Open
Close

Последнее заключение генетиков о происхождении евреев. Гаплогруппы евреев

Полезная информация

Описание курорта:

В принципе, не нужно объезжать сотни мест, для того чтобы составить целостную картину всего греческого общества и культуры. Достаточно просто посетить одно место - Фессалию. Здесь вы можете лицезреть всё - начиная от живописных горных деревушек с чистым воздухом, пляжами Эгейского моря, и заканчивая скалами и высотами Олимпа. Именно здесь, по преданию, проводили свободное время древнегреческие Боги. Аргонавты пустились с Фессалии в путешествие за Золотым Руном, а в Пилионе жили кентавры - люди на половину перемешанные с лошадьми. Всё это - мифы, так притягивающие людей к этим местам.

Фессалия как регион Греции расположена в самом его центре и охватывает значительную территорию в 11%. С севера и запада её окружают хребты Андихасия и Пинда. На востоке та самая знаменитая гора Олимп с многочисленными пиками и вершинами, самая высшая из которых - пик Митикас, почти в 3 тысячи метров. На юге небольшие горы Офрия, а на юго-востоке массивы Пилион и Осса, отделяющие Эгейское море. Через эти массивы протекает река Пиней, также нашедшая своё широкое отражение в истории. Выхода к морю как такого нет, но на юге можно увидеть пристань залива Пагаситикос.

Нельзя сказать, что тут всё просто цветёт стариной - здесь мирно соседствует и современная инфраструктура. Крупные города такие как Лариса, являются крупными торговыми и транспортными центрами. Также важную роль в развитии региона играет город Волос - столица Магнисии и по совместительству крупнейший туристический центр страны. От Волоса проходят многие транспортные сообщения, благодаря международному аэропорту и морскому порту. Связь с Салониками осуществляется с помощью высокоскоростной линии "Игнатия Одос".

Как уже было подмечено, особой достопримечательностью является гора Олимп. Там жили и отдыхали античные божества с прислугами. Не менее удивительным выглядят уникальные природные столбы из камня на которых располагаются метеоры или монастыри для богослужений. С высоты в 500 метров отсюда открывается отличный смотровой вид. Внутри самого монастырского комплекса можно лицезреть старинные фрески и иконы, рукописи и архитектурные мозаичные композиции. На островах Северной Спорады снимался мюзикл "Мамма миа!" Здесь также немало любопытных мест.

Как добраться:

Самым близким к Фессалии аэропортом является Афинский.

Время перелета из Москвы: 4

Barba Thomas (Барба-Томас) является пляжем с каменистым побережьем в префектуре Волос. Пляжная территория является частью города Агрия и находится на удалении семи км от Волоса. Пляжная зона шириной в пятнадцать метров имеет протяженность не менее двухсот метров. На территории прибрежной зоны проводятся экологические мероприятия и читаются тематические лекции, здесь отмечают День леса и проводятся поэтические конкурсы. Пляжную территорию окружают пальмовые деревья, эвкалипты, лимонные, оливковые и апельсиновые посадки.

Kalifteri (Калифтери) и Abovos (Абофос) представляют собой 2-а чистейших пляжа, покрытых песком. Эти зоны купания, которые находятся на удалении двадцати семи км от Волоса, в районе деревушки Afissos (Афиссос). Пляжные территории расположены вдоль береговой линии залива Pagasitikos (Пагаситикос). Оба пляжа имеют ширину тридцать м-ов и протяженность двести м-ов. Непосредственно к воде со склонов Пелиона спускаются территории окруженные оливковыми деревьями. Эти места отдыха превосходно подходят не только для купания, но и для занятий водными спортом, включая рыбную ловлю. Инфраструктура пляжей включает в себя прекрасные апартаменты, хостелы, отели, имеются офисы аренды транспортных средств. Здесь очень часто проводятся всевозможные конкурсы и выставки: фотографий, рисунков и т.п. В теплый сезон на территории пляжа устанавливаются зонтики и лежаки. Эти места пользуются большой популярностью у местных жителей, особенно в сезон отпусков и каникул. Отдыхающим предлагается совершить увлекательную экскурсионную программу на лодке от порта Афиссос до монастыря Метеора вдоль Пелиона.

Песчаный пляж Ag. Ioannis (Айос-Иоанис-Пелион), расположенный неподалеку от одноименного поселения, является обладателем "Голубого флага". Его территория находится неподалеку от города Mouresi (Муреси). Середина двадцатого столетия ознаменована для поселка Айос-Иоанис тем, что именно в этот период времени он из скромной рыбацкой деревушки превратился современный и популярный курортный город. Инфраструктура пляжа не включает в себя спортивные сооружения, но при этом здесь имеются центры по прокату велосипедов, машин и мотоциклов. По всей пляжной территории раскинулись удивительной красоты кустарники и деревья. По всей длине пляжной территории сооружена набережная, где возведены пансионаты, отели, таверны и магазины. При ширине сорока метров, пляжная территория имеет протяженность в восемьсот метров.

Papa Nero (Папа-Неро) считается самым ухоженным пляжем, который протянулся на расстояние одного километра и имеет ширину в пятьдесят метров. Пляж находится рядом с Мереси, здесь также отсутствуют какие-либо спортивные сооружения, но имеются пункты проката мотоциклов, машин и велосипедов.

