Open
Close

Проповедь на воздвижение креста господня читать. Воздвижение креста господня

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь торжественно воспоминает обретение Честного Креста Господня. Это радостное событие последовало, как известно, спустя три века по Воскресении Господа и совершилось усердием святой царицы Елены, матери равноапостольного царя Константина. Долгим и трудным путем смирения вошел в Свою славу Господь Иисус Христос, и еще несравненно долее продолжалось уничижение Животворящего Древа, на котором Господь принес Себя в жертву за наши грехи.

Спаситель мира уже был на Небе, а орудие спасения содержалось в недрах земли; уже славою Распятого огласились все концы вселенной, а о Древе Креста никто не знал и в тех местах, которые были смежны с самою Голгофой. Но вот мир начал убеждаться, что слово о кресте для погибающих юродство есть, а для спасаемых - сила Божия (1 Кор. 1, 18), и Древу Креста нужно было явиться миру для его радости, для торжества и украшения Церкви. Константин Великий, сам неоднократно испытавший силу Креста, вознамерился найти самое то Древо, на котором был распят наш Спаситель.

Священный труд этот приняла на себя достохвальная мать его, императрица Елена. Дух Святый внушил этой равноапостольной царице, чтобы она употребила усилие и усердие на взыскание Креста. Но как найти это сокровище? По совету Патриарха Иерусалимского Макария созваны были старейшие по годам иудеи, и на вопрос, где утаили предки их Крест Христов, они указали на некоего Иуду, который, приведши царицу и архиепископа к северо-восточной стороне Голгофы, сказал им: "На сем месте, где стоит капище Венеры, вы найдете Крест вашего Христа". Капище срыли и после долгих трудов - так как Крест был завален мусором и землей - Крест Спасителя - а вместе с ним и кресты распятых с Господом разбойников - был найден. Еще до обретения их ощущалось исходившее из земли благоухание. Но поскольку найдено было три креста, чтобы определить, какой из них есть Крест Господень, Патриарх Макарий повелел приложить к крестам лежавшую на смертном одре болящую благочестивую женщину. Когда была приложена она к первым двум крестам, то они не произвели никакого действия и перемены в состоянии страждущей, но прикосновение к третьему не только восставило ее с одра болезни, но и даровало ей большие силы, нежели какими она обладала прежде. После этого, воздавая славу Богу, все единодушно признали чудотворный крест Крестом Господним.


Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Но этого было еще мало. Промыслу Божию было угодно еще более прославить силу Креста, чтобы уверовали в него и враги его. Мимо того дома, где лежала больная, проносили на погребение мертвеца. И вот Патриарх снова возлагает на мертвого три креста, один после другого. Когда был возложен Крест Спасителя, то произошло чудо: мертвый воскрес, так что уверовали даже сами враги Христовой Церкви из числа иудеев. Каждый из присутствовавших желал повергнуться перед Крестом и облобызать его, но теснота места при многочисленном стечении народа не позволяла этого. Тогда народ стал просить, чтобы ему хотя бы было показано Древо Креста.

Святой Макарий, встав на возвышенном месте, воздвиг Честное Древо, а народ, объятый благоговейной радостью восклицал: "Господи, помилуй!". Поэтому воспоминание о сем славном событии и получило в нашей Церкви наименование Воздвижения Честного Креста Господня. Иуда, который подсказал, где найти Крест, уверовал в распятого Господа, принял Крещение с именем Кириака, впоследствии был Патриархом Иерусалимским и скончался мученической смертью.

Сила Животворящего Креста Господня подает величайшую помощь тем, кто ограждает себя знамением его. "Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки", - так говорит о Кресте святой Иоанн Златоуст. Это знамение и в прежние, и в нынешние времена отверзало двери запертые, отнимало силу у вредоносных веществ, делало недейственным яд и врачевало смертоносные угрызения зверей. Ибо если оно отверзло врата адовы, отворило дверь небесную, вновь открыло вход в рай, сокрушило крепость диавола, то что удивительного, если побеждает оно силу ядовитых веществ, зверей и всего, тому подобного?

