Open
Close

Протоиерей константин кобелев. Протоиерей Константин Кобелев: об особенностях тюремного служения

Чистить подсвечники, ухаживать за лампадками, разливать по бутылкам воду из святого источника стало для меня привычным за четыре дня моего паломничества. Но на сей раз у сестер нехватка в другом.

Галина Иосифовна, завтра хотим поставить вас дежурным экскурсоводом.

Смогу ли?

Конечно, сможете, - старшая сестра (вдвое моложе меня) улыбается, - Вы же писали о нас, да и материалами можете пользоваться.

Но что, если вместо пользы принесу людям вред? У меня ведь нет нужного опыта! А как же беспрекословное послушание? То, что очищает сердце? Придется готовиться.

Экскурсовод - неподходящее слово, когда речь идет о паломничестве. Экскурсия по святыням - звучит нелепо, если не кощунственно. Не родилось пока название для столь востребованного служения - знакомить людей с православными святынями.

Сочувственно улыбаясь моей озабоченности, инокиня, несущая здесь послушание, выдает мне солидную папку. Материалы для экскурсоводов. «Село Меркушино основано в начале 17 века. Оно расположено в 400 км от Екатеринбурга на высоком берегу реки Туры…»

Факты нетрудно запомнить и пересказать. Но я боюсь духовных вопросов. Если спросят: «Что такое святое место?» Какой простой вопрос и как трудно на него ответить! И тут я вспомнила, как попала однажды на беседу отца Авраама с сестрами в скиту. Помню, что тема разбиралась трудная, богословская - о свойствах Божиих. Атмосфера была непринужденная, и я решилась задать вопрос:

Если Бог присутствует везде равномерно, то почему, когда приезжаешь в святое место, то здесь больше ощущаешь Его?

Ответ запомнила на всю жизнь:

Вот ты ездишь по святым местам, а святые уходили в пустыню…

Не буду я паломникам рассказывать о том, когда и как образовалось село, ибо это предмет экскурсии. А у нас - паломничество, то есть поклонение. И начать следует примерно так.

Странный человек появился четыреста лет назад в богатом селе Меркушино

Странный человек появился четыреста лет назад в богатом селе Меркушино. Культурная речь выдавала благородное происхождение, но держался человек не гордо, не властно, а скромно, просто, смиренно. На хлеб зарабатывал меховым шитьем. Шубы выходили - загляденье, но скорняк все же был изрядный чудак: не подбив подол, оставлял заказчику обнову - и был таков. Найдут его, давай бранить, а он молитву шепчет да смотрит ласково, словно похвалы получает. Это зимой. А летом странный скорняк ловил рыбу и раздавал бедным, сам же ел чуть-чуть, был худ и болезнен и, не дожив до зрелых лет, отдал Богу душу. Похоронили странного человека возле церкви, поелику был молитвенник и службы Божии не пропускал. А тех, кто забывал Евангелие, кротко и тихо увещевал: «Имейте, - говорил, - страх Божий и сердце чистое».

Прошло полвека. Архиерею Сибирской страны доложили, что в селе Меркушино Верхотурского уезда есть святая могила. Были случаи, говорилось в донесении, когда тяжко больные молились на той могиле, отирали больные места землей и выздоравливали.

Пролетело еще полстолетия. 1704 год. 12 сентября. Золотом посыпана проселочная дорога. На три версты растянулся крестный ход. «Святой праведный Симеоне, моли Бога о нас!» - поет люд православный. Идет перенесение мощей Симеона Меркушинского - того самого чудака, любившего поношения, а не похвалы. Теперь почивать он будет в золоченой раке в монашеской обители города Верхотурье. И очень скоро называть его станут - , Верхотурский и всея Сибири чудотворец. Не для красного словца столь громкое имя. Утешает, исцеляет, оберегает, вразумляет Симеон.

Над могилой Симеона в Меркушино построен храм, и в нем бьет ключ вкусной, чистой, целебной воды. Мы находимся в этом самом храме, а к источнику сейчас спустимся в крипту.

Решаю для себя еще важный вопрос: надо ли рассказывать о чудесах, об исцелениях, которых за три века - не сосчитать. Как бы не сделать свой рассказ похожим на рекламу, а то сейчас много средств предлагают от всех болезней. Главное чудо уже тихо-тихо происходит в их душе, дай Бог им это ощутить и сохранить.

