Open
Close

По входе – тропари и кондаки. Читается вседневное славословие


Понедельник. Происхожде́ние Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Семи мучеников Маккаве́ев, матери их Соломони́и и учителя их Елеаза́ра. Начало Успенского поста.

Пра́зднество Всеми́лостивому Спа́су и Пресвято́й Богоро́дице.

Служба Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и мучеников Маккавеев славословная, совершается вместе со службой Октоиха.

Примечание. Перед началом вечернего богослужения («пре́жде клепа́ния») иерей износит из сосудохранилища честны́й Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов.

Календарные заметки:

Начало Успенского поста .
На утрене после великого славословия – вынос Креста и поклонение ему по чину Крестопоклонной Недели.
На литургии поется Трисвятое.
Совершается малое освящение воды.
Крест относится в алтарь вечером по отпу́сте вечерни.
С этого дня до отдания Воздвижения (кроме попразднства Преображения Господня, предпразднства Успения Пресвятой Богородицы, самого праздника Успения, его попразднства и отдания) на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Крест начерта́в…».

Порядок чтений, согласно календарю:

На вседневной вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Креста (Минеи), глас 4-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Святи́и Маккаве́и…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Его́же дре́вле Моисе́й…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Ду́ши пра́ведных…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Глас проро́ка…».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас тот же.

Примечание. По окончании вечерни иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш…». Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство...». После возгласа поют (тихо) тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава, и ныне» – кондак Креста, глас 4-й: «Вознесы́йся на Крест волею…». Во время пения иерей взимает на главу блюдо с Крестом, в предшествии свещеносца со свечой и диакона с кадилом, переносит Крест на престол и полагает его на евангельское место, а Евангелие (обычно заранее, до переноса) поставляет на горнее место престола, куда оно ставится после чтения на Литургии. Пред престолом поставляется возжженная свеча на свещнике (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 8).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Креста, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас тот же, «И ныне» – тропарь Креста, глас тот же.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), Креста (Минеи) на 6 и мучеников на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начерта́в…».

Примечание. С этого дня и до Преображения Господня (включительно), а также в день отдания праздника Преображения, если на утрене поется великое славословие, катавасия праздника Воздви́жения: «Крест начерта́в…» (см. Типикон, гл. 19).

По 3-й песни – кондак и икос мучеников, глас 2-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – седален Креста (Минеи), глас 6-й: «Крест Твой, Го́споди…».

По 6-й песни – кондак и икос Креста, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен мучеников, «И ныне» – светилен Креста (Минеи).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: Креста (Минеи), глас 1-й – 3, и мучеников, глас 1-й, глас 4-й и глас 5-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 4-й: «На Маккаве́и собра́вшуюся рать…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Пособи́вый, Го́споди…».

Примечание. До пения великого славословия (обычно во время пения канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв).

Великое славословие. Во время пения славословия предстоятель (облаченный во все священные одежды) совершает с диаконом троекратное каждение вокруг престола. По окончании великого славословия, при пении Трисвятого, поклонившись земно трижды, предстоятель взимает Крест на главу (при пении заключительного: «Святый Боже…») и исходит (через горнее место) северными дверьми (ему предшествуют свещеносец со свечой и диакон с кадилом) до царских врат. По окончании Трисвятого предстоятель произносит в царских вратах: «Премудрость, про́сти» . Певцы поют трижды тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…». Иерей в предшествии свещеносца и диакона идет на середину храма, где полагает Крест на заранее приготовленный аналой и совершает вокруг него троекратное каждение. Духовенство трижды поет: «Кресту Твоему…» (каждый раз завершая пение земным поклоном), это же песнопение трижды повторяют певцы. Совершается поклонение Кресту, целование его при пении стихир, глас 2-й, глас 5-й и глас 8-й: «Прииди́те, ве́рнии…» и др. Ектении – сугубая: «Помилуй нас, Боже…», и просительная: «Исполним утреннюю молитву…» (с молитвой главопреклонения). Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…» (на отпусте поминаются свв. мчч. Маккавеи).

На часах – тропарь Креста. «Слава» – тропарь мучеников. Кондаки Креста и мучеников читаются попеременно.

На Литургии блаженны Креста, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и мучеников, песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропарь Креста, тропарь мучеников. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Креста .

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Креста (Минеи) и мучеников.

Апостол и Евангелие – Креста, дня (под зачало) и мучеников.

В этот день совершается чин малого освящения воды . По обычаю, освящение меда нового сбора (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 21–31).

Примечание. По Уставу, освящение воды совершается на утрене после изнесения Креста, перед поклонением ему, или перед часами и Литургией (см. Типикон, гл. 48, 1 августа). На практике, освящение воды обычно совершается после Литургии.

Примечание. «О посте́ Пресвяты́я Богоро́дицы подоба́ет ве́дати: В пост Святы́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы Успе́ния 15 дней, кроме́ Преображе́ния Христо́ва, пости́мся до 9-го часа́ дне. Понеде́льник, сре́ду и пято́к – су́хо я́сти; и твори́м коленопреклоне́ние, да́же до причаще́ния. Во вто́рник и четверто́к варе́ние без еле́а. В суббо́ту же и Неде́лю варе́ние со еле́ем, и вино́ пие́м; ры́бы же не яди́м до Успе́ния Пресвяты́я Богоро́дицы, но то́кмо на Преображе́ние Христо́во яди́м ры́бу, два́жды дне́м» (Типикон, гл. 33).

По обычаю, предстоятель творит Крестом крестное зна́мение в царских вратах.

В 48-й главе Типикона на 1 августа на Литургии по входе не указаны тропарь и кондак храма Богородицы или храма святого, хотя на основании общего устава (Типикон, гл. 52) тропарь и кондак храма Богородицы или храма святого могут петься.

Богослужебные указания за 14 сентября 2015 года Понедельник. Начало инди́кта – церковное новолетие. Прп. Симео́на Сто́лпника и матери его Ма́рфы. Собор Пресвятой Богородицы в Миаси́нской обители. Мч. Аифала́ диакона. Мцц. 40 дев постниц и мч. Амму́на диакона, учителя их. Мц. Калли́сты и братий ее мчч. Ево́да и Ермоге́на. Прав. Иису́са Нави́на. Иконы Божией Матери, именуемой «Всеблаже́нная». Черни́говской-Гефсима́нской иконы Божией Матери. Совершается славословная служба по Минее. Примечание. По Типикону, служба на «Начало индикта, си́́́́речь новаго лета» имеет знак полиелея, но на утрене полиелей не полагается. На великой вечерне поется «Блажен муж» (1-й антифон), читаются паримии, а утреня совершается с великим славословием. Порядок чтений, согласно календарю: Новолетия: 1 Тим., 282 зач., II, 1-7. Лк., 13 зач., IV, 16-22. Прп.: Кол., 258 зач., III, 12-16. Мф., 43 зач., XI, 27-30. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: индикта, глас 1-й – 3, преподобного, глас 5-й – 3, и ины стихиры преподобного, глас 2-й – 4. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Боже́́ственная благода́́ть…», «И ныне» – индикта, глас тот же: «И́́же со Ду́́хом Святы́́м…». Вход. Прокимен дня. Паримии индикта – 2 и преподобного – 1. На стиховне стихиры индикта, глас 1-й и глас 2-й – 4 (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Преподо́́бне о́́тче…», «И ныне» – индикта, глас тот же: «Ты, Царю,́́ сый при́́сно…». По Трисвятом – тропарь индикта, глас 2-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 1-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же: «Ра́́дуйся, обра́́дованная…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь индикта, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 1-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же: «Ра́́дуйся, обра́́дованная…». Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален индикта, глас 4-й: «Яко Влады́́це всех…». «Слава» – седален преподобного, глас 8-й: «Крест Госпо́́день взем…», «И ныне» – седален индикта, глас 4-й: «Яко Влады́́це всех…». Примечание. «От дне́́́́сь начина́́́́ется чести́́́́ Метафра́́́́ст Логофе́́́́та Симео́́́́на, и Маргари́́́́т Златоу́́́́стов, и толкова́́́́ния Посла́́́́ний свята́́́́го апо́́́́стола Па́́́́вла» (Типикон, 1 сентября, 1-е «зри»). По 2-м стихословии – седален преподобного, глас 8-й: «Воздержа́́нием, и труды́́…». «Слава» – седален мц. Каллисты, глас 4-й: «Вошла́́ еси в по́́двиг…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ско́́ро приими́́…». Псалом 50-й. Примечание. Полиелей поется только в храме прп. Симеона Столпника. Полиелей и величание преподобного с псалмом избранным. Малая ектения и седальны преподобного по полиелее (как указано в Минее). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – преподобного, стихира по 50-м псалме – храма (преподобного) (ср.: Минея, 1 сентября). Каноны: индикта со ирмосом на 6 (ирмос по дважды), мучениц на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Крест начерта́́в…». По 3-й песни – кондак индикта, глас 2-й; седален индикта, глас 8-й, седален преподобного, глас тот же. «Слава» – седален мучениц, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». Примечание. «Иере́́́́й же, покади́́́́в святу́́́́ю трапе́́́́зу, возгласи́́́́т: Богоро́́́́дицу и Ма́́́́терь Све́́́́та в пе́́́́снех возвели́́́́чим. И, покади́́́́в святы́́́́й олта́́́́рь и всю Це́́́́рковь, и бра́́́́тию, е́́́́же повсегда́́́́ на 9-й пе́́́́сни у́́́́трени не оставля́́́́ется. Мы же стихосло́́́́вим [стихологису́́́́ем] 9-ю песнь, пою́́́́ще велегла́́́́сно, на глас 6-й: Вели́́́́чит душа́́́́ моя́́́́ Го́́́́спода... Припеваем же: Честне́́́́йшую Херуви́́́́м...» (см.: Минея, 1 сентября). По 9-й песни – катавасия: «Та́́ин еси́́, Богоро́́дице, рай…» и «Сне́́дию дре́́ва…». «Достойно есть» не поется. Светилен индикта. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – ин светилен индикта. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 4: индикта, глас 3-й и глас 4-й – 3, и мучениц, глас 2-й – 1. «Слава» – преподобного, глас 2-й: «От ко́́рене блага́́го…», «И ныне» – индикта, глас 8-й: «Неизрече́́нною му́́дростию…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь индикта, глас 2-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 1-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же: «Ра́́дуйся, обра́́дованная…». На часах – тропарь индикта. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки индикта и преподобного читаются попеременно. На Литургии блаженны индикта, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь индикта, тропарь Богородицы: «Ра́́дуйся, обра́́дованная…», тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак индикта. В храме Богородицы – тропарь индикта, тропарь Богородицы: «Ра́́дуйся, обра́́дованная…», тропарь преподобного; кондак индикта. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь индикта, тропарь Богородицы: «Ра́́дуйся, обра́́дованная…», тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак индикта. Прокимен, аллилуиарий и причастен – индикта и преподобного. Апостол и Евангелие – индикта и преподобного. Примечание. «Дневны́́́́й же Апо́́́́стол и Ева́́́́нгелие вычита́́́́ем напреди́́́́» (Типикон, 1 сентября, 2-е «зри»). В текущем году рядовые чтения переносятся на вторник (2 сентября).

1-го АВГУСТА. Понедельник. Происхождение честных древ Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Святых мучеников Маккавеев. Начало Успенскаго поста. Служба происхождения честных древ Честнаго и...

1-го АВГУСТА. Понедельник. Происхождение честных древ Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Святых мучеников Маккавеев. Начало Успенскаго поста. Служба происхождения честных древ Честнаго и Животворящаго Креста Господня славословная. Перед вечерней переносится Честный Крест с жертвенника на престол (см. в Неделю Крестопоклонную). Так поступаем, если утреня совершается с вечера. Если же утреня служится утром, то Крест по установленному чину переносится после отпуста вечерни. НА ВСЕДНЕВНОЙ ВЕЧЕРНИ Кафизмы нет. На Господи воззвах: Стихиры Креста (глас 4-й) – 3, мучеников (глас 1-й)– 3, Слава: мучеников: (глас 8-й): Святии Маккавеи мучителю глаголаху: И ныне: Креста: (глас 8-й): Егоже древле Моисей преобразовав: Входа нет. Свете Тихий: Прокимен дне. На стиховне: стихиры Октоиха (глас 8-й); Слава мучеников (глас 8-й): Души праведных: И ныне: Креста (глас 8-й): Глас пророка Твоего Моисея: По Ныне отпущаеши: тропарь мучеников (глас

1-го АВГУСТА. Понедельник. Происхождение честных древ Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Святых мучеников Маккавеев. Начало Успенскаго поста. Служба происхождения честных древ Честнаго и Животворящаго Креста Господня славословная. Перед вечерней переносится Честный Крест с жертвенника на престол (см. в Неделю Крестопоклонную). Так поступаем, если утреня совершается с вечера. Если же утреня служится утром, то Крест по установленному чину переносится после отпуста вечерни. НА ВСЕДНЕВНОЙ ВЕЧЕРНИ Кафизмы нет. На Господи воззвах: Стихиры Креста (глас 4-й) – 3, мучеников (глас 1-й)– 3, Слава: мучеников: (глас 8-й): Святии Маккавеи мучителю глаголаху: И ныне: Креста: (глас 8-й): Егоже древле Моисей преобразовав: Входа нет. Свете Тихий: Прокимен дне. На стиховне: стихиры Октоиха (глас 8-й); Слава мучеников (глас 8-й): Души праведных: И ныне: Креста (глас 8-й): Глас пророка Твоего Моисея: По Ныне отпущаеши: тропарь мучеников (глас 1-й): Болезньми святых; Слава, и ныне: тропарь Креста (глас 1-й): НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь Креста (глас 1-й) (дважды), Слава: тропарь мучеников (глас 1-й), И ныне тропарь Креста (глас 1-й). По 4-й и 5-й кафизмах: седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха (глас 8-й) 1-й со ирмосом – на 4, Креста (глас 6-й): – на 6, канон мучеников (глас 8-й) – на 4. Ирмосы: Воду прошед: Катавасия: Крест начертав, Моисей: Припевы: – Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. – Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. – Святии мученицы Маккавеи, молите Бога о нас. По 3-й песни: кондак (глас 2-й), икос и седален (глас 8-й) мучеников; Слава, и ныне: седален Креста (глас 6-й): Крест Твой, Господи: По 6-й песни: кондак (глас 4-й) и икос Креста. 1

На 9-й песни: Честнейшую: По 9-й песни: Достойно есть не поем. Ексапостиларий Октоиха; Слава: светилен мучеников; И ныне: Креста: Крест, хранитель: На Хвалитех: стихиры Креста (глас 1-й) – 3, святых – 3, Слава: мучеников (глас 4-й): На Маковеев собравшуюся рать: И ныне Креста (глас 4-й): Пособивый, Гсподи: Славословие великое тихо со гласом. И бывает вынос Креста и поклонение ему, как указано в Неделю Крестопоклонную. При целовании Креста поются стихиры: Приидите вернии: – Зрящи Тя тварь: – Днесь Владыка твари: Слава, и ныне: – Днесь неприкосновенный: Ектения сугубая. Отпуст: Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста: Час 1-й. На часх: тропарь Креста, Слава: тропарь мучеников. Кондаки Креста и мучеников поперерменно. НА ЛИТУРГИИ Блаженны: от канона Креста (песнь 3-я) – на 4 и от канона мучеников (песнь 6-я) – на 4. На входе: … во святых Дивен сый: По входе: тропарь Креста, тропарь мучеников. Слава: кондак мучеников, И ныне: кондак Креста. Прокимны: Креста (глас 6-й): Спаси, Господи, люди Твоя: и мучеников (глас 4-й): Святым, иже суть на земли Его: Апостол: Коринфянам зач. 125-е и к Евреям зач. 330-е. Евангелие: от Иоанна зач. 60-е и от Матфея зач. 38-е. Причастны: Креста: Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи: и мучеников: Радуйтеся, праведнии, о Господе: 1 августа совершается чин малого освящения воды. По Уставу, освящение воды совершается вечером на Утрене по изнесении Креста (перед поклонением), или утром перед 3-м часом. На практике же, освящение воды обычно совершается после Литургии вместе с освящением меда нового сбора. Чин водосвятия см. в Минее, чин освящения меда – в Требнике. 2

6 -го АВГУСТА. Суббота. СВЯТОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Служба праздника Преображения Господня бденная, совершается по Минее.. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж не поется. На Господи воззвах: Стихиры Праздника (глас 4-й)(стихиры – по дважды) – 8, Слава, и ныне: Праздника (глас 6-й): Прообразую Воскресение: Вход. Прокимен великий, глас 7-й: Бог наш на Небеси: Чтения Праздника – 3. На литии: стихира Праздника (глас 2-й) Слава: Праздника (глас 5-й): Приидите, взыдем: И ныне: Праздника (глас 5-й): Закона и пророков: На стиховне: стихиры Праздника (глас 1-й), Слава, и ныне: Праздника (глас 6-й): Петру, Иакову и Иоанну: По Ныне отпущаеши: тропарь Праздника (глас 7-й) (трижды). НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь Праздника (глас 7-й) (дважды), Слава, и ныне: той же. По 16-й и 17-й кафизмах: седальны Праздника (дважды). Полиелей. Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистыя Плоти Твоея преславное преображение. Псалом избранный: Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе святей Его: Седальны по полиелее. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа: От юности моея: Прокимен Праздника (глас 4-й): Фавор и Ермон о Имени Твоем возрадуетася: Евангелие: От Луки зач. 45. Псалом 50-й. Каноны: Праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й на 8 (ирмосы по дважды). Ирмосы: Лицы израильтестии: и Воду прошед: Катавасия: Крест начертав Моисей: Припевы: – Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. По 3-й песни: седален Праздника (глас 4-й), Слава, и ныне: той же: По 6-й песни: кондак Праздника (глас 7-й) и икос Праздника. На 9-й песни: припев Праздника: Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа. По 9-й песни: Достойно есть не поем. Светилен Праздника; Слава: той же, И ныне: той же. На Хвалитех: стихиры Праздника (глас 4-й) – 4 (первая – дважды), Слава, и ныне: Праздника (глас 8-й): Поят Христос Петра: 3

Славословие великое. По Трисвятом: тропарь Праздника. Отпуст праздника: Иже на горе Фаворстей преобразивыйся во славе, пред святыми Своими ученики и апостолы, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Час 1-й. На часах: тропарь и кондак Праздника. НА ЛИТУРГИИ Аантифоны и входное праздника: Господи, посли свет Твой, и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою. По входе: тропарь Праздника, Слава, и ныне: кондак Праздника. Прокимен Праздника (глас 4-й): Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: Апостол: соборнаго послания Петрова зач. 65-е Евангелие: от Матфея зач. 70-е. Задостойник: Величай, душе моя: и ирмос: Рождество Твое нетленно: (и так до Отдания). Причастен: Господи, во свете Лица Твоего пойдем: По заамвонной молитве каждение винограда, а с ним яблок и других плодов. Диакон: Господу помолимся: и молитва от иерея: на благословение винограда; Диакон: Господу помолимся: и молитва от иерея: о приносящих начатки овощей (яблок и др. плодов). И окропляются св. водою. (Молитвы см. в Требнике). По окончании молитвы: Аминь. Буди Имя Господне: 33-й псалом. Отпуст праздника: Иже на горе Фаворстей преобразивыйся во славе, пред святыми Своими ученики и апостолы, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. За антидором раздается благословенный виноград. 4

7 -го АВГУСТА. Воскресение. Неделя 11-я по Пятидесятице. Глас 2-й. Попразднство Преображения. Прпмч. Дометия Персянина. Служба прпмч. Дометия совершается вместе с воскресной службой Октоиха и службой попразднства Преображения. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж. (кафизма вся) На Господи воззвах: Стихир 10. Стихиры воскресны – 4, праздника (глас 4-й) – 3, святаго (глас 4-й), святаго (глас 6-й) – 3, Слава: праздника (глас 4-й): Прообразуя Воскресение: И ныне: догматик гласа: Прейде сень законная: Вход. Свете Тихий: Прокимен дне. На литии: стихира праздника (глас 6-й) (см. в Минее на стиховне вечера, без припевов), Слава, и ныне: праздника (глас 5-й) (см. в Минее на стиховне утрени): Закона и пророков: На стиховне: стихиры воскресны, Слава, и ныне: праздника (глас 5-й): Приидите, взыдем: По Ныне отпущаеши: Богородице Дево: (дважды), праздника (глас 7-й) (единожды). НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь воскресный (дважды), Слава: тропарь святаго (глас 4-й) (единожды), И ныне: тропарь праздника (глас 7-й). По 2-й и 3-й кафизмах: седальны воскресны. Полиелей. Ангельский собор. Ипакои гласа. Степенны гласа. Прокимен гласа: Восстани, Господи, Боже мой: Евангелие: Утр. ХI. От Иоанна зач. 67. Воскресение Христово. Псалом 50-й. По 50-м псалме: Слава: Молитвами апостолов: И ныне: Стихира воскресна (глас 6-й): Воскрес Иисус от гроба: Каноны: воскресный со ирмосом: – на 4, Богородичен Октоиха – на 2, праздника 1-й канон – на 4, святаго – на 4. Ирмосы: Во глубине постла: Катавасия праздника: Лица израильстии: Припевы: – Слава, Господи, святому Воскресению Твоему. – Пресвятая Богородице, спаси нас. – Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. – Святый преподобномучениче Дометие, моли Бога о нас. 5

По 3-й песни: кондак и икос праздника (глас 7-й), кондак (глас 6-й) и седален (глас 8-й) святаго, Слава, и ныне: седален праздника (глас 8-й): Сокровенную молнию: По 6-й песни: кондак и икос воскресны. На 9-й песни: Честнейшую: По 9-й песни: Свят Господь Бог наш: Светилен воскресный 11-й; Слава, и ныне: Светилен праздника. На Хвалитех: стихиры воскресны – 4, праздника (глас 6-й) (см. в Минее на стиховне утрени со славником и припевами своими) – 4, Слава: Стихира Евангельская – 11-я, И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. По Трисвятом: тропарь воскресный. Час 1-й. На часах: тропарь воскресный, Слава: тропарь праздника и святаго попеременно. Кондак: воскресный и праздника попеременно. НА ЛИТУРГИИ Блаженны: воскресны: – 6 и праздника 1-го и 2-го канонов, песнь 1-я – 4. По входе: В храме Господском: тропари воскресный, праздника, святаго, кондак воскресный, Слава: кондак святаго, И ныне: кондак праздника. В храме Богородичном и Святаго: тропари воскресный, праздника, храма, святаго, кондаки воскресный, храма, Слава: кондак святаго, И ныне: кондак праздника. Прокимны воскресный: Крепость моя и пение: и праздника: Яко возвеличишася дела Твоя: Апостол: к Коринфянам зач. 141–е и Ефесеем 233. Евангелие: от Матфея зач. 77–е и от Иоанна зач. 52. Задостойник: Величай, душе моя: и ирмос: Рождество Твое нетленно: (и так до Отдания). Причастен: Хвалите Господа с небес: и: Господи, во свете лица Твоего: 6

14 -го АВГУСТА. Воскресение. Неделя 12-я по Пятидесятице. Глас 3-й. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прп. Феодосия, игум. Киево-Печерского (перен. мощей). Прор. Михея. Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой предпразднства Успения и славословной службой прп. Феодосия. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж. (кафизма вся) На Господи воззвах: Стихир 10. Стихиры воскресны – 3, предпразднства (глас 4-й) (см. Минея 14 августа) – 3, и преподобного (глас 4-й) (первая стихира – дважды) – 4, Слава: преподобного (глас 6-й): Приспе днесь праздник: И ныне: догматик гласа: Како не дивимся: Вход. Свете Тихий: Прокимен дне. На литии: стихира храма, предпразднства (глас 2-й) (см. на стиховне вечера без припевов), Слава, и ныне: предпразднства (глас 3-й): Приидити вси концы: На стиховне: стихиры воскресны (глас 3-й), Слава: преподобного (глас 8-й): Монахов множества: И ныне: предпразднства (глас 2-й): Яже Небес вышшая: По Ныне отпущаеши: Богородице Дево: (трижды). НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь воскресный (глас 3-й) (дважды), Слава: тропарь преподобного (глас 8-й) (единожды), И ныне: тропарь предпразднства (глас 4-й). По 2-й и 3-й кафизмах: седальны воскресны. Полиелей. Ангельский собор. Ипакои гласа. Степенны гласа. Прокимен гласа: Рцыте во языцех: Евангелие: Утр. I. От Матфея зач. 116. Воскресение Христово. Псалом 50-й. По 50-м псалме: Слава: Молитвами апостолов: И ныне: Стихира воскресна (глас 6-й): Воскрес Иисус от гроба: Каноны: воскресный со ирмосом: – на 4, предпразднства – на 4, преподобного – на 6. Ирмосы: Воды древле, манием: Катавасия Праздника: Преукрашенная Божественною славою: Припевы: – Слава, Господи, святому Воскресению Твоему. – Пресвятая Богородице, спаси нас. – Преподобне отче Феодосие, моли Бога о нас. 7

По 3-й песни: кондак и икос предпразднства (глас 4-й), кондак (глас 8-й), икос и седален (глас 4-й) преподобного, Слава, и ныне: седален предпразднства (глас 3-й): Предпразднственная преставления: По 6-й песни: кондак и икос воскресны. На 9-й песни: Честнейшую: По 9-й песни: Свят Господь Бог наш: Светилен воскресный 1-й; Слава: светилен преподобного: Память перенесения:, и ныне: Светилен предпразднства: Твоего честнаго успения: На Хвалитех: стихиры воскресны – 4, преподобного (глас 8-й и 6-й со славником и препевами своими) – 4, Слава: Стихира Евангельская – 1-я, И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. По Трисвятом: тропарь воскресный. Час 1-й. На часах: тропарь воскресный, Слава: тропарь предпразднства и преподобного попеременно. Кондак: воскресный, предпразднства и преподобного попеременно. НА ЛИТУРГИИ Блаженны: воскресны: – 4 и предпразднства (от 3-й песни) – 4 и преподобного (от 6-й песни)– 4. По входе: В храме Господском и Богородичном: тропари воскресный, предпразднства, преподобного, кондак воскресный, Слава: кондак преподобного, И ныне: кондак предпразднства. В храме Святаго: тропари воскресный, предпразднства, храма, преподобного, кондаки воскресный, храма, Слава: кондак преподобного, И ныне: кондак предпразднства. Прокимны воскресный (глас 3-й): Пойте Богу нашему, пойте: и преподобного: Честна пред Господем: Апостол: к Коринфянам зач. 158–е и к Евреем зач. 334-е. Евангелие: от Матфея зач. 79–е 43-е. Задостойник: Величай, душе моя: и ирмос: Рождество Твое нетленно: (и так до Отдания). Причастен: Хвалите Господа с небес: и: В память вечную: 8

15 -го АВГУСТА. Понедельник. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ. Служба праздника Успения бденная, совершается по Минее. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж. 1-й антифон. На Господи воззвах: Стихиры Праздника (глас 1-й) – 8 (первые две стихиры – трижды, третья – дважды), Слава, и ныне: Праздника (глас 1-й): Богоначальным мановением: Вход. Прокимен дне. Чтения Праздника – 3. На литии: стихира Праздника (глас 1-й, 2-й и 3-й) Слава: Праздника (глас 5-й): Приидите, празднолюбных собор: И ныне: Праздника (глас 5-й): Воспойте, людие: На стиховне: стихиры Праздника (глас 4-й), Слава, и ныне: Праздника (глас 4-й): Егда изшла еси: По Ныне отпущаеши: тропарь Праздника (глас 1-й) (трижды). НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь Праздника (глас 1-й) (дважды), Слава, и ныне: той же. По 4-й и 5-й кафизмах: седальны Праздника (дважды). Полиелей. Величание: Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое. Псалом избранный: Воскликните Господеви вся земля: Седальны Праздника по полиелее. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа: От юности моея: Прокимен Праздника (глас 4-й): Помяну имя Твое во всяком роде и роде: Евангелие: От Луки зач. 4. Псалом 50-й. Слава: Молитвами Богородицы: И ныне: тойже. Помилуй мя, Боже: Стихира (глас 6-й): Егда преставление Пречистаго Твоего тела: Спаси, Боже, люди Твоя: Каноны: Праздника (глас 1-й) со ирмосом – на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й (глас 4-й) со ирмосом – на 8 (ирмосы по дважды). Ирмосы: Преукрашенная Божественною: и Отверзу уста моя: Катавасия: те же ирмосы: Припевы: – Пресвятая Богородице, спаси нас. По 3-й песни: ипакои праздника. По 6-й песни: кондак Праздника (глас 2-й) и икос Праздника. На 9-й песни: припевы Праздника и обычное каждение. 9

По 9-й песни: Достойно есть не поем. Светилен Праздника; Слава: той же, И ныне: той же. На Хвалитех: стихиры Праздника (глас 4-й) – 4 (первая – дважды), Слава, и ныне: Праздника (глас 6-й): На безсмертное Твое успение: Славословие великое. По Трисвятом: тропарь Праздника. Час 1-й. На часах: тропарь и кондак Праздника. НА ЛИТУРГИИ Антифоны изобразительны. Блаженны Праздника: от 1-го канона песнь 3-я со ирмосом – 4, от 2-го канона песнь 6-я – 4. По входе: тропарь Праздника, Слава, и ныне: кондак Праздника. Прокимен Праздника, Песнь Богородицы (глас 3-й): Величит душа моя Господа: Апостол: к Филипписием зач. 240-е. Евангелие: от Луки зач. 54-е. Задостойник: Величай, душе моя: и ирмос: Рождество Твое нетленно: (и так до Отдания). Причастен: Чашу спасения прииму: 10

21 -го АВГУСТА. Воскресение. Неделя 13-я по Пятидесятице. Глас 4-й. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фаддея. Служба Октоиха в соединении со службой Попразднства Успения и ап. Фаддея. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж. (кафизма вся) На Господи воззвах: Стихир 10. Стихиры воскресны – 4, попразднства (глас 2-й): –3, апостола (глас 8-й): – 3; Слава: попразднства (глас 6-й): Приидите, всемирное: И ныне: догматик гласа: Иже Тебе ради: Вход. Свете Тихий: Прокимен дне. На литии: стихира попразднства (глас 2-й)(см. на стиховне утрени Минее, без припевов), Слава, и ныне: попразднства (глас 2-й): Вси Небеснии: На стиховне: стихиры воскресны (глас 4-й), Слава, и ныне: попразднства (глас 8-й): Девичестии лицы: По Ныне отпущаеши: Богородице Дево: (трижды). НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь воскресный (дважды), Слава: тропарь апостола (глас 3-й)(единожды), И ныне: тропарь праздника (глас 1-й). По 2-й и 3-й кафизмах: седальны воскресны. Полиелей. Ипакои гласа. Степенны гласа. Прокимен гласа: Воскресни Господи, помози: Евангелие: Утр. II. От Марка зач. 70. Воскресение Христово. Псалом 50-й. По 50-м псалме: Слава: Молитвами апостолов: И ныне: Стихира воскресна (глас 6-й): Воскрес Иисус от гроба: Каноны: воскресный со ирмосом: – на 4, Богородичен Октоиха – на 2, попразднства – на 4, апостола – на 4. Ирмосы: Моря чермную пучину: Катавасия: Преукрашенная Божественною славою: Припевы: – Слава, Господи, святому Воскресению Твоему. – Пресвятая Богородице, спаси нас. – Святый апостоле Фаддее, моли Бога о нас. 11

По 3-й песни: кондак и икос попразднства (глас 2-й), кондак (глас 4-й), седален (глас 8-й) апостола, Слава, и ныне: седален праздника (глас 1-й): Всечестный лик: По 6-й песни: кондак и икос воскресны. На 9-й песни: Честнейшую: По 9-й песни: Свят Господь Бог наш: Светилен воскресный 2-й; Слава: Светилен апостола: Едесу помазан быв: И ныне: светилен попразднства: Оле таин Твоих: На Хвалитех: стихиры: воскресны – 4, попразднства (глас 2-й) – 4 (см. на стиховне утрени, со славником и припевами своими), Слава: Стихира Евангельская – 2-я, И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. По Трисвятом: тропарь воскресный. Час 1-й. На часах: тропарь воскресный, Слава: тропарь праздника и апостола попеременно. Кондак: воскресный и праздника попеременно. НА ЛИТУРГИИ Блаженны: воскресны (глас 4-й): – 6 и попразднства (от 7-й песни) – 4. По входе: В храме Господском и богородицы: тропарь воскресный, праздника, апостола; кондак воскресный, Слава: кондак апостола, И ныне: кондак праздника В храме Святаго: тропари воскресный, преподобных храма, апостола, кондак воскресный, праздника, кондак храма, Слава: кондак апостола, Тита, И ныне: Предстательство христиан. Прокимны воскресный: Яко возвеличишася дела Твоя: и Песнь Богородицы (глас 3-й): Величит душа моя Господа: Апостол: к Коринфянам зач. 166–е. Евангелие: от Матфея зач. 87–е. Задостойник: Величай, душе моя: и ирмос: Рождество Твое нетленно: Причастны: Хвалите Господа с небес: и: Чашу спасения прииму: 12

28 -го Августа. Воскресение. Неделя 14-я по Пятидесятице. Глас 5-й. Прп. Моисея Мурина. Собор свв. угодников Киево-Печерских, в Дальних Феодосиевых пещерах почивающих. Прп. Иова, игум. Почаевского и чудотв. (обрет.мощ.) Воскресная служба Октоиха в соединении с полиелейной службой святых отцев Киево- Печерских. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж. (кафизма вся) На Господи воззвах: Стихир 10. Стихиры воскресны – 4, преподобных отцев (глас 8-й) (стихиры – по дважды)– 6, Слава: преподобных (глас 8-й): Престолу Трисолнечнаго: И ныне: догматик гласа: В Чермнем мори: Вход. Свете Тихий: Прокимен дне. Чтения преподобных – 3. На литии: стихиры храма, преподобных (глас 2-й) (стиховни вечера без припевов), Слава: преподобных (глас 6-й) (см. славник на хвалитех утрени): Блаженства непорочных: И ныне: Богородичен воскресный (глас 6-й): Творец и Избавитель: На стиховне: воскресны, Слава: преподобных (глас 1-й): Волнобурныя молвы: и ныне: Богородичен воскресный (глас 1-й): Се исполнися: По Ныне отпущаеши: Богородице Дево: (трижды). НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь воскресный (дважды), Слава: преподобных (глас 4-й): Мысленное солнце: И ныне: Богородичен (глас 4-й): Еже от века утаенное: По 2-й и 3-й кафизмах: седальны воскресны. Полиелей. Величание: Величаем вас, преподобнии отцы наши Печерскии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего. Псалом избранный: Радуйтеся, праведнии, о Господе: Ангельский собор. Ипакои гласа. Седальны: преподобных по стихословии (глас 4-й и глас 3-й), Слава: седален преподобных по полиелее (глас 8-й): Званию Господа своего: И ныне: Богородичен Минеи (глас 8-й): Яко едину в женах: Степенны гласа. Прокимен: (глас 5-й): Воскресни Господи Боже мой: Евангелие: Утр. III. От Марка зач. 71. Воскресение Христово. Псалом 50-й. 13

По 50-м псалме: Слава: Молитвами апостолов: И ныне: Стихира воскресна (глас 6-й): Воскрес Иисус от гроба: Каноны: воскресный со ирмосом: – на 4, Крестовоскресный – на 2, Богородичен (Октоиха) – на 2, преподобных – на 6. Ирмосы: Коня и всадника: Катавасия Воздвижения: Крест начертав Моисей: Припевы: – Слава, Господи, святому Воскресению Твоему. – Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Святому Воскресению. – Пресвятая Богородице, спаси Нас. – Преподобнии отцы наши Печерскии, молите Бога о нас. По 3-й песни: кондак и икос преподобных (глас 8-й), седален преподобных (глас 2-й) Слава, и ныне: Богородичен Минеи (глас 2-й): Милосердия суще

... Календарь » 14 августа 2013 - Богослужебные указания Богослужебные указания 2013 Среда. Происхожде́ние Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Семи мучеников Маккаве́ев, матери их Соломони́и и учителя их Елеаза́ра. Начало Успенского поста. Служба Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и мучеников Маккавеев славословная, совершается вместе со службой Октоиха. Примечание. Перед началом вечернего богослужения («пре́жде клепа́ния») иерей износит из сосудохранилища честны́й Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Креста, глас 4-й - 3, и мучеников, глас 1-й - 3. «Слава» - мучеников, глас 8-й: «Святи́и Маккаве́и... », «И ныне» - Креста, глас тот же: «Его́же дре́вле Моисе́й... ». На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава» - мучеников, глас 8-й: «Ду́ши пра́ведных... », «И ныне» - Креста, глас тот же: «Глас проро́ка... ». Примечание. По окончании вечерни иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш... ». Трисвятое. По «Отче наш... » - возглас: «Яко Твое есть...

: Происхождению Честных Древ Животворящего Креста Господня; празднеству Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (Медовый Спас); семи мученикам Макавейским. На всенощной выносится Крест для поклонения, на литургии - освящается вода и мед. Поется тропарь Кресту: Спаси́, Го́споди, лю́ди твоя́, и благослови́ достоя́ние твое́, побе́ды на сопроти́вныя да́руя, и твое́ сохраня́я Кресто́м твои́м жи́тельство.
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня



Вечерня и утреня со славословием
Начало Успенского поста. Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 до Р.Х.). Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164).


Примечание: Перед началом вечернего богослужения иерей износит из сосудохранилища честны́й Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов.

СТИХИРЫ на Господи воззвах:
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. / Услыши мя, Господи.
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: / вонми гласу моления моего, / внегда воззвати ми к Тебе. / Услыши мя, Господи.
Да исправится молитва моя, / яко кадило пред Тобою, / воздеяние руку моею / - жертва вечерняя. / Услыши мя, Господи.
[Честна́го и животворя́щаго Креста́ Господня]:
Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит; / яко у Тебе очищение есть.
Дне́сь ра́дуется ве́рных мно́жество Боже́ственное: / явля́ется бо Небе́сный Крест конце́м, / осиява́ет тве́рдь све́том непристу́пным, / возду́х озаря́ет, / и земли́ лице́ украша́ет. / пое́т Боже́ственными пе́сньми це́рковь Христо́ва, / слу́жит почита́ющи, / свы́ше ю́ соблюда́ющий / Крест Боже́ственный и пречу́дный. / его́же си́лою укрепля́еми, / Влады́це присту́пим зову́ще: / умири́ ми́р, и просвети́ ду́ши на́ша.
Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, / упова душа моя на Господа.
Да ра́дуется тва́рь и игра́ет: / дне́сь бо облиста́ Крест в конце́х с Небе́се́, / земна́я просвеща́я, / и совоку́плены показа́ расточе́ныя. / дне́сь лику́ют с ли́ки а́нгельскими челове́цы, / и́бо браня́щее средогра́дие / Кресто́м разоре́но, / во еди́но вся́ я́ве совокупи́. / те́м предсия́я па́че со́лнца, / всю́ тва́рь просвеща́ет благода́тию, / и уясня́ет и спаса́ет / ве́рно того́ чту́щия.
От стражи утренния до нощи, от стражи утренния, да уповает Израиль на Господа.
Па́че со́лнечныя зари́, / хотя́й ми́рови я́коже ски́птр честны́й, / ца́ря́ Христа́, / и кончи́ну показа́ти, / кре́ст Боже́ственный се́ предсия́ет я́сно в конце́х. / се́й возведе́ из а́да ро́д челове́чь, / а́да вельми́ плени́в, / врага́ низложи́в, / де́монов горды́ню до конца́ погуби́. / ны́не же проявля́ет воскресе́ние спа́сово, / и спаса́ет зову́щия, / умири́ ми́р, и просвети́ ду́ши на́ша.
Яко у Господа милость,и многое у Него избавление,и Той избавит Израиля от всех беззаконий eго.
[Семи́ му́чеников Маккаве́ев]:
Зако́на ве́рх, седмию́ столпы́ возвы́шен, / мучи́тельство не поколеба́: / и́бо ско́тский / гони́теля гне́в / му́жески претерпе́ша, / те́ло преда́вше секу́щим, / благоро́днии ю́ноши и бра́тия, / моисе́йским преда́нием храни́телие.
Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие.
Па́че зри́мых / у́м вои́стинну возвы́сивше, / у́ды плотски́я отсеца́ху, / благочести́вии и до́блии о́троцы, / с ма́терию Богому́дрою, / вели́кими наде́ждами вжиля́еми, / я́же ны́не получи́ша, / у авраа́ма почи́вше на ло́нех пра́отца своего́.
Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век.
Душе́вною до́блестию / тве́рдо себе́ вооружи́вше, / и я́рость я́ко преоби́девше, / проти́ву борцу́ кре́пко прилежа́ху / благоче́стия ра́ди, / и зако́на оте́ческаго хране́нием, / свяще́ннейший елеаза́р, и прему́дрии ю́ноши, / с ма́терию Богому́дрою.

Свя́ти́и маккаве́и мучи́телю глаго́лаху: на́м, о антио́ше еди́н ца́рь Бо́г, от него́же бы́хом, и к нему́ обраща́емся: ми́р жде́т и́н на́с, ви́димаго высоча́йший и тверде́йший: оте́чество же на́м Иерусали́м кре́пкий и неги́бнущий: торжество́ же, е́же со а́нгелы житие́. Го́споди, моли́твами и́х поми́луй, и спаси́ на́с.

Его́же дре́вле моисе́й прообразова́в собо́ю, амали́ка низложи́в победи́: и дави́д песнопе́вец, подно́жию твоему́, вопия́, кла́нятися повелева́ше, честно́му Кресту́ твоему́, Христе́ Бо́же, дне́сь гре́шнии кла́няемся, устна́ми недосто́йными, тя́ изво́лившаго пригвозди́тися на не́м, воспева́юще мо́лимся: Го́споди, с разбо́йником ца́рствия твоего́ сподо́би на́с.

Свете тихий святыя славы, / Безсмертнаго, Отца Небеснаго, / Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе. / Пришедше на запад солнца, / видевше свет вечерний, / поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. / Достоин еси во вся времена / пет быти гласы преподобными, / Сыне Божий, живот даяй, / темже мир Тя славит.

Прокимен, глас 1: Милость Твоя, Господи, / поженет мя вся дни живота моего.
Стихи: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит, на месте злачне, тамо всели мя.

Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими.
Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

СТИХИРЫ на стиховне:
Крест Тво́й Го́споди, / жи́знь и заступле́ние лю́дем Твои́м е́сть, / и на́нь наде́ющеся, / Тебе́ распе́ншагося пло́тию, Бо́га на́шего пое́м, // поми́луй на́с.
К Тебе́ возведо́х о́чи мои́ Живу́щему на Небеси́. Се я́ко о́чи ра́б в руку́ госпо́дий свои́х, я́ко о́чи рабы́ни в руку́ госпожи́ своея́: та́ко о́чи на́ши ко Го́споду Бо́гу на́шему, / до́ндеже уще́дрит ны.
Крест Тво́й Го́споди, / ра́й отве́рзе ро́ду челове́ческому, / и от истле́ния изба́вльшеся, / Тебе́ распе́ншагося пло́тию Бо́га на́шего пое́м, // поми́луй на́с.
Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас, я́ко по мно́гу испо́лнихомся уничиже́ния: наипа́че напо́лнися душа́ на́ша поноше́ния гобзу́ющих: / и уничиже́ния го́рдых.
Страда́вшии Тебе́ ра́ди Христе́, / мно́гия му́ки претерпе́ша, / и соверше́нныя восприя́ша венцы́ на Небесе́х: // да мо́лятся о душа́х на́ших.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
[Мучеников]:
Ду́ши пра́ведных в руце́ Госпо́дни, я́коже авраа́ма и исаа́ка и иа́кова, и́же пре́жде зако́на пра́отцы, и маккаве́ов пра́деди, ны́не восхваля́емых от на́с: си́и бо крепкоду́шнии авраа́мстии вну́цы су́ще, ве́ре поревнова́вше своего́ пра́отца авраа́ма, и да́же до сме́рти подвиза́шася за благоче́стие. благоче́стно бо воспита́вшеся, и зако́нно пострада́вше, нече́стие обличи́ша го́рдаго антио́ха: и ничто́же предпоче́тше вре́менныя жи́зни ве́чныя ра́ди, вся́ Бо́гу возложи́ша: ду́шу, му́жество, ра́зум, те́ло мя́гкое, и воздая́ния чистоты́ воспита́нием. о ко́рене благочести́ва, из него́же вы́ прозябо́сте, маккаве́и! о ма́тере свя́ты́я, ро́ждшия равночи́сленное седмери́цы число́! но мо́лим ва́с, маккаве́и, с ма́терию ва́шею соломони́ею, и му́дрым свяще́нником елеаза́ром, егда́ предстоите́ Христу́ Бо́гу, его́же ра́ди потруди́стеся, труды́ плодо́в ва́ших прия́ти от него́, приле́жну мольбу́ сотвори́те о челове́честве: твори́т бо, ели́ко хо́щет, и испо́лнит хоте́ния ва́ша боя́щихся его́.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
[Креста]:
Гла́с проро́ка твоего́ моисе́а, Бо́же, испо́лнися, глаго́ляй: у́зрите живо́т ва́ш, ви́сящ пред очесы́ ва́шими. дне́сь Крест воздвиза́ется, и ми́р от ле́сти свобожда́ется: дне́сь Христо́во Воскресе́ние обновля́ется, и концы́ земли́ ра́дуются, в кимва́лех дави́дски пе́снь тебе́ принося́ще и глаго́люще: соде́лал еси́ спасе́ние посреде́ земли́, Бо́же, Крест и воскресе́ние: и́хже ра́ди на́с спа́сл еси́, бла́же и человеколю́бче, всеси́льне Го́споди, сла́ва тебе́.
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.


СЛАВА, И НЫНЕ:

Спаси́, Го́споди, лю́ди твоя́, и благослови́ достоя́ние твое́, побе́ды на сопроти́вныя да́руя, и твое́ сохраня́я Кресто́м твои́м жи́тельство.

КОНЕЦ ВЕЧЕРНИ. НАЧАЛО УТРЕНИ
(выключается свет, читается шестопсалмие: 3, 37, 62, 87, 102, 142 псалмы)

Примечание: По окончании вечерни иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш...». Трисвятое. По «Отче наш...» — возглас: «Яко Твое есть Царство...». После возгласа поют (тихо) тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...», «Слава, и ныне» — кондак Креста, глас 4-й: «Вознесы́йся на Крест волею...».
Во время пения иерей взимает на главу блюдо с Крестом, в предшествии свещеносца со свечой и диакона с кадилом, переносит Крест на престол и полагает его на евангельское место, а Евангелие (обычно заранее, до переноса) поставляет на горнее место престола, куда оно ставится после чтения на Литургии.
Пред престолом поставляется возжженная свеча на свещнике.

Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне

Тропарь Креста Господня, глас 1 (дважды):
Боле́зньми свя́ты́х, и́миже о тебе́ пострада́ша, умоле́н бу́ди, Го́споди, и вся́ на́ша боле́зни исцели́, человеколю́бче, мо́лимся.

СЛАВА:
Тропарь мучеников Маккавеев, глас 1:
Боле́зньми свя́ты́х, и́миже о тебе́ пострада́ша, умоле́н бу́ди, Го́споди, и вся́ на́ша боле́зни исцели́, человеколю́бче, мо́лимся.

И НЫНЕ:
Тропарь Креста Господня (см. выше)

После кафизм читается КАНОН
(в песнях канона, читаемого с начала помазания прихожан елеем, раскрывается смысл и красота празднуемых сегодня Церковью событий)


На 9 песне канона: Песнь Пресвятой Богородицы:
Величит душа Моя Господа / и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим, /
без истления Бога Слова рождшую, / сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре на смирение рабы Своея, / се бо, от ныне ублажат Мя вси роди.
Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его
Сотвори державу мышцею Своею, / расточи гордыя мыслию сердца их.
Низложи сильныя со престол, / и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ, / и богатящияся отпусти тщи.
Восприят Израиля отрока Своего, / помянути милости, / якоже глагола ко отцем нашим, / Аврааму и семени его даже до века.

После канона: СТИХИРЫ на хвалитех:
Всякое дыхание да хвалит Господа.
Хвалите Господа с небес, / хвалите Его в вышних. / Тебе подобает песнь Богу.
Хвалите Его, вси Ангели Его, / хвалите Его, вся Силы Его. / Тебе подобает песнь Богу.
Сотвори́ти в них суд напи́сан:/ сла́ва сия́ бу́дет всем преподо́бным Его́.
[Креста́ Господня]:
Небе́сная ше́ствия / Крест честны́й гото́вит все́м, / тому́ покланя́ющимся ве́рою несумне́нною: / и лико́м невеще́ственных си́л, / и́же на не́м пригвозди́выйся, / сочета́ет любо́вию пою́щия того́.
Хвали́те Бо́га во святы́х Его́,/ хвали́те Его́ в утверже́нии си́лы Его́.
Кла́няющеся ве́рою Кресту́ честно́му, / на не́м распе́ншагося воспое́м Влады́ку: того́ манове́нием / устне́ вку́пе и ду́шу очища́юще, / и сия́нии сего́ мы́сленными уясни́мся, / хва́ляще его́.
Хвали́те Его́ на си́лах Его́,/ хвали́те Его́ по мно́жеству вели́чествия Его́.
Го́ресть дре́вле услажда́я моисе́й, / изба́ви Изра́иля, / о́браз Креста́ напису́я: / мы́ же сего́ вси́ ве́рнии, / та́йно и Боже́ственно вообража́юще в сердца́х на́ших, / всегда́ спаса́емся держа́вою его́.
Хвали́те Его́ во гла́се тру́бнем,/ хвали́те Его́ во псалти́ри и гу́слех.
[Му́чеников]:
Многострада́льная ма́ти, к подвиго́м созва́вши своя́ де́ти, глаго́лаше: авраа́мстей седи́не после́дуйте, да заколе́нию исаа́кову причастите́ся. ти́и же приима́ху наставля́ющую, предпостиза́ху уча́щую, дру́г по дру́зе томле́ния му́ки ви́дяще: и́хже моли́твами, Бо́же, поми́луй на́с.
Хвали́те Его́ в тимпа́не и ли́це,/ хвали́те Его́ во стру́нах и орга́не.
Се́дмь столпи́ избра́ннии, от еди́наго ка́мене слове́снаго усе́чены бы́ша, непоколеби́мь показа́ша зако́на сто́лп. те́мже бла́говоли́, спа́се, в ми́ре сохрани́тися душа́м на́шим.
Хвали́те Его́ в кимва́лех доброгла́сных, хвали́те Его́ в кимва́лех восклица́ния./ Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода.
И́же зако́на храни́телие, и соломони́и сы́нове, на суди́щи стра́ждуще, ко антио́ху вопия́ху: мы́, антио́ше, за оте́ческий зако́н терпи́м. не отлучи́т же на́с, ни о́гнь, ни ме́чь, ни зве́рие, ни ра́ны: но вку́пе у́мрем с ма́терию ста́рицею, и учи́телем отце́м, живу́ще и сра́дующеся в неконча́емыя ве́ки.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
[Мучеников]:
На маккаве́и собра́вшуюся ра́ть, прииди́те, у́зрим ве́рнии му́жество: мучи́тель бо ца́рь вся́ язы́ки удержа́в, держи́мь бе́яше от ста́рца и дете́й седьми́, и еди́ныя жены́. те́мже моли́твами и́х, Бо́же, поми́луй на́с.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
[Креста́ Господня]:
Пособи́вый, Го́споди, кро́ткому дави́ду покори́ти иноплеме́нника, ве́рному на́шему во́инству спобо́рствуй, и ору́жием Креста́ низложи́ враги́ на́ша. покажи́, бла́гоутро́бне, на на́с дре́вния ми́лости твоя́: и да разуме́ют вои́стинну, я́ко ты́ еси́ Бо́г, и на тя́ наде́ющиися побежда́ем, моля́щиися обы́чно пречи́стей твое́й Ма́тери, дарова́тися на́м ве́лией ми́лости.

Примечание: До пения великого славословия (обычно во время пения канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды.

Великое славословие:
Слава Тебе, показавшему нам свет!
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея.
Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грехи мира, помилуй нас.
Вземляй грехи мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь.
На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам!
Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. (трижды)
Господи! прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи! помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.
Господи! к Тебе прибегох: научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя!
(трижды)

Слава, и ныне: Святый Безсмертный, помилуй нас.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!

Примечание: Во время пения славословия предстоятель (облаченный во все священные одежды) совершает с диаконом троекратное каждение вокруг престола. По окончании великого славословия, при пении Трисвятого, поклонившись земно трижды, предстоятель взимает Крест на главу (при пении заключительного: «Святый Боже...») и исходит (через горнее место) северными дверьми (ему предшествуют свещеносец со свечой и диакон с кадилом) до царских врат. По окончании Трисвятого предстоятель произносит в царских вратах: «Премудрость, про́сти»1. Певцы поют трижды тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...». Иерей в предшествии свещеносца и диакона идет на середину храма, где полагает Крест на заранее приготовленный аналой и совершает вокруг него троекратное каждение. Духовенство трижды поет: «Кресту Твоему...» (каждый раз завершая пение земным поклоном), это же песнопение трижды повторяют певцы.

Совершается поклонение Кресту, целование его при пении стихир:

Гла́с 2: Прииди́те, ве́рнии, животворя́щему дре́ву поклони́мся, на не́мже Христо́с ца́рь сла́вы во́лею ру́це распросте́р, вознесе́ на́с на пе́рвое блаже́нство, я́же пре́жде вра́г (с. 23) сла́стию укра́д, изгна́ны от Бо́га сотвори́. прииди́те, ве́рнии, дре́ву поклони́мся, и́мже сподо́бихомся неви́димых вра́г сокруши́ти главы́. прииди́те, вся́ оте́чествия язы́ков, Крест Госпо́день пе́сньми почти́м: ра́дуйся, Кресте, па́дшаго ада́ма соверше́нное избавле́ние, о тебе́ бо ве́рнейшии ца́рие на́ши хва́лятся, я́ко твое́ю си́лою исма́ильтеския лю́ди держа́вно покаря́юще. тя́ ны́не со стра́хом христиа́не целу́юще, на тебе́ пригвозди́вшагося Бо́га сла́вим, глаго́люще: Го́споди, на то́м пригвозди́выйся, поми́луй на́с, я́ко бла́г и человеколю́бец.

Гла́с 5: Зря́щи тя́ тва́рь вся́ на Кресте́ на́га ви́сяща, соде́теля и зижди́теля все́х, изменя́шеся стра́хом, и рыда́ше: со́лнце же све́т омрачи́, и земля́ колеба́шеся, ка́мение же разседа́шеся, и хра́ма све́тлость раздира́шеся. ме́ртвии воста́ша от гробо́в, и а́нгельския си́лы ужасо́шася, глаго́люще. о чудесе́! судия́ су́дится, и стра́ждет хотя́ за спасе́ние ми́ра и обновле́ние.

Гла́с 8: Дне́сь Влады́ка тва́ри, и Госпо́дь сла́вы, на Кресте́ пригвожда́ется, и в ре́бра пробода́ется! же́лчи и о́цта вкуша́ет, сла́дость це́рко́вная: венце́м от те́рния облага́ется: покрыва́яй Не́бо о́блаки, оде́ждею облачи́тся поруга́ния: и зауша́ется бре́нною руко́ю, руко́ю созда́вый челове́ка: по плеще́ма бие́н быва́ет, одева́яй Не́бо о́блаки: заплева́ния и ра́ны прие́млет, поноше́ния и зауше́ния, и вся́ терпи́т мене́ ра́ди осужде́ннаго, изба́витель мо́й и Бо́г, да спасе́т ми́р от пре́лести, я́ко бла́гоутро́бен.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Дне́сь неприкоснове́нный существо́м, прикоснове́н мне́ быва́ет, и стра́ждет стра́сти свобожда́яй мя́ от страсте́й: све́т подава́яй слепы́м, от беззако́нных усте́н оплева́ется, и дае́т плещи́ за плене́нныя на ра́ны. сего́ чи́стая Де́ва и Ма́ти на Кресте́ зря́щи, боле́зненно веща́ше: увы́ мне́, ча́до мое́, что́ сие́ сотвори́л еси́? кра́сный добро́тою па́че все́х челове́к, бездыха́нный и беззра́чный явля́ешися, не име́я ви́да, ниже́ добро́ты. увы́ мне́, мо́й све́те, не могу́ спя́ща зре́ти тя́, утро́бою уязвля́юся, и лю́тое ору́жие се́рдце мое́ прохо́дит: воспева́ю твоя́ стра́сти, покланя́юся бла́гоутро́бию твоему́, долготерпели́ве, сла́ва тебе́.

Примечание: По Уставу, на утрене после изнесения Креста, перед поклонением ему совершается освящение воды, либо перед часами и Литургией. На практике же бывает, что освящение воды совершается после Литургии.

ОСНОВНЫЕ ТЕКСТЫ СЛУЖБЫ И ПЕСНОПЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕНАРОДНОГО ПЕНИЯ
Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
ЛИТУРГИЯ
Начало Успенского поста. Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 до Р.Х.). Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

1-й антифон:
Благослови, душе моя , Господа, Благословен еси, Господи.
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его.
Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его.
Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя.
Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами.
Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя.
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутреняя моя, имя святое Его.
Благословен еси, Господи.

2-й антифон:
Хвали, душе моя, Господа.
Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.
Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения.
Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.
Блажен, емуже Бог Иаковль помошник его, упование его на Господа Бога своего,
сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них;
хранящаго истину в век, творящего суд обидимым, дающаго пищу алчущим.
Господь решит окованныя; Господь умудряет слепцы;
Господь возводит низверженныя; Господь любит праведники;
Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.
Воцарится Господь во век. Бог твой, Сионе, в род и род.
Единородный Сыне , и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотиться от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

Блаженны:
Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажнени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротции, яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Во время малого входа с Евангелием:
Приидите, поклонимся и припадем ко Христу.
Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуия.

Тропарь Креста Господня, глас 1:
Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Тропарь мучеников Маккавеев, глас 1:
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,// Человеколюбче, молимся.

СЛАВА:
Кондак мучеников Маккавеев, глас 4:
Премудрости Божия столпи седмочисленнии / и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии, / Маккавеи всемудрии, / прежде мучеников превелии мученицы, / с нимиже всех Богу молитеся / спастися почитающим вас.

И НЫНЕ:
Кондак Креста Господня, глас 4:
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели нас силою Твоею, / победы дая нам на супостаты, / пособие имущим Твое оружие мира / непобедимую победу.

Прокимен, глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое.
Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене.
Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них

К Коринфянам послание святого апостола Павла (глава 1:18 - 24)
[Креста Господня]
Братия, слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.

[Мучеников Маккавеев]:
К Евреям послание святого апостола Павла (глава 11:33 - 12:2)
Братия, все святые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса.

ЕВАНГЕЛИЕ от Иоанна (глава 19)
[Креста Господня]
В то время все первосвященники и старейшины имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и отвели Его к Понтию Пилату, и кричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: вот Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Женщина! Вот сын Твой. Потом говорит ученику: вот Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, и, преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его.

[Мучеников Маккавеев]:
ЕВАНГЕЛИЕ от Луки (глава 10:32 - 11:1)
Сказал Господь Своим ученикам: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.