Open
Close

Призвание петра и андрея. Толкование на Евангелие от Луки

“Нет больше той любви, как если кто положит
душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю
вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его;
но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего”
(Иоанна 15:13-15).

В этом уроке мы не только
встречаем Иоанна Крестителя, но также знакомимся с учениками Иисуса и Его ближайшими
друзьями. Ближе всего к Иисусу были двенадцать учеников, которых он призвал,
чтобы совместно служить человечеству. Самоотверженная жизнь этих людей, описанная
на страницах Святой Книги, всегда наполняет наши сердца благоговением. Возвратимся
к тому месту, где мы оставили Иисуса в прошлом уроке. После искушения в пустыне
Он пошел к Иордану, где проповедовал Иоанн Креститель. В это время туда прибыла
делегация от синедриона, верховного иудейского суда. Синедрион, состоявший из
70 старейшин, послал священников и левитов, чтобы подробнее разузнать о деятельности
Иоанна и спросить о его полномочиях в этом деле.

I. Важная
миссия Иоанна Крестителя

1. Какие вопросы задавали Иоанну посланные от
синедриона?
(Иоанна 1:19-22). Разница между проповедником пустыни и пришедшими
из города учителями очевидна. Иоанн был одет в грубую одежду из верблюжьей шерсти
великие же люди из Иерусалима в богатые одежды. Иоанн не имел от синедриона
официального разрешения проповедовать, и его независимость задевала их самолюбие.
Кроме того, в душу их закралось беспокойство- а вдруг окажется, что Иоанн действительно
пророк, посланный Богом? Как быть тогда?

2. Какое обоснование своей миссии представил
Иоанн?
(Иоанна 1:23-25). Иоанн определенно заявил, что Он не Христос, и
назвал себя голосом, который должен возвестить о пришествии Спасителя. Тогда
священники обвинили Иоанна в том, что он не имеет права крестить: “И они спросили
его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?” Говоря о “пророке”,
иудеи имели в виду Моисея, ибо верили, что он будет воскрешен и взят на небо.
Они не знали, что он уже был воскрешен и находился на небе (Иуд. 9; Матф. 17:1-3).
Они также верили, что перед приходом Спасителя должен опять явиться пророк Илия,
взятый Богом живым на небо.

3. Каким именем Иисус назвал Иоанна Крестителя?
“И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти” (Матф. 11:14).

4. Как Иоанн представил своим собеседникам Иисуса?
“…я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете Он-то Идущий
за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви
Его” (Иоанна 1:26-27). Христос стоял среди них. Ни учителя, ни народ не знали
Его. Здесь и представился случай расспросить Иоанна подробнее о Христе, но они
не проявили к этому никакого интереса.

5. Какими словами Иоанн представил Христа народу?
“…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал:
«за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня”
(Иоанна 1:29, 30).

6. Чьими учениками были большинство из апостолов
Иисуса?
Они были учениками Иоанна Крестителя.

II. Призвание
двенадцати апостолов

7. Кто были первые призванные Христом на служение?
(Иоанна 1:40-42). Вероятно, Петр уже раньше слышал о Христе и искал случая увидеть
Его. Когда Андрей сказал, что они нашли Мессию, Петр охотно пошел с ним к Иисусу.
Из этих двух братьев Петр был избран Богом для большего дела, чем его брат.
Андрей же был орудием в руке Божьей, чтобы привести Петра к Иисусу. Как хорошо
было бы, если бы все, принявшие Христа, приводили к Нему своих родственников!
Может быть, и вы приведете кого-нибудь ко Христу, предложив заниматься на этом
заочном курсе, повествующем о жизни Христа.

8. Кто были следующие два ученика? (Иоанна
1:43-45). Мы не находим имени Нафанаила среди двенадцати апостолов в Евангелии
от Марка (3:13-19) и Луки (6:12-16). В этих текстах рядом с Филиппом назван
Варфоломей. Предполагают, что Нафанаил и Варфоломей - одно и то же лицо. Нафанаил
молился под смоковницей, прося Бога открыть ему истину. Нашед Христа, он тот
час же принял Его как Спасителя мира.

9. Когда Христос вторично призвал учеников на
постоянное служение?
(Марк. 1:14-20). Первые призванные Христом ученики
проводили все свое время с Ним. Он начал работу один и только впоследствии
предложил ученикам оставить прежние занятия и целиком посвятить свое время служению
ближним. Иисус обещал этим рыбакам сделать их “….ловцами человеков”. Он исполнил
это обещание Его ученики сделались способными учителями и проповедниками истины.
Благодаря их деятельности весь известный тогда мир узнал о Христе и Его учении.

10. В чё м заключалась проблема в призвании
мытаря Матфея?
(Лук. 5:27–28). Матфей-Левий был сборщиком податей, т. е.
чиновником на римской службе. Его соотечественники-иудеи ненавидели таких людей
за то, что они служили завоевателям, и не общались с ними. Но Иисус не остановился
перед этим и призвал Матфея. Чтобы установить царство правды в сердцах людей,
необходимо было разрушить преграды, созданные иудеями в обществе, и уничтожить
предрассудки и предубеждения, из-за которых некоторые классы людей не допускались
к Богу и ко спасению. Иисус на примере показал, что каждый, верующий в Него
как в Сына Божия и готовый следовать за Ним, может быть Его учеником и другом
независимо от общественного положения. Он призвал Матфея, презираемого всеми
мытаря, в число Своих учеников, ближайших последователей и друзей; и Матфей
был глубоко тронут любовью Спасителя.

11. Как отреагировали фарисеи на общение Христа
с мытарями и грешниками?
(Лук. 5:30–32). Мытари чувствовали, что Иисус,
избрав одного из них в число Своих учеников, оказал им большую честь. Они очень
заинтересовались учением Христа. Но вожди фарисейской секты критиковали Иисуса.
Иисус отразил их нападки их собственным оружием: если мытари страдают ужасной
болезнью греха, то Он, как Врач души, как раз и пришел, чтобы помочь таким людям
– духовно больным. Но тем, кто не чувствовал нужды во Враче, Он не мог помочь.

