Open
Close

Римский крест для распятия. Казнь на кресте: распятие в Библии и в реальной жизни

РАСПЯТИЕ НА КРЕСТЕ

Благодаря огромному резонансу, который имели в последующие века события, произошедшие на Голгофе почти 2 тысячи лет назад, мало кто знает, что распятие на кресте в древние времена было, пожалуй, одним из самых распространенных методов предания смерти. Им пользовались, например, ассирийцы, карфагеняне, египтяне, греки, персы, финикийцы, скифы и конечно же римляне, которые по настоянию иудейских первосвященников распяли Иисуса Христа.

Самый обычный способ распятия, хотя существовало множество его разновидностей, состоял в том, что руки жертвы привязывали или прибивали гвоздями к столбу (с поперечиной или без нее), где человек и умирал мучительной смертью. Несмотря на широкое распространение этого вида смертной казни, уцелели очень немногие и недостаточно детализированные описания распятия на кресте. Воистину описание распятия Христа, содержащееся в Евангелиях, - одно из самых лучших из всех существующих.

Перед казнью осужденного обычно секли плетьми (впрочем, у римлян порка предшествовала любой смертной казни), после чего, в том случае, если собирались использовать поперечную балку, осужденного заставляли нести ее до места казни, где уже стоял врытый в землю столб. Стоял он обычно у дороги, чтобы как можно больше людей могли увидеть распятое тело. Осужденного раздевали, заставляли лечь на землю лицом вверх и раскинуть руки, после чего палач прибивал или привязывал его руки к поперечине. Иногда делалось и то, и другое, поскольку прибитые руки могли не выдержать веса тела и оторваться от поперечной балки. Поперечную балку с висящей на ней жертвой поднимали на вершину столба. Опять же, чтобы осужденный не сорвался вниз, между его ног в столб забивали деревянный колышек. Приготовления заканчивались прибиванием ног жертвы к столбу, и в таком положении осужденному предстояло умирать долгой и мучительной смертью, которую старались сделать еще более мучительной окружавшая место казни толпа и палач. Палками ему перебивали ноги, обдирали кожу, забрасывали камнями. В случае с Христом палач проявил верх изобретательности, водрузив ему на голову терновый венец.

Случалось, жертву прибивали не обычно, как описано выше, а например, вниз головой или за руку и за ногу. Иосиф Флавий так описывает массовую казнь иудеев римлянами: «Тех, кого они ловили, римляне прибивали, шутки ради, в самых нелепых положениях».

Как наказание за тяжкие преступления, такие, как государственная измена, дезертирство из армии, убийство, подстрекательство к мятежу, прорицание (в особенности в тех случаях, когда речь шла о будущем императора), распятие на кресте римляне предпочитали, например, сожжению на костре или обезглавливанию. Первоначально на кресте распинали рабов и иноземцев (например плененных вражеских солдат), позже к распятию стали прибегать, если серьезное преступление совершалось римскими гражданами из низших классов. Совсем наоборот относились к распятию карфагеняне и персы, у которых оно считалось почетным, и на кресте, как правило, умирали высокопоставленные сановники и военачальники.

Добровольное распятие

В Нью-Мексико зарегистрированы случаи, когда кающиеся грешники заставляли привязывать себя к огромному деревянному кресту и волокли его по земле, усеянной острыми камнями и осколками стекла. Кроме того, к руке самоистязателя привязывали острый нож, так, чтобы он впивался в плоть каждый раз, когда грешник спотыкался или падал.

Распятие Христа

Следующий отрывок составлен выборочно на основе евангельских текстов.

Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и искали первосвященники, как бы взять Его хитростью и убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущение в народе. Когда один из двенадцати (учеников), называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал им: «Что вы дадите мне, и я вам передам Его?», они предложили ему тридцать серебренников. И с того времени он искал удобного случая, чтобы предать его.

Когда ученики приготовили пасху и настал вечер, он возлег с двенадцатью учениками. И когда они ели, сказал Иисус: «Истинно говорю, что один из вас предаст Меня». Они весьма опечалились и начали говорить Ему: «Не я ли, Господи?» При сем Иуда, предающий Его, сказал: «Не я ли, Равви?» И говорил ему Иисус: «Ты сказал». И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Примите, едите: сие есть тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Сие есть Кровь Моя».

И пошли они на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь». Петр сказал Ему в ответ «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Иисус сказал ему: «Истинно говорю тебе, что ты в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня».

Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: «Посидите тут, пока я пойду, помолюсь там». Когда он помолился и приходит к ученикам, то находит их спящими и говорит: «Встаньте, пойдем: вот приблизился предающий Меня». И когда еще говорил он, вот, Иуда, один из двенадцати пришел и с ним множество народа с мечами и кольями от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его», и тотчас подошел к Иисусу, сказав: «Радуйся, Равви!» и поцеловал Его. Иисус же сказал: «Друг, для чего ты пришел?» И вот один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященников, отсек ему ухо. Тогда говорил ему Иисус: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».

Взявшие Иисуса отвели его к Каиафе, первосвященнику. Петр же следовал за ним издали до двора первосвященникова: и вошед вовнутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. И подошла к нему одна служанка и сказала: «И ты был с Иисусом Галилеянином». Но он отрекся пред всеми, сказав: «Не знаю, что ты говоришь». И прокричал петух. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая и говорит бывшим там: «И этот был с Иисусом Назореем». И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека». И во второй раз прокричал петух. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: «Точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя». Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека; и опять запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом, и вышед вон, горько плакал.

Первосвященники и старейшины искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: «Он говорил: «Могу разрушить храм Божий и в три дня создать его». Иисус молчал и первосвященник сказал Ему: «Скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» «Ты сказал» - ответил Иисус, и первосвященник разодрал одежды свои и сказал: «Вот теперь вы слышали богохульство Его, как вам кажется?» И, связавши Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорил Ему Пилат: «Ты Царь Иудейский?» Иисус сказал ему: «Ты говоришь». Пилат сказал первосвященникам и народу: «Я не нахожу никакой вины в Этом Человеке». Но все они кричали: «Распни, распни Его!» Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки пред народом и сказал: «Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы».

И одели его в багряницу и, сплетши терновый венец, возложили на Него. И начали приветствовать Его: «Радуйся, Царь Иудейский!» Когда же насмеялись над ним, сняли с него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели, чтобы распять Его.

И привели Его на место Голгофу и давали Ему пить вино со смирною, но Он не принял. И они распяли Его и делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. И была надпись вины Его «Царь Иудейский». С ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Другой же напротив унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?» И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда прийдешь в Царствие Твое».

В шестом часу настала тьма по всей земле. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего ты меня оставил?» Один из стоявших тут побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал ему пить. Иисус же, возгласив громко, испустил дух. Тогда пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, пришедши к Иисусу, увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней. Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра.

