Open
Close

Понятие дао означает в философии. Открытая реальность - направления - эзотерика - традиции - дао

Начиная с эпохи перестройки, об «иконостасе» Генерального Секретаря периода «застоя» отзывались только насмешливо. Комментарии и анекдоты были в стиле Федота-стрельца: «На спине, и то их шесть».

При этом шутники были совершенно уверены, что Леонид Ильич - абсолютный мировой лидер по количеству наград, но не могли сказать, сколько наград у Брежнева точно. Также они были абсолютно не в курсе, когда именно и в связи с чем вручались конкретные ордена и медали. Вероятно, знание несколько поуменьшило бы их веселье. За что удостоился такого количества почестей Брежнев Леонид? Награды и звания этой значимой в истории личности мы рассмотрим в статье.

Задача с неизвестными

Не только составители анекдотов, но и солидные специалисты не берутся назвать точное количество брежневских наград. Проблема в иностранных орденах и медалях, которыми руководители стран советского блока и других союзных государств щедро наделяли Их полный список нигде не публиковался, имеющиеся данные обладают значительными расхождениями. Поэтому и разбирать их не стоит - нельзя опираться на недостоверные сведения.

С советскими наградами проще. У Леонида Ильича было 16 одним из них отметили посмертно) и 22 медали. Кстати, фото Брежнева со всеми наградами (или хотя бы с темы, что поместились на пиджак) размещено в статье.

В труде и в бою

Но и советские награды далеко не все можно отнести к категории военных. Так, Брежнев был Героем Социалистического труда - это, как говорится, из другой оперы. Также у Леонида Ильича было несколько в том числе, к примеру, посвященная 1500-летию Киева. Но такие в то время давали всем мало-мальски значимым людям в стране, нельзя же было обойти высшее руководство!

При этом просто неразумно утверждать, что Брежнев получал свои награды лишь потому, что имел к ним слабость и, как Генеральный Секретарь, мог позволить себе эту слабость удовлетворять. Это неверно хотя бы потому, что немалая часть орденов и медалей была получена им задолго до восхождения на высший пост в стране, и карьера Брежнева начиналась с самых низов. Он действительно воевал, и действительно немало трудился.

Четырехзвездочный

Из военных наград Леонида Ильича прежде всего привлекают внимание 4 Звезды Героя Советского Союза (и ордена Ленина к ним). Но вот они-то как раз могут быть признаны проявлением и личной страсти к «побрякушкам» и подхалимажа подчиненных. Все Звезды были получены Брежневым в очень послевоенное время (соответственно в 1966, 1976, 1978 и 1981 годах) и уже в бытность его Генеральным Секретарем.

Да, случалось, что награды находили героев спустя немалый срок после совершения им подвига, и в мирное время тоже можно проявить геройство. Но Леонид Ильич ни в отряде космонавтов, ни в среде спасателей замечен не был. По уставу награды, ему и единственный-то экземпляр давать было особо не за что.

Кроме Брежнева, в СССР был еще один «четырехзвездочный» Герой. Но это был «маршал Победы» Г. К. Жуков, и к его наградам никаких вопросов не возникает.

За взятие всего

Привлекают внимание и награды Брежнева Леонида Ильича за взятие Варшавы и Вены (к которым он не имел отношения), а также «За оборону Одессы» (правда, сюда его можно приплести хотя бы посредством его работы в политуправлении Южного фронта). Но их никак нельзя объяснить влиянием поста Генерального Секретаря, поскольку они получены до 1964 года, следовательно в то время, когда Брежнев был достаточно заметным партийным и хозяйственным работником, но никак не всесильным лидером огромной страны.

Вероятно медали были получены в качестве почти что памятных. Такая практика существовала в те годы, и выдавались заслуженным фронтовикам (а Брежнев был таковым!) в честь юбилейных дат или в связи с важными событиями в жизни страны.

Много юбилеев

Из этой категории выпадают медали, посвященные юбилеям Победы и Вооруженных Сил. На них Леонид Ильич имел полное право как фронтовик, генерал-майор, участник Парада Победы. Очень многих участников войны отмечали таким образом, и это только справедливо.

Писательский парадокс

Прежде чем перейти к боевым наградам Брежнева, полученным им в военные годы, необходимо отметить, что он сам в некотором роде поспособствовал формированию в обществе скептического к ним отношения. Причина в литературной деятельности Генерального Секретаря.

Из воспоминаний знакомых Брежнева, знавших его в молодости, известно, что сочинять он пытался, но читать не любил, красотой слога не страдал, и даже грамматика у него заметно хромала. Конечно, пребывая на идеологических должностях по военной и партийной линии, он не мог не подучиться немного связному изложению мыслей, но ясно, что литература не была стихией Леонида Ильича.

Тем не менее, под именем Брежнева было выпущено несколько книг. Сразу поползли слухи насчет того, кто именно и на каких условиях работал для Генерального Секретаря «литературным негром», и восприняты произведения были скептически. А ведь среди них числилась «Малая земля» - описание героической истории непокоренного плацдарма под Новороссийском!

После начала перестройки пошли даже разговоры, что боевые действия под Новороссийском приукрашены в угоду Брежневу, и Малая земля в действительности стоила немного. Так малопочтенное желание очернить имя того, кто уже не может дать сдачи привело к еще худшему результату - прямой фальсификации истории.

1941-1945

Да, Брежнев не ходил в лихие штыковые атаки, не забрасывал гранатами вражеские доты и не захватывал лично особо ценных пленных. Но он и не должен был этого делать! На войне он был бригадным комиссаром, затем полковником и генерал-майором, служил в политуправлении Черноморской группы (Северо-Кавказский фронт), а затем - политуправлении Южного фронта.

Полковникам и генералам не положено лично сидеть в окопах и бросаться на врага с криками «ура!». В их задачу входит организовывать дело так, чтобы рядовые, которые как раз и должны в атаки ходить, делали это результативно.

На войне Брежнев был с осени 1941 года, и обязанности свои выполнял честно. Это еще одна перестроечная несправедливость - утверждение, что политработники только подсматривали за солдатами, вручали партбилеты и провозглашали вдохновенные речи подальше от линии фронта. Их задачей было постоянно находиться среди бойцов, разъяснять им в рамках возможного военную задачу, повышать настроение, мотивировать на отличное несение службы. И Брежнев делал это все, не отлынивая.

Награды Брежнева: список (краткий)

Скорее, во время войны Брежнева даже обходили с наградами. На Параде Победы он был одним из наименее награжденных генералов. У него не было высоких покровителей в армии, и сам он не проявлял особого карьеризма и на передний план не лез. Поэтому все его награды военного периода вызывают исключительно уважительное отношение.

Брежнев имел:

  • 2 ордена Красного Знамени;
  • Красную Звезду;
  • медаль «За боевые заслуги»;
  • орден Богдана Хмельницкого (этой наградой было принято отмечать офицеров высокого звена, и генерал-майор - подходящий претендент на нее).

Серьезнее обстоит дело с Кавказом и «Малой землей». Леонид Ильич имел медаль «За оборону Кавказа», и кто может сказать, что ее не заслужил заместитель начальника политчасти Черноморской войсковой группы? А за освобождение Новороссийска политруку Брежневу вручили орден Отечественной войны (1-й степени). И можно ли тут что-либо возразить, если он десятки раз переправлялся под обстрелами морем на изолированный с суши плацдарм, чтобы выполнить там свои обязанности идейного руководителя! Известно, что один раз его сейнер даже напоролся на мину, и это стоило полковнику-политруку незапланированного купания. Но и после этого случая он продолжал регулярно навещать Малую землю.

Побежденная Германия

Еще одну военную награду Леонид Ильич получил через значительный промежуток времени после окончания войны. Это медаль «За победу над Германией». Но и здесь трудно увидеть прислужничество или несправедливость. Брежнев еще не стал к тому времени Генеральным Секретарем, а медаль эту многим фронтовикам, прошедшим всю войну, вручали спустя какое-то время после Победы.

Брежнев не пошел на фронт в первые же дни войны только потому, что в качестве третьего секретаря обкома в Днепропетровске он занимался обеспечением мобилизации и эвакуацией стратегических производств - причина более чем уважительная! Но уже осенью он был в действующей армии, и до конца войны не оставлял службу. Медаль полагалась ему по праву.

Отобранная «Победа»

Но с одним военным орденом вышел-таки конфуз. В 1978 году Брежневу вручили орден «Победа». Их в СССР считали на единицы, эта награда полагалась выдающимся полководцам за успешную организацию нескольких операций в масштабах не меньше фронта. Ясно, что оснований вручать ее Брежневу не было - это был случай выслуживания перед руководителем страны.

В 1989 году Президиум Верховного Совета отменил это награждение. Все было бы верно, если бы не одно «но» - очень легко отнимать награды у мертвых… Брежнева к тому времени не было уже почти 7 лет, и с ним можно было делать что угодно.

Красноармейцу Брежневу

Награждать можно не только медалями и орденами. В числе прочего, Брежнев был обладателем именного оружия - маузера и шашки. Насчет второй могут возникнуть вопросы (вручена в 1978 году). Хотя почему бы и нет - человек военный. Маузер же был получен в 1943-м и бесспорно по заслугам.

Иностранцы сами разберутся

Что до зарубежных наград Брежнева Леонида Ильича, среди них были и имеющие военный статус. Но эти награждения - на совести лидеров соответствующих государств. Им виднее, кто заслужил их государственные ордена и медали и сколько раз. Претензии за это им могут предъявлять только собственные народы.

На вечное хранение

Никто не сумел предъявить убедительные доказательства того, что во время подушечки с его наградами несли 44 офицера - это все газетные сплетни, телесъемка не позволяет судить точно. Но достоверно, что вдова Генсека передала все его награды на хранение в Орденскую палату - семья сочла их достоянием государства.

Высшее звание

И есть такие награди Брежнева Леонида Ильича, отобрать которые не могут ни органы власти, ни насмешки неучей, ни время.

Морской пехотинец Мария Александровна Галушкина, сержант-доброволец, во время войны выполняла обязанности не только санитарки, но и связного, и даже снайпера. Она - обладатель Красной Звезды и трех медалей «За отвагу». Слово такого человека стоит дорого.

Так вот, в ее памяти остался «хороший, отчаянный мужик» Ленька Брежнев. Именно так. И больше ничего не надо.

10 ноября 1982 года ушёл из жизни генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета Леонид Ильич Брежнев.

Брежнев прославился подавлением инакомыслия, борьбой с так называемым тунеядством, накоплением небывалого военного арсенала страны (что привело к удручающему дефициту товаров народного потребления), бессменным руководящим аппаратом (что вызвало масштабную коррупцию и угнетающий политический застой), а ещё - пристрастием к наградам и пылкими поцелуями с соратниками.

До застоя и дефицита был недолгий период развитого социализма - при отсутствии изобилия граждане получали товары и доступные развлечения и отдых по низким ценам, а медицинские услуги, образование, государственное жилье в пользование и вовсе бесплатно. Чем обеспечивалась такая расточительность - отдельный острый вопрос, но масса рядовых граждан была чрезвычайно довольна.

Родился Леонид Ильич 19 декабря 1906 года, окончил трудовую школу, Курский землеустроительно-мелиоративный техникум, Днепродзержинский металлургический институт. Упрямо-поступательно шла его карьера: от рядового землеустроителя до избрания в центральный комитет КПСС (1956), членства в Президиуме ЦК КПСС, председательства в Президиуме Верховного Совета, активного участия в заговоре по смещению генсека Никиты Хрущёва и занятия его поста в 1964 году. Впрочем, разыгравшийся фарс по насаждению культа нового вождя социализма скорей выказывает марионеточность такого правителя, многие историки говорят о фактическом всевластии партаппарата, КГБ и армейской верхушки.

При Брежневе, который пребывал на посту генсека 18 лет, законсервировалась политическая жизнь страны, подтвердившись незыблемой стабильностью необычайно консервативного состава руководства СССР. Тогда отказались от скорого построения коммунизма в пользу идеи развитого социализма. Результатом некоторых брежневских реформ стало временное повышение уровня жизни населения. Было построено почти 50 процентов жилого фонда СССР, и люди бесплатно получали квартиры, пусть и некомфортные и очень тесные. Хорошо развивались аэрокосмическая, автомобильная, нефтегазовая и военная индустрии.

К середине 70-х годов XX столетия стал очевиден застой: немыслимо росла номенклатура партии из-за бесменного состава, появлялись малочисленные диссиденты и ответно проявлялась одержимость партийцев в полном контроле над интеллигенцией. Инакомыслие подавлялось Брежневым как в СССР, так и во всех государствах социалистического лагеря. Неужели за это Леонид Ильич получал престижные медали от правительств всех соцстран?

С Западом продолжалось развитие диалога, который стал напряженным после участия СССР в африканских военных событиях и прямого вторжения в Афганистан в 1979 году. В те годы обороноспособность Советского Союза достигла такого уровня, что вооружённые силы страны могли в одиночку противостоять объединенным армиям всего блока НАТО. Но ввязавшись в 1980-х в гонку вооружений, СССР стал тратить на нее колоссальные средства в ущерб гражданским секторам экономики, начался тотальный дефицит.

Леонид Ильич заболел задолго до смерти, перенёс кому, инсульты и инфаркты. Тогда в открытую заговорили о чудачествах генсека - любви жарко расцеловывать политических деятелей и "вешать себе ордена". Молва преувеличивала факты: Брежнев был награждён всеми орденами СССР, кроме ордена "Мать-героиня", его китель с наградами весил шесть кг (интересно, кто его взвешивал). 26 ноября 1986 года награды Леонида Ильича перевезли с его дачи в орденскую кладовую Президиума Верховного Совета.

Располагая перечнем сданных на хранение наград, записью из Книги рекордов Гиннесса (издательство "Прогресс", 1991 год) и результатами расследований историков-любителей, "Вечёрка" составила список наград Леонида Ильича.

1. Советские ордена

21 сентября 1989 года за подписью Председателя Президиума ВС СССР Михаила Горбачёва вышел Указ "Об отмене Указа Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1978 г. "О награждении Генерального Секретаря Центрального Комитета КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Председателя Совета Обороны СССР Маршала Советского Союза Брежнева Л. И. орденом "Победа". Ведь им награждали по статусу только полководцев за крупные победы в масштабе фронта, к чему Брежнев не имел отношения, хотя в мирное время числился маршалом. При жизни Леонид Ильич имел 16 советских орденов:

Восемь орденов Ленина, орден "Победа" (награждение отменено после смерти), два ордена Октябрьской Революции, два ордена Красного Знамени, орден Богдана Хмельницкого 2-й степени, орден Отечественной войны 1-й степени, орден Красной Звезды.

Ошибочно верить мифу, что Леонид Брежнев - обладатель наибольшего числа орденов Ленина. В СССР несколько военачальников и политических деятелей имели также 8 орденов, а некоторые - 9 орденов Ленина.

2. Золотые советские медали Героя

Золотыми медалями вместе с орденом Ленина подкреплялись звания Героя Советского Союза и Героя социалистического труда. Четырежды Героями Советского Союза были только маршал Георгий Жуков и маршал Брежнев. А вот обладателем пяти Золотых медалей Героя был только Леонид Ильич - вместе с четырьмя званиями Героя Советского Союза и одним - Героем Социалистического Труда.

4 Золотых Звезды Героя и 1 Золотой "Серп и Молот".

3. Советские медали

В описи перед передачей наград в орденскую кладовую Президиума Верховного Совета СССР значится всего 18 медалей. Однако на фотографиях дотошные исследователи обнаружили несколько неучтенных при акте сдачи медалей. Если их считать, получается 22 медали в общем счёте, а за вычетом пяти Золотых - 17:

Полный перечень советских медалей Брежнева:

"За боевые заслуги", "За оборону Одессы", "За оборону Кавказа", "За освобождение Варшавы", "За взятие Вены", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945", "За восстановление предприятий черной металлургии Юга", "За освоение целинных земель", "В память 250-летия Ленинграда", "В память 1500-летия Киева", "40 лет Вооруженных Сил СССР", "50 лет Вооруженных Сил СССР", "60 лет Вооруженных Сил СССР", "20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945", "30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945", "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина"

4. Иностранные награды.

Неспроста Леонид Ильич не носил их на кителе. Не только из убеждений или политических воззрений - из такой груды металлических наград получилась бы кольчуга, а то и не одна. Расположим их по алфавитному порядку стран-наградителей. Публикуем список орденов и медалей, которые присвоены Леониду Ильичу при жизни. В 1990 году Польша отменила награждение Брежнева одним орденом и звездой, возможно без огласки прошли и другие подобные акты.

От Аргентины орден Майской Революции 1-го класса; от Республики Афганистан орден "Солнце Свободы"; от Народной Республики Болгария : три Золотые Звезды Героя НРБ, три ордена Георгия Димитрова, медаль "100 лет освобождения Болгарии от османского ига", медаль "30 лет Социалистической Революции в Болгарии", медаль "90 лет со дня рождения Г. Димитрова", медаль "100 лет со дня рождения Г. Димитрова"; от Венгерской Народной Республики два ордена Знамени ВНР с алмазами; от Социалистической Республики Вьетнам : Золотая Медаль Героя Труда СРВ, орден Хо Ши Мина 1-й степени, орден Золотой Звезды; от Республики Гвинея орден Независимости; от Германской Демократической Республики : три Золотые Звезды Героя ГДР, три ордена Карла Маркса, орден "Большая Звезда Дружбы Народов" с бриллиантами, медаль "За заслуги в укреплении ГДР", от Индонезии две звезды и два знака ордена "Звезда Индонезии" 1-го класса; от Народно-Демократической Республики Йемен орден Революции 14 октября, от Корейской Народно-Демократической Республики орден Государственного Знамени 1-й степени; от Республики Куба : Золотая Звезда Героя Кубы, орден Хосе Марти, орден Карлоса Мануэля де Сеспедеса, орден Плая Хирон, медаль "20 лет штурма казармы Монкадо", медаль "20 лет Революционных Вооруженных Сил", от Народно-Демократической Республики Лаос: Золотая Звезда Героя НДРЛ, Золотая Медаль Нации; от Монгольской Народной Республики : Золотая Звезда Героя МНР, Золотая Звезда Героя Труда МНР, четыре ордена Сухэ-Батора, медаль "30 лет Победы на Халхин-Голе", медаль "40 лет Победы на Халхин-Голе", медаль "50 лет Монгольской Народной Революции", медаль "50 лет Монгольской Народной Армии", медаль "30 лет Победы над Японией"; от Республики Перу : орден "Солнце Перу" 1-й степени; от Польской Народной Республики : звезда и знак ордена Виртути Милитари 1-го класса (награждение отменено в 1990 году), звезда и знак ордена Возрождения Польши 1-го класса, звезда и знак ордена Заслуги ПНР 1-го класса, Грюнвальдский крест 2-й степени, медаль "За Одер, Нейсе, Балтику", медаль "Победа и Свобода"; от Социалистической Республики Румыния : орден "Звезда Румынии" 1-й степени, орден "Победа Социализма", от Финляндии: звезда и знак ордена Белой Розы 1-го класса, орден Белой Розы с цепью; от Чехословацкой Социалистической Республики : три Золотые Звезды Героя ЧССР, четыре ордена Клемента Готвальда, орден Белого Льва "За Победу" 1-й степени, звезда и знак ордена Белого Льва с цепью, два военных креста 1939 года, медаль "За храбрость перед врагом", военная памятная медаль (1946), Дукельская памятная медаль (1960), медаль "20 лет Словацкого национального восстания", медаль "50 лет Компартии Чехословакии", медаль "30 лет Словацкого национального восстания", медаль "За укрепление дружбы по оружию" 1-й степени; от Социалистической Республики Эфиопия : орден "Звезда Почета"; от Социалистической Федеративной Республики Югославия : орден "Звезда Югославии" 1-й степени, орден Свободы с бриллиантами

5. Награды разных классификаций.

Леонид Брежнев был удостоен Ленинской премии по литературе за три брошюры: "Малая Земля", "Возрождение" и "Целина", выпущенных тиражом более 15 млн экземпляров каждая. Написали их профессиональные авторы, журналисты. Брошюры были рекомендованы к обязательному изучение в школьной программе.

БРЕЖНЕВ. Я благодарю от души товарищей за доверие, которое мне оказано присвоением воинского звания Маршала Советского Союза. Я сделаю все, чтобы оправдать это высокое звание и то доверие, которое мне оказывает Политбюро как Генеральному Секретарю и как Председателю Совета обороны. Я только хочу спросить у товарищей, как это будет с международной точки зрения, не вызовет никаких кривотолков?
ВСЕ говорят, что это совершенно нормальное дело, так как Вы являетесь Председателем Совета обороны, имеете воинское звание генерала армии.
БРЕЖНЕВ. Публиковать об этом в печати не будем, так же как не публиковалось решение о присвоении мне звания генерала армии.
РЕШЕНИЕ о присвоении воинского звания Маршал Советского Союза т. Л.И. Брежневу принимается единодушно.

4.3 (85%) 4 votes

1. Герой Социалистического Труда под № 9995 с вручением ордена Ленина под № 344996 (Указ ПВС СССР от 17.06.1961)
2. Орден Ленина – 3 шт.
3. медаль «За оборону Одессы»
4. медаль «За взятие Варшавы»
5. медаль «За взятие Вены»

6. медаль «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг»
7. медаль «За победу над Германией 1941-1945 гг»
8. медаль «За восстановление предприятий черной металлургии юга» (1951)
9. медаль «За освоение целинных земель» (1956)
10. медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1957)
11. медаль «40 лет Вооруженных Сил СССР» (1957)
12 медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг» (1965)
13. медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза под № 11230 с вручением ордена Ленина под № 382246 (Указ ПВС СССР от 18.12.1966 г.)
14. Орден Октябрьской революции – 2 шт. (1967)
15. медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР» (1967)
16. медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1969)
17. медаль «30 лет победы в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг» (1975)
18. медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза под № 97 с вручением ордена Ленина под № 425869 (Указ ПВС СССР от 18.12.1976 г.)


19. почетное оружие – именная шашка с золотым изображением Государственного герба СССР (18.12.1976 г.)
20. медаль «60 лет Вооруженных Сил СССР» (1977)
21. медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза под № 5 с вручением ордена Ленина под № 432408 (Указ ПВС СССР от 19.12.1978 г.)
22. Орден «Победа» (Указ ПВС СССР 20.02.1978 г).
23. Медаль лауреата всесоюзной Ленинской премии (20.04.1979 г.)
24. медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза под № 2 с вручением ордена Ленина под № 458500 (Указ ПВС СССР от 18.12.1981 г.)
25. медаль «В память 1500-летия Киева» (1982)Аргентина:
орден Майской революции 1-го класса (1974)

Демократическая Республика Афганистан (ДРА):
орден «Солнце Свободы» (1981)

Народная Республика Болгария (НРБ):
Золотая Звезда Героя НРБ – 3 награды (1973, 1976, 1981)
орден Георгия Димитрова – 3 награды (1973, 1976, 1981)
медаль «100 лет освобождения Болгарии от османского ига» (1978)
медаль «30 лет Социалистической Революции в Болгарии» (1974)
медаль «90 лет со дня рождения Г. Димитрова» (1974)
медаль «100 лет со дня рождения Г. Димитрова» (1982)

Венгерская Народная Республика (ВНР):
орден Знамени ВНР с бриллиантами – 2 награды (1976, 1981)
почетный ветеран комбината «Красный Чепель»

Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ):
Золотая медаль Героя Труда СРВ (1982)
орден Хо Ши Мина 1-й степени (1982)
орден Золотой Звезды (1980)

Республика Гвинея:
орден Независимости (1961)

Германская Демократическая Республика (ГДР):
Золотая Звезда Героя ГДР – 3 награды (1976, 1979, 1981)
орден Карла Маркса – 3 награды (1974, 1979, 1981)
орден «Большая Звезда Дружбы Народов» с бриллиантами (1976)
медаль «За заслуги в укреплении ГДР» (1979)

Рекомендуем почитать

Индонезия:
звезда и знак ордена «Звезда Индонезии» 1-го класса – 2 награды (1961, 1976)

Народно-Демократическая Республика Йемен:
орден Революции 14 октября (1982)

Корейская Народно-Демократическая республика (КНР):
орден Государственного Знамени 1-й степени (1976)

Республика Куба:
Золотая Звезда Героя Кубы (1981)
орден Хосе Марти (1974)
орден Карлоса Мануэля де Сеспедеса (1981)
орден «Плайя Хирон» (1976)
медаль «20 лет штурма казармы Монкада» (1973)
медаль «20 лет Революционных Вооруженных Сил» (1976)

Лаосская Народно-Демократическая Республика (ЛНДР):
Золотая Звезда Героя ЛНДР (1981)
Золотая Медаль Нации (1982)

Монгольская Народная Республика (МНР):
Золотая Звезда Героя МНР (1976)
Золотая Звезда Героя Труда МНР (1981)
орден Сухэ-Батора – 4 награды (1966, 1971, 1976, 1981)
медаль «30 лет Победы на Халхин-Голе» (1969)
медаль «40 лет Победы на Халхин-Голе» (1979)
медаль «50 лет Монгольской Народной Революции» (1971)
медаль «50 лет Монгольской Народной Армии» (1971)
медаль «30 лет Победы над Японией» (1975)

Республика Перу:
орден «Солнце Перу» 1-й степени (1978)

Польская Народная Республика:
Большой крест ордена «Virtuti Militari» (21 июля 1974)
Большой крест ордена Возрождения Польши 1-го класса (1976)
звезда и знак ордена Заслуги ПНР 1-го класса (1981)
Грюнвальдский крест 2-й степени (1946)
медаль «За Одер, Нейсе, Балтику» (1946)
медаль «Победа и Свобода» (1946)
Почётный металлург завода «Гута-Варшава»
Почётный строитель металлургического комбината «Катовице» (1976)

Социалистическая Республика Румыния:
орден «Звезда Румынии» 1-й степени (1976)
орден «Победа Социализма» (1981)

Финляндия:
звезда и знак ордена Белой розы 1-го класса (1976)
орден Белой розы с цепью (1976)

Чехословацкая Народная Республика:
Золотая Звезда Героя ЧССР – 3 награды (5.05.1970, 26.10.1976, 16.12.1981)
орден Клемента Готвальда – 4 награды (1970, 1976, 1978, 1981)
орден Белого льва «За Победу» 1-й степени (1946)
звезда и знак ордена Белого льва с цепью (1973)
Военный крест 1939 г. – 2 награды (1945, 1947)
медаль «За храбрость перед врагом» (1945)
Военная памятная медаль (1946)
Дукельская памятная медаль (1960)
медаль «20 лет Словацкого национального восстания» (1964)
медаль «50 лет Компартии Чехословакии» (1971)
медаль «30 лет Словацкого национального восстания» (1975)
медаль «За укрепление дружбы по оружию» 1-й степени (1980)

Социалистическая Эфиопия:
орден «Звезда Почета» (1980)

Социалистическая Федеративная Республика Югославия:
орден «Звезда Югославии» 1-й степени (1962)
орден Свободы (1976)

В итоге получается такая картина. Л.И. Брежнев имел 44 ордена, 22 медали и 14 Золотых Звезд иностранных государств. Общая сумма составляет ровно 80 наград.
К этому списку необходимо добавить следующее:
Маршальская звезда с присвоением звания Генерал армии
Маршальская звезда с присвоением звания Маршал Советского Союза (7.05.1976)

Премии и другие награды Л.И. Брежнева:
медаль лауреата Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (12.06.1973)
Золотая медаль Мира имени Ф. Жолио-Кюри (14.11.1975, от Всемирного Совета Мира)
Золотая медаль Мира ООН имени О. Гана (1977)
медаль лауреата Премии имени Г. Димитрова (23.11.1978)
Медаль лауреата всесоюзной Ленинской премии (20.04.1979 г.)
Золотая медаль Международной премии за мир «Золотой Меркурий»
Золотая медаль имени Карла Маркса (1977, от Академии Наук СССР)
знак «50 лет пребывания в КПСС» (от ЦК КПСС)
Золотая медаль Всемирной Федерации Профсоюзов (15.02.1982)

Почетные звания:
Почётный гражданин г. Днепропетровска(21.08.1979);
Почётный гражданин г. Тбилиси (21.05.1981);
Почётный курсант 1-й танковой роты бронетанковой школы Забайкальского военного округа (17.12.1981);
Почётный гражданин г. Киева (26.04.1982);
Почётный гражданин г. Баку (24.09.1982);
Награды СССР – 38 наград; награды иностранных государств – 80 наград; премии – 8 наград; знак «50 лет пребывания в КПСС» — 1 награда; Маршальские звезды – 2 награды; почетное оружие – 2 награды. Общая численность наград составляет 131 единица.

Портал

Концепция Дао

Дао обозначает в китайской философии вечное действие или принцип творения, который отвечает за происхождение единицы и двойственности и вместе с тем за начало мира и творение («10 000 вещей»).

Из Дао возникает полярность Инь и Ян и вследствие этого возникают противоположности, из согласованности действий которых возникают перемена, движение и взаимное проникновение - и вследствие этого возникает мир. Возникновение мира не означает факт какого-то времени, когда мир начал существовать. Мир существовал всегда. Речь идёт не о начале времён, как в Библии, а об осмыслении принципа существования. Поэтому, собственно, и «возникновение», и «Начало» - это слова, не отвечающие духу размышлений о Дао. На самом деле их надо чем-то заменить, но это так трудно, что мы вынужденно употребляем неверные слова, чтобы хоть как-то описать существующее.

Даосизм

Дао в концепции китайского материализма

«Дао есть управление реальными вещами. Лао-цзы был слеп, утверждая что Дао существует в пустоте […] Будда был слеп, утверждая что Дао существует в тишине […] Можно продолжать до бесконечности, выдавая подобные бессмысленные сентенции, - но еще никто не избежал конкретности вещей». (Ван Фучжи , 1619-1692 Ch’uan-shan i-shu)

См. также

Дао Винни-Пуха - книга-бестселлер американского писателя Бенджамена Хоффа, популяризирующая идеи Дао

Напишите отзыв о статье "Дао"

Примечания

Литература

  • Chinese+English+German
  • , LAO ZI most-comprehensive ebook for FREE in PDF & HTM format, contains 50 translations in 6 different layouts, by Sanmayce.
  • Васильев Л. С. Дао и Брахман: феномен изначальной верховной всеобщности // Дао и даосизм в Китае. М., 1982. С.134-158.
  • Головачева Л. И. О смысле «Дао» и «Дэ» в раннеконфуцианском памятнике «Лунь юй» //Двадцать первая научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч. I., М., 1990. С.39-43.
  • Дао и телос в смысловом измерении культур восточного и западного типа: Монография /С. Е. Ячин и [др]. -Владивосток: Издательство Дальневосточного федерал. ун-та, 2011. - 324 с. - ISBN 978-5-7444-2648-4
  • Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. - М .: ЗАО Центрполиграф, 2003. - 317 с. - ISBN 5-9524-0208-9 .
  • Мартыненко Н. П. Методологические проблемы перевода и понимания иероглифа «Дао» // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. М., 2003. № 5. С. 106-120.
  • Пирогов Г. Г. Дао-учение о мировой траектории развития // Философские науки. М., 2002. № 3. С.78-88.
  • Саврухин А. П. Понятие Дао и стилистика «Дао дэ цзина» // Девятнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч. I. М., 1988. С.106-108.
  • Спирин В. С. К предыстории понятия «График» (Дао) // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока М., 1975. Вып. IX.
  • Спирин В. С. Примеры сравнительно простого значения «дао» // Девятая научная конференция «Общество и государство в Китае». М.1976. Ч. I.
  • Философский мир Дао в ИДВ РАН // Проблемы Дальнего Востока. 2006. № 5. С. 8-19.
  • LaFargue, Michael. Tao and Method: A Reasoned Approach to the Dao De Jing (SUNY Press, 1994) ISBN 0-7914-1601-1 .
  • LaFargue, Michael. The tao of the Dao De Jing: a translation and commentary (SUNY Press, 1992). ISBN 0-7914-0986-4 .
  • Liu, Da. The Tao and Chinese culture (Taylor & Francis, 1981). ISBN 0-7100-0841-4 .
  • Thesing, Josef and Thomas Awe. Dao in China und im Westen. Impulse für die Moderne Gesellschaft aus der Chinesischen Philosophie. Bonn: Bouvier, 1999.
  • Xie Wenyu. «Approaching the Dao: From Lao Zi to Zhuang Zi.» Journal of Chinese Philosophy 27.4 (2000), 469-88.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дао

Проходя через Хамовники (один из немногих несгоревших кварталов Москвы) мимо церкви, вся толпа пленных вдруг пожалась к одной стороне, и послышались восклицания ужаса и омерзения.
– Ишь мерзавцы! То то нехристи! Да мертвый, мертвый и есть… Вымазали чем то.
Пьер тоже подвинулся к церкви, у которой было то, что вызывало восклицания, и смутно увидал что то, прислоненное к ограде церкви. Из слов товарищей, видевших лучше его, он узнал, что это что то был труп человека, поставленный стоймя у ограды и вымазанный в лице сажей…
– Marchez, sacre nom… Filez… trente mille diables… [Иди! иди! Черти! Дьяволы!] – послышались ругательства конвойных, и французские солдаты с новым озлоблением разогнали тесаками толпу пленных, смотревшую на мертвого человека.

По переулкам Хамовников пленные шли одни с своим конвоем и повозками и фурами, принадлежавшими конвойным и ехавшими сзади; но, выйдя к провиантским магазинам, они попали в середину огромного, тесно двигавшегося артиллерийского обоза, перемешанного с частными повозками.
У самого моста все остановились, дожидаясь того, чтобы продвинулись ехавшие впереди. С моста пленным открылись сзади и впереди бесконечные ряды других двигавшихся обозов. Направо, там, где загибалась Калужская дорога мимо Нескучного, пропадая вдали, тянулись бесконечные ряды войск и обозов. Это были вышедшие прежде всех войска корпуса Богарне; назади, по набережной и через Каменный мост, тянулись войска и обозы Нея.
Войска Даву, к которым принадлежали пленные, шли через Крымский брод и уже отчасти вступали в Калужскую улицу. Но обозы так растянулись, что последние обозы Богарне еще не вышли из Москвы в Калужскую улицу, а голова войск Нея уже выходила из Большой Ордынки.
Пройдя Крымский брод, пленные двигались по нескольку шагов и останавливались, и опять двигались, и со всех сторон экипажи и люди все больше и больше стеснялись. Пройдя более часа те несколько сот шагов, которые отделяют мост от Калужской улицы, и дойдя до площади, где сходятся Замоскворецкие улицы с Калужскою, пленные, сжатые в кучу, остановились и несколько часов простояли на этом перекрестке. Со всех сторон слышался неумолкаемый, как шум моря, грохот колес, и топот ног, и неумолкаемые сердитые крики и ругательства. Пьер стоял прижатый к стене обгорелого дома, слушая этот звук, сливавшийся в его воображении с звуками барабана.
Несколько пленных офицеров, чтобы лучше видеть, влезли на стену обгорелого дома, подле которого стоял Пьер.
– Народу то! Эка народу!.. И на пушках то навалили! Смотри: меха… – говорили они. – Вишь, стервецы, награбили… Вон у того то сзади, на телеге… Ведь это – с иконы, ей богу!.. Это немцы, должно быть. И наш мужик, ей богу!.. Ах, подлецы!.. Вишь, навьючился то, насилу идет! Вот те на, дрожки – и те захватили!.. Вишь, уселся на сундуках то. Батюшки!.. Подрались!..
– Так его по морде то, по морде! Этак до вечера не дождешься. Гляди, глядите… а это, верно, самого Наполеона. Видишь, лошади то какие! в вензелях с короной. Это дом складной. Уронил мешок, не видит. Опять подрались… Женщина с ребеночком, и недурна. Да, как же, так тебя и пропустят… Смотри, и конца нет. Девки русские, ей богу, девки! В колясках ведь как покойно уселись!
Опять волна общего любопытства, как и около церкви в Хамовниках, надвинула всех пленных к дороге, и Пьер благодаря своему росту через головы других увидал то, что так привлекло любопытство пленных. В трех колясках, замешавшихся между зарядными ящиками, ехали, тесно сидя друг на друге, разряженные, в ярких цветах, нарумяненные, что то кричащие пискливыми голосами женщины.
С той минуты как Пьер сознал появление таинственной силы, ничто не казалось ему странно или страшно: ни труп, вымазанный для забавы сажей, ни эти женщины, спешившие куда то, ни пожарища Москвы. Все, что видел теперь Пьер, не производило на него почти никакого впечатления – как будто душа его, готовясь к трудной борьбе, отказывалась принимать впечатления, которые могли ослабить ее.
Поезд женщин проехал. За ним тянулись опять телеги, солдаты, фуры, солдаты, палубы, кареты, солдаты, ящики, солдаты, изредка женщины.
Пьер не видал людей отдельно, а видел движение их.
Все эти люди, лошади как будто гнались какой то невидимою силою. Все они, в продолжение часа, во время которого их наблюдал Пьер, выплывали из разных улиц с одним и тем же желанием скорее пройти; все они одинаково, сталкиваясь с другими, начинали сердиться, драться; оскаливались белые зубы, хмурились брови, перебрасывались все одни и те же ругательства, и на всех лицах было одно и то же молодечески решительное и жестоко холодное выражение, которое поутру поразило Пьера при звуке барабана на лице капрала.
Уже перед вечером конвойный начальник собрал свою команду и с криком и спорами втеснился в обозы, и пленные, окруженные со всех сторон, вышли на Калужскую дорогу.
Шли очень скоро, не отдыхая, и остановились только, когда уже солнце стало садиться. Обозы надвинулись одни на других, и люди стали готовиться к ночлегу. Все казались сердиты и недовольны. Долго с разных сторон слышались ругательства, злобные крики и драки. Карета, ехавшая сзади конвойных, надвинулась на повозку конвойных и пробила ее дышлом. Несколько солдат с разных сторон сбежались к повозке; одни били по головам лошадей, запряженных в карете, сворачивая их, другие дрались между собой, и Пьер видел, что одного немца тяжело ранили тесаком в голову.
Казалось, все эти люди испытывали теперь, когда остановились посреди поля в холодных сумерках осеннего вечера, одно и то же чувство неприятного пробуждения от охватившей всех при выходе поспешности и стремительного куда то движения. Остановившись, все как будто поняли, что неизвестно еще, куда идут, и что на этом движении много будет тяжелого и трудного.
С пленными на этом привале конвойные обращались еще хуже, чем при выступлении. На этом привале в первый раз мясная пища пленных была выдана кониною.
От офицеров до последнего солдата было заметно в каждом как будто личное озлобление против каждого из пленных, так неожиданно заменившее прежде дружелюбные отношения.
Озлобление это еще более усилилось, когда при пересчитывании пленных оказалось, что во время суеты, выходя из Москвы, один русский солдат, притворявшийся больным от живота, – бежал. Пьер видел, как француз избил русского солдата за то, что тот отошел далеко от дороги, и слышал, как капитан, его приятель, выговаривал унтер офицеру за побег русского солдата и угрожал ему судом. На отговорку унтер офицера о том, что солдат был болен и не мог идти, офицер сказал, что велено пристреливать тех, кто будет отставать. Пьер чувствовал, что та роковая сила, которая смяла его во время казни и которая была незаметна во время плена, теперь опять овладела его существованием. Ему было страшно; но он чувствовал, как по мере усилий, которые делала роковая сила, чтобы раздавить его, в душе его вырастала и крепла независимая от нее сила жизни.
Пьер поужинал похлебкою из ржаной муки с лошадиным мясом и поговорил с товарищами.
Ни Пьер и никто из товарищей его не говорили ни о том, что они видели в Москве, ни о грубости обращения французов, ни о том распоряжении пристреливать, которое было объявлено им: все были, как бы в отпор ухудшающемуся положению, особенно оживлены и веселы. Говорили о личных воспоминаниях, о смешных сценах, виденных во время похода, и заминали разговоры о настоящем положении.
Солнце давно село. Яркие звезды зажглись кое где по небу; красное, подобное пожару, зарево встающего полного месяца разлилось по краю неба, и огромный красный шар удивительно колебался в сероватой мгле. Становилось светло. Вечер уже кончился, но ночь еще не начиналась. Пьер встал от своих новых товарищей и пошел между костров на другую сторону дороги, где, ему сказали, стояли пленные солдаты. Ему хотелось поговорить с ними. На дороге французский часовой остановил его и велел воротиться.
Пьер вернулся, но не к костру, к товарищам, а к отпряженной повозке, у которой никого не было. Он, поджав ноги и опустив голову, сел на холодную землю у колеса повозки и долго неподвижно сидел, думая. Прошло более часа. Никто не тревожил Пьера. Вдруг он захохотал своим толстым, добродушным смехом так громко, что с разных сторон с удивлением оглянулись люди на этот странный, очевидно, одинокий смех.
– Ха, ха, ха! – смеялся Пьер. И он проговорил вслух сам с собою: – Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня! Меня – мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!.. Ха, ха, ха!.. – смеялся он с выступившими на глаза слезами.
Какой то человек встал и подошел посмотреть, о чем один смеется этот странный большой человек. Пьер перестал смеяться, встал, отошел подальше от любопытного и оглянулся вокруг себя.
Прежде громко шумевший треском костров и говором людей, огромный, нескончаемый бивак затихал; красные огни костров потухали и бледнели. Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я! – думал Пьер. – И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!» Он улыбнулся и пошел укладываться спать к своим товарищам.

В первых числах октября к Кутузову приезжал еще парламентер с письмом от Наполеона и предложением мира, обманчиво означенным из Москвы, тогда как Наполеон уже был недалеко впереди Кутузова, на старой Калужской дороге. Кутузов отвечал на это письмо так же, как на первое, присланное с Лористоном: он сказал, что о мире речи быть не может.
Вскоре после этого из партизанского отряда Дорохова, ходившего налево от Тарутина, получено донесение о том, что в Фоминском показались войска, что войска эти состоят из дивизии Брусье и что дивизия эта, отделенная от других войск, легко может быть истреблена. Солдаты и офицеры опять требовали деятельности. Штабные генералы, возбужденные воспоминанием о легкости победы под Тарутиным, настаивали у Кутузова об исполнении предложения Дорохова. Кутузов не считал нужным никакого наступления. Вышло среднее, то, что должно было совершиться; послан был в Фоминское небольшой отряд, который должен был атаковать Брусье.
По странной случайности это назначение – самое трудное и самое важное, как оказалось впоследствии, – получил Дохтуров; тот самый скромный, маленький Дохтуров, которого никто не описывал нам составляющим планы сражений, летающим перед полками, кидающим кресты на батареи, и т. п., которого считали и называли нерешительным и непроницательным, но тот самый Дохтуров, которого во время всех войн русских с французами, с Аустерлица и до тринадцатого года, мы находим начальствующим везде, где только положение трудно. В Аустерлице он остается последним у плотины Аугеста, собирая полки, спасая, что можно, когда все бежит и гибнет и ни одного генерала нет в ариергарде. Он, больной в лихорадке, идет в Смоленск с двадцатью тысячами защищать город против всей наполеоновской армии. В Смоленске, едва задремал он на Молоховских воротах, в пароксизме лихорадки, его будит канонада по Смоленску, и Смоленск держится целый день. В Бородинский день, когда убит Багратион и войска нашего левого фланга перебиты в пропорции 9 к 1 и вся сила французской артиллерии направлена туда, – посылается никто другой, а именно нерешительный и непроницательный Дохтуров, и Кутузов торопится поправить свою ошибку, когда он послал было туда другого. И маленький, тихенький Дохтуров едет туда, и Бородино – лучшая слава русского войска. И много героев описано нам в стихах и прозе, но о Дохтурове почти ни слова.

Цивилизации, во многом повлиявшей на развитие мировой истории. Не всякий современный человек представляет, что Дао означает, но есть довольно много мудрецов, готовых просветить в этом вопросе. Выпущено огромное количество трудов. Разные именитые авторы не раз поднимали тему Дао в своих произведениях в попытке осознать суть этого уникального явления, учения, пришедшего к нам из восточных стран.

О чем идет речь?

Принято говорить, что Дао - это абстрактный мировой порядок. Явление абсолютно естественное, отражающее развитие нашего мира и всего, что в нем существует. Дао выражает динамичность как наиболее значимую характеристику пространства и цивилизации. Реального Дао, ощутимого руками, доступного вкусу или слуху, нет. Этим термином обозначена некоторая идея, а многие даже называют Дао сутью мира.

В книгах о Дао не найти точного описания того, каков задуманный всеобщий порядок, и некоторые находят в этой неясности оправдание своим поступкам. При желании что угодно можно назвать Дао, объяснить этим явление, и не удастся найти аргументов, способных опровергнуть утверждение. В то же время нельзя использовать этот термин таким образом, поскольку подобное применение вступает в конфликт с сутью Дао.

Нет начала и конца

Дао - это уникальный порядок, из которого рождается взаимодействие и противопоставление черного и белого, мужского и женского, Инь и Янь. Дао включает в себя противоположности как основное явление нашего мира, его фундамент. Даосизм утверждает: без противопоставлений, противоположностей жизнь была бы невозможна. Белое может существовать только тогда, когда есть черное - и это верно в обратном направлении.

Уникальность явления Дао - одновременное объединение в этом термине конкретного порядка вещей и всего нашего мира в целом. Нельзя разделить Дао на части - это цельное и неделимое отражение сути мира. Оно одновременно представляет собой все события, происходящие вокруг, но также является их отсутствием.

Даосизм: общее понятие

Среди всех философских учений, разработанных китайскими мудрецами, особенно выделялся даосизм - школа Дао. Это философское течение, основанное Лао-цзы еще в 6-м столетии до начала текущей эры. Автор учения - современник Конфуция, философ, который был несколько старше прославленного китайского мудреца.

Именно он создал известнейшую работу «Дао Де Дзин», в ней описав основные аспекты идеологии. В будущем течение привлекло внимание выдающихся умов и активно развивалось. Существенный вклад в даосизм был внесен Ян Чжуном, Ле Цзыном. Спустя пару столетий после первого формирования общее течение подразделилось на две ветки: одна из них была склонна к религии, а в другой доминировали философские идеи.

Религиозный даосизм (школа Дао) - это направление, в котором внимание уделялось магии и медицине. Посвятившие себя этому люди специализировались на алхимии и изучали демонов, а также рассматривали иные элементы, посвящая им немалое количество времени, создавая значимые труды на эту тему. Многие из них дошли до наших дней. Несмотря на немалую культурную ценность работ, стоит признать, что общего с классическим даосизмом в этом течении было крайне мало.

Как все началось?

Работа «Дао Де Дзин» задала классическое течение даосизма. Именно в ней указано, что явление это проникает во все области и сферы жизни, является основой всего сущего. Дао - это и разум, и надлежащий для следования путь, а также благодать и правда. Перевести и определить Дао словами невозможно. Еще в первичных учениях было сказано: «Дао есть пустота без пределов, но наполненная неисчислимым объемом информации, знаний».

Как следует из «Дао Де Дзин», придерживающиеся даосизма философы обязаны идти по пути Дао, а значит, следовать естественному развитию событий, учитывая природу вещей. Необходимо стремиться добиться стабильного и гармоничного бытия с космосом, вселенной. Задача человека - постичь единение между природой и цивилизацией.

Суть даосизма в стремлении к естественности, под чем принято понимать случайное, неконтролируемое воплощение в жизнь истинной природы. Дополнение этой идеи реализовано через «недеяние», то есть предупреждение нарушения естественных законов своей активностью. В даосизме особенное внимание уделено способностям человека контролировать и регулировать свои психические реакции.

Теория и приложение на практике

Говоря о терминах, стоит вспомнить меч дао. Такое название получил специфический клинок, разработанный в древние времена и активно использовавшийся в восточных странах. Овладеть им в совершенстве могли лишь те, кто постиг путь в соответствии с классической философией даосизма.

В этом учении человек осваивает теорию и учится применять на практике механизмы контроля своего поведения. На основе этого регулирования была создана боевая школа. Военные искусства, включая умение владеть специальным мечом, описывались и в книгах о Дао, посвященных прикладным аспектам философии.

Традиции и учение

В рамках даосизма последователи этого учения осваивали не только религиозные нюансы и тонкости мистических сфер. Были разработаны специальные методы гаданий, научные подходы, способы медитации и даже шаманские традиции. Написанный Лао Цзы «Дао Дэ Дзин» представлял собой базовую работу о великом учении, посвященному Абсолюту и закону.

Многозначное явление, которое попытался рассмотреть великий китайский философ, и по сей день привлекает внимание выдающихся умов нашей планеты. Осознать бесконечное движение непросто, как и понять суть космоса и правила, по которым развивается бытие, универсум, мир. Изначально декларировано: «Дао есть везде, не имеет границ и господствует над происходящим. Из него идет начало. Дао задает форму и указывает, какое должно быть имя у всего существующего и происходящего. Небо, как бы ни было оно велико, также следует Дао» - именно об этом говорят древние учения.

Путь Дао посвящен слиянию, достижению единства и гармонии. Человек должен стремиться к объединению души с порядком, заправляющим нашим миром. Достижение слияния - основная тема, рассматриваемая в даосизме.

Историческая панорама

Стоит отметить, что базовая работа даосизма родилась не случайно. Написанная Лао Цзы «Дао Дэ Дзин» была создана в необычной обстановке относительной изолированности страны от окружающего мира. Древний Китай был довольно обособленным, до начала прошлого столетия он имел минимум тесных контактов с другими цивилизациями. Именно этим объясняется столь самобытная система философии, религии, медицины, общественного устройства.

Самые новые научные, философские, образовательные достижения европейских держав сюда практически не доходили, а те, что дошли, не находили отклика в умах людей - слишком уж далеки они были от привычного жизненного уклада.

Лао Цзы, живший много веков назад, вырос именно в этой специфической среде, и его философский талант был взращен окружающим обществом. Он верил сам в развитие вселенной в соответствии с предначертанием, и именно этому он учил других. Лао Цзы призывал искать счастье, мудрость в приспособлении к порядку происходящего вокруг. Он учил воссоздавать путь Дао внутри себя, не пытаясь изменить движение мира.

Размышления Лао Цзы о Дао оказались исключительно востребованными и популярными в обществе. Они сильно воздействовали на жизнь китайского народа и на развитие великой цивилизации.

Сегодня ученые говорят, что без учения Дао мир был бы намного беднее. Работы Лао Цзы стали фундаментом для важнейшего философского направления. Правда, современное изучение древней китайской истории позволяет лишь в общих чертах представить себе, каким был автор пути Дао. Неясные сведения позволяют представить его как человека мудрого, спокойного, склонного к философии, обладавшего хорошим чувством юмора.

Впрочем, образ более легендарный, нежели реалистичный, хотя многие готовы доказывать, приводя обилие документов, что он жил на самом деле. Известна, к примеру, история о посещении его Конфуцием. Философы немало времени провели в разговорах. Есть упоминания о Лао Цзы в различных трудах будущих поколений.

Движение и спокойствие

Считается, что учение Лао Цзы о Дао формировалось под влиянием проблем, беспокоивших простых людей того времени. Автор первой книги, давшей начало даосизму, видел вокруг себя многих и многих китайцев, заинтересованных в поисках ответов на вопросы, разрешить которые не представлялось возможным. Именно это подвигло его на написание своего труда. Еще в те времена жители Китая немало сил приложили к попыткам осознать себя, свою личность, свои нюансы жизни и путей для изменения ее к лучшему.

Кем они могли бы быть, как стать лучше и как изменить свою жизнь в лучшую сторону, какие могут принести плоды попытки изменения - все эти сомнения терзали многочисленных современников мыслителя. Считается, что общество в целом было оптимистичным, а древние китайцы смотрели в будущее с уверенностью, веря в лучшее.

В своем учении о Дао Лао Цзы обратил внимание на природу: ее развитие закономерно, не подчинено сиюминутным капризам, гармонично и последовательно. Жители Древнего Китая понимали и верили: они также представляют собой часть природы, и Лао Цзы был элементом этого общества, с детства впитав в себя понимание единства цивилизации и мира вокруг нее.

В то же время он видел, как одни пытаются бороться, пренебрегая традициями, меняют то, что им дано, не принимая, и не могут добиться успеха. Именно тогда он призвал людей выбирать иные способы достижения мудрости и удовлетворения.

Применяемые многими его современниками методы делали их, по мнению Лао Цзы, слепыми. В основу учения положены его высказывания о равновесии простоты и удовлетворения, о соответствии принятия и доброты, аналогии между верой и мудростью. Он призывал понять, как устроен мир, смириться с этим и подстроить себя под него - но не наоборот.

Путь и наш мир

О Дао в жизни впервые заговорили гораздо раньше, чем на свет появился Лао Цзы. Этим термином обозначали путь развития вселенной, природы. Не стоит забывать, что цивилизация и каждый отдельно взятый человек - лишь элементы Вселенной. Естественность человека - в соблюдении природных законов. Человек - частичка огромнейшего мира. Если он не будет препятствовать Дао, позволит всему идти своим чередом, мир станет развиваться по самому позитивному сценарию, поскольку Дао представляет собой совершенство и гармонию без малейших недостатков.

Дао в жизни - источник ее, а также всего, что существует. Дао можно назвать причиной появления всего, что только есть, включая божественных существ. В то же время Дао - не бог, но реальность. Дао предварял нашу вселенную, его силами была она создана, через него мир получает энергию для существования.

Все происходящее и распадающееся, приходящее и уходящее - лишь противоположные энергетические сущности, присутствующие в Дао и дающие начало нашему миру. Так было, есть и будет. В то же время Дао не вынуждает отдельно взятую персону поступать некоторым конкретным образом, а лишь задает общее направление.

Шаг за шагом

В настоящее время во многом близко к классическому учению Шоу-Дао - философское направление, старательно сохраняющее базовые установки, сформулированные Лао Цзы и его учениками. Они считали Дао образом существования, стремились к природе как к надлежащему порядку. Ранние последователи философии предлагали отказаться от обычаев, обрядов, цивилизации, поскольку все это представляет собой вмешательство в путь Вселенной.

Ранние последователи даосизма считали, будто бы в прошлом люди существовали в абсолютной гармонии, строго следуя естественному порядку вещей. Они были свободны, их жизнь была простой, а блага, к которым стремится каждый, для цивилизации утеряны с момента завершения того периода.

Впрочем, современные авторы могут с ними поспорить (хороший пример - книга за авторством Ирины Хакамады «Дао жизни»). В древности последователи Дао считали, что природа может дать ответы на любой жизненный вопрос и лишь в гармонии с ней можно обрести счастье. Естественность дает внутреннее спокойствие, позволяет принимать все, что дается извне. Агрессия, честолюбие противоречат природе, и человек начинает конфликтовать с собой, тем самым исключая возможность своего счастья.

Последователи и противники

Идеи Лао Цзы заключались в беспристрастности, гармонии, спокойствии, принятии происходящего. Среди его современников, впрочем, было немало тех, кто не соглашался с такой позицией. Люди стремились принести изменения обществу, не были довольны существующим порядком и громко высказывали свое мнение.

К слову сказать, к числу именно таких относился и Конфуций, активно несший по стране свои идеи добродетели как единственного возможного пути к процветанию. Он предлагал всем и каждому стремиться к исполнению своего долга, обязанностей - лишь таким образом можно добиться счастья. Стоит отметить, что этот лагерь учения о Дао также ссылался на утраченные времена абсолютного счастья, но они объясняли тот период способностью людей следовать своему долгу. Предполагали, что возродить счастливое время можно, если обучить всех продуктивно взаимодействовать между собой.

Не менее интересное Дао - Вьет Во. Эта система и вовсе была агрессивной, а со временем переросла в боевые искусства и использовалась для устранения противника и для быстрой победы. По такому пути развитие философии пошло во Вьетнаме. И по сей день в этой стране есть немало приверженцев боевой школы, зарекомендовавшей себя за много столетий.

Без конфликтов не обошлось

Пожалуй, наверняка возникло бы немало споров, если бы встретились приверженцы учений Лао Цзы и Конфуция из прежних столетий, а также вдохновленные книгой Ирины Хакамады «Дао жизни» наши современники. У каждого человека есть свое видение, и сторонники разных лагерей немало спорили друг с другом в прежние столетия. Первые даосисты говорили о достижении добродетели и исполнении своего долга лишь через естественный ход вещей, а стремление к благу - ошибочное направление мысли. Они убеждали, что благо явится само, когда прекратятся попытки его добиться, и поиски добродетели не позволят его обрести.

Типичные реформаторы не одобрялись Лао Цзы и его учениками, и введение правил для улучшения жизни считалось ими неправильным подходом. Реформаторы пытались объяснить людям, как стать праведными, как добиться чистоты. Лао Цзы обращал внимание на то, что природе не свойственны человеческие споры, она естественна всегда, и нет доводов, способных сбить ее с пути. Земные силы не настаивают на своем, не вступают в споры, а лишь работают так, как положено.

Дао не требуется сила - могущество этого явления в отсутствии напряжения и в постоянном действии. Человек, придерживающийся такого учения, должен отказаться от силы, разрушающей цели. Тот, кто пытается переделать мир под свое видение, вредит себе, окружающим, а упорствующий, добивающийся эгоистичных целей лишь тонет в усилиях и теряет ценность искомого. Человек своими руками рушил идеал, что приводит его к краху.

На примерах

В книге Ирины Хакамады «Дао жизни» можно найти немало любопытных примеров, но самым выразительным и по сей день остается тот, что в свое время придумал Лао Цзы. Он предложил представить наполненный грязной водой водоем. Если перемешивать его содержимое, чистоты не прибавится, а вот оставленный сам по себе, постепенно пруд очистится. Аналогичные процессы происходят в людях даже на уровне цивилизации. Такой пример особенно важно понимать и представлять правителю.

Еще одна выразительная картина, сформулированная Лао Цзы, была следующей: мелкая рыбешка - что народ и управление людьми сходно с приготовлением блюда. Необходимо быть аккуратным. Пережаришь, переваришь, слишком активно будешь перемешивать - и все развалится, раскрошится и потеряет вкус.

Лао Цзы также говорил, что считающий, будто бы о других ему известно очень много, может посчитать мудрым себя самого, но истиной овладеть может лишь знающий себя.

Говорить или молчать?

Из древних работ до наших дней дошла информация о нелюбви Лао Цзы к разговорам. Этим же отличался и его первый и самый важный ученик и последователь - Чжуан Цзы. Свою позицию они аргументировали невозможностью выразить Дао через речь.

И все же люди требовали от философов точных определений, понятий, терминов. Лао Цзы высказался следующим образом: «Дао - будто бы пересекающий в зимнее время реку - осторожный, нерешительный, будто человек, опасающийся соседей. В то же время это скромный гость и мягкая, податливая сущность, подобная готовому к таянию льду». Считается, что это описание отражает природу вещей и именно по этой причине имеет ценность, а вовсе не из-за имени формулировавшего его автора.

Известна следующая история:

Чжуан Цзы был на рыбалке, и в этот момент его решили посетить высокопоставленные лица провинции. Хоть он не отрывался от удилища, чиновники начали говорить с ним, расхваливая его мудрость, а также предложили занять пост в управлении, дабы добиться признания. Не отрываясь от рыбалки, мудрец рассказал историю о скончавшейся три тысячелетия тому назад священной черепахе, сохраняемой принцем.

Он предложил чиновникам выбрать, что принесло бы черепахе большее счастье: быть останками, на которые молятся, или жить в пруду. Чиновники разумно ответили, что живому существо всегда счастливее жить в своей среде, на что Чжуан Цзы ответил: «Вот и я таков же». Так он отказался от поста в правительстве, выбрав вместо него естественное течение жизни.

Что нужно ценить?

Учение о Дао особенное внимание уделяет пониманию того, что действительно стоит вкладываемых усилий. Дао не требует от человека сидеть без дела всю жизнь. Трудности повседневности окружают людей, и жизненная философия должна отражать течение мысли. Философы древних времен сформулировали три основные ценности - смирение, умеренность, любовь. Любовь позволяла им быть храбрыми, умеренность давала обеспеченность, а смирение становилось методом управления властью имущими.

Считается, что осознавший Дао может увидеть его в окружающем - в цивилизации, во Вселенной, в каждом существе. Такой человек осознает свое благополучие как добро для окружающих. Работает это и в обратном направлении. В давние времена это называли «быть в состоянии любви». Постигнув Дао, можно начать творить добро для всех и сделать своей платой любовь вне зависимости от отношения к тебе. А вот иной ответ на ненависть, даже справедливый, не принесет положительного эффекта - зло возвращается злом, а результат разочаровывает. Любовь - состояние, дающее смелость. Постигнув Дао, можно без оглядки доверять миру и ощущать его доверие к себе.

Следуя Дао, человек получает способность контролировать, сдерживать мысли, действия. Удовлетворение невозможно при наличии излишества, и следующий Дао не может заранее сказать, как и когда он поступит. Решать заранее, как вести себя - это противоречит пути Дао. Придерживающейся его человек должен тщательно следовать наиболее простому пути. Лишь это позволяет увериться в совершении правильных действий.

Всему свое время и всему свое место

Ни основоположник классического учения о Дао, ни его ученики и последователи не стремились занимать посты в правительстве, поскольку это вступало в конфликт с самой идеей даосизма. Нельзя помочь, если руководишь действием человека. Быстрее добиться желаемого можно, будучи на скромном месте, да и превосходство одного над другим не свойственно нашему миру. Взаимная помощь и естественность - вот оптимальная атмосфера обитания в мире, а успех, личное богатство - ошибочные стремления.

Земля не меняется, а небо над нами вечно. Они таковы, поскольку не заботятся о сиюминутных желаниях, и это позволяет им быть всегда. Мудрый человек должен отринуть себя. Тем не менее он останется впереди, и присутствовать в деле будет тот, кто остается в стороне.

Основные сокровища учения Дао доступны всем и каждому, даже если нет личного учителя, знакомого философа, готового донести суть. Дао основано на присущих человеку особенностях, хотя мы обычно не смотрим на них. Чтобы найти в себе Дао, нужно избавиться от страхов, отринуть привычное, отказаться от поверхностного. Не найдя в себе Дао, не пытаясь его осознать, человек ведет себя неестественно, не осознает и не может достигнуть счастья - он подавлен.