12. Почему Христос принял в число апостолов Иуду?
(Иоанна 6:64). “И, тем не менее, Христос не лишил его призыва благодати и дара
любви. Видя опасность, угрожающую Иуде, Спаситель ближе привлек его к Себе,
ввел его в тесный круг Своих избранных учеников… Что касается Иуды, то работа
любви Христа оказалась тщетной” (Воспитание, стр. 92-93).

13. Какова была цель избрания двенадцати апостолов?
(Марк. 3:13-19). Они были призваны Иисусом, чтобы стать руководителями Его церкви.
Это был первый шаг в организации христианской церкви.

III. Великая
миссия двенадцати

14. Как велика была миссия двенадцати? Они
были призваны на самое высокое служение, доступное человеку (Матф. 19:27, 28),
и имели преимущество общаться с Сыном Божиим и сотрудничать с Ним в спасении
погибающих (Иоанна 17:1-9). Как двенадцать патриархов были представителями Израиля,
так апостолы вместе со Христом являются основанием христианской церкви (Ефес.
2:19-22). Восемь книг Нового Завета написаны учениками из числа 12-ти, а именно:
Евангелия от Матфея и Иоанна, два послания Петра, три послания и Откровение
Иоанна. Со дня Пятидесятницы, движимые Духом Святым, они возглавляли самое большое
миссионерское движение. Почти все ученики, кроме Иоанна, умерли мученической
смертью. Они являются примером для служителей церкви всех веков.

15. Как изменился характер учеников под влиянием
Иисуса?
«Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные
и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом». (Деяние
4-13).

16. Каково наше отношение к миссии двенадцати
апостолов?
“Как Христос послал своих учеников, так Он сегодня посылает членов
Своей церкви. Долг каждого христианина заключается не только в том, чтобы ожидать
пришествия Спасителя, но чтобы ускорить его” (“Деяния апостолов”, стр. 360,
361).

Заключение

Каждый желающий учиться от Христа может стать Его
учеником и соработником.

Контрольные вопросы

Отметьте, истинны или ложны следующие утверждения:

1. Синедрион состоял из семидесяти старейшин.

2. Иоанн имел от синедриона разрешение проповедовать.

3. Иисус назвал Иоанна Крестителя Илией.

4. Большинство учеников Иисуса были учениками Иоанна
Крестителя.

5. Из двух братьев Петр был избран Богом для большего
служения, чем его брат Андрей.

6. Предполагается, что Нафанаил и Варфоломей –
одно и тоже лицо.

7. Иудеи уважали сборщиков податей, потому что
они были чиновниками римской власти.

8. Мытари чувствовали, что Иисус, избрав Матфея
Своим учеником, оказал им большую честь.

9. Избрание 12 апостолов явилось первым шагом в
организации Христианской Церкви.

10. Со дня Пятидесятницы, движимые Духом Святым
апостолы возглавляли самое большое миссионерское движение.

11. Каждый желающий учиться от Христа может стать
Его учеником и соработником.

Иисус успокоил Петра, сказав ему: «Не бойся . Следуя за Мной теперь, ты будешь потом словом Моим привлекать к себе умы и сердца людей; перестав быть рыбаком, ты станешь ловцом людей; отныне будешь ловить человеков (Лк. 5, 10)».

Услышав этот призыв, Петр, а за ним Андрей, Иаков и Иоанн вытащили свои лодки на берег и, оставив на месте и сети, и пойманную рыбу, пошли за Иисусом.

Евангелисты Матфей и Марк, рассказывая о том же призвании Апостолов, умалчивают о том, что этому призванию предшествовал чудесный улов рыбы, вследствие чего их повествования, вполне согласные между собой, кажутся не вполне согласными с повествованием Евангелиста Луки. Для сравнения приведем повествования первых двух Евангелистов

Матфей. 4. 18-22: Марк. 1. 16-20:
Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

Из сравнения этих вполне согласных между собой повествований Евангелистов Матфея и Марка с повествованием Евангелиста Луки обнаруживается, что призвание учеников состоялось на берегу озера, называющегося морем, в то время, когда они были в лодках с рыболовными сетями; расхождение заключается в том лишь, что, по рассказу Луки, Петр с товарищами были призваны после улова рыбы, а по рассказу Матфея и Марка призвание состоялось тогда, когда Петр и Андрей закидывали сети в море, а Иаков и Иоанн чинили свои сети.

Нет никакого основания полагать, что Евангелисты Матфей и Марк говорят не о том событии, о котором повествует Евангелист Лука, так как невероятно, чтобы Иисус Христос призвал тех же учеников два раза при столь сходных обстоятельствах. Поэтому кажущееся разногласие в повествованиях Евангелистов следует объяснить тем, что первые два Евангелиста имели в виду рассказать только о том, как, по зову Иисуса, Петр, Андрей, Иаков и Иоанн оставили все и пошли за Ним; рассказывая же только об этом призвании, они могли обойти молчанием обстоятельства, предшествовавшие этому важнейшему в их глазах событию.

Рассказанное тремя Евангелистами призвание учеников можно было бы рассматривать как первое призвание Петра, Андрея, Иакова и Иоанна следовать за Иисусом в качестве Его учеников, если бы Евангелист Иоанн, вообще дополнявший первые три Евангелия, не рассказал нам о призвании Андрея, Петра, Иоанна, Иакова, Филиппа и Нафанаила, происшедшем ранее того, вслед за торжественным свидетельством Иоанна Крестителя об Иисусе как Мессии, Сыне Божием (Ин. 1, 35-51).

Сопоставляя эти два призвания с обстоятельствами, предшествовавшими второму призванию, можно заключить, что после первого призвания ученики Иисуса не всегда следовали за Ним во время Его путешествий, а иногда отлучались к своим прежним занятиям; после же второго призыва они сделались неотлучными Его спутниками, а вскоре и избранными, в числе двенадцати, Апостолами.

Значение синагоги

Иисус часто учил в синагогах еврейских. Синагогой назывался дом для религиозных собраний: чтения закона и общественных молитв. Хотя Моисей повелел совершать богослужения и жертвоприношения в одном только месте, где находилась скиния (перенесенная после в первый храм, построенный Соломоном в Иерусалиме), но во время Вавилонского плена, вдали от Иерусалима, на чужбине, евреи чувствовали крайнюю необходимость в общественных собраниях с религиозной целью; если в таких собраниях и нельзя было приносить жертвы Богу по закону Моисея, то можно было, по крайней мере, совместно читать книги закона и молиться. Дома для таких собраний назывались синагогами. Синагоги сделались потом настолько необходимой принадлежностью всякого еврейского поселения, что и по освобождении евреев из плена их устраивали везде, где только поселялись евреи, не только в Палестине» но и в местах еврейского рассеяния. В синагоге были: ковчег, в котором хранились книги закона; кафедра, с которой читали закон и пророков, и места для сидения. Собирались в синагогу по субботам и праздникам. Читать и толковать закон и пророков мог всякий, признающий себя способным на то. Читающий обыкновенно стоял во время чтения, а когда начинал объяснять прочитанное, то садился.

Слушая постоянно мертвое слово своих учителей, каковыми были преимущественно фарисеи, галилеяне были чрезвычайно удивлены, когда услышали живое слово Иисуса; те говорили как рабы закона, а Иисус - как власть имеющий (Мк. 1, 22). Книжники и фарисеи исказили смысл закона, сами не понимали его, и потому говорили не убежденно и не убедительно. Иисус же говорил Свое, то, что слышал от Отца Своего, а потому говорил властно, убежденно и убедительно. Понятно, какое сильное впечатление производила Его речь на непредубежденных слушателей.

Евангелист Лука дополняет рассказ Евангелиста Марка, говоря, что Иисус в Капернауме учил... в дни субботние (Лк. 4, 31), то есть: каждую субботу пребывания Своего в Капернауме Он учил в синагоге.

В то время, когда Иисус учил в синагоге, был там человек, имевший нечистого духа бесовского (Лк. 4, 33), или, как говорит Евангелист Марк,одержимый духом нечистым (Мк. 1, 23).

О бесноватых вообще

Непризнающие существования злых духов отвергают, конечно, и возможность присутствия их в человеке; они говорят, что современники Иисуса и Сам Иисус принимали сумасшедших за бесноватых или одержимых злым духом.

В главе об искушении (с. 146-147) сказано, что диавол, злой дух или бес, не имеет власти над человеком, и если побеждает его, то не силою, а обманом, обольщением. Человеку дан разум и свобода воли, и он этим оружием может бороться с искушениями дьявола; но если он поддается влиянию злого духа, подчиняет ему свою волю и исполняет то, что он укажет ему, то становится одержимым злым духом.

«Беснование нельзя смешивать ни с какой физической болезнью; это особое состояние души. Расстройство, замечаемое в способностях бесноватого, происходит не от болезненного состояния мозга или других органов, но от насильственного и разрушительного действия какой-то высшей воли; поэтому исцеление бесноватого не зависит от врачебной науки и может совершиться только нравственным воздействием духа на дух. Правда, беснование сопровождалось обыкновенно настоящими болезнями; некоторые чувства оставались бездейственными: бесноватый или ничего не видел и не говорил, или подвергался корчам и припадкам; но это расстройство органической жизни бесноватого находилось в зависимости от насильственного действия духа, который обладал им; единство, связывающее душу и тело, таково, что расстройство душевное влечет за собой и расстройство органическое» (из сочинения Дидона «Иисус Христос»). Судам уголовным и врачам-психиатрам известны случаи безотчетного и вполне непонятного влечения человека к совершению какого-нибудь зверского преступления, большей частью убийства. Подвергшийся такому влечению не сразу подчиняется ему; нередко он ведет ожесточенную борьбу с ним, но вместе с тем он чувствует, как воля его постепенно ослабевает, как он все менее и менее сопротивляется этому влечению, как он, наконец, поддается ему, становится его рабом, идет и совершает бесцельное, безумное, не оправдываемое никакими соображениями убийство; и почти всегда совершает его особенно зверским образом и как будто вполне спокойно, хладнокровно. Бывали случаи, когда подвергшийся подобному влечению несчастный шел в лечебницу, говорил о своем безотчетном и безудержном желании убить кого-нибудь (безразлично - кого именно), и в отчаянии молил врачей о спасении.

Профессор С. Корсаков в своем «Курсе психиатрии» (с. 253) приводит следующий случай такого непреодолимого влечения к совершению убийства. «Еще в феврале (говорит больной) у меня явилась мысль убить детей. Месяцев пять меня преследовала она; меня что-то толкало; я не мог от нее отделаться ни днем, ни ночью, ни за работой. В течение трех ночей я вставал с постели, чтобы убить детей. В первую ночь я выбежал на двор, чтобы выгнать эту мысль; через полчаса я успокоился и лег в постель, На другую ночь я также вышел и, вернувшись зажечь свечу, я взял бритву и, расхаживая взад и вперед по комнате, с кровожадностью смотрел на детей; наконец, я положил бритву на место и пошел на скотный двор... На третью ночь я несколько раз выходил и снова входил, чтобы покончить: я был совсем готов... Я вошел в комнату детей, держа в одной руке свечу, а в другой заступ... Я посмотрел, в кровати ли сын; его не было. Занавески кроватей моих дочерей были откинуты, и я видел, что они в постели. Я подошел, поставил левую ногу на стул, чтобы иметь опору, и начал наносить один удар за другим по их головам... Они спали, не сделали ни одного движения... Я не знаю, сколько ударов я нанес... Перед убийством я ни о чем не думал, как только о том, чтобы убить и бежать; после я не посмотрел даже на трупы, но почувствовал очень большое облегчение, которое продолжалось до тех пор, пока я не пришел в лес. Тогда я почувствовал упадок сил и закричал: “Я погибший человек”…» Позднее больной говорил: «Это должно было случиться; я не мог помешать себе сделать это дело, убийство»...

Называя такие влечения насильственными или навязчивыми, профессорС. Корсаков говорит: «Больной сознает, что его влечение совершенно безумно, но не может с ним бороться. Он предвидит все его последствия, но не может преодолеть того мучения, которое испытывает до удовлетворения своего безрассудного, вредного для него самого и для окружающих влечения» (с. 251). «Иногда навязчивые влечения достигают высшей степени напряжения так быстро, что переходят в действие почти одновременно с тем, как это влечение достигает сознания; однако и при этом человек не теряет сознания: он впоследствии ясно помнит, что именно он сделал, но решительно не может понять, по каким побуждениям он это совершил и что влекло его».

Когда на суде спрашивают врачей, можно ли признать сумасшедшим обвиняемого, совершившего убийство под гнетом такого влечения, они, в большинстве случаев, основываясь на изучении предшествовавшей жизни обвиняемого и обстоятельств, сопровождавших совершение преступления, говорят: обвиняемый действовал с полным сознанием преступности совершенного им поступка, и помнит все совершенное им со всеми мельчайшими подробностями; но воля его была подавлена навязчивым и насильственным влечением, и он не в силах был противиться этому влечению. А если он совершил преступление вопреки своей воле, под непреодолимым давлением чего-то, очевидно, постороннего ему, то есть чужой воли, то чья же эта ужасная, преступная, адски злая воля? Не того ли духа, которого мы называем злым? И этот несчастный, совершающий вопреки своей воле безумное убийство нередко даже неизвестного ему человека, разве он не одержим злым духом?

Многие спрашивают: «Почему во времена Иисуса Христа были бесноватые, а теперь их нет?»

Отвечая на этот вопрос, мы должны заметить, что в нем содержится крупная ошибка: одержимые злым духом и бесноватые всегда были, и в настоящее время их немало; но на тех одержимых, которые не проявляют буйства, мы почти не обращаем никакого внимания. Вспомните громкое уголовное дело об убийстве ростовщика Диманта, которому доставляло наслаждение любоваться беспомощностью и гибелью жертв его ростовщичества. Вспомните Шейлока (хотя и не существовавшего в действительности, но созданного как тип гением Шекспира), с адским хладнокровием готовившегося вырезать фунт мяса около сердца его должника Антонио. Разве это не одержимые злым духом? А если одержимые становятся буйными и, следовательно, опасными для окружающих, то их прячут от нас в дома для умалишенных, где они незаметно для нас и умирают.

Несомненно, что много так называемых сумасшедших теряют рассудок вследствие каких-либо телесных болезней, главным образом, болезней головного мозга; но несомненно также и то, что среди содержимых в домах для умалишенных немало страдающих только болезнью воли; и если их воля подчинена невидимому для них существу, то их следует считать одержимыми злым духом.

Исцеление бесноватого

Одержимые злым духом и во времена Иисуса Христа не всегда неистовствовали; только самые буйные удалялись из городов и селений в пустынные места, другие же продолжали жить в своих семьях. Один из таких, не особенно буйных, пробрался в синагогу в Капернаум, когда Иисус поучал собравшихся там, и неожиданно для всех громким голосом закричал: оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Крик этот произвел потрясающее впечатление на всех, кроме Иисуса, Который спокойным и, вместе с тем, властным тоном сказал злому духу (под влиянием которого кричал бесноватый): замолчи и выйди из него! (Лк. 4, 35). Бесноватый упал посреди синагоги, но тотчас же встал совсем исцеленным, так как злой дух, повинуясь повелению Иисуса, оставил его.

Ничего подобного не видели раньше находившиеся в синагоге, и потомунапал на всех ужас (Лк. 4, 36).

Слух о необычайном исцелении бесноватого изгнанием из него злого духа быстро распространился по всем окрестным местам, вследствие чего все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Иисусу.

В этом событии изгнания злого духа особенно обращает на себя внимание то обстоятельство, что к Иисусу обращался, очевидно, не одержимый бесом, а сам бес; одержимый же только исполнял беспрекословно волю беса, говорил то, что тот ему внушал; да и Иисус Христос, говоря: Выйди из него , - говорил эти слова злому духу. Блаженный Феофилакт в своем толковании на Евангелие от Луки говорит, что бес, предпослав Господу упрек, хотел потом увлечь Его лаской, думая, что Господь оставит его; поэтому, он и говорит:знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Господь не принимает свидетельства от беса, научая нас тому же, и говорит: замолчи и выйди из него (Блаженный Феофилакт. Толкование на Евангелие от Луки. С. 66).

А как часто мы поддаемся лести диавола, возбуждающей в нас гордость, излишнее самомнение, доходящее иногда до мании величия! Чтобы избежать такого пагубного обольщения, мы должны всегда помнить, что мы не можем быть своими судьями, и что если мы сами слишком высокого мнения о себе, то это мнение не наше собственное, а внушенное нам тем, свидетельству которого не следует доверять.

Случай с бесноватым произошел или в конце поучения, или же своей необычайностью помешал продолжать его, только, по словам Евангелиста Марка, Иисус вскоре вышел из синагоги. Его сопровождали четыре ученика, Симон, Андрей, Иаков и Иоанн, вторично призванные после чудесного улова рыбы и теперь не покидавшие Его.


Похожая информация.


О призвании первых апостолов ― рыбарей Петра, Андрея, Иакова и Иоанна ― рассказывают нам три евангелиста: Матфей (Мф. 4, 11‒22), Марк (Мк. 1, 16‒20) и Лука (Лк. 5, 1‒11), причем первые два кратко, как бы констатируя лишь самый факт призвания, а св. Лука подробно, описывая предшествовавший этому призванию чудесный улов рыбы. Как повествует нам св. евангелист Иоанн, еще на Иордане последовали за Господом намеченные Им первые ученики Его Андрей и Иоанн, затем пришли к Господу Симон, Филипп и Нафанаил. Но возвратившись с Исусом в Галилею, они мало-помалу обратились к своим прежним занятиям ― к рыбной ловле. Теперь Господь призывает их к постоянному следованию за Собой, повелевая им оставить рыбную ловлю и посвятить себя иному труду ― уловляя людей для Царствия Божия. Слух о пришествии Мессии быстро распространился по Галилее, и толпы людей стекались послушать Его учение. Все теснились вокруг Него, и вот, однажды, когда Он был на берегу Геннисаретского озера, называвшегося также морем (вероятно, благодаря бывшим на нем сильным бурям), Ему пришлось сесть в лодку чтобы отплыть несколько и учить из нее народ. Бы́сть же належáщу Емý нарóду (однажды, когда народ теснился к Нему), да бы́ша слы́шали (чтобы слышать) слóво Бóжiе, и Тóй бѣ́ стоя́ при éзерѣ Генисарéтстѣ , и (у)ви́дѣ (л Он) двá корабля́ (две лодки) стоя́ща при éзерѣ. ры́барiе же от шéдше от нею́ (выйдя из них), плакáху мрéжа (ἔπλυνον , вымывали сети). Влѣ́зъ (войдя) же въ еди́нъ от кораблю́, и́же бѣ́ Си́моновъ, моли́ (просил) егó от земли́ отступи́ти мáло (от берега отплыть несколько), и сѣ́дъ учáше изъ корабля́ нарóды . Господь убегает от славы, а она тем более преследует Его. Когда народ теснился около Него, Он всходит на корабль, чтобы с корабля учить стоящих на берегу моря, так что все находились пред лицом Его, и никто не ушел за спину. Окончив поучение, Господь велел Симону, которому принадлежала лодка, отплыть на глубину и закинуть сети: Я́коже престá глагóля (когда же перестал учить), речé къ Си́мону, поступи́ въ (отплыви на) глубинý, и ввéрзите мрéжа (закиньте сети) вáшя въ лови́тву (для лова). За то, что Он учил с корабля, Он не оставил владетеля его без награды. Он даже вдвойне его облагодетельствовал: одарил его множеством рыб и сделал Своим учеником. Подивись смотрению Господа, как Он каждого привлекает через свойственное и сродное ему средство, например: волхвов — посредством звезды, а рыбарей — посредством рыб. Заметь кротость Христа, как Он умоляет Петра отплыть от земли, ибо молил , разумей, вместо умолял. Опытный рыбак, трудившийся всю ночь неудачно, Петр был уверен, что и новый лов не будет успешен. И отвѣщáвъ (в ответ) Си́монъ речé (сказал) Емý, Настáвниче, объ нóщь всю́ трýждьшеся (трудились), ничесóже я́хомъ (ничего не поймали). Заметь и то, как благопокорен был Петр: Человека, Которого не видал, он принял на свой корабль и во всем ему повинуется. Когда Сей сказал ему, чтобы он отплыл на глубину, тот не отяготился, не сказал: всю ночь я трудился и ничего не приобрел, и Тебя ли теперь послушаю, и вдамся в новые труды? Ничего такого он не сказал, но напротив: по глагóлу (по слову) же Твоемý, ввéргу мрéжю (закину сеть). Так Петр был тепл в вере и прежде веры! За то и поймал он столько рыб, что не мог один вытащить их. Произошел столь чудесный улов, что даже сеть прорывалась. И сé сотвóрше (это сделав), я́ша (поймали) мнóжество ры́бъ мнóго . Протерзáшежеся (прорывалась) мрéжа и́хъ . Петр и Андрей должны были позвать на помощь своих товарищей, находившихся в другой лодке, Иакова и Иоанна, чтобы те помогли им вытащить пойманную рыбу: И поманýша причáстникомъ (дали знак товарищам), и́же бѣ́ху во друзѣ́мъ корабли́ (находившимся на другой лодке), да пришéдше помóгутъ (чтобы пришли помочь) и́мъ . Знаками пригласили соучастников, то есть общников, бывших на другом корабле. Знаками пригласил их потому, что пораженный необычайной ловлей не мог говорить. И прiидóша (пришли), и испóлниша (наполнили) óба корабля́, я́ко погружáтися и́ма (так что они начинали тонуть). Рыбы оказалось столько, что наполненные ею обе лодки начали тонуть. Далее, объятый ужасом Петр, в глубоком благоговении припал к ногам Исусовым просит Исуса сойти с корабля, говоря о себе, что он грешник и недостоин быть вместе с Ним: (у)ви́дѣвъ же (это) Си́монъ Пéтръ, припадé къ колѣ́нома I сýсовома, глагóля, изы́ди (выйди) от менé, я́ко мýжъ (потому что я человек) грѣ́шенъ éсмь Гóсподи . В этих словах он хотел выразить сознание своего недостоинства перед величием и могуществом Чудотворца. У́жасъ бо одержáше (объял) егó, и вся́ сýщыя (всех, бывших) съ ни́мъ, о лови́твѣ (от этого лова) ры́бъ, я́же я́ша (ими пойманных). Тáкожде же (также и) I якова и I оáнна, сы́на Зеведéова, я́же бѣ́ста обéщника (бывших товарищами) Си́монови . Словом кротости Господь успокаивает Петра и предрекает ему его будущее высокое предназначение: И речé къ Си́мону I сýсъ, не бóйся, отсéлѣ (отныне) бýдеши человѣ́ки ловя́ . По свидетельству евангелистов Матфея и Марка, Господь сказал обоим братьям Петру и Андрею: гряди́та (прiиди́та , идите) по Мнѣ́ (вслѣ́дъ Менé , за Мною), и сотворю́ вы́ (вáсъ бы́ти) ловцá человѣ́комъ , а затем призвал к такому же следованию за Собой других двух братьев Иакова и Иоанна Зеведеевых. Оставив свои сети, а последние два и отца своего, они последовали за Исусом. И извлéкше (вытащив) óба корабля́ нá землю (на берег), остáвльше вся́ (оставили всё), вслѣ́дъ Егó идóша (последовали за Ним). Если хочешь, понимай это и в переносном смысле. Корабль есть синагога иудейская. Петр представляет образ учителей Закона. Учители, бывшие до Христа, всю ночь трудились (ибо время до пришествия Христова — ночь) и ничего не достигли. А когда пришел Христос и настал день (см.: Рим. 13, 12), то апостолы, поставленные на место законоучителей, по слову , то есть по заповеди Его, закидывают сеть Евангелия и уловляют множество людей. Но апостолы одни не могут вытащить сеть с рыбами, а приглашают и соучастников своих, и сообщников, и влекут вместе с ними. Это суть пастыри и учители Церкви всех времен; они, преподавая и объясняя учение апостольское, помогают апостолам ловить человеков. Обрати внимание и на выражение: ввéргу мрéжю (закину сеть). Ибо Евангелие есть сеть, имеющая изложение речи смиренное, простое и приближенное к простоте слушателей; поэтому и говорится, что оно закинуто. Если же кто скажет, что через закидывание сети означается глубина мыслей, то и с этим можно согласиться. Итак, исполнилось слово пророка, сказавшего: Сé Áзъ послю́ (вот, Я пошлю) ры́бари мнóги, речé Госпóдь, и ловя́тъ (будут ловить) и́хъ, и посéмъ (потом) послю́ имъ мнóги ловцы́ (охотников), и ловя́тъ и́хъ от вся́к i я (погонят их со всякой) горы́, и от (со) вся́каго холмá, и от пещéръ кáменныхъ (из ущелий скал; Иер. 16, 16). Рыбарями назвал он святых апостолов, а ловцами ― правителей и учителей Церкви последующих времен.

В первые же дни Своего пребывания в Капернауме, Господь Иисус призвал четырех апостолов: Петра и Андрея, Иакова и Иоанна. Нужно было, чтобы они были свидетелями Его жизни, учения и чудес, до самого Его вознесения на небо. ПРОХОДЯ ЖЕ БЛИЗ МОРЯ ГАЛИЛЕЙСКОГО , – повествует евангелист, – Господь знал, что в это время четыре будущих Его апостола занимаются там рыбной ловлей, и пришел призвать их к апостольству: ОН УВИДЕЛ ДВУХ БРАТЬЕВ: СИМОНА, НАЗЫВАЕМОГО (которого Господь еще раньше, при первом свидании, назвал именем Петр) ПЕТРОМ, И АНДРЕЯ, БРАТА ЕГО , которого наименовала Первозванным, ЗАКИДЫВАЮЩИХ СЕТИ В МОРЕ, ИБО ОНИ БЫЛИ РЫБОЛОВЫ , люди бедные, простые, неученые; вот из каких людей избрал Себе Господь первых апостолов, да не похвалится перед Ним мудрый мудростью своей. И ГОВОРИТ ИМ: ИДИТЕ ЗА МНОЮ, И Я СДЕЛАЮ ВАС ЛОВЦАМИ ЧЕЛОВЕКОВ . Мир со всей его суетой то же, что бурное море; души человеческие то же, что рыбы в этом море житейском. Мрежа или невод, коим апостолы уловляют людей, это – Святое Евангелие. Как рыбарь извлекает неводом рыбу из моря, так апостолы проповедью Евангелия Христова извлекают души из грешной суеты житейской, из бездны неверия, в благодатный корабль Христов, т. е. в Божию, которая приводит их в светлое Царство Небесное. Воистину счастлив тот, кто уловлен мрежею Христовой и обретается на корабле Церкви Православной. Небесный Кормчий не попустит ему впасть в челюсти глубинного змия, диавола, если только сам он пребудет на корабле Христовом, т. е. не уйдет из Православной Церкви в расколы и ереси. Но поняли ли тогда апостолы-рыбари, что означает это обещание Христово – сделать их ловцами человеков? Едва ли... И, однако же, они ни на минуту не задумались, не остановились даже, чтобы передать кому-нибудь свои рыболовные сети, дабы они без пользы не пропали: они просто их бросили и с полной готовностью тотчас же последовали за Иисусом: И ОНИ ТОТЧАС, ОСТАВИВ СЕТИ, ПОСЛЕДОВАЛИ ЗА НИМ .

Такова сила Божественного слова Иисусова. Но велика была и их вера Христу: хотя Он и призвал их, но не принуждал; могли и не пойти, но, однако же, пошли, и пошли тотчас же. Вот такого же послушания желает и от нас Христос Спаситель наш: чтобы мы ни на минуту не откладывали того, чего требует Его закон. И как тогда говорил Он апостолам: «идите за Мною» , так и теперь всех Он призывает к Себе: «придите ко Мне все..» . (). Если и ты, христианин, услышишь слово Божие или голос твоей собственной совести, призывающий тебя на молитву или на дело доброе, Богу угодное, то ведай, что это Христос невидимо мимо ходит и взирает, и зовет тебя. Пошли апостолы за Христом, это значит – стали неразлучными спутниками, учениками Его, и всем сердцем отдались на Его святую волю. С ними Христос Спаситель идет далее по берегу. ОТТУДА, ИДЯ ДАЛЕЕ, УВИДЕЛ ОН ДРУГИХ ДВУХ БРАТЬЕВ, ИАКОВА ЗЕВЕДЕЕВА И ИОАННА, БРАТА ЕГО, В ЛОДКЕ С ЗЕВЕДЕЕМ, ОТЦОМ ИХ, ПОЧИНИВАЮЩИХ СЕТИ СВОИ . Им не на что было купить новые сети, и потому они чинили старые, изорванные сети; в такой бедности Иаков и Иоанн питались от праведных трудов своих и, связанные союзом братской любви, они не покидали старика отца и служили ему, как любящие дети. Мать их, благочестивая Саломия, впоследствии сама ходила с другими святыми женами во след Господа и служила Ему, чем могла. И ПРИЗВАЛ ИХ – призвал их Господь Иисус, конечно, тем же властным словом Своим: «идите за Мною» . Он не обещал им даже того, что обещал Симону и Андрею, но и они, по примеру своих товарищей по ловле рыб, безпрекословно, без всяких колебаний, последовали за Господом. При этом им нужно было расстаться с тем, что дороже рыболовных сетей: оставить отца своего, но и сила сыновней любви не могла устоять против силы слова Иисусова; И ОНИ ТОТЧАС, ОСТАВИВ ЛОДКУ И ОТЦА СВОЕГО, ПОСЛЕДОВАЛИ ЗА НИМ . Достойно примечания, что Господь не говорит апостолам: «оставьте мрежи, оставьте корабль и отца своего», Он говорит: «идите за Мною» (); но когда они хотят исполнить это слово, то оказывается, что надо начать именно с оставления и мрежей, и отца. Значит, кто желает действительно быть на пути к небу, тому необходимо оставить все земные привязанности, все, что препятствует ко спасению души. «Вот случай, – замечает блаженный Феофилакт, – когда нужно оставлять отца: когда он препятствует к добродетели и богоугождению». Должно веровать, что Отец Небесный, за твое послушание воле Его, не только самого тебя приведет на небо, но и противящегося отца твоего земного может привлечь туда же твоей верой.

Итак, послушные гласу Господа новопризванные апостолы, рыбари, простились со своим озером, с прежним занятием, с отцом и пошли за Господом. Так, можно сказать, рыболовное судно стало колыбелью христианства, а его повивальными пеленами – рыболовные сети. И ХОДИЛ ИИСУС ПО ВСЕЙ ГАЛИЛЕЕ , проходил по всем местам области, чтобы творить людям различные благодеяния духовные и телесные. Не ученики собирались к Учителю, как имеющие в Нем нужду, но Учитель ходит повсюду, чтобы собрать учеников. Не болящие ищут Врача, дабы получить от Него исцеление, но Врач ищет болящих, чтобы подать им исцеление. Воистину, как Сам сказал Он: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (). И служил Он, проходя по Галилее, УЧА В СИНАГОГАХ ИХ , т. е. в тех местах, куда Евреи собирались по праздникам, чтобы молиться, читать и слушать слово Божие. Сонмища или синагоги для Евреев были почти то же, что для нас, православных христиан, церкви Божии: только жертв не могли они приносить в синагогах, так как жертвы можно было приносить только в храме Иерусалимском. Христос Спаситель каждую субботу приходил в синагогу, молился здесь, как всякий благочестивый израильтянин, подавая и нам пример не дома только молиться, но и в церкви Божией, особенно в праздники, установленные. И Евреи могли видеть, что Он не враг Закона, что Он охотно исполняет все его предписания; могли слышать из уст Его, что Он не противник Моисею, потому что после молитвы Спаситель открыто поучал в синагоге народ, И ПРОПОВЕДУЯ ЕВАНГЕЛИЕ ЦАРСТВИЯ , возвещал радостную весть, что настало, наконец, давно желанное время, о котором предсказывали Моисей и все пророки, что открывается Царствие Божие на земле. Невидимо было это Царство Божие, о котором говорил Господь; никогда Иудеи не слыхали такого учения, какое Он проповедовал, и вот, чтобы уверить их в истине Своего Божественного учения, Он подтверждал слова Свои дивными чудесами, И ИСЦЕЛЯЯ ВСЯКУЮ БОЛЕЗНЬ , всякую застарелую, неизлечимую болезнь, И ВСЯКУЮ НЕМОЩЬ , всякую случайную немощь, В ЛЮДЯХ . Быстро пошла народная молва о новоявленном Пророке, Чудотворце: И ПРОШЕЛ О НЕМ СЛУХ – слава о Нем – ПО ВСЕЙ СИРИИ , по всей той области Римской, которая простиралась от реки Ефрата до моря Средиземного, и от Малоазийских областей до пустынной Аравии. И ПРИВОДИЛИ К НЕМУ ВСЕХ НЕМОЩНЫХ, ОДЕРЖИМЫХ РАЗЛИЧНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ И ПРИПАДКАМИ, И БЕСНОВАТЫХ , т. е. одержимых злыми духами, которые Божиим попущением овладевают людьми за их нечистую, греховную жизнь, особенно за гордость, нераскаянность во грехах.

Овладевают такими бесы и мучают их; приводили к Спасителю И ЛУНАТИКОВ , которых особенно мучил бес в полнолуние, которые бродят во сне по крышам домов и лазят, где придется, И РАССЛАБЛЕННЫХ , или разбитых параличом, лежащих без движения, И ОН ИСЦЕЛЯЛ ИХ всех, исцелял не человеческой силой, не врачебным искусством каким, а Своей всемогущей Божественной силой – одним прикосновением, даже одним словом Своим. И так много было этих чудесных знамений, что евангелист Матфей не считает нужным описывать каждое чудо отдельно, а только кратко упоминает о всех вообще. Христос разливал вокруг Себя, по выражению святителя Иоанна Златоуста , целое неизреченное море чудес.

Евангелие на Литургии в неделю 18-ю по Пятидесятнице
От Луки, глава 5, стихи 1-11

1 В то время Иисус стоял у Генисаретского озера

2 и увидел две лодки, причалившие к берегу; а рыбаки, сойдя на берег, мыли сети.

3 Войдя в одну из лодок - а была это лодка Симона, - Он попросил его немного отвести ее от берега, и затем, сидя в лодке, продолжал из нее учить народ.

4 Когда же Он кончил Свои слова, Он сказал Симону: «Отплыви на глубокое место, и закиньте сети для лова».

5 И Симон сказал Ему в ответ: «Наставник, мы всю ночь трудились и ничего не поймали; но раз Ты велишь, я закину сети».

6 И сделав это, они захватили многое множество рыбы, так что их сети стали прорываться.

7 Тогда они подали знак своим сотоварищам на другой лодке, чтобы те плыли к ним на помощь; те подплыли и до того нагрузили обе лодки рыбой, что лодки начинали погружаться в воду.

8 Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: «Господин мой, уйди от меня, потому что я человек грешный!»

9 Ужас напал и на него, и на всех присутствовавших вместе с ним при этом улове,

10 также и на Иакова и Иоанна, сыновей Зеведея, которые были товарищами Симона. И сказал Симону Иисус: «Не страшись; отныне твоим уловом будут люди».

11 И они, вытащив лодки на берег, все оставили и пошли за Ним.

Перевод Сергея Аверинцева

Каждого человека Господь призывает быть с Ним. И судьба наша зависит от того, как мы отвечаем на этот божественный зов. А бывало и так, что от достойного ответа некоторых людей менялись судьбы мира. В Ветхом Завете так произошло с «отцом всех верующих», Авраамом. И так было уже в новозаветную эпоху, эпоху Христовой Церкви, куда первыми были призваны двенадцать учеников, ставшие апостолами.

Но почему именно этих людей выбрал Господь для того, чтобы их трудами созидать на земле Свою Церковь? В том ли дело что именно эти люди, большей частью галилейские рыбаки, были самыми достойными, самыми мудрыми и нравственными из тех, кто жил тогда среди Израиля?

Евангелие дает понять другое: это были самые обычные люди, но у них было одно общее свойство души: они всем сердцем искали Бога и всем сердцем ожидали Его Мессию - Христа. Не потому ли они и были избраны? Они искали Бога, и Бог ответил им; они ожидали Христа - и встретили Его. Как только Господь начал Свою Проповедь - после Крещения, поста и возвращения из пустыни, - за Ним сразу же пошли люди, чтобы слышать Его слово и видеть Его чудеса. В один из этих дней Господь и выбрал Себе первых учеников. Итак, Генисаретское озеро; на берегу толпятся люди; их столько, что многим не видно и не слышно Иисуса. И вот Он входит в рыбацкую лодку и, отплыв от берега, говорит к народу. Хозяин лодки - Симон, будущий Петр. Он уже знаком с Иисусом - его приводил к Господу Андрей, брат Петра и тоже рыбак, ученик Иоанна Предтечи.

Закончив проповедь, Иисус обращается к Петру, сидящему тут же в лодке, и велит ему отойти на глубину и закинуть сети. Петр знает, что рыбы нет: для рыбака, трудившегося всю ночь и ничего не поймавшего, тщетность новой попытки очевидна. Но Петр повинуется этому Человеку, потому что он слышал Его Слово. Он закидывает сети в воды, которые только что были пусты. Ужас напал на рыбаков, когда сети начали прорываться, не выдерживая тяжести чудесного улова. И Симон, припав к коленям Иисуса, просит Его: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5, 8).

В этот момент Симону Петру приоткрылось, что Тот, кто был с ним в лодке, больше, нежели учитель и наставник. Петр испытал священный трепет, он ощутил, что рядом с Тем, Кто с ним в лодке, человек лишь «прах и пепел». Вокруг лодки была вода, выйти было некуда; «оставь меня, выйди из моей жизни» - вот что значили на самом деле вырвавшиеся у Петра слова. Всем своим существом Петр почувствовал, что прежняя Его жизнь Иисуса не вмещает, и если Господь входит в нее, то нужно, оставив весь мир, идти за Ним.

Петр - человек импульсивный, слова эти - результат его потрясения. Господь же, зная, что причиной им охвативший Петра страх Божий и благоговение, отвечает не на слова, но на глубинное движение его сердца. И Господь одобряет Петра. «Не бойся, - говорит Он, - отныне будешь ловить человеков» (Лук.5.10). Это - метафора. «Ты доставал из пучины рыб, а будешь спасать людей» - вот ее смысл. Передавая в Евангелии эти слова Господа, апостол Лука употребил греческий глагол ζωγρέω - ловить живьем.

В Септуагинте (греческом тексте Ветхого Завета) он означает также спасение людей от смерти (см. Числ. 31. 18). И Петр, а с ним и его друзья - братья Иаков и Иоанн, вытащив лодки на берег, оставляют их и идут вслед за Господом.

Затем было три года, которые они провели с Иисусом. Их Учитель совершал чудеса, исцелял безнадежно больных, возвращал к жизни уже умерших, и самое главное - учил как «власть имеющий», и слова Его были словами вечной жизни. И Петр от лица всех учеников уже назвал Иисуса Христом, Сыном Живого Бога.

Но ученики, так же, как и большинство их современников, полагали, что Мессия приходит, чтобы восстановить былую славу Израильского Царства. И когда Господь открывает им, что Ему предстоит принять смерть, это слово еще не вмещается в их души. Когда же Христос был казнен и погребен, вся их вера, надежда, любовь - вся их жизнь казалась разбитой и потерявшей смысл. Так же, как и вера Авраама, вера апостолов прошла через катастрофические испытания.

И тогда история с лодками и чудесным уловом повторяется снова. Господь снова творит то же чудо, чтобы возродить учеников к вере. Эта новая история начинается со знака крушения всех надежд: ученики возвращаются к тому, что они оставили, когда пошли за Христом.

«Иду рыбу ловить», - говорит Петр. «Идем и мы с тобою», - соглашаются другие. И так же, как тогда перед призванием, они трудились всю ночь безрезультатно, и сети их были пусты.

Но вот проходит ночь и наступает утро. И с берега их окликает воскресший Господь. И Петр, когда-то просивший Иисуса выйти из его лодки, теперь сам бросается в воду и плывет к берегу, к Господу. Следом приплывает лодка с множеством пойманной рыбы - как и в тот раз, по слову Господа (см.: Ин. 21, 3-11).

И слова Господа о Петре, что он станет «ловцом человеков», начнут исполняться именно теперь, после Воскресения Христова. Проповедь апостола Петра привлечет ко Христу сердца миллионов людей - не только тех, что видели его и слышали его живое свидетельство, но и всех тех, кто на протяжении двух тысячелетий читает в Новом завете о Петре и его призвании.

Иерей Михаил Браверман