Open
Close

Снисхождение святого духа. Библия, изложенная для семейного чтения

Сошествие Святого Духа на апостолов

После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, т. е. по нашему - девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святый, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов, в виде огненных языков , в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

По случаю праздника Пятидесятницы, в Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: "не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?" И в недоумении говорили: "они напились сладкого вина".

Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святый, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святого Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Петр сказал: "итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли".

Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: "что нам делать, мужи братия?"

Петр ответил им: "покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа".

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом начало устрояться на земле Царствие Божие, т. е. святая Церковь Христова.

Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников или иереев) и диаконов .

Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в нашей Святой Православной Церкви невидимо - в ее святых таинствах, через преемников-апостолов - пастырей Церкви - епископов и священников .

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Деянии Свв. Апостолов, гл. 2, гл. 14, 23.

Сошествие Святого Духа на апостолов празднуется Св. Православною Церковью, как один из величайших праздников, в пятидесятый день после Пасхи (потому что Дух Святой сошел в 50-ый день после воскресения Иисуса Христа) и потому называется Пятидесятницею , или Троицыным Днем , так как с этого дня раскрылось миру действие всей Пресвятой Троицы, и люди научились поклоняться и прославлять три лица единого Божества: Отца и Сына и Святого Духа .

В этот праздник принято украшать храм и свои дома зеленью, а во время Богослужения стоять с цветами, выражая этим нашу радость и благодарность Богу за то, что Он Своим Святым и Животворящим (дающим жизнь) Духом обновил людей, родил их (через крещение) в новую жизнь (цветы и зелень - знак жизни).

Следующий день, после Троицына Дня; называется Духовым Днем и посвящен прославлению Святого Духа.

Тропарь праздника.

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе.

(Достоин прославления Ты, Христос Бог наш, Который сделал рыбаков премудрыми, ниспослав им Святого Духа, и через них уловил (привлек к вере) вселенную (весь мир). Человеколюбче слава Тебе.)

Благословен - достоин прославления; Иже премудры ловцы явлей - Который рыбарей, т. е. апостолов сделал премудрыми; теми уловлей вселенную - через них уловивший, т. е. привлекший к вере вселенную.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Сошествие Святого Духа на апостолов. Деян. 2 Наступил день Пятидесятницы. Этот великий ветхозаветный праздник был установлен в память Синайского законодательства. Апостолы, вместе с Божией Матерью и другими учениками Христовыми, единодушно находились в Сионской

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Сошествие Святого Духа на апостолов После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы, вместе с Божией

Из книги Главная тайна Библии автора Райт Том

Сошествие Святого Духа 2 При наступлении дня Пятидесятницы все они вместе были там же. 2Тут с неба внезапно раздался шум словно несущегося урагана, и весь дом, где они сидели, наполнился им. 3И им стали видны разделяющиеся языки, будто огня, и он опустился на каждого из них по

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Сошествие Святого Духа на Апостолов Иннокентия, Архиеп. Херсонского. 1. Когда мы говорим, что Дух Святой сошел на Апостолов, то первее всего должно помнить, что сошествие Его не должно представлять подобным сошествию или пришествию человеческому. Дух Святой, как Бог, есть

Из книги Проповеди. Том 2 автора

Сошествие Святого Духа на Апостолов Фаррара. Было раннее утро. Прежде чем «третий час дня» вызвал всех в храм на утреннюю молитву, т. е. 9-й час утра (срав. Лук. 24, 53; Деян. 2, 46; 3, 1), верующие, в числе ста двадцати человек, собрались еще раз, по обычаю, в «верхней горнице».

Из книги Созерцание и Размышление автора Феофан Затворник

Сошествие Святого Духа Еп. Феофана. Сошествие Святого Духа есть первый вздох человечества Божественным Духом. Припомните пророчества Иезекииля о поле, полном костей человеческих. Помните, как по слову его, совокуплялись кости с костями, как они покрывались потом жилами,

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Сошествие Св. Духа на Апостолов (Деян. II, 1-11) Н. У-ского. По заповеди Иисуса Христа (Деян. 1, 4), Апостолы, а вероятно и все те, которые, по особенному смотрению Божию, удостоились быть свидетелями Его вознесения на небо, ожидали обещанного Иисусом Христом обетования Отча в

Из книги Евангелие в памятниках иконографии автора Покровский Николай Васильевич

СЛОВО О СОШЕСТВИИ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ, СКАЗАННОЕ В ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА Силы материальной природы узнаем мы по их проявлениям с большим или меньшим могуществом.Легкий ветерок, ласкающий наши щеки, и страшный ураган, разрушающий целые города – это только движение

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА Сошествие Святого Духа есть первый вздох человечества Божественным Духом. Припомните пророчество Иезекииля о поле, полном костей человеческих. Помните, как по слову его совокуплялись кости с костями, как они покрывались потом жилами, плотию и

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

Сошествие Святого Духа Наступил день Пятидесятницы, и пребывали все они вместе, 2 когда внезапно с неба донесся шум, как от порыва ветра огромной силы, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И увидели они нечто похожее на языки пламени, которые, разделившись, снизошли по

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Глава 9 СОШЕСТВИЕ СВ. ДУХА НА АПОСТОЛОВ Замечания евангелистов об Утешителе, имеющем облечь апостолов силой свыше (Лк. XXIV, 49; Ин. XIV, 16–17; XV, 26; XVI, 7), послужили ближайшим поводом к тому, что изображение сошествия Св. Духа на апостолов, явившееся под непосредственным влиянием

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница) Наступил день Пятидесятницы. Этот великий ветхозаветный праздник был установлен в память дарования евреям Синайского законодательства. Апостолы, вместе с Божией Матерью и другими учениками Христовыми, находились в

Из книги автора

Сошествие Святого Духа на апостолов и рождение Церкви Апостолы после Вознесения Христова постоянно находились в Иерусалиме, ожидая исполнения обетования Спасителя о даровании им Духа Святого. На десятый день после Вознесения, когда все апостолы были собраны вместе,

Из книги автора

СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ Перед Своим вознесением на Небо Господь наш Иисус Христос обещал апостолам послать им Святого Духа, Который утешит их и научит. Для этого Господь не велел никому из апостолов уходить из Иерусалима, а быть всем вместе и ожидать, когда

Из книги автора

Сошествие Святого Духа Все последние дни апостолы не уходили из Иерусалима. Они собрались все вместе в храме и молились Богу.И вот в праздник Пятидесятницы, которая наступает на пятидесятый день после Пасхи, услышали они шум снаружи, да такой сильный, как будто ураган

