вероучению сочеталась в нем с интересом к национальной древней духовной культуре: он прошел курс обучения в школе поэтического мастерства у филида (филиды — древнеирландские поэты, занимавшие в обществе особо почетное место. Творчеству филидов приписывалась особая магическая сила; считалось, что их песни могут приносить как добро, так и зло). Геммана и на протяжении всей жизни сохранил не только любовь к поэзии (он сам писал латинские и ирландские духовные гимны и ему приписывается также множество стихов светского содержания), но и особое уважение к филидам как сословию. Совершенно не склонный видеть в их поэзии лишь реликты языческой доктрины, он считал их в первую очередь носителями культуры, причем — не только культуры прошлого.

Его миссионерская деятельность началась очень рано, причем, как и у его предшественников, осуществлялась она в первую очередь в основании монастырей. Свой первый монастырь святой Колумба основал в 546 г. на севере Ирландии возле живописной дубовой рощи, по которой монастырь и получил свое имя — Дерри (ирл. Doire), букв. “дубовый”. Кроме этого, им было основано еще несколько монастырей, среди которых в первую очередь следует назвать монастыри Дурроу и Келлс, прославившиеся потом своими скрипториями (так наз. “Книга из Келлса” — богато орнаментированное Евангелие — считается одним из шедевров средневековой книжной миниатюры). Но, пожалуй, именно Дерри осталось для Колумбы самым любимым местом во всей Ирландии, именно о нем тосковал он более всего, находясь в изгнании и именно эта тема, тема “разлуки с милым Дерри”, где все “дышит покоем, уединением и свежей прохладой”, постоянно звучит в приписываемых ему стихах.

Битва при Куль Древне и добровольное изгнание

В 561 году произошла кровопролитная битва между Верховным королём Ирландии Диармайдом, сыном Кербела и двоюродным братом Колумбы, Айнмире, который правил на севере Ольстера. Айнмире и его союзники победили по молитвам святого Колумбы, потеряв лишь одного человека, в то время, как со стороны Диармайда погибло три тысячи. Существуют различные версии участия Колумбы в этом конфликте. Согласно одной из версий, когда король приказал сжечь церковь, в которой укрывался его враг, то Колумба, возмущенный этим, поднял свой клан против короля. И было сражение у Куил Дремне, в котором погибло три тысячи человек, и вину за их смерть возложили на Колумбу. Наиболее правдоподобной представляется та, согласно которой Диармайд приказал казнить сына короля Коннахта, находившегося под покровитель Колумбы, что вызвало негодование и ближайших родичей Колумбы, и короля Коннахта. Ирландские клирики собрали Поместный Собор (в Тальтиу), на котором действия Колумбы были подвергнуты осуждению. Во время Собора в Тальтиу святой Колумба едва не был отлучен от Церкви из-за разногласий с королем Диармадом. Святого оправдали благодаря вмешательству святого Брендана Биррского (память 29 ноября в Западной Церкви ), который засвидетельствовал, что святому Колумбе споспешествовала милость Божия. Однако по пророческому совету святого Брендана он все же решил покинуть родину и отправиться в путь с проповедью о Христе, как и многие другие ирландские святые того времени. Святой Филлан (St. Fillan) , святой Киеран (St. Kieran), святой Брендан (St. Brendan) , святой Кессог (St. Kessog) переплыли Ирландское море, чтобы установить поклонные кресты и поставить храмы среди холмов и горных долин северной Британии задолго до того, как Колумба распрощался с родной землей.

