Open
Close

Православный храм в пицунде. Пицундский собор

Расположен вблизи городища Пицунды. Его купол и гладкие стены бело жёлтого цвета, хорошо просматриваются между зелеными пирамидальными кипарисами. Храм является крупнейшим ранне-средневековым храмом Абхазии и относится к типу трехапсидных, крестовокупольных, трехнефных.

В плане имеет размеры: 43,3 метра на 22,7 метров. Стены имеют толщину в 1.5 метра, а высота его вместе с куполом 29 м. Храм возведен из двух материалов - кирпича и камня, распределение которых имеют свой определенный порядок

Вниз стены Пицундского храма - цоколь, выложен каменными блоками, выше в кладке присутствуют оба материала - кладка приобретает смешанный характер: присутствуют как ряды камня так и кирпича. Чем выше стена, тем прослойки из камня становятся тоньше, кирпичные же наоборот толще.

Барабан и лежащий на нем купол, а также верхняя часть стен, внутренние столбы - полностью сложены из кирпича разного размера. В арках он тоньше. В устоях стены и в несущих частях - он гораздо толще.

В верхних частях западной и южной стены можно видеть декоративные вставки из кирпичей выложенных поперёк, причём в одних рядах - одиночных, в других рядах - парных.
Толстым кирпичём выложены кресты. Их можно видеть между окнами, снаружи на центральной алтарной апсиде. А вот северная стена, снаружи вовсе не имеет декоративных элементов.

На западной стене видны следы заложенной в древности двери, на уровне хор, через неё женщины, допускавшиеся к богослужению и входили только через такие хоры. Позднее ведущая на хоры наружная лестница была разобрана, а внутри возведена другая. Пицундский храм просто наполнен воздухом и светом, его стены гладко оштукатуренные и некогда украшенные фресками, теперь сохранили лишь пояс медальонов в алтаре. Каждый вошедший сюда ощущает, что храм создан для праздничных, торжественных богослужений.

В XVI веке внутри собора в западном помещении была возведена усыпальница, в которой находится гробница. Гробница устроена для Андрея Первозванного и Симона Кананита, на это указывают расположенные под куполом фресковые изображения апостолов. Их насчитывается в количестве десяти. Потолок и стены храма, были богато расписаны, предположительно, мастерами из Старого Афона. Среди сюжетов росписи более значимы сцены "Несения креста", "Распятия" и "Плача".

Пицундский собор во второй половине XVI века был обновлен, вокруг него были возведены оборонительные сооружения.
Об этом говорит сохранившаяся греческая надпись: "Помяни, Господи, раба своего Пароскева Зографа (живописца), который создал это святилище и сей турлеон (башню) во время владычества тирана и католикоса Евдемона. Ты, господи, ведаешь все и исполни их милостью своею".

В результате угрозы нападения со стороны турок и междоусобиц, резиденция абхазских католикосов в XVII веке, размещавшаяся до этого в Пицунде, переместилась в Гелати. Собор оказался заброшенным, но продолжал привлекать к себе как местное население, так и чужеземцев. Они приходили к его стенам - давать клятвы.

Упадок времен Османской империи. Возрождение Пицундского храма.

Пицундский храм построенный в честь апостола Андрея Первозванного был известен далеко за пределами Кавказа. В храм приезжал монах-театинец Кастелли Кристофоро, который в своих рисунках отразил всю его красоту.

После появления Османской империи на Кавказском побережье, Пицунда стала постепенно приходить в упадок. Могущественный Пицундский храм запустел, его разграбили и частично разрушили. Стены храма поросли кустарником и травой.

В 40-х годах XIX века под руководством академика Норова В. С. приступили к восстановлению Пицундского храма. Реставрацию завершили только к 1869 году, Ещё через один год в Пицундском соборе был учрежден мужской монастырь

Чем еще привлекает храм в Пицунде, так это своей контрастностью. Внешне сооружение отличается некоторой массивностью, характерной для многих религиозных строений средневековья. Но если Вы зайдете внутрь Пицундского храма, то будете просто поражены его «воздушностью».

Непроизвольно создается ощущение, будто храм состоит исключительно из света и воздуха. От давящей массивности не остается и следа! Назвать храм скромным вряд ли получится, поскольку сохранившиеся настенные фрески и надписи придают ему скорее торжественный и роскошный вид.

К сожалению, сегодня в Пицундском музее туристы могут наблюдать лишь копии орнаментов мозаики и некоторые уцелевшие памятники, связанные с историей этого города. Почему? Все дело в том, что советские годы негативно отразились на культурном наследии Абхазии, оригиналы которого были вывезены в Грузию и на сегодняшний день представлены в тбилисском музее.

В настоящее время попав в Пицундский храм, можно полюбоваться фресками и послушать божественные звуки органа, выступления хоровых капелл и оперных певцов.

Органная музыка в Пицундском храме.

Акустические свойства Пицундскского храма - удивительны. Благодаря им несколько голосов звучат как будто поёт целый хор. После реставрационных работ, в 1975 году, храм используется как концертный зал и основной достопримечательность его является орган. Он был изготовлен потсдамской органной фирмой «Александр Шуке». В соборе ежегодно проходят фестивали и конкурсы органной и фортепианной музыки, концерты оперных певцов Абхазии и России, выступления хоровой капеллы Абхазии.

Величественный Пицундский храм Святого апостола Андрея Первозванного, сохранивший свои царственные архитектурные формы тысячелетней давности, - один из наиболее важных памятников Абхазии. Он имеет огромнейшую историческую, художественную и религиозную ценность для всего Кавказа и мировой культуры.

В самом центре городка возвышается знаменитый Пицундский кафедральный собор в честь апостола Андрея Первозванного – крупнейший раннесредневековый храм Абхазии. Построен он был предположительно в VI-X веках и сразу стал центром католикосов Абхазской церкви. В XVI веке вокруг храма возводится мощная оборонительная стена из фрагментов античных сооружений, но уже в XVII веке из-за угрозы нападения со стороны турок собор был заброшен. В 1830 году русский военный гарнизон, обосновавшись в Пицунде, укрепил древние стены, пристроив в углах обширные бастионы.


В 1840-х годах под руководством академика В. С. Норова началось восстановление Пицундского храма - к 1869 году реставрация была завершена, а через год здесь был учрежден Пицундский мужской монастырь. Во второй половине XIX века разрушенные сооружения реставрируются новоафонскими монахами, а собор освящается в честь Успения Богородицы. Внутри собора, в западной ее части, находится некогда богато украшенная мастерами из Старого Афона усыпальница XVI века с двумя гробницами, по преданиям предназначавшимися апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чем свидетельствуют фрески. С 1991 года в соборной часовне усилиями священнослужителей Новоафонского монастыря возобновлены службы.



В настоящее время храм Успения Богородицы входит в состав историко-архитектурного комплекса "Великий Питиунт", в который также включены остатки античной крепости и маленькая часовня предположительно VI- X веков.



В самом соборе размещается концертный зал на 350 мест с органом потсдамской фирмы "Александр Шуке" (1975 г.). Здесь ежегодно проходят фестивали и конкурсы органной и фортепианной музыки, концерты оперных певцов Абхазии и России, выступления хоровой капеллы Абхазии. В ближайшее время концертный зал будет перенесен в новое место, и храм вернут верующим.

Не буду лукавить и говорить, что узнала о существовании храма - концертного зала на территории Пицунды только по приезду. Конечно, я листала отзывы об этом городе и уже точно знала, куда мы с молодым человеком сходим обязательно - на концерт органной музыки. Где бы еще нам выдалась такая возможность - даже не представляю!

Но в первую очередь, а, вернее сказать, изначально "концертный зал" был православным храмом - Патриарший собор в Пицунде в честь Апостола Андрея Первозванного, построенный в десятом веке. Будучи в Пицунде вы ни за что не пройдете мимо, купол храма видно, мне кажется, из любой точки. У абхазцев есть легенда (а легенда у них есть почти на каждый случай жизни), связанная со строительством храма, ее нам поведал экскурсовод:

Поспорили когда-то зодчий храма и мастер, строивший водопровод на мысе, кто скорее выполнит свою работу. Проигравший должен был лишить себя жизни. Быстро поднимались стены храма. Но водопровод прокладывался еще быстрее, и когда встретился зодчий со своим соперником, тот показал ему водопровод, который уже был закончен. А зодчему оставалось положить лишь две черепички на крыше... Пришлось, согласно уговору, подняться зодчему на недостроенный купол храма; бросился он оттуда вниз на камни и разбился насмерть, а на куполе осталась отметина - след его ног, углубление в растворе, которым скрепляли камень. От водопровода и следа не осталось, а храм как стоял - так и стоит

Храм находится в самом центре Государственного историко-архитектурного заповедника "Великий Питиунт".

Вход в заповедник (мы уже на его территории)

Вход на территорию заповедника - 50 рублей

Билет на концерт органной музыки - 600 рублей (в наш билет входила и экскурсия, но мы слишком поздно узнали об этом и элементарно не успели)

Нам безумно жаль, что мы не застали экскурсию по музейному комплексу и заповеднику, которую проводили за полчаса до концерта. Здесь было что посмотреть, но без сопроводительной истории - не так захватывающе прикасаться к древности...

Вот здесь я, оказывается, прислонилась к остаткам колокольни, которая относится к руинам IV-V века.


А то белое здание - музей истории Пицунды. Он небольшой, можно обойти минут за 10, даже при максимальной любознательности. Экспозиция представлена фресками предметами домашней утвари, орудиями труда и прочими находками при археологических раскопках. Фотографировать не стали, "главное - сами посмотрели" (с)


Величественный, мощный, массивный - крепость, а не храм! Сегодня в Пицундском соборе не ведут службу: в наши дни сюда съезжаются туристы (и не только), чтобы послушать органную музыку. Орган, кстати, был установлен немцами в 70-е годы. Согласитесь, удивительно, что орган появился в православном храме...


Зал - это действительно концертный зал, с мягкими креслами и сценой с роялем. Но нас интересовал инструмент побольше, он находился справа от сцены.


Нам достались места в третьем ряду, но, как нам объяснили, акустика храма такова, что и на последнем ряду звук будет слышен так же хорошо.


Я впервые видела орган вживую и честно скажу, что была немного разочарована. Не ожидала я, что он будет выглядеть так ново, так современно... Наивно полагала, что все органы - в стиле барокко, не меньше. Нет, я понимаю, что такой орган, виденный в фильмах и на фото, будет диссонировать с собором 10-го века, но и это современное устройство выглядело чужеродно. Хотя как могло быть иначе, ведь орган был установлен почти через тысячу лет после возведения храма.


Пока мы ждали органистку - народную артистку Республики Абхазия Марину Шамба , можно было вдоволь налюбоваться живописными фресками на стенах и своде


Марина Шамба исполнила произведения Баха и Букстехуде, а также абхазские народные песни. Впечатления от услышанного, конечно, незабываемые: музыка пронизывала насквозь, не смущали даже вечные звуки затвора, вспышки и перешептывания соседей по рядам. Но и опять же я ожидала большего (вечно нафантазирую я себе чего-то волшебного и невероятного): думала, звук будет объемнее, "жирнее", хотя, стоит ли говорить, что ничего подобного раньше слышать не доводилось.

А одна композиция - "Щищ нани" (колыбельная махаджиров) так и вовсе тронула до слез, в буквальном смысле слова, в первую очередь - из-за истории:

В результате русско-кавказской войны и антиколониальных восстаний подавляющее большинство абхазов-мусульман вынуждено было покинуть родину. Эта песня-колыбельная, которую мать пела своему мертвому грудному ребенку. Люди, обезумев от жажды, стали пить морскую воду. Первыми начали умирать дети. Они гибли, как мотыльки в ненастную ночь.
Во избежание и так бушующих эпидемий и голода всех мертвых выкидывали в море. Среди женщин находилась одна вдова. Ребенок этой несчастной женщины заболел и вскоре умер, но мать продолжала баюкать его, прижимая к груди. Если приближались матросы, она запевала колыбельную песню: «Баюшки-баю, баюшки-баю, усни, мой сыночек». До Турции не доплыли тысячи махаджиров.


Вот и добрались мы до достопримечательностей Пицунды, где и отдыхали. Собор стоит в центре города, огорожен забором из камня. Экскурсия по территории этого музейного комплекса стоит 150 р.

Патриарший собор в Пицунде в честь Апостола Андрея Первозванного — собор, построенный в Пицунде (Питиунт) в начале X века во времена правления грузинского царя Баграта III из династии Багратионов, являвшегося племянником последнего абхазского царя Феодосия III.


1. Идём по кипарисовой аллеи к собору.

Древний 3-нефный крестово-купольный храм, построенный в X в., выделяется своими мощными формами, грандиозными размерами (длина 39 м, ширина 25 м, высота с куполом 29 м, толщина стен 1,5 м) и относится к лучшим памятникам абхазского средневекового зодчества. В юго-западной части притвора сохранилась часть фресок византийской школы XVв (изображение Христа-Пантократора и Двенадцати Апостолов в куполе относится к XIX в.). Позднее храм превратился в руины, был восстановлен только в XIX в. Реставрации нарушили древний облик, но не смогли уничтожить величие и строгость очертаний. Собор после реставрации был освящён в честь Успения Богородицы. С 1882 по 1917 гг. храм являлся подворьем Новоафонского монастыря.


2.


3.


4. Справа вход в местную больницу,


5.


6. Центральные ворота и самый большой флаг Абхазии в мире.


7. Вид на собор с ул. Гицба.


8. Центральные ворота в музейный комплекс.


9. Собор во всей красе.

Собор относится к типу крестовокупольных, трёхнефных и трёхапсидных храмов. Возведён из камня и кирпича. В распределении этих материалов наблюдается определённый порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные - толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нём купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпичей различного размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами толстым кирпичом выложены кресты. Гладкие стены покрыты штукатуркой, в прежние времена украшенной фресками, от которых теперь сохранились лишь пояс медальонов в алтаре. Внутри храма, в его западной части, расположена усыпальница, в которой находятся две огромные гробницы, устроенные в честь апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного, о чем свидетельствуют две фрески с изображениями святых.


10. В этом здании в настоящее время располагается музей.

До революции и какое-то время после неё на территории храма располагался Пицундский мужской монастырь. При советской власти монастырь упразднили. В Хрущевские времена храм использовался как музей для экспонатов археологических раскопок близлежащего византийского городища. А в соседнем 2-х этажном монастырском здании, на 1-м этаже была 1-я русская восьмилетняя школа. После строительства десятилетки, в освободившиеся помещения перенесли музей. В храме в 1975 году установили орган и храм превратился в концертный зал.


11. Экспозиция музея лет 25 не изменялась.


12. Справа остатки колокольни.


13. Фото из музея с ещё действующей колокольней.


14.


15. Сохранившаяся роспись.


16. Действующий орган.

Здание храма обладает великолепными акустическими свойствами. Из-за этой особенности в 1975 г. здесь был открыт органный концертный зал. Установленный в Успенской церкви орган изготовлен в Германии и является вторым по величине инструментом на территории бывшего СССР после Домского собора в Риге. Вопрос о переносе из здания собора органа был поднят в 2009 году. 29 июля 2014 года и.о. президента Абхазии Валерий Бганба подписал распоряжение, в котором поручил министерству культуры совместно с госуправлением по охране истории культурного наследия изыскать возможность переноса органа из Пицундского собора в другое место.


17. Лестница на второй этаж.


18. Усыпальница.

Внутри собора, в западной его части, находится усыпальница, в которой находятся две гробницы, устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чём свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы.


19.


20. Помещение на втором этаже.


21.


22.


23. Центральный вход, вид со двора.


23. Маленький дальмен слева.


24. Как всегда толпы туристов.


25. Слева руины часовни IV века, справа колодец.


26. Часовня 19 века. Восстановлена, действует.


27. Небольшие колокола часовни.


28.


29.

Органная музыка в Пицунде

История органа

Более 30 лет назад, 1 ноября 1975 года в музыкальный мир вступил Пицундский орган, и впервые на абхазской земле над величественными горами и бескрайними просторами Черного моря понеслись неподражаемой красоты волшебные звуки. В этот день состоялся знаменательный концерт в истории культуры Абхазии, открывший совершенно новую страницу в ее музыкальной жизни. Сегодня уже невозможно представить себе Пицунду без органа. Сама история появления его в прославленном Пицундском храме IX века, построенном на руинах еще более древней базилики VI века, не совсем обычна.

Подготовка храма

Директор Объединения пансионатов курорта Пицунда Энвер Эрастович Капба получил распоряжение Центрального Совета по Управлению курортами профсоюзов от 2 апреля 1974 года за № 116, в котором, наряду с другими требованиями ему вменялось в ближайшее время провести реставрацию Пицундского храма, а также приобрести и установить в нем орган. Серьезная реставрация храма была крайне необходима. Сколько погромов и ограблений он испытал за свою длинную историю! Когда-то в нем был устроен пороховой склад, затем – хозяйственный, а во время Великой Отечественной войны, в 1943 и вначале 1944 годов, там располагался 248-й стрелковый полк. К исполнению высокого распоряжения приступили немедля. Работы, связанные с самим храмом и сооружениями, расположенными на прилегающей территории, под руководством инженера-строителя Джото Авидзба осуществляли сотрудники Абхазского отделения Кутаисской реставрационной мастерской Управления Охраны Памятников Министерства Культуры Грузии при консультациях ее специалистов.

Изготовление органа

Прославленная, существующая с 1820 года, фирма с воодушевлением принялась исполнять заказ. В 1974 году в Пицунду вновь приезжает Г.И. Шуке, но уже с консультантами – с главным конструктором фирмы Тиллем и архитектором-реставратором Леваком. Теперь необходимо было сконструировать орган, изготовить, перевезти и установить. За изготовление инструмента принялся уже тяжело больной сам глава фирмы Г.И. Шуке. Это был один из наиболее выдающихся мастеров органостроения современности. В прессе и в специальной литературе его часто называли «талантливейшим и вдохновеннейшим» «Зильберманом ХХ века». Вряд ли, даже в наше время, можно получить более высокую оценку, чем сравнение с непревзойденным органострителем, современником Баха Готфридом Зильберманом.

К счастью, он успел сконструировать и установить в храме орган, который был признан одним из самых лучших на территории бывшего СССР и может по праву считаться одной из вершин творческого наследия его создателя. В то же время это была лебединая песня великого мастера. Он как будто вдохнул свою отходящую душу в последнее свое детище, чтобы она продолжала голосом вечности жить в чарующих звуках его творения. По словам Л.И. Ройзмана, Пицундский орган будет бесконечно петь «память мастеру и во славу великому музыкальному искусству».

Установка органа

Все как будто бы шло своим чередом, однако, в феврале 1975 года в Москву неожиданно был вызван заместитель директора Объединения пансионатов курорта Пицунды инженер-строитель В.Ч.Джонуа. Ему было поручено срочно выехать в Германию, в Потсдам, где находится фирма «А. Шуке». От него требовалось уговорить руководство фирмы завершить изготовление органа и установку на полгода раньше указанного в договоре срока, чтобы он был готов к эксплуатации к концу мая 1975 года. В.Ч. Джонуа было сообщено, что это секретное требование секретаря ЦК КПСС, члена Политбюро А.П. Кириленко. В Потсдаме В.Ч. Джонуа с трудом удалось уговорить руководство сократить сроки, указанные в контракте. Был составлен график работ всех частей инструмента и определен срок его монтажа в Пицунде. В результате был подписан протокол соглашения с приложением чертежей фундамента органа и перечислением необходимых предварительных работ. Тогда же в Венгрии заказали 364 мягких кресла, которые затем болтами были вмонтированы в металлический каркас, уложенный на полу храма. Фирма сдержала условие протокола, и орган вступил в эксплуатацию, но не в июне, как требовали власти, а осенью, 1 ноября 1975 года.

Заключение комиссии

После установки инструмент принимала солидная комиссия, в которую от Министерства культуры СССР входили такие известные в музыкальном мире имена, как профессор Л.И. Ройзман и член Совета по органостроению и заведующая органной мастерской и преподаватель Московской консерватории, Председатель Союза органистов СССР, концертирующая органистка Наталья Владимировна Малина, народная артистка Грузинской ССР профессор Тбилисской консерватории Этери Мгалоблишвили, народный артист Абхазии профессор Астраханской консерватории Лев Джергения и министр культуры Абхазии Иван Кецба. С немецкой стороны комиссию представлял сам Г.И. Шуке, и другие лица, среди которых был и главный интенировщик этого органа Вальбрехт. Завершив прием, все члены комиссии пришли к единому мнению: несмотря на то, что каждый орган обладает своими особенностями, пицундскому органу удачная и интересная диспозиция создает исключительно яркую индивидуальность, а мягкий серебристый тембр инструмента в сочетании со строгой архитектурой придают пицундскому концертному залу особую неповторимость, и что древние стены с фрагментами фресковых росписей, в основном XIV века, уже к началу концерта будут располагать зрителей к романтическому настрою чувств и глубокому восприятию божественных звуков. Члены комиссии не ошиблись, их мнение подтвердило время. Итак, многогранная значимость Пицундского храма и как памятника абхазской школы византийской архитектуры IX века, и как памятника христианской культуры Абхазского царства VIII-X веков обогатилась еще одной исторической ценностью. На карте музыкальных концертных залов с органами появился новый центр.

Торжественное открытие концертного зала

Рождение нового органа всегда становится чрезвычайным событием в музыкальном мире. Так, в честь появления органа Домского собора в Веймаре в 1833 году великий Ференц Лист написал прославляющий это событие величественный хорал. Несмотря на отсутствие подобного посвящения, открытие концертного зала и в Пицундском храме было достаточно торжественным. По установившейся традиции, концерт открыли органисты высочайшего класса неизменный художественный эксперт-консультант «фирмы А. Шуке», профессор Лейпцигской консерватории Вольфганг Шетелих и органист Лейпцигского храма св. Томаса Ханес Кестнер (Hanes Kestner). Именно им была предоставлена возможность первыми играть на новом инструменте. Затем играли и другие прославленные органисты. И величаво зазвучали чарующие звуки, то мощно сотрясая древние своды храма, то нежнейшими, полными чудной гармонии невесомыми звуками, уносясь ввысь сквозь купол в поднебесье в божественные просторы.

Первый органист Пицунды

В 1976 году в Пицунду приезжает органист, дипломант Лейпцигского конкурса им. И.С. Баха Гарри Коняев, окончивший Тбилисскую консерваторию им. Сараджишвили по классу фортепиано и органа у профессора Э. Мгалоблишвили, ученицы Ройзмана. Коняев стал первым органистом Абхазской филармонии. Надолго запомнились его сольные концерты, а также совместные выступления с заслуженной артисткой Абхазской АССР певицей Людмилой Логуа с ее полюбившейся всем программой «Ave Maria». С 1980-го года, наряду с незабываемым Г. Коняевым, в храме успешно стала выступать и выпускница Одесской консерватории органистка Наталья Седун, как с сольными концертами, так и с народным артистом Абхазии певцом Б. Амичба, и др. Во второй половине 80-х годов к ним присоединилась и молодая выпускница Института, а ныне Российской Академии музыки им. Гнесиных, Людмила Галустян.

Фестивали и концерты в Пицунде

С 1977 года по предложению проф. Л.И. Ройзмана в храме ежегодно стали проводиться сентябрьские фестивали классической органной музыки, в которых принимал участие он сам и многие другие широко известные музыканты-органисты: Гарри Коняев (Пицунда), Вольфган Шетелих (Германия), Олег Янченко, Александр Фисейский, Наталья Малина, Гарри Гродберг, Сергей Дижур, Е. Прочакова (Москва), Леопольдас Дигрис, Виргиния и Живиля Сурвилайте, Бернардас Василяускас (Литва), Галина Козлова, Юрий Крячко (Горький, ныне Н. Новгород), Э. Мгалоблишвили (Тбилиси), Ваагн Стамболцян (Ереван), Петерис Сиполниекс (Рига), Наталья Седун (Одесса), А. Котляревский, Владимир Кошуба (Киев), Хуго Лепнурм (Таллин) и многие-многие другие. Здесь проходили и ансамблевые концерты и охотно играли артисты самого высокого ранга, считая за честь выступить и сыграть на замечательном органе в прекрасном зале с исключительной акустикой и, несомненно, благодарной публикой. С 1985 года традиционными стали и августовские фестивали камерной музыки «Ночные серенады», организованные известной скрипачкой Лианой Исакадзе. С сезона 1988 года в Пицундском зале стали проводиться летние Фестивали классической музыки, организованные художественным руководителем и главным дирижером Государственной хоровой капеллы Абхазии Нодаром Чанба. Выступления капеллы проходили при участии мастеров искусств, среди которых был лауреат международных конкурсов виолончелист и органист из Москвы Александр Князев, который, кстати, дал один из первых органных концертов именно в Пицундском храме, пианист Алексей Гариболь, тоже из Москвы, композитор из Петербурга Леонид Десятников и многие другие. В обычное же время жизнь концертного зала шла своим чередом. Абхазские песни теперь звучат и в органном исполнении. Вопросу развития органной культуры в Абхазии много внимания уделял выдающийся советский органист, педагог, теоретик и историк, написавший уникальный и солиднейший по объему труд по истории органной культуры в России, профессор Л.И. Ройзман. Он ставил даже вопрос об открытии специального класса органа в Сухумском музыкальном училище, с приобретением для него инструмента, и был согласен во всем оказывать помощь, в том числе и в подготовке кадров.

И вот в начале 1985 года к нему едет выпускница Тбилисской консерватории по классу фортепиано (педагоги проф. А.Г. Васадзе, затем проф. Н.Д. Тавхелидзе), концертмейстер Абхазской Государственной филармонии абхазка Марина Шамба. В декабре 1987 года она успешно завершила учебу в Московской консерватории. Все эти годы Марина мечтала, чтобы в органной музыке зазвучали родные мелодии, но когда она обратилась к специалистам с просьбой переложить некоторые из абхазских песен для исполнения на органе, ее желание вызвало недоумение. Музыканты, незнакомые с абхазскими народными мелодиями посчитали, что они, по всей вероятности, не для такого инструмента, как орган. Однако ей все-таки удалось уговорить двух молодых композиторов взяться за переложение хотя бы одной из песен. Результат превзошел ожидания. Композиторы не предполагали, насколько высок дух абхазских песен. Оказалось, что их многоголосный полифонический характер приобретает в органном изложении высшее выражение чувств человека и отражает национальный характер и духовную чистоту создавшего их народа. И здесь хочется вспомнить совет великого китайского философа Конфуция: «Если хотите узнать нравственность страны – прислушайтесь к ее музыке».

В итоге, Марина Невская и Елена Бутузова с воодушевлением переложили для органа несколько песен и мелодий: абхазскую колыбельную «Шьишь-нани» композитора И. Лакрба, где звучит тема махаджирской трагедии абхазов - исхода со своей исторической родины; народный шедевр – «Песнь ранения», которую в старину пели раненому, вынося его с поля сражения на носилках из переплетенных мечей, покрытых буркой, а затем и у постели страдающего или умирающего воина для поднятия его духа; «Песнь о скале» с ее драматизмом и бурей страстей, а также посвященную М. Шамба «Маленькую рапсодию» Е. Бутузовой, куда наряду с другими были включены танцевальные напевы и лейтмотив абхазской свадебной песни. Именно орган, как никакой другой инструмент, смог передать в полной мере хоровое многоголосие, красочность образов и остроту переживаний, мотивы абхазских плачей, когда в душу слушателей глубоко проникает воспевание и патриотических порывов, и гибель надежд, и великая трагедия народа. В то же время мелодии, вызывающие скорбные чувства, неожиданно перемежаются танцевальными ритмами и торжественными свадебными напевами, сливаясь в единое эпическое повествование о горестях и радостях сложной и противоречивой исторической судьбы абхазского народа. Сюиты на темы абхазских народных песен впервые прозвучали на родине летом 1987 года на концерте Марины Шамба в Пицунде. Тогда ей ассистировал, приехавший из Москвы талантливый органист, ныне Заслуженный деятель искусств РФ, солист Барнаульской филармонии, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой искусств Барнаульского Педагогического Госуниверситета Сергей Буткеев. Именно на этом концерте, наряду с произведениями великих композиторов, абхазские любители музыки слушали и свою национальную, исполнявшуюся на органе. Марина Шамба сыграла их и на сольном органном концерте в январе 1988 года в Малом зале Московской консерватории, где впервые в его истории прозвучала абхазская музыка. Вернувшись из Москвы, М. Шамба включилась в коллектив пицундских органистов, став солисткой Абхазской государственной филармонии. Еще в бытность ее учебы в Московской консерватории, в письме Министерству культуры Абхазии от 28 мая 1986 года с просьбой о продлении аспирантуры в связи с предстоящей серьезной операцией на пальце руки Л.И. Ройзман писал: «М. Шамба, обладая отличными данными, является тонким музыкантом и будет ценным для республики, первым и единственным в настоящее время национальным кадром в области органной музыки». Органистка М. Шамба и абхазская капелла в Германии.

Перед самой грузино-абхазской войной в 1992-93 годах в Германию была приглашена руководимая в то время известным музыкантом, общественным деятелем, композитором, ныне профессором Сеульского государственного университета Санмен Нодаром Чанба, наша прославленная Абхазская государственная капелла и органистка Марина Шамба. Ей выпал бесценный подарок судьбы: она получила возможность ознакомиться со страной уникальных исторических органов, созданных великими мастерами прошлого сотни лет назад. Ей посчастливилось сыграть даже на органе, за которым музицировал сам непревзойденный Бах. Немцы, великие ценители хорового пения и органной игры, были восхищены как исполнением, так и характером необычных для них духовных песен абхазов. Капелла и М. Шамба, в программе которой наряду с произведениями великих композиторов неизменно звучала и абхазская музыка, выступали в концертных залах и кирхах многих немецких городов – в Берлине, Дортмунде, Штутгарте, Мангейме, Кельне, Унне, Мюлякоре, Людвигсхафене, Гере. Все 13 концертов прошли с неизменным успехом. Для немецкой публики это было открытием неизвестного им музыкального мира далекого и маленького кавказского народа. По возвращении в Абхазию, в своем интервью Нодар Чанба отметил, что «органистам в Германии обычно не аплодируют, а Марине аплодировали». В этом выразилось то, что абхазская музыка не только в пении, но и в переложении на орган была понята и принята в Германии, как и игра самой органистки. После этой поездки на гастроли по городам Германии были заключены контракты на гастроли, планируемые к летнему сезону следующего года. В июне 1992 года в Абхазию приехал известный певец под органное сопровождение священник евангелистской кирхи г. Гера Гернот Фридрих, давший концерты в сопровождении органа в Пицундском храме. Позднее ожидали хор из Берлина, органиста из г. Гера Беренда Бергнера и других музыкантов. Но все планы были внезапно разрушены развязанной войной. 14 августа, в день, с древности считающийся у абхазов днем разгула нечистой силы, в Абхазию вторглись вооруженные до зубов войска Госсовета Грузии.

Второе рождение органа

Почти три года молчал пребывавший в забвении, заброшенный пицундский гигант. Людям было не до него: в это тяжелое время все старались внести свой посильный вклад в помощь воюющей родине. Не осталась в стороне и Марина Шамба. Она выехала на гастроли в Турцию в качестве концертмейстера – аккомпонировала молодой певице Хибле Герзмаа и народному артисту Абхазии певцу Борису Амичба. Их концерты восторженно принимались музыкальной общественностью городов, куда их приглашали – в Стамбуле, Анкаре, Бурсе. Всю сумму заработанных денег организаторы концертов – абхазы Турции – пересылали в фонд помощи Абхазии. Ей же она принесла слишком много бед. Почти вся страна была в трауре, как это и обещал по грузинскому телевидению в самом начале войны Э. Шеварднадзе, грозя поставить абхазов на колени. Почти в каждой семье не обошлось без жертв. Испытала горечь потери мужа и сама Марина. Но она не забывала об органе и понимала, что только игра на нем даст ей силы перенести боль утраты.

Наследие войны

И вот, в один из весенних дней 1994 года она решилась пойти пешком из Гагры в Пицунду, так как транспорта в то время почти не было, а это свыше 20 км пути. Войдя в храм, она подошла к любимому инструменту, и, открыв его, ужаснулась. Из него выбежали две крысы. Голодные грызуны, спутники войны, испортили меха, а механическая часть органа вся покрылась ржавчиной. Душа ее сжалась от отчаяния, но все же, наперекор всему, ей хотелось верить, что орган можно будет восстановить, хотя, учитывая серьезность и глубину «ран», надежд на это было крайне мало. Узнав же от известного органиста Олега Янченко, что домой в Нижний Новгород на время приехал его друг, тоже известный органист, лауреат конкурса им. Петрали в Италии, один из создателей современных органов и органный мастер Юрий Крячко, работавший в те годы в органостроительной мастерской известной немецкой фирмы «Hermann Eule» («Герман Ойле»), М. Шамба решила написать ему письмо с просьбой оказать посильную помощь в ремонте органа. Просил его об этом и сам О. Янченко.

Восстановление органа

Просьбы не остались безответными. Вскоре Юрий Крячко и его помощник по Нижегородской консерватории Андрей Шаталов приехали в Пицунду. В Абхазии высоко оценили тот факт, что мастера привезли с собой большое количество необходимых органных деталей, безвозмездно выделенных для Пицундского органа немецкой фирмой, на которой в то время работал Ю. Крячко, за что ему лично и, особенно фирме, все были глубоко благодарны. Итак, основательно осмотрев весь орган, специалисты долго советовались друг с другом. М. Шамба с тревогой ждала их приговора. И наконец, торжественно прозвучал голос Ю. Крячко: «Орган можно восстановить!». Сколько радости принесло это заключение!

Ремонт длился два месяца. Приезжим мастерам все это время помогал Владимир Дмитриевич Копытский. Считаю необходимым особо отметить значение органных мастеров, этих невидимых докторов, поддерживающих в должном состоянии огромный, но такой хрупкий и сложный «организм» уникального инструмента. Их тяжелая и кропотливая работа требует больших усилий и затрат здоровья. Только постоянное внимание и, конечно, любовь к инструменту, гарантируют нормальное его функционирование. Во многом, от самоотверженного труда органных мастеров зависит успех игры исполнителя. С первых же дней установки пицундского органа с ним работали выдающиеся, преданные своему делу мастера. Еще до установки органа в Германию для обучения был послан на три месяца пианист преподаватель Абхазского музыкального училища Владимир Полянский, ставший первым органным мастером Абхазии. Затем к нему присоединился Б. Абоимов, а вслед за ним и известный радиофизик В.И. Милько, вместе с которым работала и его жена З. Милько. В предвоенные годы появились и другие мастера - Б. Копытский и А.Куликов, продолжавшие трудиться на этом поприще и после войны (к сожалению, А. Куликов вскоре скончался). Прискорбно, что все последние годы сильно сказывается нехватка органных мастеров и надежд, на их появление пока практически нет. Пицундскому же органу необходимы постоянные профилактические осмотры, поскольку влажный климат не способствует сохранению механизма в должном рабочем состоянии. По существующей международной практике осмотр и основательный ремонт органа должен осуществляться каждые 5-7 лет, но на это, как правило, нет средств.

Орган требует серьезной настройки перед каждым сезоном, что из-за финансовых затруднений Абхазии также превращается в большую проблему. При нормальном же функционировании инструмент должен осматриваться и настраиваться перед каждым концертом. Так состоялось второе рождение органа и, наконец, впервые после войны, 18 августа, в день, когда муж Марины Адгур Инал-Ипа навсегда ушел из сухумского дома, погибнув в последние дни перед победой, состоялся благотворительный концерт Марины, посвященный всем не вернувшимся с войны. С этого дня в Пицунде началась новая страница музыкальной жизни Абхазии. Но в послевоенные годы органные концерты проводились практически силами только Марины Шамба, которая по возможности старалась давать как можно больше благотворительных выступлений.

Пицундский орган сегодня

С самого начала открытия зала М. Шамба стала привлекать к участию в концертах Государственную капеллу Абхазии, руководимую народной артисткой Адыгейской республики Норой Аджинджал, при неизменном участии и наших ведущих солистов Абхазской Государственной Филармонии: певцов – заслуженных артистов республики Мананы Шамба и Вили Чакмач-ипа, а также Родиона Хагба, заслуженного артиста Абхазии виолончелиста Г. Татевосян и пианисток – заслуженной артистки Абхазии А. Отрба, Н. Бжания и Г. Авидзба, а также Государственный симфонический оркестр, руководимый заслуженными деятелями искусств Абхазии А.Д. Хагба и В.М. Айба. В Пицундском зале музыканты Абхазии имеют возможность демонстрировать свое музыкальное мастерство.