Действительно, великую силу имеет знамение Креста. Так некогда в городе Бостре, в Аравии, был епископ Иулиан, из иноков. Некоторые жители этого города, враги Христовы, хотели отравить его ядом. Подкупили юношу-слугу, чтобы тот, когда будет подавать Иулиану питье, подмешал в чашу яд. Как научили его, так он и сделал. Он подал чашу с ядом святому Иулиану. Иулиан узнал коварство и, приняв чашу, поставил ее перед собой, ничего не сказав юноше. Потом созвал всех граждан города, в числе которых были и злоумышленники, и, не желая обличать их, говорит всем: если вы думаете отравить смиренного Иулиана ядом, то вот перед вами пью его. Осенив стакан троекратным знамением Креста со словами: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа пью этот стакан" - и выпив его пред всеми, остался невредим. Увидели это злоумышленники, пали на землю и просили прощения.

При виде многочисленных чудес, в которых проявляется сила Креста Христова, святой Димитрий Ростовский говорит в своем слове на Воздвижение: "Достойно и праведно поклонятися Кресту Христову, ибо этим благословенным Древом была умерщвлена смерть и дарована жизнь. Древом райским мы были умерщвлены, а Древом крестным оживотворены; первым изгнаны из рая, вторым восходим на небо; первым нас победил враг, вторым мы побеждаем врагов наших; поэтому достойно всякого почитания это Древо благословенное. Если в большом почете хранилось в храме Соломоновом то оружие, которым Давид обезглавил Голиафа, то тем б!ольшего почитания и поклонения достойно оружие крестное, которым Христос не человека, но диавола, этого адского Голиафа, со всем его воинством победил. До Христова пришествия бес имел силу, потому что у людей не было оружия противиться ему, а теперь есть Крест Христов; только положи на себя крестное знамение - и он тотчас убежит от тебя. Он связан крестною силою, а если связан, то как может тебе повредить? Если же вредит, ты сам свяжи его, то есть положи на себе знамение Креста Господня - и он будет связан. Влагает ли тебе в ум диавол худые мысли? Положи крестное знамение на челе твоем - и он убежит от тебя. Принуждает ли тебя обращать очи туда и сюда? Положи крестное знамение на челе твоем - и он удалится от тебя. Понуждает твой язык разглагольствовать? Крестом прогони. Доносит ли до ушей твоих суетные слова других? Огради свой слух Крестом Христовым". Это советует нам и святой Иоанн Дамаскин, который говорит: "Крест дан нам в знамение на челе, так же как Израилю было дано обрезание. Крестом отличаемся мы, верные, от неверных, крестом знаменуемся, крест есть щит, оружие и одоление на диавола; это печать, чтобы не мог прикоснуться к нам погубитель".

Дорогие братия и сестры, совершая поклонение Кресту Господню, мы должны заботиться о том, чтобы наше наружное поклонение являлось выражением нашего внутреннего душевного преклонения пред Спасителем. Оно будет спасительным для нас, если будет служить выражением нашей искренней и благоговейной веры в распятого Господа. Распятый на Кресте Иисус Христос - наш Спаситель и Бог, Крест - это знамя нашей победы и христианской веры. Со смирением преклоняем мы колена и ум наш пред этим знамением, благоговея пред непостижимой премудростью Божией и высочайшей тайной любви Божией к роду человеческому. Мы должны всегда исповедовать свою веру в распятого за нас Господа, помня слова Спасителя: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32).

Дорогие братия и сестры, зная силу Животворящего Креста и то, что Господь пострадал за наши грехи, чтобы мы жили для правды, постараемся жить благочестиво, в правде Божией, иначе мы подвергнемся страшному наказанию не только за свои грехи, но и за попрание Крови Сына Божия. Да не будет этого с нами. Напротив, преисполнимся чувством благодарности к Господу и с истинной сыновней преданностью и любовью припадем к этому Кресту, лобызая изображенного на нем Спасителя и взывая: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим !


27 Сентября 2018

Прот. Дмитрий Смирнов

Сегодня мы всею Церковью прославляем Крест Господень. Повод для этого события был исторический. Царица Елена организовала экспедицию для того, чтобы найти Древо Честнаго Животворящего Креста Господня, и с большим количеством сопровождающих – и рабочей силы, и воинов – направилась в Иерусалим. И стали искать, потому что Иерусалим был полностью уничтожен римскими войсками под руководством двух императоров – Тита и Веспасиана. По этому поводу победоносная арка Тита до сих пор рядом с Колизеем в Риме находится – в знак победы. И стали спрашивать местных жителей, потому что в древности по милости Божией никаких газет не было и телевизоров тоже, поэтому люди общались только из уст в уста. Книг не было, а если было Священное Писание, то могло его читать только небольшое количество людей. Поэтому головка у людей была совершенно свободная, как чистый, ясный лист, и очень многое запоминали из того, что говорил папа, что говорила бабушка, что говорил прадед. И после опроса местных жителей установили то место, которое и есть гора Голгофа, произвели раскопки и нашли Крест Господень. Узнали, какой из трёх крестов принадлежит Спасителю, возложив его на усопшего, похоронная процессия шла мимо. Умерший воскрес. Это так всех поразило, что решили в честь этого события установить праздник Воздвижения Креста. Воздвижения – потому что потом Крест воздвигли, для того чтоб весь народ лицезрел. И этот праздник со времён царицы Елены мы до сих пор празднуем. И даже в нашем храме хранится маленькая частичка Древа Господня по милости Божией, и во многих храмах малые частицы Древа Господня имеются, они разошлись по всему миру и являются источником благодати Божией.

Но помимо самого Животворящего Древа Господня, Крест имеет для каждого христианина духовное значение. Святая Церковь и избрала вторым праздником церковного года, двунадесятым, величайшим, именно память о воздвижении Креста, чтобы нам вновь и вновь напомнить не только об этой святыне, но и о нашем предназначении. Ни один человек, не неся своего креста или неся его с ропотом, как бы этот крест ни был тяжёл, к сожалению, не может достигнуть Царствия Божия, которое Господь каждому хочет дать. Почему так? Потому что в Царствие Божие человек входит, когда он совершит внутри себя все добродетели.

Почему крест так важен? Почему Церковь крестом Господним украшает храмы, священные одежды, почему священники и миряне носят крест на себе? Чтобы всё время напоминать, как происходит спасение. Спасение возможно только через крест, и сама смерть Христа Спасителя на это указывает. Человек, как всякое животное, хочет жить хорошо, сытно, счастливо, не болеть, чтоб его никто не обижал. Но если кому-то, не дай Бог, удастся организовать себе безмятежную, спокойную жизнь, если у него не будет вообще никаких потерь в жизни, если никто его не будет обижать, к сожалению, такой человек не спасётся. Почему так? Как здесь действует наше спасение? Для спасения самая важная добродетель – это смирение, чтобы человек стяжал себе мирный дух, чтобы ничего человека не возмущало: ни люди, ни политика, ни соседи, ни дети, ни внуки, ни зятья, ни невестки. Представьте, ничто не возмущает, дух мирный в сердце человека. Для этого нужно приобрести такую добродетель как смирение – от слова «мир». Мир в душе и мир с Богом. Почему? Потому что человек спасает свою душу благодатью Божией, а благодать Божия не может находиться в сердце человека, который пребывает в возмущении, в гневе, в сребролюбии, в ожесточении, в злобе, в мести, в ревности. У детей это обычно проявляется так: «я прав», «он неправ», «это справедливо», «это несправедливо». Собственно, а какая разница, справедливо или несправедливо? Главное, что ты находишься в состоянии бешенства. А когда в этом состоянии человек находится, Дух Святый в его сердце войти не может, потому что Дух Святый – это дух кротости, дух милосердия, дух любви. И спасение для такового человека невозможно, даже если он всё своё имение отдаст нищим, если он построит пятьсот церквей, это ничего не даст. Дух Святый всё равно не сможет войти в такую мятущуюся душу. Поэтому смирение – главная добродетель, через которую можно стяжать себе спасение.

Этот замечательный общецерковный праздник нас учит и любви, и смирению, и терпению. И Господь не только призывал к этому, Он ещё показал, как это бывает. Представляете, как Бог, Который создал вселенную, это всё терпел, как Он смирялся, перенёс страшные мук. Только для того, чтобы нас всех спасти. Не скопом, а каждого отдельно, если он пожелает. И каждый из нас с в любой момент своей жизни – в молодости, в старости, в зрелости или будучи ещё ребёнком – если он захочет спасения, Господь обязательно его спасёт. Только нужно это явить, и для этого нужно стяжать мирный дух. Поэтому и будем стараться. Тогда и празднование наше будет соответственно этому дню, если мы всё будем делать со смирением. А мы люди гордые, сами мы смиряться обычно не можем, нас никто этому не учил, и никто в детстве об этом не говорил. А без этого никак нельзя спастись совершенно. А мы всё хотим людей переделать под себя. «Я хочу» или «не хочу», «буду», «не буду». И в результате Господь вынужден отвернуться от человека, потому что Бог создал человека свободным, и Царствие Божие наследует только тот, кто хочет, а не из-под палки. Богу не нужна любовь из-под палки. Из-под палки бывает только дрессировка. А Бог хочет той же любви, которую он проявил к нам. И Он сам сказал: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 13). И Он Свою душу за нас положил. И мы должны тоже свою жизнь так направить, чтоб положить свою душу за нашего Господа и Спасителя.

