Open
Close

Сколько получают священники в церкви. Сколько получают священники в России? В западных странах

Менее двух часов остается до того, как в храме Христа Спасителя будет открыт доступ к мощам Николая Чудотворца, которые накануне доставили из итальянского города Бари. Его святыня покинула впервые почти за тысячу лет. Событие поистине историческое. Для того чтобы поклониться мощам, люди едут со всей России. Николай Чудотворец - самый почитаемый и любимый в нашей стране святой.

Верующие стали занимать очередь на Пречистенской набережной сегодня с шести утра - за восемь часов до того момента, когда доступ к мощам святителя будет открыт для всех желающих. Людей очень много, паломников, чтобы избежать толкучки, пускают через рамки металлоискателей группами по 100-150 человек. Так, чтобы поклониться мощам, как говорят верующие, придется потрудиться - подождать несколько часов. Впрочем, как говорят люди, такое ожидание не в тягость. Многие молятся, поют псалмы, у людей в руках иконы Николая Угодника. Многие пришли с детьми. Люди приехали из разных регионов России, даже из других государств.

Час назад в храме Христа Спасителя завершилось торжественная литургия, ее возглавил Патриарх Кирилл. Через полчаса в храме снова начнется богослужение, и молитва не будет смолкать практически все время, пока люди будут прикладываться к мощам. Организаторы рассчитывают на большое количество людей. Очередь будет начинаться у Крымского моста - это станция метро «Парк культуры», в двух километрах от храма. Если людей будет очень много, то очередь будет продолжаться в сторону Лужников. Так что тогда придется выходить уже либо на станции «Фрунзенская» или «Воробьевы горы».

О длине очереди можно будет узнать в Интернете - все поисковые системы без проблем сразу находят сайты, посвященные этому событию. Паломникам будут помогать 10 тысяч волонтеров. Будут организованы пункты питания – обещают, что все будет по доступным ценам. Впрочем, никто не мешает взять с собой воду и небольшой запас продуктов. И никаких спецпропусков и вип-очередей, отдельная очередь будет для инвалидов-колясочников и тех, кто на костылях.

С завтрашнего дня доступ к святыне будет открыт с 8 утра до 9 вечера. Можно вспомнить события шестилетней давности, когда в Москве поклонялись поясу Пресвятой Богородицы, привезенному из Афона. Тогда к святыне приложились около трех миллионов человек. Вряд ли на этот раз число паломников будет меньше.

Спецборт, спецсопровождение и даже шаг почетный караул чеканит как-то особенно - с осторожностью - в золотом ковчеге мощи Николая Чудотворца. В это время возле храма Христа Спасителя - несколько тысяч верующих поднимаются на цыпочки, стараются быть ближе к ограждениям. «Встречаем Николу», - с заботой и любовью говорят они.

Самый почитаемый, словно близкий родственник, вхожий в каждую семью святой. Так говорят про Николая Чудотворца православные. А у католиков общехристианский святой - прообраз Санта-Клауса. До сегодняшнего дня эти мощи хранились под спудом в итальянском городе Бари. Почти тысячу лет их не доставали оттуда. Сделать верующим в России подарок, патриарх Московский и всея Руси Кирилл и папа Римский Франциск договорились в прошлом году во время встречи на Кубе.

«То событие, которое сейчас происходит на наших глазах и при нашем участии - по-настоящему есть событие историческое. Наверняка на жизни нашего Отечества, на жизни нашего народа, на жизни нашей церкви отразится это историческое событие», - сказал патриарх.

Небольшие иконы с изображением Святого Николая часто берут с собой в дальние поездки, ведь, по преданиям, он в том числе покровитель путешественников. Кстати священники любят говорить, что все люди странники и усердные молитвы именно Николаю сделают жизненный путь каждого человека легче.

«Чтобы стало меньше невзгод, войн, противоречий. Это сейчас так важно, мир так хрупок в настоящий момент. И мы все молим Николая Чудотворца, чтобы мир был не только на российской земле, не только на нашем континенте, но и во всем мире», - говорит Татьяна Скрыльникова.

