Open
Close

Процесс становления христианства в китае. Русская миссия не становилась источником конфликтов

В последние десятилетия Россия активно развивает сотрудничество с Китаем. Наши соотечественники все чаще изъявляют желание учить китайский язык, чтобы связать свою профессиональную деятельность с этой страной. Но для того чтобы сотрудничать с Поднебесной, надо постараться понять наших восточных соседей. Ведь Китай – это не просто государство, где проживает почти полтора миллиарда человек, китайцы люди с совершенно особым менталитетом, культурой, отношением к религии. Для них не только россияне, но и жители других стран по сути своей – иноземцы, чужаки, или, как говорят сами китайцы, лаовай («старина, приехавший извне»). Отсюда и соответствующее отношение китайцев к нам, христианам.

Разъяснить некоторые аспекты китайской ментальности, в частности, касающиеся отношения китайцев к христианской религии и общению с христианами, «Прихожанин» попросил известного российского востоковеда, доктора исторических наук, профессора и руководителя Школы востоковедения Высшей школы экономики Алексея Маслова.

– Алексей Александрович, вопрос первый и, наверное, самый главный: как живется христианам в Китае? Как к ним там относятся? Ведь говорят, в Китае немало христиан: по последним данным их в Поднебесной никак не меньше 100 миллионов.

– Хорошо, давайте начнем с цифр, потому что это, действительно, важный момент. Цифры, которые крутятся вокруг числа в 100 миллионов христиан, дают инославные Церкви. Более реальные цифры называют эксперты, изучающие религии в Китае: христиан в этой стране насчитывается порядка 60 миллионов на почти 1 миллиард 400 миллионов жителей КНР. Официальные китайские цифры еще меньше – 27–30 миллионов. Из них, по мнению властей, 8 миллионов католиков, остальные – протестанты. Православных в Китае проживает порядка 10 тысяч человек. Но, повторюсь, все приведенные цифры весьма условны.

– Нелегко! И причина этого в определенных проблемах, существующих между властью и христианами, живущими в Китае. Сами жители КНР толерантны по отношению к любой религии, и китайцы-нехристиане к китайцам-христианам относятся нейтрально. Но, чтобы вам было понятнее, как к христианам относятся в Китае, необходимо сначала рассказать об отношении жителей КНР к религии вообще.

Прежде всего, необходимо понять главное: исторически в Китае не было идеи Единого Бога. Где-то на рубеже VII–VI веков до нашей эры в китайских трактатах обсуждалась идея даже не Бога, а некоего Абсолюта в гегелевском смысле этого слова, которая потом переродилась в понятие «дао» – «пути». Только дао, давая человеку жизнь, не направляет его, не руководит им, не предписывает ему какие-либо моральные правила. Более того: само дао абсолютно безликое, инперсонифицированное, ему нельзя поклоняться и к нему нельзя обратиться с молитвой.

Китайский буддизм очень многое воспринял из даосизма. Но Будда для китайцев тоже не является высшей указующей силой. Будда даже не Бог, как почему-то считают некоторые люди, не разбирающиеся в буддизме…

В христианстве есть догматы, каноны, четкие правила. Человек, не принимающий догматы, не может считать себя христианином. Догматы принимались Вселенскими Соборами, и любой христианин – от простого прихожанина до епископа – должен им следовать. В буддизме или даосизме этого нет. Буддизм в Китае – это всегда конкретный учитель. Если вы попросите китайца рассказать вам, в чем суть буддизма, он ответит: «Я не могу объяснить, что такое буддизм, но могу рассказать то, чему меня учит мой учитель».

По этой и другим причинам в Китае имеет место дробление одной религии на сотни и тысячи мелких направлений. В отличие от христианского вероучения, которое осуждает любое сектантство, сектантство в Китае всегда воспринималось и воспринимается как нечто правильное, мудрое, хорошее. Это непротиворечивое сожительство разных религиозных культов называется синкретизмом. Для обычного китайца в порядке вещей провести подряд несколько разных религиозных ритуалов: зайти и возжечь благовонные палочки в даосском храме, потом посетить буддийский храм (при том, что в одном месте стоит статуя Лао-цзы, а в другом – Будды), а после зайти помолиться в храм Конфуция... Думаю, вы удивитесь, узнав, что китаец ментально стремится набрать себе как можно больше разных религиозных культов.

– Зачем ему это?

– Потому что, с китайской точки зрения, лучше дружить с двумя-тремя разными богами, нежели с одним. При этом, если не принимать во внимание буддистов и даосов, живущих в монастырях, обычный китаец плохо понимает, чем буддизм отличается от даосизма. К тому же параллельно с основными религиями китаец дома молится различным духам…

– …Духам?! Алексей Александрович, Вы имеете в виду языческие божества вроде духов огня и воды?

– Нет. Попробую пояснить это на близком нам примере. Скажем, приходя в храм, мы, православные, помимо того, что молимся Господу, обращаемся с молитвами, просьбами, жалобами к святым, скажем, святителю Николаю Чудотворцу или святой блаженной Матроне Московской. Мы просим их помочь нам в наших делах, походатайствовать о здоровье наших близких, поспособствовать деторождению. Все они, как и мы с Вами, – члены одной Церкви.

Так и в Китае люди молятся духам своих ушедших предков и именно к ним, а не к Будде или Лао-цзы обращаются с просьбами о защите и помощи. Мир горний и мир дольний не разделены по их представлениям, связь между этими мирами постоянно сохраняется, а потому духи ушедших людей активно участвуют в земной жизни, как считают китайцы.

«На добро отвечайте добром, а на зло – по справедливости»

– Есть еще один важный момент китайского менталитета, который следует учитывать, когда речь заходит о понимании того, как христианство приживается на китайской почве, – это моральные принципы.

– Разве конфуцианская мораль по многим своим позициям не близка христианской морали?

– Не совсем. Конечно, в конфуцианстве можно найти определенные параллели с христианским учением, но важно видеть и отличия. Христианская мораль едина для всех, она ясна и понятна. Каждый христианин понимает значение Заповедей и по возможности стремится их не нарушать. У китайцевже нет единой морали. Более того: конфуцианская мораль весьма избирательна и ситуативна. Если Христос призывал относиться с любовью ко всем людям, то конфуцианские понятия добра и зла распространяются, в основном, на самих китайцев, ну и, может быть, еще на соседей по Восточной Азии. Поэтому при заключении сделок китайцы по-разному ведут себя с другими китайцами и иностранцами. Логика европейца понятна и проста: мы либо обманываем – «грешим», либо не обманываем – поступаем по-христиански. А в Китае обмануть иностранца не является нарушением морали.

Кроме того, сама мораль в конфуцианстве нерелигиозна – это всего лишь постулаты, своего рода указания, как надо жить, чтобы общество не развалилось. Когда Конфуция спросили, как отвечать на зло и добро, он ответил: «На добро отвечайте добром, а на зло – по справедливости». Эта фраза очень точно передает некую двойственную суть конфуцианской морали.

Покаяние для китайца – это разговор не с Господом, а с самим собой

– Я неслучайно описал вам главные аспекты китайского мировоззрения и восприятия религии и религиозных ценностей, которые формировались на этой территории на протяжении многих веков. И вот в это своеобразное религиозно-ментальное пространство вместе с западной культурой приходит христианство. Приезжают монахи-иезуиты и несториане, которые заложили основы христианского учения в Китае, принесли весть о Христе, стали предлагать китайцам первые, пусть и весьма неудачные, переводы Библии.

– Библию так трудно перевести на китайский?

– Трудность состоит в том, чтобы подобрать адекватные и понятные китайцам термины. Китайцу сложно объяснить, что такое, скажем, искупление греха. У китайцев есть понятие вины. Человек может потерять лицо перед другими людьми, он может быть виноват перед обществом, но что значит испытать чувство раскаяния перед Богом, китайцу понять очень непросто. Для этого нужно осмыслить и принять весь корпус христианского учения.

Непонятно китайцу и что такое исповедь в привычном для любого христианина понимании. В буддизме исповедь – это разговор с учителем, когда они вместе разбирают какой-то поступок. Если китаец в ходе беседы приходит к мысли, что этот поступок плохой, он объявляет о своем принципиальном решении никогда больше ничего подобного не совершать. Более того: как считают китайские буддисты, если после такого разговора с учителем человек всё же совершает аналогичный проступок, то всё зло от первого действия возрождается. И значит, с точки зрения буддистов, покаяния не было, а был обман, но обманул человек не Бога, а самого себя.

Покаяние для китайца – это разговор не с Господом, а с самим собой, осознание им своих поступков. Китаец считает, что каждый плохой поступок загрязняет его сознание.

– И все же китайцы принимали и принимают христианство…

– Китайцы невероятно прагматичны. Быть христианином в Китае во все века означало приобщиться к западным знаниям, устроиться на хорошую работу, получить больше денег. Долгое время, до середины 30-х годов ХХ века, христианство давало шанс простому китайцу получить более качественное образование: ведь первые университеты в Китае были открыты не китайцами, а иностранцами. Это напоминает ситуацию с распространением в Китае ислама: китайцы не понимали того, что говорит им ислам, но зато арабы делали всем своим последователям большие скидки на товары.