Из книги автора

О сошествии Святого Духа на апостолов, сказанное в день Святого Духа Силы материальной природы узнаем мы по их проявлениям с большим или меньшим могуществом.Легкий ветерок, ласкающий наши щеки, и страшный ураган, разрушающий целые города - это только движение воздуха со

Что означает сошествие Святого Духа на апостолов? Неужели во всю историю человечества Он не действовал и не сходил на пророков и праведников? Почему Христос не мог остаться на земле со Своей Церковью, но послал ученикам Утешителя-Духа? Почему Он сошел именно в виде языков пламени? Что было бы, не произойди этого события? Приводим рассуждения на эту тему святителя Иннокентия Херсонского.
Когда мы говорим, что Дух Святой сошел на апостолов, то, прежде всего, будем помнить, что сошествие Его не надо представлять подобным сошествию или пришествию человеческому. Дух Святой как Бог – вездесущ: Ему неоткуда нисходить и некуда приходить, Он и без того везде есть и все наполняет. Сходить, приходить могут только существа ограниченные, а не Бог. Все эти выражения, как замечает святитель Иоанн Златоуст, употребляются о Боге по необходимости, – ибо на языке человеческом нет слов для выражения Божеских действий, каковы они сами в себе, и все эти выражения означают не что другое, как новое явление силы Божией, особенное откровение Его присутствия. Где открывается сила Божия, где Он ощутимо являет Свое присутствие, туда, по нашему слабому понятию и еще более слабому выражению, Бог как бы приходит. Сошествие Святого Духа на апостолов, собственно говоря, есть не сошествие к ним Бога-Духа, а явление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия.

Сошествие Святого Духа на апостолов есть не сошествие к ним Бога-Духа, а явление силы Его в них

Равным образом, когда мы говорим, что Дух Святой сошел на апостолов и начал в них действовать, то не должно думать, чтобы Он не действовал прежде в роде человеческом. Дух Святой, как премудро воспевает Церковь, был всегда, есть и будет. Он был в ветхозаветных патриархах – Адаме, Ное, Аврааме и других, был в пророках, был во всякой душе чистой; всякий праведник имел Его; без Него никогда не совершилось ни одного истинно доброго дела. Несмотря, однако же, на такое всегдашнее пребывание Духа Божия в святых Божиих, не должно думать, чтобы по тому самому сошествие Его на апостолов не было чем-либо особенно важным. Нет, оно чрезвычайно важно, чрезвычайно благодетельно для всего рода человеческого по следующим причинам.

В предвечном совете Божием о спасении погубленного грехом рода человеческого положено, чтобы Сын Божий, явившись в определенное время на земле, искупил Своею смертью людей от вечной гибели и, по совершении этого величайшего дела, вознесся на Небо, чтобы там наслаждаться Божественной славой. Почему Промысл не благоволил, чтобы Сын Божий оставался до самого скончания времен на земле, чтобы видимо управлять Своею Церковью, Которой Он есть Глава и Господь, – о том мы с полной уверенностью не можем сказать ничего: ибо сам апостол говорит только, что «небо должно было принять» Спасителя «до времени совершения всего» (Деян. 3: 21), а почему так, не говорит ничего. Для нас в этом отношении довольно помнить слова Спасителя к ученикам, скорбевшим об Его отшествии: «Лучше для вас, чтобы я пошел» (Ин. 16: 7) и, помня их, верить, что действительно лучше, чтобы Спаситель наш был на Небе, а на земле с нами был Дух Святой.

Надо верить, что действительно лучше, чтобы Спаситель наш был на Небе, а на земле с нами был Дух Святой

Итак, поскольку пребывание Спасителя на земле должно было быть кратким, то в том же предвечном совете Божием положено, чтобы по отшествии Спасителя на Небо пришел Дух Святой, чтобы, так сказать, заняв Его место, совершить то, что Им начато, сделать апостолов способными к проповеданию Евангелия всему миру, расположить сердца людей к принятию их проповеди, научить их живой вере в заслуги Искупителя, сообщить им новые духовные силы к исполнению нового закона благодати. Короче говоря: усвоить роду человеческому те божественные дары, которые приобретены для него страданиями Сына Божия. Поэтому сошествие Святого Духа на апостолов есть как бы торжественное освящение новой, всемирной, вечной Церкви, такое освящение, после которого Освятитель уже начал в ней действовать видимо, постоянно.
А из этого само собой откроется, как важно и благодетельно для всего рода человеческого сошествие Святого Духа на апостолов. Если бы Он не сошел на них, то дело Спасителя рода человеческого осталось бы незавершенным. Апостолы пребыли бы неспособными проповедать Его всему миру. Мир не знал бы о своем Спасителе. Не было бы в мире христианской веры, и праотцы наши, и все мы остались бы во тьме идолопоклонства.

Как все важнейшие события в царстве благодати были предварительно предсказаны пророками, чтобы люди, зная, на что надеяться, тем тверже надеялись, так и сошествие Святого Духа было предсказано неоднократно.

Сошествие Святого Духа на апостолов есть как бы торжественное освящение новой, всемирной, вечной Церкви

Так, еще за 600 лет Бог, утешая, по случаю голода, народ израильский через пророка Иоиля, говорил, что Он не только подаст им хлеб насущный, но и в последние дни, то есть во дни пришествия Мессии, изольет от Духа Своего на всякую плоть (Иоил. 2: 22–28). Подобное этому говорил Бог и через пророка Иезекииля (см.: Иез. 36: 26). Но современники этих пророков ждали хлеба земного и мало заботились о пище духовной, утешительное предсказание не тронуло сердец, преданных страстям.

Иоанн Предтеча, по долгу призвания своего приготовляя иудеев к встрече Мессии, готовил их и к принятию Духа Святого. Неоднократно объявлял он им, что после его крещения водою вскоре откроется Крещение Духом Святым и что последнее Крещение несказанно важнее первого (Мф. 3: 11). Но и это возглашение не произвело в сердцах, иссохших от страстей, жажды Духа Святого. Никто и не спросил, что это за Крещение, где и как обрести Его. Сам Спаситель по временам указывал на будущее пришествие Святого Духа. Так, Никодиму, приходившему к Нему ночью для научения, Он прямо сказал, что для получения Царства Божия непременно должно возродиться от Святого Духа. Но этот учитель Израилев так мало знал о Святом Духе, что, как известно, подумал, что ему говорят о новом рождении из утробы матери (Ин. 3: 3–5).

Если бы Он не сошел на них, то дело Спасителя рода человеческого осталось бы незавершенным

Потом Спаситель в последний день праздника кущей (в который, между прочими обрядами, возливалась на алтарь вода из Силоамского источника) всенародно в храме проповедовал, чтобы всякий, кто жаждет, шел к Нему, потому что верующий в Него сделается сам источником воды живой. Это, как замечает евангелист Иоанн, говорил Он о Святом Духе. Но едва ли кто истинно понял Его; ибо между слушателями произошел спор о Его лице, – и больше ничего (Ин. 7: 37–43).