Mylopotamos (Милопотамос) - это пляжная территория покрытая песком и галькой имеет ширину двадцать пять метров и длину двести метров. Пляжная территория поделена на две части скалами, которые соединяются между собой узкой извилистой тропинкой. От Милопотамоса до Муреси проложена дорога, которая пересекает сосновый лес. Инфраструктура пляжа не включает спортивные сооружения, но имеется возможность взять на прокат велосипед, мотоцикл или автомобиль. Для удобства отдыхающих здесь построены шикарные апартаменты и небольшие отели. В теплый сезон пляж буквально заполнен отдыхающими - этот пляж входит в число самых популярных пляжей Фессалии.

Damouchari (Дамухари) придставляет собой очень милую рыбацкую деревушку с собственным портом. Местный пляж покрыт галькой и камнями, он расположен на косе, которая разделяет его на порт и пляжную зону. Отсюда открываются живописные виды на развалины старинного замка. Для отдыхающих здесь проводятся семинары и лекции. Имеется возможность взять на прокат различный транспорт. Рядом с пляжной зоной возведено несколько апартаментов и отлей. Пляж шириной в двадцать пять метров протянулся на расстояние в двести м. Непосредственно к водной глади спускаются лесистые склоны Пелиона. От Милопотамуса и Иоаниса добраться до Damouchari можно на обычной лодке.

Fakistra (Факистра) - это изолированный небольшой пляж, покрытый песком. Пляжную территорию скрывают два скалистых мыса. В настоящее время пляж практически не обустроен.

Platania (Платания) - это достаточно длинный пляж, покрытый галькой и песком, который находится неподалеку от деревушки Платаниас. Здесь самые хорошие условия для купания. Рядом с пляжем находится небольшой порт и кемпинг. С местного порта в район Спорадических Северных островов отправляются суда. Путешествую вдоль береговой линии, можно добраться до пляжа Микро.

Banikas (Баникас) и Plaka (Плака) - это галечный и песчаный пляжи соответственно, которые находятся в районе деревни Anilio (Анилио). Здесь практически всегда немноголюдно. Территории пляжных зон очень живописны и расположены в окружении густой растительности. Вода прибрежных зон отличается кристальной чистотой. Около Banikas расположена известная пещера, которая считалась по преданию местом отдыха кентавра Хирона.

Chrysi Panagias (Криси-Панагиас) - это песчаный пляж который расположен в десяти км от Волоса. Криси-Панагиас является обладателем "Голубого флага". Инфраструктура пляжной зоны не включает в себя никаких спорт. сооружений. На территории пляжа возведены апартаменты и 2 скромных по величине отеля. Территория пляжа утопает в зеленых насаждениях, представленных кустарниками и оливковыми деревьями. Это место превосходно подходит для рыбной ловли. В летний период от Волоса до зоны отдыха можно добраться при помощи общественного транспорта, представленного двумя рейсовыми автобусами.

Kala Nera (Кала-Нера) - это в восемь метров шириной и шестьсот метров длиной пляжная зона, покрытая великолепным песком. Пляж не обустроен, но, тем не менее, здесь размещено несколько апартаментов и отелей, которые окружены кустарниками и деревьями. По береговой линии, расположены бары, таверны, дискотека и магазины. Рыбной ловлей можно заниматься с пирса, который уютно разместился в небольшой бухте с гаванью, оборудованным для рыбацких лодок. К пирсу периодически швартуется "музыкальная лодка", которая своей громкой музыкой нарушает покой окрестностей. С пирса два раза в неделю отправляется в путешествие экскурсионная лодка, которая везет туристов вдоль Пелиона.

До дороге, которая идет вдоль побережья можно доехать до песчаного пляжа Theretro Aksiomatikon (Теретро-Аксиоматикон). Этот пляж имеет в ширину 6м и протяженность в 300м. Отсутствие на пляже спортивных сооружений с лихвой компенсируется наличием разнообразных деревьев, в тени которых часто проводятся семинары и лекции.

Песчаный пляж Boufa (Буфа), расположенный неподалеку от деревни Koropi (Короли) имеет в длину четыреста метров и в ширину семь метров. К пляжным территориям со склонов гор спускаются дубовые и оливковые насаждения. Обустроен пляж довольно слабо, здесь можно оформить в аренду зонтики и лежаки. На территории пляжа расположен бар, а в деревне посетителей ждут несколько таверен.

Sykia (Сикия) - это пляжная территория, которая имеет в ширину шесть и в длину двести метров. На пляже в тени кустарников и оливковых деревьев очень часто проходят семинары и лекции.

В префектуре Лариса раскинулся песчаный пляж Agiokampos (Агиокампос), который, благодаря своим экологическим нормам, получил "Голубой флаг". Инфраструктура пляжа включает в себя отели, станцию спасателей, рестораны и т.п. На пляже можно оформить в аренду спортивный инвентарь для занятий водными видами спорта. Здесь часто проводятся семинары и лекции. Пляж расположен в районе города Melivia (Меливия). В непосредственной близости от Agiokampos находится пляж Sotiritsa (Cотириста), покрытый галькой. Здесь предлагается подобный набор услуг.

Spitaki (Спитаки) представляет собой песчано-галечный пляж, раскинувшийся неподалеку от города Меливия. Пляжная зона имеет протяженность в пятьсот метров. Инфраструктура пляжной зоны позволяет брать на прокат спортивный инвентарь для занятий водными видами спорта. Арендовать можно водные велосипеды, каноэ и т.п. Здесь расположены школа парусного спорта и спортивная площадка для игры в пляжный волейбол. Для отдыхающих организуются пешие экскурсионные программы в горы, на катерах предлагаются путешествия к окрестным островам и пещерам. Можно покататься на горных велосипедах.

Kokkino Nero (Коккино-Неро) - это небольшой прибрежный городок, который находится на удалении сорока пяти километров от Ларисы. Город расположен в районе горы Осса. Город Kokkino Nero со всех сторон окружают живописные деревни и огромное количество потаенных бухт, которые окружены пляжами, покрытыми песком. Это восхитительные места для уединенного тихого отдыха.

История и мифы

Неолит

На территории Фессалии известны памятники неолита , относящиеся к 6-3 тысячелетию до н. э. Археологических памятников более древних эпох на территории Греции не известно. Фессалия и Крит - два основных очага неолитической культуры в Греции, создавшие основу для эгейской культуры эпохи бронзы. Создателями этой культуры были земледельцы-общинники , использовавшие каменные полированные орудия труда и использовали те преимущества которые давала эта территория для занятий земледелием. В 4 тысячелетии до н. э. сформировалась развитая археологическая культура Сескло . Сохранились остатки круглых в плане домов и самых старых домов типа мегарон . Керамические сосуды различной формы изготовлялись от руки, но полировались, окрашивались в разные цвета, либо покрывались геометрическим орнаментом. К концу 4 - началу 3 тысячелетия до н. э. относятся памятники культуры Димини . От предыдущей культуры их отличало укрепление поселений концентрическими стенами и появление домов с абсидальным завершением. В орнаменте керамических сосудов развитие идет в сторону меандра и спиралей. С начала 3 тысячелетия до н. э. все большее значение приобретает торговля. Интенсивное развитие идет в районах благоприятствующих мореплаванию. Фессалия не имела таких возможностей, поэтому в её развитии наблюдается застой. После 2500 г. до н. э. здесь впервые на Балканах появились пришельцы, говорящие на одном из диалектов греческого языка.

Мифологическая история

Фессалия считалась прародиной эолийских племен . В соответствии с гречеческой мифологией Девкалион , сын титана Прометея и, следовательно один из первых людей, порожденных бессмертными, спасся при всемирном потопе благодаря своему благочестию. Его сын Эллин был родоначальником всех греков, а сын Эллина и внук Девкалиона Эол воцарился в том районе, который позднее назывался Фессалией и назвал живущих там эолийцами. «Женившись на Энарете, дочери Деимаха, он произвел на свет семерых сыновей - Кретея, Сизифа , Афаманта , Салмонея, Деиона, Магнета, Периера и пять дочерей - Канаку, Алкиону, Пейсидику, Калику, Перимеду.» (Аполлодор , Мифологическая библиотека, I 7, 3).

В Ферах живущих и вкруг при Бебеидском озере светлом, Беб населявших, Глафиры и град Ияолк предводил же Эвмел их, Сын Адмета любимый, который рожден им с Алкестой, Дивной женою, прекраснейшей всех из Пелиевых дщерей.

Ст. 711-715.

Гомер называет города известные в историческую эпоху и лежащие на границе Фтии и Магнесии. Феры расположены западнее Пелиона, Глафира на северных склонах Пелиона на южном берегу озера, Беб - на северном берегу озера, Иолк на южных склонах недалеко от Пагасийского залива.

Следующий отряд состоял из жителей городов, довольно-таки далеко разбросанных по Эгейскому побережью Магнесии.

Живших в Мефоне, и окрест Фавмакии нивы пахавших, Чад Мелибеи, и живших в полях Олизона суровых,- Сих племена Филоктет предводитель, стрелец превосходный, Вел на семи кораблях; пятьдесят воссидело на каждом Сильных гребцов и стрелами искусных жестоко сражаться.

Ст. 716-720.

Два города расположены на полуострове Магнесия, то есть южнее Пелиона и Бебейского озера: на южной оконечности полуострова - Олизон, отделенный узким проливом от северного края острова Эвбея, Мефона расположена несколько севернее на западном берегу полуострова, значит на восточном берегу Пагасийского залива. Но Мелибея расположена значительно севернее Бебейского озера на восточных склонах горы Осса. Таким образом, можно предположить, что их жители не имели общей компактной территории проживания и их присутствие в одном отряде объясняется другими причинами, скорее всего этническим родством.

Отряд с запада Фессалии возглавляли лекари Махаон и Подалирий , дети Асклепия , легендарного врачевателя, который после смерти был принят в сонм богов.

Триккой владевший народ, и Ифомой высокоутесной, И обитавший в Эхалии, граде владыки Эврита, Два извели воеводы, Асклепия мудрые чада, Славные оба данаев врачи, Подалир и Махаон. Тридцать за ними судов принеслися, красивые строем.

Ст. 729-733.

Трикка и Ифома - города в западной части Фессалии, в области позднее названной Гестиеей. Но Эврит - горный хребет в северной части Этолии, а Эхалия - город к северу от Эврита. Между Гестиеей и Этолией позднее лежала целая область Долопия. Поэтому тут также нет речи о единой территории и государстве.

В следующем фрагменте удалось найти только гору Титан, расположенную в центре Фессалии на стыке территорий, которые получили название Гестиеи, Фессалиотиды и Пеласгиотиды.

Живших в Ормении храбрых мужей, у ключа Гипереи, В власти имевших Астерий и белые главы Титана,- Сих предводил Эврипил , блистательный сын Эвемонов; Сорок за ним кораблей, под дружиною, черных примчалось.

Ст. 734-737.

Отряд с северо-востока Фессалии, где располагались города Гиртона и Олооссон, возглавлял Полипет , сын Пирифоя, прославившегося в битвах с кентаврами.

