Open
Close

Примеры из истории абсолютной истины. Понятие истины, её критерии

Уверенность «я прав, а ты неправ» за пределами мира простых и поддающихся проверке фактов представляет собой опасную вещь. Она опасна не только в личных отношениях, но и во взаимодействиях между народами, племенами, религиями и т.д.

Но если убежденность «я прав, а ты нет» является одним из способов самоусиления эго, если ты делаешь себя правым, а другого неправым, то есть впадаешь в состояние умственного расстройства, закрепляющего разобщенность и состояние конфликта между людьми, - можно ли тогда говорить о таких вещах, как хорошее или плохое поведение, действие или вера? И не является ли это моральной относительностью, в которой часть христианских течений усматривает великое зло нашего времени?

История христианства являет превосходный пример того, как вера в то, что ты единственный обладатель истины, иными словами, правоты, может извратить твои действия и поведение и довести их до степени безумства. Веками пытки и сожжение заживо тех, чье мнение хоть чуточку расходилось с христианской доктриной или узкими толкованиями писания («Истины»), считались правым делом, потому что жертвы были «неправы». Они были настолько неправы, что их приходилось убивать. Истина ставилась выше человеческой жизни. А что это была за Истина? Это была какая-то сказка, в которую ты должен верить; то есть клубок мыслей.

Среди миллиона человек, убитых по приказу сумасшедшего диктатора Пол Пота, были все те, кто носил очки. Почему? Для него марксистская интерпретация истории была абсолютной истиной, и, согласно его версии обладатели очков принадлежали к образованному классу, буржуазии, эксплуататорам крестьян. Их следовало уничтожить, чтобы расчистить место для нового общественного порядка. Его истина также была клубком мыслей.

Католическая и другие церкви по сути правы, считая релятивизм - мнение об отсутствии абсолютной истины, способной направлять поведение людей, - одним из зол нашего времени; но ты не найдешь абсолютной истины, если ищешь там, где ее нет: в доктринах, идеологиях, сводах правил или прошлом опыте. Что в них общего? Все они созданы из мыслей. Мысль может, в лучшем случае, указывать на истину, но сама она никогда истиной не является . Вот почему буддисты говорят: «Палец, показывающий на луну, - это не луна». Все религии одинаково ложны и одинаково истинны в зависимости от того, кто ими пользуется. Можно поставить их на службу эго, а можно на службу Истине. Если ты веришь, что только твоя религия является Истиной, тогда ты поставил ее на службу эго. Используемая таким способом религия становится идеологией, и, помимо формирования чувства мнимого превосходства, разобщает людей и вызывает между ними конфликт. Если религия служит Истине, то ее учение представляет собой дорожный путеводитель или карту, оставленные пробужденными людьми с целью помочь твоему духовному пробуждению, иначе говоря, чтобы помочь тебе освободиться от отождествления с формой.

Есть лишь одна абсолютная Истина, являющаяся источником всех остальных. Когда ты ее находишь, твои действия сонастраиваются с ней. Можно ли выразить эту Истину словами? Да, но слова, разумеется, - это не Истина. Слова лишь указывают на нее.

Эта Истина неотделима от того, кто ты есть. Да - ты сам есть эта Истина. Если будешь искать ее где-нибудь в другом месте, то всякий раз будешь обманываться. Истина - это Сущее, которым ты сам и являешься. Иисус пытался сообщить именно это, говоря: «Я есть путь и истина и жизнь» (От Иоанна 14:6). Эти слова Иисуса, если они поняты верно, являются одним из самых сильных и прямых указателей на Истину. Будучи неверно истолкованными, они превращаются в серьезное препятствие. Иисус говорит из самого сокровенного Я Есть - из того фактического отождествления, в действительности являющегося сутью любого мужчины и женщины, сутью любой формы жизни. Он говорит о жизни, которой ты сам и являешься. Некоторые христианские мистики называли это так - Христос внутри; буддисты называют природой Будды, индуисты - Атманом, постоянно пребывающим в Боге. Когда ты находишься в соприкосновении с этим внутренним измерением - а пребывание в соприкосновении с ним является твоим природным состоянием, а не каким-то сверхъестественным достижением - все твои действия и отношения будут отражать единство с той жизнью, которую ты чувствуешь глубоко внутри себя. Это любовь. Законы, заповеди, правила и регламентации нужны только тем, кто отрезан от Истины внутри себя, - той Истины, каковой они в действительности являются. Законы и заповеди призваны предотвращать худшие проявления эго, но часто даже это им не под силу. «Люби и делай что хочешь», - сказал св. Августин. Слова не могут подойти к Истине ближе.

Истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое существует само по себе и не зависит от человека.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое не может быть опровергнуто в процессе дальнейшего познания. (Например, Земля вращается вокруг Солнца).
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о форме Земли: плоская, в форме шара, вытянутая или приплюснутая).

Критерии истины - то, что характеризует истину и отличает её от заблуждения.
1. Всеобщность и необходимость (И. Кант);
2. Простота и ясность (Р. Декарт);
3. Логическая непротиворечивость, общезначимость (А. А. Богданов);
4. Полезность и экономность;
5. Истина - это «естина», то, что есть на самом деле (П. А. Флоренский);
6. Эстетический критерий (внутреннее совершенство теории, красота формулы, изящество доказательств).
Но все эти критерии недостаточны, универсальным критерием истинности является общественно-историческая практика: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент.
Значение практики:
1. Источник познания (практика ставит перед наукой жизненно важные проблемы);
2. Цель познания (человек познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
3. Критерий истины (пока гипотеза не проверена на опыте, она останется всего лишь предположением).

Абсолютная и относительная истина - важные категории в понятийном аппарате диалектико-материалистического учения.

Они служат отражением диалектического характера познания, трактуют о достижимости

Окружающий человека мир, который открывается в познании и подлежит преобразованию, отличается свойствами неисчерпаемости и бесконечности.

Особенность его структуры - в чрезвычайной сложности.

Его взаимодействия, отношения и связи безграничны.

При попытках описать и познать эти свойства и особенности возникают проблемы, которым уже много тысячелетий.

Связаны они с тем обстоятельством, что выразить всё богатство мира не удавалось ни одному исследователю ни в одном описании с начала времён.

В то же время, во множестве ярких и глубоких свидетельств можно встретить великолепные описания частично познанной стороны мира.

Диалектика признаёт, что истина, вне всякого сомнения, объективна. Именно в таком качестве она (истина) и познаётся.

Однако на пути познания возникает весьма специфический вопрос: "Каково соотношение двух подлежащих познанию: абсолютной и относительной?"

Ответ должен дать представление о том, как именно познаётся истина: мгновенно и целостно, сразу и полностью или, напротив, расположившись во времени, частями, постепенно и поступательно?

Предоставляя такой ответ, философия напоминает, что человеческий разум в различных ситуациях проникает в понимание действительности на разные глубины. Знание соответствует действительности с разной степенью точности.

Некоторые отражают действительность в целостном виде. Другие делают это лишь отчасти.

Каждый отдельный человек, а также отдельно взятое поколение ограничены в познании. Факторами ограничения выступают исторические условия, определённый уровень развития техники и технологии в экспериментах, наука и производство на различных ступенях их становления.

По этим причинам человеческое знание на любом произвольно взятом отрезке исторического развития выступает в форме относительной истины.

Относительная истина - это знание, соответствующее действительности не в полной мере.

Подобная истина - лишь относительно верное отражение объекта, который не зависит от человечества.

Отражает действительность предельно точно. Она не просто объективна, но объективна в полной мере.

Относительная истина в принципе не может претендовать на отражение мира во всей его полноте.

Можно ли требовать от абсолютной истины такой познаваемости, на которую неспособна относительная истина?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно помнить, что во многих положениях материалистической диалектики содержится противоречие.

С одной стороны, абсолютная истина могла бы быть познана как целостное и полное явление во всех своих проявлениях и в полной многогранности. Ведь вещи полностью познаваемы, а способность человеческого познания безгранична.

Но с другой стороны, само наличие относительной истины осложняет возможность познания истины абсолютной. Ведь отностительная истина опережает абсолютную всякий раз, когда познание ставится в определённые, конкретные условия.

Однако, в таком случае, может ли вообще состояться познание абсолютной истины?

Одномоментно и всесторонне, полностью и во всей многогранности - нет.

В познавательном процессе, который бесконечен - несомненно, да.

Освоение всё новых и новых сторон, звеньев, истины происходит в приближении к ней по мере научных достижений.

Относительность истины - движущая сила в истории.

В познании относительных истин люди познают истину абсолютную. Именно в этом и заключается сущность прогресса.

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - категории диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между: 1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется неопровержимым. Учение об Абсолютной и относительной истине дает ответ на вопрос: «...могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, относительно?» (Ленин В. И. Т. 18. С. 123). В связи с этим абсолютная истина понимается как полное, исчерпывающее знание о действительности (1) и как тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем (2). Наши знания на каждой ступени развития обусловлены достигнутым уровнем науки, техники, производства. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, которые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, углубляться, заменяться новыми. Вместе с тем каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины. Непереходимой грани между абсолютной и относительной истиной нет. Из суммы относительных истин складывается абсолютная истина. История науки и общественной практики подтверждает этот диалектический характер развития познания. В процессе развития наука все глубже и полнее раскрывает свойства предметов и отношения между ними, приближаясь к познанию абсолютной истины, что подтверждается успешным применением теории на практике (в общественной жизни, в производстве и т. п.). С другой стороны, ранее созданные теории постоянно уточняются, развиваются; одни гипотезы опровергаются (напр., гипотеза о существовании эфира), др. подтверждаются и становятся доказанными истинами (например, гипотеза о существовании атомов); одни понятия устраняются из науки (напр., «теплород» и «флогистон»), др. уточняются, обобщаются (ср. понятия об одновременности, инерции в классической механике и в теории относительности). Учение об абсолютной и относительной истине преодолевает односторонность метафизических концепций, объявляющих каждую истину вечной, неизменной («абсолютной»), и концепций релятивизма, утверждающих, что всякая истина лишь относительна (релятивна), что развитие науки свидетельствует лишь о смене следующих друг за другом заблуждений и что поэтому нет и не может быть абсолютной истины. В действительности же, по выражению Ленина, исторична «всякая идеология, но безусловно то, что всякой научной идеологии (в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа» (Т. 18. С. 138).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 5-6.


Истинность мысли или представления основывается на том, насколько они соответствуют объективной реальности, насколько они соответствуют практике.
«Эта веревка не выдержит 16 кг., - Нет, выдержит...» сколько бы мы ни спорили, мы узнаем, чье мнение наиболее соответствует истине только после того, как подвесим на веревку гирю и попытаемся поднять.
Философия выделяет конкретную и абстрактную, относительную и абсолютную истину. Относительная истина – это неполное, часто даже неточное знание о предмете или явлении. Обычно оно соответствует определенному уровню развитию общества, той инструментальной и исследовательской базе, которой оно располагает. Относительная истина – также момент нашего ограниченного познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний, это знание, которое зависит от истирических условий, времени места его получения.
Любая истина, любое знание, которым мы пользуемся в практике – относительно. Любой, самый простой предмет обладает бесконечным многообразием свойств, бесконечным количеством взаимосвязей.
Возьмем наш пример. Веревка выдерживает гирю, на которой стоит штамп «16 килограмм». Это – относительная истина, отражающая одно, но не главное и отнюдь неединственное свойство веревки. Из какого материала она сделана? Каков химический состав этого материала? Кто, когда и где произвел этот материал? Как еще этот материал можно использовать? Можно сформулировать сотни вопросов об этом простом предмете, но, даже ответив на них, мы не будем знать о нем ВСЕ.
Относительная истина – истинна, до тех пор пока она отвечает практическим потребностям человека. Для человека долгое время был истиной постулат о плоской Земле, и о вращающемся вокруг нее Солнце, но только до тех пор, пока это представление отвечало потребностям в навигации кораблей, который при плавания не покидали из вида берега.
Кроме того, относительная истина должна соответствовать потребностям человека. Первобытному гончару не нужно было знать в градусах температуру обжига глины – он успешно определял ее на глазок, хирургу совсем не нужно знать число родственников у пациента, а учителю – размер обуви у ученика.
Абсолютная истина – это адекватное отражение субъектом, который познает, познаваемого объекта, представление его тем, что он есть на самом деле, независимо от уровня познания человека и его мнения об этом объекте. Тут сразу возникает противоречие – любое человеческое знание не может быть независимо от человека, именно потому что оно человеческое. Абсолютная истина – это также понимание бесконечности мира, пределов, к которым стремится человеческое знание. Понятием «бесконечность» легко оперируют математики и физики, но представить, увидеть бесконечность не дано человеческому разуму. Абсолютная истина, также – это исчерпывающее, достоверное, проверенное знание, которое не может быть опровергнуто. Долгое время в основе миропонимания было понятие неделимости атома. Само слово переводится как «неделимый». Мы сегодня не может быть уверены в том, что завтра не будет отвергнута любая, кажущаяся сегодня бесспорной истина.
Главное отличие относительной и абсолютной истины – в полноте и адекватности отражения действительности. Истина всегда относительна и конкретна. «У человека сердце с левой стороны груди» - это относительная истина, - у человека есть еще множество свойств и органов, но не конкретная, то есть не может быть универсальной истиной – есть люди, у которых сердце расположено справа. 2+2 – это истина в арифметике, но два человека + два человека может быть командой, бандой, или равняться числу больше 4, если это две супружеские пары. 2 единицы веса + 2 единицы веса урана может означать не 4 единицы веса, а ядерную реакцию. Математика и физика, да и любые точные науки пользуются абстрактными истинами. «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов», и неважно, где нарисован треугольник – на земле или на теле человека, какого он цвета, величины, и пр.
Даже, казалось бы, абсолютные моральные истины зачастую оказываются относительными. Уж насколько общепризнанна истина о необходимости уважения к родителям, - от библейских заповедей до всей мировой литературы, но когда Миклухо-Маклай пытался переубедить съедавших своих родителей диких островитян Океании, что это недопустимо, они привели ему неоспоримый с их точки зрения довод; «Лучше мы съедим их и поддержим свою жизнь, и жизнь своих детей, чем их съедят черви». Я не говорю о таком моральном императиве, как уважение к жизни другого человека, о котором полностью забывают вовремя войны, более того, он вырождается в свою противоположность.
Человеческое познание – это бесконечный процесс движения от относительной истины к абсолютной. На каждом этапе истина, будучи относительной, все-таки остается истинной – она отвечает потребностям человека, уровню развития его инструментария и производства в целом, не противоречит той реальности, которую он наблюдает. Вот когда наступает это противоречие объективной реальности – начинаются поиски новой истины, боле приближенной к абсолютной. В каждой относительной истине есть частичка абсолютной – представление о том, что Земля плоская, позволяло рисовать карты и совершать длительные путешествия. С развитием познания доля абсолютной истины в относительной увеличивается, но никогда не достигнет 100%. Многие считают, что абсолютная истина – Откровение, ей обладает только Всезнающий и Всемогущий Бог.
Попытки возведения относительной истины в ранг абсолютной – это всегда запрет на свободу мысли и даже на конкретные научные исследования, подобно тому как в СССР была запрещена кибернетика и генетика, подобно тому как церковь в свое время осуждала любой научный поиск и опровергала любое открытие потому что в Библии и так уже содержится абсолютная истина. Когда были обнаружены кратеры на Луне, один из идеологов церкви просто заявил по этому поводу: «Об этом в Библии не написано, следовательно, этого быть не может».
Вообще, возведение относительной истины в абсолютную характерно для диктаторских авторитарных режимов, которые всегда тормозили развитие науки, а также для любой религии. Человек не должен искать истину – все сказано в Священном писании. Любому предмету или явлению есть исчерпывающее объяснение – «Это так, потому что так сотворил (возжелал) Господь. В свое время Клайв Льюис хорошо сформулировал это: «Если хочешь все знать – обратись к Богу, если тебе интересно познавать – обратись к науке».
Понимание относительности любой истины не разочаровывает в познании, а стимулирует исследователей на поиски.