Open
Close

Шестов, лев. Коплект тестовых заданий по дисциплине "основы философии" Духовные поиски писателей Серебряного века


Читай биографию философа мыслителя: факты жизни, основные идеи и учения
ЛЕВ ИСААКОВИЧ ШЕСТОВ
(1866-1938)

Российский философ-экзистенциалист и литератор. В своей философии, насыщенной парадоксами и афоризмами, восстал против диктата разума (общезначимых истин) и гнета общеобязательных нравственных норм над суверенной личностью. Традиционной философии противопоставил "философию трагедии" (в центре которой - абсурдность человеческого существования), а философскому умозрению - откровение, которое даруется всемогущим Богом. Шестов предвосхитил основные идеи экзистенционализма. Основные сочинения: "Апофеоз беспочвенности" (1905), "Умозрение и откровение" (изд. в 1964 году).

Шестов Лев Исаакович (настоящие фамилия и имя Шварцман Иегуда Лейб) родился 31 января (12 февраля) 1866 года в Киеве. Отец, Исаак Моисеевич Шварцман, был крупным коммерсантом, купцом 1-й гильдии. Выходец из небогатой среды, он создал собственное большое дело - "Мануфактурные склады Исаака Шварцмана". Отличался незаурядным знанием древнееврейской письменности и пользовался авторитетом в еврейской общине. Сын, однако, остался чужд всем этим интересам отца.

Торгово-финансовые дела отца на протяжении долгих лет были мучительной "кармой" Шестова. В 12 лет он был похищен анархистской организацией, в течение полугода тщетно ожидавшей за него выкупа от отца Шестова, затем, уже став известным писателем, был вынужден изо дня в день сидеть за счетами и вплоть до самой революции разбирать денежные тяжбы между многочисленными членами семейного клана.

Обучение Шестов начал в Киеве, но заканчивал гимназию в Москве В 1884 году поступил на физико-математический факультет Московского университета, затем перешел на юридический факультет, один семестр учился в Берлине, окончил университет уже в Киеве. Диссертация его "О положении рабочего класса в России" была запрещена к печати цензурой. Так, не став доктором юриспруденции, Шестов был записан в сословие адвокатов, хотя и ни разу не выступил на адвокатском поприще.

По окончании университета, в 1890-1891 годах, проходил военную службу как вольноопределяющийся, затем недолго был помощником присяжного поверенного в Москве. В1891 году Шестов вернулся в Киев, чтобы помочь отцу. Это был период интенсивных литературных и философских занятий, первых литературных опытов, углубленного изучения В. Шекспира, оказавшего на Шестова большое влияние. В киевских газетах публикуются его критические заметки о Шекспире и Вл. Соловьеве, а также ряд статей по финансовым и экономическим вопросам.

Шестов участвовал в торговом деле отца до конца 1895 года, когда заболел острым нервным расстройством, вызванным, вероятно, гнетущей атмосферой предприятия. Это было время глубочайшего отчаяния Льва Исааковича, его внутренней катастрофы. В1896 году он отправился за границу для лечения, побывал в Вене, Карлсбаде, Берлине, Мюнхене, Париже Наконец, в начале 1897 года переехал из Берлина в Рим.

В ресторане его настигла русская студенческая экскурсия. Разговорились, и он, как прибывший ранее, в течение двух дней служил ей гидом. Какая-то трагическая черта в его лице поразила курсистку-медичку Анну, и, когда ее товарищи отправились дальше, она осталась сиделкой, поддержкой никому не известного молодого еврея. Вероятно, она и вправду уберегла Шестова, но, может быть, и позже не раз ее спокойствие, трезвость и самоотвержение служили ему опорой.

В феврале Лев Исаакович Шестов и православная русская девушка Анна Елеазаровна Березовская поженились. Религиозная нетерпимость отца заставила долгие годы хранить этот брак в тайне и препятствовала возвращению семьи Шестова в Россию. В течение 10 лет Шестовы жили врозь, в разных городах, чтобы скрыть брак от родителей. Отец Шестова, видимо, так и не узнал о нем, а матери он признался после смерти отца. По русским законам брак этот был недействительным, а дети, рожденные в нем, - незаконнорожденными.

В 1897 году у Шестовых родилась дочь Татьяна, в 1900-м - Наталья. С согласия отца дети были крещены. Только осенью 1908 года Шестов воссоединился с семьей. Но вернемся к его творческой жизни. В 1897 году Лев Шестов оканчивает первую книгу "Шекспир и его критик Брандес" (1898) и приступает к работе над книгой "Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше. Философия и проповедь" (1899). Обе книги остались почти незамеченными критикой Шестов не ставит социальных вопросов, его занимают прежде всего проблемы этические и метафизические. Именно поэтому он и восстает в своей первой книге против позитивистско-обывательского толкования Шекспира датским критиком Г. Брандесом.

Шестова возмущает, что "Брандес не слышит, как "распалась связь времен", и потому Шекспир не мешает ему спать. Отсюда моралистическое безвкусие по отношению к трагической глубине жизни "мы чувствуем с Гамлетом", "мы испытываем с Шекспиром". Если для Шекспира ужас и катастрофичность человеческого существования вели либо к пробуждению, либо к смерти, то для Брандеса это только повод поговорить о "художественных" и "моральных" достоинствах литературы.

Еще сильнее протест против обожествления морали выражен во второй книге Шестова. Автор пережил философскую драму Ф. Ницше как "потрясение", "внутренний переворот", "я чувствовал, что мир совершенно опрокидывался", - вспоминал он впоследствии. "Добро - братская любовь, - мы знаем теперь из опыта Ницше, - не есть Бог". "Горе тем любящим, у которых нет ничего выше сострадания". "Ницше открыл путь. Нужно искать того, что выше сострадания, выше добра. Нужно искать Бога".