Всё это я рассказываю, отвечая на ваш вопрос о том, сколько в Китае христиан. Настоящих, искренне верующих, тех, кто регулярно ходит на службу, причащается, соблюдает посты, мало, а тех, кто просто посещает храмы – католические, протестантские или православные, – их, может, и наберется миллионов 60.

В Китае государство выше религии

– Алексей Александрович, в начале нашей беседы Вы сказали, что существуют определенные трудности между китайскими властями и христианством. Что Вы имели в виду?

– Начнем с того, что в Китае никогда не было союза религии и государства. Государство всегда считалось выше. Император по китайской традиции – сын Неба, воплощение святости и благодати. Таков его статус. В Китае никогда не было главного буддиста или главного даоса – это место всегда принадлежало императору. Он выше всех, он лично назначает настоятелей крупных монастырей. И государство выше любых монастырей и церквей. Кстати, в Китае даже нет самого понятия Церкви, кроме как применительно к христианской. Нет даосской или буддистской Церкви – вместо них существуют всекитайские общественные организации, контролируемые государством. Пока христиане в Китае были лишь небольшой группой людей, которые собирались и вместе читали Библию, пусть и в плохом переводе, это не волновало китайские власти. Когда христиан стало значительно больше, китайские власти решили взять христианскую религию под свой очень жесткий контроль.

По сути сейчас в Китае, если говорить, скажем, о католиках, есть две христианские Церкви: одна официальная, одобренная государством, другая – катакомбная. Эти названия, конечно, неофициальные. Государственная церковь – это своего рода ассоциация, объединяющая все католические церкви в Китае. (Есть подобная и протестантская ассоциация. Я просто для примера взял католиков.). Им запрещено – причем официально, на государственном уровне – поддерживать любые контакты с Ватиканом. Им разрешается считать Папу Римского первосвященником, но запрещается поддерживать с ним любые взаимоотношения.

Катакомбная Католическая Церковь неофициальную связь с Ватиканом поддерживает, как и протестанты с Англиканской Церковью. Власти об этом знают, но до поры до времени глаза на это закрывают. А главное, в Китае нельзя служить священникам, которые не рукоположены китайскими священниками. Кроме того, любой храм, церковь или молитвенный дом в Китае должны быть официально зарегистрированы в местном комитете по делам религии. Если священник решит, например, повесить вне стен храма объявление о предстоящей службе или даст об этом информацию в газете или в Интернете, то у церкви немедленно начнутся всякие неприятности.

В прошлом году, когда один из официально зарегистрированных протестантских священников в провинции Чжэцзян, не согласовав с местными властями, поспешил повесить крест на своей кирхе (многие священники в Китае по ночам подсвечивают кресты на храмах; картина поразительная: кресты словно парят в небе), власти потребовали его немедленно снять. Крест священник снял, но неприятности у него всё равно начались, потому что власти расценили его действия как религиозную пропаганду.

– Мы с вами всё говорим о католиках, протестантах… А как обстоит дело с православными верующими в Китае?

– Исторически Православие было распространено лишь на северо-востоке Китая, и основными прихожанами были русские эмигранты. Китайцы приобщились к Православию со временем. Раньше говорили, что в Харбине живет около 500 православных прихожан. Сейчас называют цифру в 10 тысяч. Что ж, вполне возможно, если принять во внимание, что в Китае живет порядка 60 тысяч русских.

Как ни парадоксально, но китайцы вовсе не ассоциируют Православие с Грецией – они связывают его только с Россией. И интересуются они Православием лишь в той мере, в какой интересуются сотрудничеством с нашей страной. Но говорить о какой-либо устойчивой тенденции к увеличению количества православных, увы, пока трудно.

Власти Китая боятся распространения христианского учения

– И всё же, почему китайские власти так болезненно реагируют на распространение христианства?

– Потому, что китайские власти воспринимают христианское учение как тихо тлеющий протест против нынешней государственности. Христианство, с их точки зрения, главная база свободомыслия. Именно поэтому власти в Китае сегодня так боятся расширения христианского вероучения.

Официально Китай – это записано в Конституции – атеистическая страна, признающая любые религии. Но коммунист, считают партийные функционеры, не может быть религиозным человеком. Недавно вышел совсем парадоксальный закон о том, что партийные чиновники, вышедшие на пенсию, не имеют права посещать Церкви и молитвенные дома, совершать религиозные обряды.

Китайские власти боятся не религии, не вероучения Христа – они боятся любого типа религиозного объединения, создания неконтролируемой группы верующих. Религия, с точки зрения властей Китая, допустима, только если она полностью контролируется государством.

Христианство всегда стремилось и стремится к тому, чтобы донести свет учения Христа до максимально большого количества людей. Ни буддизм, ни даосизм не нацелены на распространение своего учения. Более того: в некоторых буддистских школах существует жесткое правило, запрещающее пропагандировать буддизм.

В основе своего учения христианство содержит понимание того, что духовный мир чище и выше мира реального, физического. А в этом посыле власти Китая видят опасность для существования государственности и боятся христианской проповеди о Царствии Небесном.

И еще один немаловажный аспект: в Китае уже случались восстания на религиозной почве. И неважно, поддерживали восставшие христианские ценности или выступали против них. Те, кто интересуется историей Китая, вспомнят знаменитое тайпинское восстание 1850–60-х годов. Его вдохновитель Хун Сюцюань создал на территории Китае целое государство, живущее якобы по христианским принципам, хотя на самом деле ничего от учения Христа в нем не было. Но китайские власти с большим трудом подавили это восстание. И запомнили это!

С другой стороны, в 1898–1901 годах было не менее известное «боксерское восстание» Ихэтуаней, когда китайцы пошли уничтожать всех иностранцев. Восставшие считали, что иностранцы, которые строят железные дороги и ставят телеграфные столбы, тем самым уничтожают традиции Китая, меняют траекторию движения духов, убивают китайский менталитет и вообще нарушают фэншуй Китая. «Боксеры» убивали не только иностранцев, но и вырезали китайцев, которые приняли христианство.

Поэтому в наши дни китайские власти считают, что всё, что как-либо связано с христианством – неважно, за или против, – может перерасти в протест против государственной власти.

Именно поэтому я не думаю, что Китай будет поддерживать распространение учение Христа на своей территории. Да и сильного социального запроса пока к этому нет. Власти будут заигрывать с Церквами, принимать у себя христианских священников, вести переговоры о развитии Православия в стране. Но все это будет только видимость толерантности.

На деле всё обстоит иначе. Формально китаец может прийти в храм и принять христианство, но мы не знаем, что скажут ему на работе, – а слежка в Китае организована весьма неплохо. Его может вызвать к себе секретарь парткома и сказать: «Я тебе этого делать не советую». Из Китая закрыт интернет-доступ ко многим христианским сайтам за пределами страны. Власти попросту блокируют любые, с их точки зрения, нежелательные информационные потоки.

Конечно, к пожилому крестьянину, читающему в одиночестве Библию, никто не придет. Он никому не интересен. Но если этот китаец является сотрудником компании или корпорации, то скорее всего ему предложат выбор: либо ты ходишь молиться в христианский храм, либо у нас не работаешь. А в Китае люди очень боятся потерять работу. Особенно сегодня.

– Почему именно сегодня?

– Потому что в последнее время Китай начинает замедлять темпы своего развития. Теоретически это не так страшно для страны: невозможно стремительно и постоянно развиваться, бывают времена подъема, бывают времена спада. Но китайцы уже привыкли, что страна постоянно богатеет и что они сами лично богатеют. И тут вдруг торможение экономики. Китайские власти боятся социальных протестов, и, как я уже говорил, они опасаются, что религия может стать их направляющей силой. Еще раз подчеркну: ни буддизм, ни даосизм никогда не были по своей сути протестными, а вот христианство, с точки зрения власти в Китае, может дать толчок к протестному движению. Именно поэтому к любому принявшему христианство китайцу могут быть применены репрессивные меры.

Поэтому, кстати, китайцам-христианам очень трудно попасть без специального разрешения на пасхальную или рождественскую службу. Помню, однажды я оказался в Пекине как раз на католическое Рождество и решил зайти посмотреть службу. Храм был оцеплен 6 или 7 кольцами полицейских. Меня, как и других иностранцев, пропустили беспрепятственно, но сами китайцы проходили по спецпропускам, которые выдавали специальные комитеты по делам религии. И не исключено, что верующие на службу в храм так и не попали.

Нашим православным в Китае в какой-то мере легче: у них есть отец Дионисий, который специально приезжает из Гонконга, чтобы окормлять православную паству, состоящую, в том числе, и из россиян. Но неслучайно он действует из Гонконга…

– Почему? Особое положение?

