Open
Close

Рассказ что такое нравственные идеалы. Идеал нравственный

Нравственный идеал - это процесс, построенный на восприятии моральных требований через определенный образ личности. Он формируется посредством ряда характеристик. Далее в статье подробнее разберем понятие "нравственные идеалы" (примеры их будут приведены ниже). Какими они могут быть? Какие цели преследуют?

Общие сведения

Духовно-нравственные идеалы личности служат Общество предъявляет к людям определенные требования морального поведения. Его носителем как раз и являются нравственные идеалы. Образ высокоразвитой в моральном плане личности воплощает в себе те положительные качества, которые служат эталоном отношений и поведения между людьми. Именно эти характеристики заставляют человека в частности и общество в целом совершенствовать свой моральный облик, а значит, развиваться.

Отношение ученых

Идеалы и разных времен различались между собой. Многие известные мыслители и поэты поднимали эту тему в своих произведениях. Для Аристотеля нравственный идеал заключался в самосозерцании, познании истины и отрешении от мирских дел. По мнению Канта, внутри любой личности находится "совершенный человек". Инструкцией для поступков его и является нравственный идеал. Это своеобразный внутренний компас, который приближает человека к совершенству, но при этом совершенным не делает. Для каждого философа, ученого, теолога существовал свой образ и свое понимание нравственного идеала.

Цель

Нравственные идеалы, несомненно, способствуют самовоспитанию личности. Человек усилием воли и пониманием того, что цель должна быть достигнута, стремится к достижению и покорению высот морального плана. Нравственные идеалы являются основой, на которой в дальнейшем формируются и нормы. Все это происходит на базе интересов в жизни человека. Немаловажное значение имеет и жизненная ситуация, в которой пребывает личность. Например, в военные годы нравственные идеалы фокусировались на образе мужественного, доблестного, владеющего оружием, но применяющего его только для защиты своей земли и своих родных.

Влияние на развитие общества

Понимание о нравственном идеале имеет распространение и на все общество. Человек мечтает видеть себя в социуме, который будет построен на гуманных и справедливых принципах. В этом случае идеалом служит образ такого общества, в котором возможно выражение интересов определенных социальных групп, их понятий о высшей справедливости и том общественном устройстве, которое стало бы лучшим.

Нравственные показатели общественного идеала состоят из равноправного распределения жизненных благ между членами общества, соотношения между человеческими правами и обязанностями. К высокоморальным элементам относят способности личности, ее место в жизни, вклад в общественную жизнь и объем полученного взамен за это. Нравственные идеалы обуславливают положительные показатели жизни и способность к достижению счастливого существования. Стремясь к совершенству, которое является конечной целью всех усилий, человек и общество должны использовать только высокоморальные средства.

Ленин считал нравственные идеалы "моральным высшим", соединяющим в себе положительные характеристики. По его мнению, они представляли собой все необходимое для людей и являлись образцом для социума. Из нравственных свойств, оцениваемых по высшей шкале, строится содержание идеала. Сознание возводит в превосходную степень те высокоморальные черты, качества, отношения людей, которые действительны и реальны по своей сути. Общество и личность стремятся воплотить в жизнь нравственные ценности. Каждый член социума должен достойно и правильно мыслить, уметь строить отношения и взаимодействовать. Идеал сопровождается определенными положительными эмоциональными проявлениями. К ним, в частности, относят восхищение, одобрение, желание быть лучше. Все это является сильным стимулятором, заставляющим человека стремиться к самовоспитанию и саморазвитию. Выделяется несколько видов идеала: регрессивный и реакционный, реальный и утопический. Содержание моральных качеств изменялось в ходе истории. Идеалы прошлого времени по причине своей иллюзорности и оторванности от действительности, не нацеленные на активность отдельной личности, остались недоступными. Даже суть прогрессивных высокоморальных показателей брала за основу субъективные пожелания, без осознания непредвзятости закона и путей достижения.

