Open
Close

Повод начала реформации. Великая Реформация

Судебные акты суда первой инстанции, которыми дело разрешается по существу, именуются судебными решениями.

Судебное решение – акт правосудия, осуществляемый от имени государства. Оно выносится именем Российской Федерации (ч. 1 ст. 194 Гражданско-процессуального кодекса РФ).

Сущность судебного решения проявляется в воздействии на материальные правоотношения и выражается в том, что решение властно подтверждает взаимоотношения субъектов материального права (наличие или отсутствие правоотношения, его преобразование) или иные правовые обстоятельства в неисковых делах, устраняет их спорность, создает правовую возможность беспрепятственной реализации права или охраняемого законом интереса и тем самым оказывает им защиту. Решение суда обязательно для всех и подлежит обязательному соблюдению и исполнению.

Сила судебного решения покоится на авторитете судебной власти и нормах материального права, применяемых судом при разрешении гражданского дела. Суд нормы права и правоотношения не создает, он нормы права применяет, подтверждает наличие или отсутствие, преобразование правоотношения, реализуя в случае необходимости санкцию правовой нормы. служит правовой основой принуждения, реализуемого в исполнительном производстве.

Судебное решение во всех случаях, независимо от того, удовлетворено требование или в нем отказано, воздействует на поведение субъектов материальных правоотношений: все должны действовать согласно предписаниям, содержащимся в судебном решении.

Воздействие судебного решения на общественные отношения не ограничивается поднормативным урегулированием индивидуальных взаимоотношений субъектов материального права, установлением фактов и правовых состояний, законности нормативных правовых актов. Судебное решение воспитывает граждан в духе уважения к закону, способствует преодолению правового нигилизма, пропаганде права.

Законодательство предъявляет определенные требования к содержанию судебного решения.

В соответствии со ст. 198 ГПК РФ судебное решение должно состоять из четырех частей: вводной, описательной, мотивировочной, резолютивной.

Во вводной части судебного решения указываются: дата и место принятия решения, наименование и состав суда, сведения о секретаре судебного заседания, сторонах и других лицах, участвующих в деле, о представителях, предмете спора или заявленном требовании.

Описательная часть должна содержать требование , возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле.

Суд излагает первоначальные и встречные требования и их обоснование; возражения и их обоснование.

Описательная часть заканчивается фразой: «Исследовав обстоятельства дела, заслушав объяснения и других лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск подлежит удовлетворению (полностью или частично, не подлежит удовлетворению) по следующим основаниям».

Мотивировочная часть судебного решения указывает на окончательный вывод суда по делу и его обоснование.

В мотивировочной части решения должны быть указаны: обстоятельства дела, установленные судом; , на которых основаны выводы суда; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; нормы права, которыми руководствовался суд при вынесении решения.

Заканчивается мотивировочная часть фразой: «С учетом изложенного, на основании (приводятся нормы материального права) и руководствуясь ст. (нормы процессуального права, обычно ст. 12, 198), суд решил».

Резолютивная часть решения – окончательный вывод суда об удовлетворении или об отказе в удовлетворении иска (заявленного требования). В ней также приводится распределение судебных расходов, порядок обжалования решения суда.

Данный вывод излагается в форме краткого приказа (взыскать, обязать, возместить, отказать и др.).

Требования к судебному решению. Основные требования, предъявляемые к судебному решению, — его законность и обоснованность (ст. 195 ГПК РФ).

Эти требования направлены на то, чтобы защитить нарушенное (оспариваемое) право, восстановить и обеспечить возможность его надлежащего осуществления, оказать воспитательное воздействие на участников судопроизводства.

Законность судебного решения предполагает соблюдение судами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, которые являются составной частью ее правовой системы.

Решение суда считается незаконным с точки зрения материального права, если суд:

  1. применил закон, не подлежащий применению:
  2. не применил закон, подлежащий применению;
  3. неправильно истолковал закон.

Обоснованность судебного решения – предпосылка его законности. Для того чтобы правильно применить нормы материального права, необходимо установить юридически значимые факты. Обоснованным считается решение, в котором изложены все имеющие значение для разрешения дела обстоятельства, всесторонне полно выясненные в судебном заседании, и приведены доказательства в подтверждение выводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.

К судебным решениям, в которых суд конкретизирует права и обязанности сторон, например к решениям о возмещении морального вреда, взыскании на родителей и т.п., предъявляется также требование справедливости, то есть соответствия размера присужденных денежных сумм и иного имущества экономическим возможностям сторон и другим фактическим обстоятельствам дела.

  • Справедливость судебного решения не противостоит его законности, а представляет собой частный случай ее проявления.

Судебное решение должно быть полным (исчерпывающим), давать окончательные ответы на все заявленные требования.

Решение суда является полным, если оно содержит развернутые ответы на все заявленные требования и возражения сторон. В решении должно быть четко сформулировано, что постановил суд по каждому требованию.

После объявления решения по делу суд, вынесший решение, не вправе сам отменить или изменить его. Это принципиальное правило, гарантирующее стабильность судебного решения, его неизменность. В то же время суду, вынесшему решение, предоставляется возможность дополнить свое решение, разъяснить его, внести в него исправление без изменения содержания в строго ограниченных законом случаях.

Дополнительное решение. В судебном решении должен быть дан окончательный и исчерпывающий ответ на заявленные требования, а также решен вопрос о распределении судебных расходов. Если эти требования, предъявляемые к судебному решению, не соблюдены, суд бывает вынужден вынести дополнительное решение (ст. 201 ГПК РФ).

Дополнительное решение выносится, если по какому-либо требованию не было вынесено решение. Это возможно в тех случаях, когда в одном деле соединяются несколько требований.

Суд, принявший решение по делу, может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, принять дополнительное решение, если:

  • по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда;
  • разрешив вопрос о праве, суд не указал размер присужденной суммы, имущество, подлежащее передаче, или действия, которые обязан совершить ответчик;
  • не разрешен вопрос о судебных расходах.

Вопрос о дополнительном решении может быть поставлен в течение 10 дней со дня вынесения решения. Инициатива в постановке этого вопроса может исходить как от лиц, участвующих в деле, так и от суда.

Дополнительное решение принимается судом после рассмотрения указанного вопроса в судебном заседании и может быть обжаловано. Его допустимо основывать исключительно на фактах, установленных при судебном разбирательстве дела.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению вопроса о принятии дополнительного решения суда.

Дополнительное решение может быть обжаловано ( , участвующим в деле, принесено представление) в апелляционном или кассационном порядке вместе с основным решением или отдельно от него.