– Конечно. Одно дело – континентальный Китай и совсем другое – Гонконг, особая административная единица КНР, живущая по своим законам. Там всё открыто, всё возможно, всё доступно, там – абсолютная религиозная свобода.

– Наверное, в самом Китае организовать миссионерское движение непросто?

– Любое миссионерское движение запрещено законом. Если какой-либо человек – китаец или иностранец – решит заняться миссионерством, его сразу же арестуют или вышлют из страны. Иностранцы в этом вопросе, кстати, еще сильнее урезаны в правах, потому что по китайским законам проповедовать в Китае могут только граждане Китая и священниками с одобрения властей могут стать только жители КНР.

Слух о китайской экспансии выгоден китайцам

– Алексей Александрович, мне не раз доводилось слышать, что в связи с расширением сотрудничества с Китаем нам надо бояться китайской экспансии в Сибирь. Что китайцы могут скоро заполонить весь восток России. И что, мол, именно с этой целью китайцы женятся на русских девушках и принимают Православие. Так ли это?

– По поводу китайской экспансии. Это не так. Сейчас количество китайцев в России не увеличивается, а уменьшается. Раньше китайцев, действительно, было больше, потому что товары в Китае были дешевы, а в России – дороги. Сейчас из-за кризиса в Китае российские товары стали дешевле, чем китайские. Потому и приезжает к нам меньше китайцев. Да и те, продав товар, быстро возвращаются обратно в КНР. Как я уже говорил, китайцы невероятно прагматичны.

Слух о китайской экспансии в Россию – это скорее миф, выгодный самим китайцам, поскольку у них появляется повод заявить, что к ним «несправедливо относятся». Единственная опасность – это экономическое переподчинение ряда российских территорий Китаю, но это никак не связано с демографической экспансией. Строго говоря, достаточно одного китайца, который приедет в Россию, купит российский завод, а потом вернется обратно в Китай. Вот это реальная проблема, потому что Россия уже продает часть своих предприятий на Дальнем Востоке.

По поводу смешанных браков... Большинство их регистрируется не в России, а в Китае. Русские девушки уезжают в Китай, чтобы устроить там свою судьбу, если это не удалось сделать на родине. А для китайца взять замуж девушку из России считается очень престижным – всё равно что жениться на Мэрилин Монро.

– И наших девушек брак с китайцами устраивает?

– А почему нет? Китайцы – очень заботливые мужчины, у них всегда семья на первом месте. Они сами и готовят, и ухаживают за детьми, и зарабатывают деньги, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Правда, нашим девушкам получить гражданство КНР практически невозможно, и, выйдя замуж, они вынуждены каждый год продлевать себе вид на жительство. Но в любом случае такой брак – это обоюдовыгодная сделка… Только к религии она никакого отношения не имеет.

Многие русские, пожив в Китае, стали православными

– И последний вопрос. Алексей Александрович, как, на Ваш взгляд, чувствует себя православный россиянин, оказавшийся в Китае?

– Думаю, что не очень комфортно. На него может сильно давить непривычная окружающая обстановка. Вокруг нехристианская культура, храмы чуждых религий. Это может вызывать отторжение. Кроме того, как я уже упоминал, Китай – страна жесткого прагматизма, очень лукавая страна. Обман в Китае считается нормой общения с иностранцами. Только не надо думать, что китаец, стремясь обмануть иностранца, преследует какую-то особую, корыстную цель. Очень часто это он делает просто из вежливости.

– Обманывает из вежливости?

– Конечно. Мы привыкли верить словам. Пусть даже мы понимаем, что не все слова, которые нам говорят, искренние, мы им верим. В своей среде вы всегда почувствуете, когда вам говорят приятные комплименты. А в Китае вы никогда не заметите, что вам говорят приятные слова чисто из вежливости.

Китаец, к примеру, вам может сказать, что вы самый лучший бизнесмен, с которым он когда-либо имел дело, но скажет так, что вы поверите ему на сто процентов. Или, услышав, как вы произносите пару приветственных слов на китайском, тут же заметит, что никогда ни один иностранец так потрясающе, абсолютно по-китайски не говорил эти слова. И вы ему поверите, уверяю вас! То же самое и в бизнесе. Китаец при заключении сделки пообещает вам, что всё будет сделано в срок и в лучшем виде, но сказано это будет лишь из вежливости, чтобы сделать вам приятное…

Если честно, иностранцам в Китае очень непросто. И не только русским, и не только христианам… Зато я знаю многих русских, которые после нескольких лет жизни в Китае становились верующими. Здесь, в России, они не ходили в храмы, не молились, а пожив в Китае, приходили к Богу. И знаете почему? В Православии они видят свою самоидентичность и защиту, которая помогает им выдерживать колоссальное китайское давление. Конечно, замечательно, что отец Дионисий приезжает из Гонконга и проводит службы. Хотя, думаю, православным верующим, живущим в Китае, этого мало. Им нужен постоянно действующий храм и священник, к которому можно в любой день прийти на исповедь. Но такова, увы, на сегодняшний день китайская реальность, и потому христианину в Китае приходится, ой, как непросто.

Беседовал Петр Селинов

01:24 — REGNUM

История : «Китай когда-то был самым светским государством в мире, но в последние три с половиной десятилетия, во время быстрой модернизации, многие религии в стране начали поднимать голову. С 1966 по 1979 год, во время господства атеистической идеологии, коммунистическая партия закрыла все церкви, храмы и мечети. Единственной страной, которая также ликвидировала все религии, была Албания. (На самом деле, албанское коммунистическое руководство было вдохновлено именно китайскими коммунистами и ринулось осуществлять свою собственную политику искоренения с еще большим энтузиазмом). Советский Союз оставил несколько сотен церквей, даже во время самых суровых периодов антирелигиозных кампаний. Но не Китай.

После смерти председателя Мао Цзэдуна в 1976 году, Коммунистическая партия Китая (КПК) установила новый курс экономических реформ и начала открываться внешнему миру. Для того, чтобы консолидировать все слои общества для центральной задачи (экономического развития), начиная с 1979 года пяти религиям: буддизму, даосизму, исламу, католицизму и христианству (протестантизму) разрешено было вновь открыть ограниченное количество мест для проведения религиозных служб и пока находиться под контролем «патриотических» ассоциаций. Лидеры КПК, вообще, считали, что религия «вымрет» вместе с поколением, родившемся до 1949 года. Они были уверены в том, что коммунисты — образованные молодые люди — более не нуждаются в ней.

С конца 1970-х годов религии начали процветать, причем, не только среди пожилых, но и среди поколения пост-1949. Причем, многие религиозные люди предпочитали находится подальше от «патриотических» ассоциаций. Это удивляло безбожных коммунистов и озадачивало ученых.

Цифры : Именно протестантское христианство стало самой быстрорастущей религией в Китае . Когда КПК пришла к власти на материке в 1949 году, в стране насчитывалось не более одного миллиона протестантов. После десятилетий подавления и искоренения КПК признала в официальном документе, опубликованном в 1982 году, что их количество выросло до трех миллионов. С тех пор оценки варьировались. Партия настаивала на цифре около 23 миллионов в 2010 году; другие, в том числе миссионерские организаций за пределами Китая, сообщали о цифре от 100 до 130 миллионов в 2010 году. Исследовательский отчет Центра глобального христианства после тщательного сравнения различных оценок и рассуждений сообщает, что адекватная цифра — около 58 миллионов протестантов и 9 миллионов католиков на 2010 год.

Прогноз : 1. Китай будет продолжать свой текущий режим устойчивого экономического роста и политической стабильности, без существенных изменений в своей религиозной политике. 2. В то время как экономический рост и политическая стабильность будет продолжаться, ограничение христианства будет увеличиваться. 3. Социально-политические потрясения, такие как революция и войны, сделают религиозную политику не имеющей значения. Все три сценария правдоподобны; они все, в той или иной степени, имели место в недавнем прошлом», — пишет социолог Фенганг Янг на страницах издания Slate .

С 1979 года (несмотря на жесткий контроль) темпы роста числа протестантских христиан выросли более чем на 10% (с 3 млн в 1980 году до 58 млн в 2010 году). Если Китай не будет испытывать каких-либо серьезных социальных потрясений и сохранит нынешний темп устойчивого экономического роста и социальных изменений, а давление на религию не увеличится, средний годовой темп роста, вероятно, останется на уровне примерно 10%. И число протестантских христиан в Китае может достичь 171 млн к 2021 году и 255 миллионов к 2025. «Центр глобального христианства» сообщает, что в 2010 году в Соединенных Штатах насчитывалось 160 миллионов протестантов и 247 миллионов христиан в целом (в том числе протестанты, католики, православные христиане, и другие). Примечательно, что недавние исследования показали, что доля христиан в населении США переживает медленный спад в последние годы. Но даже если предположить, что число христиан в США остается неизменным в течение нескольких лет, то, вполне возможно, что Китай может стать крупнейшей протестантской страной к 2021 году и крупнейшей христианской — к 2025 году.

