Open
Close

Петров пост: летнее таинство очищения. Постный пирог со щавелем

Из этой статьи вы узнаете:

Традиционно Петров пост - один из четырёх постов, установленных Русской Православной Церковью. Однако это особый пост, отличающийся от остальных своей длительностью: он может продолжаться от 1 до 6 недель. Самое время вспомнить не только о своей грешной душе, но и тело привести в порядок. Пост соблюдается и духовно, и физически, так что не поленись и поработай над собой, чтобы по окончании Апостольского поста, как его ещё называют, предаться вполне заслуженному отдыху.

История Петрова поста

Каждый из четырёх православных постов имеет свою особую историю, своё назначение, свой сакральный смысл. Есть своя история и у Петрова поста, которая начинается как раз с того момента, когда на Учеников Христовых снизошёл Дух Святой.

Святые Апостолы после этого знаменательного события решили набраться сил душевных и телесных перед тем, как выполнить благословение своего Учителя - проповедовать Евангелие по всему миру. А готовились они к этому как раз в посте и молитве. Именно пост придавал им крепость духа и ясность мысли, которые были им так нужны в службе Христовой. И все верующие должны последовать примеру Святых Апостолов в этом благом деле. После Пятидесятницы нужно торжествовать и радоваться сошествию Святого Духа, а по прошествии этой недели предаться посту и молитве, подобно Апостолам. Но почему из всех Апостолов выделяются именно Пётр и Павел? Они считаются Первоверховными, и Русская Православная Церковь особо чтит Петрову твёрдость и Павлов разум.

Установление Апостольского поста происходило постепенно:

  • самое раннее указание на соблюдение поста имеется уже в III веке в Апостольском предании святого Ипполита Римского;
  • затем пост Петра и Павла упоминается в Апостольских постановлениях святого Климента Римского (380 год);
  • официальным пост был признан, когда в Константинополе произошло освящение храма Петра и Павла, произошедшее 12 июля - в день памяти Апостолов;
  • в IV веке об Апостольском посте упоминают святые Афанасий Великий и Амвросий Медиоланский;
  • в V веке о нём пишут Феодорит Кирский и Лев Великий.

Вот так был установлен этот летний пост, который предлагает тебе вспомнить о своей душе и привести мысли и тело в порядок. Ты можешь встретить и другие названия Петрова поста :

  • пост Петра и Павла;
  • Апостольский пост;
  • пост Пятидесятницы;
  • Петровки (народное название);
  • Петрово говение.

Такова история Петрова поста, которая раскрывает его сущность и значение для всех тех, кто решил попоститься в эти дни. А чтобы сделать это грамотно, а не спустя рукава, нужно знать особенности этого поста.

Петров пост: особенности, традиции и обычаи

Всегда выпадающий на начало лето, Петров пост имеет свои особенности, традиции и обычаи, которые отличают его от остальных четырёх постов Русской Православной Церкви.

  • Продолжительность Петрова поста

Апостольский пост необычен тем, что его протяжённость каждый год будет разной: начало Петрова поста всегда зависит от дня празднования Пасхи. Началом считается следующий за Духовым днём понедельник, то есть ровно через неделю после Троицы. Заканчивается он всегда в день памяти Петра и Павла, празднуемый в Русской Православной Церкви 12 июля. Таким образом, Апостольский пост максимально может длиться 6 недель, минимально - 1 неделю и 1 день. Петров пост в 2015 году продлится с 8 июня по 11 июля.

  • Петров пост: ограничения в пище

Апостольский пост всё-таки не такой строгий, как Великий, да и выпадает он на лето, когда уже есть ягоды и овощи, которые не дадут голодать. Русская Православная Церковь устанавливает следующие ограничения в пище во время Петрова поста:

* понедельник, среда, пятница : сухоядение, причём только 1 раз в день и то только после 17 часов;
* вторник, четверг : варёная пища, но без добавления масла (2 раза в день);
* суббота, воскресение : варёная пища с добавлением растительного масла, разрешена рыба (2 раза в день).

Естественно, что количество приёмов пищи указывается для сугубо постящихся. Тебе можно сохранить три основных приёма пищи с двумя дополнительными, согласно принципам правильного питания, но ограничить себя в мясных, жареных и молочных продуктах: они запрещены в пост.