В Аргиссе живших мужей и кругом населявших Гиртону, Орфу, широкий Элон, белокаменный град Олооссон,- Сих предводил Полипет, воеватель бесстрашнейший в битвах, Ветвь Пирифоя, исшедшего в мир от бессмертного Зевса, Сын, Пирифою рождённый женой Ипподамией славной, В самый тот день, как герой покарал чудовищ косматых: Сбил с Пелиона кентавров и гнал до народов эфиков. Он предводил не один, но при нём Леонтей бранодушный, Отрасль Ареева, чадо Кенея, Коронова сына. Сорок за ними судов, под дружиной, примчалося черных.

Ст. 738-747.

Гуней возглавлял эниан и перребов. С перребами связана область в Эпире к востоку от Додоны и Север Фессалии, в верховьях реки Титаресий, крупный приток Пенея.

Но из Кифа Гуней с двадцатью и двумя кораблями Плыл, предводя эниан и воинственных, сильных перребов, Племя мужей, водворившихся окрест Додоны холодной, Земли пахавших, по коим шумит Титаресий веселый, Быстро в Пеней устремляющий пышно катящиесь воды, Коих нигде не сливает с Пенеем сребристопучинным, Но всплывает наверх и подобно елею струится: Он из ужасного Стикса, из вод заклинаний исходит.

Ст. 747-755.

Племя Магнетов, позднее давшее название Магнесии, в это время, похоже, не имело компактного проживания. Пеней - главная река Фессалии, Пелион - одна из гор. Данное описание определяет слишком обширную территорию. Тем более странно, что в окрестностях Пелиона уже формировался отряд.

Профоой, сын Тендредонов, начальствовал ратью магнетов. Окрест Пенея и вкруг Пелиона шумного лесом Жили они; предводил их в сражение Профоой быстрый: Сорок за ним кораблей, под дружиною, черных примчалось.

Но вполне возможно, что в Фессалии были и союзники троянцев . У Гомера сказано:

Гиппофоой предводил племена копьеборных пеласгов , Тех, что в Лариссе бугристой, по тучным полям обитали; Гиппофоой предводил их и Пилей, Ареева отрасль, Оба сыны пеласгийского Лефа, Тевталова сына.

Ст. 840-843.

В это время пеласги, изгоняемые греческими племенами поселялись в самых различных местах региона. Некоторые исследователи считают, что имеются в виду пеласги, жившие в Малой Азии. Но, возможно, имеются в виду именно пеласги из Фессалии, обитавшие в городе Лариссе, будущем центре фессалийской области Пеласгиотиды. У них были причины выступить против греков, которые захватывали их земли. В этом контексте становится понятным и сведения о том, что один из греческих вождей Антиф, сын Фессала, и внук Геракла, после захвата Трои захватил землю пеласгов и назвал её по имени отца Фессалией (Аполлодор, Мифологическая библиотека, Эпитома, 15). Это могла быть месть союзникам троянцев, а возможно и то, что в этих мифах так объяснялась справедливость захвата земель пеласгов.

Исторический период

Древнейшие обитатели Фессалии - пеласги. Около 1240 года до н. э. фессалы, народ говорящий на одном из эолийских диалектов, переселился из Эпира на восток - в Фессалию. Мифологическая традиция предполагает существование Фессала - героя-эпонима, давшего имя этой стране. Однако относительно происхождения этого героя мифы расходятся: по одной версии он сыном Ясона и Медеи , по другой - Гемона (и внуком Зевса), по третьей - сыном Геракла , а название стране дал не он сам, а его сын, завоевавший страну пеласгов после троянского похода. Фессалы, по-видимому, сначала занимали горные области, но в VIII -VII веках до н. э. спустились в долины, поработив или вытеснив местное население. При этом вместо мелких царств, упоминаемых в «Илиаде », возникло четыре округа - Фессалиотида, Гистиеотида, Пеласгиотида и Фтиотида. Статые местные жители оказались либо в зависимом положении периэков, либо на положении пенестов (положение которых более соответствует положению крепостных, нежели рабов). Ещё одной категорией неполноправного населения были фессалойкеты . Фессалия была страной аристократического правления, которой правили крупные землевладельцы, на землях которых трудились бесправные пенесты . Плодородные земли позволяли иметь большие стада и хорошую конницу, которая была основной военной силой фессалийцев. Фессалия не представляла собой единого государства, но предводители отдельных городов избирали верховного вождя Фессалийского союза - тага . Обычно им пожизненно избирался властитель Лариссы из династии Алевадов. Важную роль в установлении единства играли общие религиозные празднества в святилище Афины Итонии около города Фарсала. Фессалийская конница сыграла решительную роль в одном из первых крупных внутригреческих конфликтов - около

У русскоязычных израильтян "совкового" разлива давно в ходу хохма:
"Евреи всех национальностей, соединяйтесь!"
Как-то я наткнулся на прелюбопытный документ под названием "Карта генетических расстояний", составленный молодым профессором антропогенетики Тель-авивского университета Григорием Лифшицем.

Так сказать, наглядное пособие по "евреям разных национальностей", отражающее схожесть и различие генов у иудейских особей, живущих в разных уголках земного шара. Григорий Лифшиц - не единственный исследователь еврейской наследственности. Свои работы в области генетического разнообразия человеческой популяции тель-авивец несколько лет вел совместно с американскими коллегами. В Париже аналогичными проблемами занимается профессор Лакот, неопровержимо доказавший общее происхождение различных еврейских групп. Словом, "еврейский" ген, еврейская "избранность" - не на мифологическом библейском, а на строго биологическом уровне - интересуют многих.

Мне тоже захотелось хоть немного разобраться в этой интригующей теме. Тем более что за консультацией далеко отправляться не пришлось - ни в Тель-Авив, ни в Гарвард, ни в Париж. В Нацерет-Илите, где я живу последние десять лет, у меня есть друг - 83-летний профессор генетики Лев Николаевич Фонталин. Он - почетный член Российской академии естественных наук, ему посвящена объемная статья в Большой еврейской энциклопедии.
Выслушав мой вопрос, Лев Николаевич улыбнулся:

Вообще-то, если евреи и избранный кем-то народ, то уж генетиками - точно. Еврейские гены - неисчерпаемый материал для антропологических и генетических исследований. Это не случайно: древнейший на земле этнос, который распался на многочисленные тысячелетиями изолированные друг от друга группы ("ашкеназы", сефарды, эфиопские, кавказские, марокканские, йеменские, бухарские и прочие евреи), имеющие между собой, казалось бы, мало общего, на самом деле поразительно близки генетически. Евреи - великолепная модель для изучения многих процессов, которые происходят в человеческой популяции.

Академик Фонталин прекрасно осведомлен о работах парижского профессора Лакота.

Он много лет изучает Y-хромосомы - половые хромосомы, характерные только для мужчин. Сравнивая эту хромосому у евреев и неевреев одного района планеты с хромосомами евреев и неевреев, живущих в других регионах, профессор Лакот обнаружил интересный феномен: у евреев в разных концах мира генетический состав Y-хромосомы очень сходен, но существенно отличается от других групп населения.

На этом основании Лакот сделал поразительный вывод: Y-хромосома евреев сохранила в себе следы древней проеврейской популяции. И поскольку она унаследована по мужской линии, то, в сущности, именно эти гены и были определяющими у наших далеких предков - Авраама-авину, а, может, и у самого Адама.

Генетики полушутя утверждают, что, в принципе, из Y- хромосомы любого нынешнего мужчины-еврея (даже "половинки" или "четвертинки") можно клонировать Моше-рабейну или Иуду Маккавея. Хочу обратить особое внимание на тот факт, что генетические особенности, присущие евреям, передаются именно через мужскую хромосому, а не через материнскую наследственность, как принято считать по Галахе. Так что догма религиозных начетчиков, определяющих еврейство по матери, явно устарела в свете современной науки. При этом, разумеется, нельзя понимать всё сказанное буквально. Не существует генов, которые бы определяли национальность. Имеются лишь "национальные" различия в частоте появления тех или иных генов.

Тут самое время вновь вспомнить о "Карте генетических расстояний" профессора Лифшица. На ней треугольниками обозначены еврейские этнические группы, кружками - нееврейские. Бросается в глаза интересный факт: арабские народы генетически находятся чрезвычайно далеко друг от друга и вообще стоят особняком от всех других народов.

Например, весьма несхожие между собой генетически немцы и грузины в 2,5 раза ближе друг к другу, чем, скажем, арабы Йемена и Марокко. А вот генетическое расстояние евреев из тех же Йемена и Марокко в 3,5 раза меньше, чем у арабов этих стран. Карта убедительнейшим образом демонстрирует, насколько близки друг к другу евреи самых разных точек планеты, даже если внешне они выглядят совершенно непохожими друг на друга. От ливийских евреев до российских - буквально рукой подать: в 5 раз ближе, чем от ливийцев до россиян. Генетически евреи Марокко и Болгарии в 9 раз ближе друг другу, чем марокканцы и болгары.

Поразительно, но тысячелетия рассеяния и ассимиляции не смогли истребить в иудейском племени гены праотцев. Мы остались единым народом, хоть и превратились в "евреев разных национальностей"! Наше возвращение на Землю обетованную есть не просто воля Вс-вышнего, но и зов иудейских хромосом. Великий сионист Теодор Герцль, конечно, не мог знать этого. Но пророки на то и пророки, чтоб предугадывать и предчувствовать.

Последние исследования израильских генетиков подтвердили правоту легенды о Симе и Хаме, имевших, согласного Ветхому Завету, общего отца. Иронические высказывания израильтян о палестинцах как о "заклятых двоюродных братьях" оказались научной реальностью: по сообщению журнала Национальной академии наук Израиля, ученые Тель-Авивского университета выявили сходство в строении Y-хромосом евреев и арабов-палестинцев. Кроме того, "родственными" оказались гены сирийцев и евреев-ашкеназов, проживающих в странах Европы. Это еще раз доказывает, что наши предки пришли в Европу из ближневосточного региона. При этом если евреи - "двоюродные братья" арабов, то многие арабы между собой не только не "родные", но даже и не "троюродные"! И объединяет их вовсе не генетическое сходство, а религия. Кровное же родство "евреев всех национальностей" в первую очередь, биологическое, и лишь во вторую - религиозное. Как бы с этим не спорили ортодоксы иудаизма. Возможность на хромосомном уровне выстроить генеалогию рода - одно из величайших достижений сегодняшней науки. Но ведь исследование генетического кода - еще и своеобразный "детектор лжи", способный развеять многие устойчивые мифы, порожденные социальной, политической или религиозной корыстью. Например, израильские генетики провели недавно исследование хромосом фалашей - эфиопских иудеев. И… не обнаружили сходства с генами ни нынешних израильтян, ни эфиопов. То есть фалаши веками отчаянно берегли "чистоту крови" и совершенно не смешивались с представителями других общин. Так что биологически эфиопы, принявшие иудейство, евреями не являются. Но это особая тема.