Процессуальный закон допускает возможность разъяснения решения суда (ст. 202 ГПК РФ).

Непонятно изложенное для сторон и иных лиц, участвующих в деле, решение затрудняет его исполнение. В подобных случаях суд по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить свое решение, не изменяя его содержания.

Исправление описок и явных арифметических ошибок в решении суда происходит согласно ч. 2 ст. 200 ГПК РФ. Суд может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, исправить допущенные в решении описки или явные арифметические ошибки.

Вопрос о внесении исправлений в решение суда рассматривается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению данного вопроса.

Гражданский процесс: Видео

  • 7.Защита интересов ответчика (встречный иск, возражения против иска, их виды).
  • 4. Порядок предъявления иска и последствия его несоблюдения. Основания возвращения искового заявления.
  • 5. Исковое заявление и его реквизиты. Порядок исправления недостатков искового заявления. Оставление заявления без движения.
  • 12. Основания для отвода судьи
  • 21.Содержание судебного решения (его составные части).
  • 19. Требования, которым должно отвечать судебное решение.
  • 20. Устранение недостатков судебного решения вынесшим его судом.
  • 22. Немедленное исполнение решения (понятие, виды, основания).
  • 23.Законная сила судебного решения.
  • 24.Определение суда первой инстанции (понятие, виды, законная сила). Содержание и значение частных определений суда
  • 25.Заочное решение.
  • 41. Порядок подачи апелляционной и кассационной жалоб (представлений). Оставление их без движения. Основания возвращения.
  • 42. Процессуальный порядок рассмотрения дел судом апелляционной и кассационной инстанции. Обжалование определений мирового судьи и суда первой инстанции.
  • 43. Полномочия судов апелляционной и кассационной инстанций. Общее и отличия.
  • 46.Сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. Порядок подачи надзорной жалобы (представления).
  • 51. Исполнение судебных постановлений.
  • 47.Процессуальный порядок рассмотрения надзорных жалоб (представлений).
  • 49.Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений, вступивших в законную силу.
  • 50. Производство по делам с участием иностранных лиц (общая характеристика).
  • 52. Стороны исполнительного производства.
  • 54. Отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления, изменение способа и порядка его исполнения.
  • В вводной части решения указываются время и место его вынесения, наименование суда и состав суда, вынесшего решение; сведения о секретаре судебного заседания, прокуроре, если он участвовал в процессе; о сторонах и других лицах, участвующих в деле, о представителях, предмете спора. Если иск был заявлен прокурором, либо лицами, названными в ст. 4 и 42 ГПК, то указывается, в чьих интересах это было сделано. Текстуально сведения вводной части располагаются в документе решения между словами «Именем Российской Федерации» и до слов «установил».Описательная часть решения должна пояснять характер требований истца, возражения ответчика и отражать объяснения других лиц, участвующих в деле. Здесь суд обязан изложить, кто, с каким требованием обратился, к кому это требование было предъявлено, чем и как это требование обосновывалось заявителем, какие возражения поступили, какова была позиция прокурора, представителей государственных органов. Если исковые требования изменялись, либо если иск был признан ответчиком, это тоже отражается в описательной части решения. Все эти сведения содержатся в решении после слов «установил» и заканчиваются фразой примерно следующего содержания «исследовав обстоятельства дела, заслушав объяснения сторон и других лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск подлежит удовлетворению (подлежит удовлетворению частично, не подлежит удовлетворению) по следующим основаниям».В мотивировочной части решения указываются обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд, разрешая спор.Различается фактическое и юридическое основания решения суда. В фактическое основание входят те обстоятельства, которые суд считает установленными. При этом суд не может ограничиться простой констатацией факта их установления, а обязан высказать свое суждение обо всех доказательствах, исследованных в связи с установлением того или иного факта, дать оценку их достоверности. Суд также должен ясно ответить на вопрос, почему он считает факт установленным либо наоборот не установленным, и подробно обосновать свой вывод о характере взаимоотношений сторон и юридической оценке этих взаимоотношений.Юридическое или правовое основание судебного решения составляет юридическая квалификация материальных правоотношений сторон и те нормативные акты, которые суд считает возможным применить к этим правоотношениям. В решении всегда должны содержаться точные ссылки на нормы материального и процессуального права, обосновывающие все выводы суда по данному делу.В случае признания иска ответчиком мотивировочная часть может состоять только из указания на факт такого признания и принятие его судом (ч. 4 ст. 197 ГПК).Заканчивается мотивировочная часть решения примерно так:«С учетом вышеизложенного, на основании.... (приводятся нормы материального права) и руководствуясь ст. 14, 197 (при необходимости и другими статьями) ГПК РСФСР, суд решил».Резолютивная часть решения -- окончательный вывод суда об удовлетворении иска или об отказе в иске полностью или в части (применительно к делу особого производства -- об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявленного требования). Резолютивная часть решения должна быть изложена таким образом, чтобы не было неясностей и споров при его исполнении. В ней также говорится о том, как распределяются судебные расходы, каковы срок и порядок обжалования решения.

    18.Понятие и виды постановлений суда первой инстанции. Отличие судебного решения от определения . В процессе производства по гражданскому делу принимаются разнообразные процессуальные реш-я. В правовой литературе отмечено, что в гражданском процессуальном законодательстве указаны не менее нескольких десятков?ов, по которым могут приниматься судебные акты. Судебное решение - постановление суда (арбитражного суда) 1ой инстанции, которым гражданское дело (арбитражное дело) разрешается по существу; д б законным и обоснованным. Решение выносится судом в совещательной комнате с соблюдением тайны совещания судей; излагается в письменном виде председательствующим или 1им из судей и подписывается всеми судьями, участвующими в постановлении решения, в т.ч. и судьей, оставшимся при особом мнении. Судебное решение - судебный акт, которым дело разрешается по существу. Судебное определение - в гражданском процессе - постановление суда 1ой инстанции и коллегии Верховного Суда, к-рыми разрешаются отдельные?сы, возникающие в связи с разбирательством гражданского дела по существу; судебный акт, к-рым дело не разрешается по существу. В то же время в практике достаточно дел, где отсутствует ярко выраженный спор о праве. В этих случаях для дел очевидных и бесспорных существует приказное пр-во. Судебный приказ это правоприменительный акт в виде пост-я судьи, вынесенного по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника. Пост-е суда 1ой инстанции или судьи, которыми дело не разрешается по существу, выносятся в форме определений. Определения постановляются судом или судьей в совещательной комнате. При разрешении несложных вопросов суд или судья может вынести определение после совещания на месте, не удаляясь в совещательную комнату. Такое определение заносится в протокол судебного заседания. Закон определяет судебное реш-е как пост-е суда 1ой инстанции, которым дело разрешается по существу, которое выносится по всем видам гражданского судопр-ва (искового, пр-ва по делам, возникающим из административно-правовых отношений, по делам особого пр-ва). Если нарушение спорного права, принадлежащего лицу, обратившемуся в суд, не подтвердится, то суд, отказывая этому лицу в иске, защитит тем самым интересы ответчика, к-рые могли быть нарушены неправильными действиями или утверждениями истца. Поэтому реш-е суда как пост-е, которым в строгом соответствии с з-ном и фактами, установленными судом, разрешается спор по существу, является актом защиты индивидуальных прав и охраняемых з-ном интересов спорящих сторон. Именно этим определяется правовая сущность судебного реш-я.

    Реформация (от лат. reformatio - преобразование) - широкое религиозное и социально-политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в 16 в. в большинстве европейских стран. Расколов католическую церковь и порвав с ней, это движение положило начало новым религиозным течениям, церквам и сектам. Реформация вербовала своих сторонников во всех социальных слоях, и каждая из сил, принимавших в ней участие, истолковывала ее задачи в соответствии со своими интересами и чаяниями. Отсюда исключительное разнообразие понимания Реформации - то узкое, ограниченное религиозно-церковными переменами, то доходящее до идей всеобщего переустройства существующих порядков. Значительный отпечаток наложила на Реформацию и специфика тех стран, где она развивалась. В Германии, а позже в Нидерландах Реформация стала знаменем массовой антифеодальной борьбы; в Англии, Дании, Швеции она была детищем церковной политики королей и проводилась «сверху»; во Франции, Венгрии, Польше за Реформацию выступала дворянская оппозиция центральной власти; в Швейцарии ее поборниками были почти исключительно горожане. Всюду, где Реформация утверждала новые церковные порядки, во владение мирян переходили огромные земельные богатства и другое имущество католической церкви. Благодаря этому укреплялись позиции светской власти, дворянства, бюргерства. В целом, в европейском масштабе, Реформация нанесла сильный удар по римско-католической церкви как одному из главных устоев феодальной системы, сломила монополию католицизма в духовной жизни общества, оказала большое воздействие на развитие культуры, образования, политико-правовой мысли.

    Основные причины Реформации были связаны с глубоким кризисом католической церкви и обострением целого комплекса общественных противоречий в эпоху начавшегося разложения феодального строя. Образование национальных государств с сильной королевской властью резко ограничило политическую роль папства. Развитие гуманизма, научных знаний, светской культуры подорвало духовный контроль церкви над обществом. Она, однако, не отказалась от своих претензий и привилегий, по-прежнему оставалась крупнейшим феодальным землевладельцем и в то же время умело усовершенствовала систему своих денежных поборов. Особое возмущение политика церкви вызывала в раздробленной Германии, где опорой папства были духовные княжества. Именно эта страна стала главным средоточием антиримского движения.

    В октябре 1517 г. профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483-1546) в 95 тезисах против индульгенций подверг резкой критике церковную торговлю «отпущением грехов» и ее догматические основы. Выступление Лютера получила широкий общественный отклик, стало началом Реформации. Важнейшую роль в развитии реформационного движения сыграло новое христианское вероучение, выдвинутое Лютером. Согласно католической догме, спасение души человека невозможно без посредничества церкви между ним и Богом; отсюда особый статус духовенства, отличный от положения мирян, и значение «добрых дел» человека, его «заслуг» перед Богом, к числу которых церковь относила послушное выполнение всех установленных ею обрядов. Главный принцип Лютера иной - «спасение верой», она же даруется человеку не по его «заслугам», а лишь милостью Божьей. Утверждая глубоко личное отношение человека к Богу, не требующее никаких посредников, Лютер отвергал тем самым существование всей гигантской иерархии католической церкви, равно как и ее пышный и дорогостоящий культ. Обосновывая свое учение о «спасении верой» текстами Священного писания, Лютер настаивал, что оно является единственным авторитетом в делах веры, и тем самым перечеркивал обязательный для католиков второй авторитет - «священного предания», т. е. многовековых установлений пап и соборов, на которых основывались привилегии церкви и особый вид права, регулировавшего ее деятельность.

    Пересмотрев церковное учение о семи таинствах, Лютер признал отвечающими Писанию лишь два из них - крещение и причащение. Он развивал идеи секуляризации церковных имуществ, роспуска монашеских орденов, отказа от культа святых, икон, мощей и реликвий, от богослужения на непонятном народу латинском языке, от паломничеств к святым местам. Четко разграничивая внутреннюю, духовную жизнь христианина от внешнего ее порядка, Лютер считал последний сферой действия светской власти и требовал от верующих покорности ей.

    Позиция Лютера, которая предполагала переустройство церкви на новых основаниях, не совместимых с ее прежними порядками, не затрагивала существующие политические и социальные структуры. Такая позиция отвечала интересам умеренного крыла Реформации, прежде всего большинства бюргерства. Представления наиболее радикальной части крестьянства и плебейских масс выразил другой деятель Реформации - крупнейший из немецких идеологов ее народного течения Томас Мюнцер (см. Крестьянская война в Германии 1524-1525 гг.). Он верил в возможность мирного преобразования существующих порядков в царство равенства и справедливости, но под влиянием событий Крестьянской войны и преследования властями инакомыслящих обратился к пропаганде свержения силой господ и тиранов, перехода полновластия к простому народу. Лютер, напротив, резко осудил повстанцев и Мюнцера как мятежников, закрепив свой союз с князьями и городскими магистратами.

    К концу 1520-х гг. лютеранское учение утвердилось в ряде немецких княжеств и городов, особенно в Центральной и Северной Германии. Попытка императора Карла V в 1529 г. навязать восстановление католического порядка привела к сплочению и коллективному протесту сторонников реформированной церкви. За ними закрепилось название «протестанты», позже распространенное и на поборников других направлений Реформации. В 1555 г. в результате победы, одержанной немецкими протестантами в войне против императора, им удалось добиться по Аугсбургскому миру официального признания своих прав на основе принципа «чья власть, того и вера».

    Второй крупный центр Реформации образовался в Швейцарии. Здесь выразителем еще одной разновидности бюргерской Реформации стал священник города Цюриха Ульрих Цвингли (1484-1531). В отличие от Лютера он был решительным сторонником республиканских идеалов, обличителем «тирании» монархов и князей. Цюрихская община стала сама выбирать своих пасторов так же, как и магистрат. Цвинглианство распространилось в ряде городских округов Швейцарии и до гибели Цвингли в военном конфликте с католиками успешно соперничало с лютеранством во влиянии на города Южной Германии.