  • Соблюдение Петрова поста в плане духовном

Помни о том, что если ты будешь чётко соблюдать Петров пост в плане пищи, но при этом будешь на всех срываться, продолжать строить козни и плести интриги, считай, что Петров пост ты провалила. Для Господа гораздо важнее твои поступки, а не твоё бренное тело. Так что постарайся стать хоть немного лучше за эти 12 дней: не злословь, не делай другим пакости, не осуждай никого и просто будь хорошей девочкой - только в этом случае ты сможешь потом быть уверенной, что Петров пост ты соблюдала «от» и «до», что называется.

Соблюдение Петрова поста обязательно предполагает посещение храма. Посмотри, какие православные праздники в июле отмечает Русская Православная Церковь, и не поленись зайти в храм в эти дни, поставить свечку, помолиться, исповедаться и причаститься. Вот увидишь: тебе станет намного легче.

Блюда Петрова поста

А для всех хозяюшек, чьи семьи соблюдают Петров пост, важным вопросом становится меню в эти дни. Какие блюда испокон века готовили в эти дни русские люди? Что приготовить в Петров пост? Выбор летом достаточно велик:

  • овощные блюда из картофеля, капусты, свёклы, моркови, огурцов;
  • супы из перловки, гороха, гречи, рассольник, постные щи, тюря;
  • пироги с овощными начинками;
  • постные голубцы;
  • расстегаи;
  • каши на воде;
  • грибные блюда;
  • кулебяка;
  • струдели;
  • по субботам и воскресеньям - рыбные лакомства.

Теперь ты знаешь, когда начинается Петров пост в 2015 году и сможешь подготовиться к нему заранее и провести эти неполные две недели в посте и молитве. Это самым положительным образом скажется и на твоём эмоциональном настрое (освободишься от тёмных мыслей) и приведёт в порядок твою фигуру. Так что пост Петра и Павла - отличное начало для прекрасного отдыха. Не пора ли тебе собираться в отпуск?

В самом начале лета, 4 июня, начинается один из четырех «длинных» постов года. Длинный - значит «многодневный». Другое название Петровского, или Петрова поста - Апостольский. У этого поста есть свои особенности, свои традиции, а с учетом начала лета - и свои блюда.

Главная особенность Петрова поста - его длительность, которая варьируется, и сильно: он может длиться как неделю, так и месяц. Как так, спросите вы? А все на самом деле просто. Просто дата начала этого поста - «плавающая», он рассчитывается в зависимости от того, когда выпадают в календаре Пасха и Троица. Но еще интереснее то, что начинается Петров пост в разные даты, а завершается всегда в один и тот же день - 11 июля.

Теперь объясняем: поскольку Пасха в этом году была 8 апреля, а неделя всех Святых начинается после девятого воскресенья после этого дня, то Петров пост, следующий за ней, начнется 4 июня. Ну а 12 июля начинается разговление. Таким образом, длительность Петрова поста в этом году - 38 дней. Самый длинный Петров пост, кстати, может растянуться на 42 дня, а иногда, в зависимости все от той же Пасхи, он может длиться всего восемь дней!

ПОЧЕМУ ПОСТ В ЭТО ВРЕМЯ

Итак, Петров пост начинается через неделю после Троицы. Но если относительно истории возникновения предпасхального поста (Великого) все ясно, то как и почему был установлен Петров пост - ясности нет, есть лишь несколько предположений.

Первое обоснование считается точным наибольшим числом церковнослужителей. Предполагается, что воздержанием готовили себя к служению Слову Божьему и проповеди святые апостолы Петр и Павел, и люди должны были следовать их примеру. Таким образом, в этой версии прослеживается библейское начало. Кстати, 12 июля отмечается День Петра и Павла - заметьте, на следующий день после завершения поста.

Согласно второй версии, пост был установлен когда-то властями, которые исходили не из православных, а из прагматических соображений: запасов продовольствия было мало, нового урожая еще не было вовсе, вот пост и предназначался как бы для узаконенной экономии оставшегося. По третьему предположению, Петров пост был дан людям для того, чтобы они завершили то, что не было ими завершено в пост Великий - то есть тем, кто не смог очиститься во время Великого поста или согрешил, нарушив его. То есть изначально пост был для «избранных», а потом его начали придерживаться все люди, соблюдавшие иные посты.