Другой вопрос - "ген еврейской гениальности", о существовании которого сегодня утверждают многие ученые (см. "Нашу справку"). Академик Фонталин показал мне статью, в которой группа сотрудников Университета Юты выступила с сенсационным заявлением о том, что определенная этническая группа людей вполне "может быть более умной, чем другие". С точки зрения бытового восприятия, ничего неожиданного тут нет. Но гитлеровские проповедники превосходства "арийской расы" перевернулись бы в гробу, узнав, что речь идет именно о евреях. Такие рассуждения для нас, евреев, не новость. Но раньше мы относили их к разряду "кухонной философии".

Теперь же об этом заговорили ученые-генетики!

Впрочем, мой собеседник, один из крупнейших российских генетиков, всё-таки остерегается все списывать только на хромосомное влияние:

Нужны еще социальные условия. Возможно, "ген еврейской гениальности" и в самом деле существует - в том смысле, что существует наборы генов, определяющих интеллектуальные способности, и у евреев этот набор встречается чаще, чем у представителей других этнических групп. Однако для активного их частотного проявления всё равно нужна определенная среда - тот самый "физиологический раствор" интеллекта, который дает возможность выжить и заработать "еврейской гениальности".. Эйнштейн всё-таки родился в Германии, а учился в Швейцарии, а не в Марокко или в Эфиопии…

А в завершении Лев Николаевич весело подытоживает:

В конечном итоге, в высоких умственных способностях евреев виноваты гои, создававшие евреям невыносимые условия и заставлявшие наших предков становиться изворотливее, изобретательнее, умнее. Так что спасибо гоям и за Эйнштейна, и за Карла Маркса, и за Гейне!

"Оппенгеймер, Эйнштейн, Фрейд, Маркс, Кафка, Беллоу, Леви Страусс… История последних 200 лет украшена множеством имен еврейских ученых, мыслителей, представителей интеллектуального мира, - говорится в новом исследовании "Естественный путь развития умственных способностей европейской ветви евреев".

Несмотря на то, что евреи составляют лишь 0,25% населения Земли и лишь 3% населения США, на их долю приходится 27% всех нобелевских премий и 50% чемпионов мира по шахматам".

Прошлым летом два ученых из Университета штата Юта направили в различные американские научные журналы результаты своего исследования, свидетельствующие о том, что умственное превосходство евреев имеет генетическую базу.

Впервые сопоставив полные геномы евреев из общин разных стран, ученые установили единство их происхождения, точные сроки, когда эти группы разошлись, и географию их древних миграций. Это отбрасывает популярную гипотезу, согласно которой евреи - собрание народов, в разное время принявших иудаизм.

Исследователи сравнили сходства и различия в последовательностях из трех миллиардов «букв» генетического кода - и как рентгеном высветили множество деталей, которые были неизвестны либо являлись предметом споров. Еще сто лет назад историки Морис Фишберг и Джозеф Джекобс задались вопросом: кто такие евреи? Действительно ли это единый этнос? Или группа неродственных племен, объединенных религией и культурой? С тех пор появились даже такие авторы, которые пытались вывести происхождение ашкеназов от хазар, - ведь те действительно в какой-то момент приняли иудаизм. Можно вспомнить и историка Шломо Занда, который полагает, что евреи лишь собрание народов, в разное время принявших иудаизм. Исследование полных геномов опровергает эту гипотезу - и рассказывает нам подробную историю расселения евреев и их смешения с разными народами.

Прежде чем двинуться дальше, я хочу объяснить, почему это исследование важно для всего человечества. Финны и евреи - важные объекты генетики человека, потому что обе группы имеют из-за близкородственного скрещивания весьма гомогенные геномы. Это делает финнов и евреев идеальными объектами изучения, своего рода дрозофилами или морскими свинками; они несут нам новые знания о генах вообще. Новые исследования действительно революционны: уже завтра генетики смогут рассказать каждому землянину, кем, с большой долей вероятности, были его предки.

Но вернемся к евреям. Оказалось, что, за вычетом эфиопских и индийских общин, все люди, которые считают себя евреями, составляют отчетливую этническую группу, генетически обособленную от остальных народов.

Внутри каждой подгруппы родство оказалось очень высоко (в среднем - как у родственников в четвертом-пятом поколении; оно в десять раз теснее, чем у двух случайно взятых ньюйоркцев). Мизрахи (жители Ирана и Ирака), как показали исследования, отделились от единого иудейского ствола совсем давно - 2500 лет назад. Это весьма логично: историки знают, что тогда множество евреев оказалось в вавилонском пленении.

Предки остальных евреев, говорят авторы работы в Human Genetics, примерно во времена Христа расселялись по югу Европы. Об этом историки тоже знают: до Иудейской войны этот процесс шел медленно, а после изгнания евреев из Палестины - лавинообразно. В Южной Европе, как установили новые исследования, они получили около 30% примеси генов местных народов: итальянцев, сардинцев, французов. И это объяснимо: в ту эпоху для евреев нормальной практикой был прозелитизм - в иудаизм обратились до 10% жителей Римской империи.

Далее в имеющихся исторических реконструкциях - большая дыра; мы видим лишь, что к Средневековью в Европе обнаруживаются две четко разграниченные группы евреев, о родственных связях и формировании которых ничего не известно. Новые исследования рисуют достаточно полную картину происхождения этих двух групп, и она весьма любопытна.

Первая группа - это сефарды, про которых мы знаем лишь, что они жили в Испании, были изгнаны оттуда в 1492 году (помните «Испанскую балладу» Фейхтвангера?) и расселились во Франции, Италии, Греции, Турции и Сирии.

