Open
Close

RealProJoe – вся правда об истории развития человека. Биологическое и социальное в человеке

Описание социальной природы человека начнём с определения личности и общества.

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Общество - это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни.

Такое объединение осуществляется, как в животном мире, для поддержания индивидуального существования особи так и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни «кандидат на человека» превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека. (Д. Герберт)

Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений.

Инстинктом называется врожденная способность совершать известные действия, полезные для индивида или целого животного вида. Инстинкты образуются в результате длинного процесса приспособления животных к окружающей их среде. В основе их образования лежит передача по наследству известных особенностей физической и психической организации животного, а потому инстинкты отличаются необычайной устойчивостью.

В жизни людей, особенно культурных, инстинкты играют сравнительно незначительную роль. Тем не менее, и здесь с ними приходится серьезно считаться. Само общение людей покоится в значительной степени на безотчетном инстинктивном стремлении. В развитии человеческих обществ аналогичную с инстинктами роль играет еще другой консервативный фактор: культурная традиция. Так называются нравы и воззрения, закрепившиеся в известном обществе путем передачи из поколения в поколение. Такие традиционные нравы и привычные воззрения также имеют тенденцию закреплять то, что оказывается полезным для данного общества людей. Но, если традиция слишком долго держится, то она может оказаться вредной, так как продолжает охранять нравы и воззрения, которые уже перестали соответствовать изменившимся обстоятельствам. При этом сила сопротивления традиции всяким нововведениям может оказаться весьма значительною. – Однако, традиция легче поддается изменениям, нежели инстинкт. Это объясняется тем, что традиция представляет собою не результат биологической наследственности, но результат долговременной передачи воззрений путем воспитания, поддержания, вообще путем психического воздействия окружающей социальной среды.

Понятие природы человека - предельно широкое, с его помощью можно описать не только величие и силу человека, но и его слабость, ограниченность.

Природа человека - это уникальное в своей противоречивости единство материального и духовного, природного и социального. Однако с помощью этого понятия мы можем лишь увидеть трагическую противоречивость «человеческого, слишком человеческого» бытия. Доминирующее начало в человеке, перспективы человека остаются для нас скрытыми.

Природа человека - это та ситуация, в которой находится каждый человек, это его «стартовые условия». Сам М. Шелер, как и другие представители философской антропологии (М. Ландманн, А. Гелен и другие), склоняется к признанию телесно-духовной природы человека. Человек не может «выпрыгнуть» за пределы своей телесной организации, «забыть» о ней. В понятии природы человека отсутствует нормативность, оно характеризует человека с точки зрения «сущего».

Человек способен осознать противоречивость своей природы, понять, что он принадлежит к конфликтующим мирам - миру свободы и миру необходимости. Человек, как писал Э. Фромм, находится и внутри, и вне природы, он «впервые является жизнью, которая осознает самое себя». Человек не чувствует себя дома ни в одном из миров, он - и зверь, и ангел, и тело, и душа. Осознание собственной конфликтности делает его одиноким и полным страха. По словам испанского философа Х.Ортеги-и-Гассета, человек - это «воплощенная проблема, сплошная и весьма рискованная авантюра…».1 1 Рачков П. А. Человек в зеркале философии. М.:Знание, 2008. 440 с.

Из всех существ во вселенной человек единственный, кто не уверен, что он такое. Человек может перестать быть человечным, но он, даже поступая жестоко, делает это по-человечески. Человечность - это нравственная характеристика человека, она отличается от понятия человеческого.

Человеческое - это жизнь, данная вместе с ее осознанием. Из всех живых существ, писал русский философ Вл. Соловьев, только человек осознает, что он смертен.

Итак, природа человека - это противоречие, имманентное (то есть внутренне присущее) человеческому бытию. Но природа человека предполагает также осознание этого противоречия как собственного внутреннего конфликта и стремление его преодолеть. По мнению Э. Фромма, это не теоретическое стремление, это потребность преодолеть одиночество, часто - ценой отказа от одной стороны своей «природы».

Ответов на вопрос, кто я, может быть множество, но все они сводятся к двум, считает Фромм. Один ответ - «регрессивный», он предполагает возврат к животной жизни, к предкам, к природе, погружение в первичную коллективность. Человек стремится стряхнуть с себя все, что мешает ему в этом стремлении, - язык, культуру, самосознание, право. Философия предлагает человеку различные варианты регрессивного ответа: это и натуралистическая «идея человека», и прагматистский ее вариант, и торжество «дионисийского человека» Ф. Ницше.

Явное или неявное следование тому или иному пониманию человеческой природы приводит к построению существенно разных философских концепций человека. В философской антропологии раннего Маркса были заложены идеи всецелосоциальной природы человека. Настаивая вслед за Фейербахом на том, что человек есть природное существо, Маркс подчеркивает, что предметный мир - это мир созданных предшествующими поколениями общественных предметов, который, одновременно, является раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед ним человеческой психологией. Осваивая эту книгу, человек и становится человеком. Даже пять внешних органов чувств - продукт всей предшествующей всемирной истории. Человек есть общественное существо и всякое проявление его жизни, представляет собой утверждение общественной жизни. В дальнейшем эти положения были заострены.

В шестом тезисе о Фейербахе говорится: сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Иначе говоря, сущность располагается «во вне» человека, в обществе, «совокупности всех общественных отношений». Это истолкование природы человека как всецело общественной имеет ряд следствий. Первое следствие: изучая конкретные общественные отношения, мы изучаем тем самым «живых личностей» (Ленин). Второе следствие: общество развивается неизмеримо быстрее, чем природа, человек никакой мерой не ограничен и находится в непрерывном процессе становления (Маркс). Третье следствие: радикально изменив общественные отношения можно кардинально преобразовать природу человека, создать принципиально новых людей.

Такой подход в сочетании с концепцией истории как смены общественно-экономических формаций, в которой «связь времен» осуществляется почти исключительно через развитие производственных сил, позволил сделать ряд крупных открытий в области изучения человека и общества, но в то же время таил в себе возможность вульгарного социологизма и исторического релятивизма.

Из иного понимания природы человека исходит психоанализ. Согласно классической парадигме Нового времени человек есть сознательное существо, абсолютно прозрачное для самого себя. В любое время человек может выяснить источники, механизмы, побудительные мотивы своих решений и действий. Классический психоанализ, созданный З. Фрейдом, открыл, что сознание и психику человека нельзя отождествлять и что такое отождествление есть не более иллюзия интроспекции, самонаблюдения человека. Помимо сознания человеческая психика содержит и бессознательное.

О бессознательном знали и раньше, но рассматривали его только как ослабленное сознание, как то, что находится на периферии сознания и в любой момент может быть подвергнуто сознательному рассмотрению. Фрейд же открыл принципиально иной вид бессознательного, которое не охватывается сознанием и в то же время определяет его, а следовательно поведение, деятельность, по сути, всю жизнь человека. Как писал Фрейд, человек не хозяин в своем доме. Бессознательное не порождается бытием, но само есть бытие. Это принципиально новая реальность со своими специфическими формами функционирования, со своим специфическим языком, отличным от языка сознания, наконец, со своими своеобразными методами познания.

Согласно психоанализу, не внешние раздражения, а влечения, исходящие изнутри, определяют по большей части, направленность человеческого развития и являются его двигателем. Главным среди влечений является сексуальное влечение (либидо).

Бессознательное - это кипящий котел, содержание которого рвется наружу с целью получить моторную разрядку. Само оно имеет сложный состав и складывается из унаследованных психических образований, аналогичных инстинкту животных, из всего того, что было вытеснено из сознания в течении жизни. Присутствие бессознательного определяет несколько структур внутреннего мира человека.

Одна из них - это бессознательное, подсознательное. Другая - «Оно», «Я», «Сверх-Я» или бессознательное сознание - дистанция, сосредотачивающая в себе императивы долженствования и социокультурные запреты. В области бессознательного господствует жесткий детерминизм, нет свободы воли, нет ничего произвольного, недетерминированного. Психика подчиняется двум принципам: реальности и наслаждения. Принципом реальности руководствуется сознание. Принципом наслаждения - бессознательное.

1. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы фило­софов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует ниве­лироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

Человек - особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным - способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораз­дельной речи (что отличает его от животных), высокой обучае­мости, усвоению достижений культуры, высокому уровню соци­альной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяже­нии многих веков используется понятие"личность" - совокуп­ность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность - это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, на­выков, ценностей, целей.

Таким образом, человек - это социально-биологическое су­щество, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало чело­века контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое усло­вие нормального развития человека, развития в нем всевозмож­ных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитыва­лись среди животных. В таких случаях из двух начал, социально­го и биологического, в человеке оставалось только одно - био­логическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умст­венном развитии и даже после возвращения в человеческое об­щество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социаль­но-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания челове­ческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического инди­вида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, при­чем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. 2. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, каккачества личности - врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.

В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.

В философии выделяются позитивные моральные качества:

Гуманизм;

Человечность;

Совесть;

Скромность;

Великодушие;

Справедливость;

Верность;

Иные качества.

И общественно осуждаемые - негативные:

Чванливость;

Грубость;

Тунеядство;

Трусость;

Нигилизм;

Иные негативные черты.

К общественно полезным качествам относятся:

Решительность;

Мудрость;

Установки;

Убеждения;

Патриотизм.

Человек, как правило, совмещает в себе всё виды качеств; одни качества развиты больше, другие - меньше.

3. Характерной чертой каждого человека, личности является на­личиепотребностей иинтересов.

Потребности - это то, в чем человек чувствует необходимость.

Потребности могут быть:

Биологическими (естественными) - в сохранении жизни, питании, размножении и др.;

Духовными - стремление обогатить внутренний мир, приоб­щиться к ценностям культуры;

Материальными - обеспечить достойный уровень жизни;

Социальными - реализовать профессиональные способно­сти, получить должную оценку со стороны общества. Потребности - основа деятельности людей, стимул к совер­шению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей -важный компонент человеческого счастья.

Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.

Каждому обществу соответствует определенный уровень по­требностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы - конкретное выражение потребностей, заинтере­сованность в чем-либо. Совместно спотребностями интересы - также двигатель прогресса.

Среди интересов выделяются:

Личные (индивидуальные);

Групповые;

Классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);

Общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);

Государственные;

Интересы всего человечества (например, в недопущении ядер­ной войны, экологической катастрофы и др.).

Также интересы могут быть:

Материальными и духовными;

Нормальными и ненормальными;

Долговременными и ближайшими;

Разрешенными и неразрешенными;

Общими и антагоническими.

У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (на­пример, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внима­ние на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у людей. Приоритетные потребности и интересы бан­кира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов женщин, а потребно­сти и интересы детей и стариков также могут быть иными).

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их кон­фликт, борьба являются внутренним двигателем развития обще­ства. Однако различие интересов способствует прогрессу и не при­водит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами. 4. Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм.

Социальные нормы - общепринятые в обществе правила, ре­гулирующие поведение людей.

Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

Поддерживают порядок, равновесие в обществе;

Подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты "окультуривают" человека;

Помогают человеку приобщиться к жизни общества, социали­зироваться.

Видами социальных норм являются:

Нормы морали;

Нормы группы, коллектива;

Специальные (профессиональные) нормы;

Нормы права.

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты пове­дения людей. Они охватывают большой круг общественных от­ношений, признаны всеми (или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подверг­нуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы - особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).

Специальные (профессиональные) нормы регламентируют по­ведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распро­странены среди медработников, артистов, военных и т. д.).

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:

Устанавливаются особыми уполномоченными государствен­ными органами;

Имеют общеобязательный характер;

Формально-определенны (четко сформулированы в письмен­ной форме);

Регулируют четко определенный круг общественных отно­шений (а не общественные отношения вообще);

Подкреплены принудительной силой государства (возможно­стью применения насилия, санкций со стороны специаль­ных государственных органов в установленном законом по­рядке по отношению к лицам, их преступившим).

5. Жизнь человека и общества невозможна бездеятельности - цело­стных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.

В современном развитом обществе труд - одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрица­тельно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека.

Труд сыграл исключительную роль в формировании и разви­тии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.

Благодаря труду и его результатам человек выделился из ок­ружающего животного мира, сумел создать высокоорганизован­ное общество.

6. Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.

Жизненная позиция - отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяютсядве основные жизненные позиции:

Пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.

Активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;

В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

Групповая-конформистская (отдельный человек, как и дру­гие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);

Общественно-конформистская (отдельный индивид подчиня­ется нормам общества и "плывет по течению"); данное пове­дение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.

Активная жизненная позиция также имеет свои грани:

Активное, самостоятельное поведение по отношению к дру­гим индивидам, но подчинение лидеру группы;

Подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;

Игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне общества - в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;

Непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действитель­ность (пример: революционеры - Ленин и другие).

7. Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необ­ходимовоспитание личности.

Воспитание - это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. , В качестве воспитателя, примера для подражания может вы­ступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизма­тический политический деятель.

Огромную роль в воспитании личности со стороны современ­ного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выстав­ки, технические устройства и т. д.).

Основные цели воспитания:

Подготовить человека к жизни в обществе (передать ему ма­териальную, духовную культуру, опыт);

Развить общественно ценные качества личности;

Стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обще­стве качества;

Научить человека взаимодействию с другими людьми;

Научить человека труду.


В отличие от остальных живых существ, целиком относящихся к природе, человек живет в двух мирах: природном и социальном. Проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке имеет многовековую историю обсуждения. Ученые, философы, общественные деятели, политики высказывали мнения, представляющие широкий спектр, заключенный между двумя полярными концепциями человека. Концепции, в которых абсолютизируется роль естественных, биологических начал в человеке, называют биологизаторскими или натуралистическими. Концепции, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение, называют социологизаторскими.

На рубеже XIX-XX вв. получило широкое распространение такое биологизаторское направление, как социал-дарвинизм, представители которого (Л. Гумплович и др.) механически переносили на общественную жизнь и общественное развитие учение Ч. Дарвина об эволюции и естественном отборе. К биологизаторским концепциям относится расизм, который исходит из того, что в главном существенном природа человека определяется его расовой принадлежностью. Всем известны те неисчислимые беды, которые принесла всему человечеству теория германского нацизма о якобы превосходстве над всеми остальными мнимой арийской расы. В последней четверти XX в. возникла социобиология, основоположником которой считается Э. Уилсон. Социобиологи, являющиеся в основном исследователями поведения Животных, открыли много нового в этой области, но пытаются сделать на основе своих открытий слишком общие выводы. Э. Уилсон стремится установить общие черты в поведении всех высокоразвитых живых существ, включая человека, вывести общие его закономерности, доказать, что всем живым существам присуща социальность, рассматривая, например, как однопорядковые явления социальность муравьев и человеческое общество.

В русле социальной философии марксизма некоторые последователи Маркса абсолютизировали его тезис о том, что сущность человека - совокупность всех общественных отношений. Человек в их трактовке все больше отрывался от своей природной основы, превращался в некий, символ, функцию социума. Подобное, социологизаторское понимание человека оказывало негативное воздействие на общественную практику.

Биологическое и социальное в человеке слиты воедино. Как биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающимся. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии; Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами.

Человек неотделим от своей природы, телесности. Но вместе с этим он обладатель сознания, души. Биологическое начало в человеке выражается в анатомофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и других процессах организма. Все эти биофизиологические закономерности развиваются в человеке в рамках его социального существования. Человек со всем своим анатомо-биологическим богатством, но не впитавший в себя социальную культуру, оказывается не приспособленным к жизни в обществе. Понятие социальности, в свою очередь, не отрицает его биологического начала. Социальное и биологическое существуют в человеке в нераздельном единстве. Своим организменным уровнем человек включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, человеческой истории и культуре. Рассмотрение человека в рамках его биологической природы (генетики, физиологии, медицины) приводит к упрощенным толкованиям биосоциальной природы человека. Так, в современной теории социал-биологизма на ведущее место ставят гены. При этом биологическая судьба человечества рисуется неоднозначно. Одни ученые оптимистически считают, что возможности наследственной системы человечества столь велики, что она может служить неограниченно долго. Другие утверждают, будто человек как биологический вид клонится к угасанию. Причина этого видится в уклонении от действия естественного отбора, приводящего к нежелательным мутациям. Третьи полагают, что человек биологически молодой вид, в котором превалируют гены животных. Две последние доктрины исходят из того, что генетическая природа человека требует исправления. На волне данных идей всплывает евгеника, предполагающая улучшение человеческой природы путем селекции. Гипертрофирование генетических факторов умаляет социальные начала в человеке. Но и игнорирование биологического фактора тоже непродуктивно. История знает много примеров, как с помощью только социальных рычагов, воспитательных мер предпринимались попытки изменить природу человека. Но всегда эти процессы были кратковременны и, главное, обратимы. Человек рождается как биосоциальное единство. Анатомо-физиологические системы развиваются в условиях социума, т. е. они генетически заложены как человеческие. Но рожденному человеку еще нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир общество. Именно оно наполняет и регулирует его поведение социальным содержанием.

Уступая животным в развитии отдельных органов, во многих природных качествах, человек превосходит их по своим потенциальным возможностям. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено, что проявляется, например, в изменениях уровня рождаемости, детской смертности и др.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу каких-либо причин оторванный с рождения от общества, остается животным. Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и его субъект, своей деятельностью изменяющий окружающую среду. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.



1. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы фило­софов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует ниве­лироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

Человек - особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным - способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораз­дельной речи (что отличает его от животных), высокой обучае­мости, усвоению достижений культуры, высокому уровню соци­альной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяже­нии многих веков используется понятие "личность" - совокуп­ность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность - это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, на­выков, ценностей, целей.

Таким образом, человек - это социально-биологическое су­щество, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало чело­века контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое усло­вие нормального развития человека, развития в нем всевозмож­ных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитыва­лись среди животных. В таких случаях из двух начал, социально­го и биологического, в человеке оставалось только одно - био­логическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умст­венном развитии и даже после возвращения в человеческое об­щество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социаль­но-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания челове­ческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического инди­вида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, при­чем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. 2. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности - врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.

В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.

В философии выделяются позитивные моральные качества:

Гуманизм;

Человечность;

Совесть;

Скромность;

Великодушие;

Справедливость;

Верность;