Open
Close

Пирамида имхотепа. Я принес вам мир

Его называют предшественником Леонардо да Винчи. Нам следует помнить его имя – Имхотеп, которое значит «входящий в мир». Раньше предполагалась, что Имхотеп лицо вымышленное, его считали мифологическим персонажем, но позднее было доказано, что Имхотеп – реальная историческая личность. Имхотеп был первым в мире архитектором, строителем первой египетской пирамиды, врачом, жрецом, поэтом и верховным везиром фараона Джосера. Надписи на статуи фараона представляют Имхотепа как «канцлера царя Нижнего Египта «, «первое лицо после фараона», «верховного жреца Иуну «, «главного скульптора», «главного плотника».

Фараон Джосер

Будучи простолюдином, Имхотеп благодаря своим талантам поднялся до высот первого лица Египта. Подробностей о жизни Имхотепа почти не сохранилось. Возможно, Имхотеп родился в пригороде Хет-Ка-Пта (Мемфис). Однако другие классические авторы предполагают, что он был родом из деревни Гебелейн, к югу от древних Фив. Его отцом был архитектор по имени Канофер. Имхотеп был женат на знатной госпоже по имени Ронфре-ноферт. Однако у данных сведений нет достоверного подтверждения. Предположительно, Имхотеп жил в эпоху четырех фараонов. Он был современником Джосера – фараона третьей династии (Старое Царство). До этого времени в Египте каменных зданий почти не строили. Дома египтян были из глины и тростника, а дворцы и гробницы-мастабы сооружали из кирпича. Джосер, как было принято фараону, начал строить се­бе гробницу ещё при жизни, эта крупная мастаба частично сохранилась. Однако помимо этого фараон решил начать строительство первой пирамиды, предложенной Имхотепом. План постройки выглядел так: на крупной мастабе-основе возводилась другая поменьше, и так далее до шести уменьшающихся мастаб. Так появилась ступенчатая пирамида высотой около семидесяти метров.

Второе изобретение Имхотепа в области строительства также связано с пирамидой Джосера. Имхотеп первый спроектировал и воздвиг каменный храмовый комплекс у усыпальницы фараона, который стал первым сооружением Египта, полностью построенным из известняка. Однако декоративные элементы, колонны, крыши, карнизы и стены этих строений точно повторяли детали и формы традиционных кирпичных и деревянных построек той эпохи. Центром комплекса стала ступенчатая пирамида, окруженная культовыми постройками. Общая площадь комплекса составила 540 х 278 метров. Гений Имхотепа не ограничивался строительством. Он остался в памяти потомков великим ученым и писателем. «Поговорки» Имхотепа стали началом развития фольклорной литературы Египта. Имхотеп смог прославится и как врач. Медицинские записи Имхотепа дают представление об его достижениях в этой области. Как врач Имхотеп был автором «Папируса Эдвина Смита», в котором приведено более девяноста анатомических терминов и сорока восьми описаний травм. Предположительно, именно Имхотеп основал школу медицины в Мемфисе. И все это тысячелетия до рождения основателя западной медицины Гиппократа. Позднее именно Имхотеп послужил прототипом для греческого бога медицины Асклепия. Сэр Уильям Ослер писал об Имхотепе: » … сначала он был врачом, это ясно из туманов старины. Имхотеп диагностировал и лечил более чем 200 болезней, 15 болезней живота, 11 мочевого пузыря, 29 болезней глаз, 18 кожи, а также волос, ногтей и языка. Имхотеп имел дело с туберкулезом, аппендицитом, подагрой и артритом. Он также выполнял хирургические операции и занимался лечением зубов. Имхотеп получал лекарства из растений. Он знал расположение и функции жизненно-важных органов и обращение кровеносной системы. Британская энциклопедия гласит, что свидетельства, предоставленные египетскими и греческими источниками, дают представления об Имхотепе как об уважаемой в эпоху ранней цивилизации фигуре. Его престиж с течением столетий только возрос, а его храмы даже в греческие времена стали центрами медицинского обучения»



Надпись с именами фараона Джосера и Имхотепа

Наряду с медициной Имхотеп был учителем архитекторов и писцов. Джеймс Генри Брэстед писал: «В жреческой мудрости, в сложении мудрых пословиц, в медицине и архитектуре этот замечательный человек эпохи Джосера стал настолько широко известен, что его имя никогда не было забыто. Он сделался вдохновителем писцов будущих поколений. Прежде чем приступить к работе, писцы лили на пол воду из сосуда» (прим. так они высказывали Имхотепу свое почтение) Имхотеп также широко известен как , носивший высший титул Ур Маа.

