Open
Close

Преподобный никон радонежский. Тропарь Никону, игумену Радонежскому

17/30 ноября Русская Православная Церковь молитвенно почитает память преподобного Никона, игумена Радонежского, ближайшего ученика и преемника основателя Троицкого монастыря преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.

Св. преподобный Никон Радонежский, чудотворец.
Фреска Михеевской церкви Троице-Сергиевой Лавры

Ближайший ученик и сподвижник преподобного Сергия родился в 1355 году в благочестивой семье купцов города Юрьева Польского. Отца звали Стефан, а мать - Фотиния. Рассказы о подвигах преподобного Сергия с детских лет приводили Никона в умиление. Горячо, со слезами молил он Господа Бога: «Царю вечный и благосердый, сподоби меня видеть сего святого мужа и последовать ему во всей своей жизни».

Юношей преподобный Никон оставил родительский дом и пришел в Троицкий монастырь, чтобы принять монашеский постриг от руки преподобного Сергия и поступить в созданную им обитель. Но случилось то, чего никак не ожидал юный богомолец: преподобный Сергий отказался выполнить его просьбу, считая, по-видимому, необходимым уготовить ему испытание. Преподобный направил искателя монашеских подвигов к своему ученику Афанасию Старшему, настоятелю Серпуховского Высоцкого монастыря, славившемуся добродетельной жизнью, сказав: «Иди без всякого размышления, и если будет угодно Богу, ты примешь там иноческий образ». Преподобный Никон, проявив истинное смирение и послушание, тотчас же отправился в Серпухов.

Преподобный Афанасий также решил проверить, насколько основательно его желание принять монашеский постриг. «Иночество - дело великое, - сказал настоятель Высоцкого монастыря, - ты молод, а правила старцев суровы». Юноша ответил: «Ты только прими меня, а время покажет, могу ли я переносить трудности иноческого жития».

Видя его неотступное стремление всецело посвятить себя Богу, преподобный Афанасий сказал: «Господь наставит тебя на путь заповедей Своих. Ныне твое желание исполнится». Сотворив молитву, он облек юношу в иноческий образ.

Под водительством преподобного Афанасия новопостриженный инок преуспевал в подвигах монашеского делания. Два года пребывал он в Высоцком монастыре. По желанию настоятеля и братии Никон был почтен саном священства. Но чем дальше, тем больше им овладевало стремление вновь посетить Троицкую обитель и увидеть преподобного Сергия. Настоятель Высоцкого монастыря не стал удерживать молодого инока и отпустил его с миром.


Прп. Никон Радонежский.

Икона Духовского храма Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

В Троицкой обители иеромонах Никон со слезами припал к стопам преподобного Сергия и попросил у него благословения. Преподобный с радостью принял молодого инока и оставил его в своей обители.

Никон со всем усердием выполнял монастырские послушания, неустанно упражнялся в молитве и бдении. За благочестивое житие преподобный Сергий оказал Никону особую милость, разрешив ему пребывать с ним в одной келии. Беседы с богомудрым наставником были для инока училищем духовного возрастания, а пример молитвенного подвига Преподобного давал Никону силу противостоять искушениям.

Преподобный Сергий, прозревая благодатные дарования Никона, пожелал поставить его вместо себя настоятелем обители и поначалу возложил на него часть своих обязанностей; а за шесть месяцев до кончины Преподобный сообщил, что целиком передает в руки Никона управление монастырем. Никон не хотел принимать на себя руководство братией, но ради послушания выполнил повеление Преподобного.


