Open
Close

Преломление темы моральные ценности в современном мире. Моральные ценности и их роль в современном обществе

Современные моральные ценности являются важнейшей частью жизнедеятельности людей. Так было не всегда. На первобытном уровне, когда не было науки, мало внимания уделялось и морали.

Как было в ранние времена

Средневековье пропагандировало те моральные ценности, что тесно соприкасались с религией, которая в то время занимала господствующее положение. Божественному откровению и догмам уделялось повышенное внимание, изучалось Священное писание. К науке относились с опаской, с авторами работ поступали не самым лучшим образом, отправляли на костер. У инквизиции были весьма специфические нормы морали.

Виды ценностей

Не так-то легко классифицировать все многообразие представлений о правильном поведении. Высшие моральные ценности рассматриваются под разными углами обозрения в зависимости от той обстановки, в которой они зарождались и существовали.

Классифицируя приоритеты, обычно опираются на сферу жизни общества, носителей тех или иных воззрений, механизм, по которому они выстраивают иерархию важных для них сфер жизнедеятельности. Три основные группы, в которые входят первостепенные для людей вещи – это аспекты духовного и материального мира, а также социально-политическая среда.

Чему люди придают ценность

Моральные ценности относятся к субъективной (духовной) сфере. Подразумеваются рекомендательные и оценочные, нормативные представления, которые должны нормализовать способы выражения человека на фоне природы и социума. Можно верить в правдивые и ложные идеи.

В сущности, та или иная ценность важна настолько, насколько ей придают значение. У всякой нормы морали есть своя функция и цель ее создания. Как правило, это регулирование отношений между людьми.

Важнейшее значение играет культура. Ею объединены духовные, материальные, политические и социальные аспекты. Заостряя внимание на тех или иных вещах, морально-нравственные ценности демонстрируют, как, идя верным путем, можно достигнуть собственных целей, реализовать потребности и творческий потенциал. Таким образом, раскрываются дарования индивида.

Нить во времени

Также стоит отметить, что воззрения могут быть индивидуальными, коллективными, групповыми, общечеловеческими, общенародными. Личные моральные ценности – это то, насколько значим предмет, идея или явление в глазах определенного человека. Здесь все зависит от уровня знаний, вкусов, привычек, склонностей, прочих особенностей личности.

Каждый индивид придает этому аспекту своей жизни большое значение, но и во многом опирается на мнение общества. Следовательно, на принятые группой людей ценности, которые он принимает и разделяет. Для того чтобы коллектив, организация или общество существовали гармонично, у них должно быть то важное, трепетное отношение к которому можно разделить.

Люди, у которых акценты и приоритеты расставлены схожим образом, обычно куда лучше находят общий язык. Таким образом, индивиды сплачиваются, нацеленные на схожие цели.

Единение народов

В масштабах народов и человечества, в общем смысле, тоже придается значимость тем или иным предметам. Все общество решает, что для него играет первостепенное значение. Составляется ценностно-нормативная система. Общество развивается, отдельные его члены взаимодействуют друг с другом. Если идеалы и интересы схожи, то взаимодействие плодотворное, благоприятное и результативное. У народа должна быть одна цель, приоритеты в социальной и политической жизни. Коллективно вырабатываются механизмы достижения общих задач.

Как правило, большое значение отдают социальной справедливости, гражданскому долгу, богатству духовной жизни, человеческому достоинству, материальному благополучию. В идеале людей волнует то, что происходит с миром вокруг: правильно ли используются ресурсы, разумно ли проводится политика, ведутся ли войны, в каком состоянии экономика.

Что важно и приоритетно сегодня

В современном мире общечеловеческие ценности должны иметь повышенный приоритет. Есть специальная иерархия, которая расставляет жизненные ценности по трем ступенькам. Решающим фактором является роль, играемая тем или иным аспектом в общественной жизни. Отмечаются ценности второстепенного значения. То есть без них общество могло бы выжить и функционировать.

Отдельная группа – элементы повседневной жизни духовного и материального плана. Они нужны для того, чтобы должным образом удовлетворить потребности человека самого разнообразного рода в процессе его существования. Таким образом, чтобы он имел возможность вести благополучную жизнедеятельность и непрестанно развиваться.

Третьей группой являются ценности высшего порядка. В данную категорию включаются те потребности, которые составляют фундамент отношений и оборота ресурсов в обществе.

Приоритеты высшего порядка

Высшие ценности – это то, что имеет характер, свойственный всему человечеству. Внимание здесь уделяется миру, общественному порядку, свободе, дружбе, доверию, труду, созиданию, жизни, честности, доброте, любви, родственным связям, творчеству, познанию истины, здоровью, храбрости и верности. Большое значение играет патриотизм, который является неотъемлемым условием желания людей защищать Родину, нести долг воина.

Все вышеперечисленное, как правило, становится результатом господствующих в той или иной общности традиций. Чем обширнее становится комплекс задач, которые люди решают совместно, тем выше они ценят долг и ответственность. Высокое значение сегодня играет дисциплина и умение отвечать за свои слова, поступки. Большую роль имеет труд, качественное исполнение своих обязанностей, польза, приносимая тому миру, в котором живет человек. Когда личность не привлечена к работе, она не может органично развиваться и совершенствоваться. Выполнение тех или иных задач имеет огромную социальную роль. Происходит воспитание, наделение трудящихся общим сознанием.

Ценность труда

Именно через проделанную работу человек может реализовать себя и сделать лучше. Народ цивилизован настолько, сколько он уважает и любит труд. При этом индивид должен чувствовать важность того, чем занимается, приносить пользу себе и другим людям, применяя при этом свои лучшие стороны и творчески реализуясь.

Осознание того, что твои таланты и способности применимы к окружающему миру и востребованы, делает личность гармоничной и счастливой.

Общество непрестанно меняется, а вместе с ним становятся другими и те ценности, которыми оно живет. Порой тяжело определиться с тем, что же важнее и первостепенее, приходится разрываться. Каждый человек для себя должен решить, что именно важно для него, расставить приоритеты, тогда проще будет намечать цели и осуществлять шаги к их осуществлению.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Институт высшего профессионального образования

Кафедра философии

РЕФЕРАТ

по курсу

«Философия»

на тему

«Моральные ценности, их место

в жизни общества и личности»

Выполнила:

Могилевская О.С.

Студентка факультета

основных образовательных программ

заочной формы обучения

4 курса, 47 группы

Оценка:_______

Подпись преподавателя:_______________

Москва 2010

Введение 4

1. Понятие и виды морали 5

2. Происхождение морали. 11

3. Моральные ценности. 13

4. Влияние моральных ценностей на личность и их место в современном обществе. 15

Список использованной литературы. 20

Введение

Мораль является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Формирование гражданской идентичности в морально-этическом аспекте в качестве необходимого условия требует дифференциации в сознании молодых людей понятий патриотизма и национализма

Мораль представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном . Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Рассмотрение ценностного содержания морали с позиций теории человеческой деятельности позволяет в рамках работы поставить вопрос о возможности выявления некоторого минимума фундаменталь­ных (базовых) моральных ценностей, к которым мы относим: добро, совесть, честь, долг, ответственность, справедливость. Базовые моральные ценности в воспитании и развитии личности, в ее ориентации в жизни, познавательной деятельности выполняют важные функции: а) ориентировочная функция проявляется в выборе нравственного идеала, который выступает как цель и как образец жизнедеятельности личности; б) присвоенные моральные ценности выполняют функции движущих сил воспитания и развития личности, что связано с удовлетворением ценностных потребностей; в) прогностическая функция моральных ценностей состоит в определении путей, выборе средств для достижения нравственного идеала.

Целью данной работы является раскрытие понятий морали и моральных ценностей, их сущности и функций, выполняемых ими в общественной жизни общества и в процессе формирования личности.

Предметами работы являются личность и общество.

Объектами работы являются мораль и моральные ценности, как регуляторы общественных отношений и факторы становления личности.

Задачи, которые предстоит решить в ходе работы над данным рефератом:

    рассмотреть содержание понятий и функций морали и моральных ценностей,

    рассмотреть происхождение и изменение моральных устоев общества с течением времени,

    рассмотреть взаимосвязь и влияние моральных ценностей на личность и общество.

1. Понятие и виды морали

Слово «мораль» (от латинского mos, mores-- нрав, нравы, обычаи) означает в современном языке примерно то же самое, что и слово «нравственность». Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считает эти слова синонимами 1 .

Мораль воплощается в нормах и правилах, регулирующих поведение людей, их взаимоотношения. Всякое общественное действие, т. е. всякое человеческое действие, имеет свою моральную глубину, свою меру моральности; наряду со специфичным для каждого отдельного случая предметным результатом она производит и воспроизводит определенные моральные ценности. Моральные ценности не существуют отдельно от технологии, вещественного содержания и результата действий, хотя, разумеется, не сводятся к ним. Вся многообразная гамма телесных и предметных проявлений человеческой активности может служить способом фиксации морали: мимика, жест, речь, молчание, одежда, жилище и т. д. - за всем этим может скрываться и на деле, как правило, скрывается определенная нравственная позиция.

Мораль как общественное отношение в ее, так сказать, чистом виде обнаруживается (отражается) в моральном сознании, в нравственных чувствах и понятиях. Чувства (вины, раскаяния и т. д.), требования (личностные добродетели, нормы, кодексы и т. д.), другие проявления морального сознания представляют собой специфичные формы описания моральных отношений, они, собственно, и есть их непосредственная действительность 2 .

Моральная жизнь человека рассекается на два уровня: сферу сущего, т. е реально практикуемых нравов, и сферу должного, т. е. нормативных установок воспарившего морального сознания. Следует подчеркнуть, что мораль не сводится к моральному сознанию. Мораль - это не только моральные понятия, добродетели и нормы, но, прежде всего то, что лежит за ними и находит в них отражение (не всегда адекватное, а зачастую и вовсе искаженное). Это не те назидания, которые человек слышит от родителей, учителей, со страниц газет и с экранов телевизоров, а тот действительный ценностный смысл, который заключен в составляющих его сущность общественных отношениях.

Противоположность добра и зла специфична для морали, но она, разумеется, не исчерпывает ее содержания. Добро и зло, как и другие нравственные понятия (долг, честность и т. д.), в своей основе являются конкретными формами общественных связей между индивидами, объективными свойствами их поступков. В этом смысле моральное сознание является отражением и выражением моральных отношений, способом их фиксации. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в определениях морали очень часто содержится логический круг, а именно ссылка на сами моральные понятия, прежде всего на понятия добра и зла, которые являются в этике основополагающими. Без обращения к данным морального сознания нельзя идентифицировать мораль. Можно сказать, что мораль есть такое качество общественных отношений между индивидами, которое позволяет охарактеризовать их в рамках противоположности добра и зла 3 .

Чтобы показать своеобразие морали, попытаемся кратко сопоставить ее с наукой. Они отличаются между собой и по предмету, и по целям, и по способам функционирования. Предметом науки является мир сам по себе, в его объективных, внутренне закономерных связях; наука занимается вопросом, что собой представляют те или иные вещи и процессы. Предметная область морали иная, она может быть обозначена вопросом: как следует относиться к вещам, к миру? При том имеется в виду только такое отношение индивида к миру, которое реализуется в свободном выборе. Мораль имеет дело с человеческим поведением; она выражает внутреннюю, нерасторжимую связь между общественными индивидами, являющуюся способом их самосозидания. К примеру, законы движения планет относятся к компетенции науки, они совершенно чужды морали, не подлежат моральной квалификации. С другой стороны, вопрос о том, следует ли родителям применять к детям физическое наказание, является по преимуществу моральным и к науке прямого отношения не имеет. Можно, конечно, его подвергнуть рационально-аргументированному разбору, что отчасти и делается в педагогике, этике, но полученные при этом выводы мало меняют существо дела, ибо родители бьют своих чад не потому, что невежественны, и перестают это делать не потому, что стали просвещенными 4 .

Основную цель науки можно определить как производство знаний, наука движется в рамках альтернативы истины и заблуждения. Мораль же производит ценности, выявляет меру человечности процессов внешнего мира и движется в рамках альтернативы добра и зла. К примеру, утверждение о существовании Атлантиды может быть истинным или ложным, оно находится вне противоположности добра и зла, тогда как, скажем, вопрос о допустимости прелюбодеяния является по своей природе ценностным и может быть осмыслен только на основе понятий добра и зла, он мало связан с альтернативой истины и заблуждения.

Наука и мораль различаются также и способами функционирования в живом индивиде. Психологической движущей силой науки является разум. Психологические основания морали значительно шире, они коренятся и в эмоционально-бессознательной сфере. Так, может ли человек усвоить теорию относительности или нет, зависит от мощи его интеллекта, но причины, по которым он является скупым или щедрым, не сводятся к состоянию его ума.

Знания приобретаются в процессе обучения, тогда как моральные ценности усваиваются в живом опыте общения, в значительной мере выступая результатом навыка, привычки. Человек, например, не может стать человеком чести « долга только через усвоение книжное, даже если он будет читать «Никомахову этику» или «Критику практического разума»: для этого ему надо каждодневно практиковать соответствующие поступки. С другой стороны, он не сможет усвоить философию Аристотеля и Канта путем выработки определенных привычек, даже если это будет привычка к чтению 5 .

Мораль не является результатом человеческого произвола, она объективно детерминирована и выступает необходимой формой самоосуществления общественных индивидов. Думать, что человек может измениться внезапно, в любом направлении, что он может выработать в себе любые моральные качества и следовать любому принципу и что задача состоит, собственно, в том, чтобы придумать самый верный, истинный принцип, думать так - значит в лучшем случае предаваться романтической иллюзии. Социально-нравственное поведение имеет свою строгую логику и, может быть, не менее строгую, чем каузальность природы.

Теория морали неизбежно принимает философский характер. Мораль, о чем уже упоминалось, пронизывает собой все многообразие связей общественного человека, все виды и конкретные проявления его социально значимой деятельности. Эта «повсюдность», «вездесущесть» морали крайне затрудняет, а в дополнение с необычной индивидуализированностью моральных проявлений просто исключает возможность ее целостного описания точными, эмпирическими методами. Еще отец этической науки Аристотель отмечал, что в ней мы имеем дело с истиной в крупных масштабах и со следствиями скорее вероятными, чем необходимыми, и что степень точности, допустимая в этике, отличается от степени точности, свойственной, например, математике и астрономии. В силу природы морали нет иного средства проникновения в ее сущность и выявления ее специфики как целостного явления, кроме абстракции. Ряд соображений показывает, что сама абстракция в данном случае неизбежно приобретает философский характер. Реальная нравственная жизнь расчленяется на два уровня: с одной стороны, относительно самостоятельное царство морального сознания, а с другой - мир моральных отношений, действительных ценностных значений реальных форм общественных связей между людьми. Теоретики морали сталкиваются с вопросами о том, как эти два уровня соотносятся между собой, в каком отношении находятся моральные принципы к живой практике морального поведения, к моральным основам самого образа жизни. Ответ на них оказывается конкретизацией основного вопроса философии и зависит от исходной философской позиции исследователя. Коренной исторический порок идеалистической этики и состоит в том, что она субъективные проявления морали принимает за саму мораль и интерпретирует ее как совокупность абстрактных норм и добродетелей.

Далее, одна из центральных проблем, над которой бились все теоретики морали, состояла в том, чтобы осмыслить мораль в ее соотнесенности с другими факторами человеческого бытия. Она формулировалась как соотношение добродетели и счастья, добродетели и пользы, морального совершенства и жизненного успеха, долга и склонностей, категорического и условного императивов и т. д. . Проблема не всегда ставилась в адекватной форме, но речь всегда шла о выяснении того, в каком отношении находится мораль к экономическим, политическим и иным предметным целям человека и общества. Нет нужды доказывать, что решение данной проблемы прямо зависит от общей социально-философской теории и объективно подводит к определенному общефилософскому взгляду на общество 6 .

Идеалистическая этика имеет тенденцию абсолютизировать мораль. Она рассматривает ее как самоцель, как некое самостоятельное царство, находящееся по ту сторону причинности. Она превращает морального человека в человека морали. В ней мораль отчуждается от конкретных индивидов, противостоит им в виде вечных и безусловных законов, требований, правил. Мораль интерпретируется в виде силы, призванной господствовать над индивидами. Предполагается, что быть моральным уже есть счастье.

С точки зрения материалистической этики мораль является одним из моментов в цепи причин и следствий, свойством общественного человека; будучи необходимой для полноты бытия человека, она не исчерпывает его. Мораль выявляет свои гуманистические возможности только в той мере, в какой она не отчуждается от живых индивидов, а получает продолжение в их эмпирических интересах и целях 7 .

2. Происхождение морали.

Происхождение морали как одного из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, особой формы общественного сознания и вида общественных отношений по-разному объясняется различными философскими системами. Можно выделить, по меньшей мере, три основных подхода к решению этой проблемы.

Во-первых, религиозно-идеалистический, рассматривающий мораль как дар божий. Подобно удару молнии мораль отсекает человека от мира животных.

Во-вторых, натуралистический, рассматривающий мораль как простое продолжение, усложнение групповых чувств животных, обеспечивающих выживание вида в борьбе за существование. Представители натурализма в этике сводят социальное к биологическому, стирают качественную грань, отличающую человеческую психику от животной. Они отождествляют групповые чувства животных и мораль.

В-третьих, социологический, рассматривающий мораль как феномен, возникший вместе с общением и коллективными трудовыми действиями и обеспечивающий их регулирование. При таком подходе нравственность возникает по мере выхода человека из животного состояния, получая развитые формы вместе с возникновением и углублением общественных различий внутри племени. Главные причины, вызвавшие необходимость моральной регуляции, состоят в развитии и усложнении социальных отношений: появлении прибавочного продукта и необходимости его распределения; половозрастном разделении труда; вычленении родов внутри племени; упорядочении половых отношений и т. д.

Поскольку именно социологический подход вам представляется наиболее правильным, рассмотрим подробнее нравы родового строя, общества, в котором зарождается мораль, закладываются основы материальной и духовной культуры.

Непосредственными социальными предпосылками, обусловившими возникновение нравственности и необходимость моральной регуляции первобытного общества, явились 8:

    развитие сознания и речи;

    возникновение скотоводства, земледелия, ремесла (гончарное дело, плавка металлов, ткачество и т. д.);

    формирование простых правил общения, чувства общности, взаимоподдержки и т. д.;

    возникновение первобытного коллективизма как осознания кровного родства, единства всех членов племени.

Моральность человека тесно связана с его способностью к свободному выбору. Он выражается, прежде всего, в умении людей дистанцироваться от эгоистических материальных и физиологических нужд, дабы подчинить поступки нравственным правилам и принципам. Людям дано не просто «переживать» некий опыт, но и морально относиться к своему переживанию, например, подавлять свой страх и поощрять храбрость. Свободный выбор - это выбор, освобожденный от неотвратимого влияния внешних и внутренних обстоятельств, это акт личного решения, выражение индивидуальности субъекта.

3. Моральные ценности.

В нравственной жизни должны быть определенные авторитетные ориентиры - моральные ценности, которые и цементировали бы, направляли нравственную жизнь общества и личности, были бы своеобразным компасом в повседневном моральном творчестве. То, что моральное поведение представляет собой не механическое исполнение какого-то набора предписаний, легко обнаруживается в повседневном общении людей. Одних мы встречаем с улыбкой, а других - подчеркнуто сухо, холодно.

Что же можно отнести к моральным ценностям? Очевидно, в первую очередь, саму человеческую жизнь, которая ассоциируется с гармонией, порядком, свободой, а противоположное - смерть - с несвободой, разложением, дисгармонией. Конечно, стоит задуматься над замечаниями тех философов, которые осуждают малодушие, предательство, подлость, при помощи которых некоторые люди пытаются в экстремальных ситуациях сохранить себе жизнь. Однако следует признать, что подобные ситуации - скорее те исключения, которые подтверждают правило.

Таким образом, в морали наряду с самыми разнообразными нормами существует слой высших моральных ценностей - жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности. Следует подчеркнуть, что именно моральные ценности наполняют нашу повседневную жизнь полнотой и духовностью, особым смыслом. Под духовностью следует понимать стремление человека соотнести свое конечное во времени и пространстве существование с Вечностью, выйти за границы своего бытия. Именно эти устремления наполняют нравственную жизнь высоким смыслом, а саму мораль выводят за рамки упрощенных представлений, предохраняют от сведения ее к набору простейших правил поведения.

Ценность - характерная черта человеческой жизни. На протяжении многих веков у людей вырабатывалась способность выделять в окружающем мире предметы и явления, которые отвечают их потребностям и к которым они относятся по-особому: ценят и оберегают их, ориентируются на них в своей жизнедеятельности. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, понятие «ценность» используется в философии, социологии, психологии для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Содержание данного понятия большинство ученых 9 характеризуют через выделение целого ряда признаков, свойственных так или иначе всем формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость. В обыденном словоупотреблении под «ценностью» понимают то или иное значение какого-то объекта (вещи, состояния, поступка), его достоинство со знаком «плюс» или «минус», нечто желательное или пагубное, проще говоря, хорошее или плохое.

Моральная ценность представляет собой категорию, отражающую отношение определенного индивида применительно к его нравственному выбору, определяющего стратегию собственного поведения в какой-либо конкретной ситуации.

К основным признакам моральных ценностей, отличающих их от других, хотя и близких, явлений, по мнению доктора философских наук М. Фритцхана, можно отнести:

1) прескриптивность, которая выступает и как обоснованность;

3) универсальность моральных ценностей, толкуемая как отнесенность к любому адресату без какого-то ни было исключения; однако в рамках универсальности моральных ценностей следует видеть две модификации: одна – общечеловеческая, когда ценности и нормы относятся ко всему человеческому роду, а другая – общностная, то есть такая, которая охватывает всех членов данной общности (мораль семьи, профессиональная этика, классовая мораль, национальная мораль и пр.);

4) специфика моральной санкции, которая действует в рамках рассредоточенного социального контроля, общественного мнения, а также с помощью механизмов психологической саморегуляции;

5) приоритет моральных ценностей перед другими ценностями и нормами в случае конфликта их между собой; этот приоритет не есть нечто однозначно и полностью объективно заданное.

Таким образом, чтобы ценность была моральной, достаточно, чтобы она была прескриптивной, категоричной, универсальной, санкционированной общественным мнением, обладающей приоритетом перед другими ценностями и порождающей мотив и максимальную волю к исполнению.

4. Влияние моральных ценностей на личность и их место в современном обществе.

В настоящее время проблема ценности приобретает огромное значение. Это объясняется тем, что процесс обновления всех сфер общественной жизни вызвал к жизни немало новых как положительных, так и отрицательных явлений. Развивающийся научно-технический прогресс, индустриализация и информатизация всех сфер современного общества - все это порождает рост негативного отношения к истории, культуре, традициям и ведет к девальвации ценностей в современном мире.

Абсолютизация материальных ценностей привела к изменению моральных, политических ценностей и духовной деградации личности.

Дефицит духовных ценностей ощущается сегодня во всех сферах. Многие наши идеалы кардинально изменились в ходе перемен. Духовное равновесие нарушилось, и в образовавшуюся пустоту устремился разрушительный поток равнодушия, цинизма, неверия, зависти, лицемерия.

Сегодня любой согласится с утверждением о том, что проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших. Важнейших прежде всего потому, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для социальной группы, культуры, нации, наконец, для человечества в целом. П. Сорокин усматривал в наличии целостной и устойчивой системы ценностей важнейшее условие как внутреннего социального мира, так и мира международного. «Когда их единство, усвоение и гармония ослабевают... увеличиваются шансы международной или гражданской войны...».

Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису (это относится как к отдельному человеку, так и к обществу в целом), выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей и сохранения тех, что были накоплены предшествующими поколениями. Все это тесно связано с сегодняшней ситуацией в российском обществе, расколотом на группы и группки и лишенном единой объединяющей платформы. Этот раскол есть прямое порождение ценностного кризиса, разразившегося вслед за крушением тоталитарной идеологии, которая подразумевала наличие у всего населения единообразной системы ценностей и довольно успешно формировавшей эти ценности через общегосударственную систему воспитания и пропаганды.

Разрушению этих ценностных ориентиров не сопутствовало появлению сколько-нибудь равноценных новых. Отсюда достаточно очевидным образом берут свое начало многие социальные проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся: кризис нравственности и правосознания, социальная нестабильность, деморализация населения, падение ценности человеческой жизни и многое другое. Налицо ценностный вакуум, метание от одних ценностей к другим и многие другие симптомы социальной патологии, возникшей на почве перелома ценностной основы и изменения мировоззрения.

Ценности в процессе развития общества, безусловно, меняются; то, что было ценностью вчера, может перестать быть ей сегодня, а в будущем возможен поворот к ценностям прошлого, наряду с появлением новых ценностей 10 .

Существующие в обществе ценности, актуальные и потенциальные, существенные и несущественные, представляют ту сторону окружающей действительности, которая непосредственно воздействует на человека.

Учитывая это обстоятельство, можно определить роль ценностей в современном обществе. Через освоение многообразных ценностей человек социализируется, т. е. приобретает социальный опыт, социальную информацию, приобщается к культуре. Действуя в рамках этого, человек создает новые ценности или сохраняет старые, что, в свою очередь, влияет на дальнейшее развитие общества.

Духовные ценности не подвержены моральному старению в такой степени, как ценности материальные. Их потребление не является пассивным актом, напротив, в процессе их усвоения человек духовно обогащается, совершенствует свой внутренний мир.

В современном обществе можно принимать или не принимать тот или иной идеал. Но есть какие-то общие тенденции, которые следует принимать в расчет. Если есть зло, есть и добро, есть человечность, красота, радость, счастье. Только это и поможет сохраниться обществу, новым поколениям.

Заключение.

Взаимосвязь общественного и индивидуального нравственного сознания сложна и противоречива. С одной стороны, моральное сознание представляет собой выражение наиболее типичной морали индивидов данного общества, но не сводится к сумме индивидуальных сознаний, ибо оно является относительно самостоятельной духовной системой, сложившейся в той или иной социальной среде, включающей в свой состав нравственные идеалы, нормы, взгляды, понятия.

С другой стороны, общественное моральное сознание становится действенным лишь «превратившись» в индивидуальное. От степени этого «превращения» зависит: станет ли моральное сознание по-настоящему общественным. В свою очередь индивидуальное нравственное сознание является не чем иным, как результатом интериоризации морального сознания данного общества, т.е. своеобразной формой выражения последнего.

Общественное моральное сознание выступает по отношению к индивидуальному сознанию как объективная система, ведущая сторона: усвоение личностью исторически сложившейся общественной морали не только определяет общую структуру нравственного сознания и поведения человека, но и является основой его дальнейшего развития как социального и нравственного существа. Любое общество представляет собой единство многообразного, охватывающее те или иные социальные слои, нации и народности, профессиональные группы и т.д., которые различаются по своему социально-экономическому, культурному, этническому развитию и другим признакам. Единством многообразного является и общественное моральное сознание. Оно включает в себя элементы, имеющие по самой своей природе различную меру общности, т.е. такие, которые присущи всему человечеству, либо только определенному обществу, социальному слою, нации или народности и т.д.

Говоря о соотношении общественного и индивидуального в нравственном сознании, следует отметить, что их отношения друг к другу носят избирательный и активный характер. Не всякое понятие, возникшее в нравственном сознании индивида, непременно трансформируется в общественное моральное сознание; даже тогда, когда оно имеет социальную значимость, его обобществлению могут препятствовать определенные конкретно-исторические условия.

Список использованной литературы.

    Бондаренко Ю.Я. У истоков современной морали. М., 1991. С. 64

    Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. -М., 1987

    Ефимов В.Т. Введение в этосологию. Нравы и нравственность. -М., 1993.

    Зеленкова И.Л. Основы этики. М., 1998. С. 157

    Зеленкова И.Л. Основы этики. М., 1998. С. 160.

    Кефели И.Ф., Миронов А.В. Социокультурные факторы устойчивого развития российской цивилизации // Социально – гуманитарные знания, 2001 г., № 5, с. 59 – 68

    Лавренова, Т.И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания // Социальные науки: история, теория, методология. - М., 2000. - Вып. 1. - С. 38-46

    Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. М., 1991. С. 203.

    Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. -М., 1986.

    Манхейм К. Избранное: Социология культуры / Академия исcледований культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 505

    Мухамеджанова Н.М.Духовный кризис личности как отражение кризиса культуры. - Оренбург, 2001. - 146 с.

    Рыбкина И.В. «Роль ценностей в современном обществе»Сб. науч. ст. М 641 Вып. 7, 8 / ВГПУ; Науч. ред. А. П. Горячев. Волгоград: Перемена, 2000. - 128 с. (Сер. Философские беседы.)

    Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. С. 176.

    Филатова, О.Г. Социология культуры: Конспект лекций. - СПб.: Михайлов, 2000. - 46 с.

    Философский энциклопедический словарь/ под ред. Аверинцева С.С., Ильичева Л.Ф. М., 1989. С. 378

    Ценностями и моральными приоритетами. Поэтому врач выполняет свой...

  1. Курсовая работа >> Социология

    Процессе создания духовных ценностей , их сохранения, распространения, потребления... института, его места в обществе , механизмов включения... воспитания. Это усиливает моральный авторитет церкви, с одной... личности . 3.3 Роль института культуры в жизни общества ...

  2. Правовая культура и ее функции в современном обществе

    Реферат >> Государство и право

    И правосознания, их место в жизни общества , усвоение правовых ценностей , их реализацию на практике... содержании и т.д. Юридическая образованность личности выражается в трех состояниях – ... воспитуемыми социальной значимости и моральной ценности правовых норм, а...

  3. Общество и социальные процессы

    Реферат >> Социология

    ... ценностью могут быть деньги, для других - моральная ... общностей, институтов, организаций и личностей , индивидов. Это - отношения... и порочной с их точки зрения жизни общества . В современных условиях... по их мнению, места в реформируемом обществе или утративших...

Духовный мир молодого поколения имеет свои моральные составляющие: смысл жизни, нравственная позиция и духовные ценности. В свое время Л.Н.Толстой обращал внимание молодёжи на то, что дар жизни и её смысл состоят в том, чтобы «любить других», а не только себя. Смысл жизни не является врождённым. Человек должен его найти в процессе собственной жизни. Если человеку удаётся это сделать, то он будет жив смыслом, идеей, словом. Это и есть основа человеческого бытия. Потеря духовности - одна из важных проблем сегодняшнего дня Молодое поколение безропотно погружается в состояние духовной пустоты. Сегодняшний старшеклассник уже совершенно не понимает поэзию Державина, литературовед говорит, что она «тяжеловесна» и не соответствует духу нынешнего времени и поэтому неинтересна, а учитель-филолог соглашается с этим и навязывает школьникам мнимую «общемировую» культуру, пренебрегая глубиной и своеобразием отечественной словесности. В результате выходит, что ко многим молодым людям рано приходит прагматизм, рационализм, скучная деловитость. Социологические опросы показывают, что цель и смысл жизни молодого человека - стать богатым, иметь дом и роскошную машину, завести выгодные знакомства. А если система ценностей у него смещена в область эгоистически-спекулятивных интересов, то это приводит к духовной нищете. Ч. Дарвин утверждал, что «именно духовность отличает человека от животного». Духовность характеризует.две фундаментальные и взаимосвязанные потребности человека - индивидуальную потребность познания и социальную потребность жить «для других». Духовность возвышает человека над материальной жизнью, помогает ему жить полнокровной интеллектуально-эмоциональной жизнью. Суть современной точки зрения на развитие человека - акцентировать внимание на его созидательной стороне, на возможностях совершенствовать мир. Важнейшее требование жизни - перевести энергию молодёжи в позитив с тем, чтобы деятельностно-интеллектуальный потенциал был рационально использован во благо общества и приносил социальные плоды. Поэтому важно приумножить усилия для воспитания у молодого поколения таких важных человеческих качеств, как гражданское достоинство и гордость за свою страну. Между тем, в нашем обществе процветает безверие, забытой оказалась важнейшая ценность - чувство любви к Родине. О патриотических чувствах россиян теперь часто говорится с иронией, что тлетворно влияет на духовно-нравственное здоровье молодого поколения, его миропонимание, социальное поведение. Столь же необходима молодому поколению высокая нравственность . Поэтому сфера человеческих отношений постоянно требует, чтобы на первое место в жизнедеятельности были выдвинуты нравственность, культура, гуманистические идеалы. Духовно-нравственному здоровью молодого поколения угрожает нехватка культуры чувств. У молодых людей отсутствуют теплота и человечность, способные передаваться другим, и это лишает их морального стержня, приводит к моральному падению. Поэтому надо, чтобы в реальной жизни действовал закон сближения сердец, так как для молодого поколения особое звучание приобретает чувство любви. И хотя любовь, при всей интимности - чувство всечеловеческое, не всякий способен на возвышенную любовь. Очень многие лишены этого дара, а иные даже не представляют его ценность.

Ко всему сказанному можно добавить, что молодёжь оказалась обездоленной в культурном отношении. Свою негативную роль сыграли суррогаты массовой культуры, пропагандируемые СМИ. Их тлетворное влияние разрушает в сознании молодёжи моральные идеалы, различия между добром и злом, преступлением и подвигом. Суета нынешней безответственной постмодернистской культуры достигла невероятного размаха. Сознание современника буквально разорвано между мнимыми ценностями, которые направлены на искажение и упрощение нашей самобытности. Некоторые молодые люди пренебрегают своим историческим прошлым, традициями родного края, обычаями своего народа, историей своей семьи. В таком случае их будущее будет убого. Поэтому каждого молодого человека надо убедить в том, что, если он сохранит себя как верного читателя Пушкина и Толстого, Достоевского и Чехова, а не краткого изложения их произведений, если он с детства будет внимать звукам народной музыки и колокольному звону, то он будет причастен к отечественной культуре. Есть необходимые и обязательные для каждого вещи: знать, кем был его прадед, за что сражался дед, как обаятельна, умна и талантлива в юности была его бабушка, с каким достоинством прошла по нелёгкой своей жизни его мать, каков был отец... Очень тревожно, когда молодое поколение впитывает отрицательный настрой к культуре. Это приводит к тому, что утверждается культ потребительства, и молодого потребителя переполняет презрение ко всему, что не приносит прибыль. Так традиционные ценности, составляющие гордость России, искажаются, превращаются в свою противоположность: этика трудолюбия вырождается в вульгарный кодекс добывания денег; героизм - в поклонение эстрадным кумирам; гражданское участие в общественной жизни - в уличное митинговое действо; спорт - в коммерческое зрелище. В сознание молодого поколения вносится убеждение, что жизнь - это приспособление не только биологическое, но и социальное. Печально, что больше половины молодых людей смогли бы переступить через моральные принципы, чтобы добиться успеха в жизни. Однако надо сказать, что в отечественной культуре сохраняется довольно высокий уровень отрицания пошлости, этого серьёзного заболевания, опасного для нравственного здоровья личности. Путь нашего народа говорит о том, что душа русского человека, не отвергая реальности земной, всегда неустанно тянулась к реальности иной - вечной и благой. Это и есть наша почва, наша традиция. Древние говорили: «Нужно, чтобы наши дети умели не только хорошо танцевать, но чтобы они танцевали хорошее». Вот почему для нас особое стратегическое значение имеет работа по сохранению и защите традиции. Духовный смысл культуры в том и состоит - не дать мелкому и злобному овладеть умом и сердцем человека, привести его в состояние беспамятства и бессмыслицы. Молодое поколение необходимо научить серьёзной и осмысленной ориентации, нравственному выбору позиции, разъяснять ему, «что такое хорошо и что такое плохо». Необходим закон, обеспечивающий духовную безопасность подрастающего поколения. Особую роль в его воспитании должна играть отечественная культура, все сферы образования и просвещения.

В системе мировосприятия большинства современных людей подобное представление о религии отсутствует. Это связано, в первую очередь, с тем, что современная культура во многом утратила традиционный характер, стала секулярной, вне- и даже антирелигиозной. На протяжении XX века процесс секуляризации шел особенно интенсивно: влияние религии, наличие традиционных элементов в различных сферах современной культуры сведены к минимуму, либо уничтожены вовсе.Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. В личном отношении, с религией порой связаны лишь смутные представления или воспоминания. Один из русских церковных писателей XX века так говорил об этом: "За религию у нас часто принимают неопределенную смесь из детских воспоминаний, сентиментальных чувств, испытываемых иногда в церкви, крашеных яиц и кулича на Пасху" . С болью верующего сердца завершает этот писатель свои размышления вопросом: "Как же дать современным людям хотя бы почувствовать крестный путь грешной нашей души к Богу?"Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные (для русской культуры, несомненно, православные) представления о человеке и смысле жизни.В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание "нравственности" как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью гражданина .Для России это означает утрату преемственности в духовно-нравственной культуре, идеологии, так как традиционный русский взгляд на мир веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания. Согласно такому мировоззрению, целью человека в его личной жизни, смыслом семейного бытия, общественного служения и государственного существования в России являлось и является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает Православная Церковь. Другой религиозно-нравственной, идеологической, мировоззренческой альтернативы у России нет. Ведь подлинное величие России в мире, ее признанный всеми вклад в мировую науку, культуру стали возможны только на основе традиционной духовной культуры, идеологии; кстати, их элементы применялись и в советский период. Утрата былого величия России на рубеже XX и XXI веков - ничто иное, как следствие отказа от русской идеологии, Православной веры, традиционных ценностей и идеалов Российского государства. Ясно видно, что для России любые попытки двигаться в нетрадиционном направлении чреваты морально-этической деградацией общества, демонизацией русской действительности, полным параличом духовных сил народа. Главным же средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания. Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него

  • - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • - нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • - нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека. моральный нравственный воспитание молодежь

Подводя итоги сказанного, можно сказать, создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века православной веры, свободы, семьи, родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

Моральный способ освоения мира характеризуется своими особыми приёмам ориентации человека. Это не только ценностно-ориентирующая деятельность, но и предписывающая (императивная). Мораль не только позволяет оценивать поведение людей с точки зрения добра и зла, но и определяет ориентиры «достойного» поступка. Тем самым ценностная ориентация выступает в качестве моральной регуляции жизнедеятельности людей. Нравственное поведение человека не обусловлено какими-либо соображениями личной выгоды, а диктуется потребностью в добре, справедливости, честности, правдивости. Потребность в добре, наряду с потребностями в красоте и истине, представляет собой по общему признанию важнейшую базовую потребность человека. В своей совокупности всё, что связано с нравственным отношением человека к миру, к окружающей среде, с моральным самосознанием личности и его нравственными потребностями, - составляют моральные ценности. Исследование проблемы происхождения морали показывает, что её истоки самым непосредственным образом связаны с природой человека. К.Лоренц, например, даже связывал природу морали с биологической природой человека. Он полагал, что формирование нравственных норм происходит в процессе естественного отбора. В ходе его осуществляется трансформация инстинктов в осознанные варианты поведения, накопление опыта условно-рефлекторного поведения. Эволюция человека, таким образом, сопровождается переходом от ситуативных способов регуляции поведения к их закреплению и осознанию в качестве норм и правил, т.е. как стереотипов поведения. Передача данных правил от поколения к поколению осуществляется посредством научения, подражания, запретов. Естественно, нельзя отрицать природно-биологических предпосылок возникновения морали, так как человек представляет собой биосоциальное существо и моральные нормы фиксируют не только правила реализации личностью своих социальных ролей. Мораль есть то, что соединяет социальное и биологическое в человеке, делает его индивидуальностью. Понимание того, что есть «добро», а что «зло» делает возможной совместную жизнь людей, в которой каждый отказывается от полного осуществления жизненных потребностей (потребление пищи, половое влечение, потребность в безопасности, стремление к значимости и к обладанию) в пользу осуществления социальных ценностей (признания прав другой личности. Справедливости, самообладания, верности, терпимости, выносливости и т.д.) Мораль, таким образом, представляет совокупность исторически сформировавшихся и унаследованных норм, принципов и ценностей, обеспечивающих совместную жизнедеятельность людей. С точки зрения этики мораль предстаёт как оценочное отношение человека к миру с позиций добра или зла, реализующееся в его поведении и практической деятельности. Неслучайно, что нравственность подчас определяют как мировоззрение, поскольку социальные характеристики поведения людей одновременно оказываются и их нравственными характеристиками. Мотивы, потребности, цели и намерения, используемые людьми средства, становятся не только предметом социальной оценки, но и нравственной. При всём стремлении доказать независимость, например, экономики или политики от морали сделать это крайне проблематично. Как сферы общественной жизни и экономика, и политика предполагают совместно организованную деятельность людей, осуществление которой строится не только по специфическим законам данных сфер, но и в соответствии с принципами нравственности – долга, порядочности, честности, ответственности. Без нравственной оценки и регуляции самые благие деяния оказываются несостоятельными, античеловеческими. Характерным для той или иной системы моральных ценностей является то, что они всегда имеют конкретно-историческое содержание. В тот или иной период истории складывается и функционирует своя, отличная от других периодов, система моральных ценностей. Сообразно времени на первый план могут выходить те или иные из моральных ценностей: долг или эгоизм, солидарность или национализм, справедливость или несправедливость, любовь или ненависть. Моральные ценности каждого общества складываются веками и выдвижение на первый план тех или иных из них осуществляется на основе фундаментальных социально-политических и культурных ценностей своего времени и народа. Они всегда выражают общую нравственную ориентированность и ценностный смысл поведения человека и поэтому имеют нормативный характер. В этом плане моральные ценности выступают в качестве регуляторов как в отношениях между личностью и обществом, так и в поведении отдельных людей. Они оказывают мотивирующее воздействие на их сознание и поведение. Характерным для моральных ценностей является также то, что они неодинаково воспринимаются людьми. Если для одной части принятые в обществе ценности самоочевидны и они склонны в своём поведении целиком полагаться на них и руководствоваться ими, то для других эти ценности неясны и недостижимы. Реальная жизнь свидетельствует, что в своей основе люди не могут жить и действовать, ориентируясь лишь только на свои индивидуальные ценности. Человеку необходимы прочные, более или менее устоявшиеся ориентиры, на которых он мог бы строить своё поведение и деятельность во всех сложных и особенно нестандартных обстоятельствах. Отсутствие такой системы ценностей означает размывание границ между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, любовью и ненавистью. На эффективность и степень восприятия человеком моральных ценностей общества, их реализацию в повседневной деятельности значительное влияние оказывают факторы объективного и субъективного порядка – отношения в обществе, семье, коллективе, уровень образованности и культуры самого индивида, характер нравственно-психологических свойств личности, жизненный опыт, искусство и другие факторы. Для складывания моральной системы ценностей человека специфично то, что разрушение личных нравственных ориентиров опережает возникновение новых. Это порождает колебания человека между различными состояниями и позициями. В поведении индивида могут одновременно проявляться и быть связанными между собой принципиальность и лёгкость суждений, доброта с жёсткостью, романтические взлёты с трезвым практицизмом. Утрата, либо деформация под влиянием каких-либо внешних обстоятельств системы моральных ценностей нередко ввергает человека в тяжелейшие душевные состояния. Периоды кризиса, переоценки ценностей, случающиеся как с отдельными людьми, так и с обществом в целом, сопровождаются большими личными и социальными драмами. Потеря или разрушение устоявшейся системы моральных ценностей означает серьёзные утраты для нравственного здоровья общества. В своей совокупности моральные ценности образуют нравственную культуру личности, которая представляет собой исторически конкретную и социально-обусловленную меру овладения человеком нравственными средствами жизнедеятельности и практического воплощения моральных ценностей в различных сферах деятельности и поведения.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Казаркинская средняя общеобразовательная школа» имени героя Советского Союза Чекулаева Гордлея Трофимовича

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Косухина И.А.,директор МКОУ «Казаркинская СОШ»

Еще совсем недавно мы имели чёткие идеалы общественного развития (согласно идеологии эпохи социализма, наша цель - коммунизм и всесторонне гармонически развитая личность). Сегодня мы лишены таких общих идеалов, и наша страна находится в стадии мучительного поиска базовых ценностей, на которые следовало бы ориентироваться.

Кризисные явления происходят во всех сферах жизни: экономической, социальной, в сфере ценностных ориентаций. Мы «примеряем» на себя ценности Запада (рационализм, практицизм, индивидуализм), мы «прислушиваемся» к голосам с Востока с их ценностями коллективизма и взаимопомощи. Мы так же обращаемся к истокам, вспоминаем о природной самобытности россиян, их специфической ментальности. Выбор Россией еще не сделан, состояние переходности продолжается.

Старшее поколение имеет уже устоявшиеся ценности, которые не так легко меняются под влиянием событий. А молодежь – это та часть общества, которая еще вырабатывает свою систему ценностей, и эта система во многом зависит от того, что происходит вокруг. В свою очередь, от жизненных ценностей современной молодежи будет зависеть то, что будет происходить в отдельных странах и в мире уже через несколько лет. Сегодня смыслообразующие ценности российской молодежи складываются стихийно, во многом они иллюзорны, нередко ориентированы на идеологию потребительства, жестко рациональны, нравственно расплывчаты. Современная молодежь хорошо информирована, но информированность не означает образованность. В море информации человек может вообще пропустить задачу нравственного совершенствования, ибо ему вполне окажется достаточным владеть рациональными техниками общественного взаимодействия, действовать из соображений ближайшей выгоды, не слишком заботиться о завтрашнем дне.

К 18-20 годам у человека, как правило, формируется система базовых ценностей, то есть тех, которые влияют на все его решения и поступки. В дальнейшем с течением лет она остается практически неизменной, и существенный ценностный переворот в сознании зрелого человека возможен только под влиянием сильнейшего стресса, жизненного кризиса.

В наши дни проводятся многочисленные социологические исследования, посвященные выявлению базовых ценностей современной молодежи, проводимые в разных городах и регионах постсоветского пространства. Обобщенно эту информацию можно представить в виде списка, в котором в порядке убывания значимости расположены ценности, предпочитаемые молодыми людьми в возрасте 16-22 лет:

    Здоровье.

  1. Коммуникативные ценности, общение.

    Материальные блага, финансовая стабильность.

  2. Свобода и независимость.

    Самореализация, образование, любимая работа.

    Личная безопасность.

    Престиж, известность, слава.

    Творчество.

    Общение с природой.

    Вера, религия.

Происходящие изменения в системе ценностей, а соответственно, и стратегии жизненных целей молодежи, в выборе средств их достижения проявляются, в основном, в отношении к материальному богатству и способах его добывания. Богатство (деньги), как и карьера, вошли в число ведущих ценностей значительного числа россиян, и в этом отношении молодежь не составляет исключения. Богатство принимается молодыми людьми как условие большей свободы выбора, удовлетворения разнообразных потребностей, социального престижа и власти

Молодые люди хорошо понимают, что реальное воплощение нравственных ценностей в повседневной жизни в значительной степени зависит от материальных условий

Такая материально-финансовая ориентированность молодежи объяснима: родилось нынешнее молодое поколение в эпоху перемен, а детство его пришлось на тяжелые для всего постсоветского пространства годы. Детям 90-х пришлось насмотреться, как их родители приспосабливались, буквально выживали, стремясь заработать минимум средств для обеспечения основных нужд. Врезавшиеся в память трудности тех лет заставляют нынешнюю молодежь желать стабильности и денег как средства достижения этой стабильности.

В молодежной культуре и досуге все более преобладает потребление над творчеством, пассивные формы потребления над активными, в то время как подлинное приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культурной или творческой деятельности. И тут вина лежит не столько на самих подростках, сколько на старших - родителях, педагогах, наставниках.

Нравственные и моральные ценности почти не вошли в список базовых ценностей современной молодежи, а духовные и культурные ценности занимают последние строчки. Это связано с тем, что молодежь согласовывает свою систему ценностей прежде всего с критериями жизненного успеха. Такие понятия, как честно прожитая жизнь, чистая совесть, скромность отходят, к сожалению, на второй план.

Об ухудшении нравственного облика части молодежи можно судить по меняющемуся отношению к аморальным и противоправным поступкам своих сверстников. В недалеком прошлом серьезные нарушения, как правило, получали осуждение. Теперь наблюдается спокойное, равнодушное отношение к таким явлениям. Хотя большинство молодых людей выступает за гуманизм по отношению к другим, из практики школ, училищ, вузов почти повсеместно исчезли такие формы гуманного отношения к людям, как поддержка нуждающихся в помощи. Одной из причин распространения наркомании и алкоголизма в молодежной среде является отсутствие у молодежи осознанной системы моральных и духовных ценностей.

Каждое общество связывает свое будущее с новыми, подрастающими поколениями, молодежью. И от того, насколько эти поколения усвоят духовные, нравственные, культурные традиции своего государства, народа и общества, таково будет его будущее.

Происходящие в России социально- экономические, политические, правовые изменения явились причиной трансформации общественных и индивидуальных социальных ценностей и норм.

Таким образом, система ценностей современной молодежи представляет собой микс из традиционных ценностей: семья, здоровье, коммуникация и ценностей, связанных с достижением успеха: деньги, независимость, самореализация и т.д. Равновесие между ними пока неустойчивое, но, возможно, в ближайшие десятилетия на его основе сформируется новая стабильная система ценностей общества.