Open
Close

Ранние формы религиозных верований.

Уроки 45-47. Религии мира

29.10.2013 7198 0

Священная вещь не подлежит оценке.

Юстиниан

Цели: ознакомить с основными терминами и понятиями темы; формировать объективные и корректные представления о религии и ее роли в истории человека и общества.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

План

1. Сущность веры.

2. Что такое религия.

3. Верования древних людей.

4. Религии в современном мире.

5. Религия и наука.

6. Церковь и государство.

1. Сущность веры

Как вы думаете, что такое вера?

Слово «вера» происходит от латинских слов veritas - истина, veins - истинный. Таким образом, вера - это убежденность в истинности чего-либо без опоры на рациональные доказательства. Антон Павлович Чехов утверждал: «Во что человек верит, то и есть». Это означает, что в вере для человека содержатся новые ценности, которые не всегда могут быть в реальности, т. е. не всегда даны нам в наших ощущениях.

Слово «вера» в русском языке многозначно.

Назовите синонимы слова «вера». {Доверие, вероятность, верность, верование и т. п.)

Можно ли сказать, сколько весит или какого цвета, например, доверие? В то же время мы очень дорожим доверием дорогих для нас людей. Вот это и есть ценность, которую мы не можем непосредственно ощущать. Вера - это есть отношение человека к чему-либо, а в контексте темы урока - это отношение к Богу, Высшему Разуму.

2. Что такое религия

Слово religio {лат.) означает связывать, следовательно, религию можно рассматривать как особый вид духовно-практической деятельности, основанной на вере в сверхъестественное, как связь человека с Богом или как форму связи между людьми-единоверцами.

Нет ни одной страны, ни одной цивилизации, где бы религия не оставила свои следы, зримые и прекрасные. Многие из этих памятников по решению ЮНЕСКО являются общемировыми, например, храм Василия Блаженного, собор Нотр Дам де Пари, или Собор Парижской Богоматери, и т. д. Устремленные в небо купола церквей и башенки минаретов, малиновый перезвон колоколов и протяжный, но очень мелодичный голос муэдзина, торжественные духовные песнопения, красота икон и буддистских храмов... Это и есть вещное проявление религии.

Сказать же, что такое религия, затрудняются даже религиоведы - ученые, изучающие религиозные традиции мира. Сегодня существует около 200 определений этого понятия, но ни одно из них не отражает данное явление духовной жизни во всей полноте.

Даже само слово «религия» переводится и объясняется по-разному. Впервые оно появилось у древних римлян. Им обозначали все, что было связано с почитанием богов. По разъяснениям Цицерона, известного римского оратора и философа, слово «религия» происходит от латинского religio, что означает относиться с особым почтением.

Понятие религии также неоднозначно. Обычно религия воспринимается как особая область, связанная с духовной жизнью людей и обращенная к душе человека. Но религия к тому же и определенная картина мира - целый набор представлений о причинах возникновения и природе Вселенной (вероучение ), и комплекс ритуалов, обрядов, традиций (культ). К религии относят и сообщества людей, придерживающихся той или иной религиозной традиции (церкви, конфессии, деноминации).

Религия может рассказать и о том, в чем смысл человеческого существования, как преодолевать жизненные неурядицы и невзгоды, как стать счастливым. Подлинную же суть религии может постигнуть только сам человек, соприкасаясь с духовным богатством религии. Религия всегда отражает общественные отношения. Наверное, поэтому в самые сложные и трагические периоды истории в разных странах всегда происходит резкий всплеск интереса к религиозным традициям народа. Яркий пример тому - история России. После нескольких десятилетий поругания веры и уничтожения церквей и соборов, когда их сносили с лица земли или использовали как склады, началось возрождение православия.

Еще в глубокой древности начала формироваться наука религи введение. Одним из первых вопрос о сущности религии и ее возникновении поставил в V в. до н. э. греческий философ Ксенофан Колофонский. Однако как наука религиоведение окончательно сформировалось лишь во второй половине XIX в. Именно тогда возникли многочисленные концепции религии. Основные из них имеют своих последователей и в настоящее время.

Теологическая концепция признает источником религии сверхъестественное - Бога или просто некое духовное начало.

Субъективистская концепция рассматривает религию как порождение индивидуального сознания, субъективных переживаний человека.

Антропологическая концепция, предложенная немецким философом Людвигом Фейербахом, считает религию продуктом человеческого сознания, фантазии, воображения. Человек в процессе познания отделяет от себя свои собственные качества (любовь, страх, эгоизм и т. п.) и переносит их на Бога или какое-то сверхъестественное существо, реально не существующее в мире.

Зигмунд Фрейд предложил биологизаторскую концепцию. Он убежден, что религия есть порождение человеческих инстинктов, особая форма реагирования человека на окружающую среду, на те обстоятельства, в которых человек вынужден жить.

Известный французский социолог Эмиль Дюркгейм создал социологическую концепцию. Согласно его теории религия имеет социальную основу и обеспечивает целостность любого общества. Религиозные нормы, ценности, верования, чувства присущи всем людям и связывают их между собой.

Марксистская концепция рассматривает религию как сложнейшее социально-психологическое явление, порожденное определенными общественными отношениями. Именно общество рождает у людей потребность в религии.

3. Верования древних людей

Учитель напоминает, что религиозные верования возникли в глубокой древности. Человек в значительной степени зависел от грозных сил природы, не умел их объяснять из-за недостатка знаний. Страх и бессилие человека и породили веру в сверхъестественные силы.

Далее можно организовать работу со словарями. Учащиеся должны узнать следующие формы религиозных верований древних: культ богини-матери, фетишизм, тотемизм, первобытная магия, анимизм, шаманство, языческая религия.

4. Религии в современном мире

Учитель организует работу по группам. Используя краткий словарь основных понятий и терминов, нужно подготовить характеристику каждой мировой религии. Кроме того, учащиеся могут воспользоваться атласами по географии, где есть информация о распространении религий в мире. Учитель напоминает, что религия - это вероучение, культ и церковная организация.

