Open
Close

Русская духовность – это духовное измерение русского человека и русского народа. Русская национальная идея

Русская философия и педагогика взаимообусловили существование друг друга. Русскую педагогику и русскую философию во многом объединяет то обстоятельство, что одним из краеугольных камней русского национального воспитания являлось религиозно-духовное начало. Так, русский педагог второй половины XIX столетия М. Олесницкий писал: "Только в христианстве указан истинный, совершенный именно идеал личности, то есть понятие о человеке... Этот идеал личности раскрывается современной христианской этикой..." [1 ]. Со своей стороны, видный русский философ П.Д. Юркевич примерно в то же время утверждал, что истинная народная школа должна иметь "твердую почву", под которой он имел в виду нравственно-религиозное духовное воспитание. Центральное место в этом воспитании отводится "Закону Божию", воспитывающему "не тем, что он заучивается, но тем, что он из круга жизненных явлений выделяет, возвышает... основы и начала нашей человечности" .

К концу XIX столетия в России сложилась достаточно стройная система философии православного воспитания, где основной акцент делается на духовности. В то же время не отрицается необходимость развития всех сторон человеческого бытия - тела, ума, чувства, воли, духа. В целом же православная философско-педагогическая традиция понимает воспитание и образование как "обожение", восстановление образа Божия в человеке. Однако массовая школьная практика в России далеко не в полной мере следовала такому пониманию воспитания и образования. Действительность разрушала данное свыше людям представление о воспитании и образовании как средстве восстановления в человеке "нераздельного и неслиянного единства Божественного и человеческого" (Е.Н. Трубецкой).

Иван Александрович Ильин - крупнейший представитель философии русского национального воспитания - не без оснований считал, что образование в России ограничивалось лишь проблемами памяти и практическими умениями и совсем самоустранилось от проблем внутренней, духовной жизни человека. С болью о судьбе русского образования он замечал: "образование не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, - и начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей; и что формальная "образованность" вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации" .

Проблема образования без воспитания в наше время дополняется проблемой образования без образования. Звучит парадоксально, однако.... В рамках современной господствующей парадигмы компетентностного образования допускается позиция, согласно которой компетентностный человек - это не обязательно образованный человек. Главное качество компетентностного человека - быть востребованным, а, следовательно, успешным. Человек компетентностный - это, выражаясь словами Э. Фромма, человек рыночной ориентации, рассматривающий свои силы и возможности как товар, отчужденный от него. Такой человек с полным основанием может сказать: "Я таков, каким вы хотите меня видеть". Его успешность в большей мере обусловлена его потребительской стоимостью, которая зависит от того, как он сумеет себя показать - насколько он окажется приветливым, элегантно одетым, будет ли он бодр, крепок, агрессивен, надежен, честолюбив и т.п. На выявление и формирование подобных качеств направлена деятельность психологов и педагогов. Так, большинство тестов измеряют способности не столько разума и понимания, сколько быстрой психической адаптации к заданной ситуации. К услугам человека рынка, где люди взаимодействуют уже не как личности, но как взаимозаменяемые товары, имеется соответствующая система образования, в которой со школы и до аспирантуры цель обучения состоит в том, чтобы приобретать как можно больше информации, наиболее полезной для ориентации в рыночной ситуации. "Не интерес к изучаемому предмету, не заинтересованность в познании как таковом, а повышение размера меновой стоимости, обеспеченное знанием, - главное побуждение к получению образования" . Ну, как не привести здесь слова К. Маркса о том, что при капитализме даже знания отпускаются в той мере, в какой необходимо для трудовых функций.

Компетентностное образование - результат обездуховления образования - в своих наиболее крайних проявлениях выражает собой тупиковую ветвь развития педагогики. В этом случае оно рассчитано, разве, на неандертальцев, но не на человека. Или на обезьян. Как тонко замечает видный психолог А.Г. Асмолов, практический интеллект, на который хотят нацелить под видом компетентностного подхода развитие образования в разных странах мира, опирается на очень хорошие зоопсихологические предпосылки. Для психологии животных это в высшей степени продвинутый подход, но мне все же хочется думать и опираться на психологию человека, которая тоже довольно интересна по своему феномену [2 ].

Получается, что как развитие самого человека имело две ветви (одна из них привела к человек разумному, другая - к неандертальцу), так и развитие его воспитания имеет две ветви. Одна ветвь относится к собственно человеческому воспитанию, а другая - воспитанию животных. Из чего правомерно предположить, что если в первом случае речь идет о воспитание человека в человеке, то во втором случае о воспитании животного в человеке. Конечно, у человека внешне ни при каком воспитании не вырастут волчьи зубы, но при соответствующем образовании он может внутренне прибрести качества, наблюдая за которыми, проницательный созерцатель способен почувствовать в этом человеке волчью хватку.

Пути воспитания человека в человеке различны. Но одно очевидно: признает себя верующим педагог или нет, - в любом случае он обязан заниматься человеческой душой и человеческим духом. В любом случае, предметом воспитания является человек, сотворенный Богом по Своему Образу и Подобию. Следовательно, говоря о педагогике, нельзя не обратить внимания на глубинную связь воспитания с изначальным планом Бога о человеке и мире. Из чего следует: сердцевиной воспитания должно стать усвоение человеком духовных ценностей. Но такое возможно только при соответствующей организации духовного уклада всей его жизнедеятельности. Именно поэтому, по мнению И.А. Ильина, воспитание детей, есть не что иное, как пробуждение их бессознательного чувствилища к национально-духовному опыту, как формирование в человеке духовного уклада бессознательного.

Всем своим творчеством И.А. Ильин утверждал верность традициям русской духовной культуры . Его жизнь - пример восхождения к высочайшему уровню духовности. Требование конкретности, поиск очевидности Ильин воплотил в каждой своей работе. Все его труды способствуют углубленному пониманию истории, намечают перспективы выхода из трагических тупиков социального процесса. Отказываясь от анализа нескончаемого ряда человеческих предрассудков, страхов, суеверий, и заблуждений, И.А. Ильин обращается к духовно-здоровому, сущему и подлинному религиозному опыту. Нередко, замечает он, за духовность принимают образованность, начитанность, умение идти в ногу с эпохой и т.п. вещи, свидетельствующие хотя бы о минимальном приобщении к культуре. Бывает, что духовность не отделяют от патриотических проявлений национальных устремлений. Встречаются и те, кто духовность связывают с религиозностью. И хотя последние ближе к истине, но и они правы лишь в том случае, если речь идет о религиях духовных. Сам же Иван Александрович Ильин, рассуждая о "духе" "одухотворенности", "духовной религиозности", имеет в виду человеческую духовность - ту внутреннюю направленность и соответствующую ей жизнь, которая придает человеческой душе и всей человеческой культуре высшее измерение, высшее значение и ценность. Приближая человека к Богу, возвышая человека, И.А. Ильин не отдаляет его от Земли, напротив делает его целостным земным совершенством [3 ]. Это хорошо прослеживается в "Аксиомах религиозного опыта" великого философа, где, по сути, раскрываются принципы восхождения человека к высшей духовности, в основе которых лежит религиозный опыт человека. Вот некоторые из них:

религиозный опыт родится из свободной любви к Совершенству;
в основе каждой духовной религии лежит благоговение перед Священным, живое чувство ответственности;
религия есть свободное цветение личного духа, невынужденное, добровольное обращение к Богу. Самое драгоценное в этом обращении состоит в живой цельной потребности индивидуального человека - убедиться в бытии Божием, узреть Бога и предаться Ему;
невозможно подвигать людей к Богу угрозами и принуждением;
религиозное откровение должно быть воспринято сердцем и сердечным созерцанием;
религиозное состояние есть особого рода глубокая и таинственная связь, которая может быть описана сразу - как "ухождение" человека в Бога и как "присутствие" Бога в человеке;
молитва есть непосредственное единение с Богом;
религиозное сомнение не разрешается умствованием и отвлеченными доказательствами; оно разрешается только реальным опытом... созерцающего сердца;
пошлость проистекает из человеческой слепоты к божественному, порождает отсутствие благоговения к священному, в различных проявлениях, - начиная с тупого безразличия и кончая лицемерием и кощунством;
сердце человека должно все простить и запеть от сочувствования, сорадования и сострадания;
совесть человека должна приобрести свою христиански-первоначальную силу и дать человеку упоение добротой;
нельзя отделять сердце от ума и созерцания, и созерцание от ума и от сердца;
страдание есть соль жизни; и в то же время - ее стремящая сила; учитель меры и веры. Оно есть как бы ангел-хранитель человека, спасающий его от пошлости и очищающий его от греха.
страдая, человек вступает на путь духовного очищения и возвращения в Божий луч .

Восхождение к вершинам духовности строится на семи вечных основах духовного бытия человека: вере, любви, свободе, совести, семье, родине и нации .

Вера и любовь для Ильина представляют - конституирующие начала человека. Восхождение к вершинам духовности невозможно без религиозной веры. Ибо, религиозная вера, по Ильину, предполагает, прежде всего, духовное внимание. Вера - это доверие к показаниям духовного опыта - преимущественно перед субъективными душевными впечатлениями и перед чувственными наблюдениями, регистрируемыми рассудком. Дух имеет свой опыт, вынашиваемый особыми внутренними опытами человека. Эти опыты требуют от нас особой культуры и дают нам свою достоверность и очевидность. Человек, лишенный духовного опыта или не считающийся с ним, не будет иметь веры. Человек, имеющий духовный опыт, но не дошедший в нем до настоящей достоверности и очевидности, - увязнет в рассудочных сомнениях и не дойдет до веры. Таким образом, Ильин говорит о том, что для веры необходима духовная очевидность, необходим, прежде всего, духовный опыт: нужно жить духовными актами, пребывать в них, наполнять их своей душой, строить себя ими, полагать их в основу своего бытия. Вера - явление духовной свободы. Каждый человек призван свободно восхотеть божественного, свободно уверовать и свободно предаться Богу.

Вера неотделима от любви. Религиозная вера горит всей своей силой и совершает все свое призвание только тогда, когда она есть проявление свободной любви к безусловному Совершенству, - любви, нашедшей в Боге свой истинный Предмет и свой неиссякаемый источник. Через любовь и веру постигаются и осмысливаются остальные формы духовной жизни: "Так, смысл свободы в том, чтобы самому полюбить, через любовь самому увидеть и через очевидность - самому уверовать; свобода есть самостоятельная, самобытная, творческая любовь и вера. И совесть движется силою веры и любви. И семья есть первое лоно любви и веры. И родина постигается любовью и строится верою. И национализм есть не что иное, как любовь к своеобразной духовности своего народа и вера в его творческие богоданные силы. Без любви и веры невозможно правосознание, необходимое и для государственности, оберегающей нацию..." [Там же, С.159].

Раскрыв все основные вехи духовного развития личности, ее духовного обновления, Ильин намечает пути этого духовного обновления:

1. Надо научиться веровать. Не "верить" вопреки разуму от страха и растерянности, а веровать в силу очевидности, на основе личного духовного опыта.
2. Необходимо научиться свободе. Она вовсе не есть удобство жизни, или приятность, или "развязывание" и "облегчение". Свобода есть бремя, которое надо поднять и понести, чтобы не уронить его и не пасть самому. Надо воспитывать себя к свободе, надо созреть к ней, дорасти до нее, иначе она станет источником соблазна и гибели. Без свободы не будет настоящей веры и любви.
3. Нужно научиться совестному акту. Совесть научит нас строить здоровую духовную семью. Она откроет нам искусство любить родину и служить ей. Она предохранит нас от всех соблазнов и извращений ложно понятого национализма.
4. Надобно научиться чтить и строить наш семейный очаг - это первое, естественное гнездо любви, веры, свободы и совести; эту необходимую и священную ячейку родины и национальной жизни.
5. Необходимо научиться духовному патриотизму... Мы должны понимать, что люди связуются в единую родину силою веры, любви, внутренней свободы, совести и семейного духа, силою духовного творчества во всех его видах.
6. Истинный национализм есть как бы завершительная ступень в духовном восхождении личности. В нем, как в фокусе, собираются все другие духовные лучи. Вечные основы духовного бытия слагают единую духовную атмосферу, единый путь, который необходимо прочувствовать и усвоить, чтобы на вопрос "во что же нам верить" мы могли бы ответить живою верою: в Бога, в любовь, в свободу, в совесть, в семью, в родину и в духовные силы нашего народа .

Духовность человека, по Ильину, тесно связана с ответственностью. Тайна свободы состоит в том, что сила духа способна сосредотачиваться, укреплять себя, увеличивать свою силу и превозмогать свои внутренние затруднения и свои внешние препятствия. Свобода по плечу лишь человеку духовно цельному, наделенному внутренней гармонией, согласованной тотальностью влечений и способностей, единением инстинкта и духа, согласием между верой и знанием. Зрелый духовный характер "подобен укреплённому городу, в центре которого находится кремль: здесь построен храм Божий, с алтарём, на котором горит неугасающее пламя. Это и есть священный центр города, откуда заимствуют свой огонь все семейные очаги. Человек же, находящийся в состоянии внутреннего раскола, есть несчастный человек.

Логика предшествующих рассуждений подводит к выводу о том, что подлинная философия воспитания не может обойтись без философии религии. И.А. Ильин был убежден, что отечественная религиозная философия должна пересмотреть свое призвание, уточнить свой предмет и метод в свете всех пережитых блужданий и крушений, добиваясь ясности, честности и жизненности. И, конечно же, русская религиозная философия должна отойти от подражания западным образцам. Не копировать бездумно чужеземное, а обратиться к глубинам национального духовного опыта, стать убедительным и драгоценным исследованием духа и духовности. Только на этом пути философская мысль сможет дать русскому народу, человечеству в целом что-нибудь значительное, верное и глубокое. В противном случае она окажется мертвым и ненужным грузом в истории русской культуры. Точно также, мертвым и ненужным грузом станет в России любая образовательная система, оторванная от отечественных духовных корней, построенная на философии национального отчуждения и биологической целесообразности. Путь к очевидности лежит через обращение к вечным основам духовного бытия: вере, свободе, любви, совести, семье, родине, нации.
Чапаев Иван Николаевич , студент теологического факультета Российского государственного профессионально-педагогического университета
Чапаев Николай Кузьмич , доктор педагогических наук, профессор Российского государственного профессионально-педагогического университета

Примечания:

1 - Цит. по: .
2 - http://www.ug.ru/?action=topic&toid=4209
3 - Тем самым И.А. Ильин отвергает концепции "безземельного неба" и "бездуховной земли". Первая, рассматривает тело, как нечто презренное, а заботу о его нуждах чуть ли не как греховную. Для второй материальные потребности не только первичны, но, в конечном счете и единственны в этом мире. С богословской точки зрения обе эти позиции неверны, ибо, каждая по своему служит целям разрушения гармонии - соработничества человека с Богом на пути собственного спасения. И.А. Ильин придерживается православной (халкидонской) позиции, в соответствии с которой во Христе Божественная и человеческая природы соединены "неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно" [см. А.И.Осипов. Путь разума в поисках истины. Основное богословие.М.: Даниловский благовестник. 2008. С.175].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ильина. М. 1998.
2. Емельянов Б.В. Очерки русской философии XX. Екатеринбург. 2001.
3. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.
4. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения. М, 2006. С. 375-577. (Антология философской мысли).
5. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения. М., 2006. С. 123-374. (Антология мысли).
6. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
7. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. М, 1994. Т. 1, кн. 2.
8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов. Конец XIX - начало ХХ в.в. / Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Б.К. Тебиева. - М.: Педагогика, 1991. 446с.
9. Плеханов А.В. П.Д. Юркевич - философ и педагог // Сов. Пед. 1991. №12. С.187.
10. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с.

Д-р Фарах Сухейль Наим - большой друг России, исламский философ, писатель и переводчик, профессор Ливанского университета, председатель Ливано-Российского Дома (Дейс), иностранный член Российской академии образования.

"Очарование духовности России" - раздел 2.2 монографии "Диалог цивилизаций: базовые концепты, идеи, технологии" (коллектив авторов, под общей редакцией академика О.А. Колобова. - Бейрут / Нижний Новгород), изданной мусульманским издательством "Медина" в 2006 г.

Уникальность России заключается в ее необычном географическом положении, особом национальном составе, оригинальной культуре.

Что же приводит в смущение разум и воображение в этой России, вызывая тревогу за ее будущее? Почему одни тянутся к ней, словно к возлюбленной, другие - отворачиваются от нее? Поищем ответы на эти вопросы среди факторов геополитического, исторического, духовного и философского характера.

Бескрайность земель, крупнейших на этой планете. Леса и равнины, множество рек и озер. Города, рассеянные в пространстве, словно точки на карте природы. Такова Россия. Вся в белом - под снегом несколько месяцев в году - она соединяет небо и землю, она странница в поисках светлого града. Сколь она велика, столь чисто ее слово, обращающееся брызгами искр в строках поэзии и строгой чеканностью в линиях прозы, столь смела кисть живописца и неподражаема пластика хореографии. И столь же велик разброс идейных импульсов и политических порывов в духовных пространствах русской души.

Расположению на просторах Европы и Азии Россия обязана особыми оттенками своей культуры и духа. Здесь - перекресток влияний Запада и Востока. Здесь сосуществуют христианство, ислам и буддизм. Не было мыслителя, который не говорил бы об оригинальности ее цивилизационной модели, каким бы ни был его собственный идеологический выбор. «Стихии азиатские и европейские перерабатываются в особую русскую цивилизацию...», - сказал Чаадаев . Вернадский написал по этому поводу: «Нет двух России, «европейской» и «азиатской». Есть только одна Россия - «евроазиатская», или Россия-Евразия...» . «Мы не только славяне и татары, мы наследники великого Востока (Византии). Родина наша была и есть гигантский котел, столетиями вываривавший из смеси племен и рас нечто совсем иное и совсем особенное...», - читаем мы у Зайцева .

Земля и люди, мысль и образ, соединившись, создали образец цивилизации, равного которому нет на этой планете. В русском мышлении - черты мистики Востока и рационализма Запада, божественного озарения и картезианской логики. Множество форм - в русском действии, в повседневных заботах людей, в каждом поступке - встреча Европы и Азии. Разум - созидатель науки, но сердцу - владыке эмоций - привольно и в его сферах. Не один исследователь был потрясен сочетанием разума и сердца в русском творческом духе. Русский человек по природе совестлив и созерцателен. Исполненная жизненных сил, русская душа, пленясь прекрасным, взыщет добра и теплоты.

Она - бурлящий источник эмоций, управляющих взаимоотношениями и делами людей. Любовь и вера, фантазия и деловая хватка - вот что отличает русский характер. Это - не Восток, где научный разум нередко отступает под натиском бурных чувств. Власть научного разума сильна в русском уме. Русская мысль достигла вершин в гуманитарных и точных науках, блеснув замечательными достижениями. И все же кладезем человеческой энергии остается сердце. «Разум, при всей его важности, кажется отражением теплоты сердечного духа», - говорил Ильин, один из крупнейших русских философов .

2014 г. Ливанский писатель и переводчик Сухейль Фарах посетил бейрутское Подворье Московского Патриархата

Обращаясь к сердцу, можно открыть для себя многие тайны России. Ее очарование - в поэзии Пушкина, Есенина и Блока, в творческих озарениях Достоевского, Толстого, Чехова и Шолохова, в потоках возвышенных чувств, - волнующей душу музыке Чайковского, Рахманинова и Скрябина, в неподражаемом искусстве балета, передающем тончайшие нюансы партитуры, как и чувства печали и радости, триумфа и трагедии в танце Павловой, Бессмертной и Максимовой, в симфонии красок - тонов и полутонов цветовой гаммы на полотнах Сурикова, Репина и Серова. И, конечно, - в многообразии драматургии и киноискусства, которым мы обязаны яркими картинами человеческих чувств и человеческих отношений, рассказами о размышлениях человека в минуты волнения и минуты покоя. Вспомним хотя бы блестящие работы Эйзенштейна, Тарковского и Михалкова.

Оригинальность России - в красоте ее сердца, кладезь ее культуры - в высших формах духовности. Русский человек на протяжении своей истории - в отношении с собой и в отношении с Другим - предпочитал богатство духовное материальному богатству. Дадим слово Журавлеву, одному из лучших знатоков русской души: «Стяжение духовного богатства традиционно считалось более высокой целью, чем стяжение материальных благ...». В царское время источником духовного окормления людей была православная церковь. Забота об укреплении духовных начал в советский период шла в форме всемерного поощрения интереса к искусству, литературе и философии, правда, одного направления. Сегодня о пище духовной думает множество русских людей, отвергающих ценности цивилизации материального потребления.

Духовное измерение в русской душе многопланово. Среди ее источников - религия и эстетика, нравственность, космизм и, конечно, мессианство. И все-таки именно православная духовность лежит в основании русской культуры. Духовная память народа, исполненная высоких смыслов, воплотилась в строительстве храмов - райских оазисов на земле вечной России. Рублевская икона окрашивает в светлые тона священные символы христианства, придавая им эстетическое и духовное измерение, тихой радостью услаждающее взор подлинного любителя красоты. Проникая в тайны творчества Достоевского, Толстого и Гоголя, понимаешь, что алмазным блеском своей словесности они обязаны отцам-духовникам из Оптиной Пустыни.

Кто открыл для себя верующую Россию, разгадав смысл священных символов ее религиозной и национальной истории, поймет, что своим православным вдохновением русские люди обязаны своим великим святым, таким как Сергий Радонежский и Серафим Саровский, совести русского народа. Известный русский писатель Солженицын сказал о русской церкви: «Она принесла российскому государству его историческое сознание и его культурное ядро...» .

Вполне понятна реакция иностранных гостей на те или иные аспекты русской культуры. Помню удивление журналиста из отдела культуры французской газеты «Фигаро», который по выходе из православного храма в Новгороде сказал в интервью русской газете: «Я был почти во всем мире... Я Рим знаю, как свою квартиру. Но такого никогда не видел. Мы всю свою историю смотрели на небо через чисто вымытые стекла. А вы в это время смотрели на купола своих храмов и создали великую культуру» . Митрополит Жорж Ходр, великий знаток православной духовности, посетив монастыри Золотого кольца - Суздаля, Владимира и Ростова, сказал о религиозности русских верующих: «Они истово молятся, стоя на коленях. В мире нет христианина, который был бы исполнен столь глубокого религиозного чувства» .

О духовности, культуре и будущем России // Культура здоровой жизни. - 2004. - № 1. - С. 2-12

Духовность как стержень человеческой жизни

Понятие духовности, духовного очень емкое. «Душа - всему мера», - говорили наши предки. Душа нашего многонационального народа - это прежде всего проявление истинного благородства. Это величайшее трудолюбие, высокий гуманизм, идущее от всего сердца дружелюбие. Духовность народа является той невидимой, но очень мощной силой, которая сплачивает людей. На этой силе, как на прочном фундаменте, зиждется гражданский мир, межнациональное согласие.

Тяга к культуре, знаниям, стремление к общению и дружбе с другими народами, приверженность добрым традициям и обычаям - это те черты, которые облагораживают людей, возвышают их достоинство. Этим, несомненно, не ограничивается понятие духовности. В применении к конкретной личности духовность становится своеобразным мерилом, отличающим человека как достойного представителя своего народа, носителя его дум и чаяний.

Духовность - это стержень жизни народа, который удерживает его от поглощения, от морального падения и самоуничтожения. Духовность - это всепобеждающий дух, указывающий в критические периоды жизни путь к спасению.

Мы хорошо знаем мир материального производства, а вот о мире производства и обращения духовных ценностей, идей имеем очень скромное представление. Но именно этот мир сегодня становится определяющим наше настоящее и будущее.

О русском национальном характере и духовной культуре.

Традиции и современность

В душе наших предков, прежде всего в крестьянском мире, жило чувство справедливости, причем не просто материального выражения благодарности, а справедливости высшей: жить по душе, не гнаться за богатством, за наживой, не преследовать корыстные интересы, вознаграждать по истинным заслугам, ибо главный смысл нашего пребывания на земле - прожить жизнь по-доброму достойно, по правде.

Самое большое место в народном сознании занимали представления о душе, стыде, грехе, совести, доброте, правде. Отсутствие стыда, совести в глазах наших предков рассматривалось как нравственное уродство. «Совесть без зубов, а загрызет», «Береги платье снову а честь смолоду», «Учись доброму, худое на ум не пойдет», «Не в силе Бог, а в правде» - гласит народная мудрость. Отсюда понятными становятся духовно-нравственные истоки творчества Пушкина, Гоголя, Толстого и Достоевского, духовный смысл философско-религиозной литературы.

Русский народ с первых дней своей истории вынужден был в жестоких боях с врагами отстаивать собственную независимость, показывая при этом образцы воинской доблести, беззаветной преданности и любви к Родине. Даже враждебные славянам иноземцы, такие, как готский историк Иордан или византийцы Маврикий и Лев Диакон, признавали, что «народ сей отважен до безумия, храбр и силен».

Наполеон в горящей Москве, поражаясь самоотверженности русских, восклицал: «Что за люди! Какая решимость! Какая свирепая решимость! Какой народ!»

Замечательной чертой русского народа является трудолюбие. Старательность, высокая профессиональная ответственность, мастерство среди русских были и остаются мерой достоинства человека.

Испокон веков русский народ славился своим хлебосольством и гостеприимством. В любом доме и семье россияне радушно принимали и принимают знакомых и незнакомых людей, дают ночлег, угощают всем, чем только могут. Эти черты русских были и остаются практически неизменными.

Формирование дружеских связей у русских основывается в первую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе главным критерием они считают индивидуальные качества товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних.

Тяготение к постижению вопроса смысла жизни заставляет русского человека философски осмысливать мир, пропуская его не столько через ум, сколько через нравственное сердце. Ф.М. Достоевский от имени Ивана Карамазова говорит, что русские мальчики, не успев как следует познакомиться, приткнулись в углу трактира и тотчас же начали рассуждать «о мировых вопросах не иначе: есть ли Бог, есть ли бессмертие? А которые в Бога не веруют, ну те о социализме и анархизме заговорят, о переделке всего человечества по новому штату..». Не случайно в русской литературе философское искание смысла жизни занимает существенное место. Вообще, надо сказать, литература оказалась универсальной формой общественного самосознания. Люди строили свою жизнь, ориентируясь на высокие духовные образцы, создаваемые мастерством великих художников слова. Известный в XIX веке журналист и издатель Алексей Суворин в своем «Дневнике» писал об И.С. Тургеневе: «Он создавал образы мужчин и женщин, которые оставались образцами. Он делал моду… Он придумывал покрой, он придумывал душу, и по этим образцам многие россияне одевались».