Этот тезис остается основополагающим в дальнейшем творчестве Льва Шестова. Все последующие его статьи и книги одушевлены одной всепоглощающей страстью - борьбой с идолами философии, морали, религии или науки, претендующими на место последнего судии. Правда, вначале борьба эта ведется Шестовым в русле романтической эстетики. Однако, в отличие от романтиков или символистов, Шестов не признает никакой скрытой "истинной сущности", будто бы таящейся под "корою вещества" или "покровами обыденности". Выявление первооснов человеческого существования означает для него не удвоение мира на ложное "здесь" и истинное "там", но бесстрашное обнаружение катастрофической алогичности, бессмысленности, абсурдности господствующего порядка вещей, основанного на рационалистическом и сциентистском миропонимании.

В 1901 году Сергей Дягилев предложил Шестову сотрудничество в журнале русских модернистов "Мир искусства". С этого времени начинается сближение Шестова с петербургскими и киевскими литераторами, философами, проповедниками "нового религиозного сознания" - Д. Мережковским, З. Гиппиус, В. Розановым, А. Ремизовым, Н. Бердяевым, С. Булгаковым, Г. Челпановым. Шестов публикует свои статьи в редактируемых ими журналах или сборниках, одна за другой выходят его книги "Достоевский и Ницше (Философия трагедии)" (1903), "Апофеоз беспочвенности (Опыт адогматического мышления)" (1905), "Начала и концы" (1908), "Великие кануны" (1911).

В это первое десятилетие творческой деятельности Шестов не отделяет литературной критики от философии. Призвание писателя и призвание мыслителя для него совпадают Шекспир, Ницше, Ибсен, Достоевский, Толстой для него не только великие художники, но и учители жизни, проводники в мир неразгаданных откровений о концах и началах человеческого бытия. В диалоге с ними и складывается собственный метод Шестова, заменивший ему ненавистную диалектику ("диалектика властна только над общими понятиями и не может уследить за волнующейся, капризной жизнью"), этот метод - "странствование по душам" диалогическое проживание "чужого слова", затронутость которым уже сама по себе порождает бесконечный спектр взаимоотношений с авторским словом.

Одна из лучших работ этого периода - статья "Творчество из ничего" (1905), посвященная А. П. Чехову . В противовес общепринятому взгляду на Чехова как на "мягкого, нежного лирика", "поэта сумеречных настроений" и "певца хмурых людей" - Шестов характеризует Чехова как писателя беспощадного и признает у него "удивительное искусство одним прикосновением, даже дыханием, взглядом убивать все, чем живут и гордятся люди". Книгой "Великие кануны" (1911) заканчивается первый - "литературно-критический" - период творчества Льва Шестова.

В 1898-1902 годах Шестов жил в Берлине, Италии, Швейцарии, наезжая на время в Петербург и Киев. В ноябре 1903 года из-за болезни отца вернулся в Киев, где вел семейные дела. Осенью 1908 года Лев Шестов поселился с семьей во Фрейбурге (Германия), с марта 1910-го он жил, главным образом, в Швейцарии, в маленьком городке Коппе на берегу Женевского озера, занимаясь классической европейской философией и богословием. Здесь Шестов открыл для себя нового героя - Мартина Лютера, изучал труды средневековых мистиков и схоластов, многотомные немецкие истории догматических учений, средневековой церкви, лютеранства, в этот период практически не писал.

В 1913 году он начал работу над новой книгой - "Sola Fide" ("Только верою"), однако не успел ее закончить в связи с началом первой мировой войны вынужден был вернуться в Россию (начатая рукопись осталась за границей, в 1920 году, уже находясь в эмиграции, Шестову удалось ее получить, частично главы из этой рукописи и высказанные в ней идеи вошли в другие его книги или были опубликованы отдельно, а целиком рукопись "Sola Fide" была издана уже после смерти мыслителя, в Париже в 1966-м).

Летом 1914 года Шестовы возвращаются в Россию и поселяются в Москве на Плющихе. Теперь он часто выступает в литературных и философских обществах, поддерживает дружбу с Вяч. Ивановым, М. Гершензоном, Н. Бердяевым, С. Булгаковым, сестрами Герцык, Г. Челпановым, Г. Шпетом. Его статьи печатают журналы "Русская Мысль", "Вопросы философии и психологии". Октябрьскую революцию Шестов не принял и не понял (его брошюра 1920 года "Что такое большевизм" - единственное, что было написано им на эту тему, - оттолкнула своей близорукой беспомощностью и тривиальностью суждений даже поклонников его таланта).

После гибели на фронте единственного сына в июне 1918 года Шестов переезжает в Киев, где читает курс "История древней философии" в Народном университете, а также выступает с докладами и публичными лекциями. В октябре 1919 года семья из Киева перебралась в Ялту в надежде выехать оттуда за границу. По ходатайству Булгакова и профессора Киевской духовной академии И. Четверикова, а также благодаря широкой известности своих трудов Шестов был зачислен приват-доцентом Таврического университета. Однако уже в начале 1920 года вместе с семьей он выехал из Ялты в Севастополь, оттуда - в Константинополь, а затем через Италию в Париж.

Парижский период - самый продуктивный в творческой судьбе Льва Шестова. Он много и интенсивно работает ведет курс в Сорбонне по русской религиозной философии, выступает с докладами и лекциями, публикует статьи в крупнейших французских журналах, принимает деятельное участие в изданиях и переводах своих книг. В эти годы он лично знакомится с "властителями дум" нашего века - Т. Манном, А. Жидом, М. Бубером, А. Эйнштейном, Э. Гуссерлем, М. Хайдеггером, Л. Леви-Брюлем, М. Шелером, А. Мальро.

В Париже были написаны важнейшие книги Шестова "На весах Иова (Странствования по душам)" (1929), "Киркегард и экзистенциальная философия" (по-французски в 1936 году, первое русское издание появилось посмертно, в 1939 году), "Афины и Иерусалим" (французский и немецкий переводы вышли в 1938 году, первое русское издание в 1951-м). И хотя главное в этих книгах - фундаментальная философская проблематика, Шестов остается и в них верен темам, избранным в начале его литературного пути. Для него по-прежнему важен его исходный, всю жизнь терзавший его вопрос к чему пришли мы вместе со всей нашей новоевропейской цивилизацией, к чему мы идем?". Пока было весело, причина и следствие все объясняли, с ними было лучше, чем с Богом, ибо они никогда не корили. Но каково жить с ними в горе? Когда несчастия, одно за другим, обрушиваются на человека, когда бедность, болезни, обиды сменяют богатство, здоровье, власть? Каково Иову, покрытому струпьями, лежать на навозе, с страшными воспоминаниями о гибели всех близких?".