Сами Апостолы, питая надежду на земное царство Мессии, мало думали (если только думали) о Святом Духе. И Спаситель, видя их неспособность, не говорил им о Нем или говорил весьма мало. Но когда наступило время Ему разлучиться с учениками, в последней беседе – в навечерие Своей смерти – для утешения их Он не только открыл, что они вскоре получат Святого Духа, но и раскрыл благотворные свойства будущего Утешителя. Оттого, говорил Он, – что Мне должно оставить вас, «печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам» (Ин. 16: 6–7), – «Дух истины, Который от Отца исходит» (Ин. 15: 26). Правда, Я «еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16: 12–13). Он научит вас всему, «и будущее возвестит вам» (Ин. 16: 13), напомнит вам, о чем Я говорил с вами. Он уже не оставит вас, а пребудет с вами вовек.
Ничего не может быть яснее этого предсказания, и ученики, по-видимому, успокоились. Но ужасная смерть Иисуса Христа, которой они при всех предсказаниях никак не могли согласовать со своей надеждой Его земного царства, совершенно затмила в уме их обещание Спасителя: никто не думал об Утешителе; все только плакали и сокрушались! Воскресение Иисуса Христа рассеяло облако печали, но не оживило желания пришествия Святого Духа. Ученики снова начали мечтать о земном царстве; они спрашивали: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю»? (Деян. 1: 6); а о том, не в это ли время придет Дух Святой, никто и не думал спрашивать.

За 600 лет Бог говорил, что изольет от Духа Своего на всякую плоть

Спаситель, видя крайнюю невнимательность учеников, снова обратил их мысли и желания на Святого Духа, а чтобы они тем усерднее ожидали Его, предсказал, что Он придет «через несколько дней» (Деян. 1: 5). Наконец, перед самым Вознесением на небо, Он запретил им и отлучаться из Иерусалима до Его пришествия, – привязал их, так сказать, как малых детей, к тому месту, где должен был сойти на них Дух Святой.

В самом деле, благословение, которым Господь осенил учеников Своих, возносясь на Небо, как будто сообщило совершенно новое направление их уму и сердцу. Утешитель, которого прежде так мало ожидали, сделался единственным предметом их мыслей и желаний. Никто и не думал оставлять Иерусалим, даже не расходились по домам, а пребывали все вместе. Всех было сто двадцать человек (в том числе и Пресвятая Дева), но душа была одна, сердце было одно. К крепкому единодушию присоединилась крепчайшая молитва. Несмотря на обещание Спасителя послать вскоре Святого Духа, они непрестанно молились о Его сошествии: молились потому, что не считали себя достойными столь великого дара; ибо познали, что без молитвы не бывает ничего важного; молились, поскольку самое стремление души к Святому Духу было уже чистейшей молитвой. Когда апостолы таким образом, посредством единодушия и молитвы, неприметно для них самих, приближались и возвышались к Святому Духу, наступил пятидесятый день после иудейской пасхи, день весьма торжественный, для празднования которого многие из набожных иудеев стекались в Иерусалим со всего света. Предметом празднества было воспоминание синайского законодательства: ибо в пятидесятый день по исходе израильтян из Египта дан был им закон на горе Синайской, дан, как известно, среди громов, молний и бурь. Сверх того, в этот же самый день по закону приносились в жертву Богу начатки от жатвы, которая в Палестине оканчивается во время нашей весны.

Ужасная смерть Христа затмила в уме апостолов обещание Спасителя: никто не думал об Утешителе, все только плакали…

Все иудеи по закону и усердию спешили во храм, но апостолы не сочли нужным идти в храм, оставленный навсегда самим Господом, – пребывали в своем домашнем храме. Но священный день не мог не возбудить в их сердце святых чувств. Воспоминание сошествия Божия на гору Синайскую невольно возбуждало надежду, не сойдет ли в этот же самый день и обещанный Утешитель. А такая надежда еще более возжигала сердца молитвой. Сто двадцать чистейших голосов неслись к Небу! Сто двадцать чистейших сердец отверзлись для Утешителя! Огонь божественный уже начинал возгораться в них. Дух Святой уже подвигся в основании их существа; не мог долее скрывать невидимого Своего присутствия, – и сила благодати, через молитву, пробилась сквозь силы видимой природы.

Вдруг услышали шум, какой бывает во время бури, от сильного порыва ветра. Шум происходил с неба, но вскоре проник и наполнил чистейшим веянием всю храмину, в которой находились ученики. В то же мгновение среди храмины, в воздухе появилось множество языков огненного цвета; носясь над головами учеников, они опустились на них и опочили. «Если бы, – говорит святитель Кирилл Иерусалимский, – кто увидел апостолов в это мгновение, то мог бы подумать, что на их главах огненные венцы» (Оглашение 17).

Бурное дыхание было ближайшим предвестием, а явление огнецветных языков – видимым знамением пришествия Святого Духа. Будучи Духом чистейшим, бестелесным, Он избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутительнее явить Свое присутствие. «Ибо, – рассуждает святитель Григорий Богослов, – как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо» (Беседа 44). Так и прежде, когда Он сходил на Иисуса Христа в Иордане, Он избрал знамением Своего явления образ голубицы.

Нет сомнения, что Дух Святой не напрасно избрал теперь эти, а не другие знамения: у Премудрого ничего не бывает без цели. Какая же цель была? Огонь, по изъяснению отцов Церкви, выражал то действие, которое Дух Святой должен был произвести и в апостолах, сделав их пламенными ревнителями веры, и в целом мире, попалив терние нечестия. Языки выражали дар слова, сообщенный провозвестникам Евангелия. Огонь и буря показали, что законодательство Нового Завета ничем не хуже Ветхого, которое дано было среди огня и бури, а кротость огня, почивавшего на апостолах, в сравнении с жестокостью огня синайского, который сжигал и умерщвлял, являла, что Новый Завет исполнен милости и благодати, недостававших Ветхому.