Статуэтка Имхотепа-писца

Историки называют его примером «культа личности», когда человек благодаря своим деяниям после смерти считается святым и защитником живых. Приблизительно сто лет после своей смерти Имхотеп был канонизирован как покровитель медицины и письма. В Туринском Каноне, он почитался как «сын Птаха». Его чтили наравне с Тотом – хранителем священной мудрости, и подобно Тоту иногда отождествляли с птицей-ибисом.

Первыми христианами Имхотеп почитался как святой. Христианские римские императоры помещали надписи хвалящие Имхотепа на стенах египетских храмов. Имхотеп нашел место и в арабских традициях, особенно в Саккаре , где предположительно находится его гробница. Считается, что главные культовые центры Имхотепа находились в птолемеевском храме Хатхор в Дейр эль-Медине ; в Карнакском храме в Фивах, где его почитали вместе с Аменхотепом сыном Хапи; на верхней террасе храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри было построено святилище Имхотепа; а на острове Филе перед восточным пилоном храма Исиды располагалась его часовня. В Мемфисе, в Нижнем Египте, в честь Имхотепа был воздвигнут храм около Серапеума. Есть легенды, что Имхотеп помогал людям после своей смерти, к месту его почитания в Саккаре египтяне несли приношения в виде мумифицированных ибисов, а больные в надежде на исцеление приносили вылепленные из глины «модели» больных частей тела. Гений прожил долгую жизнь и умер в период правления фараона Хуни. Место погребения Имхотепа не найдено, но есть предположения относительно Саккары, возможно, это мастаба №3518.

Статуя Имхотепа стала первым портретом ученого — ее обломки обнаружили в заупокойном храме фараона. Относительно изображений, созданных потомками после его смерти, — статуэтка Имхотепа есть в каждом крупном музее мира.

Литературные источники

1. J. Dunn “Imhotep, Doctor, Architect, High Priest, Scribe and Vizier to King Djoser” Tour Egypt

2. P.A. Clayton “Chronicle of the Pharaohs (The Reign-By-Reign Record of the Rulers and Dynasties of Ancient Egypt)”, 1994, Thames and Hudson Ltd

3. И.В. Можейко «7 и 37 чудес света» — М.: Армада-Пресс, 2000г. — 383 с.

4. «ДиректМедиа Паблишинг», CD «Искусство Древнего Египта»


Кто такой Имхотеп, скажет каждый: это красивый, страшный и лысый бессмертный египетский колдун, который вытягивает из людей жизненную силу. Кто пообразованнее, уточнит, что «Мумия» – ремейк одноименного фильма, где Имхотепа играл «король ужасов» Борис Карлофф. Это, пожалуй, самая ироническая, ничтожная и смешная почесть, которой удостоился этот великий человек за тысячелетия. Подлинный Имхотеп если чем и похож на свою кинематографическую пародию, так только бритой налысо головой. Его роль в нашем мире намного больше: если у цивилизации нашей планеты может найтись один человек, имеющий право именоваться ее основателем – это он, Имхотеп.

У многих народов были мифы о культурных героях (основателях их цивилизаций) и о богах и полубогах, давших людям знание. Интересно, что до всех этих мифов, древних и новейших – о Прометее, укравшем огонь; об Одине, повесившемся на Мировом дереве, чтобы добыть руны; о кузнеце Ильмаринене и о Гайавате, – был совершенно реальный человек, давший имя первому из мифов творения. Имхотеп, визирь и главный строитель фараона Джосера (и, видимо, его брат или племянник), прошел обратный путь: от простого человека к легендарному мудрецу, от мудреца к полубогу, от полубога к богу, и его культ жил и процветал в Египте в общей сложности около трех тысячелетий – на пятьсот лет больше буддизма, на тысячу лет больше христианства и на полторы тысячи больше ислама.

Мы не так много знаем об Имхотепе достоверно. Египтяне Древнего царства (2686–2181 гг. до н.э.), хоть уже и создали письменность, текстов почти не создавали. Но об Имхотепе говорят две прижизненные надписи: одна на постаменте статуи фараона Джосера (Каирский музей – JE 49889), где перечисляются все его титулы, и другая – граффити на стене незавершенной пирамиды наследника Джосера Сехемхета. Этого более чем достаточно, чтобы быть уверенным в том, что Имхотеп – не миф, а реальный человек, что он действительно жил примерно в 2650–2600-х годах до н.э. и что уже при жизни он был велик настолько, что его имя высекали на статуях царя и писали на стенах простые люди – никто из других древних египтян его эпохи такой чести и славы не удостоился.