Влияние современности

Во времена коммунистического строя нравственные идеалы были призваны служить становлению, укреплению существовавшего строя. Показателем высокой морали современного общества является гармонически развитая личность. Ее отличает стремление к нравственному совершенству. Общество предъявляет к своим членам определенные моральные требования. Они в совокупности образуют модель полноценно развитой личности. Постоянно обогащаясь, пополняясь чем-то новым, они отражают развитие нравственной практики социалистического социума. Общество времен социализма на первое место ставит культуру личности, активную гражданскую позицию, чувство нерасхождение слова и дела, честность.

Нравственные идеалы нашего времени имеют характер активный и действенный, связанный с потребностями социума. Они приобретают реальные очертания в социалистическом взаимодействии членов общества. современности активно действуют в сферах самосовершенствования, и саморазвития. Плеханов сказал о том, что чем активней человек стремится к достижению общественного идеала, тем выше он становится в нравственном плане. Но даже в социалистическое время высокоморальные показатели, не совпадая с реальностью, идут на шаг впереди. Они ставят перед человеком определенные цели, заключающиеся в постоянном движении, непрерывном процессе развития. Повышение социальной активности личности, совершенствование социальной практики и морального воспитания - все это в комплексе позволит разрешить противоречия, возникшие между действительностью и нравственным идеалом.

Контрольная работа

"Понятие нравственного идеала"

Введение

В рамках каждого глобального периода возникают этапы, что превращает его в глобальный модифицированный инверсионный цикл. На каждом этапе господствует своя специфическая версия господствующего нравственного идеала, однородные нравственные идеалы соответствуют аналогичным этапам другого глобального периода. Каждая версия господствующего нравственного идеала характеризуется новым консенсусом и может рассматриваться как этап пульсации. Появление каждого нового господствующего нравственного идеала обычно знаменуется определенным ростом социальной энергии, укреплением дисциплины, некоторым улучшением показателей экономики, уменьшением прямого разгильдяйства и другое. Эта волна утверждения нравственного идеала доходит до своего апогея, но постепенно выявляется его утопичность как программы устройства общества, оказывается, что его приход был фактически уходом от одного предкатастрофического состояния, от одного порога и переходом к другому порогу, предкатастрофическому состоянию.

В результате начинается его ослабление, рост дезорганизации в обществе, рост дискомфортного состояния; инверсионное падение господствующего нравственного идеала, что приводит к господству нового нравственного идеала. В рамках каждого глобального модифицированного инверсионного цикла, пока существует сложившееся соотношение между инверсией и медиацией, возможно семь этапов, семь версий господствующего нравственного идеала.

Задачи данной работы:

1. Изучить понятие нравственного идеала.

2. Рассмотреть нравственный идеал в творчестве А.С. Пушкина.

Целью данной работы является изучение понятие нравственного идеала.


1. Понятие нравственного идеала

Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность – есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Нравственные (моральные) ценности – это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα – образ, идея) – высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества.

2. Нравственный идеал в творчестве А.С. Пушкина

Девятнадцатый век по праву называют золотым веком русской поэзии. Среди созвездия имен для многих наиболее близким и родным является имя Александра Сергеевича Пушкина. У каждого человека своя жизнь, своя судьба, но существует что-то, что объединяет всех людей. Прежде всего человеческие чувства и стремления, поиски самого себя. Вот об этом, близком каждому из нас, и писал Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях, пытался достучаться до сердец своих читателей, пытаясь донести до них всю красоту и глубину человеческих чувств. Когда читаешь Пушкина, возникает много вопросов, но главное, что волнует читателя, – это вечные проблемы добра и зла, любви и дружбы, чести, порядочности, благородства.

Александр Сергеевич Пушкин написал много прекрасных произведений, но к сожалению мы сможем рассмотреть только 2 из них «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка». Каждому свойственно найти что-то свое дорогое, уникальное, иногда понятное только ему в произведениях А.С. Пушкина, но какие нравственные идеалы самого автора можно здесь найти?

Нравственным идеалом в романе «Евгений Онегин «для Пушкина является Татьяна Ларина. С первых строк, посвященных ей, мы ощущаем авторскую симпатию к ней, ее доброму и чуткому сердцу:

Я так люблю

Татьяну милую мою.

