Open
Close

Раскрытием сущностных характеристик общества рассмотрением его как. Общество как система

Известный югославский социолог Д.Маркович выделяет три основные особенности человека - творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек - это "общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия".

Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия "природа" и "общество", "природное" и "социальное", ни абсолютно разрывать и противопоставлять их. Природа и общество - это две качественно различные формы проявления единой реальности, которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области - естествознание и обществознание.

Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую (именно двуединую, а не двойную, дуалистическую) - природно-социальную, биосоциальную - основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве. В истории социологии, как известно, имели место обе эти крайние точки зрения: полный отрыв человека, общества от их природных основ и абсолютизация места и роли биологического в ущерб социальному.

Все это имеет не только теоретическое, но и практически-политическое значение. Исторический опыт убедительно свидетельствует, например, о том, что всякие попытки строить социально-экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям личности и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки строить политику на основе признания решающей роли биологического в жизни человека и общества, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к крайне реакционным выводам и не менее негативным последствиям на практике.

Сложность общего определения понятия "общество" связана с рядом обстоятельств. Во-первых, это - очень широкое по объему и высокоабстрактное по характеру понятие. Во-вторых, общество - чрезвычайно сложное, многослойное и многогранное явление, позволяющее рассматривать его в самых различных ракурсах. В-третьих, общество - понятие историческое, общее определение которого должно охватывать все этапы его развития. В-четвертых, "общество" - это стыковая категория и социальной философии, и социологии, и истории, и социальной психологии, и некоторых других наук, каждая из которых по-своему, в соответствии со своим предметом и методом исследования определяет общество. В-пятых, как уже отмечалось, понятие "общество" используется в жизни очень широко и многозначно, в том числе как в широком, так и в более или менее узком смыслах, что необходимо требует каждый раз оговорки при его употреблении.

С учетом сказанного, можно дать следующее общее социологическое определение общества: общество - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

Понятие общества как системы мы рассмотрим далее.

Итак, в результате анализа, выполненного в данной работе, мы видим, что общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определённую самостоятельность по отношению к составляющим её элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

Экономические трудности и тем более кризисы (экономическая сфера) порождают социальную неустойчивость и недовольство различных общественных сил (социальная сфера) и ведут к обострению политической борьбы и нестабильности (политическая сфера). Все это обычно сопровождается апатией, смятением духа, но и духовными поисками, интенсивными научными исследованиями, усилиями деятелей культуры, направленными на осознание истоков кризиса и путей выхода из него. Таков один из примеров, иллюстрирующих взаимодействие основных сфер общественной жизни. Именно так можно наглядно увидеть, что разрушение одного из составляющих структуры общества приведет к крушению всей системы.

Список литературы

Радугин А. А. Радугин К. А. “Социология” Курс лекций. М., 1999 г

Н. Смелзер. “Социология” Курс лекций. М., 1994 г.

Фролов С. С. “Социология” Учебник. М., 1996 г.

Философский словарь. М., 1987 г.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://med-lib.ru/

В философской литературе общество определяетсякак динамическая система. Слово “система” греческого происхождения, означаетцелое, составленное из частей, совокупность. Таким образом, каждая системавключает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значениеприобретают связи и отношения между частями. Динамические системы допускаютразличные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей исвязей между ними.

Общество состоит из огромного количествасоставляющих его элемен-тов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихсясвязях и взаимодействиях.

Сферы общественной жизни

1. Экономическая (отношения в процессе материальногопроизводства)

2. Социальная (взаимодействие классов, социальныхслоев и групп)

3. Политическая (деятельность государственныхорганизаций, политичес-ких партий)

4.Духовная (мораль, религия, искусство, философия,деятельность науч-ных, религиозных, образовательных организаций и учреждений)

Каждая сфера общественной жизни тожепредставляет собой сложное образование: составляющие его элементы даютпредставление об обществе в целом. Не случайно одни исследователирассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государства,церкви, системы образования), другие - сквозь призму взаимодействия социальныхобщностей, ведь человек входит в общество через коллектив, являясь членомнескольких коллективов (трудового, профсоюзного, танцевального). Обществопредставляется как коллектив коллективов.

Многообразные связи, возникающие между социальнымигруппами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической,социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называютсяобщественными отношениями. Принято различать отношения, которые складываются всфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную жизньобщества. Если первые обеспечивают обществу материальные возможностисуществования и развития, то вторые (идеологические, политические,нравственные, юридические и др.) есть результат и условие взаимодействия людейв процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Вместе стем материальные и духовные общественные отношения находятся во взаимосвязи иобеспечивают развитие общества.

2. Развитие знаний об обществе

На ранней стадии общественного развитияосновным способом понима-ния мира является мифология (отгреч.-сказание, предание и - слово, учение). Мифы существовали у всех народов. Спомощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечиваласьдуховная связь поколений. Передавались от поколения к поколению духовныеценности: зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды,различные виды искусства и др. Таким образом в мифологии выражается насущнаяпотребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира. И этапотребность воплощается в многообразных фантастических вариантах картинреального мира. В древних мифах о происхождении мира и людей наиболее частовыделяются две идеи: идея творения (мир создан каким-либо сверхъестественнымсуществом-богом, великим колдуном) и идея развития (мир постепенно развился изнекоего бесформенного состояния - хаоса, воды, яйца и т.д.). В классовомобществе ответы на вопросы о возникновении и развитии общества наряду смифологией давали религия и философия.

В период средневековья в Западной Европе появиласьидея, объясняв-шая возникновения общества как результат договора человека сбогом. Эта концепция состоит в следующем: у людей до соглашения естьопределенные права, “абсолютная свобода”, равенство. Неограниченно пользуясьэтими правами, люди могут погрузится в состояние “войны всех против всех”.Чтобы не допустить этого, они заключили мирный общественный договор,отказавшись от посягательства на свободу, собственность и жизнь друг друга.Гарантом соблюдения этого договора выступает государство, в пользу которогограждане отказываются от части своей естественной свободы.

Ряд новых плодотворных идей, раскрывающихприроду человека, ха-рактер общественных отношений, был выдвинут в 18-ом веке втрудах английского экономиста и философа А.Смита. По мнению Смита, общественныесвязи между людьми устанавливаются на основе общественного разделения труда споследующим обменом плодами своего труда. Таким образом, каждый, работая насебя, вынужден работать на других, и напротив, работая на других, работает на себя.

Смит выделил три основных условия процветаниягосударства: гос-подство частной собственности, невмешательство государства вэкономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы.

Положение, при котором интересы рабочихпротивоположны интере-сам имущих классов, Смит считал неизбежным.

Ряд важных и глубоких идей об обществе, еговозникновении и путях развития был выдвинут в трудах выдающегося немецкогофилософа конца 18-го - начала 19-го веков Г.Гегеля. Философом было введенопонятие “гражданского общества”, которое философ определял как “системувсесторонней зависимости”, где “пропитание и благо единичного лица и егоправовое существование переплетены с пропитанием, благом и правом всех,основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены. По Гегелюосновой исторического развития является развертывание “абсолютной идеи”. Каждоеединичное, чувственно воспринимаемое явление имеет, помимо внешне выраженныхсвойств, свою скрытую сущность, объединяющую весь класс родственных явлений.Чьи же это мысли? Поскольку они охватывают весь мир, это мысли некоего “духа”,которого Гегель называет “мировым духом” или “абсолютной идеей”. Историю Гегельрассматривает как “прогресс духа в сознании свободы”, который проявляется через“дух” отдельных народов, сменяющих друг друга в историческом процессе по меревыполнения своей миссии.

Понятие “социология” как научное изучение явленийобщественной жизни было введено в употребление французским философом исоциологом первой половины 19-го века О.Контом. Определяя место социологии всистеме других наук, он дал их общую классификацию:математика-астрономия-физика-химия-биология(тоже термин Конта)-социология.Таким образом, изучая социальные явления, следует учитывать законы биологическогоразвития, а также выявлять и исследовать законы наблюдаемых общественныхявлений, не прибегая к поиску сверхъестественных причин изменения.