После сего Иосиф из Аримафеи просил Пилата, чтобы снять Тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял Тело Иисуса. Пришел также и Никодим и принес состав из смирны и алоя. И так они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями. И положил Его Иосиф в новом своем гробе, который высек он в скале; и привалив большой камень к двери гроба, удалился.

Смертная казнь [История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней] Монестье Мартин

Распятие

Распятие

Распятие. Фрагмент картины неизвестного голландского автора XVI века. D.R.

Крестная мука была в ходу у египтян, иудеев, карфагенян, финикийцев, персов. В Македонии, Греции и Римской империи распинали обычно рабов, иногда - виновных в совершении особо тяжких преступлений, чтобы показательно их унизить.

Первые казни на кресте отмечены в Риме при Тарквинии Великолепном, последнем из семи царей. Эта практика пришла в Рим от карфагенян, которые переняли ее у финикийцев.

Римских сенаторов и судей обвинили в «преступлении» за то, что они приговорили к распятию римских граждан.

Мученичество святого Петра. Гравюра с картины Микеланджело. XVIII в. Частн. кол.

Вспомним, как Цицерон гневно упрекал Верреса, когда тот, будучи наместником на Сицилии, приговорил к кресту римского гражданина. Считается, что иудеи стали применять распятие во времена правления царя Ирода.

Крест мог состоять из двух, трех, иногда даже четырех перекладин и принимать самые разные формы: Т-образную, Х-образную, Y-образную. Первая разновидность - перевернутый крест - позволяла распинать человека вниз головой, так казнили бунтовщиков. Именно так распяли апостола Петра по его собственной просьбе: он посчитал себя недостойным быть распятым, как Христос. Император Нерон удовлетворил его просьбу, но другим мученикам отказал.

По мнению Юбера Монтейе, практика распятия вниз головой родилась по чисто техническим причинам. «Во влажную землю крест приходилось втыкать глубоко, так что горизонтальная балка оказывалась близко к земле, и один из ее концов, в зависимости от того, куда кренился крест, заостряли. Так достигалась максимальная устойчивость, и жертву распинали головой вниз».

Х-образный крест прозвали крестом святого Андрея по имени мученика Андрея, брата апостола Петра и ученика Иоанна Крестителя. Когда он очутился подле креста, то снял всю одежду и отдал палачу. Ему не стали прибивать руки и ноги гвоздями, а привязали их веревками, чтобы пытка продлилась дольше. Он прожил после распятия два дня.

Гвозди в запястья

В Риме, Греции и на Востоке приговоренного к распятию сначала бичевали кнутом, а потом заставляли нести крест к месту казни. Точнее говоря, он нес «патибулум» (patibulum) - верхнюю горизонтальную балку креста, тогда как «ствол» (stips) к приходу приговоренного и палачей уже торчал из земли. Бесчисленные картины, изображающие шествующего на Голгофу Христа с крестом на плечах, искажают реалии того времени.

На месте казни осужденного привязывали к кресту веревками, но чаще прибивали гвоздями. В первом случае человеку разводили руки, крепили их к патибулуму, потом с помощью веревки и блока поднимали наверх и фиксировали.

Когда приговоренного прибивали гвоздями, действовали так же: сначала прибивали к патибулуму руки, затем подвешивали и прибивали ноги. Случалось, что казнимого прибивали к кресту, лежащему на земле, потом крест поднимали и вставляли в заранее приготовленную яму. Гвозди никогда не забивали в ладони - они бы разорвались под тяжестью тела.

Гвозди вгоняли в запястья двумя способами. Опытный палач забивал длинный гвоздь в окруженную костями точку, которую современные анатомы называют «пространством Дестота».

Острие пронзало ее, не повреждая костей, разве что разрывая медианный нерв, в результате чего большой палец прижимался к ладони. Менее ловкий палач ограничивался тем, что загонял гвоздь между лучевой и локтевой костями. Но в обоих случаях крепление оказывалось весьма прочным.

Ноги прибивали разными способами. Их могли крепить, забивая гвоздь в каждую, накладывать одну на другую или разводить в стороны при так называемом «четырехугольном» распятии.

В Римской империи существовал особый способ, когда сведенные вместе ноги располагали боком, так что гвоздь пронзал обе пятки, отчего у осужденного скручивало все тело.

В любом случае, каким бы ни был способ прибивания, никакой опоры для ног, столь часто изображаемой на религиозных картинах, не было и в помине.

Х-образное распятие на так называемом андреевском кресте. D.R.

Подобная опора противоречила бы самому смыслу казни. Ведь на кресте умирали не от голода и жажды, как думают многие, и не от потери крови, а от удушья. Распятый мог дышать, только если приподнимался на руках, но гвозди причиняли ему сильную боль, мышцы сводило судорогой, и он не мог выдохнуть воздух, наполнявший грудную клетку. Ролан Вильнев обращает внимание, что этот феномен отмечен и очень точно описан выжившими узниками концлагерей, присутствовавшими при распятиях. Для усиления асфиксии к ногам самых крепких распинаемых привязывали тяжелые камни, чтобы обеспечить полную неподвижность рук и лишить человека возможности дышать.

В древности только иудеи смягчали казнь: на закате распятым ломали ноги, чтобы ускорить асфиксию. Иудейский закон требовал подносить осужденному питье, притупляющее чувствительность к боли. Вспомним, что Христу предлагали такое питье: вино с опиатом перед распятием и уксус после распятия.

Тела казненных висели на крестах до тех пор, пока к ним не слетались стервятники.

Тела мятежников висели до полного разложения. Так случалось после каждой «войны рабов» - трех крупных восстаний, с трудом подавленных Римом. За победой следовала ужасная бойня и тысячи распятий. Два первых бунта вспыхнули на Сицилии, соответственно за полтора и за век до христианской эры. После третьего - самого знаменитого - под предводительством Спартака в 73 году до P. X. более шести тысяч мятежников приговорили к распятию. Кресты стояли вдоль всей дороги из Капуи до Рима.

Варварское воскрешение

Когда приговор был «законным», как, например, в суде над Христом, власти разрешали родственникам и друзьям казненного отдать ему последний долг после официальной констатации смерти. Удар копьем в бок, по римскому законодательству, служил подтверждением наступившей смерти. Вопреки расхожему мнению, этот удар никогда не добивал распятого и не усиливал его страданий.

Самую большую дань этому орудию казни заплатили не восставшие рабы, бунтовщики и опасные преступники, а христиане. За триста с лишним лет вслед за апостолами на кресте было распято множество христиан, не пожелавших отречься от новой веры. При императоре Траяне в Иерусалиме распяли святого Симеона. Святую Юлию распяли в Карфагене. Людей тысячами распинали во всех средиземноморских странах.