Здесь нужно сразу уточнить: такие слова, как «визирь» и «фараон», моложе Имхотепа на несколько тысячелетий. «Фараон» («пер-о» – «великий дом») буквально означает «правительство» и применялось к египетскому монарху в Новое царство (примерно с 1000 года до н.э.). В Древнем царстве царя окружающие могли именовать «несу-бити» (царь Верхнего и Нижнего Египта), «небти» (Любимец двух богинь), «Золотой Гор», «Сын Ра», а Джосер чаще именовался Нечерихетом – Божественное тело. Термин «фараон» прилип к трем тысячелетиям египетской истории благодаря греческому историку Геродоту, который внедрил этот эллинизированный термин в свою многотомную «Историю». Слово «Египет» тоже греческое («айгюптос» – так греки передали в своем языке название города Хикупта, «дом бога Птаха», более известного нам опять-таки по греческому имени Мемфис). Египтяне называли свою страну Кемт – «черная земля», по цвету полосы плодородной почвы вдоль Нила. Верховный помощник «небти» на все виды занятий именовался в Египте «чати». «Визирь» – это термин от арабского «вазир» («помощник»), хотя в персидском есть аналогичное слово «васира» – «судья», «миротворец». В терминах египтологии много тысячелетней путаницы, хотя последняя расшифровка неожиданно подходит к Имхотепу, чье имя расшифровывается как «И-м-хтеп» – «Я принес вам мир». Это имя как нельзя лучше описывает Имхотепа, который вошел в нашу память не победами над врагами, а самыми мирными делами, какие можно выдумать, – как первый в мире архитектор, медик и математик.

Главное достижение Имхотепа стоит и по сей день – это знаменитая Ступенчатая пирамида Джосера. Имхотеп не выдумал письменность и счет – эти искусства уже появились за несколько сотен лет до него. Имхотеп не выдумал строительство домов и строительство из камня – и это уже было до него, царей предыдущих поколений хоронили в каменных прямоугольных строениях (мастабах). Но именно Имхотеп начал возводить здания не вширь, а ввысь. Интеллектуальный прорыв, совершенный им, состоял в том, что он поставил одно здание на крышу другого.

Представьте себе образ мысли современника Имхотепа: что есть идея здания? Здание – это фундамент, на нем стены с дверью и окнами, на стенах крыша. И все. И вдруг некто говорит: «Мы поставим здание на здание!» Что? Все знают, что крыша здания – его абсолютный верх, это не менялось десять тысяч лет с того дня, как были изобретены первые здания (ну, пять тысяч лет точно, первые достоверно известные дома археологи нашли в библейском Иерихоне, они построены примерно 8350 лет до н.э., и все они – одноэтажные). А Имхотеп сделал это не один, а шесть раз. Пирамида Джосера – шесть мастаб, стоящих одна на другой. Можете себе представить, насколько фантастической для своего времени была эта постройка, причем единственная в своем роде.

Зачем египтяне строили пирамиды, нам до сих пор достоверно неизвестно. Версий много. По одной, климат Египта требовал от земледельцев работать на земле только два сезона из трех, остальное время они могли бездельничать, и протоегиптяне тратили это время на набеги, грабежи и прочие антиобщественные занятия. Создатели единого государства вызывали общинников каждый год на стройки, чтобы отвлечь их от войн (изложение этой версии см.: Cottrell, Leonard. The mountains of Pharaoh. New York, Rinehart, 1956). По другой – пирамиды были важной частью культа царя как «земного солнца», символизируя то ли лучи солнца, падающие с неба, то ли первобытную кучу глины, из которой бог Птах создал мир (верхушечный камень пирамиды (пирамидион) по-египетски назывался так же, как и «первобытная куча», – «бенбен»; пирамидион был покрыт золотом или электром (природный сплав золота с серебром) или содержал изображения солнца; отсюда наши выводы о символизме пирамид. – Ю. А.). Наиболее интересна версия, по которой пирамиды были «машинами бессмертия». В пирамидах следующего поколения (это три знаменитые «великие пирамиды» Хуфу, Хафра и Менкаура) были обнаружены ведущие от погребальных камер царей штольни, которые смотрели под углом вверх в небо в точку, где находится небесный полюс. В наше время рядом с полюсом находится Полярная звезда, но так как земная ось прецессирует – пять тысяч лет назад на этом месте была пустота, где невооруженный глаз не мог различить ни одной звезды. Насколько можно судить, египтяне совершенно разумно сделали вывод, что в звездной пустоте находится дырка от небесной оси, то есть проход из мира людей в мир богов. А дальше божественное тело царя Ба остается на земле (собственно, египетские надписи так и именуют пирамиды – «Ба»), божественный дух царь Ка уходит в небо, и вместе они создают канал бессмертия, по которому то ли лично царь, то ли все жители Кемт попадут в загробный мир (Wilkinson, Toby. Before the Pyramids. In: Egypt at its Origins. Proceedings of the International Conference «Origin of the State. Predynastic and Early Dynastic Egypt», Krakow, 28th August – 1st September, 2002).