Цифры могут разниться в зависимости от сценария развития. Из этих трех сценариев я склонен принять второй из осторожности и скромности. Если мы добавим число китайских католиков, которые, согласно отчету, составили 9 млн в 2010 году, Китай станет крупнейшей христианской страной в мире к 2030 году», — пишет социолог в Slate .

Демографы прогнозирует, что население Китая достигнет своего пика в 2030 году — 1,4 млрд. К тому времени христиане составят 16,1% населения. Если рост продолжится на уровне 7%, христиане могут составить 32,5% населения Китая к 2040 году и 66,7% к 2050 году, что будет иметь важные социальные и политические последствия в Китае и за его пределами.

Почему и как : «Вера вписывается в современные научные технологии» . Социологи считают, что значительное увеличение числа христиан в Китае обусловлено «эволюцией» более образованных людей, которые испытывают «культурную несовместимость» с традиционной азиатской культурой и производственно-технологической современностью, что приводит к духовной депривации, на которую только христианство в состоянии ответить.

Интеллектуалы Китая, говорит социолог Старк, «убеждены, что должны повернуться к Западу, чтобы понять мир, в котором живут… а восточные религии не вписываются в современный мир, который их окружает, и только на Западе они находят подходящую философию и религию. Это довольно удивительно».

Восточные религии (даосизм, конфуцианство и буддизм) — все против прогресса; все они провозглашают, что мир катится вниз по склону от славного прошлого, и что мы должны смотреть назад, а не вперед. Никто из них не признает, что мы в состоянии понять что-то о вселенной — ведь это то, над чем мы должны медитировать, а не что-то, что мы можем опробовать и теоретизировать, как это делают физики и химики. И это не вписывается в картину мира, которую современные китайцы наблюдают за окном.

«Индустриальное общество и все науки, на которых оно основано, не очень хорошо согласуются с такого рода религиозными взглядами», — пишет Старк. «Но вопрос о том, что значит этот мир и как мы в нем живем, сохраняется — это крупный двигатель христианизации Китая, и это объясняет, почему наиболее образованные китайцы наиболее склонны принимать христианство».

По словам Старка, религиозное обращение происходит, в основном, через живые социальные связи, и поэтому они невидимы для правительственных чиновников. Он считает, что китайцы, проживающие в сельской местности, более вероятно принимают христианство, чем городские жители, потому что их социальные связи сильнее, и, таким образом, христианство распространяется там проще. «Это не палаточные встречи» — говорит Старк, — «люди присоединяются к вере гораздо интимней, гораздо тише».

4 августа 2015 года священник Джозеф Чжан Йинлин был назначен епископом — самые важные новости из Китая для католиков за последние годы. Епископ Чжан был утвержден китайским правительством и Святым Престолом — назначение епископа стало важным событием для двух стран после 60 лет раздора.

«Протестантизм преуспевает гораздо больше, чем католицизм, потому что он работает без иерархии… Насильственные догматы коммунизма, волны угнетения и кровопролития оставили мало доверия в душах людей, появился широкий запрос для замены идеологии и фундамента, на котором стоит строить жизнь. Коренные даосизм и народные религии плохо «оборудованы» для динамизма XXI века. Конфуцианство — это скорее философия, чем религия, ее почитаемое наследие коммунисты пытались уничтожить, но теперь они отчаянно пытаются скомпилировать из нее эрзац-версию идеологии.

Райт Дойл, доктор философии, из научного центра «Global China» говорит: «Китай нуждается в четких и авторитетных этических стандартах, которые выражаются в доступных канонах из литературы с реалистичной концепцией добра и зла в человеческой природе, которая обеспечит место для личного мира и нравственности в отравленном обществе, сможет вылечить нечистые умы. Стоит учитывать еще и то, что теперь Китай имеет и «всемирный охват». Райт утверждает, что и буддизм, и конфуцианство предлагают некоторые из этих вещей, но только «христианство в одиночку обладает всеми необходимыми качествами».

Старк предположил, что после соглашения между Пекином и Римом о выдвижении епископа Чжана «не осталось никаких причин для того, чтобы католики находились в подполье; они все теперь могут быть частью Церкви». «Во всех пресс-релизах подчеркивалось, что епископ был предварительно одобрен Папой. Это нарушает часть правил, и правительство допускает это, что означает, в некотором смысле, конец контроля правительством «нестандартного католицизма». Это происходит прямо под «открытым небом», и я думаю, что это очень важно», — пишет Старк.

«Дело еще и в том, что Коммунистическая партия Китая довольно глубоко вовлечена в христианство — в деревнях многие из местных коммунистических лидеров очень открыто его исповедуют, держа даже кресты на двери. В городах люди более сдержанны, но огромное число сыновей и дочерей коммунистических чиновников — христиане, они учатся в их элитных университетах, и это шокирует, такого вы не увидите даже в американских христианских колледжах. Вы не увидите столько христиан в Нотр-Даме или в Техасе, сколько увидите возле Пекинского университета», — говорит Старк.

Он отмечает, что много христиан и среди профессоров, и что христианство сильнее всего в университетах, где обучаются многие будущие члены коммунистической партии страны. «Это то, что происходит за кулисами, но становится уже неудобно не замечать и выдавливать идеи христианства», — говорит социолог. Некоторые из этих «подпольных» церквей в четыре этажа и на всех кресты. Они подпольны только тем, что у них нет официального разрешения, но они точно не прячутся.

Старк, все же, замечает, что не везде процветает толерантность, и в одной из провинций, Чжэцзян, недавно с церквей было приказано снять кресты, а несколько из них даже были разрушены. Семь христиан были задержаны в этой провинции. С 2014 года коммунистический режим снес более 200 церквей и снял более 2000 крестов в провинции Чжэцзян в попытке ограничить влияние христианства в регионе.

«Мы чрезвычайно рады тому, что Господь уже сделал с Китаем», — говорит вице-президент организации христианской миссии, в интервью The Christian Post , — «но это не значит, что задача решена».

«Ни мертвая рука коммунизма, ни циничная имитация конфуцианства, ни капитализм, ни демократия, ни другие земные вещи не будут определять судьбу моей земли. Христианство — это будущее моей страны», — пишет Ю Цзе, китайский христианин и активист демократического движения, в статье, опубликованной в The First Things .

«После событий на площади Тяньаньмэнь (когда много невинных жертв погибло и люди перестали верить в марксизм-ленинизм и маоистскую идеологию) Дэн Сяопин подумал, что ключом к сохранению режима у власти станет простой рецепт — сделать людей богатыми. Он осуществил их экономическую мечту — разбогатеть, и принес в жертву мечту политическую — жить в свободном обществе. Как наркотики, деньги держали людей до поры. Человек не может жить хлебом единым. Помимо материальных потребностей есть и духовные. Правительственные лидеры почувствовали кризис, они начали «рыться» в конфуцианстве и буддизме в надежде вернуть себе и партии прежний моральный авторитет.

Конфуцианство выстраивает характер человека, его интеллект, подчеркивает необходимость обуздать желания и умеренность, воспитывает доброжелательность: «Уважайте любого старейшину, ухаживайте за любым ребенком, как за своим». В качестве политического инструмента конфуцианство на протяжении всей истории Китая обеспечивало абсолютную власть, апеллируя к «мандату с небес».

Коммунисты приняли Конфуция в качестве модели. Отсюда возникла ненависть к интеллигенции. Сегодня партийные чиновники хватаются за Конфуция, как утопающий хватается за соломинку. Но сохранение их власти не может стать источником для культурного обновления страны. Если бы коммунисты откопали его могилу, Конфуций бы там вертелся.

В Китае столкновение цивилизаций в разгаре. Си Цзиньпин в апреле 2016 года заявил, что религия должна приспосабливаться к существующему социальному порядку Китая и принять руководство партии. Он в принципе с подозрением относится к гражданскому обществу и видит в христианстве угрозу. Ведь это самая большая сила в Китае за пределами коммунистической партии.

К сожалению, администрация Обамы сидит и смотрит, не желая оказывать давление на китайское правительство и добиваться реформ, несмотря на угнетение христиан. А Си, конечно, хочет положить конец «чрезмерности» религиозных объектов и «чрезмерной популярности» религиозной деятельности.

Похоже, именно христианам предстоит ведущая роль в развитии китайского независимого гражданского общества вне государственного контроля. У них есть веб-сайты, места сбора, списки рассылки. Городские церкви Китая станут главной силой его демократизации, свободного, гражданского общества, способного противостоять тирании и злоупотреблению властью. Необходима политическая теология, которая подчеркнет правильность закона Божьего, а не разделение церкви и государства.

Церкви в Китае — рассадник гражданской активности. Многие из этих церквей пресвитерианские и кальвинистские (где лидер паствы выбирается) — традиция, которая сыграла такую важную роль в становлении демократии на Западе. Церкви уже участвуют в благотворительности, образовании, культуре и других общественных секторах, расширяя общественное пространство Китая», — пишет Ю Цзе на страницах американского религиозного журнала The First Things .

«Все религии и конфессии в Китае должны быть независимы от иностранного влияния. Мы должны управлять религиозными делами в соответствии с законом и придерживаться принципа независимости в руководстве религиозными группами», — недавно заявил китайский лидер Си Цзиньпин.

По материалам The First Things, The Slate, The Christian Post, Get Religion, The Christian Daily, The Catholic News Agency.

Ранняя версия христианства в Китае называлась Цзинцзяо – Несторианство, которое является ответвлением западной ортодоксальной церкви и считает Христа персоной, обладающей двумя началами – человеческим и божественным. Олопен, римский священник, прибыл в Чанъань, столицу Китая при династии Тан, и был принят в 635 году императором Тайцзуном. В 638 году Олопен получил разрешение на строительство церкви, императорского храма Дацин. Во время правления императора Гаоцзуна несторианские церкви возникали на всей территории Китая, но через 250 лет эта религия была запрещена. Тем не менее, на северо-западе страны остались группы, продолжающие исповедовать и практиковать Несторианское Христианство. Это продолжалось до 13 века, когда в период правления династии Юань несторианство вновь возникло в Центральном Китае, где были основаны четыре епархии - в Датуне, Пекине, Чжанъе и Кашгаре. Первым католическим священником, посетившим Китай, был Джованни Монтекорвино, который в 1294 году был послан Ватиканом в Даду, столицу династии Юань, ныне Пекин. Он был прият имератором и плучил разрешене на строиельство церкви в Даду. Епархия была основана в аду в 1307 году, и Монткорвино был в нй епикопом вплоть до своей смерти в 1328 году.

Францисканский священник Мариньолли был назначен Ватиканом на пост епископа в Даду в 1342 году. Однако католицизм был распространен только во время правления монголов, и вместе со свержением монгольской династии Юань Минской династией, католицизм и несторианское христианство были изгнаны из Центрального Китая вместе с монголами. В следующий раз христианство проникло в Китай вместе с прибытием итальянского иезуита, Маттео Риччи, в Макао. Он построил в Гуандуне церкви и основал приблизительно 80 епархий. Маттео Риччи и его последователи работали в рамках китайской культуры и этикета, и знакомили Китай с новейшими научными достижениями Запада. Он занимал должность астронома при династиях Мин и Цин, пользуясь уважением императоров и императорского двора при обеих династиях. Католицизм в Китае стремительно развивался, и имел около 300 000 последователей. По всему Китаю насчитывалось около 250 католических храмов; однако, францисканцы и Орден Проповедников осудили иезуитов. Их разногласия спровоцировали Полемику о ритуалах и в 1704 году Ватикан выпустил декрет, запрещающий китайские традиционные обряды, такие как поклонение предкам, которые иезуиты считали совместимыми с католическим учением. Это вызвало возмущение императора Канси, и он приказал выслать из страны всех миссионеров, кто стремился отвратить китайцев от их национальных традиций. Это спровоцировало 100 летний запрет католицизма в Китае и привело к концу второго этапа миссионерской активности в Китае. В 1807 году, Роберт Моррисон из Лондонского миссионерского общества прибыл в Гуанчжоу. Он был первым, кто проповедовал протестантизм, но его миссия не увенчалась успехом, и к 1804 году он имел только одного последователя. Третий этап проникновения католицизма в Китай начался только в 1840 году, после Первой опиумной войны. Война превратила Китай в полуколониальное государство, и иностранные миссионеры были наделены рядом привилегий, включая право на обращение в веру. Это помогло убедить китайцев, которые продолжали считать христианство «иностранной религией».



Легендарная история

Существует легенда, появившаяся в XIII веке о том, что апостол Фома пробыл несколько дней в Китае, проповедуя, и оставил там несколько учеников.

Несториане

Первое документально подтвержденное знакомство китайцев с христианством относится к VII веку, времени правления династии Тан (618-907). Первыми прибывшими в Китай христианами были несториане. В 635 году небольшая группа несторианских миссионеров во главе с епископом Алобэнем (в китайской транскрипции) прибыла из Персии в Чанъань, в то время - столицу Китая. Они были радушно приняты при императорском дворе, и им было поручено перевести несторианские тексты для дворцовой библиотеки. В китайском языке их учение получило название «цзинцзяо», что можно перевести как «сияющая религия».

В 638 г. император Тайцзун впервые в истории Китая издал указ о веротерпимости, которой отныне могли пользоваться несториане. Указ гласил, что «не существует дао с постоянным именем, не существует мудреца с постоянным обликом» и оценивал религию несториан как «благоприятную для вещей и людей». Император также дал распоряжение о строительстве в столице монастыря с двадцатью одним монахом. В последующем несторианские монастыри появились во всех округах страны, которых тогда было около четырехсот. Епископ Алобэнь получил титулы «хранителя царства» и «властителя великого закона».



В VII-XI веках создается Канон Иисуса Мессии и другие христианские произведения на китайском языке.

В 845 году император Уцзун издал указ о роспуске несторианских монастырей, также как и буддийских и даосских. После этого несторианская церковь в Китае прекратилас свое существование.

Собственно, вероучение, которого придерживался Несторий, не было создано им самим, вероучение начинается гораздо ранее появления самого Нестория, но фактически является учением Антиохийской богословской школы, которой он принадлежал. Антиохийская христология развита в трудах предшественников и учителей Нестория - Диодора Тарсийского иФеодора Мопсуэстийского (IV век). Сами несториане всегда протестовали против наименования их несторианами. Интересно наблюдение В. Бартольда. Говоря о несторианах, В. Бартольд отмечает, что в Средней Азии несториане не называли себя христианами. Он пишет, что имя «христиане» «не перешло в восточные языки и не встречается ни в семиреченских надписях, ни в сиро-китайском памятнике».

Католические миссионеры

Первыми известными католическими миссионерами, прибывшими в Китай, стали члены Ордена Братьев Меньших. В 1234 году францисканец Джованни Монтекорвино основал первую католическую миссию в Пекине. В китайском языке католизизм получил название «еливэнь». К концу XIII века в Китае было уже около 30 тысяч католиков.

Деятельность иезуитов

Новый импульс в развитии католичества в Китае был связан с деятельностью иезуитов. В 1579 году известный иезуит Алессандро Валиньяно основал иезуитскую миссию в Китае. Вскоре в Китай отправляется итальянец Маттео Риччи, ставший другом Сюй Гуанци, министра церемоний при императоре Чжу Ицзюне. Иезуиты знакомили китайцев с достижениями европейской цивилизации. Их авторитет позволил и другим католическим миссионерам в течение столетия беспрепятственно работать на всей территории Китая. Но активность европейских проповедников начала вызывать недовольство как в правительстве, так и среди народных масс. В 1784 году деятельность иезуитов в Китае была запрещена, но они продолжали работать на полулегальной основе. В конце XVIII гонения на католиков усилились, но их влияние сохранялось.

Появление православной церкви в Китае

Первыми православными в Китае стали албазинцы - пленные русские, которые были зачислены в конце XVII века в гвардию императора. Известно также, что уже в 1692 году несколько китайцев, в том числе один мандарин, приняли крещение в русском православии. Заинтересованный в распространении русского православия в Китае, Пётр I направил православных миссионеров в Пекин. Китайское правительство рассматривало их как своих государственных служащих, обязанных обеспечивать духовное окормление состоящих на службе в императорской гвардии православных. На таком положении православные священники в Китае находились до середины XVIII века (подробнее смотри статью Русская духовная миссия в Пекине).

В середине XIX века вместе с европейскими торговцами в Китай устремились христианские проповедники из Европы и США, преимущественно протестанты. Силами христианских общин в Китае строились церкви, создавались приюты, образовательные и медицинские учреждения. Однако происходило это на фоне все более усиливающейся конфронтации тех китайцев, которые ориентировались на западную цивилизацию, и тех, кто стремился по мере возможности сохранить самобытность китайской культуры. Отношение основной массы населения Китая к христианству постепенно ухудшалось. На рубеже XIX-XX веков произошло восстание ихэтуаней, которые стремилось очистить Китай от иностранного засилья. Китайцам-христианам ихэтуани предлагали выбор: отречься от своей веры или быть убитыми (смотри также статью Китайские новомученики)

После Синьхайской революции

Во время японской агрессии против Китая в 1930-е - 1940-е годы принадлежность китайцев к католикам или протестантам была неким символом оппозиционности по отношению к оккупантам. В 1920-е-1930-е годы в Китае возросло число и православных, преимущественно за счёт иммигрантов из России.

К моменту образования КНР в 1949 году в Китае насчитывалось примерно 1,8 мил. христиан, из которых 750.000 были протестантами. Была поставлена цель создания бесклассового общества, для достижения которой была декларировалась необходимость отмена религий, на которые впоследствии оказывалось давление. До середины 1950 годов были высланы все иностранные миссионеры, число которых составляло примерно 6200 человек. Церквям в Китае было запрещено поддерживать отношения с учреждениями и объединениями за границей. Во время так называемой Китайской культурной революции (1966-1976) отправление религиозных обрядов было полностью подавлено.