Нравы русского народа характеризует также любовь к красоте, религиозно-художественное восприятие мира. Достаточно вспомнить изумительные произведения иконописи, красоту богослужений, прелесть русской литературы и поэзии, великолепную живопись, музыку, питаемые чувством высшего добра и красоты нашего одаренного многосторонними талантами народа.

Нельзя забывать и еще одно ценное нравственное качество русского человека - сопереживание и чуткое восприятие чужих душевных состояний. Это качество является основным источником признания обаятельности русских. Вспоминаются слова великого Гоголя: «К чести нашей народной гордости надобно заметить, что в русском сердце всегда обитает прекрасное чувство взять сторону угнетенного».

Особенности русского национального характера подмечали многие как отечественные, так и зарубежные писатели и ученые, считая, что они выражаются не в принадлежности к русской нации, а в «особом состоянии души». Как заметил Михаил Пришвин: «Быть русским, любить Россию - это духовное состояние».

Наш народ терпеливый и выносливый, готовый к самопожертвованию, способный жить в тяжелых условиях. В годы Великой Отечественной войны гитлеровские интеллектуалы не сумели «просчитать» фактор духовной силы русской нации. Никак не объяснить с точки зрения формальной логики, почему наши люди не дрогнули под стенами Москвы, выдержали кошмар ленинградской блокады, сталинградскую и орловско-курскую мясорубку. Характер народа проявился в величайшем патриотическом порыве. Об этом феномене русской души удивительно точно сказал Лев Толстой, лучший баталист в литературе: «Из-за креста, из-за названия, из-за угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого - любовь к родине».

В то же время я стараюсь оставаться объективным в своей оценке титульной нации. К сожалению, в русском национальном характере часто проявляются и безволие, и распущенность, и безответственность, и лень, - все это свидетельства слабости дисциплинирующего духа культуры. И наше негодование по поводу плохого сервиса, неустроенных дорог, загаженных подъездов и неубранных улиц - простое свидетельство низкого уровня бытовой культуры. Так что, как гласит народная мудрость: «На зеркало неча пенять...»

Нынешнее состояние русской нации. Куда идем?

С огромным сожалением и болью отмечаю нынешнее состояние русской нации. Численность ее из года в год сокращается, смертность превышает рождаемость. Тяжесть положения страны усугубляется еще и тем, что одновременно Россию покидают сотни тысяч дипломированных специалистов, а к нам сотнями тысяч перебираются те, кто в большинстве своем способен выполнять работу, не требующую высокой профессиональной квалификации.

Ослаблено физическое здоровье нации, потребление алкогольных напитков запредельно. Резко увеличилось число курильщиков, особенно среди молодежного и женского контингента. И все это на фоне разгула преступности и наркомании. Если взять физическое состояние призывников, то оно ужасающее. Среди них полно дистрофиков, наркоманов, психически нездоровых людей.

Ухудшилось психическое здоровье взрослого и детского населения. Многие исследователи констатируют, что нервно-психическими расстройствами страдают до 80% учащихся образовательных учреждений. Академик РАМН В.А. Таболин заявляет, что если не будут предприняты срочные эффективные меры, то в XXI веке интеллектуальный уровень нации может резко снизиться. Негативные тенденции, связанные с состоянием здоровья молодежи, дают основания ученым для весьма мрачных прогнозов: из сегодняшних 16-летних подростков могут не дожить до пенсионного возраста 48% юношей и 12,5% девушек.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения и ЮНЕСКО, исследовавшие жизнеспособность различных наций и государств и оценивавшие ее по 5-балльной шкале, оценили жизнеспособность россиян в 1,4 балла. Считается, что это критический уровень, ниже которого наступает необратимая деградация нации. Данную ситуацию следует рассматривать как фактор, угрожающий национальной безопасности России и требующий принятия экстренных мер.

В Декларации Международного форума русской интеллигенции «Культура и общество: взаимные обязательства на пороге нового тысячелетия», проходившего в Санкт-Петербурге 18-21 мая 2000 года, констатируется: «Состояние дел в России с генофондом титульной нации критическое».

Факты потрясают. Они ввергают в уныние, и порой кажется, что уже ничего не спасет Россию от вымирания, что этнос обречен. Об этом, кстати, много пишут и говорят - кто с тревогой и болью, а кто и со злорадством.

Наблюдается и откровенная культурная деградация, утрата истинных целей и ценностей, нравственных жизненных ориентиров. Сегодня 40% взрослых людей в России не читают книг. Самое страшное, что в результате этого происходит девальвация самой человеческой жизни.

Гармоничная жизнь или депопуляция?

Что же, русский народ идет к гибели? Нацию оставили жизненные силы? Согласно исследованию специалистов, эпидемия смертности в России связана не только с резким снижением уровня жизни, но и с катастрофическими изменениями духовного состояния ее населения. Вместе с потерей уверенности в завтрашнем дне, подрывом идеалов коллективизма, товарищества и взаимопомощи, вместе с вторжением в нашу страну принципов «каждый за себя», «только в деньгах смысл жизни», «наживайся!» среди нашего населения произошло сильнейшее снижение жизненного тонуса. Интерес к духовным ценностям, к духовному росту заменяется культом воровства, откровенной пошлятиной. Рвутся связи, скрепляющие общество: семейные, соседские, соединяющие население в народ, обеспечивающие единое духовное пространство. Человек все более чувствует себя одиноким.

Физическая жизнеспособность населения зависит не только от условий быта, но и от нравственной атмосферы и эмоционального состояния общества. Именно эти факторы оказывают губительное влияние на демографическую ситуацию в России, по своей силе даже превосходящую действие материальных факторов, связанных со снижением жизненного уровня. Людьми овладевает чувство подавленности, переходящее в острое ощущение безысходности, теряется интерес к жизни и ее смысл.

Россия становится европейским лидером по числу самоубийств. Потеря смысла - вот что лежит в основе глубинного нежелания сопротивляться смерти и давать жизнь последующим поколениям. Сегодня по продолжительности жизни Россия находится на 107-м месте в мире. Прогноз экспертов ООН определяет «вилку» численности населения России на 2050 год от 96,1 миллиона до 113,1 миллиона человек. А ведь для обустройства России, как сказал в свое время Петр Столыпин, требуется 500 миллионов граждан.

Депопуляция чревата серьезнейшими геополитическими последствиями. Это связано прежде всего с обширностью территории нашей страны. Плотность населения в России самая низкая среди крупнейших государств (8,5 чел./кв. км): в 3 раза ниже, чем в США, в 15 раз ниже Китая, в 17 раз ниже Западной Европы, в 38 раз ниже Индии. Между тем исторически известно, что степень притязания соседних государств возрастает по мере обезлюдения территорий богатой и обширной страны. Расчеты показывают, что через 80 лет население России сократится вдвое. В этих условиях у нас не хватит населения не только для охраны периметра ее границ, но и для обслуживания ее инфраструктуры. Особенно важно: одновременно происходит старение населения до такого уровня, что его работоспособная часть окажется не в состоянии содержать своих пенсионеров.

Будущее молодежи - будущее страны

Сейчас 23% населения страны - люди в возрасте от 15 до 29 лет. Это те самые, про которых говорят: наше будущее. Какое оно и чего от него ждать? Единственное, в чем сходятся социологи относительно современной молодежи, это то, что между ее отдельными слоями очень мало общего, что молодежь крайне разобщена и испытывает огромные трудности с адаптацией во «взрослую жизнь».

У нынешних молодых людей гораздо выше уровень притязаний и стандарты потребления. Более 60% молодых людей уверены, что честным трудом высокого уровня жизни не добьешься. При этом они надеются только на собственные силы, не ожидая помощи со стороны. Они активнее поколения их родителей: уходят с государственных предприятий в частные, любыми путями пытаются получить высшее образование. С другой стороны, молодые люди, которые уверены, что им не на кого надеяться, «живут по законам джунглей».

Вместе с тем две трети молодежи не включают духовность в число качеств, которые нужны молодому человеку в условиях рынка. Отсюда и причины стремительного роста молодежной преступности, алкоголизма, наркомании и снижения их возрастного порога.

Я никогда не отождествлял духовность только с религиозностью. Думаю, что тот, кто сегодня в дни церковных праздников демонстрирует себя со свечкой в руке, должен бы прежде укрепиться в вере, а не выпячивать ее. Любовь к Богу, наверное, уместнее проявить в своих деяниях, в образе жизни, также и любовь к Отечеству - в бескорыстной помощи ближнему, в терпении и созидательном труде. Разжигать пожар все новых и новых материальных желаний без духовного их обеспечения вредно, социально опасно. Жажда накопительства, жажда денег, вещей губительна для человека. Искушение изобилием - тяжелое испытание, которое, может быть, труднее пережить, чем нищету.

Процитирую «Хождение по мукам» А.Н. Толстого: «Странная и особенная история русского народа, русского государства. Огромные и неоформленные идеи бродят в нем из столетия в столетие, идеи мирового величия и правдивой жизни. Осуществляются небывалые и дерзкие начинания, которые смущают европейский мир, и Европа со страхом и негодованием вглядывается в это восточное чудище, и слабое, и могучее, нищее, и неизмеримо богатое, рождающее из темных недр своих целые зарева всечеловеческих идей и замыслов...

И, наконец, Россия, именно Россия, избирает новый, никем никогда не пробованный путь, и с первых же шагов слышна ее поступь по миру..»

Прошло время официальной коммунистической идеологии, оказывавшей тотальное воздействие на сознание общества, религия не имеет абсолютного влияния на широкие массы, а государство устраняется от воспитания собственных граждан. Остаются надежды на семейные традиции. Но сколько у нас семей неблагополучных и далеких от того, чтобы дать ребенку достойное воспитание! Между прочим, каждый третий ребенок в России за последние 15 лет появился на свет как «внебрачный».

История постсоветского общества показывает, что русские в большинстве своем не могут жить без служения большой идее, без сознания своей вселенской миссии. Нет впереди Знака, Знамени. Цели, к которым стремился бы российский человек. Возникает колоссальный внутренний конфликт между новыми жизненными ценностями, материальным успехом и коренными основами русской души.

Где искать выход из кризиса

Появится ли у нас достаточное количество людей, понимающих, что с нами происходит, и способных выработать стратегию развития? Необходимо реальное единство страны. Распад России - это вселенская катастрофа, и никакой Запад не сумеет противостоять ей, если начнется общероссийская дезинтеграция. Нынешняя мировая нестабильность с разгулом международного терроризма, нарушением баланса сил, ростом политических амбиций Запада, а особенно США - все это следствие устранения с мировой исторической арены Советской державы.

Смиримся ли мы с тем, что через исторически видимый период времени Россия превратится из великого государства в «территорию обитания», а наш народ станет народом экзотическим. В какой же стране будут жить наши потомки, кем они будут считать себя по национальности, смогут ли унаследовать великую культуру своих предков?

Я не отношусь к людям, которые ставят точку на России. Россия всегда была страной высокой духовности. Духовность помогала сохранению российского народа и страны в самые суровые и смутные времена. Должна она помочь нам выжить и сегодня.

Тенденции, предопределяющие будущее России, обозначены. Выход - в единстве страны, в духовном и физическом здоровье нации.

Формирование здорового

образа жизни - забота общества

Почему в последние десять лет у нас расцвели все пороки современной цивилизации? Почему на десяток лет сократилась средняя продолжительность жизни? Почему женщины не рожают, а мужчины загульно пьют? Почему мальчики и девочки бросаются с балконов? Почему жизнь для многих теряет ценность? Сама жизнь теряет ценность, а не какой-то там «здоровый ее образ»!

Я всякий раз обдумываю эту трагическую ситуацию. Присматриваюсь к ней во время поездок в регионы России. Об одном могу сказать твердо: очень многие люди понимают, в какой ловушке они оказались, их по-настоящему тревожит состояние общества, детей, молодежи. И убежден - усилия по оздоровлению общества воспримут с оптимизмом.

Попытаюсь раскрыть содержание здорового образа жизни - как я его понимаю. Вот говорят: «В здоровом теле - здоровый дух». Очевидно, это было верно для Спарты, Древнего Рима и Древней Греции, когда дух был всего лишь приложением к физическому совершенству. Это было качество раннего человечества. Но сегодня разве мы можем согласиться с таким утверждением? Разве не дух определяет поступки человека, разве не он укрепляет его в жизни и побуждает сопротивляться и преодолевать жизненные невзгоды? Мне кажется, говоря о здоровом образе жизни, мы должны на первое место ставить духовное состояние человека, общества в целом. Именно на духовной ниве мы понесли самые тяжелые и существенные утраты.

Здоровый образ жизни в широком пoнимaнии - это воплощение жизненной философии, целевых установок на активную и полезную жизнь. Через духовность, здоровый образ жизни, гармонию с природой лежит ближайший путь к счастливому будущему России. Здоровое тело имеет ценность, если оно способствует проявлению духовного смысла человеческой жизни.

Сегодня как никогда необходимы серьезные инвестиции в образование, охрану здоровья, культуру экологию, развитие физической культуры и спорта. В этом мне видятся главные приоритеты нашей социальной политики. В этом - основные средства преодоления агрессии, одичания, криминализации, бездуховности общества.

Хочу подчеркнуть, что социальная стратегия государства не должна сводиться к статистической погоне за «человеческим ресурсом», а быть истинной заботой о каждом человеке как о неповторимой личности. А ее не может быть, если человек не относится самостоятельно к той или иной проблеме бытия. И здесь мы логически возвращаемся в сферу духовного. Увлечь граждан России идеей здорового образа жизни невозможно без обращения к духовной сути человека.

Здоровый образ жизни не возникает вдруг, а зарождается в глубинах внутренней культуры духа, вырабатывается духовным усилием человека, ориентированного на лучшие идеалы человечества. Здесь уместно вспомнить великого Пушкина, который писал в «Капитанской дочке»: «..лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

Только сознательный поиск совершенного идеала делает человека духовной, нравственной личностью. Без идеала люди мельчают. Истинные же духовные ценности вызревают, формируются в конкретном обществе. И только войдя в душу и сознание людей, становятся общим достоянием и направляют движение общества. Не имея идеалов совершенствования, нельзя стать совершенным. Насколько совершенен идеал, настолько совершенными становимся и мы сами.

Какими идеалами живут сейчас наши соотечественники? В чем видят они смысл жизни? Конечно, нельзя осуждать людей за потребность хорошо и богато жить, за желание получать от жизни максимум материальных благ.

Нравственный раскол общества.

Позиция интеллигенции

Отечественной культуре сейчас приходится развиваться в нелегких условиях: слабое финансирование, негативное восприятие широкой общественностью зарубежной «массовой культуры», недостойное социальное и экономическое положение большинства представителей интеллигенции. Общество расколото и возникшая в нем трещина не перестает увеличиваться. Меня очень тревожит тот факт, что раскол этот затронул нравственность и культуру.

А как реагирует на все происходящее в духовной сфере наша интеллигенция, в прошлом граждански самоотверженная в своей массе, традиционно отличающаяся чувством личной вины и нравственной ответственности за несовершенство окружающего мира. Исторически интеллигенция определяет высоту нравственной планки, формирует нормы морали, идеалы, на которые ориентируется общество. Ведь нынешнее гуманитарное состояние России возникло не без сознательного участия интеллигенции с ее непримиримыми группами (по национальной, эстетической, политической принадлежности). Она позволила использовать себя как духовное пушечное мясо.

Сегодня преобладающее состояние интеллигенции - это апатия. Безусловно, политиков не может не заботить позиция интеллектуальной и культурной национальной элиты: «С кем вы, мастера культуры?» - вопрос отнюдь не риторический, ибо при таком подходе опасный раскол в этой среде только возрастает.

Среди отдельных слоев общества бытует представление, что власть или намеренно уничтожает отечественную культуру и способствует разложению нравственности в обществе, или неспособна к реализации эффективной культурной политики. Приходится констатировать, что государственных усилий по нормализации положения в культурной сфере пока недостает. Сокращаются тиражи изданий классической литературы, хотя издается громадное количество низкопробного чтива, расхищаются музейные, архивные, церковные богатства, закрываются клубы, дома культуры и кинотеатры.

Наша интеллигенция, мечтавшая о «правах человека», втянула сначала культурный слой и молодежь, а потом и основную массу граждан СССР в то, что называют «революция притязаний». То есть идейно обосновала и оправдала принятие нашими гражданами постулатов и стереотипов западного общества потребления.

Историк В.О. Ключевский на рубеже ХIХ-ХХ веков в своей записной книжке оставил уничижительную запись: «Русская интеллигенция - листья, оторвавшиеся от своего дерева: они могут пожалеть о своем дереве, но дерево не пожалеет о них...»

Выход из ситуации, в которой оказалась наша интеллигенция, видится мне в осознании ею ложности и опасности сложившегося положения. Неотложная задача, остро стоящая перед интеллигенцией России, прежде всего художественной интеллигенцией: собрать разрозненные части российского культурного ядра, вспомнить о своем исконном долге перед соотечественниками, живыми и мертвыми, и основательно задуматься об объединяющей национальной идее. Той самой национальной идее, которую мы ищем и никак не найдем. А она есть. Это прежде всего «интересы России». И понять это надо разумом гражданина и сердцем патриота.

Приведу здесь слова нашего замечательного классика М.Е. Салтыкова-Щедрина: «По моему мнению, и в торжественные годины, и в будни идея отечества одинаково должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право назвать себя гражданином».

Культура здоровой жизни. - 2004. - № 1. - С.2-12

Возноситься над материальным и быть готовым пожертвовать столь многим ради истины?

Русские святые

В России не рождалось великих духовных учителей, ставших известными на весь мир, таких как Махавира, Будда, Моисей или Христос. Но в этой стране были свои святые. Среди них – Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Серафим Саровский и Сергий Радонежский были отшельниками, монахами. Однако их образ жизни, исполненный духовного поиска, привлекал к ним последователей.

Их учения не достигли мирового уровня, но закрепились в среде верующих православных христиан. Эти святые реформировали и преобразили русскую православную церковь. Сергий Радонежский и его последователи основали в России более сорока монастырей.
Серафим Саровский проповедовал радость и уединение, которые, по его словам, помогали духовно расти. У Серафима были видения, в которых к нему приходила и исцеляла его Матерь Божья.

Божья Матерь особо почитаема в России. Ее иконы, например федоровская и казанская, считаются чудотворными и приносящими благодать.

Размышления русской интеллигенции о духовности русского народа

Большой вклад в развитие русской духовности внесли мыслители и писатели: Лев Толстой, Федор Достоевский, Александр Добролюбов, Николай Лесков, Николай Бердяев.

Особым образом отразились духовные искания человека в повести «Очарованный странник» Лескова. Сложные духовные вопросы поднимает в своих произведениях Достоевский, сравнивая и католицизм(«Идиот»), поднимая темы насилия и прощения(«Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»), греха и невинности(«Сон смешного человека»).

В своих нравственных заключениях и размышлениях писатели часто опирались на из жизни русского народа.

Николай Бердяев, размышлявший над вопросами русской духовности, отмечал, что духовный поиск пронизывает всю жизнь русского человека. При этом этот поиск затрагивает как простых людей, крестьян, так и людей более высоких сословий. Писатель отмечает еще одну черту «духовного христианства» в России – это добровольное от культуры и к . Для русской духовности, по словам Николая Бердяева, характерно растворение человека в Боге, некая безличная божественность. Для русского человека в духовности не существует человеческой свободы и деятельности, а лишь воля . В этом смысле духовность русского народа гораздо ближе к восточному учению буддизм.

Мистическая жажда русского народа выразилась в легенде о городе Китеж, своего рода земле обетованной православных христиан.
Главный поиск русского человека – внутренний. Это духовная работа над собой, поиск в себе Христа, то есть божественного начала.

Россия смотрит на Восток

Духовность русского народа проявляется в неустанных исканиях. В поисках истины многие русские люди обращаются к учениям Востока, к духовным традициям и практикам Индии, к йоге, медитации, аюрведе. В современной России много людей отправляются в Индию, чтобы овладеть древними знаниями и возвращаются с целью обучения своих соплеменников.

Ценностный геном, культ правды, поиск смысла жизнь через осознание добра и любви входит в ценностные основания самоопределения человека и того, не всегда ясно определяемого, феномена, который может быть назван русской духовностью.

Русская духовность - это духовное измерение русского человека и русского народа, это его духовный лик перед другими народами мира, это то, что И.А.Ильин назвал «духовным организмом России» , это самосознание народа. Это постоянный поиск смысла жизни русским человеком, отлитый в народной культуре, литературе, живописи, музыке, танцах, архитектуре, в идеале жизни по скрижалям добра, любви и общего дела, в духовных подвигах святых Русской Земли, канонизированных Русской Православной Церковью .

Русская духовность пронизана космосом, она есть постоянное вопрошание о месте человека во Вселенной, о его предназначении в настоящем и будущем, она есть духовное измерение русской культуры, которая в свою очередь отражает все «токи» культурного взаимодействия племен и народов на Земле на протяжении веков и тысячелетий.

Примером русского духовного вопрошания является своеобразное «письмо» древнего русича - новгородца к своей душе и через это обращение - к нам потомкам, высеченное на стене Мартирьевской паперти Софийского Собора Великого Новгорода в XII веке («Граффити из мартирьевской паперти»): «И реку: - О, душа моя! Почему нежишься, почему не восстанешь, почему не помолишься, Господу своему? Почему добра жаждешь, сама добро не творя?». Творить добро - таково предназначение человека, смысл его жизни в представлении пращуров русского народа. Через добротоделание становится правда на Земле и справедливость, потому что без добра нет любви, а без любви нет добра и жизни вообще.

Духовность - это свернутая в каждом человеке историческая память народа, а, следовательно - и память культуры. Нет разума, как и нет культуры, вне памяти. «По глубокому счету любая сущность есть свернутая память. Сущность более глубокого порядка одновременно несет в себе смысл более глубокой памяти. Если память разрушается, то уничтожается сущность, остается одна оболочка, одна форма без сущности, без содержания». Русский и советский мыслитель, ученый, деятель культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев подчеркивает: «Память - одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого… При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно навыки. Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…

Память противостоит уничтожающей силе времени… Память - преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» - это, прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки… Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести» .

Русская духовность - это память русского народа, переходящая в историческую, культурную память человека, как сущности. Вот почему даллесовская программа информационно-духовной войны против русского народа включает в себя «размывание» его исторической памяти, - включает в себя «войну» против основ образования по русскому языку и русской литературе, например, через резкое сокращение количество часов, сокращение часов на изучение произведений Пушкина, Гоголя, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, почти полное исчезновение из школьных программ произведений Горького, Маяковского, М.Шолохова, А.Твардовского, А.Фадеева, например, таких произведений как «Тихий Дон», «Поднятая целина» или «Василий Теркин», «Молодая гвардия». А.А.Зиновьев, познав «Запад» изнутри во время своей эмиграции в 70-х - 80-х годах жизни, там открывает, что в стратегии «холодной войны» против СССР там, на Западе, действовал «антирусский проект», состоящий из 3-х этапов:

Этап первый - «низвести русских на уровень народов третьестепенных, отсталых, неспособных на самостоятельное существование в качестве суверенного народа» ; . этап второй - направить русский народ на путь биологической деградации и вымирания вплоть до исчезновения его в качестве этнически значительного явления.

Планируется его сокращение до пятидесяти и даже тридцати миллионов, а затем - и того менее. Для этого разработан богатый арсенал средств - недоедание, разрушение даже примитивной системы гигиены и медицинского обслуживания, сокращение рождаемости, стимулирование распространения алкоголизма, наркомании, проституции, гомосексуализма, сектантства, преступности. «Планируется «сжатие» русских в сравнительно небольшом пространстве европейской России», «возможно даже введение закона пропорционального распределения территорий в зависимости от числа людей», «тогда на «законных» основаниях русских просто сгонят в резервации, как индейцев в Северной Америке»; . третий этап - фальсификация истории человечества, «полное вычеркивание русских как особо великого народа из истории».

А.А.Зиновьев предупреждает русский народ и русских людей: «вся история человечества будет сфальсифицирована так», чтобы от истории народа русского и «следа не осталось», - и этот процесс уже начался, - и далее он приходит к выводу: «Увы, наиболее вероятный вариант - нас, русских, вообще вычеркнут из истории», «будто так, как будто нас вообще не было». Как видим, программа Даллеса, провозглашенная им в 1945 году, действует, является продолжающейся «войной» против русского народа. И начинается она с войны против памяти русского народа, т.е. против его духовно-нравственных устоев. Современную молодежь России лишают памяти целых культурнодуховных пластов русской и советской классики.

Молодежь не знает, кто написал «Войну и мир», или «Капитанскую дочку», кто написал «Бородино», кто такой Павка Корчагин, например, ничего не знают о подвигах молодогвардейцев в Краснодоне, Александра Матросова, Зои Космодемьянской в годы Великой Отечественной войны. У русского народа, великого своими духовными, созидательными и воинскими подвигами, современная образовательная политика отбирает героическую память.

Нужно всем - деятелям культуры и образования, политикам, всем, кто живет в России и продолжает дело нашей истории, дело предков, понять, что память и любовь к Отечеству, к Родине едины. Любовь становится, воспитывается на памяти, на исторической памяти, она из нее вырастает, обрастая

теми смыслами, которые даются познанием Отечества, познанием Родины. «Любовь к своей Родине - это не нечто отвлеченное; это - замечает Д.С.Лихачев, - и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей». Как тут не вспомнить знаменитые строки «солнца русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина: «Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу - Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва» .

Не могу ни приложить к ним - этим пушкинским строкам - комментарий Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким - родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которым связывают общие воспоминания, - так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ» .

Субетто Александр Иванович. Слово о русском народе и русском человеке: Научное издание/ Под научн. ред. проф., д.ф.н. А.В.Воронцова. — СПб.: Астерион, 2013.-280 с.