Но это был далеко не единственный прорыв Имхотепа. Крышу могут подпирать столбы, сделанные из бревен или связок тростника. Так? А могут ли быть бревна из камня? Вздор? Не для Имхотепа. В комплексе Ступенчатой пирамиды впервые в мире появляются колонны, внешне оформленные как связки тростника. Имхотеп первым сделал прыжок от одного материала к другому. Чтобы верхние этажи не раздавили нижний своей колоссальной тяжестью, нужно строить ее не из сыробитных кирпичей. Имхотеп создает технику резки известняка и доставки его к месту строительства. Чтобы пирамида не падала, нужно строить ее так, чтобы ее собственный вес стабилизировал ее. А это уже не самое простое инженерное и математическое решение.

Но стройка еще и место, где постоянно случаются травмы, инфекции и заболевания. В 1862 году египтолог Эдвин Смит купил в Египте папирус. Расшифровка в 1920-х годах показала, что это древнейший справочник врача, причем составленный по той же системе, что и современные справочники: классификатор травм и болезней «от головы вниз», описание и процедуры диагностики, методы лечения и прогнозы по трем категориям: «я буду лечить эту болезнь», «я постараюсь вылечить эту болезнь» и «я не буду лечить эту болезнь». Автором этого текста назван Имхотеп. Хотя текст папируса Смита датируется эпохой Среднего царства, примерно 1600 годом до н.э., считается, что протограф этого текста действительно принадлежит Имхотепу. А это означает, что именно Имхотеп создал современное рациональное и организованное медицинское знание.

Неудивительно, что статус Имхотепа рос по ходу времени. При жизни Имхотепа чтили как первого мудреца. В последующие столетия его стали считать сначала отцом мудрости, в Среднем царстве (2055–1650 годы до н.э.) он стал полубогом, сыном творца вселенной Птаха. Видимо, тогда же сложился канон изображения Имхотепа: он не стоит, как другие египетские божества, демонстрируя власть и силу, а спокойно сидит со свитком (чертежом?) на коленях, на его бритой голове ярко-синяя плотная шапочка, как у его небесного отца Птаха. На некоторых изображениях, однако, мы видим более реалистическое изображение: шапочка оказывается синей банданой. Совершенно необходимая вещь для того, кто дни напролет бегает под палящим солнцем по стройке.

В середине-конце I тысячелетия до н.э. Египет стал частью эллинистической ойкумены, и Имхотепа отождествили с египетским богом мудрости Тотом и греческим богом медицины Асклепием. От эпохи Птолемеев до нас дошла «стела Голода», где описано, как Имхотеп спас Египет от семи голодных лет. В этой истории есть множественные параллели с историей Иосифа Прекрасного; нет, Имхотеп не был библейским Иосифом, просто потомки приписывали ему все подвиги былых времен разом. Культ Имхотепа известен вплоть до IV века, фактически до христианской эры.

Интересно, что с эпохи Имхотепа на изображениях начинают появляться три царских символа: анх – узел Жизни, джед – колонна Порядка и уас – жезл Власти. Что они значат, можно лишь гадать. Их внешний облик разные египтологи объясняли по-разному: это и три части тела расчлененного Осириса, и три косточки жертвенного быка, и атрибуты богов Исиды, Сета и Осириса. Но возможно, что изначальное значение у этих символов более простое и практическое. Уас – это молоток, которым вбиваются колышки на стройке, и мерный шест. Джед – отвес и одновременно простая линейка с десятью делениями. А анх – бухта веревки. Без всех трех вещей на стройке не обойтись. Может быть, инструменты архитектора приобрели божественный статус именно со строительства Ступенчатой пирамиды.