В этот день отошёл ко Господу великий церковный человек, Иоанн Златоуст. Так его прозвали, по-гречески – Хризостом, что значит «золотые уста». Великий учитель Церкви, который жил в IV веке – представляете, какая древность! – и умер на нашей территории, в Абхазии. Туда он был сослан. Всё северное побережье Чёрного моря греки называли адом, потому что им казалось, там очень холодно. Там действительно сыро, зимой вообще очень трудные условия. А он. Пока его туда гнали, сильно ослаб и в этот день Воздвижения Креста Господня отошёл ко Господу, сказав великие слова: «Слава Богу за всё!». Вот это и есть истинное смирение - и за скорбь, и за радость, и за рождение людей, и за мирное время, и за войну. За всё. Человек, достигший смирения, открывая форточку, несмотря на то, что дождь там или солнце, тишина или началась атомная война, говорит: «Слава Богу за всё!», потому что Бог лучше знает, какое каждому человеку преподать лекарство для его спасения.

27 сентября 2014 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в московском храме священномученика Климента, папы Римского. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец настоятель, отец Леонид! Дорогие отцы, братья и сестры!

Хотел бы всех нас сердечно поздравить с двунадесятым праздником Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и с освящением храма священномученика Климента, папы Римского, в Москве.

Этот храм относится к числу наиболее известных и во всех отношениях наиболее прекрасных храмов столицы. Выражаю сердечную благодарность и отцу настоятелю, и всем, кто потрудился, восстанавливая этот храм.

Освящение совпало с праздником Воздвижения. Всем известно, что этот праздник установлен в связи с тем, что после обретения Креста Господня Животворящего у Голгофы по повелению императрицы Елены, матери Константина Великого, этот Крест был воздвигнут Патриархом Иерусалимским, по всей вероятности, над большой человеческой толпой, как свидетельство о том, что Крест обретен и возвращен людям, но не как орудие пытки и казни, а как символ их спасения. И поэтому богослужение в праздник Воздвижения в первую очередь посвящается самому Кресту, осмыслению того, что есть Крест для жизни людей, для проповеди о Христе, для дела спасения.

Именно поэтому в сей день читается отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам, в котором содержатся удивительно мудрые, проникнутые Божественной правдой слова о Кресте: Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти мир (см. Кор. 1:21).

Это по-настоящему потрясающие слова. В них вся история человечества, история мучительных поисков Бога, Божественной правды, когда лучшие умы пытались понять, что же такое эта сверхъестественная сила, присутствие которой в жизни так или иначе ощущает каждый человек, когда люди пытались найти Бога, порой впадая в страшные заблуждения, приписывая Божественную силу проявлениям природы или даже произведениям искусства.

Но ведь были на этом пути богоискательства и удивительные умственные прозрения, когда философы-язычники умом начинали постигать наличие чего-то, что превышает их и всякий другой человеческий разум. Про таких уже святые отцы говорили, что в них было семя Божественного слова. Они не были еще этим Словом оплодотворены, но семена Божественной истины присутствовали в их мыслях, в их поисках Божественного. И тем не менее ни примитивный страх человека перед окружающим миром и грозными явлениями природы, ни обожествление этих грозных проявлений природы, ни обожествление самого себя, что также происходило на пути богоискательства, ни даже те философские прозрения, о которых великие христианские умы говорили, что в них, как в семени, содержалось Божественное слово, не привели людей к истинному Богу.

Вот об этом и говорит апостол Павел одной фразой. Но эта фраза покрывает собой тысячелетие напряженных и мучительных поисков Бога. И когда человечество на этом пути, напрягая все свои силы, не нашло Бога, в том числе и в высочайшей мудрости, в высочайшей по тому времени науке, то Богу было угодно юродством проповеди спасти мир.