Николай Угодник, Николай Чудотворец, Николай Святитель - много имен и одна народная любовь. Поклониться мощам, прикоснуться, помолиться о спасении души россияне смогут до 28 июля.

Из Москвы в Петербург мощи перевезут после 12 июля. Известно, что под золотой крышкой ковчега, который сделан российскими ювелирами, самая близкая к сердцу часть мощей Святителя Николая. А сердце в христианской традиции - сосредоточение веры.

В связи с прибытием мощей Николая Чудотворца в Москве будет ограничено движение. С сегодняшнего дня и по 13 июля перекроют Соймоновский проезд, а также одну полосу Пречистенской набережной от Крымского моста до улицы Ленивка. Кроме того, на этот же период изменится режим работы станции метро «Кропоткинская». Северный вестибюль, тот, который ближе к храму Христа Спасителя, будет работать только на вход, южный - как обычно.

«Сколько в среднем зарабатывает священник в большом городе?» — спрашивают наши читатели, возможно, будущие священники. В Интернете встречаются очень противоречивые цифры.

Вспоминаю, что первый раз напрямую я соприкоснулся с зарплатой церковнослужителя на Кипре, у отца Сергия Козлова, — я планировал там жить и, соответственно, заниматься любимым делом. Храм сам по себе принадлежит Тримифутинской епархии, но на самом деле это храм русской общины, и богослужения ведутся по чину Русской Православной Церкви. Священник Сергий Козлов учился в академии в Сергиевом Посаде, а позже в Греции в Салонийском университе на факультете богословия, что, соответственно, определило выбор нынешнего патриарха Кирилла о его назначении. На самом деле батюшка жил достаточно небогато, а так как богослужения проводили по воскресным дням, он был вынужден подрабатывать в других местах. Соответственно, остальному клиру платить он не мог. «Нужно найти работу, которой ты занимался в России», — запомнил я его слова.

Для сравнения можно привести зарплаты священников в других странах. Как известно, в Белоруссии зарабатывают в среднем порядка 24 тысяч рублей, на Украине — 32 тысячи, в Греции около 40-ка, в Италии и Испании — порядка 56 тысяч (в переводе на наш рубль), во Франции — около 65 тысяч плюс бесплатное жильё. В Бельгии начинающий священник получит 120 тысяч, а более опытный — до 360 тысяч рублей в месяц.

Но давайте всё же вернёмся к российской действительности. «Приходской священник получает зарплату, сумма которой определяется приходским советом и зависит от финансового положения прихода. Это может быть как вполне достаточная для жизни сумма, так и минимальная зарплата «, — ловко отвечает отец Андрей Ефанов, благочинный Кинешемской епархии. Ну а как иначе? А всё дело в том, что зарплата священника совершенно произвольна.

Среди священников есть колоссальное расслоение. Это как олигархат и нищета. Это самая незащищённая часть общества “, — говорит архимандрит Савва Тутунов. «Зарплата священников в России зависит от их вышестоящего начальника «, — вторит соседний сайт. «Сейчас у нас содержателем священнослужителя является приход. И зарплата священника - то жалование, которое он имеет в результате служения на конкретном приходе. У нас нет какого-то распределения зарплат в епархиях. И тем более, как в каких-то странах, нет государственных зарплат для духовенства «, - поясняет замглавы Учебного комитета РПЦ , настоятель храма Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов.

И это действительно так.

«Ого, какая зарплата, столько и священники не получают «, — позже ответил мне один сельский батюшка, когда мне предложили алтарничество за 30 тысяч рублей в месяц. А вот в соседнем со мной туристическом городе рядовой священник может получить до 200 тысяч в месяц. Но и это только на сезон: в остальные месяцы он будет получать по 15-ть и жить на то, что скопил летом. А упомянутый мной сельский батюшка вообще не получает зарплаты, поскольку приход убыточен и он живёт только на средства от подработки.

Общее представление о ситуации даёт один из личных дневников ЖЖ:

Сельские приходы собирают в среднем ежемесячно (внимание!) ~20 тысяч рублей. Из которых за коммуналку зимой идет порядка 7 тысяч, обязательно нужно платить какой-то епархиальный налог. В сельских же приходах та же машина для священника не роскошь, а суровая необходимость, ее обслуживание (бензин, например) оплачивается отсюда же. Копеечная же зарплата идет еще 2-3м человекам, обслуживающим приход, вроде сторожа. И на зарплату священнику остается 5-10 тысяч… А если в приходе 10 бабулек? Выход ищут по-разному. Кто попредприимчивей приусадебное хозяйство организуют или даже заводик какой производственный мелкий (читала на спецфоруме про такой случай).

Понятно, что при таком раскладе назвать точную сумму или хотя бы определить способ ценообразования очень сложно. Возможно, поможет более эмоциональное объяснение в виде одного комментария — ответа на похожий вопрос на авторитетном портале «Православие и мир»:

Огромное количество московских священников тихо, спокойно, падая с ног от усталости делают своё дело; живут в панельных домах со своими многочисленными чадами и матушками, которые точно так же решают насушные бытовые вопросы: чем накормить, во что одеть. Слава Богу, прихожане выручают. И при этом многие батюшки ездят на иномарках… На тех, которым в зубы не смотрят: духовное чадо подарил: продавать уже невыгодно, а так и батюшка рад будет (он и такую убитую (но внешний вид хоть куда!) купить не сможет), и глядишь, всю жизнь Богу за него и всё семейство молиться будет. По-разному бывает… Встретила как-то священника со своего прихода в маршрутке, в 22 часа, с требы домой возвращался… И семью дьякона на новеньком мерседесе-автобусе, который их семье в Германии подарили — петь они туда ездили, вот немцы растрогались да и подарили. 11 человек семья! Позавидуем? Только чему: что машинка люкс, или что 9 детей в семье? В большой семье не без урода.


Приближается Рождество, и думая об этом празднике, мне вдруг пришла в голову мысль, а сколько же зарабатывают священники в РПЦ? Может быть, если зарплата хорошая, мне туда работать пойти?=))
Попытался покопаться в интеренете, выяснилось, что информации об этом немного. Официальной информации нет вообще. А та информация, которая есть, либо от СМИ никакого отношения к церкви не имеющих, либо от некоторых священников, с неслишком большим доходом, которым особо скрывать нечего - поэтому они и пишут.
Следовательно, данный материал создавался из этих двух источников.
Немного общей информации по православной церкви в целом: на Кипре священники возмущались из-за слишком маленьких зарплат - 500 Евро. Правительство пошло им на встречу и подняло зарплату на 200 Евро. Там зарплату священникам платит государство. Так же государство платит зарплату священникам в Греции.
Частично, зарплату платит государство и в Румынии.
В России церковь отделена от государства, а следовательно, государство не может платить им зарплату. По выплате пенсий на священников распространяются ещё советские законы (новых законов пока просто нет), и по ним священник при уходе на покой, будет получать пенсию... 80 рублей в месяц!
Но недавно РПЦ заключило договор с Пенсионным фондом и теперь эта ситуация уже будет не столь плачевной. Но есть свои нюансы, предположим, священник не может стать ветераном труда, поскольку он не "работает на бога", а "служит" богу. Так же, видимо, обстоит дело и с больничным.
А теперь чтоже говорят сами священники,которые открыто рассуждают о доходах. Как правило, эти священники из провинциальных, небогатых, дальних приходов. Им нечего терять (дальше уже не пошлют) и соответственно особо некого бояться.
Итак, из чего состоит "труд" священника? Вот примерное расписание его дня:
в 8:00 проскомидия - он заготавливает Святые Дары для причастия. В 8:30 — начало исповеди, которая длится полчаса. В 9:00 — начало литургии, 10:00 — причастие, 10:20 — проповедь, 10:30 — водосвятие и панихида, 11:30 — своеобразный обеденный перерыв, потому что литургию служат натощак. В 12:00 — крещение; 13:00 — венчание; 14:00 — отпевание; 14:40 — встречи и беседы с прихожанами; 17:00 — начало вечерней службы.
Так же священник может служить на выездах, поэтому график получается ненормированным.
Средняя оплата труда священника 8-10 тысяч рублей. Летом,когда народ уезжает в отпуска она может быть и того меньше - 5 тысяч рублей. Прожить на такие деньги нереально, поэтому многие священники занимаются приусадебным хозяйством.
Зарплата священника складывается из пожертвований прихожан и продажи свечей и другой церковной утвари и печати. Как правило, с этих денег надо оплатить ещё труд двух-трёх человек служащих при храме. Формально деньги священнику платит приход, но зачастую священник сам является главой прихода.
Священник обязан часть дохода отдавать в епархию и иногда складывается такая ситация, что "вынь да полож" - т.е. денег в храме нет, а их отдать нужно. Редко бывают случаи, когда церкви разрешают неплатить налог в епархию, но это бывает лишь тогда, когда храм строится. Если священник не отдаёт епархии причитающиеся ей деньги, то тут может начаться "футбол" - священника начнут перебрасывать из прихода в приход, до тех пор, пока он не попроситсяза штат ("в отставку"). Неудачников не любят нигде.
К тому же могут бросить в какой-нибудь неуживчивый приход (епархия может не спрашивать приход согласия на кандидатуру того или иного священника), откуда ты через пару месяцев со скандалом вылетишь.
Жадность епархий уже в церкви стала притчей во языцах. Алексий-II в 2000 году открыто пожаловался, что епархии перечисляют всего 5% от общего бюджета РПЦ.
Пожаловаться рядовой священник на своё начальство теоритически может в Синод, но на практике это бессмысленно - ворон ворону глаз невыклюет. Начальство будет друг за друга.
Кстати, до революции у священников было больше прав, поскольку в Синоде тогда сидели гражданские чиновники, и они могли остудить и осудить зарвавшего архиерея. Сейчас рядовой священник практически бесправен.
Карьеру сделать практически невозможно: на карьерный рост может расчитывать лишь монах. Белому духовенству путь по карьерной лестнице закрыт. Более того, идущая сейчас в Московскую и Питерскую семинарию молодёжь, открыто признаётся, что примет монашество в основном из карьерных соображений, а не только из-за призвания к служению богу. Так что пропасть между белым и чёрным духовенством в церкви с каждым годом только увеличивается.
А если опальному священнику пытаться как-то устроиться в миру, то это будет тоже сложно - дипломы семинарий государством не признаются. По закону, священник, получается лицо без высшего образования.
Так же карьеру придётся завершить, если ты совершил даже неумышленное преступление (были случаи, когда священники совершали наезд на пешеходов), а так же если кто-то из твоей семьи не в ладах с законом - "не умея управлять своим домом, не сможешь управлять людьми".

Это было мнение обычных священников из небогатых приходов. А как живут высокопоставленные служители церкви, читайте в следующей части.

Конец первой части.=))

Не ожидал вот этого:
"Во многих храмах сотрудники церкви ничтоже сумняшеся называют фиксированную сумму, которую должен внести каждый желающий обвенчаться, покрестить ребенка и т. д. Например, на вопрос, каков объем рекомендуемого пожертвования за венчание, женщина, торговавшая в церковной лавке московского храма Святых Космы и Дамиана в Шубино, достаточно резко ответила: "Что значит пожертвование? Оплата, а не пожертвование! Пять тысяч".

В это трудно поверить, что даже в таком храме подобное может случаться, но, как говорится, "и на старуху бывает проруха".

"Клирикам положен фиксированный оклад, который остается на усмотрение настоятеля. Согласно "Положению о материальной поддержке священнослужителей", при условии полной занятости на приходе и отсутствии других доходов священники "должны получать содержание, по возможности ориентируемое на среднюю заработную плату по региону для социальных работников". Средняя зарплата соцработников (психологов, педагогов, медицинского персонала среднего звена) обычно не дотягивает даже до средней зарплаты по региону. Например, в Новосибирской области люди, занятые в соцсфере получают в месяц около 17 тысяч рублей, в Томской области - чуть больше 10 тысяч рублей, в Новгородской области порядка 14 тысяч рублей, а в Москве и Подмосковье - в среднем 48-50 тысяч рублей. Довести среднюю зарплату соцработника до средней по региону планируется к 2018 году.

Как говорит о. Дмитрий Свердлов, несмотря на рекомендации "Положения", вопрос о зарплате священника остается скорее на усмотрение настоятеля: "Оклад может быть очень большим или очень маленьким, это вопрос доброй воли настоятеля и его адекватности. Есть пожилые настоятели, которые не ходили в магазин так же давно, как архиереи, поэтому цен не знают. Есть люди жадные, есть щедрые".

(...) Архимандрит Савва Тутунов считает, что брать плату за требы - это нормально: "Важно осознавать, что на пожертвования храм живет: из поступающих средств оплачиваются коммунальные платежи, охраняются церковные здание и территория, начисляются зарплаты всех сотрудников - от уборщиц до настоятеля. Меня как обывателя - ведь я не всегда был священником - никогда не смущало, когда мне называли какую-то желательную сумму пожертвования. А вообще, практика очень разная. Где-то суммы не указываются вообще, а где-то приходской совет сочтет необходимым в какой-то мягкой форме предлагать прихожанам какие-то ориентировочные суммы, иначе храм останется, скажем, без электричества. В любом случае жертва - это то, что подается добровольно и по мере возможностей. Жестко требовать фиксированную плату за, к примеру, венчание нельзя. Но и прихожанину следует поступать по совести, понимая нужды храма".

В церкви существует неформальная система взносов или условного налога в пользу епархии. По словам отца Дмитрия, это традиция со множеством исключений. По идее храм должен отдавать епархии по 20% со своего дохода. Если приход малообеспеченный или же храм только строится, по усмотрению архиерея эти взносы могут быть на время отменены.

"Архиерей может просто озвучить сумму, исходя из масштабов прихода, видимых действий спонсоров, - рассказал о. Дмитрий. - В последнее время у священника увеличилось количество направлений, по которым он отчисляет деньги, потому что епархии дробятся, образуются митрополии и таким образом появляется новая ступень в административной структуре, которая требует финансирования. Там тоже нужен аппарат, содержание, владыке нужен "Мерседес", облачение и прочие атрибуты архиерейской жизни. Мне повезло, ко мне требования не предъявляли. Я платил какие-то маленькие деньги, 2-3 тысячи за квартал. Но есть храмы, которые платят десятки тысяч. Есть ежегодная индексация нормативных взносов и сборы по случаю. Например, в Москве - на день рождения викария, на день ангела патриарха".

Священники, пожелавшие сохранить анонимность, утверждают, что епархиальные взносы по инициативе Московского патриархата в последнее время возросли в разы - но на что Москве нужны дополнительные деньги, можно только гадать. Настоятели некоторых московских храмов утверждают, что уровень требований по взносам за прошлый квартал был таким высоким, что они смогли по ним расплатиться только сейчас, к началу следующего квартала. При этом особо ретивые архиереи, недовольные настоятелем, который не может отчислять деньги в пользу епархии, могут просто "разжаловать" его в священники и назначить другого настоятеля.

Архимандрит Савва Тутунов утверждает, что такие ситуации бывают лишь тогда, когда настоятель недобросовестно выполняет свои функции: "Могу сказать, что случаи нерадения священнослужителей о благоустроении приходской деятельности встречаются. Хотя не могу сказать, что это частые случаи. Бывают и такие редкие ситуации, когда священнослужитель использует финансовые потоки прихода для своей личной выгоды. Встречаются клирики, которые по неопытности или неспособности руководить не могут устроить жизнь прихода, привлечь прихожан к активному служению. Иногда же клирики своей грубостью или замкнутостью распугивают людей... Вот и выходит, что некоторым священнослужителям лучше быть рядовым клириком под начальством настоятеля, чем настоятелем даже в самом небольшом храме".

"Среди священников есть колоссальное расслоение. Это как олигархат и нищета. Это самая незащищенная часть общества".

Права священников в "Положении" прописаны, скорее, как рекомендации, четкого регламента нет, и положение настоятелей, равно как и клириков, сильно зависит от обстоятельств. "Среди священников есть колоссальное расслоение. Это как олигархат и нищета. Это самая незащищенная часть общества, и они живут в состоянии колоссальной внутренней тревожности", - утверждает о. Дмитрий Свердлов. У большинства священников большие семьи, которые нужно обеспечить и, как правило, основная часть священников кроме служения в церкви ничем не занимается. По словам отца Дмитрия, в силу специфики своего занятия - служения церкви - с одной стороны, священник не может зарабатывать деньги. При этом страх неопределенности и незащищенности, с другой стороны, толкает многих на стяжательство, чтобы обеспечить тылы и гарантии своей семье, и на зависимость от административной системы".

"Самая главная проблема церковной экономики, как и всего остального церковного, - любви нет"

Как следствие, духовенство занимает рабское положение и находится в полной зависимости от архиерея, мнение которого нередко может быть субъективным. По мнению Свердлова, улучшить положение священников может две вещи: любовь или регламент - точные положения о том, кто сколько кому должен и когда. "Самая главная проблема церковной экономики, как и всего остального церковного, - любви нет. Христос сказал, что вас узнают, что вы мои ученики, по любви между вами. Эта соль ушла из церковной жизни. Нет любви, и все пошло наперекосяк, - говорит священник. - Но если создать четкий регламент, то рано или поздно он станет достоянием публики, и тогда всплывут финансовые секреты. Поэтому нет ни того, ни другого", - сказал Свердлов.

В официальной РПЦ утверждают, что применение документа о помощи священникам на практике - лишь вопрос времени. На деле документ мало что определяет - это, скорее, набор пожеланий и рекомендаций. Священники предпочитают терпеть и не жаловаться: открыто выраженное недовольство в адрес церковной верхушки чревато ухудшением отношений с архиереем, а то и с самим патриархом. В этом случае самым мягким "наказанием" будет личная просьба высшего духовенства не выносить эмоции на публику. А при неблагоприятном раскладе вчерашнему священнику придется думать о том, как прокормить свою большую семью и не пойти по миру. У тех, у кого есть светское образование и работа, тыл более менее обеспечен. Удел прочих - разговоры на кухне и смирение.

На что живут христианские священники в других странах

В некоторых европейских странах церковь финансируется церковным налогом, который, в зависимости от законодательства страны, платят либо люди, относящие себя к какой-либо конфессии, либо абсолютно все. Зарплаты священников оплачиваются из этих налогов.

В Германии церковный налог составляет 8-9% от подоходного и его платят только люди, относящие себя к определенной конфессии.

В Дании церковь связана с государством и абсолютно все жители страны должны платить церковный налог в размере 1,51% от заработка, который облагается налогом.

В Швеции церковный налог в размере 2% от дохода также платят все, независимо от принадлежности к той или иной конфесии. Причем церковь и государство в Швеции не связаны между собой.

В Австрии церковный налог составляет 1,1% от дохода и его обязаны выплачивать все жители, относящие себя к католичеству.

В Швейцарии нет государственной церкви, а размер церковного налога в разных кантонах разный. Максимальный налог составляет 2,3% от дохода и его выплачивают только верующие.

В Хорватии зарплату священникам платит государство, отдельного церковного налога нет.

В Финляндии в разных муниципалитетах прихожане той или иной церкви платят церковный налог в размере от 1% до 2% от дохода.

В Италии церковный налог называется "налог один на тысячу". Это значит, что каждый житель Италии платит 0,8% от подоходного налога в пользу церкви, причем в документе налогоплательщика он должен указать, для какой именно церкви предназначен налог.

В англиканской церкви и церквях Америки храм содержат прихожане, но пожертвования там довольно большие. Но при этом священник получает от прихода дом, машину, деньги на обучение детей и другие льготы.

В Испании церковь получает дотации из государственного бюджета и пожертвования верующих. С 2007 года испанские налогоплательщики по желанию могут перевести церкви 0,7% подоходного налога. Ежемесячную зарплату выплачивает курия.

Во Франции церковь получает доход только от пожертвований верующих, священники получают зарплату от курии и затем государственную пенсию вместе с пенсионными начислениями от церкви.

В Бельгии священники всех христианских конфессий получают зарплату от государства и ежегодные премии - летом и зимой.

Нередко у прихожан, да и у иных людей возникает вопрос о том, из каких источников выплачивается заработная плата священнику?

Всем священникам выплачивается заработная плата из бюджета, который сформирован в храме. Этот бюджет пополняется за счет пожертвований прихожан и произведенных ими оплат за различные услуги. Выплатой денег поручено заниматься настоятелю храма. Как правило заработная плата священнослужителя соответствует зарплате бюджетников в этом же регионе.

Очевидно, что церковный бюджет пополняется пожертвованиями людей - всегда у входа в храм можно увидеть ящичек, к которому в праздничные дни не удастся подойти, не выстояв длинной очереди из желающих внести пожертвования. Порой прихожане опускают в этот ящичек и весьма крупные купюры.

Немалый доход церкви приносит и торговая деятельность - в церковных лавках бойко идет торговля свечами и иконами, различными религиозными символами и церковной утварью.

Нельзя сбрасывать со счетов и благотворительность организаций и физических лиц. Нужно отметить, что весьма серьезными бывают суммы пожертвований известных людей, которые они жертвуют на ремонт или восстановление, содержание храма. Естественно, что из этих сумм также перепадает на хлеб насущный и священнослужителям.

Особой статьей дохода священника являются проводимые им всевозможные религиозные обряды и ритуалы. Окрестить младенца или обвенчать людей, освятить дом или офис - что все чаще входит в ритуал - все это услуги платные. Платят люди и за поминальную молитву у могилки в родительский день - в очереди стоят к батюшке.

Официальной зарплаты, в привычном понимании, а тем более из государственных фондов, полагаю нет. Нет такого, чтобы священник получал в кассе деньги, расписавшись в ведомости.

Доход священников, как и иных церковных служак формируется из добровольных пожертвований населения и произведенной платы за требы, к которым относятся, к примеру, крещение и венчание, отпевание.

Кто оплачивает расходы священника

Из полученного дохода церковь должна произвести оплату коммунальных услуг и электроэнергии, водоснабжения и тепла, телефона и интернета, иных услуг.

Требуются немалые суммы и для ремонта церкви и ее пристроев, подсобок. Также расходуются полученные средства на работу воскресных школ и домов престарелых, из пожертвований оказывается помощь малоимущим. Оставшиеся средства могут быть израсходованы на выплаты священнослужителям.

Если говорить о финансовой поддержке государства, которую оно оказывает церкви, то, конечно, речь идет не о зарплате священникам. Из бюджета им зарплату не выдают. Но вот для бесплатной передаче церкви государственного имущества и земель задействовано немало различных госпрограмм.

Нужно отметить, что церковные служители, как и любой гражданин России, могут претендовать на получение социальной пенсии. Многие, по достижении пенсионного возраста, получают и страховую часть пенсии - если будет документально подтвержден факт страховых отчислений в Пенсионный фонд России.