В давние времена Петров пост был объединен со следующим постом - Успенским, но в XI веке этот длинный пост разделили и немного развели во времени. Первую часть начали именовать Апостольским постом, вторую - Успенским.

ОСОБЕННОСТИ ЛЕТНЕГО ПОСТА

Самый вольготный в смысле питания день в Петров пост - 7 июля, Рождество Иоанна Предтечи. На какой бы день ни выпало это число, на этот праздник всегда делается большое послабление - можно есть рыбу и морепродукты. А вот 12 июля, хоть и приходится на завершение поста, может выпасть на среду или пятницу, и тогда вместо разговления придется себя все равно ограничить: можно есть рыбу и морепродукты, пищу с растительным маслом, выпить немного вина, но ни мяса, ни молока употреблять еще нельзя. В этом году, правда, эти ограничения работать не будут, поскольку 12 июля приходится на четверг.

Много раз уже говорилось, что пост не стоит путать с диетой. Петровский пост - тоже, конечно, дни не для диеты, а для ограничений, очищения души. Петров пост по строгости с Великим постом несравним - он намного легче! Общие, сводные правила выглядят так:

· В понедельник вы можете составить себе меню из сушеных фруктов, вареных растительных продуктов (злаки, овощи, грибы. Один раз в день разрешен хлеб и мучные изделия из муки грубого помола.

· Во вторник можно приготовить рыбные блюда, выпить бокал вина. Разрешены масло, крупы, бобовые культуры. Разнообразить меню можно медом и орехами.

· По средам фрукты, ягоды и овощи можно употреблять в пищу только в сыром виде. Допустимо приправить салат с маслом и съесть один кусок хлеба.

· По четвергам разрешена растительная пища, крупы, мучные изделия, грибы, овощи, приготовленные на пару или отварные, масло, рыбные блюда и небольшое количество вина. Можно испечь кулебяку и другую выпечку, но постную, конечно (из теста без яиц и молока).

· По пятницам разрешены овощи, желательно сырые. Фрукты можно есть в сухом виде, раз в день. Допустимо съесть немного орехов.

· По субботам и воскресеньям разрешено есть рыбу и даже пить вино - не напиваясь, разумеется, а немного. Ну а еще по выходным готовят постные пироги с начинкой из рыбы. Это очень старая традиция - эти пирожки посвящают памяти Петра и Павла. Разрешается также есть овощи, каши, вино, постные блины.

Еще важный момент: в дни памяти святых, что выпадают на время Петрова поста, разрешено употреблять и рыбные блюда, и масло, и вино.

Естественно, на время Петрова поста следует отказаться от продуктов животного происхождения: это правило незыблемо для всех постов!

Таким образом, еда в Петров пост должна быть свежей, легкой и полезной. Ее можно обрабатывать термически - ну, кроме строгих дней (среды и пятницы).

Когда был установлен Петров пост

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских:

«После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. , а в V веке – и .

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище».

Почему этот пост назван апостольским

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. . — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…

По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви». Далее св. Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков.

Отвратить же это зло можно только милостию и постом».

Бл. Семион Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, «потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов».

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ().

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого ().

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его ().

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. , это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки ().

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира () и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (), мертвые воскресали (), больные исцелялись () даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола ().

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (), себя же причисляет к ним ()

и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» ().

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля (29 июня по ст. стилю), если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Как правильно питаться в дни Петрова поста

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Во время Петрова поста следует воздерживаться от продуктов животного происхождениям, а по средам и пятницам еще и от рыбы. Совсем строгий монастырский устав предполагает более строгие ограничения в рыбе и отказ от растительного масла в некоторые дни. Но это строгий монастырский устав. Миряне (не монахи), как правило, постятся в Петров пост мягче. Традиционно установилось правило исключения животной пищи во все дни поста и рыбы по средам и пятницам.

При этом, если в среду или пятницу празднуется память святого храма или святого, которому положено «всенощное бдение», то в эти дни также разрешается употребление рыбы.

Также мы должны понимать, что у каждого могут быть свои личные обстоятельства, влияющие на меру поста. Такие ситуации лучше всего обсуждать со своим духовником.

