Open
Close

Почему хасиды приезжают в умань. Уманьские хасиды: история самого шумного штетла Украины

13 сентября 2018, 12:58

Красивый старинный город Умань, Черкасская область, находящийся в самом центре Украины, известен не только своим великолепным Софиевским парком, но и тем, что раз в году, осенью сюда съезжаются со всего мира тысячи паломников-хасидов на празднование Нового года - Рош ха-Шана. В этот раз в Умань прибыли почти тридцать тысяч паломников. Нынешний праздник пришелся на период с 9 по 11 сентября.

Умань, сентябрь 2018. Паломники прибывают в город:

Это массовое паломничество на место захоронения основоположника Брацлавского дома хасидов, Нахмана бен Симхи. И на целую неделю украинский город Умань перестает быть украинским и становится некоей «ничьей», экстерриториальной единицей и одновременно словно перемещается во времени лет на 200 назад. Именно так выглядели тогда города, которые сейчас находятся в Польше, Украине и в Белоруссии. Все это - территории бывшей Речи Посполитой, которые в конце XVIII века вошли в состав Российской империи после раздела Польши и именно там зародился так называемый хасидизм.

Умань, 10. 09. 2018:

Хасидизм - мистическое движение, делавшее упор на эмоциональное познание бога. Поэтому тогдашние реальные лидеры еврейского кагала (общины) в Польше считали хасидов - профанацией истинного иудаизма. Например, Илья Залман из Вильны, более известный, как Виленский Гаон, очень серьезный авторитет, отказался встречаться с делегацией хасидских домов и даже подверг их символическому отлучению от общины, что приостановило развитие хасидского движения на землях Княжества Литовского.

Этот конфликт, разделивший иудеев на «традиционалов» и хасидов, продолжается до сих пор. Именно он стал причиной того, что государство Израиль не признается многими главами хасидских домов. С другой стороны, в самом Израиле хасиды не пользуются всеобщим уважением, даже наоборот. И традиционно верующие иудеи, не говоря за вообще не верующих евреев, избегают посещать хасидские кварталы из-за их неряшливого быта и неадекватных обитателей.

И вот здесь мы подходим к связи между отношением израильтян к хасидам, местам их компактного проживания и ежегодным паломничеством хасидов в Умань. Потому что свой быт и привычки они перенесли на территорию другого государства, требуя при этом экстерриториальности и невмешательства в их обычаи. А главное - агрессивно требуя от нееврейского населения Украины соблюдать их порядок.

Хасидский сейшн в Умани действительно делает город «экстерриторией». Здесь не соблюдаются украинские законы, полиция в основном не вмешивается, власти, не надеясь обрести контроль над событием, привлекают в Умань силовиков из Израиля. Почти половина всех прибывших хасидов уже навеселе и в неадекватном состоянии, к тому же они часто имеют при себе оружие, что делает их в разы опаснее. Поэтому местные жители все эти дни стараются их благоразумно избегать.

Территория вокруг символического жилья раввина Нахмана и его символической могилы превратилась в зону хаотической и очень небезопасной застройки и строительных афер. Достаточно вспомнить «самую большую в восточной Европе синагогу». На самом деле - это не капитальное сооружение, но метало-каркасное нечто, похожее на стихийные рынки или ангары. Но это «нечто» и правда способно вместить тысячи людей, что делает его очень опасным местом. Забавна и поучительна история строительства этой «синагоги». Ее заказали сами хасиды. И «кинули» украинскую компанию-подрядчика. Деньги уплачены не были. Застройщик, обратившись в суд, добился решения о передаче ему собственности на сооружение и взыскание убытков за счет его продажи с аукциона. Это была громкая история. «Самая большая в восточной Европе» синагога реально могла стать крытым рынком. Хасидские дома, правозащитники и представители общины громко негодовали, но сделать ничего не могли. Это было законное решение суда. А платить защитники синагоги почему-то не хотели.

В конце концов, спор был разрешён в сентябре 2008 года благодаря вмешательству казахстанского миллиардера Александра Машкевича, который и заплатил деньги вместо хасидов, хотя сам хасидом не является. В виде благодарности меценат получил право на почетное место в синагоге во время паломничества и доступ к могиле Нахмана без очереди.

Беспредел с застройкой ничто в сравнении с коммунальной катастрофой. Умань на неделю превращается в помойку, улицы завалены мусором, антисанитария зашкаливает, а власти города (чего греха таить?) - по локоть запускают руки в эту мутную воду.

О нечистоплотности религиозных туристов, их потребительском отношении к Умани и полному игнорированию местных законов написали все, кто хоть раз был там и видел все своими глазами. Власти города уже не раз предлагали перенести захоронение основоположника дома брацлавских хасидов в Иерусалим. Но хасиды - решительно против. Здесь едины во мнении большинство хасидских домов. Также попытка двух израильтян похитить тело цадика из могилы в 1996 году была пресечена, а двое активистов решительно осуждены хасидами.