Во время правления Дэн Сяопина начался новый период, и, начиная с 1979 года отправление религиозных обрядов было снова разрешено. Так, уже в 1980 году в Пекине был отреставрирован и открыт для богослужений католический собор святого Иосифа.

Современное положение

На сегодняшний день свобода вероисповедания изложена в конституции только для следующих признанных государством религий: католичество и православие, протестантизм, буддизм, даосизм и ислам, образующие так называемое «патриотическое объединение». К этим государственным организациям относятся также "патриотическое «движение трёх» и «патриотическое объединение католической церкви», образованные уже в 1951 году. После культурной революции они вновь стали официально разрешёнными учреждениями для христианского меньшинства в Китае.

При этом католики, сохранившие верность Ватикану (их в Китае около 10 млн против 4 млн «католиков-патриотов»), до сих пор подвергаются репрессиям: арестовываются священники и миряне, закрываются их импровизированные домовые церкви. Правительство КНР постоянно обвиняет Ватикан в связях с «преступным режимом» Тайваня и во вмешательстве во внутренние дела Китая. Канонизация в 2001 году китайских католических мучеников, погибших в период с 1648 по 1930 годы, была названа министерством иностранных дел КНР «оскорбительной». От лица «правительства, народа и Католической Церкви Китая» был выражен решительный протест.

На основании заключений правозащитной ассоциации ChinAid, уровень преследований христиан в 2011 году (по сравнению с 2010) возрос на 42,5 %.

Христианство является одной из трех больших религий мира приехавщих в Китай с запада. Из трех религий, это был второе прибытие - после того, как буддизм и до ислама. Там было около 6 эпохи, когда китайцы стали христианами, а затем религия ушла в подполье или христиане были изгнаны или убиты.Первая волна вскоре начала после смерти Иисуса в первых веках нашей эры.Вторая волна была несторианством, начиная примерно с седьмого века.Третья волна была католицизмом, которые были распространены во время династии Юань (1206-1368).Четвертая волна была католицизмом во время династии Мин (1368-1644) и Цин (1636-1911) династии.Пятая волна в основном представляет собой протестантизм и Евангельское христианство, когда миссионеры прибыли в основном из Западной Европы и Америки в 1800-х и начале 1900-х. Шестая волна в основном есть коренные росты коренных христианских церквей, которые похожи на западных евангелистов и пятидесятников, которые начались во время Культурной революции, и это может быть самой быстрорастущей религией Китая в настоящее время в 21 веке. В настоящее время существуют десятки миллионов христиан, но и себя христианами, в основном женщины и живут в основном в развитых восточных побережьях.Религия была жестоко репрессирована и объявлена вне закона несколько раз в истории Китая, но оно быстро растет сейчас.

Настоящее китайское христианство

Во время Культурной революции в 1960-х и 1970-х годах, все религии были репрессированы. Церкви, храмы и мечети были разрушены, и много людей было убито и замучено, чтобы убедить людей от религии. Тем не менее, в сельской местности в некоторых восточных и северных провинциях, китайское христианство вдруг начало расти очень быстро, как китайский ходил проповедь от деревни к деревне. В некоторых селах и малых городах страны, большинство людей исповедует христианство.Репрессии не остановят рост, хотя это было обычно для христианских лидеров в тюрьме.

Этот рост прибыл из обращения. В отличии от других китайских религиозных единомышленников, христиане в Китае стали христианами путем изменения веры, а не по рождению. В Китае, люди, которые родились в мусульманских семьях считаются мусульманином, если они просто не едят свинину или следуют за другими "мусульманскими" обычаями. Людей считают буддийскими или даосскими членами если они просто отдают дань уважения на могилах предков и они считают, что их предки вместе с ними духовно. Но стать христианином во враждебном обществе является вопросом веры и является добровольностью. Китайские христиане должны верить, что человек, родившийся тысяч лет назад, и находится на тысячи километрах от одного неизвестного чужего человека который был Сын Божий.Убеждения трудно глотать и странно для Китайцев: как-то есть вера в человеке, который умер 2000 лет назад на территории иностранного государства и означает прощение грехов и спасение. Надо полагать, что это человек воскрес создал Вселенную.Верования странные и за пределами традиционных способов и мышления о природе человеческой жизни и космоса.

Христианство в Китае всегда была религией меньшинства во враждебном обществе. В отличии от западных стран, где христианство было доминирующей религией, христианство никогда не было частью культуры и почти никогда не религией правителей. Может быть, поэтому, в отличии от других религий, кажется, что христианское присутствие держали умирать после распределения христианства на некоторое время.

Тем не менее, в последние сто лет, христианство пустило корни. Десятки миллионов стали креститься христианам. В 1970-х он был известен как религия крестьян, но после 1989 года, он начал быстро распространяться среди образованных людей и деловых людей в прибрежных городах, таких как Шанхай и экономических районов зоны. Всем было известно, что число христиан удвоилось с 1997 года, и теперь они, возможно,составляет 5% населения.

Теперь христианство в Китае в основном поляризовано между Титуцон (基督教, китайский евангелический) и Тйанцуцо(天主教, китайские католики), правительство поддерживает три самостоятельные и независимые церкви "домашних церквей", и страна церквей включает бедные люди и городский китайский средний класс людей, богатых деловых людей, и образованных в высшей степени. Титуцон гораздо более популярн, чем Тйанцуцо, и там может быть есть вроде 70 миллионов китайцев евангелистов. Но трудно знать наверняка, так как никогда не было религиозного опроса, проведенного, и многие домашние церкви, которые Евангелические но не публичные. Три церкви самостоятельно говорят, что у них есть 20 миллионов пользователей, но в домашних церквах, где люди просто встречаются в домах и офисных зданиях, наверное, больше людей является посетителями. Большой процент принял участие в обоих видах встреч.

Китайское христианство отличается от традиционного европейского или американского христианства в том, что женщины, как правило, лидеры в церквях и группах. Женщины, как правило, большинство в доме церковные собрания или три услуги самостоятельной Церкви. Китайские христианства, как правило, пятидесятники. Это означает, что они регулярно молятся за чудеса и верят в чудесные "дары Духа". В Домовых церквях члены включают образованных и богатых китайских, как правило, сервис-ориентированных и памятуя или глобальных вопросов и проблем. Например, после большого землетрясения в провинции Сычуань в 2008 году, многие домашние церкви финансируемых добровольцев, которые отправились, чтобы спасти жертв и финансировать свои усилия восстановления. Иностранцы в Китае могут присутствовать на трёх самостоятельных церквях, но есть некоторые законы, направленные против иностранцев и китайских христиан собрались вместе, чтобы иностранцы в Китае шли в Церкови только для иностранных. Некоторые из этих церквей в больших городах большие. Домашние церкви подчёркивают, дают деньги и ресурсы и заботятся о потребностях христианов больше, чем в европейских и американских церквях. Три церкви самостоятельно большие и безличные. Правительство одобрило "католическое" (Танцуцо) Церквь не являются римско-католическим, потому что они не могут иметь прямого контакта или послушания к римской иерархии в Риме. Эти церкви имеют мало участия, хотя Танцуцо церковные здания широко распространены в городах. Восточное православие мало известно среди китайцев, за исключением такие места, как Харбин находящийся близко к России.

История

Иисус был основателем религии. Он жил в римской территории которая называют Израиль и родился евреем. Он родился около 0 AD и умер примерно в 32 году нашей эры. Он утверждал, что он был Сыном Бога, который означал, что он сам был Богом-Творцом в человеческой форме в зависимости от трудов своих прямых учеников. Может быть, первые христиане ездили в Китай в первые века по некоторым легендам, но не известно, какой эффект они имели. Часть проблемы о христианской истории является то, что китайские правители и люди других религий в Китае обычно пытались уничтожить христианов или свидетельство христианской истории или церкви, так что не ясно, что произошло в Китае в первые века после Рождества Христова.

Основное учение Иисуса было то, что Он есть Господь, и что если у людей есть вера в него и подчиняться ему, он бы спасти их от места после смерти места которое называется ад, тогда всем было известно, что он даст им физическую помощь и исцеление. Его ученики писали, что его смерть на кресте заплатила за грехи мира, для прощения грехов.Образ жизни в Новом Завете говорится о чрезвычайно тесном и личным контакте с любящим Творцом, который делает много чудес, чтобы благословить людей. Люди предупредили, что без изменения сердца людей не могут попасть на небеса и преследование обещалось.

Христианства

Первое ясное историческое свидетельство христианства в Китае относятся приблизительно к 600 году нашей эры. Были расколы в раннем христианстве, касающееся доктрины и власти.Патриарх или топ-христианский Константинопольский лидер, который был столицей Римской Византийской империи, которую назвали Нестория расходились с другими лидерами о некоторых доктрин в году 430. Многие лидеры и церкви встали с ним, когда произошло разделение. Некоторые несториане переехали в Персию.Несториане называли их Церковь Востока, и она широко распространилась в Центральной Азии и распространился в Китае в 7-м веке.