Петровский (Петров) пост - летний многодневный пост, готовит христиан к дню памяти Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который православная церковь празднует 12 июля

Апостолы Петр и Павел были призваны на служение Иисусу Христу и Церкви по-разному, однако по преданию оба окончили свою жизнь мученически - апостол Петр был распят вниз головой на кресте, а Павел - обезглавлен мечом. Поэтому Петров пост еще называется Апостольским.

Начало Петровского поста не имеет постоянной даты - он всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) – в 2018 году выпадает на 4 июня.

А дата Троицы зависит от дня празднования Пасхи, поэтому начало Петрова поста приходится на разные даты и длится от 8 до 42 дней.

Суть и значение поста

Петров пост установлен в апостольские времена и относится к самым первым временам православной церкви. Раньше его называли постом Пятидесятницы. Петровским или Апостольским пост стал после возведения храмов Святым апостолам Петру и Павлу в Константинополе и Риме.

Петров пост, как и любой из четырех многодневных постов в году, призывает к самосовершенствованию, к победе над грехами и страстями и готовит христиан постом и молитвой к празднованию дня Святых апостолов Петра и Павла.

Священнослужители считают, что духовная жизнь без поста невозможна - эта истина подвижническая, за которую заплачено кровью. Но Петров пост - это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов.

Согласно Евангелию, главный враг не тот, кто убивает тело, а тот, который коренится внутри души. История помнит случаи, когда крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам, а пост напоминает о такой опасности, отмечают служители церкви.

Для христианина голод, отказ от пищи сами по себе не являются благом, так как потребность в пище естественна для человека. Пост служит воспитанию воли, которая важна для нравственности, так как постясь человек учится подчинять свои телесные потребности духу.

В дни поста церковь призывает задуматься о смирении и мученичестве, а также оценить духовный подвиг каждого из апостолов. Мученичество в православии - одно из ключевых явлений. Именно пойти на муки и смиренно их принять - высший духовный подвиг.

Петров пост также дан для того, чтобы наверстать упущенное в Великом посту. Это выход для тех, кто по болезни, в путешествии, или по другим причинам не смог соблюдать Великий пост перед Пасхой.

Что можно и нельзя есть в Петров пост

Петров пост, в отличие от Великого, не такой строгий. Начинается он в понедельник, на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы). В 2018 году он выпадает на 4 июня, а последним днем поста является 11 июля. Соответственно в 2018 году он длится 38 дней.

В этот период также нельзя есть мясо, молочную продукцию, яйца, но разрешается рыба в некоторые дни недели. Основу постного стола составляет овощи, зелень и блюда, приготовленные из них, а также крупы, фрукты, ягоды и сухофрукты.

Во время этого поста на понедельник предписано употребление горячей пищи без масла, по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям разрешена рыба, в среду и пятницу – сухоядение (хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед). А в выходные дни допускается немного вина.

День памяти Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который празднуют 12 июля, не входит в пост. Однако, если он выпадает на среду или пятницу, то является постным, но невысокой степени строгости – разрешена пища с маслом, рыба и вино.

Святой Серафим Саровский говорил, что «истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему (голодному, жаждущему)… Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много».

Как нужно поститься

Петров пост считается самым легким постом за весь календарный год. Но даже приступая к такому, не самому строгому, посту, нужно посоветоваться со своим духовником и лечащим врачом, если у вас есть какие-либо хронические заболевания.

Вообще, мирянам положен не такой строгий пост, как монахам, для которых Уставом предусмотрены более строгие правила. Во время поста из меню также следует исключить продукты быстрого приготовления, то есть фаст-фуд, кондитерские изделия и выпечку.

В тоже время следует помнить, что пост - это духовное очищение и только на втором месте стоит воздержание от пищи. Оно должно способствовать не потере веса, а укреплению в человеке духовного начала. Поэтому очень важно во время поста молиться, исповедаться и причащаться.

Но, если мирянину по каким-либо причинам нельзя соблюдать все правила поста, он может ограничивать себя в иных, негастрономических вещах. Например, не смотреть в пост телевизор или не пользоваться социальными сетями в интернете.

Традиции и обычаи

По церковным канонам, таинство брака - венчание не совершается в период церковных праздников, постов и индивидуальных храмовых праздничных дней. Соответственно, свадьба во время Петровского поста и в Петров день не разрешена.