Церковь преподобного Никона. Вид с восточной стороны


В конце сентября 1392 года Никон горько оплакивал учителя, когда тот скончался. «В ком найду я после Бога прибежище и где найду утешение?» - восклицал новый игумен монастыря. Преподобный Никон с точностью исполнял все то, что заповедал основатель Троицкой обители. Новый игумен имел обыкновение обходить все места, где трудились иноки, и сам принимал участие в общих трудах. Своей кротостью, мудростью и отеческой заботой о насельниках монастыря он приобрел их уважение и любовь. За наставлениями к преподобному Никону устремлялось множество богомольцев. Это смущало нового игумена, который ценил безмолвие и молитву в уединении. В итоге он сложил с себя обязанности настоятеля и затворился в уединенной келии. В 1392-1398 годах вместо Никона игуменом Троицкого монастыря был его ученик - преподобный Савва, впоследствии игумен Сторожевский.

Шесть лет преподобный Никон пребывал в безмолвии. Но когда преподобный Савва оставил настоятельство и по просьбе князя Юрия Димитриевича удалился в Звенигород, братия обратились к Никону с мольбой о том, чтобы он снова принял на себя управление монастырем. «Не подобает тебе, отче, искать пользы себе одному, попекись и о спасении ближних», - говорили ему иноки. В 1398 году Никон уступил желанию братии, но с условием, что ему будет дана возможность часть каждого дня посвящать уединенной молитве.

В 1401 году Никон приезжал в Кашин. Он способствовал примирению тверских князей, а в Кашине вместе с тверской великой княгиней Евдокией, вдовой великого князя Михаила Александровича, преподобный Никон крестил ее внука княжича Димитрия, сына кашинского князя Василия II Михайловича.


Внутренний вид церкви преподобного Никона и раки над мощами сего святого. Литография. 1864 г.


В 1408 году Русь подверглась нашествию ордынского князя Едигея. Преподобный Никон горячо молился об избавлении от страшного врага, о спасении Троицкой обители от разорения. Однажды ночью он сел отдохнуть после молитвенных трудов и увидел, как в его келию вошли святители Московские Петр и Алексий в сопровождении преподобного Сергия, который, обратившись к Никону, сказал: «Так угодно Господу, чтобы случилось сие нашествие иноплеменников и коснулось сего места. Но ты, чадо, не скорби, а мужайся, и да крепится сердце твое; искушение будет непродолжительно, и обитель не запустеет, а распространится еще более». Преподав Никону благословение, святые стали невидимы.

Подойдя к дверям келии, он нашел их запертыми. Открыв двери, Никон увидел, как святые удалялись от келии к церкви. Тогда он понял, что все это происходило не во сне, а наяву.


Изображение иконы Святой Троицы с преподобным Никоном и преподобным Сергием
над северным входом в Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры

Вскоре предсказание преподобного Сергия сбылось. Татары сожгли дотла Троицкую обитель. Получив предупреждение свыше, преподобный Никон и братия заблаговременно покинули монастырь и захватили с собой святыни, часть книг и утварь основателя Троицкой обители.

На восстановление монастырских зданий ушло менее трех лет. 25 сентября 1411 года, в день преставления преподобного Сергия, был освящен деревянный храм в честь Живоначальной Троицы. Последним большим деянием преподобного Никона стало сооружение каменного Троицкого храма над гробом его учителя. В 1422 году в самом начале строительных работ совершилось обретение нетленных мощей преподобного Сергия, которые по окончании строительства были перенесены в новый храм.

Преподобный Никон проявлял заботу о благоукрашении каменной церкви. Для этого им были приглашены два инока, славившиеся своим иконописным мастерством, - Андрей Рублев и Даниил Черный. Когда Никон увидел, что украшение храмов закончено, он с великой радостью возблагодарил Бога: «Славлю пресвятое имя Твое за то, что не презрел мое прошение, но даровал мне, недостойному, видеть все сие своими глазами».


Рака над могилой преподобного Никона Радонежского.
Никоновский придел Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры


Особую заботу преподобный Никон проявлял о духовном возрастании иноков. При нем и по его указаниям в монастыре были переписаны «Лествица» Иоанна Синайского, поучения аввы Дорофея, «Диоптра» Филиппа пустынника, ответы преподобного Варсонофия, наставления преподобного Исихия.

