Open
Close

Православная церковь сербии. Русская Православная Церковь

Паломничества

01 Июня 13 Тамара Зозуленко

Православная Сербия

«Быть сербом - значит быть православным!» - так говорят о себе жители этой балканской страны, что и подтверждают самой жизнью. В этом убедились украинские паломники, посетив самые известные святыни Сербии.

ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ВЕКА

Балканы издревле заселялись людьми. Уже в 879 г. сербы приняли Православие. В конце XII в. Сербия освободилась из-под власти Византии и к середине XIV в. развилась в крупную державу, охватывавшую почти всю юго-западную часть Балкан.
Были времена, когда страна процветала, утвердившись в своем могуществе (царствование Стефана Душана, 1346-1355). Сербов порабощали турки, болгары, венгры и т. д. Эта земля обильно полита кровью предков, но боголюбивый народ сумел сохранить Православную веру до наших дней.

При въезде в Сербию первые впечатления у паломников были весьма приятные: везде чистота и порядок, ухоженные земли. По полям целыми выводками скачут зайцы. Чувствуется, что люди любят свою страну, трепетно и бережно относятся к животному и растительному миру. Для местного населения основная статья доходов - туризм.

Когда проезжаешь по высокогорным каньонам (высота до 1300 м над уровнем моря), закладывает уши от перепада давления. Нам часто приходилось видеть отары овец, пасущихся в горах. В рамках паломнической поездки украинцы пробовали печенару (запеченного ягненка) - национальное блюдо сербов.

СВЯТОЙ САВВА - НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ СЕРБСКОГО НАРОДА

Столица Сербии - Белград, в котором проживает около 2 млн человек. Город утопает в зелени деревьев и кустарников, много цветов. Впечатляет современный транспорт, в частности трамваи.

В Белграде паломники посетили кафедральный собор во имя Архангела Михаила (XVI в.), а также, побывали в соборе во имя святого Саввы. Последний расположен на месте сожжения турками мощей этого подвижника (осталась нетленной его рука).

Собор величественно возвышается над Белградом, его видно с любой точки города. Он вмещает более 10 тысяч человек; хор - 800 певчих. Его начали возводить в 1894 г. и до сих пор не закончили: мешали войны, безбожные власти, различные нестроения.

Святой Савва считается величайшей личностью в истории страны, основателем Сербской Православной Церкви. Он родился в 1175 г., имел знатное происхождение. С ранних лет проявлял особое усердие к молитвенному подвигу, а в возрасте 17 лет тайно ушел из дома на Афон с одним русским монахом.

На Святой Горе он принял монашеский постриг с именем Савва. Жил вначале в русском монастыре великомученика Пантелеимона, а затем в греческой обители Ватопед. Своим смирением и строгостью жизни молодой монах превосходил многих афонских подвижников. Со временем Савва вернулся в Сербию, проповедовал по всей стране Православие. Благодаря его усилиям в стране воцарился мир. В 1219 г. он стал первым архиепископом Сербским. И ныне он очень почитаем на Балканах.

В столице паломники посетили крепость Калемегдан, где любовались красотой Дуная. Когда-то здесь располагалась римская колония, а ныне возвышаются два храма: во имя Параскевы Сербской (подвижницы XI в.) и церковь Ружице (1914 г.). В последней находится уникальное паникадило, сделанное из гильз патронов. Это свидетельствует о том, что жителям приходилось часто воевать, отстаивая свою веру иногда ценой собственной жизни.

Паломники напились воды из святого источника Параскевы Сербской, поставили свечи, помолились.

Продолжая путешествие по Белграду, мы видели высотные дома, разрушенные натовскими бомбардировками в 1999 г. Их оставили без реставрации, как безмолвные памятники трагедии сербского народа. Тогда авиация сбросила на землю 15 тонн снарядов с обедненным ураном, что унесло жизни более двух тысяч человек...

СЕСТРА МАРИЯ

Сербы - гостеприимный и дружелюбный народ, который чтит свою национальную культуру и Православную веру. Паломники убедились в этом с первых минут пребывания на сербской земле. Люди, которые стояли в храмах за свечными ящиками, услышав украинскую речь, были очень внимательны и почтительны к нам; несмотря на языковой барьер, мы понимали друг друга.

Первую ночевку паломники провели в монастыре Раваница (возведен в 1375-1377 гг.). Обитель находится в живописнейшем месте - у подножия горы. Из особенностей богослужения - сербы славят Бога на родном языке.

В этой небольшой обители нас опекала сербка Мария. Вечером она несколько раз сходила в магазин за продуктами для нас, уделила каждому внимание, устроив на ночлег (группа насчитывала 18 человек).

Рано утром Мария провела нас в дорогу, дала все необходимое для завтрака и др. Она так тепло и с любовью нас приняла, что мы потом долго не могли ее забыть. Истинная сестра во Христе!

ОБИТЕЛИ И ХРАМЫ

Монастырь Студеница (XII в.) называют в народе царской Лаврой. Это подтверждают красоты природного ландшафта. Многочисленные паломники приезжают сюда, чтобы поклониться нетленным мощам родителей Саввы Сербского - преподобной Анастасии и преподобного Симеона Мироточивого.

Основателем монастыря Жича (XIII в.) является Стефан Первовенчанный, а строителем - святой Савва. Храм в честь Вознесения Господня создан по образу Сионской горницы в Иерусалиме - соответствующие евангельские события изображены в подкупольном пространстве.

В этой обители венчали на престол самодержцев, происходила хиротония владык, находились мощи святых и т. д. Ныне в монастыре проживает 45 насельниц, и он является самым большим женским монастырем Сербии.

Земля, на которой расположена обитель, отличается плодородностью, отсюда и название: Жича - «богатая житом».

В Сербии проживает более 7 млн человек, насчитывается около 4200 храмов и 140 монастырей. Обители небольшие, однако каждая имеет свои традиции.

Сейчас эта страна переживает нелегкие времена. Сербы находят опору и утешение в Православной вере, считая ее источником сохранения своего государства.

Се́рбская правосла́вная це́рковь (серб. Српска православна црква ) - автокефальная поместная православная Церковь , имеющая 6-е место в диптихе автокефальных поместных церквей Константинопольского патриархата и 7-е место в диптихе Московского патриархата .

История [ | ]

Возникновение православия в Сербии [ | ]

Первый период автокефалии XIII-XVIII века [ | ]

В 1219 году с согласия «никейского» (в Константинополе тогда была Латинская империя) патриарха Мануила I Сербскую Церковь возглавил автокефальный архиепископ. Мануил I рукоположил святителя Савву (Неманича) в сан архиепископа . По возвращении на родину святитель занялся устроением своей Церкви. Он основал восемь новых епархий, епископами в которых поставил своих учеников - подвижников Хиландара и Студеницы . В разные концы сербских земель посылались священники с поручением проповедовать и совершать церковные таинства. В жизнь сербских монастырей вводились традиции и уставы Афонской горы , монастырей Малой Азии и Палестины .

После завершения строительства Жичского монастыря в него была перенесена архиепископская резиденция. В Жиче собирались поместные соборы Сербской Церкви, в которых принимали участие все епископы, игумены и многие священники. Из-за слабой защищённости Жичи пребывать в ней было небезопасно, особенно после нашествия татар (1242), а позднее - болгар и куманов (1253). Поэтому архиепископ Арсений I (1233-1263) перенёс кафедру архиепископии из Жичи в Печский монастырь , основанный святителем Саввой. Архиепископы, в зависимости от обстоятельств, пребывали то в Пече, то снова в Жичи. Такое перемещение продолжалось до конца XIII века, когда резиденция архиепископа была окончательно перенесена в Печ.

На Соборе, созванном королём Сербии Стефаном Душаном в Скопье в 1346 году , Печская архиепископия получила статус Патриархата с резиденцией Патриарха в городе Печ , откуда получила наименование Печской, что было признано Константинополем в 1375 году.

Сербская церковь при османском владычестве [ | ]

В 1459 году, после падения Сербского государства и аннексии его земель Османской империей , Патриархат был упразднён. При этом сохранила свою самостоятельность от Константинополя и рассматривала себя как преемницу Печской патриархии.

Печский патриархат был восстановлен в 1557 году и вновь упразднён в 1766 году. Церковь (то есть православное население) в Сербии управлялась фанариотскими епископами.

Турецкие зверства побудили значительное количество сербов бежать в Австрию . На территории Габсбургской монархии была сформирована, руководимая сербским клиром, которая в идеологическом и духовном отношении с 1690 года была связана с Патриархией в Пече, но политические условия, и прежде всего конфликты между Габсбургами и Османской империей, привели к автономно-автокефальному положению Сербской православной митрополии с центром в городе Сремски-Карловци .

Карловацкая митрополия функционировала в стабильном государстве, где доминировал римо-католицизм , непрестанно терпя более или менее сильное давление в направлении прозелитизма, выражавшееся в попытках склонения к униатству . Главы Карловацкой митрополии имели духовную власть над сербами Венгерского королевства , гражданской Хорватии, Военной границы и над частью православных румынских подданных империи Габсбургов. В 1848 году Карловацкая митрополия была возведена в ранг Патриархата . С 1870-х у Трансильванской и Буковинской митрополия появилась широчайшая автономия.

Сербская православная церковь в независимой Сербии [ | ]

По обретении Сербией независимости, в Белграде , в январе 1832 года, под юрисдикцией Константинопольского Патриархата была учреждена автономная митрополия. С установлением международно признанного государственного суверенитета и независимости Сербии (после Берлинского конгресса) получила в 1879 году автокефалию, признанную Константинопольской Патриархией.

Восстановленная православная церковь вскоре оказалась подчинена государству. В 1862 году в Сербии был принят Закон об органах церковной власти православной веры, который предусматривал, что члены консисторий должны были утверждаться князем (как и работники их канцеляриций), приносить ему клятву как гражданские судьи и соблюдать общегражданские законы . Кроме того, консистории были обязаны соблюдать общегосударственные законы и получали жалованье как чиновники . Кроме того, этот закон ограничил церкви и монастыри в праве распоряжения недвижимым имуществом - для его продажи, покупки, дарения, сдачи в аренду требовалось согласие министерства . Закон также ограничил права Архиерейского собора, любое важное решение которого, теперь должно было утверждаться в Министерстве просвещения и религиозных дел . Даже выбранный собором новый архиепископ не мог быть хиротонисан пока не будет утвержден князем . Раз в три года каждый архиерей должен был объехать свою епархию и отчет о поездке направить Архиерейскому собору, который передавал его Министерству .

В 1859 год Белградскую митрополию возглавил митрополит Михаил (Йованович) , смещённый в 1881 году. В 1882 году контроль над церковью был ужесточен - теперь митрополита избирал не собор, а специальный орган, включавший Архиерейский собор и представителей гражданских властей (министра просвещения и религиозных дел, председателей Государственного совета и кассационного суда, а также пять членов Скупщины) . После избрания митрополит должен был быть утвержден в сане королём . Архиереи стали получать государственное жалованье в 10 тыс. динаров в год . 20 марта 1883 года , несмотря на протесты ряда сербских епископов, были проведены выборы (без участия архиереев) митрополита, которым стал архимандрит (1883-1889); хиротония которого, с разрешения императора Франца-Иосифа была совершена Патриархом Карловицким (1882-1888). Недовольные архиереи были сняты с должностей, а их епархии в 1886 году упразднены королём. С изменением политической ситуации (отречение короля Милана от престола) в стране митрополит Феодосий в 1889 году ушёл на покой, а митрополит Михаил - возвращён.

В 1890 году был принят новый Закон о церковных властях восточно-православной церкви, который провозгласил православие государственной религией страны и зафиксировал деление Сербии на пять епархий . Архиерейский собор снова состоял только из архиереев, но подчинение их королевской власти сохранялось: для поездки митрополиту или епископу за границу требовалось разрешение от короля, епископ до хиротонии должен был быть утвержден королём, а после неё назначался на епархию королевским указом . Закон 1890 года закрепил избрание митрополита Архиерейским собором, но с участием государственных чиновников и с утверждением королём избранного кандидата . Также закон зафиксировал обязательное государственное жалованье архиереям. Этот закон с некоторыми изменениями действовал до 1918 года .

Сербская православная церковь в Королевстве Югославия [ | ]

12 сентября 1920 года на день Собора сербских святых в Сремских Карловцах состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии. В состав восстановленной Патриархии вошли следующие епархии: Белградская, Банялукско-Бихачская , Бачская , Бококоторско-Дубровницкая, Будимская , Велешско-Дебарская, Вршачская, Горнокарловацкая , Дабро-Боснийская , Далматинско-Истрийская, Дорянская, Жичская , Захолмско-Рашская, Захолмско-Грецеговинская , Зворницко-Тузланская , Злетовско-Струмичская, Нишская , Пакрачская, Печская, Рашко-Призренская , Скоплянская , Сремско-Карловацкая, Шабачская , Темишоарская, Тимокская и Черногорско-Приморская .

Межвоенный период стал эпохой расцвета сербского православия. Церковь пользовалось поддержкой государства. В это время в Югославии находилось большое количество иммигрантов из России, среди которых было немалое число высококвалифицированных учёных, военных и представителей духовенства. В 1920 году был открыт Богословский факультет Белградского университета .

В 1929 году Сербская православная церковь была формально отделена от государства, но при этом осталась под контролем монарха: король сохранил право утверждать епархиальных архиеерев, а по закону 1930 года в выборах патриарха участвовали не только архиереи, но и государственные чиновники .

Сербская православная церковь в межвоенный период противилась сближению Югославии с Ватиканом. Особенно жесткая борьба разгорелась вокруг конкордата , заключенного между Святым Престолом и властями страны. Против этого документа выступил сербский патриарх Варнава в меморандуме, направленном им 3 декабря 1936 года, премьер-министру Югославии Стоядиновичу . Эта борьба оказалась успешной - 9 октября 1937 года конкордат был отвергнут Сенатом .

Сербская православная церковь в период Второй мировой войны [ | ]

Немецкая оккупация Югославии и в особенности провозглашение марионеточного

Респу́блика Се́рбия (серб. Репу̀блика Ср̀бија ) - государство в юго-восточной Европе, в центральной части Балканского полуострова и частично Паннонской низменности, не имеющее выхода к морю. Население - 7 243 007 (2013).

Крупнейшие города

  • Белград
  • Нови-Сад
  • Приштина

Православие в Сербии

Православие - одна из традиционных и самая распространённая религия в Сербии. В Сербии проживает 6,4 млн православных (перепись 2002), или 85 % населения Центральной Сербии и Воеводины. Большинство из них относится к Сербской православной церкви. Число православных в Косово из-за нестабильной ситуации в крае не поддаётся точному подсчёту.

Сербская православная церковь

Се́рбская правосла́вная це́рковь (серб. Српска православна црква ) - автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 6-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей Константинопольского Патриархата и 7-е место в диптихе Московского Патриархата.

История

На территории соседней Македонии христианство известно ещё со времён апостола Павла. С IV по VI века Церковь в Македонии попеременно зависела то от Рима, то от Константинополя.

По сообщению византийского императора Константина VII Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641). Дальнейшее распространение христианство восточного обряда получило среди сербов в IX веке, когда в 869 году по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин послал к ним греческих священников. Окончательному утверждению христианства у сербов во многом способствовала деятельность святых Кирилла и Мефодия. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были святые Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край.

В 1219 году поставленным «никейским» (в Константинополе тогда была Латинская империя) Патриархом Мануилом I Сербской Церкви было предоставлено право для Сербской Церкви иметь своего автокефального архиепископа. Константинопольский патриарх Мануил I рукоположил святителя Савву (Неманича) в сан архиепископа. По возвращении на родину святитель занялся устроением своей Церкви. Он основал восемь новых епархий, епископами в которых поставил своих учеников - подвижников Хиландара и Студеницы. В разные концы сербских земель посылались священники с поручением проповедовать и совершать церковные таинства. В жизнь сербских монастырей вводились традиции и уставы Афонской горы, монастырей Малой Азии и Палестины.

После завершения строительства Жичского монастыря в него была перенесена архиепископская резиденция. В Жиче собирались поместные соборы Сербской Церкви, в которых принимали участие все епископы, игумены и многие священники. Из-за слабой защищённости Жичи пребывать в ней было небезопасно, особенно после нашествия татар (1242), а позднее - болгар и куманов (1253). Поэтому архиепископ Арсений I (1233-1263) перенес кафедру архиепископии из Жичи в Печский монастырь, основанный святителем Саввой. Архиепископы, в зависимости от обстоятельств, пребывали то в Печи, то снова в Жичи. Такое перемещение продолжалось до конца XIII века, когда резиденция архиепископа была окончательно перенесена в Печ.

На Соборе, созванном королём Сербии Стефаном Душаном в Скопье в 1346 году, Печская архиепископия получила статус Патриархата с резиденцией Патриарха в городе Печ, откуда получила наименование Печской, что было признано Константинополем в 1375 году.

В 1459 году, после падения Сербского государства и аннексии его земель Османской империей, Патриархат был упразднён. При этом Черногорская митрополия сохранила свою самостоятельность от Константинпополя и рассматривала себя как преемницу Печской патриархии.

Печский патриархат был восстановлен в 1557-м и вновь упразднён в 1766 году. Церковь (то есть православное население) в Сербии управлялась фанариотскими епископами.

Турецкие зверства побудили значительное количество сербов бежать в Австрию. На территории Габсбургской монархии была сформирована особая церковная организация, руководимая сербским клиром, которая в идеологическом и духовном отношении с 1690 года была связана с Патриархией в Печи, но политические условия, и прежде всего конфликты между Габсбургами и Османской империей, привели к автономно-автокефальному положению Сербской православной митрополии с центром в городе Сремски-Карловци.

Карловацкая митрополия функционировала в стабильном государстве, где доминировал римо-католицизм, непрестанно терпя более или менее сильное давление в направлении прозелитизма, выражавшееся в попытках склонения к униатству. Главы Карловацкой митрополии имели духовную власть над сербами Венгерского королевства, гражданской Хорватии, Военной Краины и над частью православных румынских подданных империи Габсбургов. В 1848 году Карловацкая митрополия была возведена в ранг Патриархата. Особая судьба была у Буковинской митрополии.

С вхождением в состав империи Габсбургов Далмации, Боснии и Герцеговины последовал запрет на пастырское подчинение местного сербского населения этих областей сербскому митрополиту (патриарху), восседавшему на престоле в г. Сремски-Карловци. Габсбургская политика в отношении православной церкви сводилась к оставлению Боснии и Герцеговины под шаткой властью Константинопольского патриархата, при этом Далмация и Бока-Которска входили в состав Буковинско-Далматинской митрополии, гибридной сербско-румынско-русинской церковной организации, охватывающей области, географически разделенные друг от друга сотнями километров, а Синод и центральные церковные институты размещались в Вене.

В Белграде по обретении Сербией независимости, в январе 1832 году, под юрисдикцией Константинопольского Патриархата была учреждена автономная митрополия. С установлением международно признанного государственного суверенитета и независимости Сербии (после Берлинского конгресса) получила в 1879 году автокефалию, признанную Константинопольской Патриархией.

В 1859 год Белградскую митрополию возглавил митрополит Михаил (Йованович), смещённый в 1881 году. 20 марта 1883 года, несмотря на протесты ряда сербских епископов, были проведены выборы (без участия архиереев) митрополита, которым стал архимандрит Феодосий (Мраович) (1883-1889); хиротония которого, с разрешения императора Франца-Иосифа была совершена Патриархом Карловицким Германом (Анджеличем) (1882-1888). С изменением политической ситуации в стране митрополит Феодосий в 1889 году ушёл на покой, а митрополит Михаил - возвращён.

По итогам балканских войн (1912-1913) в Белградскую митрополию вошли: Скоплянская, Велешско-Дебарская и Призренская епархии.

По образовании в 1918 году Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия), которое объединило Сербию с македонским и албанским населением, Черногорию, земли бывшей Австро-Венгрии, Боснию и Герцеговину, Хорватию, Словению, произошло объединение православных церквей государства в единую Сербскую Церковь - в мае 1919 года.

12 сентября 1920 гола на день Собора сербских святых в Сремских Карловцах состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии. В состав восстановленной Патриархии вошли следующие епархии: Белградская, Банялукско-Бихачская, Бачская, Битольская, Бококоторско-Дубровницкая, Будимская, Велешско-Дебарская, Вршачская, Горнокарловацкая, Дабро-Боснийская, Далматинско-Истрийская, Дорянская, Жичская, Захолмско-Рашская, Захолмско-Грецеговинская, Зворницко-Тузланская, Злетовско-Струмичская, Нишская, Охридская, Пакрачская, Печская, Рашко-Призренская, Скоплянская, Сремско-Карловацкая, Шабачская, Темишоарская, Тимокская и Черногорско-Приморская.

Межвоенный период стал эпохой расцвета сербского православия. Церковь пользовалось поддержкой государства. В это время в Югославии находилось большое количество иммигрантов из России, среди которых было немалое число высококвалифицированных учёных, военных и представителей духовенства. В 1920 году был открыт Богословский факультет Белградского университета.

Немецкая оккупация Югославии и в особенности провозглашение марионеточного Независимого государства Хорватия принесло огромный урон Сербской православной церкви. Многие священнослужители были убиты, а храмы и монастыри разрушены.

Последующий коммунистический период Сербская Церковь также подвергалась давлению и притеснениям со стороны государства. Обострились националистические тенденции. Стремление властей контролировать сербскую диаспору привело к её расколу: в 1963 году была Свободная сербская православная церковь. В 1967 году под давлением властей была провозглашена неканоническая Македонская православная церковь.

Русская Православная Церковь

После революции 1917 года и гражданской войны в Югославию устремились многие из русских беженцев, большинство из которых исповедовали православие. При этом русские беженцы в большинстве своём не влились в Сербскую Православную Церковь, а образовали Русскую Православную Церковь заграницей. В Сремских Карловцах с 1922 года до Второй мировой Войны находился Архиерейский Синод РПЦЗ. Большая часть русских эмигрантов не приняла новой коммунистической власти и эмигрировала из Югославии, а структуры РПЦЗ на её территории были ликвидированы. В Белграде имеется подворье Московской патриархии - Храм Святой Троицы, который расположен к востоку от Церкви Святого Марка. Храм построен в 1924 году по плану русского архитектора Валерия Сташевского для русских, которые эмигрировали из России после переворота 1917 года. В церкви захоронен русский генерал Пётр Николаевич Врангель.

Святые

  • св. свт. Савва Сербский
  • св. свт. Николай Сербский
  • св. прп. Симеон Мироточивый
  • св. свт. Максим, деспот Сербии и митрополит Угро-Валашский
  • св. свт. Даниил II, архиепископ Сербский
  • св. блгв. князь Сербский Лазарь
  • св. прп. Петр Коришский
  • св. мч. Иоанн Владимир, князь Сербский
  • св. прп. Иустин Челийский
  • св. прав. Иоанн Бранкович, деспот сербский
  • св. свт. Макарий Соколович
  • святые новомученики Момишичские
  • св. свщмч. Иоанникий, митрополит Черногорско-Приморский
  • св. свщисп. Варнава, епископ Хвостанский
  • Свмч. Петр, митрополит Дабро-Боснийский
  • св. мч. Лука

Святыни

Мощи святых и чудотворные иконы в Сербии и сербских анклавах на территории самопровозглашенного государства Косово находятся в храмах и монастырях Сербской Православной Церкви.

Кафедральный собор Архангела Михаила. Мощи:

  • св. Стефан Штилянович (XVI в.).

Кладбище Введенского монастыря:

  • могила свисп. Досифея Загребского (+1945 г.).

МОНАСТЫРЬ НОВО-ХОПОВО (близ Нови-Сада). Мощи:

  • мч. Феодор Тирон (IV в.).

МОНАСТЫРЬ КРУШЕДОЛ (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора»). Мощи:

  • свт. Максим Бранкович (ХV в.) (рука),
  • благ. кн. Стефан Бранкович (XV в.) (стопа).

МОНАСТЫРЬ ЯЗАК (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора»). Мощи:

  • благ. кн. Стефан V Урош (XIV в.).

МОНАСТЫРЬ ГРГЕТЕГ (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора»):

  • икона Божией Матери «Троеручица».

МОНАСТЫРЬ БЕОЧИН (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора», близ Беочина). Мощи и икона:

  • свисп. Варнава Хвостанский (ХХ в.),
  • «Беочинская» икона Божией Матери.
  • свт. Николай Сербский (ХХ в.).

МОНАСТЫРЬ ЧЕЛИЕ (близ с. Лелич). Мощи:

  • прп. Иустин Попович (Челийский) (ХХ в.).

ЧОКЕШИНА (30 км. к северо-востоку от Лозницы). Монастырь Чокешина:

  • икона «Покров Пресвятой Богородицы – Чокешинская».

Православные храмы

  • Собор Святого Саввы Сербского (Белград)
  • Храм Архангела Гавриила (Туман)
  • Собор Святого Георгия (Нови-Сад)
  • Церковь Святого Марка (Белград)
  • Собор Святого Михаила (Белград)
  • Церковь Святых Апостолов Петра и Павла (Стари-Рас)
  • Ружица (церковь)
  • Церковь Святого Василия Острожского (Белград)
  • Церковь Святого Александра Невского (Белград)
  • Церковь Святой Троицы (Белград)

Православные монастыри

Средняя Сербия

Русская транслитерация Оригинальное название
Монастырь Челие/Кельи Ћелије
Монастырь Црна Река/Черная Река Црна Река
Столпы святого Георгия Ђурђеви Ступови
Монастырь Горняк Горњак
Монастырь Градац Градац
Монастырь Каленич Каленић
Монастырь Касталян Кастаљан
Монастырь Копорин Копорин
Монастырь Любостыня Љубостиња
Монастырь Манассия Манасија
Монастырь Милешева Милешева
Монастырь Нимник Нимник
Монастырь Покайница Покајница
Монастырь Прохора Пчиньского Прохор Пчињски
Монастырь Пустыня Пустиња
Монастырь Рача Рача
Монастырь Раваница Раваница
Монастырь Рукумия Рукумија
Монастырь во имя свт. Николая в г. Соко Манастир Светог Николе - Соко
Монастырь Сопочаны Сопоћани
Монастырь Студеница Студеница
Монастырь Троноша Троноша
Монастырь Туман Туман
Монастырь Витовница Витовница
Монастырь Буково Буково
Монастырь Земун Земун
Монастырь Жича Жича

Воеводина

Фрушка Гора (Фруктовая Гора)

Русская транслитерация Оригинальное название
Монастырь Беочин Беочин
Монастырь Бешеново Бешеново
Монастырь Дивша Дивша
Монастырь Гргетег Гргетег
Монастырь Язак Јазак
Монастырь Крушедол Крушедол
Монастырь Кувеждин Кувеждин
Монастырь Малая Ремета Мала Ремета
Монастырь Новое Хопово Ново Хопово
Монастырь Петковица Петковица
Монастырь Привина Глава Привина Глава
Монастырь Раковац Раковац
Монастырь Старое Хопово Старо Хопово
Монастырь Шишатовац Шишатовац
Монастырь Великая Ремета Велика Ремета
Монастырь Врдник-Раваница Врдник-Раваница

    Герб Сербской православной церкви Флаг Сербской православной церкви Сербская Православная Церковь автокефальная поместная православная Церковь, имеющая шестое (по версии Московского Патриархата 7 е) место в диптихе автокефальных поместных Церквей … Википедия

    Сербская православная церковь - Сербская православная церковь, одна из автокефальных православных церквей. Христианство проникло на территорию современной Сербии в VII в. в своей западной форме, но было воспринято лишь частью её жителей. В IX в. сербы были крещены византийскими …

    Входит в состав Церквей Вселенского православия. Основана в конце IX в. С 1219 г. автокефалия. С 1346 г. первый (т.н. Печский) Патриархат. В XIV в. попала под иго турок и в церковную зависимость от Константинопольского патриархата. В 1557 г.… … Религиозные термины

    Одна из поместных православных церквей. С 1219 автокефальная, с 1346 возглавляется патриархом (резиденция в Белграде). Приходы Сербской православной церкви находятся преимущественно в Сербии, Черногории и Македонии. В составе Сербской… … Энциклопедический словарь

    СЕРБСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - самое крупное религ. объединение Югославии. Является автокефальной с 1219. Имеет в своем составе 28 епархий (из них 7 за границей), около 24 тыс. приходов, преимущественно в Сербии, Черногории и Македонии, 180 мужских и женских монастырей. Кадры… … Атеистический словарь

    Српска истински православна црква Основная информация Основатели Акакий (Станкович) Автокефалия 2011 Признание автокефалии не признаны … Википедия

    Сербская православная общая гимназия “Кантакузинa Катарины Бранкович“ Основана 2005 год Директор Слободан Лалич Тип Гимназия … Википедия

    Православная церковь Чешских земель и Словакии - Православная церковь Чешских земель и Словакии, одна из автокефальных православных церквей. На территории Чехии и Словакии византийское христианство появилось в IX в. в результате миссионерской деятельности славянских просветителей Кирилла и… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    Orthodox Church in America … Википедия

СЕРБСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

По сообщению Константина Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг). Дальнейшее распространение христианство восточного обряда получило среди сербов в IX веке, когда в 869 г. по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин послал к ним греческих священников. Окончательному утверждению христианства у сербов во многом способствовала деятельность свв. Кирилла и Мефодия. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были свв. Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край (Македония). Со времени свв. Кирилла и Мефодия в сербских землях получили широкое хождение сочинения византийских авторов, переведенные на славянский язык. В первую очередь это была различная агиографическая литература.

Величайшей фигурой в истории Сербской Церкви и всего сербского народа по праву можно назвать святителя Савву. Растко, так звали в миру будущего святителя, был младшим из cыновей великого жупана Стефана Немани. Он родился около 1175 г. и с ранних лет проявлял особое стремление к молитвенному подвигу. Когда ему было 17 лет, он тайно ушел из дома на Афон с одним русским монахом. На Святой горе он подвизался сначала в русском монастыре св. Пантелеимона, где принял монашеский постриг c именем Савва. Затем он продолжил свои подвиги в греческом монастыре Ватопете. Своим смирением и строгой жизнью молодой монах превосходил многих афонских подвижников.

В 1196 г. отец будущего сербского святителя отказался от престола в пользу своего среднего сына Стефана. Вскоре после этого он принял монашеский постриг с именем Симеона в Студенецкой обители. На следующий год монах Симеон переселился к сыну на Афон и жил с ним в одной келии до своей блаженной кончины.

По настоянию братии Савва со временем принял на себя управление Хиландарской обителью, которая восстанавливалась щедротами его отца. Вскоре в Сербии начались нестроения. Брат Саввы Стефан обратился в нему с просьбой о помощи. В это время их старший брат Вукан при помощи венгров захватил часть сербских земель и объявил себя королем. Для достижения своих тщеславных целей Вукан подчинился папе, и в его владениях были приняты некоторые правила Римской Церкви. Cв. Савва по просьбе своего брата перенес мощи их отца – св. Симеона Мироточивого - в Студенецкую обитель и сам остался в ней. Затем он отправился с проповедью по всей стране, примирил братьев, и в сербских землях воцарился мир.

В 1219 г. св. Савва исходатайствовал у греческого императора и Константинопольского Патриарха для Сербской Церкви право иметь своего автокефального архиепископа. Константинопольский Патриарх Мануил рукоположил св.Савву в сан архиепископа и признал самостоятельную Сербскую архиепископию. По возращении на родину святитель занялся устроением своей Церкви. Он основал восемь новых епархий, епископами в которых поставил своих учеников – подвижников Хиландара и Студеницы. В разные концы сербских земель посылались священники с поручением проповедовать и совершать церковные таинства. В жизнь сербских монастырей вводились традиции и уставы Афонской горы, монастырей Малой Азии и Палестины.

После завершения строительства Жичского монастыря, в него была перенесена архиепископская резиденция. В Жиче собирались поместные соборы Сербской церкви, в которых принимали участие все епископы, игумены и многие священники. Св.Cаввой был основан знаменитый Печьский монастырь, в XIV в. ставший столицей Сербских патриархов. Огромную роль сыграл св.Савва и в укреплении сербской государственности. В 1221 г. в Жиче на праздник Вознесения Господня свт.Савва короновал своего брата Стефана королевским венцом. Первый сербский король отныне подписывался как Стефан Первовенчанный. Во время этого события Савва произнес свою знаменитую известную Жичскую беседу о православной вере.

Уже будучи архиепископом Савва дважды посещал Святую Землю – в 1229 и 1234 гг. В свое первое путешествие в 1229 г. он приобрел на нужды сербских монахов и богомольцев монастыри св.Георгия в Аконе и св.Иоанна Богослова на горе Сион. Перед свои вторым путешествием он передал правление Сербской Церковью своему ученику Арсению Сремцу. Весной 1234 г. он отправился на Святую землю. Возвращаясь из своего паломничества 14/27 января 1236 г. великий сербский святитель отошел ко Господу в болгарском городе Трнове. В 1237 г. его племянник краль Владислав перенес тело святого в монастырь Милешево.

Преемники святого Саввы активно продолжали его дело,имея всегда перед глазами его образ и заветы, они говорили и писали, что сидят на его престоле. Из-за слабой защищенности Жичи пребывать в ней было небезопасно, особенно после нашествия татар (1242), а позднее - болгар и куманов (1253). Поэтому Архиепископ Арсений перенес кафедру Архиепископии из Жичи в Печ, где среди живописных окрестностей, у самого входа в Руговское ущелье построил церковь во имя Святых апостолов. Архиепископы, в зависимости от обстоятельств, пребывали то в Печи, то снова в Жичи. Такое перемещение продолжалось до конца XIII века, когда резиденция Архиепископа не была окончательно перенесена в Печ.

Почти все Сербские Архиепископы были воспитанниками Хиландара, ставшего первой высшей сербской школой, дававшей знания, какие только могла дать византийская культура того времени. Среди них было немало талантливых церковных писателей. Особо следует отметить святителей Никодима (1317-1324), написавшего второй Типик, и Даниила II (1324- 1337), перу которого принадлежит “Жизнь кралей и Архиепископов Сербских”.

После порабощения в XIV в. сербских земель турками Печьские патриархи служили объединяющим началом для сербов. Нередко именно патриархи обращались к христиански правителям Европы с призывом поднять оружие на завоевателей.

С распадом единого Сербского государства на землях, некогда входивших в его состав, жизнь Православной Церкви имела свои региональные своеобразия.

Черногорское княжество до второй половины XIV в. входило в состав сербского государства, но после смерти Стефана Душана Зета отпала от Сербии. В 1485 г. князь Иван Черноевич перенес кафедру митрополита Зетского в главный город своего владения Цетинье. Несмотря на постоянные военные экспедиции, турки так и не смогли полностью завоевать Черногорию. В конце XVII в., черногорцы выбрали своим правителем и митрополитом Даниила Петровича Негоша и под его предводительством одержали ряд славных побед над турками. С этого времени Черногорские митрополиты управляли страной, соединяя в своем лице гражданскую и духовную власть. Так продолжалось вплоть до 1857 года.

Православные сербы издавна проживали в землях вошедших в последствии в Австро-Венгерские владения. Многие сербы бежали в Австро-Венгрию, спасаясь от преследований турок. Переселенцы основывали новые православные епархии, которые находились в зависимости от Печьской патриархии. С переселением в 1690 г. в Австрийские владения Печского патриарха Арсения (Черноевича) с большим количеством сербов была основана самостоятельная сербская митрополия. Первым митрополитом стал Арсений (Черноевич). Митрополичья кафедра прибывала в разных местах, а в 30-х гг. XVIII в. обосновалась в Сремских Карловцах. В 1848 г. сербы с согласия австрийского правительства провозгласили своего митрополита патриархом, но впоследствии им было отказано в этом титуле. Избрание митрополита и обсуждение важных церковных и народных дел принадлежало церковно-народному собору, состоявшему из депутатов от духовенства и народа. Собор собирался раз в три года с разрешения правительства. Имелись отдельные епархии.

Сербы Далмации долгое время находились под властью Венецианской республики. Православные не получали права иметь своего епископа и обращались по всем церковным вопросам к сербским епископам из Сербии и Боснии и Герцеговины. Только после того как Далмация перешла во владение французов, здесь в 1810 г была открыта православная епископская кафедра. В 1815 г. по решению Венского конгресса Далмация перешла под власть Австрии,и далматинская епархия была подчинена Карловацкому митрополиту. Епископская кафедра первоначально находилась в Шибенике, а с 1841г. переместилась в Задар. В 1871г. была открыта еще одна кафедра в Которе. В Задаре находилась духовная семинария. Одним из епископов Задарских был магистр Киевcкой духовной академии Никодим Милаш, чей капитальный труд “Курс православно-церковного права” имеется в русском переводе. В 1873 г. обе кафедры были подчинены Буковинскому митрополиту.

После Первой мировой войны было образовано королевство Cербов, Хорватов и Словенцев Югославия, в состав которого вошли Босния и Герцеговина, Черногория и Далмация. Возникла реальная возможность объединения всего православного населения этих земель под одной церковной властью. В мае 1919 г. в Белграде состоялся собор епископов всех сербских епархий, на котором было провозглашено духовное и административное единство Сербской Церкви на территории Югославии. Была направлена соответствующая просьба Константинопольскому патриарху, который вскоре прислал синодальный томос о признании восстановления единой Сербской Патриархии. Первым патриархом был избран выдающийся сербский иерарх митрополит Димитрий. Его преемником стал избранный в 1930 г. сараевский митрополит Варнава, в свое время живший и учившийся в России. При нем в Белграде было воздвигнуто новое здание патриархии. После смерти патриарха Варнавы новым предстоятелем Сербской Церкви стал митрополит Черногорский Гавриил. Местом пребывания Сербских патриархов были Белград и Сремские Карловцы. Настолование патриархов происходило в древнем Печском монастыре.

Тяжелые испытания постигли Сербскую Православную Церковь во время Второй мировой войны. В 1941г., сразу после оккупации Югославии, немцы арестовали Сербского патриарха Гавриила. Пройдя через тюрьмы Сараево и Белграда, Предстоятель Сербской Церкви вместе с епископом Жичским Николаем был оправлен в концлагерь Дахау. Православная Церковь переживала великие гонения на всей территории оккупированной Югославии. Особенно тяжелым было положение Сербской Церкви в новообразованном Независимом Хорватском Государстве (НДХ). Так в Сремской епархии было разрушено 44 храма и монастыря, в Горнокарловацкой 157 церквей, в Славонской 55 храмов было разрушено до основания, разорено три манастыря и 25 приходских домов. В одном только Босанском районе Далматинской епархии было разрушено и сожжено 18 церквей, многие храмы были осквернены, и совершение богослужения в них стало невозможным.