Имхотеп – первый архитектор, первый медик и первый математик мира, но его подлинное достижение и прорыв, возможно, куда больше, чем шаг к созданию основ сразу нескольких наук и искусств. Имхотеп дерзко, отважно и самонадеянно замахнулся на решение задачи, над которой, собственно, бьется вся человеческая цивилизация – жить наперекор всему. Солнце будет сиять вечно, тьма не опустится, и род человеческий не сгинет – вот завет, который достался нам от египтян и Имхотепа. Вот цель, на достижение которой Имхотеп бросил свой интеллект, труды и силы. Нам его достижения могут показаться мелкими – но лишь потому, что мы живем в эпоху, основы основ которой созданы его интеллектуальными прорывами. Именно поэтому Имхотеп и может считаться основателем нашей цивилизации. Заслужил ли он почитание потомков и свой божественный статус? Заслужил. А вот забвение, которым его покрыло наше время, нет.


Авторитет Имхотепа в египетской истории был столь велик, что он считался величайшим мудрецом всех времён, обладавшим волшебной силой. Первые признаки почитания Имхотепа как полубога встречаются уже через столетие после его смерти. В эпоху Нового царства оформилось обожествление Имхотепа в качестве бога врачевания и покровителя целителей. Культ Имхотепа достиг своего апогея в греко-римский период, когда его храмы в Мемфисе и Филах на Ниле были заполнены толпами немощных и больных, стремившихся добиться исцеления...

Он был гением - первым гением в истории человеческой цивилизации. Его признали при жизни и почитали после смерти несколько тысячелетий. Его называют предшественником Леонардо да Винчи.

Нам следует помнить его имя - Имхотеп, которое значит "входящий в мир". Раньше предполагалась, что Имхотеп лицо вымышленное, его считали мифологическим персонажем, но позднее было доказано, что Имхотеп - реальная историческая личность.

Имхотеп был первым в мире архитектором, строителем первой египетской пирамиды, врачом, жрецом, поэтом и верховным визирем фараона Джосера. Надписи на статуи фараона представляют Имхотепа как "канцлера царя Нижнего Египта ", "первое лицо после фараона", "верховного жреца Иуну", "главного скульптора", "главного плотника". Будучи простолюдином, Имхотеп благодаря своим талантам поднялся до высот первого лица Египта.

Подробностей о жизни Имхотепа почти не сохранилось. Возможно, Имхотеп родился в пригороде Хет-Ка-Пта (Мемфис). Однако другие классические авторы предполагают, что он был родом из деревни Гебелейн, к югу от древних Фив. Его отцом был архитектор по имени Канофер. Имхотеп был женат на знатной госпоже по имени Ронфре-ноферт. Однако у данных сведений нет достоверного подтверждения. Предположительно, Имхотеп жил в эпоху четырех фараонов. Он был современником Джосера - фараона третьей династии (Старое Царство). До этого времени в Египте каменных зданий почти не строили. Дома египтян были из глины и тростника, а дворцы и гробницы-мастабы сооружали из кирпича.

Джосер, как было принято фараону, начал строить сеґбе гробницу ещё при жизни, эта крупная мастаба частично сохранилась. Однако помимо этого фараон решил начать строительство первой пирамиды, предложенной Имхотепом. План постройки выглядел так: на крупной мастабе-основе возводилась другая поменьше, и так далее до шести уменьшающихся мастаб. Так появилась ступенчатая пирамида высотой около семидесяти метров.

Второе изобретение Имхотепа в области строительства также связано с пирамидой Джосера. Имхотеп первый спроектировал и воздвиг каменный храмовый комплекс у усыпальницы фараона, который стал первым сооружением Египта, полностью построенным из известняка. Однако декоративные элементы, колонны, крыши, карнизы и стены этих строений точно повторяли детали и формы традиционных кирпичных и деревянных построек той эпохи. Центром комплекса стала ступенчатая пирамида, окруженная культовыми постройками. Общая площадь комплекса составила 540 х 278 метров.

