Сказания древней руси читать. Сказания древней руси
Якобсон
Р.
(отрывок из книги «Все дело в молитве»)
На протяжении всех времен молитвы народа Божьего становились источником неслыханной силы. Молитва и вера - это наша связь с Богом, с Богом, Который может сделать абсолютно все. Священное Писание свидетельствует о том, как Бог чудесным образом спасал Своих детей и отвечал на их молитвы.
Давид в Пс. 18:8 говорит: «Откровение Господа верно». Все повествование Библии, от начала и до самого конца, подтверждает — Его обещания истинны. Рассказ за рассказом предоставляют нам Молитва и пост более чем достаточные доказательства того, что Он действительно спасает, действительно освобождает, действительно дает и исцеляет.
Апостолы провели десять дней в молитве по повелению Христа. Результатом стали Пятидесятница и излитие Святого Духа, Который приготовил их для служения. Обращение трех тысяч человек оказалось лишь началом, апостолы обрели уверенность, храбрость, силу и все необходимые качества. Все дело в молитве.
Павел говорит, что мы не знаем того, чего хотим, в чем нуждаемся или что нам необходимо (см. Рим. 8:26). Святой Дух вступается и ходатайствует за нас. Он устремляется к Богу, направляет Его внимание к нам, согласно Его воле молится за нас, и это происходит не всегда в соответствии с нашими молитвами.
Дух Святой ходатайствует и может даже вмешиваться в наши прошения, потому что мы не знаем, о чем нужно молиться. Он направляет наши молитвы к Богу, и таким образом мы получаем ответы.
Очень часто, вспоминая чудеса, происходившие с народом Божьим и описанные в Священном Писании, мы обычно подмечаем волнующие детали чуда. Вообще-то в действительности каждое из повествований начинается с того, что Божий народ склоняется перед Богом в молитве и часто еще и в посте. Затем в ответ на общую молитву и пост Своего народа Бог вершит чудеса, чтобы народ лучше осознал Его всемогущество.
Целью молитвы является познание Бога. Более необходимым, чем ответ на молитву, более важным, чем Его «дары», является познание Самого Бога, Его воли и Его замысла. Это происходит благодаря молитве, изучению Его слова и посту. Иногда молитва и пост желательны и необходимы. В руке Божьей они являются средством очищения сердца и просветления мыслей. Мы получаем ответы на свои молитвы, потому что смиряем душу перед Богом.
Если слово «пост» перевести буквально, оно означает «прикрывать рот». В действительности это может проявиться в тщательном контроле всех мыслей и побуждений.
Если вы решили поститься, то какова ваша цель? Поститесь ли вы ради духовного обновления, Божьего водительства, исцеления или исполнения собственных желаний?
Как правильно поститься
Существует много различных типов поста. Многие люди постятся один раз в неделю. В течение суток они пьют только воду. Другие люди отказываются от одного приема пищи в какой-то день или в течение недели; некоторые исключают тяжелую калорийную пищу и едят простые вегетарианские блюда.
Миллионы христиан пребывали в посте долгое время, употребляя только соки. Обычная протяженность таких постов 30-40 дней. Однако необходимо проконсультироваться с врачом, прежде чем предпринимать нечто подобное. Важным компонентом поста является стремление исключить мирское влияние на разум, включая чтение, радио и телевидение.
Если вы заинтересованы в посте или сама мысль о посте привлекает вас, возможно, вы захотите молиться, чтобы Святой Дух вел и направлял вас. Нужно ли вам поститься? Если да, то как?
Жизненно важным элементом поста является выделение дополнительного времени для молитвы. Вы можете молиться, выполняя повседневные обязанности. Отдавая больше времени изучению Библии и молитве, вы будете укреплять свои духовные мышцы. Ожидайте результатов. Почему Писание особенно подчеркивает значение поста? Как пост может укрепить ваши молитвы? Вот несколько полезных размышлений.
Необходимость поста
Молясь, вы прикасаетесь к невидимому. Постясь, вы отказываетесь от видимого.
Многие тексты Священного Писания доказывают духовную необходимость поста.
Пост - это единственная духовная дисциплина, которая соответствует всем условиям, описанным во 2-й Книге Паралипоменон 7:14: «И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их».
Только чистому и целеустремленному человеку Господь дарует Свой свет. Кто стремится познать истину, должен с радостью принять все, что она открывает.
Пост - это духовный путь смирить самого себя перед Богом. «Изнурял постом душу мою» (Пс. 34:13).
«И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицом Бога Нашего» (Езд. 8:21).