Как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо

Бурное дыхание и видение огненных языков продолжалось недолго, может быть, несколько мгновений, но Дух Святой навсегда наполнил собою души и сердца апостолов. О, кто изобразит, какое дыхание, какой огонь был в этих сердцах! Как они очищались, претворялись, обожались! Это было истинно новое, лучшее творение! В это мгновение сделано более, нежели во все пребывание учеников с Иисусом Христом, – более дано, более принято. Можно сказать, что весь мир, сам Иисус Христос действием Святого Духа как бы преобразился теперь в уме апостолов: отныне они уже никого не знали по плоти, между тем как прежде Самого Иисуса Христа понимали по плоти (2 Кор. 5: 16). Может быть, если бы спросить самих апостолов об этом состоянии, то они сказали бы не более того, что сказал святой Павел о своем пребывании в раю: «В теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает» (2 Кор. 12: 2)! За первым чудом последовало другое, большее. Умея до сих пор говорить только на одном природном языке – еврейском – и притом на самом простом наречии его, галилейском, апостолы и прочие верующие вдруг начали говорить на всех известных тогда языках. Еще некому было слушать их, но они все говорили и не могли не говорить: Дух Святой двигал уста, а слова лились сами собой, как вода льется из источника. Так и у святого Давида, когда на него сходил Дух Святой, изливалось из сердца его слово благое, язык становился тростью книжника-скорописца (Пс. 44: 2). Каждый говорил то, что Дух Святой давал ему провещать; податель был один, а дары различны: море благодати, смотря по свойству сердец, так сказать, разлилось на источники – быстрые, медленные, шумные, тихие, более или менее глубокие, но во всех сердцах – живые, светлые.

Апостолы вещали «о великих делах Божиих» (Деян. 2: 11) – то есть о беспримерных совершенствах Божиих, чудных делах Промысла, которые открылись теперь для них во всей полноте и свете. Кто бы ни желал знать, что именно и как они вещали? Видеть, так сказать, первые опыты огненного вещания их? Но Промысл скрыл это от нас. Это было вещание для них самих, их благодарственная молитва. Для нас они начали вещать после, и вещание их пронеслось по всей вселенной.

Святитель Иннокентий Херсонский

Барсов М.В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов. М., 1903.

После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, т. е. по нашему - девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святый, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов, в виде огненных языков , в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.


По случаю праздника Пятидесятницы, в Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: "не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?" И в недоумении говорили: "они напились сладкого вина".

Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святый, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святого Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Петр сказал: "итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли".


Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: "что нам делать, мужи братия?"

Петр ответил им: "покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа".

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом начало устрояться на земле Царствие Божие, т. е. святая Церковь Христова.

Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников или иереев) и диаконов .

Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в нашей Святой Православной Церкви невидимо - в ее святых таинствах, через преемников-апостолов - пастырей Церкви - епископов и священников .

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Деянии Свв. Апостолов, гл. 2 , гл. 14 , 23.


Сошествие Святого Духа на апостолов празднуется Св. Православною Церковью, как один из величайших праздников, в пятидесятый день после Пасхи (потому что Дух Святой сошел в 50-ый день после воскресения Иисуса Христа) и потому называется Пятидесятницею , или Троицыным Днем , так как с этого дня раскрылось миру действие всей Пресвятой Троицы, и люди научились поклоняться и прославлять три лица единого Божества: Отца и Сына и Святого Духа .

В этот праздник принято украшать храм и свои дома зеленью, а во время Богослужения стоять с цветами, выражая этим нашу радость и благодарность Богу за то, что Он Своим Святым и Животворящим (дающим жизнь) Духом обновил людей, родил их (через крещение) в новую жизнь (цветы и зелень - знак жизни).

Следующий день, после Троицына Дня; называется Духовым Днем и посвящен прославлению Святого Духа.

Тропарь праздника

Благословен - достоин прославления; Иже премудры ловцы явлей - Который рыбарей, т. е. апостолов сделал премудрыми; теми уловлей вселенную - через них уловивший, т. е. привлекший к вере вселенную.

Праздник Святой Троицы - день сошествия Святого Духа на Апостолов

епископ Александр (Милеант)

День рождения Церкви

Праздник святой троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, - подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами.

Событие сошествия Святого Духа

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой в начальных главах его книги “Деяний святых апостолов.” Богу угодно было сделать это событие поворотным пунктом в мировой истории.

Пятидесятница - т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи - был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка паломничествовать в Иерусалим.

Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: “Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и изолью от Духа Моего на всякую плоть … Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю выполнять” (Иоиль. 2:28; Ис. 12:3, 44:3; Иез.).

Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель - Дух Святой - должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей. “Я умолю Отца, - говорит Господь апостолам, - и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, - Духа Истины… Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он - Дух Истины … Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне” (Иоан. 14:16-17, 26; 15:26).

Готовясь к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими (около 120-ти человек) на Пятидесятницу находились в Иерусалиме в так называемой “Сионской горнице.” Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю. Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им “Обетование Отца” и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк. 24:49). Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в период ветхозаветной Пасхи, то праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-ый день после Его воскресения.

И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу. Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках. Так совершилось над апостолами крещение Духом Святым и огнем, как было предсказано пророком Иоанном Крестителем (Мт. 3:11). Между тем, шум, напоминающий бурный ветер, привлек многих людей к апостольскому дому. Увидев стекающийся со всех сторон народ, с молитвами хвалы и прославления Бога на устах апостолы вышли на кровлю дома. Слыша этот поток радостных молитв, собравшиеся около их дома были поражены непонятным для них явлением: ученики Христовы по происхождению большей частью галилеяне, люди по виду необразованные, от которых и ожидать нельзя было знания иного языка, кроме их родного, вдруг начали говорить на разных иностранных языках, так что, как ни разнообразна была толпа людей, прибывших в Иерусалим из разных стран, каждый слышал свою родную речь. Но нашлись среди толпы и циники, которые не постыдились смеяться над вдохновенными проповедниками, говоря, что апостолы, мол, уже так рано успели напиться вина.

На самом же деле сила Духа Святого обнаружилась тогда, кроме прочих внутренних благодатных перемен, еще и во внешнем даре языков именно для того, чтобы апостолы могли успешнее распространять Евангелие среди разных народов, не имея надобности в изучении иностранных языков.

Увидев недоумение людей, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую проповедь, в которой объяснил собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее предсказание Иоиля, который говорил от имени Бога: “И будет в последние дни, говорит Господь, изолью от Духа Моего на всякую плоть. И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего; и покажут чудеса на небе вверху и на земле внизу” (Иоиль. 2:28-32). Апостол объяснил, что именно в таком сошествии Святого Духа должно было совершиться дело спасения людей. Чтобы удостоить людей благодати Святого Духа, потерпел крестную смерть и воскрес из мертвых пришедший Мессия - Господь Иисус Христос.

Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших. Многие из них умилились сердцем и спросили его: “Что же нам надо делать?” - “Покайтесь, - отвечал им апостол Петр, – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа.” И вы не только будете прощены, но и сами получите благодать Святого Духа.

Многие, уверовавшие в Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах, крестились, и к вечеру этого дня Церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 человек. Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой - этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души. Господь обещал, что Церковь пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!