5. Религия и наука

Изучение этого вопроса можно построить в форме работы с обучающим текстом.

Современный физик-теоретик академик РАН B.J1. Гинзбург написал в газетной статье: «Я не поклонник марксизма, но вполне согласен с формулировкой К. Маркса "Религия есть опиум для народа”. Другое дело, что опиум иногда может быть полезен, а его применение оправданно. Я, например, завидую верующим. Действительно, мне 85 лет, понимаю, что смерть близка. А она может оказаться мучительной, и не менее мучительны мысли о судьбе близких людей. Как хорошо было бы верить в существование, скажем, загробной жизни и т. п. Но разум дан человеку и для того, чтобы контролировать свои эмоции и не заниматься самообманом, верой в чудеса.

Говорят, атеизм тоже религия, но альтернативная. Здесь нашел отражение действительно важный вопрос. В самом деле, атеизм, т. е. отрицание Бога, и вера в существование Бога - это интуитивные суждения... Интуитивные суждения нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Однако между интуитивным суждением атеиста о несуществовании Бога, т. е. чего-то лежащего за пределами природы, и интуитивным суждением о существовании Бога есть огромная разница. Атеист базируется на науке, на исследовании и изучении природных явлений или экспериментах. Развитие науки, ее новые результаты приводят к перманентному изменению научных представлений. Религия же в большей мере статична. Сравните изменение христианства за последние столетия и изменение науки за тот же период - эти изменения несопоставимы... Наука в каждый данный момент не отвечает, конечно, на все вопросы, но она непрерывно развивается. Привлечение же Бога в качестве ответа на нерешенные проблемы - это просто сведение одного неизвестного к другому неизвестному, называемому Богом».

Почему академик завидует верующим? (Несмотря на определенные успехи и высокое положение в обществе, он тревожится за своих близких, эмоциональное превалирует над рациональным.)

- В чем разница между наукой и религией и что их объединяет? (Академик не верит, что религия и наука могут быть союзниками в познании окружающего мира, и приводит свои доводы, размышляя об интуитивных суждениях.)

Между наукой и верой больше сходства, чем различий. Например, для доказательства своих научных выводов ученые обращаются к научным постулатам, многие из которых являются гипотезами, т. е. научными положениями, основанными на вере в их правильность.

Интересно, что церковь не отделяет себя от научного познания. «Между верой и знанием нет противоречия, - писал патриарх Алексий II. - Однако всем векам и народам знаком спор о том, можно ли подкрепить мистический опыт научными данными. Это спор религии не с наукой, а скорее с идеологией сциентизма (считает высшей ценностью развития культуры конкретно-научное знание), привыкшего говорить от имени науки... Вера возникает и укрепляется не благодаря рациональным доводам - ее таинственно дарует человеку Бог. Можно уверовать, даже многократно убедив себя в абсурдности религии с точки зрения разума».

Немецкий философ Г. Гегель утверждал: «Мой взгляд состоит в том (причем это для меня один из важнейших пунктов), что религия, конечно, могла обманывать индивидов, но не народы и не поколения и что философия до тех нор не завершена, по крайней мере в изложении своем, пока ей не удастся осуществить примирение и гармонию веры и знания».

6. Церковь и государство

Проблема взаимоотношений церкви и государства, духовной и светской власти была всегда актуальна. Согласно теологической теории возникновения государства всякая власть от Бога, и потому она является сакральной, священной. У Бога было два меча, один меч Бог отдал церкви, а второй вручил государям для защиты обездоленных, убогих и других подданных правителя.

В разные исторические периоды взаимоотношения церкви и государства строились по-разному. Например, в первые годь," своего существования христиане подвергались гонениям и жестокой публичной расправе. В средневековой Франции власть кардинала Ришелье была значительнее власти короля. В известном мюзикле «Д’Артаньян и три мушкетера» кардинал произносит знаковую фразу: «Нет такого народа, который я не мог бы посадить в тюрьму». Однако общая тенденция во взаимоотношениях церкви и государства - взаимная поддержка и помощь в решении важнейших вопросов общегосударственного значения.

По действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. Россия является светским государством, церковь отделена от государства и не имеет по закону влияния на государственные дела. Все действующие в России вероисповедания по закону равноправны и равномощны. Однако в российском законодательстве нет юридических признаков сектанства, чтобы оградить россиян от вновь организующихся сект, которые часто носят деструктивный характер, например, сатанисты, «Белое братство», церковь Муна и т. п.

III. Закрепление изученного материала

Для закрепления материала можно провести тестирование. На суждения надо дать ответ «да» или «нет».

Teem 1

1. Богословие предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. (Да.)

2. Первым объектом верования выступало животное. (Да.)

3. Анимизм - религиозное поклонение не животным, а конкретным предметам. (Нет.)

4. Тотемизм, фетишизм, анимизм относятся к архаичным политеистическим религиям. (Да.)

5. Мировые религии основаны на верованиях и мифах. (Нет.)

6. Христианство, буддизм, ислам относятся к мировым монотеистическим религиям. (Да.)

7. Главные идеи мировых религий выражаются в так называемой доктрине. (Нет.)

8. Тотемом мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека. (Нет.)

9. Мировые религии более молодые. (Да.)

10. Главные идеи мировых религий выражаются в так называемом каноне. (Да.)

Тест 2

1. Тотемизм представляет собой веру в существование духов и души. (Нет.)

2. Поклонение иконам и святым мощам, существующее в современных религиях, - это пережиток одновременно фетишизма и идолопоклонства. (Да.)

3. Архаичные религии основаны на религиозной вере. {Нет.)

4. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу. (Да.)

5. Источником вероучения выступает система фундаментальных принципов, изложенных в Священном Писании. (Да.)

6. Мировые религии - более древние. (Нет.)

7. Обычай брать с собой на спортивные соревнования амулеты является пережитком фетишизма. (Да.)

8. Культовая система представляет собой совокупность священных текстов. (Нет.)