Вспомним Нерона, находившего удовольствие в обмазывании жертв смолой, чтобы добавить к страданиям на кресте пытку огнем. Осужденных римскими магистратами на распятие часто пытали до казни. Все современные исследователи истории древнего мира едины во мнении, что число жертв во времена правления Септима Сурового, Каракаллы, Гелиогабала, Максимина и особенно Диоклетиана, Деция и Домициана было огромным. С приходом христианских императоров распятие отменили в память о страстях Христовых. С тех пор символ креста приобрел культовый характер, как в греческих, так и в латинских литургиях. Крест и распятие заняли важное место в католических ритуалах и церемониях. Крест, некогда бывший орудием казни, стал символом воскресения.

«Убей меня из любви к Господу!»

В СССР немцы распинали евреев во время последней мировой войны. Малапарте в «Шкуре» рассказывает о встрече с распятыми на кресте.

«Крик ужаса застрял у меня в горле. Это были распятые люди. Они были прибиты к стволам деревьев. Кто-то уронил голову на плечи, кто-то на грудь, кто-то поднимал глаза к небу, глядя на молодой месяц. Почти все были в черных еврейских плащах на голое тело, их кожа блестела в мягком лунном свете…».

«Распятые молчали, я слышал их дыхание. Я слышал глухой хрип, вырывавшийся из горла, чувствовал на себе тяжелые взгляды, их глаза обжигали огнем мое лицо, залитое слезами, капавшими на грудь…».

«Если есть в тебе жалость, убей меня! Выстрели мне в голову, - кричал один из распятых. - Выстрели мне в голову, сжалься надо мной! Убей меня, о-о-о, убей меня из любви к Господу!»

Ребенок, распятый за кражу. Камбоджа. 1984 г. Фотография. D.R.

Применение распятия к преступникам в Европе стало восприниматься как богохульство, но в Азии и на Востоке этот метод казни сохранялся. Писатель и путешественник Жан-Пьер-Оскар Кометтан в книге «Неизвестная цивилизация» пишет, что в XIX веке в Японии «судьи все еще приговаривали к распятию». Надо сказать, что и Европа, несмотря на все свое христианство, не раз еще возвращалась к варварской практике распятия.

Случаи распятий были отмечены во время Вандейской войны во Франции: так поступали республиканские солдаты, наказывая жителей городов Машкуль и Сен-Флоран, давших сигнал к восстанию в 1793 году. Людей распинали и в Испании во время наполеоновской кампании. В СССР нацисты казнили на кресте партизан и евреев. В конце XIX века распятие по-прежнему существовало в Бирме и Северной Африке, в частности в Марокко. В 1892 году, то есть через два года после того, как в США начали «обрабатывать современным способом» приговоренных к смертной казни марокканцев, сажая их на электрический стул, на большой площади в Марракеше публика собралась, чтобы поприсутствовать на распятии каида Хабура. Эта казнь под музыку стала поводом для трехдневных празднеств, после чего труп разорвали на мелкие кусочки и бросили собакам. Напомним, что в семидесятых годах коммунистические силы Северного Вьетнама сеяли ужас, оставляя за собой десятки распятых в регионе «Утиный клюв».

В заключение рассказа о распятии добавим, что оно до сих пор фигурирует в уголовном кодексе Северного Йемена в качестве законной формы высшей меры наказания. Однако стоит отметить, что приговоренный может быть распят только после того, как его казнят согласно вынесенному вердикту - через расстрел или отрубание головы.

Распятие каида Хабура в 1892 году в Марракеше. Казнь прошла под музыку, после чего начались торжества. Иллюстрация из «Пти журналь». Частн. кол.

В Судане все обстоит иначе: распятие живьем предусмотрено за преступления хадда, то есть против Бога, правда, исламистские власти Хартума пока ни разу не осмелились вынести подобный приговор.

В 1991 году 11 человек, обвиненных в уголовных преступлениях, совершенных с особой жестокостью, были приговорены к публичному повешению с последующим распятием. В семи странах, живущих по законам ислама, можно на законном основании казнить людей на кресте, распиная их живыми. Речь идет о Судане и Северном Йемене, Объединенных Арабских Эмиратах, Иране, Мавритании, Пакистане и Саудовской Аравии.

Поиски истинного креста Господня

Казнь некоторых жертв возвысила орудия их умерщвления. Так, нож гильотины, упавший на шею Людовика XVI, множество раз продавали разным коллекционерам, фетишистам и поборникам Старого режима, каждый из которых считал, что именно он владеет «королевским резаком». Крест Христа, возвышенный Божественной жертвой, был обнаружен довольно быстро. Елена, мать императора Константина, несмотря на преклонный возраст, первой решила направиться в Иерусалим, чтобы найти священную реликвию. Никто не знал, где он находится. Елене было откровение, что крест спрятан в пещере Гроба Господня. Но язычники засыпали пещеру камнями, а император Адриан повелел установить там статуи Венеры и Юпитера. Императрица-христианка приказала разрушить их и начать раскопки. Долгие поиски увенчались находкой трех крестов с гвоздями. Но как узнать, на котором распяли Спасителя? Макарий, епископ Иерусалимский, предложил отнести все три орудия казни одной женщине, бывшей при смерти. Ее попросили прикоснуться к первому, потом ко второму. Ничего не произошло. Едва коснувшись третьего, она исцелилась. В 326 году Елена приказала построить великолепный храм Гроба Господня, где и разместили большую часть креста, завернув его в богато украшенное покрывало. Своему сыну Константину она отослала небольшой фрагмент, еще один послала в Рим, приказав возвести во дворце Сессория базилику Святого Иерусалимского Креста.

Позднее персидский царь Хосров II, захватив Иерусалим, разграбил и сжег город, а драгоценную реликвию забрал с собой. Из почтения к священному куску дерева Хосров оставил его в покрывале. Христианский император Ираклий пришел в Персию и победил Хосрова в ходе недолгой войны, а условием заключения мира поставил возвращение креста и освобождение рабов-христиан. Его требования были выполнены, и он с триумфом вернулся в Константинополь, после чего отправился в Иерусалим и вернул городу крест. Чтобы священная реликвия не смогла попасть в руки иноверцев, ее разделили на несколько частей, разослав во все христианские страны. Большой фрагмент отправили в Рим.