    Систематизацию опыта Реформации на основе собственного учения провел в своем главном труде «Наставление в христианской вере» француз Жан Кальвин (1509-1564), обосновавшийся в Женеве. Одно из главных мест в его теологии занимало учение «О двойном предопределении». Кальвин утверждал, что еще до сотворения мира Бог заранее предначертал каждому его участь: одним - вечное проклятие, другим, избранным, - вечное блаженство. Изменить приговор человек не в силах, но, если он добивается успеха в своих начинаниях, это Божий знак, что он верно исполняет свое «призвание». Кальвин, таким образом, обосновывал религиозно-нравственные стимулы активности человека, что способствовало развитию личности нового типа, готовой к энергичной жизненной борьбе, в том числе к предпринимательству. Труд, бережливость, расчет Кальвин считал добродетелями. Еще резче, чем Цвингли, он отстаивал право общины на сопротивление тирании, наилучшим строем считал олигархическую республику. Для судеб Реформации большое значение имело введенное Кальвином новое церковное устройство, принципиально отличное от католической иерархии. Община избирала и контролировала своих руководителей, обязанности которых - пастырские и хозяйственные - были четко обозначены Кальвином.

    К этому времени Реформация уже добилась значительных успехов не только в Германии и Швейцарии. В 1536 г. Реформация на лютеранский лад, с конфискацией земель церкви и монастырей, была проведена в Дании королем, который стал главой реформированной церкви и назначил угодную ему новую церковную администрацию. Затем «Реформация по-датски» была проведена в Норвегии, где ее навязали населению, довершив подчинение страны датчанам. То же произошло и в Исландии. В 1527-1544 гг. Реформация победила в Швеции, где сохранились епископы, но высшим из них был объявлен король, остальные должны были давать отныне присягу ему, а не папе. В Финляндии, входившей в Шведское королевство, Реформация тоже была проведена «сверху».

    Подчинение церкви верховенству короля произошло по специальному акту в 1534 г. в Англии. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным и чиновному дворянству. Культ и догматика в новой церкви, названной англиканской, остались прежними, но назначал епископов король, с зависимостью от папства было покончено. В дальнейшей истории страны все более важную роль играл кальвинизм в его различных разновидностях. Под его идейными знаменами в 17 в. свершилась Английская революция.

    В Нидерландах кальвинизм вдохновлял сторонников независимости страны, восемь десятилетий сражавшихся против испанского ига и создавших республику Соединенных провинций, победившую в этой борьбе.

    Реформационное движение сыграло также важную роль во Франции, особенно в период гражданских войн 16 в., в Чехии, Венгрии, Польше, даже в Италии, цитадели католицизма, но во всех этих странах в конечном счете восторжествовали силы контрреформации. Противоречия между государствами, принявшими протестантизм, и теми, которые сохраняли верность католицизму, стали одной из причин Тридцатилетней войны.

    Эпоха Реформации является последним хронологическим периодом эпохи Возрождения, завершающим этот прогрессивный переворот в развитии европейской культуры. Реформация – это широкое религиозное и социально-политическое движение, развернувшиеся в начале XVI в.

    В Германии и направленное на преобразование христианской религии. Свои истоки Реформация берет в Германии, а затем охватывает ряд европейских стран. Она привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии.

    Реформация породила третью после православия и католицизма ветвь христианства – протестантизм. Всех сторонников Реформации – в любой ее форме – принято называть протестантами.

    Под протестантизмом принято понимать совокупность самостоятельных и разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими и каноническими особенностями. Протестанты не признают католического чистилища, отвергают православных и католических святых, ангелов, Богородицу; христианский триединый Бог занимает у них совершенно монопольное положение.

    Отличие протестантизма от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи Бога и человека. По представлению протестантов, благодать исходит на человека от Бога, минуя церковь, «спасение» достигается только благодаря личной вере человека и воле Бога. Это учение подрывало господство духовной власти над светской и главенствующую роль церкви и римского папы.

    В Северной Германии князья провели в своих владениях реформу церкви на принципах, предложенных Лютером. Они закрыли монастыри, захватили церковные земли. Князь стал главой церкви в своем княжестве. Эта церковь стала называться лютеранской.

    В 1555 г., после длительной войны протестантских князей с императором Карлом V, был заключен Аугсбургский религиозный мир.

    В результате этого за князьями была признана полная свобода в вопросах вероисповедания. Отныне они сами могли решать, во что верить их подданным. Таким образом, был установлен принцип «чья власть, того и религия».

    Гораздо дальше лютеран пошли протестанты Швейцарии и Нидерландов. Основателем наиболее последовательного реформационного учения, послужившего идеологической основой антифеодальных революций, стал женевский проповедник Жан Кальвин (1509–1564). Центральным положением кальвинизма является догмат об абсолютном предопределении, согласно которому судьба человека в земной жизни и жизни вечной предуготовлена еще со времен сотворения мира. Фактически каждый кальвинист верил, что именно он является Божьим избранником, предопределенным к спасению и вечному блаженству. Подтверждением Божественного избрания является, по Кальвину, преуспевание в мирских делах, в частности в торговле. Умеренность и бережливость считались у кальвинистов главными добродетелями. Кальвинистская церковь весьма жестоко преследовала своих противников.

    Таким образом, термин «реформация» прежде всего выражает ту существенную сторону движения, центром которой является критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учение в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества. Революционизирующее протекание реформаторского движения проявилось как решающая битва европейского мещанства против феодализма.

    Причинами Реформации были:

    1) нарастание и развитие буржуазных отношений;

    2) выдвижение индивидуализма;

    3) оформление государственной самостоятельности европейских стран, желание отделиться от католической церкви.

    Реформация подорвала духовные и экономические основы католицизма и стала причиной появления новых христианских церквей, раскола Европы, Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.).

    История Реформации, великого движения, начавшегося в XVI веке и провозгласившего необходимость возврата христианства от вкравшихся в него языческих учений к учению Библии, принадлежит к одному из важнейших периодов мировой истории, знаменуя переход от Средневековья к Новому времени . Этот период дал нам то, что составляет лучшее среди достигнутого человечеством за весь его исторический путь. Понятие свободы совести, равенства людей вне зависимости от их религиозной, национальной, расовой принадлежности, равенства прав мужчин и женщин, защита малоимущих, детей, стариков и больных, демократические институты власти, - все это дала именно Реформация. Это могла дать только Реформация, поскольку она - единственное из всех исторических движений, которое основывалось на принципах возврата к евангельскому учению, внедрения его принципов в повседневную жизнь людей и государств. Единственное движение, четко провозгласившее, что без Бога и без Евангелия невозможно изменение к лучшему ни жизни отдельного человека, ни государства в целом.