9. Первым объектом верования выступало растение. (Нет.)

10. В переносном смысле идол - предмет слепого поклонения.

(Да.)

Тест 3

1. Архаичные религии кроме верований, мифов и мифологии включали также особые обряды и ритуалы. (Да.)

2. Высшая форма анимизма - вера в самостоятельное существование души. (Да.)

3. Мировые религии основаны на религиозной вере. (Да.)

4. Библейский канон - правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон. (Нет.)

5. Разновидностью тотемизма является идолопоклонство. (Нет.)

6. Фетишизм представляет собой религиозное поклонение не животным, а конкретным предметам. (Да.)

7. Богословие предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. (Да.)

8. Первым объектом верования выступало животное. (Да.)

9. Поклонение иконам и святым мощам, существующее в современных религиях, - это пережиток одновременно фетишизма и идолопоклонства. (Да.)

10. Тотемизм, фетишизм, анимизм относятся к мировым монотеистическим религиям. (Нет.)

Тест 4

1. Архаичные верования выступают ранней формой современной религиозной веры. (Да.)

2. Тотемизм, фетишизм, анимизм относятся к мировым монотеистическим религиям. (Нет.)

3. Христианство, буддизм, ислам относятся к архаичным политеистическим религиям. (Нет.)

4. Церковный канон - совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве Священного Писания. (Нет.)

5. Разновидностью фетишизма считают идолопоклонство. (Да.)

6. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству, исламу. (Да.)

7. Мировые религии основаны на религиозной вере. (Да.)

8. Поклонение иконам и святым мощам, существующее в современных религиях, - это пережиток одновременно фетишизма и тотемизма. (Нет.)

9. Мировые религии более древние. (Нет.)

10. Культовая система представляет собой совокупность священных текстов. (Нет.)

Домашнее задание

1. § 28 (Боголюбов).

2. Эссе:

«Земля не вечный и единственный приют человечества, а всего лишь его колыбель, отправная точка бесконечного приключения» (Айзек Азимов).

«Нельзя проповедовать людям то, что отрицаешь сам» (А.М. Горький).

Дополнительный материал

Религия - одна из древнейших форм культуры, отличающаяся огромным разнообразием обрядов, культов, религиозных представлений. Церковь объединяет верующих одного вероисповедания, разрабатывает единые для них нормы поведения. Вера, по Евангелию, есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Особенности религиозной веры:

Вера в само существование Бога как Творца всего существующего, управляющего всеми делами, помыслами и поступками людей.

Человек наделен от Бога свободой воли, выбора и потому сам отвечает за свои поступки и за будущее своей души.

Вера основывается на знании содержания религиозных мифов, текстов священных книг и доверии к содержащимся в них сведениям тех, кто в это верит. Велико влияние богословской литературы (теологической), в которой авторитетные богословы толкуют отдельные религиозные положения.

Религиозная вера включает в себя:

Идею существования Бога;

Нормы морали, нравственности, происходящие, по мнению верующих, от Божественного откровения, нарушение этих норм считается грехом и подвергается осуждению и наказанию;

Определенные юридические законы и их нормы, которые тоже появились в результате Божественного откровения или божественной деятельности царей и законодателей;

Веру в боговдохновленность деятельности священнослужителей, угодников, святых и пр.;

Веру в спасительную силу для души ритуальных действий, совершаемых верующими;

Веру в богонаправленность деятельности церкви.

Религиозная картина современного мира состоит из многообразных верований: существуют различные церкви, секты, верования, которые условно можно разделить:

На формы политеизма, произошедшие от первобытных верований (поклонение растениям, животным, вера в духов и т. п.);

Формы монотеизма, среди которых и национальные религии (например, иудаизм, конфуцианство, даосизм), и мировые религии.

Буддизм возник раньше всех мировых религий, широко распространен в Азии. Основная заповедь - любовь и милосердие ко всем живым существам.

Центральная идея - стремление человека через созерцание и размышление достичь истины и встать на путь спасения, чтобы прийти к совершенству.

Христианство - вторая по времени возникновения религия и самая распространенная в современном мире. В 1054 г. произошел раскол на западную (католическую) и восточную (православную) церкви. Основные конфессии: католики, протестанты и 15 самостоятельных православных церквей.

Ислам (мусульманство) - возник в VII в. В переводе на русский означает покорность. Человек - это слабое существо, способное добиться чего-либо, только уповая на Аллаха. Покорность воле Аллаха означает покорность земным властям.

Почему религия сохраняет значительное влияние в современном мире:

Для духовного мира человека важными остаются нравственные принципы и религиозные нормы;

Страх человека перед лицом смерти и смертельной опасностью;

В переломные моменты исторического развития, среди разброда и неопределенности, в условиях беспорядка только церковь сохраняет единство и определенную целостность, и за нее, как за соломинку, хватаются растерявшиеся или запутавшиеся люди;

Религия является формой культуры и носителем культурных ценностей;

Религия оказывает определенное воздействие на политическую жизнь общества.

Помните, кем были в прошлой жизни?

Люди перестают верить в ад и рай. Им больше нравится реинкарнация - идея о переселении душ. Можно ли на нее рассчитывать?

Восточные нации никогда и не сомневались в реальности реинкарнации. А в христианском мире число верящих в нее возросло почти в два раза за последние 20 лет. Последний опрос Института Гэллапа показал: сегодня в переселение душ верит уже большая часть населения планеты.

В книге «Что остается от рая?» французский историк Жан Делюмо пишет, что современная эпоха характеризуется «вакуумом представлений о потустороннем». Даже верующим уже не удается представить, на что будет похожа их жизнь после смерти. Самое большее, на что они надеются, - это вновь увидеться с умершими близкими. Из-за научной революции рай, чистилище и ад превратились в абстрактные или поэтические понятия.

«В вопросе о потустороннем представления людей становятся все боле размытыми, - отмечает социолог Йорг Штольц, директор Центра мониторинга религий (Лозанна). - Когда людей спрашивают об их верованиях, выясняется, что для большинства из них даже Бог - уже не Отец Небесный, а некая "высшая сила, объединяющая человека, природу и космос”. Непопулярной становится и идея ада. В него все еще верят лишь 5-10% жителей Европы».

Реинкарнация- учение, согласно которому все живые организмы существуют по принципу рождение - смерть - рождение, т. е. после физической гибели существование лишь переходит на иной уровень. Поэтому каждый человек, как и любой живой организм, имеет множество прошлых и будущих жизней.

Шрам из прошлого

«Идея реинкарнации оказалась очень соблазнительной, - говорит кандидат философских наук научный сотрудник РГУ Алексей Пискунов, - так как дарит человеку шансы исправить ошибки, устранить несправедливости, изменить характер. Она предлагает считать короткую или безрадостную жизнь неудачной попыткой, открывая возможность реванша с каждым новым воплощением. А таковых, по разным оценкам исследователей, может быть от 50 до 400. Представляете, сколько можно поменять имиджей, профессий, стран проживания, мужей, жен. Только при обязательном условии: если будешь себя хорошо вести в каждой новой жизни. Иначе, как пел Высоцкий, будешь баобабом. Правда, большинство людей не могут вспомнить свои прошлые жизни. Но хватает и таких, которые представляют, кем были раньше».

Один из пионеров изучения феномена реинкарнации профессор доктор медицинских наук Вирджинского университета Ян Стевенсон описал более 2000 уникальных случаев перевоплощения в разных концах земного шара. Когда он встречал человека, помнившего свое былое воплощение в другой стране, ученый немедленно ехал в то место и помогал людям соединять обрывки воспоминаний. Собирал фотоматериал, расспрашивал очевидцев, делал раскопки, а также выступал в роли этнографа и даже детектива. Доказательствами факта реинкарнации доктор Стевенсон считает три явления: способность вдруг заговорить на незнакомом языке, наличие родинок, шрамов у данного лица и его предшественника в одних и тех же местах и исторические свидетельства.

По словам кандидата психологических наук Александра Маркона, хорошо знакомого с работами Стевенсона, треть от числа его общих наблюдений - это люди с врожденными дефектами. Например, мальчик с мощным кожным рубцовым наростом на затылке вспомнил, что в прошлой жизни его зарубили ударом топора по голове. Что делает Стевенсон? Он находит семью, где когда-то жил человек, которого убили топором, и выясняет характер раны, которая, как калька, ложится на кожный дефект на голове мальчика.

Или случай с девочкой, родившейся с ногой без стопы. Выяснилось, что она помнила себя молодой женщиной, которая попала под поезд, ей сделали ампутацию правой стопы, но она не выжила. И вот возродилась в новом теле. И таких проверенных, подтвержденных протоколами судебно-медицинского вскрытия случаев сотни.

Кроме того, многие из нас вспомнят странные эпизоды, когда, приехав в какую-то местность в первый раз, вы чувствовали, что когда-то это уже видели. А некоторых долгие годы не покидает чувство, что они жили в другом месте и в другое время. Чтобы избавиться от навязчивого ощущения, многие обращаются к гипнотизерам.

Забытые наречия

«В состоянии гипноза человек сквозь время "переселяется в себя”, - рассказывает гипнотерапевт с 30-летним стажем Алексей Берлуцкий. - Он начинает разговаривать на незнакомом языке, приводит множество примет, деталей, о которых можно знать, только живя в то время и в том месте. Самые интересные случаи - это когда люди отвечали мне на незнакомом языке, из которого потом не могли вспомнить ни слова. А эксперты устанавливали, что данное наречие действительно существовало, но несколько сотен лет назад».

Также ученые обнаружили, что события и переживания прошлых жизней могут влиять на здоровье и поведение личности в настоящем времени. Так, например, человек может бояться огня, потому что в одном из прежних воплощений погиб во время пожара в Риме.

Или, скажем, страх воздушных путешествий может быть вызван тем, что живший тысячу или сто лет назад упал в пропасть. Или с колокольни. Понимание корней кажущихся необоснованными страхов позволяет пациентам противостоять им и преодолевать их.

7 Т.П. Бегенеева

Это чистый обман

«Несмотря на то что многие люди описывают свои прошлые жизни, такие воспоминания со значительной долей вероятности лживы», -считает заведующий кафедрой философии колледжа Сакраменто (штат Калифорния) Роберт Тодд Кэрролл. События, всплывающие в их памяти, скорее всего, связаны с опытом, полученным в настоящей жизни. Возможны также чистейший вымысел, намеренное или непроизвольное внушение со стороны гипнотизера. Это доказывает один опыт.

Профессор психологии из Кентуккийского университета Роберт Бейкер разбил группу из 60 студентов на три подгруппы. Представителям первой группы он сказал, что им предстоит испытать на себе новый потрясающий вид психотерапии, который позволит им узнать о своих прошлых воплощениях. В итоге 85% испытуемых совершили «путешествие во времени». Второй подгруппе он сообщил о том, что предлагаемый метод гипноза может вызвать, а может и не вызвать воспоминания о прошлых жизнях. И успешного результата достигли уже только 60% участников. Представителям третьей подгруппы Бейкер сказал, что только сумасшедшие способны погрузиться в свои прежние воплощения с помощью гипноза. И лишь 10% этой подгруппы «вспомнили» о своих прошлых жизнях.

АРХАИЧНЫЕ ВЕРОВАНИЯ

Архаичные верования выступают составной частью двух культурных ком­плексов - мифологии и народной культуры. Хотя между ними наблюдает­ся тесное родство и пересечение, полностью совпадающими их назвать нельзя. Мифология носит скорее религиозный характер, а народная куль­тура - светский. Определения «религиозный» и «светский» имеют здесь условный смысл, так как мифология в строгом смысле не является религи­ей, а категория «светский» обычно относится к аристократии, а не к наро­ду. Можно выразиться иначе: народная культура придает верованиям при-земленно-бытовой характер, а мифология - возвышенно-духовный. Посе­му вопрос о верованиях освещается в двух разделах - религии и народной культуры, но под разными углами.