Вторая - светлолицые, светлокожие (а часто и светлоглазые) и более склонные к наследственным болезням ашкеназы. Они появились на Рейне в VIII веке н. э. - но было неизвестно, откуда. Были предположения, что это хазары, принявшие иудаизм. Ашкеназы жили в Германии (вспомним «Еврея Зюсса» того же Фейхтвангера), а позже распространились по всей Восточной Европе. Почти все ашкеназы, жившие в Германии и на оккупированных ею во время Второй мировой войны территориях, были уничтожены в холокост. Многие из оставшихся в живых оказались в Израиле и США.

Сефарды и ашкеназы традиционно находятся в некотором антагонизме. Даже селясь рядом, они редко вступают в смешанные браки; различается произношение слов на языке молитвы (иврите) и религиозная практика. Моя подруга Авива, сефард из Иерусалима, замужем за ашкеназом. Ее иногда подначивают знакомые рыночные торговки: как это он на тебе женился - может быть, он инвалид и не мог рассчитывать на «полноценную» невесту? Авива отвечает с усмешкой: «Ну, он носит очки…» Особенно яркие проявления расизма наблюдаются у ашкеназов - выходцев из бывшего СССР: многие из них откровенно презрительно относятся к «этим черным» и явно не чувствуют себя одним с ними народом.

И вот один из наиболее обсуждаемых в СМИ результатов нового исследования: ашкеназы оказались генетически гораздо ближе к сефардам, чем считалось. Разошлись эти две группы относительно поздно. В обеих доминируют ближневосточные гены, их около 70%. В обеих группах есть и примесь генов французов, итальянцев и сардинцев - 20–30%: их явно унаследовали еще до разделения евреев на сефардов и ашкеназов. Но когда и как это разделение произошло?

На мой вопрос два автора статьи в Human Genetics - профессор Гарри Ортерер и профессор Гил Атцмон - ответили одинаково: «По нашим выкладкам, ашкеназы и сефарды расстались около 60 поколений назад, то есть примерно 1200 лет назад». Ашкеназы, напомню, появились на Рейне как раз в VIII веке. Теперь можно быть уверенным, что ашкеназы - просто потомки южноевропейских евреев, которые двинулись вниз по Рейну. За последующие века ашкеназы получили небольшую примесь североевропейской крови (по новым данным, это около 7,5%), но авторы считают это вторичным наслоением, никак не говорящим об их происхождении от северных европейцев.

Изучение геномов ашкеназов подтвердило один установленный ранее факт: примерно 1000 лет назад эта группа прошла через своего рода «бутылочное горлышко» - их популяция крайне сократилась. Авторы публикации в Nature еще несколько лет назад установили, что половина сегодняшних ашкеназов происходит всего от четырех женщин, живших в Европе 1000 лет назад. Из-за близкородственного скрещивания у ашкеназов так распространены генетические заболевания. Авторы публикации в Human Genetics подтверждают эти выводы. По их геномным расчетам, в последние столетия ашкеназы очень быстро набирали численность: к XV веку их было уже не менее 50 тысяч, к началу XIX века - 5 миллионов (эти расчеты ценны, поскольку у историков нет исчерпывающих переписей для этих периодов).

Нарисовав картину родственных отношений между разными группами евреев, авторы говорят и об их соседях по этнографическому ландшафту. Как и было принято считать, ближайшие «родственники» евреев - бедуины, друзы, палестинцы. Последняя деталь: геномы индийских и эфиопских евреев, как оказалось, несут лишь остаточные следы их ближневосточного происхождения - эти колена растворились в местном населении, и их еврейство является не этнической, а культурной чертой.

Сегодня мы увидели, как генетика рассказывает историю народов. Еще интереснее, когда она рассказывает историю конкретных семей. Например, авторы публикации из Nature несколько лет назад научились находить по генетическим чертам среди сегодняшних евреев потомков коэнов - касты первосвященников древнего Израиля. Об этом они захватывающе интересно рассказали Маше Гессен в интервью для ее книги Blood Matters (эту и другие истории из этнической генетики я охотно изложу в комментариях).

Да что там коэны - эти исследования ставят каждого жителя Земли перед вопросом: касается это меня или нет? Моя жена - сероглазый, белокожий, веснушчатый потомок раввинов с Западной Украины - говорит, что все это ее нисколько не интересует. Она и так знала от родителей о своей национальной принадлежности и не видит тут ничего нового. Мне при том же происхождении, но, может быть, более левантийской конституции, наоборот, ужасно понравилось подтверждение моей бедуинской сущности - я ничего так не люблю, как сидеть со слегка отвисшей челюстью на жарком Синае и смотреть на горизонт. Теперь я знаю, что просто создан для этого.

А вы хотите уже завтра узнать все о прошлом вашей семьи? Чтобы генетики рассказали вам, что ваши предки тоннами ели рыбу или, наоборот, скакали на конях по монгольским степям? Ненавидели жару или происходили из династии древнеегипетских жрецов? Или что ваша прабабушка наврала бабушке с три короба, и на самом деле не было у вас в роду никаких польских графов?

Меняет ли это что-то в том, кто евреи, сегодня?

Для конкретных национальностей и этнических групп характерны определенные генетические заболевания. Эта проблема свойственна малым народам, компактно проживающим на небольшой территории. Носителями характерных генетических заболеваний оказываются, например, около 25% евреев. Эти заболевания могут передаваться непосредственно их детям.

Плохие гены

Причина большого количества генетических заболеваний евреев кроется в близкородственных браках, практиковавшихся тысячелетиями. По традиции евреи могли сближаться только с евреями. А если учесть, что евреев не так уж и много, рано или поздно происходили браки среди дальних и близких родственников. А это – прямая дорога к накоплению генетических дефектов. Сейчас евреям разрешается «разбавлять кровь», рождая детей от одного из родителей другой национальности. Но на выправление ситуации опять же понадобятся тысячелетия.