Следует думать, что не случайно совпали в тот день два знаменательных события - сошествие Святого Духа и еврейская Пятидесятница. Ветхозаветная Пятидесятница отмечала избавление евреев из египетского рабства и начало свободной жизни в союзе с Богом. Сошествие Святого Духа на верующих в Иисуса Христа осуществляло освобождение верующих от власти дьявола и было началом нового, благодатного союза с Богом в Его духовном Царстве. Так праздник Пятидесятницы стал днем, когда ветхозаветная теократия, начавшаяся от Синая и долго управлявшая обществом через суровый письменный закон, заменилась новозаветной, в которой верующими людьми руководит Сам Бог, в духе свободы и любви (Рим. 8 гл.).

Глубоко пережив события поругания, смерти и воскресения Господня, святые апостолы ко времени Пятидесятницы духовно возмужали, многое прочувствовали и созрели для принятия даров Святого Духа. Тогда и снизошла на них полнота благодати Божией, и они первые вкусили духовные плоды спасительного подвига Богочеловека.

Значение благодати в жизни христианина

В каждом человеке есть семя добра. Однако, как обычное семя не может развиться и созреть без влаги и света, так и душа человека остается бесплодной, пока ее не оросит благодать Божия. Чувствуя в себе недостаток божественной помощи, ветхозаветный праведник молился Богу: “Душа моя, как бесплодная земля, стремится к Тебе” (Псл. 142-й). И все люди, искренне жаждущие праведности, понимают, что без помощи Божией, без Его руководства и поддержки невозможна никакая духовная жизнь. Благодать Божия обновляет душу человека, очищает его совесть, просвещает разум, укрепляет веру, направляет волю к добру, согревает сердце любовью к Богу и ближним, устремляет человека к небесному, вселяет в него желание жить духовными интересами. Она очищает и освящает все его существо. По свидетельству многих, удостоившихся высшего духовного озарения, благодать Божия приносит такой мир и радость душе человека, что все земные блага и все физические удовольствия кажутся жалкими и ничтожными.

Со дня сошествия Святого Духа на апостолов каждый вновь крещенный в таинстве миропомазания, подобно апостолам, удостаивается благодати Духа Святого. Сила этого таинства настолько велика и неизгладима, что оно, как и крещение, не повторяется. Последующие таинства Церкви, как например: исповедь и причащение, а также богослужения в храме, частная молитва, пост, дела милосердия и добродетельная жизнь, имеют целью укрепить и усилить в христианине действие благодатных даров, полученных им в миропомазании.

Возрождающая сила благодати Божией обнаруживает себя в благотворных внутренних и внешних переменах в людях, принявших ее. Эти перемены были особенно очевидны в учениках Христа. Они, как мы знаем, до сошествия Святого Духа были людьми простыми, некнижными и вовсе не владеющими словом. Когда же на них сошел Святой Дух, они обогатились духовной мудростью и своим вдохновенным словом стали привлекать к вере не только простой народ, но даже философов и знатных людей. Их овеянное благодатью слово проникало в самые огрубевшие сердца, располагая грешников к покаянию и исправлению, а малодушных - к усердию.

Из робких и боязливых, какими апостолы были при жизни Спасителя, они после сошествия Святого Духа стали мужественными и бесстрашными. Результатом полученных ими благодатных даров было возникновение множества христианских общин еще при жизни апостолов не только в разных частях Римской империи, но и за ее пределами: в северной Африке, Индии, Персии и на юге Скифии. Так благодаря неутомимым трудам апостолов стало распространяться христианство во всем мире, а вместе с этим началось и возрождение человеческого общества.

В возрождающей силе благодати Святого Духа можно убедиться, читая книгу “Деяния святых апостолов,” в которой описывается жизнь христиан в первое десятилетие после Пятидесятницы. Действительно, многие грешные, маловерующие и живущие плотскими интересами люди, приняв Святого Духа, делались глубоко верующими, праведными, полными усердия и горячей любви к Богу и людям.

“Они [новокрещенные], - как пишется в книге “Деяния,”- постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба [Причащении] и в молитвах. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и раздавали всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме, и преломляя по домам хлеб, принимая пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога и пользовались любовью всего народа… У множества верующих было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее … Не было между ними никого нуждающегося” (Деян. 2:42–47; 4:32–35).

Одним словом, духовные интересы и стремление к небесному вытеснили в них все греховное и низменное.

По учению Спасителя, сама духовная жизнь невозможна без помощи свыше: “Если кто не родится от воды и Духа, не может увидеть Царства Божия… Рожденное от плоти есть плоть, рожденное от Духа есть Дух” (Ин. 3:5-6). Еще Спаситель учил о Духе Святом, что Он наставляет христианина в истине, утешает в скорбях, утоляет его духовную жажду (См.: Ин. 16:13-17; 4:13-14). Апостол Павел все христианские добродетели именует “плодом Духа,” говоря: “Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5:22-23). Часто внутренний духовный рост и совершенствование христианина происходят незаметно для него самого, как Господь объяснил в притче о невидимо растущем семени (Мр. 4:26-29). О таинственном действии Св. Духа на душу человека Спаситель говорил: “Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, не зная, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа” (Иоан. 3:8).

Кроме духовных дарований, необходимых каждому христианину в его личной жизни, Святой Дух еще подает отдельным верующим особые дарования, которые нужны для блага Церкви и общества. Об этих особых дарованиях апостол Павел так пишет: “Каждому дается дар Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, наделяя каждого особо, как Ему угодно” (1 Кор. 12:7-11). Далее Апостол сравнивает Церковь с телом, каждая часть которого имеет свое назначение: “Бог поставил в Церкви кого Апостолами, кого пророками, кого учителями; иным дал силы чудодейственные, а также дары исцелений, помощи, управления, дар языков” (Еф. 4:11-12).

Христианин, получив благодать, становится живым храмом Святого Духа. Вот почему он должен хранить себя от всякого греха, как наставляет Апостол: “Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? - спрашивает ап. Павел. - Если кто разорит храм Божий [своей невоздержанностью], того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм - вы” (1 Кор. 3:16-17).

В своей притче о десяти девах Господь говорит о необходимости получения духовных даров. Без них человек все равно, что лампада без елея или обуглившееся и погасшее полено (Мт. 25:1-13). Объясняя притчу Спасителя о десяти девах, святой Серафим Саровский учит, что целью человеческой жизни является”стяжание” (приобретение) благодати Божией (См.: его беседу с Мотовиловым).