Архаичные верования выступают ранней формой современной религиоз­ной веры. Потому они и называются верованиями, а не верой.

Верование - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Древние люди верили, что Земля плоская и держится на трех китах. Они не считали это заблуждением или ложным сведением, а относились к этому как к доказанному знанию. На веровани­ях основаны мифы. Верования - это взгляды, которые должны материали­зоваться, превратиться в нечто конкретное. Универсальное верование в бога у христиан конкретизируется одним образом, у мусульман, язычников или буддистов - другими.

Сложный симбиоз мифологических пережитков, разного рода примет и поверий представляли собой верования славян, в частности если речь шла об устройстве Вселенной. Согласно народным представлениям, удивительным образом наслоивших в себе дохристианские и христианские символы, в цент­ре Вселенной находилась земля, а в ее недрах помещался ад, где горел страш­ный огонь. Небо воспринималось как свод из твердого вещества. Причем небо было не одно, а целых семь. На нижнем помещались дожди, снега, роса и прочие метеоявления, управляемые ангелами. Солнце, луна и звезды на­ходятся на четвертом небе. Седьмое небо - рай (отсюда поговорка: «почув­ствовать себя на седьмом небе от счастья»). Земля выглядела плоской и пла­вала в океане-море на трех больших китах. Светила представлялись живы­ми существами, к ним обращались с просьбами. Звезды в народном

представлении были душами людей и умерших крещеных детей, души пра­ведников светят ярко, а грешников - тускло.

Такое верование или система верований представлялась слушающим аб­солютно достоверной картиной мира. Разубедить их в обратном было не­возможно. Даже более просвещенным европейцам потребовалось почти два тысячелетия для того, чтобы отказаться от птолемеевой картины мира и принять коперниканскую.

В числе религиозных верований С.А. Токарев называет тотемизм, ведов­ство, знахарство, эротические обряды и культы, погребальный культ, ран-

неплеменной культ (инициации), про­мысловый культ, материнско-родовой культ святынь и покровителей, патри­архальный семейно-родовой культ пред­ков, шаманизм, нагуализм, культ тай­ных союзов, культ вождей, культ пле­менного бога, аграрные культы, магию, анимизм 3 . Если подробно рассмотреть каждое из верований, можно заметить, что все они основаны на магических представлениях о возможности дости­жения необходимых целей магическим путем и соответствующих магических действий (обрезание, охота за голо­вами, заклинания и пр.) или бездействий (те или иные виды табу на пищу, сексуальную жизнь и т.п.) 4 . Сказанное касается того, что называется анимиз­мом, тотемизмом, шаманизмом и пр. Магические представления и действия лежат также в основе любой религии, включая мировые.

Архаичные религии кроме верований, мифов и мифологии включали также особые обряды и ритуалы. Комбинация тех и других дает три разных типа древней религии - тотемизм, фетишизм и анимизм. Их можно считать самыми древними культурными комплексами.

Культурные функции древних богов были очень обширными. Они защи­щали племя перед многочисленными опасностями потустороннего и при­родного мира, поэтому им поклонялись, приносили жертвы и молились им. Божества, каждый по своей специализации (бог ремесел, медицины, земле­делия и т.д.), приносили удачу в бизнесе. Их фигурки стояли в каждом доме, а не только в общегосударственном или племенном храме. Наконец, боги были тем же, чем позже стал флаг страны - символом всего народа, госу­дарства. Его нельзя попирать, отдавать врагу, сжигать. В то и дело возникав­ших межплеменных конфликтах и войнах уничтожение вражеского идола означало полную победу, а своего - поражение. Поэтому изображения бо­жеств хранили пуще глаза.

Боги подчиненного племени проходили унизительную процедуру: их включали в низшие уровни пантеона победителей. Больше того, теперь они могли вовсе изменить культурный статус, превратившись из позитивных в негативные божества - злых демонов. Ими пугали детишек, их вспомина­ли при неудаче всуе.

3 Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. С. 621.

4 Марков Г.Е. Религиозные верования. Предполагаемый генезис и история (www.ethnonet.ru ).

Тотемизм

Тотемизм представляет собой комплекс верований и обрядов первобыт­ного общества (раннеродового строя), связанных с представлением о род­стве между группами людей (обычно родами) и так называемыми тотема­ми (на языке оджибве «ототем» - его род) - видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами). Тотемизм основан на вере в сверхъестественную связь и кровную близость данного рода с каким-либо тотемом, который считался не божеством, а родичем и другом. Каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

Первым объектом верования выступало животное. Наши предки ощуща­ли с избранным в качестве тотема (родового символа) животным, скажем, медведем или волком, такое же кровное родство, как с самыми близкими людьми. Члены группы, тотемом которой был, например, медведь, считали себя медведями и всех медведей членами своей группы. Тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего то­тема и что, следовательно, каждое животное - умерший родственник. То­тему поклонялись, его умилостивляли, к нему приобщались.

Доказано, что вера в оборотней напрямую связана с животным-тотемом. Если во время ритуальных танцев африканский охотник ведет себя, подоб­но леопарду или крокодилу, то считается, что в него вселился дух тотема. Происходившие в таком состоянии ритуальные убийства с оставлением сле­дов «леопарда» или «крокодила» приписывались оборотням.



