Open
Close

Роль философии в жизни человека. Роль философии в жизни человека и общества

Философия (др.-греч. цйлпупцЯб, дословно: любовь к мудрости) -- особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

Философия является способом духовной деятельности людей. Она представляет собой наиболее древнюю часть общей духовной культуры человечества. Во все времена люди размышляли о коренных проблемах природы, общества и познания, о проблемах существования человека и смысле его жизни, о предназначении человека и целях развития общества в целом. Ответы на эти вопросы во многом связаны с теми приоритетами, которые существовали в истории человечества. Так, например, на первых порах человека интересовали вопросы происхождения всей окружающей природы, конечные основы всего бытия. Теперь же эти вопросы отошли к области научного интереса. Философию же в настоящее время интересуют вопросы смысла жизни, проблемы выживания человека и человечества.

Как только радикально менялась жизнь общества, в нем возникали проблемы, требующие своего философского осмысления. Изменения в материальной и духовной культуре каждого народа и каждого человека заставляют людей заново переосмысливать бытие, вносить коррективы в представления обо всем существующем.

Философия неоднократно ставила такие вопросы, которые затем становились предметом исследования естествознания или искусства, религии, политики и права. Это бесконечное рождение новых проблем в ходе философского отражения мира вызвано особенностями самой философии, которую всегда интересуют коренные проблемы бытия. Кроме того, философия всегда стремилась использовать наиболее общие методы и способы познания, те методы, которые философия самостоятельно разрабатывает или берет их из других областей духовного производства, и в первую очередь, из естествознания.

В историческом плане представления о предмете философии развивались вместе с прогрессом всего научного знания. Известно, что в условиях античности философия была наукой наук. Аристотель выделял ее как царицу, госпожу наук. Действительно, в то время философия включала в себя целостную совокупность теоретических сведений мировоззренческого характера, унаследованных от мифологии и религии. В отдельных областях имели место значительные достижения, например, в математике, геометрии, астрономии, но эти науки, как и зарождавшиеся физика, оптика, механика, ботаника и т.п., никогда не были философскими дисциплинами - как тогда, так и теперь. Философию в античную эпоху можно полагать наукой наук не потому, что она включала в себя всю сумму естественно-научного и исторического знания, а вследствие того, что последнее носило преимущественно эмпирический характер, было еще неразвитым, и философия как бы надстраивала недостающие для частных наук верхние этажи познания действительности, выступая единственной формой ее теоретического освоения.

Другими словами, объект и предмет философии всегда различались, не совпадали, но в прошлом, когда частные науки еще не сформировались и не произошло их отпочкование от единого древа человеческого знания, философия выполняла двойную задачу мировоззренческого характера. Она ставили своей целью постичь истину: а) в собственной сфере - универсуме и б) в теоретическом, мировоззренческом виде сформулировать положения, вытекавшие из результатов исследований частных наук о природе, обществе и человеке.

По мере развития наук и превращения их в теоретические, особенно фундаментальные, предмет философии сужался. Философия отказалась от исторически преходящих и несвойственных ее собственной природе функций в развитии теории частно-научного знания; они перешли к специальным наукам, начиная с физики Ньютона.

Это, однако, не привело к уменьшению роли философии в обществе и познании действительности. Напротив, она существенно возросла, ибо философия могла сосредоточиться на присущей ей имманентно проблематике широкого, универсального характера, на познании своего действительного предмета - всеобщих оснований бытия. Кроме того, в отношении всех частных наук философия, освободившись от их непосредственной опеки, стала выполнять несоизмеримо более важную и сложную, чем прежде, задачу, а именно: вооружать науки общей метатеорией развития всего сущего и философской методологией - основой основ современной научной методологии.

В сравнении с частными науками предмет философии отличается еще одной существенной особенностью. Опыт, на базе которого развиваются естественные, общественные и технические науки, при всем его богатстве и многообразии, ограничен. Предмет же философии находится и за пределами человеческого опыта. Этот предмет - мир как целостная, беспредельная в пространстве и непреходящая, вечная во времени объективная реальность, существующая изначально, независимо от человека и человеческого опыта. Любые, даже самые общие теоретические обобщения конкретных наук, имеющие чрезвычайно важное значение для познания и общественной практики, несопоставимы с философскими абстракциями. В этом сила, уникальность и неуязвимость философии.

Беспредельный объект человеческого знания, включая философское, - весь мир, реальность как таковая. В этом объекте предметом выступают реальности различной общности. Соответственно, в едином стволе знаний выделяются философия, фундаментальные науки, другие теоретические науки, экспериментальные, специальные науки, научные дисциплины, имеющие свой собственный предмет и метод.

Предмет философии - начала начал; причины причин; предельные основания; всеобщие свойства, связи и отношения действительности; принципы и законы бытия и сознания.

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, место в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрение входят и играют в нем важную роль обобщенные знания - жизненно-практические, профессиональные, научные. Но знания не заполняют всего поля мировоззрения. В мировоззрении уясняется также смысловая основа человеческой жизни, формируется система ценностей, складываются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения, выстраиваются программы действия. Все три компонента мировоззрения - знания, ценности, программы действия - взаимосвязаны.

Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

В мировоззрении разум и чувства не обособлены, переплетены и к тому же соединены с волей. В составе мировоззрения важную роль играют убеждения, что не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение - обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней - без внутренней критичности, собственного анализа - называют догматизмом. От догм спасают здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность - неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям. Такое настроение называют цинизмом.

В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются жизненно-практический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления.

Во все исторические эпохи обнаруживало себя и сохраняется в наши дни мировоззрение, основанное на здравом смысле и многообразном повседневном опыте. Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения включает в себя мироощущение, умонастроение, навыки поведения широких слоев общества. Ее нередко называют «жизненной или житейской философией».

Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью и обоснованностью. Иное дело - критическая работа ума на основе сравнения разных форм опыта. Такая работа, как правило, осуществляется уже на другом - просвещенном, размышляющем уровне сознания. К зрелым интеллектуально-теоретическим формам миропонимания принадлежит и философия.

Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где большой круг - мировоззрение, а входящий в него меньший - философия.

В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских взглядов предъявляется требование обоснования.

Для понимания своеобразия философии необходимо также определить ее место среди других исторических типов мировоззрения (мифологическое, религиозное мировоззрение).

Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретичная) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие.

В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума.

Философия, как и наука, является одной из форм общественного сознания. Она использует рациональный способ познания мира, следует общим принципам и нормам его теоретического освоения. Однако философия - не только тщательно логически выстроенное академическое знание и плод рассудочной деятельности; результат философствования всегда несет на себе печать индивидуальности его творца, что сближает философию с искусством.