Старушка молилась и верила, что праведник ей поможет

Хотя, конечно, необыкновенно заманчиво рассказать о зафиксированных сестрами исцелениях. После молебна праведному Симеону здесь, в меркушинском храме, вернулся слух к больному ребенку. Помог Симеон и московскому школьнику. Мальчик баловался с химикатами, спровоцировал взрыв. Глаза были сильно повреждены, врачи надежд не давали. В это время в Москве проходила православная ярмарка. Некая добрая женщина принесла с ярмарки и дала родителям освященное масло из лампады, висящей над святым источником праведного Симеона. Стали мазать веки - и зрение к юному химику вернулось! За последние годы отмечены десятки случаев исцеления от бесплодия по молитвам к Симеону Верхотурскому. Тронул меня рассказ старушки из сибирского города. Она очень хотела поехать на праздник Симеона, но пенсию задерживали. Старушка молилась и верила, что праведник ей поможет. И вот однажды в магазине подходит к ней молодая женщина и говорит: «Я вижу, что вы верующая. У меня сегодня годовщина смерти мамы. Хоть мы и мусульмане, но помяните ее, пожалуйста». И подала свернутые купюры. Это была сумма, необходимая на дорогу.

А разве не чудо - за три года построен огромный собор? Да где построен! За сотни километров от промышленных городов. Одна доставка материалов чего стоила. Собор на четыре тысячи молящихся с мозаичным полом и колоннами поражает и наших соотечественников, и иностранцев. Даже самая удачная серия фотографий не передаст редкую гармонию природы и архитектуры. Вдоль высокого берега Туры раскинулся величественный храмовый комплекс. Грандиозный златоглавый собор Архистратига Михаила, вобравший в себя устремленную к небу колокольню, и - в пятидесяти метрах - маленький, белый, как снежинка, восьмигранный Симеоновский храм. Большой храм словно бы подал руку маленькому. И появилась галерея. В каждом храме - святыня. В маленьком - гробница Симеона, в большом - мощи священномученика Константина.

Когда их вели на расстрел, отец Константин всю дорогу молился, славил Бога, пел погребальные песнопения

О Константине Меркушинском хочется рассказывать так, как о нем думается: с болью и нежностью. В двадцать два года выпускник Пермской семинарии Константин был уже священником. Сюда, в Меркушино, служить в храме Архангела Михаила, отец Константин прибыл весной 1917 года. Что это было за время, мы помним по школьным урокам. На броневике товарищ стоял, имя его и произносить не хочу. «Апрельские тезисы». «Большевики должны взять власть». А молодой священник едет в святое место - служить Богу, помогать людям хранить веру. И действительно, при служении отца Константина, по возрасту мальчика, а духом зрелого христианина, укреплялась в селе вера православная. А красные творили свои беззакония, призывали к безбожию. В нескольких селах произошли волнения, а затем начались репрессии. В организации волнений обвинили священника и старосту храма. Когда их вели на расстрел, отец Константин всю дорогу молился, славил Бога, пел погребальные песнопения.

Свое сообщение я мысленно прорабатывала до вечера. И только уходя из сестринского корпуса, вдруг поняла, где я только что находилась. Это сейчас здесь живут сестры, а в начале XX века в двухэтажном доме была сельская управа. И именно здесь провел ночь перед расстрелом священномученик Константин Богоявленский.

В храме тишина, только охранник перелистывает журнал «Фома», взятый в киоске. Я уже тридцать минут дежурю. Пока никого. Ведь раннее утро. Но вот слышу, что подъехал автомобиль. Через пять минут открываются тяжелые двери.

Вошли, не перекрестившись, четверо мужчин, за ними - три женщины, на ходу повязывая косынки.

А свечи можно купить?

Да, пожалуйста, в киоске.

Женщины ушли за свечами, мужчины разглядывают убранство храма. Топчутся на месте, вглубь пройти стесняются. Жду вопроса, чтобы не навязываться со своей «экскурсией». Вернулись, разговаривая, женщины, и вопрос не замедлил.

А куда поставить свечу, чтобы помощь в делах была?

Вы находитесь в храме , можете ему поставить свечу. Можно Николаю Чудотворцу - вот его икона. И обязательно помолитесь. Просто свечу зажечь - это только полдела.

А как молиться? Что говорить?

Поясняю, но почти не слушают. Вертят головами.

Это и есть новый храм? А когда его построили? Красивый! Очень!

Группа понемногу окружила меня. Начинаю рассказ.

