Open
Close

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Троице-Сергиевой лавре. Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим

В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя.

Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм - свидетельство о чудесной силе источника.

После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг.

В память этого чуда в день Иконы Божией Матери Живоносный источник совершается малое освящение воды - оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления)

Иконографически образ Божией Матери Живоносный Источник восходит к византийским изображением типа Владычица Победодательница, который в свою очередь восходит к изображению типа Знамение. Первоначально икона Живоносный Источник передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после - также и водоем и фонтан.

На Светлой Седмице богослужение наполнено радостными пасхальными песнопениями, отменяется пост в среду и пятницу, вся Литургия служится с открытыми Царскими вратами и после каждой литургии совершается крестный ход.

В этот же день на Литургии читается Евангелие об изгании торгующих из храма.

Изгнание торгующих из храма

Архиеп. Аверкий (Таушев)

Описываемое в начале Евангелия от Иоанна изгнание торгующих из храма отличается от подобного же события, о котором повествуют три первые Евангелиста. Первое изгнание произошло в начале общественного служения Господа, а последнее (поскольку, на самом деле, их могло быть и несколько) в самом конце Его общественного служения, перед четвертой Пасхой.

Из Капернаума, как видно дальше, Господь в сопровождении Своих учеников пошел в Иерусалим, но уже не просто по обязанности перед законом, а чтобы творить волю Пославшего Его, чтобы продолжать начатое в Галилее дело Мессианского служения. На празднике Пасхи в Иерусалиме собиралось до двух миллионов евреев, которые были обязаны заклать пасхальных агнцев и принести в храм жертвы Богу. По свидетельству Иосифа Флавия, в 63-м году по Р.Х. в день еврейской Пасхи было отдано на заклание священниками 256 500 пасхальных агнцев, не считая мелкого скота и птиц. С целью наибольшего удобства продажи всего этого множества животных, евреи превратили так называемый "двор язычников" в базарную площадь: согнали туда жертвенный скот, поставили клетки с птицами, устроили лавки для продажи всего необходимого при жертвоприношениях и открыли разменные кассы. В обращении в то время были римские монеты, а закон требовал, чтобы подати в храм уплачивались еврейскими циклями. Приходившим на Пасху евреям приходилось менять свои деньги, и размен этот приносил большой доход меновщикам. Стремясь к наживе, евреи торговали в храмовом дворе и другими предметами, не имевшими никакого отношения к жертвоприношению, например, волами. Сами первосвященники занимались разведением голубей для продажи их по высоким ценам.

Господь, сделав бич из веревок, которыми, вероятно, привязывали животных, выгнал из храма овец и волов, рассыпал деньги меновщиков, столы их опрокинул, и, подойдя к продавцам голубей, сказал: "Возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли". Таким образом, называя Бога Своим Отцом, Иисус впервые всенародно объявил Себя Сыном Божьим. Никто не осмелился сопротивляться Божественной власти, с которой Он творил это, так как, очевидно, свидетельство Иоанна о Нем, как о Мессии, уже дошло до Иерусалима, да, видно, и совесть у продавцов заговорила. Только когда дошел Он до голубей, затронув тем самым интересы самих первосвященников, Ему заметили: "Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?" На это Господь ответил: "Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его". Причем, как поясняет далее Евангелист, Христос имел в виду "храм Тела Своего", то есть этим Он хотел сказать иудеям: Вы просите знамения, - оно будет дано вам, но не теперь: когда вы разрушите храм Тела Моего, Я в три дня воздвигну его, и это послужит вам знамением той власти, которой Я творю это.

Первосвященники не поняли, что этими словами Иисус предсказал Свою смерть, разрушение тела Своего и Свое воскресение из мертвых на третий день. Они поняли Его слова буквально, отнеся их к Иерусалимскому храму, и старались восстановить против Него народ.

Между тем греческий глагол "эгэро", переведенный славянским "воздвигну", означает собственно "разбужу", и этот глагол никак нельзя отнести к разрушению здания, он гораздо больше подходит к понятию тела, погруженного в сон. Естественно, Господь говорил о Своем Теле как о храме, ибо в нем вместилось Его Божество; и находясь в храме-здании, Господу Иисусу Христу особенно естественно было говорить о Своем Теле, как о храме. И каждый раз, когда фарисеи требовали от Господа какого-нибудь знамения, Он отвечал, что не будет им никакого другого знамения кроме того, которое Он называл знамением Ионы-пророка - восстания после трехдневного погребения. В виду этого, слова Господа, обращенные к иудеям, можно понимать так: не довольно ли с вас осквернять рукотворный дом Отца Моего, делая его домом торговли? Ваша злоба ведет вас к тому, чтобы распять и умертвить тело Мое; совершите же это, и тогда вы увидите такое знамение, которое поразит ужасом всех врагов моих, - умерщвленное и погребенное тело Мое воздвигну Я в три дня.

Иудеи, однако, ухватились за внешний смысл слов Христа и попытались сделать их нелепыми и неисполнимыми. Они указывали на то, что храм этот, гордость иудеев, строился 46 лет, и как же можно восстановить его в три дня? Речь здесь идет о возобновлении строительства храма Иродом. Строительство храма, было начато в 734-м году от основания Рима, то есть за 15 лет до Рождества Христова, а 46-й год приходится на 780-й год от о. Р., то есть на год первой евангельской Пасхи. Даже сами ученики Господа поняли смысл слов Его лишь тогда, когда Господь воскрес из мертвых и "отверз им ум к разумению писания".

Далее Евангелист говорит, что в продолжении праздника Пасхи Господь творил чудеса, видя которые, многие уверовали в Него, но "Сам Иисус не вверял Себя им", то есть не полагался на них, на их веру, поскольку вера, основанная на одних чудесах, не согретая любовью к Христу, не может считаться прочной. Господь "знал всех" как всемогущий Бог, "знал, что в человеке" - что сокрыто в глубине души каждого, а потому не доверял словам тех, кто, видя Его чудо, исповедовал Ему свою веру.

Пятница Светлой седмицы. О торгующих в храме

Проповедь священника Михаила Немнонова

Почти все люди, в том числе и неверующие, знают, что Христос выгнал торговцев из храма. В Евангелии от Иоанна говорится, что приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И тогда, сделав бич из веревок, Он выгнал из храма всех продающих, а также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей (а между прочим, голуби были сам мелким товаром из всего, что там продавали): возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем, - говорит евангелист Иоанн, - ученики Его вспомнили, что написано о Христе в ветхозаветных Писаниях: ревность по доме Твоем снедает Меня.

Никто не отменял буквального смысла слов Спасителя: дома Отца Моего не делайте домом торговли. Но только их смысл, как всегда, несколько шире буквального. Не только о том идет речь, чтобы мы не устраивали в храме пункт обмена валюты и не пускали сюда за плату торговцев куличами и яйцами. И не только о тех здесь говорится, кто имеет доступ к доходам храма.

Любая торговля - это извлечение прибыли для земной жизни. Если мы озабочены прибылью для Царствия Божьего, никто не назовет это торговлей. Хотя, справедливости ради нужно заметить, что торговля и духовная жизнь имеют между собой много общего. Христос сравнивает людей, хорошо Ему послуживших, с теми, кто умножил серебро, данное им их Господином. И преподобный Серафим Саровский в беседе о цели христианской жизни сравнивает стяжание благодати Божией с торговлей, предлагая выбирать для себя те дела, которые больше дают благодати. Но это - прибыль для Царствия Божьего, а не ради телесных удобств и даже не ради душевного удовлетворения.

Когда мы во время молитвы продаем и покупаем, ломаем и строим, мстим обидчикам и обличаем их - это торговля, и причем именно в храме. Какие бы житейские вопросы мы не решали, как бы важны и благовидны они не были, делая это вместо того, чтобы иметь ум обращенным к Богу, мы торгуем в храме, как те продавцы скота и меновщики денег. В свое время царь Иван грозный, еще будучи молодым, строил новую резиденцию на Воробьевых горах. Однажды он возвращался с богослужения и встретил блаженного Василия, и говорит ему: "Что-то не видел я тебя в храме". Святой Василий ему ответил: "Это я тебя не видел в храме; ты был в своем новом дворце на Воробьевых горах". То же было и с блаженной Матроной в ее детстве: когда ее мать вернулась из храма, а отец оставался дома, она сказала матери: "Ты не была в храме, ты была дома. А вот отец был в храме".

Без торговли и жизнь невозможна, но только всему свое время и место. В храме ей вовсе не место. Причем неверный в малом и во многом неверен. Откажется ли человек, торгующий во время молитвы мысленно, от того, чтобы при благоприятной возможности торговать в храме и самим делом? Ну, а внутри нас интересы житейские должны быть на втором месте после духовных. В противном случае мы сами себя наказываем и лишаем участия в Царствии Божьем, не дожидаясь, когда нас из него выгонят.

Когда Христос прекратил торговлю в храме, прогнав всех торгующих, Иудеи спросили: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? И Он сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Сперва иудеи не поняли, о чем идет речь, но евангелист уточняет, что Он говорил о храме тела Своего, и когда воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это.

Тело Христово - это вся Церковь, потому что в ней присутствует Его Дух - во всех вместе и в каждом в отдельности. Не только в Крещении Он в нас действует - мы должны быть причастны Духу Христову и самой жизнью. Храм, из которого нам предстоит изгонять торгующих - это мы сами. Чтобы их в нас не было, постараемся сделать так, чтобы наше сердце было всегда обращено к Богу, а во время молитвы прибавим к этому и все внимание, на которое только способны. Аминь.

http://www.pravmir.ru/article_1027.html

Христос Воскресе!

Празднование в честь Живоносного источника Божией Матери происхождением своим обязано источнику в Константинополе. В одном из кварталов современного Стамбула, называемом «Балык», что в переводе с турецкого означает «рыба», находится монастырь, где и по сей день нередко проживает Константинопольский патриарх. Этот монастырь весьма древний, и именно в нем находится источник Божией Матери, называемый Живоносным.

Рядом с монастырем - кладбище. На этом кладбище есть живые - то есть те, кто верил в Живого и Воскресшего Бога и кто ждет Его пришествия в надежде воскресения. На этом кладбище есть мертвые - те, кто, живя посреди живых, посреди тех, кто верил в Воскресшего Бога, не верил в Него и покоится в ожидании всеобщего суда.

Одно из благочестивых преданий рассказывает нам, что когда султан пришел посетить источник, а патриарх говорил ему о животворящей силе, исходящей из вод, - о силе Воскресшего Бога, исцеляющего людей, - правитель отвечал, что подобное невозможно: «Скорее рыбы заведутся в этом источнике!» Через некоторое время знамением Божиим в источнике действительно завелись рыбы. Но султан не увидел того знамения, которое Господь явил верующим.

Повествование о рыбе в христианском контексте всегда символично. Действительно, в душе каждого христианина, в душе каждого, кто верит в Умершего и Воскресшего, должна родиться рыба, имя которой - Христос. Именно рыба являлась одним из главнейших первохристианских символов. Ведь буквы греческого слова «ихфис» (рыба) представляют собой сложение первых букв имени: Иисус Христос Божий Сын Спаситель.

Живоносный источник существует и по сей день, существует в городе, который более не верит во Христа. В монастыре Источника нередко останавливаются и Патриархи Константинополя - нынешнего Стамбула. Православная община в городе весьма мала и насчитывает около тысячи человек.

Один из великих патриархов недавнего прошлого, уже в XX веке, не тот, кто когда-то разговаривал с султаном о воскресении, но патриарх почти современный нам, Афинагор, бывший весьма образованным и духовно мудрым человеком, имел обыкновение всматриваться в животворящий источник и размышлять о судьбах истории. В одной из бесед с богословом Оливье Клеманом патриарх рассуждает о том, почему Господь дарует Свою милость, являет Свои знамения, помогает христианскому городу, но потом как бы отступает. В историю приходит иная вера, а христианства более нет.

Патриарх Афинагор высказывает мысль о том, что Бог может сокрыть от нас Христа, давая свободу нехристианам, чтобы очистить нашу религиозность от суеверий неподлинного. В конце истории Господь придет к тем, кто Его подлинно ждет, а не к тем, кто погрузился в бесплодие повседневного религиозного быта. Получается, что вера, утрачивающая динамику воскресения и становящаяся просто исполнением обрядов, данью неизменному благочестию, обречена.

Сегодня в евангельском чтении мы слышали о пришествии Христа в Иерусалимский Храм. В Храме Иисус находит вокруг Себя благочестивых людей, собирающих деньги на жертвы и пожертвования, имеющих при себе всё, положенное по закону: волов, ослов, овец и голубей. Но Господь разрушает все это и изгоняет торгующих из храма. Дом Отца не должен быть домом торговли (Ин 2:16).

В ответ на недоумение окружающих Иисус говорит о воскресении. Он не произносит слов о «нарушении закона», или поведении «вопреки установившимся правилам». Господь говорит о подлинном храме человеческого тела и о подлинном сердце веры - свидетельстве Воскресения. Так, в пасхальном прочтении дел и слов Иисуса из Назарета, для общины раскрывается истина о том, что вера, ставшая обрамлением повседневности, не отличается от неверия.

По словам Евангелия, окружавшие Господа не восприняли Его слов. Нельзя сказать, что они не поверили - они просто не поняли их смысла. Вскоре у них были отняты и храм, и Пришедший в него. Воскресший явился тем, кто сердцем ожидал Его и сделался способным верить, что подлинная вера и подлинное благочестие - не в соблюдении закона, не в правилах, но в ожидании, в вере, в видении, в осознании и жизни по правде Воскресшего.

Наша вера, наше христианство, наше православие должны быть динамичны. Они призваны нести свет воскресения всем тем, кто вокруг нас. Видящие нас должны видеть, что в нас есть нечто, превосходящее обыденность, - есть динамика нового, есть смысл, не находимый в повседневности.

Чтобы говорить о воскресении, надо прислушаться к тем, кто в воскресение не верит. Чтобы говорить о Боге, надо послушать тех, кто не признает никакого Бога. Фридрих Ницше, человек, который старался не верить ни во что, сказал одну поразительную вещь: «Я смогу поверить только в танцующего Бога». Вглядимся в икону Воскресения Христова. Увидим Спасителя нашего, стоящего над бездной - над бездной небытия, над бездной разрушения, над бездной правил и законов, порабощающих человека. Танцующего под пение пасхального гимна: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Троице-Сергиевой лавре

20 апреля 2012 года, в пятницу Светлой седмицы, день праздника иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

По окончании Литургии на площади лавры Святейший Патриарх совершил водосвятный молебен, после которого обратился к верующим со словами проповеди.

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с великим всерадостным праздником Пасхи Христовой, Божией и спасительной. И радуюсь, что Господь дал мне возможность совершить, по сложившейся традиции, в день, когда мы прославляем икону «Живоносный Источник», водосвятный молебен на сей лаврской площади, а пред тем, вместе с братией, - Божественную литургию.

Память о великом цельбоносном источнике, что находится во граде Константинополе, запечатлена не только в традиции церковного иконописания, но и в нашем церковном календаре. На окраине Константинополя, недалеко от крепостной стены, был источник, и люди заметили, что те, кто с молитвой притекает к этому нему и почерпает воду, получает исцеление. В V веке император Лев повелел построить над источником монастырь и назвал сию обитель «Живоносным Источником». Несколько позже в честь этого события в главном храме монастыря была сооружена дивная мозаика, которая изображала Царицу Небесную в пояс, с как бы восседающим на Ее утробе Младенцем и с потоками изливающейся воды.

Именно этот образ, который производил неотразимое впечатление на жителей древнего Константинополя, и положил начало писанию особого изображения Божией Матери, именуемого «Живоносным Источником». Из самой иконы следует, что собственно Живоносным Источником является Господь Иисус Христос. Дева Мария послужила делу Его рождения, воплощению, но из Него изливаются потоки живой воды - той самой воды, о которой Сам Спаситель сказал в беседе с самарянкой у колодца Иакова: «Тот, кто пьет эту воду, не будет жаждать вовек» (Ин. 4:14). И мы знаем, что этой живоносной водой, этим источником являются словеса Божии, запечатленные в проповеди Христа Спасителя на страницах Евангелия.

В Евангелии от Иоанна находим такие слова - Господь, обращаясь к ученикам, говорит: «Вы уже очищены через слово» (Ин. 15:3). Еще не было крестной жертвы и не было Воскресения - так почему были произнесены эти слова «уже очищены через слово»? Потому что слово Божие несет в себе огромную силу. Именно поэтому слово, обращенное в мир, в том числе в мир некрещеный, неверующий, способно произвести в сознании и в душах людей такие преобразования, которые открывают перед ними возможность поверить в Бога, принять Его в свое сердце и начать путь к спасению.

Слово Божие само в себе несет великую благодать, ведь это не человеческая мудрость. Никакая человеческая мудрость не способна коренным образом изменить жизнь человека. А если и меняется жизнь людей под влиянием тех или иных философов или политических деятелей, или под влиянием общественного мнения, то все это происходит в течение короткого промежутка времени, а потом исчезает, будто бы и не было. Ну кто сегодня, кроме специалистов, помнит возвышенные слова древних философов и мыслителей? Кто, кроме историков, знает, к чему призывали политические деятели? Все ушло, потому что человеческие слова скоропреходящи, они не вечны, они временны, они только в какой-то момент могут захватить человека, даже поработить его, но они не способны повлиять на ход человеческой истории. На изгибы истории повлиять способны, на безумие человеческое повлиять способны - мы знаем, как злые слова приводили к войнам, революциям, гражданским столкновениям, как люди теряли человеческий облик, убивали братьев своих, соблазненные этими словами; а потом проходило время - и ни энтузиазма, ни желания не то что умирать за эти слова, но даже вспоминать их.

Слово Божие - живая вода, которая истекает от Самого Бога. Эти слова, западая в душу, никого не оставляют равнодушным. Многие открывают навстречу слову свой разум, свое сердце, покоряют ему свою жизнь; другие, если слово идет вразрез с их привычками, обычаями, особенно греховными страстями, начинают бороться с ним, причем с такой силой, с какой не борются ни с одним человеческим словом. Но все гонения против Христа, все восстания на слово Божие лишь свидетельствуют о том, что это Божественное слово, потому что никогда, ни при каких обстоятельствах и нигде человеческие слова не подвергались такому сопротивлению, как подвергалось ему слово Божие.

В самом деле, верующие люди, обращаясь к людям неверующим, никогда в сердце своем не имеют ненависти. Я не встречался с православными христианами, которые ненавидели бы другого человека только потому, что он не верит в Бога. Сожаление - да, молитва о таком человеке - да, спор по поводу неверия - да, но злобы-то нет. Почему же подымается такая злоба против слова Божия? Почему люди посвящают всю свою жизнь борьбе со словом Божиим - занимаясь этим профессионально, получая зарплату, отдавая этому свою жизнь? Да именно потому, что Божественное слово ранит, разделяет сознание человека и никого не может оставить равнодушным и спокойным.

Именно поэтому Господь сказал: «Я принес меч» (см. Мф. 10:34). Многие в истории неправильно понимали это слово и думали, что надо вооружаться, чтобы защищать Божие слово, и всегда посрамлялись, когда силой человеческой его защищали. Меч означает остроту и силу, способную действительно разделить человека, отделить в нем грех от святости, вооружить его огромной силой, внешним символом которой является меч.

Живоносный источник, живая вода, которую источают Господь Иисус Христос и Посредница Божественного явления в мир Пресвятая Богородица, - сегодня прославляются и Мать, и Сын, прославляется дивный образ Живоносного Источника, прославляется сила слова Божия, а одновременно и сила благодати, которая присутствует в этом слове и присутствует в Церкви через Крест и Воскресение Спасителя.