Во время мора, предчувствуя близкую кончину, преподобный Никон собрал братий монастыря и дал им последние наставления. Он призвал иноков соблюдать чин молитвы, дневной и ночной, не выходить из обители часто, быть терпеливыми в искушениях, повиноваться начальствующим, ненавидеть праздность, любить безмолвие. «Если возможно, - сказал преподобный, - не отпускайте никого от себя с пустыми руками, дабы незаметно не оказать презрения Самому Христу, явившемуся под образом просящего. Бодрствуйте и непрестанно молитесь, дабы Господь и вас сохранил невредимыми от врага». Еще до разлучения души с телом ему было показано место будущего упокоения рядом с преподобным Сергием. Блаженная кончина ближайшего ученика Игумена земли Русской наступила 17 ноября 1427 года. В должности настоятеля преподобный Никон пробыл около 30 лет.

За великие монашеские подвиги он при жизни был удостоен дара прозрения, а после кончины - дара чудотворения. Однажды Никон решил послать инока по имени Акакий в село, принадлежавшее обители преподобного Сергия. Не желая повиноваться, Акакий сказал: «Я не для того отрекся от мира, чтобы обходить города и села». Настоятель долго умолял Акакия, но он ни за что не хотел исполнить данное ему послушание. Тогда преподобный Никон предрек: «Смотри, Акакий, как бы тебе по своей воле не пришлось быть там, и тогда получишь воздаяние за свое непослушание».



Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры


Вскоре после того преподобный Никон преставился ко Господу. Акакий же предал забвению все, что было ему предсказано покойным настоятелем, и отправился в то самое селение, в которое его посылал преподобный Никон. Там его внезапно постиг суд Божий: он впал в умственное расстройство. Братия привели его обратно в монастырь. Здесь ему явился преподобный Никон с жезлом в руках и сказал с укоризной: «Разве ты для того отрекся от мира, чтобы обходить города и села?»

Тогда Акакия охватил великий страх, и он начал истово кричать. В таком тяжелом состоянии он находился несколько дней, пребывая у мощей преподобных Сергия и Никона и с плачем молясь об отпущении своего согрешения. Братия усердно молились за него. По благодати Божией и по молитвам святых Акакий получил исцеление. О случившемся он сам со слезами рассказывал многим вопрошавшим его.

Духовная близость преподобных Сергия и Никона Радонежских, таким образом, проявилась и после их преставления. Оба неоднократно вместе являлись страждущим людям и творили чудеса. Однажды житель Москвы по имени Симеон заболел так сильно, что не мог ни двигаться, ни спать, ни принимать пищу. Ночью в молитве он призывал на помощь преподобного Сергия. Вдруг пред ним предстали два старца - Сергий и Никон, которого Симеон знал лично. Преподобный Сергий осенил больного крестом и повелел ему взять икону, которую некогда подарил Симеону Никон. Затем святые стали невидимы, а Симеон почувствовал, что совершенно выздоровел.


Преподобный Никон Радонежский.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры


В 1608-1610 годах во время осады Троицкого монастыря польскими интервентами преподобные Сергий и Никон не раз являлись не только осажденным, ободряя и укрепляя их надеждой на помощь Божию, но и врагам, угрожая им карой Господней. Многие из казаков, воевавших тогда на стороне поляков, видели, как по монастырским стенам ходили два старца с седыми бородами и светозарными ликами. Один, как рассказывал казак Иван Рязанец, кадил обитель и осенял крестом стены монастыря. Другой держал в правой руке кропило, а в левой - чашу и кропил святой водой монастырские стены и все прочее в обители. При этом оба пели тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя» и кондак «Вознесыйся». Преподобный Сергий повернулся к казачьим полкам и сказал гневным голосом: «О окаянные законопреступники, зачем собрались вы разорить дом Пресвятой Троицы, осквернить в нем Божии церкви и погубить всех христиан? Не даст вам Господь покорить Свой удел».

От лица Преподобного сиял неизреченный свет, словно палящий огонь. Осаждавшие монастырь стреляли по старцам из луков, но стрелы, отскакивая от них, возвращались обратно и многих ранили. Множество пораженных этими стрелами умерли. Когда среди осажденных от голода и других лишений начались болезни, преподобный Никон явился во сне пономарю Иринарху и велел передать страждущим: «В сию ночь выпадет снег, и пусть все, кто желает исцелиться от болезней, натираются им». Ночью действительно выпал снег, и все, кто с верою натирался им, выздоровели.

В XIX веке в монастырской больнице жестоко страдал от горячки послушник Гавриил. Несколько дней он был без памяти, и многие думали, что он не выживет. В ночь перед днем памяти преподобного Никона он увидел, что душа его разлучается с телом и устремляется в бездну.

Гавриил начал молиться преподобным Сергию и Никону о возвращении к жизни для покаяния. Вдруг двери отворились, и вошли два светоносных старца: в одном Гавриил признал Сергия, а в другом - Никона.

Преподобный Сергий указал жезлом на больного и сказал Никону: «Помоги!» Преподобный Никон подошел к больному и самим приближением наполнил его силой и радостью. Гавриил приподнялся, перекрестился, а святые отцы стали невидимы. Больной пришел в себя и начал выздоравливать.


Вид на церковь преподобного Никона Радонежского и Троицкий собор


Общецерковное почитание Никона Радонежского установлено в 1547 году. «Друг молчания, делатель бдения, образец целомудрия, неистощимое сокровище молитвы» - так говорится о нем в службе преподобному Никону.

Память преподобного Никона Радонежского совершается 7/20 июля, 27 сентября / 10 октября и 17/30 ноября.


Преподобный Никон Радонежский. Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Тропарь преподобному Никону, игумену Радонежскому, глас 1

П ослуша́ния до́брый рачи́тель быв,/ преподо́бне Ни́коне приснопа́мятне,/ Це́рковь бо прекра́сну Святы́я Тро́ицы/ в похвалу́ отцу́ твоему́ воздви́гл еси́./ Те́мже и мы, ча́да твоя́, любо́вию вопие́м ти:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Кондак преподобному Никону, глас 4

Д ухо́вному твоему́ настоя́телю, о́тче Ни́коне, вся́чески прилепи́вся/ и от него́ наставля́ем,/ во всем Христо́ви порабо́тився,/ мона́хов был еси́ чинонача́льник и преподо́бных сожи́тель,// с ни́миже Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

- (ум. 1426) святой (память 17/30 ноября), игумен, ближайший ученик и преемник преподобного Сергия Радонежского … Православный энциклопедический словарь

НИКОН - 1. НИКОН (? 1088), древнерусский писатель, игумен Кисво Печерского монастыря с 1074. Основал монастырь близ Тмутаракани. По мнению А. А. Шахматова, ряда историков и филологов, автор летописного свода 1073, одного из источников Повести временных… … Русская история

Никон (значения) - Никон (греч. Νίκωνος «Побеждающий») мужское имя греческого происхождения. В России используется как монашеское. Никон (яп. 株式会社ニコン, англ. Nikon Corporation) японская компания, производящая фотокамеры и др. оптику. Известные … Википедия

Никон - (греч. Νίκωνος «Побеждающий») мужское имя греческого происхождения. В России используется как монашеское. Известные носители имени Никон (Васин) епископ Липецкий и Елецкий Никон (в миру Васин Николай Иванович) Никон (игумен) (? 1088) летописец… … Википедия

Никон (имя) - Никон (греч. Νίκωνος «Побеждающий») мужское имя греческого происхождения. В России используется как монашеское. Известные носители имени Никон (Васин) епископ Липецкий и Елецкий Никон (в миру Васин Николай Иванович) Никон (игумен) (? 1088) … … Википедия

Радонежский - Радонежский топонимическое прозвище. Кирилл и Мария Радонежские (ум. 1337) родители Сергия Радонежского, преподобные Русской православной церкви. Никон Радонежский (1350 1426) ученик Сергия Радонежского, второй игумен Троицкого… … Википедия