Во время поста у нас больше времени для молитвы, для поиска Божественного присутствия, для покаяния, потому что мы более сконцентрированы на Боге и нас не так сильно занимают ежедневные обязанности, как, например, приготовление пищи и ее поглощение.
Во время поста мы можем увидеть свое истинное духовное состояние, испытать катарсис, раскаяться и изменить свою жизнь, что позволит Духу Святому воздействовать на нас сверхъестественным и мощным способом.
Во время поста усиливаются ясность мысли и способность концентрироваться на Слове Божьем. Роль Библии становится более значительной. Значение Священного Писания в нашей жизни неизмеримо возрастает.
Во время поста молитва преобразуется в более богатое, глубокое и более личное переживание.
Во время поста укрепляется духовная настойчивость и возрождается глубокая любовь к Господу.
Во время поста обновляются вера и надежда и рождаются новые доверительные отношения.
Скромность является отношением сердца. Псалмопевец говорит: «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19). Господь услышит нас и ответит на наш зов, когда мы придем к Нему в смирении и сокрушении, раскаиваясь в своих грехах и прося Его очистить нас кровью Иисуса и наполнить Духом Святым. Но вы можете спросить - каким образом пост помогает?
Как помогает пост?
Пост - это первичное средство восстановления. Смиряя себя постом, мы позволяем Духу Святому совершать Свою уникальную работу обновления в нас. Это меняет наше отношение к Богу и позволяет с большей чуткостью воспринимать Божью реальность и Его присутствие в нашей жизни. Пост уменьшает силу нашего «я», чтобы Дух Святой мог более интенсивно работать внутри нас. В результате Бог исполнит Свою волю в нас и сделает для нас гораздо больше, чем мы когда-либо могли себе представить.
Пост ведет к покаянию и святому сокрушению, приносящим внутренний покой и самоконтроль. Пост сводит на нет физические соблазны и упорядочивает суматошную современную жизнь.
Пост обновляет наше духовное видение. Когда вы чувствуете, что потеряли контроль над обстоятельствами и угасла ваша первая любовь к Богу, то именно пост может помочь вам снова сконцентрироваться на замысле Бога о вас.
Пост укрепляет непреклонность в следовании Божьему плану. Возможно, вы знаете, что Господь хочет от вас, но вам тяжело соответствовать Его планам. Пост придаст вам силы следовать Его путем.
Пост способен обновить вашу жизнь.
Действительно ли вы хотите поститься?
Для того чтобы получить духовные дары, пост - не самый простой способ. Для тех, кто не привык к посту, воздержание от пищи может представлять реальную трудность — трудность противостояния между духом человека и его плотью.
Слово Господне говорит о том, что пост и молитва являются сильным средством для нового излития Божественного огня в жизнь человека. Этот огонь порождает плоды Духа Святого -любовь, радость, мир, терпение, доброту, верность, кротость и самоконтроль, но особенно плод праведности и духовной победы над желаниями плоти и умыслами врага.
Молитва и пост смиряют душу, тело и дух перед нашим Господом и Спасителем Иисусом Христом и приводят к осознанию присутствия Духа Святого. Рождается новое творение, чистая радость, восстанавливается настойчивость в служении Богу.
В Нагорной проповеди Иисус учил: «Когда поститесь…», а не «если поститесь». Таким образом, для верующих не стоит вопрос: «Должен ли я поститься?», вопрос звучит так: «Буду ли я поститься?»
Миллионы христиан в нашей стране и по всему миру постятся. Постятся и, молясь за свои дома, семьи, церкви и города, начинают ощущать чудесное преображение, духовный рост, ясность внутреннего мира и твердость веры.
Составляющие духовного поста
Сосредоточьтесь на Боге. Ваши молитвы принесут результат только тогда, когда ваше сердце чисто и ваши побуждения неэгоистичны. Смиренное сердце под воздействием Духа Святого кается, наполняясь благодарностью и прощением, послушанием, уважением и желанием служить. Молитва и пост делают действенной работу Духа Святого, совершаемую внутри нас.
Ожидание Божественного руководства. Если вы поститесь долгое время, рассчитывая лишь на силу своей плоти, вы можете встретиться с многочисленными сложностями. Но если Бог ведет вас в вашем посте, Он даст вам силу достойно завершить его.
Приносите свое тело в живую жертву «святую и благоугодную Богу» (Рим. 12:1).
Молитесь за себя и ходатайствуйте за других. Вы приносите свои личные нужды к Богу и ходатайствуете за любимых, за друзей, Церковь, общину, народ и мир, молясь о том, чтобы свершилось великое обращение.
Вашей церкви нужен координатор молитвенного служения и молитвенный комитет
Особое молитвенное служение дает церкви возможность более эффективно использовать возможности молитвы.
Особое молитвенное служение не затеряется среди остальных программ, проводимых в церкви.
Молитвенное служение сообщит новую силу остальным видам церковной деятельности и программам.
Молитвенное служение делает возможным развитие и организацию других молитвенных программ внутри церкви.
Христос сказал, что в последние дни мы должны молиться. Молитвенное служение способствует лучшему бодрствованию и исполнению записанного в Лк. 21:36.
Когда существует особое служение и назначен человек, ответственный за него, то все больше людей удастся вовлечь и все больше семей охватить ходатайственными молитвами.
Излитие силы обещано церкви, если она молится, молится и каждый ее член отдельно, и вся община в целом.
Церковь нуждается в молитвах - особых молитвах за пасторов, учителей, церковных руководителей и за каждого члена Церкви.
У двух крупнейших ветвей христианства — православной и католической церквей вторую неделю длится Великий пост. Это время описывается как подготовка к празднованию Воскресения Иисуса Христа. С внешней стороны это выражается в некоем строгом ограничении в еде и регулярном посещении богослужений. Однако при детальном рассмотрении можно заметить, что пост не имеет универсальной формы. В нем нет единообразных правил для всех верующих. ЕАН разбирается, как постятся перед Пасхой православные, католики и протестанты.
«У каждого своя мера поста»
О Великом посте в Русской православной церкви корреспондент ЕАН поговорил с настоятелем храма святого Георгия Победоносца в Североуральске, иереем Симеоном Шестаковым.
— Отец Симеон, зачем вообще нужен пост перед встречей Пасхи?
— В период раннего христианства верующие руководствовались логикой: «Христос пострадал ради нас, поэтому и нам неплохо бы пострадать ради него». Это в каком-то смысле духовное упражнение, чтобы стать свободнее от привязанностей, утихомирить свои страсти. Смысл поста в том, чтобы ограничить себя от искушений, которые могут отвлечь от духовной жизни.
— Каких целей добивается человек такими упражнениями?
— В первую очередь, Великий пост — это время переосмысления жизни. Это осознание того, что корнем жизни человека является Бог. В это время нужно осознать себя таким, какой ты есть. Это необходимо, чтобы принести себя таким Богу и сказать: «Господи, я таков, прими меня, освяти и сделай лучше».
— Почему это нельзя сделать без ограничений в еде или еще в чем-то?
— Физические ограничения в пост необходимы постольку, поскольку нужно смирить нашу плоть. Бывает необходимо выйти из зоны комфорта, чтобы просто увидеть себя. Но надо не забывать, что физические ограничения предназначены для физически здоровых людей. Человеку с какой-либо болезнью не так важно поститься, ограничивая себя в еде. Здесь все должно быть с разумением и после совета со священником. Нужно понимать, что пост — это не какая-то диета, а нечто большее.
— Есть какие-то единообразные правила и ограничения для постящихся в рационе?
— Для каждого должна быть своя мера. Она определяется по совету священника. Тут не должно быть крайностей в плане того, чтобы сделать для себя пост максимально строгим, не рассчитав силы. Не нужно делать особый акцент на еде, поэтому замена рациона на, скажем, постные торты или постный майонез, - тоже крайность. Попытка обмануть свою совесть.
— Под ограничениями понимаются и развлекательные мероприятия. Но если речь идет о театре или филармонии, то это не всегда ведь развлечение? Например, постановка по Достоевскому?
— Театр театру рознь. Лучше, конечно, ограничить себя в посещении спектаклей, но все зависит от того, насколько человек созрел для таких вещей. Если он еще только стремится к духовной жизни и культурное мероприятие его может обогатить, то ничего страшного в этом нет. Но он ничего не потеряет, если не пойдет во время поста в театр.
— В последнее время Великого поста порой стараются придерживаться невоцерковленные люди. Для них есть в этом смысл?
— Если у человека есть к тому желание, то смысл есть. Здесь действует золотое правило святителя Иоанна Златоуста: «Подсчитай, сколько стоит твой обед с мясом, сколько стоит без мяса. Съешь обед без мяса, а разницу отдай нуждающимся».
Как постятся католики?
Во внешней форме пост в католической церкви немногим короче по сравнению с РПЦ — 40 дней вместо 49. Начинается он с Пепельной среды, которая в этом году пришлась на 14 февраля. Свое название этот день получил от древнего обычая в знак покаяния наносить на лоб верующим знамение креста освященным пеплом пальмовых ветвей.