Да, конечно, все говорят, что храм очень красивый. , митрополит Смоленский и Калининградский, назвал его образцом церковной эстетики. Но не ради красоты едут сюда люди, а ради святости этого места. Вы ведь знаете, конечно, что нашу страну называют Святой Русью.

Говорю и чувствую, что мои слова летят в пустоту. Слушают рассеянно. Вертят головами.

А это какой камень? Малахит? Смотрите - малахит!

Мы подошли уже к раке с мощами Константина Меркушинского. Это она облицована малахитом.

Здесь покоятся мощи молодого священника, расстрелянного в 1918 году большевиками.

Мои экскурсанты притихли, устремили глаза кто на меня, кто на раку.

Отцу Константину Богоявленскому было двадцать два года. После окончания Пермской семинарии он приехал служить сюда, в село Меркушино, в апреле 1917 года… А через год его расстреляли.

У женщин глаза увлажнились, они завздыхали, неумело закрестились.

Похоронили отца Константина возле храма, как положено погребать священника. Но потом собор взорвали, разобрали на кирпичи, а могилу сравняли с землей. И вот через восемьдесят с лишним лет, когда стали строить заново этот храм, во время земляных работ было найдено захоронение священника с Евангелием. Вначале было неизвестно, кто он. Потом по многим признакам узнали, что это Константин Богоявленский. В 2001 году отец Константин канонизирован как пострадавший за веру, как новомученик. Во время советской власти были расстреляны и замучены в лагерях десятки тысяч священников, монахов и просто верующих людей. Сейчас в нашей Православной Церкви ведется работа по выявлению новых святых - людей, претерпевших узы и муки за Христа.

А можно свечу поставить?

Да-да, можно поставить свечу и приложиться.

Идем по галерее. Мимо сувенирного киоска женщины, конечно, не пройдут. К витринам прилипла вся группа, но одна из женщин вдруг подошла ко мне.

У меня дедушка работал в церкви и пропал. Бабушка говорила, арестовали и больше не выпустили

У меня дедушка работал в церкви и пропал. Бабушка говорила, арестовали и больше не выпустили.

Он был священником?

Нет. Не знаю. В общем, кем-то был.

У вас, наверное, остались фотографии, документы?

Не знаю, мама переезжала много. Надо спросить.

Обязательно спросите и, если что-то найдете, принесите в Комиссию по канонизации. Могу дать вам телефон.

Ну давайте...

Жду, когда стихнет оживление от покупки сувениров, и веду мою первую группу в Симеоновский храм. Открываю тяжелую дверь, приглашаю моих экскурсантов, которые стали уже родными. Гости мои осматривались уже более внимательно, про Симеона слушали сосредоточенно, будто одновременно решая что-то внутри себя. В молчании спускаемся по светлым каменным ступеням и оказываемся перед могилой праведника.

Здесь, у святыни, принято делать земной поклон.

По моему примеру встают на колени. Я читаю вслух молитву на иконе, на свитке в руке Симеона: «Молю вас, братия, имейте чистоту душевную и страх Божий...»

Разливаю всем водичку из святого источника. Все пьют, а один мужчина медлит:

Мне, наверное, нельзя. Я некрещеный.

Как раз можно.

Поднимаемся из крипты, прощаемся уже радушно. Это Симеон сроднил нас.

Спасибо вам большое. Начнется учебный год - весь класс сюда привезу.

Мы тоже приедем, с бабушкой и детьми.

Успехов!

И вам успехов! И Ангела-Хранителя в дорогу.

Прощаюсь и уже вижу, что по Симеоновскому храму в каком-то недоумении бродят, вглядываясь в иконы, две женщины. Чувствуется, что обстановка для них непривычна. Будто бы хотят что-то спросить, да не решаются. Подхожу сама:

У вас какие-то вопросы?

В глазах старшей тревога и боль.

Вот дочери прогнозируют осложненные роды, и нам посоветовали сюда приехать.

Дочь озабоченной не выглядит, словно уже чувствует защиту.

Очень хорошо, что приехали. Как раз тут у нас святой источник. Сейчас я вас к нему провожу. А икона, перед которой мы стоим, - Пресвятой Богородицы. Видите надписи? Ее так называют: ненадеющихся надеяние, больных исцеление, печальных утешение... Ее и просите о помощи в родах, от всей души и с верой.

А есть икона Девы Марии?

Богородица и есть Дева Мария. Знаете, какую молитву больше всего любят верующие женщины? Вот эту: «Богородице Дево, радуйся».

Слушают внимательно, поэтому, завершив молитву, продолжаю:

Этими словами обратился к Деве Марии Архангел: «Радуйся!» - когда сообщил, благовестил Ей, что скоро Она родит Спасителя мира. Матери у Марии уже не было, и Она пошла к своей единственной родственнице Елизавете. И не успела еще Мария ничего сказать о себе, как Елизавета произнесла эти слова: «Благословен плод чрева Твоего…»

Слушают с нарастающим вниманием, и наконец у них вырывается:

А где про это написано?

В Евангелии.

Я была счастлива, что сообщаю это.

После того как мы все вместе приложились к святыням, испили водички, решаюсь дать совет:

Раз уж так далеко ехали, оставайтесь на службу. Можно исповедаться. И переночевать можно, и покушать сестры приготовят.

Мать и дочь просияли:

А мы уже готовились в машине ночевать. В гостинице, конечно, лучше!

Провожаю до выхода и намереваюсь вместе с гостьями выйти к реке, но через открытые двери галереи вижу, что подъезжает автобус, да не какой-нибудь, а двухэтажный! Из гостиницы его тоже увидели, и вот старшая сестра идет встречать паломников. В окнах автобуса - иконы Богородицы и святителя Николая. Приехали издалека, с Украины, в сопровождении священника. Атмосфера сразу стала праздничной. Вокруг братья и сестры наши, приветливые, разговорчивые, родные. Женщины до слез умиляются на красоту храма, вслух благодарят и славят Бога. Мне бы надо как раз сейчас волноваться, перед такой духовно зрелой аудиторией. Но, наоборот, чувствую себя спокойно и радостно; отвечаю на вопросы и сама спрашиваю.

И вдруг - это же чудо! - отец Михаил входит в храм

У раки священномученика Константина Меркушинского пропели величание. Батюшка попросил открыть раку. Я растерялась. Дело в том, что раку может открывать только монастырский священник, а оба меркушинских батюшки сейчас в разъездах. И вдруг - это же чудо! - отец Михаил входит в храм. Он приветствует украинского батюшку и поднимает тяжелую крышку раки. Паломники с благоговением прикладываются к святым мощам.

Отец Константин постарался для нас, - улыбаясь сквозь слезы, произносит пожилая украинка.

И архангел Михаил! - подхватывает молодая.

В крипте у Симеона не спеша пели молебен, потом батюшка помазал всех освященным маслом из лампады. Разливаю воду по бутылкам. Кажется, мы пошли уже по второму кругу, а они просят: «Еще трошки…» - «Конечно, налью, вы же так далеко ехали».

Хотелось и нам, и им, чтобы побыли «еще трошки». Но расписание поездки не позволяет. У них сегодня Нижний Тагил и Невьянск, а завтра - Ганина Яма и Екатеринбург. Сестры угощают украинских гостей кедровыми орехами. «Шо, их и кушать можно?»

Уезжают чуть не плача: «Якая тут благодать!»

Ближе к вечеру долго сижу одна в соборе, прислушиваясь к себе: а изменилось ли что-то во мне к концу первого дня блаженного послушания? Не знаю, но есть какое-то отрадное чувство…

Незадолго до закрытия храма вошли двое. Женщина в светлом платочке, с озабоченным лицом, и мужчина - хмурый и усталый. Он сел на лавку у входа и ждал, пока жена поставит свечи и помолится. В Симеоновский храм идти не соглашался. До меня донесся его сердитый голос:

Я тебя привез, и отстань, пожалуйста.

Жена с кротостью продолжала уговаривать. Пошел с неохотой, плелся, будто на ногах утюги. Поскольку я вела только их двоих, ему, видимо, неудобно было не принять мое приглашение спуститься в крипту. Встал вместе с нами на колени. Я прочитала молитву, написанную на свитке Симеона: «Молю вас, братия, имейте чистоту душевную и страх Божий…» Зачерпнула воды.

Мужчина выпил святую воду из протянутой ему кружки, с облегчением выдохнул, словно гору с плеч скинул, и вдруг сказал жене:

Спасибо, что привезла меня сюда.