Как обобщенный и систематизированный теоретический аналог действительности, философия подобно науке имеет определенную структуру. Данная структура, обладая рядом общенаучных черт, одновременно имеет особый общетеоретический и методологический характер. По аналогии с наукой философия представляет собой относительно самостоятельный социальный институт со своими научными учреждениями, средствами научного поиска и кадрами ученых.

Формируя мировоззрение, философия выступает как его ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые, участвуют в данном процессе. Следовательно, и здесь проявляется как общее, так и особенное в природе философии и науки. То же относится и к другим характеристикам.

Процесс познания действительности сближает и роднит философию и науку. Но научное знание отличается логичностью, аксиоматичностью (гр. axioma - принятое положение; бесспорная, не требующая доказательства истина), непротиворечивостью. В философии же противоречие - одно из основных понятий наряду с антиномиями (два противоречивых, но одинаково обоснованных суждения). Здесь все проблематизируется, подвергается сомнению. Широкое распространение имеет философский релятивизм (лат. relativus- относительный) - учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Если в науке оно рождает общезначимые, бесспорные истины, то отдельные философские положения могут существенно разниться, варьироваться применительно к Западу, Востоку, отдельным странам.

Таким образом, философию и науку многое объединяет и одновременно разъединяет. Было бы недальновидным игнорировать специфику философии, подменять ее наукой, полагать, что каждая наука - «сама себе философия». Ошибочно также принижать роль науки, возвеличивать философское знание в ущерб научному. В существовании философии и науки состоит общая социальная и человеческая потребность как раз потому, что они близкие, родственные, но по целому ряду параметров нетождественные, разные формы познания действительности.

Понятие «культура» получило распространение в Европе, начиная с эпохи Просвещения. Само же это слово латинского происхождения (cultura - возделывание, обработка), имевшее непосредственное отношение к земледельческому труду, взращиванию злаков. Впоследствии данное понятие стало использоваться преимущественно для характеристики явлений и процессов духовной жизни общества (искусство, философия, наука, нравственность, религия, исторические и национальные формы сознания), хотя неоспоримо значение и материальной культуры.

Для определения линий взаимосвязи философии и культуры важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) и субстанциально (по своей сущности) детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это - объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей - подлинных творцов культуры.

В философии раскрываются общезначимые (природные и социальные) условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности.

Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощения государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, посторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют общекультурное значение.

Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход, раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировоззренческих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образцов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.

Выработанная в философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определенную систему способов и средств, методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это - бесценный источник прогресса социума и человека.

Философский смысл имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы ее ценностей и норм, степени их укорененности в обществе; ее социальных носителей, теоретического и художественного содержания; закономерностей наследования культуры, преемственного развития в духовной сфере; типа взаимосвязи культуры с социальной действительностью; социально-территориальных особенностей, соответствия национальному характеру, ментальным особенностям населения, ее отношения к власти, общественному и государственному строю и др. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что в этом мире только от человека зависит, какую культуру от создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) его бытие и возвысит (или унизит) его дух.

Все функции философии можно разделить на две группы: мировоззренческие и методологические. В свою очередь в мировоззренческих функциях можно выделить следующие:

  • - гуманистическая функция. Философия помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям. На протяжении многих столетий значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, власти, продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным физически и духовно. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности, негативно действует на философию. Все больше мыслителей обращает внимание на оскудение личности, к чему приводит много факторов, например, рост специализации во всех сферах человеческой деятельности, усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественнонаучного знания;
  • - социально-аксиологическая функция расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конкструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункция. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. С конструктивно-ценностнными задачами философии переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. Философия критична по своему существу;
  • - культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречий, изменяющейся сущности явлений;
  • - отражательно-информационная функция. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современ-ному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация конкретизируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы философского знания:
  • - онтология - учение о бытии;
  • - гносеология - учение о познании;
  • - социальная философия - учение об обществе;
  • - этика - учение о морали;
  • - эстетика - учение о прекрасном;
  • - логика - учение о законах мышления;
  • - философская антропология - учение о человеке;
  • - аксиология - учение о природе ценностей;
  • - методология - учение о методе;
  • - история философии - учение о развитии философских знаний.

Кроме того, можно выделить прикладные аспекты философского знания:

  • - философия науки - раздел философии, включающий исследования структуры научного знания, средств и методов научного познания, способов обоснования и развития знания;
  • - философия техники - раздел философии, связанный с интерпретацией феномена техники в современном мире;
  • - философия истории - раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания;
  • - философия политики - раздел философии, исследующий общие вопросы политической сферы общественного устройства;
  • - философия права - раздел философии, включающий общие вопросы правоведения и государствоведения;
  • - философия культуры - раздел философии, исследующий сущность и значение культуры;
  • - философия религии - это философия в ее отношениях с религией. Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую, логико-гносеологическую.

Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказаний теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Рассмотрение эвристической функции философского метода показывает, что роль философии в развитии частных наук значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий.

Координирующая функция философии состоит в координировании методов в процессе научного исследования. Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация ведет к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.

Интегрирующая функция связана с объединяющей ролью философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Взаимное размежевание наук явилось ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX века. Несмотря на большие успехи, достигнутые наукой, происходит рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки. В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство. Философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания.

Логико-гносеологическая функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы обогащать истинностное представление об объекте. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания.

Задумываясь над ролью философии в жизни общества не бесполезно познакомиться с тем, как оценивали ее значение авторитетные представители мировой культуры.

Аристотель называл философию «главной и главенствующей наукой, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить» Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы. -- М.: Политиздат, 1991. - с.-29.. Для Сенеки философия основное средство развития гражданских качеств личности, нравственно - духовной доблести и интеллектуальной силы.

При всем преувеличении значимости философии в жизни общества и Аристотель, и Сенека правильно отмечали лидирующее положение философской мысли в духовной культуре, а замечания Сенеки о нравственной пользе философии сохраняют свое значение и по сей день.

В свою очередь, выдающийся английский мыслитель Бэкон обращал внимание на оживляющее душу исследователя значение философской любознательности и широты мышления. «Тот, кто в философии и в изучении общих законов видит пустое и бессмысленное занятие, не замечает, что именно от них поступают жизненные соки и силы во все остальные профессии и искусства» Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы. -- М.: Политиздат, 1991. - с.- 137..

Не будучи оракулом, философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях. Так было на всех крутых поворотах истории, во все переломные исторические эпохи. К этому сводится задача и современной философии.

Исследуя мир в целом и положение человека в нем, философия выполняет мировоззренческую функцию. Общество требует от философии ответа на вопросы: Каким должен быть мир, чтобы он соответствовал человеку? Каким должен быть сам человек, чтобы соответствовать миру? Достоин ли мир того, чтобы в нем жить? Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни, понимает ли он ее ценность?

Отвечая на эти вопросы, философия выступает как теоретическая основа мировоззрения. Она предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные принципы бытия, в том числе и специфику существования человека.

Мировоззренческие принципы тесно связаны с практической жизнью, с жизненными (экзистенциальными) установками познающего человека. Так, мировоззренческий принцип: «Бога нет, все дозволено» оправдывает бесчеловечность и аморализм, беззаконие и преступность. Утверждение «Ничто в мире не совершается помимо воли богов» порождает безволие, примиренческое отношение к происходящему. Леворадикальный лозунг: «Кто был никем, тот станет всем» опасен произволом в социально-культурном отношении. Овладение достижениями мировой культуры - длительный исторический процесс, и чудес здесь не бывает.

Еще более опасен призыв «обогащаться», возведенный в мировоззренческий принцип. В нем начисто игнорируются социальная справедливость и гуманизм.

Жизнеутверждающий заряд несет в себе положение: «Труд создал самого человека». Л.Н. Толстой пояснял: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».

Жизнь человека протекает в системе ценностей, которые для него - ориентиры в выборе своей судьбы. Философия имеет прямое отношение к теоретическому осмыслению мира ценностей. В античное время главное внимание уделялось полисным ценностям. Лишь позднее, в эпоху эллинизма, индивидуум становится, по словам Протагора, мерой всех вещей. Однако эта мысль таила в себе угрозу релятивизма и индивидуалистического произвола, которые требовалось чем-то уравновесить. Принятие обществом тех или иных ценностей как приоритетных своим следствием имеет разработку соответствующей системы норм, регулирующих поведение людей и их взаимоотношения. К этим нормам относятся нравственные, правовые, политические и т.д. Влияет философия и на разработку религиозных идей.

Ориентация индивидов на систему ценностей и подчинение нормам общежития лежит в основе их приобщения к культуре и выработке у них гражданских качеств. Умение жить в обществе - это не дар природы, а культурное достояние. Во-первых, оно не естественно, а искусственно, в известной мере надприродно и даже подчас противоприродно. А во-вторых, оно личностно, достояние личной жизни индивида.

Ценностный аспект философии развивается вместе с ней из эпохи в эпоху. В философии Гегеля семья, гражданское общество и государство рассматриваются не только как восходящий ряд социальных явлений, но и как шкала ценностей. Высшая ценность - государство, ибо, по его мнению, в нем воплощается полнота абсолютной идеи, оно - шествие Бога по земле. Так, государство возводится в культ для законопослушных граждан Германии.

Абсолютизация этатизма таит в себе угрозу не меньшую, чем абсолютизация индивидуализма. Последний ведет к беспредельному произволу индивидуума и как следствие к атомизации общества и к его деструкции; первое же - к беспредельному произволу государства, становящегося угрозой и личному бытию, и бытию окружающих народов.

Милитаризованное немецкое государство дважды в XX в. развязывало мировые войны, причинившие громадный ущерб миллионам людей.

Русские мыслители XIX-XX вв. в качестве важнейшей ценности выдвигали соборность. Соборность - это органическая, социально-духовная общность людей, в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания сообщества. Соборность противоположна как разъедающему общество индивидуализму, так и государственному тоталитаризму.

Навязываемые государственными властями надчеловечные идеалы становятся идолами, мешающими общественному прогрессу и нормальной жизни. К таким идолам относятся и различные утопии глобального переустройства жизни человечества по какому-то новому проекту или образцу.

К сожалению, не так просто освободиться от навязчивых политических мифов, от политических утопий и упований, простыми и радикальными средствами в одночасье решить все частные и глобальные проблемы настоящего и прошлого. И свободное философское осмысление всей сложности мироустройства и проблем современности, всей неоднозначности происходящих процессов и поливариантности линий мирового развития помогает освободиться и от мифов и от упрощенных подходов (рецептов) к решению проблем.

Философия не может избавить общество от порождаемых социально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.

Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным равенством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой - для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.

И третья функция философии - методологическая. Философия может выступать как в виде научных, так и ненаучных знаний. И в своем отношении к науке она далеко не всегда ее союзник. Такие современные философские школы, как неотомизм и экзистенциализм занимают особую позицию по отношению к науке. Неотомисты, не отвергая значение естествознания, подводят под него такую методологическую базу, согласно которой господствующее положение в системе знаний должна занимать религия. В свою очередь экзистенциализм считает науку силой опасной для человечества. Всеми средствами его представители развенчивают науку, выявляя негативные стороны научного прогресса.

Приступая к раскрытию содержания философии и рассмотрению ее основных компонентов, необходимо иметь в виду, что в современной литературе не существует однозначного определения данного феномена.

Можно утверждать, что философия стала осмысливаться как таковая, начиная с Демокрита, софистов, Сократа и Платона. Именно в этот период она позиционировалась в качестве пытающейся выделить предельные основания знания в деятельности людей развернутой критической рефлексии по поводу мифологии и обыденной жизни.

Иными словами, философия в процессе своего становления и развития по своему предназначению стала выполнять особую мировоззренческую и методологическую функции, которые не могли взять на себя отдельные науки. Следовательно, философия может считаться и мировоззрением , и методологией. Поскольку выполнение этих функций предполагает наличие не просто суммы взглядов на мир, но совокупности идей, определенных принципов, которыми обязан руководствоваться человек, философия является формой общественного сознания , обусловливающего отношение человека к действительности, в том числе и к самому себе.

В отношении человека к действительности и самому себе философия позволяет выявить общие закономерности развития природы, общества, человека и познания. Таким образом, философия является и наукой. Для этого она обладает определенной совокупностью понятий, категорий, методов, имеет свой объект и предметную область исследования.

В данном разделе раскрыты все заявленные подходы и представлены выводы, которые проверены временем, осмыслены научным сообществом, подкреплены общественной практикой и представляют собой содержание философии. Все это позволит студентам осмыслить генезис философии, особенности "философских партий", школ, роль философии в разрешении проблем профессиональной деятельности юристов, глобальных проблем современности.

ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ И НАУКА

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • объект, предмет, категории, основные законы философии и ее роль в жизни человека и общества;
  • принципы философии;

уметь

  • осмысливать и формулировать личные мировоззренческие, социально-нравственные установки с учетом специфики будущей профессиональной деятельности;
  • самостоятельно изучать и анализировать философскую литературу в целях саморазвития и совершенствования профессиональной культуры;

владеть навыками

  • разрешения социальных противоречий на основе использования философских знаний;
  • использования законов возникновения, развития мысли, а также правильного мышления, выводного знания;
  • работы с документами и другими источниками, позволяющими получать истинные или достоверные знания, раскрывающие происхождение, развитие и разрешение различного вида явлений в природе и обществе.

Объект, предмет философии и ее структура

В большинстве философских школ и направлений объект рассматривают с позиции познания, исследования субъектом чего-то.

Объект (позднелат. objectum - предмет, от лат. objicio - бросаю вперед, противопоставляю) - то, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно-практическая и познавательная деятельность.

Объектом становятся лишь те существующие независимо от человека неживые и живые компоненты его среды обитания, которые включаются в человеческую деятельность. Другими словами, объектом для человека является то, что начинает им осваиваться в процессе познания и практически-преобразовательной деятельности.

Что касается объекта философии, то он определился в процессе становления последней, обусловлен ее местом и ролью в духовной и практически-преобразующей жизни человека.

Известно, что философия возникла на той ступени развития культуры, когда в связи с развитием общественных отношений происходило разложение мифологического сознания, изначально определявшего содержание

существующего тогда в обществе мировоззрения, которое в чувственно- наглядной форме рисовало картину мира как "поля антропоморфных сил" . Возникшее и утверждавшееся разделение труда, все более реальное отделение умственного груда от физического обусловливали кризис мифологического мировоззрения. Место человека в природе стало определяться его собственной активностью, результаты которой обусловливались его возможностями охватить и осмыслить динамичную природную и социальную среду своего обитания, существовавшую независимо от него и не укладывавшуюся в рамки обыденного сознания. Все это и создавало объективные предпосылки для формирования философского мировоззрения и выделения объектной области для философской рефлексии, философских систем, возникших практически одновременно в культурах Индии, Китая, Древней Греции. В них содержались размышления как над миром, так и над обыденным сознанием, мифологией. Философские устремления были нацелены на выявление предельных оснований и использовали не только логическую обоснованность своих объяснений, но и анализ различных образований культуры, опыта изменения человеком природы и формирования общностей людей, государственных устройств. Не оставался вне внимания философии и человек с отражающими его сущность делами, процессы мышления и познания, методы и способы познавательно-преобразовательной деятельности.

Сегодня философия сохраняет свое основное предназначение. Она ищет ответы на следующие вопросы: В чем состоит основа всего сущего? Каковы причины и источники развития природы, общества и человеческого мышления? Как, каким образом происходит развитие в реальном мире? В каком "направлении" может и будет развиваться природа, общество и человеческое мышление?

Объект философии - это неживая и живая природа, включенная в поле мировоззренческого осмысления ее человеком, наличествующие в ней всеобщие связи и закономерности развития, а также социально-исторический организм в его конкретном проявлении как самостоятельная единица исторического развития людей и как общество вообще со всеми видами и типами социальных общностей, а также человек как природное и социальное существо.

Объект философии позволяет классифицировать философские науки и одновременно обусловливает предел истинности знаний в этих науках. Только непонимание этого факта иногда порождает утверждение, что естественные науки наиболее точны по сравнению с науками философскими. Такого рода утверждения некорректны, ибо никто из математиков или физиков не станет утверждать, что математика более точна, чем физика. Сегодня, на данном этапе развития науки, признается, с одной стороны, что точность в естественных пауках связана с возможностью их математического выражения, а с другой - в самой математике все больше и больше внимания уделяется процессу доказывания и доказательства , что является характерным для логики и философии в целом. Другими словами, все науки точны по степени адекватности их собственному объекту и своей предметной области. Других, более значимых критериев точности в науках пока не существует.

Конечно, в содержании объекта философии имеется множество структурных элементов, которые характеризуются своими специфическими признаками и носят, с одной стороны, всеобъемлющий характер, а с другой - отражают только "свои" сущностные и отличительные черты и свойства.

Например, если вести речь о социоисторическом организме, то данный компонент объекта философии включает в себя язык, традиции, обычаи, различные социальные нормы (в том числе и правовые), религиозные и идеологические установки, ценностные ориентации, социально-психологические чувства и т.д.

В определенной мере данный объект одновременно включает и выражает признаки идентичности черт людей, входящих в разные сообщества, обусловливает складывание определенных социальных типов личностей, предопределяет социализацию людей, устанавливает определенную систему регулирования отношений между людьми, их миропонимание и отношение к прошлому, настоящему и будущему общества в целом.

Таким образом, социально-исторический организм как компонент объекта философии в его конкретном проявлении выступает и в качестве самостоятельной единицы исторического развития людей, и как общество вообще, со всеми видами и типами социальных общностей, со своей системой регулирования отношений между людьми.

Социоисторическому организму как компоненту объекта философии присущи следующие черты:

Он историчен и в определенной степени представляет собой исторический процесс, где создаются и формируются новые формы, где появляются новые значения и смыслы, заключенные в результатах человеческой деятельности;

является по своему наполнению в большей степени формой должного, ценностного и в меньшей - сущего;

  • - содержит в себе целеполагание людей, идеалы и ценности, к которым они стремились, а также нормы, которыми они руководствовались;
  • - в определенной степени представляет собой социальную природу (социоприроду), где в связях и взаимодействиях ее элементов наличествуют объективные закономерности, но не законы, что свидетельствует о факте отсутствия в этом объекте устойчивых причинно-следственных связей между наблюдаемыми и фиксируемыми явлениями и причинами (факторами), их вызвавшими;
  • - структурно включает в себя полиаспектное количество различных социальных общностей, отношений, элементы духовности, которые способны быть составной частью предметной области отдельных философских наук;
  • - включает в себя человека во всех его проявлениях и одновременно выделяет его в самостоятельный объект философского осмысления.

Что же касается предметной области философии, то здесь необходимо сделать некоторые пояснения. В современной философии и науке

пока нет достаточно ясного и четкого определения предметной области ни для одной из сформировавшихся к настоящему времени наук. Так, согласно имеющимся трактовкам предметная область, например, для теории чисел - натуральный ряд или множество целых неотрицательных чисел, а для ботаники - множество всех растений; такие подходы требуют дополнительного пояснения и уточнения.

Вместе с тем приблизиться к пониманию предметной области философии можно, если обратиться к соотношению результатов исследования отдельных наук и философии.

Каждая наука исследует качественно определенную систему закономерностей, но ни одна специальная наука не изучает закономерности, которые являются общими для явлений природы, развития общества и человеческого мышления. В переделах каждой науки есть различные уровни обобщения, которые, однако, не выходят за рамки определенной сферы бытия природы, человеческих сообществ. В философском же исследовании сами эти обобщения специальных наук становятся предметом анализа. Философия сводит в единство результаты исследований во всех областях знания, создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов и закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления. Более того, философия включает в себя не только предельно обобщенные достижения специальных наук, но и социальные, моральные, эстетические аспекты реального бытия своего объекта. Именно поэтому понятия, категории, принципы и законы философии имеют всеобщее значение, а ее методы обеспечивают доказательное отражение законов и закономерностей объекта. Все это в целом позволяет философии осуществлять предвидение будущих изменений в природе, обществе и в самом человеке.

Формируя философское мировоззрение, философия разрабатывает и коренную проблематику этого феномена: отношение мышления к бытию. Выясняя существо мировоззрения, философия ищет ответ на вопросы о том, что такое бытие, материя и что такое сознание, мышление.

За отношением мышления к бытию фактически стоит отношение человека к миру, так как последний включает в себя человека как свою одухотворенную, социальную, самосознающую часть. В этом контексте сам человек, проблема человека являются величайшей мировоззренческой проблемой, по существу стержнем всей философии.

Таким образом, есть основания утверждать, что предмет философии это сложное образование, которое включает в себя:

  • - наиболее общие связи и взаимодействия элементов объекта философии, а также элементов объекта с познающим субъектом, выступающим как представитель реального мира;
  • - общие законы и закономерности развития природы, общества и человеческого мышления;
  • - условия и факторы , которые обусловливают возникновение и развитие конкретных элементов изучаемого объекта и самого объекта в целом, отношение мышления к бытию;
  • - самого человека в качестве элемента объекта философии, являющегося относительно устойчивым образованием, имеющим внутреннюю

потенцию к созданию связей с себе подобными, с живой и неживой природой, являющимся субъектом познания и преобразования себя и среды своего обитания.

Предметная область философии - это общие закономерности возникновения, становления и развития неживой и живой природы, общества и человеческого мышления, отношение мышления к бытию, причины и источники развития всего сущего, содержание, структура мышления человека, а также сам человек в его взаимосвязи с себе подобными, средой своего обитания.

К сказанному следует добавить, что философия и философские науки исследуют не только общие связи и взаимодействия "вещных " элементов бытия природы, общества, человека, отношение мышления к бытию, природу и сущность человека, но и отношения людей между собой, социальными институтами, результатами своей деятельности, духовную творческую деятельность человека, моральные, эстетические, аксиологические и правовые аспекты этой деятельности.

В определенной мере уточнив объект и предмет философии, опираясь на достижения современного этапа развития человеческой культуры и познания, можно сформулировать ее определение.

Философия (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - форма общественного сознания, мировоззрение, раскрывающее целостный взгляд на мир, место человека в этом мире, на средства и способы его познания и преобразования, а также наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, изучающая познавательное, этическое и эстетическое отношение человека к среде своего обитания, к деятельности и ее результатам.

Завершая рассмотрение объекта и предмета философии, следует сказать, что используемые здесь подходы к трактовке данных феноменов не являются окончательными и полностью исчерпывающими их содержание. Более полное раскрытие содержания философии можно осуществить, рассмотрев ее структуру.

Сначала философия являлась единым и нерасчлененным знанием о мире, человеке, мышлении, развитии, о прошлом, настоящем и будущем. Однако затем в ней стали выделяться различные школы, относительно самостоятельные виды знаний и наук.

Так, если рассматривать структуру философии с позиций культур отдельных народов , с учетом их развития и усложнения социальных связей, возникновения классовых отношений и многообразия новых видов деятельности, то можно выделить философские учения в Китае, Индии, Древней Греции, а также Европе, России (более подробно исторические этапы развития философии и ее черты будут рассмотрены в разделе 2). Например, в древних восточных культурах складывался специфический тип философствования, во многом сохраняющий связи с мифологией. Для философских школ Востока был характерен традиционализм и ориентация на обоснование уже сложившихся социальных ценностей. Они практически не развивали рационально-логическую составляющую философского мышления и научную обоснованность мировоззренческих выводов, вместе с тем достаточно много внимания уделяя идее космологической природы сознания, разрабатывая принципы житейской мудрости, нравственного воспитания и духовного самоконтроля. Все это встраивалось в культуру традиционных земледельческих цивилизаций, в воспроизводство существующего уклада жизни, кастовой иерархии отношений и включения людей в систему строго корпоративных связей.

В лоне античной культуры возник и развивался иной тип философствования, объективной предпосылкой которого была социальная, политическая и экономическая жизнь полисов. Здесь формировалась философия, ориентированная на связь с наукой, на логико-рационалистическое построение системы знаний о природе, человеке и обществе.

В античной философии возникли основные исследовательские программы развития будущей западной философии, к которым изначально следует отнести философию европейского Средневековья, утверждавшуюся в лоне христианской культуры и в значительной степени отчуждавшуюся от античной философии.

Философия эпохи Возрождения, которая в определенном смысле осуществила синтез с античной философской традицией, сделала значительный шаг в осмыслении места и роли человека в жизни общества, культурном и социальном прогрессе.

Что касается философии Нового времени и эпохи Просвещения, то ей было присуще появление многообразия философских систем, которые основывались на результатах научной революции XVI-XVII вв., коренным образом изменившей картину мира.

Особое место в развитии философии занимает немецкая классическая философия, которая в значительной степени персонифицирована. Однако в общем плане в ней были разработаны основные концепции мироустройства, развития и познания. Ее можно назвать "трансцендентально- критической"

Философия XIX в. определила переход от доминирования классических философских систем к первым неклассическим философским учениям: марксизму, эмпириокритицизму, философии жизни, экзистенциализму, феноменологии, философии психоанализа и др.

Философия XX в. сочетает неклассические философские направления с сохранением классических традиций. В ней намечается критика этих мировоззренческих принципов, обусловленных не в последнюю очередь кризисными явлениями: экологическими, антропологическими, социальными и др.

Структурность предметной области философии обусловила развитие философских наук, т.е. с уточнением собственно философской проблематики внутри философии формировались относительно самостоятельные и взаимодействующие друг с другом области научного философского знания. К ним следует отнести учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология), этику, эстетику, философию истории, социальную философию, политическую философию, философию права, философию науки, философию техники, историю философии, философию религии и др. (рис. 1.1).

Рис. 1.1.