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора

3.3. Распятие и воскресение на третий день АПОКАЛИПСИС. – В «Вознесении Исайи» мы читаем следующее. Во время Вознесения Исайя оказывается вместе с ангелом на тверди и на первом небе.«И взошли мы на твердь, и увидел я там БРАНЬ ВЕЛИКУЮ САТАНЫ И СИЛ ЕГО, ПРОТИВЯЩИХСЯ

Из книги Тибетская экспедиция СС. Правда о тайном немецком проекте автора Васильченко Андрей Вячеславович

Распятие Бальдра-Крестоса Это принципиальное недоверие к Вотану, подтверждаемое в кругах «Аненэрбе» вполне научными открытиями Бернхарда Куммера и Германа Вирта, исходило из коренного ирминистского предания о распятии вотанистами Бальдра-Крестоса. Потому

Из книги Царь славян. автора Носовский Глеб Владимирович

5.4. Страсти и распятие 5.4.1. Город отцов Мучения и распятие Андрея Первозванного описаны в его Житии весьма похоже на страсти Христа. Хотя само по себе это ничего не доказывает, тем не менее, такой штрих хорошо дополняет обнаруженное нами соответствие между Андреем и

Из книги Царь славян. автора Носовский Глеб Владимирович

5.4.4. Распятие Житие Андрея Первозванного сообщает: «Егеат приказал праведника растянуть по земле и троим мучителям бить его… Наконец святого мученика подняли и привели к судье… Словами праведника Егеат приведён был в неописуемую ярость. Он приказал св. Андрея распять

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

3.3. Распятие и воскресение на третий день АПОКАЛИПСИС. - В «Вознесении Исайи» мы читаем следующее. Во время Вознесения Исайя оказывается вместе с ангелом на тверди и на первом небе.«И взошли мы на твердь, и увидел я там БРАНЬ ВЕЛИКУЮ САТАНЫ И СИЛ ЕГО, ПРОТИВЯЩИХСЯ

Из книги Бумаги Иисуса автора Бейджент Майкл

Глава 7. Переживший распятие Иисус въехал в Иерусалим на осле. Этот факт выглядит случайным. Ещё раньше, по пути из Иерихона в Иерусалим на праздник Пасхи, Иисус остановился на Масличной горе.Он попросил двух своих учеников найти для него осла. Для него это было важно, и

Из книги Смертная казнь [История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней] автора Монестье Мартин

Распятие Распятие. Фрагмент картины неизвестного голландского автора XVI века. D.R.Крестная мука была в ходу у египтян, иудеев, карфагенян, финикийцев, персов. В Македонии, Греции и Римской империи распинали обычно рабов, иногда - виновных в совершении особо тяжких

Из книги О чем на самом деле писал Шекспир. [От Гамлета-Христа до короля Лира-Ивана Грозного.] автора Носовский Глеб Владимирович

24. Раны Гамлета и распятие Христа Конец Саги о Гамлете с версии Саксона Грамматика очень интересен. Хотя напрямую о казни принца тут не говорится, но разбросаны отдельные фрагменты, недвусмысленно связывающие историю Гамлета со страстями и казнью Иисуса. В частности,

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

5.4. СТРАСТИ И РАСПЯТИЕ 5.4.1. ГОРОД ОТЦОВ Мучения и распятие Андрея Первозванного описаны в его Житии весьма похоже на страсти Христа. Хотя само по себе это ничего не доказывает, тем не менее, такой штрих хорошо дополняет обнаруженное нами соответствие между Андреем и

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

7. Распятие Геро в Кельнском соборе Согласно новой хронологии, Иисуса Христа распяли в XII веке, в 1185 году. См. нашу книгу «Царь Славян». А теперь возникает естественный вопрос. Поскольку Кельнский собор, как мы только что убедились, хранит много действительно древних

Из книги Евреи, Христианство, Россия. От пророков до генсеков автора Кац Александр Семёнович

Из книги Путь агрессора, или О сути политики Англии автора Михаэл Джон

Распятие Ирландии Одно из величайших имен в истории Англии – Стронгбоу. Что прославило его? Благородные поступки? Великий ум? Щедрая душа? О, нет. Он был первым захватчиком Ирландии. Во второй половине XII века Стронгбоу возглавил войско, которое выступило, чтобы завоевать

автора Безобразов Кассиан

Из книги История развития формы креста автора Кузнецов В. П.

Крест «распятие» Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа относится только к V веку, на дверях церкви святой Сабины в Риме. С V века Спаситель стал изображаться в длинном одеянии коллобии – как бы прислоненным ко кресту. Именно такой образ

Из книги Христос и первое христианское Поколение автора Кассиан Епископ

7. Распятие и Погребение Евангельские повествования о распятии и погребении Иисуса (Мф 27:32-66, Мк 15:21-47, Лк 23:26-56, Ин 19:16в-42) в существенном согласны между собою и взаимно друг друга дополняют. Мы можем ограничиться здесь указанием основных вех.Как уже отмечалось, крестный путь

Что испытывает человек, распятый на кресте November 10th, 2017

Казнь посредством распятия на кресте была довольно распространенным наказанием в Римской империи задолго до рождения Христа. Известный пример - Спартак. Когда Красс разгромил войско повстанцев, он велел возвести кресты вдоль Аппиевой дороги. На этих крестах - от Капуи до Рима - были распяты, как считается, около 6 тысяч пленных рабов, воинов армии Спартака.

В республиканском Риме в первом веке до н.э., это было стандартной и позорной формой казни. Если вы были гражданином Рима, вас не могли казнить таким образом. Святого Петра распяли в Риме, потому что он не имел римского гражданства, в отличие от св. Павла. Считается, что апостол Павел был обезглавлен - такая смерть была быстрой и потому более предпочтительной. Но нам конечно при упоминании распятия на кресте сразу вспоминается распятие Иисуса Христа

Давайте узнаем, что, чисто с медицинской точки зрения, должен испытывать человек, прибитый к орудию пыток в виде креста.


Причина смерти: удушье

Существует довольно много вполне обоснованных теорий относительно того, что же в конечном итоге добивало бедолаг, которых древние римляне казнили столь экзотическим и болезненным способом. Однако наиболее вероятной причиной смерти человека, распятого на кресте, является именно удушье.

После многих часов, а то и дней пытки вес собственного тела, в конечном итоге, начнет давить на диафрагму, затрудняя дыхание. Даже если поначалу у жертвы и хватит сил, чтобы удерживать себя в более-менее ровном положении, опираясь на ноги и подтягиваясь на руках, рано или поздно измученные мышцы начнут слабеть, и тело безвольно повиснет на гвоздях. Когда давление на диафрагму станет слишком сильным, жертва полностью утратит способность дышать и, в конце концов, медленно и мучительно задохнется.


Кстати, если римским палачам казалось, что казнь слишком затягивается, и старуху с косой следует немного поторопить, приговоренному дробили молотом бедренную кость. Помимо того, перелом бедра уже сам по себе является одним из самых болезненных переломов в человеческом теле, подобные манипуляции окончательно лишали человека возможности сопротивляться удушью, и смерть в таком случае наступала значительно быстрее.