Хотя благодатная сила Духа Святого дается верующему не по его заслугам, а по милости Божией, в результате искупительных страданий Богочеловека, однако она возрастает в нем по мере его усердия в христианской жизни. Преподобный Исаак Сирин пишет: “В какой мере человек приближается к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарами Своими.” Апостол Петр так наставляет христиан: “Как от Божественной силы Его дано нам все нужное для жизни и благочестия… то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь” (2Пет. 1:3-7). Апостол Павел убеждает христиан привлекать благодать Божию добродетельной жизнью и молитвой, говоря: “Поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине… Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, воспевая в сердцах ваших Господ” (Еф. 5:8-9,18).

Принято утренние, вечерние и другие молитвы начинать обращением к Святому Духу словами Царю Небесный. В этой молитве мы просим Духа Святого обновить в нас Свою благодать. Молитва “Царю Небесный” замечательна тем, что она изложена словами Самого Господа Иисуса Христа и содержит то, что нам следует знать о Духе Божием и что следует просить у Него. Вот текст этой молитвы (по-церковнославянски и в русском переводе).

Молитва Святому Духу:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполяя, Сокровище благихъ и жизни Подателю, прииди и вселися въ ны, и очисти ны отъ всякия скверны, и спаси, Блаже, души нашя.

Здесь Дух Святой именуется “Царем Небесным” как равное Отцу и Сыну Третье Лицо Святой Троицы. Именуется “Утешителем” - по Его свойству утешать и радовать человека. Именуется “Духом истины” - как открывающий людям истину, помогающий видеть и любить ее. “Везде сущим и все исполняющим (наполняющим)” - по Его Божественной природе, не имеющей ни границ, ни препятствий. “Сокровищем благих” - сокровищница всего благого и ценного, чего только может желать человек, стремящийся к совершенству. “Подателем жизни” - как оживляющий всю природу и, в особенности, подающий благодатно-духовную жизнь людям и ангелам.

Обращаясь так к Святому Духу, мы просим у Него, Всеблагого, очистить нас от всякой греховной скверны, которая зарождается в нас от различных страстей или прилипает к нам при соприкосновении с миром, во зле лежащем. Мы просим Его пребывать в нас и направлять нашу жизнь к спасению души. При этом, обращаясь к Духу Святому, нужно смиренно сознавать себя нищим и недостойным, потому что “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (Иак. 4:6).

Богослужение Пятидесятницы

На праздник Пятидесятницы в знак животворящего действия Св. Духа храм украшается зеленью и цветами, а священники облачаются в зеленые ризы. В тропаре и кондаке праздника верующие благодарят Сына Божия за ниспослание им Духа Святого.

Тропарь

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную. Человеколюбче, слава Тебе Благословен Ты, Христе Боже наш, сделавший мудрыми рыбаков, ниспославший им Св. Духа и этим помогший им уловить вселенную (привлечь к вере). Слава Тебе, Человеколюбец!

Кондак

Егда снишед языки слия, разделяше языки Вышний. Егда же огненныя языки раздаяше, в соединении вся чпризва, и согласно славим Всесвятаго Духа. Когда Всевышний, сойдя, смешал языки (Быт. 11 гл.), Он разделил народы, когда же послал огненные языки, то призвал всех к единению. И поэтому мы единодушно прославляем Всесвятого Духа.

На Утрене поются два канона праздника. Первый из них написан святым Косьмой Маюмским; этот канон мы приводим здесь в русском переводе. Второй канон, написанный святым Иоанном Дамаскиным, мы здесь пропускаем из-за недостатка места.

Канон святого Косьмы - это гимн в честь Святой Троицы и, в частности, в честь Св. Духа. В каноне воспевается сошествие Св. Духа на апостолов как наглядное свидетельство исполненного обещания Спасителя. Вспоминаются здесь и древние пророчества о ниспослании Святого Духа на всякую плоть, и воспевается Бог Дух Святой, Третья Ипостась Пресвятой Троицы, во всем равная Богу Отцу и Богу Сыну. В каноне также излагаются основные моменты сошествия Святого Духа на апостолов и раскрывается важность этого события.

Современный “дар языков”

В середине 20-го столетия в США возникло т.н. “харизматическое” движение, (“харис” на греческом - “благодать.” задавшееся целью возродить в современном обществе благодатные дары, полученные апостолами в день Пятидесятницы и, в частности, “дар языков” - внезапно полученную способность говорить на другом языке. Примкнули к этому движению ряд баптистских и методистских церквей. “Харизматическое” движение можно было ожидать в протестантской среде, так как протестантство, не имея апостольской преемственности в священстве, лишено благодатной силы святых таинств, в которых подаются дары Святого Духа. Безблагодатные сектантские молитвенные собрания не могут дать христианину нужного духовного удовлетворения.

Харизматическое движение, обещая влить свежую духовную струю в жизнь протестантских церквей, стало популярным, и в скором времени в разных частях США начали возникать объединения “пятидесятников.” Затронуло это движение и некоторые церкви более традиционного направления. Сравнительно недавно общины пятидесятников стали возникать в Европе и в России.

Пятидесятники и подобные им “харизматики” пытаются искусственными (в сущности шаманскими) приемами вызвать в себе способность говорить на новом языке, чем они очень дорожат и гордятся. Однако, у них получается нечто очень уродливое и никакого отношения не имеющее к проявлениям благодатных даров в апостольское время.

О чудесном и подлинном даре языков, полученном апостолами в день схождения на них Духа Святого, повествуют начальные главы книги Деяний святых апостолов. О сути же и назначении дара языков пишет ап. Павел в 12-14 главах своего послания к Коринфянам.

Как мы уже говорили, дар языков был необходим апостолам для успешного распространения Евангелия. Получив способность говорить на языке того или иного народа, апостолы могли проповедовать этому народу, не тратя время на изучение нужного языка, благодаря чему Церковь Христова быстро распространилась. Как мы знаем из последующей церковной истории, этому дару суждено было просуществовать недолго. По мере того, как в разных странах появлялись местные христианские проповедники, отлично владеющие своим языком, нужда в сверхъестественном даре языков тоже стала уменьшаться. Так, во времена святого Ириня Линского, в середине 3-го века, дар языков упоминается как редкое явление.

Из послания ап. Павла к Коринфянам можно заключить, что именно в этой церкви дар языков был распространен более, чем в других церквах. Тогда дар языков был одним из духовных дарований, которое некоторые христиане получали после крещения и возложения апостольских рук. Не все коринфские христиане умели правильно обращаться с даром языков, и ап. Павел предостерегает их от злоупотребления им. Дело в том, что на молитвенных собраниях коринфские христиане начинали говорить на разных языках, когда в этом не было нужды. Очевидно, они это делали из тщеславия, чтобы превзойти один другого. Ап. Павел объясняет, что дар языков “нужен не для верующих, а для неверующих” - для привлечения их к вере.