Вот почему мы в этот день освящаем святую воду - как знамение того, что слово Божие подтверждается благодатью, как знамение того, что слово Божие постоянно укрепляется и поддерживается в сознании людей силой Божественной. И сегодня наша молитва о том, чтобы современники наши открыли свои умы, сердца навстречу этому слову и, воплощая его в жизнь, могли осознать, сколь велика сила Божия, содержащаяся в этом слове. И провозглашая великую весть о Воскресении Спасителя, мы одновременно утверждаем силу слова и силу благодати Божией, которыми и спасается мир.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!

Хотел бы поздравить всю братию Свято-Троицкой Сергиевой лавры во главе с наместником, Преосвященным владыкой архиепископом Феогностом и вручить Вам, владыка, символ Воскресения Спасителя - пасхальное яйцо, которое для всех нас является знаком и символом празднования Святой Пасхи. Хотел бы также поздравить всех учащихся и учащих Московской духовной академии во главе с владыкой архиепископом Евгением, призвать благословение на монашескую братию, на духовную школу, готовящую пастырей, дабы особым образом сила слова Божия преобразовывала жизнь тех, кто вступает и уже вступил на путь служения Христу Спасителя. Всех вас поздравляю с праздником!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

20 апреля 2012 года, в пятницу Светлой седмицы, день праздника иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

По окончании Литургии на площади лавры Святейший Патриарх совершил водосвятный молебен, после которого обратился к верующим со словами проповеди.

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с великим всерадостным праздником Пасхи Христовой, Божией и спасительной. И радуюсь, что Господь дал мне возможность совершить, по сложившейся традиции, в день, когда мы прославляем икону «Живоносный Источник», водосвятный молебен на сей лаврской площади, а пред тем, вместе с братией, — Божественную литургию.

Память о великом цельбоносном источнике, что находится во граде Константинополе, запечатлена не только в традиции церковного иконописания, но и в нашем церковном календаре. На окраине Константинополя, недалеко от крепостной стены, был источник, и люди заметили, что те, кто с молитвой притекает к этому нему и почерпает воду, получает исцеление. В V веке император Лев повелел построить над источником монастырь и назвал сию обитель «Живоносным Источником». Несколько позже в честь этого события в главном храме монастыря была сооружена дивная мозаика, которая изображала Царицу Небесную в пояс, с как бы восседающим на Ее утробе Младенцем и с потоками изливающейся воды.

Именно этот образ, который производил неотразимое впечатление на жителей древнего Константинополя, и положил начало писанию особого изображения Божией Матери, именуемого «Живоносным Источником». Из самой иконы следует, что собственно Живоносным Источником является Господь Иисус Христос. Дева Мария послужила делу Его рождения, воплощению, но из Него изливаются потоки живой воды — той самой воды, о которой Сам Спаситель сказал в беседе с самарянкой у колодца Иакова: «Тот, кто пьет эту воду, не будет жаждать вовек» (Ин. 4:14). И мы знаем, что этой живоносной водой, этим источником являются словеса Божии, запечатленные в проповеди Христа Спасителя на страницах Евангелия.

В Евангелии от Иоанна находим такие слова — Господь, обращаясь к ученикам, говорит: «Вы уже очищены через слово» (Ин. 15:3). Еще не было крестной жертвы и не было Воскресения — так почему были произнесены эти слова «уже очищены через слово»? Потому что слово Божие несет в себе огромную силу. Именно поэтому слово, обращенное в мир, в том числе в мир некрещеный, неверующий, способно произвести в сознании и в душах людей такие преобразования, которые открывают перед ними возможность поверить в Бога, принять Его в свое сердце и начать путь к спасению.

