Open
Close

Преобладающие типы мировоззрения в современном обществе. Мировоззрение человека

Мировоззрение человека - это совокупность взглядов, оценок, образных представлений и принципов, которые в совокупности отражают видение человека этого мира и определяют его место в нем. Жизненные позиции - тоже важная составляющая мировоззрения, по которой зачастую легче всего определить, к какому типу оно относится.

Сформированное и осознанное отношение к миру придает жизни целенаправленный и осмысленный характер, поэтому мировоззрение важно для каждого человека. Изучением этого явления занимаются философы и культурологи, которые и дали классификацию мировоззрению. В этой статье мы рассмотрим самую распространенную, однако нужно учесть, что существуют и другие классификации.

Основные типы мировоззрения

В первую очередь отметим, что термин впервые был озвучен Кантом, однако он не отличал данное понятие от миросозерцания. То значение, которое принято сегодня, ввел Шеллинг.

Классификация мировоззрения зависит от нескольких факторов: во-первых, большое значение играет происхождение той ценностной системы, которой придерживается человек (например, для выделения религиозного мировоззрения это важный определяющий фактор). Во-вторых, большую роль в определении играет индивида. В-третьих, важное значение имеет то, насколько осведомлен человек об окружающих его процессах.

Исходя из этого, разные ученые выделяют две классификации:

  1. Мифологическое, философское, социально-политическое, естественнонаучное и религиозное мировоззрения.
  2. Мировоззрение повседневного опыта, мифологическое и эстетическое.

Таким образом, распространенность разных типов мировоззрения связана с уровнем развития общества.

Функции философии

Философия в современном мире имеет немало значимых для человека функций. Важнейшей функцией любой философии является теоретико-познавательная, на основе которой происходит формирование в сознании человека и общества определенной картины мира, т. е. мировоззрения. При этом не надо забывать, о том, что мировоззренческие позиции личности, социальной группы и общества в целом формируются и первую очередь под влиянием практической жизнедеятельности людей, на основе их личного жизненного опыта. В этом смысле философия только помогает им понять и правильно осмыслить окружающий мир.

Вторая функция философии заключается в формировании убеждений. В.Г. Белинский писал, что убеждения нельзя купить в лавочке, они должны быть выстраданы человеком и только поэтому они станут ему дороги. Убеждения составляют основу философской культуры. Они представляют собой единство рационального, эмоционального и волевого отношения человека к миру. В процессе изучения философии человек получает систематизированные знания, которые как правило, эмоционально окрашены и для получения которых личность обязательно затрачивает волевые усилия, однако становление убеждений личности не сводится к изучению философии. Их закрепление или, наоборот, разрушение происходит в процессе практической деятельности людей, и их взаимных связях и отношениях.

Философии присуща и познавательная функция. Она выявляет законы познания и логику изменения знаний как результата развития общества. Познавательная функция философии неразрывно связана, с одной стороны, с ее коммуникативной функцией (функцией общения и передачи информации), а с другой-с критической функцией, т. к. философия во все времена стремилась уйти от догматизма и авторитарности.

Наконец, в любой философии всегда присутствует аксиологическая (оценочная) функция. Философствование всегда связано с оценкой существующего, с созданием таких систем ценностей, которые отражают интересы разных общественных сил.

На основе знаний о мире, накопленных человечеством за всю историю своего существования, а также на основе личного опыта, человек формирует в своем сознании определенное представление о мире, т. е. мировоззрение.

Мировоззрение человека находиться в постоянном развитии. Оно может существенно меняться под влиянием великих открытий в области естественных и гуманитарных наук. Однако при всех его самых глубоких изменениях и мировоззрении сохраняется некоторая его постоянная составляющая. Она, в конечном счете и предопределяет мировоззренческую позицию личности: религиозную или атеистическую, базирующуюся на научном или на псевдонаучном знании и т. п.



Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоятельные части: мировосприятие (мироощущение) и миропонимание. Мировосприятие связано со способностью человека познавать мир на чувственно-наглядном уровне, т. е. на уровне образов, в том числе и художественных. И в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой человека: восторженность или уныние, оптимистическое отношение к жизни или пессимистическое, дружелюбие или враждебность и т. п. В отличие от мировосприятия, миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека. В связи с этим основными его элементами оказываются истинные знания и заблуждения, истинная практика и ошибочная практика.