Гвозди действуют на нервы


Гвозди, которые, как правило, забивали в районе запястья, неизбежно задевали основные нервы, проходящие через человеческую руку. Когда жертва пыталась потянуться вверх, чтобы вдохнуть, запястья непроизвольно поворачивалось вокруг гвоздя, цепляя нерв и причиняя невыносимую стреляющую боль во всей конечности. Даже если ослабевший человек переставал бороться за свою жизнь и висел неподвижно, постоянное трение нерва о толстый кусок металла вызывало непрерывную острую боль. Да что здесь говорить, наверняка, каждый из нас, кому хотя бы раз в жизни лечили зубы без анестезии, прекрасно представляет себе, насколько это «приятно», когда что-то острое задевает нерв.

Рвотный рефлекс

Если каким-то образом вам покажется мало всего вышеперечисленного, добавьте сюда мучительные симптомы гиповолемического шока, который начинает развиваться после того, как человек теряет около 20% крови. Помимо обильного потоотделения, головокружения и потери сознания, жертву начинает тошнить и рвать, что, принимая во внимание и без того незавидное положение пленника, в результате дает довольно высокий риск захлебнуться собственными же рвотными массами, что совсем не тянет на красивую мученическую смерть.

Хруст суставов


Пожалуй, еще одно из самых болезненный ощущений, которые только можно себе представить, человек начинает испытывать еще в самом начале казни. Тут нужно сказать пару слов о механике самого процесса. В первую очередь, римские палачи прибивали запястья людей, приговоренных к смерти, к горизонтальной балке креста, после чего крест поднимали, ставили вертикально, и лишь после этого дело доходило до ступней. Этого промежутка времени, когда весь вес тела полностью ложился на руки, было вполне достаточно, чтобы вывихнуть оба плечевых сустава. В конечном итоге, руки несчастного смещались за пределы нормального диапазона движения практически на 15 сантиметров.

Одна сплошная боль

Наконец, самые жуткие ощущения распятый человек начинал испытывать непосредственно перед самой смертью. Невозможность нормально дышать, вызванная давлением на диафрагму, и отток крови в нижнюю часть тела под воздействием гравитации, приводили к тому, что практически все жизненно важные органы начинали страдать из-за нехватки кислорода. Само собой разумеется, единственной «сигнальной ракетой» человеческого тела, позволяющей вполне ощутимо и определенно намекнуть, что что-то в организме идет не так, как положено, являются болевые рецепторы. И когда из-за кислородного голодания одновременно начинают отказывать практически все органы разом, само тело распятого бедолаги превращается в одну сплошную непрекращающуюся абсолютную боль.

источники

Смерть на кресте.

В древних литературных текстах и предметах материальной культуры того времени не просто найти какие либо свидетельства о существовании казни через распятие. Однако из косвенных упоминаний можно заключить, что такая казнь применялась.

История распятия.

Из различных ссылок в сочинениях Геродота и Фукидида, безусловно следует, что, если персы и не были изобретателями казни через распятие, они весьма широко ее применяли. Одним из наиболее убедительных свидетельств в вопросе истории распятия может служить надпись в Бехистуме, в которой Дарий говорит, что распял побежденных вождей-повставцев. Возможно, такая популярность казни через распятие объяснялась, в частности, тем, что первые персы издавна посвящали землю своему богу Ормузду. Казнь через распятие не оскверняла землю, так как тело казненного не касалось ее. Александр Великий ввел казнь через распятие в странах Средиземноморья, прежде всего, в Египте и в Карфагене. Судя по всему римляне переняли ее у карфагенян.

Жестокая казнь.

Казнь через распятие превратилась в один из самых бесчеловечных и жестоких методов пытки, известных истории. Цицерон называл ее "самой жестокой и ужасной пыткой". Уилл Дюрант говорил, что "даже римляне жалели распятых" (Will Durant). Caesar and Christ, p. 572) Иосиф Флавий, еврейский историк и советник будущего императора Тита во время осады Иерусалима, не раз бывал свидетелем казни через распятие; в "Иудейской войне" он назвал ее "самым ужасным видом смерти". Иосиф Флавий сообщает, что, когда римляне пригрозили распять одного из еврейских пленных, весь махерский гарнизон сдался, чтобы обеспечить беспрепятственный проход римской армии. Распятие было настолько жуткой и унизительной казнью, что, как правило, римские граждане были от нее избавлены: она предназначалась для рабов, в целях устрашения, чтобы предотвратить восстания, а также для бунтовщиков, выступавших против римского правления. Казни через распятие предавались главным образом политические преступники. Обвинение предъявленное Христу, содержало в себе необходимые для казни через распятие политические элементы: "И начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя себя Христом Царем" (Лк. 23:2). Его обвинители прекрасно знали, что за десять лет до этого Тиберий объявил, что любой судья может немедленно приговорить к казни человека, который восстает против Рима.
В еврейском уголовном праве казнь через распятие, как правило не применялась. Евреи казнили своих преступников другими способами: их забивали камнями, сжигали, отрубали им головы или душили их. Позже была разрешена казнь через повешение. В еврейской кодексе упоминалось "повешение", но речь шла не о казни: имелось в виду позорное наказание для идолопоклонников и богохульников, которых перед тем до смерти забивали камнями. Повешение в соответствии с действовавшими законами (Втор. 21:23), означало, что обвиняемый проклят Богом. Обычно у римлян, и у евреев казнь через распятие указывала на то, в каком именно преступлении обвинялся казненный.

Бичевание преступника.

После того, как преступника приговаривали к казни через распятие, его обычно привязывали к столбу в здании суда. С него снимали одежду, а затем ликторы или бичеватели, его жестоко пороли. Плеть, так называемый "флагрум", состояла из основательной рукоятки, к которой были прикреплены кожаные ремни разной длины с вплетенными в них острыми зазубренными кусками костей и свинца. По еврейским законам наказание было ограничено сорока ударами. Фарисеи, постоянно пекшиеся о том, чтобы не нарушить закон, ограничивали число ударов тридцатью девятью: чтобы не нарушить закон, если по случайности они ошибутся в счете. У римлян таких ограничений не было, и они могли игнорировать еврейский ограничения - вероятно, именно так обстояло дело в случае с Иисусом.

Медицинский аспект.

Д-р Трумэн Дэвис, врач, тщательно исследовавший медицинские аспекты распятия, в статье "Распятие Христа" описал процесс бичевания римской плетью: "Тяжелая плеть снова и снова со свистом хлещет преступника по плечам, по спине, по ногам. Сначала тяжелые ремни прорезают верхний слой кожи, потом врезаются в подкожные ткани: вот уже из кожных капиллярных сосудов начинает идти кровь; еще несколько ударов - и кровь хлещет из мышечных артерий. Закрепленные на ремнях свинцовые шарики сначала оставляют огромные синяки на коже, а еще через несколько ударов разрывают ушибленные места. Под конец кожа на спине висит кровавыми клочьями, неразличимыми в общем кровавом месиве. Когда сотник, наблюдавший за наказанием, решает, что преступник вот-вот умрет, он прекращает бичевание" ("Аризона медисин", март 1965).
В сочинениях историка третьего века нашей эры Евсевия, мы находим подтверждение картины, описанной доктором Дэвисом: "У наказуемого плетью обнажались вены, и можно было увидеть мышцы, жилы и кишки несчастного" (Eusebius. The Epistle of the Church in Smyrna. In: Trials and Crucifixion of Christ). По словам Уилла Дюранта, после такого наказания тело превращалось в кровавое месиво". Обычно после бичевания преступника подвергали издевательским насмешкам; не избежал этой участи и Христос. Римские солдаты надели на Него багряницу - одежду, обычно связанную с царской властью, и возложили Ему на голову терновый венец.