Вероятность того, что у супругов может родиться больной ребенок, составляет 25%, если один из родителей является носителем генетической болезни. До 50% составляет вероятность того, что ребенок будет носителем «плохого» гена, который он унаследовал от родителей, но болеть ею не будет. Вероятность того, что ребенок не унаследовал дефектного гена, составляет лишь 25%.

В наше время разработаны очень точные методы, которые позволяют определить, унаследовал ли плод генетические болезни евреев. Например, на 10-12 неделе беременности проводится анализ хрональных ворсин. На 15-18 неделе беременности проводят амниоцентез.

Генетические заболевания евреев ашкенази

Евреям, которые планируют зачать малыша, полезно будет знать про генетические болезни, которые нередко встречаются у евреев ашкенази. Рассмотрим, какие генетические заболевания встречаются. Один из 40 евреев ашкенази, как правило, является носителем такого генетического заболевания, как Синдром Канавана. Заболевание это проявляется у детей от 2 до 4 летнего возраста. Эти дети начинают забывать навыки, полученные ранее. К сожалению, в возрасте до 5 лет большинство из них умирает.

Один из 100 евреев является носителем такого заболевания, как Синдром Блума. Страдающие этим заболеванием дети рождаются с малым весом. У этих детей различные расстройства, патологии, они подвержены инфекциям, особенно ушей и дыхательных путей. На лице у них кожа красного цвета и она очень чувствительная. У таких деток повышен риск к определенным видам заболевания рака. При взрослении имеют маленький рост.

Нейродегенеративное заболевание, при течении которого накапливаются вредные жировые клетки в различных частях организма – это болезнь Ниманна-Пика типа А. При этом заболевании увеличиваются селезенка и печень, теряются мозговые функции. Каждый 90-й еврей ашкенази является носителем этого гена. Продолжительность жизни у таких детей в среднем составляет 2-3 года.

Кистозный фиброз – это заболевание, при котором тело выбрасывает слизь, которая накапливается в основном в пищеварительном тракте и в легких. Это способствует развитию хронических инфекций легочных, а также является причиной задержки роста. Каждый 25-й еврей ашкенази является носителем этого генетического заболевания.

Один из 1000 евреев ашкенази страдает таким заболеванием, как Синдром Гоше типа 1. Каждый 12-й является его носителем. При этом заболевании страдает костная система. Повышается риск к переломам и различным патологиям. Появляются боли в суставах и костях. Обычно симптомы этого генетического заболевания проявляются в зрелом возрасте. Также эти люди подвержены плохой свертываемости крови и анемии. В настоящее время это заболевание излечимо.

Каждый 89-й еврей ашкенази является носителем такого заболевания, как Синдром Фанкони типа С. Страдающие этим заболеванием имеют предрасположенность к лейкемии и другим раковым заболеваниям. С недостаточностью костного мозга и небольшим ростом ассоциируются люди, страдающие этим заболеванием. Умственная отсталость, проблемы со слухом могут наблюдаться у некоторых детей.

Такое заболевание, как наследственная дизавтономия встречается у 1 из 30 евреев ашкенази. При этом заболевании путается речь, нарушается функция, которая отвечает за температуру тела. А также эти люди страдают заболеваниями пищеварительной системы, нарушением кровяного давления. Они больше подвержены к стрессовым ситуациям. Нарушается функция моторной координации.

На этом у многострадальных евреев генетические заболевания не заканчиваются. Одной из самых распространенных является болезнь Тея-Сакса. Это заболевание поражает 1 из 2,5 тысяч детей. Приблизительно с 4-6 месячного возраста их нервная система из-за недостатка нужного гормона начинает меняться. Дети становятся немыми, слепыми и глухими, теряются моторные навыки. Летальный исход приблизительно наступает в 4 года. Редко, но это заболевание встречается и в зрелом возрасте, но течение заболевания происходит медленнее, симптомы выражены меньше. Носителем этого заболевания является 1 из 25 евреев ашкенази.

Недавно открытое заболевание – это Муколипидоз. При этом заболевании по всему телу накапливаются вредные вещества. Нарушается у людей, страдающих этим заболеванием, моторная и умственная функции, которая начинается приблизительно в возрасте 1 года. При этом заболевании могут наблюдаться: косоглазие, дистрофия сетчатки, помутнение роговицы. В настоящее время пациенты, страдающие этим недугом, встречаются в возрасте около 30 лет. Неизвестен процент носителей этой болезни евреев. Также не известна продолжительность жизни этих людей.

Генетические заболевания евреев сефардов

Евреи сефарды, предки которых происходят из Португалии, Северной Африки, Испании, из областей Средиземноморья тоже имеют определенные генетические заболевания. Это такие заболевания как семейная Средиземноморская лихорадка, недостаток – фосфатдегидрогеназы, талассемия и другие. Эти заболевания не так страшны, как заболевания евреев ашкенази, но требуют лечения. Они могут принести серьезный вред здоровью без определенного лечения.

Недостаток глюкоза-6-фосфатдегидрогеназы – это одно из самых распространенных заболеваний евреев сефардов. Приблизительно 500 миллионов людей по всему миру страдает этим заболеванием, которое передается по наследству.

Обязательно евреям ашкенази следует сделать тест на различные генетические заболевания, а евреям сефардам для прохождения теста необходимо проконсультироваться с врачом.