Гений Имхотепа не ограничивался строительством. Он остался в памяти потомков великим ученым и писателем. "Поговорки" Имхотепа стали началом развития фольклорной литературы Египта. Имхотеп смог прославится и как врач. Медицинские записи Имхотепа дают представление об его достижениях в этой области. Как врач Имхотеп был автором "Папируса Эдвина Смита", в котором приведено более девяноста анатомических терминов и сорока восьми описаний травм. Предположительно, именно Имхотеп основал школу медицины в Мемфисе. И все это тысячелетия до рождения основателя западной медицины Гиппократа. Позднее именно Имхотеп послужил прототипом для греческого бога медицины Асклепия.

Сэр Уильям Ослер писал об Имхотепе: " ... сначала он был врачом, это ясно из туманов старины. Имхотеп диагностировал и лечил более чем 200 болезней, 15 болезней живота, 11 мочевого пузыря, 29 болезней глаз, 18 кожи, а также волос, ногтей и языка. Имхотеп имел дело с туберкулезом, аппендицитом, подагрой и артритом. Он также выполнял хирургические операции и занимался лечением зубов. Имхотеп получал лекарства из растений. Он знал расположение и функции жизненно-важных органов и обращение кровеносной системы.

Британская энциклопедия гласит, что свидетельства, предоставленные египетскими и греческими источниками, дают представления об Имхотепе как об уважаемой в эпоху ранней цивилизации фигуре. Его престиж с течением столетий только возрос, а его храмы даже в греческие времена стали центрами медицинского обучения".

Наряду с медициной Имхотеп был учителем архитекторов и писцов. Джеймс Генри Брэстед писал: "В жреческой мудрости, в сложении мудрых пословиц, в медицине и архитектуре этот замечательный человек эпохи Джосера стал настолько широко известен, что его имя никогда не было забыто. Он сделался вдохновителем писцов будущих поколений. Прежде чем приступить к работе, писцы лили на пол воду из сосуда" (прим. так они высказывали Имхотепу свое почтение).

Имхотеп также широко известен как жрец Маа, носивший высший титул Ур Маа. Историки называют его примером "культа личности", когда человек благодаря своим деяниям после смерти считается святым и защитником живых. Приблизительно сто лет после своей смерти Имхотеп был канонизирован как покровитель медицины и письма.

В Туринском Каноне, он почитался как "сын Птаха". Его чтили наравне с Тотом - хранителем священной мудрости, и подобно Тоту иногда отождествляли с птицей-ибисом. Первыми христианами Имхотеп почитался как святой. Христианские римские императоры помещали надписи хвалящие Имхотепа на стенах египетских храмов. Имхотеп нашел место и в арабских традициях, особенно в Саккаре, где предположительно находится его гробница.

Считается, что главные культовые центры Имхотепа находились в птолемеевском храме Хатхор в Дейр эль-Медине; в Карнакском храме в Фивах, где его почитали вместе с Аменхотепом сыном Хапи; на верхней террасе храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри было построено святилище Имхотепа; а на острове Филе перед восточным пилоном храма Исиды располагалась его часовня. В Мемфисе, в Нижнем Египте, в честь Имхотепа был воздвигнут храм около Серапеума.

Есть легенды, что Имхотеп помогал людям после своей смерти, к месту его почитания в Саккаре египтяне несли приношения в виде мумифицированных ибисов, а больные в надежде на исцеление приносили вылепленные из глины "модели" больных частей тела.

Гений прожил долгую жизнь и умер в период правления фараона Хуни. Место погребения Имхотепа не найдено, но есть предположения относительно Саккары, возможно, это мастаба N3518. Статуя Имхотепа стала первым портретом ученого - ее обломки обнаружили в заупокойном храме фараона. Относительно изображений, созданных потомками после его смерти, - статуэтка Имхотепа есть в каждом крупном музее мира.

link http://storyfiles.blogspot.ru/2016/01/b log-post_18.html

Древнеегипетский мудрец, врач и зодчий, визирь царя III династии Джосера (около 2780 2760 до н.э.), для которого он соорудил в Саккаре первую ступенчатую пирамиду. В последствии Имхотеп был обожествлен. Ему посвящали храмы и часовни. При… … Энциклопедия мифологии

В египетской мифологии легендарный мудрец, врачеватель и зодчий, сановник фараона Джосера (28 в. до н. э.), строитель его пирамиды и погребального храма … Большой Энциклопедический словарь

- (м) входящий в мир Египетские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

Древнеегипетский архитектор, верховный сановник, начальник всех строительных работ при фараоне Джосере. Жил около XXVIII в. до н. э. в Мемфисе. Построил ступенчатую пирамиду и заупокойный храм Джосера в Саккаре. (Источник: «Популярная… … Художественная энциклопедия

Имхотеп - (Imhotep), архитектор, астролог и гл. советник егип. фараона Джосера (ок. 2700 до н.э.), построил заупокойный храм в Эффу (совр. Иффу) и первую ступенчатую пирамиду в Саккаре. Спустя столетие после смерти И. его почитали как святого, обладающего… … Всемирная история

Прославленный древнеегипетский ученый, архитектор, врач, со временем обожествленный. Жил в царствование фараона III династии Джосера (ок. 2780 2760 до н.э.). Считается, что Имхотеп был сыном Кануфера, или Кнофера, и родился близ Мемфиса в Египте … Энциклопедия Кольера

ИМХОТ ПУ или Имхотеп. (Егип.) Бог учености (греческий Имут). Он был сыном Птаха, и в одном аспекте Гермесом, так как изображается передающим мудрость, с книгой перед ним. Он есть солнечный бог; букв., бог с красивым лицом. Источник:… … Религиозные термины

Древнеегипетский архитектор и врачеватель (около XXVIII в. до н. э.). Построил ступенчатую пирамиду (считается древнейшей из египетских) и заупокойный храм фараона Джосера в Саккаре. * * * ИМХОТЕП ИМХОТЕП, (древнеегип. «Находящийся в довольстве») … Энциклопедический словарь

- (жил около 28 в. до н. э. в Мемфисе) древнеегипетский архитектор, верховный сановник, начальник всех строительных работ при фараоне Джосере. Соорудил ступенчатую пирамиду и заупокойный храм фараона Джосера в Саккаре (См. Саккара) … Большая советская энциклопедия

- (греч. Imoutns) др. егип. мудрец, врач и зодчий, визирь царя III династии Джосера (ок. 2780 2760 до н.э.), для к рого он соорудил в Саккара первую ступенчатую пирамиду. Впоследствии И. был обожествлен. Ему посвящались храмы и часовни. При… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Mummy (+ Audio CD) , David Levithan. The Mummy -книга для чтения на американском английском языке, уровень Elementary (600 слов), жанр - ужасы. Верховный жрец мертвых Имхотеп был похоронен в Египте 3215 лет назад. А сейчас он…
  • Mummy (+ Audio CD) , David Levithan. The Mummy -книга для чтения на американском английском языке, уровень Elementary (600 слов), жанр - ужасы. Верховный жрец мертвых Имхотеп был похоронен в Египте 3215 лет назад. А сейчас он…

Древнеегипетский бог Имхотеп

На протяжениидолгих лет исследователи египетской мифологии сомневались в том, что Имхотеп был вполне реальным человеком – поскольку уж слишком затруднительно для них было поверить, что все те достоинства, которые ему приписывались в записях, которые написаны более чем через тысячу лет после его смерти, были правдой. Иногда Имхотепа называли египетским «Леонардо да Винчи», но фактически он был даже большим. Да Винчи прослыл гением, а Имхотепа , в конце концов, признали богом.

Менефон писал, что «приправлении фараона Джосера жил Имутес (Имхотеп ), человек, который благодаря своим необычайным медицинским навыкам имел репутацию греческого Асклепия и который также был изобретателем искусства возведения сооружения из тесаного камня». Как раз это утверждение и заставило специалистов засомневаться в том, что реальный человек по имени Имхотеп это не выдумка. Но в 1926 году вопрос в результате был улажен – Имхотеп был в действительности реален.

В то время на ступенчатой пирамиде в Сакккаре были завершены раскопки и найдены фрагменты статуи Джосера. У ее основания вместе с именем фараона была написана еще одна надпись: «Имхотеп – хранитель моей сокровищницы, распорядитель великого дворца, главный жрец Гелиополя, наследник Бога, архитектор, строитель и ваятель каменных ваз».

Имхотеп – бог!

Египетская мифология содержит целое полчище богов, очень немногие из которых были при жизни реальными людьми. Имхотеп был как раз одним из них.

Со временем Имхотепа начали чтить в качестве сына Птаха (покровитель ремесленного искусства) и богини Сахмет. Поклонялись ему долго, вплоть до эпохи Птолемеев. В честь данного бога были построены храмы в Саккаре и Карнаке. Часовня в Саккаре также называлась больницей Асклепия (или по-римски Эскулапа). В результате его стали называть Тотом – богом мудрости, создателем иероглифов и наук.

Имхотеп – архитектор первой в Египте пирамиды!

Именно Имхотепу приписывают первый архитектурный проект (египетская пирамида). Начато строительство было из высеченного камня вместо сырцового кирпича, который изготавливался из глины и сломы. Данный материал был очень распространен, но не столь красив как камень.

Человек, который вдохновил фараона и божественных жрецов на столь колоссальное строительство, должен был иметь мудрость и авторитет, а идея создания пирамид должна была отвечать мыслям, желаниям и идеям самих фараонов. Данной личностью оказался зодчий и жрец Имхотеп . Именно он построил знаменитый мемориальный комплекс Джосера в городе Саккара. Предполагают также, что строительство пирамид в Гизе велось по единому проекту главного зодчего - Имхотепа .

Комплекс в Саккаре.

Первая из всех известных ступенчатых пирамид и весь данный комплекс окружает прекрасная и сложная стена. От главного входа в стене на Востоке, до самого выхода на Юге, ведет прекрасный зал из 40 колонн (по двадцать на каждой стороне).

Каждая колонна связывалась со стеной балкой, что позволяло получить небольшие «кабинки» между каждой колонной.

Выходя из этой коллонады, Вы подходите к ряду больших бункеров, уходящих глубоко под землю. Они чрезвычайно велики в размерах, на порядок больше, чем любые из известных погребальных палат. Все они соединяются между собой туннелем, который опускается намного ниже уровня земли. Каждый бункер имеет лестницу, которая доходит до самого его основания. Глубина подобных сооружений достаточно велика и опускается на много метров ниже уровня земли.

В погребальном комплексе под пирамидой имеются соответствующие бункеры для фараона и его семьи (при раскопках там было обнаружено зернои другие пищевые вещества).

Имхотеп – первый после царя!

Главная должность, которую занимал Имхотеп – премьер-министр. Имхотеп , скорее всего, первый, кто мог похвастаться столь широким диапазоном полномочий в Египте. Он также был и «священником Гелиополя».

Свидетельства указывают на то, что Имхотеп был премьер-министром не с самого начала правления Джосера. Фактически, на более ранних памятниках этого фараона, об Имхотепе не сказано ни слова. К примеру, Имхотеп не был зодчим могилы Джосера в Бейт Халлаф. Имени Имхотепа там нет, что указывает, скорее всего, на то, что в то время, когда велось строительство, он еще не был назначен на стольвысокий пост.

Чаще всего на государственные должность назначались люди, близкие фараону. Премьер-министром обычно был его собственный сын.

Но в записях о титулах Имхотепа нет ни слова о том, что он был сыном и вообще никаких записей, кроме как «человек, который добился всего своими собственными силами». Данный случай для Древнего Египта был уникальным !

Гробница Имхотепа.

Текст

Древней Греции говорят о месте близ Мемфиса, куда люди прибывали с целью поклониться Имхотепу и с его помощью излечиться. Когда археологи искали могилу Имхотепа возле ступенчатой пирамиды, они отыскали невероятный лабиринт туннелей, которые заполнены мумифицированными ибисами и быками. Была обнаружена также усыпальница Имхотепа , которая описана греками. Монеты и надписи, которые обнаружены здесь, показывают, что люди шли сюда для излечения. Была обнаружена даже надпись анонимного грека о том, что прибыл он сюда сразу после того, как вылечился через вещий сон.

После того, как Имхотепа обожествили, он стал богом медицины. Ему дали своеобразное название – «Главный покровитель Ибисов», и данный факт послужил связью с этим лабиринтом. Эти сотни тисяч ибисов, которыми заполнили все комнаты в лабиринте были мумифицированы и принесены в жертву Имхотепу .

Чуть позднее было обнаружено, что данные галереи были соединены с помещением, которое продлевает вход в погребальную комнату, которая содержит пустой саркофаг. Обнаружено, что данная палата принадлежала чрезвычайно большой гробнице (мастабе), которая включала в себя и другую палату, наполненную каменными вазами с оттисками печати самого Джосера!

Это абсолютное доказательство того, что это могила какого-то очень важного лица времен правления фараона Джосера. Надписей на стенах не было и саркофаг, к сожалению, был пуст.

Гробницу откопали в 1928 году и, с того времени, она носит название «Южная Могила».