Терновый венец.

Неизвестно, какой именно терновник был взят для венца. Возможно, это был так называемый "сирийский Христовый терновник" - кустарник высотой 25-30 см с двумя большими острыми кривыми шипами у основания листьев. Этот вид распространен в Палестине, в особенности в районе Голгофы, где был распят Христос. Другой вид терновника - "Христов терновник" - карликовое растение высотой 10-15 см. Его легче собирать, его ветви легче согнуть, чтобы сплести венок, а парные шипы разной длины - прямые и жесткие, как гвозди. Возложив терновый венец на голову Христу, они начали издеваться над Ним, говоря: "... Радуйся, Царь Иудейский!" (Мф. 27:29-30). Потом они плевали на Него и били тростью по голове, а затем повели на распятие.

Бремя креста.

Человек, приговоренный к распятию, должен был нести поперечную перекладину для собственного креста из тюрьмы к месту казни. Это наказание имеет свою предысторию. Историк Пьер Барбе пришел к выводу, что с начала для этого использовалась так называемая "фурка" - кусок дерева в форме перевернутого латинского "V", на который в конюшне устанавливали оси двухколесных экипажей. Когда раба наказывали, ему на шею надевали, как хомут, эту "фурку", руки привязывали к доскам и в таком виде вели по улице; при этом его заставляли громким голосом рассказывать о своем поступке. Д-р Барбе пишет, в частности, что "поскольку фурка не всегда оказывалась под рукой, вместо нее стали использовать длинный деревянный брус - так называемый "патибулум" (от глагола "патере", открывать), которым обычно запирали двери" (Pierre Barbet. A Doctor at Calvary, p. 44). Этот засов обычно весил около 50 кг; его привязывали к плечам наказуемого.

Распятие гвоздями.

На месте казни преступника привязывали к кресту веревками или же пробивали гвоздями. Многие исследователи подвергали сомнению достоверность сообщений о том, что руки и ноги жертвы прибивали к кресту гвоздями. Основания такого скептицизма давало почти полное отсутствие исторических свидетельств. Д-р Дж. Хьюитт в статье "Применение гвоздей при распятии" ("Харвард теолоджикал ревью", т.25, 1932) писал, что мы располагаем удивительно малым числом свидетельств о том, что ноги распятых преступников прибивались гвоздями: обычно при этом казни руки и ноги привязывали к кресту веревками. В течении многих лет слова д-ра Хьюитта цитировались как наиболее авторитетное и окончательное мнение. Таким образом, получалось, что распятие Христа данное в Новом Завете, где говориться, что Его руки и ноги были прибиты к кресту гвоздями, содержит ложные сведения и вводит читателей в заблуждение. Распятие с применением гвоздей считалось легендой. Ученые полагали, что гвозди могли лишь разорвать ткани тела, но не удержать человека на кресте.

Свидетельствуют останки.

В июне 1968 года было сделано революционное археологическое открытие. Археолог В. Цаферис, работая по поручению Израильского министерства древностей и музеев, обнаружил четыре погребальные пещеры в районе Гиват-ха-Мивтара (Рас Эль-Масареф), к северу от Иерусалима, недалеко от горы Скопус. Эти семейные гробницы вырытые в мягком известняке, относятся к периоду между концом второго века до н. э. и 70 годом н. э. В каждой из пещер был туннель, ведущий в гробницу. Всего в них было 15 известняковых склепов, в которых хранились останки 35 человек. Во многих склепах, благодаря влажному воздуху, кости хорошо сохранились. В четвертом склепе, на котором было написано имя "Йоханан Бен Хагал", были найдены кости взрослого мужчины и ребенка. Пяточная кость была пробита большим семнадцатисантиметровым гвоздем, обе ноги были сломаны. Д-р Хаас написал в своем отчете, опубликованном в "Израэл эксплорейшн джорнэл" (т. 20, 1970): "Обе голени были сломаны намеренно. Смерть наступила в результате распятия". Это открытие, относящееся как раз ко времени Христа, послужило веским доказательством того, что способ казни через распятие, описанный в Новом Завете, с прибиванием казнимого гвоздями к деревянному кресту, действительно применялся на практике. Хаас пришел к выводу, что кости обеих ног Йоханана были сломаны палачом из жалости, чтобы скорее прикончить казнимого: "Этот удар, миновав уже перебитые правые берцовые кости, целиком пришелся по левым, прижатым к деревянному кресту с острыми гранями".

Зачем нужно было ломать ноги.

Это еще одно подтверждение точности сведений из Нового Завета о том, что распинаемым на кресте ломали ноги. Чтобы понять, почему у распятых сломаны ноги, нужно подробнее разобраться в этом способе казни. Солдаты находили углубление на запястьях и пробивали руки в этом месте тяжелыми железными гвоздями. Затем распинаемому складывали ноги и прибивали их к кресту большим гвоздем. Колени при этом оставались в полусогнутом положении. К кресту прибивалось сидение - так называемая "седекула", для ягодиц казнимого. Описывая результаты обследования останков Йоханана, Хаас отмечает: "Ступни были сведены одна с другой почти параллельно и обе пробиты одним гвоздем у пяток, ноги сжаты, колени согнуты, правое лежало на левом; туловище было искривлено; верхние конечности были вытянуты и прибиты в запястье гвоздями" (см. рис 1). Под конец распятому ломали кости ног: тогда он не мог, напрягшись, подтянуться вверх, чтобы сделать вдох и избежать удушья.
Д-р Трумен Дэвис, врач, описал процессы, протекающие в теле распятого: "По мере того, как руки распятого теряют силу, по мышцам проходит волна спазмов, сопровождающихся острой болью. Из-за этих судорог он не может подтянуться вверх. Он висит на руках, грудные мышцы ни на что не способны. Он может вдохнуть, но не может выдохнуть. Иисус напрягается, стремясь приподняться, чтобы хоть раз нормально вдохнуть. Наконец, в легких и в крови скапливается определенное количество углекислого газа, и судороги частично утихают. Ему удается конвульсивно подтянуться вверх, сделать выдох и вдохнуть животворный кислород". Через некоторое время в результате недостаточного притока крови к мозгу следовал коллапс (резкое падение кровяного давления). Избежать его можно только одним способом: подтянуться вверх на ногах, чтобы отчасти восстановить кровообращение в верхней части тела. Когда власти хотели ускорить смерть казнимого или прекратить эту пытку, ему дубинкой переламывали ноги ниже колен. После этого он не мог подтянуться вверх, чтобы частично снять нагрузку с грудных мышц. В этом случае вскоре наступала смерть либо от удушья, либо от сердечной недостаточности. Солдаты перебили ноги двум ворам, которых распяли вместе с Иисусом, но Его ноги не тронули, увидев, что Он уже мертв.

Истечение крови и воды.

Один из палачей "копьём пронзил Иисусу ребра", и, как написано у Иоанна (19:34), "... тотчас истекла кровь и вода". Дэвис считает, что это было "истечение водянистой жидкости из околосердечной сумки. Таким образом, у нас имеется достаточно убедительное посмертное свидетельство, что Христос умер не обычной для распятых смертью от удушения, но от сердечного приступа, последовавшего в результате шока и давления жидкости а перикарде на сердце". Хирург д-р Стюард Бергсма писал в связи с "водой и кровью": "Обычно у здорового человека в перикарде находиться 20-30 кубических сантиметров жидкости. Вполне возможно, что в случае колющей раны, поражающей и перикард и сердце, из них может достаточное количество жидкости, которую наблюдатель может принять за воду" ("Калвин форум, март 1948). "В ряде случаев, пишет он далее, вскрытие после разрыва сердца показало, что "в перикардиальной полости скапливалось примерно 500 кубических сантиметров жидкости и свежих сгустков крови". Бергсма приводит мнение двух других известных специалистов, утверждающих, что при разрыве сердца "смерть наступает так внезапно, что человек на глазах у присутствующих просто падает замертво либо его находят уже мертвым. В огромном большинстве случаев наблюдается полный разрыв сердечной стенки, вызывающий обширное кровоизлияние".

По римским обычаям.

Прибив преступника ко кресту, над его головой вешали табличку с описанием его преступления. Над головой Христа была сделана надпись: "Иисус Назорей, Царь Иудейский". Обычно римские солдаты делили между собой одежду распятого. Однако поскольку у Христа был только один хитон, они бросили жребий, чтобы решить, кому он достанется. Пилат требовал, чтобы смерть Христа была удостоверена, прежде чем Его тело отдадут Иосифу из Аримафеи. Он разрешил снять Христа с креста только после того, как четыре палача удостоверились в его смерти.

Эффективность казни.

Эффективность казни была широко известна во времена Христа. Пол Л. Майер пишет: "В истории отмечен лишь один случай, когда распятый был снят с креста и выжил. Еврейский историк Иосиф Флавий, перешедший на сторону римлян во время восстания 66 года до н. э. узнал, что римляне распинают троих его друзей. Он попросил римского командующего Тита отсрочить казнь, и их немедленно сняли с крестов. Тем не менее, двое их них вскоре умерли, хотя, судя по всему, пробыли на кресте совсем не долго. Однако в случае Иисуса надо учитывать дополнительные осложнения, вызванные бичеванием и истощением организма, не говоря уже об ударе копьем, которое сломало Ему грудную клетку и, вероятно, пробило околосердечную сумку. Римская казнь через распятие отличалась особой эффективностью: живым с креста не ушел никто".

Крестная мука была в ходу у египтян, иудеев, карфагенян, финикийцев, персов. В Маке­донии, Греции и Римской империи распинали обычно рабов, иногда — ви­новных в совершении особо тяжких преступлений, чтобы показательно их унизить.

Первые казни на кресте отмечены в Риме при Тарквинии Великолепном, последнем из семи царей. Эта практика пришла в Рим от карфагенян, которые переняли ее у финикийцев.Римских сенаторов и судей обвини­ли в «преступлении» за то, что они при­говорили к распятию римских граждан. Вспомним, как Цицерон гневно упрекал Верреса, когда тот, будучи на­местником на Сицилии, приговорил к кресту римского гражданина. Считает­ся, что иудеи стали применять распятие во времена правления царя Ирода.

Крест мог состоять из двух, трех, иногда даже четырех перекладин и при­нимать самые разные формы: Т-образ­ную, Х-образную, У-образную. Первая разновидность — перевернутый крест — позволяла распинать человека вниз го­ловой, так казнили бунтовщиков. Именно так распяли апостола Петра по его собственной просьбе: он посчитал себя недостойным быть распятым, как Христос. Император Нерон удовлетво­рил его просьбу, но другим мученикам отказал.

По мнению отдельных историков, практи­ка распятия вниз головой родилась по чи­сто техническим причинам. «Во влажную землю крест приходилось втыкать глубо­ко, так что горизонтальная балка оказы­валась близко к земле, и один из ее концов, в зависимости от того, куда кре­нился крест, заостряли. Так достигалась максимальная устойчивость, и жертву распинали головой вниз».

Х-образный крест прозвали крестом святого Андрея по имени мученика Ан­дрея, брата апостола Петра и ученика Иоанна Крестителя. Когда он очутился подле креста, то снял всю одежду и от­дал палачу. Ему не стали прибивать ру­ки и ноги гвоздями, а привязали их веревками, чтобы пытка продлилась доль­ше. Он прожил после распятия два дня.

В Риме, Греции и на Востоке пригово­ренного к распятию сначала бичевали кнутом, а потом заставляли нести крест к месту казни. Точнее говоря, он нес «патибулум» (patibulum) — верхнюю горизон­тальную балку креста, тогда как «ствол» (stips) к приходу приговоренного и пала­чей уже торчал из земли. Бесчисленные картины, изображающие шествующего на Голгофу Христа с крестом на плечах, искажают реалии того времени .

На месте казни осужденного привя­зывали к кресту веревками, но чаще прибивали гвоздями. В первом случае человеку разводили руки, крепили их к патибулуму, потом с помощью веревки и блока поднимали наверх и фиксировали.

Когда приговоренного прибивали гвоздями, действовали так же: сначала прибивали к патибулуму руки, затем подвешивали и прибивали ноги. Случа­лось, что казнимого прибивали к кре­сту, лежащему на земле, потом крест поднимали и вставляли в заранее при­готовленную яму. Гвозди никогда не за­бивали в ладони — они бы разорвались под тяжестью тела.

Гвозди вгоняли в запястья двумя способами. Опытный палач забивал длинный гвоздь в окруженную костями точку, которую современные анатомы называют «пространством Дестота». Остриё пронзало её, не повреждая ко­стей, разве что разрывая медианный нерв, в результате чего большой палец прижимался к ладони. Менее ловкий палач ограничивался тем, что загонял гвоздь между лучевой и локтевой костя­ми. Но в обоих случаях крепление ока­зывалось весьма прочным.

Ноги прибивали разными способа­ми. Их могли крепить, забивая гвоздь в каждую, накладывать одну на другую или разводить в стороны при так назы­ваемом «четырехугольном» распятии. Для лучшей надёжности крепления, гвозди, как правило, прибивались через деревянную шайбу.

Деревянная шайба (реставрация по археологическим раскопкам)

В Римской империи существовал особый способ, когда сведенные вместе ноги располагали боком, так что гвоздь пронзал обе пятки, отчего у осужденно­го скручивало все тело.

В любом случае, каким бы ни был способ прибивания, никакой опоры для ног, столь часто изображаемой на рели­ гиозных картинах, не было и в помине.

Подобная опора противоречила бы самому смыслу казни. Ведь на кресте умирали не от голода и жажды, как ду­мают многие, и не от потери крови, а от удушья. Распятый мог дышать, только если приподнимался на руках, но гвозди причиняли ему сильную боль, мышцы сводило судорогой, и он не мог выдох­нуть воздух, наполнявший грудную клетку. Этот феномен отмечен и очень точно описан выжившими узниками концлагерей, присутствовавшими при распятиях. Для усиления асфиксии к ногам самых крепких распинаемых при­вязывали тяжелые камни, чтобы обеспе­чить полную неподвижность рук и ли­шить человека возможности дышать.

В древности только иудеи смягчали казнь: на закате распятым ломали ноги, чтобы ускорить асфиксию. Иудейский закон требовал подносить осужденному питье, притупляющее чувствительность к боли. Вспомним, что Христу предла­гали такое питье: вино с опиатом перед распятием и уксус после распятия.

Тела казненных висели на крестах до тех пор, пока к ним не слетались стер­вятники.

Тела мятежников висели до полного разложения. Так случалось после каждой «войны рабов» — трех крупных восста­ний, с трудом подавленных Римом. За победой следовала ужасная бойня и тыся­чи распятий. Два первых бунта вспыхну­ли на Сицилии, соответственно за полто­ра и за век до христианской эры. После третьего — самого знаменитого — под предводительством Спартака в 73 году до новой эры более шести тысяч мятежников при­говорили к распятию. Кресты стояли вдоль всей дороги из Капуи до Рима.

Когда приговор был «законным», как, например, в суде над Христом, вла­сти разрешали родственникам и друзьям казненного отдать ему послед­ний долг после официальной констата­ции смерти. Удар копьем в бок, по римскому законодательству, служил подтверждением наступившей смерти. Вопреки расхожему мнению, этот удар никогда не добивал распятого и не уси­ливал его страданий.

Самую большую дань этому орудию казни заплатили не восставшие рабы, бунтовщики и опасные преступники, а христиане. За триста с лишним лет вслед за апостолами на кресте было распято множество христиан, не пожелавших отречься от новой веры. При императо­ре Траяне в Иерусалиме распяли святого Симеона. Святую Юлию распяли в Кар­фагене. Людей тысячами распинали во всех средиземноморских странах.

Вспомним Нерона, находившего удовольствие в обмазывании жертв смо­лой, чтобы добавить к страданиям на кресте пытку огнем. Осужденных рим­скими магистратами на распятие часто пытали до казни. Все современные исследователи истории древнего мира едины во мнении, что число жертв во времена правления Септима Сурового, Каракаллы, Гелиогабала, Максимина и особенно Диоклетиана, Деция и Доми­циана было огромным. С приходом христианских императоров распятие отменили в память о страстях Христо­вых. С тех пор символ креста приобрел культовый характер, как в греческих, так и в латинских литургиях. Крест и распятие заняли важное место в католических ритуалах и церемониях. Крест, некогда бывший орудием казни, стал символом воскресения.

Применение распятия к преступни­кам в Европе стало восприниматься как богохульство, но в Азии и на Востоке этот метод казни сохранялся. Французский писатель и путешественник Жан-Пьер Оскар Кометтан в книге «Неизвестная цивилиза­ция» пишет, что в XIX веке в Японии «су­дьи все еще приговаривали к распятию». Надо сказать, что и Европа, несмотря на все свое христианство, не раз еще возвра­щалась к варварской практике распятия.

Случаи распятий были отмечены во время Вандейской войны в конце XVIII века во Франции: так поступали республиканские солдаты, наказывая жителей городов Машкуль и Сен-Флоран, давших сигнал к восстанию в 1793 году. Людей распина­ли и в Испании во время наполеонов­ской кампании.

В СССР нацисты каз­нили на кресте партизан и евреев. Итальянский писатель Курицио Малапарте в своём знаменитом романе «Шкура» рассказывает о встрече с распятыми на кресте. «Крик ужаса застрял у меня в горле. Это были распятые люди. Они были прибиты к стволам деревьев. Кто-то уронил голову на плечи, кто-то на грудь, кто-то подни­мал глаза к небу, глядя на молодой месяц. Почти все были в черных еврейских пла­щах на голое тело, их кожа блестела в мягком лунном свете…». «Распятые молчали, я слышал их дыхание. Я слышал глухой хрип, вырывавшийся из горла, чувствовал на себе тяжелые взгля­ды, их глаза обжигали огнем мое лицо, за­литое слезами, капавшими на грудь…». «Если есть в тебе жалость, убей меня! Выстрели мне в голову, — кричал один из распятых. — Выстрели мне в голову, сжалься надо мной! Убей меня, о-о-о, убей меня из любви к Господу!».

В конце XIX века распятие по-прежнему существовало в Бирме и Северной Аф­рике, в частности в Марокко. В 1892 го­ду, то есть через два года после того, как в США начали «обрабатывать современ­ным способом» приговоренных к смерт­ной казни марокканцев, сажая их на электрический стул, на большой площа­ди в Марракеше публика собралась, чтобы поприсутствовать на распятии каида Хабура. Эта казнь под музыку ста­ла поводом для трехдневных праз­днеств, после чего труп разорвали на мелкие кусочки и бросили собакам. В заключение добавим, что вплоть до 80-х годов ХХ века распятие фигурировало в уголовном кодексе Северного Йемена в качестве законной формы высшей ме­ры наказания. Однако стоит отметить, что приговоренный мог быть распят только после того, как его казнят со­гласно вынесенному вердикту — через расстрел или отрубание головы.

В Судане все обстояло иначе: распя­тие живьем было предусмотрено за престу­пления хадда, то есть против Бога.

По крайней мере, до 90-х годов ХХ века в шести стра­нах, живущих по законам ислама, мож­но было на законном основании казнить лю­дей на кресте, распиная их живыми. Речь идет о Судане, Объединенных Арабских Эмиратах, Иране, Мавритании, Пакистане и Сау­довской Аравии.

Литература:

М. Монестье. Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времён до наших дней. Перевод с французского.- М.: ИД «Флюид», 2008