Слово Божие само в себе несет великую благодать, ведь это не человеческая мудрость. Никакая человеческая мудрость не способна коренным образом изменить жизнь человека. А если и меняется жизнь людей под влиянием тех или иных философов или политических деятелей, или под влиянием общественного мнения, то все это происходит в течение короткого промежутка времени, а потом исчезает, будто бы и не было. Ну кто сегодня, кроме специалистов, помнит возвышенные слова древних философов и мыслителей? Кто, кроме историков, знает, к чему призывали политические деятели? Все ушло, потому что человеческие слова скоропреходящи, они не вечны, они временны, они только в какой-то момент могут захватить человека, даже поработить его, но они не способны повлиять на ход человеческой истории. На изгибы истории повлиять способны, на безумие человеческое повлиять способны — мы знаем, как злые слова приводили к войнам, революциям, гражданским столкновениям, как люди теряли человеческий облик, убивали братьев своих, соблазненные этими словами; а потом проходило время — и ни энтузиазма, ни желания не то что умирать за эти слова, но даже вспоминать их.

Слово Божие — живая вода, которая истекает от Самого Бога. Эти слова, западая в душу, никого не оставляют равнодушным. Многие открывают навстречу слову свой разум, свое сердце, покоряют ему свою жизнь; другие, если слово идет вразрез с их привычками, обычаями, особенно греховными страстями, начинают бороться с ним, причем с такой силой, с какой не борются ни с одним человеческим словом. Но все гонения против Христа, все восстания на слово Божие лишь свидетельствуют о том, что это Божественное слово, потому что никогда, ни при каких обстоятельствах и нигде человеческие слова не подвергались такому сопротивлению, как подвергалось ему слово Божие.

В самом деле, верующие люди, обращаясь к людям неверующим, никогда в сердце своем не имеют ненависти. Я не встречался с православными христианами, которые ненавидели бы другого человека только потому, что он не верит в Бога. Сожаление — да, молитва о таком человеке — да, спор по поводу неверия — да, но злобы-то нет. Почему же подымается такая злоба против слова Божия? Почему люди посвящают всю свою жизнь борьбе со словом Божиим — занимаясь этим профессионально, получая зарплату, отдавая этому свою жизнь? Да именно потому, что Божественное слово ранит, разделяет сознание человека и никого не может оставить равнодушным и спокойным.

Именно поэтому Господь сказал: «Я принес меч» (см. Мф. 10:34). Многие в истории неправильно понимали это слово и думали, что надо вооружаться, чтобы защищать Божие слово, и всегда посрамлялись, когда силой человеческой его защищали. Меч означает остроту и силу, способную действительно разделить человека, отделить в нем грех от святости, вооружить его огромной силой, внешним символом которой является меч.

Живоносный источник, живая вода, которую источают Господь Иисус Христос и Посредница Божественного явления в мир Пресвятая Богородица, — сегодня прославляются и Мать, и Сын, прославляется дивный образ Живоносного Источника, прославляется сила слова Божия, а одновременно и сила благодати, которая присутствует в этом слове и присутствует в Церкви через Крест и Воскресение Спасителя.

Вот почему мы в этот день освящаем святую воду — как знамение того, что слово Божие подтверждается благодатью, как знамение того, что слово Божие постоянно укрепляется и поддерживается в сознании людей силой Божественной. И сегодня наша молитва о том, чтобы современники наши открыли свои умы, сердца навстречу этому слову и, воплощая его в жизнь, могли осознать, сколь велика сила Божия, содержащаяся в этом слове. И провозглашая великую весть о Воскресении Спасителя, мы одновременно утверждаем силу слова и силу благодати Божией, которыми и спасается мир.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!

Хотел бы поздравить всю братию Свято-Троицкой Сергиевой лавры во главе с наместником, Преосвященным владыкой архиепископом Феогностом и вручить Вам, владыка, символ Воскресения Спасителя — пасхальное яйцо, которое для всех нас является знаком и символом празднования Святой Пасхи. Хотел бы также поздравить всех учащихся и учащих Московской духовной академии во главе с владыкой архиепископом Евгением, призвать благословение на монашескую братию, на духовную школу, готовящую пастырей, дабы особым образом сила слова Божия преобразовывала жизнь тех, кто вступает и уже вступил на путь служения Христу Спасителя. Всех вас поздравляю с праздником!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси