Open
Close

Православие ткачев беседы. – А что же официальная позиция Церкви? Критика и взгляды

ОЛЕГ МИКЛАШЕВСКИЙ

Православная Украина с притаённым удовлетворением отметила, что в седьмую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла во время Божественной литургии в храме Христа Спасителя проповедь перед причастием произнёс протоирей Андрей Ткачёв. До 2014 года этот священник возглавлял Миссионерский отдел Киевской епархии; прежде служил во Львове…

Львов – Киев – Москва. В житейском понимании — «ступени карьерного роста». В случае с о. Андреем, выдающимся христианским проповедником и писателем, – нечто иное, тут словно бы по Евангелию:

«Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10.23).

«А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них» (Лк. 9.5).

Кажется, так.

В родном Львове он был клириком единственного в городе православного храма Георгия Победоносца; служил там полных 12 лет, с 1993 года. В тот период православная Украина его впервые заприметила и запомнила по некоторым киевским телеэфирам как проповедника, умеющего выражать мысли отточенно и живо. После «оранжевой революции», которая разогрела русофобские настроения до предельного на тот момент градуса, мы видим о. Андрея в городе Киеве настоятелем храма преподобного Агапита Печерского, а чуть позже, с 2007-го, – одновременно настоятелем и храма святителя Луки Крымского.

В том политическом неспокойствии, в котором бытовала Украина, превращаясь в огромный тёмный омут со своей мутной придонной жизнью, он делал то, что должно: ярко проповедовал, учил, вёл несколько небольших телепередач, писал книги, занимался симпатичным журналом «Отрок»

О властях оранжевой поры о. Андрей имел определённое мнение, которое не таил:

«У власти на Украине находятся антироссийские силы, предатели, духовные потомки Мазепы… Эти люди умеют украсть, пропеть свою песню, а потом постоянно жалуются на свою судьбу… Если украинские политики не станут умнее и не начнут понимать, что всё, что происходит на Украине, происходит неспроста, то в конечном итоге эта страна просто исчезнет…»

Был декабрь 2008-го. Пропев своё, Ющенко рассеялся, аки дым, но тектоническая зона, его породившая, разумеется, осталась на месте. В мае 2011-го о. Андрей говорил о Галиции и о своём видении дальнейшего:

«Ничтожный по протяжению регион, не самый главный по многим показателям, будет навязывать свою точку зрения на историю, на мир, на жизнь всей Украине, которая будет сопротивляться. В этом режиме раскачивания Украина живет уже долго. Они не смирятся, какие есть, такими и будут. Нужно укреплять государственность для того, чтобы не делать всю Украину заложником одного небольшого гиперактивного специфического региона».

Ему бы (так и подумаешь!) дать тогда на первых каналах время, чтобы не безумные политики и журналисты, ведущие свои игры, не хохотуны царили на экранах, но чтобы жило там страстное слово об Истине и Христе, – не рассыпалась бы окровавленным хрусталём жизнь.

Отношение о. Андрея Ткачёва к Евромайдану известно. За пару недель до переворота он в проповеди говорил :

«Впереди будут только горькие пилюли от Всемогущего Господа Бога, который будет лечить нас горькими лекарствами… Революции к добру не приводят. Революции бунтуют против власти одной, и на своём горбу привозят к власти гораздо худших подлецов, которые потом поступают бесчеловечно и безбожно с этими глупыми людьми, которые их притащили во власть на своём непокорном горбу. Разве это кому-то непонятно? Оказывается, никому не понятно. Может, кроме одного-двух человек, может, кроме вас. Революция – это беснование…»

О еврореволюционерах говорил эмоционально, шокируя творцов майдана, которые полагали, что они в чём-то правы:

«Молюсь, чтобы Господь вселил страх и трепет в сердца и кости мятежников… Пусть гад сожрет гада – я жалеть о них не буду. Это страшные враги нашего будущего, и страшные враги сегодняшнего, настоящего…»

О времени:

«Наступило время войны. Наша война – война молитвенная…»

Он неспроста формулирует по-суворовски – выпускник Суворовского училища; затем обучался два года в Военном Краснознаменном институте МО СССР на факультете спецпропаганды (со специализацией по персидскому языку), который не окончил, но окончил Киевскую духовную семинарию.

Можно было ожидать, что оранжево-майданные СМИ – вроде «Религии в Украине» – защёлкают зубами, затопают копытами. Случилось. В закатные годы жизни митрополита Владимира зловещей его тенью сделался митрополит Александр (Драбинко), деловито подобравший на ключевые посты в УПЦ «своих людей», таких как «спикер УПЦ» протоиерей Георгий Коваленко. Известный функционер, поклонник революции протоиерей Георгий тут же отозвался на проповедь о. Андрея в «Фейсбуке»: «А от о. Андрея хотелось бы услышать слова объяснения своей позиции и увидеть ту готовность к покаянию, к которому он призывал своих прихожан» . Отец Андрей Ткачёв был вызван в Киевскую митрополию для дачи объяснений по поводу проповеди о «майдане» — по поводу провидческих слов своих. Дальнейшее известно. Проповедник с готовностью выразил сожаление за то, что Украинской православной церкви пришлось терпеть из-за него информационные нападки «в это непростое для Украины время»; признал, что действительно превысил степень своей компетенции как проповедник и готов понести любое прещение, поскольку продолжает оставаться послушным сыном православной церкви.

Когда его спрашивали, почему он уезжает, отвечал просто: «Пора» . Вопросы об угрозах и возможном давлении – игнорировал: «Ничего об этом слышать не хочу и отвечать на это ничего не хочу. Даже вопросов мне таких не задавайте! »

Подводя «чёрточку», как он выразился, под киевским периодом, словно бы отчитываясь, о. Андрей сказал о четырёх вещах, которыми занимался:

«На приходах мы пытались литургически оживить свою жизнь, чтобы люди не просто стояли, а в службе активно участвовали, выучивали наизусть литургические тексты, пели их вместе… Мы возродили на приходе литургическое братское целование перед «Верую» и другие вещи, которые оживляют службу и возвращают к апостольской простоте. Мы изучали Святое Писание – и в кружках, и по домам, очень плотно, очень активно. Мы поднимали культурный уровень, проводили лектории по музыке, по живописи, по поэзии, по литературе, чтобы имели внутри себя нечто более богатое, чем было. И – братская взаимопомощь, сборы денег для нуждающихся, помощь больным и так далее и так далее, живые братские отношения, при которых приход превращается в общину, при которой люди узнали друг друга, помогают друг другу, нуждаются друг в друге, причащаются из одной чаши и находят в этом настоящую жизнь… А всё что меня интересует – это христианство в подлинном измерении. Я этим занимался, и буду заниматься в другом месте».

Когда в Москве духовник гимназии святителя Василия Великого брал благословение Святейшего на служение отца Андрея в гимназии, патриарх Кирилл сказал:

«Отличное приобретение!»

Прот. Андрей Ткачёв среди учеников Гимназии святителя Василия Великого. 12 сентября 2014 года

Домовый храм св. мц. Татианы при МГУ. Преображение Господне, 19 августа 2014 года

При знакомстве с учителями о. Андрей произнёс проповедь, которую вряд ли кто из слышавших забудет:

«…подумайте только – вы духовно питаете будущих дипломатов, учителей, инженеров, военачальников и власть имущих. Нужно прогреть (как милых цыплят) и хорошо воспитать наше будущее. Тогда, быть может, наши дети отмолят наши грехи, и Господь скажет нам: «Ну, заходи, твои дети за тебя просили!»»

С августа 2014 года о. Андрей — сверхштатный священник храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке, в центре Москвы.

…«Вот нас как Бог любит, что дал жить в такие непонятные и серьёзные времена, – говаривал как-то о. Андрей, выражая не только своё настроение. – Нету во мне никакой радости. Но есть во мне надежда, что Всемогущий Господь сотрёт в порошок главу древнего змия, а вместе с древнем змием сотрёт в порошок главы тех, кто служит древнему змию. А я знаю, кто ему служит. И вы, наверное, догадываетесь».

Православной Украине по-прежнему важно слово отца Андрея. Она ждёт его.

Прот. Андрей Ткачев. Проповедь в Татьянин день 25 января 2015 года в Домовом храме св. мц. Татианы при МГУ

Прот. Андрей Ткачёв в алтаре Домового храма св. мц. Татианы при МГУ. 12 июня 2014 года

Публицист Валерий Панюшкин задал 15 вопросов православным в своей новой колонке в журнале “Сноб”. Отвечает публицисту протоиерей Андрей Ткачев.

1. Вы правда думаете, что мы - единая Церковь? Если вы - прихожанин церкви Косьмы и Дамиана, пойдете ли вы исповедоваться к игумену Сергию Рыбко? И наоборот, пойдете ли вы из храма Сошествия Святого Духа в храм Косьмы и Дамиана?

Единству Церкви угрожают гораздо более серьезные вещи, нежели не хождение прихожан одного прихода на исповедь к настоятелю другого. Таким примером разговор о единстве Церкви девальвируется до уровня личных взаимоотношений, которые никогда и нигде не были идеальными. Либо мы ставим вопрос о единстве Церкви с достаточной степенью широты и глубины, либо не трогаем его до времени, «чтоб нашей речью недостойной не осквернился скорбный дух». Что ж, первый вопрос угрожает продолжением начатой тенденции на смысловое понижение. Такие вопросы, честно говоря, стоит задавать в журнале «Жлоб», а не «Сноб». Однако, пойдем дальше.

2. Вы правда думаете, что церковь открыта для всех? Да? А храм Христа Спасителя на Пасху?

Не надо путать Церковь и храм (дом молитвы, культовое здание). Церковь действительно открыта для всех, а некоторые храмы (например, на территории ведомственных учреждений или храмы домовые) могут быть посещаемы не всеми. Литургия же, ради которой посещается храм, одинакова в Храме Христа Спасителя и в любом приходе или монастыре. Тенденция подтвердилась. Идем дальше.

3. Почему мы такие мрачные? Почему мы никогда не шутим? Не про Бога, а про себя хотя бы? Можно ведь и про атеистов пошутить, они, правда, обидятся, но, может быть, можно как-то по-доброму? Почему у нас постные лица даже на Масленицу? Вы знаете хоть одного православного комика?

Лично мне знакомо столько веселых (даже не в меру) православных людей, что впору задавать вопрос: Отчего это вы все такие веселые? Православный комик без трудовой книжки это аналог скомороха, то есть юродивый. А их у нас больше, нежели в иных христианских культурах. Один тот факт, что Охлобыстин стал попом, а потом опять в телевизор влез, может вызвать всю гамму чувств от слез до смеховых колик. Это запоздавший вопрос. Мы (церковная среда) способны стилистически меняться, временами – до неузнаваемости.

4. Как мы, Церковь, ухитряемся запрещать презервативы и не запрещать мотоциклетные шлемы? Ведь и то и другое - попытка вмешаться в Божий промысел. Почему мы, Церковь, против абортов, но не против смертной казни? Почему вообще мы, Церковь, так много вмешиваемся в половую жизнь нецерковных людей и совсем не призываем милости к ним?

Никогда мы не запрещали презервативы. Не надо нас с католиками путать. Мы вообще не научены громко о половой жизни говорить. Это наш родовой плюс, он же и – минус. А поскольку содержание презерватива и содержание мотоциклетного шлема до вопиющей очевидности различно, то позвольте усомниться в православности автора, задекларированной в преамбуле. Уж слишком вопрос странен.

5. Почему наши священники врут во время богослужений? На отпевании говорят: «Сие есть чадо мое по духу» про покойника, которого видят впервые в жизни. Или говорят: «Изыдите, оглашенные», а после этих слов оглашенные остаются стоять в храме, и священники продолжают служить как ни в чем не бывало.

Оглашенные у нас никуда не уходят, поскольку их нет. Оглашенные это не просто те, кто не крещен. Это целый чин людей, которых готовят к Крещению молитвой и изучением Писаний. Вот появятся оглашенные, тогда и выходить будут на соответствующих словах.

Что же до усопших, то гораздо большей ложью могут являться слова «Со святыми упокой», пропетые над человеком совершенно чуждым стремления к святости. Тема эта болюча. Поскольку проникает вместе с болью о человеке в глубину сознания. О ней стоит пространно говорить и не сразу вслед за сентенциями о мотоциклетных шлемах (См. предыдущий «вопрос»)

6. Почему у наших православных священников не считается зазорным прямой антисемитизм, притом что Христос и апостолы были евреями?

Антисемитизм отвратителен во всех, не взирая на сан или его отсутствие. Бытовой расизм и недоношенный антисемитизм распространены по всему лицу земному. Несправедливо обвинять «наших православных священников» в чем-то, делая вид, что они все в этом виновны. Обычный, то есть не преображенный и святости не достигший человек, иначе как в координатах «свой – чужой» на мир смотреть не умеет. «Своих» он хвалит, «Чужих» ругает и побаивается. Евреи умудрились быть подчеркнуто чужими для всех (это и Сам Бог им велел, о чем подробно надо бы книгу писать). Поэтому вызвать к себе настороженность, подозрение, ненависть и проч. Евреям легче, чем любому другому народу. Не цепляйте походя оголенные нервы. Некорректно задавать пачки вопросов, ответы на которые способны превратиться в книгу. Но ознакомьтесь с проповедями лучших иерархов нашей Церкви, реагировавших на предреволюционные погромы. Вы услышите слова сострадания и любви к этому уникальному народу, а еще – негодование против черной дикости некоторых своих пасомых.

7. Почему мы, Церковь, выставляем своими представителями самых агрессивных своих членов? На праздновании столетия канонизации святого Серафима Саровского я был в качестве журналиста. В закрытый город Саров пускали по поименным спискам. Паломников пустили согласно спискам, представленным Церковью, то есть нами. Паломники эти были православные хоругвеносцы, мрачные люди в черном, настаивающие на канонизации графа Дракулы. Почему не ангелоподобные монашки из Сергиево-Посадской иконописной школы? Почему не студенты Свято-Тихоновского университета? Почему «черная сотня»? Почему вообще у людей, которые наиболее рьяно защищают православие, так часто бывают нечищеные зубы и ботинки? Может, намекнуть им как-то?

Зубы и ботинки действительно нужно чистить. Правда, у Серафима Саровского не было ни зубной пасты, ни гуталина. Так что и здесь ответы не так просты, как кажется с первого взгляда. Народу, как и человеку, нужно учиться, облагораживаться, закаляться и освящаться. Никто из нас не хорош по факту рождения. По факту рождения без воспитания мы не более чем дикари. Если в вопросе звучит боль за свою землю, и людей ее, то давайте пахать эту великую ниву. Тревога принимается. Издевки – нет.

8. Почему для нас, верующих, ключевым действием в Церкви является покаяние, а сама Церковь не кается ни в чем и никогда?

Покаяние есть труд сокровенный и личный. Коллективные покаяния за пределами ветхозаветной истории вряд ли возможны. К тому же покаяние не есть событие одноактное, но длящееся, творческое и многолетнее. На сущностной глубине своей Церковь как раз состоит из людей, совершающих подобный, мало кому понятный, труд. Так она и сама кается, в лице своих настоящих сынов и дочерей. Те же публичные извинения, которые приносились, скажем, Папами Римскими, вряд ли являются покаянием, и более достойны признания исторических ошибок. Но это и у нас есть.

9. Почему от имени нас, Церкви, говорят всегда два-три человека довольно реакционных взглядов? Почему говорят администраторы? Ведь есть же богословы, женщины-богословы в том числе. Почему Церковь не благословляет их говорить публично, а только на богословских семинарах?

Это неверно. Говорить в церкви стали с недавнего времени все, в том числе и образованные женщины. Они не говорят от лица общин так, как от лица Министерства здравоохранения говорит замминистра, но они свидетельствуют веру и опыт. Мы вступили в творческую и чудную эпоху открытых возможностей для честного разговора и свидетельства. Но и официальные спикеры необходимы. В жизни все нужно. Кому-то надо стихи читать, кому-то – объявления о прибытии поездов. Вы же не против сухо изложенной информации, правда? Будем внимательно слушать и старца, и послушника, и архиерея, и свечницу. Здесь – любовь, и здесь – правда.

10. Почему нами, Церковью, был запрещен ко служению отец Сергий Таратохин, поддержавший Ходорковского в тюрьме? Почему нельзя священнику иметь взгляды и поступать по совести?

Ничего об этом не знаю. Все-таки не в России живу.

11. Почему в большинстве наших церковных лавок не купишь книг отца Александра Меня, да даже и дьякона Андрея Кураева не купишь? Что это за ползучее запрещение интеллигентных и образованных православных писателей?

Где вы живете? Почему я могу купить книги и Меня и Кураева? Я вообще могу сегодня все, что нужно, купить, лишь бы деньги были. Разве не у всех так?

Однако тон вопросов неуклонно снижается, что позволяет делать некоторые выводы. У нас не получается разговор о Церкви. Вернее, не получается качественный разговор. Как в английских присказках, кошка при дворе видит «мышку на ковре», а больше ничего заметить не умеет (зане она – всего лишь кошка) Но, очевидно, что у общества накопились и вопросы, и претензии к Церкви. Чувствуется, что многое не вмещается в слова и остается невысказанным. Работы, как видно, впереди много.

12. Почему самый посещаемый наш церковный праздник - Крещение? Единственный день, когда в храме дают что-то материальное - воду?

Материальные предметы в храмах раздают постоянно: просфорки и антидор, фрукты в Преображение и зелья – на Маковеев. Но все же самый посещаемый день и праздник это – Праздников праздник и Торжество из Торжеств. То есть Пасха. Тогда тоже не обходится без материальных предметов (куличи, яйца, сыр и т.д.), но это, при всех сложностях, есть полное соответствие Евангельской новизне. Воскресение Христово – главный факт истории мира и оно же – повод для самых многочисленных и радостных собраний верующих в храмы. (Матчасть учить надо)

13. Почему наши православные богослужения показывают по всем телеканалам, а богослужения иудеев, мусульман и буддистов не показывают никогда?

Лично видел трансляцию праздничной службы из соборной мечети по Первому каналу. Не передергивайте.

14. Как можно про выходку пятерых девчонок в храме говорить «гонения на Церковь»? Или кто-то не бывал на Бутовском полигоне, где расстреляли тысячу священников?

На эту тему сказано уже столько, что пора покрыть молчанием позорную выходку упомянутых особ, как покрыли наготу Ноя одеждой Сим и Иафет. Хватит об этом. А вот о Бутове говорите. Говорите вы, и говорите громко, со знанием дела, с содроганием от прикосновения к кошмару. Эти слова ожидаются от светской журналистики.

15. Почему мы так часто апеллируем к государству с просьбами о насилии? Разве мы хотим быть похожи на евангельскую толпу, которая апеллировала со словами: «Распни Его, распни!» к Понтию Пилату?

Государство действует от лица народа, поэтому взывать к нему хоть изредка, но надо. Нужно взывать не о крови и расправах, но об уважении к чувствам большинства граждан этого государства. Сравнение власти с Пилатом должно быть для власти обидно, поскольку Пилат – наместник, а не самостоятельный правитель. Но мы вправе поступать, как апостол Павел, который сказал: «Хочу суда кесарева», и его под охраной повезли к кесарю. Крови просить не надо. Надо требовать от власти ответственности и адекватности. В истории у русского народа это не всегда получалось. Этому учиться надо. Думаю, мы будем учиться.

Вообще, ничего революционного, страшного, эффектом напоминающее философические письма Чаадаева, автор не сказал и не спросил. Все в духе: писатель пописывает – читатель почитывает. Бурчун, то есть, бурчит, а ворчун – ворчит. Выражаю искреннее желание видеть более серьезные материалы, касающиеся нашей общей Матери – Церкви. Прошу прощения, ежели кого обидел, и напоминаю: матчасть учить надо.

Как сказал когда-то Соломон, все уже написано и давно известно, однако, несмотря на это, протоиерей Андрей Ткачёв, биография которого с недавнего времени стала знакома не только украинцам, но и россиянам, не останавливается и не боится повторить ранее сказанное. Он служит, пишет книги и активно проповедует, обращаясь к сердцу современного человека и пытаясь познать его.

Познакомимся с творческим и жизненным багажом этого замечательного человека, писателя, проповедника, миссионера и истинного пастыря.

Начало жизненного пути. Протоиерей Андрей Ткачёв

Биография его началась 30 декабря 1960 года. Именно тогда в прекрасном украинском городе Львове в русскоязычной семье появился на свет будущий священник. Родители, желавшие, чтобы мальчик сделал карьеру военного, уже в 15 лет отправили его учиться в

Окончив суровую военную школу, следуя пожеланиям родителей, Андрей продолжил обучение этому непростому ремеслу в стенах Военного краснознамённого института Министерства обороны. Некоторое время он учился на отделении, занимавшемся подготовкой специалистов по спецпропаганде со сложной специализацией по персидскому языку.

Этот период жизни Андрея Ткачёва предоставил ему прекрасный фундамент для дальнейшего литературного развития, о чём он говорил в своих интервью. Тогда состоялось знакомство будущего священника с произведениями русской классики, оказавшими огромное влияние на его мировоззрение. Возможно, это одна из причин того, что, не окончив института, он оставил стезю военного из-за нежелания продолжать обучение и выбрал иной путь. По-видимому, душа будущего пастыря всегда тянулась к битве, но только не земной, а духовной, более сложной и непредсказуемой.

Выбор призвания

Отслужив в армии, Андрей Ткачёв в 1992 году поступает в Киевскую духовную семинарию. Два года учёбы в ней дарят ему много новых знакомств с людьми, также выбравшими пастырскую миссию. Среди близких друзей Андрея - будущий архимандрит Кирилл (Говорун), братья Софийчуки.

Свою учёбу будущий пастырь прекрасно сочетает со служением в храме, уже весной 1993 года он принимает хиротонию дьякона, а чуть позднее, через полгода, становится священником. Именно тогда штат служителей львовской церкви Святого Георгия пополнил протоиерей Андрей Ткачёв. Биография свидетельствует о том, что этому храму он посвятил двенадцать лет своей жизни.

Этот период знаменателен и тем, что у отца Андрея появилась семья. Примечательно, что о ней священник нигде особо не распространяется. Известно лишь, что он женат и является отцом четверых детей.

Миссионерская деятельность

Этот период был очень насыщенным как для Украины в целом, так и для Андрея Ткачёва, который в сложную эпоху перемен начинает свою пастырскую службу, реализуя её не только в храме, но и в миру. Ведёт активную миссионерскую деятельность, подкреплённую собственными литературными произведениями. Проповеди отца Андрея получают широкую известность далеко за пределами его родного города. Мужчина сам в своих интервью отмечает, что не он избрал деятельность миссионера. Последняя сама его «избрала».

Активная позиция православного священника, который не боится называть вещи своими именами и не заигрывает с публикой, открыла для него новые возможности. Первой из них стало приглашение поработать на одном из киевских телевизионных каналов.

Работа на телевидении

Здесь протоиерей Андрей Ткачёв, биография которого пополнилась ещё одним замечательным фактом, получил прекрасную возможность в телепередачах кратко, но и одновременно ёмко говорить на самые разные волнующие современных людей темы.

Этой цели служил телепроект под названием «На сон грядущим», который вёл отец Андрей. Перед сном телезрители получили прекрасную возможность в десятиминутной беседе со священником открыть что-то новое для себя, услышать ответы на свои вопросы.

Передача нашла своих зрителей. Посыпались благодарные отзывы. Эти душевные вечерние разговоры со священником о событиях прошедшего дня, о тех вопросах, которые ставит перед человеком сама жизнь, открыли зрителям двери в совершенно иной мир. Андрей Ткачёв в лаконичной форме мог поведать о жизни святых, о молитве и толковании священных строк Евангелия. В эти десять минут вкладывалось столько, что и представить невозможно. Причём беседы «На сон грядущим» не носили какого-то нравоучительного или назидательного характера, но при этом привлекали зрителей своей вдумчивостью и явным душеполезным эффектом.

Позднее на украинском телеканале «Киевская Русь» появляется ещё один проект под названием «Сад божественных песен». Здесь в духовно-познавательной форме Андрей Ткачёв вводит зрителей в недра знаний о Псалтыри. Читая псалмы, священник не только старается растолковать то, о чём идёт в них речь, но и проникает в самую глубину из содержания, связывая их с событиями того времени, когда они были созданы.

Переезд в Киев

Работа на телевидении, принёсшая священнику известность, в то же время создавала ему немало проблем. Не имевшему места жительства в Киеве Андрею Ткачёву приходилось каждую неделю приезжать из Львова.

Так продолжалось долгие шесть лет. Наконец в 2005 году, устав разрываться между двумя городами, он получил открепительную грамоту, выданную Львовской епархией, и переехал в столицу. Шаг был довольно рискованным, поскольку на тот момент никаких направлений и приходов у отца Андрея не имелось.

Некоторое время он служил в нескольких храмах. Но уже через месяц священника пригласили служить в храме Агапита Печерского, чуть позже по разрешению Киевской метрополии он становится здесь клириком, а в 2006-м - настоятелем.

В 2007 году отец Андрей берет в своё подчинение ещё один строящийся рядом храм, названный в честь архиепископа Луки Войно-Ясенецкого.

Активное и самоотверженное служение принесло Андрею Ткачеву особенную награду - митру, которой удостоил его в 2011 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В 2013 году протоиерей берёт на себя руководство миссионерским отделом Киевской епархии.

Писатель и журналист

Это очередное амплуа, которое имеет Андрей Ткачев (протоиерей). Книги открывают ещё одну сторону его служения Богу, ведь в них он пытается достучаться до своего современника. Автор, называя себя журналистом, пишет о злободневном и актуальном, о том, что у всех на слуху, но вместе с тем старается, чтобы в каждом рассказе, новелле была хоть капля вечности. Именно это качество позволяет произведению сохраниться. Андрей Ткачев, как он сам говорит, хочет писать сегодня про сегодня, но так, чтобы это было интересно и через сто лет.

«Возвращение в рай», «Письмо к Богу», «Мы вечны! Даже если этого не хотим» - все эти названия являются ярким подтверждением того, о чём хочет сказать их автор - Андрей Ткачев (протоиерей). Книги эти являют собой плод размышлений автора, воплощённый в рассказах. Они, как правило, небольшие, но очень красочно и ёмко передают события и отдельные эпизоды из жизни как святых подвижников, так и обычных православных - наших современников, пришедших к вере и живущих по

Многие книги написаны в виде диалога со священником и строятся из ответов на поставленные вопросы. Последних великое множество, темы самые различные: о комплексах, рождении детей, об искусстве, отношении к спорту, об отношениях полов и т. д. Кроме таких житейских тем есть и более глубокие: о жизни и смерти, Боге и вопросах к нему, старости и страсти и т. д.

Автор, живущий в миру православный священник, знает человеческие страсти и проблемы, беды и напасти. Но в то же время знаком он с ними гораздо глубже, чем обычные миряне, и поэтому знает ответы на многие кажущиеся непостижимыми вопросы.

Кроме книг протоиерей Андрей Ткачев принимает участие и в работе православных сайтов и журналов. Его статьи и интервью часто можно встретить на порталах Pravoslavie.ru, Pravmir.ru. Своё участие в воспитании молодёжи священник принимает при помощи православных журналов. Одним из таких широко известных проектов является Otrok.ua. Отец Андрей уже многие годы работает здесь в качестве члена редакции и постоянного автора.

О Сковороде

Особую полемику вызвала книга «Беглец от мира». Протоиерей Андрей Ткачев не боится обращения к сложным и табуированным темам. Здесь речь идёт о яркой личности восемнадцатого столетия - Григории Сковороде.

Рассматривая словно через увеличительное стекло особенности личности философа, Андрей Ткачев не поёт ему дифирамбы, как это делали многие из его предшественников. Он лишь отмечает любовь к Сковороде почти всех - от националистов до коммунистов, причём любят они не от большого ума или от того, что читают, а просто так.

Священник как всегда здраво смотрит на вещи и отмечает, что читать Григория Саввича - труд нелёгкий, и сам он отнюдь не так безобиден, как кажется, но вчитаться в него стоит. Однако подходить к этому «погружению» следует непременно с молитвой.

Проповеди и беседы

Особое место в миссионерской деятельности занимают проповеди протоиерея Андрея Ткачева. Священник обращается к самым разным людям. Среди его слушателей - прихожане храмов и атеисты, студенты и пенсионеры, представители самых разных социальных слоёв, вероисповеданий.

Он не старается приукрасить что-либо или уговаривать слушателей. Отец Андрей говорит чётко, ясно, ёмко и так, что услышит любой и поймёт: времени осталось мало, и сюсюкать с ним никто не будет.

Такая радикальная позиция делает проповеди протоиерея Андрея Ткачева особенно популярными и неоднозначными. Его понятный и современный язык, приправленный цитатами мыслителей древности, разрушает иллюзии, открывает реальную картину мира и даёт возможность осознать закономерность и неизбежность многих событий.

О любви к людям

В своей проповеди «Как научиться любить людей?» протоиерей Андрей Ткачев поднимает один из таких важных вопросов, который задают себе многие вставшие на путь веры. Сегодня люди, испорченные квартирным вопросом, потеряли себя и свои ориентиры. И живя в этаком «улье», в котором нет любви, нужно уметь найти себя. Для этого нужно уйти, но ненадолго. Такая удалённость от людей даёт человеку возможность восстановиться.

Беседы протоиерея Андрея Ткачёва позволяют проследить мысль о том, что одиночество и общество - это две стороны одной медали, совершенно невозможные друг без друга. Личность закаляется в общении, но растёт вдали от него. Человеку кроме общества нужно и одиночество. Жизнь в толпе рождает такую опасную болезнь, как недоразвитость личности. Человек нуждается в духовном здоровье, для сохранения которого нужно уединяться, чтобы перестать заражаться от других дурными мыслями, страстями и прочей чепухой.

Социальная сеть "Елицы"

Деятельность Андрея Ткачева является ярким свидетельством того, что он в своём пасторском служении использует все возможные доступные современному человеку средства: проповеди в храмах, телевизионные передачи, книги, сайты и даже социальные сети.

Elitsy.ru - это один из новейших проектов неугомонного миссионера-мыслителя. Здесь пользователи сети получают прекрасную возможность не только слушать наставления протоиерея Андрея Ткачева, но и задавать ему вопросы. Каждое утро посетители сайта могут получить напутствие в виде пожеланий и рассуждений.

Где сейчас Андрей Ткачев?

Протоиерей покинул Украину летом 2014 года, скрываясь от гонений, которые начались в стране после событий Майдана. Учитывая тот факт, что отец Андрей всегда открыто выражает своё мнение, он не побоялся высказать негативное отношение к революционным событиям, происходившим в то время в Киеве. Это стало одной из причин преследований представителями киевской власти православного священника. В результате он переехал жить в Россию и служил некоторое время в стенах домового храма мученицы Татьяны, который создан при Московском государственном университете.

Сейчас место, где служит протоиерей Андрей Ткачев, находится в самом сердце Москвы - в районе Успенского Вражка. В Храме Воскресения Словущего священник продолжает нести свой пастырский долг. Кроме того, продолжает проповедовать из средств массовой информации: ведёт передачи на телевидении, принимая участие в работе одного из православных каналов («Союз»), а также на радио «Радонеж».

Отодвигая в сторону фарисейские авторитеты и показную правильность, он говорит о главном, и делает это так, что не услышать его просто невозможно. Он будит нас, сегодняшних, трясёт за плечи, бодрит своим резким словом и нелестными сравнениями.

Как сказал когда-то Соломон, все уже написано и давно известно, однако, несмотря на это, протоиерей Андрей Ткачёв, биография которого с недавнего времени стала знакома не только украинцам, но и россиянам, не останавливается и не боится повторить ранее сказанное. Он служит, пишет книги и активно проповедует, обращаясь к сердцу современного человека и пытаясь познать его.

Познакомимся с творческим и жизненным багажом этого замечательного человека, писателя, проповедника, миссионера и истинного пастыря.

Биография его началась 30 декабря 1960 года. Именно тогда в прекрасном украинском городе Львове в русскоязычной семье появился на свет будущий священник. Родители, желавшие, чтобы мальчик сделал карьеру военного, уже в 15 лет отправили его учиться в суворовское училище в Москву.

Окончив суровую военную школу, следуя пожеланиям родителей, Андрей продолжил обучение этому непростому ремеслу в стенах Военного краснознамённого института Министерства обороны. Некоторое время он учился на отделении, занимавшемся подготовкой специалистов по спецпропаганде со сложной специализацией по персидскому языку.

Этот период жизни Андрея Ткачёва предоставил ему прекрасный фундамент для дальнейшего литературного развития, о чём он говорил в своих интервью. Тогда состоялось знакомство будущего священника с произведениями русской классики, оказавшими огромное влияние на его мировоззрение. Возможно, это одна из причин того, что, не окончив института, он оставил стезю военного из-за нежелания продолжать обучение и выбрал иной путь. По-видимому, душа будущего пастыря всегда тянулась к битве, но только не земной, а духовной, более сложной и непредсказуемой.

Выбор призвания

Отслужив в армии, Андрей Ткачёв в 1992 году поступает в Киевскую духовную семинарию. Два года учёбы в ней дарят ему много новых знакомств с людьми, также выбравшими пастырскую миссию. Среди близких друзей Андрея — будущий архимандрит Кирилл (Говорун), братья Софийчуки.

Свою учёбу будущий пастырь прекрасно сочетает со служением в храме, уже весной 1993 года он принимает хиротонию дьякона, а чуть позднее, через полгода, становится священником. Именно тогда штат служителей львовской церкви Святого Георгия пополнил протоиерей Андрей Ткачёв. Биография свидетельствует о том, что этому храму он посвятил двенадцать лет своей жизни.

Этот период знаменателен и тем, что у отца Андрея появилась семья. Примечательно, что о ней священник нигде особо не распространяется. Известно лишь, что он женат и является отцом четверых детей.

Миссионерская деятельность

Этот период был очень насыщенным как для Украины в целом, так и для Андрея Ткачёва, который в сложную эпоху перемен начинает свою пастырскую службу, реализуя её не только в храме, но и в миру. Ведёт активную миссионерскую деятельность, подкреплённую собственными литературными произведениями. Проповеди отца Андрея получают широкую известность далеко за пределами его родного города. Мужчина сам в своих интервью отмечает, что не он избрал деятельность миссионера. Последняя сама его «избрала».

Активная позиция православного священника, который не боится называть вещи своими именами и не заигрывает с публикой, открыла для него новые возможности. Первой из них стало приглашение поработать на одном из киевских телевизионных каналов.

Работа на телевидении

Здесь протоиерей Андрей Ткачёв, биография которого пополнилась ещё одним замечательным фактом, получил прекрасную возможность в телепередачах кратко, но и одновременно ёмко говорить на самые разные волнующие современных людей темы.

Этой цели служил телепроект под названием «На сон грядущим», который вёл отец Андрей. Перед сном телезрители получили прекрасную возможность в десятиминутной беседе со священником открыть что-то новое для себя, услышать ответы на свои вопросы.

Передача нашла своих зрителей. Посыпались благодарные отзывы. Эти душевные вечерние разговоры со священником о событиях прошедшего дня, о тех вопросах, которые ставит перед человеком сама жизнь, открыли зрителям двери в совершенно иной мир. Андрей Ткачёв в лаконичной форме мог поведать о жизни святых, о молитве и толковании священных строк Евангелия. В эти десять минут вкладывалось столько, что и представить невозможно. Причём беседы «На сон грядущим» не носили какого-то нравоучительного или назидательного характера, но при этом привлекали зрителей своей вдумчивостью и явным душеполезным эффектом.

Позднее на украинском телеканале «Киевская Русь» появляется ещё один проект под названием «Сад божественных песен». Здесь в духовно-познавательной форме Андрей Ткачёв вводит зрителей в недра знаний о Псалтыри. Читая псалмы, священник не только старается растолковать то, о чём идёт в них речь, но и проникает в самую глубину из содержания, связывая их с событиями того времени, когда они были созданы.

Переезд в Киев

Работа на телевидении, принёсшая священнику известность, в то же время создавала ему немало проблем. Не имевшему места жительства в Киеве Андрею Ткачёву приходилось каждую неделю приезжать из Львова.

Так продолжалось долгие шесть лет. Наконец в 2005 году, устав разрываться между двумя городами, он получил открепительную грамоту, выданную Львовской епархией, и переехал в столицу. Шаг был довольно рискованным, поскольку на тот момент никаких направлений и приходов у отца Андрея не имелось.

Некоторое время он служил в нескольких храмах. Но уже через месяц священника пригласили служить в храме Агапита Печерского, чуть позже по разрешению Киевской метрополии он становится здесь клириком, а в 2006-м — настоятелем.

В 2007 году отец Андрей берет в своё подчинение ещё один строящийся рядом храм, названный в честь архиепископа Луки Войно-Ясенецкого.

Активное и самоотверженное служение принесло Андрею Ткачеву особенную награду — митру, которой удостоил его в 2011 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В 2013 году протоиерей берёт на себя руководство миссионерским отделом Киевской епархии.

Писатель и журналист

Это очередное амплуа, которое имеет Андрей Ткачев (протоиерей). Книги открывают ещё одну сторону его служения Богу, ведь в них он пытается достучаться до своего современника. Автор, называя себя журналистом, пишет о злободневном и актуальном, о том, что у всех на слуху, но вместе с тем старается, чтобы в каждом рассказе, новелле была хоть капля вечности. Именно это качество позволяет произведению сохраниться. Андрей Ткачев, как он сам говорит, хочет писать сегодня про сегодня, но так, чтобы это было интересно и через сто лет.

«Возвращение в рай», «Письмо к Богу», «Мы вечны! Даже если этого не хотим» — все эти названия являются ярким подтверждением того, о чём хочет сказать их автор — Андрей Ткачев (протоиерей). Книги эти являют собой плод размышлений автора, воплощённый в рассказах. Они, как правило, небольшие, но очень красочно и ёмко передают события и отдельные эпизоды из жизни как святых подвижников, так и обычных православных — наших современников, пришедших к вере и живущих по заповедям Христа.

Многие книги написаны в виде диалога со священником и строятся из ответов на поставленные вопросы. Последних великое множество, темы самые различные: о комплексах, рождении детей, об искусстве, отношении к спорту, об отношениях полов и т. д. Кроме таких житейских тем есть и более глубокие: о жизни и смерти, Боге и вопросах к нему, старости и страсти и т. д.

Автор, живущий в миру православный священник, знает человеческие страсти и проблемы, беды и напасти. Но в то же время знаком он с ними гораздо глубже, чем обычные миряне, и поэтому знает ответы на многие кажущиеся непостижимыми вопросы.

Кроме книг протоиерей Андрей Ткачев принимает участие и в работе православных сайтов и журналов. Его статьи и интервью часто можно встретить на порталах Pravoslavie.ru, Pravmir.ru. Своё участие в воспитании молодёжи священник принимает при помощи православных журналов. Одним из таких широко известных проектов является Otrok.ua. Отец Андрей уже многие годы работает здесь в качестве члена редакции и постоянного автора.

О Сковороде

Особую полемику вызвала книга «Беглец от мира». Протоиерей Андрей Ткачев не боится обращения к сложным и табуированным темам. Здесь речь идёт о яркой личности восемнадцатого столетия — Григории Сковороде.

Рассматривая словно через увеличительное стекло особенности личности философа, Андрей Ткачев не поёт ему дифирамбы, как это делали многие из его предшественников. Он лишь отмечает любовь к Сковороде почти всех — от националистов до коммунистов, причём любят они не от большого ума или от того, что читают, а просто так.

Священник как всегда здраво смотрит на вещи и отмечает, что читать Григория Саввича — труд нелёгкий, и сам он отнюдь не так безобиден, как кажется, но вчитаться в него стоит. Однако подходить к этому «погружению» следует непременно с молитвой.

Проповеди и беседы

Особое место в миссионерской деятельности занимают проповеди протоиерея Андрея Ткачева. Священник обращается к самым разным людям. Среди его слушателей — прихожане храмов и атеисты, студенты и пенсионеры, представители самых разных социальных слоёв, вероисповеданий.

Он не старается приукрасить что-либо или уговаривать слушателей. Отец Андрей говорит чётко, ясно, ёмко и так, что услышит любой и поймёт: времени осталось мало, и сюсюкать с ним никто не будет.

Такая радикальная позиция делает проповеди протоиерея Андрея Ткачева особенно популярными и неоднозначными. Его понятный и современный язык, приправленный цитатами мыслителей древности, разрушает иллюзии, открывает реальную картину мира и даёт возможность осознать закономерность и неизбежность многих событий.

О любви к людям

В своей проповеди «Как научиться любить людей?» протоиерей Андрей Ткачев поднимает один из таких важных вопросов, который задают себе многие вставшие на путь веры. Сегодня люди, испорченные квартирным вопросом, потеряли себя и свои ориентиры. И живя в этаком «улье», в котором нет любви, нужно уметь найти себя. Для этого нужно уйти, но ненадолго. Такая удалённость от людей даёт человеку возможность восстановиться.

Беседы протоиерея Андрея Ткачёва позволяют проследить мысль о том, что одиночество и общество — это две стороны одной медали, совершенно невозможные друг без друга. Личность закаляется в общении, но растёт вдали от него. Человеку кроме общества нужно и одиночество. Жизнь в толпе рождает такую опасную болезнь, как недоразвитость личности. Человек нуждается в духовном здоровье, для сохранения которого нужно уединяться, чтобы перестать заражаться от других дурными мыслями, страстями и прочей чепухой.

Социальная сеть «Елицы»

Деятельность Андрея Ткачева является ярким свидетельством того, что он в своём пасторском служении использует все возможные доступные современному человеку средства: проповеди в храмах, телевизионные передачи, книги, сайты и даже социальные сети.

Elitsy.ru — это один из новейших проектов неугомонного миссионера-мыслителя. Здесь пользователи сети получают прекрасную возможность не только слушать наставления протоиерея Андрея Ткачева, но и задавать ему вопросы. Каждое утро посетители сайта могут получить напутствие в виде пожеланий и рассуждений.

Где сейчас Андрей Ткачев?

Протоиерей покинул Украину летом 2014 года, скрываясь от гонений, которые начались в стране после событий Майдана. Учитывая тот факт, что отец Андрей всегда открыто выражает своё мнение, он не побоялся высказать негативное отношение к революционным событиям, происходившим в то время в Киеве. Это стало одной из причин преследований представителями киевской власти православного священника. В результате он переехал жить в Россию и служил некоторое время в стенах домового храма мученицы Татьяны, который создан при Московском государственном университете.

Сейчас место, где служит протоиерей Андрей Ткачев, находится в самом сердце Москвы — в районе Успенского Вражка. В Храме Воскресения Словущего священник продолжает нести свой пастырский долг. Кроме того, продолжает проповедовать из средств массовой информации: ведёт передачи на телевидении, принимая участие в работе одного из православных каналов («Союз»), а также на радио «Радонеж».

Отодвигая в сторону фарисейские авторитеты и показную правильность, он говорит о главном, и делает это так, что не услышать его просто невозможно. Он будит нас, сегодняшних, трясёт за плечи, бодрит своим резким словом и нелестными сравнениями.

Протоиерей Андрей Ткачев: биография, книги, проповеди, где увидеть

Узнайте об отце Андрее Ткачеве - известном миссионере, о традиции наставничества и старчества, о современных старцах и где с ними можно встретиться.

Известный миссионер, протоиерей Андрей Ткачев


Биография протоиерея Андрея Ткачева

Известно, что будущий проповедник родился в городе Львове 30 декабря 1969 года. Подростком его отдали в кадеты суворовского московского училища, окончив которое он поступил в Военный институт Министерства обороны. Несмотря на интереснейшую специальность, успехи в изучении персидского языка и дальнейшие перспективы быть дипломатом, он чувствовал духовную жажду. Подав прошение об отчислении из института, Андрей в 1992 году поступил в Киевскую духовную семинарию. Здесь он начал общение с будущими архимандритами Лонгином (Чернухой) и Кириллом (Говоруном), также ныне известными проповедниками.


6 мая 1993 года, в день памяти святого Георгия Победоносца, отец Андрей был рукоположен в сан диакона, в ноябре - в сан священника. Видимо, великомученик Георгий взял его под свое покровительство, поскольку затем 12 лет отец Андрей был штатным священником Георгиевского храма во Львове. Одновременно он вел телевизионные передачи в Киеве, много трудясь для мирной жизни Украины и Украинской Церкви.


В 2005 году о. Андрей переехал в Киев с семьей (женой и детьми, на сегодня их четверо), став там настоятелем храма преподобного врача Агапита Печерского, а в 2006 году - настоятелем храма врача и святителя Луки Крымского.


В 2013 году батюшка стал руководителем миссионерского отдела Киевской епархии, однако в 2014 году его втянули в дискуссии о «майдане», батюшка резко высказался против революции как беснования, и в середине того же года о. Андрей вынужденно переехал с семьей в Россию.