Этот отрывок - из первой книги Шестова "Шекспир и его критик Брандес". Книга "На весах Иова", написанная тридцать лет спустя, не столько ответ, сколько "исповедание веры" современного Иова, так и не примирившегося с утешениями и обещаниями жрецов Разума, Морали и Прогресса. В центре этого исповедания - убежденность Шестова, подкрепленная свидетельствами Плотина, Паскаля, Достоевского, Толстого, что путь, которым мы все идем и которым ребячливо гордимся, есть путь рабства и смерти, а не путь свободы и жизни. Этот путь начался в Афинах, провозгласивших верховную власть умозрительных истин, и уже далеко увел нас от Иерусалима, с его дерзновенной верой в возможность невозможного.

Современный человек, как и вся наша цивилизация, не в силах признаться, что он находится в рабстве у обожествленного разума, тиранически господствующего над жизнью, - в рабстве у научного мышления, у "всеобщих и необходимых истин" (не важно, истины ли это идеализма, материализма или атеизма). У "объективных" законов и безличных моральных принципов. Высшее достижение человека - беспрекословная покорность законам самодержавного разума и порожденной разумом морали. Ведь именно разум - и только он один - определяет истинную границу между действительностью и мечтой, между добром и злом, должным и недолжным.

"Даже сам Бог, если он хочет получить предикат бытия, должен обратиться за ним к разуму. И разум, быть может, ему этот предикат и пожалует, а может быть, и даже вернее всего, откажет". Вот почему напрасно ждать помощи от философии и философов сегодняшнему Иову. Его страдания, крики, проклятия для них лишь единичный "частный случай", ничего не меняющий во всеобщих законах мироздания, с математической точностью установленных разумом.

Два всегда больше одного. Один плюс один - два. И, если современный Иов все-таки упорствует, отказываясь преклониться перед этими незыблемыми истинами, если он утверждает, что один и один только в математике равняется постоянно двум, а в действительности бывает и так, что равняется и трем, и пяти, и нулю, если он будет продолжать проклинать и вопить о своей "человеческой, слишком человеческой" правоте, тогда, быть может, и его "вопли философ будет исследовать с тем же равнодушием и спокойствием, с каким он исследует перпендикуляры, плоскости, круги".

В 1928 году, по совету философа Эдмунда Гуссерля, Шестов начинает изучать творчество датского мыслителя Серена Кьеркегора (Шестов называет его Киркегардом), - предтечу "экзистенциальной философии" XX века. Поразительное совпадение важнейших исходных позиций, пути конечных выводов Шестова с идеями Кьеркегора, восставшего против умозрительной философии Гегеля и также обратившегося за поддержкой к "частному мыслителю Иову", - все это помогло Шестову еще острее сформулировать свои идеи.

Теперь главным словом, опорным символом для него становится слово "вера", "свобода от всех страхов, свобода от принуждения", "безумная борьба человека за невозможное, борьба и преодоление невозможного".

Во Франции Шестов прожил до конца своих дней. До 1930-го жил в Париже, в 1930-1938 годах - в парижском предместье, где вел очень замкнутую жизнь. С июня 1921 года Шестов стал членом Русской академической группы.

В феврале 1922 года он был назначен преподавателем (1 час в неделю) историко-филологического факультета Русского отдела Института славяноведения при Парижском университете. Здесь Шестов почти 16 лет читал свободные курсы по философии ("свободные" - потому что всегда читал и говорил только о тех проблемах философии, которые занимали его в данный момент). "Русская философия XIX столетия", "Философские идеи Достоевского и Паскаля", "Основные идеи древней философии", "Русская и европейская философская мысль", "Владимир Соловьев и религиозная философия", "Достоевский и Кьеркегор", "Религиозно-философские идеи Толстого и Достоевского". В эти годы произведения Шестова публиковались в переводах на европейские языки, он выступал с публичными лекциями и докладами в Германии и Франции, в 1936 году по приглашению культурного отдела рабочей федерации посетил Палестину, читал лекции в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе.

Репутация Шестова в среде французских интеллектуалов была очень высока. С 1925 года он являлся членом президиума Ницшевского общества, членом Кантовского общества. В декабре 1937 года Лев Исаакович тяжело заболел (кишечное кровотечение), после выздоровления силы восстановить полностью не смог и вскоре прекратил чтение лекций. В октябре 1938 года Шестов заболел бронхитом, который перешел в туберкулез. Умер мыслитель 20 ноября в клинике Буало, похоронен на Новом кладбище в Булони, предместье Парижа, в фамильном склепе.

Шестов - один из самых своеобразных мыслителей начала XX века, предвосхитивший основные идеи позднейшего экзистенциализма. По свидетельству людей, близко знавших Шестова, писать он не любил, вынашивал свои мысли в уединенных прогулках и только после этого заставлял себя "закрепить" их на бумаге; язык его произведений отличается классической простотой, точностью и эмоциональностью.

Главная тема философии Шестова - трагизм индивидуального человеческого существования, переживание безнадежности Шестов отвергает возможность рационального достоверного суждения о смысле мироздания, не верит логике как единственному способу познания окружающего и пытается найти другие формы проникновения в тайны мира. Знание рассматривается им как источник грехопадения человеческого рода, подпавшего под власть "бездушных и необходимых истин" и утратившего свободу. Человек - жертва законов разума и морали, жертва универсального и общеобязательного Шестов восстает против диктата разума над сферой жизненных переживаний, борется за личность против власти общего, за индивидуально-неповторимое. Освобождения от оков необходимости, от законов логики и морали Шестов ищет в Боге, он хочет вернуться в рай, к подлинной жизни, которая находится по ту сторону познанного добра и зла. По существу основная тема размышления Шестова - конфликт библейского откровения и греческой философии. Вера дает ему возможность прорыва к тайнам мира и их постижению.