Отдельно рассмотрим версию о "битве из-за книги". Согласно этой версии, святой Колумба побудил своих знатных родичей вступиться за него после “неправого приговора” верховного короля: тот повелел отнять у святого тайно переписанную им копию Вульгаты, принадлежавшую святому Финниану, и расценил сам факт тайного переписывания рукописи как кражу. В результате между сторонниками святого Колумбы и сторонниками короля вспыхнула битва при Кул Древне, в ходе которой погибло много людей. Потрясенный этим кровавым побоищем, Колумба решил покинуть пределы Ирландии и искупить свой грех, обратив в лоно Церкви столько человек, сколько погибло по его вине. Исследователи считают, что история с битвой из-за тайно переписанной книгой - не более, чем красивая легенда. Неправый приговор короля “Каждой корове должен принадлежать ее теленок” вошел в список “исторических фраз” Ирландии, историки считают, что легенда о “битве из-за книги” скорее всего не имеет под собой никаких оснований и вряд ли могла возникнуть раньше XII в. Королем, который имелся в виду, был Диармайд мак Кербалл из так называемых “южных” Уи Нейллов, которые постоянно враждовали с “северной” ветвью за призрачную “верховную” власть, сводившуюся по сути лишь к контролю за северными и, отчасти, северо-западными районами страны. Битва при Кул Древне, в которой Диармайд был разбит объединенными войсками северных Уи Нейллов и Коннахта, действительно имела место, но произошла она в 561 г. и была одним из многочисленных междоусобных столкновений. Однако битва при Кул Древне упоминается в первом Житии святого, написанном около 685 г. девятым аббатом Ионы святым Адамнаном (Vita Columbae), который пишет, что Колумба отправился на Иону “через два года после того сражения”.

Интересно, что отъезд за море всегда осмыслялся в ирландской, еще дохристианской культуре как посещение иного мира или как смерть. И очень часто это именно так и было. Интересно, что в раннесредневековой Ирландии существовало особое наказание, которое официально смертной казнью не считалось, но по сути, конечно, ею и было: осужденного завозили на маленькой лодочке далеко в море и оставляли там одного без весел и паруса и почти без запасов съестного. Параллельно с этим в повествовательной традиции бытовали чудесные рассказы о плаваниях в далекие земли, о прекрасных островах, лежащих за морем. Этот жанр был единственным, который переняла и христианская традиция (ср. плавание святого Брендана).

В свое знаменитое добровольное изгнание на остров Иону у западного побережья Шотландии святой Колумба отправился в возрасте сорока двух лет, то есть — в 563 г.

Стоит заметить, что с язычниками у шотландцев дела были совсем плохи. За три года до изгнания святого Колумбы на остров Иону, в 560 году, языческий король Бруд Brude повернул со своими войсками на юг, чтобы атаковать шотландские поселения в Далриаде (Dalriada). Он уничтожил их короля Габрана (Gabran) и погнал шотландцев назад к морю, заключив их на полуостровах Аргилла. Скверное положение шотландцев становилось почти безнадежным. Это было слишком очевидно для Колумбы. Опираясь на авторитет своего священства и свое высокое происхождение, он шел в надежде покорить язычников с помощью проповеди Евангелия. В конечном счете, его успех вел к объединению пяти королевств, на которые Британия в то время была разделена, в Королевство Шотландии, которое в средние века имело весьма значительное влияние на дела западной Европы.

Стоит заметить, что Иона с древних времен была культовым друидическим островом.

Монастырь на острове Иона

Установив парус на хрупком кожаном суденышке, Колумба с 12 собратьями пересек море. Затем команда монахов последовала на север и 12 мая 563, накануне Троицы, они причалили к бухте Рыбачьей Лодки на остров, который стал известен как остров Церкви Колумбы или Айона. Зная любовь кельтов к лингвистическим загадкам, неудивительно, что "Айона" на одном из кельтских наречий означает "голубь". Таким образом, остров был назван по имени своего первого аббата и первооткрывателя. (По различным данным, остров был подарен ему королём Дал Риады Коналлом или же пиктским королём Бруде. Древнеирландское название острова — Í, впоследствии он стал известен, как Í Choluim Chille или Ikolmkill (остров Колумбы).)

В 563 году святой Колумба вместе с 12 монахами (среди них был и Эоход Галлоуэйский), его соотечественниками, достиг острова Иона, расположенного у западного берега Шотландии. Открытый суровым ветрам и бушующим волнам, маленький остров представлял собой ровное плато, каменистое и покрытое песком, с невозделанной почвой. Он находился между землями пиктов и скоттов, и именно ему было предначертано стать одним из наиболее прославленных мест ирландского христианства благодаря деятельности святого Колумбы.