    Это движение привело к созданию нового направления в христианстве (наряду с католичеством и православием) - протестантизму, получившему такое название от протеста против слияния языческих учений с учением Библии, которое произошло в период средневековой церкви, и протеста против слияния церкви и государства, которое также произошло в дни Средневековья .

    В нашей стране, в силу длительного господства государственной церкви, а затем атеистической идеологии, протестантские церкви, такие как лютеранская, кальвинистская, адвентистская, баптистская и пр., именовались пренебрежительно сектами, а их члены - сектантами, что приравнивалось к фанатикам и темным, необразованным людям.

    При этом нигде не говорилось, что протестантизм является ведущей религией в Великобритании, Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США, Австралии, Канаде, - в ведущих, экономически и культурно развитых странах, население которых сектантским (то есть темным, экономически и культурно отсталым, бедным и фанатичным) уж никак не назовешь, в отличие от тех стран, где продолжала господствовать государственная церковь. Последняя продолжала придерживаться тех же принципов, что и в дни Средневековья, взращивая суеверия, темноту и фанатизм, ибо таким народом всегда легче править.

    Учитывая вышесказанное, целью нашей работы стало изучение влияния евангельского учения на социально-экономическое, культурное и духовное развитие общества на примере истории Реформации и ее наследия.

    Причины Реформации. Социально-экономический аспект

    Помню, в далекие школьные годы, на уроках по истории средневековой Европы, нескончаемой чередой передо мной проходили крестьянские бунты, восстания и войны. Периодически мелькало слово «Реформация», но как-то вскользь, и все сводилось к разногласию между крестьянами и феодалами.

    В то недавнее, сугубо атеистическое время многие исторические события освещались однобоко и куце, так, что долгое время не возникало никакого интереса к ним вернуться и разобраться, что же все-таки представляла собой Реформация, каковы причины ее возникновения и какой след она оставила в истории европейских государств, да и не только европейских. Думаю, что у многих читателей было похожее мнение и представление о тех событиях в далеком Средневековье.

    Итак, что же собой представляла Реформация? Реформация (от латинского слова reformatio - исправление, преобразование, т. е. то, что включает в себя понятие «реформа») - это религиозное и общественно-политическое движение в средневековой Западной, Центральной и Северной Европе, охватившее все слои населения и быстро распространившееся на многие государства. Основной ее целью было реформирование средневекового христианства в соответствии с библейским учением.

    Официальной датой начала Реформации признана на сегодняшний день дата 31 октября 1517 года, когда доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер прибил к дверям церкви 95 тезисов, направленных против злоупотреблений церкви и, в частности, против продажи индульгенций . Но на самом деле, как мы увидим ниже, Реформация началась гораздо раньше и затронула все без исключения сферы жизни: экономическую, социальную, политическую и религиозную .

    Нельзя обойти и еще одну из причин реформационного движения - борьбу между представителями только еще зарождавшегося капиталистического способа производства и феодального, на охране идеологии которого стояла средневековая церковь того времени, которая сама являлась крупнейшим феодалом-землевладельцем. Реформации предшествовало, как было указано выше, обострение классового, экономического и политического противостояния. В европейских странах господствовал феодализм, и подавляющая часть населения представляла собой крепостное, зависимое от феодалов, беднейшее крестьянство, практически абсолютно бесправное, так как в целях укрепления феодальной собственности на землю возрастало число крестьянских повинностей, при этом развитие крестьянских хозяйств не допускалось, что способствовало обнищанию крестьян .

    В городах постепенно внедрялось и развивалось капиталистическое производство, в частности, по системе авансирования, что приводило к разрушению привычных принципов цехового ремесленного производства и росту, как бы мы сегодня сказали, безработицы. Крупные предприниматели скупали продукцию ремесленных цехов большими партиями на выгодных для себя условиях, авансируя ремесленников сырьем и денежными средствами.

    Сами же ремесленники, на первый взгляд, свободные и самостоятельные, на самом деле были в полнейшей экономической зависимости от капиталиста, и сами когда-то свободные цеховые ремесленники превращались в наемных рабочих, подвергаясь усиленной эксплуатации, обнищанию и массовым увольнениям. Кроме того, продукция ремесленников облагалась непомерными, все возраставшими налогами, в то время как продукция монастырей подобными налогами не облагалась. В результате церковь богатела, расширяла земельные угодья, в том числе и в городах, и горожане, живущие в собственных домах, были объявлены на чужой земле и были вынуждены платить за эту землю огромные налоги в церковную казну. Таким образом, в городах быстро росла прослойка так называемого городского плебса, то есть, людей, лишенных, как и крестьяне, каких бы то ни было прав и будущего .

    Все вышеупомянутое приводило к усилению недовольства крепостных крестьян и городского плебса. Политическая раздробленность государств, раздираемых нескончаемыми усобицами князей, растущие налоги, взимаемые князьями и духовенством, приводили к росту недовольства и бюргеров.

    Росло недовольство и в дворянской среде: усобицы между крупными землевладельцами-феодалами приводили к разорению среднего и мелкого дворянства .

    Возрастало во всех слоях населения и недовольство церковью, которая, с одной стороны, являлась крупнейшим земельным феодалом, как указывалось выше, а с другой - объявляла каждого без исключения человека «неспособным спасти свою душу». Тем самым она подчиняла себе все слои населения, светскую жизнь человека, светские учреждения и все сферы жизни государства в целом .

    При этом политическое влияние церкви на жизнь государства и ее финансовая база были огромны, а раздробленность стран средневековой Европы и слабая централизованная власть только способствовали этому. Упомянутые претензии церкви вызывали ропот и возмущение и в среде крупнейших феодалов, в том числе и королей .

    Все это привело к тому, что реформационное движение не только охватило, но и объединило все слои населения европейских стран. Оно нашло выход в образовании протестантских христианских церквей, призывавших к скромности, честности, экономной жизни, всеобщему широкому образованию граждан всех слоев населения, к укреплению национальных государств, свободных от церковного гнета, граждане которых были признаны равноправными и свободными перед Богом и обществом .

    Протестантизм получил распространение в странах Западной, Центральной и Северной Европы в виде лютеранства, кальвинизма, цвинглианства и англиканства, а позднее - адвентизма, баптизма, которые и по сей день остаются самыми распространенными религиозными конфессиями США, Канады, Швеции, Германии, Великобритании, Норвегии, Дании, Швейцарии и Австралии.