Никон - а, муж.Отч.: Никонович, Никоновна; разг. Никоныч.Производные: Никонка; Ника; Никаха; Никаша; Никуся; Никуха; Никуша.Происхождение: (Греч. личное имя Nikon. От nikao побеждать.)Именины: 1 марта, 5 апр., 23 июня, первое воскресенье после 12 июля… … Словарь личных имен

Сергий Радонежский - Изображение Сергия Радонежского на покрове XV века Имя в миру: Варфоломей Рождение … Википедия

Сергий Радонежский - преподобный Радонежский, основатель Троице Сергиева монастыря. Ни в житии С., ни в других источниках нет точного указания на год рождения преподобного, и историки, по различным соображениям, колеблются между 1313, 1314, 1318, 1319 и 1322 м гг.… … Большая биографическая энциклопедия

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ - (в миру Варфоломей) (1314, с. Варницы близ Ростова Великого 25.09.1392, Троицкий монастырь близ Радонежа) основатель и игумен Троицкого монастыря (ныне Троице Сергиева лавра), православный подвижник, канонизирован в 1447 г. В кон. 1330 х гг.,… … Русская Философия. Энциклопедия

Книги

  • Преподобный Никон Радонежский , Чуркин Иван Николаевич. Книга представляет собой переложение Жития преподобного Никона Радонежского. Послушный ученик и достойный преемник аввы Сергия пришёл в Троицкую обитель совсем юным человеком, уже тогда явив… Купить за 276 руб
  • Преподобный Никон Радонежский , Чуркин И.. Книга, которую вы держите в руках, представляет собой переложение Жития преподобного Никона Радонежского. Послушный ученик и достойный преемник аввы Сергия пришёлв Троицкую обитель совсем…

Он родился в Неаполе, дата его поминовения 5 апреля по новому стилю. Его отец был язычником, а вот мать - христианкой. Когда мальчик подрос, он решил остаться язычником, также, как и его отец. Поступил на военную службу, отличался силой и храбростью. Однажды он вместе со своим отрядом попал во вражеское окружение. Тогда он вспомнил наставления своей матери-христианки. Никон осенил себя крестным знаменем, помолился Господу.

Неминуемой смерти он избежал. После возвращения домой стал искать священника, что было достаточно сложным делом во времена гонений на христиан. Сев на корабль, он отправился на остров Хиос и совершил восхождение на высокую гору, где 8 дней он пребывал в посте и молитве. Он просил Господа помочь ему. И вот во сне святой Никон увидел Ангела, который указал ему путь.

Проснувшись, он отправился на гору Ганос. Там скрывалось от гонителей много иноков, возглавлял их епископ Феодосий. Именно от него Никон и принял Святое Крещение, а затем и монашеский постриг. Он поселился в храме, который находился в пещере. Святой Никон стал примером для всей братии и прожил так три года.

После епископу во сне было видение Святого Ангела, который возвестил, что святого Никона нужно посвятить в сан епископа, а затем со всей братией переселиться в Сицилийскую область. Епископ Феодосий все исполнил, после чего отошел ко Господу. Святому Никону было вверено 190 иноков. Все вместе они отправились на корабле в Сицилию. Тем самым они спаслись от гонителей христиан.

По промыслу Божьему, епископу Никону удалось побывать в родном Неаполе. Там он застал в живых свою мать и провел с ней последние дни ее жизни.

Прибыв на Сицилию, святитель поселился в пустынном месте вместе с братией. Здесь они мирно прожили много лет, пока вновь не начались гонения на христиан. Правителю Сицилии донесли, что рядом живет община христиан. Все 199 монахов (к 190 присоединились еще 9 человек) были схвачены и обезглавлены. Святого Никона оставили в живых, чтобы подвергнуть истязаниям: его жгли огнем, привязывали ноги к диким лошадям и заставляли их тащить святого по земле. Но он оставался все время невредим.