А что такое юродство? Это вид безумия. В христианской традиции ему приписываются особые благородные великие черты, и мы знаем, что среди святых были юродивые. Но апостол Павел говорил о другом юродстве. Он говорил о глупости, о невероятной интеллектуальной слабости, о том, что для одних было соблазном, а для других — безумием. Как можно было основывать попытку человека познать Бога на человеческой слабости, почти на безумии? Что такое была проповедь о Христе? Иудеи не могли понять ее; это, действительно, был некий соблазн: как это так ― человек казнен как преступник самой позорной казнью, что от него может быть доброго? Какая сила может исходить? От крестов шарахались в сторону. Это был самый страшный образ уничижения, слабости, поражения и наказания.

Можно провести какие-то параллели с современной жизнью. Это как если бы кто-то вдруг стал говорить о том, что камера пожизненного заключенного несет в себе спасение, да не для одного человека, что возможно, но для всего мира. Как бы мы отнеслись к такой проповеди? Соблазн для одних и безумие для других. Вот чем была проповедь о Кресте!

И возникает самый глубокий, может быть, и принципиальный вопрос: почему Господь избрал уничижение, которое безумием представляется каждому здравомыслящему человеку? Почему Он избрал такой способ спасения? Только с одной целью ― чтобы всем стало ясно, что Бог спасает человека, и никакая человеческая мудрость к этому не имеет никакого отношения, как никакого отношения к этому не имеет и человеческая сила.

Из этого следует очень важный вывод: с опорой на силу невозможно штурмовать небеса. Сила это не тот инструмент, не то средство, которым можно обрести спасение. А ведь очень многие в языческой древности так и думали, что только герои становятся небожителями: надо быть вначале героем, чтобы потом взойти на языческий Олимп.

Проповедь о Кресте свидетельствует о полном отказе Бога от всякой человеческой силы в деле спасения людей. И Господь избирает Крест ― символ уничижения, символ слабости, символ поражения, соблазн для одних и безумие для других, чтобы с этого Креста явить всему миру спасение.

Наверное, сегодняшние слова апостола Павла ― это самый сильный удар по критикам Евангелия, которые ищут какие-то культурные, философские источники Евангелия, какие-то заимствования в древних культах, и говорят о естественном происхождении христианства. Не могло появиться в мире естественным образом ничего, что противоречит здравому смыслу. А спасение через Крест не просто противоречит человеческому здравому смыслу, это был вызов человеческой разумности.

Кто бы, измышляя религию, рискнул бы так подставить себя под удар? Если бы это исходило от человека, то такого рода проповедь разлетелась бы на мелкие части под ударом логики философов того времени и, что еще важнее, в результате полного неприятия и отказа от такой идеи всеми, кто к ней прикоснулся бы. Но весть о Христе живет две тысячи лет. Именно эта весть преобразовала мир, потому она не человеческая, а Божественная. За ней Сам Бог, Который через Крест, обращаясь к нам говорит: не силой ума и силой знаний, ни человеческим положением, ни деньгами, ни властью, ни всем тем, с чем люди связывают свое спасение в этой жизни, вы не обретете вечного спасения, а значит и полноты жизни, а значит и своего собственного счастья; вы Мне должны поверить, Я вас спасаю через Крест, через это безумие для многих.

И мы знаем, что спасает Господь, что Крест ― «хранитель всея вселенныя», Крест ― торжество Церкви. Опора для народов и государств ― Крест славы Божией. И в этом уже опытном восприятии силы Креста ― вся наша вера в правоту Божественного откровения о том, что не силой человеческой, но силой Божией мы спасены. А если так, если спасение от Бога, а не от человека, то что же самое главное в жизни? Самое главное ― служить Богу, Спасителю нашему, Тому, Кто это спасение принес для всех народов, для всех эпох и для всех континентов, Кто открыл объятия роду человеческому. И нам немногое осталось ― ответить на это Божественное действие, ответить на действие спасающей благодати Божией своим послушанием, своим доверием к словам Господа, к Его Божественным заповедям. И если мы все усвоим великую истину о том, что нас спасает не наша сила, а Бог, то очень многое изменится в нашей жизни. Мы сумеем правильно расставить жизненные приоритеты, мы сможем пройти путями своей жизни мирно, спокойно и спасительно. И пусть Крест Христов освящает этот наш жизненный путь. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Мы празднуем второй двунадесятый праздник, который следует за Рождеством Богородицы.