    Причины Реформации. Религиозный аспект

    Великая Реформация самым коренным образом перестроила все основы жизни общества, и тем достижениям и свободам, которые есть у нас сегодня, мы обязаны именно ей. Необыкновенный успех Реформации вполне сопоставим с победным шествием раннего христианства в дни Римской империи, когда маленькая группа гонимых апостолов сокрушила мощь языческого мира, так и проповедь скромных реформаторов сокрушила необъятную мощь средневековой церкви.

    Этому необыкновенному своему успеху Реформация, помимо отмеченных выше социально-экономических причин, в первую очередь была обязана следующим основным факторам.

    Во-первых, страшные злоупотребления средневековой церкви и особенно - торговля индульгенциями, ставшая последней каплей, вызвали протест практически всех слоев населения. Вместо этого Реформация предложила людям чистое учение Евангелия без человеческих преданий и злоупотреблений .

    Во-вторых, постоянный гнет, осуществляемый церковной инквизицией, и система постоянной слежки довели терпение людей до предела. Вместо этого Реформация провозгласила принципы свободы совести и равенства людей пред Богом .

    В-третьих, непомерные претензии духовенства вызвали недовольство значительнейшей части князей и герцогов. Реформация взяла курс на отделение церкви от государства, утверждение крепких национальных государств .

    В-четвертых, система средневековой церкви пресекала всяческое стремление к знаниям, в то время как Реформация провозгласила необходимость самого широкого просвещения для всех слоев населения .

    Но необходимо подчеркнуть, что основная причина зарождения Реформации была духовная: люди наконец-то узнали долго скрываемую истину, что Бог есть Спаситель, а не только Судья, стремящийся наказать и покарать. Им открылось, что можно общаться со Христом и получать Его любовь и благодать помимо церковной организации. Власть же церкви зиждилась на том, что в ее руках находится единственный путь спасения людей .

    В рамках одной статьи мы, безусловно, не можем представить все достижения, которые принесла Реформация всему миру, но это и не является нашей задачей, поскольку ее рассмотрению посвящены десятки капитальных трудов. Поэтому мы ограничимся лишь рассмотрением базовых завоеваний, которые дала Реформация, четко продемонстрировав, что вера - это не просто отвлеченное понятие, но что она коренным образом меняет и жизнь всего общества во всех его сферах, и жизнь отдельно взятого человека .

    «О духе и цели евангельского протестантизма лучше всего говорил апостол Павел в своем Послании к галатам: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». Христианская свобода - такое бесценное благословение, что никакие злоупотребления не могут оправдать возвращение в состояние духовного деспотизма и рабства. Но только те, кто наслаждался ею, могут правильно ее оценить.

    Реформация сначала была чисто религиозным движением. Она показывает нам поразительный пример всепроникающей силы религии в истории. Она началась с вопроса: «Что должен сделать человек, чтобы спастись? Как грешник может быть оправдан перед Богом и успокоить свою тревожную совесть?» Реформаторы прежде всего заботились о спасении души, о славе Христа и о победе Его Евангелия. Они гораздо больше думали о грядущем мире, чем о теперешнем. Все политические, национальные и литературные интересы они подчиняли религии.

    Однако реформаторы не были монахами. Они были живыми людьми, которые жили в «живое» время. Они были не пессимистами, а оптимистами, людьми действия, а не только мыслителями, искренними, сильными, полными надежды, свободными от эгоистичных мотивов и целей, исполненными веры и Святого Духа, соравными всем своим предшественникам со времен апостолов. Из центра, находившегося в религиозной жизни, они оказали влияние на все стороны человеческой жизни и деятельности и дали мощный импульс развитию политической и гражданской свободы, богословия, философии, науки и литературы.

    Реформация устранила препятствия, которые средневековая церковь поставила между Христом и верующим. Реформация открыла путь к непосредственному союзу со Христом, как единственным Посредником между Богом и человеком, и сделала Его Евангелие доступным для каждого человека, устранив необходимость заручаться позволением священников. Реформация была возвращением к неискаженному человеческими преданиями Слову Божию, и по этой самой причине - великим достижением. Это было возрождение изначального христианства, и в то же время - его более глубокое понимание и применение, чем когда-либо прежде.

    У Реформации есть три фундаментальных принципа: превосходство Писания над преданием, превосходство веры над делами и превосходство христианского народа над священством. Первый принцип может быть назван объективным, второй - субъективным, третий - общественным или церковным.

    Все они сводятся к одному принципу - церковной свободы или свободы во Христе. Окончательная задача евангельского протестантизма - привести каждого человека к живому союзу со Христом как единственным и вседостаточным Господом и Спасителем от греха и смерти» .

    Реформация и образование

    Великая Реформация сокрушила несколько основных препон, стоящих на пути просвещения и прогресса.

    Во-первых, схоластическую систему образования средневековой церкви. Систему, которая зиждилась на языческих и суеверных принципах, которая выступала против получения каких-либо знаний .

    Во-вторых, Реформация, отвергла принцип противопоставления науки и веры, который отстаивала средневековая церковь. Реформация, основываясь на Библии, показала, что наука нисколько не противоречит вере, напротив, новые научные открытия раскрывают мудрость устроения Вселенной и величие ее Создателя .

    В-третьих, Реформация, провозгласив равенство всех людей перед Богом, вне зависимости от их социального, расового, гендерного или национального положения, открыла равные возможности всем для получения образования .

    В-четвертых, Реформация сокрушила средневековые суеверия и показала полную антинаучность астрологии, хиромантии и других проявлений оккультизма. Она провела четкую грань между наукой и псевдонаукой .

    В-пятых, Реформация провозгласила, что каждый человек должен знать и читать Библию, а для этого требуется получение образования .

    Благодаря всему этому уже в ближайшие годы после начала Реформации открываются новые университеты, а обучение в прежних претерпевает полное изменение и переход со схоластической системы на подлинно научную. Плодом этого явилось поступление в университеты талантливых детей бедноты, о чем раньше нельзя было и подумать, и совершение великих научных открытий. Практически каждая современная наука получает свое подлинно научное рождение именно в эти годы.

    Прямым следствием Реформации становится и массовое открытие школ, а точнее - основание обязательной системы образования. У истоков ее создания стоят выдающиеся педагоги-реформаторы, базировавшие свои труды исключительно на принципах Библии. Одним из самых выдающихся их них был Ян Амос Коменский (1592-1670), которого с полным правом называют отцом современной педагогики.