* * *
Вы читали биографию философа, факты его жизни и основные идеи его философии. Эту биографическую статью можно использовать, как доклад (реферат, сочинение или конспект)
Если вас интересуют биографии и учения других (русских и зарубежных) философов, то читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого великого философа (мыслителя, мудреца).
В основном, наш сайт (блог, сборник текстов) посвящён философу Фридриху Ницше (его идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано и нельзя понять одного философа, совсем не читая тех мыслителей, которые жили и философствовали до него...
... Век XIX - век философов революционеров. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Артур Шопенгауэр, Кьеркегор, Фридрих Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются представителями нигилизма (философии отрицания)... В XX веке среди философских учений можно выделить - экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия (по мнению Бердяева) начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе русский философ - Владимир Соловьев. Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее читаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright:

Комплект тестовых заданий по дисциплине «Основы философии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и рабочей программы 2008 г., предназначен для студентов третьего курса очной формы обучения по специальностям 110301 Механизация сельского хозяйства, 190604 ТО и ремонт автомобильного транспорта и второго курса по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Тестовые задания приведены по всем темам программы и могут быть использованы для текущего, рубежного и итогового контроля на остаточные

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка…………………………………………………………...…4

1. Общие положения……………………………………………………………...…5

1.1. Информация о количестве тестовых заданий……………………..……5

1.2. Критерии оценки…………………………………………………...…….5

1.3. Инструкция к выполнению тестовых заданий…………………...…….5

1.4. Список литературы для подготовки к тестированию………………….6

2. Тестовые задания

2.1. Тестовые задания по теме «Философия, ее смысл, функции и роли»..6

Ключи………………………………………………………………….….6

2.2. Тестовые задания по теме «Философия античного мира и средних веков»…………………………………………………………………………..7

Ключи…………………………………………………………………..…7

2.3. Тестовые задания по теме «Философия нового и новейшего времени»……………………………………………………………………….7

Ключи………………………………………………………………….….9

2.4. Тестовые задания по теме «Человек – как главная философская проблема»…………………………………………………………………….9

Ключи…………………………………………………………………....10

2.5. Тестовые задания по теме «Проблема сознания»………………….....10

Ключи……………………………………………………………………10

2.6. Тестовые задания по теме «Учение о познании»…………………..…11

2.7. Тестовые задания по теме «Философия и научная картина мира»………………………………………………………………………....11

Ключи……………………………………………………………………11

2.8. Тестовые задания по теме «Философия и религия»……………….....11

Ключи……………………………………………………………………12

2.9. Тестовые задания по теме «Философия и искусство»……………..…12

2.10. Тестовые задания по теме «Философия и история»……………...…12

Ключи…………………………………………………………………....12

2.11. Тестовые задания по теме «Философия и культура»………………..12

2.12. Тестовые задания по теме «Философия и глобальные проблемы современности»…………………………………………………………...…13

Ключи……………………………………………………………………13

Список литературы…………………………………………………………………13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Комплект тестовых заданий по дисциплине «Основы философии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и рабочей программы 2008 г., предназначен для студентов третьего курса очной формы обучения по специальностям 110301 Механизация сельского хозяйства, 190604 ТО и ремонт автомобильного транспорта и второго курса по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Тестовые задания приведены по всем темам программы и могут быть использованы для текущего, рубежного и итогового контроля на остаточные знания.

Задания составлены из вопросов, проверяющих знания студентами основных философских понятий, учений разных философов и философских проблем. Тестовые задания направлены на повторение изученного материала, проверку умений характеризовать философские понятия, выявлять специфику различных философских учений. Уровень сложности вопросов варьируется от элементарного (знание основной терминологии) до требующих системных знаний по дисциплине.

Все задания являются тестами закрытого типа: к ним даются готовые варианты ответов, из которых нужно выбрать один правильный и занести в бланк ответов.

В комплекте приводятся данные о количестве тестовых заданий по каждой теме, рекомендации для студентов по их выполнению, оценочная шкала, ключи к тестам.

Работа с комплектом тестовых заданий даст возможность студенту повторить ранее изученный материал, проверить себя, преподавателю – подготовить первокурсников к зачету, организовав итоговое повторение.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Информация о количестве тестовых заданий

Наименование темы

(в соответствии с рабочей программой)

Кол-во часов по учебному плану

Порядковые номера заданий

Общее количество заданий

1. Философия, ее смысл, функции и роли.

2. Философия античного мира и средних веков.

3. Философия нового и новейшего времени.

4. Человек – как главная философская проблема.

5. Проблема сознания.

6. Учение о познании.

7. Философия и научная картина мира.

8. Философия и религия.

9. Философия и искусство.

10. Философия и история.

11. Философия и культура.

12. Философия и глобальные проблемы современности.

Всего

  1. Критерии оценки тестовых заданий
  1. Инструкция к выполнению тестовых заданий

К каждому тестовому заданию дается четыре варианта ответа, один из которых – правильный.

Внимательно прочитайте тестовое задание и проанализируйте варианты ответов. Выбранный вами ответ укажите в бланке ответов в соответствии с номером задания (1-б, 2-а, 3-в и т. д.).

Для экономии времени при выполнении заданий пропускайте те из них, которые вызывают у вас затруднение. К ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

  1. Список литературы для подготовки к тестированию

Основная:

Дополнительная:

2. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

2.1. Тестовые задания по теме «Философия, ее смысл, функции и роли»

Задание № 1

Вопрос: Термин «философия» в переводе с греческого означает:

Варианты ответов:

а) умение размышлять;

б) накопление знаний;

в) любовь к мудрости;

г) размышления о жизни.

Ключи

2.2. Тестовые задания по теме «Философия античного мира и средних веков»

Задание №2

Вопрос: Древнегреческий философ, первый употребивший термин «философия»:

Варианты ответов:

а) Пифагор;

б) Платон;

в) Гераклит;

г) Аристотель.

Задание № 3

Вопрос: «Я знаю, что ничего не знаю» - автор афоризма, древнегреческий философ:

Варианты ответов:

а) Эпикур;

б) Фалес;

в) Сократ;

г) Диоген.

Задание №4

Вопрос: Характерная черта средневековой философии:

Варианты ответов:

а) опиралась на научные знания;

б) допускала синтез науки и религии;

в) представляла религиозную картину мира;

г) опиралась на мифологические представления.

Задание № 5

Вопрос: Средневековые философы считали, что первопричиной всего является:

Варианты ответов:

а) огонь;

б) Бог;

в) вода;

г) воздух.

Ключи

2.3. Тестовые задания по теме «Философия нового и новейшего времени»

Задание № 6

Вопрос: Термин «гуманизм» происходит от латинского Humanus, что означает :

Варианты ответов:

а) божественный;

б) природный;

в) человеческий;

г) животный.

Задание № 7

Вопрос: Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:

Варианты ответов:

а) формирование наук, в первую очередь естественных ;

б) развитие протестантизма;

в) становление абсолютной монархии;

г) подъем революционного движения.

Задание № 8

Вопрос: Разум рассматривается в качестве существенного свойства человека в философии:

Варианты ответов:

а) Нового времени;

б) Возрождения;

в) Средневековья;

г) Античности.

Задание № 9

Вопрос: Направление в философии, связанное с именем Фрейда:

Варианты ответов:

а) религиозная философия;

б) объективный идеализм;

в) психоанализ;

г) философия жизни.

Задание №10

Вопрос: Направление философии XX века, являющееся материалистическим:

Варианты ответов:

а) объективный идеализм;

б) экзистенционализм;

в) марксизм;

г) психоанализ.

Задание № 11

Вопрос: Родоначальник немецкой классической философии:

Варианты ответов:

а) Г. Гегель;

б) Ф. Ницше;

в) З Фрейд;

г) И. Кант .

Ключи

2.4. Тестовые задания по теме «Человек - как главная философская проблема»

Задание № 12

Вопрос: Что означает понятие «антропогенез»:

Варианты ответов:

а) процесс возникновения и становления человека;

б) раздел философии о человеке;

в) совокупность генетических признаков человека;

г) соответствие термину «человеческий ген».

Задание №13

Вопрос: По мнению Л. Шестова, человек произошел от:

Варианты ответов:

а) Бога;

б) обезьяны;

в) имеет инопланетные корни;

г) часть людей от обезьяны, часть – от Адама.

Задание № 14

Вопрос: Признание ценности и значения человека характерно для:

Варианты ответов:

а) эгоизма;

б) гуманизма;

в) либерализма;

г) эвдемонизма.

Задание № 15

Вопрос: Философ, разработавший тезис, что «человек развился лишь до состояния супершимпанзе»:

Варианты ответов:

а) Л. Шестов;

б) Л. Мамфорд;

в) Ф. Ницше;

г) И. Кант.

Задание № 16

Вопрос: Отличительной особенностью философии фрейдизма (психоанализа) в трактовке человеческого поведения можно назвать:

Варианты ответов:

а) упор на экономические факторы цивилизации;

б) изучение взаимоотношений между стимулами внешней среды и реакцией на них человека;

в) стремление человека к познавательной деятельности;

г) придание большого значения половому инстинкту.

Ключи

2.5. Тестовые задания по теме «Проблема сознания»

Задание № 17

Вопрос: По своей сущности сознание является:

Варианты ответов:

а) идеальным;

б) материальным;

в) трансцендентальным;

г) биологическим.

Задание № 18

Вопрос: Осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения называется :

Варианты ответов:

а) память;

б) внимание;

в) психика;

г) самосознание.

Задание № 19

Вопрос: Один из элементов, который выделял З. Фрейд в структуре психики человека:

Варианты ответов:

а) надсознательное;

б) бессознательное;

в) постсознательное;

г) автосознательное.

Ключи

2.6. Тестовые задания по теме «Учение о познании»

Задание № 20

Вопрос: Первая посылка сенсуализма состоит в том, что единственный источник наших знаний - это:

Варианты ответов:

а) воображение;

б) фантазия;

в) представления;

г) ощущение.

Задание № 21

Вопрос: Объективная истина - это знание:

Варианты ответов:

а) достоверное, не зависящее от мнений и пристрастий людей;

б) нацеленное на практический результат;

в) разделяемое большинством людей;

г) раскрывающее смысл жизни.

Ключи

2.8. Тестовые задания по теме «Философия и религия»

Задание № 23

Вопрос: Основной вопрос религиозной философии:

Вопрос: Часть человеческого окружения, созданная самими людьми:

Варианты ответов:

а) Вселенная;

б) Космос;

в) биосфера;

г) культура.

Ключи

  1. Тестовые задания по теме «Философия и глобальные проблемы современности»

Задание №27

Вопрос: Вид энергии, являющийся наиболее эффективным и экологически чистым для выживания и прогресса человечества :

Варианты ответов:

а) невозобновимые ресурсы (уголь, нефть, газ, древесина) ;

б) возобновимые ресурсы (энергия солнца, ветра) ;

в) гидроэлектрическая энергия ;

г) атомная энергия.

Задание № 28

Вопрос: Проблемы сохранения мира, демографии и экологии носят название:

Варианты ответов:

а) локальные;

б) национальные;

в) континентальные;

г) глобальные .

Ключи

Список литературы

Основная:

  1. Губин, В. Д. Основы философии [Текст] : учебное пособие / В. Д. Губин. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. – 288 с. (Профессиональное образование).
  2. Канке, В. А. Основы философии [Текст] : учебник для студентов средних специальных учебных заведений / В. А. Канке. – М. : Логос, 2002. – 288 с.

Дополнительная:

  1. Мир философии: Исходные философские проблемы, понятия и принципы [Текст] : книга для чтения. В 2-х частях. Ч. 1. – М. : Политиздат, 1991. – 672 с.
  2. Мир философии. Человек. Общество. Культура [Текст] : книга для чтения. Ч. 2. – М. : Политиздат, 1991. – 624 с.
  3. Основы философии в вопросах и ответах [Текст] / под ред. Е. Е. Несмеянова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 608 с.
  4. Радугин, А. А. Философия [Текст] : курс лекций / А. А. Радугин. – М. : Центр, 1997. – 272 с.
  5. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о жизни, смерти и бессмертии [Текст] / редкол.: И. Т. Фролов и др.; составитель П. С. Гуревич. – М. : Политиздат, 1991. – 464 с.

Человека и человечество интересовали всегда две сложные проблемы: он сам и окружающий мир.

Западные философы уделяли больше внимания внешнему миру человека, а восточные - внутреннему миру человека.

Первая проблема, связанная с человеком, - это проблема происхождения человека.

Первобытная религия считала, что предки человека в растениях, живот­ных и даже в отдельных частях поверхности земли. В этом состоит смысл одной из древних форм религии - тотемизма .

Позже появляется другие формы религии, объясняющие происхождение человека действием бога.

Такова позиция современной религии. Философская теория основывается на естественнонаучной теории происхождения человека (антропогенез) Дар­вина (19 век). Он первый сформулировал гипотезу происхождения человека от обезь­яны. Выделение человека из мира животных произошло благодаря труду. Именно труд и общение людей в процессе их труда способствовало развитию их речи. Важным фактором становления человека явились нравственные нормы, взаимоотношения людей. Таким образом, труд, членораздельная речь и нравственность стали факторами становления человека.

Многие русские философы также пытались внести свою лепту в разрешение проблемы происхождения человека.

По мнению Льва Шестова, есть 2 гипотезы происхождения человека: библейская и дарвиновская. Библейская, полагал он, более правдоподобна: об этом свидетельствует неутомимая тоска и вечная жажда человека, его вечное неумение найти на земле то что нужно. Но на свете очень много людей которые произошли от обезьяны, сумевших по – обезьяньи приспособиться к жизни. Из этого следует, что и Дарвин, и Библия правы. Часть людей произошли от согрешившего Адама, чувствуют в своей крови грех предков, мучаются им, а другие – от не согрешившей обезьяны, их совесть спокойна, они не терзаются и не мучаются.

Немецкий философ Фридрих Ницше считал, что человек вообще ещё не возник, в массе своей он ещё остаётся супершимпанзе. Именно «супер», потому что в сравнении с обезьяной он более умный, более хитрый, более ловкий, но всё равно обезьяна.

Как и русские мыслители, Ницше полагал, что теория Дарвина не подтверждается никакими серьёзными фактами. Естественный отбор действительно способствует выживанию, но отнюдь не самых лучших и самых значительных особей. В результате естественного отбора никакого прогресса не происходит. Всё яркое, красивое, талантливое вызывает или даже ненависть и погибает. Это особенно характерно для общества, но и в природе творится то же самое. Потомство дают лишь серые, невзрачные индивиды. У гениальных людей вообще редко бывают дети. Яркие люди, сильные и смелые всегда идут вперёд, не боятся рисковать жизнью и потому чаще всего рано погибают.

Единственными представителями истинной человечности являются, согласно Ницше, лишь философы, художники, святые. Только им удалось вырватьсяиз животного мира и жить целиком человеческими интересами.

Профессор, доктор медицинских наук Эрнест Мулдашев утверждает, что первые люди произошли от атлантов, которые жили на затонувшем континенте Атлантида и были пришельцами из космоса.

В 60-е годы 20-ого века появилась так называемая мутационная теория. Около 3-ёх миллионов лет назад в восточной Африке в результате землетрясения произошли разломы земной коры, и обнажились залежи урана. Началась ионизирующая радиация, она отрицательно влияла на всё живое. Началась мутация, в том числе и обезьян, которая привела к появлению человека.

Лев Шестов - псевдоним Льва Исааковича ШварЦмана (1866- 1938). Как и многие другие известные мыслители России, он не при­нял Октябрьскую революцию и в 1919 г. эмигрировал в Европу.

Задачи философии. Задачу философии Шестов видел в том, чтобы «научить человека жить в неизвестности». Он считал, что человек более всего боится неизвестности и прячется от нее за различными догмами. Поэтому философия должна не успокаивать, а смущать людей. Она не­обходима человеку для того, чтобы найти ответы на «проклятые вопро­сы». Под таковыми имеются в виду вопросы смысла жизни, сущности смерти, бытия Бога и бытия с Богом, «в чем мое предназначение?», «какова моя судьба?». В философии и литературе накопилось множест­во готовых ответов на такие вопросы. Но Шестов считал, что принятие любого определенного мировоззрения-ответа является «темницей ищущего духа». Любая система пытается объяснить мир так, чтобы в жизни стало все ясно и понятно. Шестов сомневался в пользе таких объяснений. Он считал, что не может быть ничего ясного и понятного. Все необычайно загадочно и таинственно в мире.

Реальность непостижимого. Шестов выступал против традицион­ной философии. Существует только одна реальность - реальность непостижимого, абсурдного, иррационального, не вмещающегося в разум и знание, противоречащего им, восстающего против логики, против всего, что составляет привычный мир. Наш мир идеализиро-


Раздел VIII Русская философия

ван нами, а потому представления о нем ложны и обманчивы. Эти иллюзии кажутся нам прочными и устойчивыми. Но в любой момент может всплыть непредвиденная реальность. Поскольку созданная нами реальность является иллюзорной, то вновь возникшая реаль­ность может привести к катастрофе привычную жизнь.

Мысли Шестова оказались пророческими: внезапно всплывшая реальность посткоммунистического мира на развалинах СССР оказа­лась для многих его бывших граждан настоящей трагедией.

Шестов отрицал истины разума. Он разочаровался в разуме, пото­му что тот не дает человеку примирения с действительностью и ниче­го не знает о такой вечной тайне, как смерть. Разум пытается успоко­ить человека, но лишь путем обмана, увода его от действительности. И тем не менее человек предпочитает «надежность» разума таинст­венной и парадоксальной свободе веры. Людям нужен не Бог, а га­рантии. Кто в состоянии создать иллюзию этих гарантий, тот и ста­нет для них Богом.

Поиски истины. Шестов считал, что вся история философии - это история искания истины. При этом тому или иному мыслителю мало просто обладать истиной, ему обязательно надо, чтобы это была истина «для всех». При этом Шестов был уверен, что подлинная ис­тина не выводима с помощью логики и, следовательно, противопо­ложна истинам науки и человеческой морали.


Истина не принадлежит миру, она надмирна, сродни чуду и нахо­дится по ту сторону разума. Истина есть Бог. Чудо и загадочность - основополагающие качества бытия, а всякое бытие уже является чудом. Шестов считает, что детей с детства неправильно учат, опро­вергая чудо: «Что, например, понимает современный человек в сло­вах «естественное развитие мира»? Забудьте на одну минуту «школу», и сразу убедитесь, что развитие мира ужасно неестественно: естест­венно было бы, если бы не было ничего - ни мира, ни развития».

Экзистенциальная философия Шестова. Экзистенциальную фило­софию Шестов разработал в позднейший период своего творчества под влиянием работ С. Кьеркегора. В представлении Шестова жизнь - это творчество, непредсказуемость и свобода. Жизнь - это чудо, предо­ставляющее неограниченные возможности. «Живое» - это истинная, настоящая реальность, все, что противоположно покою.

Смерть имеет прямое отношение к человеческому существованию. Она необходима для «оживления» жизни, потому что «чтоб был вели­кий восторг, нужен великий ужас». Одной из основных черт индивиду­ального человеческого существования Шестов считал непостоянство, хотя оно и раздражает окружающих личность людей (в сущности, тоже являющихся непостоянными). Однако именно с ним связаны понятия

Тема 28 Черты русской философии конца ХК - середины XX в

подлинной жизни и свободы. Они позволяют человеку восставать про­тив обыденности и необходимости, допускают его творчество. Только в этом случае человек по-настоящему и начинается.

Творчество, по Шестову - это универсальная характеристика под­линного мира, прерывистость, скачок, в результате которого из ниче­го рождается небывалое, неизвестное. В творчестве существование человека предстает как начало, не имеющее конца.

Министерство науки и образования Украины

Харьковский национальный университет радиоэлектроники

Кафедра Философии

Контрольная работа

на тему: Философия абсурда Льва Шестова

Харьков 2011


Шестов Лев (настоящие имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман) (1866-1938), российский философ и писатель. Родился в Киеве в семье коммерсанта 31 января 1866. В 1884 поступил на математический факультет Московского университета, через год перешел на юридический факультет. Был исключен из университета за участие в политических выступлениях студентов. Завершил образование на юридическом факультете Киевского университета (1889). В дальнейшем Шестов ушел в мир литературной критики и философской эссеистики, и выбор этот оказался окончательным. Он участвовал в Религиозно-философских собраниях в Петербурге, поддерживал отношения с ведущими представителями российского религиозно-философского движения начала века – с Д.С.Мережковским, С.Н.Булгаковым, В.В.Розановым, М.О.Гершензоном и др. Особенно близкие отношения связывали его с Н.А.Бердяевым. С 1895 преимущественно жил за границей (в Швейцарии и Франции). В своей философии, насыщенной парадоксами и афоризмами, Шестов восставал против диктата разума (общезначимых истин) и гнета общеобязательных нравственных норм над суверенной личностью. Традиционной философии он противопоставил «философию трагедии» (в центре которой - абсурдность человеческого существования), а философскому умозрению - откровение, которое даруется всемогущим Богом. Шестов предвосхитил основные идеи экзистенциализма. Основные сочинения: «Апофеоз беспочвенности» (1905), «Умозрение и откровение» (опубликовано в 1964).

Шестов - философ в том же смысле, в каком философами являются Достоевский и Шекспир. Почти все его произведения - это литературные экскурсы в философию. Сам он при этом не пытается вырабатывать какую-либо свою философскую концепцию, не отстаивает какую-либо философскую систему, а старается отстраненно и непредвзято рассматривать чужие философские построения. Девиз произведений Шестова взят из произведения английского философа Вильяма Шекспира: "Нет в мире виноватых! нет! я знаю. Я заступлюсь за всех". Основное в его творчестве - борьба с рационализмом: "человечество помешалось на идее разумного понимания". "Нужно помнить, что истины наука нам дать не может, ибо она по своей природе не хочет и не может искать истины". "Все наводит на мысль, что либо в самом мироздании не все благополучно, либо наши подходы к истине поражены в самом корне каким-то пороком". "Задача философии - научить нас жить в неизвестности".

"Для человека всё возможно!". Такое восклицание вырывалось из уст многих людей. Обычно так говорят, указывая на то, что кто-то сумел победить неизлечимую болезнь, кто-то сумел продержаться без пищи и воды несколько недель в открытом океане, кто-то сохранил доброжелательность и ясность мысли в концлагере. Но даже искренне восхищаясь силой духа и волей к жизни подобных людей мы где-то на периферии сознания понимаем, что наше восклицание лишь красивая метафора, что человеческие возможности ограничены со всех сторон, что человек не свободен в подавляющем большинстве смыслов слова "свобода". Главных смыслов три - физический, метафизический и политический. О свободе в физическом смысле, говорят, имея чаще всего в виду отсутствие физических ограничений для движения тел. Например - свободное падение камня, птиц из клетки выпускают на свободу. Кроме простого движения существует много других процессов, которые определяются естественными законами. Как существо материальное, человек подчиняется всем естественным законам; никто не свободен подпрыгнуть на пять метров, любого человека ждет старение и смерть. Метафизическая свобода характеризует внеприродную сущность человека. С некоторыми оговорками это тоже самое, что и свобода воли. Метафизическая свобода означает способность человека сознательно ставить перед собой любые цели и действовать ради их достижения. Об этой свободе философы спорили испокон веков, в большинстве своём частично её признавая, но и указывая на социальные, культурные, а иногда и трансцендентные её ограничители. И наконец, политическая свобода означает, во-первых, независимость от государственного принуждения и во-вторых - обладание правами человека, которые обеспечивает то же государство. Человек в одиночку может только косвенно повлиять на расширение своей политической свободы. Если человек не хочет считаться с политическими ограничителями свободы, то ему придётся столкнуться с физическими - стенами тюрьмы.