Чтобы прожить долгой и счастливой семейной жизнью, рекомендуется переждать Петров пост. Также нужно отложить зачатие детей до окончания поста. Согласно народным обычаям, свадьба в Петров пост не проводилась и по другим причинам.

Петров пост проводится летом, в сезон разгара полевых работ, поэтому сложилась многовековая традиция не проводить свадьбы в это время. Этой традиции придерживается и современная сельская молодежь.

Еще более древняя традиция утверждает, что души умерших в это время посещают Землю, и веселые празднования являются неуважением к их памяти.

Приметы на Петров пост

Во время поста не стоит стричься - волосы будут редкими. В пост не шьют и не занимаются рукоделием - руки будут слабые. Кто в Петров пост деньги даст в долг, тот сам три года из долгов не вылезет.

Брак, заключенный в пост, - недолгий, в семье не будет согласия, и она скоро распадется. Если в Петров пост, на исходе луны, дотронуться бородавкой до сухой ветки, сказав при этом: как в пост на блюде мясо пусто, так чтобы и бородавке было негусто, - то бородавка засохнет и отпадет. Если поминки совпали с постом, то по правилам и помины должны быть постными. Но нет ничего страшного и в том, что на столе в такой день стояла скоромная еда. Если во время поста, при застолье, кто-нибудь будет уговаривать постящегося человека поесть мяса, высмеивая его или пост, то он будет тяжело и долго умирать.

Петров пост - не время для гаданий, обрядов, выполнения магических ритуалов. Так вы можете накликать беду на себя и своих близких, оставшись без поддержки высших сил. Лучше посвятить время молитвам и искренне попросить желаемого у Неба.

Если в первый день поста идет дождь, то урожай будет отменным. Три дождя за один день - год обещает быть богатым на радостные события.

Данный календарь приводится в соответствии со строгим монастырским уставом. На его основе можно понять, какие дни в пост являются более строгими, какие - менее. Но каким именно ограничением будет измеряться ваша мера строгости поста следует опредять из личного опыта, обстоятельств и посоветовавшись с духовником или знакомым священником.

Петров пост по дням

Петров пост - один из двух летних постов. Он готовит христиан к дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) и установлен в память о том, как апостолы постились перед проповедью христианства всему миру. В течение самого поста каждый день тоже имеет свое особое значение. Подробно о каждом дне Петрова поста — в нашем материале.

В ответ на вопрос «Как правильно провести Петров пост?», в первую очередь, я бы посоветовал читателям сайта «Фомы» не пропустить этот пост вовсе. Не будем делать вид, что в это время летнего поста мы также будем готовы сосредоточиться на личном покаянии, как в дни печальные Великого поста. Но это не значит, что нужно махнуть на него рукой. Здесь стоит подойти с несколько иной стороны. Найти некую цель, помимо пищевых ограничений, которые тоже должны быть согласованы с вашими силами.

Вспомним, что Петров пост посвящён памяти апостолов. Апостолы – первые проповедники христианства, первые миссионеры. Так вот, если бы мы в эти недели несколько больше сосредоточились на том, чтобы своей жизнью не давать соблазна людям, не отталкивать их от церкви – это то, что точно может сделать каждый. Постарались бы свою веру сделать более сознательной. Несколько расширили свои познания относительно церковных традиций, чтобы ответы окружающим были не от ветра головы, а от некоторого знания церковного предания. Если мы хотя бы 2-3 книжки прочитаем, которые сделают несколько глубже наше осознание православия, потрудимся немного вместо сидения в социальных сетях или перед телевизором, тогда смысл поста будет этим исполнен.

Петров пост - один из двух летних постов. Он готовит христиан к дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) и установлен в память о том, как апостолы постились перед проповедью христианства всему миру. В течение самого поста каждый день тоже имеет свое особое значение. Предлагаем читателям «Фомы» небольшой рассказ о каждом дне Петрова поста со ссылками на публикации сайта о некоторых святых и святынях.

Первый день Петрова поста.

Мч. Василиска (308). Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского (1015). Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540).
Свв. отцов II Вселенского Собора (381). Сщмч. Михаила пресвитера (1942).