Моя сознательная жизнь на Святой Земле началась в 1989 году. Наша семья поселилась в Иерусалиме, и, как все прибывшие репатрианты, мы снимали в этом городе квартиру. Окружение было нехристианское. Мне тогда было 12 лет, и, будучи воцерковленным, я решил сам искать храм Гроба Господня. Долго ходил по Старому городу. Мне вообще кажется, что каждый человек Гроб Господень должен найти сам, чтобы в воображении всплывали евангельские картины, чтобы выстраивался определенный его образ, когда еще не видел ни Голгофы, ни самого Гроба Господня, ни других святынь Иерусалима. У меня так оно и было, но меня постигло разочарование. Я искал гору, а горы не находил, вокруг храма были только какие-то маленькие дома и совсем немноголюдно. Тогда еще не было бесконечных толп паломников, не было такого наплыва людей, как сейчас.

– А что было? – Было тихо, спокойно, трепетно, таинственно и загадочно. На мой взгляд, толпа людей убивает трепетность соприкосновения со святыней. Я застал будничные ночные службы у Гроба Господня, когда за богослужением молятся несколько десятков человек. Фактически каждый желающий мог прийти в храм в 7–8 часов вечера и остаться на ночь до литургии. Эти тихие службы традиционно совершаются греческим православным духовенством из Святогробского братства. Существует череда, по которой архиереи Святогробского братства Иерусалимской Патриархии возглавляют богослужения.

Архиереев этих несколько десятков, потому что во времена Византийской империи Иерусалимская Патриархия была достаточно крупной. По сей день сохранились и прошлые титулы, и количество архиереев. Некоторые из них управляют епархией, состоящей всего из нескольких десятков человек. Есть, например, архиепископ Горы Фаворской. Там служит священник, живут монахи, а прихожан-мирян как таковых нет.

В 1980–1990-е годы не было большого количества паломников, не было конфронтации между арабами и евреями, не было разделения государства на Палестину и Израиль. Никому и в голову не приходило, что для того, чтобы попасть в Вифлеем, надо будет проходить через пограничный пункт.

Зато было разделение на «белых» и «красных», была так называемая «красная» и «белая» Церковь, как называли ее израильтяне. Ребенком я не разбирался в этих политических тонкостях. Мой духовный отец, протоиерей Василий Ермаков, говорил еще до объединения Русской Церкви, что Церковь одна, а деление – дело политическое, оно не касается таинств и благодати, и сам поминал епископов и священников Зарубежной Церкви.

Сначала я ходил в монастырь святой Марии Магдалины в Гефсимании. А когда началась война и сложно стало добираться до Гефсимании, ходил в Троицкий собор Русской духовной миссии. Бывало, приду в Гефсиманию, а сестры говорят: «Ромочка, куда ты ходишь? Там же все кэгэбисты, у них погоны под подрясниками. Там безблагодатно, там все предатели, шпионы». Но меня не пугали ни погоны, ни шпионы. И все-таки я так искренне эти разговоры воспринимал, что мне всегда хотелось посмотреть, как это погоны под одеждой прячут. Но если говорить серьезно, то конфронтация между «красными» и «белыми» сильно чувствовалась.

а мой взгляд, паломничество – это церковный вид деятельности, и гиду паломнических групп следует иметь и духовное образование. Поэтому я поступил в Московскую духовную академию, в Нью-Йорке был рукоположен в сан диакона митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. Мое мнение: водить паломников по Святой Земле – это диаконское занятие.

– И как давно вы занимаетесь сопровождением паломников?

– Регулярно – с 2005 года. С единомышленниками создали паломнический центр, сотрудничаем как с Московским Патриархатом, так и с Русской Зарубежной Церковью. Со временем мы стали заниматься не только сопровождением групп. Мы рассматриваем паломничество как явление религиозной жизни каждого православного человека. Так появился Иерусалимский православный семинар, который работает уже четыре года, транслируется по скайпу, выпускает сборники: они так и называются – «Иерусалимский православный семинар». Мы встречаемся два раза в месяц. Это духовенство, ученые, студенты, православные жители города.

– Мы уже разрабатывали и проводили паломнические поездки для историков, археологов, глухонемых паломников… Была мечта сделать программу для колясочников, для детей. Детям нужна одна программа, молодежи – другая, и не одна; людям светским – совсем иная и с принципиально другим подходом. Я знаю многих светских людей, которые хотят приехать на Святую Землю, но опасаются отправляться туда с паломнической группой. По опыту посещения церкви они знают, что в поездке их просто затюкают, будут постоянно приставать с советами и поучать. И впечатление от посещения святынь будет омрачено. А мы пытаемся, если можно так сказать, разрушить стереотип того, каким должно быть паломничество. Для светских людей, например, мы составляем программу таким образом, что у людей идет естественное восприятие того, что они видят вокруг, но никто их специально не поучает. Для многих это первое знакомство с Евангелием, с библейской историей. Успешным, на мой взгляд, паломничество можно считать тогда, когда человек возвращается домой с желанием самому вдумчиво прочитать Евангелие. А наша задача в данном случае – сделать так, чтобы внешние эффекты – зрительные, сенсорные – спровоцировали человека познакомиться с Евангелием.