Символическая могила цадика Нахмана

Дело в том, что и жилище раввина Нахмана в Умани, и его могила - не аутентичны. Дом и надгробье - символические новоделы, которые были воссозданы уже в наше время, после распада СССР. И совсем не на том месте, где они находились до конца 20-х годов. Поэтому наличие аутентичных останков знаменитого хасида - сомнительно. Тем более эксгумацию, вскрытие и ДНК исследования иудаизм запрещает.

Именно поэтому, скорее всего, хасидские дома решительно протестуют против переноса могилы в Иерусалим. Но не только. Захоронение и традиция - не единственная причина. А и то, что раз в год десятки тысяч людей, чьи личности, цели и планы никому не известны, получают возможность совершенно бесконтрольно пользоваться целым городом. Раз в году Умань перестает быть частью Украины.

Эту мысль, уже в этом году выразил бывший сотрудник МВД Украины и телеведущий, полковник Константин Стогний.

«Смотрю новостные ленты, читаю вот такие сообщения и понимаю, что мы не страну теряем. Мы что-то внутри себя потеряли. Мы вернули на историческом повороте куда-то не туда. Как так получилось, что двадцать лет назад, когда меня направили от МВД в Умань для координации действий силовиков по поддержанию порядка, наши дорогие еврейские гости вели себя действительно, как гости, - вспоминает он - Они уважали нас и жили по нашим законам! Если вдруг, появлялись агрессивные и неадекватные, то хасидов сопровождали израильские полицейские, совместно ставили их на место. А теперь что?! Теперь мы должны на своей земле жить по их законам?! Я все понимаю: гости, толерантность. Но попробуйте в Израиле нарушить Закон и плюнуть в полицейского!», - подытожил ведущий.

Что, плюют?- спросите вы. Конечно. И нападают на тех, кто с их точки зрения нарушает их законы. Их действия пресекают… израильские полицейские на территории Украины.

Сюда приезжают тысячи евреев-хасидов, чтобы в канун Рош-Ха-Шана (еврейского Нового года) помолиться у могилы цадика Нахмана. Захоронение основателя брацлавского хасидизма – самая почитаемая святыня среди его последователей.

Мифы и факты

Цадик (праведник) Нахман – основатель брацлавского течения в хасидизме (ортодоксальной ветви иудаизма), он написал несколько книг, где изложил свое учение. Предчувствуя кончину, Нахман в 1810 году переехал в городок Умань, знаменитый тем, что здесь разворачивались драматические события «Уманской резни». Тогда, в 1768 году тысячи евреев погибли от рук гайдамаков. «Души умерших за веру ждут меня» - говорил Нахман своим ученикам. Цадик был похоронен в 1811 году на еврейском кладбище. Со временем у брацлавских хасидов возникла традиция паломничества на его могилу.

В советское время традиция просуществовала вплоть до 1930-х годов, после чего власти решили ее искоренить, как и другие религии: старое кладбище застроили жилыми домами. На месте захоронения построили дом, разрушенный во время Второй Мировой войны.

Усилиями местных евреев место расположения могилы не было утрачено. В 1991 году (с образованием ) традиция паломничества к святому месту возобновилась. Вокруг могилы соорудили временную синагогу. Место получило официальный статус «Историко-культурный центр браславских хасидов».

Что посмотреть

Помещение синагоги разделено на две половины: отдельно для мужчин и женщин. Сама могила представляет собой каменный склеп, половина которого размещена в женской части, половина – в мужской. В помещениях – скамьи для молящихся и много религиозной литературы, на стенах – надписи на иврите.

Другие достопримечательности Украины: костелы и , и оперные театры.

Могила Нахмана открыта для посещения туристов.
Женщинам необходимо покрывать голову и тело, мужчинам на входе выдают кипу.
Как добраться: от ж/д вокзала Умань (3,3 км) пешком по ул. Октябрьской Революции около 40 мин.; от автовокзала (2,2 км) пешком по ул. Пушкина, затем по ул. Шевченка около 25 мин.

Умань – небольшой городок в Черкасской области, в котором находится великолепный парк «Софиевка», известный далеко за пределами Украины. Однако для хасидов Умань в первую очередь – место одной из самых почитаемых святынь, место ежегодного массового паломничества, сообщает сайт 112.ua

Могила цадика Рабби Нахмана (Брацлавского) привлекает в город десятки тысяч сторонников хасидизма. Они считают своей обязанностью побывать хотя бы раз в своей жизни на могиле цадика Нахмана. Они также считают, что если они встретят Новый год Рош Ха-Шана возле его могилы, то следующий год будет очень счастливым для них.

Экспресс-инфо по стране

Украина – государство в Восточной Европе.

Столица – Киев

Крупнейшие города: Киев, Львов, Харьков, Одесса, Днепр, Запорожье, Кривой Рог, Донецк

Форма правления – Парламентско-президентская республика

Территория – 603 549 км2 (44-я в мире)

Население – 42,6 млн чел. (32-я в мире)

Официальный язык – украинский

Религия – православие, католицизм

ИЧР – 0,747 (81-я в мире)

ВВП – $131,8 млрд (59-я в мире)

Валюта – гривна

Граничит с : Беларусью, Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, Молдовой, Россией

Хасидизм (переводится как «праведность») – это ответвление иудаизма, основанное раввином Бештом, который жил в местечке Меджибож на территории нынешней Хмельницкой области. Он создал собственное учение, согласно которому превыше всего ставился религиозный экстаз, а не стихи Талмуда. То, что неграмотный еврей может быть ближе к богу, чем самый искусный ученый, понравилось населению и очень быстро количество хасидов стало превышать количество классических иудеев.

Хасидизм отвергал все ритуалы, даже посещение синагоги. Учение не было одинаковым, поэтому хасиды разбились на многочисленные группы, каждая из которых немного по-разному трактовала понятия своей веры. Раввины в хасидизме остались как посредники между богом и смертными. Такие люди назывались цадиками. Одним из них и стал Нахман из Брацлава, внук Бешта и основатель брацлавского хасидизма.

Несмотря на уважаемый статус, цадик Нахман жил достаточно скромно, не копя себе сбережений. Однажды он посетил еврейское кладбище в Умани, где были похоронены многие жертвы еврейских погромов во времена Колиивщины, и изъявил желание быть похороненным здесь.

Хасиды приезжают в Умань целыми общинами, вместе с детьми. Первые паломники появляются еще за неделю до Рош-ха-Шана, который проходит 2 дня подряд в еврейском месяце тишрей (сентябрь или октябрь). Массовое паломничество начинается примерно за 4 дня до праздника Нового года.

Так как отель, который специально строили для паломников-хасидов, не работает, то все приезжие вынуждены искать себе временное жилье у местных жителей. Цены на жилье отличаются от места расположения дома, этажа и условий проживания. Самым дорогим жильем являются квартиры во многоэтажных домах, которые расположены непосредственно возле могилы цадика Нахмана или синагоги. На сегодня существует проект строительства в Умани большого паломнического центра, который будет включать в себя отель, синагогу и различные вспомогательные структуры.

Проблемы, связанные с паломничеством хасидов – это, прежде всего, засоренность города. Ведь в Израиле жителям строго запрещено мусорить, за это они платят большие штрафы. Приезжая в Украину, где законы не так щепетильны, евреи позволяют себе мусорить где угодно. Во время празднования Нового года городские службы не успевают убирать улицы города.

Охранять порядок в городе в этом году будут около 450 полицейских. Ожидается приезд в Умань более 30 тыс. паломников из 20 стран мира (около 80% — из Израиля). Они будут традиционно шумно отмечать 5777-й Новый год.

Множество самых ортодоксальных евреев, хасидов, приезжает встречать еврейский Новый Год в украинский город Умань, потому что там находится могила одного из основателей хасидизма. Для города это становится серьёзным испытанием...

Особенности национального еврейского нового года


На время иудейских религиозных праздников жизнь маленького украинского городка Умани превращается в ад…


Как уже сообщала РЛ, в среду 28 сентября в Умани начались празднования Рош Ха-Шана - еврейского нового года. 25 тысяч иудеев со всего мира съехались на могилу основателя браславского хасидизма Рабби Нахмана. Закончатся праздники в шабат - в субботу, 1 октября. На это время улица Пушкина, где находится могила Нахмана и главная синагога превратилась в хасидский квартал . Со всех сторон выставлены милицейские посты. На улице звучит оглушительно громкая музыка. Хасиды танцуют и поют.



Поведение многих паломников вызывает нарекания даже в Израиле. Например, прошлой осенью был сорван авиарейс Тель-Авив-Киев. В самолёте перевозили свитки Торы для уманских торжеств. Сначала на посадке пассажиров хасиды устроили ритуальные танцы и пляски вокруг раввина, который нёс свитки. Торопить процесс было нельзя, и воздушный коридор для этого борта закрыли.


Затем хасиды принялись рассаживаться, и выяснилось, что свиткам Торы не позволено лететь в одном салоне с «неправоверными», которые тотчас были переведены в другой салон самолёта, или отправлены не без скандалов другими рейсами , сообщает портал Свободная пресса.


В Умани жилья на всех уже не хватает. Хасиды обустраивают ночлег на улице, перед подъездами. Евреи-паломники подстригают пейсы прямо на улицах. Большой удачей считается обосноваться в палаточном городке у могилы Рабби Нахмана. Паломники уверены: чем ближе человек к могиле «цадика», тем счастливее будет. Здесь, на улице Пушкина, они устраивают бурные танцы.


Гости заняли лучшие кварталы Умани. Специальные КПП и милицейские кордоны отделили «иудейскую» зону от остального города. В оцеплении стоит милиция и внутренние войска. Местным жителям без паспорта сюда вход закрыт.


За квартиры даже в удалённом от могилы районе легко дают по 500 долларов в сутки. Украинцы из окрестных сёл рванулись на городские базары, чтобы продать овощи в два раза дороже обычного. При этом все торговые места завешены частыми сетками. Продавцы утверждают, что приезжие из Израиля, которых большинство, склонны к мелкому воровству .


Паломники не желают обращаться в обменники и охотно расплачиваются валютой. Средняя цена за сданную койку - 50 долларов. Хасиды селятся в квартире по 5-7 человек, настаивая, чтобы хозяева покинули помещение.


Коренные жители Умани очень часто недовольны специфическим поведением гостей. Иудейские ортодоксы требуют, чтобы в округе не было женщин, а в домах - телевизоров, радио, картин и портретов. Согласно хасидской вере, женщина - существо грязное и после наступления Рош Ха-Шаны на неё нельзя даже смотреть.


Были случаи вооружённого нападения особо ревностных «верующих» на молодых уманчанок, которые подвергались избиениям только за факт нахождения в родном городе.


Перед праздничными днями хасиды включают свет во всех комнатах и водопроводную воду. Гасят электричество и закручивают краны только по окончании новогодних торжеств. Свет должен гореть круглосуточно, вода из кранов льётся постоянно, даже в холодильниках не должна включаться и выключаться электролампочка…


«Не все хасиды приезжают к нам, чтобы помолиться», - говорит уроженец Умани депутат Верховной Рады Пётр Цюрко. - Некоторые провоцируют местное население, ведут себя по-хамски. Например, после отъезда практически всё жильё приходится основательно ремонтировать. В праздники хасидам, последователям мистического направления в иудаизме, запрещена любая работа. Нельзя мыть посуду, выносить мусор и даже смывать воду в туалете. За месяц квартиры превращаются в полный кошмар .


Молодёжь устраивает в домах настоящие погромы - бьют стёкла, ломают кровати, холодильники и газовые плиты, рвут и жгут обои. На улицах оскорбляют прохожих. Украинскую милицию еврейские подростковые банды не боятся.


На охрану правопорядка в Умань уже стянуты полтысячи сотрудников управления МВД Черкасской области. Узловые точки города заняли тяжеловооружённые бойцы роты особого назначения «Беркут» и спецподразделения «Грифон».


Для спецподразделений уже есть работа - здесь начались бурные столкновения милиции с местными жителями, которые проводили акцию против паломников-хасидов. Протест возглавила партия «Свобода». Активисты партии провели массовый сход жителей Умани, где люди жаловались на «брутальное поведение заезжих туристов из Израиля», «хамское отношение к местным украинцам». Жители города развернули плакаты «Умань - украинский город» .


Как уже сообщала РЛ, в воскресенье участники схода подверглись жестокому нападению. «После схода его участников окружил "Беркут" и без предупреждения начал бить всех без разбора - людей пожилого возраста, детей и женщин», - сообщают очевидцы. Депутат горсовета Умани от «Свободы» Богдан Черномаз заявил, что рассматривает хасидов как «чужеземную секту» , последователи которой привозят в город «непокой и агрессию».


Милиция приводит другую версию - силовые задержания начались после того, как националисты попытались выстроиться в колонну и пройти маршем по городским улицам. 50 человек увезли на автозаках. Среди задержанных оказался один из главных спикеров партии Андрей Ильенко.


Марш «Умань без хасидов» был остановлен, однако молодёжная организация «Сокол» объявила о начале бессрочной народной акции против хасидского произвола. Черкасская оппозиция планирует обратиться к Януковичу с предложением отдать хасидам прах «цадика» Нахмана, чтобы они забрали его в Израиль или США.


Хасидам не помешала «Свобода»



Вчера в Умани (Черкасская область) брацлавские хасиды начали праздновать наступление 5772 года по иудейскому календарю - Рош-а-Шаны. Для этого в Умань прибыло рекордное количество паломников - около 30 тыс. человек. Их встретили представители Всеукраинского объединения «Свобода», протестовавшие против нарушения приезжими общественного порядка в городе. Митинг закончился потасовкой с милицией. За празднованием наблюдал корреспондент «Ъ» Артём Скоропадский.


Для празднования нового 5772 года по иудейскому календарю в Умань из разных стран прибыло рекордное количество хасидов - около 30 тыс. человек. Вчера с самого утра они заполнили центр города. Прямо на улицах паломники, большинство из которых были облачены в белые одежды, читали молитвы, пели и обнимались. К главной святыне брацлавских хасидов - могиле раби Нахмана - тянулись многолюдные очереди. Сама могила, накрытая чем-то наподобие рыночного павильона, была полностью окружена паломниками, которые молились и пели песни.


А здесь есть ещё один фоторепортаж о ежегодном хасидском нашествии в Умань - http://chistoprudov.livejournal.com/49002.html

Еврейский новый год в Умани: Хасиды ищут девственниц и жарят шашлыки



Рыночные торговцы перевели цены в доллары, пожарные пришли в повышенную боеготовность, а «ночные бабочки» открыли на паломников сезон охоты. Подготовка к Рош-а-Шана в Умани в разгаре. Правда, пыл паломников, которые съехались на могилу цадика Нахмана со всего света, слегка охладил дождь, посыпавшийся с неба в самое начало еврейского Нового года - в среду вечером. Дождь временами продолжался в четверг, поэтому хасиды слегка потанцевали - так как обычай обязывает выказывать радость - и отправились в места ночлега отогреваться едой и питьём.


Куриная грудка по 5 долларов


Вместо гривен - доллары, вместо мелочи - шекели. Такова сейчас ситуация на рынках в Умани, куда совершают набеги паломники из относительно бедных стран - Израиля, Марокко и Туниса. Продавцы отреагировали моментально: хлеб в ларьках - по доллару, яйца - 2-3 доллара, огурцы и перец болгарский - 1,5-2 доллара, килограмм куриной грудинки - 5 долларов. Местные жители в панике оккупировали супермаркеты, где цены остаются прежними.


Будь неладны эти паломники, цены так подскочили, - жалуется 64-летняя пенсионерка Людмила Шевчук. - Мне до супермаркета далеко, а на базар хоть не ходи. Лук, яйца, курятину они, как саранча, выметают. У них деньги есть, а нам что делать?


У пожарных и санврачей - повышенная боевая готовность. Оказывается, хасиды любят шашлыки (из любого мяса, кроме свинины) и готовят их, не смущаясь, на лестничных клетках, балконах и даже в квартирах.


Приходилось выезжать на разные вызовы, где хасиды готовили дома мясо на огне, - рассказала главный санитарный врач города Лариса Качанова. - Вот недавно пожаловались жители 9-этажки. Мы приехали вместе с пожарниками. И действительно, хасиды на балконе разожгли костёр и жарили баранину.


Самый ходовой товар - здоровье


В этом году поведение некоторых паломников удивляет даже видавших виды уманчан. Продавцы рынка стали невольными свидетелями, как хасиды покупают… здоровье.


Я сначала не понял, что от меня хотят, - делится впечатлением Александр Дунь, крепкий мужик килограмм под 120. - Пристал ко мне малый худой хасид и начал что-то лепетать по-своему. Потом мне перевели, что хочет купить у меня здоровье . Ну, я тоже не растерялся. Сначала он назвал цену «ван доллар», но я набивать начал. Сторговались на 50 долларах. Он отдал мне деньги, крепко обнял и довольный ушёл.


Поступают от паломников и другие интересные предложения.


Стою на рабочем месте, товар отпускаю, - рассказывает 20-летняя продавщица детских игрушек Ирина. - Вдруг ко мне в магазин заходит толпа молодых хасидов - лет по 19-20. И стали предлагать, мол, заплатят доллар, чтобы я разрешила им потрогать свою грудь . Я отказалась. Они стали предлагать 5, потом 10 долларов. Еле вытурила их из магазина.


Студентки Умани рассказывают, что в парке «Софиевка» к ним часто подходят паломники и спрашивают, девственницы ли они. Есть поверье, что если иудей переспит с девственницей другой веры, то все свои грехи оставит в ней . Иногда предлагали до тысячи долларов за ночь!


А местные барышни ищут миллионеров


Справедливости ради скажем, что набожные хасиды ходят по улицам, опустив глаза, чтобы не заглядываться на местных красавиц. В канун еврейского Нового года общение с женщинами запрещено. А вот с его наступлением, когда все начинают веселиться и петь, всяко бывает... Поэтому уже много лет в Умань слетаются «ночные бабочки» едва ли не со всей Украины. Даже горячие одесситки не ленятся оставить свою работу у моря, чтобы поохотиться на денежных паломников.


Не прочь поискать себе жертв среди хасидов и добропорядочные уманчанки. Но только не ради продажного секса. Девушки ищут себе мужей. И не простых, а очень зажиточных - из американцев или европейцев. Каждый год количество браков между хасидами и уманчанками возрастает - барышни выходят замуж, рожают детей и обращаются в их веру. А недавно в Умани появились свои миллионеры - несколько хасидов так влюбились в местных девушек, что остались со своими избранницами здесь навсегда.


Украинки очень красивы, у них интересный характер, - поделился с «Комсомолкой» один из хасидов - гражданин США. - А ещё ваши девушки очень вкусно готовят и с ними не скучно.


Само веселье Рош-а-Шана должно начаться в ночь с пятницы на субботу, когда Новый год наконец-то наступит, и хасиды будут пить, плясать и веселиться в полную силу.


Хасиды в Умани пускали в ход ножи



Из Умани Черкасской области массово уезжают паломники-хасиды , которые 8-9 сентября 2010 года отпраздновали здесь иудейский 5771-й Новый год. В этом году праздник получился как никогда бурным - дошло даже до поножовщины.


В этом году исполняется 200 лет со дня смерти Рабби, поэтому в Умань прибыло рекордное количество паломников - около 30 тысяч (обычно приезжает 15-20 тысяч). Возможно, именно поэтому паломники набедокурили больше, чем обычно. Как рассказали нам местные правоохранители, в одном из конфликтов дело дошло до поножовщины. А такого никогда не было!


«ЧП произошло вечером на улице Пушкина (вблизи могилы Нахмана. - Авт.), - сообщила пресс-служба черкасской облмилиции. - Местная жительница пришла проверить состояние сдаваемой хасидам в аренду квартиры и сделала им замечание, мол, слишком шумят. Началась ссора. На шум из другой квартиры вышел сосед и попытался вызвать милицию. Хасиды стали бить мужчину. Тот выбежал на улицу, где за него вступился случайный прохожий, за что получил несколько ножевых ударов». В итоге трое причастных к драке паломников находятся под следствием, а десятерых их товарищей депортировали без права въезда в Украину на 5 лет.


Другой конфликт, о котором официально рассказывают в милиции, произошёл между евреями из Одессы и хасидами: первые затеяли со вторыми религиозные споры. «Была словесная перепалка, без драки. Мы объяснили одесским гостям, что они появились не в то время и не в том месте», - рассказал «Сегодня» замначальника уманского горотдела милиции Александр Стрембицкий.


По неофициальной информации, в Умани произошло ещё несколько ЧП. Якобы одного из уманчан поймали на краже имущества паломников, после чего пьяный гражданин Израиля ранил его ножом в живот. А в массовой драке, которая возникла по ходу этого конфликта, якобы были ранены и двое милиционеров. Во втором ЧП сотни паломников атаковали двух украинцев с криками: «Воры! Воры!». Те закрылись в машине, а милиции пришлось утихомиривать хасидов с помощью собак и слезоточивого газа. Но начальник пресс-службы черкасской облмилиции Наталья Таран не подтвердила нам эту информацию…



Кстати, а почему евреи имеют сегодня 5772 год, а мы только 2011 ? Они что, и правда, древнее всех? Конечно, нет! Просто нам календарь подменили и сделали так, что якобы до рождества христова почти ничего не было. А у евреев якобы было… На самом деле история Человечества на этой планете насчитывает тысячи веков ! А евреи действительно были созданы около 6 тысяч лет назад. Об этом можно прочесть на сайте Пища Ра

Пишет киевский фотоблоггер elektraua : На этих выходных в Умани представители хасидизма отпраздновали очередной еврейский Новый Год. Напомню, что традиционно каждый год в Умань съезжаются десятки тысяч паломников-хасидов со всего мира чтобы отпраздновать Рош а-Шана в месте, где похоронен духовный лидер цадик Нахман. Хасидизм связан с деятельностью его основателя Бешта — каббалиста и целителя, основавшегося в местечке Меджибок (Подолье, ныне Украина). Хасидизм ставит акцент на личном переживании Бога, на личной праведности и роли харизматических лидеров — цадиков.

(Всего 44 фото)

1. Цадик Нахман родился в городе Меджибуж (сейчас - Хмельницкая область Украины) в 1772 году. Затем вел кочевой образ жизни, бывал в разных городках Украины, в основном, в Медведевке и Златополье, а последние 8 лет жизни провел в Браславе (сейчас - Беларусь). В 1808 году Раби Нахман заболел туберкулезом, поселился в Умани, где и был похоронен в 1810 году. С тех пор этот город стал центром поклонения хасидов, куда они съезжаются со всего мира каждый еврейский Новый год. Нахман завещал каждому Хасиду хотя бы один раз в жизни совершить паломничество к нему на могилу и в радости отпраздновать Рош а-Шана. По приезду в Умань нас ждал неприятный сюрприз - весь день шел дождь, чередуясь с ливнем. Во время празднования хасидам нельзя грустить, иначе Бог разгневается. Поэтому хасиды танцуют и поют песни. В прошлом году на этом месте громко играла музыка и несколькотысячная толпа водила хороводы. Сегодня же все прятались под козырьками и одевали на Штраймлы полиэтиленовые пакеты

2. Хасиды придерживаются строгого дресс-кода. Они носят белую рубашку с чёрными короткими брюками, заправленными в носки. Поверх рубашки они одевают старомодную черную капоту или пиджак. Туфли хасиды носят без пряжек и шнурков, что как и заправленные в носки брюки символизирует удалённость от земной грязи. Почти всегда хасиды носят на голове черную фетровую шляпу, из под которой видны пейсы. Мужчины-хасиды всегда отпускают усы и бороды. Особо почтенные ребе носят меховые шапки штраймл. Следует отметить, что не все хасиды строго придерживаются своих правил. Сегодня большинство из них носят как шнурки, так и длинные брюки. Порой удивляют размеры меховых шапок на совсем маленьких детях. По большей части хасиды пользуются языком тех стран, где они живут. Идиш имеет в хасидских общинах высокий общественный статус, и без знания идиша (среди прочего) там невозможно стать своим. Идишем в той или иной степени владеют большинство хасидов. Некоторые хасидские течения в Израиле и за рубежом противятся использованию иврита в качестве разговорного языка, а предпочитают его лишь для молитвы. Хасидские раввины, работающие среди русскоязычных эмигрантов в Израиле, поощряют сохранение русского языка как средства контакта поколений. Среди развлечения - подойти к нашему человеку и начать бурно обсуждать какую-то тему, радуясь непониманию


3. На улице Пушкина в Умани всё необычно: надписи, указатели и баннеры на иврите, очень грязно и шумно. А ещё запах... Хасидам в Шаббат запрещено что-либо делать, вода в кранах открывается заранее и течет несколько дней не прекращая, двери открываются, никто не пользуется открытым огнем и не носит с собой деньги. Местные милиционеры чтобы узнать, наступил ли Шаббат, пытаются дать хасиду мелкие деньги, если тот не берет - Шаббат. В прошлом году, приехав после Шаббата, мы увидели очень много попрошаек. не стеснялись просить денег даже с виду приличные хасиды. А ещё хасиды очень много курят, хоть это и не поощряется писанием в Талмуде. Курят, но пользоваться спичками или зажигалкой нельзя, поэтому всегда видны несколько человек, которые ищут, у кого можно взять огня от окурка

4. В своём большинстве хасиды очень бедны. Точнее, есть бедные и богатые, а средний класс практически отсутствует как таковой. Для самых неимущих и экономных в каждом, не важно, чистом или грязном закоулке, ставятся такие палаточные городки, где можно пожить во время своего паломничества. Когда мы проходили мимо, нас позвал старый хасид под предлогом "You can take a few photos inside". На самом деле, он хотел чтобы мы помогли ему закрепить палатку, которая падала от ветра. Помогли, деваться было некуда.

5. Вот такие жилищные условия внутри, но это не важно. Важно то, что могила цадика рядом

6. Для мытья рук в рукомойниках висят специальные кружки, которыми можно поливать руки. В Шаббат нельзя мыть руку рукой, хотя есть такие, которым все равно. Слева кабинки туалета, в котором напористый запах выедает глаза ибо... после себя смывать нельзя

7. Чтобы попасть на обеденную молитву, нам пришлось договариваться с Израэлем, одним из представителей общины в Украине в этом году. Инструктаж был простым: "Вы снимаете всё, а если кто-то злится или ругается - проходите мимо, говорите что я разрешил". Все понятно, но с первых же минут на нас начали бросаться старики и не разрешали снимать ни под каким предлогом. Хасида нельзя снимать за молитвенным процессом. Хасиды помоложе наоборот часто говорили "Ю кэн стей, ю кэн стей". Ситуация еще усугублялась тем, что при виде большого фотоаппарата около нас собралось 15-20 детишек, которые непрерывно обсуждали нас, тем самым привлекая лишнее внимание

8. А вот и лицо Израэля. Он очень просил, чтобы мы засняли важнейший момент - игру в Шофар (специальный рог)

9. Рядом с синагогой находится дополнительное жилье. Разрешение снимать внутри было получено после семейного портрета. Вообще интересно получается, почти все хасиды резко отказывают себя снять, но когда делаешь это принудительно и показываешь им кадр - улыбаются и просят еще.

10. Можете представить себе запах внутри

12. Интересно, как сработала пресс-служба Умани в этом году. Она раздала аккредитацию журналистам на весьма неудачные дни, когда снимать особо и нельзя. Многие хасиды при виде камеры тут же закрываются руками, журналистов отовсюду прогоняют. Чтобы оператор мог отснять материал, с ним посылался боец Сокола, иначе существует вероятность, что хасиды повредят дорогостоящую технику. Хотя, как показывает практика, евреи не боятся наших правоохранителей, которых в Умань свезли в количестве 5 000 человек со всей Черкасской области. Зато ОЧЕНЬ боятся своих полицейских, присланных с Израиля для поддержания порядка. Всего таких полицейских в этом году было 6 человек. Два очень коротких слова и любой хасид становился послушным и со всем соглашался. Наши сотрудники милиции были проинструктированы таким образом, чтобы случайно не был допущен международный конфликт, по сути запрещалось применение силы к агрессивной стороне. шутливые милиционеры то и дело пугали "Сейчас пейсы отрежем", или "На депортацию!". Иногда и такие меры помогают. Кстати о депортации. На момент приезда в Умань в нашем присутствии оформлялись документы на депортацию шестерых хасидов за разные виды нарушений правопорядка. также обсуждался вопрос партии "Свобода", которая устроила несанкционированный, запрещенный митинг "Украина без хасидов". 60 человек были задержаны.

13. Маленькие хасиды очень наглые. Этот разносчик литературы криками пытался прогнать всех журналистов из Синагоги 🙂 Конечно, через минуту-вторую мы собрали на себе много недоброжелательных взглядов и решили бежать. На выходе нас ждал очень испуганный милиционер, который очень просил нас больше так не делать. Как? - Неясно

16. Можно также отметить, что чуть ли не половина иудей в Умани выглядят, мягко говорят, неадекватно: еле передвигаются, шатаются, полуприкрытые глаза, невнятная речь, дезориентация. Сотрудники милиции предполагают, что большинство молодых хасидов в Умани развлекаются не совсем законными препаратами. Подтверждений не нашли, но очень на то похоже.

17. В Торе есть заповедь, запрещающая выбривать пеот - волосы на висках. Несмотря на то что существует принцип, согласно которому нужно стараться исполнить заповедь по возможности наилучшим образом, это относится только к предписывающим заповедям Торы, а не к запретам. В принципе, любая длина волос на висках достаточна, если очевидно, что это место не выбрито. Но во многих общинах из уважения к этой заповеди и желания отличаться от нееврейского окружения было принято оставлять длинные пряди волос на висках, так называемые пейсы.

18. По данным корреспондента ЛIГА в Умань прилетело 24233 хасидов из 24 стран мира. Из них 2726 детей и 29 женщин. Больше всего хасидов в Умань прилетело из Израиля – 22900 человек, из США – 902, из Канады – 116, из Франции – 194, из Англии – 41. Представителей остальных стран мира насчитывается менее 20 человек. Нам удалось увидеть максимум 6 женщин, которые стояли на заднем дворе синагоги и, заглядывая через окно внутрь, молились. Всего же, по данным главного раввина Киева и Украины Якова Дов Блайха, ожидается, что на празднование иудейского нового года в Умань прибудет до 40 тыс. паломников. При этом, по его словам, ежегодно Умань посещают 80-100 тысяч туристов-хасидов со всего мира, которые оставляют в Украине более одного, а может и 1,5-2 млрд. грн. Весьма немаленькая сумма как плата за постоянно грязный еврейский квартал. Для многих уманчан это заработок на весь год. Они выезжают из своих квартир, вносят 2-х и 3-х ярусные кровати и заселяют хасидов с как можно более плотной концентрацией хасид/метр всего за пару сотен долларов.

20. В центре Пушкинской улицы, на этом месте, все выкуплено хасидами. Будка с музыкой тоже, но в этом году она закрыта. Говорят, не приехал владелец а все очень ждали. В итоге танцевали сами себе напевая.

22. Как я уже говорил, основная масса хасидов одевается очень бедно. Стандартный наряд часто несоответствует огромным кроссовкам на несколько размеров больше чем нужно.

24. Обед. Хасиды получали бесплатную сертифицированную кошерную пищу, привезенную со специальной фабрики в Израиле. Мусор бросается под ноги.

26. Представители негроидной рассы очень неохотно фотографируются, отворачиваются и убегают.

27. А вот очень милая картина, согласитесь 🙂 Папаша рассказывал сыну как лучше кушать и с чего лучше начинать.

29. Когда я спросил разрешения, могу ли я сделать портрет, темнокожий хасид очень обиделся и отвернулся.

30. Хасиды побогаче выкупили небольшие аппартаменты по Пушкинской за баснословные для Умани деньги - $50 000 за квартирку.