Прп. Михаила исп., еп. Синадского (821). Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых. Прмч. Михаила черноризца (IX). Прп. Евфросинии, игумении Полоцкой (1173). Прп. Паисия Галичского (1460).Обретение мощей мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (2001).

Прп. Симеона столпника Дивногорца (596). Прп. Никиты, столпника Переяславльского (1186). лж. Ксении Петербургской (прославление 1988). Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста, и с ними 1218 воинов с женами и детьми (ок. 218).

Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850) . Сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского (IV). Свт. Иннокентия, архиеп. Херсонского (1857).Прмц. Елены (1938). Прмч. Тавриона (1939).

Апп. от 70-ти Карпа и Алфея (I). Прп. Варлаама Хутынского (1192). Мч. Георгия Нового (1515). Мчч. Аверкия и Елены (I). Прп. Иоанна Психаита исп (IX). Обретение мощей прп. Макария Калязинского (1521).Табынской и «Знамение» Курской-Коренной икон Божией Матери.

Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского (III). Обретение мощей прп. Нила Столобенского (1667). Прав. Иоанна Русского, исп (1730).
Мчч. Феодоры девы и Дидима воина (304). Прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426). Перенесение мощей свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы (1472). Прп. Ферапонта Монзенского (1597).

Прп. Никиты исп., еп. Халкидонского (IX). Свт. Игнатия, еп. Ростовского (1288). Прп. Елены Дивеевской (1832).
Сщмч. Евтихия, еп. Мелитинского (I). Мц. Еликониды (244). Свт. Германа, епископа Парижского (576). Сщмч. Елладия, епископа (VI-VII). Свт. Геронтия, митрополита Московского и всея Руси (1489). Собор всех преподобных и Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших.
Прмч. Макария, Дионисия, сщмч. Николая диакона, мчч. Игнатия и Петра (1931). Прп. Ираклия, исп. (1936). Прмц. Гермогены (1942).
Никейской (304) и Чухломской (Галичской) (1350) икон Божией Матери.

Прмц. Феодосии девы, Константинопольской (730).Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского (1494). Обретение мощей прп. Иова, в схиме Иисуса Анзерского (2000).Мц. Феодосии девы, Тирской (ок. 307-308). Память I Вселенского Собора (325). Собор святых Красноярской митрополии. Сщмч. Иоанна диакона и мч. Андрея (1938). Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1961).
Икон Божией Матери, именуемых «Споручница грешных» и Недремлющее Око

Память Прп. Исаакия исп., игумена обители Далматской, сщмч. Василия пресвитера.

Память ап. от 70-ти Ерма Мч. Ермия. Мч. Философа. Сщмч. Философа пресвитера и сыновей его мчч. Бориса и Николая.

14 июня:
Память мчч. Иустина Философа и другого Иустина и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана. Прп. Дионисия, игумена Глушицкого. Прав. Иоанна Кронштадтского. Прп. Агапита Печерского, врача безмездного. Прп. Иустина Поповича, Челийского. (Серб.) Сщмч. Василия пресвитера, мц. Веры.

Память свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского. Вмч. Иоанна Нового, Сочавского. Сщмча Пофина, епископа Лионского и с ним пострадавших Мц. Бландины и мч. Понтика Лионских. Обретение мощей прав. Иулиании, кн. Вяземской, Новоторжской. Киево-Братской иконы Божией Матери.

Память мчч. Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и мц. Павлы девы, прп. Варлаама Хутынского. Сщмчч. Лукиана еп., Максиана пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии прмч. Киприана. Сщмч. Михаила пресвитера.

Также в этот день Церковь вспоминает перенесение мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву и чествует образы Югской иконы Божией Матери, Табынской и «Знамение» Курской-Коренной икон Божией Матери.

Собор Новгородских святых, Собор Белорусских святых, Собор Псковских святых, Собор Санкт-Петербургских святых.

В Вологде этот день празднество всем преподобным отцам Вологодским.

Память Свт. Митрофана, патриарха Константинопольского. Прп. Мефодия, игумена Пешношского, мчч. Фронтасия, Северина, Северина и Силана, мч. Конкордия. Сщмч. Астия, еп. Диррахийского. Прп. Зосимы, еп. Вавилона Египетского, сщмч. Георгия пресвитера (Серб)., сщмч. Иоанникия, митр. Черногорско-Приморского (Серб.), сщмч. Петра пресвитера. Обретение мощей сщмч. Петра, архиепископа Воронежского.