Тогда мучители приказали его обезглавить. Его тело бросили диким зверям, но один пастух, которых был одержим нечистой силой, нашел его останки. Тот час же он упал лицом на землю и исцелился. Он рассказал об этом всем местным жителям. Тело святого похоронили вместе с убиенными 199 монахами.

Преподобный Никон Радонежский – одна из самых удивительных личностей в истории русского православия. Совершенный ученик совершенного учителя – так теперь называют его потомки. С первых же дней своего решения прийти в обучение и следовать духовному подвигу великого святого учителя русского христианства Сергия Радонежского он неукоснительно являл пример смирения перед Господом, перед своими учителями, подавая его братии Троицкой обители (нам она теперь известна как Свято-Троицкая Сергиева лавра).

Преподобный Никон родился в 1350 году в Юрьеве-Польском. Он происходил из благочестивой и богопочитающей семьи и с детства усвоил все христианские добродетели.

Поскольку Юрьев-Польский находится недалеко от Радонежа, где находилась обитель под игуменством преподобного Сергия, юноша с малых лет был наслышан о его духовных подвигах. Эта любовь, это желание во всем следовать преподобному были столь велики, что он молил Бога дать ему возможность увидеть святого Сергия и следовать ему в жизни как ученику во славу Божию.

Через некоторое время он оставил родительский дом и ушел в Радонеж, стремясь попасть в обучение преподобному Сергию. Но тут случилось непредвиденное – когда Никон упал в ноги к преподобному Сергию с просьбой постричь его в иноки и оставить в своей обители, его будущий учитель сразу в ученики его не принял. Конечно, старец в его святой прозорливости видел, что к нему пришел ученик с чистым богобоязненным и боголюбивым сердцем, однако понимал – чтобы находиться молодому человеку среди умудренной братии, надо, чтобы семена духовные легли в подготовленное к тому сердце. И он подверг его испытанию через смирение и послушание, отослав к другому своему ученику – Афанасию Высоцкому, который основал в свое время Серпуховской монастырь.

Смирение, с которым принял преподобный Никон такое разочарование в надеждах достойно называться духовным подвигом, – достойно подражания. Посмотрим на себя: как часто, не получив желаемого, мы раздражаемся, гневаемся. А юноша Никон беспрекословно удалился в Высоцкий (Серпуховской) монастырь к блаженному Афанасию.

Но и тот принял его не без испытаний. Он рассказал ему о трудностях и лишениях иноческой жизни, которые не всякий может выдержать, говорил, что иноки – добровольные мученики, что испытания духа тяжелей, чем испытания плоти. Юноша и сейчас не отступился от своего желания служить Богу, как ни уговаривал его святой Афанасий. И видя такое смирение и кроткое упорство, блаженный Афанасий согласился на постриг Никона. Так будущий преподобный ученик преподобного учителя получил иноческий сан.

Находясь в научении у Афанасия Высоцкого, Никон преуспевал во всем – изучении Священного Писания, в молитвах, постах, бдении. Афанасий полюбил его отеческой любовью и во всем помогал его духовному возрастанию.

После наступления совершеннолетия инока Никона и блаженный Афанасий, и вся монастырская братия решили, что он достоин принятия священнического сана. После рукоположения преподобный Никон стал являть еще большее подвижничество, но, пробыв еще немного в обители, опять загорелся желанием находиться рядом с преподобным Сергием Радонежским, чтобы во всем следовать ему. Он горячо просил Афанасия отпустить его из обители, и старец не стал его удерживать, а благословил и отпустил.

И снова пришел преподобный Никон к преподобному Сергию и, поклоняясь, просил оставить его при себе в Троицкой обители, и на этот раз преподобный согласился. Преподобный Никон так трудился во славу Господню, с таким рвением выполнял любое данное ему послушание, являл такие примеры смирения и преуспевал в молитвенном бдении, что преподобный Сергий взял его к себе в келью, где оба – учитель и ученик – проводили многие часы за беседами, в которых преподобный Сергий передал Никону едва ли не всё, чем владел сам, весь свой величайший духовный опыт, мудрость. Эти знания ложились в душу ученика, которому Господь в полной мере отпустил великий дар – дар ученичества.

За полгода до своего ухода из земной жизни преподобный Сергий удалился в затвор, оставив вместо себя преподобного Никона. Когда преподобного Сергия Радонежского не стало, и преподобный Никон недолго был игуменом. Вскоре он оставил братию на попечение преподобного Саввы Сторожевского, а сам, следуя примеру учителя, также ушел в затвор, для уединенных и безмолвных молитв.

Но через шесть лет звенигородский князь Юрий Дмитриевич, сын благоверного князя Дмитрия Донского, обратился к преподобному Савве с просьбой о переселении в Звенигород. Тот согласился, удалился в Звенигород, где основал Саввино-Сторожевский монастырь.

Тогда братия пришла в место, где находился в отшельничестве преподобный Никон, и начала уговаривать его вернуться к игуменству, говоря, что нехорошо печься только о своем спасении, что обитель нуждается в нем, и преподобный вернулся, как бы ни хотелось ему оставаться в молитве и безмолвии, и в этом тоже был подвиг послушания. Он продолжил труды в монастыре, как и прежде участвуя во всех делах наравне с другими монахами, обходя все места, где они трудились, наставляя в трудолюбии, порицая с печалью нерадивых, подбадривая всех и являя о братии отеческую любовь и заботу. Еще до затвора весть о новом игумене, как благословение над обителью, распространилась за стены монастыря, и к мудрому последователю преподобного Сергия приходили люди всех званий и сословий, и он никому не отказывал в пастырском слове и совете.

В 1406 году на Русь наступило воинство одного из самых жестоких ханов – Эдигея. Пожары и разорение были уделом мест везде, где появлялись варвары-захватчики. Преподобный Никон неустанно молился преподобному Сергию, чтобы тот молитвами своими защитил от нечестивых Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий, внимая молитвам своего любимого ученика, вместе со святителями Петром и Алексием явился ему, когда тот ненадолго присел отдохнуть и легко задремал, и поведал, что обитель будет разрушена, но чтобы преподобный Никон не предавался огорчению, а набрался мужества, потому что обитель не канет, а укрепится и будет еще шире и прекрасней, чем была.

Так и получилось. Варвары сожгли обитель дотла, а монахи удалились в леса, сумев спасти лишь книги и священные сосуды, которые можно было унести. Это было в 1408 году. Когда разрушители покинули эти места и были побеждены, братия вернулась на пожарище. Преподобный Никон не предавался отчаянию, он начал немедленное восстановление обители. Он собрал рассеявшуюся на время братию, и за три года были возведены все необходимые для жизни монастыря постройки, а к 1411 году возведен и в этот год освящен деревянный храм во имя Живоначальной Троицы.

Затем преподобный с монахами лавры начал возведение каменного храма. Каковы же были чудо и радость, когда при раскопке каменного рва под основание будущего здания открылись мощи преподобного Сергия! Они открылись нетленными, как и одежда, в которую были облачены останки! С великой радостью мощи были подняты и после прославления их положены в раку, которую временно поместили в деревянном храме до построения каменного. Это происходило при большом стечении народа – и духовного, и мирян, а также в присутствии князя звенигородского Юрия Дмитриевича. Как писал митрополит Филарет, обитель прошла огненное очищение, но восстала из пепла, и сам преподобный Сергий явился, чтобы навсегда пребывать здесь.

Каменный храм усилиями искусных архитекторов и строителей и по благословению Божию стал образцом средневекового православного зодчества. Он был богато украшен, а для росписи его были приглашены такие мастера русской иконописи, как Даниил Черный и Андрей Рублев. Большинство исследователей русской иконографии придерживаются мнения, что знаменитая рублевская «Троица» написана им по заказу преподобного Никона в честь его наставника преподобного Сергия Радонежского. Новый храм во имя Живоначальной Троицы был достроен и освящен в 1422 году. Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского была упокоена в нем, здесь она находится и по сей день.

Весть о возвращении преподобного Никона и восстановлении обители разнеслась быстро и далеко. В обитель стали приходить и иноки, и мирские жители. Всех здесь принимали с радостью добрым словом, обитель росла и крепла.

Однако преподобный Никон был уже стар. Он предчувствовал час своей кончины и в этот день собрал всю братию, чтобы дать ей последние наставления. Его завещание – беречь и соблюдать установленный порядок, чин молитвы дневной и ночной, быть трудолюбивыми, не забывать о добродетели безмолвия и нести в себе человеколюбие. Затем он причастился Святых Даров, благословил в последний раз братию и обратился к своей душе: «Изыди, душе моя, где тебе уготовано», осенил себя крестным знамением и отошел с миром ко Господу. Это было 17/30 ноября 1426 (по иным сведениям 1428) года.

Преподобного Никона Радонежского погребли рядом с ракой преподобного Сергия. Позже при митрополите Ионе Московском иеромонах Пахомий Логофет написал житие и акафист преподобному Никону Радонежскому.
В 1527 году митрополит Макарий установил его общецерковное почитание.

Какое чудо произошло

Еще в земной жизни преподобный Никон был награжден Господом даром прозорливости, но и после его преставления известны многие чудеса, связанные с его святым именем.

Вот некоторые из них.

Преподобные Сергий и Никон, будучи близкими в жизни учителем и учеником, и с чудотворением часто являлись вместе. Один москвич Симеон тяжело заболел, так что не мог ни есть, ни пить, ни спать, а только, будто замертво, лежал на постели. Так, лежа, он стал возносить святому Сергию молитву о помощи. Тут перед ним явились два старца, один из них был Никон, которого Симеон узнал, потому что встречался с ним при жизни. Другой был сам преподобный Сергий. Святой Сергий осенил больного крестом и велел преподобному Никону взять икону, которую когда-то Никон подарил Симеону. В этот момент Симеону показалось, что кожа его отстала от тела, а старцы в тот же миг стали невидимы. После этого сразу больной почувствовал, что к нему вернулись силы, он сел на постели и понял, что не кожа сошла с него, а оставила его болезнь. Выздоровевший Симеон горячо возблагодарил святых за чудесное исцеление.

Во время осады поляками и литовцами Троице-Сергиевой лавры ее преподобные игумены также часто являлись осажденной братии, укрепляя ее дух. Когда однажды во время осады среди монахов начались болезни, преподобный Никон явился пономарю Иринарху и сказал, что этой ночью выпадет снег. Пусть, кто болен, натирается этим снегом, и он выздоровеет. Иринарх наутро рассказал с трепетом о своем сновидении. Все, кто был болен, вышли на свежевыпавший снег, с молитвою натерлись им, и болезни их оставили.

Таких чудес было немало, и сегодня все, кто приходит с молитвой к раке преподобного Сергия, где рядом погребен преподобный Никон, по молитвам своим получают исцеление, к ним приходят нужные решения по святым незримым и неслышимым советам преподобных и их молитвам за нас.

Значение иконы

Икона Преподобного Никона Радонежского, с которой на нас смотрят мудрые глаза аскетического лика, напоминает о необходимости всегда и во всем следовать своему долгу, положась на Бога во всем. Даже когда всё происходит не так, как нам хотелось бы, к худшему для нас, когда мы, кажется, что-то теряем бесповоротно в «пожарищах» нашей жизни, надо полагаться на Бога и святых Его, которые и есть наши духовные учителя. А мы только можем у них просить редкостного дара, более редкостного, чем дар учительства, – дара ученичества. Не всем в земной жизни дано обрести своего духовника среди земного священства – об этом тоже приходится молиться, иногда долго и усердно. Но они, святые земли Русской, – всегда с нами, как с нами и преподобные Сергий и Никон Радонежские.