Более того, дар языков имел еще отрицательное влияние на молитвенные собрания, когда им не вовремя пользовались. Когда, например, во время богослужения несколько человек одновременно начинали говорить на разных наречиях, большинству присутствующих не понятных, то получался шум и терялось молитвенное настроение. Чтобы избежать несвоевременного употребления чудесно полученного дара говорить на новых языках, апостол Павел объясняет коринфянам, что дар языков есть самый меньший дар в ряду других, более нужных человеку духовных дарований. Коринфские христиане правильнее поступят, если вместо дара языков будут просить Бога обогатить их верой, воздержанием, терпением, любовью, мудростью и другими нужными нравственными дарованиями.

Сравнивая дар языков апостольского времени с современным “языкоглаголанием,” надо признать между ними существенную разницу. В апостольское время христиане получали способность говорить на настоящем и на одном из существующих в то время языке. То была правильная, членораздельная человеческая речь, необходимая проповеднику. В противоположность подлинному дару языков апостольских времен, современное “говорение на языках” пятидесятников есть просто набор несвязных и бессмысленных звуков, принимающих формы то бормотания, то неистового выкрикивания. Этот факт пятидесятники и сами признают, объясняя, впрочем, что у них-де язык “райских жителей.” Однако, невозможно эти бессмысленные звуки признать за Божье чудо. Они- результат нервной возбужденности, впадения в транс и галлюцинации, граничащей с беснованием. Поэтому сектанты обнаруживают свое крайнее духовное невежество и даже кощунствуют, когда искусственно вызванную экзальтацию и нечленораздельные звуки приписывают Божьему вдохновению.

Вообще, стремление ко всяким острым ощущениям характерно для современного общества, увлекающегося буйной музыкой, возбуждающей злобные и эротические чувства, -общества, которое оправдывает половую распущенность, злоупотребляет возбуждающими веществами и наркотиками, увлекается фильмами, насыщенными ужасными преступлениями и всякими демоническими страшилищами. Все эти извращения являются признаками болезни современного общества.

Подобным образом и искание христианами восторга и экстаза на молитве есть признак страстного и горделивого душевного направления. У харизматиков происходит подмена подлинных даров Святого Духа искусственно вызванными душевными переживаниями. Игнорируя духовный опыт, накопленный христианством в течение двух тысячелетий и записанный в творениях святых, отбросив Богом установленное священство и святые Таинства, современные сектанты стараются вызвать в себе благодатное состояние всякими сомнительными и опасными приемами. Получается самообман или “прелесть,” (отсюда - “прельщать”), против которой предостерегают святые отцы Православной Церкви. Подобные состояния экстаза ничего общего с христианством не имеют, и они были известны древним язычникам и современным индусам. (Глубокое исследование данного вопроса можно найти в книгах протестантского ученого Dr. Кurt Коch: “Bеtwееn Christ аnd Sаtаn,” “Оccult Bоndаgе аnd Dеlivеrаncе,” “Тhе Rеvivаl in Indоnеsiа,” (Кrеgеl Publicаtiоns, Grаnd Rаpids, Мichigаn, USА) и др.).

Православный христианин должен всячески сторониться подобных извращений религиозного чувства. Он имеет доступ к подлинным благодатным сокровищам в Таинствах Церкви, в ее богослужениях и в своей частной искренней молитве. В общении с Богом надо искать не восторга и острых переживаний, а обновления своей грешной души. Обновление же приходит через смирение, покаяние и исправление себя. По мере же обновления своей души христианин будет получать и подлинную благодать Божию, которая ему даст небесный мир и чистую радость, в сравнении с которыми земной восторг является дешевым и жалким.

В сутолоке повседневных забот православный христианин порой забывает о благодатных сокровищах, подаваемых верующим в Церкви Христовой, и погружается в мутное море погони за земными благами, захлебываясь в волнах суеты, греха и различных пороков. Тогда отходит от него надежда вечной жизни, тускнеет в сознании его жизненная цель, душа черствеет, человек становится неудовлетворенным, раздражительным.

Праздник Святой Троицы имеет целью воодушевить христианина жить духовными интересами. Пятидесятница - это день новой встречи Божественного Утешителя с жаждущей утешения человеческой душой, которая может снова пить из источника живой воды и наполнять себя самыми возвышенными и благородными чувствами. В этот день благодать Духа, подобно огню, испепеляет его прегрешения; подобно елею, смягчает его сердце; подобно свету, проясняет его мысль; подобно благоуханному миру, освящает все его существо. Благодать дает ему духовные силы, чтобы жить воздержанно, делать добро, любить Бога, помогать ближним. Прежнее смятение и озлобленность она заменяет внутренним миром и радостью, как свидетельствует об этом старец Силуан Афонский по своему опыту: “С благодатью Божией легко жить, все делается хорошо, все мило и радостно, душа покойна в Боге и ходит как бы по прекрасному саду, в котором живет Господь.”

На 50-й день после Пасхи Православная Церковь отмечает день Сошествия Святого Духа на апостолов (День Святого Духа), день Пятидесятницы (Троицын день, Троица) — что означает праздник Пятидесятница, его история, смысл и традиции.

В день, когда Дух Святой сошел на апостолов, родилась христианская Церковь, поэтому это еще и день рождения Церкви.

Господь наш Иисус Христос, еще во время Своей земной жизни, обещал апостолам ниспослать им с неба Святого Духа. Апостолы, которые всегда с верою слушали слова Спасителя, не сомневались, что и это обещание Его вскоре исполнится.

Возвратившись в Иерусалим после вознесения Господа на небо, апостолы все время проводили в молитве, чтобы достойно приготовиться к принятию обещанного им Божественного Утешителя (Святого Духа).

Однажды, когда они все вместе молились в горнице того самого дома, в котором, как говорит предание, была совершена «тайная вечеря», внезапно сделался шум с небеси, как бы от несущегося сильного дыхания ветра, и Дух Святый в виде огненных языков низошел на каждого из апостолов.

Пятидесятница. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник XV в.

В тоже время апостолы начали прославлять Бога на разных наречиях, которые до того времени им не были известны; кроме того, они чувствовали, что готовы были проповедовать учение Иисуса Христа, не страшась ни угроз, ни мучений от неверующих.

Событие это случилось в день Иудейского праздника Пятидесятницы, на который обыкновенно собиралось в Иерусалим из различных, стран и городов, множество Иудеев (Всего Священное Писание говорит о шестнадцати национальностях).

Услышав шум, происходивший в горнице апостолов, все они собрались к дому апостолов, и некоторые из Иудеев, не зная, что случилось, но видя, как апостолы говорят что-то непонятное, удивлялись и думали: уж не испили ли они вина.