Память сщмч. Дорофея, еп. Тирского, Мчч. Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона. Прп. Анувия, пустынника Египетского. Прп. Феодора чудотворца. Прп. аввы Дорофея, из обители аввы Серида. Перенесение мощей блж. Игоря, вел. кн. Черниговского и Киевского. Свт. Константина, митр. Киевского и всея России. Блгв. кн. Феодора Ярославича (брата св. Александра Невского), Новгородского. Обретение мощей прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких чудотворцев. Собор всех преподобных и Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших. Сщмч. Михаила пресвитера. Сщмч. Николая пресвитера.
Также в этот день Церковь чествует образ Игоревской иконы Божией Матери.

Память прп. Виссариона, чудотворца Египетского. Прп. Илариона Нового, из обители Далматской. Прмцц. дев Архелаи, Феклы и Сосанны. Свт. Ионы, еп. Великопермского. Прп. Паисия Угличского. Прп. Ионы Климецкого. Прп. Рафаила исп.

Также в этот день Церковь чествует образ Пименовской иконы Божией Матери (принесена в Москву в 1387).

В этот день Церковь прославляет Собор Иваново-Вознесенских святых и чтит память сщмч. Феодота Анкирского. Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина. Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы, Лукины и Артемии царевны. Мцц. Калерии (Валерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской. Сщмч. Андроника, архиеп. Пермского. Сщмч. Александра, Александра, Валентина, Вениамина, Виктора, Александра, Павла, Владимира, Игнатия, Михаила, Николая, Павла, Николая пресвитеров, Григория диакона и мчч. Афанасия и Александра. Сщмчч. Николая и Петра пресвитеров.

Память вмч. Феодора Стратилата. Прп. Ефрема, Патриарха Антиохийского. Прп. Зосимы Финикийского. Свт. Феодора, еп. Суздальского. Обретение мощей страстотерпцев благоверных князей Василия и Константина Ярославских.

Также в этот день Церковь чествует образ Ярославской и Урюпинской икон Божией Матери.

Память свт. Кирилла, архиеп. Александрийского. Прав. Алексия Московского. Прп. Кирилла, игумена Белоезерского. Мцц. Феклы, Марфы и Марии Персидских. Прп. Александра, игумена Куштского и вспоминает обретение мощей прп. Рафаила исп (2005).

В этот день Церковь прославляет Собор Рязанских святых, Собор Сибирских святых.

Также в этот день Церковь вспоминает обретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609).

Память свт. Иоанна, митр. Тобольского. Сщмч. Тимофея, еп. Прусского. Мчч. Александра и Антонины девы. Прп. Феофана Антиохийского. Свт. Вассиана, еп. Лавдийского. Прп. Силуана, схимника Печерского. Сщмч. Тимофея пресвитера.

Собор преподобных отцев Псково-Печерских.

Память апостолов Варфоломея и Варнавы. Сщмч. Митрофана пресвитера и иже с ним мучеников многих (1900). Прп. Варнавы Ветлужского. Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского.

Также в этот день Церковь чествует образ иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («Милующая»).

Память Прп. Онуфрия Великого. Прп. Петра Афонского. Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила Фиваидских. Прп. Арсения Коневского. Прп. Онуфрия Мальского, Псковского. Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских. Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких. Прп. Стефана Озерского, Комельского. Обретение мощей и второе прославление блгв. вел. кн. Анны Кашинской.

Память Мц. Акилины. Прп. Александры Дивеевской. Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской. Мц. Антонины. Прп. Анны и сына ее Иоанна. Прпп. Андроника, Саввы, иконописцев Московских. Сщмч. Алексия пресвитера. Мц. Пелагии.

Память преподобного Мефодия, игумена Пешноского. Прославляет собор Дивеевских святых , а также вспоминает пророка Елисея и Святителя Мефодия, Патриарха Константинопольского.

Память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца. А также вспоминает святого пророка Амоса.

В этот день церковь вспоминает перенесение мощей святителя Феофана Затворника. А также чтит память святителя Тихона, епископа Амафутинского, преподобного Тихона Медынского, преподобного Тихона Луховского, преподобного Моисея Оптинского.

Память святых мучеников Халкидонских - Мануила, Савела и Исмаила.

Память преподобного Варлаама Хутынского, мучеников Триполийских - Леонтия, Ипатия и Феодула, а также чествует образ Боголюбской иконы Божией Матери.

Память апостола Иуды, брата Господня, святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси, святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.

Второе воскресенье по Пятидесятнице. День памяти Всех святых в земле Российской просиявших.
Церковь вспоминает священномученика Мефодия, епископа Патарского, Благоверного князя Глеба Владимирского. А также прославляет Собор всех преподобных отцов во Святой Горе Афонской просиявших.

В этот день Церковь вспоминает обретение мощей преподобного Максима Грека, а также чтит память святого мученика Иулиана Тарсийского.

В этот день церковь вспоминает священномученика Евсевия, епископа Самосатского.

В этот день церковь чествует образ Владимирской иконы Божией Матери.
А также вспоминает Собор Владимирских святых и чтит память мученицы Агриппины Римляныни.

Церковь празднует Рождество честного славного Пророка и Крестителя Господня Иоанна.

В этот день церковь особым образом чтит память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев.

В этот день Церковь чествует образ Тихвинской иконы Божией Матери. А также вспоминает преподобного Давида Солунского.

В этот день Церковь вспоминает обретение мощей святого преподобного Амвросия Оптинского.

Память праведной Иоанны мироносицы и преподобного Сампсона странноприимца. А также прославляет: Собор Вологодских святых, Собор Новгородских святых, Собор Белорусских святых, Собор Псковских святых, Собор Санкт-Петербургских святых.

Память преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, а также вспоминает перенесение мощей святых мучеников Александрийских - Кира и Иоанна.
Завершается Петров пост.

Петров пост - один из двух летних постов. Он готовит христиан к дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) и установлен в память о том, как апостолы постились перед проповедью христианства всему миру. Мы расскажем о правилах и народных традициях Петрова поста.

Фото Alexxx Malev/www.fliсkr.com

Как поститься в Петров пост

Начало Петрова поста - всегда в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы). Дата Троицы зависит от даты празднования Пасхи, поэтому начало Петрова поста приходится на разные даты. И длиться он может от 8 до 42 дней. Заканчивается Петров пост всегда 12 июля. Это день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В честь этого праздника пост и именуется Петровым, или Апостольским. В этом году Петров пост начинается 27 июня.

Петров пост - не такой строгий, как Великий. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, верующие могут есть рыбу. Мясо постящимся есть нельзя.
Но даже приступая к такому, не самому строгому, посту, нужно посоветоваться со своим духовником, а если у вас есть какие-либо хронические заболевания - с вашим лечащим врачом. Вообще, мирянам положен не такой строгий пост, как монахам. Если вам по каким-либо причинам нельзя соблюдать все правила поста (а в монастырском Уставе предусмотрены более строгие правила, например, сухоядение (пища без растительного масла) в отдельные дни Петрова поста), вы сможете ограничивать себя в иных, не гастрономических вещах. Например, в пост не смотреть телевизор или не пользоваться социальными сетями в интернете.

Петров пост - что можно есть?

Петров пост - нестрогий. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, верующие могут есть рыбу. Мясо постящимся есть нельзя.

Чтобы трапеза была не во вред здоровью и при этом, действительно, постной, можно активно использовать в блюдах овощи, грибы, ягоды и фрукты. Существует огромное разнообразие блюд для Петрова поста.

Пост и беременность

О том, как стоит поститься во время Петрова поста беременным и кормящим женщинам, рассказывает протоиерей Игорь Фомин:

Есть разные духовные практики поста, я расскажу о той, что сложилась на приходе нашего храма. Беременные и кормящие женщины освобождаются от гастрономических постов, но освобождаются от постов духовных. Что я имею в виду - например, пост на просмотр телевизора, на бесцельное чтение интернет-сайтов и тому подобное. И, конечно, в Петров и любой другой пост любой христианин должен усердно молиться.

Если вы хотите более подробно узнать, как следует поститься беременной и кормящей женщине, как готовиться к Таинству Причастия, посоветуйтесь с вашим приходским священником или духовником.

Как правильно поститься?