Мы знаем о существовании христианов в Китае и о своей деятельности через археологические открытия несторианской церкви и несторианскые настенные росписи рядом с Турфаном в Синьцзяне, старая церковь остается в Китае, наблюдение Марко Поло и другие счеты, и памятник, который был высечен в 781 году.Памятник объяснил степени христианства в Китае и как миссионер по имени Алопин пришёл к Чанг, который был тогда столицей империи Тан в году 635.Памятник описывается довольно подробно, как учение и рост религии.Памятник был открыт в Сиане в году 1625.На Памятнике написано, что император имени Тан Тайцзун(599-649), утверждел проповедение религии во всей империи и приказал построить церковь в Чанг. На памятнике узнаваемы, как христианское учение к современным христианам, но они также, кажется странными и неполным.

Алопун по маршруту Шелкового пути через коридор Ганьсу и до Чанг. Он путешествовал через Синьцзян.Несторианский церквь был обнаружен за пределами древнего города Шелкового пути из Цонян. Это и некоторые настенные росписи показали, что христианство несторианского толка была религией в районе в одно время.Уйгуры прибыл в Синьцзян и взял его в течение примерно в году 842. Некоторые из них стали несторианским толком. В нескольких местах в танский Китай, возможно, не был более христианов, чем буддисты. В конце династии Тан, Тан правители стали нетерпимы к императору Вуцон (814 - 846) "иностранных религий". Как даоссизм постановил, что все иностранные религии быть запрещены, и христиане и люди других религий, включая буддизм подвергались преследованиям. В 907 г. династия Тан была разрушена, и торговля и поездки по маршруту Шелкового пути в основном закончился.

В 1279 году монголы захватили Китай и установили династию Юань (1279-1368 гг.) Они вновь торговли по шелковому пути, хотя Синьцзян, и Марко Поло отправился в Китай. Когда он вернулся в Европу, он сообщил, что существует большое количество несториан на юге Китая, в Пекине, который был столицей империи Юань, и в крупных торговых городах, которые он посетил. Католический Папа послал миссионера в Пекин в 1294 году. Монголы были терпимы к различным религиям, и они разрешили католикам строить церкви. К концу династии Юань, было много католиков в Пекине и других городах. Тем не менее, китайцы возмущались монголам, и когда они восстали против монголов, они также напали на несториан и католиков. Во времена династии Мин, оба вида христиана были изгнаны.

В конце династии Мин, католики пришли в Китай еще раз. Существовал "Реформация" христианства в Европе, и группа образованных католиков называют иезуитом и послала миссионеров в Азию. В 1582 году иезуитский имени Риччи приземлился в Макао. Затем он отправился в Пекин. Он сказал, что на 1605, были тысячи новообращенных. К 1615 году было 10.000. Некоторые из этих новообращенных были членами суда Мин. Маньчжуры завоевали Китай и основали династию Цин в 1644 году. Число католиков увеличилось во времена династии Цин (1636-1911). К 1724 году насчитывалось 300 католических церквей в Китае, но опять Цин император приказал, что церкви будут разрушены или конфискованы. Были оценкам 300000 католиков тогда, но число сократилось вниз.

Евангелисты

После этого, в 1800-х годах, протестантские и евангелические миссионеры, прибыли в Китай из Европы и Америки. Британское правительство вынудило правителей Цинь, чтобы дать им договор портов. Это были места, где миссионеры впервые были урегулированы. Тогда они начали путешествовать по внутренним. Хадсон Тейлор рисковал своей жизнью много раз, и был одним из первых пионеров миссиях за пределами Европейского районов порта. К 1895 году, у организации Хадсона Тейлора было более 600 миссионеров в Китае. Многие другие миссионеры создали школы и больницы. В Этих школах имееются образованные тысяч китайцев, а больницы и современная медицина сохранена, возможно, были десятки тысяч жизней.

Танпин восстания против династии Цин (1636-1911) был начат людьми с некоторыми протестантскими христианскими верованиями в 1850 году. Это восстание сначала было успешно, и они завоевали большую часть страны и создали конкурента капитала в Нанкине. Цинские правители победил восстание с иностранной помощи. Затем, в 1899 году боксерское восстание началось. Боксерское восстание началось китайскими художниками кунг-фу и вооруженной группой атакующих миссионеров и китайских христиан. Христиане редко отвечают ударом на удар. Восстание превратилось в открытое нападение на иностранных армиях в сочетании с Цинской армией. Нападение не удалось, и в 1901 году, китайский лидер Боксерского восстания, монах Шаолиня и другие начали бежать в другие страны.

Династия Цин (1636-1911) становилась все более непопулярной. Сунь Ят-Сена (1866-1925) родился в 1866 году в провинции Гуандун. Его называют «отцом современного Китая", потому что он помог организовать сопротивление и восстания против империи и был первым президентом Китая, и он, возможно, был самым видным крещеным христианином в истории Китая. Он сказал, что когда он был молод, он слушал рассказы о Танпин восстании и их цели из бывших солдат Tанпин. Когда ему было 13, он отправился в Гонолулу, Гавайи. Он вернулся в провинцию Гуандун после окончания школы на Гавайях. Он узнал христианские верования, и когда он прибыл в провинцию Гуандун, он ненавидел то, что китайское идолопоклонство тогда суеверным и было повреждение идола в храме. Он бежал в Гуандун после этого, и поступил в христианской академии в Гонконге в 1884 году. Он стал христианским врачом. Политические, общественные и религиозные изменения были главной целью его жизни. Он начал путешествовать по всему миру, чтобы организовать людей и для сбора средств. Он помог организовать революцию против Цин, которая была успешной, и в 1912 году, Сунь Ят-сен стал временным президентом Китайской Республики. Его капитал был городом Нанкин.

После того как он умер, китайское правительство разделен на коммунистические и националистические группировки. Националисты изначально контролировали большую часть страны. Чан Кай-ши был другим китайским президентом, который был крещеным христианином. Он был крещен в 1930 году. К тому времени, националистическое правительство было изгнано из Китая в 1949 году, Как было сказано, было 3 миллионов китайских католиков и почти миллион китайских протестантов. После этого, суровые репрессии и истребление христиан ведили многих христиан в подполье. В 1970-х, число родных евангелистов быстро увеличилось.

Христианство в Китае: история и современность. Владимир Григорьевич Дацышен

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! Христианство в Китае: история и современность. Владимир Григорьевич Дацышен. Введение. Христианство является важнейшим фактором истории и современного развития Китая. Католицизм (тяньчжуцзяо) и протестантизм (цзидуцзяо) на законодательном уровне включены в число официальных пяти религий в Китайской Народной Республике, а на уровне двух автономных районов Синьцзян–Уйгурского и Внутренняя Монголия официально признано и православие (дунчжэнцзяо). Если верить оценкам, численность христиан в КНР составляет несколько десятков миллионов человек и превышает число верующих даосов, буддистов и мусульман. Христианство, хоть и не стало органичной частью китайского религиозного синкретизма, оказало и продолжает оказывать огромное влияние на развитие китайской духовной культуры во всех ее проявлениях. Академик В. С. Мясников отметил: «Осмысление исторического опыта культурной адаптации христианского вероучения в Китае является одной из старейших проблем мировой синологии». История христианства в Китае является интереснейшим опытом взаимодействия между самым крупным в мире этнокультурным образованием и самой большой религиозной системой. Появление и успешное распространение христианства в Китае, обладавшим древнейшей и самодостаточной культурой, было не случайным. Еще в эпоху китайской классической философии, на заре китайской античности, в этой культуре возобладала идея, что истина не рождается в споре, не задана догматически, а присутствует отчасти в каждом суждении. «Внутренний смысл» любого учения находит внешнее выражение в учении другом. Распространение буддизма в Китае и эволюция китайских религиозно–философских систем в целом усилили эту идею «истинный смысл «трех учений» следует искать вне их». Распространение христианства в Китае во многом обуславливалось потребностями развития китайской цивилизации. Постепенная утрата в китайской гуманитарной науке интереса к «высшему знанию» становилась тормозом для прогресса. Демонстрация католическими учеными своего превосходства в ряде естественных и технических наук заставила часть китайской элиты и руководство страны поддержать христианство еще в позднем средневековье. Вековой период полуколониальной зависимости от стран Запада еще больше актуализировал проблему христианства в Китае. Китайская традиционная культура в целом оказалась способной доказать свою универсальность и самодостаточность, христианство осталось хоть и заметной, но не определяющей частью этой универсалии. Однако современная эпоха реформ и изменений мирового баланса сил оставляет проблемы, связанные с христианством в Китае, сложными и актуальными. Согласно историческим преданиям, первым проповедником христианства на Дальнем Востоке был апостол Фома, умерший в Индии, хотя посещение им Китая исторически не доказано. Предание также говорит об апостолах Филиппе и Варфоломее, достигших Монголии и Тибета. Древнейшими христианскими памятниками в Китае являются каменные кресты, предположительно датируемые IV‑V веками. С XVII века бесспорным в науке считается факт широкого распространения христианства несторианского толка в период правления династии Тан (годы правления 618–907). Согласно принятой в КНР официальной версии, «католицизм первоначально проник в Китай в VII веке». С христианством на Дальнем Востоке связаны многие проблемы «монгольского великодержавия» и династии Юань (годы правления 1271–1368). Появление в Китае христианских миссионеров в XVI веке положило начало непрерывному развитию как связей между Западом и Дальним Востоком, так и собственно китайской католической общины. Христианство явилось одним из решающих факторов модернизации китайского государства и общества. Массовое появление католических миссионеров, по мнению многих исследователей, положило начало переходу Китая к новой эпохе «новому времени». Китайские революционные силы в начале ХХ веке были тесно связаны с протестантскими церквями и организациями в регионе. С началом политики реформ в КНР началось возрождение христианских церквей и либерализация религиозной жизни. 1980–е годы стали периодом развития и роста всех религиозных течений в КНР (в том числе и сектантского толка). Это было отмечено даже в советских изданиях в период «перестройки». Сегодня ни одно из религиозных течений Китая не является доминирующим, число христиан в Китае составляет, очевидно, около 5–6% от всего населения страны. Показательна динамика роста числа христиан: ежегодно на 13% больше становится как католиков, так и протестантов. В основе этого феномена, уже получившего название «христианская лихорадка», помимо прочих важных причин, стоит особо отметить открытость христианства всем слоям китайского общества. Христианство в современном Китае не воспринимается как «иностранная религия» с негативным содержанием такого понятия. Более того, «иностранный» характер христианства отвечает движению Китая в сторону возрастающей открытости внешнему миру под влиянием процессов глобализации, что придает христианству в глазах многих дополнительную ценность. Вместе с тем необходимо отметить, что отношение властей Китая ко всем религиозным движениям характеризуется опасением роста влияния религии в обществе. Перспективы «христианизации Китая» в современном мире рассматриваются через призму глобальной геополитики, во многом определяемой противостоянием между США и исламским миром. Например, большой общественный резонанс получила книга бывшего американского корреспондента в Китае Дэвида Эйкмана «Иисус в Пекине». Этот американец, познакомившись с работой подпольных протестантских семинарий и посетив город Вэньчжоу, где каждый пятый житель христианин, озвучил харизматическую идею, которая якобы овладела умами китайских христиан, о том, что китайцы–христиане призваны обратить в христианство исламский мир и «вернуться в Иерусалим с Востока». Многие вопросы, связанные с христианством, имеют свою политическую сторону. Это и проблемы непризнания многих сект со стороны «атеистического» государства, непризнание со стороны «катакомбных» католиков государственной политики КНР в области религии. Сохраняются межконфессиональные противоречия и «исторический счет» в отношениях между противоборствующими в прошлом силами. Религиозные конфессии являются фактором межгосударственных отношений, а противоречиями в этой «деликатной» и уязвимой сфере общественно–политической жизни пытаются воспользоваться различные деструктивные силы, работающие на ослабление КНР. По этим причинам руководство страны и правящей КПК уделяют большое внимание религиозно–конфессиональной жизни, держат это сферу под достаточно жестким контролем. Но и вне зависимости от общей религиозно–конфессиональной и политической ситуации в КНР и в мире, христианство в Китае всегда было и будет «проблемным фактором» общественной жизни, так как противоречие между национально–государственным и религиозно–конфессиональным носит объективный характер. История христианства в Китае достаточно хорошо представлена в мировой историографии. Уже первые миссионеры занимались изучением и обобщением исторического опыта распространения и развития христианства в Китае. Например, главным трудом великого миссионера–иезуита Маттео Риччи считается написанная в начале XVII века «История проникновения христианства в Китай». Большой вклад в дело изучения истории распространения христианства в Китае внес немецкий миссионер–иезуит Бернард Штумпф. В начале ХХ века начинается научное исследование деятельности иностранных миссионеров, вскоре на Западе появились обобщающие исследования христианского миссионерства в Китае. К концу прошлого столетия в западной историографии накопилось немало обобщающих работ по различным проблемам истории христианства в Китае. Многие вопросы истории христианского миссионерства освещены и проанализированы в специальных исследованиях, посвященных истории опиумных войн или тайпинскому восстанию. На современном этапе сохраняется значительный интерес к данной тематике в мировой историографии. Заметным импульсом к развертыванию исторических исследований в этой области стало празднование 2000–летия Рождества Христова. Вплоть до конца ХХ века в китайской историографии истории христианства традиционно мало уделялось внимания, практически не было обобщающих исследований, специально посвященных проблемам христианских конфессий в Китае. К середине 1990–х годов около ста исследователей в КНР занимались проблемами христианства. Вместе с тем за годы реформ резко активизировалась деятельность по переводу западной религиоведческой литературы, появились разные исследовательские школы и направления, развернулись научные дискуссии по проблемам христианского миссионерства. В 1998 г. в Институте мировых религий Академии общественных наук КНР был создан специальный Центр исследования христианства. В последнее десятилетие прошлого века в Китае все чаще стали выходить в свет различные работы по проблемам христианства. Китайские исследователи обратили свое внимание и на проблемы истории православия в Китае, по которым в годы реформ начались оживленные дискуссии. Например, Юэ Фэн в своей монографии «История Православия» многие вопросы рассматривает в полемическом плане, апеллируя к работе Чжан Суя «Православие и православие в Китае» и другим исследованиям. Юэ Фэн разделяет историю православия в Китае на шесть этапов: проникновение православия в Китай; деятельность духовных миссий в Пекине с 1716 по 1858 год; распространение православия в Китае с 1858 по 1900 год; развитие православия в Китае в 1900–1917 и 1917–1949 годах; «упадок православия в Китае» до 1956 года. Созданную в 1935 г. Китайскую православную ассоциацию (Чжунго дунчжэнцзяо сехуй) автор характеризует как «единственную китайскую православную организацию в Шанхае», задачей которой стало сплочение вокруг Шанхайской епархии китайских и российских православных верующих. Итогом резкой активизации исследований по этому направлению стала публикация в первые годы XXI века множества обобщающих исследований по истории христианства в Китае. В КНР регулярно выходят сборники статей и научных докладов китайских и зарубежных исследователей, занимающихся проблемами христианства в Китае. Свидетельством интереса к христианству в Китае является и издание переведенных на китайский язык классических западных работ. Определенным рубежом в развитии китайской историографии истории христианства можно считать выход в 2006 г. в Нанкине обобщающей работы «История христианства», в которой развитие христианства в Китае дается на фоне общей картины истории христианских конфессий в мире. История и современные проблемы христианства в Китае имеют для России, как в основе своей европейско–христианской страны, особый интерес. Особое значение для нашей страны имеют актуальные проблемы, связанные с православием в Китае. Неслучайно, вопросы возрождения православия поднимались и Президентом Российской Федерации В. В. Путиным во время его официальных визитов в КНР. В российской исторической науке проделана большая работа по изучению проблем распространения и адаптации христианства в Китае. На первых порах, в XVIII‑XIX веках, интерес к христианству в соседней стране во многом был связан с поиском путей и развитием институтов русско–китайских отношений. Долгое время католические миссионеры, а также православные албазинцы выполняли функции посредников и переводчиков при разрешении российско–китайских проблем и противоречий. С начала XVIII века единственным учреждением, представлявшим Россию в Китае и российское китаеведение, была Российская духовная миссия в Пекине. К XVIII веку относятся первые труды по истории Российской духовной миссии в Пекине. Работа иеромонаха 4–й миссии Феодосия (Сморжевского) «Выписка из замечаниев о пекинских духовных миссиях» была составлена в форме хронологических записок и была доведена до 1751 года. Автор данного труда не только описал, но и дал критический анализ деятельности русских миссионеров в Китае. Крупным исследованием истории русско–китайских отношений стал труд начальника 8–й миссии (1794–1808) архимандрита Софрония (Грибовского) «Уведомление о начале бытия россиян в Пейдзине и о существовании в оном грекороссийской веры». Большой вклад в изучение истории христианства в Китае внес исследователь и популяризатор знаний о Востоке Г. И. Спасский, издававший в Петербурге журналы «Сибирский вестник» и «Азиатский вестник». На основе широкого круга архивных документов и литературы было сделано церковно–историческое исследование иеромонаха Николая (Адоратского) «Православная миссия в Китае за 200 лет ея существования». Эта работа была защищена в 1887 г. как диссертация, автор получил степень магистра богословия. Некоторые данные по присутствию христианства в Китае были опубликованы в «Географическом обозрении Китайской империи» З. Матусовского. Вопросы христианства на территории Цинской