    Последний в своих трудах писал: «Все люди, которые только родились, - произошли на свет с одной и той же главной целью: быть людьми, т. е. разумными существами, владыками тварей, ярким подобием своего Творца. Следовательно, всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя науку, добродетель и религию, могли с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей» .

    «Что бы ни изучало христианское юношество после Священного Писания (науки, искусство, языки и пр.), - все должно изучаться в подчинении Писанию, а именно, чтобы юношество могло заметить и точно увидеть, что все есть чистая суета, если оно не относится к Богу и будущей жизни» .

    «Итак, следует как можно более заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность и истинное благочестие было поставлено надлежащим образом в школах» .

    Об этом он писал в то время, когда понятие нравственности практически сошло на нет, религиозность сводилась к выполнению определенных обрядов, а вера в Бога была заменена темными суевериями.

    Этому Коменский и другие протестантские реформаторы-педагоги придавали первостепенное значение, ставя его в основу всей системы образования и подчеркивая, что подлинно образованным, грамотным членом общества, приносящим ему действительную пользу, может быть только глубоко верующий человек с высокими моральными принципами.

    Реформация и медицина

    Исследуя влияние Реформации на развитие медицинской науки, мы можем выделить несколько основных положений.

    Реформация привела, как мы указывали выше, к крушению средневековой системы образования, зиждившейся на схоластике, суевериях и противопоставлении науки и религии, что дало принципиально новое направление в медицине и отказу от лечения заговорами, «зубами дракона», «настойкой лунного света» и т. д. .

    Реформация способствовала учреждению университетов с подлинно научной программой обучения и внедрению широкой системы школьного образования, что существенным образом повысило общий уровень грамотности населения и возможности подготовки квалифицированных медицинских кадров .

    Реформация привела к созданию экспериментальной медицины, бурному развитию анатомии и физиологии, которые преследовались в средневековье инквизицией, заложив тем самым фундаментальную базу для исследования патологических состояний.

    Реформация способствовала подлинно научному рассмотрению понятия болезни, отказавшись от темных средневековых понятий в ее развитии - роли звезд, сглаза, проклятий и пр. и выработке на основании этого принципов патогенетической терапии тех или иных заболеваний .

    Реформация заложила принципы психосоматической медицины, говорящей о неразрывности психоэмоциональных особенностей человека, его характера, социального окружения с течением того или иного заболевания.

    Именно в странах, принявших учение Реформации, были основаны первые подлинно научные медицинские факультеты университетов, первые государственные больницы.

    И по сей день страны, принявшие Реформацию, обладают лучшими в мире высшими учебными медицинскими учреждениями и клиниками, а государство в значительнейшей степени, если не полностью, участвует в страховании граждан.

    Реформация и семья

    Основой любого общества является семья, названная метко «ячейкой общества». Именно от устоев, принятых в семьях, в конечном счете зависит состояние и особенности всего общества, а значит, и государства. К сожалению, средневековая церковь, проповедуя внешнюю форму святости и целомудрия, практически разваливала, как это ни парадоксально звучит, сам институт семьи .

    «Реформация изменила моральный идеал, возвысила семейную и обществен­ную жизнь. Средневековый идеал благочестия - это бегство от греховного мира, а современный идеал - его преобразование. Образцовый святой средневековой церкви - это монах, далекий от удовольствий и обязанностей общества… Образцовый святой евангельской церкви - это свободный христианин и полезный гражданин общества, который демонстрирует свое благочестие, исполняя общественные и семейные обязанности, и стремится освятить устроения человеческой природы. Первый старается победить мир, убегая от его искушений, но, в конечном итоге, не может убежать от плоти, мира и дьявола в собственном сердце. Второй побеждает мир, преображая его. Первый воздерживается от брачного пира, а второй посещает его и превращает воду в вино. Первый избегает женщины как искушения, а второй относится к ней с расположением сердца и отражает в своем браке святой союз Христа с Его Церковью. Первый стремится достичь целомудрия через воздержание, а второй проявляет его в своей семье. Первый отказывается от всякого земного имущества, а второй пользуется им на благо ближним. Первый ждет счастья небесного, а второй уже счастлив на земле, делая счастливыми других. Ежедневные обязанности и испытания семейной и общественной жизни - это более достойная школа моральной дисциплины, нежели монашеское безбрачие и нищета. Добродетели и милосердие женщины служат необходимым дополнением к добродетелям мужчины и формируют его характер. Исключения есть, но они только подтверждают правило» .

    Таким образом, были созданы все базовые условия для успешного развития общества и проведения ключевых реформ.

    Реформация и гражданские свободы

    Соответственно библейскому учению, Реформация коренным образом меняет одну из основ средневековой церкви, которая делила всех людей на святой образованный клир и греховный, невежественный в духовных вопросах, мир, который должен быть полностью подотчетен клиру. «Общественный или церковный принцип протестантизма - это всеобщее священство верующих, в отличие от особого священства, которое считается посредником между Христом и мирянами.

    Средневековая церковь - это элитарная иерархия. Мирянам она оставляет позицию пассивного послушания. Епископы - это наставляющая и правящая церковь. Они одни составляют собор или синод и обладают исключительной законодательной и административной властью. Миряне не имеют права голоса в духовных вопросах. Они не могут даже читать Библию без разрешения священника, который владеет ключами от небес и ада.

    В Новом Завете каждый верующий назван святым, священником и царем. «Все христиане, - говорил Лютер, - воистину духовны, и между ними нет разницы, кроме занимаемых должностей. Апостол Павел говорит, что мы - это одно тело, хотя каждый член выполняет свою работу, служа другим. Это потому, что у нас одно крещение, одно Евангелие, одна вера, и все мы - в равной мере христиане; ибо только крещение, Евангелие и вера делают людей духовными, христианами». И еще: «Вера делает людей священниками, вера объединяет их со Христом и наделяет их Святым Духом, через Которого они исполняются святой благодати и небесной силы. Это внутреннее помазание, это елей, который лучше любого елея, когда-либо исходившего из сосуда епископа, наделяет их не только именем, но и природой, чистотой, властью священников; в этом помазании - все, что приняли верующие во Христа».

    Этот принцип делает мирян активными сотрудниками в руководстве и управлении церковью. Они получают право голоса при избрании пастыря. Каждый член общины становится полезен для общего дела в зависимости от своего особого дара. Этот принцип - источник религиозной и гражданской свободы, которые процветают в большинстве протестантских стран. Религиозная свобода порождает свободу гражданскую. Всеобщее священство христиан законным образом провозглашает их всеобщую царственность, не­зависимо от того, живут они в монархии или в республике.