Пост у католиков выглядит не таким строгим, как у православных. Согласно правилам, установленным Конференцией католических епископов России, Великий пост не подразумевает непрерывного воздержания от мяса. Строгого поста католики придерживаются лишь по пятницам и в Пепельную среду. Однако и в эти дни разрешено употребление яиц и молочной продукции.
Также для христиан предусмотрена и другая форма поста: прием пищи не более трех раз в день и только единожды — досыта. Если верующий не в состоянии придерживаться указанных правил, ему следует дополнительно совершать молитвы и больше совершать дел милосердия. Предписание запрещает священникам налагать на паству дополнительные ограничения.
«Пост (хотя и в достаточно упрощенной, например, по сравнению с православной церковью, форме) имеет смысл только тогда, когда внешний знак находится в неразрывной связи с внутренним обращением. Великопостная литургия постоянно призывает нас преодолеть формализм: было бы совершенно бесполезно воздерживаться от пищи, не воздерживаясь от греха. Христианская аскеза не ограничивается умерщвлением плоти», — отмечал священник Диогенес Уркиза.
Греко-католический священник Кирилл Григорьев, в свою очередь, указывает на то, что обращать внимание на внешние различия не имеет смысла.
Священник Кирилл Григорьев
«Говорить о посте в католической церкви очень трудно. Везде свои предписания. Вплоть до того, что каждая римская коллегия имеет свои правила поста. Каждая страна имеет Конференцию католических епископов или Синод, который устанавливает правила поста для своих верных. Взять Казахстан — у латинян свои правила, у восточных католиков - свои. Суть поста в целом и не отличается от православной церкви — это приготовление себя к переживанию Пасхи. Пасха Страстей (Пасхальное Триденствие) и Пасха Воскресения. Во время поста верующие готовят свою душу и тело: подают милостыню, делают дела милосердия, совершают покаяние, практикуются в воздержании».
Пост у протестантов
Сложнее всего разобраться в определении поста у протестантских деноминаций. Основной вдохновитель Реформации Мартин Лютер хотя и критиковал католическую практику, тем не менее продолжал придерживаться Великого поста. Эта традиция сохранилась и в лютеранских общинах, одна из которых представлена и в Екатеринбурге.
У протестантов, однако, нет каких-либо ограничений в выборе продуктов питания. Верующим предписано соблюдать умеренность при приеме пищи и акцентировать внимание на самосовершенствовании.
В ряде христианских течениях, появившихся после Реформации, календарный пост как таковой вообще исчез и не привязан к определенному событию. К нему прибегают как к духовному упражнению или в очень тяжелой жизненной ситуации.
Фото: pixabay.com, Дмитрий Кравченко
Стр. 1 из 75
© Прозоров Л.Р., 2016
© ООО «Издательство «Яуза», 2016
© ООО «Издательство «Эксмо», 2016
Предисловие
Каждое историческое событие существует в ореоле мифов. Чем оно известнее, тем больше мифов, вокруг него. Скажу более, большая часть «известных каждому фактов» о том или ином историческом событии – миф.
Тут надо определиться с тем смыслом, который мы вкладываем с слово «миф». Собственно, любое историческое событие существует в памяти людей, облекается какими-то смыслами, воспринимается под углом определенного взгляда общества на себя и на мир. Такое восприятие само по себе можно назвать «мифом». Но мифы в таком смысле в этой книге мы трогать не станем. Оставим самое, пожалуй, употребительное значение слова «миф» – то есть массово распространенные, но не соответствующие истине сведения о том или ином историческом факте.
Мифы, прошу прощения за банальность, бывают разные. Исторические мифы условно делятся на три основные категории.
1. Мифы субкультурные, или, если угодно, сектантские. «Власти скрывают – но мы-то знаем правду» – лозунг этого рода мифов. Последователи интернетного «философа» Дмитрия Евгеньевича Галковского верят, скажем, что московская Русь была английской колонией, а приверженцы «древнерусской церкви староверов-инглингов» верят, что византийское летоисчисление «от сотворения мира» на самом деле «славяно-арийское», и произошло от «сотворения мира» с древним Китаем в некоем «звездном храме Коляды»
2. Обывательские. «Ну это ж все знают» – никто, правда, не знает откуда именно – максимум могут назвать фильм или роман. Анна Ярославна, вышедшая замуж за короля Франции, якобы жаловалась отцу Ярославу Мудрому в письмах на дикость парижан; немецкие рыцари в рогатых шлемах провалились под лед на Чудском озере, а Невский сказал про «кто с мечом к нам придёт»; славяне всегда были миролюбивые, а Екатерина II продала Америке Аляску…
3. Академические – последние называются «историографической традицией». «В научном плане этот вопрос давно решён!» – к сожалению, иногда «решён» он бывает без особой оглядки даже на известные в момент «решения» источники, а ведь источники в поле зрения ученых могут появиться и новые. Примеры подобных мифов многочисленны – «Путь из варяг в греки», религиозная реформа Владимира и пр.
Твёрдых перегородок между тремя разновидностями мифов, конечно, не существует. Наиболее активно между собою сообщаются вторая и третья разновидности. Общепринятые мифы складываются под влиянием исторических знаний – и академических мифов. В свою очередь, учёные рождаются на белый свет и растут отнюдь не в башнях из слоновой кости, и с детства пропитываются многими обывательскими представлениями. Иной раз «везёт», однако, и мифам субкультурным – так, выдумке Гумилёва про усыновление русского князя Александра Ярославича Батыем и побратимству его же с сыном Батыя Сартаком суждено было разойтись из узкого кружка гумилевцев-евразийцев в массы, попасть и в научные труды (грешен, поверил и я – пока не оказалось, что единственным источником, откуда мог почерпнуть эти сведения Лев Николаевич, был… роман «Ратоборцы» советского писателя Югова).
Иногда мифы смыкаются в самоподдерживающийся цикл. Историк ведь тоже человек. Он сперва маленьким, не умеющим читать, посмотрит, скажем, кино «Викинги», или, в лучшем случае, «И на камнях растут деревья». Потом прочтёт романы про вездесущих викингов (тысячи их… я про романы). Потом в университете ознакомится с освящённым многовековым повторением набором мнений трёхсотлетней давности про победительных всепроникающих норманнов, про «путь из варяг в греки» и пр. И уже с таким «бэкграундом» в мозгу будет читать источники.
Как думаете, увидит он в этих источниках рассказ, как Данию и Швецию регулярно грабили с VII (как минимум) по начало XIII века латвийское племя куршей и эстонцы? Как балтийские славяне облагали скандинавские страны данью? Как шведы общенародным ополчением, с верховным конунгом во главе, осаждали одну крепость одного из латышских племён, а когда удалось слупить с осаждённых выкуп, сочли это за чудо божье? Как норвежцы, плывя морем мимо берега бьярмов, побоялись свернуть в реку, «ибо берега её были густо заселены»?
А потом этот историк будет писать труды, с оглядкою на которые станут сочинять популярные книжки и романы, снимать фильмы и сериалы…
«Варяжский» вопрос – только один пример. А на самом деле такое – на каждом шагу.
Выше мы определили миф, как историческое представление, распространенное в той или иной среде, но не соответствующее истине. Тут впору читателям озадачить меня пилатовским вопросом: «Что есть истина?» Не рискну здесь отвечать на него в общефилософском смысле, а в смысле историческом за таковую принимаются (или, точнее, должны приниматься) данные источников – то бишь летописей, хроник, указов и ярлыков, и так далее – вплоть до берестяных грамот и даже средневековых граффити (да, да, пращуры не меньше нашего были охотники писать на стенах, в том числе на стенах церквей – где их творения сохранялись под слоями новых и новых фресок, прежде чем открыться взгляду реставратора). То есть стопроцентной истиной их всё же считать нельзя – все их оставили живые люди, склонные и честно заблуждаться, и преднамеренно лгать. Иные – особенно это касается летописей, саг и преданий – дошли до нас в Боги знают котором списке или пересказе, по пути обрастая ошибками по принципу «испорченного телефона», или додумываниями переписчика/пересказчика. Но поверять одни источники можно только иными источниками – а никак не тем, что их данные Вас почему-то не устраивают, или Вы подозреваете автора в неискренности. Здесь работа историка сильно напоминает работу следователя, имеющего дело с показаниями свидетелей и уликами (в роли последних выступают данные археологии). Поэтому уместным выглядит и выдвинутый известным историком Аполлоном Григорьевичем Кузьминым принцип «презумпции невиновности» в применении к источникам. То есть в доказательствах нуждается не правота источника, а недоверие исследователя.
Увы, параллель со следователем можно продолжить. Есть и план, и отчетность, и давление начальства, крайне неодобрительно относящегося к «висякам» или подниманию уже «закрытых» другими дел, есть мнение коллег, есть корпоративная этика и «честь мундира»… В некотором смысле историку даже труднее. Уволенного следователя могут взять на службу в какой-нибудь ЧОП или отдел безопасности корпорации – а куда податься уволенному историку? На грошовую зарплату учителя? С другой стороны, от следователя зависят судьбы живых, а кому, казалось бы, будет прок, если до истины докопается историк? Участники событий в большинстве случаев давным-давно мертвы…