То, что Церковь избрала Воздвижение как двунадесятый праздник, указывает на его необычайную важность для каждого христианина. Христос сказал, что каждый из нас должен взять крест свой и следовать за Ним. И вся жизнь наша должна стать этим следованием за Христом, но при условии, что мы несем крест.

Но большинство людей приходит в Церковь затем, чтобы священник, Церковь их научили как бы им уклониться от креста. Получается такой парадокс: человек приходит, но хочет, чтобы все было полегче. Полегче было бы воспитывать детей, полегче да поскорее выйти замуж, побыстрее да попроще разойтись. Все время у человека есть как бы скорби, нужды до Бога, но все они об одном: «Господи, устрой мою жизнь полегче».

И вот это желание «полегче» – оно противоречит, собственно, учению Церкви, противоречит тому, чему учил Христос. Это говорит о том, что мы, конечно, имеем веру, потому что мы приходим в Церковь Христову, но ко Христу не идем. Да, вера у нас есть. А в чем проблема?

А в том, что наша вера не христианская.

Мы веруем в сильного, всемогущего Бога, Создателя, веруем, что Он нам может во всем помочь, и хотим, чтобы Он помог. И сами молимся, и всех вокруг просим, чтобы молились, чтобы нам все было получше, подешевле, посытнее, покрасивей. Христос давал пример Своей жизнью: не имел даже собственного дома – ночевал по чужим людям, не имел второй одежды – ходил в одном, ел что дают – что дали, то и поел. Мы же и пище, и одежде, и домам уделяем времени гораздо больше, чем тому, чтобы угодить Богу. Наши поиски работы, поиски всякого устройства в этой жизни – они очень много занимают наш ум и наше сердце, и очень много молитв по этому поводу, а едино есть на потребу , как Господь сказал (см. Лк. 10, 38-42).

Отчего это происходит? Оттого, что мы сознательно или бессознательно отвергаем крест. То есть мы согласны как-то идти за Христом, но при условии, что у меня ничего не будет болеть, все меня будут любить несмотря на то, как я себя веду, что я не буду терять близких людей, и чтоб Господь всегда благословлял меня в дорогу, чтобы если заразился, то тут же выздоровел и так далее. Он же может так сделать? Может. Вот, пусть делает. А я тогда пойду за Ним.

Но это потому, что человек не понимает, куда идет Христос. Христос-то шел на Голгофу, и Сам нес Крест. Только когда уже обессилел и упал, еще двоих попросили мужиков, чтоб помогли дотащить до того места, где Его живого прибьют ко Кресту и повесят на солнце на палящем, раздетым донага. Вот куда Он шел. Если ты хочешь идти за Христом, ты идешь туда же.

А почему тебе нужно нести крест? Потому что крест – это любое испытание, которое выпадает на долю человека по Промыслу Божию. И оно дано нам не для того, чтоб мы ругались, обижались, искали справедливости, а чтобы мы мужественно его пережили. Просили у Бога об укреплении, чтобы нам это перенести, и выйти из этого испытания по-христиански: без гнева, обиды, зависти к другим, которые в данный момент не проходят такие испытания. Потому что когда человек переносит испытания, в его душе рождается такое дивное и совершенно необходимое качество – терпение. Чтобы человек достиг терпения, у него не должно быть никакого ропота на Бога, на людей, на власти, на родителей. Вся его жизнь, со всем, что в ней есть, она должна быть им принята.

И вот, если безропотное терпение мы в себе воспитаем с помощью Божией, для чего Он и посылает нам потери, скорби, болезни, тогда мы достигаем следующей добродетели, которая и делает нас христианами. Это смирение. Амвросий Оптинский даже такой стишок придумал, который легко выучить: «без смирения нет спасения». Не хочешь смиряться – значит спасения для тебя не существует. Значит, Христос для тебя приходил зря.

И тогда что бы человек ни делал, сколько бы свечей ни сжег, что бы ни говорил, все равно будет как медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). Потому что необходимого качества души у него нет. Поэтому крест необходим каждому, кто хочет спастись. А кто этого не понял, а находится все время в жалобе, в обиде, в осуждении, то извините, вы пришли не к тому Богу. Потому что наш Бог говорит возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16, 24). В этом и есть спасение. Спасение от греха, которое может дать только благодать Божия, если человек возьмет на себя крест и последует за Христом.