Мы не встретим в романе описание внешности Татьяны, автор говорит лишь о ее чистой и прекрасной душе, ему важен лишь внутренний мир героини. Он создает Татьяну милой и чуткой, для него важна ее привязанность к родным и близким, понимание красоты природы. Только окружающий нас мир способен дать человеку вдохновение и спокойствие.

Татьяна влюбляется в Евгения Онегина. «Татьяна любит не шутя», – рассказывает Пушкин о своей героине. Эту любовь она проносит через всю жизнь, но пожертвовать счастьем мужа для любимого человека она не может. Татьяна объясняет свой отказ Евгению Онегину так:

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Добром отвечают на добро – вот вечная истина. Татьяне близка эта народная мудрость. И, наверное, поэтому Пушкин называет ее «русская душою».

«Береги честь смолоду» – вот эпиграф повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Такое же наставление дает отец своему сыну Петру Андреевичу Гриневу, отправляя его на службу. Сам отец пытается не сбить своего сына с верной дороги, отправляя его не в Петербург, где молодой человек мог бы сбиться с пути, начав пить, играть в карты, а посылает его в маленькую крепость, где он мог бы честно служить отечеству, окрепнуть душою, ведь Петру Андреевичу Гриневу всего семнадцать лет. Пушкин в отце Гринева показывает те черты, которые ценятся в людях старой закалки, в людях XVIII века. Смысл жизни Андрея Петровича Гринева в том, чтобы человек при любых испытаниях не пошел на сделку со своей совестью. Он считает, что цель жизни каждого мужчины – честная служба на благо Отечества.

В «Капитанской дочке» мы встречаем очень много героев, для которых принцип «Береги честь смолоду» является главным в жизни. Для Пушкина понятие «честь» ассоциируется с верностью друзьям, долгу. Мы видим, как Гринев, находясь в плену у Пугачева, прямо говорит ему в глаза: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».

Мария Ивановна, невеста Гринева, падающая в обморок при выстреле пушки в честь именин матери, не идет на сделку со своей совестью, она отвергает предложение предателя Швабрина, который пользуется случаем и предлагает вывести ее из крепости, если она выйдет за него замуж.

Мы видим, как во всех героях Пушкин воплощает свой нравственный идеал: верность долгу и слову, неподкупность, стремление помочь другу или любимому человеку.

Как мне кажется, Александр Сергеевич Пушкин считает, что принцип «на добро отвечают добром» является одной из множества народных мудростей. Эта мудрость ему очень близка. Гринев, пытаясь спасти свою невесту, приезжает в стан Пугачева. Пугачев помнит добро (Гринев встречал Пугачева еще до начала восстания и подарил ему овечий тулуп) и отпускает его с Марьей Ивановной. Находясь в плену у Пугачева, Гринев слышит песню о царе и разбойнике. Разбойник, как и Гринев, честно признается царю в том, что он сделал, Гринев рассказывает Пугачеву о своем намерении служить Екатерине П. Царь казнит преступника, а Пугачев отпускает пленника.

Заключение.

Подходя к итогу, мы выяснили, что нравственный идеал – понятие морали, в котором выражаются требования общества к людям в виде конкретного образа нравственно совершенной личности, воплотившей лучшие моральные качества, одобряемые обществом представления об образце поведения и отношений между людьми, которые становятся побудителем и целью нравственного развития общества и личности. Каждое поколения имеет свои представление о нравственном идеале, но есть качества которые не покалебимы не людьми, не временем.

У Пушкина как и у каждого человека, был свой взгляд на происходящее, он стремился найти ответ на вопросы, волновавшие его современников, но для пушкинских произведений не существует временных рамок, он интересен всем возрастам. Нравственные идеалы Александра Сергеевича Пушкина – верность долгу, друзьям, чистота души, честность, доброта – это общечеловеческие ценности, на которых держится мир.

«Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина», – писал В.Г. Белинский. Он считал, что «никто из русских поэтов не стяжал себе такого неоспоримого права быть воспитателем и юных, и возмужалых, и даже старых… читателей, как Пушкин, потому что мы не знаем на Руси более нравственного, при великости таланта, поэта, как Пушкин». По этой причине, я рассматривала, творчество А.С. Пушкина он был творцом слова.

Список литературы

1. Словарь по этике – М. 1989.

2. Этика. Энциклопедический словарь/ Ред. Апрересян Р.Г. Гусейнов А.А. – М., 2001.

3. Основы этических знаний: Учебное пособие / Отв. ред. Росенко М.Н. – СПб. 2002.

4. Кондрашов В.А. Этика. Учебное пособие – Ростов на Дону, 2000.

фокус, организационный центр и одновременно форма нравственности. Каждый из них существует как полюс дуальной оппозиции: либеральный идеал - традиционный, соборный - авторитарный идеал и т. д.

Особое место занимают гибридные идеалы. в частности, псевдо синкретизм.

Полюса оппозиции находятся между собой в состоянии амбивалентности. Один из идеалов на определенном этапе может быть господствующим, тогда как другой - оттесненным на второй план, возможно даже - формой катакомбной культуры.

Полярности могут переходить друг в друга по законам инверсии, т. е. через логически моментальную смену одного полюса другим. На инверсию оказывает давление существующая на заднем плане медиация, требующая амбивалентного перехода, взаимопроникновения полюсов. В рамках каждого глобального периода возникают этапы, что превращает его в глобальный модифицированный инверсионный цикл. На каждом этапе господствует своя специфическая версия господствующего Н. и., однородные Н. и.

соответствуют аналогичным этапам другого глобального периода. Каждая версия господствующего Н. и. характеризуется новым консенсусом и может рассматриваться как этап пульсации. Появление каждого нового господствующего Н. и. обычно знаменуется определенным ростом социальной энергии, укреплением дисциплины, некоторым улучшением показателей экономики, уменьшением прямого разгильдяйства и т. д. Эта волна утверждения Н. и. доходит до своего апогея, но постепенно выявляется его утопичность как программы устройства общества, оказывается, что его приход был фактически уходом от одного предкатастрофического состояния, от одного порога и переходом к другому порогу, предкатастрофическому состоянию.

результате начинается его ослабление, рост дезорганизации в обществе, рост дискомфортного состояния; инверсионное падение господствующего Н. и.

приводит к господству нового Н. и. В рамках каждого глобального модифицированного инверсионного цикла, пока существует сложившееся соотношение между инверсией и медиацией, возможно семь этапов, семь версий господствующего нравственного Н. и.

Основные Н. и. страны, т. е. вечевой и вышедший из него соборный и авторитарный, а также идеал всеобщего согласия, возникают в абстрактной форме как элементы массовой инверсии, несущей иллюзию, что все назревшие проблемы общества будут автоматически разрешены при ликвидации господства существующего Н.

и. и утверждении противоположного. Эта утопия ведет общество в инверсионную ловушку, что выявляется с очевидностью после начала модернизации.

Движение инверсионной волны требует от всех групп общества и в первую очередь от первого лица, от правящей элиты постоянного труда по интерпретации нового Н. и., что выражается в соответствующих сдвигах в гибридном идеале, в идеологии, в конкретной политике, которая есть непосредственный результат этой интерпретаций, в повседневном решении медиационной задачи. Конфликт этой - интерпретации с массовым сознанием может привести к катастрофическим последствиям.

При изучении каждого Н. и., разнообразия его версий большое значение имеет выявление в нем некоторого, социокультурного ядра, дающего импульс идеалу. Таким ядром может быть, например, локальное древнее сообщество: патриархальная семья, род и т. д., идеальный образ которого может быть экстраполирован на все общество, в той или иной степени отождествлен с идеалом машинной цивилизации и стать основой идеала общины - общества - машины. Этот идеал господствовал в той или иной форме на первых этапах второго глобального периода. В одних случаях в идеале преобладает некоторая культурная утопия царства божьего на земле, царство Правды, в других, наоборот, делается попытка выдвинуть на первый план некоторые реалии, например, в локальных мирах среднего уровня, т. е. вотчину феодального типа (этап застоя), самоуправление на предприятиях, которые и должны диктовать содержание Н. и. в целом, и т. д. Однако апелляция к реальным социальным отношениям может быть не меньшей утопией, чем к царству Правды, так как сами эти отношения могут либо не вписываться в большое общество, либо сами быть результатом предшествующих нарушений социокультурного закона, представлять собой патологический результат прошлых инверсионных ловушек (например, промышленное предприятие, развившееся как технологический, но не как экономический феномен; колхоз как компромисс между стремлением государства упорядочить "жидкий элемент" и наладить производство и т. д.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Нравственный идеал и его соотношение с действительностью.

ВАРИАНТ № 5

ГАРАНИНА ВАЛЕРИЯ ИВАНОВИЧА

СПИЕЦИАЛЬНОСТЬ: 280104.51

ГРУППА № 2

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ЭКСТЕРНАТ

Сыктывкар

1. ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...3

2. НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ И КУЛЬТУРА……………………….6

3.ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГПС МЧС РОССИИ……………………………………………………………...12

4.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………14

ВВЕДЕНИЕ

Сейчас мир находится в совершенно иных условиях развития, нежели в начале XX века. Возникновение новых средств коммуникации привело к формированию идей глобализации, создания единого мирового сообщества, и это должно коснуться всех сфер жизни человека. Экономические процессы уже давно стремятся к единообразию. Сфера политики также может, путем создания международных организаций, прийти к единому целому. Культура же различных регионов - это та сфера, которую очень тяжело и, можно сказать, практически невозможно привести к единому образцу. И в меняющихся условиях очень важно изучать культуры отдельных народов, а именно их духовные основы, так как только это может помочь прийти к взаимопониманию между народами.
Особенно важно изучать духовную культуру сейчас, в начале XXI века, ещё и потому, что большинством исследователей отмечается упадок нравственности, засилье духовной пустоты, о чём предупреждали классики философской мысли (О. Шпенглер, П. Сорокин, Н. Бердяев), говоря о «закате культуры» и рождении бездуховной, неэтнической цивилизации. Это связано с созданием, так называемого общества потребления, «визуализацией» культуры, когда большее значение имеет зрительный образ, именно так человек получает сейчас основную долю информации. И такое понятие как «интеллектуальная мода» в настоящее

время диктует обращение к проблемам нравственного идеала, к истокам русской духовности и поиску путей преодоления кризиса нравственных ценностей, свойственному современному российскому обществу. Оно оказалось в ситуации, когда старые нормы и ценности разрушены, а новые не вступили в действие. Именно поэтому большинство современных исследователей опасается, что русская культура, вследствие усвоения чуждых ей норм и ценностей, может утратить свою самобытность, и ставит вопрос об актуальности проблемы изучения нравственных основ русской культуры и её нравственного идеала. Эта значимость связана также и с тем, что наблюдается определённая прерывистость в развитии русской философской и этической мысли, обусловленной самой русской историей XX века. Кроме того, необходимо учитывать, что при рассмотрении вопросов русской культуры и нравственности не уделялось должного внимания изучению народной системы нравственности в различных формах её бытования. Однако именно это позволит выявить основания русской культуры на уровне ментальности и мировоззрения.
Рассмотрение нравственного идеала русской культуры и поиск форм, которые будут способствовать его сохранению и распространению свойственных ему нравственных норм - вот та задача, решение которой находится в центре нашего внимания. Значимость этого ракурса подтверждается обсуждением вопроса о создании системы нравственного

воспитания в современной российской школе. Проблема сохранения духовных традиций, нравственного идеала русской культуры нашла своё отражение и при создании "Основ социальной концепции Русской православной церкви".

НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ И КУЛЬТУРА

Понятие «нравственного идеала» в его историческом развитии
мораль является непременной составляющей духовной культуры, которая, в свою очередь, отражается в событиях повседневности, произведениях искусства, религиозных и научных трудах. При рассмотрении этого положения важно прийти к понятию «нравственный идеал». Идеал - это:
1) наиболее общее, универсальное и абсолютное нравственное представление о благом и должном;
2) образ совершенства в отношениях между людьми;
3) высший образец (безусловный) нравственной личности. Философский словарь даёт следующее определение нравственного идеала
- это представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившие такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом.

При рассмотрении нравственных систем особенно важно понять соотношение в них действительности и идеала. К этой точке зрения показательны два исторически сложившихся подхода - натуралистический и трансцендентальный. В рамках натуралистического подхода можно выделить три трактовки понятия «идеала»:
1) рассматривает идеал как результат обобщения и абсолютизации в культуре того, что составляет предмет потребностей человека;

2) идеал - это результат обобщения норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия (таким образом, понятие «идеал» сближается с нормой поведения);
3) идеал представляется как вытекающие из социальной или индивидуальной действительности требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные перспективы (идеал сохраняет образ совершенства). Но: идеал здесь сводится к ценностной ориентации или поведенческой установке, лишается универсальных и абсолютных характеристик.

В рамках трансцендентального подхода идеал трактуется как существующий вне зависимости от реальности и даётся человеку непосредственно в его нравственном опыте, что входит в противоречие с реальностью, должным и фактами. Данный подход характерен для русской религиозной философии, что нашло своё отражение в трудах И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, И.О. Лосского, которые создают свою религиозную систему, но опираясь на факты, приводят всё же идеальные проявления религиозного подвига или общинной жизни.

Однако следует заметить, что вопрос о происхождении идеала до сих пор остаётся не выясненным. Но от идеала зависит определение

Понятие нравственного идеала начало выделяться очень рано. Неявно оно существовало уже в первобытную эпоху. Исследования первобытной культуры и верований обращают каше внимание на такие характерные особенности, как антропоморфизм, анимистические воззрения, различные виды магии, тотемизм, система запретов и ограничений, ритуалы и обряды, мифология.

Общепризнанно, что организационным и нормативным принципом первобытного общества выступают кровнородственные отношения. Структура общества в целом совпадает с системой родства. Антиномия «свои - чужие» задает бинарные оппозиции при рассмотрении понятий окружающего мира в первобытном обществе. Эти оппозиции являются, также как и аналогии, ассоциации, создаваемые одновременностью событий, причинами, способствующими неверному отображению событий.

Человеческие способности и умысел проецируются на правду, что порождает неразличение практически-целесообразных и магических действий.

Нормативная регуляция имеет институциональный характер, моральная норма первоначально тождественна обычной норме, не

выделяется в синкретичной регуляции поведения, не подвергается абстрактному анализу, она является общезначимой в условиях родовой демократии. Моральная норма в условиях первобытности не выступает как абстрактный императив и инструмент морализирования, она предполагает и оставляет свободу выбора, поддерживается институционально, а в патриархальном обществе уже защищена личным авторитетом, подтверждается к исполнению методами принуждения и наказания. Особо выделяется система запретов (табу), которые формируют сознание и волю индивидов. Наиболее полным в данном качестве предстаёт словарь родственных отношений, орудий деятельности и предметного окружения, например утвари и объектов охоты.

Первичной социальной регламентацией позднего родового строя является обычай талиона, или принцип равного воздаяния, кровной мести, в котором отражаются коллективная ответственность и архаические представления о справедливости. Архаичная нравственность лишь отвечает характеру приспособления рода к природным условиям. Социальная регуляция характеризуется синкретичностью обычаев, норм, представлений, стереотипов. Табу, ритуал и миф - вот те средства нормативной регуляции, которые выражают составляющие нравственного идеала. Но они е способствуют нравственной рефлексии, они, скорее, выступают в качестве организаторов жизни общества и имеют

практическое значение. Таким образом, мы можем говорить о том, что в первобытную эпоху моральное сознание находится лишь на стадии формирования.

Следующей по времени возникновения формой существования нравственного идеала являются древнейшие своды законов, которые представляют в своей основе обобщение и итоговую запись обычного права. Кодексы обычного права фиксируют юридические, религиозные и этические нормы, регулирующие имущественные, семейные, культовые, общественные отношения. В сферу анонсированных требований и предписаний заключены наиболее популярные общинные идеал и нормы, а также политические идеи, укрепляющие позиции классового общества.