При этом "внутри" каждой философской науки происходило структурирование философских воззрений по отношению представителей философской мысли к одному из компонентов предмета философии к вопросу об отношении мышления к бытию. Обойти его никому из философов не удавалось и не удается сейчас. За разрешение какой бы проблемы философ ни взялся, ему волей-неволей придется выбрать для себя материалистическую (I) или идеалистическую позицию , которая будет обусловливать все результаты его философского исследования (ІІ) (рис. 1.2).

Рис. 1.2.

Дело в том, что признав первичность бытия по отношению к мышлению, мы становимся на позицию материалистов и считаем, что материя первична, а сознание, дух - вторичны, т.е. материя предшествует идеальному и порождает его. Если же мы признаем, что сознание первично по отношению к материи, тогда мы - идеалисты и стоим на позиции, что мировой дух творит материальный мир. Может быть и такой вариант, когда философ считает, что мышление и бытие - это равноправные субстанции. Тогда он становится па позиции дуалиста.

Материализм берет за исходное мир, существующий объективно, независимо от сознания человека, отвергает все антинаучные трактовки происхождения реального мира, объясняет существующую реальность из нее самой. В этом и состоит мировоззренческий и методологический принцип материализма. Идеализм имеет прямо противоположную позицию в происхождении и развитии реального мира, утверждая, что данное развитие определяется духовным началом.

Другая сторона вопроса об отношении мышления к бытию состоит в оценке такого феномена, как познаваемость мира. Другими словами, смысл данной позиции заключен в отрицании или признании возможностей человека в постижении объективных законов бытия, мира. Те, кто считает, что мир принципиально познаваем, называются гностиками, а полагающие, что мир принципиально непознаваем, - агностиками. Примером второй позиции может быть религиозная философия, которая отрицает познаваемость мира и утверждает примат религиозной веры над разумом.

Применительно к социальной философии, философии истории вопрос об отношении мышления к бытию переходит в плоскость соотношения общественного бытия и общественного сознания. От того или иного ответа на этот вопрос формулируется и понимание определяющих сил общественного развития в относительно самостоятельном существовании общностей людей по отношению к неживой и живой природе, а также по отношению друг к другу.

Материалистическое раскрытие проблемы соотношения общественного бытия и общественного сознания выражается следующим образом: общественное бытие в конечном итоге определяет общественное сознание, которое, будучи производным от общественного бытия, в свою очередь оказывает активное обратное воздействие на это бытие.

Идеализм по данной проблеме стоит на следующей позиции: в качестве определяющего фактора общественного развития выступают или Бог, или объективный мировой дух, или идеи исторических личностей и т.д.

Надо отмстить, что материализм в своем развитии прошел длительный путь: от наивного в древности, через механистический и метафизический, к высшей форме - диалектическому материализму. Интересно, что материалистом можно быть как стихийным, так и на основе знаний, полученных в процессе учебы или самостоятельных исследований.

Существуют исследователи, сочетающие как материалистическое воззрение, так и идеалистическое, в форме религиозной веры. В качестве примера соотношения веры и материализма можно привести позицию по этому поводу F. Эйнштейна, который предлагал свой вариант взгляда на взаимодействие различных форм восприятия человеком действительности. Он не отвергал религию, а тем более веру. По его мнению, нельзя себе представить ученого без глубокой веры в то, что правила, по которым существует мир, доступны разуму. Великий физик, бесконечно преданный науке, убежденный в огромных возможностях научного познания и его роли в жизни человека, тем не менее ясно осознавал и ограниченность рационального осмысления реальности.

А. Эйнштейн считал, что наука может показать только, как различные процессы, явления, предметы реальности связаны между собой, как они

обусловлены друг другом. Наука, по его мнению, позволяет людям получать сведения о предметах реального мира и о самом человеке, сформировать знание о сущем. Стремление к такому знанию ученый считал высшим из всех стремлений, на которые способен человек. Вместе с тем такого рода знание, как полагал А. Эйнштейн, не приближает человека к открытию того, что должно быть, а именно к знанию о должном. Разум не может объяснить смысл фундаментальных, или, по убеждению ученого, конечных целей. Дать ответы на эти вопросы может, как считал А. Эйнштейн, только религия. В качестве важнейшей цели он называл независимое развитие индивида, свободно отдающего свои силы службе человечеству, причем находящего в этом глубокое удовлетворение, делающего это с радостью, ведь главное предназначение индивида, видимо, состоит не в том, чтобы править кем-то, возвышаться над кем-то и т.д., а в том , чтобы служить людям, природе. Эти цели указывает или должна указывать религия. А. Эйнштейн, безусловно, признавал сильные стороны науки, но не отрицал значения ни религии, ни веры. Важнейшая роль религии, по его мнению, состоит в том, чтобы освободить человека от рабства эгоцентричных устремлений, страхов. Образной квинтэссенцией взаимообусловленности науки и религии, по А. Эйнштейну, служит афоризм о том, что "наука без религии хрома, религия без науки слепа".

Идеализм также прошел длительный путь "совершенствования". Такая его форма, как объективный идеализм, сформировалась в античной Греции (в работах Платона), была усовершенствована Г. Гегелем, сохранилась и по сей день. Представители объективного идеализма признают существование реального мира вне человека, но считают, что в основе его возникновения находится объективный дух.

Сторонники субъективного идеализма считают, что объективный, не зависимый от человека мир не существует. Он есть не что иное, как порождение субъективных познавательных способностей человека, его ощущений, восприятий, представлений.

Субъективные идеалисты утверждают, что наши усилия выйти за пределы сознания тщетны, и, следовательно, признание бытия внешнего мира, не зависимого от сознания, недопустимо. Последовательное развитие идей субъективного идеализма ведет к солипсизму - философской позиции, основанной на утверждении, что существует только "я" и, кроме меня, ничего и никого нет. Это напоминает ситуацию, когда человек оказывается в комнате, где его окружают зеркала, и видит только себя. Найти выход из такой комнаты невозможно, ибо человек будет натыкаться только на свое собственное отражение.

Конечно, идеализм имеет как социальные , так и гносеологические причины и источники возникновения и существования. Дело в том, что философы существуют в конкретных социальных системах, в конкретных общностях и сталкиваются с трудностями своего бытия, что определенно накладывает отпечаток как на выделение и осмысление результатов общественной практики, так и на их обоснование.

В социальном аспекте философский идеализм был предопределен и отделением умственного труда от физического, их противопоставлениєм, возникновением социального неравенства и классовых антагонизмов. Нельзя нс учитывать и тот факт, что познание мира - очень противоречивый процесс, в котором наличествует и фантазия, и здравый смысл, и хитрость ума, и сила логики, и правдоподобные допущения. Выходит, что все это предполагает возможность отрыва мысли от действительности, уход в сферу фантазии, в абсолютизацию человеческого мышления, сознания, идеи и духа.

Вместе с тем нельзя не признать, что объективный идеализм раскрыл закономерности развития идеи и мира, обосновал мысль о том, что результаты человеческой деятельности, и прежде всего духовной, отчуждаются от своего творца, становясь всеобщим достоянием. Объективный идеализм сформулировал содержание диалектики, создал систему категорий философии, раскрыл основное содержание диалектического метода, но в идеалистической трактовке.

  • Лосев Л. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 73-77.
  • Всемирная энциклопедия. Философия. XX век / гл. науч. ред и сост. А. А. Грицанов. М, 2002. С. 814.

В самом слове «фило-софия», (который, кстати, ввел Пифагор), уже заложен ответ на вопрос о том, почему эта наука играет такое большое значение в жизни каждого из нас. Ведь буквальный перевод этого термина означает «любовь к мудрости». А кому из нас не нравится порой помудрствовать, пофилософствовать? И если в области логарифмов лирику развернуться нельзя, а физик неуверенно чувствует себя в сфере ямба и хорея, то поразмышлять любят и тот, и другой. Почему это так, и какова роль философии в жизни человека и общества? Аристотель назвал ее «госпожой всех наук, которой они, подобно рабыням, не смеют перечить». Сенека же считал умение мыслить главным средством культивирования гражданских добродетелей, интеллекта и нравственности личности.

«Любовь к мудрости» действительно стоит над всеми науками. По сравнению с ней, каждая отрасль знания является лишь обрывком. Роль философии в жизни человека и общества заключается в том, что она гармонично соединяет в себе достижения всех дисциплин и выстраивает систему нашего познания о мире, как о целостном феномене. Да, философские воззрения изменяются в связи с открытиями в области других знаний. Например, гелиоцентрическое устройство Солнечной системы, открытое Коперником, и от высших приматов в результате эволюции видов, доказанное Дарвином, заставили пересмотреть о мироустройстве. Но философия является «связующим звеном», которое, пользуясь достижениями в отдельных областях, выстраивает определенную «картину мира».

Но роль философии в жизни человека и общества не исчерпывается построением общих принципов мироздания (онтологией). В нашей повседневности нас, в принципе, мало волнует, движется ли Земля вокруг Солнца, или наоборот. Философская онтология ценностно и эмоционально связана с человеческим миром, поскольку ставит перед собой вопросы: «Кто мы в этом мире?», «Каково наше место здесь?», «На что мы можем надеяться?» То есть, кроме онтологии, в науке философии, которую Аристотель еще назвал метафизикой, выделяются отделы антропология (учение о человеке и его бытии), (учение о развитии человеческого общества и роли в нем индивидуума), гносеология (то есть, теория познания с греческого). Замыкают этот ряд религиоведение, эстетика и этика.

Если мы узнаем, к примеру, что электрический ток - это движение заряженных электронов, мы усваиваем эту информацию рассудком, запоминаем ее. Эмоции при этом остаются не затронутыми. В дальнейшем знание о токе позволит нам использовать электрику для своих нужд и избегать удара большим разрядом. Однако знание о потоке электронов не изменит нашу жизнь, не перевернет не будет мотивом действовать так, а не иначе. и общества важна еще и тем, что она выстраивает мировоззрение, ценности и идеалы. Она руководит поступками людей, в какой-то мере предопределяет их. Познавая какую-либо концепцию науки, мы испытываем к ней симпатию или антипатию, она становится «нашей» или мы полностью ее отвергаем, чего нельзя сказать в случае постижения какой-либо естественной или математической дисциплины.

Роль философии в жизни человека, индивидуума, тяжело переоценить. На вопросы «Кто я, и зачем я живу?», «Что будет со мной после смерти моего тела?» отвечает и религия, но, в отличие от нее, философия использует научный доказательный аппарат. Отвечает ли она утешительно на Смотря, к какой концепции склоняется данный индивидуум. Нравственность - это также продукт философских воззрений. Уважение к каждой личности, как в другому универсуму противостоят концепциям макиавеллизма и социал-дарвинизма.

То, что человек - это «зоон политикон», животное общественное, знали еще античные мудрецы. И это существо пытается не приспособиться к условиям мира, а переделать его «под себя». Роль философии в жизни общества состоит в том, что она ищет ответы на вопросы: «Можно ли построить на земле идеальный социум?», «Каким он должен быть?», «Что должно управлять человеческими массами?», «Возможно ли достижение равенства и братства или это - утопия?»

РЕФЕРАТ

Философия и её роль в жизни общества

План

Введение.

1. Философия и мировоззрение.

2. Специфика философского знания и предмета философии.

3. Философия в системе культуры. Функции и значение философии.

Заключение.

Приложение.

Список используемой литературы.


Введение

В процессе подготовки к написанию этой контрольной работы я интересовался отношением людей к философии. Большинство охарактеризовало её как «науку ни о чём», некоторые откровенно признавались, что не понимают её. И никто из них не мог объяснить, что это за наука в принципе. А ведь круг моего общения по большей части состоит из людей с техническим и высшим образованием!

На это можно было бы не обращать внимания, если бы речь шла не о философии (понятно, что, например, филологу незачем знать, как работает трансформатор). Но этот факт очень красноречиво говорит о моральном, духовном состоянии нашего общества.

Ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества ведет к умиранию в нем духовного начала. Косвенно он становится жертвой этого уже в детстве. Его родители, поглощенные жестокими трудовыми буднями, не могут уделять ему нужного внимания. В результате для него оказывается безвозвратно утраченным нечто органически необходимое для его развития. Позже, сам став жертвой перенапряжения, он все больше испытывает потребность во внешнем отвлечении. Для работы в оставшееся свободное время над самим собою, для серьезных бесед или чтения книг необходима сосредоточенность, которая нелегко ему дается. Абсолютная праздность, развлечение и желание забыться становятся для него физической потребностью. Не познания и развития ищет он, а развлечения - и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения.

Склад ума миллионов этих разобщенных, но способных к сплочению людей оказывает обратное воздействие на все институты, призванные служить образованию, а, следовательно, и культуре. Театр уступает место кабаре, а серьёзная литература - развлекательной. Журналы и газеты вынуждены во всё большей степени мириться с тем фактом, что они могут преподносить что-либо читателю лишь в предельно доступной форме.

Проникшись духом легкомыслия и поверхности, институты, призванные стимулировать духовную жизнь, в свою очередь содействуют сползанию общества к такому состоянию и накладывают на него печать серости и бездумья. Все они, включая даже церковь, заняты добыванием денег ради денег. Достаточно посмотреть на состояние провинциальных театров или ознакомиться с художественными фильмами, снятыми в нашей стране за последние 10 – 20 лет. Наше общество с каждым днём становится всё более антигуманным, жестоким и равнодушным. Человек воспринимается не как человек, не как личность и индивидуум, а как часть механизма по добыванию денег. При этом наше (российское) общество, по моему, потеряло всякую способность к самозащите и самосохранению. Налицо деградация и грядущее вымирание нашей нации.

Однако, по мнению философа, «Общество всегда несёт в себе определённый (достаточный или недостаточный) уровень способности нейтрализовать опасность, несёт (или не несёт) способность повышать свои способности в соответствии с нарастающими опасностями воспроизводить себя на фоне дальнейшего роста сложности. Этот возрастающий по своей важности процесс, определяющий «быть или не быть» странам и народам, всему человечеству, включает в себя способность к философствованию, всеобщую форму этого процесса» .

Философия и мировоззрение

С давних времён, по крайней мере с VI в. до н. э., когда, видимо, благодаря греческому мыслителю Пифагору появился термин «философия» (гр. Philosophia: pileo – люблю и sophia – мудрость), её сравнивают и отождествляют именно с любовью людей к мудрости и истинностью их знаний. Когда его спросили, считает ли он себя мудрецом, Пифагор ответил, что он лишь любитель мудрости. Поэтому и на Руси философов называли любомудрами (буквальный перевод на русский язык).

Такая трактовка философии принята и у нас в России. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля можно прочесть, что мудрость – «свойство мудрого; премудрость, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственного совершенства, философия». В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова философ характеризуется как «мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения».

Философия как тип мировоззрения характеризуется в первую очередь традиционной приверженностью к Логосу, т. е. понятию, мысли, разуму, идее. Философское мировоззрение рационально в самой своей основе, хотя в истории философии имели место и иррациональные, нигилистические течения.

Когда речь идёт о мировоззрении, следует иметь в виду, во-первых, систему взглядов (воззрений) на объективный мир; во-вторых, совокупность взглядов не только на роль и место человека в окружающем мире, но и отношение человека к нему и самому себе; в-третьих, обусловленные вышесказанным основные жизненно важные позиции людей и социальных общностей; их убеждения и ценностные ориентации и идеалы, а также принципы познания и деятельности. Последнее обстоятельство – свидетельство огромного практического смысла и значения мировоззрения, его проблематики.

История показывает, что мировоззренческие вопросы касаются не одиночек, а масс, объединённых в сословия, нации, классы, партии, конфессии, профессиональные и другие организации, в силу чего трактовки этих вопросов по содержанию, объёму, степени научной достоверности оказываются весьма различными, нередко прямо противоположными. По своему объекту они однотипны, так как в их основе – бытие, а по субъекту, носителям тех или иных взглядов они разнотипны. Обычно называют такие исторически возникшие и эволюционирующие типы мировоззрения, как мифологическое, житейское или обыденное, религиозное и философское.

Каждому типу мировоззрения присущи свои особенности. Так, обыденные взгляды мировоззренческого характера, будучи порождены непосредственными бытийными условиями существования, отличаются практицизмом, здравым смыслом, житейской мудростью и как таковые передаются из поколения в поколение, корректируясь человеческим опытом, традициями и обычаями. Мифология и религия придают мировоззрению эмоционально-чувственный, образный, а также мистический характер.

Философ А. А. Миголатьев говорит: «Философское мировоззрение включает не только собственно философские взгляды и положения, но также идеи и выводы частных общественных, естественных и технических наук, поднятых на мировоззренческий уровень. Вместе взятые, интегративно они создают общую научную картину мира. При этом философия, история, социология, экономическая теория, политическая наука и другие общественные дисциплины формируют социально-историческую составляющую картины мира, а науки о природе, технике и технологиях – естественно-научную составляющую. Таким образом, философское мировоззрение и философия – нетождественные понятия, первое шире, чем второе. Вместе с тем именно философия – теоретическая основа современного мировоззрения, его несущий стержень, глубинное ядро» .

Специфика философского знания и предмета философии

В историческом плане представления о предмете философии развивались вместе с прогрессом всего научного знания. Широко известно, что в условиях античности философия была наукой наук. По мнению Аристотеля «Философ, надо полагать, должен знать начала и причины сущностей». Начала и причинность известны, поэтому и философия вечна, пока существует Логос, познающий мир интеллект.

По мере развития опытных наук и превращение их в теоретические, особенно фундаментальные, предмет философии сужался. Философия отказалась от исторически преходящих и несвойственных её природе функций в развитии теории частнонаучного знания; они перешли к специальным наукам, начиная с физики Ньютона.

Это, однако, не привело к уменьшению роли философии в обществе и познании действительности. Напротив, она существенно возросла, ибо философия могла сосредоточиться на присущей ей имманентно проблематике широкого, универсального характера, на познании своего действительного предмета – всеобщих оснований бытия. Кроме того, в отношении всех частных наук философия, освободившись от их непосредственной опёки, стала выполнять несоизмеримо более важную и сложную, чем прежде, задачу, а именно: вооружать науки общей метатеорией развития всего сущего и философской методологией – основой основ современной научной методологии.

В сравнении с частными науками предмет философии отличается ещё одной существенной особенностью. Опыт, на базе которого развиваются естественные, общественные и технические науки, при всём его богатстве и многообразии, ограничен. Предмет же философии находится и за пределами человеческого опыта. Этот предмет – мир как целостная, беспредельная в пространстве и непреходящая, вечная во времени объективная реальность, существующая изначально, независимо от человека и человеческого опыта. Любые, даже самые общие теоретические обобщения конкретных наук, имеющие чрезвычайно важное значение для познания и общественной практики, несопоставимы с философскими абстракциями. В этом сила, уникальность и неуязвимость философии, а также её внеисторичность и внепартийность.

«Предмет философии – начала начал; причины причин; предельные основания; всеобщие свойства; связи и отношения действительности; принципы и законы бытия и сознания» .

Философия в системе культуры. Функции и значение философии

Философствование как особая форма человеческой реальности само является предметом исследования методами философии, т. е. налицо философствование по поводу философствования, рефлексия философствования. Эти метафилософские исследования – элемент самого философствования, а не внешняя для него сила. Всякий новый виток философствования есть одновременно и виток метафилософствования, так как он содержит критику сложившейся философии, попытку возвыситься над ней, превратить её в предмет исследования, переосмысления, критики. Современный этап переосмысления происходит на основе включения в опыт философствования накопленного опыта исследования культуры. Культура рассматривается как одно из определений человеческой реальности, как форма рефлексии человека, его способности критически переосмысливать собственные условия, средства и цели.