    Благой эффект этого принципа проявился в распространении знаний о Биб­лии среди мирян, в народных гимнах и в пении общины, в появлении старей­шин-мирян, в благочестивом устремлении городских властей к нравственному усовершенствованию общества и к всеобщему образованию» .

    «Реформация была великим актом освобождения от духовной тирании и вос­становлении священных прав совести в вопросах веры. Смелое выступление Лютера на Вормсском рейхстаге, перед лицом папы и императора, - одно из величайших событий в истории свободы, и его красноречивое свидетельство будет звучать в веках. Чтобы сокрушить власть папы, который называл себя и считался зримым наместником Бога на земле и владел ключами от царства небесного, требовалось больше моральной смелости, чем для того, чтобы выдержать тысячу битв, и скромный монах сделал это силой своей веры.

    Если в последнее время развивалась гражданская и религиозная свобода, то этим мы в значительной степени обязаны вдохновляющему и героическому поступку Лютера» .

    И сегодня наиболее демократические страны - это протестантские страны: Германия, США, Канада, Великобритания, Швейцария, Швеция, Финляндия, Дания, Австралия. В них человек наиболее защищен.

    Реформация и экономическое процветание

    Великая Реформация нанесла смертельный удар по феодальной системе средневековой Европы, которая деятельно оберегалась средневековой церковью и которая своим авторитетом освящала феодальные порядки. Средневековая церковь была заинтересована в феодальных отношениях потому, что, во-первых, она сама выступала крупнейшим феодалом, владея несметным количеством земель, замков, крепостей, сотнями тысяч крепостных крестьян. Во-вторых, феодальная система поддерживала раздробленность каждого из европейских государств, а это было очень выгодно церкви, так как сильная власть могла выступить ей конкурентом. В состоянии же феодальной раздробленности было намного легче манипулировать на несогласиях герцогов, королей и баронов .

    Но эта же самая феодальная раздробленность поддерживала постоянные войны между странами, препятствовала развитию экономики, усложняла торговлю.

    И вот Реформация, сокрушив необъятную власть средневековой церкви, с одной стороны, широко открыла двери для просвещения, следовательно, для научных открытий, а с другой - нанесла смертельный удар феодальной раздробленности, открыв тем самым двери для построения полноправных, единых, крепких, с Конституциями, базирующимися на принципах Библии, национальных государств с твердой развивающейся экономикой .

    И история действительно четко показывает, что наиболее стабильными странами (как в политическом, так и экономическом отношении) являются страны, принявшие протестантизм. Они лишены революций, социальных потрясений, поскольку основаны на принципах демократии и обеспечения благосостояния своих граждан, а отсутствие этих принципов ведет к социальным потрясениям. Особенно ярко это видно при сравнении стран Северной Америки (США, Канада), принявших протестантизм и создавших на его основе свои Конституции, и стран Латинской Америки, не принявших протестантизм.

    Выводы

    Великая Реформация, основанная на принципах Евангелия, привела к падению феодального строя, ликвидации феодальной раздробленности, института инквизиции, средневековой системы образования, зиждущейся на принципах схоластики, отделению церкви от государства и лишению ее политической власти, крушению средневековых медицинских представлений, основанных на суевериях и оккультизме.

    Великая Реформация способствовала развитию и прогрессу экономических отношений, построению сильных национальных государств, коренной перестройки системы образования и ее построению на подлинно научных основах, возможности получения образования вне зависимости от социального положения, ликвидации дискриминации по расовому, национального и гендерному признакам, уничтожению института рабства, обретению гражданских свобод, бурному развитию науки и техники, повышению морального уровня общества, укреплению института семьи.

    Очевидна прямая связь между принятием Евангельского учения, внедрением его в повседневную жизнь и социально-экономическим, культурным и моральным процветанием общества.

    Список использованной литературы

      Аристотель. Сочинения. В 4 т. // Под ред. В. Ф. Асмуса, З. Н. Микеладзе, И. Д. Рожанского, А. И. Доватура, Ф. Х. Кессиди. - М., 1975−1984.

      Всемирная история. В 24 т. - Минск: Литература. 1996−1997.

      Гергей Е. История папства. - М.: Республика, 1996.

      Гонсалес Х. История христианства. В 2 т. - СПб.: Библия для всех, 2005.

      Григулевич И. Р. Инквизиция. - М.: Политиздат, 1985.

      Заблудовский П. Е., Крючок Г. Р., Кузьмин М. К., Левит М. М. История медицины. М.: Просвещение. 1981.

      Иегер О. Всеобщая история. В 4 т. - СПб.: Изд-е А. Ф. Маркса, 1904.

      История средних веков. В 2 т. / Под. ред. Е.А. Косминского. - М., 1952.

      Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. В 3 т. - М.: Изд-во Рос. Гос. Гум. Унв-та. 1999.

      Коменский Ян Амос. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз. 1939. Т. 1.

      Куглер Б. История крестовых походов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

      Лависс Э., Рамбо А. Эпоха крестовых походов. - СПб.: Полигон, АСТ, 1999.

      Лозинский С. Г. История папства. - М.: Политиздат. 1986.

      Льоренте Х. А. История испанской инквизиции. В 2 т. М.: Ладомир, АСТ, 1999.

      Лютер М. 95 тезисов. - Спб.: Роза мира. 2002.

      Мак-Грат А. Богословская мысль Реформации. Одесса: ОБШ Богомыслие. 1994.

      Мак-Грат А. Введение в христианское богословие. Одесса: Богомыслие. 1998.

      Миллер А. История христианской церкви. В 2 т. - ФРГ, Biefild: GBV. 1994.

      Опарин А. А. Сардис: город золота. - Харьков: Факт. 2014..

      Покровский М. Средневековые ереси и инквизиция. - М., 1897.

      Робертсон Д. История христианской церкви. В 2 т. - СПб.: И-е И. Л. Тузова, 1890-1891.

      Таксиль Л. Священный вертеп. - К.: Политиздат, 1985.

      Цвингли У. Истолкование и обоснование тезисов или положений. В 2 т. - Тбилиси. 1997.

      Цвингли У. Комментарий к истинной и ложной религии. В 2 т. - Тбилиси. 1997.

      Цвингли У. Объяснение христианской веры. - Тбилиси. 1997.

      Цвингли У. Богословские труды. - М.: Икар. 1999.

      Шафф Ф. История христианской церкви. В 8 т. - СПб.: Библия для всех, 2008-2010.

      Шлоссер Ф. Всемирная история. - СПб.: Типография И. Огризко, 1862.

    Алексей Опарин для журнала « Обзор мировых вопросов »