На побережье Австралии аборигены поклонялись различным акулам и бо­гам-акулам; наиболее широко этот вид тотемизма был распространен на севе­ре материка, на побережье залива Карпентария. Жители островов Фиджи (ар­хипелаг объединяет более 200 островов, из которых примерно 150 обитаемые) имели богов-акул. Боги-акулы широко «представлены» в мифологии островов Индонезии и Филиппин. В Юго-Восточной Азии культ священных акул рас­пространен в Южном Китае и Вьетнаме. В Японии жители (особенно южных островов архипелага) в своей мифологии также довольно часто обращаются к акулам и скатам, например к морскому дьяволу - манте. У японских рыбаков промысел многих видов акул сопровождался ритуальными действиями и пес­нями. Есть отрывочные данные, позволяющие говорить, что следы акульего тотемизма прослеживаются и севернее, у коренных жителей Сахалина и Кам­чатки. Повсеместно существовали колдуны и шаманы, которые могли, а кое-где и сегодня могут «разговаривать» с акулами; заклинатели акул, весьма схо­жие с заклинателями змей, известны в Индии, на Шри-Ланке. Эти люди сопро­вождали ныряльщиков и сборщиков моллюсков. В ряде мест акулам не только поклонялись, но и приносили жертвы; чаще всего это были куски мяса, рыбы, плоды, животные, а в отдельных случаях и захваченные в бою враги и даже со­племенники. Еще в прошлом веке раз в год жители некоторых африканских племен приносили в жертву акулам ребенка. Человек становился жертвой акул при религиозных церемониях на Гавайских островах 5 .

Тотем тщательно оберегали от врагов и своих общинников, не посвящен­ных в исполнение обрядов. Все важнейшие этапы жизненного цикла чело-Мифы, легенды и... сенсации (http://aculyaca.narod.ru ).

века: рождение, переход из юношей во взрослые, смерть, - проходили че­рез специальные обряды посвящения. В процессе этой обрядности осуще­ствлялась социализация индивида, освоение обычаев, традиций и ценнос­тей общины.

Важнейшая роль веры в тотемических предков заключается в том, что в них как бы олицетворена связь родовой общины с территорией. Тотемизм освящает традиционное право данного рода на его землю и угодья. Тотем - это видимый знак единства и солидарности первобытного рода. Через то­тем почитается не только животное, но и данный род. Таким образом, тоте­мизм - самая ранняя и самая сильная форма идентификации группы.

Фетишизм

Фетишизм представляет собой религиозное поклонение не животным, а конкретным предметам. Фетиш [фр. fetiche, португ. feitico - амулет; волшеб­ство] - неодушевленный предмет, который, по представлениям верующих, наделен сверхъестественной магической силой и служит объектом религи­озного поклонения. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо пора­зивший воображение человека: камень необыкновенной формы или рас­цветки, зуб животного, кусок дерева, пенек в лесу. Для того чтобы предмет превратился в фетиш, должна проявиться его чудодейственная сила. У пер­вобытного человека фетиши встречались везде - на тропинке, у брода, на двери, на шее. Они предохраняли от болезни, приносили удачу, наполняли водоемы рыбой, помогали ловить и наказывать разбойников, придавали храбрости, приводили в смятение неприятеля.

Фетишизм пережил свою историческую эпоху, стал элементом более поздней культуры. Рыцарь брал в крестовый поход платок или изображение дамы сердца, студент прячет в карман перед экзаменом какой-то «счастли­вый» предмет, бизнесмен или автогонщик пользуется более дорогими релик­виями. Отголоски фетишизма можно найти в уважении знамени полка, го­сударственного флага, символа клуба, чести мундира. Современные амуле­ты, которые берут с собой на соревнование спортсмены, являются пережитком фетишизма.

Разновидностью фетишизма считают идолопоклонство. Идол (от греч. eidolon, букв. - образ, подобие) имеет два значения: а) материальный пред­мет, которому придана форма человека или животного; б) изображение боже­ства или духа, служащее объектом религиозного поклонения. В переносном смысле идол - предмет слепого поклонения. Поклонение иконам и святым мощам, существующие в современных религиях, - это пережиток одновре­менно фетишизма и идолопоклонства.

Анимизм

Третьей формой архаических верований является анимизм (от лат. anima, animus - душа, дух) - вера в существование духов и души. Его суть состоит в признании духовной силы, которая способна существовать отдельно от человека, животных или растений. Она переходит от одного места обитания в другое, вселяется в человека или животное и покидает его. Эта духовная сила может выглядеть как бесконечная субстанция, поглощающая вселен-

ную, или как конкретный человек, но нематериальный, а именно умерший предок. В Полинезии обитают племена, верящие в духов.

Человек в примитивном обществе был уверен, что добрые и злые силы, влияющие на его жизнь, исходят от духов. Существуют духи болезни, равно как и духи техники, например, автомобиля. К таким фигуркам, например, духа оспы обращаются для защиты от той или иной болезни или при лече­нии ее.

В сохранившихся до сих пор первобытных обществах верят, что болезнь насылают как живые, так и мертвые. Духи предков могут наказывать за не­уважение к ним. Живые, если их ос­корбили, способны навести порчу. Це­лители лечат больных силой духа и сна­ добьями. В честь духов устраивались праздники, им посвящались обряды и танцы, песни и ритуальные представления. Так, во время зимнего праздни­ка люди в Белла-Кула (Западная Канада) исполняли танцы, изображавшие основные моменты мифической истории их народа. Для этого надевались особые маски, изображавшие небесных духов.

У первобытных народов Океании бытует вера в то, что все живое прони­зывает некая сверхъестественная сила (мана), проводниками которой выс­тупают духи, некоторые люди и магические предметы. Островитяне выре­зали из дерева фигурки богов, духов природы и душ предков, чтобы создать оболочку - материальный «дом» для своего ману.

До сих пор многие интеллигентные люди подобно полинезийцам зани­маются вызыванием духов. В конце XX в. миллионы людей все еще верят в спиритизм, общение духов, переселение душ и т.п. Видимо, анимизм отра­жает какую-то глубинную потребность человека.

Высшей формой развития анимизма является вера в самостоятельное существование души. Душа может переселяться в других людей, животных, в растения. Вселяясь в мертвое тело, душа оживляет его. Когда человек уми­рает, душа отлетает от тела. Без души он вовсе не человек. В дальнейшем люди стали мыслить душу как двойника конкретного человека, его второе «Я». В современной литературе мы часто наблюдаем, как у злого человека его душа, оставаясь неиспорченной, выполняет роль внутренней совести, призывающей его одуматься и заняться добрыми делами.

Большинство религиоведов склонны рассматривать тотемизм в качестве одной из наиболее ранних форм религии (хотя есть и другие точки зрения) как в силу его значительной примитивности, так и потому, что он составляет основу религиозных представлений аборигенов Австралии, считающихся весьма примитивным народом.

Обычно под тотемизмом понимаются представления, предполагающие наличие коллективного родства между группой (например, племенной) людей и определенным видом животных или растений (иногда - неодушевленных предметов) Тотем (например, тотемное животное) рассматривается как предок данной группы и объект поклонения. Каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. Тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и что, следовательно, каждое животное - умерший родственник. Тотему поклонялись, его умилостивляли, к нему приобщались. Тотем тщательно оберегали от врагов и своих общинников, не посвященных в исполнение обрядов. Все важнейшие этапы жизненного цикла человека: рождение, переход из юношей во взрослые, смерть, - проходили через специальные обряды посвящения. В процессе этой обрядности происходила социализация индивида, освоение обычаев, традиций и ценностей общины. Важнейшая роль веры у тотемических предков заключается в том, что в них как бы олицетворена связь родовой общины с территорией. Тотем освящает традиционное право данного рода на его землю и на его угодья. Тотем - это видимый знак единства и солидарности первобытного рода. Через тотем почитается не только животное, но и данный род. Таким образом, тотемизм - самая ранняя и самая сильная форма идентификации группы.

Фетишизм (от порт. Fitico – магическая вещь) - культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами и служащих объектом религиозного поклонения. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты - вера в амулеты, обереги, талисманы. Фетишизм представляет собой религиозное поклонение не животным, а конкретным предметам. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необыкновенной формы или расцветки, зуб животного, кусок дерева, пенек в лесу. Для того чтобы предмет превратился в фетиш, должна проявиться его чудодейственная сила. У первобытного человека фетиши встречались везде - на тропинке, у брода, на двери, на шее. Они предохраняли от болезни, приносили удачу, наполняли водоемы рыбой, помогали ловить и наказывать разбойников, придавали храбрости, приводили в смятение неприятеля. Фетишизм пережил свою историческую эпоху, стал элементов более поздней культуры. Рыцарь брал в крестовый поход платок или изображение дамы сердца, студент прячет в карман перед экзаменом какой-то «счастливый» предмет», бизнесмен или автогонщик пользуется более дорогими реликвиями. Отголоски фетишизма можно найти в уважении знамени полка, государственного флага, символа клуба, чести мундира.

Анимизм (от лат. анима - душа, дух) - одухотворение природных объектов и явлений, приводящее к тому, что в сознании анимиста весь мир как бы наполняется духовными существами, не только действующими в природе, но и влияющими на человеческую жизнь. Духи стихий могут быть злыми и доброжелательными, поэтому в необходимых случаях им делаются небольшие пожертвования. Отношение духов непостоянно и может меняться в зависимости от поведения людей. Этот род религиозных представлений, признающих наличие некоей разумной или чувствующей психической субстанции не только в человеке, но и в любом живом существе, а также зачастую и в неодушевленных, по нашим понятиям, предметах - камнях, деревьях, водоемах и т.п. К анимизму близок аниматизм , то есть представление о тотальной, всеобщей одушевленности как жизненности: все живо, мертвой материи не существует. Аниматизм отнюдь не остался достоянием только примитивной религиозности; в древних цивилизациях он стал объектом теоретической, философской рефлексии и под названием «гилозоизм» вошел в историю философии, существуя в таком виде и в настоящее время, в частности в научных и паранаучных теориях, рассматривающих нашу планету как организм или живое целое. Анимистические и аниматические представления присутствуют во многих развитых религиях, а национальная религия японцев - синтоизм («путь богов») в значительной степени базируется на них.

Более сложной формой религиозного сознания и деятельности является идололатрия (от греч. eidolon - образ, подобие). Ее формальный признак, отличающий от анимизма, тотемизма, фетишизма, - наличие идола в качестве главного объекта почитания, поклонения и служения. Это этап зрелого политеизма (многобожия), обладающего собственной развитой мифологией, культом, нравственными требованиями. Яркой иллюстрацией могут быть многочисленные пантеоны богов древних греков, римлян, имеющие жесткую иерархическую структуру. Обычно объектом обожествления является не сам физический облик, но духовное существо, изображением, символом которого является данный идол.

4. Древнеегипетская религия - религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.

В Древнем Египте существовало подобие одной общей религии, а также было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая . Просуществовал также недолго культ атонизма, который можно рассматривать как монотеистический. Некоторые египтологи утверждают, что в Древнем Египте издавна существовали монотеистические тенденции .

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Религия ответы на зачет

Структурно функциональный подход к исследованию религии является частным случаем применения структурно функционального метода к анализу.. ведущим свойством и признаком религиозного сознания является религиозная вера.. в религиозном сознании преобладают чувственные формы особенно велика роль представлений важным компонентом..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мусульманские государства на территории стран СНГ
Также на территории стран СНГ (Кыргызстан, Таджикистан,Казахстан, Узбекистан) существовали: Казахское ханство(XV-XIX века), Хорезм (XV-XIX века), Бухарское ханство

Мусульмане в Великом княжестве Литовском

Исламские государства Северного Кавказа. Имамат
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и допо

Мусульмане в СССР
Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские пр

Духовные управления мусульман в России
До 1991 г. в РСФСР действовало два духовных управления мусульман - Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) в Уфе и располо­женное Духовное управление мусульман Северно

Течения в исламе на территории России
Большинство российских мусульман - сунниты, придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов. К ханафитам принадлежит около 65 %, а к шафиитам 20-30 % российских мусульман. Татары, башкиры, каз

Ислам и проблема сепаратизма
В 1980-е годы среди советских мусульман стали распространяться идеи исламского фундаментализма. Сторонники «чистого ислама», как они себя называли, заметно выделялись из основной массы верующих акт

Исламское образование в России
В советское время кадры мусульманского духовенства России в основном готовили в расположенном в Бухаре медресе «Мир-Араб», а также в Исламском институте имени имама Аль-Бухари в Ташкенте.

Феномен нетрадиционной религиозности
Нетрадиционная религиозность - новое духовное явление XX века. Возникновение «новых сект», «новых религий» зафиксировано в США в 50- 60-х годах XX в. Новые духовные объедине

Церковно-государственные отношения в современной России
Гордиенко Н.С. доктор философских наук, профессор Проблема церковно-государственных отношений в равной степени актуальна как для религиоведов, так и для правоведов. Прихо


1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объедин

Федеральный закон
Статья 3.6. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным ос

Свобода совести как феномен демократического общества
Российская Федерация – многонациональное государство. В России исповедуются все мировые религии, действуют многочисленные нетрадиционные церкви и объединения. Для современного российского общества

Тест по теме «Религия»

2. Распределите виды религий в два столбика: 1 – мировые религии, 2- архаичные религии

7. Убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной, называется:

Тест по теме «Религия»

1. К научному пониманию религии не относится утверждение о том, что:

а) первым ее элементом является вера в существование сверхъестественных сил как основы всего мира;

б) наличие у людей религиозных знаний делает невозможным познание мира;

в) религиозная вера включает в себя нормы морали;

г) составной частью религии являются различные ритуальные действия.

б) фетишизм г) ислам е) тотемизм

3. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога называется:

а) теологией; б) каноном; в) доктриной; г) писанием.

4. Вера в существование духов и души называется: а) тотемизмом; б) анимизмом; в) фетишизмом.

5. Самой ранней формой мировоззрения, отражавшей отношение человека к миру и происходящим в нем событиям, является:

а) наука; б) мифология; в) религиозная вера; г) искусство; д) культура.

6. Религиозное поклонение не животным, а конкретным предметам, является сущностью:

а) тотемизма; б) фетишизма; в) анимизма.

а) мифом; б) мировоззрением; в) верованием; г) верой.

Тест по теме «Религия»

1. К научному пониманию религии не относится утверждение о том, что:

а) первым ее элементом является вера в существование сверхъестественных сил как основы всего мира;

б) наличие у людей религиозных знаний делает невозможным познание мира;

в) религиозная вера включает в себя нормы морали;

г) составной частью религии являются различные ритуальные действия.

2. Распределите виды религий в два столбика: 1 – мировые религии, 2 – архаичные религии

а) буддизм в) анимизм д) христианство

б) фетишизм г) ислам е) тотемизм

3. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога называется:

а) теологией; б) каноном; в) доктриной; г) писанием.

4. Вера в существование духов и души называется:

а) тотемизмом; б) анимизмом; в) фетишизмом.

5. Самой ранней формой мировоззрения, отражавшей отношение человека к миру и происходящим в нем событиям, является:

а) наука; б) мифология; в) религиозная вера; г) искусство; д) культура.

6. Религиозное поклонение не животным, а конкретным предметам, является сущностью:

а) тотемизма; б) фетишизма; в) анимизма.

7. Убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной, называется:

а) мифом; б) мировоззрением; в) верованием; г) верой.

В 2 главе Конституции есть статьи (57 58 59),в которых говорится об обязанностях гражданина. Иной раз можно услышать мнение,что эти статьи

противоречат принципу прав и свобод человека. Ознакомьтесь с текстом статей и выскажите ваше мнение в связи с затронутым суждением. Аргументируйте свой ответ.\Статья 57 Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статья 58 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Статья 59 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Верны ли следующие суждения об особенностях искусства? А. Искусство нужно людям только тогда, когда оно рождает у них интерес. Б.

Искусство должно действовать на человеческие чувства и рождать эмоциональный отклик.

1) верно только А.

2) верно только Б.

3) верны оба суждения.

4) оба суждения неверны.

Практическое мышление Различие между теоретическим и практическим мышлением заключается в том, что они по-разному связаны с практикой: не в том, что

одно из них имеет связь с практикой, а другое - нет, а в том, что характер этой связи различен. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач: организовать работу данного завода, разработать и осуществить план сражения и т. п., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей: принципов организации производства, тактических и стратегических закономерностей. Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результатах... Теоретический ум отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы, тогда как практический ум несет ответственность в самом процессе мыслительной деятельности. Ученый-теоретик может выдвигать разного рода рабочие гипотезы, испытывать их иногда в течение очень длительного срока, отбрасывать те, которые себя не оправдывают, заменять их другими и т. д. Возможности пользоваться гипотезами у практика несравненно более ограниченны, так как проверяться эти гипотезы должны не в специальных экспериментах, а в самой жизни, и - что особенно важно - практический работник далеко не всегда имеет время для таких проверок. Жесткие условия времени - одна из самых характерных особенностей работы практического ума. Сказанного уже достаточно, чтобы поставить под сомнение одно очень распространенное убеждение, а именно убеждение в том, что наиболее высокие требования к уму предъявляют теоретические деятельности: наука, философия, искусство. Кант в свое время утверждал, что гений возможен только в искусстве. Гегель видел в занятиях философией высшую ступень деятельности разума. Психологи начала XX в. наиболее высоким проявлением умственной деятельности считали, как правило, работу ученого. Во всех этих случаях теоретический ум рассматривался как высшая возможная форма проявления интеллекта. Практический же ум, даже на самых высоких его ступенях - ум политика, государственного деятеля, полководца, - расценивался с этой точки зрения как более элементарная, более легкая, как бы менее квалифицированная форма интеллектуальной деятельности. Вопросы и задания: 1) Какие различия теоретического и практического мышления выделяет Б. М. Теплов? 2) Каким видам деятельности в большей мере соответствует практический тип мышления? 3) Продолжите перечень названных во фрагменте видов деятельности. По какому принципу вы включаете тот или иной вид деятельности в данный список? 4) Согласны ли вы с ученым в оценке значения практического мышления? О чем бы вы могли поспорить? Какие аргументы вы можете привести в пользу своей точки зрения?