Русский философ Лев Шестов(1866 – 1938) за свою жизнь написал много книг и статей, затронул массу философских и литературных тем. Но конечный результат, сухой остаток его жизни и творчества, можно выразить в короткой фразе: "Для человека всё возможно". Провозгласил Шестов эту свою истину далеко не сразу, его взгляды претерпели сложную эволюцию. И провозгласил он её не совсем в открытой форме, так что из его текстов можно на первый взгляд понять, что это Богу всё возможно.

Основу философии Льва Шестова в начале его творческого пути составляло ощущение трагизма человеческого существования. Еще в первой своей книге "Шекспир и его критик Брандес" он говорит о фатальной роли случая в человеческой жизни. По его собственным словам тогда он еще стоял "на точке зрения морали", и держался мнения, что случайности и страдания способствуют нравственному рождению и росту. Но вскоре он разочаровался в каком бы то ни было позитивном смысле страданий. В течение последующих пятнадцати лет Шестов пишет книги и статьи, основным фоном которых при всём литературном мастерстве будет чувство отчаяния и безвыходности. Человек по своей природе существо ограниченное по своим силам и возможностям, а потому трагическое, и выхода никакого нет. Но основная тема его первых книг - не описание человека и его трагедии, а критика всех тех культурных и социальных фетишей, которые призваны дезавуировать трагизм человеческого существования.

Первую атаку Шестов начинает против нравственного идеализма, а именно добра в том его виде, когда оно перестало быть нравственной категорией, а стало неким идолом, который требует себе служения. Его книга "Добро в учении гр. Толстого и Ницше" увидела свет в 1899 году. Шестов в ней стремиться показать, что служение добру как идеалу не приносит ни счастья ни душевного покоя ни самому человеку, который сделал это своим жизненным кредо, ни окружающим его людям. Эти заключения делаются путём сравнения жизненного и творческого пути Толстого и Ницше. Обозревая первый период творчества Толстого, Шестов обращается к образу Левина в "Анне Карениной". Левин, когда стремился делать добро человечеству, России, всей деревне, то "мысли об этом были приятны, но самая деятельность всегда была нескладная и сходила на нет. "Когда же Левин стал более и более ограничиваться жизнью для себя "он увидел, что дело спорится гораздо лучше, и что, хотя он и не ищет добра, а ищет своего счастия, то тем не менее, или, вернее, именно поэтому его жизнь не только не бессмысленна, как была прежде, но имеет несомненный смысл добра". "Добру нужно зло как объект мщения, а добрым людям - злые люди, которых можно призвать к суду, хотя бы к воображаемому суду совести". Вера в добро "Ведет обязательно к стремлению уничтожать, душить, давить других людей во имя какого-либо принципа, который выставляется обязательным, хотя сам по себе он в большей или меньшей мере чужд и не нужен ни его защитнику, ни людям". Причина имморализма Ницше и есть, по Шестову, неприятие служения добру как идеалу, добру как добру самому по себе. "Ницше был и остался до конца своей жизни нравственным человеком в полном смысле этого слова". "Ни пьянства, ни разврата, ни дуэлей у него не было. Он служил "добру". И добро сыграло над ним коварную шутку. Пока он был молод, силён, здоров, пока он мог обойтись и без утешения добра, и добро приносило ему свои дары. Когда же всё у него было отнято, когда он остался один, и добро, как неверный друг покинуло его". "Ницше был первым из философов, который осмелился прямо и открыто протестовать против исключительной требовательности добра, желавшего, чтоб, вопреки всему бесконечному разнообразию действительной жизни, люди признавали его "началом и концом всего", как говорит гр. Толстой".

Через много лет Шестов провозгласит, что для человека всё возможно. Но в этот период жизни весь пафос его обличений добра, а в следующих книгах - разума, имеет в своей основе открывшуюся ему истину о том, что для человека ничего не возможно. "Мир - сам по себе, человек - сам по себе, как случайно выброшенная на поверхность океана щепка. Мечтать о том, что океан или кто-нибудь еще более могучий, чем океан, станет думать о судьбе этой щепки - нелепо". Добро и разум не дают никакой опоры. Некоторую опору он увидел в формуле Ницше - amor fati, любовь к судьбе, по-своему переосмыслив её. "В жизни есть зло - стало быть, нельзя его отрицать, проклинать, отрицания и проклятия бессильны. Самое страстное негодующее слово не может и мухи убить. Нужно выбирать между ролью нравственного обличителя, имеющего против себя весь мир, всю жизнь, и любовью к судьбе, т. е. жизни, какой она является на самом деле, какой она была от века, какой она будет всегда". "Любовь к судьбе, т. е. жизни" есть не что иное, как покорность судьбе. Под знаком такого настроения будут написаны следующие две книги Шестова.

Шестов подтверждает приверженность принципу "amor fati" ,не видит способа преодолеть трагизм никаким способом. Он пишет о Достоевском "Из каторги он вынес убеждение, что задача человека не в том, чтоб плакать над Макаром Девушкиным и мечтать о таком будущем, когда никто никого уже не будет обижать, а все устроятся спокойно радостно и приятно, а в том, чтобы уметь принять действительность со всеми её ужасами". И далее "Трагедии из жизни не изгонят никакие общественные переустройства, и, по-видимому, настало время не отрицать страдания, как некую фиктивную действительность, от которой можно, как крестом от чёрта, избавиться магическим словом "её не должно быть", а принять их, признать, быть может, наконец, понять".