Заметив это, Св. апостол Петр, объяснил всем собравшимся случившееся событие, и после его проповеди 3000 человек уверовали в Иисуса Христа, т. е. сделались христианами. Старейшины Иудейские хотели оклеветать пред народом учеников Иисуса Христа, как некогда они клеветали на Него Самого, но теперь злоба Иудеев была бессильна.

Так начало устанавливаться на земле Царствие Божие, т. е. святая Церковь Христова.

Пятидесятница

В память этого события установлен, праздник, еще со времен апостольских. Праздник, этот, бывает, не всегда в один и тот же месяц, в одно и то же число, но приходится всегда в воскресенье, через семь недель, т. е. через пятьдесят дней после первого дня Пасхи, отчего он и называется Пятидесятницей.

Этот праздник, совершается через пятьдесят, дней после Пасхи, потому что Дух Святый сошел на апостолов в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа из мертвых. В этот же день праздновалась тогда Пятидесятница ветхозаветная, бывшая прообразом новозаветной.

Там гора Синай, гром, молния и закон. Здесь Сионская горница, «шум яко носиму дыханию бурну», огненные языки, благодать и истина Нового Завета.

День Святой Троицы

Обыкновенно праздник этот называется «Троицыным днем», потому что чрез это сошествие открылся людям Триединый Бог в трех лицах: Отец, Сын и Св. Дух - Троица единосущная и нераздельная.

Есть предположение, что название Троица, Троицын день, закрепилось после того, как в Троицком соборе в этот день стали чествовать икону «Троица» А. Рублева при преподобном Сергии Радонежском, являвшимся его учителем и вдохновителем.

С тех только пор день Святой Троицы, как литургическое творчество именно русской духовной культуры и даже определённее - как творчество Преподобного Сергия, стал отмечаться во всём православном мире как двунадесятый праздник.

Напомним, что до этого времени Византия не знала такого праздника, как не знала она, в сущности, ни Троичных храмов, ни Троичных икон. Праздновали просто день Пятидесятницы, бывший на месте нынешнего Троичного дня. …

Но с XIV века он делается на Руси, а затем и во всём православном мире, праздником Пресвятой Троицы, выявляя свою онтологическую суть. Таким образом, праздник Пресвятой Троицы впервые появился у нас, на Маковце, в качестве местного храмового праздника Троицкого собора, как чествование «Троицы» Андрея Рублёва. "Неугасимая свеча", Глава III. Троица. Протоиерей Леонид Константинов. Белгород, 2014 г.

Троица. Андрей Рублев

Сначала люди знали одного только Бога-Отца. Бог-Господь являлся и Адаму в раю, и Аврааму в виде странника с двумя своими Ангелами, и Моисею, на горе Синае, когда давал заповеди.

Потом узнали люди и Сына-Божия, Господа Иисуса Христа, когда Спаситель родился на земле от Пресвятой Девы Марии, Богородицы, и жил между людьми, как обыкновенный человек. Наконец узнали люди и Бога-Духа Святого, когда Он, в виде огненных языков, сошел на апостолов.

Духов день

Праздник этот не заканчивается одним днем - воскресеньем, но продолжается и в понедельник, который называется «Духовым днем»; также в церковных службах вспоминается он и в прочие дни до недели всех Святых.

В Духов день не вспоминается никакого другого события из священной истории, но только прославляется Святый Дух, который видимо сошел на апостолов и собою просветил, и вразумил их.

Это потому, что в нашей православной церкви, после главнейших праздников в воспоминание священных событий, на следующий день прославляется то лицо, через которое главным образом совершилось это событие.

Так на другой день после праздника Крещения Господня празднуется память Св. Иоанна Предтечи, который крестил Господа. На другой день Сретения празднуется память святых праведников Симеона и Анны пророчицы, которые сретили (встретили) Господа во храме.

Богослужение

Богослужение в Троицын день несколько отличается от обыкновенного богослужения. На обедни, пред чтением Деяний апостольских, поют не «Святый Боже…», как на обыкновенной литургии, а «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия» - что по-русски значит, «вы, которые крестились во Иисуса Христа, вы облеклись во Христа».

Песнь эта поется в Троицын день потому, что в первые века христианства новообращаемые христиане (из Иудеев и язычников) крестились обыкновенно в самые большие праздники, как то: в Рождество Христово, в день Крещения Господня, в Пасху и Пятидесятницу.

После обедни тотчас же служится торжественная вечерня, в песнопениях которой прославляется Святая Троица и видимо сошедший на апостолов Св. Дух. На этой вечерни, священник, преклонив колена, читает в царских вратах молитвы, написанные Св. Василием Великим в четвертом веке.

Милорадович Сергей Дмитриевич (1851-1943) Троицын день. 1911 г

В этих молитвах мы испрашиваем прощения грехов, молимся о даровании нам благодати Святого Духа и о царстве небесном всем с верою умершим. Весь народ, предстоящий в церкви, слушает эти молитвы с благоговением, также преклонив колена.

Обычай украшать храмы и дома

К особенностям праздника Пятидесятницы принадлежит еще обыкновение украшать в этот день зелеными ветвями и цветами храмы Божии и дома.

Вострецова Анастасия (род. 1981) Праздник Троицы

Обыкновение это произошло оттого, что ветхозаветные, т. е. жившие до Рождества Христова, Иудеи в свой праздник пятидесятницы, воспоминая дарованные им через Моисея заповеди Господни (в то время, когда они были еще на пути в землю Обетованную и жили в шалашах (кущах), устроенных из древесных ветвей), - украшали дома свои зеленью.

Сошествие Св. Духа совершилось, как мы уже сказали, в день Иудейской пятидесятницы, и апостолы, которые были родом Евреи, тоже украсили свою комнату зелеными ветвями. В воспоминание этого церковь христианская и до сих пор сохраняет этот обычай.

Степура Елена Илларионовна (род. 1979) Троицын день. 2008 г.

Украшая храмы и домы зелеными ветвями, мы как бы посвящаем первую весеннюю зелень Святому Духу, Который дает жизнь всему, а, следовательно, и деревьям, и цветам. Отдание Троицы происходит через неделю, в следующую субботу.

Что можно и что нельзя делать на Троицу

Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о иже во аде держимых. Св. Василий Великий

В этот день поминают усопших родителей, родных и близких, посещают кладбище, приносят на могилы березовые ветки, цветы, устраивают поминальную трапезу.

Источники:
  1. Главнейшие праздники Православной Церкви. Журнал «Мирской Вестник» СПб, 1865
  2. Неугасимая свеча, Гл. III. Троица. Протоиерей Леонид Константинов. Белгород, 2014 г.
  3. Протоирей Иоанн Яхонтов, СПб, 1864