Древнейшее законодательство опиралось на этические представления родовой эпохи. Общинное сознание оценивало эти законы как важнейший механизм, соединяющий в религиозном сознании естественное право как торжественное слово, заверение в том, что отныне закон космической правды-справедливости будет повсюду соблюдаться. Именно тогда формируются представления об идеальном правителе, имеющего божественное происхождение и являющегося защитником обездоленных, справедливым судьёй. Сильны представления о правде-справедливости, поэтому любое отклонение от них осуждается. Но религиозные и

этические нормы этой эпохи, с точки зрения основания выполнения, имеют в своей основе идею возмездия, а не добровольного выполнения.

Древнейшие своды законов, таким образом, обеспечивали строительство государства, это такие своды законов как - законы Хаммурапи, законы Ману, надписи Ашоки и Тора, или Пятикнижие Моисея.

Таким образом, древнейшие кодексы представляют собой запись норм обычного права, они более ориентированы на ценности строящегося государства, а не на приоритет нравственных требований, моральных чувств, нравственной справедливости, милосердия. Древнейшие кодексы содержат основные культурообразующие нормы (не убий, не укради и так далее). С ними обращаются как с некоторой сверхъестественной данностью. А не человеческим изобретением. Эти нормы опираются на систему принуждений и наказаний, но эти нормы призваны воспрепятствовать моральному разложению, несправедливости, социально-этическому беззаконию и эгоизму.

ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГПС МЧС РОССИИ

Важным звеном подготовки специалистов ГПС является духовно-нравственное воспитание, которое оказывает благотворное влияние на вы­работку жизненно значимых перспектив, связанных с подготовкой высо­копрофессиональных специалистов, решающих одну из главных и акту­альных задач - спасение попавших в чрезвычайную ситуацию. И эта зада­ча может успешно решаться лишь людьми, обладающими не только глубо­кими профессиональными знаниями, но и высоким интеллектом, и богатой духовностью.

Процесс духовно-нравственного воспитания основывается на преем­ственности поколений. Этот многоаспектный процесс может быть рас­смотрен и как глобальная преемственность цивилизаций, и как взаимодей­ствие родителей и детей, в котором родители ответственны за духовное развитие ребенка, и как передача опыта в социальной жизни, одной из сфер которой является образование. Общеизвестно, что одной из задач пе­дагогической деятельности является передача накопленного опыта подрас­тающему поколению. В этом процессе огромную роль играет сила примера.

В этой связи можно также обратиться к многовековому опыту Рус­ской Православной Церкви - хранительнице духовых ценностей нации, ведь для истинно русского человека проблема нравственного воспитания

(являвшаяся всегда одной из основных философско-этических проблем, непосредственно касающейся жизни каждого человека и общества в це­лом), несомненно, связана с идеалом христианским, на который оказали влияние особенности русского национального духа. Издревле источником нравственного идеала являлись книги Священного Писания.

В настоящее время приоритет материальных ценностей искажает сущность нравственного идеала, разрушает иерархию воспитания и обра­зования (зачастую образование занимает главенствующую роль по отно­шению к нравственному воспитанию).

Однако развитие современного общества предполагает наличие воз­вышенной цели, идеала, поиск которых является постоянным и усиливает­ся в периоды кризиса моральных ценностей, поэтому нам необходимо об­ратиться также к истокам православной педагогики, сосредоточить внима­ние на духовно-нравственных традициях образования и воспитания, что, конечно же, связано с восстановлением традиций и уклада жизни русского народа.

Таким образом, возрождение нравственности должно стать неотъемлемой частью современной педагогики в формировании духовно-нравственного и культурно-эстетического потенциала сотрудника МЧС России.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Философский словарь. //М.: Политиздат, 1987. - С. 153 - 154.

2. Кондрашов В.А. Этика. Эстетика. М., 2000.

3. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. СПб., 1997.

4. Иванов В.Г.История этики Средних веков. Л., 1984.