Поскольку остров был бесплодной пустыней, и монахи должны были перевозить с соседнего острова Мулл материалы для своего жилья. Жилище возводилось из прутьев и тины и выглядело наподобие улья. Колумба наградил крестьянина, на земле которого они собирали прутья, дефицитные даже на Мулле, несколькими сосудами ячменя, урожай которого был у монахов удивительно богат и вызрел в удивительно короткий срок. Дубовые бревна для строительства первой церкви пришлось везти с большой земли. Монахи построили трапезную, амбар, конюшню и мельницу.

Через Колумба и его последователей в Шотландию пришла письменность. Как и в большинстве монастырей того времени, важным занятием монахов Айоны было переписывание Священного Писания. Эти тексты были очень нужны тем, кто проповедовал среди кельтов в новых колониях. Святой Колумба сам сделал 300 копий Писания, включая сборник, в котором содержались песнопения для каждого дня недели. Среди личных творений Колумба книга Altus Prosatus - поэтическая история творения, падения человека и искупления.

Наставник монахов

Устав, составленный Колумбом и определявший распорядок жизни на острове, не был точно таким, как в других монастырях востока или запада. Литургия по воскресеньям и праздничным дням и дням поминовения святых по указанию аббата. Святой Колумб постановил, что Святой Брендан (St. Brendan) и святой Коламбанус (St. Columbanus) всегда прославляются на литургии в день их упокоения. Устав указывал монахам, что они должны «демонстрировать усердие в пении во время заупокойной службы как если бы умерший человек был их закадычным другом».

Есть записи о том, что монахи должны были часто совершать крестное знамени: перед дойкой коров над ведром для молока, над инструментами перед их использованием, над лампадами…

Истинный сторонник кельтской традиции, Колумб был строгим аскетом. Его кровать и подушка были из камня. Часто он проводил ночь в молитве в уединенном уголке острова.

Монахи строго постились, сохраняя древнюю традицию воздерживаться от пищи до трех часов дня в постные дни. Послабления в посте были возможны с благословения аббата, если приезжал паломник, поскольку гостеприимство рассматривалось как миссионерский инструмент. Гостей на Айоне всегда принимали тепло. До сего дня на Айоне сохранился каменное корыто, в котором древние паломники мыли ноги.

Монастырь и его миссия

Одной из неотложных забот Колумба было обеспечение расположения короля Бруда. Взяв с собой двух переводчиков, он выехал на северо-восток в королевский замок Инвернс. Король Бруд, находящийся под влиянием своего родственника и советника друида Брохана, принял Колумбу вежливо, но холодно. Но после личного общения, король был поражен мужественностью Колумба. Колумб был высокого роста с голосом достаточно громким, чтобы быть услышанным на расстоянии полумили. Однажды святой, прибыв с монахами к крепости, обнаружил ее ворота запертыми. Святой Колумб совершил крестное знамение и ворота распахнулись сами собой. Однажды друид, видя соперника в Колумбе, наколдовал ветер, чтобы помешать морскому путешествию Колумба. Но святой, призывая на помощь Христа, поймал противоположный ветер, который поднялся неожиданно, помогая лодке следовать по курсу.

Хотя Колумб не обратил в христианство короля Бруда, он получил его разрешение продолжать миссионерскую работу среди язычников. В последующие годы святой основал более ста церквей на Альбе, как тогда называлась Шотландия. Колумб был наиболее успешен на западных островах, где и сегодня сохранились развалины церквей в его имя. Продвигаться во владения язычников на северо-восток от Айоны было сложнее. Но позднее последователям Колумба все же удалось пожать плоды его проповеди и там.

Колумб снискал славу у своих шотландских соотечественников за умение подавлять враждебность язычников. Когда король Далриада умер, Колумб использовал свой авторитет, чтобы привести к власти Айдана Aidan (не святой Айдан), которого он справедливо считал более способным к управлению, чем прямой наследник престола. Пригласив Айдана на Айону он посвятил его в короли. Так произошла первая христианская коронация в Британской истории.

В биографии святого Колуба говорится о жизни древних монахов - тяготах, трудах по обработке земель, их гостеприимстве и миссионерских походах. Но больше всего говорится о святости Колумба. Он обладал даром целительства, пророчества. Он превращал воду в вино. Вода, освященная им, имела целебную силу. Несколько раз поток несотворенного света был виден над ним, когда он совершал Евхаристию. Но самым большим чудом было его милосердие к каждому.


Святой Колумба, неутомимый и в подвижнических, и в миссионерских трудах, основал множество монастырей как в Шотландии, так и в Ирландии. Настоятелями он поставил своих учеников, но дары прозорливости и пророчества позволяли ему самому управлять всеми этими обителями.

Когда святой не был в пути, он пребывал в монастыре, куда множество посетителей, простых и знатных, приходили, чтобы почтить его добродетели и получить совет. Святой Колумба, стоя на коленях, омывал им ноги и с любовью целовал. Он сочувствовал страданиям всех, кто к нему приходил, так сильно, будто являлся каждому отцом. Святой исцелял больных, боролся с эпидемиями, раздавая благословленный хлеб, изгонял бесов, вымаливал для моряков благоприятный ветер, приходил на помощь земледельцам, примирял распавшиеся семьи. Он призывал грешников к покаянию и оплакивал тех, кто сам не сожалел о своих грехах, потому что из всех добродетелей слезы были его самой красноречивой проповедью.

Жизнеописатель святого Колумбы Адамнан заключает свой труд следующими словами: «Пусть всякий внимательный читатель увидит, насколько достойным перед очами Божиими был наш святой настоятель, сколь часто посещали его сияющие ангелы, сколь велика была в нем благодать пророчества и сила чудес, сколь ясен был божественный свет, сиявший над его главою, пока он еще был жив во плоти».

Прекрасно овладев искусством духовного рассуждения, он был непримирим к нераскаявшимся грешникам, но снисходителен к тем, кто покаялся. Однажды святой приказал, чтобы грабителя, занимавшегося браконьерством в монастырских владениях, снабдили всем необходимым для жизни и отпустили.

Святой Колумба проповедовал не только среди пиктов, он не оставлял без внимания и своих соотечественников скоттов, поселившихся на западе Шотландии. Он короновал их правителя Аэдана на острове Иона, положив начало Шотландскому королевству, и выступил посредником между скоттами и верховным королем Ирландии, чтобы добиться их независимости. Пребывая в келье, он споспешествовал им в битвах, которые подробно описывал своим монахам. Говорили, что князья того времени ничего не делали без совета человека Божия.

34 года святой Колумба нес апостольские труды в Шотландии. Ему было семьдесят семь, когда он отошел в мир иной. Однажды в июне, во время богослужения он увидел ангела, который сказал ему о надвигающейся кончине (597). В следующую субботу он вместе со своим келейником Диармидом шел в амбар благословить просеянное зерно. Тогда он сказал Диармиду, что эта суббота будет субботой его вечного покоя. В ночь, когда приходит день Господа, он будет с Господом. Действительно, утомленный отец-аббат остановился на пути отдохнуть. Колумба пошел освящать монастырские кладовые, а на обратном пути старый белый конь, плача, положил голову ему на грудь. Святой завещал ученикам хранить между собой искреннюю любовь и мир и начал переписывать Псалтирь. Дойдя до стиха «Взыскающие Господа не лишатся всякого блага» (Пс. 33: 11), он прервался и указал на того, кто должен будет закончить этот труд. Около полуночи преподобный поспешно направился в церковь и там упал перед престолом. Пока ученики его поднимали, он сделал едва заметный благословляющий жест и отошел ко Господу.

Почитание святого Колумбы быстро распространилось. Он считается покровителем Ирландии наравне со святыми Патрикием и Бригитой ( С течением времени святой Айдан из обители Иона (память 31 августа) основал монастырь Линдисфарн. Оттуда под покровительством святого короля Освальда (память 5 августа), который некогда находился в ссылке на Ионе, он начал просвещение Нортумбрии. В 664 г. Собор в Уитби утвердил победу римского обряда над ирландским в государстве англосаксов. Тогда остров Иона стал центром сопротивления сторонников древнего ирландского предания вплоть до 716 г. Несмотря на нападения викингов в IX в., монастырь Иона продолжал существовать до Реформации (XVI в.), а до XI в. служил усыпальницей шотландских королей ) .

Учеником святого Колумба был святой Кормак Уа Лиатан, которого Колумба поставил настоятелем в Дарроу.