Общественные науки

Общественная жизнь сложна и многогранна, потомуее изучают мно-гие науки, получившие название общественных :

1. Социальная философия

2. Частно-социологические науки

а) Экономическая теория

б) Этнология

в) Социология

г) Социальная психология

е) Политология

ж) Эстетика

з) Культурология

3. Науки, изучающие реальную историю

а) История религии

б) Экономическая история

в) История культуры

г) Политическая история

д) История науки

3. Особенность функционирования общества

В любом обществе существует своеобразное, толькоему присущее со-четание экономических, духовных, социальных, политическихфакторов. Каждое общество имеет только ему присущие свойства, связанные скультурой народа, его историческим опытом и традициями, мировосприя-тием.Поэтому использовать при изучении одной страны знания, полученные при изучениидругой, можно, лишь используя метод аналогии. Аналогия - это подобие, сходствопредметов в каких-либо свойствах, признаках, отношениях, причем такихпредметов, которые в целом различны.

Три парадигмы развития общества:

Формационный

История представляется в виде смены “ступенек” - общественно-экономи-ческих формаций. Первоосновой развития общества являетсятрудовая, производительная деятельность людей, направленная на удовлетворениематериальных потребностей. В основе Формационного подхода лежит развитиепроизводительных сил общества. Хозяйство, по Марксу, - базис, а институтыуправления - надстройка. Базис - экономический строй общества,представляющий совокупность производственных отношений. Надстройка - совокупность общественных взглядов, идей, теорий, многообразных политических,юридических, нравственных и других отношений, а также учреждений и организаций,созданных в соответствие с этими взглядами и идеями. Эта теория также говорит онеизбежности перехода от одной формации к другой.

Цивилизационный

Был выдвинут американским философом Тойнби. Суть егорассуждений сводилась к следующему: Цивилизации - крупныесоцио-культурные системы со своими закономерностями, “живут” своей жизнью,самобытно, имеют свою “историческую судьбу”, свои институты и ценности. Вотличии от вышеизложенного подхода данная трактовка не предполагает основныхчерт во всеобщем ходе мировой истории; Тойнби разделил мир на вышеуказанныесоцио-культурные системы, оградив их друг от друга и указав их несовместимость.Он также определил критерии определения цивилизаций:

1) “Дух”, стиль

2) Ментальность

3) Мировоззрение

5) Географо-культурный ареал

Функция цивилизации состоит в реализации единствадуховной жизни крупной общности в исторической преемственности и наопределенной территории.

Культурологический

Этот подход был выдвинут немецким философомО.Шпенглером. Он резко развел понятия “культуры” и “цивилизации” и выделилвосемь культур:

1) Египетская

2) Индийская

3) Вавилонская

4) Китайская

5) Греко-римская

6) Византийско-арабская

8) Русско-сибирская

Все они подчинены жесткому биологическому ритму:

1) Рождение и детство

2) Молодость и зрелость

3) Старость и закат

Каждая из них, проходя эти стадии, превращается вцивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества,героических деяний, когда художественное творчество оказывается ненужным, аторжествует механическая работа. Сторонники такого подхода отрицали взаимосвязьи преемственность в развитии культуры, тем самым отрицая один из основныхзаконов философии: закон отрицания отрицания.

4. Исторический процесс

Исторический процесс - это последовательнаячереда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многихпоколений людей. Основы, “живую ткань” исторического процесса составляютсобытия, т.е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественнойжизни. Именно в событиях воплощается деятельность людей, их экономические,социальные, политические, культурные связи и отношения. Каждое историческоесобытие обладает специфическими, только ему присущими чертами, и выяснения этихчерт дает возможность полнее, красочнее представить то или иное событие ивместе с тем обогащает наши знания об историческом процессе в целом.

Закономерности и варианты развития общества

Для того чтобы систематизировать огромный массивисторических данных введем понятие «цивилизации» как основнойтипологической единицы истории. Английский историк Тойнби дал следующееопределение цивилизации: Это саморазвивающаяся система, это организм, все частикоторого взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Опираясь навышесказанное, дадим рабочее определение. Цивилизация - это сообщество людей,объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее особыеустойчивые черты социально-политической организации, культуры, экономики ипсихологии, чувство принадлежности к этому сообществу.

Общие признаки цивилизаций:

1) Общность и взаимозависимость историко-политическойсудьбы и экономического развития

2) Взаимопереплетение культур

3) Наличие сфер общих интересов и общих задач с точкизрения перспектив развития

На основе сформулированных признаков можновыделить три варианта развития общества:

1) Непрогрессивная форма существования

2) Циклическое развитие

3) Прогрессивное

Непрогрессивное

К этому типу относятся народы, живущие в рамкахприродного годо-вого цикла в единстве и гармонии с природой (аборигеныАвстралии, народы Севера и т.д.). Важнейшая категория общественного сознания - представление о времени и цели существования человека. Народы, относящиеся уэтому типу развития цивилизации, живут вне историческо-го времени. Вобщественном сознании этих народов отсутствуют понятия прошлого, будущего, нетидей о необходимости изменений, развития. Для них существует лишь время текущееи время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народывидят цель и смысл своего существования в сохранении обычаев, традиций, приемовтруда, не нарушающих единства с природой. Если изобразить графически путь этихнародов, то получится замкнутый круг. Неизменность однажды установленногопорядка вещей поддерживается системой жестких запретов, так называемых«табу». Самые страшные табу - это запрет на изменение, на прогресс.

Циклический

Второй тип развития возник в глубокойдревности, в разных вариантах имеет широкое распространение и сейчас. Посколькуего черты сформулированы на примерах Индии и Китая, где он получил классическоевоплощение, то его можно назвать «восточным» типом развития.Общества, относящиеся к нему существуют в рамках исторического времени, однакопредставления о времени имеют свои особенные. Время земное и время небесноетекут как бы вместе, одновременно. Это связано с тем, что на Востоке богирассматриваются как часть живой природы. Они влияют на человеческую жизнь, но ичеловек может влиять на жизнь богов; к тому же настоящее, прошлое и будущеедействуют одновременно, поскольку считается, что душа бессмертна, и умершиепредки живут рядом, но только перевоплотившись в другую форму, будущее тожерядом, т.к. неродившееся потомство также уже существует только в какой-тодругой форме структурной организации материи. В некоторых обществах времявоспринимается как циклическое, т.е. оно периодически возвращается к исходным точкам.С подобным представлением связана поэтизация прошлого. Прошлое дает образцыпоступков. Отличительная черта этих народов - сосредоточенность на духовном.Главной ценностью бытия является постижение высшего божественного смысла, а нереализация конкретных целей. Общество построено на принципах коллективизма,личные интересы полностью подчинены общественным и государственным. Традицииканонизировались как высшая общественная ценность. Не было проблемы «отцови детей», не наблюдалось разрыва между поколениями. Новое поколениеиспользовало опыт старших. В этом обществе развитие идет циклами. Егоисторический путь можно изобразить в виде спирали, где один виток - циклразвития, а шаг от одного витка к другому - поступательное развитие.

Прогрессивный

Этот тип наиболее ярко представлен античнымицивилизациями Др.Греции и Рима, а также современными европейскимицивилизациями. Этот тип связан с постоянными изменениями в жизни человека. В19-20 веках эти преобразования набрали огромную скорость. Жизнь менялась такрезко, что опыт старшего поколения быстро устаревал и отвергался молодыми.Образовался разрыв между поколениями (возникла проблема «отцов идетей», чего не наблюдалось в 1 и 2 типах развития). Прошлоевоспринимается как образец, а в целом общество устремлено в будущее,ориентировано на прогресс.

Характерно, что в греко-римской цивилизациивпервые был поставлен и разрешен очень сложный вопрос: Как достичь гармонии вобществе, найти разумное сочетание между общественными и личными интересами. Выяснилось,что нужны законы, которые должны:

1) Защищать права граждан

2) Неукоснительно соблюдаться как властями, так игражданами

В античном мире были заложены основыгражданского общества. Оно должно:

1) Предусматривать право каждого гражданина участвоватьв управлении

2) Предусматривать признание личного достоинства

3) Прав и свобод

Духовная жизнь в античном обществе носиласветский характер(в др. Греции - Зевс, в др. Риме - Юпитер, они были почитаемы,но не обожеств-ляемы).

5. Основные вехи развития общества

1) До 5-го века - период древнего мира

Это время удобно рассмотреть на цивилизациях др.Рима и Греции. Здесь на первый план выходят частно-собственнические отношения,не известные или слабо развитые в окружающем мире. Проявилось господствочастного товарного производства ориентированного на рынок. Появилась такаяформа государственной власти как демократия. Государство мало вмешивалось вчастную жизнь граждан. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья, системаобразов - все это функционировало независимо от власти, но в рамках закона,гарантом которого выступало государство. Демократия ограниченная - женщины ирабы не входили в это понятие. Остальное см. выше: в предыдущем разделе. В др.Греции с ее полисной психологией соответсвенно выработалась определеннаясистема ценностей: Твердая уверенность в том, что полис - высшее благо, чтосуществование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лицазависит от благополучия полиса. К ценностям полиса относились и признаниепревосходства земледельческого труда над всеми иными видами деятельности(исключение составляла лишь Спарта), осуждение стремления к прибыли, стремлениесохранить неизменными и экономическую основу, и все остальные условия жизниполиса, приоритет традиций.

Др. Рим - это особая цивилизация, основанная насистеме ценностей, сложившихся в римской гражданской общине. Прежде всегосистему таких ценностей составлял патриотизм, представление об особойбогоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах.Рим рассматривался как высшая ценность, а долг гражданина состоял в том, чтобыслужить Риму всеми силами, не щадя самой жизни. Для того, чтобы соответствоватьэтим ценностям, гражданин должен был обладать мужеством, стойкостью, верностью,достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железнойдисциплине на войне и власти закона и обычаям предков в мирное время. Делами,достойными римлянина, считались только политика, война, разработка права.

2) С 5-го по 17-ый века - период становления иразвития феодального строя

Признаки феодального строя:

1) Господство натурального хозяйства. Крепостноепоместье должно было представлять из себя самодовлеющее, замкнутое целое,находящееся в очень слабой связи с остальным миром.

2) Для такого хозяйства необходимо, чтобынепосредственный производи-тель был наделен средствами производства вообще иземлею в частности; мало того - чтобы он был прикреплен к земле, так как иначепомещику не гарантированы рабочие руки.

3) Условием такой системы хозяйства является личнаязависимость крестьянина от помещика. Если бы помещик не имел прямой власти надличностью крестьянина, то он не мог бы заставить работать на себя человека,наделенного землей и ведущего свое хозяйство.

4) Условием и следствием описываемой системы хозяйствабыло крайне низкое и рутинное состояние техники, ибо ведение хозяйства было вруках мелких крестьян, задавленных нуждой, приниженных личной зависимос-тью иумственной темнотой.

В своем развитии феодально-крепостнический стройпрошел три основных периода:

1) Раннее Средневековье

Когда феодализм лишь устанавливается какгосподствующий способ производства и в общественном строе остается еще многопережитков как рабовладельческих отношений, так, особенно, пережитков дофеодальногостроя «варварских» обществ. Основным содержанием этого периодаявляется появление феодального землевладения и постепенное закрепоще-ниекрупными землевладельцами свободных крестьян - обшинников. Классовая борьбаразвивается главным образом как борьба закрепощаемого крестьянства противзакрепощения. В результате этой борьбы складывается феодальное государство какклассовый орган господства землевладельцев - феодалов, направленный назакрепощение крестьянства и на подавление его сопротивления. В этот периодскладывается и оформляется христианская церковь. Племена и союзы племенначинают складываться в народности. Этот период начинается приблизительно в5-ом веке и кончается в 11-ом.

2) Период развитого феодализма

Общий рост производительных сил приводит к развитиюобщественного разделения труда, к отделению ремесла от сельского хозяйства, кпоявлению феодальных городов. Классовая борьбы развивается в основном какборьбы эксплуатируемого крестьянства против угнетателей - феодалов. Роствнутреннего рынка приводит, обострение классовой борьбы приводят к уселениюфеодальных монархий во многих странах Европы.11-ый - 15-ый века - таковыхронологические рамки этого периода. К концу этого периода в ряде странскладываются предпосылки для образования наций.

3) Позднее Средневековье

Период разложения феодализма, период, когда внедрах феодального общества начинает складываться новый, капиталистическийспособ производства. Этот период характеризуется зарождением новых общественныхклассов - буржуазии и пролетариата - и напряженной классовой борьбой в деревнеи в городе. На конец этого периода приходится время первых буржуазных революций- первый удар по феодализму: реформация и крестьянская война в Германии,буржуазная революция в Нидерландах и подготовка буржуазной революции в Англии.В ряде стран начинается складывание наций. «Нация» - историческисложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка,территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося вобщности культуры . Хронологические рамки этого периода - от конца 15-го досередины 17-го веков.

Это время характерно своей особой системойценностей, конечно различной у той или иной группы населения. У крестьянства , например, эта система была следующей. Во-первых, вселенная этих людейограничивалась родной деревней, замком феодала и сельской церквушкой. О мире,лежавшем за пределами всего этого, они имели очень смутные представления. Мысльо том, что общество развивается, была совершенно чужда крестьянам. Наоборот, постоянноеобщение с природой приводило их к уверенности, что все движется по кругу. Ихидеал был в прошлом, в «старых добрых временах». Мир крестьян не могпородить идею равенства всех людей. У рыцарства наблюдаетсясовсем иная система ценностей: Центральным моментом рыцарского идеала быладоблесть. Доблесть - смелость, доходящая до безрассудства, постоянный поископаснос-тей и поиск смерти. Неразрывно связана с доблестью обязанностьдостойного поведения на рыцарском поединке. Итак, благородство и учтивость…Однако все в средневековье построено на контрастах. Наряду с цивилизованностьюв рыцаре оставалась изрядная доля дикости от германского воина-зверя. Весьмаважным аспектом ценностей рыцарства были вассальные отношения . Щедростьи роскошь , переходящие в мотовство, предписывались не только сеньорам, нои вообще всем рыцарям. Все старались перещеголять друг друга в различныхпричудах. Трепетное и почтительное отношение к женщине покрывало неувядаемымочарование идею рыцарства. Следует также отметить обязательность мести за оскорбление родича или друга. Нелишним будет заметить, что правила честидействовали только внутри рыцарского сословия и на иные сословия нераспространялись. Может быть, это одна из причин того, что доблесть иблагородство причудливо переплетались в «хозяевах Средневековья» счванством, кровожадностью, необразованностью. Если же обобщить все сказанное иопределить веру Средневекового человека, то она будет следующей: Мир впредставлении человека Средневековья был ни чем иным, как сценой, на которойразвертывалась борьбы между «божьим» и «дьявольскими»воинствами. Борьба эта происходила на трех уровнях:

1) Между ангелами и бесами

2) Между добрыми христианами и язычниками

3) В душе каждого человека, так как Бог дал свободувыбора между добром и злом

В эпоху Возрождения в Европе, в городах,зарождается новое понима-ние мира. Здесь вырабатывается принципиально новоеотношение к труду. Ремесленник находит в труде не только средствосуществование, но и удовлетворение. Создавая яркое изделие, мастер одновременноутвержда-ется в мысли о собственной значимости и неповторимости. В городах,таким образом, рождается необычная для средневековья мысль, что человек нетолько часть какого-то общества, но и индивидуальность, ценная не знатностьюили святостью, а своим талантом, проявляющемся в повседневном труде. Наконец,возникает принципиально новое представление о труде как о заслуге перед Богом.Здесь начинает проявляться совсем иная система ценностей: значение науки,постоянное стремление к прогрессу, к изменениям сложившихся форм деятельности.Иным было и понимание природы человека, его роли в общественной жизни. Оноосновывалось на христианском учении о морали и отношении к человеческомуразуму, как созданному по образу и подобию божественного и поэтому способного кпостижению смысла бытия. Человек рассматривал-ся не как носитель всяческихпороков, обязанный посвятить жизнь искуплению «первородного греха», акак свободная личность, обладающая «естественным правом на счастье».Не отказ от земных радостей, а полнокровная, насыщенная духовными и плотскиминаслаждениями жизнь рассматривалась как достойная человека.

3) Период промышленных и революционных переворотов

Этот период был ознаменован большим количествомкатаклизмов, переворотов и т.д. В Англии произошел промышленный переворот,который обозначил близость прихода капиталистической эры, которая незамедлилапоявится. Всем известны события, происходившие тогда в Англии, поэтомупересказывать их не буду. 19-ый век полон потрясений, в которых рабочий классзаявлял о себе как о политической силе, выступающей за ликвидацию классовогонеравенства и частной собственности. Все это свидетельствует о том, чтоорганизовывались о росли массовые силы, которые выступали против ценностейзападной цивилизации, тех ценностей, которые составляли ее двигатель.

Существенные изменения произошли и в характеревзаимодействия человека с природой. Хозяйственная деятельность все болеепагубно сказывалась на состоянии природной Среды. Все больше в мире становилоськрупных городов, центров оживленной экономической жизни. В развитии обществавсе очевиднее проявлялись такие факторы, как быстрая смена техническихдостижений и технологий, экономическая конкуренция, отчуждения человека отрезультатов своего труда, борьба трудящихся за свои экономические права.Зарождавшееся профессиональное движение пролетариата начинает оказывать влияниена политику государства, а в дальнейшем способствует превращению его винструмент согласования интересов граждан. Новым «идолом» становилисьденьги, богатство, капитал, поклонение которому становилось смыслом жизни.Стремление к прекрасному сочеталось с расширением поля деятельности искусства,ходом его на массовую орбиту. Во второй трети века началось формированиекрупного машинного производства. Индустриальная революция наступала, неся ссобой ощущение огромных возможностей человека, бурных изменений всегоокружающего мира, поистине революционных сдвигов во всех сферах общественнойжизни. Энгельс писал о промышленном перевороте, как о "… революции,которая одновременно произвела полный переворот в гражданском обществе ивсемирно-историческое значение которого начинают уяснять себе лишь в настоящеевремя".

4) Империализм и постимпериализм

Индустриальная эпоха внедряла корпоративныйколлективизм. Фабрика, завод, компания выступали как корпоратиные объединениялюдей имеющих общие интересы. По мере индустриализации корпорации нарастали.Появились монополии, они грозили проглотить общество, стереть индивидуализм иличные интересы. Нарастание корпоратизма замедляло развитие основным двигателемкоторого была:

1) Личная инициатива

2) Свобода предпринимательства.

Постимпериализм предполагает развитие техникипроизводства, а также отраслевого и профессионального разделения труда. Ведущуюроль в нем приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступаютглавное место университетам, а бизнесмены - ученым и профспециалистам.

Исторический путь России

В этом разделе важно понять по какому путишла наша великая дер-жава: по западному или же по восточному. Вот что пишет поэтому поводу американский историк Д.Тредголд. Для восточного обществахарактерен политический монизм - сосредоточенность власти в одном центре;социальный монизм, означающий, что права и собственность разных общественныхгрупп определяются центральной властью; слабо выраженный принцип собственности,которая всегда условна и не гарантирована властью; произвол, суть которого втом, что властвует человек, а не закон; отсутствие понимания личности какабсолютной ценности. Именно такая модель общества возникла и укрепилась впроцессе становления государства Московского с 1450 по 1700 гг. С реформ ПетраРоссия начала сдвиг к западной модели. И только к 1917 году ей удалось вплотнуюподойти к рубежу, разделяющему западные и восточные модели. Революция разрушилавсе, что сблизило Россию с Европой, вновь отбросила ее к восточной модели.

Если учесть семейную общину в противовессоседской общине-марке на Западе, горизонтальный принцип наследования власти(вертикальному), цивилизацию, основанную на общинной собственности(частная назападе), то можно отметить существенное своеобразие древнерусской цивилизации,отличающее ее как от средневековой западноевропейской, так и от традиционныхвосточных. Она оказалась в силу уникального сочетания социально-экономических,политических и географических причин цивилизацией исключительно подвижной,центробежной и поэтому экстенсивной, строившейся не столько за счетвсестороннего культивирования и максимального освоения ограниченного природногои социального пространства, сколько за счет включения в свою орбиту все новыхпространств.

Можно предположить, что древнерусскаяцивилизация, несмотря на свое значительное своеобразие, постепенно втянулась быв единый цивилизационный стиль Западной Европы. Особенно Новгород был близок кэтому стилю, по своей социально-экономической организации напоминая античныйполис или средневековую торговую город-республику. Однако сближению Руси иЕвропы помешали два обстоятельства - особая форма христианства и очереднойпорядок княжения. То и другое под мощным внешним воздействием повело ДревнююРусь по иному пути.

Древняя Русь через христианизацию оказалась тесносвязанной с Византией. В 1054 году византийская церковная иерархия и посланникиглавы западной церкви подвергли друг друга взаимному проклятию. Это означалоглубоки раскол единого до той поры христианского мира и распад единой церкви наримско-католическую и православную. Едва крестившись, Русь в середине 11-говека оказалась отделенной от западноевропейской цивилизации непреодолимымвероисповедным барьером.

Далее укрепляется московское княжество и обращаетсвой взор на Восток, чему способствовало два знаменательных события: разрушениетурками православной Византии в 1453 году и прекращение даннической зависимостиРуси от Орды в 1480 году. Московские великие князья с помощью церковныхкнижников осознали себя наследниками традиций «священного царства»,царями третьего и последнего христианского «Рима», хранителями подлинногоправоверия.

Идя дальше по дороге российской истории мынаходим опять некую обращенность к западу: В факте выборности царя МихаилаРоманова (царь решил, а бояре согласились) обнаруживается нечто похожее наограничение самодержавной власти, внешне сближающее Московию изападноевропейс-кие монархии. Затем шел Петр Великий с его историческиминововведениями: Сбривание бород, введение европейских костюмов, переменарусских названий государственных служб на немецкие. Однако это была лишьвнешняя видимость. Петр, меняя внешность москвитян, наносил удар в самое сердцестарой Руси. Не случайно Д.С.Мережковский писал: «Раскол, соединившийся сказацкой вольницей, пугачевщиной есть революция снизу, черный террор; ареволюция сверху, белый террор - сама реформа, если не по идее общей, то поличным свойствам Петрова гения..., который сделался гением всей новой России.Эти-то два противоположные, но одинаково бурные течения слились в одинводоворот, в котором и крутится государственный корабль России вот уже двастолетия. Православное самодержавие оказалось невозможным равновесием, реакциейв революции, страшным висением над бездною, которое должно кончиться еще болеестрашным падением в бездну».

РЕФЕРАТ

По предмету: «Философия»
На тему: «Общество как система».

Выполнила: студентка 15 гр. Курбатова Л. В.
Проверил: Преподаватель Максимов М. А.

Калуга 2011г.
Содержание

Введение………………………………………………………… ……………….3

    Понятие общества………………………………………………………… 4
    Общество как предмет философского исследования…………………...8
    Общество в истории философии………………………………………...10
    Структура общества как философии…………………………………….16

Заключение…………………………………………………… ………………....20
Список используемой литературы……………………………………………21

Введение

То обстоятельство, что общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей, собственной основе, не отвергалось и не отвергается практически никем из мыслителей прошлого и настоящего. Более того, одним из теоретических достижением науки XX в. можно считать, представление о социальной системе. Под ней понимается все относящееся к системной характеристике общества как определенной целостности, объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями. В известном смысле слова индивид тоже может рассматриваться как социальная система, но чаще это относится к государству, нации, классу, элементам структуры общества.
Характер объединения элементов в систему трактуется в соответствии с тем или иным способом объяснения сущности человека или его истории. Поэтому основной системообразующий фактор может быть усмотрен либо в материальных, либо в духовных связях людей.
Для анализа сущности системной организации общества следует попытаться соотнести это понятие с системными закономерностями природы, с теми предпосылками, на базе которых возникает культура и цивилизация. Плотность населения, виды его занятий, уровень производства и его темпы, политическое устройство и многое другое зависят от характера климата и почв, рельефа местности и водных ресурсов, запасов полезных ископаемых и т. д.
Очевидно, что нельзя жестко связывать исторические судьбы тех или иных цивилизаций с характером с характером их среды обитания. Почва, на которой вырастает, живет и эволюционирует данный народ, несомненно влияет на многие стороны общественной жизни, но не определяет их фатально. Природная среда может стимулировать или тормозить развитие общества как системы, но за исключением нынешней ситуации глобального экологического кризиса, она не была определяющим фактором развития.

    Понятие общества
Первоначальное значение понятия «общество» - общность, союз, сотрудничество (латинский глагол «социо» означает соединить, затевать совместный труд). Сократ обратился к поиску регуляторов социального единения людей в деятельности. Аристотель называл человека «политическим животным», имея в виду, что только люди способны добровольно и сознательно объединиться в общество. Рассматривая общество как государство с его отношениями «господства-подчинения», Аристотель выделил собственно социальную связь, возникающую между независимыми (частными) индивидами как гражданами, реализующими свое естественное право. Таким образом, у Аристотеля наметилась тенденция гуманно-демократической трактовки общества. Напротив, в концепции Платона отношения людей в государстве жестко регламентированы, отвергается что-либо частное, то есть Платон заложил тенденцию тоталитарной трактовки общественного устройства. Для средневековья характерны теологические концепции общественного развития (Августин Блаженный, Фома Аквинский) в новое время Д. Вико выдвинул принцип историзма в объединении человеческого мира, отличал социальное бытие от природного. Он приблизился к пониманию взаимосвязи общественного бытия и сознания.
Философы пытались выявить закономерности, движущие силы общественных изменений в самых различных факторах: корыстных интересах и ненасытных желаниях человеческой природы; воздействии географической среды; совершенствовании знаний. Т. Гоббс, Д. Локк, П. Гассенди, Б. Спиноза, Ж. Ж. Руссо, А. Радищев, Т. Джефферсон развивали теорию общественного договора. Возникновение государства объяснялось соглашением людей перейти от естественного состояния (при наличии полной свободы и отсутствии защищенности) к гражданскому, где государство призвано защищать право каждого на личную жизнь и собственность. Впрочем, Руссо частную собственность считал состоянием вражды и угнетения и утверждал идею законности социальных революций для восстановления равенства индивидов.
Философский взгляд на общество неотделим от философии человека, хотя и не сводится к этой проблеме. Наиболее общие проблемы исторического процесса изучает «философия истории». У ее истоков стояли Геродот и Фукидид. Философы стремились сформулировать цель и смысл истории, разрабатывали проблему единства исторического процесса и многообразия его форм, исторической закономерности, свободы и необходимости. Осуществить разумную цель исторического закономерного процесса, по Канту, может только сам человек посредством своего разума и деятельности, а не какая-то внешняя сила. Цель, обнаруженная практическим разумом, к которой движется мировая история, - состояние правового порядка, гражданской свободы и равенства, самоценности человека, вечного мира.

Социальная философия начинается с уяснения общих характеристик общественной реальности и общественного человека (человека в его социальных качествах), для того чтобы в результате обрести конкретное знание своего предмета в его целостности и многообразии его определений. Первый шаг на этом пути связан с ответом на вопрос: что такое общество с философской точки зрения? Речь идет не о каком-то конкретном сообществе, некогда существовавшем в прошлом (в истории) или существующем ныне, а об «обществе вообще» («обществе как таковом»). Разумеется, «общество вообще» есть абстрактное (теоретическое)понятие. «Общества вообще» фактически не существовало и не существует. В действительности существовали и существуют вполне конкретные общества. За ними могут скрываться различные исторические формы общества - древние племена, греческие полисы, азиатские монархии, феодальные, средневековые и современные общества. Когда под обществом подразумевают конкретную организацию или группу людей, то обычно указывают на их формальные признаки. Например, говорят о семье (как элементарной «ячейке общества»), о разнообразных социальных, возрастных, этнических группах или объединениях. Или же понятие «общества» отождествляют с современным государством, а также с глобальным «мировым сообществом».Универсальная абстракция типа «общество вообще» бедна по содержанию. Из нее нельзя логическим путем извлечь какие-то конкретные признаки различных «обществ», когда-либо существовавших в истории. Тем не менее подобные абстракции не только допустимы, но и необходимы. Они являются основаниями, благодаря которым удается сравнивать самые различные общества, существовавшие в разных исторических эпохах, или различные сообщества людей, существующих в современном мире. Другими словами, философское понятие общества играет роль своего рода условий (ориентиров) познания любого конкретного общества, какого-либо социального явления, свойства или отношения. В данной главе мы как раз и ставим задачу прояснить возможности и плодотворность понятия «общества вообще». Даже самые абстрактные философские понятия обретают смысл в соотнесении с нефилософскими представлениями обыденного повседневного сознания. Пока мы не задумываемся о том, что такое общество, представляется, будто бы нам это понятие хорошо известно. Мы используем слово «общество» совершенно свободно, не осознавая проблематичности его смысла и не боясь ошибиться; общество для нас - это все другие люди, как те, с кем мы непосредственно общаемся в нашей жизни от рождения до смерти, так и те, о существовании которых мы не знаем. Мы живем в обществе, и оно (наряду с природой) составляет среду и условие нашей жизни. Если для человека все «другие» люди - это общество, то и он сам для других и с точки зрения этих других, - также «часть общества», принадлежит к обществу. В большинстве языков слова, характеризующие общество и общественную жизнь, этимологически восходят к словам, обозначающим то, что характеризует не изолированного единичного человека, а является «общим» для некой совокупности, множества индивидов, принадлежит им всем и объединяет их.
Общество не существует и даже не может мыслиться без образующих его (входящих в него, составляющих его) индивидов. Но не менее важно видеть, что любое общество - это не просто люди и отнюдь не только люди. Это люди, жившие в нашей стране и на Земле двести лет назад, тогда как российское общество и мировое сообщество продолжают существовать. Это не только «большие» общества, такие как человечество, народы и государства, но и «малые». Когда празднуют юбилеи университетов, театров, общественных организаций, существующих десятки и сотни лет, очевидно, что за многие годы состав студентов и преподавателей, актеров и зрителей, членов организаций многократно обновлялся. Общества характеризуют непрерывностью их существования, отличной от длительности жизни людей, и эта непрерывность существования не связана с жизнью и смертью входящих в их состав индивидов. Гибель и разложение обществ - это не физическая смерть составляющих их индивидов. Когда историки пишут об исчезнувших цивилизациях и ныне уже не существующих народах, они не имеют в виду, что некогда жившие в них люди не оставили после себя потомства, а фиксируют прерывность исторического существования конкретных обществ. Это означает, что общество не сводимо к совокупности (к множеству) составляющих его индивидов и обладает особым отличным от индивидуальной жизни людей надындивидуальным способом бытия.
Своеобразие общественной реальности в ее внешней определенности может быть зафиксировано в соотнесении с другими видами реальности. Каждый человек и все поколения людей, рождаясь, застают уже существующее общество в качестве данных им предпосылок, условий и среды собственной жизни. В этом смысле общество - это объективная реальность, то есть существующая независимо не только от представлений тех или иных индивидов, но и от их индивидуального бытия. Оттого, что кто-то усомнится в объективном существований общества, оно не перестанет существовать.

Сказанное не означает, что в характеристике «общества» индивиды (люди) могут быть оставлены без внимания и что ими (их существованием в конкретной исторической и индивидуальной определенности) можно пренебречь. Правда, в истории социальной философии общество понималось и понимается по-разному. Под ним подразумевали и систему законодательства и форм правления, и нормативный социальный порядок, и совокупность ценностей, и совокупность общественных отношений и семиотических или коммуникативных систем. Обсуждая модели общества, исследователи порой считали возможным отвлечься от существования индивидов (с присущими им конкретными историческими, индивидуальными и тому подобными свойствами). Однако они вправе были абстрагироваться от существования именно данных индивидов, но не от существования людей вообще, образующих общество. Стремление философа в своем анализе общества пренебречь свойствами индивидов оправдано и допустимо лишь в определенных границах, за пределами которых оно утрачивает свою правомерность. Общество -- это объективная реальность в том смысле, что оно существует независимо от каждого индивида и его сознания, но оно отнюдь не существует обособленно и независимо от существования всех людей. В той мере, в какой общество существует только благодаря живым людям, по способу своего бытия оно остается реальностью субъективной, хотя для каждого отдельного человека оно предстает как реальность объективная, существующая независимо от него. Отвлечение от конкретных качеств живых людей является лишь исследовательским приемом, фиксирующим различные измерения или аспекты общественной жизни с целью их изучения. Такие приемы составляют промежуточные шаги в познании общества. Они необходимы на пути к теоретическому осмыслению социальной реальности в ее многомерности и целостности.
Другое, также устойчивое понятие общества и социальных качеств, закрепившееся в языке и в обыденном сознании, обычно противопоставлялось понятию о природе и естественным качествам. На всем протяжении развития социальной философии идеи противопоставления «общественного» «индивидуальному», «общественного» «природному» определили сквозные темы, вариации на которые составили разнообразие концепций общества.

2. Общество как предмет философского исследования

В процессе своей совместной деятельности люди вступают между собой в различные отношения, чтобы решать насущные вопросы их общественной жизни. Речь идет о производственных, семейно- бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в своей совокупности образуют структуру общества.
Ведь общество - это прежде всего люди в их общественных отношениях друг к другу. Подобное понимание общества имеет место в целом ряде социально-философских теорий. В рамках общественных отношений людей реализуются все виды их практической деятельности, создаются государственные, экономические, нравственные и прочие социальные институты, развиваются все стороны культуры общества. В литературе понятие “общественных отношений” встречается в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе (в том числе и межличностные, даже интимные отношения), и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические, межнациональные, экологические и т.д.).
В философии общественные отношения рассматриваются с материалистических или идеалистических позиций. Материалистическое, т.е. научное, понимание общественных отношений впервые выработано марксизмом. Оно заключается в том, что все многообразные общественные отношения - экономические, политические, правовые, нравственные и т.п. - делятся на первичные - материальные, базисные и вторичные - идеологические, надстроечные.
Базис и надстройка являются понятиями исторического материализма. Они обозначают общественные отношения исторически определенного общества как целостную систему, в которой материальные отношения представляют его реальный базис, основание общества, а политические и идеологические отношения - надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную. Базис общества - это совокупность исторически определенных производственных отношений. Надстройка - это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений, в нее входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения. Историческое изменение базиса вызывается и обуславливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определенный базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Переворот в экономическом строе данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке.
Из всех общественных отношений главными являются материальные - экономические, производственные отношения. Характер материальных общественных отношений определяется производительными силами общества и не зависит от воли и сознания людей. Идеологические общественные отношения - политические, правовые, нравственные и другие возникают на базе материальных общественных отношений и складываются как надстройка над ними, проходя предварительно через сознание людей. Поэтому общество представляет собой не механическое соединение различных общественных отношений, а единую систему этих отношений 1 .
В связи с усложнением общественной жизни возникают многообразные общественные отношения, связанные с различными, более специфическими видами деятельности людей - управленческой, научной, художественной, технической, спортивной, просветительской и т.д.
Общественные отношения носят во многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условиях их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разумеется, система общественных отношений не обязательно жестко однозначно определяет каждый шаг поведения человека. Однако в конечном счете она прямо или косвенно обуславливает основное содержание и направленность его деятельности и поведения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием сложившихся общественных отношений, семейно-бытовых и других. Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные отношения.
Все, что существует в обществе (производство материальных и духовных ценностей, их потребление, созидание необходимых условий жизни людей, равно как и их разрушение) происходит в процессе соответствующей деятельности - созидательной или разрушительной.
Деятельность людей и их общественные отношения составляют основное содержание их общественного бытия как реального процесса их общественной жизни. Речь идет об их производственной, семейно-бытовой, политической, правовой, нравственной, эстетической, религиозной и других видах деятельности и соответствующих им общественных отношениях, а также результатах этой деятельности, воплощенных в предметах материальной культуры, социально-политическом строе общества, духовных ценностей и т.д. Значение этих факторов определяется тем, насколько они способствуют удовлетворению разнообразных потребностей людей, созданию условий для их развития, проявления их творческих способностей.
Вопрос о соотношении общественного бытия людей как реального процесса их общественной жизни и их общественного сознания - один из основополагающих методологических вопросов социальной философии. Ответ на него предполагает, в частности, выяснение того, насколько полно и глубоко общественное сознание людей отражает их общественное бытие. В этом обнаруживается степень понимания людьми происходящих в обществе явлений и тем самым возможности их приспособительной и творчески-преобразующей деятельности в собственных интересах.

3. Общество в истории философии

Философия на протяжении многих столетий стремилась к познанию бытия, действительного мира. «Лишь то поистине существует, что существует всегда и неизменно» - под этой формулировкой Платона подписалось бы большинство мыслителей античности, средних веков и Нового времени. Философия видела задачу в том, чтобы познавать вещи в их необходимости, а необходимое (по определению) - это то, что не может не существовать или существовать каким-то иным образом, то есть изменяться. Все «конечное» (изменчивое, возникающее и исчезающее) она рассматривала как бытие низшего ранга, случайным образом воплощающее вечные неизменные сущности. Такова была философия бытия. Правда, уже со времен Гераклита формируется и иная философская традиция, рассматривавшая все существующее как непрерывный, противоречивый процесс изменений. Такая философская традиция получила название философии становления. Философия бытия и философия становления «конкурировали» друг с другом на протяжении почти двух тысячелетий.

Пересмотр этих принципиальных философских позиций начался в классической немецкой философии (Г. Фихте, Ф. Шеллингом и особенно Гегелем). С переходом от классических к современным, не классическим формам философствования весь мир и все существующее предстали как жизненный процесс. На смену пониманию универсума как состоящего из вещей, их свойств и взаимодействий пришла трактовка мира как совокупности процессов, в котором нет ничего неизменного. Все, представлявшееся ранее постоянным, устойчивым («вещность», «предметность»), стало интерпретироваться в качестве моментов и состояний временного процесса, внутри которого оно существует и из которого обретает собственные качественные определенности. Существенной характеристикой всего существующего была объявлена «историчность».

Главной особенностью исторического, по сравнению с просто процессуально-временным («диахроническим»), являлось то, что в историческом процессе шли необратимые изменения. Понимание общественной жизни как непрерывного процесса воспроизводства общества само по себе еще не содержало утверждения о необратимости исторического процесса («историчности») в качестве его необходимого момента. Тем более что архаические традиционные, так называемые доисторические общества, казалось бы, демонстрировали не только возможность, но и действительность их существования «без истории» и «вне истории».

На деле все известные нам процессы действительности (от процессов в микромире до процессов во Вселенной) обладают временной необратимостью, а потому все существующее (в этом смысле) обладает необратимой историей. Ничто и нигде не повторяется в абсолютно тех же условиях и в тех же самых формах, и необратимость естественного и исторического процесса является универсальной особенностью существования природной и общественной реальности соответственно. Констатация этого в философии и есть то, что называют идеей универсальной историчности сущего, то есть бытия.

Разумеется, в целях познания можно отвлечься от свойства необратимости. Таковы, например, законы классической механики, допускающие воспроизведение механических процессов в одних и тех же формах всегда и везде, при тех же самых условиях. Подобное допущение связано с тем, что темпы процессов изменений, происходящих в природе и в обществе, несопоставимы. Естественные процессы космической эволюции характеризуются гигантским масштабом времени, измеряемым в миллиардах лет. Именно поэтому в классической механике (да и в других подобных случаях) можно пренебречь свойством необратимости времени, ибо темпы исторических изменений в природе оказываются несущественными. Темпы природных процессов несоизмеримы с временными масштабами нашей человеческой жизни, хотя, по сути, сама по себе скорость протекания необратимых процессов никак не затрагивает ни факта, ни существа этой необратимости.

Одна из важнейших задач социальной философии состоит в том, чтобы прояснить признаки необратимости социально- исторических процессов. Случайные тенденции и процессы обусловлены действием устойчивых, повторяющихся и необходимых законов. В истории людей также возможны и бывали состояния, которые условно могут быть названы простым воспроизводством общественной жизни. Такой характер процессов воспроизводства общественной жизни порой требовал максимального напряжения сил и средств данного сообщества. Примером здесь могли служить сравнительно элементарные процессы воспроизводства сообщества примитивными племенами или общинами, жившими обособленно друг от друга на протяжении столетий. Но и применительно к таким примитивным сообществам допущение их существования «вне истории» и «до истории» является исторической фикцией. На самом деле речь идет о разных формах (вариантах) необратимого социально-исторического процесса, выражавших конкретное сообщество людей в конкретный момент времени.

Даже в те эпохи, когда философия ограничивала свою задачу познанием вечных неизменных сущностей, она вовсе не отрицала того, что в мире явлений все существующее преходяще и изменчиво. Но признание универсальной историчности есть нечто большее, чем констатация того факта, что все существующее подвержено необратимым изменениям, что оно возникает и исчезает, то есть что оно конечно. Утверждение историчности предполагает, что эти необратимые изменения не ограничены случайными и второстепенными явлениями, а охватывают все существенные измерения реальности, иными словами, что историчны сами законы и закономерные тенденции развития общественной жизни.

Классическая философия утверждала идею вечной и неизменной сущности человека, природы человека. Понятие природы человека фиксировало то, что во все времена и при всех обстоятельствах необходимо и присуще всякому человеку. Преобладало убеждение, что из такой трактовки природы человека можно вывести дедуктивным путем всеобщие и необходимые параметры его существования. При этом любые способы существования человека и человечества в истории рассматривались как модификации, варианты проявления универсальной человеческой природы. Сегодня возобладало убеждение, что такой изначальной и универсальной сущности человека нет. Все свои социальные качества человек обретает в процессе исторического развития общества. На каждой ступени исторического процесса человечество (или каждый человек) есть то, что из него «сделала» сама история и само общество. Разумеется, это вовсе не означает, будто сделало оно это сознательно и по своему произволу. Если способ существования общественной реальности понять как процесс ее воспроизводства, то существенной характеристикой этого процесса является его историчность. Это означает, что историческое измерение общественной жизни является ее существенной характеристикой, то есть что сущность общества и общественного человека (человека в его социальных качествах) формируется и преобразуется исторически, принадлежит истории и может быть познана только из истории. Общественная жизнь есть в первую очередь историческая жизнь.

Утверждение исторической идеи в философии означало радикальное изменение взглядов на общество и его историю. Как показать, что живущее общество должно обладать историческим измерением? Если принять за систему отсчета само понятие «общество», то в нем весьма затруднительно разглядеть необратимую «историю», она в нем не содержится. Отправляясь от статичного состояния (чего бы то ни было), нельзя утверждать, является ли такое состояние следствием необратимого исторического процесса. Новая формулировка исследовательской задачи исходила из понятия истории как исходной системы отсчета. Поэтому определение любого общества приобрело изначальную историческую квалификацию. История общества формируется из существенных качественных различий сменяющихся состояний исторического процесса. Там, где таких различий нет, налицо хроника, а не история. Речь идет, в первую очередь, не только о тех различиях, которые улавливаются нами в процессе их познания. Само понятие исторического процесса предполагает существование внутренних различий, определяющих природу общества на конкретной фазе его развития. Понятие истории как раз и выражает такую процессуальную связь различных социальных состояний. Общественная жизнь не может прерваться, с тем, чтобы все начать сначала. Любые, даже самые радикальные ее преобразования, осуществимы только внутри непрерывного процесса ее исторического воспроизводства и на его основе. Это обеспечивает и необходимую преемственность общественной жизни, наследование и накопление ею исторического опыта. Усвоение и воспроизведение опыта (как в избранных, так и в преобразованных формах) воплощается в многообразные исторические традиции в любых областях общественной жизни. С одной стороны, любые общественные новации, даже сознательно и последовательно отрицающие традиционные, да и всякие прежние формы общественной жизнедеятельности, так или иначе определяются предшествующими состояниями, указывая тем самым на свои исторические корни. С другой стороны, любое общественно-историческое состояние обнаруживает свою незавершенность, и, поскольку история продолжается, обращенность в будущее, свою открытость возможным преобразованиям в будущем.

Растения и животные пассивно «претерпевают» собственную историю и все то, что она «делает с ними». Они всего лишь объекты своей природной эволюции. Люди претендуют (оставляя пока в стороне вопрос, насколько оправданы эти их претензии) на то, чтобы сознательно самим «делать» историю, по крайней мере, активно участвовать в ней. Именно в этом вмешательстве людей в историю заключается ее субъективность. Философская антропология и экзистенциальная философия в XX в. не без оснований акцентировали внимание на временном, конечном и проективном характере человеческого существования. Человек есть единственное из известных нам живых существ, которое не просто смертно, «конечно», но которое знает о том, что оно рождается и умирает. Деятельность человека не ограничивается ближайшими ситуативными обстоятельствами, желаниями или стремлениями, а обращена и в перспективу будущего времени (порой весьма отдаленную). Вынужденный постоянно принимать решения с учетом будущих значений цели и своих действий по ее достижению, человек сам превращается в проект своего собственного будущего существования. Это знание своей конечности, проекции своего образа жизни открывают для человека временную глубину в прошлое (ретроспективу) и временную перспективу в будущее. Все сущее имеет свою историю, но лишь человек в состоянии знать о ней и знать самого себя как существо историческое. Осознание людьми истории, подобно осознанию ими общественной жизни, осуществляется не извне, а изнутри ее; человек не пребывает вне истории, и она не есть извне познаваемый им объект. Общественная история не просто осознается, но проживается людьми, подобно тому, как проживается человеком его индивидуальная жизнь.

Понятие историчности в грамматическом и смысловом отношении производно от понятия «история», значение которого за последние столетия также существенно преобразовалось. Первоначально историей называли рассказ, повествование о фактах, о происходящем, о случающемся и потому еще в XVII и XVIII вв. наряду с «гражданской историей» существовала «естественная история», повествовавшая о фактах природы. Термин «история» в противоположность теоретическому знанию обозначал тогда всякое эмпирическое знание, добытое непосредственным наблюдением или полученное из свидетельств очевидцев и из документов, а также описываемые события и факты. Значительно позже сформировалось представление об истории как временном процессе смены состояний того или иного объекта (история общества и история природы) и, соответственно, об истории как историческом познании и знании этого процесса. Признание общественно-исторического процесса необходимым и закономерным создало предпосылки для его теоретического осмысления в разных конкурировавших версиях философии истории.

С начала XIX в. понимание истории дополнилось еще одним важным признаком. Утвердилось понятие исторической реальности. Оно стало выражать не просто историю чего-то (государства, войны, религии, искусства, техники и
и т.д.................

Анализ социального развития выявляет целостный характер общества, его системность. Возникает вопрос о том, что же составляет элементы этой системы. В качестве последних, неразложимых "атомов", "клеточек" общества в истории философии рассматривались: индивид, семья, родовая община и т.д. Нетрудно заметить, что перечисленные социальные образования сами располагают сложной системной структурой и поэтому поиски в этом направлении приводили к тупиковой ситуации. Плодотворным оказалось рассмотрение общества как системы взаимодействий между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельности. Производя вещи, ценности, идеи люди одновременно создают и саму общественную связь. По мере развития общества связи складываются в систему общественных отношений. Историческое развитие можно представить как процесс усложнения связей между людьми, объединяющих отдельных индивидов в обществе. Наиболее последовательно эти идеи были развиты в учениях, достаточно различающихся по времени и концептуальным позициям - К. Маркса и П. Сорокина (выдающегося русского социолога, депортированного из России в 1922 году). Эти авторы в качестве первичного элемента общественной системы рассматривали общественные отношения. В ходе своей деятельности человек с необходимостью вступает в самые разнообразные отношения с субъектом исторического процесса (другими людьми, различными социальными общностями, государственными и социальными институтами и т.д.). Эти многочисленные и разнообразные отношения (существенные и несущественные, материальные и духовные, личностные и опосредствованные, длинные и короткие) порождены деятельностью и являются ее формой. Если содержательная сторона деятельности, проявляющаяся как совпадение ее результатов и целей, осмысливается человеком, является основой для коррекции своих устремлений, то изменения общественных отношений с точки зрения их формы являются объективными, т.е. независимыми от целенаправленной деятельности людей. Общественные отношения - это объективная реальность, независимая от воли и сознания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей деятельности. Многообразие различных социальных связей и взаимодействий в течение длительного времени затрудняло адекватное описание общественного функционирования и развития. Материалистическое понимание истории (о чем говорилось в начале темы) дало возможность создать стройную систему общественных отношений. Основными сферами жизни общества являются: экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из них соответственно изучается такими науками, как экономика (общая и социальная), социология, политология, философские дисциплины. Постараемся кратко рассмотреть основное содержание этих сфер. Экономическая сфера охватывает процессы хозяйственной жизни общества, взаимодействие различных отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Базовым пространством экономического пространства является воспроизводство - повторяющаяся последовательность процессов производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, обеспечивающих существование человеческой общности. В этой сфере реализуются экономические потребности, интересы людей из экономического сознания в целом, осуществляется управление экономическими процессами со стороны общества. По степени значимости для жизни общества эта сфера является основополагающей. Социальная сфера заключает взаимодействие различных социальных групп и классов, а также национальных общностей, по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Под социальными условиями понимается создание нормальных условий производства и быта, решение проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, соблюдение социальной справедливости при реализации каждым человеком своих конституционных прав на труд, распределение и потребление материальных и духовных благ, создаваемых в обществе. Социальная политика государства ориентируется на уровень благосостояния людей и эффективность деятельности социальной сферы. Политическая сфера характеризуется политической деятельностью классов, партий, движений, социальных групп, национальных общностей, государств. Главная цель субъектов политики - овладение властью, расширение и реализация своих политических прав и свобод. Каждый участник политических отношений стремится умножить свою деятельность по упрочнению или устранению той или иной властной структуры. В результате образуется поле политической борьбы, где происходит сопряжение многочисленных интересов, целей, подходов, соглашений и компромиссов. Большое значение принадлежит межгосударственным отношениям - составной части политической деятельности, которые определяются правящей элитой в интересах определенных политических целей. Политические процессы тесно связаны с развитием политического сознания, ростом активности людей, усилением роли политической сферы в общественной жизни. Духовная сфера связана с отношениями людей по поводу создания, распространения и усвоения духовных ценностей. Это самый высокий уровень жизнедеятельности общества и человека. Здесь создается и воплощается в жизнь то, что отличает человека от других существ - духовность, ценностно-смысловое отношение к миру. Духовная жизнь общества завершила длительный процесс выделения человека из природы, придала социуму окончательную, завершенную форму.

В духовной сфере осуществляется удовлетворение духовных потребностей людей в нравственном совершенствовании, удовлетворении чувства прекрасного, постижении истины. В этих целях возникает уникальная отрасль духовного производства, важнейшей функцией которого является совершенствование, развитие всех остальных сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической). Распространение духовных ценностей осуществляется системой образования, культурно-просветительными учреждениями, средствами массовой информации. Духовное производство оказывает решающее воздействие на формирование общественного мнения, которое зачастую выступает как побудительный момент практической деятельности людей, оказывающих предпочтение определенной политической партии, философской системе, мировосприятию. Совокупным продуктом духовного производства является общественное сознание. Структура и содержание этого социального феномена было подробно рассмотрено ранее. Перечисленные общественные сферы составляют социальную систему - самоуправляемую целостность разнообразных общественных отношений, субъектом которых является индивид, различные социальные общности (группы, классы, нации, государства и другие). С.Э. Крапивенский выделяет следующие черты социальной системы сложный иерархический характер, который определяется многоуровневостью взаимодействий и взаимоотношений, их значимостью в процессе жизнедеятельности всей системы в целом; интегративный характер, т.е. качество, объединяющее множество социальных проявлений в целостность; универсальным компонентом социальной системы является человек, ибо в его деятельности проявляется все многообразие социального мира; социальная система, относясь к разряду высокоорганизованных, обладает качеством самоуправления, т.е. имеет механизм регулирования своей жизнедеятельности. Процесс саморегулирования носит объективный характер в любой высокоорганизованной системе (органическая и неорганическая природа, общество, искусственно созданные технические системы и т.д.), но в человеческом обществе, где действуют люди, наделенные волей и сознанием, чрезвычайно важно более или менее полное совпадение социальных устремлений людей с нуждами и потребностями системы в целом. "Рассогласование" этих сторон социальной действительности может привести к тяжелым, непредсказуемым последствиям. Так, к насущным интересам всего человеческого сообщества можно отнести сохранение природы как естественного лона его жизнедеятельности. Поэтому экологический подход к развитию всех сторон своей жизнедеятельности должен заменить традиционный экономический. Но реальное осуществление этого объективного требования еще далеко.

Общество - это системное целостное образование, которое интегрирует множество взаимодействующих разнокачественных элементов. В качестве таких элементов могут выступать: система человеческой деятельности; взаимодействия между людьми; характер социальной коммуникации; система отношений между большими социальными группами - классами, нациями и др.; система социальных институтов - экономических, политико-правовых и др.; сферы общественной жизни - материальная, духовная, управленческая, социальная. Идею системности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX-XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др.

Специфику социальной системе придает ее основной элемент - человек, который обладает способностью познавать общественные процессы, выбирать формы деятельности, участвовать в изменении общества на основе социального опыта и знаний. Французский социолог XIX в. О. Конт выдвинул плодотворную идею о том, что основой жизни общества, причиной его многообразия и системности является совместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Идея О. Конта была развита К. Марксом, М. Вебером, П. А. Сорокиным, Т. Парсонсом и др.

Деятельностью называют один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира и самого человека. Социальные отношения - это отношения и связи между большими социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе совместной деятельности и общения. Интеграция деятельностного и системного подходов к обществу позволила рассмотреть общество как открытую систему, которая существует и развивается во взаимодействии с природой, преобразуя ее и постоянно изменяя условия своего существования. Это саморазвивающаяся система, которой присущи такие системные характеристики, как самодостаточность, рефлексивность, вариативность, нелинейность развития.

Общество как системно организованная социальная реальность не может быть адекватно понято и исследовано вне контекста исторического развития. В истории социальной философии процессуально-динамические характеристики социальной реальности конституированы в качестве особой области знания - философии истории. Философия истории изучает природу исторической реальности, процесс возникновения общества, закономерности, факторы исторического процесса, а также особенности и формы самого исторического познания.

Социальная структура общества.

Социальная структура общества в различных социологических перспективах трактуется по-разному. Два основных подхода к ее пониманию: 1) объективистский (К. Маркс (2.2), Э. Дюркгейм (2.1), Т. Парсонс (17.2) и другие), согласно которому социальная структура существует независимо от воли и сознания людей, в значительной мере определяя их социальное поведение и социальные действия; 2) субъективистский (А. Шюц (17.6), Дж. Мид (17.7) и другие), сторонники которого сводят социальную структуру к взаимодействиям индивидов (13), рассматривая их в качестве единственной социальной реальности; социальная структура, по их мнению – это абстракция, существующая лишь в сознании людей, она может быть осмыслена только через оценку индивидуальных мнений.

Попытка "примирения" этих противоположных точек зрения была предпринята П. Бергером. Он подтверждает, что "социальная структура характеризуется не как что-либо способное стоять само по себе, отдельно от создавшей ее человеческой деятельности". Однако однажды построенная, она "противостоит индивидууму и как чуждая фактичность, и как средство принуждения". Сконструированная людьми действительность лишь принимает видимость ее создания некой внешней, нечеловеческой силой.

Важнейшая причина возникновения и усложнения социальной структуры – социальная дифференциация общества – нарастание многообразия социальных различий, последовательно усложняющих картину социальных взаимодействий. Социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, она подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения (4.2). Поэтому социальная дифференциация – это более широкое понятие, чем социальное неравенство.

По мнению функционалистов, социальная дифференциация порождена рациональным разделением общества на элементы (классы, слои, группы, организации, социальные институты, системы и подсистемы), каждый из которых выполняет соответствующую функцию, обеспечивая целостность и равновесие всего общества. С точки зрения создателей статусной теории, социальная дифференциация объясняется тем, что разные люди от природы имеют различные способности и выполняют роли в соответствии с ними, занимая различные статусы в обществе. К. Маркс и марксисты полагают, что причины социальной дифференциации: возникновение частной собственности и классовая борьба, направленная на ее перераспределение.

Типология социальных структур чаще всего рассматривается по двум основаниям: 1) в зависимости от уровня развития разделения труда и характера господствующих социально-экономических отношений (К. Маркс): рабовладельческая (рабы, рабовладельцы, ремесленники, жрецы, философы), феодальная (крепостные крестьяне, феодалы, сословия ремесленников, священнослужителей, купцов), капиталистическая (пролетариат, буржуазия, фермерство, интеллигенция), социалистическая (рабочий класс, колхозное крестьянство, интеллигенция); 2) по социально-историческому типу (М. Вебер, П. Сорокин): традиционная (касты, сословия) и современная (классы, слои).

Социальная структура общества, как правило, анализируется без учета факторов социального неравенства, господства и подчинения и т.д. Элементы структуры располагаются исследователями как бы по горизонтали. Однако в действительности общество всегда иерархизировано: есть выше и ниже стоящие индивиды и социальные группы, господствующие и эксплуатируемые социальные классы и т.д.