Где можно встретиться с протоиереем Андреем Ткачевым

Как обычный священник отец Андрей совершает богослужения в храме Воскресения Словущего в Москве на Успенском Вражке, также являясь клириком и иногда совершая службы в домовом храме святой Татианы при МГУ.


Ежедневно в 21:00 по московскому времени в социальной сети «Елицы» отец Андрей читает молитву по соглашению. К нему присоединяются люди со всего мира. Молитва по соглашению – это обращение соборное, то есть собранием людей, ко Господу. Хотя молящихся могут разделять тысячи километров, молитва эта очень сильная, ведь Сам Христос говорил, что если соберутся хотя бы двое человек во Имя его - Он будет рядом с ними. Включается прямой эфир, и люди повторяют за священником слова молитвы: каждый день это просьба ко Господа важных нуждах всей страны, например, об укреплении Православия, о Патриархе и Президенте, о помощи монахам и счастье семей, о здоровье и помощи детям, о больных.



Проповеди и вопросы Андрею Ткачеву

Отец Андрей Ткачев - автор многих книг и статей, член редакционной коллегии журнала Отрок.ua, а также ведущий телевизионных передач «Сад божественных песен», «На сон грядущим».
Его проповеди, видеозаписи в интернете, статьи привлекают тем, что батюшка не углубляется в догматические и богословские темы, отвечая на насущные вопросы православных людей, например:


  • О работе - как христианину трудиться, стремиться ли зарабатывать деньги, служить ли людям и Церкви безвозмездно, как найти работу и для достатка, и для Бога.

  • О церковных суевериях, порче, колдовских воздействиях.

  • О семейной жизни в Православии: роли мужчины и женщины в семье.

Задать вопрос отцу Андрею можно и на исповеди в его приходе, и во время его радио- и телеэфиров, прямых трансляций в интернете (в сети «Елицы»).



Духовные наставники и современные старцы Оптинские

Старчество - великое явление в Православии. Издревле святые принимали людей, приходивших к ним за советом. Люди узнавали о святости подвижника по его дару чудотворения и прозорливости. Именно после долгих аскетических подвигов простые монахи и священники становились старцами. Они изгоняли из одержимых людей бесов, исцеляли, пророчествовали и утешали людей в любых бедах.


Изначально старчество присутствовало во всех монастырях, процветает оно и сегодня на Афоне. Однако во времена после Петра Первого начался упадок духовной жизни в России. Церковь по указу императора стала просто ведомством, многие монастыри закрыли, старцы вынуждены были скитаться. После реформ Петра Великого в России было принято лишь коротко исповедоваться, причем с недоверием к священнику - Петр Первый повелел духовенству под страхом наказания доносить на преступников. Опыт старчества как духовного наставничества мирян был утерян.


Возрождение старчества в России началось из Оптиной пустыни и пришлось на Золотой век русской литературы. Некоторые старцы повлияли на жизнь и творчество русских писателей: Николая Гоголя, Федора Достоевского, Льва Толстого, Константина Леонтьева (последний жил в обители долгое время). Так, Достоевский нашел утешение у старца Амвросия Оптинского после семейной трагедии - смерти маленького сына. Многие эпизоды величайшего романа писателя «Братья Карамазовы» стали итогом размышлений в этой поездке, а в литературном образе святого старца Зосимы все современники узнали самого святого Амвросия. В романе «Братья Карамазовы» вы можете прочитать о ежедневном приеме людей святым Амвросием, его помощи им и прочитать описание его внешности и поведения: Достоевский оставил поистине неоценимый подарок всем почитателям Оптиной.


В России наиболее известны старцы двух монастырей: Свято-Введенской Оптиной пустыни и Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.


В Православной Церкви прославлены в лике святых 14 преподобных старцев Оптиной Пустыни. Эта монашеская обитель была основана еще в XIV веке, но истинный духовный расцвет ее пришелся на XIX век. Находится Свято-Введенская Оптина Пустынь недалеко от города Козельска. Самый известный ее старец - преподобный Амвросий Оптинский. Молитву ему об избавлении от курения и в трудностях при выборе жизненного пути читают онлайн на русском языке в любой трудный момент жизни:


Как к целительному источнику, приходим к тебе, о Амвросий, отец наш, наставляешь ты нас верно на путь спасения, молитвами твоими оберегаешь от горя и напастей, в скорбях физических и душевных утешаешь, особенно же смирению, терпению и любви учишь нас; молись ко Христу, Любящему всех, и к Богородице, Ходатаице перед Господом о нас, чтобы спаслись души наши.


По сей день в Оптиной пустыни живет старец, схиархимандрит Илия (Ноздрин). Он часто болеет, будучи очень пожилым, но тем не менее принимает людей.



Старцы Псково-Печерского монастыря

Псково-Печерский Успенский монастырь находится в селе Печоры. Он имеет многовековую историю, прославлен и шедеврами архитектуры, и святыми. Не прославлены в лике святых, но почитаются и известны следующие Псково-Печерские старцы:


  • Схиигумен Савва (Остапенко), долгие годы работавший в светских учреждениях, а в 1945 году, после войны, ушедший с работы, с хорошей должности инженера, в монашество. Он известен как духовный писатель, оставивший большое письменное наследство, например «Слеза покаяния», «Пути спасения» и другие.

  • Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), также родившийся в начале века, прошедший длинный путь, работая и служа в церкви, прошедший пять лет лагерей и тюрем. Он стал наставником для многих людей и скончался в 2006 году. Наиболее известные его сочинения - «Опыт построения исповеди», «Чадцам Божиим», множество писем и сочиненных самим старцем молитв.

  • В 2000-х годах появилась книга «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) - он ныне епископ Егорьевский, викарий Патриарха, управляющий Западным викариатством города Москвы. В них описаны случаи и чудеса из жизни старцев Псково-Печерского монастыря. Так, описаны духовные наставления, реальные чудесные события из жизни наместника монастыря, архимандрита Тихона и схиархимандрита Никона Печерского.

  • Недавно в обители скончался 94-летний старец Адриан (Кирсанов), подававший благодатные советы всем, посещающим его. Важное значение старец придавал воспитанию детей, благословлял относиться к этому с особым вниманием. Другими простыми советами старца является благословение меньше смотреть телевизор, чаще бывать в храме и больше молиться - тогда человек становится более внимателен к себе и более близким к Богу.

Важнейший дар, объединяющий всех старцев Псково-Печерских, всех православных святых и всех истинных служителей Церкви Христовой - любовь к людям. Сам Господь сказал, что главная заповедь - любить ближнего, как себя, и любить Бога. В этих заповедях - «весь закон и пророчества».


Молитвами всей Православной Церкви да хранит вас Господь!