Молодым интересно паломничество в стиле «экшен», то есть активное паломничество. Любое паломничество подразумевает хождение, и мы пытаемся эту традицию возродить. Был у нас Великим постом паломнический цикл для молодежи «По стопам отшельников-анахоретов». Взяли рюкзаки, спальники и отправились по местам, где подвизались отшельники. В общем, и далеко уходить не требовалось. Вблизи Иерусалима есть очень много заброшенных монастырей. Все они исследованы израильскими археологами, есть их описание. В этих монастырях сохранились даже фрески, но так как расположены они в пустыне, «классические» паломники туда не попадают. А мы не могли пройти мимо этого сокровища археологии.

Перед отправлением читали патерик, чтобы оживить в воображении, как жили подвижники древности, понять, как было устроено монашество в те века. Шли пешком, находили по дороге разрушенные кельи, пещеры. По ночам у костра в пустыне читали жития святых, по очереди читали житие святой Марии Египетской, псалмы царя Давида, жития пророков. Представляете, какое впечатление оставляет в молодых сердцах такое чтение на месте подвигов святых?! Это самая лучшая катехизация и евангелизация.

Один из этапов этой молодежной программы – «Отшельник на один день». В пустынных ущельях есть множество заброшенных келий. Группа распределяется по ущелью, каждый берет себе келью метрах в пятистах друг от друга и поселяется в ней. Главное условие – двадцать четыре часа никуда не выходить и не разговаривать друг с другом. Можно читать, из съедобного разрешается есть сухофрукты и пить воду. Ребята признавались, что очень сложно посидеть вот так одному, но зато интересно. А когда встречались после суточного затворничества, делились опытом.

– К сожалению, у большинства наших соотечественников все же сложилось мнение, что на Святой Земле нужно посмотреть именно стандартный набор мест.

– Видимо, это наследие паромов, прибывавших проездом на несколько дней из Одессы. А поскольку святых мест бесконечно много, то время на знакомство с ними очень ограничено. Это «классика»: Иерусалим, Назарет, Фавор, Капернаум… Но в каждое из этих мест можно поехать и на неделю, остановиться в нестандартном месте – в кибуце, в деревне или на берегу Генисаретского озера, например, чтобы почувствовать природу, пожить и ощутить евангельскую действительность. Можно совершить путешествие по озеру, порыбачить на том месте, где рыбачил апостол Петр. Это будет не рыбалка ради удовольствия, а воспоминание подвига апостолов. Можно съездить в такие места, которые классическая программа опускает: в Вифсаиду – город, где родился апостол Андрей и сыновья Заведеевы, в город Ипос, где обосновалась и жила первая христианская община после того, когда ее прогнали из Иерусалима. Там сохранились храмы первых веков христианства, которые паломники обычно пропускают. Задача нашего паломнического центра – расширить тематический диапазон программ.

К тому же, дело не только в однообразии паломнических туров – в поездках, как правило, опускается культурная часть, которая, на мой взгляд, пусть в разной степени, но должна присутствовать. Святая Земля богата национальными парками, садами, красивейшими водопадами, достойнейшими музеями по библейской археологии. Однажды мы делали специальную паломническую программу для людей, которые занимаются дизайном ландшафта, – с акцентом на знакомство с библейскими растениями и животными.

– Но согласитесь, что, в сравнении с классическим паломничеством – очень напряженным, – в подобных есть некий расслабляющий элемент…

– Один из минусов большинства паломнических поездок, на мой взгляд, это отсутствие отдыха. К концу поездки паломник находится в полном изнеможении: не ест и не спит, ночью торопится на литургию… Он счастлив… Но это тоже не очень правильно: в таком состоянии трудно переварить увиденное за день. В поездке должен присутствовать элемент грамотного отдыха для паломника. Как правило, люди любят купаться, хотя в группе обязательно найдутся такие, которые «не купаться приехали и не отдыхать». Таких людей желательно заранее определять и предлагать им отдельные поездки. Когда формируется группа, все-таки лучше, чтобы это была группа единомышленников.

– А с какими курьезами вам приходится наиболее часто встречаться в поездках?

– Нередко бывает, что наши нововоцерковленные люди не хотят думать и логически мыслить. И когда предлагаешь подумать, даже провоцируешь подумать, они не понимают, чего от них хотят, и пребывают в растерянности…

– Еще один момент – пост во время паломничества.

– Эта тема обсуждалась неоднократно, несмотря на то, что все знают: по церковным правилам, путешествующему дается послабление. То же самое относится и к паломничеству, потому что не всегда в дороге есть возможность везде и своевременно получить пищу. В арабской гостинице арабы не понимают, что такое суп и каша и как человек может есть пустую картошку. И получается, что бедный паломник вынужден жевать капусту и закусывать помидорами. Знаю, что многие духовники и архиереи благословляют паломников на послабление поста. Человек вдали от дома не должен быть голодным, иначе он будет злым – как бы мне ни пытались возразить. Это факт. Лучше нарушить пост, чем своей злобой кушать тех, кто рядом.

А если в течение дня не запланирован обед, то не надо специально голодать. Как правило, утром паломникам предлагается завтрак по типу «шведский стол». Позаботьтесь о себе и возьмите с собой в дорогу после завтрака из гостиницы «сухой паек». Паломник и так находится в стесненных условиях: много ходит, молится, читает Евангелие, посещает гораздо больше богослужений, чем дома. Нагрузка максимальная, что и вменяется как пост.

– Что привезти домой со Святой Земли?

– Святыньки каждый может выбрать на свой вкус.

Как правило, приезжают паломники с одним чемоданом и почти все покупают еще один – столько всего хочется купить и увезти. Так что заранее следует отложить деньги еще на один чемодан или сумку.

Но главное, чтобы паломники помнили: Святая Земля уникальна уже тем, что она святая. Святая – вода из Иордана и Генисаретского озера, и вода из-под крана – тоже святая. Святая и рыбка апостола Петра, которую традиционно вкушают паломники. Эту рыбу ели апостолы, и сегодня акт вкушения этой рыбки – это уже паломничество. Так что, безусловно, Святую Землю надо пробовать и на вкус тоже.

С диаконом Романом Гультяевым
беседовала Татьяна Веселкина (Нью-Йорк)

Образование:

«История христианских святынь»,

«Иконография и архитектура православного храма»,

«Монастыри и храмы Москвы».

Для меня быть православным гидом значит делиться радостью встречи со Святыней: возможность приложиться к ней, помолиться, поплакать, попросить. Я думаю, что это очищает наши души, оживляет их. Православные Святыни неисчерпаемы. Современный мир, жизнь в мегаполисе очень суетны и далеки от Бога, а каждая поездка-паломничество возрождает, дает силы духовные и физические, обновляет нас, по-своему преображает.

Все это происходит по милосердию Божьему. Соприкасаясь с благодатью монастырей, уголков Царствия Небесного на земле, паломники имеют возможность ощутить тот другой Мир, полный Любви Божьей и человеческой, где много трудятся и непрестанно молятся за всех нас, за весь мир монахи и монахини, противостоят козням врага рода человеческого. Сопровождать паломников, рассказывать о святых и святынях для меня большая честь. К каждой поездке или экскурсии усердно готовлюсь, читаю, молюсь.

Благодаря работе в паломнической службе моя жизнь во многом изменилась. Встречи с духоносными старцами, священниками, монахинями и монахами, общение с паломниками сделали её светлой, наполненной духовной радостью, и благоденствием. Слава Богу за все!

Клюкина Ольга Степановна

Образование:

«Основы православной культуры»,

«Православие и искусство».

Большая милость от Господа служить гидом-сопровождающим. Душа оживает от соприкосновения со святыней, от возможности соборно помолиться, от долгих монастырских служб, от возможности замедлить свой бег и подумать о главном, от общения с людьми. А люди едут с нами удивительные, и во многом, я сама учусь от них.

У каждого человека встреча с Господом своя личная, у кого-то она случается в детстве, а у кого-то уже происходит уже в зрелом возрасте. Мне повезло, с самого раннего детства я слышала о Господе. Помню, что отец крестил лоб на каждый храм мимо которого проходил, у прабабушки теплилась лампада перед иконой, на ночь бабушка обязательно приходила перекрестить с молитвой. Я знала, что в моем роду были священники, среди которых даже архимандрит. И пусть редко, но я бывала в храме.

Я мечтала о большой семье и Господь послал мне мужа и четверых детей. Сейчас понимаю, как мало благодарила я Господа и как много роптала на множество скорбей, встречающих меня на пути. Роптала пока не осознала, что Господь попустил все это для исправления меня, а осознав, я стала меняться. Скорбей меньше не стало, изменилось моё отношение к ним. Ведь, попуская беды, Господь посылает и помощь. Бог щедр, у него всего много. Так, Господь послал мне прекрасных педагогов и сокурсниц.

Сейчас я точно знаю, что каждый день — это подарок Божий. Душу переполняет благодарность Творцу и большое желание потрудиться, стать соработником Господу. Слава Богу за все!

Вишнякова Ольга Александровна

Образование:

«Основы православной культуры»,

«История христианских святынь. Святыни Русской Православной Церкви»,

«Православие и искусство».

Свое первое Евангелие (от Матфея) я прочитала еще подростком. Наверное, с тех пор и начался мой путь. Уже в более старшем возрасте паломнические поездки по святым местам были попытками идти дальше. А дальше открывались новые горизонты. Сначала курсы православных экскурсоводов, организованных паломническим центром при Патриархии в РПУ им. Ап. Иоанна Богослова, второе высшее в этом же вузе уже в области православного искусства. И горизонты расширяются дальше, и уже возникает потребность не только получать, но и отдавать. Рассказывать о святынях, делиться знаниями - это работа православного гида и одна из возможностей отдать те знания, которые получила по Промыслу Божию.

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7:7).

Слава Богу за всё!

В турбизнесе набирает популярность профессия православного экскурсовода. В Москве открыли специальные курсы по подготовке таких специалистов.

Этот проект придумали в Российском православном университете и Паломническом центре Патриархата. Двухмесячная подготовка не бесплатна - за занятия придется выложить 12 тысяч рублей. При этом от желающих нет отбоя.

Бывших экскурсоводов не бывает, решила Галина, жена олимпийского чемпиона, конькобежца Виктора Косичкина. 30 лет назад она ездила с группами по разным городам, а теперь решила вернуться к профессии. Заодно и кардинально сменить профиль.

Все в нашей жизни не случайность, случайность - это закономерность. Я в праздник Рождества ехала по делам, решила зайти в церковь и увидела объявление, - рассказывает слушательница лекций Галина.

Галина позвонила и неожиданно прошла отбор. Попасть на лекции было непросто. Предварительно нужно пройти тест на мотивацию. Каждому слушателю устроили собеседование, чтобы понять, зачем он идет в православные экскурсоводы. Несмотря на это, телефон раскалился от толпы желающих.

Люди самых разных профессий, разных увлечений звонили. Педагоги, психологи, искусствоведы звонили. Люди, закончившие технические вузы, звонили. Писатели, поэтесса звонила, - рассказал Life News руководитель центра дополнительного образования РПУ Сергей Королев.

В итоге набралась группа из 70 человек. Программа рассчитана на два месяца - все это время студенты будут слушать лекции два раза в неделю и ходить в церковь. За короткий срок им придется изучить все тонкости религии.

Если в автобусе с православными паломниками есть одни женщины, но нет священника, то, предоставленные сами себе, они быстро превращаются в секту, - считает заведующий кафедрой православного богословия РПУ протоиерей Лев.

Современные экскурсоводы начинают сбивать паломников с пути истинного и могут рассказывать про мистику. Церковь считает, что это неправильно. Ведь между паломником и туристом огромная разница.

Паломник погружается в жизнь монастыря, через храм, через общение с духовенством, - рассказал Life News ректор Российского православного университета Петр Еремеев. - А экскурсант, он приходит на час-полтора, смотрит архитектуру, покупает сувениры и уезжает.

После окончания курсов студентам устроят экзамен. Кроме теории есть и практика. Вместо дипломной работы - разработка собственного маршрута. Он пригодится им для работы.

До сегодняшнего момента религиозный туризм развивался как одна из областей общего бизнеса, - говорит писатель, слушатель лекций Георгий Асеев. - И вот сейчас разрабатывается единая система паломнической службы и создается карта монастырей и церквей. Это значит, православные экскурсоводы без работы не останутся.

У Георгия свой маршрут уже есть, а вот Галине придется подумать. Она хотела бы работать по профессии и теперь надеется на церковное чудо - вдруг ее, женщину пенсионного возраста в миру, возьмут на работу. А рассказывать интересно о святынях она обязательно научится.