Значение миропонимания состоит и том, что оно является основой формирования интересов и потребностей человека, его системы ценностных ориентаций, а –значит и мотивов его деятельности.

Демократическое общество не предъявляет жестких требований к мировоззрению человека, считая это его личным делом. В недемократических (деспотических, авторитарных фашистских и других) государствах всем членам общества навязывается единый тип системы взглядов на окружающую действительность и на место человека в ней.

Официальная мировоззренческая позиция дореволюционной России укладывалась в формулу «православие, самодержавие, отечество).

В условиях фашистской Германии навязывался тип мировоззрения, связанный с утверждением превосходства арийской расы, истинности национал-социалистической идеи и богоподобности фюрера.

Хорощо известен и внедрявшийся в сознание советских людей тип мировоззрения, основанный на лозунгах «наша цель-коммунизм»; «кто не с нами-тот против нас», «если враг не сдается-его уничтожают» и т. п.

Тоталитарные типы мировоззрения навязываются, как правило, сверху, через специальные каналы идеологического воздействия на людей. Это могут быть государственные или партийные идеологические учреждения, общественные организации, церковь.

Мощным средством идеологического воздействия на людей в этом случае становятся средства массовой информации (СМИ) - периодическая печать, радио, телевидение. Следует особо отметить, что СМИ сами по себе являются эффективным средством как положительного, так и отрицательного воздействия на сознание людей, в том числе и на их мировоззрение.

Наполняя информационные потоки соответствующим содержанием, можно расширять кругозор людей и улучшать их эмоциональный настрой, а можно и сужать их поле зрения, затемнять его и вызывать взрыв негативных разрушительных эмоций.

Социально-политическая характеристика мировоззрения не является единственной. Его можно оценивать исходя из той формы общественного сознания, которая составляет основное его содержание, а также с познавательной, деятельностной, эмоциональной и других точек зрении.

В первом случае мировоззрение может быть философским или религиозным. В свою очередь, философское мировоззрение бывает двух типов: материалистическое и идеалистическое. Мировоззренческий материализм связан с признанием первичности окружающего нас мира и вторичности по отношению к нему человеческого разума. Мировоззренческий идеализм основывается на признании существования некоего мирового разума-создателя (демиурга) всего мироздания.

В познавательном отношении мировоззрение может быть, в частности, догматическим или скептическим. Быть догматиком-это значит утверждать и сохранять незыблемыми те представления о мире, которые недопустимо «расшатывать» по идеологическим, политическим или иным причинам. Для догматическою мировоззрения неприемлемы не только какие-либо отклонения от догматов, но даже сомнения в их истинности. Догматизм агрессивен. История философии знает немало примеров гонения на инакомыслящих и их физического уничтожения.

Так было, например, с древнегреческим философом Сократом, которого заставили выпить яд, так было с еретиками Средневековья, которых сжигали на кострах. Высылка известных русских философов из Советской России за рубеж в 1922 году -это тоже проявление идеологической нетерпимости к инакомыслию, догматизированного марксизма (ленинизма).

Противоположностью догматизма является мировоззренческий скептицизм. Скептическое отношение, к сложившейся системе мироощущения и миропонимания может быть не только разрушительным, но и созидательным. Именно скептицизм способствует разрушению устаревших догм и тем самым и формированию нового мировоззрения.

Мировоззрение человека, рассмотренное через призму целей и смысла его деятельности, может быть коллективистским (альтруистским) или индивидуалистическим (эгоистичным) формированию нового мировоззрения. Эгоизм в ряде случаев является более предподчительным, чем неразумный коллективизм.

С точки зрения его эмоциональной окраски, мировоззрение может быть оптимистическим (жизнеутверждающим) или пессимистическим.

Отдавая предпочтение оптимистическому мировоззрению, надо помнить о существовании меры оптимизма, нарушение которой может привести к грустным (пессимистическим) результатам.

Перечисленные типы мировоззрений могут быть дополнены и другими его видами. Мировоззрение может быть системным (основанным на одном каком-либо философском учении) и бессистемным (эклектичным), последовательным и непоследовательным, обыденным и научным, заимствованным и сформированным самостоятельно и т. д. При внимательном анализе структуры мировоззрения каждой отдельно взятой личности можно обнаружить наличие всех или большинства типов мировоззрения. Вместе с тем обнаружится и то обстоятельство, что одни из них занимают приоритетное, а другие- второстепенное положение в системе взглядов человека на мир.

В результате этого «мировоззренческая палитра» общества оказывается не усредненно-серой, а «многоцветной».

Заметим кстати, что каждая историческая эпоха предъявляет свои особые требования к характеру и к структуре мировоззрения. До недавнего еще времени стране нужны были приверженцы коммунистической «религии», «караси-идеалисты», догматики, «ура-оптимисты» и псевдо-коллективисты.

Уже сегодня России требуются люди, «исповедующие» общечеловеческие ценности, материалисты-практики (в том числе и в сфере духовной деятельности), личности с широким кругозором, и критическим мышлением, трезвые оптимисты и эгоистичные альтруисты. Формирование такого мировоззрения и составляет, в частности, одну из главных задач общества и его системы образования.

Ориентация в жизни, рефлексия, поступки и поведение человека определяются мировоззрением. Это довольно сложное философское понятие, которое охватывает психологическую, когнитивную, логическую и социальную сферы существования человека. Разные науки по-своему определяют это явление, философия стремится объединить все существующие подходы, создавая интегральное понятие.

Понятие мировоззрения

Сознание человека имеет сложную структуру, базовую часть которой составляет мировоззрение. Основные виды мировоззрения формируются по мере становления личности и являются ее неотъемлемой частью наравне с характером. Оно есть концентрированные представления личности о мире, ее опыт, когнитивный запас.

Мировоззрение – это обобщающая категория, обозначающая в философии обретение человеком теоретической основы в представлениях о жизни. В него включаются результаты осмысления личностью глобальных вопросов бытия: о смысле жизни, о понятии счастья, о том, что такое добро и зло, что есть истина и т. п. Это самые общие принципы существования отдельного человека.

Признаки мировоззрения

При этом мировоззрение, несмотря на ярко выраженный субъективный характер, имеет исторический и социальный аспекты, поэтому данное явление выступает приметой человеческого вида в целом и имеет объективные, обобщенные признаки. Главная характеристика мировоззрения – его целостность, оно представляет собой сложнейшее образование, является формой общественного и индивидуального человеческого сознания. Также оно характеризуется обобщенностью, так как из опыта человек делает универсальные выводы, объясняя мироздание.

Структура

Так как мировоззрение – сложное образование, то в нем выделяется несколько уровней, как минимум их два: это виды мировоззрений теоретического и практического порядка. Первые – результат абстрактного осмысления самых общих принципов существования мира, который обычно образуется в ходе обучения, философского и научного познания, вторые – это сформировавшиеся стихийно представления о порядке вещей в мире, они обусловлены индивидуальным опытом. Компонентами структуры мировоззрений являются знания, интересы, стремления, принципы, идеалы, стереотипы, нормы, верования.

Мировоззрение, его виды и формы являются результатом осмысления человеком окружающей действительности. Основными структурными элементами выступают мировосприятие и миропонимание как реализация двух базовых способов освоения действительности.

Мировосприятие – итог познания при помощи органов чувств, восприятия и эмоций. Миропонимание – результат логического, рационального осмысления фактов объективного и субъективного миров.

Сложный процесс формирования

Человек не получает от рождения все виды мировоззрений, они могут только формироваться прижизненно. Социализация напрямую связана с формированием мировоззрения. Когда человек начинает задаваться общечеловеческими и философскими вопросами, тогда и начинает складываться мировоззрение. Это сложный процесс, который протекает в нескольких плоскостях одновременно. Человек накапливает опыт и знания, у него формируются интересы и умения, все это станет компонентами мировоззрения.

Главной точкой в формировании мировоззрения является поиск своего места в обществе, здесь важную роль играют самооценка и направленность личности. Постепенно система оценок мира и себя в нем закрепляется и переходит в разряд убеждений и представлений, которые и составляют основу мировоззрения.

Процесс формирования мировоззрения долгий, а возможно, даже бесконечный. Начинается он в детстве, когда закладываются базовые жизненные представления и формируются стереотипы. В юности появляется система принципов, которые будут основанием для поступков человека, и в зрелом возрасте происходит кристаллизация мировоззрения, его осознание и коррекция. Этот процесс может длиться всю жизнь. Важную роль играет образование. Разнообразные пути и виды формирования мировоззрения приводят к тому, что оно принимает многочисленные формы и варианты.

Традиционные виды мировоззрений

Широкий взгляд на мир – это есть мировоззрение, оно на первых этапах может складываться стихийно, исходя из жизненного опыта, но обычно подвергается социальным факторам воздействия, в первую очередь важнейшее влияние оказывает семья.

Традиционно принято выделять такие виды мировоззрений как обыденное, философское, научное, историческое, религиозное, мифологическое. Также есть попытки выделить типы по различным основаниям, например, оптимистическое и пессимистическое мировоззрение, рациональное и интуитивное, системное и хаотическое, эстетическое. Таких примеров может быть бесчисленное множество.

Мифологическое мировоззрение

Первобытное осознание и освоение мира принимало разные формы и виды, мировоззрение человека формировалось на их основе. Мифологическим представлениям о мире характерны синкретизм и метафорическая форма. Они в нерасчлененном виде сочетают верования, знания, убеждения. Именно поэтому из мифов в свое время выросли наука, религия, философия.

Мифологическое мировосприятие строится на непосредственном переживании, человек не мог еще во времена становления проникнуть вглубь вещей, но ему требовались ответы на вопросы бытия, и он создает систему объяснений, которую облекает в мифопоэтическую форму.

Мифологическому мировоззрению в меньшей степени характерны знания, в большей степени - представления и верования. Оно отражает непреодолимую зависимость человека от сил природы. Мифологические представления происходят из первобытной древности, но они не исчезают из жизни современного человека - социальная мифология с успехом использует простейшие объяснительные механизмы и сегодня. Каждый из нас в своем индивидуальном развитии проходит стадию мифологического познания, и элементы мифологического мировоззрения актуальны в любую историческую эпоху.

Религиозное мировоззрение

На смену мифологическому миропониманию приходит религиозная картина мира. У них много общего, но религиозное мировоззрение – это более высокая стадия развития человека. Если мифологическое базировалось только на сенсорных образах и выражалось в мироощущении, то религиозное добавляет к чувственному восприятию логическое познание.

Основная форма существования религиозного мировоззрения – вера, именно на ней базируется картина мира верующего. Она дает человеку ответы на основные вопросы бытия, опираясь не только на эмоции, но и на логику. Религиозное мировоззрение уже содержит идеологический компонент, устанавливает причинно-следственные связи между явлениями, поступками людей и миром.

Основные виды религиозного мировоззрения - иудаизм, ислам, христианство, буддизм - воплощают разные картины мира и идеалы. Религия, в отличие от мифа, не только объясняет мир, но и диктует определенные поведенческие правила. Религиозная картина мира содержит нравственные идеалы и нормы, это мировоззрение уже строится в ходе ответов на вопросы о смысле жизни и о месте и значении отдельного человека в мире.

Центральное место в религиозном мировоззрении занимает персона и идея Бога, он выступает источником всех явлений и главным объяснительным аргументом. Человеку предлагается единственная форма реализации религиозности – это вера, то есть, несмотря на наличие логики в религиозных текстах, все-таки строится картина мира верующего на эмоциях и интуиции.

Историческое мировоззрение

Человечество в процессе развития претерпевает существенные изменения в мироощущении и миропонимании. В связи с этим можно говорить о мировоззрении различных исторических эпох, которые связаны с доминирующим взглядом на мир. Так, античность – это время господства эстетических и философских идеалов. Именно они являются главным ориентиром человека в восприятии мира.

В средние века господствует религиозное мировоззрение, именно вера становится источником миропонимания и ответов на главные вопросы. В Новое время базой для формирования мировоззрения становится научная картина мира, естественные науки отвечают на главные вопросы бытия в русле своих открытий и гипотез.

19-й век – это время становления многополярной картины, параллельно существует несколько философских и научных концепций, которые становятся для людей главным идеологическим принципом. В 20-м веке мозаичность мировоззрений только нарастает, а сегодня можно увидеть, что они формируются на различных основаниях - от мифологических до научных.

Обыденное мировоззрение

Самым простым видом мировоззрения является обыденное, которое объединяет представления о повседневной жизни. Это часть сознания, которая напрямую вытекает из опыта человека. Она формируется на основе чувственно-эмоционального восприятия мира.

Основной источник представлений обыденного мировоззрения – участие в практической деятельности, трудовая и социальная активность. Человек наблюдает за окружающей действительностью: природой, другими людьми, за собой. Он устанавливает закономерности, которые и становятся исходными положениями обыденного мировоззрения. Часто его еще называют здравым смыслом. Характерная черта обыденного мировоззрения – традиционность. Сегодня за его формирование в первую очередь ответственны СМИ, а основная форма существования – стереотипы. Нередко оно реализуется в виде суеверий, так как основывается на представлениях, передаваемых из поколения в поколение, не всегда подтверждаемых наукой или практикой.

Философское мировоззрение

Размышления о смысле жизни, об основаниях бытия и предназначении человека приводят нас к возникновению философского мировоззрения. Оно постоянно развивается и расширяется, как и любое теоретическое знание, обогащается все новыми размышлениями. Характерной чертой философского мировоззрения, в отличие от мифологического и религиозного, является базирование на знании. Философия исходит из объективных знаний о мире, но интерпретирует их через субъективный метод – рефлексию. Также философской рефлексии свойственно опираться на законы логики, оперируя при этом своими категориями и понятиями. Философскому мировоззрению характерна систематичность, вместо чувственного переживания ведущим методом познания является размышление.

Философское мировоззрение прошло три эволюционных стадии становления:

  • космоцентризм, когда велись поиски ответа на вопросы о возникновении мироздания;
  • теоцентризм, первопричиной всего сущего признается Бог;
  • антропоцентризм, когда на первое место выходят проблемы человека, этот этап длится со времен эпохи Возрождения и доныне.

Основные виды философского мировоззрения: идеализм и материализм. Они возникли еще на заре человечества. Идеалистическое мировоззрение главным началом мира считает идеальное: духовные, мыслительные, психические явления. Материализм, напротив, первичным началом именует материю, то есть вещи, предметы и тела. Таким образом, философия не только осмысляет вопросы о месте человека на Земле и его значимости, но и размышляет о первоисточниках мира.

Также выделяют другие виды мировоззрения в философии: агностицизм, скептицизм, и более частные: позитивизм, иррационализм и рационализм, экзистенциализм и другие.

Научное мировоззрение

В ходе развития человеческой мысли появляются новые виды мировоззрения. Научное объяснение мира представлено в виде общих знаний о его организации и структуре. Оно стремится отвечать на главные вопросы бытия обоснованно и рационально.

Отличительные признаки научного мировоззрения: системность и целостность, базирование на логике, а не на вере или чувстве. Оно основывается исключительно на знаниях, причем проверенных и подтвержденных, или на логических гипотезах. Научное мировоззрение отвечает на вопросы о закономерностях существования объективного мира, но, в отличие от других видов, не размышляет об отношении к ним.

Так как мировоззрение всегда реализуется в виде ценностей и жизненных ориентиров, наука создает когнитивный запас, который становится базой для поведения.

Мировоззре́ние (нем. Weltanschauung) - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения:

мифологическое;

религиозное;

философское;

обыденное;

гуманистическое.

Мифологическое

Мифологическое мировоззрение (от греч. μῦθος - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio - благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.


Философия (φιλία - любовь, стремление, жажда + σοφία - мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) - одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или наука. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями[источник не указан 37 дней]: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.[нейтральность?]

Гуманистическое

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, его праве на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя.

6. Неопозитивизм как разновидность западноевропейской философии.

НЕОПОЗИТИВИЗМ – одно из основных направлений западной философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического оазиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Эта ориентация на философско-методологические проблемы науки сделала неопозитивизм наиболее влиятельным течением современной западной философии науки, хотя уже в 1930–40-х гг. (и особенно с 1950-х гг.) отчетливо начинает осознаваться несостоятельность его исходных установок. В то же время в работах видных представителей неопозитивизма эти установки тесно были переплетены с конкретным научным содержанием, и многие из этих представителей имеют серьезные заслуги в разработке современной формальной логики, семиотики, методологии и истории науки.

Являясь современной формой позитивизма, неопозитивизм разделяет его исходные философско-мировоззренческие принципы – прежде всего идею отрицания возможности философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе культуры особые функции, не осуществляемые специально-научным знанием. Принципиально противопоставляя науку философии, неопозитивизм считает, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Т.о., неопозитивизм выступает как наиболее радикальная и последовательно обоснованная форма сциентизма в философии 20 в. Это предопределило в значительной мере симпатии к неопозитивизму широких кругов научно-технической интеллигенции в 1920–30-х гг., в период его возникновения и распространения. Однако эта же узкосциентистская его направленность стала стимулом разочарования в неопозитивизме после 2-й мировой войны, когда на авансцену выдвинулись философские течения, отвечающие на глубинные экзистенциальные проблемы современности, и когда начинается критика сциентистского культа науки. Вместе с тем неопозитивизм является своеобразным этапом в эволюции позитивизма и сциентизма. Так, он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, как это делал классический позитивизм 19 в., а к разработке методов анализа знания. В этой позиции проявляется, с одной стороны, бóльший радикализм неопозитивизма по сравнению с классическим позитивизмом в отказе от традиционных способов философского мышления, с другой стороны – определенная реакция на реальные запросы современного теоретического мышления. При этом в отличие от предшествующих ему направлений позитивизма, в частности махизма, также претендовавших на исследование научного знания, но ориентировавшихся на психологию научного мышления и историю науки, неопозитивизм пытается осуществлять анализ знания через возможности выражения его в языке, привлекая методы современной логики и семиотики. Это обращение к анализу языка находит также выражение и в особенностях критики «метафизики» в неопозитивизме, когда последняя рассматривается не просто как ложное учение (как это делал классический позитивизм), а как в принципе невозможное и лишенное смысла с точки зрения логических норм языка. Причем источники этой бессмысленной «метафизики» усматриваются в дезориентирующем воздействии языка на мысль. Все это позволяет говорить о неопозитивизме как о своеобразной логико-лингвистической форме позитивизма, где той данностью, выход за пределы которой объявлялся неправомерной «метафизикой», выступают уже не т.н. позитивные факты или чувственно данные, а языковые формы. Тем самым неопозитивизм тесно сближается с аналитической философией, в качестве разновидности которой он начинает рассматриваться в поздние годы своего существования.

Впервые идеи неопозитивизма получили четкое выражение в деятельности так называемого Венского кружка, на основе которого сложилось течение логического позитивизма. Именно в логическом позитивизме с наибольшей последовательностью и четкостью были сформулированы основные идеи неопозитивистской философии науки, завоевавшие в 1930– 40-х гг. значительную популярность в кругах западной научной интеллигенции. Эти и близкие к ним взгляды составили основу того идейного и научно-организационного единства неопозитивизма, которое сложилось в 1930-х гг. и к которому помимо логических позитивистов примыкали ряд американских представителей философии науки позитивистско-прагматистского направления (Моррис, Бриджемен, Маргенау и др.), логической львовско-варшавской школы (А.Тарский, К.Айдукевич), упсальской школы в Швеции, мюнстерской логической группы в Германии и т.д. Идеи неопозитивизма получают распространение и в западной социологии (т.н. социологический позитивизм Лазарсфельда и др.). В этот период регулярно созывается ряд международных конгрессов по философии науки, на которых осуществляется широкая пропаганда идей неопозитивизма. Неопозитивизм оказывает заметное идейное воздействие на научное сообщество в целом, под его влиянием складывается ряд позитивистских концепций в истолковании открытий современной науки.

Популярность неопозитивизма в широких кругах научной интеллигенции Запада определялась в основном тем, что он создавал видимость простого, четкого, связанного с применением современных научных методов решения сложных и актуальных философско-методологических проблем. Однако именно примитивизм и прямолинейность неизбежно должны были привести и действительно привели неопозитивизм к дискредитации и глубокому кризису. Уже в 1950-х гг. достаточно ясно обнаружилось, что «революция в философии», провозглашенная неопозитивизмом, не оправдывает тех надежд, которые на нее возлагались. Классические проблемы, преодоление и снятие которых обещал неопозитивизм, воспроизводились в новой форме в ходе его собственной эволюции. С нач. 1950-х гг. все более четко выявляется несостоятельность т.н. стандартной концепции анализа науки, выдвинутая логическим позитивизмом (см. Логический эмпиризм) и проводится резкая критика этой концепции со стороны представителей философии науки иной ориентации. Неопозитивизм, т.о., теряет свои позиции в методологии науки, разработка которой традиционно со времен Венского кружка была основным источником авторитета.

В западной философии науки в 1960–70-х гг. развивается течение, т.н. постпозитивизм, которое, сохраняя определенную связь с общими идейно-мировоззренческими установками неопозитивизма, в то же время выступает против неопозитивистской интерпретации задач методологического анализа науки (Кун, Лакатос, Фейерабенд, Тулмин и др.). Сторонники этого течения, в частности, отвергают абсолютизацию методов логической формализации, подчеркивают, в противоположность неопозитивизму, значение исследования истории науки для ее методологии, познавательную значимость «метафизики» в развитии науки и пр. Это течение в значительной мере находится под влиянием идей Поппера, который еще с сер. 1930-х гг. выступил со своей концепцией философии науки, во многом близкой к неопозитивизму, но составившей ему эффективную конкуренцию в период ослабления его влияния. Предметом сильной критики становится также радикальный сциентизм неопозитивизма, игнорирование им роли различных форм вненаучного сознания, в том числе значимости их и для самой науки. В связи с этим в контексте аналитической философии, выдвигавшей в качестве основной задачи философии анализ языка, на первый план выдвигается течение английских аналитиков (т.н. философия лингвистического анализа), последователей Дж. Мура (а впоследствии и позднего Л.Витгенштейна), которые разделяли принципиальную антиметафическую направленность неопозитивизма, но делали предметом своего исследования прежде естественный язык.

Принципиальная позиция отстранения от жизненно важных мировоззренческих, социальных и идеологических проблем современности, волнующих человечество, обосновываемая концепцией деидеологизации философии, сциентистская ограниченность, уход в сферу частных проблем логики и методологии науки – все это вызывало падение популярности неопозитивизма, сопровождаемое относительным увеличением влияния антипозитивистских течений в западной философии (экзистенциализм, философская антропология, неотомизм). Основная тенденция эволюции неопозитивизма в этих условиях состояла в попытках либерализации своей позиции, отказе от широковещательных программ. Со 2-й пол. 1950-х гг. неопозитивизм перестает существовать как философское течение. Неопозитивистская «революция в философии» пришла, т.о., к своему печальному финалу, что было предопределено несостоятельностью ее исходных установок как в отношении философского сознания, так и в отношении природы самой науки. Вместе с тем было бы неверно игнорировать историческую значимость неопозитивизма, который стимулировал внимание к проблеме критериев рационального мышления, применения научных методов исследования в философии, не говоря уже о заслугах его представителей в разработке теории современной логики и специальных вопросов методологии науки.

Мировоззрение — это сложная структура, включающая в себя множество элементов.

Подробно разобравшись в этом понятии можно скорректировать собственное отношение к действительности и .

Определение понятий

Основные типы и их краткая характеристика: таблица

Функции мировоззрения наиболее полно отражают суть различных мировоззренческих типов. О функциях кратко в таблице:

Тип мировоззрения

Функции

  • создание прочной основы для ориентации человека в мире;
  • отражение и описание существующей реальности в естественном ее виде (с учетом причинно-следственных связей);
  • организация деятельности людей на основе научных и рациональных знаний;
  • просвещение и избавление от социальных, политических и прочих предрассудков;
  • развитие интеллекта в процессе познания (отказ от стихийного изучения мира).

Религиозный

  • сохранение и передача традиций, обычаев и устойчивых нравственных ориентиров за счет повсеместного распространения единства человеческого рода;
  • сохранение и гармонизация общественных отношений за счет идеи о спасительной значимости догматов;
  • обобщение реального опыта поколений в форме учения.

Мифологический

  • формирование обобщенных представлений о природных и социальных явлениях;
  • формирование духовной связи (преемственности) между поколениями;
  • сохранение и передача накопленных знаний;
  • контроль поведения в связке «человек-человек» и «человек-природа»
  • социализация отдельных членов общества и их интеграция в коллектив посредством распределения ролей.

Философский

  • выработка обобщенных представлений о мире;
  • определение места и функции человека в мире путем размышлений;
  • выявление принципов взаимодействия человека и мира.
  • удовлетворение примитивных ;
  • формирование устойчивых моделей поведения, основанных на здравом смысле и принципе экономии ресурсов;
  • выявление вектора развития с целью дальнейшего углубления по принципу интересов, индивидуальных способностей и особенностей.

Как поменять свое мировоззрение?

Мировоззрение имеет два уровня:

  • чувственный или эмпирический уровень (мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропереживание);
  • понятийный или теоретический (миропонимание)

Легче всего изменить мировоззрение путем работы на теоретическом уровне, т.к. он привязан к интеллектуальному восприятию. Т.е. работая с интеллектом, формируя и внедряя новые установки, можно добиться прогресса .

  1. Определите свое мировоззрение . Каждый человек имеет представления о том, как сформировался этот мир. К какой версии вы склоняетесь? Считаете, что к созданию нашей реальности приложил руку Творец? Или за точку отсчета можно брать «большой взрыв»?
  2. Найдите аргументы . После того, как вы определитесь с типом своего мировоззрения, попробуйте доказать данную точку зрения.

    Возможно, через некоторое время начнет казаться, что имеющиеся в арсенале аргументы не так сильны, как казалось ранее.

  3. Изучайте . Начните изучать мир с помощью науки и собственного анализа, размышлений, умозаключений. Подключите к этому процессу эксперименты. Систематизация и углубление имеющейся в голове информации откроет дорогу к другим типам мировоззрения и поможет выбрать наиболее «близкий» тип.
  4. Кто я? Рассмотрите себя как часть общества и огромной, взаимосвязанной системы. Определите свое место и цель в этом обществе (системе). Определите свой «вес» и «вклад».
  5. Задавайте «главные» вопросы. Размышляя о смысле жизни, законах вселенной и других глобальных вещах человек автоматически начинает мыслить большими категориями и систематизировать все компоненты своей жизни. Это позволяет объективно оценить реальность.
  6. Откажитесь от опыта. Это звучит достаточно странно, но в плане работы с мировоззрением крайне эффективно отказываться от личного опыта. Ведь если человека несколько раз предали друзья, у него формируется устойчивое убеждение на счет дружбы. И данное убеждение он проецирует на всех своих друзей и знакомых.

    Негативный опыт, как и позитивный, формирует наше мировоззрение. Такие скрытые установки мешают сделать шаг в сторону перемен.

    Но если понять, что каждый случай — частный, можно добиться прогресса. Ведь ранее у вас просто совпадали формы частных случаев, а не подтверждалась закономерность.

  7. Вызовите чувства на серьезный разговор . Эмпирический уровень мировоззрения часто связан с ложными представлениями о действительности.

    Мы боимся, страдаем, любим, верим, надеемся и формируем на фоне всего этого ошибочные выводы, которые должны успокоить, обнадежить, защитить и т.д. Необходимо поднять «со дна» все выводы и установки, которые мешают идти вперед. После этого, потянув за ниточки (проанализировав чувственную природу установок) надо найти предпосылки и проработать их.

  8. Правило присутствия. Прошлого и будущего не существует. Есть лишь настоящий момент. И через секунду вновь наступит не будущее, а уже настоящее. Поэтому надо жить, мыслить и ощущать «здесь и сейчас», не погружаясь в воспоминания о прошлом или фантазии на тему будущего.

    В противном случае восприятие реальности искажается, ведь мозг принимает наши фантазии и воспоминания как замещающую реальность, опираясь на которую и делает выводы.

  9. Откажитесь от зависимости в любой ее форме. Для того, чтобы работать над мировоззрением, надо отказаться от привязанностей. Важно воспринимать себя как личность или «базис». Вы никому ничего не должны, но и вам никто ничего не должен. Не обязательно соответствовать чужим представлениям и желаниям.

    Только скинув флер навязанного извне мнения можно изменить собственное мировоззрение. В противном случае не получится найти причин тех или иных поведенческих стратегий, ведь они засели не в вашей голове, а в голове соседа, который эту идею случайно внушил вам.

  10. Множественность ориентиров. В реальном мире нет четкой границы, разделяющей добро и зло. Существует множество полутонов, серых и бесцветных действий/поступков/мыслей. Конкретные нравственные нормы формируются в определенной социальной группе и опираются на базовые ориентиры, принятые в обществе. Если «разгонять» свою мысль строго в этих рамках, изменить мировоззрение не получится.

    Ведь существующие внутри вашего окружения нормы будут останавливать мыслительную деятельность на границах «добра» и «зла».

  11. «Многоликий» подход. Объясняйте свои действия или происходящие вокруг события с позиции философии, науки, религии, быта и т.д. Чем больше точек зрения вы «примерите» к ситуации, тем скорее ваше «Я» начнет резонировать относительно одной из них.

Изменить мировоззрение не так сложно , как кажется. Но для этого необходимо работать, искать ответы внутри себя и в доступных источниках знаний (заботливо собранных и обобщенных предыдущими поколениями знаний).

Большую роль играет также и личный опыт.

Поэтому стоит идти по этой тропинке на ощупь, используя существующие типы и формы мировоззрений в качестве маяка или факела, но не идеала и образца для копирования .

В реальном мире не встречается чистых типов мировоззрения.

Однако один из них непременно преобладает над остальными , программируя человека на определенное поведение.

Умея распознавать и анализировать типы мировоззрения, можно решить множество бытовых и глобальных проблем.

Понятие и типы мировоззрения: